Волгоградский художественный музей
Весной 1960 года Министерство культуры России приняло решение о воссоздании художественного музея в городе-герое Сталинграде. Первоначальная сталинградская картинная галерея, открытая накануне войны в 1938 году, была полностью уничтожена бомбежкой в августе 1942 года; листая уцелевший каталог галереи, изданный в 1941 году, одолевают боль и сожаление. Репин, Суриков, Иванов, Коровин, Айвазовский, Левитан, Поленов — лишь немногие из выдающихся русских художников, чьи работы находились в старой Сталинградской галерее. Сотни произведений десятков выдающихся русских и советских живописцев исчезли безвозвратно.
Таким образом, столкнувшись с задачей создания нового музея, сталинградским художникам пришлось начинать заново. Основную часть коллекции составили произведения, подаренные некоторыми из крупнейших музеев страны. Исторический музей прислал «Портрет Екатерины 11» Антропова, «Женский портрет» Тропинина, «Вечер у лавочника» Соломаткина и ряд произведений народного творчества и гравюр.
Благодаря Эрмитажу в музей поступили гипсовые слепки античных скульптур и ряд голландских, немецких, французских и фламандских картин, составивших основную часть музейного раздела «Зарубежное искусство». Из Павловского дворца-музея поступили картины Брюллова, Поленова, Боголюбова и Чернецова. Третьяковская галерея подарила Сталинградскому музею полотна Айвазовского, Варнека и Андреева, офорты Серова и рисунки Васильева и Борисова-Мусатова. Сотни других пожертвований поступили от Музея изобразительных искусств имени Пушкина, музея-усадьбы Кусково, Музея этнографии народов СССР, Музея восточных культур и Министерства культуры России.
Сталинград был переименован в Волгоград в 1961 году. В 1963 году для публики был открыт Волгоградский музей изобразительных искусств. С тех пор коллекция музея продолжает пополняться. Работы приобретались на выставках и у частных коллекционеров; другие были подарены Министерством культуры или частными лицами. Одно из первых частных пожертвований поступило от художника Давида Бурлюка. В 1961 и 1965 годах он передал музею подборку работ последних лет: четыре рисунка и две картины маслом «Цветы на берегу моря» и «Портрет Н. Черкасова». Последние годы жизни Бурлюка прошли за границей, и этот период практически не представлен в российских музеях.
В 1980 году вдова московского коллекционера Казимира Арминга оставила музею 38 картин русских и зарубежных художников. Нина Арнинг-Зайцева была родом из Царицына, как назывался Сталинград до 1925 года. Благодаря ее щедрости музей приобрел произведения Федора Алексеева, Джорджа Доу, Владимира Маковского, Михаила Ларионова, Николая Рериха, Филиппа Малявина и Константина Горбатова. Они были восстановлены и добавлены к существующим разделам, обогащая и расширяя их.
В 19В 60-х и 70-х годах Волгоградский музей провел ряд выставок произведений известных советских художников, приобретя тем самым замечательные картины Александра Самохвалова, Владимира Иванова, Петра Оссовского и Петра Кончаловского.
Коллекция продолжает пополняться и сегодня, новые работы местных художников составляют важную часть этой сокровищницы. Всего в волгоградском музее сейчас хранится более 6000 произведений.
С самого начала своего существования музей играл важную роль в культурной жизни Волгограда. Помимо организации выставок, он проводит беседы и лекции об искусстве для детей, а в последние годы также предлагает образовательные мероприятия для студентов и учителей рисования.
Илья Машков в Волгоградском художественном музее
В рамках «Золотой карты России» Волгоградский художественный музей представляет коллекцию картин Ильи Машкова в Третьяковской галерее. С именем Машкова связаны смелые новации в русском искусстве начала ХХ века; он также широко известен своими великолепными натюрмортами, которые теперь считаются классическими произведениями. Коллекция содержит 38 живописных и 60 графических работ и охватывает практически весь творческий путь Ильи Машкова.
В 1964 году, через год после публичного открытия Музея, через Художественные выставки и выставки в музей поступили два натюрморта «Черемуха» (1939 г.) и «Натюрморт на голубом фоне» (1930-е гг.). Доска панорам
В 1967 году у вдовы художника Марии Ивановны Машковой был куплен пейзаж «Новодевичий монастырь» (1912-13 гг.), который в начале 1970-х годов также продал музею большое количество картин и рисунков Машкова, в том числе такие геммы как «Портрет А.И. Мильман» (1916-1917), «Крым. Парк в Алупке» (1923), «Лопухи в степи». (1933) и несколько натюрмортов 1930-х гг. Работы легли в основу мемориального раздела Машкова в музее.
В 1976 году в музее открылась выставка творчества Машкова, на которой были представлены картины не только из собственных фондов, но и из мастерской художника. По окончании выставки были куплены еще работы Машкова 1930 года, созданные в Михайловской станице, в том числе «Колхозница с тыквами», «Девушка на табачной плантации», «Двор на Михайловской». В 1980-81 в музей поступили рисунки разных лет, а вдова художника подарила еще один комплект его живописных и графических работ.
Последнее крупное пополнение коллекции Машкова произошло в 1984-85 годах после смерти Марии Машковой. Музей приобрел у наследников Машкова его натюрморты 1930-х годов и большое количество графических работ, в том числе портреты 1920-30-х годов и этюды обнаженной натуры.
При формировании коллекции Машкова музей проявлял интерес не только к так называемому михайловскому периоду, но и к его тематическим натюрмортам, хотя они и не вызывали тогда значительного интереса у ценителей; они также проявили интерес к работам из его серии «Курорты» и рисункам военного времени. Эти две стороны его творчества были мало известны публике, которая знала Машкова в основном как корифея группы «Бубновый валет».
Волгоградский художественный музей не случайно проявил интерес к творчеству Машкова. Хотя его жизнь и творчество в основном связаны с Москвой, он родился и провел детство в казачьей станице Михайловской, где жили донские казаки, ныне часть Волгоградской области.
В детстве Машков уже проявлял свою изобретательность и художественный талант, но жизнь в Михайловской, или в маленьких провинциальных городках Филоново и Борисоглебске, где мальчик служил в купеческих лавках, никак не способствовала развитию его художественные наклонности. Однако через много лет эти провинциальные впечатления нашли отражение в его картинах, как и примитивное народное искусство «лубок» и стиль вывесок магазинов и фотоателье, с которыми он имел дело в юности.
В 1900 году Машков поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где освоил азы будущей профессии. В ранние годы ему пришлось очень много работать, оказываясь в совершенно новой обстановке и жадно впитывая новые впечатления. Этот период представлен в собрании волгоградского музея скромными пейзажными этюдами, рисунками и зарисовками обнаженной натуры. Особо выделяется графический автопортрет, подписанный и датированный автором: «Сделано во время одного сеанса, 20, 19 мая.01. Подпись: И.
«Портрет девушки» (1903-1904) свидетельствует о значительных профессиональных достижениях художника. Однако об индивидуальном стиле Машкова говорить еще рано.
В январе 1910 г. Машков был исключен из училища, а в декабре он уже был в числе основателей и наиболее активных участников В Москве открылась выставка «Бубновый камердинер». В пейзаже «Новодевичий монастырь» нашли отражение захватывающие дух художественные эксперименты и открытия того времени Машкова. Мощная кисть художника преобразила знакомый московский пейзаж; цветовые пятна напоминают мощную и радостную музыку. Все элементы картины захвачены стремительным вихрем.
В 1916 году Машков написал портрет Мильмана, художника, ученика Машкова и партнера по группе «Бубновый валет». Это выдающееся произведение искусства
Многочисленны в собрании музея картины и рисунки Машкова 1920-х годов, среди которых особое место занимают пейзажи, написанные летом 1923 года в Ленинградской области и в крымском приморском городе Алупке. пейзажи показывают, как со временем менялась манера живописи Машкова: на смену экспрессионизму пришла многослойная смесь красок и тонких мазков 9.0003
В 1925 году он вступил в Товарищество художников революционной России и показал серию своих замечательных натюрмортов «Московская еда» на седьмой выставке Товарищества. Анатолий Луначарский, руководивший в то время русской культурой, чрезвычайно высоко оценил результат, сравнив Машкова с лучшими голландскими классиками. Он отмечал, что, хотя работы и не затрагивали тему революции, они демонстрировали превосходное мастерство художника-реалиста, убедительность и яркость стиля, необходимые для создания подлинно революционных картин. Луначарский писал, что Машков хотел отложить работу над такими картинами и что он [Луначарский] тоже чувствовал большую дистанцию между «живым виноградом и кремовыми пирожными, которые Машков показывал на выставке, и всякой революционной картиной, но художник был так полон энергии, и его осознание конечной цели было настолько сильным, что даже его подготовительная работа произвела своего рода жемчужины.
Машков был вполне искренен в своем желании создать настоящую революционную картину. Он ездил на Кавказ и в Крым в поисках сюжетов 1920-х и 1930-х годов, рисовал радостные сцены из жизни трудящихся, отдыхающих у моря («Ливадийская крестьянская купальня»), виды Артека («Сентябрьское утро»). в Артеке»). Но это сложно отнести к художественным достижениям, хотя и здесь видно, что Машков был настоящим мастером. Его сцены из курортной жизни были живы и искренни, а обращение со светом и воздухом поистине замечательно.
Примерно в это же время Машков создал серию графических портретов своих современников — рабочих, крестьян, общественных деятелей, пионеров — лаконичных и точных, почти в документальной традиции. Так видел сам живописец цель этих работ; к некоторым из них он даже приложил подробные биографии изображаемых людей. Однако было бы несправедливо относить эти графические портреты к второстепенной работе художника — они выполнены с настоящим мастерством и искренним интересом к изображаемым людям.
Еще одним любимым графическим жанром Машкова, которым он занимался на протяжении всей своей творческой карьеры, был этюд обнаженной натуры, в изобилии встречающийся в волгоградской коллекции. Стиль рисунков, выполненных в разные годы, значительно различается; основная часть была создана в 1920-х годах, остальные — в 1910-1920 годах.
В июле 1930 года Машков посетил родную станицу Михайловскую. В то время было модно среди творческих людей черпать вдохновение в посещении главных строек страны; однако для Машкова эта поездка стала началом большого проекта в области культурного развития родного села. Он сыграл важную роль в создании группы местных молодых людей, желающих обучаться живописи.
В сентябре того же года Машков открыл здесь выставку работ, созданных во время его пребывания. Для жителей поселка это была первая встреча с профессиональным искусством. Также во время этого визита Машков работал над планом создания образцового Дома социалистической культуры, позже приложив всю свою энергию и страсть, чтобы воплотить его в жизнь. Дом открылся 7 ноября 1931 года в помещении бывшей церкви. С тех пор и до конца жизни Машков поддерживал связь с Михайловской. Многочисленные сохранившиеся документы свидетельствуют об амбициозных планах художника на будущее своей деревни – он хотел превратить ее в «маленький аграрный городок», а Дом социалистической культуры – в культурно-просветительский центр.
Черновая записка Машкова числила в составе центра не только специализированные кружки, но и мастерские, кинотеатр, библиотеку, краеведческий музей, сельскохозяйственный завод, университет, техстанцию, радиостудию, газету, парк, спортивные площадки, водные виды спорта станция, парашютная вышка, ботанический сад, дом отдыха для колхозников, опытные станции и поля и другие элементы. Он представлял своих соотечественников, живущих в прекрасном и гармоничном мире, и потратил значительные усилия и несколько лет своей жизни на то, чтобы претворить свои планы в жизнь.
Наряду с архивными материалами, рассказывающими о деятельности Машкова в родном селе, в Волгоградском музее есть и работы того периода, написанные в Михайловской. В первый приезд Машков поставил «Колхозницу с тыквами», которую показал в сентябре 1930 года на упомянутой выше выставке. Его подданной была Фекла Мироновна Станкова, местная девушка. Однако и в этом портрете, и в «Девушке на табачной плантации» он стремился к обобщенным образам; он хотел показать физическое и моральное здоровье своих героев, их неразрывную связь с родиной. Машков нарисовал несколько видов деревни, особенно точно указав особенности местного пейзажа. Картины наполнены солнечным светом и воздухом степей, что создает очень умиротворяющий эффект. Их герои живут в гармонии с природой, связывая свою жизнь с повторяемостью ее циклов.
Важнейшим произведением Машкова этого периода был групповой портрет семьи Торшининых, семьи партизан. Эта неординарная работа вызвала ожесточенные споры: это был одновременно и типичный официальный портрет, но и слишком живой, искренний и народный по своему духу. Машков создал несколько подобных произведений. Ранее он нарисовал «Портрет партизана А. Е. Торшинина», несколько портретов пионерок, в том числе «Пионерку с горном», которая сейчас находится в Волгоградском музее. Эти официальные портреты были еще одной попыткой заниматься общественным порядком, не нарушая правил его любимых традиционных жанров.
Машков пытался внести идейно-революционное содержание даже в свои натюрморты, такие как «Привет XVII съезду партии» и «Советский хлеб». Они потрясают зрителя обилием предметов, заполняющих все пространство картины, их строго симметричной композицией и сюжетами. В первом бюсты классиков марксизма-ленинизма стоят в поле гигантских красных маков, огромных роз и нежных маргариток; во втором — всевозможный хлеб и кондитерские изделия (многие такие предметы для последней картины были специально выпечены по замыслу художника, как и герб Советского Союза). Картина изобилия, огромные размеры предметов и наивное стремление все преподнести самым привлекательным образом и сделать вкусным — все это уходит своими корнями в народную традицию, в провинциальные лавочные вывески, в первобытную народную роспись. Однако тематические натюрморты Машкова относятся к другой эпохе и представляют собой типичный памятник своего времени; недаром Луначарский критиковал молодых живописцев из кружка «Бытие», одним из членов которого был и Машков, за их попытки развить свои художественные приемы на старых скучных изображениях вроде кучи яблок на столе, написанных в стиле Сезанна. Почему, спрашивал Луначарский, молодой художник изобразил себя держащим вазу вместо того, чтобы представить себя серьезным революционером, тщательно чистящим свое ружье? Тогда получился бы сплав психологического портрета и необычного натюрморта. Любое техническое исследование могло быть связано с его революционным содержанием, писал Луначарский.
Однако, когда его не волновали идеологические задачи, Машков наиболее успешен в своих натюрмортах — все они датируются концом 1930-х годов, и относятся к так называемому «абрамцевскому» периоду, когда Машков жил в основном на даче под Москвой. Это традиционные натюрморты, букеты цветов и фруктов. Он демонстрирует великолепное мастерство передачи цвета, объема и ткани предмета — каждая из этих картин — кусочек природы, которую так горячо любил Машков.
В 1939 году в Москве открылась Выставка достижений сельского хозяйства, поразившая Машкова обилием и разнообразием фруктов, их величиной и окраской. Его впечатления вылились в натюрморт «Плоды сельскохозяйственной выставки», в котором Машков раскрыл за фасадом успешного социализма щедрость самой земли и подвиг ее обрабатывающих.
Особый раздел волгоградской коллекции составляют портреты военных лет. С 1941 по 1944 год Машков работал в Первой Московской коммунистической больнице. Там он нарисовал серию масляных и графических портретов, развил идею масштабной тематической работы «В больнице». Картины очень тонко и точно передают настроение военного времени, их герои сдержанны и сосредоточены, образы — лаконичны и строги.
Портреты военного времени составляют последнюю страницу в творчестве художника, умершего в 1944 году. С конца 1930-х критика постепенно утратила интерес к творчеству Машкова — ведь ему так и не удалось создать свою «подлинно революционную картину». Однако художественное наследие Машкова стало частью мирового искусства. Он важен и интересен как в своих самых удачных работах, так и в своих заблуждениях. Произведения этого выдающегося живописца говорят не только о его творческих поисках и экспериментах, но и о временах, в которые жил и работал художник Илья Машков.
Проект «Золотая карта России» проводится при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии и Комитета по межрегиональным связям и национальной политике города Москвы.
Портрет Пушкина — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
