Рабочая программа на тему: Программа для подростков с девиантным поведением «Молодость»
Программа для подростков с девиантным поведением «Молодость»
г. Королев
Разработана: ГОУ НПО ПУ № 89 МО г. Королева в 2009 году
Направлена на комплексную реабилитацию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей, состоящих на учете в КДН, в органах внутренних дел, на учете внутри училища).
1. Актуальность программы
Постановка проблемы
Воспитание подрастающего поколения во все времена играло немаловажную роль в развитии общества. Характерная особенность этого процесса в настоящих условиях заключается в том, что он протекает в постоянно изменяющемся мире, что естественно находит отражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьезные беспокойства в обществе.
Современная ситуация как в целом по стране, так и в Московской области порождает массовые антиобщественные модели поведения детей и подростков, вплоть до саморазрушающих: алкоголизм, наркомания и т.д. Самое страшное, что эти модели становятся привлекательными и доступными для широкого круга детей и подростков. Асоциальное поведение, как правило, проявляется в свободное от учебы время, поэтому с особой остротой встает проблема организации свободного времени подростков.
Особые опасения вызывают показатели развития тенденций асоциального поведения подростков. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день, как юноши, так и девушки. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет — двое из каждых трех. На этапе ранней алкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подростков отмечается феномен групповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в «своей» компании. За пределами «своей» группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв от группы прекращает алкоголизацию.
Алкоголизация у подростков почти всегда сочеталась с табакокурением, обычно начало табакокурения на 1-1,5 года предшествовало первому алкогольному эксцессу. Больше половины имели опыт употребления или продолжали эпизодически употреблять (не более 1-4 раз в месяц) наркотические вещества. Наркотики употреблялись, как правило, в компании сверстников.
В городе Королеве, осуществляется комплекс мер социальной помощи подросткам, находящимся в социально опасном положении (состоящим на учете в КДН; из многодетных, опекунских, неполных семей, сиротам, беспризорным, и безнадзорным).
В связи с этим главной задачей сегодня является помочь подросткам самореализоваться и адаптироваться в окружающем мире.
Целевая группа
Целевая группа – подростки 15-18 лет с девиантным поведением. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:
- проявляющих повышенную агрессивность;
- склонных к совершению правонарушений;
- имеющих трудности в общении;
- с крайне ограниченными духовными интересами;
- склонных к бродяжничеству;
- из многодетных семей;
- малообеспеченных семей;
- опекаемых семей и других.
Специфика воспитанников такова, что многие подростки не имеют элементарных условий для обучения и развития, поэтому подростки проявляют все признаки дезадаптации, а именно не умеют конструктивно общаться, контролировать проявление своих эмоций и чувств, анализировать последствия своих поступков.
Выводы
Решающим фактором успешной социализации и психокоррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних является изменение неблагоприятного ближайшего окружения социально-дезаптированных подростков, включение их в систему новых коллективных отношений, позволяющих восстановить социальный статус и привить навыки социально одобряемого поведения, переориентировать их направленность, т.е., в конечном счете, осуществить реализацию личности социально-дезадаптированного несовершеннолетнего. Одной из эффективных форм работы с подростками групп социального риска является проведение программы по реабилитации и адаптации. Для проведения эффективной реабилитации и социализации подростков специалистами ГОУ НПО ПУ № 89 МО г. Королева была разработана данная программа.
- Пояснительная записка
Сегодня все более значимой становится целесообразность разработки социальных программ и мероприятий, направленных на социализацию, реабилитацию подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Особенности данной категории подростков, как показали результаты психологических и социальных исследований, является дефицит теплых, неформальных отношений, поддержки со стороны взрослых.
Проект данной программы, наряду с организацией труда, отдыха и правового воспитания подростков, предполагает решение задачи их реабилитации в условиях временного трудового коллектива.
Программа ориентирована на подростков 15-18 лет и основана на принципах: саморазвития, самокоррекции и активного моделирования в подходе к каждому воспитаннику, предполагает широкие творческие потенции вследствие применения различных игровых приемов и психотехник, возможность видоизменять и дополнять упражнениями лично и индивидуально ориентированными.
Достижение личностного роста, самореализации, нормальной самооценки воспитанника происходит путем реализации специальных эффектов программы через обучение, соучастие, устранение непродуктивных форм психологической защиты и стереотипов поведения, обучение общению, раскрытие креативности и спонтанности, работу с состоянием внутренней свободы и независимости, формирование и развитие гражданственности, патриотических чувств и сознания.
- Цель программы
Комплексная реабилитация подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (учащихся, состоящих на учете в КДН и в органах внутренних дел, на учете внутри училища).
- Задачи программы
Достижение поставленной цели обеспечивается решением двух блоков задач.
4.1. Задачи реабилитации:
- психологическая реабилитация;
- социальная реабилитация;
- педагогическая реабилитация.
4.2. Задачи социализации:
- профилактика асоциального поведения;
- информирование о правах и механизмах правовой защиты подростков;
- создание условий для самореализации личности подростков.
- Участники
Участниками являются:
- подростки с ГОУ НПО ПУ № 89
- психолог;
- социальный педагог;
- работники ОВД.
- Сроки реализации программы
6.1. «Молодость» для подростков с девиантным поведением, функционирует в период каникул.
6.2. Требования к территории, пищеблоку, сооружениям и оборудованию регламентируются общероссийскими санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, санитарно-техническими правилами и нормами для образовательных учреждений, утвержденные государственными органами власти.
6.3. В своей деятельности «Молодость» руководствуется Гражданским, Трудовым кодексами РФ и другими нормативными актами, принятыми в соответствии с ними законодательством Московской области.
- Направления работы
7.1. Социально-психологическая реабилитация.
Задачи социальной реабилитации:
- коррекция личностных социальных установок
- повышение самооценки (отношение к себе)
- понижение конфликтности (отношение к окружающим)
- способствовать формированию гуманистических ценностей (отношение к миру).
- развитие качеств и способностей подростков
- коммуникативности
- креативности
- эмпатии
- рефлексии
Задачи психологической реабилитации:
- понижение тревожности
- понижение агрессии
- коррекция волевой сферы
- выявление случаев психопатии и акцентуаций характера и предотвращение негативных тенденций развития патологии.
Содержание работы:
Проведение психокоррекционных занятий с подростками (групповые и индивидуальные) на сплочение коллектива, на снятие напряжения, на выработку доверия, на самовыражение (с использованием арт -, игро-, сказкотерапии), проведение тренингов, семинаров для сотрудников, проведение психодиагностики, использование методов коррекции: эмоционально-волевой сферы, развития мыслительных процессов образования.
Психологическая работа должна способствовать социально-психологической адаптации путем создания новых целевых ориентиров и переосмысления уже имеющихся ценностных установок у подростков.
Работа включает в себя развитие творческих способностей.
Проводимые тренинги предполагают непосредственное общение, наличие элементов игровых методик. Раскрываются личностные качества, укрепляется вера в творческое начало в человеке и красоту мира.
Сказкотерапия способствует нормализации эмоционального состояния и благодатно влияет на психическое развитие подростков.
Психологическая работа с подростками позволяет:
- снизить напряженность и тревожность;
- пробудить веру в возможность справиться со страхами и проблемами;
- получить навыки выражения своих эмоций;
- обсудить проблемы выбора и ответственности.
Психокоррекционная и психолого-педагогическая работа с воспитанниками должна сводиться к пониманию и принятию мира через познание себя. Эту работу проводит психолог.
План проведения психологической работы:
Первый этап – Диагностический
Цель: диагностика имеющегося уровня агрессии, ценностных ориентаций.
Задачи:
- получение эмпирических данных;
- формирование группы для тренинга.
Второй этап – Профилактический (психологическая коррекция)
Цель: расширение адаптационной возможности подростков и формирование адекватной осознанности системы ценностей.
Задачи:
- снижение уровня агрессии и враждебности;
- обучение неагрессивным способам взаимодействия;
- создание условий, при которых подросток переосмысливал бы имеющиеся ценности.
Третий этап – Диагностический
Цель: повторная диагностика имеющегося уровня агрессии, ценностных ориентаций.
Задачи:
- выявление уровня агрессии, враждебности;
- определение системы осознанных ценностных ориентаций.
Четвертый этап – Анализ работы
Цель: обобщение полученных данных, формирование выводов и рекомендаций для дальнейшей работы.
Задачи:
- сравнение результатов;
- разработка практических рекомендаций для учащихся, родителей;
- разработка практических рекомендаций для дальнейшей организации подобной работы.
7.2. Профилактика асоциального поведения.
Задачи профилактики:
- повышение уровня информированности по вопросам ВИЧ;
- профилактика подростковой беременности и абортов.
7.3. Информирование о правах и механизмах правовой защиты подростков.
Задачи:
- познакомить подростков с Конвенцией о правах ребенка;
- ознакомить с правовыми основами трудоустройства;
- предоставление информации о существующих организациях оказывающих юридическую помощь;
- оказание правовой помощи подросткам в решении практических задач;
- формирование духовно-нравственной личности и гражданской позиции подростков.
Содержание работы:
- профилактические мероприятия;
- лекции, консультации.
7.4. Создание условий для самореализации личности подростков.
Задачи:
- раскрытие индивидуальных творческих способностей;
- формирование и развитие эстетических качеств;
- проведение культурно-массовых мероприятий с целью выявления творческого потенциала учащихся и формирование коллектива;
- проведение работы по выявлению лидерского и творческого потенциала учащихся;
- творческое освоение подростком социальных норм поведения в рамках правовой, нравственной и эстетической культуры, как способа профилактики нарушения поведения;
- развитие потребности в самообразовании и самовоспитании, выработка активных форм деятельности, ощущения себя субъектом социальной деятельности;
- формирование ценностных ориентаций подростка, в том числе на благотворительность и гуманистические ценности, гражданской позиции;
- решение проблемы реабилитации подростков в естественных условиях досуга.
Содержание работы:
- культурно-массовая работа – тематические беседы, концерты художественной самодеятельности, КВН и др.;
- спортивная работа – товарищеские встречи по футболу, волейболу, эстафеты, спортивные мероприятия
7.5. Социальная трудотерапия.
Задачи:
- сформировать практические трудовые навыки;
- обучить основным видам работы с подручным материалом;
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- включать подростков в общественно значимую трудовую деятельность;
- предоставить подростку возможность самостоятельно зарабатывать, оказывать материальную помощь семье.
Содержание работы:
- ремонтные работы своих учебных заведений;
8. Принципы развития программы.
8.1. Доступность.
- Открытость.
- Поэтапное, систематическое решение задач.
- Постоянный анализ результатов.
- Своевременная корректировка планов, отражающая решение ситуации.
- Кадровое обеспечение
9.1. Общее руководство содержанием программы осуществляет директор учебного заведения.
- Директор ГОУ НПО ПУ № 89 МО:
- обеспечивает, координирует и контролирует учебно-трудовую деятельность ГОУ НПО ПУ № 89 МО;
- утверждает сроки проведения и содержание инструктажей по охране труда, производственной санитарии, противопожарной безопасности;
- контролирует рациональное использование средств;
- взаимодействует со средствами массовой информации с целью пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде.
- Механизмы реализации программы.
- Деятельность программы основывается на следующих принципах:
- безопасность жизни и здоровья подростков и работников, защиты их прав и личностного достоинства;
- приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации подростков;
- конфиденциальность в решении личных проблем, конфликтов учащихся;
- свобода выбора форм и методов деятельности педагогических работников для реализации обозначенных задач.
- «Молодость» работает с учащимися от 15 до 18 лет, системы профтехобразования согласованным с городской Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Организация трудовой деятельности подростков осуществляется отделением содействия занятости и трудоустройства подростков, Центра социально-психологической помощи молодежи.
- «Молодость» самостоятельно определяет программу своей деятельности по согласованию с Комитетом по делам молодежи в соответствии с целями, принципами и задачами настоящего Положения.
- «Молодость» осуществляет свою деятельность в индивидуальных групповых и массовых формах.
11. Ожидаемые результаты
Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект
- повышение уровня гражданского самосознания, деловой и социальной активности подростков;
- улучшение физического здоровья молодого поколения, снижение уровня асоциальных явлений в молодежной среде;
- увеличение количества подростков, занятых общественно-полезным трудом через различные формы организации работы;
- создание условий для профилактики асоциальных явлений (беспризорность, бродяжничество, правонарушения) посредством предоставления возможности организованного досуга;
- формирование в молодежной среде позитивных взглядов на здоровый образ жизни;
- объединение сил и способностей молодежи для предупреждения правонарушений, алкогольной и наркотической зависимости в городе.
- формирование профессионально значимых качеств личности, отношения к труду;
- умение учащихся целенаправленно организовывать свой досуг в каникулярный период.
nsportal.ru
Программа тренировок для подростков от Юрия Спасокукоцкого
Тебе 15-18 лет и ты хочешь иметь рельефные мышцы и пресс, как у супергероя? Тогда эта статья для тебя. Юрий Спасокукоцкий эксперт расскажет, как накачаться!
Идеальное тело в 16 лет? Легко. Специальная программа тренировок для подростков от Юрия Спасокукоцкого – твой ключ к успеху!
Посмотрев очередной блокбастер о приключениях супергероя или спецагента, любой парень загорится желанием стать таким же крутым. И многих это страстное желание приводит в тренажерный зал. Там они с энтузиазмом принимаются качаться, чтобы получить такие же рельефные мышцы, как на экране. Вот только результата не видно, мышцы не приобретают красивый рельеф, кубиков пресса как не было, так и нет. Поэтому парни продолжают повышать нагрузки, делать больше подходов, брать больше веса на тренажерах или пить стероиды, что в конечном итоге может привести к серьезным травмам.

Не углубляясь в теорию, то быстро и сразу накачаться в 15-18 лет сложно потому, что организм находится в процессе активного развития и требует много строительного материала (белки, жиры и углеводы) для роста мышц. В то же время скелетная, мышечная, связочная системы организма, еще не окрепшие, легко поддаются травмированию.
Не стоит вредить своему собственному телу и нагружать себя сверх меры! В подростковом возрасте мышечная масса наращивается совершенно по-другому, чем у взрослых мужчин, для которых пишутся советы в журналах и выкладываются видео в интернете. Эксперт нашего сайта, мастер спорта и трехкратный чемпион Украины по бодибилдингу Юрий Спасокукоцкий разработал специальные упражнения для подростков, которые помогут молодым людям правильно накачать большие бицепсы, широкие плечи, и сделать фигуру в целом более привлекательной. А о том, какие именно упражнения помогут это сделать, читайте дальше!
С чего начинать?
Идеальное возраст, чтобы начать заниматься бодибилдингом для подростков – это как раз 16-18 лет, потому что именно в этот период в организме повышен уровень собственных гормонов. Благодаря чему можно быстро накачаться, лишь правильно выбрав программу силовых тренировок для подростков и подобрав диету. Юрий Спасокукоцкий советует начать с … посещения спортивного врача. Ведь цель тренировки – правильно развить мышцы, увеличить объемы и набрать массу без какого-либо вреда для здоровья подрастающего организма.
Внимание! До 18 лет упражнения с осевой нагрузкой на позвоночник не желательны! При наличии хронических заболеваний проконсультируйтесь с врачом.
Силовые тренировки для подростков
Особенность тренировки для подростков от Юрия Спасокукоцкого в том, что программа состоит из нескольких уровней. От легких упражнений для развития мышц всего тела молодые люди постепенно переходят к более сложным упражнениям, разделенным по группам мышц.
Мы расскажем про начальный уровень программы тренировок для подростков от Юрия Спасокукоцкого. Эти упражнения предназначены для того, чтобы подготовить тело к физическим нагрузкам, поэтому их называют базовыми или просто «базой». Постепенно повышая сложность упражнений, вы будете правильно развивать свои мышцы, суставы и связки без вреда для здоровья.
Представленную ниже программу тренировок первого уровня можно выполнять в зале или даже дома.
Базовая тренировка для парней 15-18 лет
Внимание: Количество подходов зависит от того, сколько раз вы можете сделать упражнение. Если получается 1-3 повторения, то сделайте 8-10 подходов. Если получается 4-7 повторений, то выполняйте 5 подходов. Если можете сделать 8 и больше повторений, то выполняйте 3 подхоПрограмма тренинга личностного роста для подростков «Пойми свое Я»
Ухудшение психологического здоровья особо остро проявляются в подростковом возрасте, когда у человека происходят фундаментальные изменения в сфере самосознания. Представление о самом себе способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения, определяет социальную адаптацию личности, является регулятором его поведения и деятельности. Принятие, понимание себя являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации подростка. Помощь в укреплении психологического здоровья школьников можно осуществлять и через тренинг личностного роста. Тренинг создает особую, творческую, дружественную и безопасную среду - для исследования самого себя, своего внутреннего мира, для апробирования и закрепления положительных изменений.
Предлагаемая программа “Пойми своё Я” предназначена для подростков 13-15-ти лет включает в себя 15 тренинговых занятий, с периодичностью один раз в неделю. Предусмотрены домашние задания и по желанию участников тренинга индивидуальные консультации психолога.
Занятия в тренинговой группе помогают ребятам узнать, что значит жить осознанно, насколько ценны доверительные отношения, дают возможность почувствовать, что жить с позиции ответственного за собственную жизнь человека намного приятнее и эффективнее, а достигнуть поставленных целей можно легко и радостно. На занятиях подростки лучше узнают себя, свои сильные стороны, учатся преодолевать неуверенность и страх, ставить цели, принимать решения. Участники группы свободно и легко общаются, работают в команде.
Умение разрешать трудные ситуации, самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе подростка с анализом причин этого прогресса, способны выступать в качестве педагогических условий становления и сохранения психологического здоровья школьников.
Программа тренинга личностного роста для подростков “Пойми своё Я”.
Цель. Улучшение психологического здоровья подростков, через оказание помощи в преодоление противоречий между потребностью понять себя и недостаточным умением анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе и окружающей действительности.
Задачи:
— учить получать знания о себе и окружающих;
— развивать рефлексию как процесс принятия и понимания самого себя;
— способствовать самоопределению и поиску жизненных ценностей.
Участники: подростки 13-15 лет. Группа из 16 человек.
Время (частота и длительность каждого занятия) 1 раз в неделю.
Ход тренинга
Приложение 1
urok.1sept.ru
Бесплатная программа для подростков для дома LVL3
Бесплатная программа для подростков для дома LVL3. Прямой эфир! Отвечаю на вопросы по программе! Мы продолжаем растить силу и массу мышц! Начало эфира в 14:15 по мск, воскресенье 16.11.2014! У кого есть знакомые подростки, рекомендуйте!
Перед участием не забудьте подписаться на мою страницу Google+, это поможет Вам полноценно использовать всю мощь функционала этой платформы!
Приседания с широкой постановкой ног (приседания сумо)
Данное упражнение направлено на развитие мышц бедра, причем здесь активно участвует в работе внутренняя его поверхность. Благодаря упору вы не перекачаете ягодицы и не получите травмы спины.
1. Стать прямо, взять в руки гантели, поставить широко ноги, руки с гантелями поставить узко.
2. Сзади поставить опору (скамью или стул) на уровне чуть выше колена.
3. На вдохе, отводя назад таз садится на опору.
4. На выдохе вставать в исходное положение.
Жим на верхнюю часть груди
С помощью данного упражнения вы хорошо проработаете верхний отдел грудных мышц.
Техника выполнения:
1. Садитесь перед диваном или кроватью на пол, ноги немножко согнуты, лопатками ложитесь на кровать.
2. Поднимаете на согнутых руках гантели и на выдохе поднимаете их вверх, выполняя жим.
3. На вдохе опускаете руки в исходное положение.
Тяга гантелей
Данное упражнение воздействует на широчайшие мышцы спины. Если у вас есть дома турник, то вы должны выполнять обычные подтягивания.
1. Взять в одну руку гантель, противоположной от руки с гантелей ногой сделать выпад .
2. Наклониться слегка вперед и опереться свободной рукой о колено.
3. Взгляд при этом должен быть направлен слегка вверх.
4. На выдохе тянуть руку с гантелью к уровню кармана.
5. На вдохе опустить руку в исходное положение.
Махи согнутыми руками сидя
Прекрасное упражнения для тренировки плеч, его средней части, если соблюдать технику выполнения, то данное упражнение имеет довольно низкий риск получить травму.
Техника выполнения:
1. Сесть на скамью (диван, кровать или стул), в обеих руках гантель, руки сведены под ногами, спина ровная.
2. На выдохе совершать подъем согнутых рук, при этом мизинец ладони должен находится вверху.
3. На вдохе опустить руки в исходную позицию.
Французский жим лежа
Упражнение дает акцентированную нагрузку на трицепс.
Техника выполнения:
1. Лечь на жесткую поверхность, лучше всего на пол, в крайнем случае на жесткий диван.
2. Поднять руку с гантелей вертикально, ладонь другой руки положить на локтевую впадину.
3. На вдохе опустить гантель вниз, на выдохе поднять гантель и выпрямить руку.
4. Во время выполнения упражнения стараться фиксировать локоть в одной точке, а также отвести в сторону голову от того места куда опускается гантель.
Упражнение ножницы
Хорошее упражнение для тренировки пресса.
Техника выполнения:
1. Сесть на край скамьи, стула или дивана.
2. Выполнять вертикальные, а потом горизонтальные махи ногами.
biceps.com.ua
Программа по профориентации для подростков «Выбор профессии – дело серьезное»
Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, формирование полноценных граждан страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.
Во-вторых, в эпоху социально-экономической нестабильности проблема престижа выбираемой деятельности приобретает особый смысл. Большинство молодых людей выбирают профессию не потому, что его привлекает содержание труда, он скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – лишь одно из средств построения счастья. Однако со временем престижность (и востребованность) профессии меняется, и тогда у самоопределяющегося подростка есть риск ошибиться, что может привести к разного рода проблемам.
В-третьих, профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы в период школьного обучения. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается получить сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал или наркоманию.
Таким образом, профориентационная работа со
школьниками – это не только решение завтрашних
проблем, но и важный вклад в решение проблем
сегодняшних.
В программу включены занятия по психологической
подготовке к экзаменам. В период подготовки к
сдаче экзаменов становится актуальным развитие
умения управлять своими эмоциями в стрессовой
ситуации. Также необходим навык планирования и
управления таким ресурсом, как время. Освоение
навыков тайм-менеджмента и управления своими
эмоциональными состояниями необходимо не только
для подготовки к экзаменам, но и для успешного
освоения любой профессии.
Содержание программы «Выбор профессии – дело серьезное» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных интересов, способностей и возможностей, а также помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Целью программы является оказание психологической помощи старшим подросткам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
Задачи:
- расширение кругозора учащихся в мире профессий;
- повышение уровня профессиональной зрелости;
- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;
- исследование учащимися своих способностей и возможностей
- построение жизненной перспективы.
Программа рассчитана на учебный год (всего 36 часов). Из них не менее 10 часов составляет индивидуальная (консультации и собеседования) работа с учащимися и их родителями и 26 часов – групповые занятия с подростками (при режиме занятий 1 раз в неделю). Оптимальный размер группы 10-15 человек. Формы деятельности на занятиях разнообразны: упражнения, игры, беседы, дискуссии.
Ожидаемые результаты. В результате старшеклассники должны освоить:
- значение профессионального самоопределения;
- требования к составлению профессионального плана;
- правила выбора профессии; понятия профессия и профессиональная деятельность;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
- понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях;
- значение творческого потенциала человека, профессиональной карьеры.
Тематический план программы «Выбор профессии – дело серьезное» представлен в Приложении 1.
Сценарий одного из занятий по программе представлен в Приложении 2.
Список литературы.
- Пряжников «Будь готов!»: активизирующая профориентационная методика // «Школьный психолог», 2001г. – №13.
- Пряжников «Перекресток»: активизирующая профориентационная методика // «Школьный психолог», 1991г. – №41.
- Пряжников «Страшный суд»: карточная групповая профориентационная игра // «Школьный психолог», 2000г. – №41.
- Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.
- «Профориентация старшеклассников» / сост. Т.В. Черникова. – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.
- Резапкина Г.В. «Психология и выбор профессии», Москва:, Генезис, 2005 г. – 208с.
- Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии». – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.
- Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» // «Школьный психолог», 1999 г. – №14.
- «Теория и практика профориентации и профконсультирования» / под ред. В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.
- Филлимонова О. «Как научиться выбирать профессию», Москва.: Чистые пруды, 2008 г. – 32с.
urok.1sept.ru