ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Основы композиции. Учебное пособие
ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Г. Мур. Король и королева. 1952-1953
К объемной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще и решающие художественные задачи. Это скульптура, мелкая пластика, малые архитектурные формы, произведения декоративно-прикладного характера, различные утилитарные объемы, будь то посуда, мебель, средства транспорта, одежда – в общем, все то, что включает в себя дизайн. Даже в этом простом перечислении чувствуется, какое широкое применение может иметь объемная композиция в нашей жизни для создания функциональных предметов, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Поэтому можно предположить, что именно объем впервые привлек внимание человека как объект украшения. Поиски удобной формы сочетались с поисками методов придания ей выразительности и красоты. Работая над объемной формой, художник не забывал также о цвете и фактуре как активных изобразительных средствах, помогающих создать тот или иной художественный образ. Дошедшие до нас шедевры объемной композиции и через сотни лет поражают сочетанием функциональной продуманности предметов быта и художественной завершенностью формы, выразительностью цвета, фактуры.
На протяжении веков существования объемной композиции менялись художественные и пластические принципы, отдавалось предпочтение тем или иным стилям, велись поиски новых материалов и способов их изготовления, но законы гармонии и красоты оставались неизменными. Средства гармонии, с помощью которых художники добивались наилучших результатов, и поныне остались теми же.
Объемную композицию можно подразделить на два типа: симметричная и асимметричная. Наиболее распространенная – симметричная объемная композиция, имеющая вертикальную ось. Все четыре или более стороны относительно ее одинаковы. Такой симметричный объем в основном организует вокруг себя и одинаковое пространство, так как он ориентирован на одинаковое восприятие со всех сторон. Характерным примером таких композиций можно назвать дорожные ориентиры, верстовые или знаковые столбы, городские фонари прошлых веков, образцы садово-парковой архитектуры (например, ротонды) и т. д. Но и более мелкие предметы можно отнести к категории симметричных объемных композиций. Скажем, горшок, выполненный на гончарном круге. Его форма, с заложенной самой технологией изготовления вертикальной осью, дает нам возможность одинакового пластического прочтения ее с любых сторон. Но силуэт такой композиции может иметь бесчисленное количество вариантов решения форм в зависимости от поставленных задач. Симметричность объемной композиции придает ей уравновешенность, что бывает очень важно для создания утилитарных предметов, а также статичность, посредством которой можно организовать акцент объема в «движущемся» пространстве.
Асимметричная объемная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач и сложного движения масс. Если мы обратим внимание на скульптуру, а тем более на изображение человеческой фигуры, то увидим, что авторы по-разному решали форму объема. Учитывая различные точки зрения, они предлагали на суд зрителей то обобщенно решенную форму спины, то сложные по силуэту боковые точки восприятия со множеством прорывов в форме, то фас, где изобилует огромное количество деталей, поданных неодинаково проработанным барельефом. Так, посредством асимметричной объемной композиции можно понять художественный образ, созданный автором, проследить выраженную им пластическую тему только двигаясь вокруг нее. Асимметрия позволяет более емко выразить образ, передав всю его многогранность и многоликость. Именно асимметричную объемную композицию легче подчинить или развить, вставить в соответствующее пространство. Или пространство подчинить ей.
Окружающее пространство активно влияет на восприятие объемной композиции. Оно выражается в субъективной и часто временной оценке произведения. Рассмотрим простой пример: мраморная парковая скульптура. Сменяемость цветового колорита и фактуры, связанная со сменой времен года, создает большое различие в восприятии достоинств объемной композиции. То мы видим вокруг нее голые заснеженные стволы, то они становятся мокрыми, почти черными. То зелень листвы окружает ее, то золото осени. То вдруг появляются солнечные блики с рефлексами от яркого
освещения и тень. Кто-то увидит эту скульптуру словно высеченной из серого мрамора на фоне снега, кто-то – абсолютно белой на фоне яркой зелени. Даже форма объема может ощущаться по-разному – в силу созданного образа и влияния окружающего пространства. Поэтому решая определенные композиционные задачи, необходимо учитывать взаимодействие объема со средой, ее пластикой, колоритом, фактурой, освещением и т. д.
Ч. Макинтош. Стул. 1900
Существует еще один аспект, который играет немаловажную роль в определении достоинств объемной композиции. Это проблема вписывания объема в окружающее пространство. Объем имеет вес, значимость, идею. Он более реален и ощутим, неясели фронтальная композиция. Его можно поставить, подвесить или положить. Поэтому, скажем, конфликт объема и плоскости должен быть четко продуман автором для того, чтобы найти оптимальное решение. Если живописное произведение вычленяется из окружающей среды в основном посредством рамы, тем самым ограничивая воздействие этой среды, то объемная композиция волей-неволей требует к себе другого отношения, другого подхода, который заключается в сосуществовании с окружающим миром. Роль рамы для произведения, выполненного в объеме, часто играет постамент. Он служит тем ограждением, которое помогает вычленить самостоятельную объемную композицию, скомпонованную по своим принципам, из окружающего пространства.
Разберем несколько возможных вариантов. Плоскость породила объем. Он как бы вышел из нее, и в объеме должна пропитаться эта идея, идея «земли». Или объем словно опустился на плоскость извне, он рожден не ею, а привнесен. В данном случае пластическая тема объема главенствует. Она может как бы перетечь на плоскость, тем самым подчинив ее себе. Но количество необходимой плоскости, способной удержать объем, его пластическую тему, нужно каждый раз искать заново, в зависимости от решения. Постамент в объемной композиции может выполнять различную роль: продолжать решение объема, придавая ему еще большую значимость (памятник Юрию Долгорукому в Москве), служить «мостом» между объемом и плоскостью, выражать идею «земли», развивая ее и подводя к объему. Бывают и другие варианты, например: объем на воде, объем в воздушном пространстве. Разрешения этих композиционных конфликтов можно добиться, работая над формой, ее пластическим решением, над цветовыми характеристиками, фактурами, освещением.
А. Экстер. Эскиз костюма к спектаклю «Дама-призрак». 1924
Работа с цветом в объемной композиции значительно отличается от работы на плоскости. Здесь очень ваясно учитывать не только физическое и психологическое воздействие цвета на зрителя, но и работу цвета на объеме. Мы уже знаем, что цвета бывают выступающими и отступающими, тяжелыми и легкими – все это необходимо учитывать в работе над объемной композицией. Иначе может произойти следующее: пластически вы создали выпуклость на объеме, но за счет окраски в черный или холодный цвет по отношению к очень светлому или теплому объему вы зрительно «вдавили» выступающую часть, а не выявили. Или наоборот: образовалось углубление или даже отверстие, так как вы обработали его светлым или активным цветом вроде желтого или оранжевого. По отношению к темному и холодному решению объема такой акцент, если он вам и нуясен, обесценит богатую по пластике форму Стало быть, применяя такое средство выражения художественного образа, как цвет, необходимо учитывать его свойства и сохранять цельность восприятия пластического решения.
Во многих произведениях объемной композиции применение цвета незначительно или вообще отсутствует. Здесь главенствует фактура как средство выражения художественного образа. Сам способ существования формы и изготовления объема обусловливает фактуру. Материал, будь то дерево, металл, камень, керамика или что-либо другое, должен налоясить свой отпечаток на трактовку формы, соответствуя собственной пластике, выявляя способ изготовления. Такой материал, как дерево, сразу дающий теплый, интимный образ, подбирают по структуре, стараются выявить текстуру древесины, подвергая ее всевозможной обработке. Тут и крупная выборка долотом, и округлые борозды от стамесок, и более мелкие от резцов, а такясе различная полировка, тонирование, вощение. Все это необходимо для выявления фактуры материала. Вспомним скульптуры С. Коненкова. Сравните образы, выполненные им в мраморе, металле и дереве. Какая огромная разница! Как каждая фактура и способ обработки материала помогали мастеру раскрыть тот или иной образ! Обратите внимание, что наиболее значительные произведения искусства, шедевры всегда отличает соответствие фактуры и цветового решения пластике формы. Одновременное применение фактуры и цвета требует тщательной продуманности первостепенной роли того или иного средства. Предпочтение должно быть отдано тому из них, которое полнее выражает художественный образ произведения, а также может наиболее интересно выявить пластическое решение. При сочетании нескольких фактур нуясно поступить так же, то есть отдать предпочтение наиболее выразительной. Но обилие применения различных материалов, тем более в равных количествах и одинаковых качествах, несет за собою потерю выразительности, неожиданности, интриги, контраста, что так важно в любом произведении искусства. Необходимо почувствовать красоту фактур, стараться увидеть их не только в музеях, непосредственно общаясь с шедеврами искусства, но и в окруясающем мире. Это зеркало воды, зелень листвы и травы. Это серебристая древесина сруба и пористость камня. Это полированный металл и блеск стекла…
Самовар «Ренессанс». Конец XIX – начало XX в.
Воспитать в себе чувство такта в работе с материалом можно двумя способами. Первый основан на изучении произведений искусства, а второй – на непосредственном выполнении объемных композиций в материале. Только выполнение их в натуральную величину может дать ответ на вопрос – состоялось ваше произведение или нет. Масштабное макетирование, то есть создание композиций в уменьшенном виде, не позволяет полностью проверить правильность применения фактур и цвета, хотя в работе над формой это незаменимый способ творческого мышления.
Теперь можно перейти к самому главному средству выражения – форме. Именно форма в объемной композиции определяет все. В отличие от пятна воздействие объемной формы гораздо сильнее и ощутимее, так как в данном случае подключается еще и ее масса. Все те психофизические, эмоциональные воздействия, которые рассматривались выше, когда речь шла о пятне, остаются в силе, однако они умножаются на массу. Так, квадрат менее значим, чем куб. Треугольник в положении вершиной вниз неустойчив, но его неустойчивость ощущается гораздо меньше по сравнению с пирамидой в таком же положении. А если объем пирамиды будет во много раз превышать размеры человека, то ощущение неустойчивости выразится настолько ярко, что начнет превышать возможный уровень спокойного восприятия этой формы. Создается ситуация ярко выраженного дискомфорта.
Кабинет во дворце Меншикова. XVII в.
Поэтому очень важно правильно найти размер объемной композиции, соотношение к человеку, пространству, то есть масштабность произведения. Соразмерности молено добиться путем пропорционирования, расчленения большого объема, сохраняя цельность восприятия формы, введением мелких деталей, снижающих противостояние человека и объема. И наоборот, обобщением, укрупнением пластической темы очень мелкого объема можно приблизить его восприятие к наиболее удобным для современного человека размерам. Дело в том, что отношение к размерам, создающим наибольший комфорт для человека, по всей видимости, меняется. Если огромные объемные композиции, относящиеся к определенным стилям, эпохам или идеям, подавляли человека своей массой, низводя его до уровня муравья, то в настоящий момент приоритет завоевывает человек. Появляется демократизм в размерах архитектурных сооружений, мебели, одежды, домашней утвари и т. д. Проблема масштаба – одна из центральных в создании объемной композиции. Но на восприятие формы объема большое влияние оказывает не только масштаб, но и соотношение этих размеров, а также деталей и целого объема, то есть пропорции. Кроме того, очень важно соотношение объема и того пространства, в котором он находится, иначе говоря, система пропорций.
В объемной композиции, как и в любой другой, действуют те же законы и закономерности, используются те же средства для создания гармоничной композиции. Так, закон равновесия, необходимое условие существования любой композиции, имеет особое значение. Это связано с тем, что в объемной композиции нагляднее, весомее, ощутимее выражается неуравновешенность всего объема или отдельных его частей. В связи с необходимостью кругового обзора объемной формы нужно добиваться ее равновесия со всех сторон. Для этого существуют различные приемы. Например, чтобы утяжелить какую-то часть объема, можно укрупнить ее по форме, изменить степень проработки, активно развить движение в утяжеляемую часть, применить более грубую фактуру (матовую, шершавую) и степень ее обработки, задействовать более тяжелый по ощущению материал, более темный цвет. Попробуйте использовать направленное освещение, чтобы в этой части образовались глубокие тени, или облегчить противоположную часть объема. При создании уравновешенной объемной композиции обязательным условием является композиционное единство. Оно выражается единством пластической темы, формы, цвета, фактуры, цельности художественного образа и т. д. Другие необходимые условия – соподчинение частей и целого (художественный образ диктует пластическую тему, та в свою очередь форму, а форма – цвет и фактуру), соответствие приемов и средств главной задаче – созданию художественного образа произведения. Для решения этой задачи художником выбираются соответствующие средства: контраст или нюанс, ритмичный строй для организации мощного движения или же просто форма и фактура.
Творческая работа ведется в двух направлениях. Первое заключается в выполнении модели или макета. Если позволяет размер, лучше выполнить макет в натуральную величину, если нет, применяют масштаб как проектное средство. Он должен быть удобен для работы и помогать выражению художественной идеи. Существуют следующие масштабы: 1:1, 1:2, 1:2,5, 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50 и т. д. Материалы для изготовления макета применяются самые разные: глина, пластилин, воск, формопласт, пенопласт, бумага, картон, оргстекло и др.
Второе направление работы – рисование. Здесь могут использоваться любые графические техники, позволяющие выявить характерные особенности формы, ее пластический замысел, раскрыть художественный образ. Зарисовки лучше делать с разных углов зрения. Таким образом, ведется поиск масштаба объема, его пропорций, продумывается способ изготовления, материал. Если объем нужно вкомпоновать в определенное пространство, то, рисуя его, проверьте возможность вашего предложения по решению объемной композиции в данной ситуации.
Для выполнения практических заданий вам потребуются бумага, картон, клей ПВА, скульптурный пластилин или глина, пенопласт, различные нитки и шнуры, цветная бумага, металлическая фольга и другая фактура. А также различные инструменты и приспособления: хороший режущий инструмент типа ножа, ножницы, пинцет для работы с мелкими деталями, зажим, применяемый в фотоделе или бельевые прищепки для удерживания склеиваемых поверхностей, шприц с клеем ПВА, металлические линейки, всевозможные спицы, проволочки, стеки и т. д.
Занимаясь изготовлением небольших макетов (15 х 20 см), вы должны проявить изобретательность, творчески отнестись к исполнительской части работы, тщательно проработать детали, Работа ведется в два этапа. Первый состоит в поисках пластического решения и самой композиционной идеи. Они ведутся в так называемом рабочем макете, который представляет особый ряд объемных эскизов – в пластилине или бумаге, кому как удобнее. Следующий этап представляет собой чистовой макет, где уже воплощено решение, подобраны материалы для наиболее полного раскрытия пластической и образной темы.
Выполняя эти упражнения, не забывайте о решении таких постоянных творческих задач, как уравновешивание и соподчинение частей и целого произведения, соблюдение композиционного единства, применение различных приемов и средств для выражения одной художественной задачи. Каждый раз, создавая объемную композицию, продумайте, где и как она будет находиться (стоять, лежать или висеть). Исходя из этого, вы решите, плоскость какой конфигурации, пластики и размера вам понадобится.
А теперь возьмите в руки кусок пластилина, сомните его. Для того чтобы рассмотреть, что получилось, вы повернете его несколько раз в руках. Точно так же, выполняя эти упражнения, вы должны поворачивать композиции, как бы обходя вокруг.
Упражнение 1
Склейте два кубика размером 10 х 10 х 10 см. Положите каждый из них на лист бумаги необходимого размера. Попробуйте мысленно убрать освещение. Пропадут тени и эффект объемной формы. Подумайте, какие изобразительные средства можно применить для выявления объема? Реализуйте свои мысли в макете.
1, 2. Упражнение 1
3. Упражнение 3
4. Упражнение 2
Второй кубик используйте для выполнения противоположного задания. Попробуйте чисто зрительно уничтожить ощущение объемной формы, используя для этого всевозможные изобразительные средства.
В результате выполнения этих действий вы должны получить прямо противоположные подходы к решению задачи.
Упражнение 2
Создайте объемную композицию, в которой бы явно выразилась пластическая тема тяжести. Композиция должна быть статичной. Затем попробуйте создать две композиции, в одной из которых доминировала бы пластическая тема горизонтали, в другой – вертикали. Эти композиции – на динамику. Их темы могут быть, например, такими: «Поющие вертикали» или «Стремящиеся горизонтали». Композиции должно отличать образное раскрытие темы. Для их выполнения возможно использование любых изобразительных средств и материалов.
Упражнение 3
Целью этого упражнения является разрешение конфликта между объемной формой и плоскостью «земли»:
а) объемная композиция представляет собой простую по пластике форму;
б) объемная композиция представляет собой сложную по пластике форму.
Предложенные варианты требуют разных творческих решений.
Упражнение 4
Создайте объемную композицию на модульной основе, интересную по пластике и силуэту. Найдите масштабное отношение к человеку. Для этого введите в макет фигурку человека. Выполните макет в один цвет (в бумаге или картоне). Затем введением цвета или фактуры (техника аппликации) выявите пластические особенности данной композиции, обогатив ее. Следующий этап работы заключается в том, чтобы дать второе предложение цветом или фактурой, которое совершенно по-новому дает прочтение данного объема, расставив другие пластические акценты в композиции.
5. Упражнение 4
6. Упражнение 2
7. упражнение 3
8. упражнение 3
Упражнение 5
Создайте объемную композицию, оригинальную по пластике, используя основным средством гармонии контраст. Контраст может выражаться любым изобразительным средством.
Упражнение 6
Создайте объемную композицию, в которой бы четко прочитывались решения ритмических задач.
При выполнении этих заданий у вас должен пройти творчески, активно процесс повторения средств гармонизации и закономерностей композиции в объеме. Целью упражнений является развитие творческого воображения, фантазии и оригинальности мышления, чувства пластики и изобретательности.
9. упражнение 2
10, 11. упражнение 4
12. упражнение 2
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Интересные и красивые поделки вырезанные из бумаги старых книг
Интересные поделки из бумаги замечательной английской художницы Su Blackwell, будто приглашают в сказку. Мне захотелось рассказать о них поподробнее. Бумага — любимый материал художницы и она предпочитает работать только с ним. Невероятные скульптурные поделки, которые она делает из старых книг, иллюстрируют волшебные сказки. Под обложкой книги скрыты все сокровища и тайны нашей цивилизации и своими работами автор дарит их почти переставшим читать зрителям. Эти красивые поделки из бумаги приглашают в фантастический мир приключений и авантюр, где можно плавать по морям на корабле из бумаги и сражаться с книжными пиратами.
Можно затеряться вместе с Алисой среди объемных деревьев, вырезанных из бумаги в поисках белого кролика.
Объемные композиции из бумаги
Особую атмосферу работам придают старинные книги. Из их пожелтевших страниц художница создает иллюстрации происходящего в них и использует их как основу для своих работ. Кажется, что из книги вырастает сказка и приглашает в свой мир.
Для работы Su Blackwell использует нож для резки бумаги, клей, тоненькие проволочки и леску.
Она вырезает послойно из страниц книги траву, деревья, дома. Загибает их в нужном направлении. Затем склеивает объемные композиции и доклеивает фигурки героев.
В сюжетах, как на арене цирка, клоуны, канатоходцы и дрессированные звери разыгрывают перед нами представления.
А вот и храбрая маленькая Герда стремительно несется на олене сквозь густой лес бумажных деревьев, разыскивая своего любимого Кая.
Прекрасные двенадцать лебедей летят из объемного замка из бумаги, подсвеченного изнутри маленькими лампочками или светодиодной лентой. Для создания эффекта полета, автор размещает фигурки птиц на тонких проволочках или подвешивает на лесках к ветвям.
Из книг вырастает трава, лес и маленькая хижина. Очень хорошо видно, как достигается интересный эффект растущей травы и листвы.
Домик с церковью выклеены отдельно и приклеены к страницам книги.
Интересная иллюстрация для зимней сказки. Снежинки закреплены на проволочках.
Автор смело играет с образами и подсветкой своих работ.
Герои и пейзажи любимых сказок вырастают из книжки. Нам хочется самим пожить в домике на дереве и покататься на качелях.
Знаменитый Полярный экспресс мчится над страницами книги ярко освещая ночь.
Эта композиция с таинственным замком и прекрасным единорогом приглашает в сказку. Ее можно сделать для украшения интерьера детской.
Для прочности и устойчивости в стволы деревьев вклеены проволочки.
Работы автора окутаны тайной и приглашают раскрыть книгу и прочесть ребенку волшебную сказку.
А затем создать своими руками иллюстрацию к любимой сказке, ее героев и попасть в мир Маленького Принца и его Розы.
Мы много вырезаем из бумаги и эти интересные иллюстрации дарят новые идеи для творчества.
Спасибо автору этих замечательных работ Su Blackwell.
Ещё много мастер-классов по рукоделию:
При копировании материалов активная ссылка на сайт CREATIVETHERAPY.RU обязательна!www.creativetherapy.ru
Объемные многогранники из бумаги на красивом панно от Matt Shlian
Мое внимание привлекли оригинальные панно, созданные Matt Shlian и сегодня, я хочу рассмотреть, как своими руками можно сделать такие прекрасные картины из бумаги. Автор этих замечательных бумажных объемных композиций прошел большую школу и изучил множество различных техник и материалов. Освоив их, начиная от работы с керамикой и заканчивая живописью, свое истинное увлечение художник нашел в работе с обычной бумагой. Он исследует историю различных техник работы с бумагой и неразрывную связь между искусством и инновационными разработками. Формы, подобные конструкциям на его панно, отлично используются в архитектуре для создания крыш спортивных и современных сооружений. Ярким примером подобного симбиоза является Сиднейский оперный театр.
Объемные картины из бумаги
Matt Shlian настоящий мастер своего дела, а его многогранники из бумаги настолько просты, и одновременно захватывают своей красотой и оригинальностью.
Он выполняет свои работы, как из белой бумаги для черчения, так и из разноцветных вырезок из журналов и цветного картона.
Для разработки своих проектов автор использует обычные подручные материалы, такие как нож для разрезания бумаги и клей ПВА. Он проводит точные расчеты с помощью соответствующих вычислительных программ и создает формы и шаблоны. В результате, вырезав их, правильно согнув в необходимых местах бумагу, обрезав ее и склеив воедино, получаются невероятные замысловатые геометрические объемные панно. Чтобы бумага сгибалась четко в нужных местах и по правильным линиям, ее или слегка надрезают по разметке ножом, или продавливают линии обратной стороной ножа, а потом сгибают. Из полученных деталей разного размера выклеивают на основу композицию.
Только посмотрите, как обычная по-особенному сложенная журнальная страница превращается в красочный калейдоскоп и настоящий арт объект.
Благодаря одной из техник сгибания бумаги — оригами, можно получить вот такое замечательное космическое объемное панно из бумаги. Ведь, согласитесь, эти композиции очень похожи на настоящие космические города.
Поделки Matt Shlian – настоящие головоломки. С первого взгляда определить, как именно были сделаны его «геометрические творения», просто невозможно. Они способны по-настоящему удивить даже самого избалованного критика.
Хотите сделать из бумаги горы или даже быть может шкуру дракона или другого сказочного существа? Посмотрите, как из обычного цветного тонкого картон, клея и ножниц, можно создать настоящие произведение искусства.
С одной стороны – это чешуйки невиданного животного, с другой стороны – горы непознанного загадочного мира или волшебные кристаллы в таинственных пещерах. Многогранность панно из бумаги поражает воображение. В такой технике можно создать светильник или скульптуру. Например, об одном таком авторе создающем замечательные объемные скульптуры из бумаги мы рассказывали в одном из постов.
Техника работы Matt Shlian позволяет делать очень реалистичные имитации лепнины. Объемные композиции могут стать прекрасным украшением гостиной, кабинета или любого другого уголка в доме или офисе.
Такое панно отлично впишется в интерьер в стиле хай-тек. Оно станет отличным, а самое главное, неожиданным и оригинальным подарком на любое торжество.
А если выполнить его своими руками, то презент будет приятен вдвойне. Надеюсь, что продемонстрированные сегодня работы Matt Shlian, вдохновят вас творить и радовать своих близких чудесными поделками.
Спасибо Matt Shlian.
Ещё много мастер-классов по рукоделию:
При копировании материалов активная ссылка на сайт CREATIVETHERAPY.RU обязательна!www.creativetherapy.ru
Изготовление объемных бумажных цветов: 6 МК
- Подписаться
- Лента публикаций
- Последние публикации
- Лучшие публикации
- за все время
- за полгода
- за месяц
- Категории
- Аппликация
- Ассамбляж
- Батик
- Бижутерия
- Бисероплетение
- Бумагопластика
- Валяние
- Витраж
- Вырезание
- Вышивка
- Вязание крючком
- Вязание спицами
- Декупаж
- Квиллинг
delaemrukami.org
Объемные композиции из геометрических тел. Врезки | Artisthall
Чтобы лучше разобраться в принципах формообразования и научиться решать сложные композиционные задачи ученикам предлагается задание на составление объемно-пространственных композиций из геометрических предметов, также называемыми врезками.
Это важное задание входит в состав программы занятий по рисунку, является ключевым звеном в переходе от рисования геометрических предметов к более сложным моделям.
Цель задания.
Задача состоит в том, чтобы изобразить на листе бумаги (А2 60х40см) трехмерную группу геометрических предметов, расположенных в перспективном сокращении, взаимопересекающих друг друга, составить из них гармоничную композицию и основываясь на образном представлении конструкции предметов показать пересечение плоскостей и взаимодействия форм.
В процессе выполнения работы ученик обучается следующему:
- Представлять в воображении, затем изображать композиции из разных геометрических предметов и их сочетаний.
- Умение строить сложные геометрические формы в различных ракурсах
- Анализировать конструкцию предметов, отображать пересечение линий, объемных форм и врезок в трехмерном пространстве.
Строить сложные падающие тени на телах вращения и наклонных плоскостях.
Как составлять объемные композиции из геометрических фигур.
Для составления композиции используются фигуры различных геометрических форм. Важным правилом при создании рисунка, является: что предметы должны именно пересекаться или накладываться друг на друга, и нужно избегать соединения граней соседних предметов в одной плоскости.
В первых вариантах композиций вид и количество предметов может определить педагог, далее ученик сам решает, какие предметы будут использоваться. Особенность задания заключается в том, что все – образ составляющий композицию, предметы, их положения, размеры, ракурсы создаются в воображении ученика, основываясь на творческих способностях, знаниях построения геометрических форм и умении отобразить свои идеи на листе, что было изучено в занятиях по рисования геометрических фигур.
На наших занятиях рисунком существуют варианты, когда объемные композиции создаются из определенного набора предметов, с точным количеством фигур. Так же есть задания, где ученику предлагается взять за основу будущей композиции 3-4 элемента, таких как куб или параллелепипед, пропорционально разместить и объединить их, а далее развить эту комбинацию, добавляя различные тела вращения, такие как шар, цилиндр, конус, чтобы они органично вошли и усовершенствовали существующую группу.
Для более эффектного рисунка врезки выгоднее располагать в пространстве, не изображая плоскость и линию горизонта, представить, что предметы висят в воздухе и рисовать их можно с любой стороны, так ракурсы врезок и пересечений выглядят более эффектно, а в некоторых случаях более наглядно. Особенно зрелищными получаются виды снизу, каких в обычной постановке невозможно увидеть.
Желательно изображать объекты в соразмерном друг другу масштабе, то есть не совмещать большой куб и врезанный в него маленький шарик, от этого абрис пересечения не будет ясным и выразительным.
Большое значение для выразительности композиции имеет итоговый силуэт. Иногда абрис будущей работы может задавать форму для группы предметов, делая композицию более пластичной и оригинальной.
После того как композиция сформирована, выполняются уточняющие эскизы, и, лучший переносится на большой формат. Работа выполняется графическим карандашом с полной светотеневой моделировкой, естественно, без использования линеек и угольников)).
Значение и польза рисование врезок.
Работа над пересекающимися геометрическими телами дает возможность ученику развивать навыки предварительного составления образов в воображении, представлять итоговый вариант рисунка сразу в голове до рисования на бумаге. Благодаря врезкам ученик понимает и прорабатывает конструкцию сечений, преломления граней в местах пересечения тел, располагает падающие тени и световые рефлексы. Все это происходит в воображении, что способствует развитию интуитивных навыков построения различных предметов, перспективному сокращению и расположению теней на сложных плоскостях, что очень пригодится в занятиях по композиции.
Это задание полезно выполнять на любых стадиях обучения и уровня подготовки, повышая сложность композиции и улучшая качество построения сечений. Изображение врезанных предметов полезно как хорошая тренировка для навыков рисования, геометрии и объемно-пространственного мышления.
Важно! Данное задание с небольшими нюансами и особенностями входит в состав экзаменов при поступлении в различные художественные учебные заведения. Научившись принципам рисования объемных композиций, вы сможете выполнить многие задания при поступлении.
Смотрите также:
artisthall.ru
Великолепное моделирование из бумаги от новосибирских дизайнеров
Потрясающе красивые и оригинальные работы создают Алексей Ляпунов и Лена Эрлих — моделируя и составляя макеты из бумаги разного вида они создают великолепные рекламные образы для своих заказчиков. Их композиции из бумажных человечков в окружении интерьеров воссозданных из той же бумаги или целых улиц кишащих машинами завораживают на столько, что с первого взгляда сложно поверить, что это все великолепие сделано только лишь с помощью бумаги клея и макетных ножей.
Даже миниатюрные лица героев в их макетах из бумаги получаются довольно выразительными.
Дополнительных характер героям придает окружающая обстановка. Все это хочется разглядывать в подробностях поближе, потрогать руками.
Можно много говорить и восхищаться подобной техникой макетирования из бумаги когда достаточно просмотреть работы в уже большом количестве сделанных Алексеем и Леной и просто вдохновится их творчеством.
Модели из бумаги популярного музыкального коллектива «The Beatles».
Модели из бумаги
Техника создания модели кропотлива и требует необычайной аккуратности и ловкости. Вырезается каждая деталь, складываются крепежные элементы и склеиваются.
Каждый элемент склеивается в отдельности а потом их соединяют между собой и получается, что одна фигурка состоит из немалого количества деталей.
И все модели из бумаги созданные авторами весьма миниатюрны. Посмотрите на фигурку Перта из бумаги – она не больше ладони.
Шахматные фигурки на доске наверное всего несколько миллиметров.
А иногда герои из бумаги у авторов получаются еще меньше чем ладонь.
И они составляют часть большой композиции – части города из бумаги, сделанного из большого количества деталей.
Вот еще один персонаж, уже побольше, в продолжении темы рок групп.
Выступление группы «Queen».
Персонажи в движении, бумажные волосы развиваются на лету.
Несущаяся на мотоцикле по дороге парочка, деревья, трава, горы – все из бумаги.
Миниатюрность персонажей видна за счет разметки на макетной доске.
И вот целая композиция из таких персонажей наблюдающих за салютом.
И еще.
И еще сюжет в самолете.
Но авторы делают не только объемные фигурки из бумаги но еще и объемные аппликации – продавливая элементы чтобы создать эффект легкого объема плоских деталей.
Иле делая складочки и наслаивая фрагмент на фрагмент – также получается эффект легкого объема.
Не устаю вдохновляться красивыми поделками из бумаги, надеюсь и вам понравятся эти великолепные работы.
Спасибо авторам Алексею Ляпунову и Лене Эрлих.
Ещё много мастер-классов по рукоделию:
При копировании материалов активная ссылка на сайт CREATIVETHERAPY.RU обязательна!www.creativetherapy.ru
Прикольные поделки — аппликации и объемные композиции из цветной бумаги Lym Moreno
Сегодня, мне снова захотелось рассказать вам про интересные работы новых авторов и созданные ими необычные аппликации — поделки из цветной бумаги. Вроде бы все уже сказано, вырезано и склеено и материал простой и доступный, но знакомясь со все новыми работами мастеров «бумаготворчества», понимаешь, что тема неисчерпаема, как и креативные способности человека.
Искусство работы с бумагой раскрывает огромные возможности по созданию необычных работ и реализации всевозможных творческих идей и задумок. Такой вид работы с бумагой, как аппликация известна уже очень давно. Наверное, каждый из нас на уроках рисования в школе выполнял пусть и простенькую, но аппликацию. Делали мы их и со своими детьми, раскрывая перед ними возможности материала и приобщая к творчеству. Увидев невероятные работы австрийского художника Lym Moreno, мне захотелось показать их вам и вдохновить на создание собственных.
Прикольные поделки из бумаги
Несмотря на то, что объемная композиция из бумаги выглядит достаточно сложно, в создании таких работ все предельно просто. Для начала необходимо подготовить материалы, из которых будет состоять аппликация. Вам понадобиться:
— цветная бумага или картон;
— карандаш;
— ножницы;
— клей.
А теперь приложив немножко фантазии и усилий, начинаем продумывать композицию или создавать иллюстрацию к любимой сказке, или даже композицию в рамке. Когда все детали будут прорисованы и вырезаны, они выкладываются в единое целое и приклеиваются. В результате можно получить такую прикольную и незамысловатую поделку.
Аппликация может стать отличным увлекательным занятием, как для детей, так и для взрослых. Особенно, если заниматься ею вместе. Техника выполнения проста и безграничное детское воображение сделают процесс еще более занимательным. В аппликации сложно что-либо испортить. Всегда можно взять другой кусочек цветной бумаги наклеить его поверх испорченного.
Только посмотрите, какие замечательные коллажи получаются у Lym Moreno и его маленьких учеников.
Дети очень любят играть в куклы, так почему бы, вместе со своим малышом не сделать кукольный театр в коробке?
Или даже больше! Только взгляните на этот удивительный бумажный мир в витрине! Подсвеченная небольшими светильниками композиция выглядит волнующе.
Можно сделать целую объемную книжку в картинках, которая будет повествовать неизвестную сказочную историю.
Здесь вам и побежденное чудище из морской пучины, и многое другое. Все можно реализовать из обычных подручных материалов, которые есть в каждом доме.
Любимые сказки, можно воплотить в жизнь, аппликацией из кусочков простой цветной бумаги создать сказочных персонажей. А сам процесс иллюстрации станет настоящим приключением, веселым и радостным.
Удивительный загадочный сад с прекрасной нимфой, может заменить «снежный шар» и стать любимой игрушкой вашего малыша.
А как насчет всеми любимых монополий? Почему бы не сделать настольную игру из аппликации своими руками, и не придумать ее сюжет?
Поделки из цветной бумаги, могут стать отличным украшением любого интерьера, внося в него теплоту родных рук и яркие краски.
Даже страшные монстры, выполненные детьми, становятся обворожительными дополнениями детской комнаты, главным украшением и предметом гордости родителей.
Надеюсь, что продемонстрированные мною работы Lym Moreno вдохновят вас на новые открытия в мире творчества!
Спасибо Lym Moreno.
Ещё много мастер-классов по рукоделию:
При копировании материалов активная ссылка на сайт CREATIVETHERAPY.RU обязательна!www.creativetherapy.ru