Праздник дураков в средневековье – Праздник дураков — Записки злопыхателя — LiveJournal

Праздник дураков — Записки злопыхателя — LiveJournal


Был в Средние века в Европе такой замечательный праздник — Праздник Дураков. Очень весёлый и шумный, любимый всеми, и даже суровая католическая церковь относилась к нему весьма снисходительно. Есть даже мнение, что нынешнее 1-е апреля происходит именно оттуда. Такой вот был яркий и бесшабашный праздник, когда строить из себя идиота было не стыдно, а наоборот, ценились наиболее глупые и грубые шутки, в том числе и ниже пояса, а в церквях и на церковных папертях творились и говорились вещи, которые в любой другой день могли счесть богохульством. Но на следующее утро всё возвращалось на круги своя и народ снова возвращался к ежедневной серой рутине. Но ведь праздник, он на то и праздник, чтобы была отдушина в этой серости. Ведь правда, — хочется иногда расслабиться, не парить мозги, а просто плыть по такому вот радостному течению, делать глупости и веселиться.

Но что здесь важно — на этом празднике люди ведь вовсе не были дураками и прекрасно осознавали всю несерьёзность происходящего. А стало быть, расслабившись один день в году, знали, что жизнь таким образом прожить невозможно — ежедневная борьба за выживание, за кусок хлеба, забота о детях, в конце концов, и идиотизм, кривляние, вихляние голым задом, — вещи абсолютно несовместимые. Кстати, говорят, тем не менее, что самые смешные вещи делаются с совершенно серьёзным, прямо таки каменным выражением лица. Поэтому и стал великим комиком Бестер Китон.

А если праздник, ну прямо как по Хемингуэю, который всегда с тобой? Круглый год, да ещё под руководством массовиков затейников. Праздник дураков, но только дураков мрачных, озлобленных, серьёзных до невозможности. Дураков, которыми руководят специально приставленные массовики-затейники, главная цель которых — поддерживать уровень дурости на постоянно высоком, даже высочайшем уровне. Иначе, до дураков может внезапно дойти в каком абсурдном мире они живут, и что за существа на деле, те, кто оплачивает каторжный труд этих самых массовиков. И всё же, те самые массовики, всего лишь делают свою работу, подлую и грязную, но тем не менее весьма щедро вознаграждаемую, ибо пожалуй, у нынешнего круглогодичного праздника есть одна сверхзадача — удержать «существа» у власти. Если представить себе, что в один горестный для существ день дураки поумнеют, то день этот, несомненно окажется последним для их власти, а может, и жизни. Но не надо волноваться — такое невозможно по определению. В принципе, я полагаю, нынешние массовики могут собой гордиться — их советские предшественники могли добиться со стороны дураков только равнодушного молчания, не идущего ни в какое сомнение с нынешним энтузиазмом и «яростью благородной». Вменяемое меньшинство в массе своей, как и лет 30 назад предпочитает молчать в тряпочку.

Я, кстати, вспоминаю, по этому поводу рассказ человека, побывавшего вместе с тогда ещё советской партийной делегацией в Северной Корее. Вот у кого ещё учиться и учиться. Машину с «дорогими советскими друзьями» радостно приветствовали одетые в праздничные робы чучхейские трудящиеся, в основном женщины. В обязанности ликующих входило радостно улыбаться, хлопать в ладоши и подпрыгивать. Когда же одна из ликовавших то ли перестала подпрыгивать, то ли забыла другое какое из трёх обязательных действий, к ней подбежал сурового вида молодой человек и указал на её халатность самым наглядным способом — залепил кулаком в зубы. Действие, указание руководящего товарища, было мгновенным — утерев кровь нерадивая женщина начала скакать, хлопать в ладоши и улыбаться с удвоенной энергией. Но это так, на крайний случай, если вдруг искреннее возмущение и ненависть к врагам, скорбь по безвременно павшим снегирям и утратившим девственность старухам перестанет быть столь искренней. На тот случай, если круглогодичный праздник дураков вдруг закончиться. Ведь, рассуждая логически, так и должно было бы произойти. Ведь, как известно, праздник, если он ежедневный, тоже становится буднями, а особенно такой, какой ныне происходит в одной, отдельной, всем слишком уж известной и взятой, сами знаете за какое место стране. А кроме того, в отличие от своего средневекового предшественника, слишком уж он мрачен, а дураки там вовсе не прикидываются, а самые что ни на есть настоящие. А главное — нет того безудержного веселья, а есть тупая злоба и ярость, правда, не менее безудержные. Это становится не праздником даже, а прямо, какой-то чёрной мессой.

Именно этим, особенно, если учитывая, что в обязательное действо там входят пляски не только на хрупких косточках распятых мальчиков, снегирей и пенсионерок, но и немыслимые в своём фарисействе и лицемерии глумливые скачки на костях вполне реальных людей. Да, опять всё тот же Боинг — то, за что им никогда не знать прощения, который будет лежать проклятием на них ровно столько, сколько они будут оставаться такими вот дураками, а может быть и много дольше этого. Но им то, пожалуй, что — проклятием больше, проклятием меньше. Им — ничего, да и плевать бы на них, но топчась на костях погибших пассажиров, они топчут души их родственников, словно мало тем несчастным самого факта потери близких.

Здесь, кажется, праздник дураков доходит до своей кульминации, до верхнего предела не только запредельной глупости, но не менее запредельной подлости. Чёрт с вами, не хотите признаваться, так хоть молчите в тряпочку, потому что ваше поведение уже просто за гранью. Даже, покопавшись в истории, включая российскую и советскую, сомневаюсь, что можно найти нечто подобное. Не по количеству пролитой крови, конечно, что такое 283 человека по сравнению с ГУЛАГОМ, но такой омерзительной реакции не было никогда. Разве что Катынь, да и то…

Просто, поборов отвращение, ещё раз посмотрите на всю эту историю. На грабёж и мародёрство колорадов на месте крушения, на наспех удалённые победные реляции по поводу сбитой украинской «птички» и на кошмарные селфи местных йеху с «трофеями» с Боинга. Самолёт сбили украинцы! Почему, — потому что они плохие, а значит они сделали это. Просто так, по причине природной злости. А потом миллион версий, одна глупее и подлее другой, и как апофеоз — возмущение и протест по поводу неудержимо надвигающегося трибунала. Хотя, казалось бы, если бы там не причём, так и бояться нечего. Наоборот — истина воссияет и вы все в белом.

Но вернёмся к дуракам. Я, конечно, понимаю, что кремлёвские урки заметались и растерялись, а потому делают всё больше глупостей, погружаясь всё дальше в трясину, а руководимый ими Праздник дураков принимает совершенно уж сюрреалистические формы. Я не знаю, митинг, организованный, уж в этом я уверен, по команде Москвы на месте падения самолёта, проходил по северокорейскому сценарию, или же дураки собрались «по зову сердца». Имея в виду, что это территория «ДНР», «страны» ещё больших чудес, чем шефствующая над ней Россиюшка, допускаю оба варианта. В любом случае, просто представьте себе Чикатило, пришедшего с букетом цветов на похороны своей жертвы. И если маразм сам по себе может вызвать даже сочувствие, то омерзительная клоунада в селе Грабово Донецкой области, неподалеку от места крушения уже не смешна. Повторяю, — это за гранью. Никогда не существовавшие мальчик с пенсионеркой, снегири и фосфорные бомбы вызывают смех, но этот вот митинг, эта «скорбь» по вполне реальным людям, это нечто даже не из фильмов ужасов. Я думаю, определения этому ещё не придумали. Все эти флаги ДНР и стран, чьи граждане стали жертвами авиакатастрофы. А ещё лозунги:

«Киев, прекрати стрелять» и «Вас убили и нас продолжают убивать». В последнем, впрочем, есть доля истины. Их и правда, продолжают убивать. И имя убийц — легион. От мерзкого кремлёвского карлика, до стада баранов, собравшегося на этот митинг во главе с Захарченко. И я понимаю, что чувство, которое я испытываю, не очень достойно, но я бы очень хотел, чтобы на это стадо, там, где они собирались, прямо на них, упал самолёт. А в самолёте летела очередная партия тех, кого в Украине нет. Но знаете, мне ни капельки не стыдно. Праздник дураков пора кончать.

flavius-aetius1.livejournal.com

«Праздник дураков». Самые невероятные в мире

«Праздник дураков»

В средние века в Европе, особенно во Франции и Италии, проводился необычный праздник, который назывался «праздником дураков». Это был веселый религиозный фестиваль-бурлеск, когда христианская месса превращалась в своеобразный фарс. Нужно отметить, что этот праздник организовывался отнюдь не врагами Церкви, а скорее самыми благочестивыми членами клира. Он обычно проходил в середине декабря и длился несколько дней.

В начале празднества самые высокие иерархические чины — епископы и архиепископы — передавались представителям низшего слоя клириков, нарушая тем самым все принятые церковные законы. Эти люди получали облачения, соответствующие их высокому сану, и вели себя так, словно они на самом деле важные церковные «шишки». Им вручались пастырские посохи и предоставлялось право на торжественное благословение прихожан.

Проводимая ими месса в городском соборе, однако, не имела ничего общего с нормальной церковной службой. Это была обманная месса, на которой ненастоящему епископу прислуживали ненастоящие священнослужители в женских одеждах. Вместо обычных торжественных молитв в храме распевали похабные песенки, а вокруг алтаря водили веселые хороводы.

Во время этой невероятной церковной службы клирики вели себя так, словно они не в храме, а где-нибудь в харчевне, так как они на ходу проглатывали горячие сосиски и на алтаре играли в карты. Вместо обычного ладана в храме жгли старую обувь.

Хотя неоднократно предпринимались усилия с целью наложения запрета на подобный обычай, он все равно пользовался громадной популярностью как среди верующих, так и у клира, и поэтому дожил в Европе до эпохи Реформации. Еще в 1645 году во Франции в некоторых монастырях отмечался «праздник дураков». Вот как его описывал один автор:

«Участники держали в руках священные книги вверх тормашками и притворялись, что читают их через очки, в которых вместо стекол были вставлены кусочки какой-то странной кожуры, при этом они что-то мямлили, путая слова, и издавали такие дикие, смешные, глупые и неприятные вопли, поднимали такой ужасный визг, что казалось, это не люди, а стадо разъяренных свиней».

Он явно осуждал такие действа:

«Лучше на самом деле пригласить в храм животных, чтобы те на свой манер вознесли славу Господу, чем выносить эту орущую толпу людей, которые, по сути дела, насмехались над Богом, делая при этом вид, что его восхваляют. Такие люди глупее и бессмысленнее, чем самые глупые и бессмысленные звери».

В кафедральном соборе французского города Сан проводился своеобразный вариант такого праздника, получивший название «праздник осла». В церковь несколько членов клира приводили осла. Во время проведения мессы осел становился центром всеобщего внимания, и вокруг него начинались всевозможные смешные церемонии в духе настоящего бурлеска. Они могли продолжаться часами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

История праздников. Как веселились в страдающем Средневековье.

Праздник дураков

Интересным нюансом было, что в действиях постоянно менялись местами – шуты и короли, земля и небеса, низы и верхи. Данное смещение олицетворяло перерождение мира. Выдающимся примером такого переворота карнавального мира является Праздник дураков (festa stultorum). Данное действо сначала отмечалось в храмах, имело официальный характер, затем оно переросло в нелегальное, так как переместилось в питейные заведения, на улицу. Это действо начиналось с собрания духовенства, там с помощью смехотворных действ выбирали дурацкого епископа, затем помпезно провожали его в храм. Все сопровождающие, которые были здесь, дурачилась, потешалась. Присутствующие были одеты в яркие маски, женские одежды, костюм скоморохов, шкуры животных. В дальнейшем дурацкий епископ отслуживал мессу, проводил благословление, а в это время дьяконы прямо перед ним ели колбасу, устраивали танцы и играли в карты, кости. Карлики пели непристойные песни, а ладан наполняли навозом. После мессы начинались целые бесчинства – все начинали бегать по храму, кричать, раздеваться догола. Затем усаживались в тележки с отходами и ездили по городу, крича безобразные песни. По окончанию мессы священник благословлял и три раза кричал по-ослиному, а ему вместо «amen» трижды отвечали таким же ослиным криком «Hinham!» Также существовали и подобные пародии на рыцарские состязания, цеховую работу и т.д. Почти за каждым праздником был закреплен смех. Приветствовался смех священника, когда идет служба и смех прихожан, все это было «пасхальным смехом». Новогоднему календарю (1 — 5 января) предшествовали врумалии (24 ноября — 17 декабря), которые также были с карнавалом, ряжеными, все это обрисовывало процесс уборки урожая, а также изготовление вина. Все сопровождалось песнями про верхние чины, судей, вельмож В период с 17-23 декабря проходил веселый сатурналий, который включал в себя жертвоприношение свиньи. Почти у каждого народа Европы были свои гистрионы, которые брали опыт римских мимов. Их появление олицетворяло бунтарство народа. Особенно это выражалось в действии вагантов (это семинаристы, которые недоучились, священнослужители, которых разжаловали). Обычно они пели латинские песни на озорной манер, которые пародируют гимны церкви. Тут были не обращения к Богу, а к «всепьющему Бахосу».

kozeeva.ru

Средневековые развлечения: карнава

Карнавал — разгульное празднество перед Великим постом, и поныне популярное в Европе и странах Латинской Америки. Однако за безудержным весельем и народным гуляньем русскому философу Михаилу Бахтину удалось разглядеть особое измерение человеческого миросозерцания, особую онтологию. Его концепция карнавала получила всемирное признание, став важным инструментом в анализе подобных практик.

В принципе, любой праздник обладает чертами карнавала. Праздник на время отменяет действие обычных правил, привнося собственный порядок и законы. Но именно в средневековом карнавале эти черты получили наибольшее выражение. Давайте на время погрузимся в атмосферу средневекового карнавала, чтобы лучше понять всю силу этой стихии.  

1449 год. Первый шембартлауф

(источник: c2.staticflickr.com)

Как когда-то Вергилий помог герою Данте пройти все круги ада, роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» поможет нам пройти круги карнавала. В этом уникальном произведении в неподражаемой карнавальной форме запечатлена символика и логика празднества.

Итак, подходит к концу церковное богослужение, поучающее искупать греховную природу человека во имя вечного блаженства в жизни загробной и напоминающее о вечных муках тому, кто будет недостаточно прилежен в борьбе со своими страстями. Мужчины стоят справа, женщины — слева, в первых рядах — знатные люди. В руках у них Священное Писание. Сзади толпятся бедняки.  

И вот настаёт время карнавала. Шутовская процессия шествует через весь город. Ряженые олицетворяют всевозможные пороки: алчность, обжорство, похоть. Раздаётся звон многочисленных бубенчиков. Тут и там шныряют черти. Среди них артисты будущих бесовских представлений — дьяблерий.  

«Ад» 1508 г.

(источник: c2.staticflickr.com) Главная черта карнавала — перевёрнутый мир, инверсия принятых представлений.

Такой разгул нечисти в православной традиции случается в ночь перед Рождеством. Сейчас мы можем наблюдать подобное явление в канун Дня всех святых в католической традиции — Хэллоуин. Когда-то локальный праздник Британских островов стал необычайно модным в наши дни.

Средневековый набожный человек попадает в сущий ад. Только не страшный, а весёлый. Перестаёт ли он от этого бояться чертей? Вовсе нет. Это двойственная ситуация игры: всё как бы понарошку рационально и по-настоящему эмоционально. Человек получает некоторую разрядку в таком воображаемом нестрашном мире, где главный преследующий его всю жизнь страх ада уже воплощён здесь и сейчас.

Ситуация, надо сказать, пограничная, держащаяся на балансе веры и игры, всегда несущая некоторую угрозу власти церкви. Поэтому при всей вольности карнавал остаётся обрядом со своими правилами и, главное, жёсткими рамками. Многократно священнослужители пытались запретить бесовское разгулье, но лишь становились пародируемыми персонажами. Человек ни за что не хотел совсем расстаться со своей языческой природой, отстаивая для неё время перед подвигами, которые его дух готовился совершить во время Великого Поста.

Амбивалентность, двойственность — вторая отличительная черта карнавальности.

Отрицание и утверждение, смерть и рождение, синтез и расчленение в праздничной среде неразрывно слиты. Образ беременной старости или смерти предлагается Бахтиным для понимания этого явления. Смех и смерть идут рука об руку. У Гаргантюа одновременно рождается сын и умирает жена.  

Пародийные похороны, когда с песнями и плясками несли ряженого «усопшего», продолжают языческий обряд умирающего и воскресающего бога плодородия. Смерть в карнавале всегда высмеивается, она весёлая, совсем не инфернальная, а жизнеутверждающая. Это не пришельцы с того света, всё происходит в близком и родном человеку мире. Шутят даже с чумой. А ведь она забрала пол-Европы в XIV веке. Это был практически конец света. Поразительно: после эпидемии, как бы подтверждая языческие поверья, наступил демографический взрыв, удивлявший современников.

Дракон и «адова повозка», 1511 г.

(источник: c2.staticflickr.com)

Но не стоит печалиться о погибших богословах, ведь здесь в языческой стихии близость к божественному делает их демонами вечно обновляющейся природы, демонами плодородия.

Карнавальная стихия низводит восприятие на человеческий уровень к понятному телесному выражению. Здесь нет места трансцендентному, всё чужое и пугающее становится интимно-близким. Мир начинает говорить на языке материи и тела. 

Карнавальный смех направлен против всего идеального, надмирного. Любая вертикаль должна быть опрокинута, а обломки рассыпаны по широкому ровному плодородному полю. Поэтому врачи, богословы, проповедники — все, к кому в обычной жизни относились с особым пиететом, теперь атакуются со всех сторон. Они становятся главными действующими лицами празднества, входя в команду корабля дураков наряду с чертями. Штурм дьявольского судна был кульминацией праздника.  

Корабль на шембартлауфе 1539 года

(источник: c2.staticflickr.com)

В этом же духе участниками карнавала трактуется традиция украшать себя колокольчиками. Гаргантюа, приехав в Париж, первым делом снимает колокола с церкви и вешает их на свою кобылу. Их пытается вернуть старейший и достойнейший магистр богословского факультета Сорбонны, но получает лишь вино, сосиски, перины, миску и сукно на штаны. 

Колокола, будучи центральным элементом церковного культа, в стихии карнавала, где их звон сопровождал запретные обычно действия, начинали играть общую кощунственную роль, одновременно освящая и возвышая до ритуала царящий праздник живота.

А там, где из ценностей остаётся только отбывание потребностей тела, не может быть и никакой иерархии. Все равны перед плотью и смертью. Разгульная толпа уносит всех, попадающих в её поток. Бахтин подчёркивал народный характер карнавального празднества. Однако коль скоро он отменяет всякую иерархию, не считаясь с чином и званием, то и равно относится ко всем. Каждый заинтересован в исполнении обряда: как бьющие горшки дети под окнами какого-нибудь богача, так и хозяин, угощающий их за это блинами. Сам церковный клир любил посмеяться над собой, периодически устраивая праздники дураков, где выбирали шутовского епископа.

 Карнавал стирает социальное разделение, на время отменяя всякую иерархию. Он выполняет объединяющую и скрепляющую общество роль.

На время карнавала назначали шутовского короля, которого затем с насмешками развенчивали. Так же поступали в церковной среде, выбирая епископа дураков, которого потом, посадив задом наперёд, пускали по городу на осле. У Рабле побеждённый король становится разносчиком зелени. А Эпистемон, спутник Пантагрюэля, рассказывает, что в аду не так уж плохо, только мир перевёрнут.  

Штурм «ада» – кульминация масленичного шембартлауфа. Нюрнберг, 1539 г.

(источник: c2.staticflickr.com)

Бесовство оканчивается. Хозяйки прибирают дом, до блеска натирают посуду, готовят рыбу и пекут лепёшки. Карнавал изгнан Постом. Порядок восстановлен. Возвращаются тяжёлые скорбные будни, полные страха и надежд. Трубочисты обсыпают прохожих пеплом, напоминая о покаянии и смирении. Чтение молитв и искупление грехов теперь занимает горожан.

Битва Масленицы и Поста. Питер Брейгель Старший, 1559 г.

(источник: upload.wikimedia.org)

Почитать по теме: 

Скопировать ссылку

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

История 1 апреля » ПОЗИТИВ-RU


Шутки на 1 апреля. Происхождение праздника Дня дурака остается неясным. По существу никто не знает, где, когда и почему его стали отмечать. Известно, что упоминания о «Дне Всех Дураков» (как он сперва назывался) появились в Европе в позднем Средневековье. День дурака был народным праздником, и знать редко в нем принимала участие (вот почему трудно проследить корни этого праздника, так как люди, отмечающие его тогда, редко вели записи). Но что ясно, так это то, что традиция отмечания дня, посвященного дурачеству, имеет древние корни. Если мы оглянемся на те времена, мы найдем множество предшественников Дня дурака.
Древние корни
В античности в числе праздников были празднования дурачества и розыгрышей. Сатурналия, римский зимний праздник, который отмечали в конце декабря, была из них крупнейшим. Она включала в себя пляски, возлияния и все остальные атрибуты веселья. Люди обменивались подарками, рабам было разрешено притворяться правителями своих господ, и всем этим в этот день управлял шуточный король — Сатурналициус принцепс или Повелитель Увеселений. К четвертому веку нашей эры Сатурналия превратилась в празднование Нового года первого января, и многие ее традиции были перенесены в рождественские обычаи.
В конце марта римляне отмечали воскрешение Аттиса, сына великой Кибелы, вместе с празднованием Хиларии. Оно включало веселые розыгрыши с переодеванием, где и зародилось вероятней всего, услуги ведущего.
Также в Индии был праздник Холи, известный как праздник цвета, когда на улицах отмечающие бросались друг в друга цветной пудрой до тех пор, пока все не были покрыты яркими красками с головы до ног. Он отмечался в день полнолуния Хинду месяца Пхалгуна (обычно это конец февраля — начало марта).
В Северной Европе отмечался праздник в честь Люда, кельтского бога юмора. Там также во время празднования были популярны традиции высмеивания иерархии друидов.
Все эти праздники могли послужить предшественниками Дня дурака.
Средневековые корни праздника
В Средневековье появилось несколько праздников, которые стали прямыми предшественниками апрельского Дня дурака. Самым значимым из них был Фестус Фатуорум (Праздник Дураков), который произошел от Сатурналии. В этот день празднущие (в основном это характерно для Франции) избирали шуточного священника и изображали церковную службу. Церковь, конечно же, делало все возможное, чтобы запретить этот праздник, но его отмечали вплоть до XVI века. Так как Праздник Дураков был запрещен, желающие повеселиться обратили свое внимание на Марди Гра и Карнавал.

Также существовал средневековый персонаж Шута, символического святого покровителя этого дня. Шуты стали известны в позднем Средневековье в Европе, упражняясь в своем мастерстве и на городских площадях, и при королевских дворах. Их выделяющаяся одежда хорошо известна и сегодня: разноцветное платье, рогатый колпак, скипетр и жезл.

pozitiv-ru.com

История Праздника 1 Апреля День Смеха, или День Дурака

История 1 апреля


Происхождение праздника Дня дурака остается неясным. По существу никто не знает, где, когда и почему его стали отмечать. Известно, что упоминания о «Дне Всех Дураков» (как он сперва назывался) появились в Европе в позднем Средневековье. День дурака был народным праздником, и знать редко в нем принимала участие (вот почему трудно проследить корни этого праздника, так как люди, отмечающие его тогда, редко вели записи). Но что ясно, так это то, что традиция отмечания дня, посвященного дурачеству, имеет древние корни. Если мы оглянемся на те времена, мы найдем множество предшественников Дня дурака.


Древние корни праздника

В античности в числе праздников были празднования дурачества и розыгрышей. Сатурналия, римский зимний праздник, который отмечали в конце декабря, была из них крупнейшим. Она включала в себя пляски, возлияния и все остальные атрибуты веселья. Люди оменивались подарками, рабам было разрешено притворяться правителями своих господ, и всем этим в этот день управлял шуточный король – Сатурналициус принцепс или Повелитель Увеселений. К четвертому веку нашей эры Сатурналия превратилась в празднование Нового года первого января, и многие ее традиции были пересены в рождественские обычаи.


В конце марта римляне отмечали воскрешение Аттиса, сына великой Кибелы, вместе с празднованием Хиларии. Оно включало веселые розыгрыши с переодеванием.

Также в Индии был праздник Холи, известный как праздник цвета, когда на улицах отмечающие бросались друг в друга цветной пудрой до тех пор, пока все не были покрыты яркими красками с головы до ног. Он отмечался в день полнолуния Хинду месяца Пхалгуна (обычно это конец февраля – начало марта).


В Северной Европе отмечался праздник в честь Люда, кельтского бога юмора. Там также во время празднования были популярны традиции высмеивания иерархии друидов.

Все эти праздники могли послужить предшественниками Дня дурака.

Средневековые корни праздника


В Средневековье появилось несколько праздников, которые стали прямыми предшественниками апрельского Дня дурака. Самым значимым из них был Фестус Фатуорум (Праздник Дураков), который произошел от Сатурналии. В этот день празднущие (в основном это характерно для Франции) избирали шуточного священника и изображали церковную службу. Церковь, конечно же, делало все возможное, чтобы запретить этот праздник, но его отмечали вплоть до XVI века. Так как Праздник Дураков был запрещен, желающие повеселиться обратили свое внимание на Марди Гра и Карнавал.

Также существовал средневековый персонаж Шута, символического святого покровителя этого дня. Шуты стали известны в позднем Средневековье в Европе, упражняясь в своем мастерстве и на городских площадях, и при королевских дворах. Их выделяющаяся одежда хорошо известна и сегодня: разноцветное платье, рогатый колпак, скипетр и жезл.

Мифологические корни праздника


Было несколько попыток дать мифологическое объяснение возникновения первоапрельского праздника.

Например, раньше пытались христианизировать празднование, указывая его происхождение в Библии. В одной из таких версий День приурочен к ошибке Ноя, когда он на Ковчеге выпустил голубя еще до того, как вода, затопившая землю, спала (с тех пор считается, что посылать голубей куда-либо – бесполезное занятие). Другая версия относит его происхождение к тому времени, когда Иисус был послан Пилатом к Ироду и обратно. Фраза «посылать от Пилата к Ироду» (старый оборот, означающий «дать кому-либо бессмысленное поручение») часто использовалась как доказательство верности этой теории.

Но все же существуют противоположные мифологические объяснения, указывающие на языческие корни праздника. Например, День дурака часто относят к римской мифологии, а именно к мифу о Церере и Прозерпине. В римской мифологии Плутон, бог мертвых, похитил Прозерпину и унес ее в Царство Мертвых. Прозерпина позвала свою мать Цереру (богиню урожая) на помощь, но Церера, которая могла только слышать эхо голоса своей дочери, не могла ее найти. Бесполезные поиски Цереры (отмечаемые во время римского праздника Цереалия) иногда считаются мифологической предпосылкой для бессмысленных занятий, столь популярных первого апреля.

Британский фольклор связывает День дурака с городом Готхем, легендарным городом дураков в Ноттингемпшире. Согласно этой легенде, по традиции в XIII веке любая дорога, на которую ступал король, становилась общественной. Поэтому, когда жители Готхема услышали о том, что король Джон намерен проехать через их город, они отказали ему во въезде, не желая терять свою главную дорогу. Когда король узнал об этом, он направил своих воинов в город. Но когда войска прибыли в Готхем, они увидели город, полный лунатиков, занятых дурацкими делами – топящими рыбу или пытающимися заключить птиц в клетки без крышки. Все это было наиграно, но король попался на уловку и объявил, что город слишком глуп, чтобы заслуживать наказание. И с тех пор это удачное дурачество отмечается первого апреля.

Теория о замене календаря


Наиболее распространенная теория о происхождении Дня дурака относится к замене календаря на григорианский в конце XVI века.

Вот что в ней говорится: в 1582 году Франция стала первой страной, сменившей юлианский календарь на григорианский, который был составлен церковным собором в Тренте в 1563 году. Эта замена подразумевала в числе других событий и то, что начало года было перемещено с конца марта на первое января. Над теми же, кто не заметил этой перемены, кто упорно придерживался старой календарной системы и продолжал отмечать Новый год на протяжении недели, которая выпадала между 25 марта (известным в Англии как Женский день) и первым апреля, потешались и разыгрывали. Например, шутники незаметно приклеивали на спину приверженца старого календаря бумажную рыбу. Жертвам этой шутки давалось имя Poisson d’Avril или Апрельская Рыба. Так и появился День дурака.

Гипотеза о смене календаря раскрывает причину, почему именно первое апреля стало датой современного праздника. Но совершенно очевидно, что у идеи весеннего праздника, восхваляющего беспорядок и хаос, корни гораздо древнее. К тому же процесс, по которому празднование Дня дурака 2000распространилось из Франции на другие протестантские страны, такие как Германия, Шотландия и Англия, данной теорией не объясняется. Эти страны сменили календарь в течение XVIII века, а уже в это время традиция первоапрельской шутки была известна по всей Европе. В конце концов эту теорию подкрепляют только догадки и предположения без единого доказательства. По этой причине, хотя и существует возможность того, что гипотеза о смене календарей содержит хоть зерно правды, к ней не стоит относиться как к факту.

Источник: http://www.1aprelya.info/

1aprelya.blogspot.com

Эволюция: День дурака | Наука

Все знают, что 1 апреля — это праздник розыгрышей. В этот день принято издеваться над ближними, смеяться и шутить, причём порой вовсе не безобидно. Откуда пошла эта странная традиция? Почему Дню дурака мы радуемся больше, чем Дню танкиста или Дню пограничника? В принципе, ответ кристально ясен: дураков в мире больше, чем пограничников. А если говорить серьёзно, то у этого праздника — глубокие корни и традиции.

Удивительно, но дольше всего традиционный День дурака отмечается в мусульманском и при этом весьма архаичном государстве — Иране. Шутить над друзьями и близкими там принято на тринадцатый день после Международного дня Новруз (Нового года у иранских и тюркских народов). Этот праздник, называющийся Сизда-Бедар, беспрерывно (или, по крайней мере, почти беспрерывно) отмечается иранцами с 536 года до н. э. Звучит невероятно, но столь «свободный» праздник успешно был принят радикальным исламом много веков спустя. Пожалуй, для мусульманских традиций подобное торжество розыгрышей и шуток скорее исключение, чем правило. Ещё более удивительно, что 13-й день после Нового года выпадает по европейскому календарю на… 1 или на 2 апреля в зависимости от года! Скорее всего, это всего лишь совпадение.

* * *

Истоки европейского праздника дураков можно найти ещё в Древнем Риме. Ежегодно в марте римляне проводили огромный религиозный фестиваль Хиларии в честь богини Кибелы, матери-природы. Сам фестиваль растягивался почти на две недели, в ходе которых приносились жертвы, проводились игрища, высаживались деревья. А вот день 25 марта, приходящийся примерно на середину фестиваля (чуть ближе к окончанию), считался «Днём радости» и посвящался Аттису, возлюбленному Кибелы. В день Аттиса было принято шутить, веселиться и — что немаловажно — разыгрывать друзей и близких.

* * *

Художник: Питер Брейгель старший

В Средневековье день Аттиса нашёл своё продолжение в виде Праздника дураков (Feast of Fools). В разных странах Европы этот фестиваль проводили в разное время (но чаще всего — зимой, во второй половине декабря, незадолго до Рождества либо после него). Главой праздника назначался Лорд Бездарный Правитель — он же затем возглавлял рождественские увеселения. Церемонии и миниатюры Праздника дураков пародировали царившие в то время государственные и церковные порядки, но в этот день на сатиру и «критику» смотрели сквозь пальцы. Наиболее популярны Праздники дураков (и их аналоги — скажем, День ослов) были в Англии, Франции и Шотландии. Например, знаменитая сцена появления Квазимодо из романа «Собор Парижской богоматери» происходит именно во время Праздника дураков, проходящего в Париже.

* * *

К сожалению, церковь не могла долго смотреть на безбашенную молодёжь, издевающуюся над её устоями. В 1431 году праздники дураков были категорически запрещены Базельским собором, который был создан, чтобы пресечь успехи реформационного движения и навести в Европе религиозный порядок. В 1444 году кафедра теологии Парижского университета выпустила официальный документ о запрете празднества.

* * *

 

Случайные упоминания о связи дураков и апреля встречаются в различных текстах Средневековья и Возрождения. Например, в 1508 году французский поэт Элой д’Амерваль упоминает poisson d’avril («апрельского дурака»), в стихотворении Эдуарда де Дене 1539 года написания фигурирует некий дворянин, который 1 апреля разыгрывал своих слуг, в 1686 году английский писатель Джон Обри впервые упоминает 1 апреля как fooles holy day («Святой День дурака»).

* * *

Как ни странно, в течение многих лет День дурака был привязан к более известным и официальным праздникам, являясь их частью. Уже упомянутый средневековый Праздник дурака был предварением или продолжением рождественских событий. А вот 1 апреля образовалось, скорее всего, благодаря соседству с… Новым годом. Действительно, в большинстве европейских городов Новый год отмечали 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы; в некоторых местах он длился неделю и заканчивался как раз 1 апреля, когда никакой благочинности уже не оставалось, зато пьянство и разгул были в самом разгаре. На 1 января Новый год перенесли лишь в середине XVI века.

* * *

В Россию первоапрельское празднество пришло, как несложно догадаться, при Петре I. Во время его правления в стране появилось значительное количество европейцев, принесших с собой новые обычаи. В результате в 1703 году некий дворянин-самодур разослал по Москве глашатаев, которые зазывали честной народ на невиданное прежде представление, причём совершенно бесплатно. Народ собрался перед импровизированной сценой на одной из площадей столицы, — но после того, как занавес открылся, обнаружилось, что на сцене ничего нет, кроме надписи «Первый апрель — никому не верь». С высокой долей вероятности эта история — всего лишь городская легенда, но в 2003 году совершенно официально отмечалось 300-летие Дня смеха в России. Собственно, чем плоха эта дата для начала отсчёта? Всем хороша!

* * *

Дни шуток, дураков, смеха отмечаются сегодня в самых разных государствах. Правда, не всегда эти праздники выпадают на апрель. Например, датский maj-kat отмечается 1 мая (то есть во время нашего Дня трудящихся), а Испания и часть Латинской Америки шутят и веселятся 28 декабря (собственно, это наследие средневековых фестивалей). Во времена последней правящей корейской династии Чосон (XIV–XIX вв.) ближних разыгрывали в день, когда выпадал первый снег, без привязки к конкретной дате.

* * *

В разное время устраивались розыгрыши, которые вошли в историю Дня дурака, став по-своему эталонами удачной шутки. Например, в 1996 году калифорнийская сеть ресторанов Taco Bell распространила — в рекламных целях — информацию о том, что её владелец купил у правительства США знаменитый Колокол Свободы, сзывавший жителей Филадельфии на оглашение Декларации Независимости, и переименовал его в Taco Liberty Bell. Шутка была основана на том, что эмблема Taco Bell — тоже колокол, а на момент «покупки» в США возникла угроза кризиса из-за превышения порога государственного долга. Путём приобретения национального достояния компания предполагала уменьшить госдолг и вытянуть страну из преддефолтного состояния. Информация подавалась «на полном серьёзе», в неё поверили миллионы жителей страны. В правительство посыпались возмущения и жалобы, однако в первые же два дня Taco Bell получила $1 000 000 прибыли, затратив на кампанию всего $300 000. Суммарный эффект от розыгрыша позволил компании заработать более 25 миллионов долларов.

* * *

Наиболее распространённый тип первоапрельских шуток — выдуманные географические области или животные. Таким образом над читателями издевается пресса. Например, в 1995 году журналист Тим Фолгер написал для журнала Discover статью о «горячеголовом голокожем ледяном черве-бурильщике», уникальном виде, открытом учёным по имени Эйприл Паццо (что, кстати, переводится с итальянского как «апрельский дурак»). Аналогичные розыгрыши журналисты устраивают и в России; например, широкую популярность в интернете снискал псевдоисторический материал о боевых лосях, опубликованный в 2010 году журналом «Популярная механика».

* * *

Отличный розыгрыш устроила в 1998 году компания Burger King. Незадолго до первого апреля на рекламных плакатах компании появилась официальная информация о выпуске «биг-боппера для левшей». Впоследствии многие клиенты сети заказывали бопперы, специально подчёркивая: «Мне, пожалуйста, обыкновенный, для правшей».

* * *

Порой кажется, что тот или иной праздник попадает на некую дату не без божественного умысла. Например, именно 1 апреля родились Николай Васильевич Гоголь, известный своим чувством юмора и блестящими сатирическими произведениями, и американский режиссёр Барри Зонненфельд, автор бессмертной комедии «Люди в чёрном». Но, с другой стороны, «железный канцлер» Отто фон Бисмарк тоже появился на свет первого апреля…

www.mirf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *