Репертуар для детского шумового оркестра – Авторская образовательная программа «Детский шумовой оркестр. Оркестровые занятия с детьми 5-6 лет»

С.Бублей Ноты для детского оркестра

 


С.Бублей
Детский оркестр
пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учереждений
«Музыка», 1989г.
номер 3505 150dpi

содержание:

ОТ АВТОРА

Настоящее пособие рассчитано на музыкальных воспитателей детских садов, руководителей музыкальных кружков при дворцах и домах культуры, а также на учителей музыки в подготовительных группах музыкальных и начальных классов общеобразовательных школ, на родителей,— всех, кто хотел бы использовать детские музыкальные инструменты в своей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (от 4—5 до 9—10 лет).

  • Методические рекомендации
  • I. Общие вопросы
  • II. Подготовительные занятия
    • 1. Знакомство с инструментами и приемами игры на них
      • а) Ударные инструменты:
        • шумовые или «ритмические» (маракасы, бубенцы, пандейра. трещотки, кастаньеты, ложки, треугольник, барабан, бубен, тарелки).
          «мелодические» (металлофон, ксилофон).
      • б) Духовые инструменты (триола, вермона, симона, мелодия-3. окарина, свирель, панфлейта)
      • в) Струнные щипковые инструменты (цимбалы, цитра)  
      • г) Электромузыкальные инструменты («Пилле», «Анюта», «Малыш», «Звучащая нотная азбука», фаэми, фаэми-М)
      • д) Пневматические язычковые инструменты (органола, аккордеон, баян)
    • 2. О содержании и планировании занятий в подготовительной группе  
    • 3. Музыкальные игры и импровизация с детскими инструментами  
  • III. Работа с детским оркестром
    • 1. О составах детского оркестра
    • 2. О подборе репертуара и переложениях для детского оркестра
    • 3. О проведении репетиций
  • Хрестоматия  
    • Пояснения к хрестоматии
    • I. Знакомимся с инструментами
      • 1. Упражнения и пьесы для духовых инструментов
      • Упражнения
      • Пьесы
        • а) триола, вермона
        • б) симона
      • 2. Упражнения и пьесы для металлофона и ксилофона  
    • II. Играем вместе
      • 1. Упражнения для двух инструментов.
      • 2. Маленькие ансамбли
      • а) дуэты, трио, квартеты
      • б) ансамбли с аккомпанементом педагога.
    • III. Играем в оркестре
      • Русская плясовая
      • Кто у нас хороший? Русская народная песня.
      • Где был, Иванушка? Русская народная песня.
      • Светит месяц. Русская народная песня.
      • Во саду ли, в огороде. Русская народная песня.
      • Теремок. Русская народная сказка-игра.
      • Перепелочка. Белорусская народная песня.
      • Петушок. Латышская народная песня.
      • Веселый сапожник. Польская народная песня.
      • Санта Лючия. Итальянская народная песня.
      • Волшебные колокольчики. Музыка В. А. Моцарта
      • Птичка. Музыка А. Жданова
      • Веселая дудочка. Музыка М. Красева.
      • Синичка. Музыка М. Красева
      • Упрямый кот. Музыка С. Бублей
      • Поезд. Музыка Н. Метлова

Скачать хрестоматию (здесь хрестоматия с нотами, пособие — кликайте на обложке см.выше)

 

ale07.ru

Методическая разработка по музыке на тему: Основные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра с детьми 5-6 лет

Методическое сообщение на тему:

«Основные формы и методы работы на уроке шумового оркестра с детьми 5-6 лет»

Выполнила:

Преподаватель МОУДОД

 «Школа искусств №4» г. Ангарска,

музыковед

Чеканова В.А.

 

Предмет «Шумовой оркестр» преподается в нашей школе с 2008 года на отделении раннего эстетического развития детей «Прелюдия».

Игра на детских музыкальных инструментах весьма плодотворна для музыкального развития детей. Об этом говорили многие педагоги – музыканты (Б. Асафьев, Н. Ветлугина, Карл Орф и другие). Особенно важной игра в оркестре является для детей, которые в будущем желают освоить какой-либо профессиональный музыкальный инструмент.

 В процессе музицирования дети развивают не только многие стороны музыкального слуха (такие как чувство ритма, тембровый, динамический, звуковысотный слух), но и приобретают навык игры в ансамбле, развивают память, внимательность, обогащают словарь музыкально-слуховых впечатлений, реализуют в доступной форме свой творческий потенциал.

Для создания шумового оркестра в школе необходимо иметь инструменты различных тембров, как звуковысотные, так и с неопределенной высотой звучания. Инструменты шумового оркестра можно условно разделить на несколько тембровых групп:

  1. Шуршашие: маракасы, тамбурины, румбы.
  2. Ударные: бубны, барабаны.
  3. Металлические звенящие: треугольники, металлофоны.
  4. Деревянные стучащие: тон-блок, кастаньеты, ксилофоны.

Для занятий выбирается ярко образный, доступный для восприятия дошкольников музыкальный репертуар только из классических произведений. Ведь наша задача – не только развить музыкальные данные ребенка, но и сформировать музыкальный вкус дошкольников. К примеру, в программу шумового оркестра входят произведения Моцарта, Штрауса, Рахманинова, Глинки, Шостаковича, Грига и других композиторов.  

Программа, по которой занимаются в нашей школе, рассчитана на пяти-шестилетних детей. Занятия проводятся один раз в неделю в групповой форме.

Каждое занятие имеет свой четкий алгоритм, строгую структуру.

  1. Песня – приветствие.
  2. Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
  3. Повторение разученного ранее произведения, отработка сложных моментов (ритмических особенностей, приемов звукоизвлечения).
  4. Разучивание новой пьесы.
  5. Подвижная игра (игры с инструментами, игры на развитие творческой фантазии и другие)
  6. Музыкальная импровизация.
  7. Песня – прощание.

Некоторые пункты из разделов занятия являются обязательными для каждого занятия, как, например, песня – приветствие, песня – прощание, игра музыкальных произведений, подвижная игра. Некоторые виды деятельности включаются эпизодически, такие как пальчиковые игры и музыкальная импровизация, в зависимости от конкретных целей каждого занятия.

  1. Песня – приветствие, начало занятия. Дети здороваются в песенной форме с педагогом, другими детьми, музыкальными инструментами, простукивают на инструменте либо звучащими жестами ритм своего имени, заданных фраз, либо импровизируют под аккомпанемент на выбранном инструменте. Данная часть занятия направлена прежде всего на создание непринужденной атмосферы в классе, необходимой для эмоционального раскрепощения детей, а также в доступной для детей форме происходит развитие ритмического слуха, вокальных навыков и навыка творческой импровизации.
  2. Повторение разученного ранее произведения. Прежде всего на занятии необходимо поддерживать непринужденную атмосферу и заинтересованность в процессе каждого ребенка, поэтому дети самостоятельно выбирают для игры тот инструмент, который им больше нравится. Но в ходе занятия инструменты нужно менять, чтобы каждый ребенок поиграл на как можно большем количестве шумовых инструментов. Специфика шумового оркестра состоит в том, что освоение инструментов не требует от детей специальной подготовки, поэтому играть в оркестре начинают сразу все дети и на всех инструментах.
  3. Разучивание нового произведения. Разучивание новой пьесы всегда должно предваряться ее прослушиванием, а далее кратким образным анализом. Необходимо предложить детям самим придумать название новой пьесе, краткий сюжет. Также желательно показать портрет композитора, создавшего произведение, либо рассказать какую – нибудь интересную историю о нем или о произведении. Положительно зарекомендовал себя метод сказочной истории к прослушиваемому произведению (но при этом текст сказки ритмически должен соответствовать ритму мелодии). На раннем этапе занятий (в первом полугодии) педагогом подбираются более короткие, одночастные произведения. Далее форма разучиваемых пьес расширяется до двух – трехчастной.

К примеру, процесс разучивания «Итальянской польки» Сергея Рахманинова имеет следующую сказочную основу.

 «Одним весенним, теплым днем у жука был день рождения. Но жук считал себя некрасивым, неуклюжим, стеснялся своей внешности и поэтому никого не пригласил на свой праздник. И тогда насекомые, которые жили с ним в одном лесу, решили сделать ему сюрприз и все вместе пришли к нему в гости. Чтобы было веселей, они собрали самые громкие музыкальные инструменты. Первыми к двери подошли кузнечики и начали громко стучать. Жук  не хотел открывать дверь, но комарики тонкими голосами уговорили его впустить гостей. Жук открыл дверь, и к нему домой вошли и кузнечики, и комарики, и червячки, заскакали веселые блошки. Все вместе они поиграли на музыкальных инструментах  и сели  пить чай».

Тут важно предложить детям самим выбрать тембр инструмента, соответствующего персонажу и издаваемым звукам.

Первая часть

Барабан: (кузнечики стучат вдверь)

Бам, бам, бам!

Бубен: (из-за двери спрашивает жук)

Кто там?

Барабан:

Бам, бам, бам!

Бубен:

Кто там?

Треугольник: (пищат комарики)

Открывай скорей, и встречай гостей.

Детям доставляет искреннее удовольствие не только повторять текст разученных сказочных историй, но и проигрывать их на инструментах. Но в процессе закрепления следует убедить детей произносить текст про себя, шепотом, чтобы не заглушать музыку.

Таким образом, когда дети осваивают ритмическую структуру музыкального произведения, запоминают последовательность игры инструментов благодаря подтекстовке, начинается этап активного восприятия музыкального произведения, приносящего ребятам большую радость и гордость от осознания самостоятельной игры. Исполнять произведение дети могут как и под аккомпанирующее фортепиано, так и под фонограмму.

Необходимо на занятии чередовать моменты статичные (игра в оркестре) с подвижными играми, в которых дети имеют возможность не только физически размяться, но и проявить свою фантазию, воображение, выносливость и ловкость.

Немаловажное значение имеют и пальчиковые игры, так как в них не только развивается мелкая моторика пальцев, необходимая для уверенной игры на инструментах, но также память, внимание, координация движений.

Прием импровизации под незнакомую музыку вводится обычно со второго полугодия, когда дети научены внимательно относиться к звучащей музыке, умеют подбирать наиболее соответствующие тембры инструментов и приемы звукоизвлечения.

Все выбранные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра направлены на формирование у дошкольников устойчивого интереса к инструментальному музицированию, качественного музыкального вкуса, творческого отношения к процессу обучения, способствуют развитию общих и музыкальных способностей.

nsportal.ru

Школьный музыкант. Детский оркестр. Подбор репертуара

Одна из основных задач руководителя оркестра – подбор репертуара. Именно сочинения, исполняемые оркестром, определяют творческое лицо вашего коллектива, его художественный и исполнительский уровень. Казалось бы, музыки существует тьма-тьмущая: играй себе на здоровье все подряд. Но не так все просто. Здесь должен быть учтен уровень подготовленности оркестрантов, направленность работы коллектива. Имеет значение и состав оркестра, его тембровые особенности.

Создавая новый творческий коллектив, не торопитесь угодить своим творческим мечтам. Ставьте перед собой и школьным оркестром реальные цели. Ваша задача сначала обучить как следует учеников на простом, понятном, доступном материале, а лишь затем воплощать свои смелые идеи в жизнь.

Вот главные требования к подбору репертуара и работе с ним в школьном оркестре:

Произведения должны быть высокохудожественными. Банально? Нисколько. Ваш коллектив вовлечен в духовно-педагогический процесс, и здесь необходимы самые высокие, идеальные критерии. Вы собираетесь нравственно, эстетически обогатить своих воспитанников, так подбираете же для этого соответствующие репертуарные произведения.

Еще одна прописная истина. У вашего оркестра должна быть марка, творческий портрет, отражающий его уникальность, самобытность. Причем, этот портрет должен точно соответствовать инструментальному составу и уровню исполнения репертуарных произведений.

Почти пословица: «На заезженном коне далеко не уедешь!» Намек понят? Репертуар следует систематически обновлять. Это и будет для вашего оркестра движением вперед, дополнительным стимулом для исполнительского развития музыкантов. Ваш постоянный зритель (а он обязательно появится) будет ждать от оркестра новых и новых работ. Так дайте зрителю зрелищ, и он ответит вам любовью и аплодисментами. А это уже популярность.

Ищите репертуарные вещи, собирайте яркие, талантливые произведения в свою оркестровую библиотеку. Если не сегодня, то через месяц или год эти находки вам обязательно пригодятся. Всевозможных обработок, переложений для оркестров и ансамблей народных инструментов можно «нарыть» великое множество. Есть классные партитуры у Г. Свиридова, Д. Шестаковича, С. Прокофьева. Знакомые имена? Наряду с явно симфоническим направлением в своем творчестве они находили время и желание для работы с чисто народным, национальным музыкальным материалом. К этому списку можно добавить более современных композиторов Н. Будашкина, А. Холминова, Ю. Шишакова. У этих авторов можно поискать сборники оркестровых сочинений, которые в советские времена имелись практически во всех общественных библиотеках.

К сожалению, современные молодые композиторы обходят тему народности стороной, с головой окунувшись в современные музыкальные ритмы и технологии.

И еще одно ценное замечание. Никогда не забрасывайте отработанный на концертах и выступлениях материал. Находите на репетициях время для повторения игранных ранее вещей. Помните, что ваш коллектив является хранителем естественной, живой народной музыки.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num=»3″ data-matched-content-columns-num=»2″

shkolamuzikant.ru

Методическая разработка (старшая группа) по теме: Шумовой оркестр как средство формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Слайд 1

Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста МБДОУ « ЦРР — Карагайский детский сад №3» музыкальный руководитель I кв. категории Лагунова Надежда Ивановна

Слайд 2

Музицирование на детских шумовых инструментах – одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки; Занятия в оркестре шумовых инструментов способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста; Исполнение музыки детским ансамблем совместно с педагогом является одной из самых любимых детьми форм музицирования.

Слайд 3

Цель: Формирование музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре. Задачи : развитие музыкального слуха, слухового внимания; развитие гармонического и тембрового слуха; развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, техники игры; выработка свободной посадки с инструментом; освоение рациональных движений, умений правильного звукоизвлечения, выразительного исполнения произведений; развитие слухового самоконтроля, качества звучания, ловкости, координации рук во время игры на инструментах;

Слайд 4

Данная программа для детей 5-7лет, рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группа). Дополнительные занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 мин. Формы работы с шумовыми инструментами: Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам. Импровизация звуковых картин на заданную тему Звуковая иллюстрация стихов Сказочки-шумелки

Слайд 5

Номер п / п Темы занятий 1 год Кол-во часов 1. Что такое музыка? 8ч 2. Звучащие жесты. Музыка моего тела. 8ч 3. Шумовые инструменты . ( Самостоятельное изготовление шумовых инструментов.) 8ч 4. Ударные. Струнные. Духовые. 8ч 5. Русские ложки. (Роспись ложек). 8ч 6. Способы и приёмы игры на 2-х ложках (удар, хлопушка, тремоло, скольжение, большая дробь, малая дробь). 8ч 7. Детские ансамбли ложкарей. 8ч Номер п / п Темы занятий 2 год Кол-во часов 1. Русские народные инструменты. 8ч 2. Способы и приёмы игры на 3-х ложках. 8ч 3. В.В. Андреев – основатель и организатор первого оркестра русских народных инструментов. 8ч 4. Оркестры русских народных инструментов. 8ч 5. Виртуозы – исполнители на народных инструментах. 8ч 6. Народные инструменты разных стран. 8ч

Слайд 6

Представление опыта работы: Муниципальный фестиваль детских хоров (май 2012) Концерт для выпускников ДОУ (май 2012) Педагогическая конференция (август2012 )

Слайд 7

Перспективу своей дальнейшей работы я вижу в совершенствовании технологии обучения детей игре в шумовом оркестре, так как считаю, что музыкально – творческое воспитание, развитие природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности.

nsportal.ru

Шумовые инструменты — Сайт музыкального руководителя детского сада.

Бубен

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.
Колокольчики на дер. Ручке(погремушки)

Музыкальный инструмент вроде погремушки с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.


Маракасы

Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. Правильно держать маракас — одной рукой и только за ручку. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Движение инструментом может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное — дает более громкий, сильный звук, горизонтальное движение дает тихое шуршащие звучание. Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо выполняя движение одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч. Для большей выразительности, акцентируя какой то звук, можно «выбрасывать» руку вперед или совершать вращательные движения в одну и другую стороны. Используя фонограмму, предложите ребенку вместе с вами сыграть плясовую, равномерно потряхивая маракасом в одном темпе, а в конце спрятать маракас за спину, с началом звучания музыки игру повторить. Или спойте песню «Петушок», передавая ритмический рисунок песенки, а в конце «пошуршите» маракасом, будто горошек рассыпался. Такие игры учат ребенка вслушиваться в музыку, будят его фантазию, учат передавать ритм. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.


Тамбурин

Детский ударный музыкальный инструмент. Инструмент состоит из деревянного обруча, на одну сторону которого натянута тканевая перепонка, в прорези обруча вставлены металлические пластинки. Музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а так же используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки. Инструмент позволяет: — участвовать в музыкально-ансамблевой деятельности, сопровождать игрой на инструменте разнообразные игры, песни, пляски, создавать собственные ритмические рисунки, вызвать музыкально-эмоциональный отклик детей. Знакомя ребенка с инструментом, дайте ему возможность изучить инструмент самостоятельно. Предложите дошкольнику поиграть на тамбурине, ударяя по нему ладонью, перебирая пальцами, чередуя удары основанием ладони и пальцев: впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо, потрясти инструмент. Когда ребенок овладеет различными приемами игры, можно научить его исполнять ритм с использованием различных приёмов. Покажите ребенку, как громко может звенеть тамбурин и каким тихим, как журчание ручейка, может быть его звук. В дальнейшем ребенок сможет самостоятельно сопровождать игрой на тамбурине танец или песню, а смена ритма в разных музыкальных частях сделает исполнение ярким и интересным. Можно устроить соревнование, придумывая различные ритмические рисунки в импровизационно-ансамблевом звучании. Такие игры хорошо усваиваются детьми от 5 — 7 лет.


Трещотка

Русский шумовой музыкальный инструмент. В Курской, Тульской и Калужской областях представляет собой комплект из дубовых, кленовых или ореховых планок, нанизанных на два ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотноблагодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки беру в обе руки (как гармошку), резким (или плавным) движение ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки. На территории северо-западных областей России трещотка-деревянная прямоугольная рамка с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу. В прошлом выполняли ритуально-магические функции.
Треугольник

Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в фрме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника(для получения звука различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который може заглушаься прикосновением свободной руки.
Кастаньеты

Ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Кастаньеты состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых пластинок), выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания кастаньет соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают постукивая по кастаньетам остальными пальцами.

 

babymusic.jimdo.com

Шумовой оркестр | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

« Шумовой оркестр как средство развития
музыкальных способностей детей старшего
дошкольного возраста»

Выполнила
Власова Любовь Вениаминовна
музыкальный руководитель,
ГБОУ ООШ № 21
с/п « Детский сад « Гвоздичка»
г.о.НовокуйбышевскВведение
Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования
направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание
высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина России,
способного к творческой инновационной деятельности.
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно ,ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Актуальность
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа , его богатейшего культурного наследия , в частности , народной инструментальной музыки , является в настоящее время особенно актуальной .
В последнее время сложилась такая ситуация , что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения.
Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных , но не долговечных на сцене исполнителей , чьё « искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями , банальными , избитыми ритмами . Ребёнка уже в раннем детстве программируют на одностороннее , упрощённое стандартизированное миросозерцание , легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность и может тормозить развитие музыкальных способностей у детей. Эти ситуации можно избежать ,если первоначальное музыкальное воспитание детей будет осуществляться с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на детских шумовых музыкальных инструментах.
О  роли  детских  музыкальных  инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось  в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой  Т. Э. и  др. Одной  из  интересных  форм  творческой  работы  с  инструментами  стала система детского музыкального воспитания  Карла Орфа, которая  нашла  своё применение  в  музыкальной  педагогической  работе  с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда ( наряду с движениями , речью и игрушками) являлась необходимым усло

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *