Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки,
замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной — единственной выученной версии».
К. Орф.
1. Введение.
Детский шумовой оркестр – одна из самых доступных форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве исполнителей. А шумовые инструменты созданные руками своих пап и мам приобретают особую теплоту и значимость для детей. Таким образом, шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех детей, без исключения, к участию в музицировании, получая от этого эмоциональное удовольствие.
В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром, к ним можно отнести деревянные ложки, трещотки, кастаньеты и палочки. Другие музыкальные инструменты обладают «звенящим» тембром.
Создание шумового оркестра своими руками в кругу семьи служит еще одной немаловажной цели, а может быть и самой важной с педагогической точки зрения – это развитие взаимопонимания в совместной игровой деятельности детей и родителей.
А с точки зрения развития музыкальных способностей игра в шумовом оркестре развивает у детей тембровые представления о шумовых музыкальных инструментах и одно из важнейших музыкальных способностей – чувство ритма.
В настоящее время, в век всеобщей компьютеризации музыкальные инструменты все более приобретают «не живой», синтезированный звук, постепенно вытесняя у будущего поколения музыкальные инструменты с «живым» тембром и звучанием. Сохранение музыкального достояния прошлых веков, развитие музыкального вкуса у современных детей, является главной задачей педагогов — музыкантов нашего времени.
2. Актуальность.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста. В музыкальной деятельности развивать внимание детей можно через озвучивание различных считалочек, несложных песенок, прибауток, осуществлять ритмизацию небольших по содержанию сказок. Этот вид музыкальной деятельности даст детям возможность, не готовясь заранее, включаться в игру как в своей группе со сверстниками, так и в семейном кругу, совместно с родителями. Весёлые и эффективные упражнения для слухового внимания послужат развитию мелкой моторики, разовьют способность понимать метроритмическую пульсацию музыки и речи. Изготовление самодельных музыкальных шумовых инструментов и игра на них послужит развитию у детей творческой фантазии, даст импульс к пониманию строения того или иного шумового музыкального инструмента и послужит хорошим стимулом для развития внимания дошкольников.
3. Педагогическая цель: развитие внимания и музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования на шумовых музыкальных инструментах, сделанных своими руками в семьях воспитанников.
4. Детская цель: дети задали вопрос: «Как сделать музыкальный инструмент? И можно ли будет на нем играть?»
Исходя из поставленных целей, дети и мы воспитатели с музыкальным руководителем решили реализовать творческий проект «Веселый шумовой оркестр» с привлечением в проект семей воспитанников.
5. Задачи:
— изготовить детские шумовые музыкальные инструменты в семьях воспитанников;
— развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух через игру на детских шумовых музыкальных инструментах;
— формировать навыки ансамблевого исполнения на детских шумовых музыкальных инструментах;
— способствовать самостоятельному творческому инструментальному музицированию на детских шумовых музыкальных инструментах.
6. Степень новизны: импровизация на шумовых музыкальных инструментах основана на связи музыки, движения и речи и относится в какой то части к креативной Орф- педагогике, которая позволяет развивать не только музыкально – двигательные способности детей, но и полноценно развивать личность ребенка, раскрывать его внутренний потенциал. Музыкальное развитие детей происходит в непринужденной обстановке, помогает в развитии речи, коммуникативных способностей, вниманию. Творчество детей происходит «здесь и сейчас» и, несомненно, является креативным, современным и новаторским в развитии музыкальных способностей детей, так как несет в себе заряд огромной положительной энергии для развития в детях чувства уверенности в собственных силах и талантах, и проецирует их на реализацию дальнейшего всестороннего развития.
В ходе проекта произведен отбор содержания музыкальных и речевых материалов к проекту, которые строятся на интеграции образовательных областей:
— социально – коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно – эстетическое развитие: «Музыка».
7. Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2020 года.
8. Участники проекта: дети средней группы №10, родители группы.
9. Условия реализации: поставленные задачи реализовать через интеграцию образовательных областей:
Образовательная область |
Программные задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
1. Формирование представлений о музыкальном искусстве. 2. Формирование позитивных установок к игре на шумовых музыкальных инструментах. 3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе музыкальной деятельности. 4. Формирование моральных и нравственных ценностей в процессе музыкальной деятельности. 5. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. |
Познавательное развитие |
1. Формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе. 2. Развитие воображения и творческой активности в игре на шумовых музыкальных инструментах. 3. Развитие интереса и познавательной мотивации к инструментальному творчеству |
Речевое развитие |
1. Развитие речи как средства общения и культуры в процессе обсуждения музыкальных произведений. 2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи. |
Художественно-эстетическое развитие: «Музыка» |
1. Формирование элементарных представлений об музыкальных инструментах симфонического и народного оркестров. 2. Становление эстетического восприятия к окружающему миру. 3. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений. 4. Развитие самостоятельной творческой деятельности.5. Развитие детского музыкального творчества; |
Планирование циклов занятий по образовательным областям
Образовательная область |
Содержание занятий по теме проекта |
«Социально – коммуникативное развитие» |
— беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»; — организация и проведение творческо-речевых игр; — загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты; — оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами; — проведение сюжетно-ролевых игр с использованием музыкальных инструментов «Магазин музыкальных инструментов»; |
«Познавательное развитие» |
— просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов. — организация мини – оркестра и мини – музея «Шумовой оркестр»; |
«Художественно – эстетическое развитие» область «Музыка». |
— знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства: 1) игра «Что под платком?» 2) игра с инструментами 3) игра «Кто к нам пришел» 4) игра «Передай, что сказал бубен» 5) игра «Что это такое?» 6) игра «Тихо и громко» Разучивание и исполнение пьес для детского оркестра музыкальных инструментов: — «Шуршалки, звенелки, стучалки» сл. муз. Е. Гомоновой- «Воробей сидит на крыше» сл. и муз. Е. Гомоновой |
«Речевое развитие» область «Музыка». |
Озвучивание сказок-шумелок: — «Заяц в лесу» — «Мышиная история» -«Танец для мышки» — «Лиса и рыба» — «Зима в лесу» — «Три поросенка» |
При отборе содержания материалов к занятиям учитывались возрастные особенности детей средней группы и интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
10. Практическая значимость.
Мы надеемся, что знания, полученные во время реализации проекта, помогут развить внимание и повысить уровень музыкальных способностей детей, в совместном творчестве в группе со сверстниками и в семьях воспитанников. Работа над проектом способствовала развитию музыкальных способностей детей в соответствии с возрастными особенностями: повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, развилось чувство ритма, тембровый, динамический слух, музыкально-слуховые представления, музыкального мышления и творчества, музыкальная память:
— сформированы навыки ансамблевого исполнения;
— развита способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.
11. Предполагаемый результат.
В социально — коммуникативном развитии сформируются:
— представления о музыкальном искусстве;
— позитивные установки к игре на шумовых музыкальных инструментах;
— целенаправленность, самостоятельность и саморегуляция действий в процессе музыкальной деятельности детей;
— моральные и нравственные ценности в процессе музыкальной деятельности;
— взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
В познавательном развитии разовьются:
— первичные представления о звуке, ритме, темпе;
— воображение и творческая активность в игре на шумовых музыкальных
инструментах;
— интерес к инструментальному творчеству.
В художественно – эстетическом развитии области «Музыка» и
— знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства
12. Этапы работы над проектом:
Работая по теме проекта «Веселый шумовой оркестр», мы разработали этапы проекта.
1 этап подготовительный:
-провести опрос родителей с целью выяснения отношения родителей к данной теме;
-создать условия для самостоятельной, продуктивной и творческой деятельности детей;
-подобрать программный репертуар;
-пополнить музыкальный уголок инструментами – шумелками;
-вызвать у родителей интерес к проекту «Веселый шумовой оркестр », побудить участвовать в создании инструментов
2 этап основной. Формы и методы реализации проекта: познавательные занятия по теме: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «Музыкальные инструменты народного оркестра» — презентации, картинки с изображением музыкальных инструментов.
Продуктивная деятельность: озвучивание сказок-шумелок и пьес для шумового оркестра:
— «Заяц в лесу»;
— «Мышиная история»;
— «Танец для мышки»;
— «Лиса и рыба»;
— «Зима в лесу»;
— «Три поросенка».
— «Шуршалки, звенелки, стучалки» сл. муз. Е. Гомоновой;
— «Воробей сидит на крыше» сл. и муз. Е. Гомоновой.
Игровая деятельность: игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства:
1) игра «Что под платком?»;
2) игра с инструментами;
3) игра «Кто к нам пришел»;
4) игра «Передай, что сказал бубен»;
5) игра «Что это такое?»
6) игра «Тихо и громко».
3 этап: заключительный.
В процессе работы над проектом дети узнали:
— о составе симфонического народного оркестров;
— совместно с родителями изготовили свой шумовой музыкальный инструмент;
— озвучили «Сказки – шумелки» на своих шумовых музыкальных инструментах;
— играли музыкальные песенки – пьесы на своих шумовых инструментах;
— играли в речевые и музыкальные игры;
— узнали загадки о музыкальных инструментах;
— оформили в группе музыкальный уголок «Шумовые инструменты».
13. Список литературы.
1. Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;
2. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;
3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор — Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;
4. Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;
5. Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004;
6. Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;
7. Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;
8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;
9. Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;
10. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — М., Советский композитор, 1983;
11.Поплянова Е. «А мы на уроке». — М., Новая школа, 1994;
12. Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем». — М., 2010.
Инклюзивный оркестр создала мама ребенка с синдромом Дауна.
Даже два оркестра«Маша заново родила меня на свет»
«Я каждый день встаю и говорю: “Спасибо тебе, Господи, что есть Маша”. Такие дети требуют к себе большого внимания и затрат всех энергий, физических и духовных сил. Но и радости дают много», – говорит Татьяна Орехова, основатель и руководитель инклюзивного оркестра «Солнечные нотки».
У Татьяны трое детей, Маша – младшая дочь. «Все анализы были идеальными. Рождение малыша с синдромом Дауна было как обухом по голове. Но жизнь продолжалась. Маша меня просто заново на свет родила, как это ни парадоксально звучит. Я на тот момент работала финансовым директором, но дочь заставила задуматься о том, что нужно делать в жизни что-то другое», – говорит Татьяна.
Татьяна Орехова любит учиться. За свою жизнь она получила не только музыкальное образование, но еще и инженерно-экономическое, прошла финансовую ступень MBA, затем психолого-педагогическое, написала кандидатскую диссертацию по теме «Интеграция разнообразных форм деятельности как фактор развития художественно-творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Появление Маши настроило Татьяну на новый лад. Правда, близкие не были готовы к этим резким изменениям. Старшие дети отдалились. С мужем в итоге совсем недавно расстались. «Теперь моя семья – это мы с Машей и моя мама», – рассказывает Татьяна Орехова.
Рождение оркестра
Татьяна заметила, что музыкальность не зависит от интеллекта – от интеллекта зависит чувство ритмаТатьяна давно преподавала музыку нормотипичным детям и видела, как дети чутко реагируют на музыку.
Идея инклюзивного оркестра посетила Татьяну на праздник Казанской иконы Божией Матери, батюшка благословил ее, и уже через неделю Татьяна начала заниматься с «особенными» детьми.
В 2013 году родился инклюзивный оркестр Татьяны Ореховой «Солнечные нотки». Развитие было стремительным, вскоре оркестр поехал и за границу.
«Мы выступали с концертами в посольстве Германии, и в один из дней на выступление пришел Кристиан Тифферт, колясочник.
На сделанном для него по заказу специальном автомобиле Кристиан сам за рулем совершил автопутешествие от немецкого города Ростока до нашего Урала. Посмотрев выступление наших детей, Кристиан был вдохновлен их талантами и помог организовать нам сольный концерт в Ростоке», – вспоминает Татьяна Орехова.
Кроме Германии оркестр несколько раз выступал в Литве, Турции, Молдове, Южной Корее, во Франции, в 2020 году успели до локдауна провести концерты и в Париже (на именитой сцене Культурного центра России во Франции, где часто выступали Анна Нетребко, Денис Мацуев). «По окончании концерта зрители кричали нам “браво!”», – говорит Татьяна.
Валерий Халилов, руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, увидев выступление оркестра, сказал: «Этому коллективу мы будем помогать всегда». К сожалению, вскоре он погиб в авиакатастрофе.
«Музыка стирает дистанцию между нормой и не нормой»
Педагоги учат детей не бояться собственного голоса, смелее двигаться, увереннее игратьБыли или нет участники оркестра изначально склонны к музыке, Татьяна Орехова не проверяла: «Когда родился оркестр, мы просто начали играть. Сначала это был “шумовой оркестр” – у детей были бубенцы, треугольник, трубочки. Но “шумели” они не просто так, а под музыку, играя сначала самые простые произведения».
И Татьяна заметила, что музыкальность не зависит от интеллекта – от интеллекта зависит чувство ритма.
«Музыка стирает грань, дистанцию между нормой и не нормой, – говорит Татьяна Орехова. – Я вижу, как играет “норма” – и там тоже есть свои троечники, хорошисты, отличники, а есть гении. Так же и особенные дети. Между прочим среди людей с синдромом Дауна встречаются люди с абсолютным слухом. Но любые способности развиваются в труде. Надо пахать».
А еще музыка учит коммуникации. На сцене, отмечает Татьяна, участники оркестра порой ведут себя лучше, чем нормотипичные дети: в каком бы ни были состоянии, они умеют собраться и сыграть идеально.
И конечно, музыка играет огромную роль в развитии и социализации.
«Например, Марк Савельев, аутист. Когда Марк пришел к нам в 2016 году, он даже не смотрел мне в глаза.
У него был страх, но занятия в оркестре его настолько развили, что он поменял школу для глубоко умственно отсталых детей на продвинутый класс, сейчас занимается по первому варианту. Уже складывает столбиком трехзначные числа, – рассказывает Татьяна Орехова. – Оркестр помог Марку.
Наш педагог Никита научил Марка играть на саксофоне. И когда в сентябре 2021 года встал вопрос о том, что в оркестре Марку уже тесно, надо двигаться дальше, мы нашли инклюзивное отделение при школе Игоря Бутмана. И его там взяли! Там играют только аутисты, он попал в свою тусовку, можно сказать, – и развивается дальше».
За все время существования оркестра здесь подготовили более 100 воспитанников. В основном составе около 50 человек. Это и несовершеннолетние дети, и участники, которым больше 18 лет, с различными особенностями развития: синдром Дауна, органическое поражение нервной системы, РАС.
Кстати, вслед за детьми в оркестр потянулись и родители! И здесь появился оркестр мам. «Музыка помогает им переключаться и даже отдыхать», – говорит Татьяна.
Сама она, профессиональная пианистка, в оркестре мам играет на саксофоне. Другая мама, тоже пианистка, освоила бас-гитару. Другие мамы научились играть на гитаре, ударной установке, концертном ксилофоне.
Душевная атмосфера и горящие глаза
В основном составе оркестра около 50 человекКогда-то Татьяну вдохновила идея голландского ансамбля Jostiband, в котором играют взрослые люди с ментальными особенностями. Однако проект Татьяны Ореховой имеет свои особенности. «Там никого не учат. В оркестр они берут людей старше 18 лет, если они уже умеют играть. Jostiband действует при ПНИ, кстати, там это не интернат, а целый город – 5000 жителей с ментальными нарушениями, 10 000 персонала, – поясняет Татьяна. – А мы – учим, и профессионально.
Наши дети осваивают сольфеджио, мелодику, изучают музыкальную литературу, учатся играть на всех видах инструментов: фортепиано, блокфлейта, саксофон, кларнет, ударная установка. А еще вокал, пение, танцы. Педагоги учат их не бояться собственного голоса, смелее двигаться, увереннее играть».
Оркестр продолжал развиваться, в качестве педагогов сюда пришли молодые музыканты, братья-саксофонисты Никита и Влад Соколовы, ударник Олег Степанов, преподаватель танцев Лилия Шиврина, мастер сцены Александр Грибанов, учитель музыки и по совместительству директор воскресной школы храма прп. Андрея Рублева в Раменках Оксана Иванова, педагог по вокалу Надежда Волощук. Это придало проекту более авторитетный вид.
Должны ли педагоги уметь работать с такими детьми? «Есть умение. А есть прикрывание диагнозом того, что ты не умеешь. Самый главный секрет – любовь», – говорит Татьяна Орехова.
Музыканты Влад и Никита Соколовы познакомились с инклюзивным оркестром в 2016 году, когда учились на втором курсе Российской государственной специализированной академии искусств. Нужно было помочь, подыграть. Братья пришли на одну репетицию, потом на другую… Потом начали играть в инклюзивном оркестре постоянно – идея понравилась. А в какой-то момент начали преподавать для участников оркестра. Стало даже интересно – получится ли?
«Наши ребята все ловко схватывали. К каждому, конечно, нужен подход. Кто-то сам проявляет активность, кого-то надо заинтересовывать, раскачивать, – рассказывает Влад Соколов. – Ребята к нам привыкли, пошли на контакт, и все стало получаться. Наверное, это было основным моментом, который мотивировал нас остаться и включиться в эту деятельность на полную катушку: душевная атмосфера и горящие глаза ребят.
Постепенно кто-то из участников концерта начал играть на саксофоне, кто-то на кларнете, все покатилось как снежный ком и вылилось в нечто большее, чем то, с чего начинался оркестр».
Как учить человека с особенностями? Диагнозы могут быть разные, и это тоже влияет на то, как человек учится музыке. Сначала было непросто, отмечают братья Соколовы, и нужно было искать подходы.
«Мы всё постигали на практике. Казалось бы, 45 минут – это обычное занятие, но это так видится со стороны. А у меня и у брата в голове – огонь и вода, огромный спектр чувств. Кстати, то, что мы с братом вместе обучали детей музыке, – наше преимущество: мы делимся впечатлениями, смотрим на ситуацию с разных сторон, помогаем друг другу находить ответы на вопросы.
Спустя какое-то время мы притерлись, приноровились общаться с такими детьми, и у нас пошли успехи. Нас это очень вдохновило. Мы с Владом очень радуемся, что наш труд дает плоды», – говорит Никита.
«Мы прощупывали, насколько ребенок восприимчив, какая динамика. И ставили такие задачи, которые были бы посильны детям. И теперь, когда они в оркестре выполняют каждый свою функцию, это высшая форма успеха: все начинает работать воедино», – поясняет Влад.
Есть истории успеха. «Одним из потрясений для меня был случай, когда мальчик с синдромом Дауна сыграл на кларнете с листа произведение “Путники в ночи” Фрэнка Синатры. Там есть одна особенность, длинные ноты – в нотах это записано сложно для наших музыкантов, несколько нот под одной лигой.
Музыканты Влад и Никита Соколовы познакомились с инклюзивным оркестром в 2016 году, когда учились на втором курсе Российской государственной специализированной академии искусствКак правило, человек, с синдромом Дауна не имеет ритма, он аритмичен, и любая мелодия получается у него набором нот. Но это произведение получилось у него ритмично, потому что он знал ноты и лигу. Он просто поставил ноты и начал играть – и сыграл!» – рассказывает Никита Соколов.
Педагоги поясняют, что людям с синдромом Дауна трудно связывать одно с другим, например, им трудно одновременно читать по нотам, играть и слушать и связывать это все воедино. Те, кто чаще всего ходит на занятия, не пропускает, занимается дома, в итоге играет ритмично.
«Приходится, конечно, стоять рядом и дирижировать, жестикулировать, помогать рукой. Но это как раз приближает к норме, как правило, занятия с преподавателем так и строятся: преподаватель напевает, дирижирует, жестикулирует в момент игры ученика, – поясняет Никита. – Кроме того, у наших ребят ноты разноцветные, это облегчает им задачу разучивать произведение и играть по нотам. То произведение Фрэнка Синатры, о котором я говорил, было написано такими нотами, наш ученик увидел знакомые цвета, знаки и сыграл».
Ребята также хорошо запоминают аппликатуры – комбинации пальцев, как надо класть руку на инструмент, то есть запоминают регистр, высоту ноты и их комбинации. Тут работает и мышечная память.
«Интересно, что она как раз часто губит нормотипичных музыкантов. Обычно человек сначала вспоминает ноты, мысленно повторяет игру в голове, а потом уже играет, профессиональный музыкант может вспомнить в нотах какой-то пассаж, – говорит Никита Соколов. – А менее опытный музыкант как раз помнит все это мышечно: он может не назвать ноту, которую играет, но он играет “на автомате”. И этот подход помогает нашим ученикам».
Сейчас у оркестра много задач. Кроме оркестровых произведений ребята учат еще и сольные партии, под аккомпанемент фортепиано.
«Дети оказались музыкальные. Они слышат музыку, не просто звуки. Разделяют куплет, припев, слышат кульминацию, чувствуют все эти нюансы – постигают музыку наравне с нормотипичными. И конечно, они очень радуются успеху, как и мы, и их родители», – говорит Влад Соколов.
«Благодаря Яну я обрела мудрость и железную силу воли»
«Сначала Ян был растерян, не знал, что от него хотят. Но ему было интересно. А уж когда увидел саксофон, загорелись глаза!» – рассказывает мама ЯнаЯну Овсиенко – 23 года. И уже семь лет он играет в инклюзивном оркестре, вместе с другими участниками, которые стали его друзьями. Об оркестре семья Яна узнала случайно, и Ирина, мама мальчика с синдромом Дауна, которому было тогда 16 лет, не упустила такую возможность.
«Сначала Ян был растерян, не знал, что от него хотят. Но ему было интересно. А уж когда увидел саксофон, загорелись глаза! – рассказывает Ирина. – И сказал: “Да, я хочу заниматься дальше!” Оркестр для сына – источник огромного удовольствия и вдохновения».
Когда Ян родился, Ирина сразу по его лицу поняла, что что-то не так. Что, видимо, у сына синдром Дауна. Ян родился в 1998 году в небольшом военном городке Юрге Кемеровской области. Олег, отец Яна – военный, Ирина, мама, после педучилища начала работать в школе-интернате для детей-отказников.
В 18 лет это было непросто, зато Ирина получила большой опыт работы с различными диагнозами. Поэтому и заметила сразу те самые специфичные черты во взгляде малыша.
«Помню, соседки по палате удивились моему мнению, начали успокаивать: “Да все ты придумываешь!” В этот момент в палату зашли врачи, и я поделилась с ними своим подозрением. “Да, мы как раз хотели с вами поговорить об этом”, – ответили мне», – рассказывает Ирина.
Врачи предложили супругам отказаться от ребенка, но такого пути Олег и Ирина для себя даже не могли рассматривать. «Врачи говорили нам: “Он не будет ни ходить, ни говорить”. Но мы с мужем не собирались отказываться от Яна», – вспоминает Ирина.
Врачи предложили супругам отказаться от ребенка, но такого пути Олег и Ирина для себя даже не могли рассматриватьВ семье Ирины и Олега трое сыновей. Кстати, когда Ирина ждала первенца, ей предрекали, что у ребенка может быть синдром Дауна: «Мы тогда жили в Средней Азии, где было много инфекций, я переболела желтухой и на этом фоне забеременела. Врачи тогда говорили: “Срочно делайте аборт, у ребенка будет синдром Дауна!” Но я не согласилась.
Сын Андрей родился здоровый. А через 12 лет родился Ян…» Когда Ирина ждала третьего ребенка, многие открыто удивлялись ее решимости: «Какая ты рисковая!» Но Ирина прошла всевозможные обследования, и младший Аркадий (ему сейчас 18 лет) тоже родился здоровым.
Ирина твердо решила, что сделает все, чтобы помочь развитию Яна. Городок был маленький, Яна нигде не брали, за спиной у супругов шептались… Ирина тогда работала воспитателем в детском саду, по городу ползли разговоры о ее сыне.
Ирина не отчаивалась – а пошла учиться на психолога, и новые знания помогли ей вникнуть в нюансы заболевания сына, появились полезные навыки работы с такими детьми.
В военном городке Ян был единственным особенным ребенком. Его часто дразнили, обзывали. Но тут на защиту всегда вставал старший брат. А еще Андрей таскал его везде с собой: не стеснялся, наоборот, гордился! Это помогло Яну адаптироваться, он хорошо социализирован и очень общителен. Позже уже младший брат Аркадий учил Яна играть в дартс, в баскетбол – и у него все неплохо получается.
«Оркестр для сына – источник огромного удовольствия и вдохновения», – говорит Ирина, мама ЯнаЯна наконец удалось устроить в сад, где был бассейн, и мальчик с радостью начал учиться плавать. Он не боялся воды, кажется, даже ощущал себя в своей стихии, кричал, как дельфин. А вот подходящих школ там не было.
Когда Яну исполнилось семь лет, мы переехали в подмосковную Кубинку, и Ян проучился 11 лет в 532-й школе в Москве на Новокузнецкой улице.
Врачи, которые пугали Ирину в роддоме, не угадали. Ян научился и ходить, и говорить. Да, чаще он молчит, но, скорее, от стеснения. Родители приложили все усилия, чтобы растить сына активным, спортивным и всесторонне развитым.
Ян поступил в колледж и получил специальность «цветоводство», снимался в качестве модели, но главным увлечением стала музыка.
Когда Ян начал заниматься в оркестре, он играл сначала на рейнстике («палочке дождя»), на колокольчиках. Усилия педагогов не прошли даром: Ян начал играть уже осмысленно. Ноты Ян знает, но играет на слух. Сейчас он освоил и саксофон, и ксилофон, и ударные. А домой родители купили пианино и начали заниматься: Ян разучивал разные песни, мелодии. Потянулся за младшим братом, который играет на фортепиано, и очень любит дома репетировать с Аркадием.
Любовь – главный секрет
Родители отмечают, что Татьяна и педагоги постоянно вводят какие-то инновации, пробуют новинки, и дети продолжают свое развитие«Оркестр дает чувство единения, это прекрасная возможность общаться. А еще у ребят снимается стресс. Мы видим, что Ян может прийти на репетицию в плохом настроении, но через какое-то время он словно выдыхает, и вот он уже веселый, смеется.
Кстати, благодаря занятиям в оркестре наши дети становятся более собранными. Самое главное в этом проекте – социализация особенных детей», – говорит Ирина Овсиенко.
Родители отмечают, что Татьяна и педагоги постоянно вводят какие-то инновации, пробуют новинки, и дети продолжают свое развитие. «Выступают они уже как настоящие профессионалы. Когда наши ребята выходят на сцену, для них это предмет гордости. И мы, родители, конечно же, болеем за них, – говорит Ирина. – А зрители удивляются и благодарят наших детей аплодисментами.
Каждый раз выступление нашего оркестра – это еще и еще одна возможность напомнить людям, что каждому из нас нужна и поддержка, и вера в свои силы, и любовь».
«Когда мы с двухлетней Машей приходили в песочницу, все мамы спешно собирали лопатки и панамки и уводили своих детей. Некоторые говорили: “Не играй с этой девочкой, отвернись!”
Мы оставались одни. И у меня наворачивались на глаза немые слезы, – говорит Татьяна Орехова. – Сейчас мы учим наших детей на лучших образцах мировой музыки. И они играют так, что люди не встают и не уходят, как из той песочницы. И не говорят: “Это балаган, закрой уши!” А заслушиваются.
Мы хотим, чтобы у людей изменилась картина восприятия мира. Чтобы они поняли, что люди с ментальными нарушениями не могут быть изгоями. Раз Бог посылает таких детей, значит, для чего-то это нужно. Наверное, чтобы мы были милосердными».
Общество детского оркестра
Свиток
29-й ежегодный гала-концерт Discovery
54-й ежегодный весенний концерт
Прослушивания
ТИХИЙ АУКЦИОН, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ВОССТАНОВИТЬ ШТАБ-КВАРТИРУ COS
ОБЩЕСТВО ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА
Общество детского оркестра, основанное в 1962 году доктором Х.Т. Ма — некоммерческая организация, занимающаяся «обучением языку музыки» детей и подростков. Наша миссия состоит в том, чтобы взращивать и воспитывать детей, а также обучать их командной работе и жизненным навыкам посредством изучения музыки и выступления в оркестровой и камерной музыке. Члены COS получают отличную подготовку в области классической музыки и возможность выступать на концертах со своими сверстниками, а также с известными музыкантами.
ПОДХОД, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА РЕБЕНКА
Врожденная способность ребенка учиться и развивать музыкальные способности самого высокого уровня, когда он воспитывается в совместной среде:
Это основное убеждение директора доктора Йоу-Ченг Ма и музыки Директор Майкл Дадап, который возглавлял Детское оркестровое общество с 1984 года. В интервью Causes доктор Ма объясняет: «Мы расширили «индивидуальные» партии, которые мой отец писал, чтобы каждый ребенок мог принять участие в групповой опыт, несмотря на разные уровни компетентности».
Прослушивание
КАК МЫ ИЗМЕРЯЕМ УСПЕХ
Успех для COS означает привить каждому молодому музыканту бесценный опыт и индивидуальные преимущества музыкального творчества.
Для достижения этой цели преподаватели усердно работают над:
Созданием благоприятной учебной среды
Созданием возможностей для выполнения
Созданием образцов для мастер-классы и совместные выступления с именитыми музыкантами
Обогатите и вовлеките сообщество посредством выступлений для гражданских и культурных групп
Пожалуйста, прослушайте это восхитительное интервью с доктором Ма, чтобы узнать больше о том, кто мы и чем мы занимаемся.
Пожертвовать
«COS был моим самым первым оркестровым опытом, который, несомненно, неизмеримо повлиял на мою жизнь. Я знаю, что не занимался бы тем, чем занимаюсь сейчас, если бы не те невероятные годы веселого музицирования.— Ари Солотофф, начальник штаба и директор по планированию Филадельфийского оркестра.
29-й ежегодный гала-концерт Discovery
Понедельник, 22 мая 2023 г., 19:30
Элис Талли Холл, Линкольн-центр
1941 Бродвей и 65-я улица
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк 10023
Общество детского оркестра представляет свои 29 гала-концерт Discovery, с участием 18-летнего виолончелиста Кимона Вонтаса, победителя конкурса Discovery 2023 года; Специальный приглашенный артист Ин Ли, фортепиано; Молодой симфонический ансамбль, Майкл Дадап, главный дирижер; Тим Чо, дирижер; и Кевин Шу, дирижер.
ПРОГРАММА
Дадап: Синулог
Элгар: Концерт для виолончели ми минор, соч. 85
Сметана: Влтава (Молдау), № 2 из Má vlast
Брамс: Венгерский танец № 1 соль минор
Шуман: Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 54
Чтобы купить билеты, нажмите здесь.
54-й ежегодный весенний концерт
Суббота, 17 июня 2023 г. , 16:30
Театр Мэдисон в Университете Моллой
1000 Hempstead Avenue
Rockville Centre, NY 11570
The Children’s Orchestra Society представляет свой ежегодный концерт в конце года с участием всех оркестров и ансамблей: Young Symphonic Ensemble, Junior Symphonic Ensemble, Sinfonia Orchestra, Pre-Kinder/Kinder Orchestra, Elite String Ensemble, Wind Симфонический ансамбль, ансамбль перкуссии и ансамбль молотков и баров.
Чтобы купить билеты, нажмите здесь.
Факты об оркестре для детей
Выступление оркестра Донаньи. У дирижера этого оркестра вторые скрипки справа от него. Контрабасы находятся сзади, согласно немецкой раскладкеОркестр — это группа музыкантов, играющих вместе на инструментах. Обычно они играют классическую музыку. Большой оркестр иногда называют «симфоническим оркестром», а небольшой оркестр — «камерным оркестром». В симфоническом оркестре может быть около 100 игроков, а в камерном оркестре может быть 30 или 40 игроков. Количество игроков будет зависеть от того, какую музыку они играют, и от размера места, где они играют. Слово «оркестр» первоначально означало полукруглое пространство перед сценой в греческом театре, где играли певцы и инструменты. Постепенно это слово стало обозначать самих музыкантов.
Содержимое
- Проводник
- Инструменты
- Семейство струн
- Семейство деревянных духовых инструментов
- Семейство латунных
- Семейство ударных
- История оркестра
- Оркестр сегодня
- Картинки для детей
Проводник
Апо Хсу с помощью палочки дирижирует Симфоническим оркестром NTNU в Тайбэе, ТайваньОркестром руководит дирижер. Он/она помогает исполнителям играть вместе, добиваться правильного баланса, чтобы все было отчетливо слышно, и побуждать оркестр играть с таким же чувством. Некоторые небольшие камерные оркестры могут играть без дирижера. Это было обычным делом до 19век, когда оркестры стали очень большими и нуждались в дирижере, который принимал решения и стоял впереди, чтобы все музыканты могли его видеть.
Инструменты
Оркестровая аранжировка. Существуют различные способы размещения инструментов. Довольно часто деревянные духовые располагаются прямыми линиями, а не кривыми, как на этой диаграмме, а дополнительные деревянные духовые чаще располагаются вместе с другими: пикколо с флейтами и т. д.Инструменты оркестра делятся на районы: струнные, деревянные духовые, духовые и перкуссия. В каждой секции (группе инструментов) будет свой игрок, который является «Хозяином». Если в их части музыка говорит «поцелуй», то поцелует босс. Руководители будут принимать решения о рассадке и технических способах исполнения музыки: например, руководитель струнных секций проследит, чтобы все музыканты двигали смычками вверх и вниз в одном направлении. Скрипки делятся на первую и вторую скрипки. Первые скрипки обычно имеют мелодию, в то время как секунды большую часть времени являются частью аккомпанемента. Солист первой скрипки является руководителем (или концертмейстером) оркестра. В профессиональном оркестре они будут самыми высокооплачиваемыми участниками оркестра.
Семейство струн
Здесь показана секция виолончели оркестра Мюнхенского университета прикладных наук.струнные — самая большая секция, хотя есть только пять видов инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас и арфа. Это потому, что они играют большую часть времени и обычно составляют основу музыки. Если они не играют мелодию, они, вероятно, будут аккомпанировать. Первая и вторая скрипки играют разные ноты: первая обычно имеет мелодию. Струны сидят в передней части сцены в форме веера перед дирижером. Первые скрипки слева от дирижера, затем вторые скрипки, затем альты и затем виолончели. Контрабасы позади виолончелей. Некоторые дирижеры предпочитают располагать вторые скрипки справа от себя, а виолончели между первыми скрипками и альтами (см. изображение оркестра Донаньи).
Семейство деревянных духовых инструментов
Деревянные духовые инструменты располагаются в один или два ряда (в зависимости от размера оркестра) за струнами. Существует пять основных деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, саксофон и фагот. Каждый из этих инструментов также имеет разные версии:
У флейты есть маленькая версия, называемая пикколо, которая играет на октаву выше. Это самый высокий инструмент в оркестре. Иногда встречается альтовая флейта, которая длиннее и играет на квинту (половину октавы) ниже, чем флейта. Большинству деревянных духовых инструментов нужна трость, но у флейты трости нет.
Эдгар Дега, L’Orchestre de L’Opera , (1868)У фагота есть более крупная версия: контрафагот или двойной фагот, который звучит на октаву ниже. Это один из самых низких инструментов в оркестре.
Кларнет также имеет увеличенную версию; бас-кларнет. Он достигает той же глубины, что и фагот. Обычно в современном оркестре встречается только один. Существует также альт-кларнет, но поскольку он играет ту же роль, что и альт-саксофон, его обычно считают ненужным инструментом.
Формальный оркестр всегда состоит из двух из четырех основных инструментов. Вариации инструментов используются там, где этого требует пьеса. Обычно в более новых произведениях, написанных после 1850 года, больше инструментов.
Иногда музыкант дублирует эти дополнительные инструменты, например: один из флейтистов может также играть на пикколо в том же произведении. Это зависит от музыкального произведения. Очевидно, что музыкант не может одновременно играть на флейте и пикколо. Если два инструмента играют одновременно, для пикколо потребуется дополнительный исполнитель.
Семейство латунных
Алексей Иванов (труба) и капелла русской валторныСекция духовых состоит из четырех секций: трубы, тромбона, валторны и тубы. Некоторые из них бывают нескольких размеров. Подробнее об этом рассказывается в статье о транспонировании инструментов. Труба может иметь несколько немного отличающихся друг от друга размеров. Самый низкий вид — басовая труба. Тромбон может быть альтовым, теноровым, басовым или контрабасовым тромбоном. Валторна, как и другие духовые инструменты, менялась с годами. Современные валторны имеют по крайней мере три клапана и обычно в F. Они часто располагаются в другом месте, чем другие медные духовые. Туба бывает разных размеров, и исполнитель или дирижер должны решить, какую из них использовать для пьесы, которую они играют. Есть большие, называемые контрабасовыми тубами. Также часто можно увидеть небольшую тубу, которую называют эуфониумом или баритоновым рожком.
Семейство ударных инструментов
Установка литаврВ секции ударных представлено самое большое разнообразие инструментов. Литавры (или «чайники») можно настроить на определенные ноты. Это самый распространенный ударный инструмент. Такие композиторы, как Гайдн и Моцарт, почти всегда использовали их, даже со своими небольшими оркестрами. Это наиболее часто используемый ударный инструмент, который используется почти во всех произведениях.
Остальная часть перкуссионной секции может включать настроенные перкуссионные инструменты, такие как ксилофон. Ненастроенной перкуссией могут быть другие виды барабанов, такие как бас-барабан, малый барабан и множество других: просто назвать наиболее распространенные. Главный перкуссионист должен будет решить, какой игрок будет играть на каком инструменте (инструментах). Перкуссионисты должны хорошо работать вместе, как одна команда, чтобы можно было охватить все партии.
История оркестра
Оперный композитор Рихард Вагнер значительно расширил оркестр, потому что постоянно просил дополнительные инструменты.Трудно сказать, когда был изобретен оркестр, потому что инструменты играли вместе на протяжении многих веков. Если мы говорим, что оркестр — это группа струнных инструментов, в которой несколько исполнителей играют одну и ту же партию, и что могут быть также духовые инструменты (т. В 1626 году в Париже у короля Людовика XIII был оркестр из 24 скрипок (так называемый «24 Violons du Roi»). Позже в том же веке английский король Карл II хотел быть похожим на французского короля, поэтому у него тоже был струнный оркестр. Постепенно добавлялись и другие инструменты. В это время обычно кто-то играл на клавесине (партия континуо). Часто сам композитор дирижировал с клавиатуры в такие важные моменты, как начало и конец произведения.
Кларнеты пришли в оркестр в конце 18 века, а тромбоны в начале 19 века. Однако оркестры все еще были довольно маленькими. Саксофон был изобретен в середине 19 века, но хотя его начали использовать в оркестрах, вскоре он стал инструментом, который использовался в духовых оркестрах, а позже и в джазовых оркестрах. Оперный композитор Рихард Вагнер значительно расширил оркестр, потому что постоянно просил дополнительные инструменты. Он попросил бас-кларнет в своей опере Лоэнгрин , а для своего цикла из четырех опер под названием Кольцо Нибелунга он запросил точное количество исполнителей: 16 первых скрипок, 16 вторых скрипок, 12 альтов, 12 виолончелей, 8 контрабасов, 3 флейты и пикколо. , 3 гобоя и английского рожка, 3 кларнета и бас-кларнета, 3 фагота, 3 трубы и бас-труба, 3 теноровых тромбона и контрабасовый тромбон, 8 валторн, 4 из которых играют на специально разработанной тубе, басовая туба, перкуссия и 6 арф.
Не все произведения, написанные после этого, нуждаются в таком большом оркестре, но концертные залы стали больше, и композиторы привыкли к большему разнообразию звуков. Более поздние композиторы иногда добавляли всевозможные необычные инструменты: ветряную машину, блок наждачной бумаги, бутылки, пишущую машинку, наковальни, железные цепи, кукушку, свисток лебедя и т. д. Ни один из них не является нормальным оркестровым инструментом. Иногда в секции ударных используется фортепиано, например. Игорь Стравинский использовал один из Петрушка . Иногда также используются голоса.
Оркестр сегодня
Венский оркестр Моцарта – камерный оркестр (небольшой оркестр)Сегодня оркестры обычно можно услышать в концертных залах. Они также играют в оперных театрах для оперы и балета или на большом стадионе для огромных концертов под открытым небом. Оркестры могут записывать в студиях для создания компакт-дисков или записи музыки для фильмов. Многие из них можно легко и дешево послушать каждое лето в Лондоне на BBC Proms.
Некоторые из величайших оркестров сегодня включают: Нью-Йоркский филармонический оркестр, Бостонский симфонический оркестр, Чикагский симфонический оркестр, Кливлендский оркестр, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Лондонский симфонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Би-би-си. , Королевский оркестр Концертгебау, Венский филармонический оркестр, Берлинский филармонический оркестр, Лейпцигский оркестр Гевандхауса, Сингапурский симфонический оркестр, Санкт-Петербургский филармонический оркестр, Израильский филармонический оркестр и Симфонический оркестр NHK (Токио). Оперные театры обычно имеют собственный оркестр, например. оркестры Метрополитен-опера, Ла Скала или Королевского оперного театра.
Во многих странах есть возможность для детей школьного возраста, хорошо играющих на инструментах, играть в молодежных оркестрах по месту жительства. В Великобритании лучшие из лучших отбираются для участия в Национальном молодежном оркестре Великобритании.