Зарница 2 — Летний лагерь

Правила игры «Зарница-2»
УЧАСТНИКИ ИГРЫ
ЦЕЛЬ ИГРЫ
СРЕДСТВА И ОБЪЕКТЫ ИГРЫ
ХОД ИГРЫ
ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ ОЧКОВ
ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ
ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА
ДЕЙСТВИЯ ОФИЦЕРА
ДЕЙСТВИЯ ГЕНЕРАЛА
ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКА АРМИИ, ЛИШИВШЕГОСЯ ПОВЯЗОК
ДЕЙСТВИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ
Участники игры
Участники игры разбиваются на две равных команды-армии. В каждой армии назначаются:
— генерал;
— офицеры;
— солдаты.
Один офицер командует ротой от 5 до 10 солдат.
За соблюдением правил игры следят несколько наблюдателей, не менее четырех, под руководством главного наблюдателя. Наблюдатели не относятся ни к одной армии и являются нейтральной стороной.
Цель игры
Целью игры является расшифровка фразы (известного слогана или строки из стихотворения) армиями, которая по отдельным буквенно-цифровым элементам (далее – элементы) разбросана на местности для проведения игры (далее – местности).
Время игры строго регламентировано. Местность должна быть пересеченная и обширная, с определенными границами.
Фраза должна состоять не менее чем из 30 букв (без учета пробелов и знаков препинания). Для каждой буквы создается элемент, представляющий собой картонный круг диаметром не менее 15 сантиметров. На круге фломастером или маркером написана буква и цифра. Буква является одной из букв фразы. Цифра указывает, в каком по порядку слове фразы встречается эта буква. Все элементы втайне от участников игры распределяются главным наблюдателем по местности до начала игры. Элементы можно прятать, при этом запрещено их закапывать в землю или траву, а также класть или вешать выше двух метров от земли на деревья, столбы или строения. Каждой армии необходимо найти как можно больше элементов и как можно раньше расшифровать фразу, при этом не позволяя сделать то же самое армии противника.
Средства и объекты игры
Каждая армия имеет следующие атрибуты:
— повязки цвета армии;
— флаг центра хранения элементов;
— флаг центра шифровки;
— конверт с правилами шифровки для приказов;
— четыре флага лагеря пленных, лента для лагеря пленных;
— флаг изъятых повязок.
Каждый участник армии должен иметь повязку на руке цвета своей армии. Солдат имеет одну повязку, офицер – две, генерал – три.
Генерал и офицеры имеют с собой блокноты и ручки для письменной отдачи приказов.
Приказы, помимо основного зашифрованного текста, обязательно содержат время отдания приказа.
Наблюдатели имеют с собой блокноты и ручки для записывания штрафных очков в случае нарушения правил.
Флагштоки должны иметь длину не менее 1,5 метров. Флаги – иметь размеры не менее 2010 сантиметров и быть цвета армий.
Флаг центра хранения элементов служит для обозначения местоположения и хранения найденных участниками армии элементов. Элементы прикрепляются к флагштоку.
Флаг центра шифровки служит для обозначения местоположения и хранения конверта с правилами шифровки приказов своей армии, а также изъятых правил шифровки у армии противника. Конверт прикрепляется к флагштоку.
Четыре флага лагеря пленных устанавливаются по периметру лагеря пленных (небольшая площадка в несколько квадратных метров), вокруг флагов натягивается лента, обозначающая границы лагеря пленных.
Флаг изъятых повязок служит для обозначения местоположения и хранения изъятых повязок у участников армии противника во время боевых действий. Изъятые повязки прикрепляются к флагштоку.
Ход игры
Перед началом игры местность условно разделяется на две приблизительно равных территории. Армии в полном составе занимают противоположные границы местности, каждая у своей территории.
После сигнала к подготовке в течение получаса каждая армия на своей территории должна:
— разместить флаг центра хранения элементов;
— разместить флаг центра шифровки;
— разбить лагерь пленных;
— разместить флаг изъятых повязок;
— разработать шифр для приказов, уведомить о нем всех участников армии и поместить его в конверт центра шифровки.
Запрещается закапывать объекты в землю или траву или размещать выше двух метров от земли на деревья, столбы или строения.
Через полчаса подается сигнал к бою. После него участники игры действуют в соответствии со своим статусом, добиваясь поставленной цели игры.
Всем участникам одной армии запрещено перемещать флаги противника. Можно только изымать прикрепленные к ним средства.
При атаке лагеря пленных, принадлежащего противнику, необходимо ликвидировать ленту по периметру лагеря, тогда все пленники становятся свободными. Ленту оставлять на одном из флагштоков лагеря. Впоследствии противник при восстановлении лагеря пленных будет использовать эти средства.
В любой момент времени, за исключением первого получаса, в конверте центра шифровки армии должны находиться правила шифровки приказов своей армии.
В случае пленения генерала офицеры назначают из своего числа временного генерала, имеющего права и обязанности, как у генерала. Его полномочия заканчиваются после освобождения генерала.
Игра заканчивается, если:
— Фраза полностью расшифрована одной из армий и в письменном виде сообщена генералом армии (или, в случае пленения генерала, временным генералом) главному наблюдателю. Победа в игре присуждается расшифровавшей армии.
— Все участники одной армии пленены. Победа присуждается пленившей армии.
— Истекло общее время игры. Победа присуждается армии, набравшей большее количество очков.
Письменные приказы, утратившие действие, передаются наблюдателям, чтобы впоследствии восстановить ход игры, а также не засорять местность. Для лучшего отслеживания игры и соблюдения правил рекомендуется распределять наблюдателей рядом с каждым генералом и в лагерях пленных.
Порядок начисления очков
Количество очков вычисляется наблюдателями в конце игры, если ни одна из армий не расшифровала фразу и ни одна из них полностью не пленена, либо при спорном результате игры.
Количество очков рассчитывается следующим образом:
Кол-во очков армии = (Кол-во найденных армией элементов 20) + Кол-во изъятых повязок армии противника – (Кол-во очков за нарушения участниками армии 3).
Действия участников игры
Действия солдата
1. Знать правила шифровки приказов своей армии.
2. Выполнять письменные и устные приказы генерала и своего офицера. В случае, если приказ офицера противоречит приказу генерала, выполнять приказ генерала с уведомлением своего офицера.
3. Искать элементы по приказу генерала или своего офицера.
4. Срывать повязки у противника и передавать изъятые повязки своему офицеру.
5. Брать в плен противников без повязок.
6. По приказу доставлять пленных противников и нарушителей правил игры в лагерь пленных своей армии.
7. Только по письменному приказу проводить обыск и допрос пленных. Все найденные предметы у пленного, относящиеся только к игре (элементы, повязки, письменные приказы, шифры и т.д.), а также информацию передавать своему офицеру. При допросе пленных запрещены пытки.
8. Только по письменному приказу охранять или перемещать вверенный объект (перемещать можно только объект своей армии).
9. Атаковать противника и объекты противника только по приказу своего офицера или генерала.
10. По приказу изымать средства армии противника и передавать их своему офицеру.
11. По приказу доставлять письменные приказы от генерала или своего офицера другим участникам своей армии.
12. Хранить письменный приказ у себя до конца его действия. После прекращения его действия или отмены передавать своему офицеру или наблюдателю.
13. Имеет право попросить у своего офицера объяснения принципов шифровки и дешифровки приказов.
14. Имеет право вносить предложения своему офицеру по ведению боя.
15. Выполнять все требования наблюдателя.
Действия офицера
1. Знать правила шифровки приказов своей армии и отдавать письменные приказы только в зашифрованном виде.
2. Выполнять письменные и устные приказы генерала.
3. Искать элементы, отдавать аналогичные приказы своим солдатам.
4. Срывать повязки у противника, получать изъятые повязки от подчиненных солдат и передавать изъятые повязки генералу.
5. Брать в плен противников без повязок.
6. Доставлять пленных противников и нарушителей правил игры в лагерь пленных своей армии, может отдавать аналогичные приказы своим солдатам.
7. Проводить обыск и допрос пленных, может отдавать аналогичные, обязательно письменные, приказы своим солдатам. Все найденные предметы у пленного, относящиеся только к игре (элементы, повязки, письменные приказы, шифры и т.д.) передавать генералу. При допросе пленных запрещены пытки.
8. Охранять или перемещать вверенный объект (перемещать можно только объект своей армии) только по письменному приказу генерала. Может перепоручать аналогичные, обязательно письменные, приказы своим солдатам.
9. Атаковать противника и объекты противника, может отдавать аналогичные приказы своим солдатам.
10. Изымать средства армии противника, получать их от своих солдат и передавать генералу.
11. Хранить все полученные письменные приказы у себя. После прекращения их действия или отмены передавать наблюдателю.
12. В случае пленения генерала созвать совет офицеров для назначения временного генерала.
13. Разъяснять по просьбе солдат правила шифровки приказов.
14. Имеет право вносить предложения генералу по ведению боя.
15. Наказывать своих солдат за нарушение правил игры либо устным выговором, либо изъятием повязки с арестом в лагере пленных своей армии. При этом очки за нарушение наблюдателем не учитываются.
16. Помогать генералу в изучении изъятых предметов и информации у противника.17. По письменному приказу генерала носить с собой свободные повязки и выдавать их участникам своей армии, лишившихся повязок.
18. Выполнять все требования наблюдателя.
Действия генерала
1. Знать правила шифровки приказов своей армии и отдавать письменные приказы только в зашифрованном виде.
2. Искать элементы, отдавать аналогичные приказы офицерам и солдатам.
3. Срывать повязки у противника, получать изъятые повязки от офицеров и прикреплять изъятые повязки к флагштоку изъятых повязок.
4. Брать в плен противников без повязок.
5. Доставлять пленных противников и нарушителей правил игры в лагерь пленных своей армии, может отдавать аналогичные приказы офицерам и солдатам.
6. Проводить обыск и допрос пленных, может отдавать аналогичные, обязательно письменные, приказы офицерам и солдатам. Все найденные предметы у пленного, относящиеся только к игре (элементы, повязки, письменные приказы, шифры и т.д.), прикреплять к соответствующим флагштокам. Если это необходимо, проводить изучение предметов. При допросе пленных запрещены пытки.
7. Отдавать только письменные приказы офицерам или солдатам по охране или перемещению объектов (перемещать можно только объект своей армии).
8. Атаковать противника и объекты противника, может отдавать аналогичные приказы офицерам и солдатам.
9. Изымать средства армии противника, получать их от офицеров и солдат, при необходимости изучать и прикреплять их к соответствующим флагштокам.
10. В случае пленения офицера либо назначить нового офицера, либо расформировать роту, распределив солдат по другим ротам.
11. Имеет право обсуждать с офицерами предложения по ведению боя.
12. Наказывать офицеров и солдат за нарушение правил игры устным выговором, изъятием повязок или арестом в лагере пленных. При этом очки за нарушение наблюдателем не учитываются.
13. Освобождать по своему усмотрению нарушителей правил игры своей армии из лагеря пленных.
14. Всегда носить с собой свободные повязки для своей армии.
15. Выдавать повязки участникам своей армии, лишившихся повязок.
16. Имеет право поручать офицерам по письменному приказу ношение и выдачу свободных повязок.
17. По своему усмотрению изменять правила шифровки приказов с обязательным занесением их в конверт шифровки приказов и уведомлением всех офицеров и солдат.
18. В случае расшифровки фразы передать ее в письменном виде главному наблюдателю.
19. Выполнять все требования наблюдателя.
Действия участника армии, лишившегося повязок
1. Имеет право оказывать сопротивление и убегать от участников армии противника, но не на территории лагеря пленных.
2. Искать своего генерала или офицера для получения новой повязки.
3. Запрещено срывать повязки у других участников игры.
4. Запрещено проводить разведку, искать элементы, брать в плен противников, искать и изымать средства армии противника.
5. В случае пленения или ареста запрещено уходить из лагеря пленных, ограниченным лентой, пока не будет освобожден.
6. Выполнять все требования наблюдателя.
Действия наблюдателя
1. Следить за выполнением всех правил игры.
2. В случае нарушения правил записывать для армии нарушителя штрафные очки (одно очко за одно нарушение).
3. Периодически проверять средства и объекты армий, не демаскируя их.
4. Не должен демаскировать участников армий при выполнении ими боевых задач.
5. Не должен как-либо помогать или мешать участникам армии.
6. Главный наблюдатель должен прекратить игру сразу либо после получения от генерала одной из армий полностью и правильно расшифрованной фразы, либо после полного пленения одной из армий, либо по прошествии регламентированного времени игры.
7. Подсчитать количество очков в конце игры, если ни одна из армий не расшифровала фразу и ни одна из них полностью не пленена, либо при спорном результате игры.
summercamp.ru
Роль игры «Зарница» в патриотическом воспитании учащихся
Разделы: ОБЖ
Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В 8-11 классах проходят разнообразные по форме и содержанию мероприятия: фестиваль инсценированной солдатской песни, “ А ну-ка парни” , Военно-спортивная игра “Зарница”. В 5-8 классах проводится конкурс плакатов “Ими гордится наша страна”.
Особое место в этой работе отводится военно-спортивной игре “Зарница”.
Основная задача «Зарницы» — создание крепких, целеустремленных коллективов. В отряде каждый имеет дело, каждый владеет специальностью, все дружны — иначе нет победы. Интерес ребят к «Зарнице» подтверждается их инициативой, выдумкой, самостоятельностью.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ
В игре «Зарница» участвуют отряды 8— 11 классов.
Отряды организуются из учащихся одною класса. Рекомендуется в составе отряда иметь три звена, по 7—10 юнармейцев в каждом.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ
В содержание игры входят мероприятия военно-патриотического и военно-спортивного характера, состоящие из соревнований между звеньями и отрядами, соревнований по специальностям, эстафет, викторин, игр и занятий на местности, знакомства с историей и уставами Вооруженных Сил, задачами гражданской обороны.
ЭСТАФЕТЫ, ИГРЫ, КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ
Большой популярностью пользуются эстафеты, игры, конкурсы, викторины, в которых проверяются зарничные знания, навыки, готовность ребят к оперативно-тактическим играм на местности.
«Зарничка»
Игра проводится по типу эстафеты со следующими этапами:
- построение отрядов и доклады командиров о готовности к игре;
- подтягивание на перекладине, отжимание на скамейке;
- сматывание в клубок 20 м шнура;
- очистка трех картофелин;
- набрасывание пяти обручей на стойку;
- ответы на вопросы викторины
- рисунок на заданную тему;
- исполнение на барабане определенного сигнала;
— построение отрядов, доклады командиров об окончании игры.
Игра «Прорваться в тыл»
В игре участвуют два отряда: «зеленые» и «синие». Отряд «зеленых» обороняет участок протяженностью 120—150 м с четко обозначенными границами. Задача — не допустить проникновения «синих» в тыл.
Перед отрядом «синих» ставится задача: двигаться цепью с рубежа, удаленного на 400—600 м от обороны, скрытно пройти в тыл «зеленых».
У каждого юнармейца на рукаве повязка соответствующего цвета.
В течение. 15—20 мин идет подготовка к игре. «Зеленые» устраивают «засады», наблюдательные пункты, рассредоточиваются, маскируются, организуют связь, а отряд «синих» занимает исходный рубеж для движения. Командир отряда разрабатывает план действий.
Отряд развертывается в цепь.
Игра начинается по сигналу руководителя и продолжается 20 мин точно до сигнала. Затем отряды меняются местами.
Выигрывает отряд, у которого больше юнармейцев прорвалось в тыл.
Руководителю игры помогают три посредника.
Основные правила: наступающий считается выведенным из строя, если его запятнал (прикоснулся рукой) находящийся в обороне. Выведенный из игры отдает свою повязку и следует к посреднику. За границами района игры нападать запрещается.
Санитарные посты
В соревнованиях участвуют санитарные посты в составе четырех человек. Местом соревнований служит специально приготовленная трасса. Ее необходимо преодолеть в установленное контрольное время с наименьшим количеством ошибок на пунктах проверки санитарной подготовки.
На старт санпост выходит с оснащением, необходимым для оказания первой медицинской помощи (санитарная сумка). Приняв рапорт, судья проверяет правильность оснащения сумки и вручает командиру поста азимут 1-го пункта. Пост начинает движение по азимуту.
Пункт первый. Оказание первой медицинской помощи «пострадавшему» при переломах и кровотечениях.
Пункт второй. Транспортировка «пострадавшего» на пункт сбора.
Пункт третий. Спасательная станция. Правила выноса «утопающего» из воды, оказание первой помощи «тонущему».
Пункт четвертый. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, солнечных и тепловых ударах.
Пункт пятый. «Аптека в лесу». Санитары рассказывают о местных лекарственных растений и о способах их применения.
Финиш. Командир санпоста докладывает о выполнении задания и сдает маршрутный лист, в котором на каждом пункте проставлены отметки за правильность выполнения заданий по 5-балльной системе.
«Меткий огонь» (викторина для стрелков)
- Назовите оружие, которое применялось для стрельбы в древности.
- В связи с чем в середине XVI века возросла роль ручного огнестрельного оружия?
- Когда появились мушкеты и какое преимущество они имели перед пищалями?
- Принципиальные отличия кремниевого замка от фитильного?
- Принципиальные отличия фузеи от мушкета? Когда и кто ввел на вооружение русской армии фузеи?
- Назовите состав дымного пороха, применявшегося в конце XVIII века.
- Когда и по чьей инициативе в Туле был построен оружейный двор?
- Принципиальные отличия гладкоствольного оружия от нарезного?
- Какое оригинальное устройство имела казачья винтовка, созданная в 1783 году тульским оружейником Цыгаевым?
- С какими событиями было связано перевооружение в 1856 году русской армии нарезным оружием — 6-линейной винтовкой?
- Когда произошло перевооружение русской армии казнозарядным оружием? Назовите принцип устройства этого способа заряжания.
- Роль В. Л. Чебышева в разработке нового огнестрельного оружия?
- Откуда пошло название винтовки «берданка» и какова дальность ее стрельбы?
- Кто автор трехлинейной винтовки образца 1891 года? Что вы знаете об этом человеке?
- Кому принадлежит основная заслуга в создании русского образца пулемета «максим» образца 1884 года?
- Какой вклад в развитие стрелкового оружия внес В. Г. Федоров?
- Назовите русских и советских конструкторов автоматического стрелкового оружия.
- Когда был принят на вооружение ручной пулемет Максима Токарева?
- Назовите вес без патронов ручного пулемета ДП.
- В каком году была проведена модернизация ручного пулемета ДП?
Ответы
- Праща, лук, самострел, арбалет, крепостная пищаль.
- В’ связи с реорганизацией русской армии, проведенной Иваном IV. В это время началась организация регулярного .войска, вооруженного огнестрельным оружием.
- В начале 16 века на вооружении пехоты появились более мощные фитильные ружья по сравнению с пищалями — мушкеты. Мушкет обладал большей меткостью на дальностях до 150—200 шагов и более высоким убойным действием пули.
- Пользование фитильным замком с постоянно зажженным фитилем приводило к случайным воспламенениям пороха на полке, демаскировало укрытого стрелка ночью. Фитильный замок оказывался очень чувствительным к влаге и действовал безотказно только в сухую погоду. Применение кремниевых замков избавляло стрелков от этих неудобств.
- В 1706—1709 годах по инициативе Петра I было проведено полное перевооружение русской армии новыми ударно-кремневыми ружьями — фузеями. По сравнению с мушкетом фузея имела меньшие калибр и длину, что способствовало уменьшению ее веса и действия отдачи при стрельбе. Сокращение длины фузеи делало се также более удобной при заряжании, особенно при малом росте стрелка.
- 75% селитры, 10% серы, 15% угля.
- В 1705 году по инициативе Петра I.
- Обеспечить плотную загонку пули в гладкоствольных ружьях было трудно, так как этому препятствовал нагар, образующийся от дымного пороха. В нарезном стволе нагар свободно помещался в нарезах. По этой причине в нарезных ружьях первоначально делали боль шое число сравнительно мелких прямых нарезов. В XVI веке было создано оружие с винтовыми нарезами, благодаря чему значительно лучше разрешалась задача повышения дальности и меткости стрельбы.
- Стремясь облегчить распространенный в то время способ заряжания нарезного оружия, Цыгаев сделал в канале ствола полигональные нарезы, имевшие в поперечном сечении форму правильного треугольника. Вращательное движение пули в таком стволе происходило без врезания пули в нарезы. Такие нарезы позволяли получить более высокую начальную скорость пули и меткость стрельбы, так как устранялось явление срывов пули с нарезов, происходившее в то время в обычных винтовках при больших скоростях пули.
- Русская армия в Крымской войне 1853—1856 годов, вооруженная преимущественно гладкоствольным оружием, вынуждена была вести неравную борьбу с союзными англо-французскими войсками, в распоряжении которых находилось преимущественно нарезное оружие. Началом перевооружения русской армии явилось введение в 1856 году стрелковой винтовки. Ее калибр был принят равным 6 линиям (15, 24 мм).
- Резкое увеличение скорострельности нарезного оружия стало возможным в связи с введением в 60.-х годах XIX века унитарных патронов и заряжания с казенной части, что привело к значительному сокращению приемов перезаряжания оружия, а значит, и необходимого для этого времени, В России перевооружение казнозарядным оружием совпало с реформой 1861 года — периодом реорганизации военной промышленности на капиталистических началах. Скорострельность винтовок, заряжаемых с казенной части, намного превысила скорострельность винтовок, заряжаемых е дула.
- Большой вклад в развитие оружейной техники в России внес известный ученый и талантливцй конструктор В. Л. Чебышев. Он сделал первую в России попытку дать теоретическое обоснование разработке огнестрельного оружия.
- В 1870 году на вооружение русской армии была принята винтовка конструктора Бердана № 2. В ней впервые был применен скользящий затвор, обеспечивавший быстрое и надежное действие механизмов при стрельбе. «Берданки», считавшиеся лучшими по тому времени, имели прицел для стрельбы до 1500 шагов, в дальнейшем с применением бокового прицела дальность стрельбы была увеличена до 2250 шагов.
- Сергей Иванович Мосин (1849—1902). Конструкторскую деятельность по созданию магазинных винтовок начал в 1882 году. После создания винтовки образца 1891 года руководил работами по организации ее массового выпуска на русских заводах. В 1894 году был назначен начальником Сестрорецкого оружейного завода.
- Основная заслуга в создании русского образца пулемета «максим» принадлежит И. А. Пастухову и П. П. Третьякову.
- Основоположник русской школы автоматического оружия Владимир Григорьевич Федоров в 1907 году создал автоматическую винтовку, а в 1916 году первый русский автомат.
- Ф. В. Токарев, В. А. Дегтярев, В. Г. Федоров, А. А. Благонравов, И. Н. Колесников, С. Г. Симонов, Г. С. Шпагин, А. И. Судаев, С. В. Владимиров, П. М. Горюнов, Б. Г. Шпитальный, И. А. Комарицкий и другие.
- В мае 1925 года.
- 10,5 кг.
- В 1944 году. Модернизированный пулемет Дегтярева ДП, названный ДПМ, поступил на вооружение пехоты Советской Армии. Благодаря проведенным усовершенствованиям он стал еще более надежным и безотказным в действии, более удобным в обращении и устойчивым при стрельбе.
Викторина «01»
- Почему горящий керосин или бензин нельзя тушить водой?
- Нужно ли выбивать стекла в доме или квартире во время пожара?
- Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина?
- Иногда говорят: «Бензин загорелся». Правильно ли это выражение?
- Назовите несколько огнегасительных средств, при меняемых при тушении пожара.
- Почему для тушения пожара может применяться азот?
- Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать электрический свет?
- Почему в детских учреждениях выходы из помещений устраиваются открывающимися наружу?
- Сколько времени продолжался знаменитый московский пожар во время нашествия Наполеона?
- В полдень разразилась гроза. От грозового разряда загорелась конюшня. Что нужно было сделать, чтобы не допустить пожара?
- В каких случаях для тушения пожара применяется авиация?
Ответы
- Удельный вес керосина и бензина легче, чем воды. Поэтому, попадая на поверхность этих жидкостей, вода опускается вниз, не оказывая должного огнегасительного действия.
- Нельзя. Через разбитые оконные проемы в помещения будет поступать воздух, содержащий кислород, что способствует усилению горения.
- Опаснее порожняя бочка. Внутри ее может образоваться взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха.
- Бензин не горит. Горят его пары в смеси с воздухом.
- Огнегасительиыми средствами являются: вода, воздушно-механическая и химическая высокократная пены, углекислый газ, азот, водяной пар, огнегасительные составы, песок, мел и др.
- Азот является инертным газом. Он снижает содержание кислорода в воздухе, в результате чего прекращается горение.
- При пользовании электрическим выключателем, штепсельной розеткой может вспыхнуть искра и произойти взрыв газа.
- Чтобы в случае возникновения пожара в дверях не создавалась давка из-за большого скопления детей.
- Этот пожар длился пять суток.
- Главным образом для тушения лесных пожаров: с самолета можно быстро обнаружить их очаг. Кроме того, самолет доставляет к месту лесного пожара пара.
Смотр строя и песни
Отряд в полном составе выстраивается и две шеренги. Командир отряда докладывает о готовности к смотру, а затем подает команды для перестроения отряда.
Жюри оценивает: ответ на приветствие; дисциплину строя; внешний вид участников; перестроение из одной шеренги в две и обратно; размыкание и смыкание строя; повороты на месте, повороты в движении; движение строевым шагом; исполнение песни и речевки в движении.
Члены жюри оценивают действия по пятибалльной системе, с точностью до десятых. Оценки суммируются и делятся на количество судей. Лучшим является отряд, набравший большее количество очков.
«Шифровка»
Команда должна расшифровать шифровку по номеру буквы алфавита (1-А, 2-Б, …, 33-Я) за определенное время. За каждую неправильно отгаданную букву – штраф + 5 секунд. Лучший балл — за меньшее время с учетом штрафного времени.
Войсковые звания, рода войск
Командам раздаются чистые листы и ручки. Команда должна за определённое время вспомнить и записать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии», и рода войск — за 1 минуту. Лучший балл — за правильность последовательности званий и большее количество званий, большее количество родов войск.
«Символы России» — конкурс болельщиков.
1. Участникам команд (и их болельщикам) необходимо написать основные государственные символы Российской Федерации.
- Государственный гимн Российской Федерации
- Государственный герб Российской Федерации
- Государственный флаг Российской Федерации
2. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России). Красный цвет – державность (смелость, великодушие). Время выполнения задания 5 — 6 минут, за правильное выполнение задани
urok.1sept.ru
Летняя спортивно — оздоровительная игра «Зарница»
МКОУ « Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
Летний оздоровительный лагерь
Составила: Тисёлкина Ирина
Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕ.
Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми и подростками жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной жизнедеятельности, воспитываются организаторские способности.
Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей и подростков, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых.
Военно-спортивная игра на местности – это одна из разновидностей детско-юношеских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей и подростков.
Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры российских ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активность действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность.
ЦЕЛЬ:
удовлетворить тягу детей и подростков к военным знаниям;
дать правильное представление о некоторых сторонах походно-боевой жизни;
воспитать выносливость, находчивость, решительность и смелость;
развивать инициативу и самостоятельность, на основе игровой деятельности;
ОБОРУДОВАНИЕ: «боевые листки» для каждого отряда, обруч, маленькие мячи, кирпичики, 3 банки сгущёнки на каждый отряд, противогазы, вода, одноразовые стаканы, влажные салфетки, сок, печенье, аптека на каждый отряд.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ:
В игре участвуют все отряды распределенные по группам:
— 1-я группа – «Синие» — 1 и 2 отряды
— 2-я группа – « Зелёные» — 3 и 4 отряды
— 3-я группа – наблюдатели и помощники — ЛТО
Участники игры именуются «бойцами». Из «бойцов» организуются отряды. Отряды состоят из: командира отряда и его заместителя, разведчиков, стрелков, санитаров, связистов, флагового, шифровальщиков, сапёров.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ( 1 – 2 дня)
Включает:
формирование отрядов
объяснение правил игры
изготовление погон, флага
Правила игры: играющие в зарницу воспитанники делятся на две команды «Зелёные» и «Синие», арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих ( из трудового отряда). Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является флаг. Целью обеих команд является проход этапов конкурса по «боевому листку» с указанием станций – заданий, каждая из команд проходит станцию поочерёдно. После выполнения задания команда передвигается на следующую станцию (согласно «боевому листу»). На каждой станции команда зарабатывает баллы (с учетом штрафных баллов), которые заносятся в “Боевой лист”. По окончании игры баллы суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает I место. Победители и призеры награждаются. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому участнику пришиваются по два погона на плечи, один погон выдаётся запасной; у капитана их четыре. Для того чтобы «убить» игрока, надо сорвать с него погоны; если сорван только один погон, то участник игры «ранен» и не может бегать, а просто ходит.
Победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флага и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — счисляются.
2 ЭТАП — ОСНОВНОЙ( 1 день)
Программа мероприятия:
Торжественное открытие военно-спортивной игры на местности «Зарница»
Вручение «боевых листков» и карт — схем
Прохождение этапов конкурса участниками игры.
Подведение итогов и награждение победителей и призеров.
Этапы игры:
«Меткий стрелок»
Каждый член команды бросает заранее подготовленные мячи в цель (обруч). Каждый член команды выполняет по одному метанию в цель. Метание производится с определенного расстояния по очереди. Общее количество попаданий записывается в «Боевой листок».
«Минное поле»
Сапёры должны за определенное время как можно больше «обезвредить» (найти) импровизированных мин ( банка сгущёнки) на определенном участке. Общее количество мин найденное сапёрами записывается в «Боевой листок».
«Шифровка
Шифровальщики должны расшифровать шифровку.
Например: еимеиоеилеиоеидеицеиыеи, роско лавирп
(Молодцы, скоро привал)
«Привал»
Место, где наступает перемирие, где все участники игры могут выпить воды, сока, скушать печенье, подсчитать потери.
«Болото»
Каждый член команды должен пройти «заболоченную» местность по кирпичикам и принести своей команде балл, который записывается в «боевой листок».
«Атака газы»
Наблюдатели разводят костёр, создают имитацию газов. Каждый член команды должен одеть противогаз и пройти определенное расстояние, если игрок не хочет одевать противогаз, то он проходит это задание с потерей одного погона. Общее количество баллов записывается в «боевой листок»
«Взятие флага»
Последний этап, который проходят участники игры, захват флага противника.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов игры:
Победители определяются по наибольшей сумме баллов. Команды-призеры награждаются дипломами, сладкими подарками, команды, не занявшие призовых мест – грамотами и сладкими подарками.
Источники информации:
Журнал «Начальная школа».
Журнал «Завуч в начальной школе».
Журнал «Справочник классного руководителя»
Интернет ресурсы.
infourok.ru
Игра зарница,агентство Красный перец,redperez.ru

Игра зарница
Для кого-то — ностальгия, для кого-то — новшество (очередная забава), а для кого-то — возможность абстрагироваться от монотонных будней.
А раз так, то дисциплина и боевой дух были неотъемлемой частью молодой организации. И вполне конкретные правила игры диктовали серьёзное отношение к данному процессу. Это уже потом появился азартный дух и радость от того, что можно организованно поиграть в «войнушку».
И уже в наши дни игра зарница – приобрела «свободный» статус. Нет уже ни комсомола, ни пионерии, а значит — нет той «обязаловки», которая была продиктована политикой партии. Но всё-таки приятно, что эта игра, несущая в себе нотки ностальгии, актуальна и по сей день. Актуальность этой игры, на наш взгляд, заложена в простоте вещей. Мальчишки и юноши, как известно, будущие воины, и охотничий, боевой инстинкт у них в крови. А девчонок и девушек всегда, и во все времена «заражал» своей энергетикой, мужской боевой азарт.
Итак – правила игры в Зарницу.
Правила очень просты. Группа людей делится на два лагеря. При желании, в лагере «бойцов» можно поделить на отряды (на случай если большое количество участников).
Дальше противникам выдаётся по карте. Действенным образом это происходит так: Начальник генерального штаба, собирает противников (или их командиров) в ген.штабе и вручает пакеты. В пакетах находятся карты местности, на которых указано место положения флага противника. Затем команды (или командиры) отправляются к своим лагерям и в назначенное время открывают конверты. Начинается поиск, с целью захвата вражеского флага.
Основной смысл игры:
Команда нашедшая, и доставившая первой вражеский флаг в ген. штаб, считается победившей.
Чем разнообразить и наполнить игровой процесс:
Тут как говорится ваша воля и воля вашей фантазии. Например, существует версия с погонами. У каждого противника есть свой цвет погон. Игроки обеих команд, повстречавшись друг с другом, срывают погоны с плеч условного врага. Тот, кто теряет погоны – выбывает из игры. Этот формат игры достаточно «жёсткий», потому , что дети по свое природе максимально верят в предлагаемые обстоятельства, и зачастую дело не обходится без драк. А стало быть, в лучшем случае игра закончится для кого-то испорченным настроением, мы не говорим уже о более тяжёлых последствиях.
Ира в зарницу так же может сочетать в себе и обучающие элементы, например: Ориентирование на местности (хождение по азимуту), определения сторон света и своего местонахождения, прокладка маршрута и т. п.
А после победы и награждения одной из команд, (грамоты, медали, памятные сувениры) зажигается традиционный и всеми любимый «пионерский» костёр, возле которого можно поделиться своими впечатлениями и «подвигами»!
А если организовать праздничное застолье и закончить его фейерверком, то «послевкусие» полноценного праздника вам обеспечено!
Ну а мы всегда готовы присоединиться к вам и помочь — сделать ваше мероприятие незабываемым!
- С уважением, коллектив агентства остроумных идей Красный perez.
« Предыдущая статья Сценарии ролевых игр
Следующая статья » Презентация автомобиля Citroen C4
www.redperez.ru
Зарница (игра) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Зарница.«Зарни́ца» (Всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница») — пионерская военно-спортивная игра в СССР. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. В настоящее время с уходом пионерских организаций из школ «Зарница» или похожие на неё игры обычно проводятся военно-патриотическими клубами и другими похожими организациями.
Аналогом «Зарницы», проводимым для старшеклассников, была военно-спортивная игра «Орлёнок».
История
Правила игры разработала учительница из села Мысы Краснокамского района Пермской области[1][2][3]. 23 февраля 1964 года она провела первую игру совместно с военными[1][2][3].
По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях в связи с сокращением военной службы с 3 до 2 лет.
10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.
Своим приказом маршал поставил задачу создать юнармейские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам.
В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.
В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов, которые отдыхали в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игру «Орлёнок». Цель игр «Зарниц» и «Орлят» зависела от возраста играющих и заключалась как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.
Часто игра «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игр составлялся при участии кадровых военных.
Правила игры
Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды, арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.
Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.
В кино
Напишите отзыв о статье «Зарница (игра)»
Ссылки
- [back-in-ussr.info/2013/04/zarnica/ «Зарница»] Формат проведения игры.
- [zarnica.kgb.ua «Зарница».] Современная зарница.
- [lordbss.pp.ru/fire.html «Зарница».] История советских времён.
Примечания
- ↑ 1 2 [zwezda.perm.ru/newspaper/?pub=7785 Мысы — родина «Зарницы»?. Новости Перми — газета Звезда]. Проверено 29 июня 2012. [www.webcitation.org/69gzHQifK Архивировано из первоисточника 5 августа 2012].
- ↑ 1 2 [media-office.ru/?go=4040719&pass=f3afb97210af41564c53d84e488da869 В «Зарницу» играла вся страна]. Проверено 29 июня 2012. [www.webcitation.org/69zEsptvD Архивировано из первоисточника 17 августа 2012].
- ↑ 1 2 [dobryanka.bezformata.ru/word/kozhanij-myach/18267/ Будущая Всесоюзная военная игра зародилась в школе Краснокамского района]. Проверено 29 июня 2012. [www.webcitation.org/69gzJYDtw Архивировано из первоисточника 5 августа 2012].
Отрывок, характеризующий Зарница (игра)
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом , то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l’ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C’est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.
Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
wiki-org.ru
Зарница (игра) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Зарница.
«Зарни́ца» (Всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница») — пионерская военно-спортивная игра в СССР. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР.
В настоящее время с уходом пионерских организаций из школ «Зарница» или похожие на неё игры обычно проводятся военно-патриотическими клубами и другими похожими организациями.
Аналогом «Зарницы», проводимым для старшеклассников, была военно-спортивная игра «Орлёнок».
Правила игры разработала учительница из села Мысы Краснокамского района Пермской области[1][2][3]. 23 февраля 1964 года она провела первую игру совместно с военными[1][2][3].
По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях в связи с сокращением военной службы с 3 до 2 лет.
10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.
Своим приказом маршал поставил задачу создать юнармейские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам.
В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.
В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов, которые отдыхали в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игру «Орлёнок». Цель игр «Зарниц» и «Орлят» зависела от возраста играющих и заключалась как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.
Часто игра «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игр составлялся при участии кадровых военных.
Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды, арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.
Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.
www.wiki-wiki.ru