Осенние работы в саду и огороде в сентябре, октябре и ноябре
Время окончания теплого и начала холодного сезона считается одним из горячих периодов в жизни дачников, поскольку осенью особо активно ведутся работы в саду и огороде. Особое внимание обращается на сбор урожая, подведение итогов дачного сезона, а также на подготовку к зимнему.
Весь обширный перечень работ в саду и огороде условно делится на периоды, и для каждого из месяцев — сентября, октября и ноября, определяется тот или иной список задач. Эти виды деятельности осенью имеют много схожего с весенними, но основной акцент сейчас делается на подготовку растений к зиме, а также на проведение уборочных работ на приусадебном участке. Для каждого осеннего месяца, как впрочем и летнего, предназначено выполнение тех или иных мероприятий, и важным является не упустить сроки, благоприятные для их проведения. Какие же работы в саду и огороде выполняются в сентябре, октябре и ноябре?
Краткое содержание
Садово-огородные работы в сентябре
По сравнению с летними месяцами день становится намного короче и заметно снижается температура воздуха. Основными видами работ в этот период являются:
Санитарная уборка
Первым делом необходимо приступить к удалению сорняков, произрастающих на участке, а также избавиться от сухой растительности и листвы. Не стоит пренебрегать уборкой опавших плодов, поскольку именно они являются жилищем для многих вредителей, которые с наступлением первого тепла приступят к увеличению своей популяции. Все собранные сухие листья, а также больные ветви должны быть уничтожены, либо вывезены за пределы дачного участка.
Сентябрь считается благоприятным периодом для обрезания и пересадки многолетних растений, поскольку земля хорошо насыщена влагой и теплом, да и времени для хорошего укоренения остается предостаточно до появления первых заморозков. Помимо этого, производят посадку и луковичных растений, таких как нарциссы, лилии и крокусы. Именно в этот период производят посадку хвойных и лиственных деревьев и кустарников, а также малины, крыжовника и ежевики.
В некоторых регионах начало осени является благоприятным периодом для засевания газонов, однако делать это нужно с осторожностью. Ведь осенняя погода является довольно обманчивой и на смену теплым и влажным денькам могут прийти заморозки, и в этом случае все работу придется начинать с нуля.
Подготовка огорода
В сентябре проводят активный сбор урожая на огороде. Начало месяца является благоприятным периодом для выкапывания картофеля и таких корнеплодов, как морковь и свекла, а в конце месяца рекомендуется приступать к сбору тыквы, кабачков и капусты.
Не стоит забывать и об удобрении почвы. Многие дачники отдают предпочтение компосту, который является натуральным удобрением, другие выбирают органические в виде навоза, перегноя либо торфа. Поскольку азотные удобрения оказывают стимулирующее действие на рост растений, то от них стоит отказаться.
Уделяем время деревьям и кустарникам
Конец месяца является благоприятным временем для посадки молодых саженцев, правда, идеальным периодом для теплолюбивых растений является всё-таки весна. Стоит уделить внимание заготовке и посадке черенков смородины. Подготовка кустарников к зиме состоит из трех этапов: срезание старых ветвей, внесение подкормки и процедура окучивания.
Улучшить движение воздуха, а также доступ кислорода к корневой системе, можно путем проведения рыхления почвы вокруг дерева. Обработку земли вокруг кустарников рекомендуется проводить с учетом индивидуальных особенностей того или иного растения. Например, смородина положительно относиться к глубокому рыхлению почвы, а малине нравится рыхление лишь поверхностного слоя почвы.
Немаловажное значение занимает побелка сада, которая считается завершительным этапом в подготовке деревьев и кустарников к зимнему сезону. Многие дачники считают побелку лишь способом уберечь растения от садовых вредителей, и поэтому производить ее следует только весной. Однако, это мнение является ошибочным, поскольку побеленные деревья становятся менее восприимчивыми к сильным морозам, приходящимся на макушку зимы.
Чему ещё стоит уделить внимание в этом месяце?
- Газон подвергается стрижке и причесыванию с помощью веерных граблей. Для улучшения почвенного дренажа проводится процедура прокалывания газона обычными вилами.
- Размещенные на территории дачного участка искусственные водоемы небольших размеров нуждаются в осушении. Все оборудование и растительность помещается на хранение в специальное помещение. Не стоит забывать и о чистке водоемов, а также удаление различного мусора.
- Сентябрь является периодом активного сбора урожая, поэтому помещение, предназначенное для хранения овощей и фруктов, должно пройти процедуру дезинфекции с использование растров соды или формалина. Это поможет предотвратить заражение плодов плесневелым грибком, а также увеличит срок их хранения.
- Ведется активная работа по ловле и уничтожению вредителей сада, поскольку некоторые из них именно в этот период начинают откладывать яйца на стволах деревьев.
- В теплице необходимо снять верхний слой почвы, поскольку именно он является хорошим местом для зимовки вредителей сада и огорода. Собранная земля смешивается с компостом и засыпается в компостную яму.
- Для того чтобы предотвратить разрастание корневой системы малины и облепихи в стороны, производят вкапывание в землю шифера либо рубероида, сложенного в несколько слоев.
- В начале месяца для повышения урожая в будущем году производят подрезание листьев клубники и земляники, а также подкармливают их органическими удобрениями.
Осенние работы в октябре
Дачные участки, расположенные в непосредственной близости к мегаполису, еще чувствуют дыхание тепла, что объясняется воздействием «парникового» эффекта. Более отдаленные территории все глубже и глубже погружаются во власть природных условий. Октябрь является средним осенним месяцем, для которого характерен процесс обильного листопада и полное завершение дачного сезона для более холодных регионов.
Необходимое внимание к деревьям и кустарникам
Второй месяц осени является подходящим периодом для посадки молодых саженцев и обновления плодового сада. В случае возникновения необходимости произвести пересадку взрослых деревьев, приходиться дожидаться полного опадания их листвы и только после этого приступать к работе.
В октябре занимаются пересадкой плодовых кустарников на постоянное место обитания, а также начинают подготовку деревьев к зимнему сезону. Для этого производят тщательное рыхление околоствольных кругов, а затем после тщательного полива делают утепление почвы с помощью сухих листьев, травы или навоза.
До конца октября рекомендуется произвести посадку деревьев и кустарников, имеющих отрытую корневую систему, поскольку более позднее время подходит лишь для высадки растений с закрытыми корнями. Обрезание больных, сухих веток и веток, не отличающихся обилием урожая, необходимо закончить до наступления первых заморозков. В октябре продолжаются работы по формированию кроны деревьев и кустарников и прекращаются они с наступлением минусовых температур.
Подготовка цветов и луковиц
В конце октября все посадки луковичных растений нуждаются в проведении мульчирования торфом либо перегноем, что позволит им благоприятно пережить холодный период года. До середины месяца необходимо выкопать гладиолусы, георгины и бегонии для того, чтобы переместить их на зимовку в специальное помещение. Проводить такие работы рекомендуется при плюсовой температуре воздуха в солнечную и ясную погоду.
Не стоит забывать и о подготовке многолетних растений, которые остаются зимовать в земле. Важно обратить внимание на состояние листьев: отмершую и болезненную листву необходимо обрезать и сжечь. Для улучшения состояния почвы, землю вокруг цветов следует взрыхлить и внести необходимую порцию удобрения.
Можно приступать к посадке однолетних растений, таких как астра, календула, мак и васильки, учитывая при этом состояние погоды. Производить посевы семян на зиму необходимо в холодную погоду при первых признаках промерзания почвы, чтобы они, попав в земляном ком, погрузились в спячку. Теплая и солнечная погода может спровоцировать рост растения еще в этом сезоне, что приведет к его гибели.
В октябре приступают к подготовке клумб для весенних посадок, которая включает в себя рыхление почвы, уничтожение сорняков и выравнивание поверхностного слоя грунта. Заниматься засеванием газона в этом месяце уже поздно, так как неожиданные заморозки могут вызвать гибель молодых ростков.
Огородные хлопоты
Из всего многообразия культур, растущих на огороде, самым холодоустойчивым является салат, который способен спокойно сидеть на грядке до наступления зимы и появления снега. После наступления первых заморозков производиться срезание его зеленых побегов и укутывание его любым нетканым материалом. На зимовку в открытом грунте остается и лук-порей, который чувствует себя комфортно все зиму в слое компоста или опилок.
Оставшаяся от сбора урожая ботва картофеля, помидоров и огурцов должна быть собрана и уничтожена. Остатки таких овощных культур являются ядовитыми, поэтому не стоит использовать их для компоста, а также закапывать в землю для гниения.
В конце октября рекомендуется приступать к посадкам укропа, салата, шпината и редиса. Идеальными погодными условиями для этого процесса станет холодная осенняя погода, но без сильного промерзания почвы. Если же на земле появился легкая корочка льда, то это абсолютно не страшно, такая почва вполне пригодна для высева семян.
После полной уборки участков от урожая выполняют перекапывание огорода, которое отличается от выполнения такого типа работы весной. Осенью не стоит разбивать большие комки земли во время перекопки, как это делают перед подготовкой почвы к посадке овощных культур. Это объясняется тем, что в земле скапливается большое количество личинок вредителей огорода, которые разместились там для зимней спячки. Комья больших размеров промерзают гораздо лучше, чем мелкие, что приводит к гибели вредных насекомых.
Окончательная чистка пруда
Занимаясь подготовкой пруда к зиме, стоит заняться обрезанием подводных растений-оксигенаторов, обогащающих воду кислородом, а также темных прибрежных растений. Работать следует так, чтобы стебли выступали над водой на несколько сантиметров, что позволит поступать кислороду в воду во время замерзания пруда, а также выводить на поверхность вредные и ядовитые вещества из глубины пруда. Завершить очистку пруда необходимо удалением цветков и листьев кувшинок, а также переносом в дом неморозостойких водных растений.
Что ещё делаем в эту пору на участке
- Продолжается работа по наведению порядка в саду и огороде;
- производится пересадка деревьев и кустарников, которые уже полностью сбросили свою листву;
- в огороде ведется подготовка почвенного грунта для предстоящих весенних посадок. Она включает в себя внесение калийных и фосфорных удобрений, а также навоза и золы. Для повышения степени защиты грунта и лучшего прогревания его в начале весны используется укрытие готовых гряд черной пленкой;
- при наличии на участке почвы с повышенной кислотностью производят известкование мелом или известкой.
Окончательные работы на зиму в саду и огороде в ноябре
Ноябрь является последним месяцем осени, окончательно закрывающим дачный сезон. Этот месяц отличается своей серостью, хмуростью, большим количеством осадков и появлением первого постоянного снега в конце месяца. Малая продолжительность дня, холодная погода все больше напоминает о том, что дачный сезон подходит к своему завершению. Однако, даже сейчас для настоящего садовода найдется множество видов деятельности в саду и огороде.
Уход за деревьями и кустарниками
Для плодовых деревьев и ягодных кустарников характерно состояние глубокого покоя, а холодная погода способствует естественному закаливанию растений. Молодые саженцы сбросили с себя пожелтевшую листву и избавились от плодов, и именно сейчас черенки представляют собой настоящую кладовую жизненной энергии растения, которая активно проявит себя при пробуждении природы весной.
Подходящей температурой для хранения черенков считается от минус 2 до + 4 градусов, что довольно проблематично обеспечить в домашних условиях (но вполне возможно в подвале гаража). Существуют несколько способов по хранению черенков, самыми распространенными из которых являются:
- Черенки размещаются под снежным покровом и хранятся там на протяжении всей зимы. Однако, этот способ не совсем надежный, поскольку зимы в последнее время отличаются малым количеством снега и своей непредсказуемостью;
- для хранения можно использовать холодное помещение, например, подвал. Такой способ подходит не для всех растений и ранние оттепели, согревающие дом с подвалом, могут спровоцировать пробуждение черенков раньше положенного времени;
- при небольшой численности черенков можно использовать холодильник как камеру хранения.
В последние годы отмечается затяжная осень с обилием дождей, что снижает устойчивость растений к воздействию холодной погоды, поэтому важно проводить их утепление на зиму. На голых от листьев ветвях можно увидеть гнезда кольчатого и непарного шелкопряда, боярышницы и златогузки, которые непременно нужно снять и уничтожить.
Ноябрь является благоприятным временем для проведения санитарной обрезки больных деревьев, а также пораженных большим количеством вредителей, и зачистки стволов. Опавшие листья и пораженные заболеваниями плоды необходимо убрать с участка и обработать стволы деревьев. В ноябре заканчивается побелка стволов деревьев известковым раствором, а также производиться обвязка штамбов и скелетных ветвей с использованием еловых лапок, ветвей вишни и сливы. Если ожидается морозная зима, то стоит позаботиться о малине: побеги связывают друг с другом и пригибают к земле. Под плотным снежным покровом растение сможет благополучно пережить зиму.
Стоит позаботиться о защите зимнего сада от зайцев и грызунов, выбирающих себе в качестве жилища места с большим скоплением мусора, веток, соломы и навоза. Обычно стволы деревьев обматывают старой газетой, поверх которой укладывают слой рубероида, клеенки либо плотной ткани и присыпают образовавшуюся конструкцию землей.
Завершается посадка таких культур, как боярышник, рябина и калина, саженцы которых помещаются в предварительно удобренную яму, засыпаются землей и поливаются нужным количеством воды.
Что делаем в огороде
В ноябре в южных регионах проводится завершающий сбор выращенного урожая, а также производится перекопка свободной от посадок почвы. Эту работу необходимо завершить до первого снега, иначе в почву проникнет обильное количество влаги, которая будет испаряться весной в течение долгого времени.
Несмотря на подмороженную почву, в ноябре в огороде производят посадки различных овощных культур. Холодная погода не даст семенам прорасти, а за время зимы под покровом снега у них появится возможность закалиться и прорасти в полную силу с появлением первого весеннего тепла. Овощные культуры, которые остаются на зиму в открытом грунте, следует укрыть торфом, перегноем либо засыпать опавшими листьями. Производиться посадка таких культур, как лук, петрушка, салат, укроп, пекинская капуста и другие виды овощных культур.
Следует закончить подготовку семян к предстоящему посевному дачному сезону, которые получают из предварительно срезанных и просушенных семенников свёклы, моркови и других овощей. При необходимости они тщательно обмолачиваются, а образовавшиеся семена просеиваются и расфасовываются по пакетикам. Завершается заготовка минеральных удобрений к весеннему сезону, а также необходимо перелопатить компост и добавить в него при необходимости воды или навозной жижи.
Готовим цветник к зиме
В ноябре проводится завершающая подготовка цветника и его обитателей к предстоящей зиме. Производится обрезка многолетних растений до высоты 15-20 см, которая позволит удерживать снег на них в период зимы. Проводится уборка цветника от больных растительных остатков, а сухие и здоровые используются для укрывания таких цветочных растений, как розы, клематис, жимолость-каприфоль и других. Старые посадки многолетников необходимо полить минеральными удобрениями, а молодые укрыть торфом или перегноем, что позволит им благоприятно пережить холодную зиму и не вымерзнуть.
Клубни таких растений, как гладиолусы, георгины, а также корневище канн пересматриваются, больные отбраковываются, здоровые же помещаются на хранение. Для сохранности клубней бегонии производят их очистку от земли, затем хорошо просушивают и укладывают в полиэтиленовый пакет с перфорацией, который помещается во влажный песок, торф или опилки.
Ведется работа по утеплению плетистых роз, которые являются теплолюбивым растением и мало приспособлены к жизни в холодных условиях. До наступления первых холодов их побеги необходимо прижать к земле с помощью шпилек, окучить их торфом или перегноем, и укрыть лапками хвойных деревьев.
Последние в этом году заботы о водоеме
Ноябрь уже не радует ясной и солнечной погодой, но выпадает такая удача, то стоит заняться прореживанием разросшихся растений в водном цветнике. Необходимо срезать у основания плавающие растения с помощью специальных ножниц и удалить его из водоема. Производить эту процедуру необходимо при условии, что они занимают большую поверхность водоема, что может привести к формированию непролазных зарослей.
Из воды удаляются все водоросли, а также опавшие листья. В искусственных водоемах не нужно сливать воду до полного опустошения, можно лишь сделать площадь зеркала чуть меньше. Пластиковые бутылки, наполненные водой и погруженные на дно водоема, помогут сохранить форму ложа водоема и не деформироваться. Водоемы с рыбой ни в коем случае не осушаются, рыбы в них лишь погружаются в зимнюю спячку. В южных регионах при достаточно теплой воде и почве можно заняться посадкой новых растений в прибрежной зоне.
sotkiradosti.ru
Что делают люди осенью | Ясное Солнышко
Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!
Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему «Осень». А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.
Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.
Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.
На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай с огородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.
Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.
Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют, замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.
А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.
А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в ней погибнет больше вредных насекомых и сорных растений.
А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.
Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.
Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.
А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы можете здесь.
С Уважением.
Елена Медведева.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
yasno-solnishko.ru
Работы в саду и огороде в сентябре, октябре и ноябре
С приходом прекрасной осенней поры дачный сезон потихоньку подходит к своему завершению. Тем не менее, золотой осенью еще следует потрудиться. Комплекс садово-огородных работ в этот период несложен, но весьма обширен: хозяева собирают дары урожая, высаживают саженцы, а также готовят почву, деревья и весь приусадебный участок к зимнему отдыху.
Сентябрь
Сад
Середина сентября – это основное время для сбора большинства сортов фруктов. При этом старайтесь не допускать перезревания урожая, иначе плоды будут хуже храниться, а при сильном ветре могут сорваться и испортиться.
Степень зрелости яблок или груш удобно определить, изучив семечки внутри плода. Если они белые – фрукты срывать рано, если окрас светло-коричневый – в самый раз, если оттенок семян темно-коричневый — плоды уже переспели. Чтобы легко снять фрукты, не тяните их, а чуть подтолкните вверх, одновременно закручивая вокруг своей оси.
После 15-20 сентября начинайте обрезку растений, удалите поврежденные и больные веточки. Осенью обычно делают санитарную обрезку, она должна быть не такой интенсивной, как весной. Параллельно подгребите остатки и приступайте к закладке компоста из листьев здоровых деревьев.
В этом месяце размножьте летнецветущие растения отводом или делением на новые отростки. А с конца сентября можно заняться посадкой молодых саженцев – внесите под них питательную смесь, хорошо полейте и замульчируйте.
При необходимости, подготовьте ямки или траншеи для весенних посадок. Их желательно обложить шифером, чтобы корни не мешали соседним кустарникам.
Пока нет заморозка, подкормите плодово-ягодные деревья фосфорными и калийными препаратами, затем разрыхлите приствольные круги. Азот осенью вносить нельзя.
Вам будет интересно — уход за плодовым садом
Со второй половины сентября можно удобрить плодовые деревья золой (для взрослых экземпляров до 2 кг под ствол, раз в несколько лет). Для этого по контуру приствольного круга сделайте канавку, засыпьте туда золу, затем заделайте все землей.
Если у вас растет земляника, то следует подрезать ее листики, а затем подкормить жидким навозом или комплексным удобрением.
Для клумбы сентябрь – это
При наличии не сливного искусственного пруда накройте его от падающих листьев. Также поухаживайте за зеленым газоном: внесите осеннюю подкормку, сделайте аэрацию, подровняйте границы, заложите новую лужайку и т.д.
Огород
В сентябре соберите семена всех нужных вам огородных растений. Кроме этого, в начале месяца для овощей можно соорудить временные укрытия из пленки – это продлит период плодоношения и защитит растения от заморозков. Но сильно затягивать с уборкой урожая не стоит.
Заранее очистите или оборудуйте место, куда вы будете свозить овощи на сортировку или на хранение. Проведите общую дезинфекцию хранилища, например, содовым или формалиновым раствором, просушите все, проверьте вытяжку. В погребе или подвале соорудите дощатый настил, сделайте перегородки, полки и пр.
Уборку картофеля начинают после высыхания ботвы. В любом случае «второй хлеб» желательно выкопать до начала сезона дождей. Если земля во время уборки все-таки оказалась влажной, картошку следует разворошить и пару часов просушить на свежем воздухе. Перебирать картофель лучше в сарае или пристройке и как можно быстрее, чтобы сразу спрятать в прохладное темное место. Если пока нет такой возможности, овощи следует временно прикрыть мешковиной или ботвой.
Что касается поздних томатов, то снимайте их до наступления ночных холодов. Уже при температуре +4…+5С кожица помидоров может лопнуть или слегка отвердеть. Помидоры просушите и сложите в деревянные или капроновые ящички, только не сильно прижимайте их друг к другу.
После снятия томатов удалите с корнем кустики, затем вынесите их подальше или хотя бы сожгите. Это же касается и ботвы картофеля. Остатки пасленовых культур не рекомендуется разбрасывать на зиму по огороду или закладывают в компост – они могут быть поражены
Капусту среди основных овощей обычно убирают позже, так как она легче всех переносит заморозки. А чтобы уберечь кочаны от растрескивания в дождливую погоду, слегка надорвите их корни, чуть вытянув из земли.
- Совет: Наиболее подходящий день для проведения работ в саду и огороде выбирайте по Лунному календарю.
Октябрь
Работы в саду
В октябре продолжайте санитарную обрезку деревьев и кустарников. Очистите стволы и скелетные ветки деревья от поврежденной коры, мха, лишайника. Побелите деревца, чтобы уберечь их от мороза, солнечных ожогов и жучков. В извёстку можно добавить немножко костного клея и красной глины – это предохранит побелку от смыва при длительных дождях. Дупла обработайте садовым варом.
В октябре следует заранее установить опоры, каркасы, сделать подвязки
. Малину, плетистые розы или виноградную лозу до наступления заморозков следует пригнуть, привязав к колышкам или к раме, а вот укрыть их лучше позже, уже по первому морозу.Для защиты от грызунов оберните и подвяжите к нижней части стволов садовых деревьев рубероид или специальную сетку. Особенно это важно для молодых растений.
До середины октября продолжайте размножать и пересаживать молодые деревья (при условии, что они уже сбросили листья) или высаживать на постоянное место саженцы малины, смородины, ежевики, крыжовника или жимолости.
Если у вас есть гладиолусы, канны или георгины – самое время их выкопать и отправить на хранение в погреб в таре с сухим песком или опилками. Также в октябре посадите луковицы однолетников, которые будут цвести летом (лилейник, аллиум, монтбреция, лилия и пр.).
После всех работ соберите и выбросьте крупный мусор и ветки. Гнилые и опавшие плоды, листья больных растений нужно обязательно вынести подальше или сжечь. Листву здоровых деревьев снова сгребите и перенесите в компостную кучу, хорошо все утрамбуйте.
Наконец, в октябре почистите водостоки в доме, занесите в пристройку летнюю садовую мебель, подметите садовую дорожку, утеплите дымоход и пр.
Работы на огороде
В первой половине октября выкопайте оставшиеся корнеплоды: морковку, свеклу, редьку и пр.
При наличии теплицы подготовьте ее к зиме: проверьте все элементы, очистите, сделайте дезинфекцию хлорной известью (300 г/10 л.).
Также окончательно уберите огород на открытом грунте.
Если грядки небольшие, их можно на зиму вскопать. При необходимости, внесите удобрения под весеннюю посадку. Грунт можно прикрыть темной пленкой, чтобы земля быстрее прогрелась и меньше засорялась сорняками.
Ближе к концу октября или даже в начале ноября, за 3 недели до первых морозов и при постоянной температуре около +5С, приступайте к посадке тюльпанов и подзимних культур
(морковь, озимый чеснок, щавель, лук, салат, сельдерей, укроп и др.). Высаживайте их чуть больше от плана, так как часть семян может погибнуть.Ноябрь
Сад
Перед первыми заморозками присыпьте приствольные круги деревьев торфом или подсушенным компостом слоем в 4-7 см.
При появлении первых устойчивых морозов укройте теплолюбивые растения укрывным материалом – лапником, агроволокном и пр. Не забудьте, что соорудить каркасы или пригнуть ветки нужно загодя, в октябре, еще при плюсовой температуре.
Сделайте 1-2 удобные кормушки для птиц и после выпадения снега начинайте потихоньку их подкармливать. Это доброе дело, к тому же пернатые друзья всегда помогут вашему саду избавиться от вредителей.
Огород
Грядки с растениями подзимнего сева мульчируйте торфом, компостом, соломой или листьями. Сделать это нужно, пока не выпал первый снег.
Переберите семенной материал, рассортируйте его, разложите по мешочкам или бумажным пакетам. Семена должны быть полностью сухими и храниться в темном и прохладном месте.
Компостную кучу можно обтянуть пленкой, чтобы в ней не завелись полевки. При герметизации там образуется сильный запах разложения, мыши его не любят. А после первого снега проверьте, нет ли поблизости от деревьев мышиных следов. При обнаружении «нарушителей» в норы следует заложить яд или принять другие меры по защите от грызунов.
В завершение приведите в порядок и спрячьте на хранение ваш садовый инвентарь.
На этом осенние хозяйственные работы на даче завершены. Теперь все растения и земля могут спокойно зимовать, дожидаясь теплых и солнечных весенних дней.
А к Новому году можно залить ледовый каток га радость детям и взрослым!
Николай Прилуцкий, © zakustom.ru
zakustom.ru
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы) | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Вторник | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Утро | Утренняя гимнастика. Утренние беседы с детьми : «Осень. Что ты о ней знаешь?». Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени | Практическое упражнение «Шаг за шагом» Цель: помочь детям освоить алгоритм выполнения действий при пожаре, способствовать автоматизации соответствующих действий; учить набирать номера экстренных служб, сообщать необходимую информацию, называть домашний адрес.
| «Универсальное лото» Цель: закрепление ориентировки а листе бумаги, вправо- лево, верх- низ, центр. : | Поддерживание порядка в группе. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. Предоставить детям возможность самостоятельного выбора игры с целью более близкого взаимодействия друг с другом. | |
Непосредственно образовательная деятельность | ОО «Познавательное развитие» ФЭМП: | ||||
Чтение художественной литературы: Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». Слушание фрагмента произведений А. Глазунова, П. Чайковского «Времена года» Цель: Воспитывать чуткость к художественному слову. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихов. Уметь внимательно слушать музыкальный фрагмент, включить воображение, вспомнить образы, связанные с осенью, описывать их, используя образные выражения, | |||||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование: « Ветка рябины» Цель: Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать ветку на листе бумаги. Воспитывать умение замечать красоту созданного изображения.
| |||||
Прогулка | Наблюдение за погодой. Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе. П/игра: «Веселое соревнование», «Гуси-гуси». Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту | Игровое упражнение «Пройди по дорожке». Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади. | «Как песок может стать опасным». Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову. | Заготовка листьев для аппликации Познакомить с правилами засушивания листьев. Закреплять знание названий деревьев. Самостоятельная двигательная активность детей на участке. | |
Работа перед сном | Культурно – гигиенические навыки: «Посмотри на себя и на товарища, все ли в порядке? (Формирование умения следить за внешним видом). Рассматривание иллюстраций о природных явлениях осенью. Цель: Обобщить представления о характерных признаках осени и особенностях их проявления. | ||||
Вечер | Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. Хождение по массажным дорожкам. С/р игра: «Магазин (овощи, фрукты)». Цель: формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах; обучение умению речевого общения в модельной ситуации; закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в разных магазинах; обучение детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке. | Чтение с последующей драматизацией: Ю.Тувим «Овощи». Цель: учить рассказывать по ролям, упражнять в выразительном чтении наизусть. | Исследовательская деятельность: «Почему листья опадают». Цель: Расширять знания о растениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | Разместить самые разнообразные художественные и природные материалы: засушенные листья, листы тонированной бумаги для коллажа на тему «Осенние мотивы», условия для рисования листьев по шаблонам, раскраски, трафареты, на осеннюю тематику Деятельность в различных центрах по интересам детей | |
Прогулка | Беседа-наблюдение «Осенняя пора» Цели: формировать у детей представления об изменениях в природе, учить различать и характеризовать приметы золотой осени. Подвижные игры: «Догони свою пару». Цель: учить детей выполнять движения по сигналу воспитателя, чётко ориентироваться при нахождении своей пары. «Найдём листок». Цель: продолжать формировать умение быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. |
nsportal.ru
Разработка по воспитательной работе на тему Осень золотая
осень золотая
Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев и кустарников рощи, повторить приметы осенних месяцев, осени.
Оформление: на центральной стене – панно: осенние листья, гроздья рябины. На столике – выставка даров осени – овощи и фрукты.
Ход занятия
I. Поэтическая минута. (Слайд 1)
Ведущая.В свой шатер, волшебный
И прекрасный,
Осень нас на праздник позвала,
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.
Сегодня у нас праздник осени, праздник листопада. Мы
с вами почитаем стихи, споем песни об этом чудесном времени года.
1-й учащийся. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
2-й учащийся. Утром мы во дворе идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
3-й учащийся. Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит, должно быть, это
Улетает наше лето. (Слайд2)
4-й учащийся. Осень!..
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются — там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.(А.Толстой)
5-й учащийся. Ласточки пропали,
Вчера зарёй
Все грачи летал
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.(А.Фет)
6-й учащийся. Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.(А.Пушкин)
7-й учащийся. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.(И.Бунин)
.
Ведущая.Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила,
Пожелтел орешник,
Заалели клены
В пурпуре осеннем
Только дуб зеленый.
Улетают птицы –
Не жалейте лета!
Посмотрите – роща
Золотого цвета.
II. Игровые задания.
И г р а «Угадай, чей листок». (Ведущая предлагает вспомнить названия деревьев и кустарников, показывая листья, собранные и засушенные.) (Слайд 3)
Ведущая. Осень – пора сбора урожая.
В садах, огородах кипит работа (ведущая беседует о работах в саду-огороде).
Ведущая обращает внимание на выставку фруктов и овощей, загадывает загадки: (Слайд 4)
1. Из норы за холку пышную
Я тяну лисицу рыжую.
Но не хитрую плутовку,
А хрустящую морковку.
2. А на этой грядке.
Выросли загадки,
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени – краснеют. (Помидоры.) (Слайд 5)
3. А на этой
Грядке –
Горькие загадки.
Тридцать три одежки,
Кто их раздевает –
Слезы проливает. (лук)
4. Осень улицей спешит,
Красит все, не ленится,
Под колёсами шуршит
Жёлтая метелица.( Сентябрь)
5. Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
6 Все присмирело, съёжилось,
Поникло, облетело,
Лишь ёлочка пригожая
К зиме прихорошела. (Ноябрь)
II. Беседа о бережном отношении к хлебу.
Ведущая. Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб – наше главное богатство.(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)
Девочка (в русском костюме).
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Ведущая. Но не сразу зерна стали
Хлебом тем, что на земле.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущая. Кто из вас ребята знает пословицы о хлебе? (Слайд 6)
И обед нам не обед…
(если к супу хлеба нет).
Без соли, без хлеба…
(худая беседа).
Хлеба ни куска…
(так и в горнице тоска).
Хлеба нет…
(и корочки в честь).
Даже каша…
(с хлебом краше).
Сей хлеб: не спи будешь жать -…
(некогда будет дремать)
Ведущая. Осень богата погодными сюрпризами, но она часто дает подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Какие осенние приметы вам знакомы? (Слайд 7)
Облака идут низко — …
(ожидай стужи).
Если первый снег упадет на мокрую землю —
… (он растает).
Гром в сентябре — …
(к теплой осени).
Много рябины — …
(к дождливой осени).
Облака редкие —
(будет ясно и холодно).
Если орехов много, а грибов нет —
(зима будет снежная и суровая).
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают»,
будет стоять хорошая осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало,
оттепель его сгонит.
Если осенью березы желтеют с верхушки,
следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Ведущая. Начало осени считается грибной порой.
Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзинку взял с собой.
Я заглядывал под кочки,
Под березовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?
Зря искал их подосиной
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал.
Ведущая. Проверим наши знания о грибах. Назовите, какие грибы я вам показываю. (Ведущий показывает рисунки грибов.)
Ходят в рыженьких беретах –
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются …(Лисички)
На пеньках растут в лесу,
как веснушки на носу. (Опята)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке
Он с красною шляпкой,
На шляпки горошки. (Мухомор) (Бледная поганка)
Ведущая. Выберите правильный ответ на вопрос: как нужно поступать в лесу с ядовитыми грибами и со старыми грибами? (Затаптывать, срывать и выкидывать, беречь.)
IV. Инсценировка «Осенние встречи в лесу».
Ведущая. Осень – хлопотливая пора и у зверюшек, они готовятся зимовать.
А вот и белка, и зайчишка,
Колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень.
Заяц. Пора мне, зайчику,
Линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Белка. А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу.
На зиму делаю запас,
Мне очень холодно сейчас.
Медведь. В берлогу скоро лягу спать,
За осенью – зима опять.
Пусть мне во сне
Приснится мед.
Проснусь, когда весна
Придет.
Еж. Я тоже буду спать,
Как мишка.
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это.
Устал я – выбился из сил.
Сучков себе я принесу.
Квартиру сделаю в лесу.
Ведущая. Ну что ж, старайтесь,
В добрый час,
Мы очень рады видеть вас.
IV. Итог.
Ведущая. Спасибо, милые зверята! На этом занятие наше заканчивается. Мы вспомнили осенние приметы, пели песни, читали стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина в любое время года, а осенью – особенно!
4-й учащийся. Осень!..
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются — там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.(А.Толстой)
5-й учащийся. Ласточки пропали,
Вечером с зарёй
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.(А.Фет)
6-й учащийся. Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.(А.Пушкин)
7-й учащийся. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.(И.Бунин)
infourok.ru
День недели | Режимные моменты | Реализация содержания в формах работы с детьми | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Групповая/подгрупповая | Индивидуальная | В Т О Р Н И К 13.10.2015г. | Утро НОД Прогулка II половина дня Вечерняя прогулка | Приём детей. Ситуативное общение на тему «Что видел ребёнок по дороге в детский сад» (природные, сезонные и погодные изменения). Развивать активную разговорную речь детей, коммуникативные навыки, умение излагать свои мысли последовательно, интересно для окружающих. Дидактическая игра «Запасы зверей» — совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность. Двигательные упражнения (утренняя гимнастика) Познавательно — исследовательская деятельность. Математика и сенсорное развитие) Тема: « Закрепление счёта до 4 и цифры 4 » Задачи:
Музыкальная деятельность (по плану педагога) Наблюдение за берёзой. Цели: продолжать знакомить с берёзой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. Подвести детей к берёзе для беседы: — Какое это дерево? — Покажите ствол берёзы. Какой он — толстый или тонкий? — Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета? — Какие изменения произошли с берёзой? — Куда подевались листочки с дерева? — Кто их срывает? — Какое время года сейчас? — Что происходит с деревом осенью? Подвижная игра: «Перейди речку» — упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком. Бодрящая гимнастика после сна. Ходьба по массажным коврикам и «дорожкам здоровья». Учить одеваться после сна самостоятельно, оказывать друг другу помощь. Игровая ситуация «Куклы проснулись и одеваются». Рассматривание в книжном уголке иллюстрация «Природа родного края» Наблюдение за погодой. Обратить внимание детей на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность Прочесть стихотворение: В октябре, в октябре Частый дождик во дворе. На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова На зиму для печек С. Маршак Трудовая деятельность: уборка осенних листьев — воспитывать желание трудиться. Подвижная игра « Гуси-лебеди» — учить быстро действовать по сигналу; воспитывать дружеские отношения. Самостоятельная игровая и двигательная деятельность детей на участке с выносным материалом. | С Кристиной, Алиной, Соней рассмотреть картинки с изображением явлений природы, уточнять знания детей о времени года «Осень» С Сережей, Кириллом Ф, Даней поупражняться в счете до 4-х, развивать математические способности Формировать навыки самостоятельности в выполнении работы, умении доводить начатое дело до конца С Алиной, Илюшей.
Закрепить перепрыгивание через предметы с Кристиной П., Настей Х., Аней К. С Алиной, Даниилом, Сережей развивать умения рисовать разными способами, воспитывать интерес к рисованию. С группой детей поупражняться в быстром беге в заданном направлении. | Книги и иллюстрации на тему: «Времена года». Крупные пазлы, разные виды мозаики в уголке познавательно-речевого развития. Дидактические игры по математическому и сенсорному развитию: «Цифры», «Формы», «Цвет», «Величина». Выносной материал для игр на прогулке: лопаточки, совочки, формочки, выносные игрушки. Оборудование для труда: венички для уборки на участке Игры и атрибуты к сюжетно-ролевым играм в центре социально-коммуникативного развития. Оборудование для труда, выносной материал для игр на участке; эмблемы для игр. |
nsportal.ru
Планирование воспитательно-образовательной работы на сентябрь. По теме «Осень»
Планирование воспитательно-образовательной работы
Понедельник 07.09.2015
Тема месяца, недели, дня «Осень»
Время
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Утро
7.00 – 9.00
Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.
Утренняя гимнастика по плану
Продолжаем адаптацию детей к датскому саду. Цель: Создание благоприятной обстановки в группе. Знакомство с новыми детыми. Продолжаем знакомство с групповым помещением, уголками группы, знакомство с играми и игрушками.
Чтение стихотворения З.Петровой «Хороши у нас игрушки» Цель: расширять представление детей об игрушках, их значении, развивать правильную речь, умения составлять предложения, отвечать на вопросы.
Конструирование из строительного материала «Дома для матрешки». Цель: познакомить детей с деталями напольного строительного материала, учить сооружать элементарные постройки по образцу определенного размера.
Математические представления Ориентировка во времени суток «день-ночь» Когда это бывает» Цель: формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток(день-ночь) , использовать в речи соответствующие слова, развивать умение составлять предложения.
Рисование карандаши, игры «Забей гвоздики» (развитие мелкой моторики), «Пианино с животными»
Индивидуальная консультация «Учим ребенка беречь природу» Цель: оказывать помощь родителям в экологическом воспитании детей, предоставлять рекомендации .
Непосредственно образовательная деятельность
9.00 -09.40
«Мишка –Топтыжка знакомится с ребятами».
Цель: формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласованно в игре; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, проявлению интереса к взрослым, их действиям; развивать у детей интерес друг другу, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним.
Прогулка
10.10 – 12.05
Наблюдение за птицами.
Цель: обратить внимание детей на птиц, на их передвижение – в небе летают, а на земле воробушки резво, быстро, прыгают, вороны важно ходят.
Худ. слова:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела птичка…Ай! (А.Барто)
П./и: «Попрыгаем как зайки» Дидактическая игра «Что где лежит?» Цель: формировать умение определять местоположение предмета по отношению к другому объекту, употреблять в речи предлоги «в», «на», «под», «за», «около», «перед»
Ознакомление с новой игрушкой — птичка. Цель: учить узнавать птицу по описанию, рассказывать о ней (есть крылышки — летает, ножки, лапки – прыгает, клюв – клюет, веселая – чирикает)
Подвижные игры
«Солнышко и дождик» Цель: упражнять детей в беге , совершенствовать умение выполнять действия п сигналу , учить соблюдать правила игры , развивать координацию движений, укреплять мышцы ног.
Трудовые поручения: сбор песка в песочницу, формирование горки.
Задачи: побуждать детей выполнять соответствующие трудовые действия, пользоваться инвентарем, соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с песком. Поддерживать и поощрять желание детей трудиться, воспитывать трудолюбие.
Подготовка к обеду, обед.
Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00
Обсуждение потешки «Наш Сережа непосед» Цель: совершенствовать КГН ,элементарные правила поведения за столом, расширять словарный запас детей , представление о полезной пищи.
Учить детей правильно раздеваться в определенном порядке (при помощи воспитателя)
Вторая половина дня
15.00 – 16.30
Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожки. Цель: формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению, массаж укрепляет здоровье, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.
«Дудочка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.
Оборудование: дудочка.
Заиграла дудочка
Рано поутру.
Пастушок выводит:
«Ту-ру-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули песенку: «Му-му-му-му-му!»
Как играет дудочка?
Индивидуальные физические упражнения: бег на месте.
Творческая мастерская: рисуем штампами.
Цель: познакомить детей с новой техникой, учить составлять узоры, пользуясь различными штампами. Развивать творческие способности.
Рассматривание иллюстраций в книжном уголке
Прогулка
16.30 – 18.45
Знакомство с пешеходной дорожкой — тротуаром Цели: закреплять знания о правилах поведения на улице; воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.
Ход наблюдения
Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
Трудовая деятельность Предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки и уносить в контейнер.
Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки.
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения, ориентировке в пространстве.
«Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Выносной материал Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, грабельки, ведерки.
Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.
Планирование воспитательно-образовательной работы
Вторник 08.09.2015
Тема месяца, недели, дня «Осень»
Время
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Утро
7.00 – 9.00
Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.
Утренняя гимнастика по плану
Беседа с детьми о детском саде, педагогах. Цель: развивать умение называть имена и отчества работников детского сада, формировать навык здороваться с воспитателем
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: игровая ситуация «Мама укладывает детей спать».
Цель : Формировать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Упражнять правильно называть постельные принадлежности, понимать их назначение.
Математические представление «Величина (большой маленький, одинаковые), количестве( много , один). Цель: формировать элементарные математические представления , развивать умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировать мелкую моторику рук, развивать образное представление.
С подгруппами
С/Р «Парикмахерская»
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Непосредственно образовательная деятельность
9.00 -09.40
Звуковая культура речи . звук [У]. Музыкальная ритмика .
Цели: упражнять в четкой артикуляции звука [у]; отрабатывать полный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности, с разной громкостью; закреплять понятия высоты, цвета; развивать умение выполнять движения под ритм музыки в сопровождении художественного слова.( комплексные занятия)
Прогулка
10.10-12.05
Наблюдение: ветер, тучи, облака. Чтение: А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…» (отрывок из произведения «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»).цель : Расширять представления детей о явлениях природы, познакомить с характеристиками ветра, способами наблюдения за ним. Обогащать представления детей о ближайшем окружении в ходе знакомства с художественной литературой.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».Цель: В ходе беседы помочь детям вспомнить правила игры, учить правильно выполнять игровые действия. Поддерживать интерес с двигательной деятельности, положительный эмоциональный настрой.
— Учимся самостоятельно сходить по ступенькам, держась за перила
Д/и. «Где трава, где цветок» ЦЕЛЬ: познакомить детей с травой и цветами; организовать рассматривание растений; помочь в названии цветов: зеленый, желтый.
Трудовые поручения: сбор каштанов для поделок. Цель: Упражнять детей выполнять трудовые действия вместе со взрослым, поощрять желание участвовать в совместном труде. Развивать воображение и зрительное восприятие.
(Сухов Максим, Бутцева Лиза)
Учимся самостоятельно снимать групповую обувь, аккуратно ставить её в шкафчик на верхнею полочку.
— игры с выносным материалом
Подготовка к обеду, обед.
Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00
Чтение потешок.
Цель: совершенствоват КГН
Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!
Учить детей правильно раздеваться в определенном порядке (при помощи воспитателя)
Вторая половина дня
15.00 – 16.30
Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожки. Цель: : формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению, массаж укрепляет здоровье, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.
Игры занятия на фланелиграфе, чтение потешек
«Трава-муравка», «сидит белка на тележки», «Вышла курочка гулять», «Гуси, гуси га-га-га», «котя-котя каток». Цель : познакомить детей с русским народным фольклором
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: игровая ситуация «Продавец взвешивает фрукты».
Цель: Знакомить детей с приемами предметно-игрового взаимодействия, побуждать брать на себя роль, использовать различные атрибуты, предметы-заместители. С подгруппами детей
Рисование в изо уголке
Прогулка
16.30 – 18.45
Наблюдение за собакой Цели: дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.
Ход наблюдения
Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.) С хозяином дружит, Дом сторожит.
Живет под крылечком, Хвост колечком. Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает.
Подвижные игры «Лохматый пес». Цели: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения; бегать, стараясь не попадаться водящему.
«Кому флажок?». Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.
Выносной материал
Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки.
Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.
Планирование воспитательно-образовательной работы
Среда 09.09.2015
Тема месяца, недели, дня «Осень»
Время
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Утро
7.00 – 9.00
Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.
Утренняя гимнастика по плану
Беседа с детьми о членах его семьи. Цель: формировать чувство семейной принадлежности , закреплять умения называть имена членов семьи
Дидактическая игра «Больше –меньше» Цель: учить детей соотносить предметы по величине, производить сравнение различными способами, использовать в речи соответствующие понятия.
Игровое упражнение «Медвежата в лесу» Цель: учить детей ползать на четвереньках, пролезать в обруч, имитировать движения медвежат, обогащать двигательный опыт , развивать гибкость, ловкость, укреплять мышцы спиты и конечностей, способствовать профилактики нервного напряжения.
С подгруппами детей
Игры в магазин (овощной магазин)
Консультация, беседа «В гостях у осени» Цель: познакомить родителей с методикой организации наблюдений за сезонными изменениями сенью,воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту природы
Непосредственно образовательная деятельность
9.00 -09.40
Дидактическая игра «Умоем куклу»
Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия, поддерживать положительные чувства к процессу умывания.
«Узнай и назови овощи» Цель: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом, закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.
Прогулка
10.00-12.05
Наблюдение. Свойства песка.
Цель: познакомить со свойством сухого и мокрого песка.
Игра малой подвижности. «Волшебные отпечатки на песке»
П.\И. «Беги ко мне»
Цель: упражнять детей в организованном беге в определенном направлении; развивать умение не мешать друг другу и не задевать друг друга во время бега.
Дидактическая игра «Сухой и мокрый песок» Цель: закрепить знания о свойствах сухого и мокрого песка: из мокрого песка лепим фигурки, сухой песок сеем через сито учимся перешагивать через канавку
Помощь воспитателю: по поручению взрослого очищают ведерки, лопатки от мокрого песка
Игры с песочными наборами
Подготовка к обеду, обед.
Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00
Беседа «Поведение за столом».Цель: формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, упражнять детей есть самостоятельно, обращать внимание на то, что нужно правильно держать столовую ложку, наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом
Учить детей правильно раздеваться в определенном порядке (при помощи воспитателя)
Вторая половина дня
15.00 – 16.30
Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожки Цель: формировать представление о необходимости закаливания.
Игры гимнастика для пальчиков Цель: Развивать у детей умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, а затем и на левой.
Совершенствовать движение кисти и пальцев рук.
«Встали пальчики»; Вышли пальчики гулять»;
Пирог»
Учить детей запоминать свои картинки на шкафчиках и стульчиках
Дидактическая игра «Чем отличается и найди различия в картинках»
Цель: учить детей называть, что к чему относиться
Коррекционная задача:
Развитие зрительного восприятия.
Власенко Даня
Игры в коррекционной зоне
Прогулка
16.30 – 18.45
Рассматривание клумбы Цели: продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бар¬хатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них.
Бархатцы (тагетес) бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.
Подвижные игры «Птичка в гнездышке». Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Найди свой домик». Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Выносной материал Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки,
Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.
Планирование воспитательно-образовательной работы
Четверг 10.09.2015
Тема месяца, недели, дня «Осень»
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Утро
7.00 – 9.00
Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.
Утренняя гимнастика по плану
Беседа с детьми “Золотая осень”
Цель: развитие умения замечать изменения в природе. становиться холоднее, листья меняют окрас.
Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик» Цель: развивать слуховое восприятия стихотворения, умения отвечать на вопросы по содержанию.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель: развивать умения узнавать предметы по характерным признакам, форме, называть их, приучать к уборке игрушек после окончания игры
С подгруппами детей
Игры с куклами и машинами.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Непосредственно образовательная деятельность
9.00 -09.40
Шар и Куб. Башенка. Цель: Цели: закрепить умения различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо; ознакомить с ходьбой и бегом в колонне небольшими группами; учить энергично отталкивать мяч двумя руками, конструировать башенку из строительного материала.
(Комплексные занятия Васильевой с 30)
Прогулка
10.00-12.05
Наблюдение за собачкой.
Цель: совместно с воспитанниками рассмотреть издали собаку; обратить внимание детей, что подходить к незнакомым животным опасно.
Худ. слово
Там вдали собачка жучка.
Ее хвостик-закорючка.
Шубка пестренькая, зубки остренькие!
Убегаем, убегаем, убегаем!
Беседа с детьми Что делают родители осенью на огороде. Цель: формировать целостную картину мира , познакомить с овощами, фруктами, выращенные человеком
Учимся игре с мячом – скатыванию с горки, броскам вверх, к земле, друг другу Спортивная игра.
«Лови мяч» Цель: учить детей подставлять руки и ловить брошенный мяч (расстояние 0,5м.)
Дидактическая игра
«Звукоподражание»
Цель: закрепить умение6 подражать голосам собаки и кошки.
Игры с выносным материалом, домик.
Подготовка к обеду, обед.
Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00
Чтение потешки .Учить детей во время еды правильно держать ложку
Учить детей правильно раздеваться в определенном порядке (при помощи воспитателя)
Вторая половина дня
15.00 – 16.30
Постепенный подъем детей. Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожки Цель: : формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению, массаж укрепляет здоровье, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.
«Построим домик для птички» работа со строительным материалом, Цель: закрепить понятия кубик, кирпичик.
«Угадай игрушку» Цель: развитие мелкой моторики рук.
Индивидуальная работа по ФЭМП: Цель: закрепить пространственные представления: выше, ниже, слева, справа
С подгруппами детей
Рассматривание иллюстраций в природном уголке
Прогулка
16.30 – 18.45
Наблюдение за проезжей частью дороги Цели: познакомить с проезжей частью дороги — шоссе; дать представление о правилах дорожного движения.
Ход наблюдения
Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это — шоссе.
Как река, проспект широк, Здесь плывет машин поток.
Спросить, какие машины двигаются по шоссе? Пусть дети назо¬вут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигаются много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.
Трудовая деятельность Сгребание сухих листьев в определенное место. Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведра «до определенной мерки.
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения.
«Перебежки — догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товари¬щей.
Выносной материал
Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, ма¬шинки.
Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.
Планирование воспитательно-образовательной работы
Пятница 11.09.2015
Тема месяца, недели, дня «Осень»
Время
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Утро
7.00 – 9.00
Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.
Утренняя гимнастика по плану
Игра: «Я и моя семья» Цель: учить называть членов семьи по имени, активизировать словарь по теме, формирование простого предложения.
Учить детей запоминать свои картинки на шкафчиках и стульчиках
п/И «Раз, два, три – быстрее место свое займи » Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимательность, желание играть. С подгруппами
Игра в гараж
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Непосредственно образовательная деятельность
9.00 -09.40
«Что нам осень подарила?» Большие и маленькие мячи Цель: расширить знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно; развивать сообразительность, мышление, активность; учить выбирать большие и маленькие предметы круглой формы, аккуратно наклеивать изображения; закреплять представления о предметах круглой формы
Васильевой с 37)
Прогулка
10.00-12.05
Наблюдение за состоянием погоды
Цель: учить определять время года по характерным признакам.
Ход наблюдения
Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).
Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи темные.
Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время осенью зовется.
Подвижные игры«Воробушки и автомобиль».
Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
«Береги предмет».
Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений
Трудовая деятельность
Поливание песка для игры. Цели:
приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать
оказывать помощь взрослым;
закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.
Подготовка к обеду, обед.
Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00
Учить детей во время еды правильно держать ложку
Учить детей правильно раздеваться в определенном порядке (при помощи воспитателя)
Вторая половина дня
15.00 – 16.30
Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожкиЦель: : формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению, массаж укрепляет здоровье, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.
Питон
Илизион (прослеживающая функция глаза)
«Что изменилось» Цель: развитие зрительных функций
Трудовое воспитание: переодевать кукол, приводить в порядок Цель: воспитывать стремление оказывать помощь.
С подгруппами
Игры в уголке театра
Прогулка
16.30 – 18.45
Наблюдение за КОШКОЙ Цели: расширять представление о домашнем животном — кошке; воспитывать желание заботиться о животных.
Ход наблюдения
Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».
Острые ушки, на лапках — подушки! Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет.
Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с челове¬ком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.
Подвижные игры
«Перебежки — догонялки». Цели: согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Догони меня». Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Выносной материал Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, со¬вочки, машинки.
Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.
infourok.ru