Праздник на экологическую тему в начальной школе – Экологический праздник для начальных классов «Мы защитники природы»

План-конспект занятия (3 класс) на тему: Экологический праздник

Сценарий экологического праздника «Живому – жить».

Начало. Звучит песня «Земля наш общий дом»

Учитель : Добрый день, жители прекрасной голубой планеты. Сегодня мы приглашаем вас на праздник – праздник нашей Матушки Земли!

Ведущий 1: Что же это за праздник?! И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!

На экране – слайды о природе

1                : Природа – это дом, в котором мы живем,

                    И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

                    Под небом голубым, под солнцем золотым

                    Хотим мы в доме том жить вовеки

2                 : Природа – это дом, украшенный трудом,

                    Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену.

                    Что будет, если в нем всё будет под огнем,

                    Что будет, если в нем сломаются все стены

3                 : Природа – это дом, в котором день за днем

                     Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

                     И этот дом, и смех – один, один на всех,

                     Другого дома нет на целом свете.

Учитель: Давайте тихонечко приоткроем дверцу в этот дом и понаблюдаем, что там происходит.

1 ученик: Посмотри мой юный друг,

                 Что находится вокруг:

                 Небо светло голубое.

                 Солнце встало золотое

                 Ветер листьями играя,

                 Тучка в небе проплывает.

                 Все что нужно год от года

                 Нам дает сама природа.

2 ученик: — И потому все мы

                     Жить не можем без воды,

                     Без растений и животных,

                     Без лесов, полей и рек,

                     Жить не может человек!

Учитель: Сегодня наша игра  посвящена экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?

«Ойкос» по — гречески значит «дом», «логос» — «ученье, наука» Экология — это наука о нашем общем доме.                              А что является нашим домом? Правильно – ПРИРОДА.

1 ученик: Экология – наука. Ученые экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь животных, растений и человека.

2 ученик: Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу.

ПРАВИЛО 1: Не ломай ветви деревьев и кустарников!

ПРАВИЛО 2: Не рви цветов в лесу и на лугу. Именно давняя привычка рвать цветы, привела  к исчезновению многих растений.

ПРАВИЛО 3: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 4:Не разводите костер в лесу. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет.

ПРАВИЛО 5: Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет! Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.

3 ученик: Мой друг, когда ты входишь в лес,

                   Один или с толпой,

                   Будь с рюкзаком ты или без –

                   Закон для всех простой.

4 ученик: Коль хочешь слушать леса звук,

                  Так помолчи и не кричи.

                  Зверей и птиц полно вокруг,

                  Пугать их нет причин!

Ведущий 1: Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас.

Приложите силы к тому, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.  Давайте жить в согласии с природой, не нарушая её законов и порядков, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений.

         Ведущий: А теперь игра, которая называется «Среда обитания». Все мы знаем, что сохранить животных и растения можно только сохранив саму среду обитания, т.е. те условия, в которых живут организмы. Итак, внимание! Слушаем задание: Я называю среду животное , а вы  называете  среду его обитания.

Коршун…морж…леопард…

Выступление юных экологов.
Театрализованная картинка «Красота спасет мир» в исполнении участников театрального коллектива.
ВСЕ ГЕРОИ (по очереди)
Мы к вам пришли из Красной книги,
С её заботливых страниц,
Что берегут и охраняют
Растения, животных, птиц.
Мы чувствуем теперь защиту,
И знаем, что мы будем жить,
Ведь в эту книгу люди душу
Сумели добрую вложить.
Гриб
Все с удовольствием ходили бы
В лес близлежащий по грибы.
Но если свой главнее интерес,
Не будет радовать грибами лес.
И даже, если вдруг, попался мухомор,
Их не топчите. До сих пор
Не знают люди – все грибы полезны,
Не трогай, что тебе не нужно – правило железное.
Цветок
И больше сразу станет красоты,
Опять в лесу появятся цветы.
Когда вы не сорвёте их в букет,
Они спасибо вам шепнут в ответ.
Заяц
Я – заяц русский, я – чистопородный.
И сколько сказок про меня народных!
Меня не будет и исчезнут сказки.
Как сохранить меня?
В той книге есть подсказка.
Бабочка
Я бабочка — живой цветок.
И если сяду на листок,
Вы ощутите хрупкость красоты.
Нужны лесам воздушные цветы!
Кот степной 
Кота степного вы не сыщете следа.
Еще немного – я исчезну навсегда.
А как же без меня природа,
Без моего особенного рода?
Пусть люди про меня прочтут
И снова появлюсь я там и тут.
Белка
Ценен мой пушистый мех
И в обаянье мой успех.
Меня теперь разводят и в лесах, и в парках,
В кормушки мне кладут подарки.
Пчела 
Вы думаете, что нас много, если виден рой?
Да нет же, мало нас.
Мы за себя стоим горой.
Ты нас за труд наш уважай.
От нас зависит урожай.
Не знаем отдыха и лени.
Наш труд – растений опыленье!
Змея
Меня боитесь вы? Ведь я — ядовитая змея…
При встрече с вами отползу тихонько
Куда-нибудь в траву, в сторонку.
Но кто-то яд не может мне простить,
Стремиться он догнать, забить.
Змея на чаше – медицинская эмблема,
Мой яд в леченье драгоценен.
Но жизнь моя теперь дороже,
Исчезновение гадюки всех тревожит.
Еж ушастый
Еж – он тем уже хорош,
Что и мил он, и пригож.
По ночам люблю я шастать.
Симпатяга – еж ушастый.
Я – санитар природы.
И без меня прожить попробуй!
Рыбка
Три рыбины – Саратова эмблема,
Но стерлядь и осётр исчезли совершенно.
Поможет книга Красная исправить все ошибки,
Не станет «золотой» речная рыбка.
Растят теперь мальков учёные,
И люди делом увлечённые,
Пусть плещет рыбка, на заре играя,
Вернётся вновь эмблема края.
ВСЕ ГЕРОИ (по очереди)
Спасает мир природа, красота,
Мы – братья меньшие, с рожденья в том уверены.
И возвращается духовность, доброта,
Тем, что когда-то было для людей потеряно.
О, человек, ты тоже часть природы вольной,
Но много в мире для тебя подвластно.
Так пусть же станет книгою настольной
Дом цвета сердца – книги Красной.
Ведущий:
Как чудесна природа своей красотой.
И душа ощущает тепло и покой.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества, встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.

nsportal.ru

Экологический праздник для начальной школы

Станем друзьями природы.

(праздник для учащихся — 1 – 4 классов)

Цели и задачи

— воспитывать любовь сопереживание бережное отношение к природе.

Оформление

В зале помещена фотоэкспозиция пейзажей России. Сцена задекорирована под лесную поляну.

Оборудование

Магнитофон запись голосов птиц фонограмма спокойной инструментальной музыки.

Ход праздника.

  1. Введение в тему.

Учитель.

В последнее время мы только и слышим с экранов телевизоров, да и в жизни, что в нашей стране и на планете в целом сложилась плохая экологическая обстановка. Это значит, что загрязнена природа, а именно: воздух, почва, вода. От этого страдают растения, животные, люди.

И нам кажется, что загрязнили природу какие-то плохие дядя и тёти, а мы тут вообще ни при чём. Да, по большому счёту виноваты взрослые. Но ведь и они когда-то были детьми, так же, как и вы ходили в школу, и, видимо, именно в школе их не научили любить и беречь природу.

Давайте подумаем, всегда ли вы, дети, лояльны по отношению к природе. Не вредите ли вы ей?

Не ломаете ли ветки деревьев, когда зацветёт липа, чтобы набрать липовый цвет?

Не портите ли муравейники, пытаясь добыть муравьиную кислоту?

Не сжигаете ли прошлогодние листья, дым от которых содержит тяжёлые металлы и очень опасен для человека?

Не рвёте ли подснежники охапками?

Не ловите ли майских жуков?

Этот перечень можно продолжить…

Природа нашей страны очень красива и разнообразна. Вы, конечно же, обратили внимание на фотоэкспозицию, размещённую в зале. Какие фотографии вам больше всего понравились? Почему?

Давайте же будем беречь эту красоту и наслаждаться ею.

2. Диалог на тему отношения человека к природе.

(звучит фонограмма с записью голосов птиц. Из зала на сцену поднимается мальчик)

Ангелина. Люди! Друзья! Как вы себя чувствуете? что? Сердце покалывает? Печень пошатывает? по весне аллергия беспокоит? ну, это не страшно. Можно на приём к врачу записаться. Кардиограмму сделать, ультразвуковое исследование, анализы сдать, таблетки в аптеке купить…

( из зала встаёт и подходит к сцене девочка)

Алёна А теперь подумаем, кто побеспокоится о здоровье природы? Кто отведёт к врачу? Кто послушает её сердце, проверит почки? Спросит: «На что жалуетесь?» Скажет: «Как самочувствие?» кто назначит ей лечение? Молчите? Получается, что природа вроде как сирота…

Ангелина А ведь она наша кровная родня. И болезни природы моментально передаются нам. У города, давно задыхающегося от выхлопных газов автомобилей, началась одышка – тут же у многих жителей появились такие болезни, как аллергия, бронхит, астма…

Алёна. Да, мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали: устроили свалки из водоёмов, лесов и полей; отравили воздух; и даже продукты питания умудрилась загрязнить всякими гербицидами, пестицидами…

Ангелина. Природа – мать дарит нам всё: еду, одежду, радость, красоту, вдохновение, жизнь!… а чем мы платим за её любовь?

Алёна. Давно пора понять, что, губя природу, мы губим самих себя.

  1. Чтение и обсуждение рассказа.

Учитель. Порой человек вредит окружающей среде с такой изощрённой жестокостью, будто она его злейший враг. Послушайте рассказ, напечатанный когда – то в журнале «Юный натуралист»

( Чтение рассказа происходит на фоне тихой инструментальной музыки)

Стр 115 – 116.

Вопросы для обсуждения. Заполнение «Экологического поста».

— Какие чувства вы испытали, слушая эту историю? Почему?

— А почему вы испытали эти чувства? Какую

экологическую вы увидели на поляне?

— Кто же виновники такого состояния поляны?

— Ребята, а что бы мы могли бы сделать, чтобы помочь полянке?

— Ребята, почему так часто происходит в нашей жизни? Что мешает состоянию экологии?

— Что бы вы хотели сказать этим «гостям»?

Дети делают следующие выводы:

  1. Природа- друг человека. Она даёт ему всё необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растёт зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озёра; разные полезные ископаемые

  1. Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.

  1. Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за её мудрость и бесконечное разнообразие… давайте же её уважать и беречь!

  1. Люди! Если не можете помочь природе, то хотя бы не навредите ей!

  1. Инсценировка «Вот так бывает» по рассказу Н.Сладкова «Мы только посмотрим!»

  1. й мальчик.

Давай посмотрим, как птичка на гнезде сидит! (окружают гнездо)

Автор (обращаясь к мальчикам).

Взглянули, напугали, птичка насиживать перестала.

Дети отходят от гнезда, находят другое.

  1. й мальчик. (обращаясь к автору).

Мы только посмотрим, какого цвета яйца!

Автор.

Поглядели, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда все ушли, яйца проглотила.

Один из мальчиков становится на пенёк, разглядывает гнездо в кустарнике.

  1. й мальчик.

Мы только сосчитаем, сколько в гнезде птенчиков!

Автор.

Стали считать, тыкая пальцем, птенчики испугались и выбросились из гнезда раньше срока, разбились.

2 –й мальчик.

Мы только подержим лесного цыплёночка и отпустим!

Автор.

Подержали, погладили, а тетёрка других цыплят уже далеко увела. Потерялся тетеревёнок!

Отпускают тетеревёнка; понурые, уходят со сцены.

Автор.

Сколько в округе птичьих гнёзд было – ни одного не осталось! Столько насмотрелись, что и смотреть больше не на что… (уходит)

Учитель.

Какие правила поведения в лесу нарушили мальчики?

— Ребята, послушайте как правильно нужно себя вести в лесу.

Правила поведения в природе

1

2

3

4

5

6

  1. Выступление 1 – го класса.

№1. Лес наш добрый, лес могучий,

Лес зелёный – друг наш лучший.

Ты поможешь дом достроить,

Людям дашь тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод –

Всем сластёнам хватит на год.

В зной пошлёшь ты полю тучи,

Лес зелёный – друг наш лучший.

№2. Спасибо каждой ветке за то, что здесь растёт,

Спасибо каждой птице за то, что здесь поёт.

И галке косолапой, хоть я над ней смеюсь,

И даже злой крапиве, хоть я её боюсь.

№3. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь.

№4. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодках роса.

№5. Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

№6. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если – и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны,

И не станет красоты.

Я кузнечика поймал –

Целый час потратил.

В коробок его втолкал:

— Ну – ка пой, приятель!

Что умолк ты, не пойму.

Ты ведь так стрекочешь!

Отчего, почему

Здесь мне петь не хочешь?

А кузнечик, как в тюрьме,

Где темно и тесно:

— Да в своём ли ты уме?

Ну, какие песни?

Тяжело мне без друзей,

Не могу в неволе.

Отпусти меня скорей

В луг зелёный, что ли.

Хорошо в родном краю,

Нет милее места.

Приходи туда – спою

Для тебя я песни!.

7. Игра «Похлопаем – потопаем»

Учитель. Сейчас я буду называть фразы. Подумайте, делают ли это друзья природы. Если да – полопайте, если нет – потопайте ногами.

  • Разоряют птичьи гнёзда

  • Уничтожают несъедобные грибы

  • Вырывают растения с корнем

  • Вывешивают на деревьях и шестах скворечники и кормушки

  • Рвут охапками цветы

  • Сажают деревья

  • Оберегают родники

  • Ставят капканы

  • Ломают ветки деревьев

  • Разоряют муравейники

  • Высаживают цветы на клумбах и балконах

  • Мусорят в лесу

  • Жгут прошлогоднюю траву

  • Участвуют в очистке водоёмов.

  1. Игра « что же это такое?»

Выходят две команды по 4 человека (Красные и зелёные).

Ваша задача – узнать, о чём идёт речь, выбрать правильный предмет и дать правильный ответ через минуту.

Вопрос №1.

  • Его делают из песка.

  • Чаще всего оно прозрачное.

  • Когда падает, оно разбивается.

  • Если его нагреть. Оно становится тягучим, как тесто.

Вопрос №2

  • Это получается, когда становится старым или ломается.

  • Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

  • Это можно сдать и получить за это деньги.

  • Это можно переплавить, чтобы сделать новое.

  • Это бывает цветное, и его можно сдать на переплавку и получить за него деньги.

Вопрос №3

  • Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать.

  • Предметы, сделанные из неё, весят мало.

  • Если её поджечь, то появится чёрный едкий дым.

  • Многие игрушки сделаны из неё.

  • Её нельзя выбрасывать, так как в природе она обычно не разлагается.

Вопрос №4

  • Его мало в деревне, но много в городе.

  • Особенно силён он городе, где много заводов , фабрик.

  • От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится ещё больше.

  • Его издают разные приборы и машины

  • А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению.

Вопрос №5

  • Он имеет цвет и запах, причём, и то и другое не вызывают приятных ощущений.

  • От него снег может стать разноцветным, например, чёрным или красным.

  • Его можно видеть над крышами домов.

  • Говорят, что его не бывает без огня.

  • Он бывает очень вредным, им даже можно отравиться и умереть.

  1. Игра «Отгадай загадку»

— А пока наши команды будут готовить правильные ответы, мы с вами будем отгадывать загадки.

Если речь в загадке идёт о живой природе, вы поднимаете зелёный флажок, а если о неживой – красный.

№1.

Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу там сосал.

Весной затопал он спросонок.

Ребята, кто он? (медвежонок)

№2

Чтобы я тебя повёз,

Незачем давать овёс.

Накорми меня бензином,

Вместо ног моих – резина,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (автомобиль)

№3

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (лиса)

№4

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с тёплым молочком. (кошка)

№5

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадает.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт. (дождь)

№6

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (туча)

№7

На дворе в кадушке

Заквакали подружки.

Потом – прыг из ушата!

Кто же это? (лягушата)

Вывод:

— ребята, чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила.

  1. Не бросайте мусор!

  1. Не ломайте деревья!

  1. Не разоряйте гнёзда и муравейники!

  1. Не засоряйте водоёмы!

  1. Берегите насекомых, животных и птиц!

  1. Не разводите костры в лесу!

infourok.ru

Классный час (3 класс) на тему: Сценарий экологического праздника «День Земли»

Сценарий экологического праздника «День Земли».

1 ведущий: Добрый день, жители прекрасной голубой планеты. Сегодня мы приглашаем вас на праздник – праздник нашей Матушки Земли! (СЛАЙД №1 – ПЛАНЕТА) Этот праздник на нашей планете отмечается 22 апреля. ( слайд№2  ДЕНЬ ЗЕМЛИ)

Весну и цветущее лето
На крыльях птицы принесли.
Сегодня праздник у планеты.
Мы поздравляем с Днем Земли!

Отмечаем День Земли,
День лесов, полей и пашен,
Сердце бьется от любви:
«Это все родное, наше!»

Любим мы речной разлив,
Моря синюю прохладу,
Для людской простой души
Это вечная отрада!

Процветай, моя земля,
Хорошей, цвети, родная,
Во вселенной ты одна,
Всем землянам дорогая!

2 ведущий: Что же это за праздник?! И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!

На экране – слайды о природе  все слайды до

Природа – это дом, в котором мы живем,

 И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

 Под небом голубым, под солнцем золотым

 Хотим мы в доме том жить вовеки

Природа – это дом, украшенный трудом,

Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену

Что будет, если в нем всё будет под огнем,

 Что будет, если в нем сломаются все стены

Природа – это дом, в котором день за днем

 Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

 И этот дом, и смех – один, один на всех,

 Другого дома нет на целом свете.

Слайд№30

ведущий: Природа- это леса, поля, луга, горы, водоёмы и их обитатели. Давайте тихонечко приоткроем дверцу в этот дом и понаблюдаем, что там происходит.

Выступления  школ  ( после загадок)

Какое море за селом

Волнует ветерок? —

В нём волны можно собирать,

Укладывать в мешок. (Поле)

(Слайд №31 № « поле» ) Предоставляется слово ребятам из 3 школы

ведущий:  Сейчас мы отправимся в лес но сначала проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

(Слайд №32 «лес»)

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Предоставляется слово ребятам из 13 школы

Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Беру с собою свой сачок:
Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет … (ЛУГ).

(Слайд №33 «луг»)

Предоставляется слово ребятам из 1 школы

На волнах весь день каталась,
Долго плавала, плескалась
И ныряла на просторе.
Где была, скажи? На — …(море)

 (Слайд №34 «море»)

Предоставляется слово ребятам из 18 школы

Ведущий: Все мы очень любим нашу страну, и, конечно же, мы любим нашу малую родину — Кубань. Но, к сожалению, не все жители Кубани  берегут окружающую природу, красоту наших лесов, полей и побережий рек.( Слайд №35)

На экране – слайды –природа Кубани

1-й ученик:

 Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,

Кубанская природа так прекрасна!

Ей нужна забота ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.

2-й  ученик:

Люди, опомнитесь,

Мы здесь живем!

Кубань — наша Родина,

наш дом.

Ведущий: Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду нашего города, заботиться о природе нашей Земли.

Ведущий: Ребята, что мы можем сделать для защиты нашей природы?

Ребята перечисляют пути решения экологических проблем: посадить деревья, убирать мусор вокруг школы, о помнить о растениях и животных которые занесены в красную книгу….

Песенка защитников природы.

        1

Если б только-только-только,

Если б только на планете,

Если б только все земляне

Все живое берегли,

То возможно–можно-можно,

То наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели!

Припев.

 А-а, здравствуйте,

Горы вот такой вышины!

А-а, здравствуйте,

Реки вот такой ширины!

А-а, крокодилы, бегемоты,

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай!

А-а, и зеленый попугай!

        2

И пускай у этой речки

И пускай в зеленой роще,

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай,

И запомни-помни-помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помогай!

Ведущий:

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!

nsportal.ru

Классный час (3 класс) на тему: Экологический утренник

Экологический праздник в начальной школе.

ВЕДУЩИЙ:                                                                                                 Киселёва Алина

Есть одна планета — сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Шумит листва, шуршит трава,

Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться…

                  Когда ты входишь в лес –                                                           Медведев Эдик

                  Душистый и прохладный,

                  Средь пятен солнечных

                  И строгой тишины

                  Встречает грудь твоя

                  Так радостно, так жадно

                  Дыханье влажных трав

                  И аромат сосны.

 Привет, тебе, приют свободы и покоя,                                                     Потехин Артём            

 Родной страны неприхотливый лес!

 Ты полон свежести,

 И всё в тебе живое,

 А сколько у тебя загадок и чудес!      

(Р.Рождественский)

\слышится пение птиц: дрозда, кукушки и др., на сцене появляется Старичок-лесовичок, с бородой, в лаптях, на голове — шапка из еловых шишек\

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:                                                                       Лобан Влад

Спешите в лес! Спешите в лес! —  

Как будто шепчет ветер, —

Там чёрный дрозд, лесной певец,

Вас песенкою встретит…

Как будто всё, что есть в бору,

Собралось на опушке:

Здесь и лучи, и тень в жару,

И пение кукушки…

\С песней «Вместе весело шагать» на сцену выбегают дети с кузовками и туесками в руках\

ЧТЕЦ 1:                                                                                                 Буланов Вова

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в сентябре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь — мы свои!

ЧТЕЦ 2:                                                                                                  Малихонова Элина

Мимо кучи муравьиной

Мы войдём в дремучий бор.

Там стоит, как зонтик длинный,

В красной шапке мухомор.

\ Дети собирают грибы\

ЧТЕЦ 3:                                                                                                      Буланов Вова

А под ёлкой, а под ёлкой                                      

Кто-то спрятался в иголках,

В тёмной шапке набекрень

Боровик укрылся в тень.

ЧТЕЦ 4:                                                                                                   Малихонова Элина

А лисички и волнушки —

Те подальше от опушки

Водят яркий хоровод,

Кто увидит, тот возьмёт.

ЧТЕЦ 1:                                                                                                      Буланов Вова

А весёлые ребята —

Тонконогие опята —

Притаились возле пня —

И кричат: «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и осень                                                                               Малихонова Элина

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, —

Это чудо из чудес!

 В лесу грибов различных много                                                                   Болдырева Влада

Ты несъедобные не трогай, в корзинку их не собирай,

Но и ногами не сбивай, нужны они лесным зверятам

Лисичкам, ёжикам, зайчатам…

 Их только люди не едят: в поганках, мухоморах – яд!

Но для зверья лесного всё ж, тот гриб полезен и хорош.

  Раз ты собрался по грибы – с собою острый нож бери;                  

                                                                                                                      Каменева Вероника

 Им аккуратно гриб срезай – в  земле грибницу оставляй.

 А если встретил землянику, куст брусники иль черники –

  Нежно ягодки сорви, а куст – оставь, побереги.

ЧТЕЦ 1:  \идёт по тропинке\                                                             Козырев Жорик

Тропинкой неширокою

Люблю бродить я тут.

И веточек не трогаю:

Пускай себе растут!

ЧТЕЦ 2:                                                                                                  Гасиева София

Вот взлетела стрекоза,

Как фары у неё глаза.

Вот каплю сока собрала

И прочь летит пчела.

ЧТЕЦ 3:                                                                                                  Козырев Жорик

На меня ползёт козявка,

Будто я какая травка,

И садится мотылёк.

Будто я какой цветок.

И кузнечики на майке

Скачут, будто на лужайке,

И шмели ко мне летят,

Будто мёд найти хотят.

В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки…                              Хачатурян Лия

 Природа мать им жизнь дала, у них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди !

 Без насекомых лес, друг мой и одинокий, и пустой…

ЧТЕЦ 4:                                                                                                     Гасиева София

Привела нас всех тропинка

Под зелёный потолок.

Мы нашли в лесной ложбинке

Самый тихий уголок.

Под берёзовым навесом

Будем слушать сказки леса!

\Мальчики и девочки с лукошками садятся на «пеньки».

На сцену выбегают «цветы»: Подснежник, Одуванчик, Земляника, Незабудка, Колокольчик. Всем кланяются\.

ПОДСНЕЖНИК:                                                                                  Уснунц Арутюн

Я из-под снега спешу пробиться,

Скорее солнышку поклониться.

Я — первый вестник

Тепла и света,

Весны ровесник,

Весны примета!

ОДУВАНЧИК:                                                                                        Чарчаранов Артём

Уронило солнце

Лучик золотой —

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У меня чудесный,

Золотистый цвет:

Я — большого солнца

Маленький портрет.

ЗЕМЛЯНИКА:                                                                                        Григорьян Габи

Я — капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

НЕЗАБУДКИ:                                                                                           Гнатюк Аня и Настя

Мы незабудками зовёмся,

А потому, что остаёмся

Надолго в памяти людей,

Мы — даже неба голубей!

Как будто оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: \показывая на гвоздику\                                 Лобан Влад

А вот этот цветок

Похож на зажжённый зарею восток…

Не сорви, не толкни его сильно ногой,

Он ведь хрупкий такой,

Он, как все мы, живой!

КОЛОКОЛЬЧИК:                                                                                       Парфилов Вадим

Пробудился колокольчик

На заре, в глуши лесной,

Умывался он росою,

Стоя в травах над сосной.

Редко встретишь тот цветочек

В поле, в роще, у реки.

Не срывай же колокольчик,

Охраняй и береги!

          Цветы украшают  леса,                                                               Сингуров Артём

            Но это не только природы краса-

            В них пчёлы находят целительный дар,

            И бабочки пьют из них сладкий нектар.

            Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

            Не надо букеты из них составлять…

            Завянут букеты…Погибнут цветы И больше не будет такой красоты!

\Все «цветы» и ребята с лукошками, взявшись за руки, идут по кругу и, пританцовывая,

поют песню «Выглянуло солнышко, блещет на лугу». Цветы убегают.

Ребята остаются на сцене\.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:                                                              Лобан Влад

Что для нас значат,

Что значат леса?

ЧТЕЦ :                                                                                                     Буланов Вова

Чащу, где бродят

Барсук и лиса.

Лист, на который ложится роса.

ЧТЕЦ :                                                                                                        Киселёва Алина

Свежесть лесную, и влагу, и тень,

Мятой душистой настоянный день!

Тебе спасибо, наш волшебник лес,                                                         Гасиева София

И вам, берёзки, думы, ели!

За кроны, что взметнулись до небес,

За звуки соловьиной трели!

ЧТЕЦ :                                                                                                     Малихонова Элина

Без леса мы б не знали никогда,

Что в мире есть фиалка и подснежник.

И ландыш не дарил бы нам тогда

Свой аромат, задумчивый и нежный.

ЧТЕЦ :                                                                                                        Козырев Жорик

От суховеев сохла бы земля

И стала бы она пустыней голой,

Когда бы лес не защищал поля,

Не созывал к ним дождиков весёлых!

\Садятся\

ВЕДУЩИЙ:                                                                                                 Баскаева Настя

Когда по тропинке идёшь ты лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое — пчелою забралося в цветок,

А третье — лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так — целый день…

/Старичок-лесовичок предлагает ребятам принять участие в викторине

«Про зелёные леса и лесные чудеса». Загадки он достаёт из корзины и зачитывает.

Все хором отвечают/

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:                                                                       Лобан Влад

Лес предлагает вам викторину,

Вопросов у леса большая корзина!

ВОПРОС 1:                                                                                                       Белякова Лера
Шёл я в лес через болото,

Вдруг тревожно свистнул кто-то.

Огляделся я —  зверёк

Встал у норки как пенёк.

Я не стал взводить курок —

Пусть живёт себе …

ВОПРОС 2:                                                                                                     Назаренко Катя

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это …

ВОПРОС 3:                                                                                                      Кравченко Захар

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой…

Кто же это? Ты поймёшь?

Ну, конечно, это …

ВОПРОС 4:                                                                                                         Гелиев Тамик

На кусочки, под листочки

Кто-то бусы бросил, —

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Что за ягода созрела, погляди-ка!

Ну, конечно, это ягода …

ВОПРОС 5:                                                                                                           Нечаева Лиза

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

И не мал, и не велик…

Ну, конечно, …

ВОПРОС 6:                                                                                                        Каменева Ника

Хоть и не молоток,

А по дереву стучит.

За каждой малой щёлочкой

Внимательно следит.

Ходит в шапке красной,

Акробат прекрасный,

Деревьям всем приятель.

Кто же это? …

ВОПРОС 7:                                                                                                         Магомедов Олег

Весной веселит,  Летом холодит,

Осенью питает,   Зимой согревает.

Растёт до небес… Вы узнали? Это — …

(Уходят, слышится тревожная музыка)

ВЕДУЩИЙ:                                                                                                      Аня Гнатюк

Что ты лес, вершины гнёшь,

Землю ветками метёшь?

Или что-то вдруг случилось?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:                                                                           Влад Лобан

Да, что-то случилось…

Да, что-то случилось!

Вдруг утро померкло,

И солнышко скрылось,

И в роще осины

Как будто руками —

Всплеснули

Дрожащими мелко ветвями,

И бабочка в листья поглубже забилась.

…Недоброе дело

В лесу совершилось!


ЧТЕЦ 1:                                                                                                         Назаренко Катя

Весёлая белка

Орех не доела,

Малиновка

Песню свою

Не допела…

И тихо вдруг стало

На тропке кабаньей…

ЧТЕЦ :                                                                                                        Сингуров Артём

А всё потому. Что на дальней поляне

Какой-то мальчишка

Без всякой причины

Ударил берёзку

Ножом перочинным!

ЧТЕЦ :                                                                                                           Гасиева София

Ударил,

И -брызнули жаркие слёзы

Из раны открытой

Поникшей берёзы…

ВЕДУЩИЙ:                                                                                                 Буланов Вова

И грянул тут гром

Среди ясного неба,

И ветер завыл,

Задыхаясь от гнева,

И вздыбилась речка,

Волнами покрылась…

Недоброе дело

В лесу совершилось!

Теперь мне ответьте,

Прошу вас, ребята,

Кому это надо,

Кому это надо,

Кому это надо,

Скажите на милость,

Чтоб в мире

Недоброе дело творилось.

Стоят деревья – великаны их не жалеют хулиганы                             Гнатюк Настя

 И режут острыми ножами слова на дереве – «на память!»

 Но так жестоко поступать, нельзя деревья обижать.

 Пускай они в лесу растут- добро и красоту несут…

ЛЕСОВИЧОК: (показывая рукой)                                                      Лобан Влад

Вот — примятая травинка,

Вот — пригнутая осинка…

Разве это пустяки?!

Вот — убитая букашка,

Кем-то сбитая ромашка…

Разве это пустяки?!

Вот растоптана поганка

И раскопана полянка,

Вот засорены, забиты

И забыты родники…

Разве это пустяки?!

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов…

Поёт на ветке соловей,

Малиновка и дрозд.

Ты в гнёзда птичьи не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери —

Зачем тебе они?!

(На сцене вновь появляются ребята с кузовками, полными грибов)

ЧТЕЦ :

Кузнечик прыгнул на дорогу,                                                     Магомедов Олег

А я уж ставил ногу!

И подпрыгнул тот кузнечик —

И весёлый, и живой!
Хорошо, что я заметил,

Хорошо, что он живой!

ЧТЕЦ :                                                                                         Кравченко Захар

Муравей несёт поклажу.

Отойду с его пути.

Ну и ноша!

Страшно даже…

Это ж дерево почти!

Говорю ему:

— Приветик!

Хочешь, парень, помогу! —

Ничего он не ответил.

Занят — ясно дураку…

Был он занят,

Было поздно,

Было не до болтовни.

Муравьи — народ серьёзный,

Деловой народ они!

                   

                 Муравьи – лесные санитары;                                 Болдырева Влада

                    Так прозвали люди их недаром!

                    Чтобы лес красив был и здоров,

                    Без личинок вредных и жуков,

                    Муравьи на страже день и ночь:

                    Гонят разных короедов прочь!

                    Только ты им, друг мой, не мешай!

                     Муравейники не разоряй!

                     Эти санитары так нужны

                     Для лесов твоей родной страны!

                 

                 Для ёжиков и белок  лес – это дом родной.                          Баскаева Настя

                  Они живут там смело и летом и зимой:

                  Находят пропитанье своих детей растят

                  И уходить из леса нисколько не хотят…

                  Поэтому не стоит их в город забирать…

                  Поверь: они в неволе не будут есть и спать…

ЧТЕЦ :                                                                                                       Белякова Лера

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


ЧТЕЦ :                                                                                                     Потехин Артём

Природу не уродуй,

Природу не обидь, —

Родился человеком,

Так надо им и быть!

ЧТЕЦ :                                                                                                       Нечаева Лиза

Ты звени, синеглазая речка,

Озаряя свои берега.

Пусть в тебе отражаются вечно

На рассвете леса и луга!

Ведущий:                                                                                         Киселёва Алина

Самый страшный враг леса – это пожар. Народная пословица гласит: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев». Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес в кладбище обгорелых брёвен.

                    Без взрослых с огнём развлекаться опасно –              Гнатюк Аня

                     Закончиться может забава ужасно.

                     В лесу очень сухо бывает порой,

                     Костёр обернётся серьёзной бедой!

                     Представьте, что пламя легко разгорится,                   Гнатюк Настя

                     Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

                     Его потушить невозможно тогда…

                     Пожары лесные – большая беда!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:                                                                 Лобан Влад

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

ЧТЕЦ 1:                                                                                                    Назаренко Катя

Мы хотим, чтоб песни пели,

 Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы были голубыми небеса,

ЧТЕЦ :                                                                                                      Гелиев Тамик

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

Чтоб в лесу была на ягодах роса!

ЧТЕЦ :                                                                                                    Козырев Жорик

Мы хотим, чтоб солнце грело,

 Чтоб берёзка зеленела,

Чтоб под ёлкой жил смешной колючий ёж,

ЧТЕЦ :                                                                                                    Медведев Эдик

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил грибной весёлый дождь!

ВСЕ ВМЕСТЕ:                                                                                   Бабиев Игорь

Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой.

Давайте, ребята,

Назло непогодам

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи, и дым,

В обиду её

Никому не дадим!

(Все участники выходят на сцену и хором поют песню «Не отнимайте солнце у детей.»)

Один раз свет для всех горстями дарит солнце,
Наш звонкий детский смех
О души взрослых бьется.
Луч солнца из окна,
Что утром мирно светит,
Ты защити страну,
Чтоб улыбались дети!

Не отнимайте солнце у детей!
И жизнь Земли вовеки не прервется.
Чтоб над Землей звучало каждый день:
«Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет солнце!»

Мы вырастим и всё
Поможем вам исправить.
И крест ваш понесем,
И не порушим память…

Луч солнца из окна,
Что утром мирно светит,
Ты защити страна,
Чтоб жили твои дети!

Не отнимайте солнце у детей!
И жизнь Земли вовеки не прервется.
Чтоб над Землей звучало каждый день:
«Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет солнце!»

nsportal.ru

Экологический утренник — начальные классы, мероприятия

Экологический утренник

Классный час в 3 классе

Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее; учить понимать закономерности происходяще­го в ней; учить оценивать свои поступки, поступки окружающих в природе; развивать любознательность и наблюдательность; воспи­тывать экологическую культуру; воспитывать бережное отношение к природе.

Оформление: плакат с высказываниями; глобус.

Оборудование: презента­ция в формате PowerPoint.

  • «Убивая природу, мы убиваем себя и будущее».

  • «Охранять природу — значит охранять Родину».

Ход мероприятия

I.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

— Нашу маленькую планету освещает большая звезда Солнце. Она дарит свое тепло всему живому на Земле, согревая своим теплом все вокруг. Пода­рите свои улыбки друг другу! (Дети улыбаются.)

Видите, в классе сразу стало теплее и светлее. Запомните, что вы почувствовали, когда улыбались друг другу, и сохраните это настроение до конца урока.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учитель. Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар… Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игруш­ку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом про­странстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца…

Выходит ученик с глобусом в руках.

Дети читают стихи.

1-й ученик

На нашем шаре на земном,

Где родились мы и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса

Где море, горы, степи, лес —

Полно таинственных чудес.

2-й ученик

Ты — тоже часть его чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет

И надо постараться,

Нам с этим не расстаться.

Учитель

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Все что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без лесов полей и рек

Жить не может человек.

1-й ученик. Внимание! Внимание! Экологическая тре­вога!

2-й ученик. Нашей планете грозит беда! Виновники этой смертельной беды — люди. С тех пор, как появился человек, он старался, покорить, подчи­нить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! Он придумал смер­тоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать урожай богатым и отра­вил землю, созданные им автомобили заполнили улицы и отравляют воздух выхлопными газами, он вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем мусора.

Посмотрите на плакат: «Помоги мне», — про­сит природа.

Она не может больше терпеть.

III.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель. Наш классный час — тревожный звонок для каждого из нас.

Дети (вместе). Сбережем наш земной природный дом!

Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все то, что нас окружа­ет, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете окружающий мир и сможете ли вы его сберечь.

IV. АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель. Закончился XX век. Век, в котором чело­вечество приблизилось к грани экологической катастрофы. XX век оставил нерешенным вопрос выживания. Нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.

Учитель. «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», — так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во вре­мена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океа­ны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц — становится все меньше и меньше. Безумный XX век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная — охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как бледнеет природа, как труд­но было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает, — ученые, писатели, работ­ники заповедников, многие другие, — обнаружи­ли, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ.

  • Так что такое экология?

  • Экология — это наука, обучающая нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Наука о связях между живыми существа­ми и окружающим их миром, между человеком и природой.

От слова «экология» произошло слово «эколог».

Экологи — это люди, занимающиеся экологией, защищающие природу.

Мир вокруг нас разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов — зеленый. Он стал сим­волом защиты Земли.

«Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш Зеленый дом. А дом нужно всегда беречь и защищать», — гово­рят экологи.

Как много всего замечательного в этом доме! Эко­логи придумали прекрасный праздник — День Земли.

Люди всех стран отмечают его ежегодно 22 апре­ля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном, общем доме.

1-й ученик:

И снится нам не рокот космодрома

Не эта ледяная синева…

А снится, нам трава, трава у дома

Зеленая зеленая трава…

Нам жить в одной семье,

нам жить в одном краю, Идти в одном строю,

лететь в одном полете. Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

V. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вступительное слово учителя

  • Я предлагаю выяснить, кто у нас в классе лучшие экологи — мальчики или девочки.

  • Скажите, нравится ли вам ваше село?

  • А дом, в котором вы живете?

1-й ученик

У нас над головой одна общая

крыша — небо, под ногами общий пол — земля или почва,

общая лампочка и общая печка —

Солнце.

У нас один общий водопровод —

вода морей и океанов,

у нас общий вентилятор — ветер,

наши легкие — это наши леса.

Строительство города Экограда.

Учитель. Первое задание: постройте город, где при­рода будет жить в безопасности. А назовем наш город Экоград. Выберите «кирпичики», которые подойдут для нашего города.

У детей на партах — «кирпичики» со словами.

  • Экоград

  • Кислотный дождь

  • Зеленые деревья

  • Затоптанные цветы

  • Грибной дождь

  • Горы мусора

  • Грязные реки

  • Пожары

  • Радута

  • Браконьеры

  • Цветущие растения

  • Чистый воздух

-Посмотрите, какой красивый город у вас получился!

3.Игра «Экологический светофор»

-Как и в каждом городе, в Экогороде также есть светофор, его сигналы обозначают то же самое, что и на дороге.

КРАСНЫЙ — когда человек приносит вред при­роде.

ЖЕЛТЫЙ — необходимо соблюдать определен­ные правила в природе.

ЗЕЛЕНЫЙ — наши добрые дела.

Вы должны показать сигналами светофора желающим посетить наш город, что можно брать с собой, а что — нет.

Учитель (достает рюкзак с вещами). Вот это взял с собой турист…

  • Нож. (Турист собрался содрать кору с дерева ножом, чтобы разжечь костер.)

  • Зажигалка. (Нужно разжечь костер.)

  • Магнитофон. (Решил послушать новые хиты.)

  • Ведерко. (Захотел полить кустики ивы.)

  • Пакет с крошками хлеба и крупой. (Покормить уток в пруду.)

  • Рогатка. (Пострелять птиц.)

4.Конкурс «театрально- художественный»

Учитель. В нашем городе существует свой музей, но картины там не только висят на стенах. Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картины. Сейчас перед вами развернется выставка работ очень известных художников, а нашему жюри пред­стоит оценить ожившие картины.

Инсценировка по картине Васнецова «Три богатыря»

Илья Муромец (глядя из-под ладони вперед). Эх, полюшко) Ни живо, ни мертво! Будто после побоища!

Алеша Попович (кивая на камень). Тут что-то написано… Налево пойдешь — на химзавод попадешь, направо пойдешь — на свалку попадешь, прямо поедешь — на бездорожье костей не соберешь… Ну и заехали!

Добрыня Никитич. Глядите, туча черная по небу сте­лется — не к добру это! Неужели силы темные поганые снова на Русь напасть хотят? Защитим землю-матушку! Не пощадим живота своего!

Илья Муромец (глядя из-под ладони вперед). Погоди, пого­ди. Это не силы темные, а трубы химзавода дымят! Потому и трава на поле пожухла, измучили землю- матушку люди неразумные!

Алеша Попович. Так что же мы зря от врага русскую землю отбивали, зря кровушкой своей ее поливали?

Добрыня Никитич. Нет! Не зря! Видно опять наше время пришло!..

Учитель. Ребята, как мы можем сберечь нашу приро­ду, нашу планету? Неужели без богатырей русских нам не обойтись?

Инсценировка по картине В. Г. ПЕРОВА «ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ»

Действующие лица расположены в тех же позах, что и на кар­тине В. Г. Перова, но вместо убитой дичи на первом плане — авоська с консервами и несколько бутылок лимонада.

1-й охотник (продолжая рассказ). Иду я, значит, по лесу, а на меня из-за кустов — волчище! Пасть-то! Глаза горят!..

2-й охотник (перебивая). Ну ты и хватил, Петрович!

1-й охотник. А что?

2-й охотник (насмешливо). А то, что волков в этих лесах годов сорок как истребили!

3-й охотник. Да не спорьте вы! Петрович, давай даль­ше!

1-й охотник. Да… А этот волк… то есть я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда- сюда! Я ее на мушку взял…

2-й охотник (хохочет). Ой, не могу! Не могу! Надо же, лису увидел!

3-й охотник (примиряюще). Ну что ты к нему пристал?

2-й охотник (с вызовом). А что он! (Первому.) Может, ты лес с зоопарком перепутал?

1й охотник (смущенно). Ничего я не перепутал…

2-й охотник. Вот в зоопарке звери точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из-животного мира одни туристы остались.

1-й охотник (смущенно). Ничего я не перепутал… А может, я того… и впрямь в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была! А этот, как его? С ушами, который все от волка бегает.

3-й охотник. Заяц, что ли?

1-й охотник. Точно, косой такой…

2-й охотник (третьему). Не слушай ты его. Это он с муль­тиком перепутал. Правда, Петрович? Там еще волк все время кричит: «Ну, заяц, погоди!» Он у тебя так не кричал? (Довольно хохочет.)

1-й охотник. Ох и скучный ты человек!

2-й охотник. Не скучный, а трезвомыслящий.

1-й охотник (в сердцах). Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят? Что в них поган­ки и те уже не растут? Да я ружье-то с собой давно не «ношу. Один чехол, для вида. Что же, мне и помечтать нельзя?

2-й охотник. Ладно, не сердись, Петрович! У самого муторно на душе. Давайте-ка лучше порадуемся за тех хищников, которые от нас, людей, убереглись! Дай им Бог хорошего потомства!

5 Игра «Если я приду в лесок»

Учитель. По дороге из города нас встречает лес. Сей­час мы поговорим о больших ранах, наносимых природе. С давних пор люди занимаются хозяй­ством. Строят города и села, шоссейные и желез­ные дороги, возделывают поля. Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса. Много деревьев выруба­ют ради получения древесины. Ее требуется очень много. С каждым годом на нашей планете все мень­ше лесов.

1-й ученик. Лес — это легкие планеты. 1 гектар леса поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек; 1 гектар хвойного леса за 1 сутки выделяет 5 килограммов особых веществ от которых погибают болезнетвор­ные микробы.

Небольшой лиственный лес за 1 год забирает 70 тонн пыли. За последние 20 лет человек выру­бил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее его существование. Невозможно пред­ставить нашу планету без лесов.

Учитель. Что же делать, как сохранить леса?(Ответы детей.)

-Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои дей­ствия, а вы отвечать, если я буду поступать хоро­шо — говорите: «Да!», если плохо — то все вместе кричите: «Нет!».

  • Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)

  • Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)

  • Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)

  • Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да)

  • Если разведу костер, а тушить не стану? (Нет)

  • Если сильно насорю и убрать забуду. (Нет)

  • Если мусор уберу, и с собой я заберу? (Да)

  • Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)

6.Познавательная страничка «По сказочному лесу»

Учитель. Молодцы, ребята! Сейчас вы заработали познавательную страничку.

Чтобы любить природу, ее нужно знать. Сейчас мы попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни лесных обитателей: зверей, птиц, насекомых.

-А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют «дерево- корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напо­минает молоко.

Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Ки­тае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.

В Индии, Индонезии и на тропических остро­вах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каж­дый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Самое твердое на свете дерево — железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропиче­ских странах — черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из неко­торых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

Из семян шоколадного дерева получают шоко­лад и какао.

Бумажное дерево — из коры его молодых побе­гов изготавливают бумагу для денежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем туго­плавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, использу­емое в производстве свечей и мыловарении. Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

Карандашное дерево — красный можжевель­ник — растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.

7. Экологические ситуации

Учитель. Ребята, скажите, а без чего невозможна жизнь на Земле? (Без чистой воды и воздуха.)

2-й ученик. Наш общий водопровод — это вода рек и океанов. Вода занимает три четвертых части нашей планеты. На Земле существует соленая и пресная вода. Если всю воду Земли поделить на 100 частей, то соленая вода составит 97 частей. Она не пригодна, Только 3 оставшиеся части — это вода пресная. Но для человека доступна лишь одна часть и то только ее половинка, а две другие части находятся в замороженном состоянии лед­ников. Главное свойство воды — ее единство. Все, что происходит с водой в одном месте, отражает­ся и в другом месте. Вода — бесценнее полезное ископаемое. Вода нужна всегда. Человек без воды не может прожить и двух суток.

Учитель. Что же делать, чтобы на земле было много чистой воды?

1-й ученик. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. В больших городах воздух загрязнен. Ежедневно выбрасывают фабрики и заводы тысячи тонн сажи, золы, вредных газов. Загрязняют воздух ядовитыми газами и автомашины.

Учитель. Как сберечь чистоту воздуха?

Учитель предлагает командам по очереди экологическую ситуацию. Если команда отвечает неправильно, у команды- соперницы есть возможность ответить.

Ваш младший брат принес из леса ежика. Что вы посоветуете брату?

  • Оставить себе и позаботиться о нем.

  • Отнести в лес Дома он погибнет.

  • Поиграть с ним и отпустить.

Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?

Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия

Весной ты пошел в лес и уви­дел, что на поляне распустились первые ландыши.

Что вы будете делать?

  • Сорву только один цветок.

  • Полюбуюсь и не трону. Они нужны насекомым.

  • Нарву маленький букетик и подарю маме.

После похода остался мусор. Ваши действия?

  • Закопать в яму.

  • Унести домой и выбросить в мусоропровод.

  • Оставлю все как есть, там и так много мусора.

Ученики (по очереди) 1.Что значит человек без трав и птиц И без любви к пчеле жужжащей? Без журавля над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? 2.Когда поймет он, наконец, Врубаясь в мертвые породы, Что человек — венец природы И без природы нам конец? 3.Садись на камень под сосну, Лесную слушай тишину: Журчит, лепечет ручеек О том, что путь далек-далек. 4.Упала шишка, скрипнул сук, Жужжит, жужжит тяжелый жук, Листва рассказывает сны. Ты слышишь голос тишины. 8.Конкурс «Знатоки родной природы»

Ученики (по очереди)

1. Все-все, все на свете,

На свете нужны,

И мошки не меньше Нужны, чем слоны.

2.Нельзя обойтись

И без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

3. Нужны все на свете!

Нужны все подряд —

Кто делает мед,

И кто делает яд!

4. Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Викторина «ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

1.В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и красив. Его детены­ши рождаются голенькими, зато потом щеголя­ют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)

2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке под Киевом, оно способно почувствовать даже незначительное землетря­сение в Японии. (Кузнечик)

3.В России этого жучка издавна называли «сол­нышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, — никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

4.Этих птиц любят за их веселый нрав. Они пре­красные звукоподражатели и часто поют зябли­ком, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям собирая личинок и насекомых. Летом поедают большое количество гусениц и жучков-листоедов. (Скворцы)

9.Познавательная страница «Из книги рекордов Гиннеса»

Учитель. Вот вы и заработали еще одну познавательную страничку. Эта страница взята у нас из Книги Рекордов Гиннеса. Вспомните!

1.Самое большое животное на Земле. (Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большойголу­бой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спине могут уместиться 30 слонов.)

2.Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)

3. Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе озна­чает «собака-кошка». Развивает скорость до 120 км/час.)

4. Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.)

5.Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная8 м 29 см).

6.Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит примерно 100 кг, но раз­вивает скорость до 50 км/час).

7.Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчи­тывают 400-500 видов. Самые маленькиевеличиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

8. Самый большой зверь на суше. (Слон. Индий­ский слон, вес 5-6 т.; африканский7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)

9. Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-6 м, весит целую тонну.)

10. Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достига­ет до трех метров в высоту и до 12 м в длину.)

11.Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2 м, а вес 270 кг.)

12. Самая большая черепаха. (Сноповая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.)

13.Самая хитрая кошка. ( Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать подманивая неопытных оленей, верблюдов.)

14.Самый большой лежебока (Барсук. Летом спит весь день, а зимой – день и ночь. Большой зверь – примерно 1 м длиной. Полезный – уничтожает вредных, грызунов, ядовитых змей.)

Беседа о красной книге

Учитель. Из-за губительного отношения людей к природе, многие растения и животные исчезают, чтобы их сохранить, люди создают заповедники, разводят и сохраняют исчезающие виды животных и растений.

-Что такое Красная книга:

В этой книге собраны все виды исчезающих животных и растений.

Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, 
Чтобы души не стали пусты, 
Охраняются звери, 
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Учитель: Красная книга является официальным документом, в который заносится информация о состоянии животных , растений и грибов. Она содержит списки редких, находящихся под угрозой исчезновения и нуждающихся в особом внимании видов, а также перечень объектов животного и растительного мира, исчезнувших с территории округа.

Учитель. Ребята, мы уже с вами сказали, что самую большую угрозу для нашей планеты представляют люди. Внимание! Следующий конкурс неспроста называется «Тревожный». Вы должны вспомнить и написать, какие действия человека разрушают экологию планеты.

Дети выполняют задание.

Загрязнение рек.

Пролитая нефть.

Вырубка лесов.

Выхлопные газы.

Непереработка вторичного сырья

Мусорные свалки.

Добыча полезных ископаемых.

Фабрики и заводы.

Радиоактивные отходы.

Кислотные дожди.

Ученик

ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ – ПРИРОДА

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется — природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым

Всё это называется природа!

Давайте же сердца ей отдадим.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах,
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века,
Ты оценить ее спеши:
Она – твой дивный, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна, 
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планеты мы останемся одни.

  • Ребята, посоветовавшись, вы должны соста­вить правила для всех людей, которые помогут сохранить пашу планету для будущих поколений.

Изучение растений и животных.

Строительство заповедников и заказников.

Занесение редких растений й животных в крас­ную книгу.

Строительство очистных сооружений.

Строительство мусороперерабатывающих заво­дов.

Разумная добыча полезных ископаемых.

VI. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Молодцы! Много нового вы сегодня узна­ли! Я очень хочу, чтобы вы жили в дружбе с при­родой, чтобы всегда любовались ее красотой, ведь сохранить природу для других поколений — это в ваших руках! А природа отблагодарит вас за ваши добрые дела спелыми ягодами, чистыми дождями, душистыми цветами, ярким солнышком… и други­ми чудесами! Ведь чудес полна — могучая природа!

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *