Программа для подростков – Программы для подростков: новые идеи

Содержание

Программа для подростков «МАРШroot»

Годовая программа «МАРШroot» предназначена для подростков 12-16 лет, заинтересованных в изучении архитектуры, чувствующих потребность в развитии творческих способностей и навыков. Это возможность не только попробовать себя в актуальной современной профессии, но и получить художественные навыки, знания о городской среде, познакомиться с признанными профессионалами в разных областях, начать формирование своего портфолио, развить проектное мышление и навыки анализа. Художественная подготовка для поступления на курс не требуется.

Формирование представления о городе, зданиях и их повседневности, а также навыков ее переустройства. Погружение в словарь архитектора, обретение базовых навыков проектирования окружающего мира. Создание набора авторских работ в разных техниках и жанрах. Введение учащихся в профессиональное сообщество. Раскрытие ораторских навыков на примере защиты своего проекта. Помощь в понимании собственных перспектив при выборе будущей специальности.

Преподаватели курса — успешные молодые архитекторы, имеющие опыт как проектирования и реализации проектов, так и педагогической работы в составе детской архитектурной студии и других образовательных проектах.

Курс направлен на аналитическое исследование пространства и сотрудничество со смежными специалистами: участники сходят на экскурсии в город, в архитектурные бюро и на выставки. Профессия предстанет как часть более широкого культурного поля благодаря приглашенным лекторам и чтению текстов по теме.

Занятия позволят освоить широкий набор прикладных навыков: технику быстрого эскизирования, рисунок, коллаж, макетирование, съемку фото и видео, написание эссе. Участники курса научатся делать эффективные презентации, защищать идеи и проекты устно и графически, поработают в команде и самостоятельно.

Формулируя проблематику, близкую каждому участнику, программа стимулирует зарождение личного художественного стиля, самоидентификации в профессии и в команде. Финал программы — разработка проекта реального объекта и его стройка. 

march.ru

Модифицированная программа профилактических занятий для подростков 15-17 лет «Помоги себе сам»

Модифицированная программа  профилактических занятий для подростков 15-17 лет «Помоги себе сам»

Выполнила: Баканова А.А.

педагог-психолог МБОУ «СОШ №1»

г. Тарко-Сале

2012г

Пояснительная записка

Пубертат – наиболее ответственный и сложный из возрастов, учитывая задачи, которые приходится решать в этот период человеку. Подростки в очень разной степени готовы    ко всем изменениям, происходящим с ними – трансформации тела, появлению влечения, отделению от родителей, в разной степени могут ответить на вызов со стороны общества к их способностям, самостоятельности. Они недостаточно чувствуют свои ограничения, у них не хватает опыта для оценки разных ситуаций. 

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Чтобы подростковый возраст не стал для наших детей трудной жизненной ситуацией, была разработана модифицированная программа  профилактических занятий «Помоги себе сам», ведь подросток «имеет право знать о том, что его возраст —  благодатное время, когда могут раскрыться его сущностные силы».

Цель программы: Создать условия для личностного роста подростков.

Задачи программы:

1.    Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2.    Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.    Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения

Адресат: подростки 15-17 лет

Состав групп:

·   Оптимальная численность 10-15 человек;

·   Группы должны комплектоваться на добровольной основе;

Место проведения: зал для проведения тренингов, аудитория.

Форма проведения: групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Завершение.

Тренинг рассчитан на 6 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 12 часов).

Тематическое планирование

Содержание

Количество часов

Занятие 1.Знакомство. Организационные аспекты

2

Занятие 2.Психологический анализ жизненного пути. Методика выработки жизненных планов.

2

Занятие 3. Развитие творческого потенциала личности.

2

Занятие 4. Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости

2

Занятие 5.Развитие уверенности в себе

2

Занятие 6. Финал

2

Программа занятий

1-е занятие — «Знакомство», посвящено знакомству и установлению контакта ведущего и группы, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы.

2-е занятие – «Психологический анализ жизненного пути. Методика выработки жизненных планов», посвящено дальнейшему сплочению группы, осовению своих потребностей и жизненных целей; разработке личного жизненного плана, развитию умений самоанализа.

3-е занятие – «Развитие творческого потенциала личности», посвящено закреплению доверительного стиля общения; выявлению своего творческого потенциала;

4-е занятие – «Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости», посвящено развитию умения преодолевать трудности в различных сложных ситуациях; формированию позитивной самооценки

5-е занятие – «Развитие уверенности в себе», посвящено развитию положительного самовосприятия как основы уверенного поведения

6-е занятие «Финал», посвящено подведению итогов, закреплению достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта.

Занятие1. Знакомство.

Цель: знакомство, установление контакта ведущего и группы, создание атмосферы доверия и сплоченности группы.

  1. Знакомство-самопрезентация
  2. Обсуждение и принятие каждым участником основных правил работы в группе

Материалы к занятию: цветные карандаши, ватманы, магнитофон, диски с музыкой, тетради, ручки.

Содержание занятия:

Упражнение «Баранья голова»

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом,должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Мы  заведем сейчас с вами «тетрадь описания чувств», в которой в течение каждого нашего занятия будем записывать те чувства, которые испытываем в данный момент. Это необходимо для того, чтобы оценивать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас», задуматься о нем. Эту тетрадь вы будете вести и дома, то есть записывать перед сном все полученные эмоции и чувства за день.

Игра «Время».

Ведущий встает в круг и назначает врем по кругу, называя число от 1 до 12 (количество людей). Каждый изображает время на часах. Ведущий говорит «часы показывают 10 часов». Тот, кто изображает этот час, издает смешной звук или показывает движение, игра повторяется 2-3 раза.

Упражнение «Заключение контракта»

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выработанные правила на доске или листе ватмана.

1.    Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).

2.    Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.

3.    Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.

4.    Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.

5.    Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».

6.    Активность: чаще всего , те, кто проявляют активность на занятиях приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях. И др. правила.

 

Упражнение «Рисование»

Рисование в парах одним карандашом (выявление лидерских позиций, осознавание зависимости, неопределенности). Показ рисунков и рефлексия по кругу.

Запись чувств в тетради.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 2. «Психологический анализ жизненного пути. Методика выработки жизненных планов»

Цель: способствовать  дальнейшему сплочению группы, освоению своих потребностей и жизненных целей; разработке личного жизненного плана, развитию умений самоанализа.

Ведущий знакомит участников с основными целями занятия, содержанием, по ходу ведения занятия раскрывает основные вопросы, с которыми придется работать.

Материалы к занятию: тетради, ручки, магнитофон.

Содержание занятия:

Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

Мы живем в мире стереотипов, которые с одной стороны, помогают нам экономить время и энергию для творчества, а с другой – обедняют нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как мы приветствуем друг друга? Что чувствуем при этом? Давайте попробуем освоить нетрадиционное приветствие? Придумайте их сами, покажите группе. Для начала предлагаю вам поздороваться тыльной стороной ладоней, внутренней стороной стопами ног. Кто хочет это сделать? Дискуссия о необходимости тактильных прикосновений.

Упражнение «Мой герб» (осознание целей жизни).

Упражнение выполняется под музыку. Каждый из вас постарается  нарисовать герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. На рисунок дается 15 минут. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать. После завершения рисунков мы организуем выставку. Каждый из ваших гербов получит номер. Все рисунки будут доступны для обзора, ваша задача угадать чей это рисунок. Догадки запишите на бумаге. Подведем итог: кто из вас самый проницательный.

Групповое обсуждение (запись чувств в тетради).

Упражнение «Определение последовательности достижения Вашей цели»

Цель: осознание возможности достижения целей, оптимального количества действий.

Технология выполнения:

  1. Воьмите лист бумаги и карандаш и вверху запишите цель, которую Вы хотите достичь. Затем разбейте лист на 4 колонки: «что мне нужно сделать», «необходимые мне средства», «порядок выполнения», «важность действия».
  2. Положив перед собой этот лист, некоторое время расслабляйтесь и концентрируйтесь. Когда вы почувствуете абсолютное спокойствие и медитативное состояние ума, начинайте.
  3. Начните с обдумывания всех шагов, которые вам необходимо предпринять для достижения целей. Не оценивайте насколько важны  для вас эти действия. Просто запишите все, что приходит на ум в первую колонку.
  4. Теперь посмотрите на каждое действие, которое вам необходимо выполнить и напротив него перечислите все необходимые средства, занеся их во вторую колонку, так же не пытайтесь обсуждать и оценивать ваши мысли.
  5. Перейдите к третьей колонке и  прономеруйте действия, перечисленные в первой колонке. Начинайте с того, действия, которое собираетесь выполнить первым
  6. Вновь посмотрите на действия в первой колонке, и как можно быстрее оцените их по степени важности колонке соответствующий знак в четвертой колонке: А-очень важно, В-важно, С-выполнить, если будет возможность.

Запись чувств в тетради.

Упражнение «Пятилетка»

Инструкция: вам предстоит наметить предстоящий пятилетний план вашей жизни. Каковы ваши три самые главные цели в предстоящем году? От кого зависит их достижение? Напишите те, которые зависят от вас. Что вы теперь сделаете, чтобы достичь каждые из этих целей? Какие 5 целей вы хотели бы достичь в ближайшие 5 лет? Какова, по-вашему, станет после этого ваша жизнь?

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Занятие 3. «Развитие творческого потенциала личности»

Цель: закрепление доверительного стиля общения; выявление своего творческого потенциала.

Материалы к занятию: тетради, ручки, карточки с вопросами, магнитофон, ватман, карточки с чувствами.

Содержание занятия:

Упражнение «Прогноз погоды»

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит во всю».

 Для того, чтобы творчески мыслить, как минимум, нужно определенное настроение и состояние человека. Снять плохое настроение, раскрепостить позволяют отдельные упражнения.  Вот имнно об этом сегодня на нашем занятии мы и будем говорить.

Упражнение «Демонстрация чувств мимикой»

Каждому участнику раздаются карточки, на которых написано одно чувство и часть тела, с помощью которой это чувство нужно показать (например, изумление-брови, печаль-плечи). Важно показывать мимикой и молча. Остальные участники угадывают чувства. Если угадать нельзя «артист» может выбрать другого участника и попросить это чувство показать.

Упражнение «Покажи фразу».

Выполняется в командах. Участникам команд раздают к карточки с высказываниями. Задача  показать фразу мимикой и жестами. Фразы: любезный друг явился вдруг, леди требует любви и уважения, я хочу любви без грусти.

Обсуждение целей задания и чувств по кругу.

Задание «Рисование вчетвером на одном листе»

Участникам предлагается молча в течение 1 минуты рисовать вчетвером по углам ватмана. По сле команды «поворот» ведущий поворачивает лист, а участники должны дорисовать прежний рисунок.

Обсуждение результатов задания по кругу. Запись чувств в тетради.

Упражнение «Оригинальный ответ»

Участникам по мере прохождения по кругу раздаются карточки с вопросами, на которые надо дать оригинальный ответ. Можно испоьзовать формулы, схемы, рисунки, танцы, поговорки и т.д. Вопросы могут быть такие:

  1. «Семь верст до небес». Это приблизительно сколько?
  2. Кто такая «кузькина мать»?
  3. Когда «рак на горе свистнет»?
  4. «Облить грязью». Сколько нужно грязи, чтобы облить человека при росте 182 см?
  5. Где «собака зарыта»?
  6. «Задеть за живое». Это за что именно?
  7. «Мурашки бегают по спине». Как выглядят эти мурашки?

Обсуждение всего занятия, рефлексия чувств.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Занятие 4. «Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости»

 Цель: развитие умения преодолевать трудности в различных сложных ситуациях, формирование позитивной самооценки.

Материалы к занятию: платочки для завязывания глаз, тетради, ручки

Содержание занятия:

Упражнение «Тусики-мутусики».

Передать настроение с помощью движения каждому участнику.

Упражнение «Приятные мгновенья»

Выпишите 5 самых приятных событий, которые происходили в вашей жизни. Благодаря кому или чему это событие произошло? Выпишите 5 самых крупных мероприятий, случившихся в вашей жизни.

Обсуждение в подгруппах получившихся результатов.

Арттерапия «Осознание жизненных кризисов»

Цель: осмыслить жизненные кризисы и отработать установку на их принятие.

  1. Вспомните 3 ситуации, которые вызвали у вас сильное переживание (кризиса), пережитые вами в жизни. Затем  сделайте свободный рисунок каждого из них, выражая чувства, которые вы испытывали во время кризиса. Рисуйте свободно, не пытаясь сделать рисунок красивым.
  2. Теперь возьмите рисунки, представляющие 3 кризиса, и положите их пред собой в соответствии с хронологией событий.
  3. Всмотритесь в ваши рисунки, проследите в них непрерывность, если можете ее почувствовать. Вы можете рассматривать кризис как переход между двумя фазами вашего развития. Попытайтесь усмотреть в каждом кризисе новый жизненный импульс, новую черту вашей личности, которая рождается и прокладывает себе путь.
  4. Осознайте так же, каким образом вы встречали свои кризисы. Пытались их отсрочить или игнорировать? усиливали возникающую боль? Были ли мужественным?
  5. Помните: кризис означает, что существующий порядок рушится, а новый занимает свое место. В период между старым и новым порядком возникают временные переживания, боль. Но это естественный процесс, потому что жизнь-это школа, а кризисные ситуации-наиболее важные уроки. Поэтому принятие кризисов, есть самый практический способ быть свободным и в трудной ситуации.

Обсуждение рисунков в тройках.

Запись чувств в тетрадях.

Упражнение «Здесь и сейчас» (привязка к текущему моменту)

Одному из участников предлагается сесть на стул в середине круга. И предлагается сказать по 10 предложений, начинающихся со слов «здесь и сейчас я вижу», «здесь и сейчас я чувствую», «здесь и сейчас я слышу». Обсуждение целей по кругу.

Главная идея этого упражнения – лучше узнать себя и свои личные особенности. Говорить о проблемах, которые волнуют тяжело и этому нужно учиться.

 Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: получение нового опыта восприятия мира, осознавание чувства зависимости и неопределенности.

Обсуждение чувств после выполнения.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Занятие 5. «Развитие уверенности в себе»

Цель: развитие положительного самовосприятия как основы уверенного поведения

Материалы к занятию: тетрадь, ручка, магнитофон.

Содержание занятия:

Упражнение «Ревущий мотор»

Инструкция:

Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

 

Упражнение «Я умею постоять за себя»

Цель: обучение выражению позитивного отношения к другому через уверенный ответ.

Ролевое проигрывание ситуаций. Группа делится на 3 команды ля ролевого проигрывания ситуации. Раздаются карточки с ситуациями. Ситуации повседневного общения. Например:

  1. Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громким разговором, вы обращаетесь к ним.
  2. Друг просит вас одолжить ему автомобиль, а вы считает его плохим водителем. Вы говорите ему.
  3. Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему
  4. Вы заинтересованы в  свидании с человеком, с которым недавно познакомились и несколько раз разговаривали.

После разыгрывания каждой ситуации участники получают обратную связь у группы относительно позиций в общении.

Упражнение «Сильные стороны»

Закройте глаза, расслабьтесь и вспоминайте всю свою жизнь. Не торопитесь. Начинайте с самых ранних детских воспоминаний. Вспомните каждое ваше достижение, заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться. Откажитесь от любых скромных, искажающих ваши достоинства замечаний. Обратите особое внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем другой оборот. Не забудьте поступки, которые для вас были трудными, но кому-то могут показаться легкими. Каждый участник должен в течение 4 минут рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Остальные участники являются только слушателями. Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Затем начинает говорить следующий участник. Когда выскажется каждый, предлагается в записать в тетрадях свои сильные стороны. После этого участники работают в тройках, где обсуждают как, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-то ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Затем вся группа собирается и участники рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны в личностном росте.

Подведение итогов занятия. На основании опыта, полученного в результате разыгрывания ситуаций, участники делают вывод об очевидных последствиях трех моделей поведения: уверенного, агрессивного и неуверенного. Особое внимание следует обратить на чувства, испытываемые при этом, подчеркнув, что именно они формируют положительное самовосприятие- основу уверенности в себе.

Запись чувств в тетради

Упражнение «аплодисменты по кругу»

Занятие 6. «Финал»

Цель: подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы

Материалы к занятию: тетради, ручки, магнитофон

Упражнение «Волшебная рука»

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Упражнение  «Розовый куст»

Инструкция:

Введение

— С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».

Порядок выполнения

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок… Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок… Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Упражнение  «Собери другу чемоданчик в дорогу».

Инструкция: мы с вами сегодня расстаемся, и мне бы хотелось, чтобы вы сегодня ушли не с пустыми руками, а с чемоданчиком в дорогу личностного становления. Сейчас каждый из вас будет садиться в центр круга, и открывать свой воображаемый чемоданчик, а мы ему будем дарить то, что по вашему мнению, очень нужно в этом сложном и трудном пути под названием жизнь.

Ритуал последнего прощания (придумывают сами участники группы).

Список литературы:

  1. Джиннот Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика групповой терапии. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 272с.
  2. Истратова О.Н. Коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 375с.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Изд. «Речь», 2006. – 224с.
  4. Потемкина О., Потемкина Е. Тесты для подростков. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 320с.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: из-во ВЛАДОС, 1999. — 480с.
  6. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? – М.: Генезис, 2003. – 138с.
  7. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Творческий центр, 2001. – 128с.
  8. Стишенок Е.В. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Речь, 2006. – 240с.
  9. Тренинг эффективного общения с детьми. – Тюмень, ГЛПУТО «Областной наркологический диспансер», 2003.
  10. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. 160с.

nsportal.ru

Коррекционно-развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»

Цели программы: Помочь подросткам справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Содержание программы

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приёмам ауторелаксации.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у подростков

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение

Блок 4. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать своё поведение; регулировать поведение в коллективе.

Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание (2 — 3 упражнения ), рефлексию ( в рисунках ), ритуал прощания.

Структура занятия

  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
  2. Разминка — воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
  3. Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учётом утомления детей). Количество игр и упражнений 2-4 .
  4. Рефлексия занятия — оценка занятия. Арттерапия, беседы.
    Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
  5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.

Принципы проведения

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива принадлежат подросткам. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из неё предметы.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.) видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, небольшие сувениры для поощрений, награждений.

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.

Занятие 1. «Знакомство».

Приветствие ведущего.

Игра «Эхо»

Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным движением рук, характерным для себя жестом. Затем группа хором называет его имя и повторяют его жест.

Игра «Моё имя»

Цели. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».

Ведущий задаёт вопросы; подростки по кругу отвечают

-Тебе нравиться твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Игра «Угадай, кого не стало?»

Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Подростки должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Игра «Голос тебе знаком?»

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Подростки встают в ряд («друг другу в затылок»), впереди стоит один водящий, каждый подходит и что — либо говорит, а водящий должен распознать его по голосу.

Рисование автопортрета.

Расслабление.

Участники занимают удобное положение, удобную позу.

Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас.

Произнесите своё имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

По окончании упражнения подростки встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

Занятие 2. «Имя»

Приветствие.

Цель: напомнить имена участников, настроить на рабочий лад.

Игра «Мяч»

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока подростки не вспомнят все имена и, не переспрашивая, будут быстро передавать мяч.

Беседа

Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Участники хаотично раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает детям сказать что — нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если подростки испытывают затруднения или высказывают негативную оценку, ведущий помогает исправить положение.

Игра «Связующая нить»

Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.

Участники, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает подростку — бросает клубок ему ещё раз. Этот приём диагностичен: можно увидеть подростков, испытывающих трудности в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернётся к ведущему нить должна быть размотана и находиться у каждого подростка в руке, т.е. имитация единого целого, каждый важен и значим в этом целом.

Игра «Прогулка»

Цель. Двигательная и эмоциональная разминка.

Ведущий. Представьте себе, что мы находимся в лесу. У нас нет палаток, конечно же нет зонтов, а гроза надвигается. Мы видим, что недалеко от нас пещера. Мы все дружно бежим туда, прибежали вовремя, началась гроза. Гроза прошла очень быстро перестал идти дождь. Все мы вышли и увидели просто чудо, перед нами появилось огромное искусственное озеро, ведь мы не заметили, что среди камней имеется «корыто для воды» . Давайте поплескаемся!

В игре используется народная музыка в эстрадной обработке, поп-музыка. Желательно хиты (учесть интерес подростков).

Рисование самого себя.

Цель.Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Психолог предлагает подросткам нарисовать самого себя в трёх зеркалах:

  • в зеленом — такими, какими они представляются себе сами;
  • в голубом — такими, какими они хотят быть;
  • в красном — такими, какими их видят друзья .

Игра «Пойми меня и передай»

Цели. Достижение взаимопонимания и сплочённости, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Подростки встают в круг и, смотря друг другу в глаза, мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Начинает ведущий, всё происходит по принципу телеигры «Пойми меня».

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

Занятие 3. «Настроение»

Приветствие.

Этюд «Бархатные ручки»

Цели. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразит.

Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «Посмотрите на свои руки, потрите ладошку о ладошку. Закройте глаза. Представьте себе, что ваши руки стали мягкими, пушистыми, бархатными. Погладьте себя по лицу, по щёкам, потрите свои уши ладошками, погладьте плечи, живот, коленки. Ваши ручки очень мягкие, они любят вас. Поцелуйте закрытыми глазами свои ладошки. Улыбнитесь им.

Беседа

Ведущий говорит с подростками об изменении их настроения и самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

Рисование на тему «Моё настроение»

Цели. Осознание своего эмоционального состояния, умение адекватно его выразить.

Ведущий приготавливает заранее мокрые альбомные листы и краски. После выполнения рисунков участники рассказывают, какое настроение они изобразили.

Упражнение «Тренируем эмоции».

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Ведущий предлагает подросткам:

а) нахмуриться как:

  • осенняя туча;
  • рассерженный человек;

б) позлиться, как:

  • два барана на мосту;
  • при ссоре с другом;

в) испугаться, как:

  • в милиции;
  • птенец, упавший из гнезда;
  • при встрече с злой собакой;

г) улыбнуться, как:

  • кот на солнышке;
  • само солнце;
  • будто ты увидел чудо.

Игра «Передай улыбку другому»

Цель. Ауторелаксация.

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

Список использованной литературы

  1. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 — №1 – с. 18
  2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.

urok.1sept.ru

Программа развивающих занятий «Психология общения для подростков»

Пояснительная записка

Программа «Психология общения» предназначена для работы с детьми подросткового возраста. Возраст подростков, участвующих в реализации программы: 11–15 лет, количество человек в группе не должно превышать 10 человек.

Продолжительность образовательного цикла — 34 часа (по 1 часу в неделю).

Цель программы «Психология общения для подростков» — помочь подросткам  в плодотворной социальной адаптации через овладение психологическими знаниями и навыками самопознания, культуры общения, формирование компетентностей, предусмотренных требованиями ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, развитие универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, когнитивных.

Задачи программы:

Обучающие

  • сформировать соответствующие психологические компетентности, необходимые для успешной адаптации и межличностного общения в детском коллективе, 
  • сформировать понимание психологических различий между людьми, причин возникновения межличностных конфликтов и путей их разрешения,
  • сформировать представления о культуре общения через знакомство обучающихся с методиками гармоничного межличностного общения и правилами современного этикета,
  • вызвать интерес к проблемам самопознания,
  • познакомить обучающихся с приемами самопознания и самовоспитания.

Развивающие

  • формировать у обучающих способности к осуществлению когнитивных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  • помочь развитию у обучающихся умений и навыков самопознания, самоанализа, общения,
  • способствовать овладению навыками построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов
  • помочь учащимся познать свои индивидуальные психологические особенности, их проявление в процессе обучения и межличностного общения

Воспитательные  

  • формировать у школьников потребность в самопознании, самовоспитании, стремления к сотрудничеству и плодотворному взаимодействию с другими людьми.
  • формировать у учащихся толерантное отношение к окружающим людям
  • способствовать формированию у учащихся личностных компетентностей, обеспечивающих плодотворную социальную адаптацию

Направленность программы – обучающая, развивающая. По содержанию является социально-психологической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – групповой, по времени реализации рассчитана на учебный год.

Программа направлена на развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы, отличие от других программ по этой теме

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, поэтому самопознание и овладение навыками гармоничного межличностного общения являются важнейшими условиями нормального психологического развития детей. Эти обстоятельства обусловливают актуальность и педагогическую целесообразность данной программы.

Восприятие подростка, в первую очередь, нацелено на те явления и процессы, которые непосредственно связаны с его жизнью, и поэтому вызывают интерес. Новизна данной программы заключается в ориентации на реальные потребности подростка, на формирование практически полезных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе развития.

Отличие данной программы от большинства программ по этой теме заключается в следующем:

  • Программа ориентирована не на получение школьниками систематизированных углубленных знаний в области психологии, для которых у них отсутствует необходимая мотивация. Данная программа направлена на формирование компетентностей в сфере ведущего вида деятельности, свойственного именно данному возрасту – интимно-личностного общения. Смысловым ядром программы является проблематика самопознания, которая обеспечивает познание подростком своих индивидуальных психологических особенностей, формирование плодотворных отношений с окружающими людьми.
  • Программа имеет практико-ориентированный характер, что позволяет подростку учиться разрешать свои реальные психологические проблемыи развивать у него эмоциональный интеллект.
  • Программа имеет системный характер, что обеспечивает изучение психики человека как целостного явления. С этой целью программа содержит в себе материал из разных разделов психологии: психологии индивидуальных различий, психологии личности, возрастной, социальной, а также конфликтологии и этикета.

Содержание и структура программы

Структура программы обеспечивает поэтапное получение планируемых результатов.

Знакомство с программой начинается с изучения конкретной, живой, интересной для подростка проблематики самопознания. Ее непосредственная связь с его жизнью, возможность получения практических результатов позволяет на первых же занятиях вызвать устойчивый интерес к программе и создать положительную эмоциональную основу для изучения последующих более сложных тем. Знакомство с индивидуальными психологическими особенностями личности помогает подростку понять свою психологическую уникальность, а также психологические различия между людьми. Это способствует осознанию причин возникновения проблем в общении между людьми. Логическим продолжением знакомства со сложной сферой человеческих отношений является раздел программы «Культура общения». На этих занятиях учащиеся получат представления о том, как лучше строить свои отношения с ровесниками и взрослыми, оценить свои взаимоотношения с окружающими людьми, развивать свой эмоциональный интеллект – понимать и управлять своими эмоциями, понимать эмоциональное состояние партнеров по общению, регулировать взаимоотношения с окружающими.

Основные методы и формы обучения

Нет сомнений, что научиться общаться невозможно, лишь прослушав цикл лекций. Поэтому сами занятия должны быть построены в форме диалога, совместного поиска ответов на вопросы, которые ставит жизнь. Тогда сам процесс обучения становится живой школой общения, постоянным тренингом, поиском и овладением образцами цивилизованных человеческих отношений. Методика преподавания должна соответствовать возрастным психологическим особенностям подростков, важнейшими потребностями которых являются самопознание, самоутверждение, общение со сверстниками.

Методика обучения, используемая в реализации данной программы, представляет собой единство различных форм и методов: бесед-диалогов, практических и творческих заданий, конкурсов, элементов лекций, метода групповых заданий, использование активных и игровых форм обучения, обсуждение психологических сказок и рассказов. Она должна способствовать формированию у подростков собственного мнения, умению его высказывать и обосновывать, приобретению опыта работы в группе. Выполнение коллективных заданий позволит подросткам приобрести дополнительные навыки общения.

Формы текущего и итогового контроля

Результативность учебного курса «Психология общения» может быть выявлена через комплекс контрольных форм, включающих в себя творческие и практические задания, анкетирование учащихся, беседы с родителями и учителями, их привлечение в качестве экспертов для оценки знаний и уровня развития навыков общения учащихся.

Прогнозируемый результат

По окончанию обучения по данному курсу учащиеся должны:

  • обладать готовностью к осуществлению когнитивных, регулятивных и коммуникативных учебных действий,
  • иметь представление об индивидуальных психологических особенностях личности,
  • иметь представления о своих индивидуальных психологических особенностях,
  • владеть основами навыков самопознания, самоанализа, общения,
  • уметь оценивать взаимоотношения между людьми в конкретных ситуациях,
  • владеть основами навыков построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов,
  • владеть навыками сотрудничества и плодотворного взаимодействия с другими людьми,
  • владеть навыками совершенствования своего эмоционального интеллекта,
  • толерантно относиться к окружающим людям,
  • иметь общие представления о культуре общения,
  • владеть некоторыми навыками учебно-исследовательской деятельности.

Описание условий для реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо разумно сочетать теоретические и практические занятия, делая упор на практические и творческие работы учащихся, направленные на выработку навыков самопознания и культуры общения.

В процессе преподавания учебного курса целесообразно использовать материал для проведения психокоррекционных упражнений и игр, психологические сказки, притчи и рассказы, подборки практических заданий и диагностического материала. Необходимым оборудованием являются: магнитофон, компьютер, аудио и видеоматериалы, компьютерные программы по психологии, учебно-дидактические, психолого-диагностические материалы.

Используемый учебно-методический комплекс

  • Авторский учебно-дидактический материал Камионской Т.Б.
  • Цифровые образовательные ресурсы, которые будут использоваться на уроках:
  • Авторские компьютерные презентации Камионской Т.Б. по отдельным темам курса.
  • Сайт «Психология общения и развития» педагога-психолога Камионской Т.Б.
  • Цифровые образовательные ресурсы, которые рекомендуются учащимся:
  • Авторские компьютерные презентации учителя Камионской Т.Б. по отдельным темам курса.
  • Сайт «Психология общения и развития» педагога-психолога Камионской Т.Б.

Календарно-тематический план (34 часа)

Раздел

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие

1 час

2

«Познай себя»

14 часов

3

Культура общения

16 часов

4

Итоговые занятия

3 часа

 

Итого:

34 часа

Краткое описание разделов. Основное содержание программы

1. Вводное занятие (1 час)

  • Что изучает психология общения. Содержание и особенности учебного курса. Давайте познакомимся.

2. «Познай себя» (14 часов)

  • О необходимости самопознания. Самооценка человека. «Сказка о трех волшебных зеркалах» И. Вачкова. Обсуждение сказки.
  • Индивидуальные психологические особенности личности. Тип темперамента. «Сказка о типах темперамента» И. Вачкова. Обсуждение сказки. «Какой Я?». Определение учащимися своего типа темперамента.
  • Характер человека. «Сказка о деревьях-характерах» И. Вачкова. Обсуждение сказки. «Какой Я?». Определение учащимися своих черт характера (3 часа).
  • «Я не такой, как все, и все мы разные». «Моя Вселенная». Мой любимый герой (примеры для подражания).

3. Культура общения (16 часов)

  • Я и мой класс.
  • Умение понимать своих сверстников.
  • Дружба.
  • Умение понимать старших. Трудности в общении с взрослыми людьми.
  • Мои отношения с родителями. Как обратиться с просьбой.
  • Конфликт. Мое поведение в психологически трудной ситуации.
  • Как построить хорошие отношения с другими людьми. Правила общения о окружающими людьми.
  • Мой день рождения: как подготовить праздник, принимать гостей и подарки.

4. Итоговые занятия (3 часа)

  • Творческая работа «Мои правила общения между людьми».
  • Итоговое повторение. Обсуждение «Что мне дает изучение психологии».

Список использованной литературы

  1. Васильченко К.В. «Путешествие в страну «Я», — Д.: Сталкер, 1998.
  2. Вачков И. В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек Издательство: Ось-89, 2001.
  3. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. Издательство: Ось-89, 1996.
  4. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект, М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  5. Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.
  6. Дерябо С., Ясвин В. «Гроссмейстер общения», М.: Смысл, 1996.
  7. Зарипова Ю. «Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам», М., 2007.
  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»: Пер. с англ. /Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.-М.: Прогресс, 1990.
  9.  Козлов Н.И. «Лучшие психологические игры и упражнения». Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
  10. Прутченков А.С. «Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников». М.: Российское педагогическое агенство, 1996.
  11. «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов». Под общей редакцией И.В.Дубровиной, М. Издательский центр «Академия», 1995.
  12. Райгородский Д.Я, «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие», Самара: Изд. дом «БАРАХ-М», 2011.
  13. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы». — М.: Новая школа, 1994.
  14. Федеральные государственные образовательные стандарты.

urok.1sept.ru

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОК ДЛЯ ПОДРОСТКОВ


Подростковый возраст – это период между детством и взрослостью, который ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пубертатным периодом. Пубертатный период у девочек начинается в 9–10 лет, а у маль­чи­ков в 11–12 [1]. Заканчивается пубертатный период в разное время, но в 16–18 лет, согласно релевантным научным данным, уже можно тре­ни­ро­вать­ся по взрос­лым схе­мам [2]. Именно поэтому программа тренировок для подростков ог­ра­ни­че­на вре­мен­ным промежутком от 9–11 лет до 16–18. Почему? Потому что ин­тен­сив­ность роста скелета у людей различается, ввиду чего у кого-то в 16 лет скелет уже сфор­ми­ро­ван­ный, а у кого-то ещё только формируется [1]. Если человек начал ин­тен­сив­но рас­ти в более позднем возрасте и видит, что он всё ещё растёт, то ему сле­ду­ет про­дол­жать за­ни­мать­ся по программе тренировок для подростков.

Зачем нужна программа тренировок для подростков? Затем, что адекватная физическая на­груз­ка и правильное питание помогут человеку максимально реализовать свой по­тен­ци­ал в росте [1], развитии церебральной системы [3], [4] и скелетной мус­ку­ла­ту­ры [5], а так же избежать подростковой депрессии [6], со­циа­ли­зи­ро­вать­ся [7] и мак­си­маль­но со­хра­нить здоровье [8]. Но программа тренировок для подростков не дол­жна быть ис­клю­чи­тель­но силовой [2]. В общем-то, всем людям необходимы кар­дио тре­ни­ров­ки, но для подростков силовой тренинг вообще не должен быть це­ле­вым, а дол­жен оставаться частью тре­ни­ро­воч­ной программы. Так же в неё должны вхо­дить дру­гие ви­ды спорта, например плавание. И не забывайте, что подросткам осо­бен­но важ­но до­ста­точ­но и правильно спать.

Программа тренировок для подростков: правила


Во-первых, следует сказать о том, что подросткам можно заниматься силовыми видами спор­та [9][12]. Конечно, делать это лучше с тренером [10], или, по крайней мере, с че­ло­ве­ком, который сможет обучить подростка технике выполнения упражнений. Во-вто­рых, заниматься в тренажёрном зале подросткам ре­ко­мен­ду­ет­ся 2–3 раза в не­де­лю [9]. Во вре­мя тренировки ре­ко­мен­ду­ет­ся выполнять 6–8 упражнений по 2 ра­бо­чих под­хо­да в каж­дом. Количество упражнений для одной мышечной группой сле­ду­ет ог­ра­ни­чи­вать 2–3. Сле­до­ва­тель­но, тре­ни­ро­вать­ся подросткам следует по про­грам­ме сплит. Что это такое? Это такая организация тре­ни­ро­воч­но­го процесса, ко­гда в не­дель­ном цикле каждую тренировку атлет прорабатывает разные мышечные груп­пы.

Программа тренировок для подростков должна нагружать все поверхностные мы­шеч­ные группы [9]. В начале тренировки следует минут 10 размяться, а потом при­сту­пать к тренингу. Длительность силовой тренировки следует ограничивать 60 ми­ну­та­ми [13]. В медицинских руководствах по силовым тренировкам отдыхать между под­хо­да­ми предлагается по 2–3 минуты [9], но поскольку заниматься подросткам сле­ду­ет в диа­па­зо­не 10–15 повторений, по мере возрастания тре­ни­ро­ван­нос­ти, следует стре­мить­ся к от­ды­ху между подходами в пределах 30–60 секунд. Почему так, вы мо­же­те про­чи­тать в нашем предыдущем обзоре про ресинтез АТФ. Так же ре­ко­мен­ду­ем оз­на­ко­мить­ся с нашей статьёй про детский фитнес, где подробно раз­би­ра­ют­ся ми­фы о си­ло­вом тренинге и приводятся релевантные научные данные о взгля­дах со­вре­мен­ной спортивной науки на вопрос адекватности силового тренинга для де­тей и под­рост­ков.

Подготовка к программе: первый месяц


Велотренажёр 10 минут
Приседания с палкой – 4 подхода по 15 повторений
Сгибания ног лёжа – 3 подхода по 15 повторений
Отжимания от пола – 3 подхода по 15 повторений
Тяга верхнего блока – 3 подхода по 15 повторений
Велотренажёр 15 минут

Примечание* данная схема является подготовительной, поэтому атлету следует тре­ни­ро­вать­ся 2–3 раза в неделю на протяжении 5 недель, выполняя эту круговую схе­му. Отдыхать между подходами рекомендуется 2–3 минуты. Первый подход во всех уп­раж­не­ни­ях разминочный.

Программа для подростков на 3 месяца


Тренировка №1
Велотренажёр 10 минут
Приседания с палкой – 4 подхода по 15 повторений
Разгибания ног сидя – 3 подхода по 15 повторений
Сгибания ног лёжа – 3 подхода по 15 повторений
Жим в хаммере – 3 подхода по 15 повторений
Отжимания от пола – 3 подхода по 15 повторений
Планка – 3 подхода по максимуму
Велотренажёр 20 минут

Тренировка №2
Велотренажёр 10 минут
Гиперэкстензия – 3 подхода по 10 повторений
Тяга верхнего блока – 3 подхода по 15 повторений
Тяга нижнего блока – 3 подхода по 15 повторений
Тяга штанги лёжа – 3 подхода по 15 повторений
Сгибания рук на блоке – 3 подхода по 15 повторений
Велотренажёр 20 минут

Примечание* отдыхать между подходами рекомендуется 2 минуты. Тре­ни­ро­вать­ся следует 2 раза в неделю. Длительность схе­мы 15 недель. На трицепс нет отдельного уп­раж­не­ния потому, что он получает достаточно нагрузки во время жима и отжиманий.

Программа тренировок для подростков


Тренировка №1
Велотренажёр 10 минут
Разгибания ног сидя – 3 подхода по 15 повторений
Сгибания ног лёжа – 3 подхода по 15 повторений
Приседания с гирей – 3 подхода по 15 повторений
Гиперэкстензия в тренажёре – 3 подхода по 15 повторений
Тяга штанги лёжа – 3 подхода по 15 повторений
Планка – 3 подхода по максимуму
Велотренажёр 20 минут

Тренировка №2
Велотренажёр 10 минут
Жим штанги лёжа – 3 подхода по 15 повторений
Жим в хаммере – 3 подхода по 15 повторений
«Бабочка» – 3 подхода по 15 повторений
Подъём гантели перед собой – 3 подхода по 15 повторений
Сгибания рук на блоке – 3 подхода по 15 повторений
Вращение рукоятки – 3 подхода по 15 повторений
Велотренажёр 20 минут

Тренировка №3
Велотренажёр 10 минут
Гиперэкстензия – 3 подхода по 15 повторений
Тяга верхнего блока – 3 подхода по 15 повторений
Тяга нижнего блока – 3 подхода по 15 повторений
Отжимания на брусьях – 3 подхода по 10 повторений
Разгибание рук на блоке – 3 подхода по 15 повторений
Планка – 3 подхода по максимуму
Велотренажёр 20 минут

Примечание* отдых между подходами 30–60 секунд. Тренироваться 3 раза в неделю. Дли­тель­ность схемы до 16–18 лет, когда можно будет перейти к циклированию вы­со­ко­ин­тен­сив­ных и высокообъёмных программ.

Программы тренировок для качалки

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4266869/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2722975/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3499734/

[4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4212358/

[5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5536606/

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3751802/

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3658407/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1402378/

[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3445252/

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5532191/

[11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3483033/

[12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3793204/

[13] sciencedirect.com/science/article/pii/S1550413112005037

fit4power.ru

Учебно-методический материал (9 класс) по теме: Программа тренинга для подростков «Познай самого себя»

Программа тренинга для подростков

      «Познай самого себя»

                          Составила : Педагог – психолог 

                            Т.А. Токарева

Пояснительная записка

Тренинг «Познай самого себя» предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Цель : помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности.

 Задачи :

  развивать представление о себе; формировать возможность распознавать собственные личностные качества, формировать способность анализировать свои личностные качества; обратить внимание на то, что у каждого качества есть две стороны позитивная и негативная, развивать умение устанавливать контакт; развивать наблюдательность в общении.

Основные направления работы с подростками.

Программа групповых занятий для подростков должна обеспечить, с одной стороны, формирование стрессоустойчивости, с другой стороны, выполнение возрастных задач развития.

В работе с подростками выделяют следующие основные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление предполагает, прежде всего, умение сделать выбор, принять ответственность за свой выбор, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление обеспечивает формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с окружающими, расширяет диапазон применяемых стресспреодолевающих стратегий.

Основа психологических занятий — это обучение жизненно важным умениям и навыкам, способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. Подростков необходимо познакомить с признаками психологически некомфортных состояний, обучить приемам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса.

Техника проведения профилактических занятий

Оптимальное число участников тренинга — 10-12 подростков. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю. Продолжительность занятия — от 60 до 90 минут, в зависимости от темы. Тренинг рассчитан на работу с подростками 13-15 лет.

Структура занятия.

Занятие тренинга, в зависимости от темы, включает несколько этапов:

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2.  Выяснение знаний и представлений учащихся по новой теме.

3.  Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.

Темы занятий

Количество часов

1

Знакомство

1,5

2

Каков я на самом деле?

1,5

3

Моя индивидуальность.

1,5

4

Я и другие.

1,5

5

Функции чувства.

1,5

6

Уверенное и неуверенное поведение.

1,5

7

Я в своих глазах и в глазах других людей.

1,5

8

Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.

1,5

9

Стресс и способы его преодоления.

1,5

10

Завершающее занятие.

1,5

 

Содержание программы

Занятие 1. Знакомство

Цели : создать благоприятные условия для работы в группе; ознакомить с основными принципами работы психологического тренинга.

1. Дискуссия:

— Что такое группа?

2. Установление правил работы в группе.

3.  Принятие правил. Ведущий обещает выполнять принятые правила и просит каждого участника дать такое же обещание.

4.  Упражнение «Имя и качество» .

5. Упражнение  «Ассоциации».

6. Заключительная дискуссия:

—  Что было важным в сегодняшнем занятии?

—  Что запомнилось?

— Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?

—  Какие выводы из занятия вы сделали для себя?

7. Ритуал прощания.

 

Занятие 2. Каков я на самом деле?

Цель : закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя.

 1. Упражнение «Букет».

2. Упражнение «Немного о себе».

3. Игра «Встреча взглядами».

4. Какой я человек?

5. Упражнение «Я — первый».

6. Заключительная дискуссия:

—  Что было важным в сегодняшнем занятии?

—  Что запомнилось?

— Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?

—  Какие выводы из занятия вы сделали для себя?

7. Ритуал прощания.

 Занятие 3. Моя индивидуальность.

Цель : способность дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия;  учить находить в себе главные индивидуальные способности.

  1.  Упражнение «Пересядьте все те, кто…».
  2. Упражнение  «Ассоциации».
  3. Упражнение «Волшебная рука».
  4. Здравствуй , Я, мой любимый.
  5. Упражнение «Хорошо или плохо».
  6. Дискуссия по упражнению:

— Какую сторону качества — позитивную или негативную легче найти?

— Все ли качества имеют две стороны?

— Есть стопроцентно хорошие качества или, наоборот, плохие?

  1. Мой портрет в лучах солнца.
  2.  Ритуал прощания.

Занятие 4. Я и другие.

Цель: формировать представления о роли общения в жизни участников и необходимости совершенствования навыков общения.

  1. Упражнение «Молекулы».
  2. Упражнение «Тройка».
  3. Точка опоры.
  4. Ролевая игра «Установление контакта».
  5. Проективный рисунок.
  6. Дискуссия по упражнению.

— Что вам показалось сложным?

— Что вы чувствовали?

  1.  Упражнение «Умение вести разговор».
  2. Ритуал прощания.

Занятие 5. Функции чувства.

Цель: формировать представления об эмоциональной сфере личности.

  1. Разминка «Мое настроение».
  2. Упражнение «Спектр чувств».
  3. Дискуссия по упражнению:

— Что вы думаете по поводу списков эмоций?

— У кого больше всего написано эмоций? У кого есть совпадающие эмоции?

— У кого только свои, не повторяющиеся ни у кого эмоции?

— Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

  1. Мозговой штурм «Способы выражения чувств».
  2. Демонстрационная ролевая игра.
  3. Обсуждение:

— Какие приемы были использованы?

—  К каким результатам приведут приведенные способы выражения чувств?

—  Что способствовало достижению взаимопонимания?

— Что снижало взаимопонимание?

—  Что оказалось самым трудным в этом упражнении?

  1.  Упражнение «Карусели»
  2. Ритуал прощания.

Занятие 6.  Уверенное и неуверенное поведение.

Цель: отрабатывать приемы уверенного поведения и содействовать тому, чтобы подростки в любых ситуациях чувствовали уверенность в себе.

1. Упражнение «Воспроизведение».

2.   Упражнение «Мое поведение».

  1.  Обсуждение:

— Какие приемы были использованы?

—  К каким результатам приведут приведенные способы?

  1. Упражнение «Зеркало».
  2.  Упражнение «Город уверенности».
  3. Упражнение «Круг уверенности».
  4. Обсуждение:

— Что вы думаете по поводу уверенного и неуверенного поведения?

— Что оказалось самым трудным в этом упражнении?

— Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

  1. Упражнение «Трон»
  2. Обсуждение:

— Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?

— Как он сам к этому относится?

— Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?

— Кто посадил в кресло  самого себя?

           10. Ритуал прощания.

             

Занятие 7. Я в своих глазах и в глазах других людей.

Цель: активизировать процесс рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание; раскрыть важные качества для эффективного межличностного общения.

1 .  Упражнение «Сигнал».

2. Упражнение «Подарок».

3. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других».

4. Игра «Комиссионный магазин».

5. Дискуссия :

— Что оказалось самым трудным в этом упражнении?

— Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

— От каких качеств  хотелось избавиться?

— Какие качества хотелось приобрести?

6. Упражнение «Приятный разговор».

7. Упражнение «Зеркало».

8. Обсуждение упражнения:

—  Легко или трудно вам было повторять движения?

—  Кому было легко?

—  А в чем были трудности?

10.Ритуал прощания.

 

Занятие 8. Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.

Цель : помочь осознать роль общения в жизни человека; развивать навыки общения со сверстниками.

  1.  Упражнение «Дракон».
  2. Упражнение «Межличностное пространство».
  3. Обсуждение:

—  Легко или трудно вам было выполнять упражнение?

—  Кому было легко?

—  А в чем были трудности?

  1. Беседа «Трудности человека, связанные с общением».
  2. Упражнение «Разговор через стекло».
  3. Дискуссия по упражнению. Сначала вопросы разыгрывавшим сценку:

— Что вы чувствовали? Легко ли было передавать информацию?

— Легко ли было расшифровывать информацию?

— Что удалось? Что не удалось? Почему?  

Вопросы зрителям:

— Какие у вас впечатления? Удалось ли самим расшифровать информацию?

-— Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому?

7. Задание «Правила общения с людьми».

8. Творческое задание «Круг моего общения»

9. Дискуссия:

— Что вы чувствовали когда выполняли задание?

— Что удалось? Что не удалось? Почему?  

—  А в чем были трудности?

10. Ритуал прощания.

Занятие 9. Стресс и способы его преодоления.

Цель: формировать навыки преодоления стресса; формировать навыки оптимального поведения в стрессовых ситуациях.

1. Игра «Солнце и планеты».

2. Дискуссия:

— Когда эмоции проявляются наиболее сильно?

—Что такое стресс?

— Какую функцию он выполняет?

—  В каких ситуациях человек испытывает стресс?

— Стресс — это хорошо или плохо?

—  Как противостоять стрессу?

—  Как вы можете охарактеризовать это явление?

—  Что испытывает человек? Каковы признаки стресса?

—  От чего зависит возникновение и переживание стресса?

3. Мозговой штурм «Проявления стресса».

4. Упражнение «Глубокое дыхание».

5. Упражнение «Консилиум».

6. Обсуждение упражнения:

—  Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

— Какие выводы вы сделали?

— Как вы понимаете постулаты: «Думай позитивно» и «Не делай из мухи слона»?

7. Упражнение «Релаксация».

8. Упражнение «Воображаемое проигрывание».

9. Обсуждение упражнения:

—  Можно ли заранее продумать, что вы будете говорить и как будете себя вести в трудной ситуации?

— Сколько возможных вариантов поведения вы успели придумать?

— Что вам показалось наиболее сложным?

—  Были ли моменты, в которых вы не были уверены в том, что именно следует делать?

  1. Ритуал прощания.

Занятие 10. Завершающее занятие.

Цель: закрепить представление участников о свое уникальности, обогатить сознание позитивными, эмоционально окрашенными образами личности.

  1. Упражнение «Новогодняя елка».
  2. Упражнение «Чемодан».
  3.   Обсуждение:

—  Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжающим?

— Что еще вам хотелось бы взять с собой в дорогу?

  1. Я – это Я.
  2.  Упражнение «Пожелания».
  3.  Обсуждение упражнения:

—  Какие пожелания вам больше всего понравились?

— Какие чувства испытывали?

  1.  Упражнение «Мое будущее».
  2. Упражнение «Коллаж».
  3.  Заключительная дискуссия:

—  Что вам понравилось?

— Чему вы научились в ходе тренинга?

— Какие из приобретенных навыков вам кажутся наиболее важными?

—  Какие навыки вы будете использовать?

  1. Ритуал прощания.

Литература :

  1. Ключников С.Ю. Невидимая броня: теория и практика психологической защиты/- М.: Беловодье, 2002.
  2. Пономаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: в 2 ч. / — М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Практикум по психологии.- СПб.: Лань, 2002г.
  4. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой.- СПб.: Речь, 2002.
  5. Справочник практического психолога /В.Л. Талантов. – СПб.: Сова, 2003.
  6. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Энциклопедия для детей. – Т.18 Человек. —  Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. – М.: Аванта +, 2002.

nsportal.ru

Классный час по теме: Тренинговая программа для подростков «Архитектор моего Я»

Тренинг позитивного общения «Архитектор моего Я»

Цель тренинга: Развитие коммуникативных способностей подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Литература:

Т.Г.Григорьева и др. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск,1999г.

Н.Е.Щуркова. Классное руководство: игровые методики. Москва, 2004г.

Ход тренинга.

Вступительное слово ведущего. Каждый человек в своем развитии проходит определенные стадии: младенчество, детство, подростковый период, молодость, зрелость, старость. Если говорить о подростковом возрасте, то это, на мой взгляд, самый интересный, самый эмоционально насыщенный период вашей жизни. Именно сейчас вы начинаете вглядываться в себя, понимать свои переживания, пытаетесь приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях. В это время человек оказывается перед необходимостью сделать рад важных жизненных выборов, и ему требуются определенные умения в межличностных взаимоотношениях. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникшие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.

        Встречаясь, мы с вами будем учиться общаться, познавать себя. А сегодня давайте начнем со знакомства.

Игра «Знакомство». Необходимо представиться так, как хочешь, чтобы тебя называли.

Упражнение «Инвентаризация». Мы привыкли считать, что работа над собой или самосовершенствование предполагает анализ ошибок и борьбу со своими слабыми сторонами. Однако есть одна не менее (если не более) важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе друга и помощника. У каждого из нас есть сильные стороны, но обнаружить их в себе оказывается порой довольно нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней опорой. Как ни странно большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Давайте попробуем. Каждый член группы расскажет о себе очень коротко – о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему уверенности в себе, доверия  к себе в разных ситуациях.

Игра «Найди по инструкции». Работа в парах. Один партнер закрывает глаза и по инструкции, данной вторым партнером, должен найти спрятанный предмет. Инструкцию можно давать только вербально. Затем партнеры меняются ролями.

Игра  «Найди по описанию».  Один участник выходит за дверь. В группе договариваются, кого будут описывать, составляют описание и выбирают участника, который с этим описанием будет знакомить вышедшего. Затем первый участник входит и по описанию должен узнать, о ком идет речь.

Игра «Настойчивость – сопротивление». Работа в парах. «Настаивающий» выдвигает требование (прийти домой в 10 часов), «сопротивляющийся» выдвигает причину, почему это требование не может быть выполнено. «Настаивающий» должен отвечать  различными убедительными доводами. «Сопротивляющийся» должен найти все возможные доводы, поддерживающие ответ «нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение закончено, если «сопротивляющийся» скажет: «Ты меня убедил», или «настаивающий»: «Мне надоело тебя убеждать». Смена ролей. Возможные варианты требований: — должен учить уроки, должен помогать родителям, хорошо вести себя, должен наводить порядок в своей комнате.

Игра «Три королевства». Данная игра строится на основе трех ключевых категорий культурологи: «культура», «дикость», «варварство» (по необходимости вводится категория «вандализм», но тогда игра имеет название «Четыре королевства»).

        Фабула игры: три короля, сидя на троне, наблюдают поведение человека и, мысленно оценивая уровень поведенческих форм, приглашают человека войти в то или иное царство, заявляя: «Ты гражданин моего королевства».

        Разумеется, поведение играющего предполагается, оно выстраивается умозрительным порядком, когда ведущий описывает ситуацию и предлагает довести ее до логического конца. Например:

  1. Собака не доела, а я был очень голоден, и…
  2. Учитель на меня накричал, тогда я…
  3. Прохожий толкнул теня, я, конечно…
  4. Угостили пирогом, но он оказался невкусным, я…
  5. Хотел пойти в цирк, но мама сказала, что нет денег, и я…
  6. Утром надо вернуть книгу, а я не успел дочитать, поэтому…

Рефлексия начинается с высказываний «королей»: что они думают и как себя чувствуют, приняв в королевство новых граждан? А далее поочередно свое мнение высказывают все участники игры, сделав акцент на причинах «дикости» и «варварства» в нашем поведении.

Игра «Да – нет – может быть». Ведущий произносит любое суждение для всей группы присутствующих. Тут же играющие откликаются на эти суждения: если они хотят согласиться с высказанным, то направляются в ту сторону, где написано слово: «Да»; в том случае, если кто-то не может согласится с выдвинутым суждением, этот кто-то идет в сторону слова «Нет»; а те, кто хотел бы сказать в ответ на суждение «Может быть», занимают указанное место где посредине.

        После того, как играющие произвели выбор позиции, можно выслушать мнения избравших позицию, аргументы в пользу суждения или контраргументы против суждения. А затем еще раз предложить участникам продумать свой выбор и сменить позицию, если они изменили свое суждение.

Примерный вариант суждений для оценочной реакции играющих:

  1. Нет прекраснее на земле существа, чем человек.
  2. Самое страшное существо на земле – человек.
  3. Главное в этой жизни  — иметь деньги.
  4. Главное в этой жизни – быть верным себе.
  5. Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоевывать.
  6. Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом.
  7. Счастливый глух к несчастьям другого.
  8. Счастливые – самые добрые к окружающим.

Рефлексия

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *