Открытое экологическое мероприятие в интересной форме – Год экологии: школьные мероприятия | Снова Праздник!

Внеурочное мероприятие по экологическому воспитанию «Юные экологи»

КОНКУРС

«Современные формы и методы реализации экологического образования в начальной школе»

Номинация: внеурочное мероприятие по экологическому воспитанию и образованию обучающихся

Юные экологи

(игра- путешествие)

Составила Кириллова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

БОУ «Воронцовская СШ» структурное подразделение «Новотимофеевская НШ»

2017

д. Новотимофеевка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С давних пор люди занимаются на Земле хозяйственной деятельностью. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса, луга, водоёмы.

Всё больше загрязняются воздух, вода. Из-за этого страдают растения, животные и люди. Некоторые виды животных и растений исчезли с лица Земли, а каких-то осталось очень мало.

Люди поняли, что наша планета «заболела». На Земле возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.

Цель мероприятия: сформировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи: 1) познакомить с растительным и животным миром природных сообществ, экологическими проблемами и путями их решения; 2) развивать умение работать в группе; 3)воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, дидактический материал.

Юные экологи (игра – путешествие)

1 этап. Введение.

Учитель. Ребята, сегодня мы совершим с вами путешествие в одну загадочную страну, а как эта страна называется, вы узнаете, отгадав ребус.

Э » » Я

1,4

Учитель. Экология, правильно. А что означает это слово? Я вам предлагаю три определения. А вы выберите правильное.

Экология – это

1)наука о животных.

2) наука о растениях.

3) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

Учитель. Мы знаем, что любое живое существо, в том числе и мы с вами, связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, живой природой и с тем, что создано руками человека. Слово «экология» произошло из двух слов: «экос», что значит «дом», и «логос» — наука. Таким образом, экология – это наука о доме. Домом для нас является вся наша планета Земля. Сейчас планета наша оказалась в опасности. Чтобы её сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

Как вы думаете, с кем мы будем встречаться во время нашего путешествия? (Ответы детей) В конце занятия мы обсудим, правильны ли были ваши предположения.

Итак, отправляемся в страну «Экология». Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на две команды. А как, вы сейчас узнаете. На полу лежат красные и жёлтые листья (по количеству детей). По сигналу вы должны собрать их, но каждый берёт только один листик.

Вот мы и разделились на две команды: «Красные» и «Жёлтые».

2 этап. Игра-путешествие.

В стране Экология расположились три царства: царство Лугов, царство Лесов и царство Водоёмов. В каждом царстве спрятаны по 3 сундука. Чтобы открыть эти сундуки, нужно выполнить задания. Какая команда больше сундуков откроет, та и победит в нашем путешествии. (Команды пишут ответы на дощечках или листах бумаги.)

Царство Лесов

Сундук 1 «Животные леса»

  1. Назовите «лишнее» животное.

Бурый медведь, лось, тетерев, песец, куница.

  1. Кто из этих животных- хищник?

Кабан, олень, полёвка, рысь, заяц.

  1. Этот зверёк похож на белку, но почти вдвое меньше её. Кто это, вы узнаёте, отгадав ребус.

Выпишите слоги из слов: говорун – третий слог, бумага – первый слог, виадук- третий слог. А теперь составьте название зверька.

Подведение итогов. Команда. Которая быстрее и правильно ответила на 2-3 вопроса, получает сундук.

Сундук 2 «Растения леса»

  1. Назовите «лишнее» растение.

Дуб, клён, карликовая берёза, сосна, ель.

  1. Какое дерево не растёт в тайге?

Кедр, сосна, липа, ель, лиственница.

  1. Это растение занесено в Красную книгу Омской области. Что это, вы узнаете, отгадав ребус.

Выпишите слоги из слов: проводник – третий слог, снежный – первый слог, подкова – первый слог. А теперь составьте название растения.

Подведение итогов.

Сундук 3. «Скорая помощь».

  1. Мы знаем, что в природе всё взаимосвязано. Кто-то нарушил цепи питания. Восстановите цепи питания. Вставьте недостающее звено цепи.

Орехи — … — соболь.

Кора – заяц — … .

… — кабан – волк.

  1. Лесники решили очистить лес и вырубили там все кустарники. Через некоторое время они заметили, что листья на деревьях стали желтеть. Почему так произошло?

  2. Назовите три экологические проблемы, связанные с лесом. (Вырубка лесов, браконьерство, неумеренная охота, пожар, неправильный сбор грибов и др.).

Что нужно сделать для спасения лесов? Назовите три способа помощи лесу.

Подведение итогов.

Царство Лугов

Сундук 1 «Растения луга»

  1. Назовите «лишнее» растение.

Колокольчик, одуванчик, подснежник, ромашка, мать- и –мачеха.

  1. Какое из перечисленных растений лекарственное?

Колокольчик, купальница, клевер, тысячелистник, репейник.

  1. Это растение луга занесено в Красную книгу Омской области. Вы его узнаете, отгадав ребус.

Голубой – третий слог, куропатка – второй слог, зверинец – третий слог. А теперь из слогов составьте название растения луга.

Подведение итогов.

Сундук 2 «Животные луга»

  1. Назовите «лишнее» животное.

Суслик, полёвка, шмель, кабан, тушканчик.

  1. Какое животное луга называют санитаром?

Кузнечик, ящерица, жук-могильщик, перепел, бабочка.

  1. Это животное луга занесено в Красную книгу Омской области. Кто это, вы узнаете, отгадав ребус.

Стакан- второй слог, катушка – второй слог, кузнечик – третий слог. А теперь из выбранных слогов составьте название животного луга.

Сундук 3. «Скорая помощь»

  1. Восстановите цепи питания. Вставьте недостающее звено цепи.

Пшеница — … — змея.

Клевер – куропатка — … .

… — гусеница – жаворонок.

  1. Весной ребята и взрослые подожгли на лугу прошлогоднюю траву. Им казалось, что луг будет красивее выглядеть. Но через месяц люди заметили, что животных и растений на лугу стало намного меньше. Почему?

  2. Расскажите, как человек вредит лугу? Приведите три примера неправильного поведения человека на лугу. (рвут цветы, поджигают сухую траву, неумеренно пасут скот и др.) А также расскажите, как нужно вести себя на лугу? Приведите три примера.

Подведение итогов.

Царство Водоёмов

Сундук 1. «Растения водоёмов»

  1. Назовите «лишнее» растение.

Ряска, камыш, тимофеевка, рогоз, кувшинка.

  1. Какое растение водоёма не прикрепляется корнями ко дну?

Кубышка, кувшинка, камыш, тростник, ряска.

  1. Это растение водоёма занесено в Красную книгу Омской области. Вы его узнаете, отгадав ребус.

Воробышки – третий слог, курица – первый слог, ласточка – третий слог. А теперь из выбранных слогов составьте название растения луга.

Сундук 2. «Животные водоёмов»

  1. Назовите «лишнее» животное.

Щука, цапля, дрофа, бобр, лягушка.

  1. Какое животное водоёма бегает по поверхности воды и не тонет?

Жук-плавунец, прудовик, речной рак, клоп-водомерка, цапля.

  1. Это животное водоёма из ила и остатков растительности сооружает гнездовые хатки. Оно занесено в Красную книгу Омской области. Кто это, вы узнаете, отгадав ребус.

Солдат – второй слог, ракушка – первый слог, фараон – третий слог. А теперь из выбранных слогов составьте название животного

Сундук 3. «Скорая помощь».

  1. Восстановите цепи питания. Вставьте недостающее звено цепи.

Комар … — цапля.

… — щука – человек.

Водоросли – рыба — … .

  1. Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех … Кого? Этих животных называют санитарами водоёмов.

  2. Расскажите, какой вред водоёмам наносит человек? Приведите три примера неправильного поведения на водоёмах (загрязняют воду, вылавливают водных животных, разрушают жилища ондатр и др.). расскажите, как нужно вести себя на водоёмах? Приведите три примера.

Подведение итогов.

3 этап. Рефлексия.

Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали в замечательной стране Экологии. Мы побывали сегодня в роли юных экологов. Давали ценные советы, как нужно вести себя в природе. Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале игры? А сейчас я предлагаю вам высказать своё мнение об игре-путешествии. Каждый получит оценочный лист. Обведите в кружок те позиции, которые соответствуют вашим впечатлениям от игры.

Оценочный лист

  1. Узнал ли ты что-то новое во время путешествия?

  1. Да, я узнал много нового.

  2. Я многое уже знал и раньше.

  3. Я ничего нового не узнал.

  1. Понравилась ли тебе игра-путешествие?

  1. Да, очень понравилась.

  2. Не очень понравилась.

  3. Не понравилась.

  1. Понравилось ли тебе работать в команде?

  1. Да, понравилось.

  2. Не очень понравилось.

  3. Не понравилось.

  1. Хочешь ли ты, чтобы таких игр было побольше?

  1. Да, хочу.

  2. Мне всё равно.

  3. Я лучше в интернете найду игры и поиграю.

4 этап. Подведение итогов. Награждение.

Команды считают количество сундуков, полученных во время игры.

Определяется команда-победитель.

Командам вручаются грамоты и медальки.

5 этап. Заключение.

Учитель. А закончить нашу встречу я хочу замечательным стихотворением Владимира Орлова «Разноцветная планета».

На свете живут
Разноцветные дети.
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева — дети!

Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!

Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. — 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова. — 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.

  3. Тихомирова Е.М. Окружающий мир: 3 класс: контрольно-измерительные материалы. ФГОС/ Е.М.Тихомирова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 96 с.

  4. Тихомирова Е.М. Окружающий мир: 4 класс: контрольно-измерительные материалы. ФГОС/ Е.М.Тихомирова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 96 с.

  5. http://okrugmir.ru/

  6. http://pogodaomsk.ru/Priroda_Omskoi_oblasti/Zhivotnye_Omskoi_oblasti/

  7. http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-rodine-dlja-mladshih-shkolnikov.html

  8. https://yandex.ru/images/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Шаблоны сундуков (9 шт.)

Оценочные листы (по количеству участников)

Оценочный лист

  1. Узнал ли ты что-то новое во время путешествия?

  1. Да, я узнал много нового.

  2. Я многое уже знал и раньше.

  3. Я ничего нового не узнал.

  1. Понравилась ли тебе игра-путешествие?

  1. Да, очень понравилась.

  2. Не очень понравилась.

  3. Не понравилась.

  1. Понравилось ли тебе работать в команде?

  1. Да, понравилось.

  2. Не очень понравилось.

  3. Не понравилось.

  1. Хочешь ли ты, чтобы таких игр было побольше?

  1. Да, хочу.

  2. Мне всё равно.

  3. Я лучше в интернете найду игры и поиграю.

infourok.ru

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию.»Путешествие по экологической тропе»

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию

(в начальной школе ФГОС).

Подготовила и провела Хутова Элла Муаедовна.

«Путешествие по экологической тропе» во 2 классе

Цели и задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

  • Учиться защищать природные ресурсы.

  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

  • аудиозапись голов птиц;

  • индивидуальные творческие задания;

  • клей;

  • цветные карандаши;

  • мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;


Ход мероприятия

Учитель: — Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята!

Дорогие ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте их поприветствуем!

Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей. Я желаю вам всем сегодня добра!
Если вам будет трудно, я помогу!

Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).

Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)

ученик: 
Я спешу сказать вам: «здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
ученик: 
Я спешу сказать вам: «благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
ученик: 
Я спешу сказать вам: «радости,
Удач, успехов и везенья!»

Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наше мероприятие.

ученик:  
Я живу на земле, где тревожно и горько
Пахнет лист тополиный, промытый грозой,
Где в печи розовеет пшеничная корка,
Где сплавляет пучина свинец с бирюзой.
На земле, осчастливленной солнечным светом,
Изнывающей в лунной несбыточной мгле,
Непонятной безжизненным стылым планетам,
Трижды грешной и трижды прекрасной земле!

Учитель:
А, давайте вспомним, как всё начиналось!

Одну простую сказку,
а может и не сказку,
а может непростую,
хочу вам рассказать
Ее мы помним с детства,
а может, и не с детства,
а может и не помним,
но будем вспоминать!
(фонограмма звуки леса, слайды)

(видео)

ученик: Когда – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.

Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе . Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы.  Мы — её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все — дети природы.

Послушайте историю о лесе.


Кадр Лес

– Жил был лес.

Кадр Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

Кадр Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Кадр Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Кадр Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Кадр Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Кадр Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Кадр Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Кадр Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Кадр Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

Ученик:

— Я — лес! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой
Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу. 
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым!
Очнитесь, люди!
Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Задание 1

Учитель

– У вас на столах лежат листочки с загадками, прочитай загадку, отгадай дерево, и узнаешь название дерева. Найди его рисунок. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1

Весной зеленела, летом загорела, 
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. 
Ответ (Рябина)

2

Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. 
Ответ (Берёза)

3

Зимой и летом – одним цветом. 
Ответ (Ёль)

4.

Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5.

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)


Породы деревьев вывешиваются на доску.

Кадр Деревья

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Задание 2

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

– Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

Кадр Звери в лесу

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках.

Физкультминута

Звери и птицы благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

Задание 3

Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

Кадр Кроссворд

Отгадаем кроссворд вместе.

Вопросы к кроссворду

1. Группа животных, тело которых покрыто перьями. (птицы)

2. Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (река) 3. Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья )

4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники. (растения)

5. Житель планеты, наделенный разумом. (человек)

6. Чем дышит человек. (воздух)

7 Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.(Береза)

Учитель

– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе.

Кадр Охрана природы

ученик: Илья
На планете нашей голубой
Есть то место, где живем с тобой,
Родина моя – Тамбовские края
Будем мы всегда беречь тебя!

ученик: 
Здесь растут и елка и сосна,
И березка белая моя,
Дуб, осина, клен
Все деревья в нем
Край Тамбовский,
Я в тебя влюблен

Учитель:
А какова же экологическая ситуация нашей области?

ученик: 
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
ученик: 
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
ученик: 
Красная книга- книга тревоги,
Знай, все растения в ней — недотроги.
Рвать не нужно их, друзья,
Охраняйте их всегда!

Презентация (Красная книга Тамбовской области) Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Под угрозой исчезновения находятся многие животные, которых истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. В Красную книгу Тамбовской области внесён русский выхухоль, обитающий в реках области, большой тушканчик, бурый медведь, рысь и другие. А также редкие птицы, гнездящиеся здесь или встречающиеся пролётом: дрофа, сокол-сапсан, степной орёл, скопа.

Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. В «Красной  книге Тамбовской области» оказались   228 видов растений. Вот лишь некоторые из них: купальница, ландыш, кувшинка, шпажник, рябчик русский.

ученик: (видео « Вальс цветов») 
С целым миром спорить я готов,
Я могу поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад-
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

ученик: 
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.

ученик: 
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат,

наполнит воздух сада,
Они так красят сад!

Давайте сохраним ромашки на лугу,
Кувшинки на реке,
Фиалки, ландыши для нас
Весёлый май в садах припас.
Но мы их рвать не будем.
Пускай цветут на радость людям!
Дерево, цветок, трава и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

ученик: 
Берегите землю, люди!
Нашу Родину и место, где живём,
И посёлок наш, который все мы любим,
Улицу родную, где растём!

ученик: 
Берегите красоту родного края,
Шелест листьев, трав весенних цвет,
Край Тамбовский сравнить мы можем с раем,
Ведь красивей места для меня уж нет!
Люди, берегите вы всё это,
Берегите всё, что дал вам Бог!
Чтоб родной землёю этой,
Каждый житель бы гордиться мог!

Задание 4

На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

ученик:

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, —

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите…

Итог урока

Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

(Музыкальный клип). Живёт повсюду красота

Учитель: Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит: путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу  природе.

Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце.

(дети прикрепляют листики)

Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

Песенка друзей природы 
1. Ничего на свете лучше нету, 
Чем беречь любимую планету. 
Чтоб деревья землю украшали, 
Чтоб цветы повсюду расцветали.


2. Мы свое призванье не забудем: 
Помогаем птицам, зверям, людям. 
Мы хотели б, чтобы птицы пели, 
Чтоб леса зеленые шумели.


3. Пусть цветет цветочная поляна, 
Вырастают сосны-великаны. 
Будет чистым небо голубое, 
В этом мире мы нужны с тобою

kopilkaurokov.ru

Разработка сценария мероприятия «Экологического фестиваля» (экологическая игра «Сотвори свою планету»).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Экологическая игра

«Сотвори свою планету»

Руководитель мероприятия:

начальник школьного лагеря

с дневным пребыванием

Кугук С.А.

г.Донецк Ростовской области

2015 г.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Пояснительнгая записка…………………………………………………..…3-4

2.1.Цель……………………………………………………………………………3

2.2.Задачи……………………………………………………………………….3-4

2.3.Актуальность………………………………………………………………….4

2.4.Эпиграфы к мероприятию……………………………………………………4

2.5.Формы и методы работы……………………………………………………..4

3.Ход мероприятия……………………………………………………………..4-8

3.1.Вступительная часть……………………………………………………..…4-6

3.2.Станция «Старик-лесовик»………………………………………………..6-7

3.3.Станция «Красная книга Ростовской области»…………………………….7

3.4.Станция «Фантазёры»………………………………………………………..7

3.5.Станция «Песняры»…………………………………………………………..7

3.6.Станция «Мир животных»…………………………………………………..7

3.7.Станция «Угадай-ка»………………………………………………………7-8

3.8.Станция «Творческая»………………………………………………………..8

3.9.Станция «Музей природы»…………………………………………………..8

3.10.Станция «Зоотеатр»……………………………………………………….…8

3.11.Станция «Посвящение в Защитников природы»………………………….8

3.12.Подведение итогов…………………………………………………………..8

4.Результаты проведения мероприятия……………………………………….…9

5.Выводы……………………………………………………………………………9

6.Заключение………………………………………………………………………9

7.Приложение…………………………………………………………………10-21

7.1.Приложение 1…………………………………………………………….10-12

7.2.Приложение 2………………………………………………………………..13

7.3.Приложение 3………………………………………………………………..14

7.4.Приложение 4…………………………………………………………….15-16

7.5.Приложение 5………………………………………………………….…17-18

7.6.Приложение 6………………………………………………………………..19

7.7.Приложение 7………………………………………………………….…20-21

Экологическая игра «Сотвори свою планету»

1.Введение.

Человечество живёт в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что всё чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным институтам: семье, школе. Общественным организациям. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»: «Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!» До тех пор, пока человек не поймёт, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без вида Homo Sapians и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно.

Для преодоления экологического кризиса необходимо формирование нового, экоцентрического сознания. Именно с этой целью мы и проводим экологическую игру среди младших школьников. Наша реальная планета Земля кажется детям чересчур большой и пугающей – слишком огромной и страшной. Чтобы быть домом. Именно поэтому не случаен выбор темы и названия игры: создание своей планеты, где я чувствую себя комфортно. Где я забочусь об обитателях этой планеты. Где мой дом.

При реализации игры большую роль играют формы, методы и приёмы. Поскольку младшие школьники в основном кинестетики, то очень важно, чтобы в процессе игры звучала музыка, песни, проводились игры, чтобы дети что-то делали собственным руками. Очень важен показ живых объектов из мира растений и животных.

Игра проводится в помещениях школы и в школьном дворе, а также в здании МБОУ ДОД ДДТ (кружок юных зоологов) и в городском парке. Учащиеся получают заранее несколько заданий: нарисовать листовки, плакаты на экологические темы, подготовить сценки на данную тему, подготовиться к вопросам викторины и к конкурсу песен о природе.

Игра проводится в виде путешествия по станциям. Всем объявляется, что они отправляются в путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, в которых указано, где и какой этап путешествия располагается.

2.Пояснительная записка.

2.1.Цель: формирование экологической культуры школьников.

2.2.Задачи:

  • ценностная ориентация учащихся на экологические знания;

  • создание условий для формирования технологий взаимодействия с окружающим миром;

  • развитие межвозрастного взаимодействия;

создание условий для развития эмоциональной сферы учащихся.

2.3.Актуальность данного мероприятия состоит в том, что учащиеся задумаются о влиянии прогресса и цивилизации на природную среду и о том, как уменьшить вред, наносимый природе человеком, как более рационально использовать природные богатства.

2.4.Эпиграфы к мероприятию:

«Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу – значит охранять Родину». (Михаил Пришвин)

2.5.Формы и методы работы: коллективная игра, включающая просмотр видеофильмов и презентаций, беседы, рисование на асфальте и распространение листовок, викторины, сценки, озеленение школьного двора, путешествие в мир книги, экскурсии в зоологический уголок, изготовление поделок из природного материала, конкурс песен о природе.

3.Ход мероприятия.

3.1.Вступительная часть.

Чтение учащимися стихотворения.

Вдоль по улице Попова

Шёл хороший мальчик Вова.

Шоколадку развернул –

Фантик в клумбу зашвырнул.

По цветущему бульвару

Молча шла влюблённых пара.

Слов в общенье не хватило –

Каждый взял по банке пива.

«Содержательно» ходили,

Всё до донышка допили.

Банки, бросив на траву,

Завершили рандеву.

Кто-то бросил сигарету,

Кто – трамвайные билеты.

Кто-то, сок допив, под ноги

Пакет бросил на дороге…

И уже не зеленеет

Скрытый мусором газон.

И не радуют аллеи,

По которым мы идём.

Ветер мусор подхватил

И над всеми закрутил.

Разве кто-то предпочёл бы

Грязь уюту, чистоте?

Значит. По большому счёту,

Мы хозяева не те,

Что свой дом, любя, лелеют.

А совсем наоборот!

По заплёванным аллеям

Кружит мусор хоровод!

— Мы начинаем нашу игру, посвящённую проблемам экологии и здоровья.

К нам попало письмо, автор которого жалуется. Что у его сына в пять лет стало падать зрение. Врачи успокоили, сказав, что нужно есть больше моркови с витамином А. После того, как сын съел много моркови. Он стал жаловаться на боли в животе. Проблема оказалась в удобрениях с большим количеством нитратов.

Сценка «Две бабушки».

— Авдотья, здравствуй, как поживаешь? Как здоровье?

— Ох! Ох! Какое может быть сейчас здоровье? Сахар, говорят, нельзя есть, соль тоже, уже и мясо вредно. Вот я и решила стать вегетеривянкой.

— Кем решила стать?

— Кем, кем — вегетеривянкой!

— Господи, название какое-то космическое придумала. Наверное, ты имеешь в виду вегетарианкой?

— Ну да. Ентой, которая всё овощи ест. Вот и я решила подольше пожить.

— И что, получается?

— Вместо подольше пожить я чуть раньше не умерла.

— Как так?

— Да овощи сейчас какими-то нитактороми обрабатывают.

— Ха, ха, ха! Опять ты всё перепутала! Они называются нитратами, ими подкармливают растения.

— Да сейчас даже озон едят. Его уже столько съели, что даже дырки какие- то в небе стали появляться.

— Ох, не говори, моя внучка сказала, что её жених недавно в какую-то трубу вылетел. Может, в эту дыру, а?

3.2.Станция «Старик-лесовик»

На стенах – плакаты. Встречает ребят Старик-лесовик. (Приложение 1.) Ребята должны показать свои знания по экологии, ответив на вопросы викторины.

1.Какую пользу приносит лес?

2.Как узнать возраст сосны, не спиливая дерево? (По числу мутовок плюс два.)

3.Сколько времени живет хвоя сосны и ели? (Сосны — 2-3 года, ели 5-6 лет.)

4.Как по муравейнику определить стороны света? (Склон — с юга.)

5.Почему сосну называют «пионером леса»? (Сосна неприхотлива, легко выносит и засуху, и морозы.)

6.Древесину какого дерева и почему используют в производстве спичек? (Древесину осины, она не дает при сгорании копоти.)

7.Кого считают главнейшими врагами леса из мира насекомых? (Жука-короеда, соснового шелкопряда, усача.)

8.Каких птиц называют защитниками леса? (Дятла, синицу, иволгу, кукушку.)

9.Какую ягоду можно собирать осенью, весной и зимой? (Клюкву.)

10.Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)

11.Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)

12.Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

13.У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (Лиственница.)

14.Сколько лет живет брусника? (300 лет.)

15.Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)

16.Кит — это рыба? (Нет, млекопитающее.)

17.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)

18.Какие растения используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)

19.Что означает название животного «гиппопотам»? (В переводе с греческого это значит «речная лошадь».)

20.Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной книги? (Морская корова, тарпан, тур.)

21.Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Зимой, во время сна.)

22.Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.)

23.Спят ли рыбы? (Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми.)

24.Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос.)

25.Что такое паприка? (Красный перец.)

26.Есть ли у кактусов листья? (Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму.)

27.Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его. (Саксаул.)

3.3.Станция «Красная книга Ростовской области»

Просмотр и обсуждение презентации. (Приложение 2.)

3.4.Станция «Фантазёры»

Дети изготавливают поделки из природного материала. (Приложение 3.)

3.5.Станция «Песняры»

Исполнение песен о природе.

3.6.Станция «Мир животных»

Посещение зоологического уголка.

3.7.Станция «Угадай-ка»

Отгадывание загадок на тему природы.

Меня ждут — не дождутся, а как дождутся — разбегутся. (Дождь.)

Идет по соломе — не шуршит, идет по воде — не тонет, идет по огню — не горит. (Тень.)

Ест — не наедается, а попьет — сразу умрет. (Огонь.)

В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички.)

С ногами, без рук; с сиденьем, без живота; со спиной, без головы. (Стул.)

Круглый, сверху кожа, снизу тоже, а в середине нет ничего. Стукнешь — откликается. (Барабан.)

Никого она не обижает, а все ее толкают. (Дверь.)

Сам не берет и ворам не дает. (Пугало.)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, а не лошадь. (Осел.)

Четверо братьев: и не сходятся, и не расходятся, и не отстают, и не догоняют. (Колеса телеги)

Тянется нитка, а в клубок не смотать. (Дорога.)

С бородою, а не старик, с рогами, а не бык, не конь, а брыкается, доят, а не корова, с пухом, а не птица, лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)

Не вода, не суша, ногами не пройдешь, на лодке не проплывешь. (Болото.)

Море есть — плавать нельзя, дороги есть — ездить нельзя, земля есть — пахать нельзя. (Географическая карта.)

3.8.Станция «Творческая»

Рисунки на асфальте на тему охраны природы. (Приложение 4.)

3.9.Станция «Музей природы»

Тематическая экскурсия в музей «Природа вокруг нас». (Приложение 5.)

3.10.Станция «Зоотеатр»

Самый весёлый этап. Детям предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение. (Приложение 6.)

3.11.Станция «Посвящение в Защитников природы»

Дети произносят слова клятвы экологического фестиваля. (Приложение 7.)

3.12.Подведение итогов: групповая рефлексия, по итогам определяются награждения и поощрения отдельных участников и групп учащихся, объявляются благодарности педагогам и родителям.

4.Результаты проведения мероприятия.

По окончании игры у учащихся появилось осознанное восприятие окружающего мира, осознание неизмеримости пространства, необходимость познавать этот мир и сохранять для себя и потомков. Дети получили опыт взаимодействия с другими людьми, природой, с миром в целом. Игра помогает воспитывать в школьниках творцов будущего мира, воспринимающих единство и взаимозависимость мира.

5.Выводы.

В школе необходимо чаще проводить мероприятия, формирующие экологическое сознание. Экологические курсы, модули, факультативы, кружки, олимпиады, исследовательские работы, проекты – вот далеко не полный перечень различных форм работы по экологическому образованию школьников. Мероприятия экологического содержания должны носить не эпизодический характер, должна вестись систематическая работа.

6.Заключение.

Данное мероприятие можно использовать во внеклассной работе в начальной школе с целью дальнейшего развития экологической культуры, экологического образования и просвещения.

Приложение 1

Призыв беречь природу

Приложение 2

Приложение 3

Поделки из природного материала

Приложение 4

Рисунки на асфальте

Приложение 5

Экскурсия в музей

Приложение 6

Сценки с животными

Приложение 7

Посвящение в Защитники природы

Торжественная клятва молодых Защитников природы Торжественная клятва

1

2

3

Я ЗНАЮ, ЧТО:

Я ХОЧУ:

Я БУДУ:

1.1.

Качество воздуха изменяется под влиянием сжигания топлива и мусора и приводит к выпадению кислотных дождей.

Бегать по лужам босиком и умываться чистой дождевой водой

Чаще ездить не на машине или автобусе, а на самокате, велосипеде, трамвае, поезде. ВСЕГДА!

1.2.

Лес – это «легкие» планеты, и от нерациональной вырубки деревьев становится меньше кислорода в воздухе

Дышать полной грудью

Высаживать молодые деревья и ухаживать за ними. ВСЕГДА!

1.3.

Каждые 20 минут на планете умирает одно дикое животное.

Видеть диких животных не только в зоопарке

Беречь каждое живое существо на планете: от букашки до лошади. ВСЕГДА!

1.4.

Примерно 1/3 всего населения земного шара страдает от нехватки пресной воды

Пить чистую и вкусную воду

Экономить водопроводную воду и беречь реки с озёрами от захламления.

ВСЕГДА!

1.5.

Опасные вещества в составе мусора растворяются в осадках и попадают через грунтовые воды в водоемы

Купаться в чистой воде

Убирать за собой отходы после отдыха на природе. ВСЕГДА!

1.6.

Свалки бытовых и промышленных отходов занимают огромные площади земель

Гулять по полям и лесам, а не по мусорным горам

Сортировать отходы и сдавать вторсырьё в переработку.

ВСЕГДА!

1.7.

Человек является главным виновником сложившейся экологической ситуации, но становится и главной ее жертвой: от загрязнения воды, воздуха и земель в мире гибнет порядка 40% людей

Быть здоровым и жить долго, в гармонии с природой

Отказываться от идеологии покорения природы и призывать всех к природолюбию.

ВСЕГДА!

КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!

Молодых защитников природ

Молодых защитников природы

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *