Мероприятия для детей по экологии в библиотеке – Страница не найдена | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова

Мероприятия, проводимые в сельских библиотеках в рамках Года экологии

2017 год – Год экологии в России. Поэтому большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – научить ценить природу, заинтересовать кругом экологических проблем через книгу, показать насколько обширна взаимосвязь человека и природы. 

Для этого в Демкинской сельской библиотеке проводилась  с детьми литературная игра «Земля – планета людей». Началось мероприятие с диалога о том, что значит беречь природу и что такое Красная книга. Вниманию детей были предложены высказывания знаменитых писателей о родной природе: К. Г. Паустовского, И. С. Тургенева, Л. Н. Леонова, А. М. Горького, М. А. Шолохова и др., так же библиотекарь рассказала о красоте родного края, напомнила о бережном отношении к окружающему миру, посоветовала быть наблюдательными и замечать прекрасное в обыденных вещах. Ребята охотно участвовали в  конкурсах: «Загадки флоры и фауны», где дети отвечали на вопросы экологической викторины, «Вспомни, как его зовут» (угадывали исчезающих животных по фотографиям), «Пословица недаром молвит» (вставляли пропущенные слова в пословицы о природе), «Загадки – обманки» (разгадывали загадки о животных). В завершении мероприятия участники разместили на большой карте мира картинки с изображениями  животных по местам их обитания.

В Дубовской сельской библиотеке экологический турнир «Загадки в лесу на каждом шагу». Экологический турнир построили  на знании творчества писателей-натуралистов. В нём приняли участие ребята из старших класса Дубовской средней школы. Ученики, разделившись на две команды, ответили на вопросы викторины, отгадывали зашифрованные названия животных, вспомнили, «с какой ветки эти детки?», и дружно обсудили разнообразие этих птиц. Узнали  интересные факты из жизни разных лесных обитателей. Дети познакомились  с материалами книжной выставкой «Природа – муза великих». Решающим местом в турнире был конкурс капитанов. В конце турнира команды были награждены дипломами.

При проведении каждого мероприятия в рамках Года экологии библиотекарь Ведновской сельской библиотеки Лариса Федорюк стремится добиться того, чтобы каждый участник осознал себя частицей Земли, заставляет размышлять над экологическими проблемами, пробуждает неравнодушное отношение к каждой бабочке и стрекозе, к каждому зверю и птице, и в конечном итоге – к самому себе.

 

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
                                          Е. Евтушенко

 

С таких слов начиналась игра-викторина «Экология и мы», в которой дети разделились на две команды и придумали себе девизы. Вначале провели разминку, затем перешли к выполнению конкурсных заданий. Первый конкурс назывался «Лесная викторина», в которой дети проявили себя знатоками леса. Затем дети продолжили игру в таких конкурсах «Среда обитания», «Пантомима», где они  себя проявили талантливыми актёрами. Конкурсов было много и дети с удовольствием в них участвовали. Завершающим был конкурс «Экологическая катастрофа». Его участники должны были представить себя спасателями и оказать помощь маленьким животным. Дети проявили  смелость, быстроту, ловкость, умение обращаться с пострадавшими, аккуратность и точность. Закончилась игра словами Маленького Принца из книги Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок планету» После такого познавательного мероприятия, хочется надеяться, что дети будут беречь природу. 

lounb.ru

Устьянская Библиотека — Экологический день в библиотеке

    15 апреля в рамках Года экологии библиотеки Устьянского района приняли участие во Всероссийской библиотечной акции «День экологических знаний». В этот день в библиотеках одновременно пошли различные мероприятия:  беседы, творческие мастерские, экологические уроки, викторины и многое другое.

    В Центральной районной библиотеке прошёл День экологических знаний. Для читателей был подготовлен информационный стенд на котором размещены документы об охране окружающей среды, Указ президента РФ, законы, постановления, права и обязанности граждан. В разделах «Эконовости» и «Экодаты», представлены интересные факты по данной теме.  В этот День в библиотеке, для всех читателей, проводился обзор книг, представленных на книжных выставках «Экологический календарь» и «Через книгу – любовь к природе». Книги заставляют задуматься, что необходимо сделать каждому из нас, чтобы сберечь эту красоту для будущих поколений. В день экологических знаний библиотекари провели познавательные уроки для студентов Устьянского индустриального техникума и учащихся Устьянской детской школы искусств и показали электронную  презентацию «Путешествие по страницам Красной книги». Они узнали о том, какие животные, птицы и цветы Архангельской области, в том числе и Устьянского района охраняются Красной книгой, что такое Красная книга, почему возникла необходимость в ее создании, какие существуют редкие животные, растения, какие спасены от полного истребления, и каких мы уже не увидим никогда. Студенты проверили свои экологические знания, пройдя онлайн-тест «Экология и человек», где показали отличные результаты. А так же приняли участие в викторине «Лицом к лицу с природой» и заработали призы. Были подготовлены памятки, которые раздавались всем участникам акции. Так же все присутствующие в этот день посмотрели фотографии удивительных поделок из мусора и бытовых отходов, которые привлекают массу внимания к данной проблеме.

    Библиотекари Строевской библиотеки пригласили читателей-детей на «Свою игру» по экологии «Буду я природе другом». Ребятам были предложены 30 вопросов в шести категориях: «Народные приметы», «Растения леса», «Животные леса», «Птицы леса», «Грибное лукошко» и «Экологическая культура». В завершении мероприятия был проведён обзор журналов «Свирелька», «Тошка и Кº» и «Свирель». Все участники справились с заданиями и получили заслуженные сладкие призы.

    В Советской библиотеке была проведена экологическая игра «Подружись с природой». Библиотекарь пригласила ребят отправиться в виртуальное путешествие по станциям в лесное царство. На первой остановке «Лесная энциклопедия», нужно было по описанию определить о каких деревьях идет речь. Вторая остановка называлась «Жители леса». Ребята отгадывали загадки и отвечали на вопросы викторины-презентации о животных, обитающих в наших лесах. На следующей остановке «Давайте познакомимся»  смотрели презентацию о перелетных птицах и по описанию определяли названия птиц, раскрашивали рисунки птиц. А на «Лесной полянке» отгадывали загадки о цветах и лекарственных растениях. Закончилось путешествие по весеннему лесу на станции «Юные экологи». Библиотекарь познакомила с Красной книгой Архангельской области, а ребята перечислили известных им представителей растительного и животного мира, занесенных в книгу.

    Воспитанники Коррекционной школы в Киземской библиотеке №2 совершили литературно-экологический круиз «Путешествие с каплей воды». Ребята постарались выяснить, зачем нам нужна вода. С помощью презентации, спустились вниз по реке и оказались на дне океана, смогли познакомиться с удивительными и необычными морскими обитателями. В игре «Кто же это?» определяли кто перед ними: рыба или растение. А в игре «Верю — не верю» раскрывали удивительные факты о морских обитателях, попробовали отгадать, что на самом деле, правда, а что – вымысел.   Прослушав стихотворения Б. Заходера «Что случилось с рекой», и Фомушкина В.П. «Что главнее для природы?» узнали, что неразумно расходуя драгоценную воду, мы можем сделать из нашей цветущей планеты безжизненную пустыню.
    В Плосской библиотеке прошёл обзор книг с книжной  выставки  «Экологический календарь»: «Красная книга Архангельской области», книги «Экология России», «Об охране окружающей среды», «Животные леса», «Животные водоёмов», «Растения леса», «Лесная аптека» и др. «Путешествие по Красной книге» проведено библиотекарем Березницкой библиотеки для учащихся 4 класса Березницкой школы. Дети принимали активное участие в занимательных играх и конкурсах на тему экологии.  Выставка книг «Верность и преданность» о кошках и собаках, была оформлена в  Орловской библиотеке. Библиотекарь провела обзор книг с выставки и викторину о домашних любимцах.
    Экологический час “Эта удивительная планета Земля!” прошёл в Илезской библиотеке для дошкольников. Дети посмотрели презентацию “100 интересных фактов о планете Земля”, внимательно рассмотрели плакаты по теме  “Береги свою планету – ведь другой похожей нету!” В конце мероприятия библиотекарь вслух прочитала стихотворение Л. Панасюк “Красивая наша планета Земля!”  В Районной детской библиотеке для детей дошкольного возраста была проведена экологическая викторина «Мир животных. Мир растений». Дети отгадывали загадки о природе и играли в игру «Найди лишнее слово».
    Во Всероссийской библиотечной акции «День экологических знаний» приняло участие 150 читателей. При проведении каждого вечера, беседы или викторины библиотекари обращали внимание на экологические проблемы и совместно с читателями старались найти пути их решения.

ustlibr.ru

Экологическое просвещение в библиотеке

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

         Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу — переориентировать: охранять не от человека, а для человека.    

 Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

 Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;

  2. Совершенствование информационной работы;

  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;

  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;

  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;

  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;

  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;

  8. Освещение работы в СМИ;

  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

o     тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

o     экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;

o     фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно,  оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

Эффективной формой работы является выставочная деятельность.

·         «Мир, окружающий нас, прекрасен»

·         «Мы – твои друзья, природа»

·         «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:

¾    Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾    Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»   

¾    Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д. )

¾    музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)

¾    праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

¾    конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности;  поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Не стоит исключать и традиционные формы: конкурсы рисунков, экологические уроки, турниры знатоков, обзоры, беседы.

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.

Многие русские и зарубежные писатели, такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и  другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности. Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.

В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:

¾    «Чистая улица»,

¾    «Чистый берег»,

¾    «Чистый двор»,

¾    «Лучшая защита — это забота»,

¾    «Чистая земля — чистый двор»,

¾    «Чистое село»,

¾    «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.

Опыт своей библиотеки рекомендуется обобщить в изданиях, имеющих

практическое значение для читателей, к примеру:

¾    дайджест «Экология- 2015»,

¾    список сценариев «Экология-2015»,

¾    библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,

¾    экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php ) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», — сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

 Сейчас сбывается «ноосферный прогноз» Вернадского. Подключение к Интернету, большого количество компьютеров — это, по сути, создание интеллектуальной оболочки вокруг Земли. Важным и сложным местом в этих процессах является подключение самого главного и сложного компьютера — человеческого мозга. Педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего с человеческим разумом учащегося, усиливая процесс обучения. В этой связи перед нашими библиотекарями стоит новая задача. Сегодня он является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря — содействие развитию педагогов.

Во-вторых, педагог — библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства и/или ссылками на различные ресурсы.

 2017 год в России объявлен президентом годом экологии. Библиотеки, располагающие достаточными информационными ресурсами, являются важным звеном в системе экологического просвещения подрастающего поколения. Эффективная деятельность в данном направлении позволит вовлечь детей в практическую природоохранную деятельность и сформировать ответственное поведение ребенка по отношению к окружающей среде.

Задачи экологического просвещения детей библиотеки решают, используя как традиционные, так и инновационные формы деятельности. 

Многие библиотеки реализуют программы, проекты по экологии. Например «Кругосвет», «Юный эколог», «Живая планета», рассчитанные на длительную непрерывную работу е детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современные представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами   экологии, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областям знания: например, мотивы природы в искусстве «Декоративно-прикладное искусство», «Природа в живописи», «Природа в музыке, литературе».

      Работу по экологическому просвещению необходимо проводить совместно с другими организациями, учреждениями образования и культуры. Для различных категорий, учитывая возрастные особенности читателей, можно использовать традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике формы работы: циклы тематических вечеров, обзоров и бесед, экологические акции, конференции, игры -викторины, выставки детских рисунков, экологические аукционы, а также конку фотографий, рисунков, поделок.

Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуем провести:

¾    конкурс поделок из природного материала «Фантазия и природа»,

¾    конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самыми разнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции),

¾    конкурс сочинений «Мой домашний любимец»,

¾    конкурс самодельных книг: книжки-подушки,  книжки-зверушки, выполненные в различной технике —  например, лоскутное шитье, аппликация с использованием природных материалов, пластилина, картона,

¾    «Мой сборник стихов о животных» можно оформить с использованием любой техники, скрепить страницы книги и сделать на неё обложку,

¾    можно объявить конкурс чтецов «Живая классика» но чтению вслух отрывков из произведений российских и зарубежных писателей. Детям можно рекомендовать чтение коротких сказок, рассказов, интересных заметок из журналов.

В последние годы большую популярность приобрел конкурс фотографий, в который рекомендуем включить номинации: «Чудо лесное», «Явления природы», «Редкий кадр», «Фотокотопёс». Можно провести фотосессию в библиотеке «Фотография с любимой книгой о природе».

Библиотеки постоянно ведут поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков.

Квест — это командная приключенческая интеллектуальная игра-поиск, задача участников игры — найти клад или приз. Такую игру можно провести в библиотеке или за её пределами. В экоквест для 12- 14 лет можно включить интеллектуальные задания и головоломки. Предложите участникам разгадать ребусы, составить пазлы, разыскать книги о природе в фонде библиотеки, ответить на вопросы о растительном и животном мире, ознакомиться с картой особо охраняемых природных территорий России и Омской области, района.

При создании комиксов по экологии предложите ребятам придумать сюжет, связанный с темой охраны природы и раскрыть его в нескольких рисунках с краткими текстами.

Эффективной формой работы является выставочная деятельность:

  • «Мир, окружающий нас, прекрасен»

  • «Мы твои друзья, природа»

  • «В объятиях родной природы»,

  • «2017 — Год экологии»,

  • «Экология — проблема 21 века»,

где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем. Помимо книг и журналов, на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. На выставке «Только зелёное» — информация о «жителях» планеты, имеющих такой цвет (земноводные, птицы, насекомые). «Тайны зеленой страны» — экспозиция выставки представит страницы замечательных детских экологических журналов и журналов о природе: «Муравейник», «Тошка и компания», «Свирель».

Планируя работу по экологическому просвещению среди детей и подростков, рекомендуем обратить внимание на экологические даты: День заповедников и национальных парков, Международный День земли, Общероссийские Дни защиты от экологической опасности, Марш парков, Всемирный День окружающей среды, Всемирный День защиты животных, Международный День птиц, Всемирный День здоровья, и т. д. К этим датам можно приурочить Акции. Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Библиотеки могут заниматься и непосредственно природоохранной деятельностью. В продолжение акции инициировать экологические десанты, рейды, экологические патрули «Моё село — не свалка», «За чистоту окружающей среды» по выявлению неблагополучных мест на территории села, провести высадку цветов возле библиотеки. Возможно проведение акции «Живая вода» по поиску и очищению родников или берегов рек. Организация таких акций явилась бы совмещением теоретических знаний с практическими шагами помощи окружающей среде.

Актуальное направление экологической культуры – эко-краеведение, в которое можно включить и экотуризм, позволяющий расширить знания обучающихся об уникальности объектов живой и неживой природы Омской области и своего района. Рекомендуем обратить внимание на работу с Красной книгой Омской области.

Стало традицией во многих библиотеках отмечать Синичкин день как день встречи зимующих птиц, с которого начинают подкормку пернатых. В этот день с детьми можно провести викторины, организовать выставки, где будут представлены работы победителей конкурса «Птичья столовая» — кормушки для птиц самых разных конструкций. Их можно развесить в парке, возле дома или возле библиотеки. Посоветуйте ребятам вести дневники наблюдения за птицами — какие птицы прилетают в «столовую», их повадки, какой корм им больше правится.

Праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

Экологические мероприятия вне стен библиотеки — Марши парков, экологические экскурсии, игры-путешествия на природе способствуют знакомству с миром природы. В летнем читальном зале, летнем дворике в сквере, парке, на территории возле библиотеки можно проводить мероприятия по экологии, подвижные игры, организовать творческие мастерские.

Дети могут принять участие в оформлении выставок поделок из вторсырья, например «Отходы в доходы», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Эко-елка», в конкурсе на лучший костюм из бытовых отходов: полиэтилена, пластиковых бутылок, упаковочного материала, обёрток от конфет, пенопласта, сеток для хранения продуктов.

Экологические праздники становятся завершающим этапом долговременной работы по экологическому просвещению. В фойе можно разместить экспозицию работ участников экологических конкурсов среди юных читателей «Сохраним природу вместе!», «Наши питомцы», «Мозаика природы». В программу праздников уместно включить костюмированный мини-спектакль, викторины, чтение произведений о природе, а также стихов собственного сочинения, торжественное награждение победителей экологических творческих конкурсов.

Интерактивные выставки в библиотеке призваны не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению экологических проблем. Цель выставки — показать возможные последствия загрязнения окружающей среды и помочь читателю чётко определить свою позицию. Наспециальном стенде «Открытое мнение» вывешиваются чистые листы, на которых читатели могут выразить своё отношение к прочитанному, поразмышлять о путях решения экологических проблем. Мнение сверстников, как известно, более значимо для детей, чем мнение взрослых. При организации выставки-отзыва осуществляется рекомендация читателями наиболее интересных для них книг. Можно оформить выставки -«деревья», где на листочках дети указывают свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги. Информацию о проводимых интерактивных выставках можно разместить на веб-сайте библиотеки. Для привлечения внимания читателей к экологическим проблемам можно использовать пособия малых форм: книжные закладки, листовки, буклеты, памятки, рекомендательные списки литературы: «Соседи по планете», «Календарь народных примет», «Экологический календарь».

В связи со стремительным развитием электронных технологий у библиотек появилась новая огромная ниша для творчества. Библиотеки могут предложить своим читателям подборку полезных экологических сайтов; (так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php  собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек), рекомендательные аннотированные библиографические списки и указатели по экологии при определении круга чтения; оповещение по электронной почте о новых поступлениях документов экологической тематики в фонды библиотеки; виртуальные экологические книжные выставки; размещение читательских отзывов о любимых и понравившихся книгах по экологии. Развитию познавательных интересов детей будет способствовать проведение экологических медиа викторин, виртуальных литературно-творческих конкурсов, «Web-спринтов» —  соревнований по поиску в ресурсах  Интернет, которые активизируют работу со справочной литературой, интернет-энциклопедиями. Можно разместить на сайте видеофайлы с записью библиотечных экологических мероприятий или фрагментами из них, включить фотоснимки работ, моменты награждений, видеоролики, запечатлевшие инсценировки отрывков из любимых кит. Удачным может быть создание рекомендательной библиографии в формате «живой детский голос» — запись на видеофайлы рассказов о книгах по экологии, которые ребятам очень понравились, и предоставление возможности посетителям сайта прослушивать эти записи. Среди подростков можно объявить конкурс буктрейлеров, видеороликов, рекламирующих книги по экологии.

Виртуальная выставка — многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (графика, тексты, аудио, видео и др.). Можно оформить виртуальную выставку произведений-юбиляров «Книги о природе». Каждая книга сопровождается краткой аннотацией, сведениями об авторе. Обратившись к интернет-ресурсам, читатель сможет прочесть тексты художественных произведений или прослушать аудиокниги, а также посмотреть фрагменты телеспектаклей, художественных фильмов.

Виртуальная выставка «Мир природы в литературе» может представить произведения писателей-природоведов, юбилеи которых отмечаются в 2017 г., а также материалы о жизни и творчестве (М.М. Пришвина, Г.Я. Снегирёва, В.В. Чаплиной, Г .А. Скребицком, и др.) с портретами писателей, фотографиями книг, отсканированных изображений титульных листов, иллюстрациями детей. Изобразительный ряд может сопровождаться музыкальным оформлением, разнообразными анимационными эффектами.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

В грядущий Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение, образование читателей.

infourok.ru

Библиотека имени Михаила Ульянова: Тебе и мне нужна Земля: экологическое воспитание в библиотеке

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

         Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу — переориентировать: охранять не от человека, а для человека.    


 Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.  Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:
  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:
o     тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды; o     экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей; o     фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля. Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки. Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно,  оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!» Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы». Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации. ·         «Мир, окружающий нас, прекрасен» ·         «Мы – твои друзья, природа» ·         «В объятиях родной природы» Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки: ¾    Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки. ¾    Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»    ¾    Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д. ) ¾    музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию) ¾    праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку. ¾    конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности;  поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции). Не стоит исключать и традиционные формы: конкурсы рисунков, экологические уроки, турниры знатоков, обзоры, беседы. Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д. Многие русские и зарубежные писатели, такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и  другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки. Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности. Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола. В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули: ¾    «Чистая улица», ¾    «Чистый берег», ¾    «Чистый двор», ¾    «Лучшая защита — это забота», ¾    «Чистая земля — чистый двор», ¾    «Чистое село», ¾    «Самый лучший палисадник» и др. Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы. Опыт своей библиотеки рекомендуется обобщить в изданиях, имеющих практическое значение для читателей, к примеру: ¾    дайджест «Экология- 2015», ¾    список сценариев «Экология-2015», ¾    библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет, ¾    экологические путеводители и др. Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php ) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек. Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», — сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека. НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ: — «Заповедными тропами», — «Природы мудрые советы», — «Пернатые обитатели земли», — «Лес исцеляющий», — «Живая планета» — «Вода в нашей жизни», — «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов) — «Русские „колумбы“ (о путешественниках) — «Живи, Земля!», — «Как сберечь  голубую планету» (к Международному дню Земли) — «И вечная природы красота» ¾    «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды) — «Бросим природе спасательный круг» — «Не только в гости ждет тебя природа!» — «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах) — «Времена года моего села» ¾    Цикл о временах года (4):  «Красавица зима»,  «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…»,  «Осенний калейдоскоп» — «Чистая экология – здоровая жизнь…» — «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли) — «Наши милые питомцы»  (к Всемирному дню домашних животных) — «Пришла красавица весна», — «Мама всех звериных малышей» (105-летию  со д. р. В. В. Чаплиной),  — «Природа, как же ты загадочна!», — «Моя малая Родина», — «Моя страна – безмерна и бездонна» — «Времена года» — «Открой для себя удивительный мир птиц», — «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц) — «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей  среды) — «Берегите природу!» (к Году экологии) — «Царица-Водица», ¾    «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды) — «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц) — «Береги природу своего края», — «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды) — «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества) — «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных) — «Заповеди природы» — «Сохраним природу для потомков» — «Что вы знаете об охране окружающей среды» — «Очистим планету от мусора» — «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек) — «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц) — «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли) — «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога) — «Зоны экологического бедствия» — «Она – твой давний добрый лекарь» — «Заглянем в мир живой природы» — «Наш общий друг – природа»  — «Тем, кто любит природу» — «Моя планета – ЗЕМЛЯ» ¾    «Охрана природы – веление времени» — «Сохраним природу» (к Международному дню Земли) — «Вы слыхали о воде?  Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды) — «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц) — «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды) — «Мы в ответе за этот мир!» — «За чистоту озер и рек в ответе человек»  (2005-2015 – Международное десятилетие действий «Вода для жизни») — «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях) — «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны — «Семь страниц про зверей и птиц» — «Через книгу – любовь к природе» — «В капле воды  отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни») — «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли) — «Жить в согласии с природой» — «Мир зверей и птиц сходит со страниц» — «Живая планета — живая душа» — «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры) — «Изучаем родную природу» — «Прогулки по лесу» — «По страницам Красной книги» — «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных) — «Вода – источник жизни»  (ко Всемирному дню Воды) — «Красная книга и ее обитатели»  (ко Дню охраны окружающей среды) — «Новоселье птиц» — «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли) — «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды) — «Экологическое ассорти» — «Книги писателей-натуралистов» — «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды) — «Как не любить нам эту Землю!» ¾    «Слово  о  родной  природе» ¾    «Моя  любимая  кошка» ¾    «Всё  о  кошках» ¾    «Моя  семья  любит  природу» ¾    «В  мире  животных» ¾    «Природа  и  фантазия» ¾    «Причуды  природы» ¾    «Удивительный  мир  природы» ¾    «Сохраним наш мир» ¾    «Природе надо, чтоб её любили» ¾    «Человек – гармония – природа»   ¾    «Экологические проблемы XXI века» ¾    «Краски осеннего леса» ¾    «Где зимуют наши птицы?» ¾    «О природе с любовью»   ¾    «Не просто жить в ладу с природой» ¾    «Золотая осень»   ¾    «Лес, точно терем расписной»   ¾    «Весенняя капель» ¾    «Набат тревоги нашей» ¾    «Природа наш дом – береги ее» ¾    «Чудеса и тайны живой природы» ¾    «Вода – бесценный дар природы» ¾    «Загадки лесовичка»   ¾    «Все о природе»   ¾    «Дары осени» ¾    «В защиту Новогодней елки» ¾    «Все о птицах» ¾    «Берегите этот мир» ¾    «Сбережем и сохраним» ¾    «Пришла весна» ¾    «Природа Донского края», ¾    «Здоровье планеты – твое здоровье» ¾     «Земля в экологической опасности» ¾    «Вестники радости и весны» ¾    «Зимующие птицы» ¾    «Чем природа удивит?» ¾     «Забавная анатомия» ¾    «Хвостастая викторина» ¾    «Общий язык для детей и зверей». ¾    «Разноцветная палитра живой природы» ¾    «За горами, за лесами – экологическое путешествие» ¾    «Эколог – профессия будущего» ¾    «Красоту своими руками» ¾    «На тропе любви к природе ¾    «Красота родной земли» ¾    «Доктор изумрудного леса» ¾     «Сайки, дрозды и свирели на праздник к нам прилетели» ¾    «Парки и скверы нужны городу и деревне»» ¾    «Сад моей мечты»         

ulyanovbib.blogspot.com

Мозаика экологических мероприятий | Видеть, слышать, чувствовать природу

(если вы ищите сценарные разработки по экологии, на нашем эковестнике имеется страница «Экология в сценариях и играх» — кликните по ссылке )

2013 год Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом охраны окружающей среды. Все библиотеки Каневской библиотечной системы принимают активное участие в экологическом просвещении наших земляков.

С января по июнь этого года для читателей библиотек Каневского сельского поселения были проведены мероприятия экологической направленности.

В центральной библиотеке прошла мультимедийная презентация «Заповедная Россия». 11 января 1917 года был основан Баргузинский заповедник — первый на территории России. Начиная с 1997 года, день образования Баргузинского заповедника, отмечают в Российской Федерации как День заповедников и национальных парков. Этому празднику было посвящено мероприятие «Заповедная Россия», в ходе которого с помощью мультимедийной презентации студентам СКТ «Знание» было рассказано о самом первом – Баргузинском заповеднике, о самом большом – Большом Арктическом заповеднике, и о заповеднике, который расположен на территории нашего края – Кавказском заповеднике.

14 февраля была проведена познавательная викторина «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей». Цель познавательной викторины состояла в том, чтобы дети вспомнили литературные произведения о природе. В вопросах викторины упоминались рассказы и сказки Н. Сладкова, Б.Жидкова, В.Бианки, М.Пришвина, Э.Сетон-Томпсона, Р.Киплинга.

15 апреля был проведен обзор у книжной выставки «Запасной планеты у нас нет». Книжная выставка состояла из книг, рассказывающих об удивительном мире животных и растений и учебных пособий по экологии, экологическому праву. Выставка была интересна как младшим школьникам, так и подросткам.

В библиотеке-филиале № 1 х. Сухие Челбасы 27 февраля проводилась эко-викторина «Я иду по лесу». Дети вместе с библиотекарем отправились в путешествие по лесу. По дороге они отвечали на вопросы викторины, связанные с обитателями леса, участвовали в конкурсах «Угадай дерево», «Что за птичка», «На грибной тропе».

5 марта состоялась эко-игра «Птичий базар». В ходе игры читатели библиотеки узнали много нового о пернатых друзьях и важной роли, которую они играют в биосфере. Игра сопровождалась мультимедийной презентацией. В конце были разгаданы ребусы.

В библиотеке-филиале №2 х. Средние Челбасы 1 февраля прошел экологический час «Веселый муравейник». Во время экологического часа дети познакомились с интересными фактами из жизни муравьев. Затем, разделившись на две команды «Рыжие муравьи» и «Черные муравьи»,  приняли участие в конкурсах: «Знатоки природы», «Муравьиные бега», «Трудолюбивые муравьи», «Грибная полянка», «Дорога к дому». победителей наградили грамотами «Юный эколог».

Не осталась в стороне от экологического просвещения и библиотека филиал № 3 (библиотека семейного чтения). В начале года был оформлен информационный стенд «Знаете ли вы, что…», посвященный Году охраны окружающей среды, где поместили статистические данные, интересные факты о природе, представлен календарь основных экологических дат.

5  февраля была организована книжная выставка и состоялась викторина «Певец русской природы», посвященные 140-летию М. Пришвина. На выставке были представлены произведения писателя-натуралиста, его портрет. Читателям предлагалось ответить на вопросы викторины по творчеству писателя.

20 марта проходила экологическая игра-викторина  «Вода — чудесный дар природы». Четвероклассники школы им. Пушкина с пользой отметили Всемирный день воды. Они узнали о важной роли воды в природе и жизни человека, играли в занимательные игры, отгадывали загадки. Свои вопросы им задали сказочные герои — Нептун, Водяной и Снежная королева. Ребята мастерили бумажные кораблики, искали «сокровища затонувших кораблей», разгадывали кроссворд. Интеллектуальные задания чередовались с танцевальными паузами, а также минуткой релаксации под звуки моря. Все участники получили памятные призы.

26 марта была оформлена книжно-информационная выставка «На крючке». На ней были представлены книги и журналы, которые открывают все секреты рыбной ловли. Информация была интересна не только начинающим, но и опытным рыбакам.

Познавательная игра для детей «Целительная сила растений» состоялась 5 июня. Ребята узнали о том, что бесполезных растений в природе не бывает. Каждая травинка, каждый цветок приносит пользу, а многие растения способны заменить привычные лекарства.

 Самым масштабным мероприятием экологической направленности, прошедшим в библиотеках Каневского поселения, стала Всероссийская акция «Библионочь-2013», которая прошла 19 апреля. Центральная библиотека и библиотеки-филиалы №3  и №6 совместно провели библиоаркаду «С Маленьким Принцем по планете людей». Девиз мероприятия – «Чистота в помыслах, единство в действиях, порядок на Земле!».

Ребята разделились  на две команды. Игра состояла из трех уровней, на каждом уровне команды должны заработать как можно больше очков. Помогали юным путешественникам мультипликационные  персонажи Микки Маус и Минни Маус (ростовые куклы).  Для детей были проведены эко-турнир «Я человек, и я за все в ответе»,  и литературная игра «Кто в лесу живет, что в лесу растет». Завершающий этап  библиоркады – конкурс рисунков на тему «Наша планета в наших руках».

Библиосумерки для детей в библиотеке-филиале №1 х. Сухие Челбасы прошли под названием «Экологический калейдоскоп». Девизом  мероприятия стали слова: «Читать всегда, читать везде – вот лозунг наш и точка!»  Началось мероприятие мультимедийной презентацией: «Не рвите цветы!», затем ребята отвечали на вопросы викторины: «Наши пернатые друзья». Прослушав обзор книг «Природа – мать всему живому», юные читатели  за чашкой чая,  дали оценку данному мероприятию и решили: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Малахова Т.Н., заведующая ЦБ Каневского поселения

Если вы ищете сценарии мероприятий по экологии, обратитесь к разделу на нашем сайте «Экология в сценариях и играх»

46.086764 38.972531

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

ekovestnik.wordpress.com

Сценарий к экологическому празднику в школьной библиотеке.

Экологический праздник «Наш дом – планета Земля». (Сценарий).

Добрый день, дорогие друзья!

Этот год объявлен годом Экологии. И именно по этому поводу я и пригласила вас в гости к себе в библиотеку.

Дети рассматривают оформление библиотеки по теме. Подходят к дереву «Четырёх сезонов», затем заведующая библиотекой обращает внимание на выставку по теме, на которой представлены произведения писателей о природе. Смотрят на облака-украшения, на которых написаны стихотворения по теме.

Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы  напомнить  друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.

Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.

Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли?  (Ответы детей)

Звучит стихотворение:

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа.

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

               

Ребята, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом, её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую викторину, которая и покажет нам насколько хорошо вы знакомы с природой. За каждый правильный ответ вы получаете балл.

«Экологическая викторина».

Задание первое. «Интеллектуал».

В этом задании прозвучат загадки. Ваша задача дать верный ответ.

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся. (Река и берега)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Высоченный великан

Будто угодил в капкан,

Никуда он не идет,

На одной ноге растет.

Как огромными руками,

По ветру шуршит ветвями. (Дерево)

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

Я все терплю

И всем добром плачу. (Земля)

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

Стоят столбики белены,

На них шапочки зелены. (Березы )

 

Вырос мягкий стебелек,

Он и ростом невысок,

Достает до ног едва,

Называется… (Трава) 

Красные, черные глазки видны,

Значит, уже подоспели они.

Спрятались в травке, притихли и ждут,

Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)

 

Вот так чудо! 
Вот так диво! 
Как сорвался он 
С обрыва, 
Так уже 
Который год 
Все никак 
Не упадет. (Водопад)

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек? (Лес)

Правильно – это лес.

А в чём назначение леса? Лес – чудесное творение природы. Без него давно бы прекратилась жизнь. 

 

Задание 2. «Эрудит»

Это задание посложнее. Вы должны ответить на вопросы, которые я задам.

 

1.     Кто слышит ногами? (Кузнечик)

2.     Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

3.     Чем зудит комар? (Крыльями)

4.     Погибают ли растения под снегом? (Нет. Они спят.)

5.     Чем питаются зимующие птицы? (Семенами, ягодами, семечками, крошками)

6.     Почему в лесу нельзя разжигать костёр? (Место под костром не зарастает 5-7 лет)

7.     Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)

8.     Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

9.     Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (Тетерева, рябчики)

10.   Какая птица не высиживает птенцов и не вьёт гнезда? (Кукушка)

11.   Какая из птиц, обитающих в наших хвойных лесах, самая маленькая? (Королёк)

12.   Какая птица зимой белая? (Белая куропатка)

13. Сколько ног у паука? (8)

14. Какое дерево в России цветет позже всех? (Липа)

15. Назовите рыбу без чешуи (Сом)

16. Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковые)

17. Какое из морских обитателей самое умное? (Дельфин)

18. Какая рыба называется именем человека? (Карп)

19. Где живут и чем питаются ежи? (В лесу, строят гнезда, мыши, насекомые, грибы, яблоки….)

20. Почему муравья называют силачом? (Поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)

Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудными заданиями.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть мультфильм, который наглядно покажет вам, что произойдёт с окружающим нас миром, если мы не будем его беречь.

Дети смотрят мультфильм «Экологическая корова».

Давайте побеседуем об увиденном.

 

В заключении  встречи заведующая библиотекой  рассказала ребятам  о Красной  книге. Скажите, дети, как называется книга, в которую «вносят» редких животных? (Ответы детей).

Совершенно верно, это Красная книга.

«В  красную  книгу  заглядывать  буду,

Редких  животных  я буду  беречь,

Правил ее никогда  не забуду,

А нарушителей  буду  стеречь».

Наша с вами задача сделать так, чтобы в эту книгу попадало как можно меньше животных и растений. Что мы для этого должны сделать? (Ответы детей).

Мы – спасители и хранители нашего огромного дома под названием «Земля».

Всё в наших руках.

Нужно жить в ладу с природой, чувствовать свою ответственность за планету Земля – такую огромную и такую одинокую в своих бедах и болях…

Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

infourok.ru

Традиционные и инновационные формы работы библиотек с детьми по экологическому просвещению

 Методическая консультация

 2017 год в России объявлен президентом годом экологии. Библиотеки, располагающие достаточными информационными ресурсами, являются важным звеном в системе экологического просвещения подрастающего поколения. Эффективная деятельность в данном направлении позволит вовлечь детей в практическую природоохранную деятельность и сформировать ответственное поведение ребенка по отношению к окружающей среде. Задачи экологического просвещения детей библиотеки решают, используя как традиционные, так и инновационные формы деятельности. 



Многие библиотеки реализуют программы, проекты по экологии. Например «Кругосвет», «Юный эколог», «Живая планета», рассчитанные на длительную непрерывную работу е детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современные представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами   экологии, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областям знания: например, мотивы природы в искусстве «Декоративно-прикладное искусство», «Природа в живописи», «Природа в музыке, литературе».       Работу по экологическому просвещению необходимо проводить совместно с другими организациями, учреждениями образования и культуры. Для различных категорий, учитывая возрастные особенности читателей, можно использовать традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике формы работы: циклы тематических вечеров, обзоров и бесед, экологические акции, конференции, игры -викторины, выставки детских рисунков, экологические аукционы, а также конку фотографий, рисунков, поделок. Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуем провести: ¾    конкурс поделок из природного материала «Фантазия и природа», ¾    конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самыми разнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции), ¾    конкурс сочинений «Мой домашний любимец», ¾    конкурс самодельных книг: книжки-подушки,  книжки-зверушки, выполненные в различной технике —  например, лоскутное шитье, аппликация с использованием природных материалов, пластилина, картона, ¾    «Мой сборник стихов о животных» можно оформить с использованием любой техники, скрепить страницы книги и сделать на неё обложку, ¾    можно объявить конкурс чтецов «Живая классика» но чтению вслух отрывков из произведений российских и зарубежных писателей. Детям можно рекомендовать чтение коротких сказок, рассказов, интересных заметок из журналов. В последние годы большую популярность приобрел конкурс фотографий, в который рекомендуем включить номинации: «Чудо лесное», «Явления природы», «Редкий кадр», «Фотокотопёс». Можно провести фотосессию в библиотеке «Фотография с любимой книгой о природе». Библиотеки постоянно ведут поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков. Квест — это командная приключенческая интеллектуальная игра-поиск, задача участников игры — найти клад или приз. Такую игру можно провести в библиотеке или за её пределами. В экоквест для 12- 14 лет можно включить интеллектуальные задания и головоломки. Предложите участникам разгадать ребусы, составить пазлы, разыскать книги о природе в фонде библиотеки, ответить на вопросы о растительном и животном мире, ознакомиться с картой особо охраняемых природных территорий России и Омской области, района. При создании комиксов по экологии предложите ребятам придумать сюжет, связанный с темой охраны природы и раскрыть его в нескольких рисунках с краткими текстами. Эффективной формой работы является выставочная деятельность:
  • «Мир, окружающий нас, прекрасен»
  • «Мы твои друзья, природа»
  • «В объятиях родной природы»,
  • «2017 — Год экологии»,
  • «Экология — проблема 21 века»,
где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем. Помимо книг и журналов, на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. На выставке «Только зелёное» — информация о «жителях» планеты, имеющих такой цвет (земноводные, птицы, насекомые). «Тайны зеленой страны» — экспозиция выставки представит страницы замечательных детских экологических журналов и журналов о природе: «Муравейник», «Тошка и компания», «Свирель». Планируя работу по экологическому просвещению среди детей и подростков, рекомендуем обратить внимание на экологические даты: День заповедников и национальных парков, Международный День земли, Общероссийские Дни защиты от экологической опасности, Марш парков, Всемирный День окружающей среды, Всемирный День защиты животных, Международный День птиц, Всемирный День здоровья, и т. д. К этим датам можно приурочить Акции. Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Библиотеки могут заниматься и непосредственно природоохранной деятельностью. В продолжение акции инициировать экологические десанты, рейды, экологические патрули «Моё село — не свалка», «За чистоту окружающей среды» по выявлению неблагополучных мест на территории села, провести высадку цветов возле библиотеки. Возможно проведение акции «Живая вода» по поиску и очищению родников или берегов рек. Организация таких акций явилась бы совмещением теоретических знаний с практическими шагами помощи окружающей среде. Актуальное направление экологической культуры – эко-краеведение, в которое можно включить и экотуризм, позволяющий расширить знания обучающихся об уникальности объектов живой и неживой природы Омской области и своего района. Рекомендуем обратить внимание на работу с Красной книгой Омской области. Стало традицией во многих библиотеках отмечать Синичкин день как день встречи зимующих птиц, с которого начинают подкормку пернатых. В этот день с детьми можно провести викторины, организовать выставки, где будут представлены работы победителей конкурса «Птичья столовая» — кормушки для птиц самых разных конструкций. Их можно развесить в парке, возле дома или возле библиотеки. Посоветуйте ребятам вести дневники наблюдения за птицами — какие птицы прилетают в «столовую», их повадки, какой корм им больше правится. Праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку. Экологические мероприятия вне стен библиотеки — Марши парков, экологические экскурсии, игры-путешествия на природе способствуют знакомству с миром природы. В летнем читальном зале, летнем дворике в сквере, парке, на территории возле библиотеки можно проводить мероприятия по экологии, подвижные игры, организовать творческие мастерские. Дети могут принять участие в оформлении выставок поделок из вторсырья, например «Отходы в доходы», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Эко-елка», в конкурсе на лучший костюм из бытовых отходов: полиэтилена, пластиковых бутылок, упаковочного материала, обёрток от конфет, пенопласта, сеток для хранения продуктов. Экологические праздники становятся завершающим этапом долговременной работы по экологическому просвещению. В фойе можно разместить экспозицию работ участников экологических конкурсов среди юных читателей «Сохраним природу вместе!», «Наши питомцы», «Мозаика природы». В программу праздников уместно включить костюмированный мини-спектакль, викторины, чтение произведений о природе, а также стихов собственного сочинения, торжественное награждение победителей экологических творческих конкурсов. Интерактивные выставки в библиотеке призваны не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению экологических проблем. Цель выставки — показать возможные последствия загрязнения окружающей среды и помочь читателю чётко определить свою позицию. На специальном стенде «Открытое мнение» вывешиваются чистые листы, на которых читатели могут выразить своё отношение к прочитанному, поразмышлять о путях решения экологических проблем. Мнение сверстников, как известно, более значимо для детей, чем мнение взрослых. При организации выставки-отзыва осуществляется рекомендация читателями наиболее интересных для них книг. Можно оформить выставки -«деревья», где на листочках дети указывают свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги. Информацию о проводимых интерактивных выставках можно разместить на веб-сайте библиотеки. Для привлечения внимания читателей к экологическим проблемам можно использовать пособия малых форм: книжные закладки, листовки, буклеты, памятки, рекомендательные списки литературы: «Соседи по планете», «Календарь народных примет», «Экологический календарь». В связи со стремительным развитием электронных технологий у библиотек появилась новая огромная ниша для творчества. Библиотеки могут предложить своим читателям подборку полезных экологических сайтов; (так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php  собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек), рекомендательные аннотированные библиографические списки и указатели по экологии при определении круга чтения; оповещение по электронной почте о новых поступлениях документов экологической тематики в фонды библиотеки; виртуальные экологические книжные выставки; размещение читательских отзывов о любимых и понравившихся книгах по экологии. Развитию познавательных интересов детей будет способствовать проведение экологических медиа викторин, виртуальных литературно-творческих конкурсов, «Web-спринтов» —  соревнований по поиску в ресурсах  Интернет, которые активизируют работу со справочной литературой, интернет-энциклопедиями. Можно разместить на сайте видеофайлы с записью библиотечных экологических мероприятий или фрагментами из них, включить фотоснимки работ, моменты награждений, видеоролики, запечатлевшие инсценировки отрывков из любимых кит. Удачным может быть создание рекомендательной библиографии в формате «живой детский голос» — запись на видеофайлы рассказов о книгах по экологии, которые ребятам очень понравились, и предоставление возможности посетителям сайта прослушивать эти записи. Среди подростков можно объявить конкурс буктрейлеров, видеороликов, рекламирующих книги по экологии.

Виртуальная выставка — многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (графика, тексты, аудио, видео и др.). Можно оформить виртуальную выставку произведений-юбиляров «Книги о природе». Каждая книга сопровождается краткой аннотацией, сведениями об авторе. Обратившись к интернет-ресурсам, читатель сможет прочесть тексты художественных произведений или прослушать аудиокниги, а также посмотреть фрагменты телеспектаклей, художественных фильмов.

Виртуальная выставка «Мир природы в литературе» может представить произведения писателей-природоведов, юбилеи которых отмечаются в 2017 г., а также материалы о жизни и творчестве (М.М. Пришвина, Г.Я. Снегирёва, В.В. Чаплиной, Г .А. Скребицком, и др.) с портретами писателей, фотографиями книг, отсканированных изображений титульных листов, иллюстрациями детей. Изобразительный ряд может сопровождаться музыкальным оформлением, разнообразными анимационными эффектами. Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. В грядущий Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение, образование читателей.

Консультация подготовлена зав.сектором обслуживания читателей-детей Н. А. Лебедевой

ulyanovbib.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *