Поделки из осенних листьев. Коллажи, аппликации для детей. Картины в японской технике «Ошибана». Мозаика из сухих листьев
Картина из листьев, обновлено и добавлено 16.03.2015 г.
Поделиться:
Работу такого рода делала впервые, насмотревшись в интернете на картины, выполненные в технике «ошибана», или флорийская мозаика, или прессованная флористика. Здесь на сайте еще в 2011 году увидела мастер класс http://stranamasterov.ru/node/126556 Надежды Путиловой, стала усиленно засушивать листья, травы, все не хватало то времени, то вдохновения, но наконец созрела сейчас и сразу сделала за несколько присестов эту картину. Спасибо мастеру за идею!
Решила добавить фото с подробностями, а то сама когда готовилась делать эту работы-практически не могла найти крупных фотографий, только все выставляют вид издалека. А хотелось бы посмотреть поближе Надеюсь не разочаруетесь,т.к. как то страшновато все это с близкого расстояния. Здесь небо, тут я вижу, что стоило отламывать края листьев-чтоб контура не было. Немного левее центра-это лист хрена, из-под снега его выкопала и во влажном виде засушила. Он побелел — высох к концу лета, а зимой еще от влажности заплесневел. Лист хрена при сушке становится прозрачным-очень ценное качество. Сушила для пробы даже вынутые из маринада -из маринованных огурцов. Но тут их конечно нет, но ждут своей очереди, когда меня очередной раз сподвигнет на творчество
вот из такого сора сделана картина Левее березок- белая волокнистая штучка, что под кожурой мандарина
Слева приклеен лепесток желтого ириса. Пока сох в книге с плотными листами-пятнами покрылся -наверное плесень, зато красиво. На березе черные полосы-это серебристый тополь, почему то он почернел в книге при сушке. Очень кстати. Цветы -это бузина, несколько лет пролежало в книге соцветие, при сушке побурели ее белые лепесточки. Тень от березы-это кофейная гуща+ лист темный раскрошенный.
Посыпка в виде песочка-это заварка из использованных чайных пакетиков, просеянная. Практически порошок.
На стволе по правому боку приклеена луковая шелуха-от белого лука. Имитирует игру света от последних лучей за
gepur-shop.ru
Аппликация и поделки из сухих листьев: советы по заготовке материалов и изготовлению различных поделок на примере вазы из кленовых листьев с фотографиями и видео уроками. Мозаика из листьев для школы
Как сделать поделки из осенних листьев | Коллаж — осенние листья деревьев, советы
На уроке по теме «Мозаика из осенних листьев» преподаватель показывает репродукции известных панно из смальты, подробно останавливается на особенностях эскиза для мозаик, разъясняется необходимость так называемого набора.
Процесс создания мозаики становится более понятным, если показать аппликацию из цветной бумаги. На образце круглое собрано из квадратов и треугольников. Обращают внимание на свет, тень, рефлекс и блик круглых объектов.
Ученики выполняют набор на отдельном листе бумаги, вырезая ножницами из природного материала кусочки подходящего тона, затем переносят фрагменты набора на чистовик, фиксируют элементы с помощью клея. Работа получается аккуратнее, если пользоваться пинцетом.
Выполнение мозаики или коллажа из осенних листьев обостряет восприятие сложных цветов. Работу над натюрмортом можно разбить на 2 занятия. На первом создают вазу с передачей объема. Пространство над вазой оставляют незаполненным и рисуют ее красками. На втором занятии набирают букет из сухих осенних листьев деревьев и цветов. Лучшие мозаики и коллажи, как и другие осенние поделки из листьев, экспонируют на школьных выставках.
Коллективный коллаж — осенние листья деревьев
Сложные многочасовые работы в студийных условиях проходят успешнее коротких. Коллаж выполняют на планшете, обтянутом плотной бумагой. «Картинная» выразительность усиливается рамным обрамлением.
Но и на обычных уроках, на творческих занятиях в детских садах и школах можно создать полноценный выставочный осенний коллаж большого формата на тему «Золотая Осень».
Всю работу разбивают на четыре стадии. Объемные предмет
gepur-shop.ru
Флорийская мозаика – творческое ноу-хау Александра Юркова
В очередной раз хочется радоваться и гордиться творчеством нашего соотечественника, российского художника, живописца, сценариста и вообще очень творческого человека Александра Николаевича Юркова. Его авторская разработка – это «флорийская мозаика». Сейчас расскажу и покажу, что это за красота.
Здесь вообще нет краски, карандаша и прочих обычных художественных следов. Из чего картины? Читайте дальше ))
Флорийская мозаика
Такую технику и ее название придумал Александр Юрков (1935 г.р.). В течение двадцати пяти лет он ее совершенствовал, за это время успел «написать» более сотни разных картин. Даже трудно сказать, что ему удается лучше – портреты, пейзажи, изображения животных … Действительно, талантливому человеку любая картина удается.
У художника есть сайт с огромной галереей. Если есть желание, картины можно посмотреть живьем – еще в 1998 году в Нижнем Новгороде автор открыл свою галерею под названием «Юрковка».
Хороши и пейзажи, и портреты, и животные
Меня удивляет одна вещь. Казалось бы, специфика используемых материалов (сухой гербарий) должна ограничивать палитру и, соответственно, тематику работ. Казалось бы, из сухих листьев можно составлять только осенние пейзажи. Но не тут то было )) мастер очень умело пользуется своими «красками» и творит без границ.
Кроме картин в технике «флорийская мозаика», Александр Юрков делает много других поделок – это композиции из спичек, из арбузных семечек, из ракушек … Богатая фантазия, точность черт, гармония цвета – все красиво и удивительно.
Автопортрет
Портрет дочери
monemo.ru
Флорийская мозаика: нижегородский художник рисует листьями и строит церкви из манки | Культура
Единственный в своём роде
На главной улице Нижнего Новгорода, Большой Покровской, во дворе старинного дома есть небольшая дверь с красной табличкой, кнопкой и надписью «Художник». Звонок в дверь. На пороге появляется энергичный седовласый мужчина, владелец собственной галерии Александр Юрков. «Добро пожаловать в „Юрковку“», – говорит он и приглашает пройти в единственную в мире художественную галерею картин, выполненных в технике «флорийской мозаики». Художник не использует ни единой капли краски, он рисует с помощью фрагментов листьев. У Юркова есть даже сертификат от зарубежной энциклопедии Who is who в России, подтверждающий, что он единственный в мире художник, который работает в технике «рисование листьями».

Хороший художник вырастает из подмастерья
Александр Юрков вырос в сибирском посёлке в Томской области в семье ссыльного. В 15 лет он поступил в ученики к художнику Красноярского драматического театра. «Мы ведь раньше все были, как Ваньки Жуковы: все цеховые всегда брали себе учеников, – вспоминает Юрков. – Это была хорошая школа и мастерства, и жизни».
Юркову 78 лет, из них более 60 отданы театру, поскольку он всю жизнь проработал театральным художником. Постепенно он постигал азы профессии: был учеником художника-декоратора, затем стал художником-оформителем и, наконец, вырос до главного художника театра. Параллельно с этим закончил художественную школу имени В. Сурикова и актёрское отделение Красноярского училища искусств. «Именно так выращивали раньше специалистов при театрах. И считаю, что это было самое лучше образование, – говорит художник. – Театром надо заразиться, он должен войти в твои поры, чтобы ты знал в нём и своей профессии всё от самого начала».

За эти годы он в качестве художника-постановщика, актёра и режиссёра работал во многих театрах В 1976 году обосновался в Нижнем Новгороде и десять лет проработал главным художником академического театра драмы им. А. М. Горького.
Идеи рождаются случайно
Юрков называет свою технику «флорийской мозаикой», потому что создаёт свои картины из высушенных растений: мозаичным способом наклеивает резаные фрагменты листьев на гипсокартон. «На наши пенсии можно разве что три тюбика краски купить. А тут набрал растений – вот тебе и материал на целую картину, – говорит художник. – Мне для работы годятся любые листья. Они должны окончательно выгореть, выцвести, чтобы на уже готовой картине не происходило деформации цвета. Использую не только готовые растения, но и довожу их до определённой готовности сам».

Когда сходит снег, Юрков собирает прошлогоднюю листву серого, тёмного цвета, сушит её на подоконнике, затем проглаживает утюгом. Использует и кукурузные початки для светлых тонов. Сухие, готовые к работе листья, режет скальпелем на кусочки нужной формы. Затем наклеивает их на готовый набросок будущей картины. Работа невероятно кропотливая: ведь если при письме красками можно сделать крупный мазок, то при рисовании листьями приходится наклеить множество фрагментов растений, чтобы получить нужный эффект. В среднем, Юрков рисует в год 26–28 картин, то есть на каждое произведение уходит не менее двух недель.
«Впервые я использовал технику «флорийской мозаики» при постановке спектакля по произведению Веры Пановой «Верность», – вспоминает художник. – Там была трогательная история любви, и нужна была мягкая, негромкая палитра цвета. И я попробовал сделать эскиз из листьев. Художественный совет его принял, и всё оформление спектакля было сделано таким способом».

Художника работа в такой технике увлекла. Как председатель секции театральных художников, каждые два года Юрков организовывал с товарищами выставки «Театральный художник вне театра». Кто-то вывешивал свои портреты, кто-то – экслибрисы, а Юрков решил показать картин сорок, нарисованных с помощью листьев. Они получили неожиданный резонанс, было много восторженных откликов.
Клейстер, сажа, глина и растения
«Дело не только в том, чтобы сделать картину, – объясняет Юрков. – Прежде всего, нужно придумать идею, свой подтекст, понять, что ты хочешь сказать людям, затем сходить на этюды, сделать наброски. А сама техника – это дело второе».
У художника большой опыт по изобретению всевозможных хитростей остался ещё со времен работы в театре. Средства, выделяемые для оформления макета сцены, всегда были скудными. А что делает художник, когда у него нет денег? Конечно, изобретает. Краску, например. Для сцены нужно было такие огромные полотна делать, что никакой покупной краски не хватило бы. Брали примитивную краскотёрку и через неё протирали серую, жёлтую, белую, оранжевую глину, а потом просушивали.

«Из печной сажи получалась прекрасная чёрная краска, а из мела – белая, – рассказывает художник. – Для декоративной работы использовали ещё клейстер и мыло». У Юркова было в запасе немало таких оформительских хитростей: две из них были даже опубликованы в журнале «Техника и технология театра».
«Юрковка» родилась из подвала
Постепенно работ стало так много, что их было уже негде хранить. Несколько месяцев Юрков ходил по инстанциям, пытаясь оформить документы на подвал в доме, где проживает, чтобы сделать в нём частную галерею. Как раз в это время судьба его свела с Владимиром Анисимовым, бывшим офицером Военно-морского флота, более 20 лет прослужившим на атомных лодках на Крайнем Севере. Живописью, графикой и резьбой по дереву Анисимов начал заниматься ещё в годы службы. А когда на выставке увидел работы Юркова, выполненные во флорийской технике, загорелся идеей научиться тоже рисовать картины без краски. Юрков объяснил ему особенности техники письма за полчаса и дал самодеятельному художнику листьев из своих запасов. Через неделю Анисимов принёс уже готовую интересную работу. Таким образом у Юркова появился последователь, а также помощник, который взял на себя всю организационную работу по подвальному помещению под галерею.

Полтора года ушло на оформление документов, разгребание мусора и ремонтные работы в подвале. «Над превращением этого подвала в галерею работали и наши с Володей друзья, и артисты театра, и жильцы дома – мои удивительные соседи, – рассказывает художник. – Так, в 1998 году и возникла эта галерея, которую назвали „Юрковка“». Вот уже пятнадцать лет двери «Юрковки» распахнуты для гостей. За эти годы её посетило более 700 тысяч гостей. Многие экскурсионные городские маршруты для россиян и иностранных туристов включают в свою программу посещение «Юрковки». Причём посетить галерею любой человек может совершенно бесплатно. Здесь побывали и бизнесмены, и политики, и государственные деятели, и послы зарубежных стран. Посол Германии даже купил одну из картин.

Церкви из манки и арбузных семечек
Картины Юркова в основном о родной природе, о простых людях. В них всегда есть какой-то особый подтекст, либо тёплый, либо ироничный. Названия некоторых своих работ сам художник называет «хулиганскими», например, «Сомнение. Атомулиядала», «Старая коза», «Мимо тёщиного дома», «Доступное жильё». Каждый посетитель этой необычной галереи буквально носом утыкается в картины, чтобы рассмотреть, а не подкрашены ли они. Но сколько ни вглядывайся, понять, что эти картины нарисованы листьями, а не красками, невозможно. «Не для того я рисовал, чтобы можно было разглядеть, что тут нет краски, – смеётся Юрков. – Я же художник, поэтому должен уметь технично передавать свою идею любыми средствами».
И Александр Николаевич использует в своём творчестве не только листья, но и любой подручный материал. И взрослые, и дети с восторгом разглядывают поделки, выполненные Юрковым. Глядя на макет Псковской церкви, невозможно догадаться, что её стены сделаны из манной крупы и пшёнки.

А красивую колокольню художник сделал из арбузных семечек, которые помогли собрать артисты театра. «Не пропадать же добру», – улыбается Юрков.

Макеты Никольской церкви и полуразрушенного храма, который Александр Николаевич назвал «Разгул атеизма», ещё горят огоньками и вращаются на своих постаментах. В его хозяйстве любые отходы могут превратиться в произведение искусства. Например, ироничное бутафорское изображение двуглавого символа нашей страны Юрков сделал из обычного гофрокартона. Редкий ребёнок не пытается поднять тяжеленные на вид гири, которые оказываются неожиданно лёгкими, потому что выполнены из папье-маше.

aif.ru
Мозаика из листьев | Любимая ДАЧА
Использование хост в декоративном цветоводстве многообразно. Из них получаются отличные бордюры вдоль дорожек, клумб, массивов древесно-кустарниковых насаждений.
Миниатюрная хоста «Rainbows End»
Хосты – многолетние травянистые растения с короткоползучим или укороченным корневищем. Листья многочисленные, яйцевидные или ланцетные, с цельным краем, с привлекательным рисунком жилкования, собраны в прикорневую розетку.
Размеры листьев у разных видов могут значительно различаться, в пределах рода их длина колеблется от 3 до 45 см, ширина – от 2 до 30 см. У дикорастущих хост листья большей частью зеленые, хотя встречаются виды (например, хоста Зибольда (Н. sieboldiana)) с сизой листвой.
6 групп хосты гибридной
Все известные сорта подразделяются на 6 групп в зависимости от высоты растения (без учета цветоносов). Следует заметить, что в разных странах эти параметры могут различаться.
- карликовые (Dwarf) – ниже 10 см;
- миниатюрные (Mini) – 10–15 см;
- маленькие (Small) – 15–25 см;
- средние (Medium) – 25–45 см;
- большие (Large) – 45–71 см;
- гигантские (Gaint) – выше 71 см.
Природные формы
Хоста гибридная «Janet», сорт хорошо растет в полутени и в тени
Существуют природные формы с золотистой или белопестрой окраской листовых пластинок. Цветки довольно крупные, колокольчатые, расположены на цветоносных стеблях, которые обычно превышают высоту листьев. Венчики окрашены в белые и лиловые тона. Единственный вид с ароматными цветками – хоста подорожниковая (Н. plantaginea). Цветение приходится на вторую половину лета.
Наша справка
Род Хоста (Hosta) из семейства Спаржевые (Asparagaceae) включает около 40 (по другим данным около 20) видов, распространенных в Восточной Азии (российский Дальний Восток, Китай, Корея, Япония). В природе эти растения встречаются по берегам рек и ручьев, на скалах, иногда на болотистых участках и песчаных дюнах. Научное название дано в честь австрийского врача и ботаника Николауса Томаса Хоста (Nicolaus Thomas Host).
Хосты от Зибольда
Большинство видов хост, давших начало современным сортам и гибридам, были привезены в Европу в середине XIX в. немецким медиком и естествоиспытателем Филипом Францем фон Зибольдом.
В настоящее время существует около 3 тысяч зарегистрированных культиваров хост, и специалисты полагают, что число не вошедших в ботанические реестры куда больше. В декоративном цветоводстве до недавнего времени наиболее широко были распространены следующие виды.
Хоста голубая
Эффектный гибридный сорт «White Feather»
Хоста Зибольда, или голубая (Н. sieboldiana, = H. glauca) в природе встречается в Японии (о. Хонсю). В культуре с XIX века. Листья плотные, широко-яйцевидные или почти сердцевидные, покрыты сизым восковым налетом, крупные (до 35 см длиной и до 25 см шириной). Цветоносы до 40 см высотой, цветки колокольчатые, венчики 5–6 см длиной, бледно-сиреневые, почти белые.
Хоста подорожниковая
Хоста подорожниковая (Н. plantaginea) в естественных условиях произрастает в Китае и Японии. В культуре с конца XVIII века. Листья нежные, яйцевидно-округлые или сердцевидные, ярко-зеленые, блестящие, крупные (30–45 см длиной и до 35 см шириной). Цветоносы 40–50 см высотой, цветки колкольчатые, венчики до 12 см длиной, белые, ароматные.
Имеется необычный и привлекательный сорт «Aphrodite» со снежно-белыми махровыми душистыми цветками.
Хоста вздутая
Хоста вздутая (Н. ventricosa) встречается в Северо-Восточном Китае. В культуре известна с конца XVIII века.
Листья достаточно плотные, широко-яйцевидные или сердцевидные, иногда почти округлые, темно-зеленые, до 25 см длиной и до 20 см шириной. Цветоносы до 50 см высотой, венчики около 5 см длиной, лиловые.
Хоста узколистная
Хоста гибридная «Allegan Fog»
Хоста ланцетолистная, или узколистная (Н. lancifolia), в природе произрастает на юге Приморья и в Северо-Восточном Китае. В культуре с первой половины XIX века.
Листья плотные, яйцевидно-ланцетные или ланцетные, 15–17 см длиной и 7–8 см шириной, зеленые, блестящие. Цветоносы 30–45 см высотой, цветки фиолетовые. Имеется белоокаймленная разновидность.
О культуре хост
Культура хост в Японии насчитывает не одну сотню лет. За это время были получены многочисленные сорта и культурные разновидности этого растения. Некоторые из них, будучи привезенными в Европу, оказались описаны как природные виды. К таким растениям относятся, например, хосты белоокаймленная (Н. albo-marginata), курчавая (H. crispula), волнистая (H. undulata). В последние десятилетия в садах и парках все чаще выращивают хосту гибридную (H. hybridum) – под этим названием объединены многочисленные современные сорта, чрезвычайно эффектные и многообразные.
Наш совет
- Подкормки комплексным минеральным удобрением проводят ранней весной, в начале июня и в середине июля.
- Поздней осенью вносят органические удобрения: мульчируют посадки питательным компостом или листовой землей с добавлением перепревшего навоза.
- Для этих целей может подойти и перепревший торф. Если почва была хорошо подготовлена перед посадкой, подкормки понадобятся лишь на 3–4-й год.
- Злоупотребление удобрениями, в особенности органическими, хостам противопоказано. Оно приводит к буйному разрастанию растений.
Форма и окраска
У хосты «Fire Island» листья зеленовато-желтые, цветы лавандовые
Помимо высоты сорта хосты различаются формой и окраской листьев. Листовые пластинки могут быть не только яйцевидными или ланцетными, но и почти сердцевидными или почти шиловидными, включая все возможные промежуточные варианты. Хотя листья хост всегда цельнокрайние, существуют виды и сорта с волнистым краем листа.
Окраска листовых пластинок сортовых хост также радует разнообразием: зеленая, голубая, сизая, золотистая, белоокаймленная, пятнистая или со штрихами, а также представляющая сочетания вышеописанных вариантов (например, золотисто-окаймленная с зеленовато-голубым центром).
На солнце или в тени
Считается, что хосты тенелюбивы. Это верно лишь до определенной степени и далеко не для всех сортов. Подбирая место в саду, полезно узнать, какие условия являются оптимальными для того или иного культивара.
Общей рекомендацией будет размещение хост на участке, который хотя бы частично затенен с полудня до вечера.
К общим правилам можно отнести и то, что чем севернее зона выращивания, тем больше солнца требуют хосты, в особенности их сорта с пестрыми и золотистыми листьями.
Для экзотично окрашенных красавиц освещенность имеет особенно важное значение: в тени их листва быстро становится однотонной, скучно-зеленой, а на ярком полуденном солнце может сгореть и засохнуть.
Хосты с сизыми и голубоватыми листьями, наоборот, требуют тенистых условий. Немаловажное значение для выбора участка под посадку играет и плотность листовой пластинки. Растения с более нежными, тонкими листьями хуже переносят яркий солнечный свет, чем сорта с плотной, почти кожистой листвой.
Наша справка
Тропический облик хост многих заставляет думать, что они могут украшать не только приусадебный участок, но и комнаты. К сожалению, это не так: для нормального развития хостам необходим холодный период покоя, когда надземная часть растения полностью отмирает.
Почвы для хосты
Хоста волнистая «Medio Variegata»
В отношении почв хосты достаточно неприхотливы. Тем не менее, как и при выборе участка под посадку, нужно учитывать ряд требований. Категорически противопоказаны этим растениям сухие песчаные, каменистые, а также неокультуренные тяжелые глинистые почвы. Оптимальными являются рыхлые, питательные, хорошо увлажненные субстраты, суглинки с реакцией от слабокислой до слабощелочной.
Водный режим
Правильно посаженные хосты не доставляют особых хлопот и могут расти на одном месте до 10 лет и более. В жаркую засушливую погоду хостам, в особенности молодым посадкам, требуется регулярный полив.
Посадка и пересадка
Посадку и пересадку этих растений лучше всего проводить весной или в конце лета, хотя при необходимости это можно делать в течение всего вегетационного периода – хосты достаточно неприхотливы.
Перед посадкой в хорошо перекопанную почву полезно внести органические удобрения (питательный компост, перепревший навоз или торф). Хосты имеют поверхностную корневую систему, поэтому яму под посадку рекомендуется делать не столько глубокой, сколько широкой.
Расстояние между экземплярами составляет 20–30 см для мелких и средних сортов, 30–40 см – для крупнолистных. Молодые посадки поливают ежедневно на протяжении как минимум 2 недель, если, конечно, не стоит дождливая прохладная погода.
Дело вкуса
Хосты обладают привлекательными цветами, тем не менее часто им не дают цвести, выламывая цветоносы на стадии молодых бутонов. Это объясняется тем, что появление несущих соцветие стеблей нарушает идеально ровную мозаику листьев, делает посадки менее опрятными. Оставлять или удалять молодые цветоносы – дело вкуса садоводов. А вот отцветшие соцветия удаляют обязательно: они не только портят вид куртины, но и в случае завязывания семян ослабляют растения.
Размножение
Хоста «Tokudama Aureonebulosa»
Размножают хосты чаще всего вегетативно: делением куста. Семенное размножение обычно используется лишь селекционерами. Хосты делят в конце апреля – начале мая, полученные деленки достигают крупных размеров уже через пару лет. Деленки должны содержать как минимум 1–2 розетки листьев, а для быстрейшего достижения декоративного эффекта – 3–4 и более. В промышленных масштабах хосты размножают методом культуры тканей.
Наша справка
Хосты используются не только как декоративные растения. Многие виды съедобны, и в Восточной Азии часто выращиваются как овощная культура. Следует также знать, что содержащиеся в этих растениях сапонины являются ядом для собак, кошек и лошадей (симптомы отравления: расстройство пищеварения, рвота).
Хосты в саду
Хороши хосты в виде живописных групп на фоне газонов, по опушкам, у водоемов. Их высаживают в японских садиках, тенистых альпинариях, стампери-композициях.
Эффектно выглядят коллекционные посадки хост, стостоящие из множества сортов и разновидностей, высаженные под древесным пологом или вдоль тенистых парковых дорожек. Хосты отлично сочетаются с морозниками, папоротниками, наперстянками, ариземой, некоторыми злаками, купенами, копытнем.
Текст: Марина Новоселова, фото: Юрий Росков. Материал взят из журнала Любимая дача
Журнал «Любимая ДАЧА» всегда можно купить на сайте www.konliga.biz
ldacha.ru
мозаика. Методы защиты и профилактики садов и огородов

Как узнать болезнь, её проявления
Мозаика – это болезнь, основными характеристиками которой являются пятна зеленого и белого цветов на листьях и плодах. Они бывают разной величины и формы, вызывают повреждение листьев и изменение их контура.
Рассада пораженная инфекцией замедляет развитие и рост, а взрослые растения постепенно чахнут и погибают. Прежде чем появятся характерные пятна, целые поля могут быть полностью заражены.
История появления
Еще в конце XIX столетия первые симптомы были обнаружены на плантациях выращивания табака. Вначале был заражен один куст, он покрывался яркими отметинами, терял форму и, со временем погибал. Постепенно один за другим заболевали соседние, и вскоре, целые плантации были непригодными для дальнейшего производства табака.
Единственным способом борьбы на то время было уничтожение зараженной рассады при первых проявлениях для того, чтоб сохранить остальные. Заболевание получило название «мозаика табака». Лишь через столетье доктором Ивановским Д.И. был обнаружен вирус, вызывающий мозаичную болезнь растений.
Чем вызвано
Мозаика полностью поражает ткани на клеточном уровне. Возникает в результате повреждения хлоро-пластов и частичного разрушения хлорофилла. Происходит распад пластид, вследствие чего снижается уровень углеводов. Начинается отмирание отдельных участков тканей. Возбудителями названы Nicotina virus 1, Cummis virus 2, Solanum virus 1 и многие другие.

Как проявляется
Существуют множество вирусов, которые поражают только определенные сорта. На огородных культурах мозаика может выражаться по-разному. Первыми проявлениями, характерными для нее являются:
- Пятна разных цветов и размеров: могут быть светло-желтыми, ярко-зелеными или белесыми. Имеют неправильную форму и деформируют структуру листовой пластины.
- Развитие культуры замедляется, в сравнении с остальными, нарушается водный обмен, из-за чего стебли и листья засыхают. В первую очередь это касается молодых побегов.
- Коричневые отметины на овощах и плодах. Из-за повреждения начинается процесс гниения, поэтому в пищу они становятся частично или полностью непригодными.
Как распространяется
Инфицирование может происходить при механических повреждениях во время обработки или обычного соприкосновения с зараженными культурами. Часто это происходит при пикировании густой рассады. Но болезнь может передаваться и прикосновением листвы или стеблей друг с другом от ветра.
Обрезать и обламывать зараженные листья или стебли не рекомендуется, так как сок остается на лезвии и руках. При дальнейшей работе на участке существует вероятность множественного инфицирования.
Болезнь может распространяться с помощью переносчиков. Ими могут быть такие насекомые, как: тля, клещ, клоп и др. Также мозаика передается через плоды и семена, переносимые птицами и животными.

Почва под корнем является рассадником инфекции, поскольку в ней могут оставаться растительные остатки, такие как опавшие листья. Способствуют развитию мозаичной инфекции повышенная влажность и температура воздуха +20-25°С.
Также распространение может происходить через капли дождя, стекающие по зараженному растению с мелкими частицами больных растений.
Основные поражаемые культуры
К сожалению, мозаика имеет множество разновидностей и поражает практически все сельскохозяйственные и садовые культуры. Избавиться от нее или предупредить распространение можно лишь на ранней стадии. Необходимо определить больные растения и уничтожить их, чтобы сохранить здоровые.
На плодовых деревьях

Возбудителем является подкожная пятнистая мозаика. Чаще всего страдает груша. Признаки поражения плодовых деревьев:
- трещины на коре и основных ветках;
- листва покрывается мозаичными пятнами;
- в плодах образуются твердые скопления, меняется форма, мякоть темнеет;
- резко падает урожайность.
На цветах

Мозаика проявляется следующим образом:
- на побегах и стеблях появляется желтые стрелки и линии;
- цветы становятся мелкими, вялыми, приобретают зеленоватый оттенок, большинство из них опадает;
- период цветения завершается быстрее обычного.
Болезнь легко перебрасывается на соседние розовые кусты, уничтожая целые посадки и грядки.
Ягоды

Поражаются жилковой мозаикой. Характерные черты:
- хлороз жилок листа (метки разных цветов), сворачивание краев, листья становятся как будто опаленными;
- снижается развитие молодых побегов;
- поражает весь куст, покрывая желтыми пятнами угловатой формы.
Подвергаются многие сорта малины и другие плодово-ягодные культуры, такие как смородина, виноград, крыжовник и др.
Картофель

Кусты картофеля поражает такой вид мозаики, как полосчатая. Первые характерные проявления:
- на верхних тканях и стеблях четко выражаются продольные полосы;
- они приобретают шероховатость и уменьшаются в размере;
- поражает клубни, они становятся веретеновидной формы.
Вследствие этого плоды картофеля теряют вкус, и снижается показатель урожайности. Полосчатая мозаика поражает всё растение и приводит к его гибели.
Томаты

Мозаика томатов – это самое распространенное заболевание этого вида. Его также называют ожогом. Характерные признаки:
- Листья приобретают яркий пятнистый окрас;
- на плодах появляются светло- и темно-зеленые отметины;
- деформация и почернение мякоти томатов с последующим гниением.
Из-за мозаики томатов можно потерять до 20% урожая. Именно поэтому для посадки необходимо использовать только качественные и здоровые семена.
Огурцы

Огурцы наиболее часто подвергаются заражению мозаикой обыкновенной. Симптомы:
- искривленность стеблей и пятнистость листьев еще на рассаде;
- со временем они подсыхают и сворачиваются;
- трещины в стеблях;
- уменьшается количество цветков и их размер;
- плоды огурцов часто скручиваются и покрываются желтыми пятнами.
При сильном поражении могут засыхать цветки, а стебель становится практически прозрачным или блеклым. Весь куст теряет цвет и увядает.
Капуста

Проявления капустной мозаики:
- жилки становятся светлее;
- появляются точечные пятна некроза;
- ткани теряют форму и морщинятся;
- стебель становится хрупким и легко ломается.
Поражает практически все виды капусты.
Редис
Вирусному поражению подвергается как редис, так и редька. Симптомы:
- мозаичность, изменение формы, потемнение прожилок;
- замедление роста;
- появление черных пятен на овощах, мелкоплодность.
На разных сортах может выражаться по-разному.
Горох
Чаще поражается вирусом деформирующей мозаики, изредка – обыкновенной. Проявляется в:
- помятости и курчавости тканей;
- отметинах белого и желтого цвета на листьях;
- замедлении роста;
- пятнистости стручков, их загнивании и чернении.
Горошины в стручках приобретают желтый цвет.
Фасоль
Поражается, чаще всего, мозаикой обыкновенной. Симптомы:
- листва покрывается пятнами неправильной формы, крутится и пузырится;
- поражается стебель, и внизу образуется розетка из больных листьев;
- рассада остается карликовой.
Корни являются инфицированными вместе с землей под ними. Плоды имеют нездоровый блеклый цвет.
Методы профилактики и защиты
Самым первым и эффективным средством от любых болезней является профилактика.

Методы профилактики
Чтобы изначально исключить возможность заражения мозаикой и получить хороший и здоровый урожай, следует:
- использовать для посадки только здоровый материал;
- бороться с насекомыми, которые являются переносчиками мозаики, выполняя весеннюю обработку сада;
- выбирать более устойчивые к заражению сорта;
- уничтожать инфицированные единицы вместе с землей из-под кустов;
- рассаживать ростки как можно дальше друг от друга;
- очищать посадки от сорняков;
- дезинфицировать лезвия садовых инструментов (раствором купороса – 4 ст.ложки на литр воды или марганцовки – 2 ст.ложки на литр воды).
Профилактика для семян
При покупке семян довольно сложно определить их качество. Также вы не можете быть уверенными в том, что они здоровы. Перед посадкой можно проводить профилактику семян, выдержав их в горячей воде на протяжении получаса, или продезинфицировать в растворе соляной кислоты 20%. Затем семена следует промыть и высушить.
Лечение
Лекарств против мозаики, как таковых, не существует. Единственным эффективным лечением является уничтожение инфицированных кустов и сорняков, борьба с насекомыми-переносчиками.
Для дезинфекции ножниц или лезвий секатора можно использовать спирт (подойдет как медицинский, так и обыкновенная водка) или же раствор хлоргексидина. Проводя процедуру обрезки, необходимо после каждого использования инструмента протирать режущую поверхность ватным тампоном или тканью, смоченной в дезинфицирующей жидкости. Следует быть очень аккуратным, чтобы не сломать стебли при уходе за газоном или обработке.
Если мозаика только начала развиваться, можно обработать все кусты раствором карбофоса. Для его приготовления разведите 75 г препарата в 10 л воды и опрыскайте посадки. Это поможет защитить здоровые культуры от заражений. Сильно поврежденные кусты следует немедленно удалить.
Если мозаикой были поражены культуры в теплице, то после сбора урожая необходимо убрать все растения вместе с верхним слоем земли (до 10 см). Затем тщательно обработать всю теплицу (включая стенки) 0,5% раствором тринатрийфосфата. Одежду, в которой вы проводили дезинфекцию, так же следует тщательно прокипятить и обработать, поскольку вирус мозаики может оставаться на ней еще несколько лет.
Итог:
Заболевание растений мозаикой довольно распространено. Возбудителями являются вирусы, лекарства от которых пока не существует. Единственный способ борьбы – это профилактика.
На сегодняшний день над решением вопроса активно работают селекторы. Их основная задача – выведение устойчивых к мозаике сортов сельскохозяйственных культур, что позволит искоренить инфекцию и повысить урожайность растений.
vsadu.ru