«РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП РАЗНОГО СОСТАВА»
«РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП РАЗНОГО СОСТАВА»
ИГРА «КОРОВЫ, СОБАКИ, КОШКИ»
Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания.
Задачи: воспитание бережного отношения друг к другу, развитие умения слышать других.
Возраст: младший школьный возраст (6-10 лет).
Форма работы: каждый участник индивидуален.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 20 минут.
ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.
Литература: Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Татьяна Николаевна Образцова – М. : ИКТУ Лада 2010. – 57 с.
ИГРА “ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ…”
Цель:Формирование навыков самораскрытия.
Задачи: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, активизация механизмов самопознания и самовыражения.
Возраст: старший школьный возраст (14-17 лет)
Форма работы: каждый участник индивидуален.
Форма занятия: игровая.
Ход игры. Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вeщью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями.
Литература: Макартычева Г.И. Тренинг для подростков/ Макартычева Г.И. – С.: СПБ “Речь”. – 192 с.
ИГРА «ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ»
Цель: развитие коммуникативных навыков, образно-логического мышления. Задачи: научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями
Игровой материал: не требуется
Возраст: 15-17 лет
Форма работы: каждый участник индивидуален
Форма занятия: игровая
Время проведения:15-20 минут
Ход игры:
1 этап.Между школьниками распределяются роли: «учащийся» (играет самого себя), его «родители» или «родственники» (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.).
2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию.
Инструкция: «Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие — признак слабости аргументов».
4 этап. Обсуждение игры.
Если игра используется в «Профконсультации» можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.
Литература: Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники / Пряжников Н.С. — М.: ВАКО, 2005. — 288 с.
УПРАЖНЕНИЕ «ОСЛИНАЯ ШКУРА»
Цель:улучшение взаимопонимания в группе, коррекция поведения некоторых членов группы.
Задачи: коррекция самооценки учащихся; снятие напряжения; сплочение коллектива.
Возраст: младший подростковый (от 13 — 15 лет).
Форма работы: по парам.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10 – 20 мин.
Игровой материал: отсутствует
Ход игры. «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него … Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты … Ты один настоящий герой. И не просто герой, а Принц или даже Король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута)
Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать Королем, а другой – «Ослиной шкурой». Пусть Король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует при этом состоянии (1 – 2 минуты).
Теперь пусть «Ослиная шкура» расскажет о своих чувствах (1 – 2 минуты).
Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу» (1 – 2 минуты)
• Что дает ощущение, что ты Король?
• Есть ли что-то неприятное в превосходстве?
• Какие есть преимущества у «Ослиной шкуры»?
• А какие недостатки?
• Какие преимущества дает равноправие?
Литература. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с
ИГРА «ОБВИНИТЕЛЬ»
Цели:моделирование ситуации переживаний подростка в момент обвинения и идентификация
с ним.
Задачи: определение кpyгa проблем во взаимоотношениях с подростком.
Возраст: старший школьный возраст (15-17 лет).
Форма работы: по парам.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 25 – 30 минут.
Описание и приемы проведения игры. Группа разбивается на пары. Разыгрывается ситуация опоздания подростка с прогулки. Внутри пары один выступает обвинителем, он должен каждое предложение формулировать как обвинитель; дрyгой — обвиняемый, задача котоpoгo молча выслушать нарекания, прислушиваясь к своим переживаниям. Потом партнеры меняются ролями. По окончании участники делятся своими переживаниями в роли обвинителя и в роли обвиняемого. В результате родители должны прийти к выводу, что и в той и дрyгой позиции проигрывают оба: нарушаются отношения, и уровень доверия друг к другy падает.
Литература: Макартычева Г.И. Тренинг для подростков/ Макартычева Г.И. – С.: СПБ “Речь”. – 192 с
ИГРА «НАША ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
Цель: избавление от комплексов.
Задачи: создание позитивного настроя в группе ,самораскрытие, снятие напряжения.
Игровой материал: заколки ,резинки, расческа.
Возраст: средний школьный возраст (9-11 лет)
Форма занятия: игровая.
Время проведения:15-20 минут.
Ход занятия: Игроков разбивают на пары, в каждой паре есть «клиент» и «парикмахер». «Парикмахер» должен сделать клиенту оригинальную прическу. Для этого можно использовать разные резинки и заколки, пенки, гели, муссы. Но все средства должны легко смываться водой. Не советуют использовать лак для волос — он может попасть в глаза, да и запах у него не всегда приятный. Под запретом ножницы — неудачную стрижку тяжело исправить. Когда все прически готовы, можно провести конкурс парикмахеров и моделей и определить самую необычную прическу, а можно поощрить каждую пару. Потом игроки в парах меняются ролями.
Литература: Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Татьяна Николаевна Образцова — М. : ИКТУ Лада 2010. — 57 с.
УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЬ ДОВЕРИЯ»
Цель:воспитание доверия.
Игровой материал: повязки для глаз каждому второму ребенку и колокольчик.
Возраст: с 7-12 лет.
Форма работы: по парам.
Форма занятия: игра.
Время проведения: от 5 минут.
Инструкция: Разойдитесь по двое. Я хочу вам предложить игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: один из вас двоих берёт роль слепого и надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть, а второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести «слепого» ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому.
Анализ упражнения:
— Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»?
— Вел ли тебя твой «поводырь» бережно и уверенно?
— Знал ли ты все время, где ты?
— Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?
— Как ты себя ощущал в роли поводыря?
— Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?
— Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
— Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?
Литература: Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 3 / Фопель К.; пер. с нем.–М.: Генезис, 1998. – 160 с.
ИГРА «ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО»
Цель: развивающая, коммуникативная.
Задачи: сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи — возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствует.
Возраст: старший школьный возраст (15-17 лет)
Форма работы: по 3 человека.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 8 мин
Ход игры. Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения (1,5-2 минуты). Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.
Литература: Грецов А. Г. Психологические игры для подростков / Андрей Геннадьевич Грецов, Татьяна Николаевна Бедарева.–Л : Наука, 2000. – 157 с.
ИГРА «СТРОИТЕЛИ»
Цели: развивающая
Задачи: развитие познавательных способностей
Игровой материал и наглядные пособия: нет
Возраст: младший школьный возраст
Форма работы: 3-4 человека
Форма занятия: игровая
Время проведения: не ограничено
Ход игры: Выбирается ведущий. Остальные выполняют роль «строителей». Они должны рассказать, какой дом собираются построить. Задача каждого- не повторяясь, придумать описание красивого дома. При этом нужно подробно рассказать, какие комнаты будут в этом доме, как их лучше обставить. Автор самого оригинального и интересного рассказа становится победителем.
Литература:Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Т.Н. Образцова – М. : ИКТУ Лада 2010. – 57с.
УПРАЖНЕНИЕ «СОЗДАНИЕ СТАТУИ»
Цель: воспитание доверия.
Задачи: научиться доверять членам коллектива.
Игровой материал: отсутствует.
Возраст: с 8 лет.
Форма работы: по3 человека.
Форма занятия: игра.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Разбейтесь по тройкам. Двое из вас будут Скульпторами, а третий — «большим куском мрамора». Он ложится на пол и закрывает глаза. Задача Скульпторов — сделать из него прекрасную Статую. Вы сами должны решить, как будет выглядеть эта Статуя, как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. Ребенок, из которого делают Статую, должен стараться сохранить положение, которое ему придают. Когда Скульпторы закончат свою работу, надо будет поставить Статую на ноги. При этом Статуя должна очень сильно напрячь свое тело, чтобы оно было твердым и крепким, как мрамор. Скульпторы аккуратно поднимают Статую верх и ставят ее на ноги. Потом вы можете позвать меня, чтобы я могла полюбоваться этим «произведением».
Поскольку все не смогут закончить работу одновременно, то освободившимся детям Вы можете дать роль публики, чтобы они вместе с Вами осматривали «произведения искусства». Попросите детей, которые были Статуями, хорошенько запомнить свою форму, чтобы потом они могли показать ее всему классу. Когда все фигуры будут готовы, Вы можете походить по «мастерским» и рассмотреть каждую Статую отдельно. Позже повторите эту игру, чтобы дети могли сыграть в ней разные роли.
Анализ упражнения:
— Что ты чувствовал, когда был Статуей?
— Аккуратно ли обращались с тобой Скульпторы?
— Доверял ли ты Скульпторам?
— Понравилась ли тебе форма, которую тебе придали?
— Что ты чувствовал, когда был Скульптором?
— Доставила ли тебе удовольствие работа с «мрамором»?
— Легко ли тебе было работать с твоим напарником?
— Ты доволен Статуей, которая у вас получилась?
— Какая Статуя понравилась тебе больше всех?
Литература: Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 3 / Фопель К.; пер. с нем. – М.: Генезис,1998. –160 с.
ИГРА “УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК “
Цели:преодоление упрямства и негативизма
Игровые материалы: гимнастический обруч.
Форма работы: по 6 человек.
Форма занятия: игровая.
Возраст: от среднего дошкольного до среднего школьного (5-10 лет).
Время : 20-25 минут.
Описание: Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее …». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
Примечание: только для психически здоровых детей!
Литература:Кэдьюсон Х. «Практикум по игровой психотерапии» / Х. Кэдьюсон., Ч. Шефер – СПб. : Питер, 2001.- 416с.
ИГРА «ДИРЕКТОР ФИРМЫ»
Цель:развитие лидерских качеств
Возраст: 10—13 лет
Форма работы: по 6 человек
Ход игры:
Выбирается «директор». Остальные будут его «подчиненными». «Директор» должен придумать дело каждому из игроков. Далее начинается сама игра. Каждый выполняет свою роль, а «директор» контролирует «подчиненных». В «работе» должны постоянно происходить какие-то неприятности: например, «фирма» оказывается на грани разорения или на нее нападают «рэкетиры», либо ломается «оборудование» и т. д. «Директору» предстоит решать все возникающие проблемы. Потом каждый из игроков дает свою оценку действиям «директора» по пятибалльной шкале. Продолжается игра с другим «директором». После того как каждый участник игры побывает в этой роли, следует подвести итоги. Победителем становится участник игры, набравший больше всех очков. Как правило, именно у этого ребенка наиболее развиты лидерские качества.
Литература: Образцова Т. «Психологические игры для детей».Часть 1/ Образцова Т.Н.; Лада, 2010 г.
ИГРА «АКУЛЫ И МАТРОСЫ»
Цели:способствовать сплочению коллектива, снятию состояния агрессии.
Задачи: учить контролировать своё эмоциональное состояние, развивать координацию движений, ловкость.
Возраст: младший школьный возраст (6-10 лет).
Форма работы: по 6 человек.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 15 минут.
Описание и приемы проведения игры. Дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.
Литература: Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Татьяна Николаевна Образцова – М. : ИКТУ Лада 2010. – 57 с.
infourok.ru
Сюжетно-ролевая игра «НОЧЬ ТРИФФИДОВ», 13-16 лет
Продолжительность: | 4 часа |
---|---|
Стоимость: | Стоимость рассчитывается индивидуально |
«Дождь из сверкающих метеоритов, сгорающих в верхних слоях атмосферы, обрушился на Землю. Тысячи и тысячи небесных огней складывались в чарующие цветные пятна. Люди стояли и зачарованно смотрели на бесконечное, яркое и переливающееся сияние. Смотрели … пока не ослепли…»
В кромешной темноте им предстоит найти одного единственного человека, который сможет их спасти – Доктора. Но кто знает, что скрывает в себе темнота: где-то там есть злой гений, который ни за что не допустит, чтобы снова появились свет и зрение. Кто же он? Может быть, он уже рядом с вами?
РОЛЕВАЯ ИГРА «НОЧЬ ТРИФФИДОВ»
для подростков 13-16 лет
Добро пожаловать на Ночь Ужасов, Тайн, Загадок и Мистики! Погрузитесь в экстремальную среду выживания. Находясь в полной темноте, сложно не поддаться панике и продолжать мыслить спокойно и здраво. Но слаженная работа команды и умение действовать в критических обстоятельствах помогут участникам преодолеть все трудности и выжить.
Захватывающая сюжетно-ролевая игра (созданная по мотивам произведения английского писателя Джона Уиндема) учит подростков здраво мыслить и не терять самообладание в сложных стрессовых ситуациях, сохранять себя в любой неожиданных условиях.
«Ночь Триффидов» дает возможность проверить свои навыки работы в команде даже в условиях погружения в условно-экстремальную среду. Игра проходит в тёмном замкнутом пространстве, а в такой обстановке пропадают все условности. Люди начинают вести себя совсем не так, как в обычной жизни. Сохранить четкость и ясность ума можно только при абсолютном владении собственными эмоциями. Эти навыки крайне необходимы при сдаче экзаменов или в других «стрессоподобных» ситуациях.
Во время игры подросткам представится возможность вообразить себя совершенно другим человеком, погрузиться в фантастическую атмосферу, отстраниться от нашей реальности.
После окончания проекта для поддержания физических сил — чай с пиццей и печеньем. Гадание на настоящих картах таро при зажженных свечах добавит вечеру таинственности и магии.
Сюжет:
Согласно сюжету психологической игры, участники стали свидетелями удивительного природного явления — ярчайшего метеоритного дождя, наблюдая за которым они слепнут. Им предстоит найти на игровой территории Доктора, его инструменты и лекарство, которые помогут вернуть зрение. В ходе поисков подростки столкнуться с необходимостью самостоятельно или командно принимать решения, имеющие последствия как для отдельных людей, так и для всей команды в целом.
«Ночь Триффидов» — это уникальная возможность для подростков:
- Проверить себя в условиях, безопасно имитирующих экстремальное выживание.
- Улучшить навыки командной работы.
- Научиться принимать решения и совершать ответственные поступки.
Стоимость этого курса расчитывается ИНДИВИДУАЛЬНО! (4 часа )
Программу ведут
Ледерман Наталья НиколаевнаКарякина Алена Константиновна
Нургалиев Тимур Фирдусович
Бочаров Олег Владимирович
Руднева Светлана Владимировна
www.wslon.ru
Book: Ролевые игры для детей
Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, далее с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста этот круг постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3 лет у ребенка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится влиться в этот мир. В процессе жизнедеятельности дети получают какие-то знания и впечатления об окружающем мире, и чем младше ребенок, тем более расплывчаты и неясны эти знания. «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский). Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Игры бывают разные – подвижные, дидактические и ролевые, или сюжетные. В этой книге представлены рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста.
Психологи считают, что ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности. Ребенок растет и развивается, вместе с ним развивается игра – от простейших обыденных сюжетов ребенок переходит к более сложным, охватывающим все сферы деятельности человека.
Ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.
Играя в ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
Умение играть не является врожденным. Как возникает ролевая игра? Надо ли учить играть ребенка, или этот процесс происходит сам по себе?
С самого раннего детства мамы и бабушки играют с детьми в так называемые игры-манипуляции, это пальчиковые игры, игры-потешки, всем они известны: «ладушки-ладушки», «идет коза рогатая», «сорока-сорока». Мама держит малыша за ручки, загибает ему пальчики, машет его ручками – ребенок уже принимает участие в игре, пока еще пассивное. Позже мама проговаривает знакомые слова – ребенок сам выполняет действия. Сюжетно-ролевая игра возникает позже. В процессе игры с игрушками ребенок изучает предметы и действия с ними, он переносит свой еще небольшой жизненный опыт в игры: кукла чистит зубы, умывается, одевается, машинка едет в гараж и т. д. Для формирования навыков ролевой игры требуются определенные умения, развитию которых способствует два вида детских игр: режиссерская и образно-ролевая. В младшем дошкольном возрасте дети овладевают режиссерской игрой – в этой игре они обыгрывают наблюдаемые в повседневной жизни сюжеты, а также начинают переносить функции одного предмета на другой, кубик «как будто» становится машинкой, коробка – гаражом. В этом виде игры ребенок приобретает важное умение – видеть целое без составляющих элементов, таким образом он развивает свое воображение. Примерно с 3 лет появляется новый вид игры – образно-ролевая, ребенок начинает имитировать различных сказочных персонажей, животных, людей, и овладевает искусством перевоплощения.
Когда ребенок взрослеет, у него появляется потребность копировать не только действия, но и поведение взрослых, он учится использовать предметы не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Это уже не слепое повторение действий, это уже индивидуальное, окрашенное эмоциями действо. Обыгрывание одного и того же сюжета у разных детей неодинаково, оно зависит от возраста ребенка, его мироощущения, его возможностей и потребностей. Даже у одного и того же ребенка та же по сюжету игра проходит по-другому в более старшем возрасте. Игра становится более продолжительной, возрастает количество выполняемых действий, отношения между ролями четко выделяются еще до начала игры и становятся основной линией игры. Сюжетно-ролевую игру в свою очередь продолжает игра с правилами. У детей старшего дошкольного возраста предварительно игра совместно планируется и обговариваются правила, дети внимательно наблюдают, насколько действия игроков подчиняются общепринятым правилам поведения.
К сожалению, в последнее время игры все больше вытесняются из жизни детей – родители, ссылаясь на занятость, стремятся занять ребенка телевизором, компьютером или развивающими играми, не требующими их присутствия. В детском саду игру часто заменяют разными формами обучения. Во дворе дети все меньше играют в игры, которые раньше передавались одним подрастающим поколением другому.
Необходимо помочь детям овладеть ролевыми играми. Для начала предложить несложные сюжеты игр, поощрять в ребенке все проявления инициативы и фантазии, проводить театрализованные представления, читать сказки. Детям младшего дошкольного возраста близки и понятны сказки о взаимодействиях животных с людьми, дети этого возраста охотно берут на себя роль животных. В среднем дошкольном возрасте детям более интересен мир человеческих отношений, дети с удовольствием играют в сказочных принцесс и принцев. В старшем дошкольном возрасте детям становятся интересны волшебные сказки.
Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей м поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
Большинство ролевых игр в детском саду возникает спонтанно, это всем известные игры в дочки-матери, в больницу, в школу, в магазин и т. д. При общении с детьми дошкольного возраста взрослый может использовать игры для решения своих задач. Через ролевую игру педагог или родитель выводит ребенка во взрослую жизнь, учит думать, чувствовать, действовать, адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой обстановке.
Наблюдая за детской игрой можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
www.e-reading.club
Играем в жизнь: 15 сюжетно-ролевых игр
текст: Лена Чарлин, iz_antverpena
– Я не умею играть с детьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, пазлы, занятия по развивающим пособиям – это легко. Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно.
– А если ничего не придумывать, – предложила я, – а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаем вещи в ремонт.
И мы буквально за несколько минут сочинили 15 простых сценариев сюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всей семьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть члены семьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети. Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой).
1. Детский сад
Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.
Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.
Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.
2. Гости
Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.
Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.
Почему это здорово: дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.
3. Магазин
Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.
Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек.
Почему это здорово: дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки.
4. Школа
Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.
Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры.
Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу.
5. Врач
Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.
Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.
Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.
6. Мастерская
Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.
Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.
Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами.
7. Цирк
Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.
Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.
Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов.
8. Дочки-матери
Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.
Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша». Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать. Также в силах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.
Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами.
9. Автобус
Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.
Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.
Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.
10. Парикмахерская
Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.
Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.
Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту.
11. Стройка
Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики.
Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.
Почему это здорово: ребенок получает знания о процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.
12. Аэропорт
Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.
Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.
Почему это здорово: дети знакомятся с ходом воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полетом. Во время игры можно проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает уши – нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в конец салона.
13. Дракон и принцесса
Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.
Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит ее к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…
.
Почему это здорово: это активная игра, играть в нее можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные способы, как справиться с драконом.
14. Почта
Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.
Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.
Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатся сортировать предметы.
15. Сказка
Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из любого материала.
Что делать: проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку сказки.
Почему это здорово: в сказки можно начинать играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в книге.
На 15-ти описанных играх мы не остановились. Идеи так и сыпались: спасатели, сыщики, рыбаки, игра в библиотеку, в кафе, в домашнюю уборку… И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей.
Читайте также:
Играем в правила дорожного движения
Смелые девчонки Миядзаки
Играем в географию
Играем в сказки
letidor.livejournal.com
Ролевые игры для подростков: Яхта
Яхта была разработана как сюжетно-ролевая игра для подростков, тем не менее, для взрослых игроков она представляет не меньший интерес, чем детей. Более того, когда в ролевую игру Яхта играют взрослые, игровой процесс становится действительно остросюжетным шпионским детективом. Яхта уже давно хорошим классическим примером игрового сценария и заслуженно занимает свое место в картотеке сюжетно-ролевых игр любого «кабинетного» ролевика. Даже если вы далеки от ролевого движения, и являетесь вполне солидным человеком, данная сюжетно-ролевая игра, как средство незабываемо провести время и отдохнуть от своих серьезных проблем и забот, несомненно, вам пригодится. Многие фирмы, занимающиеся темой корпоративного отдыха, берут огромные деньги, за организацию ролевой игры «Яхта». Ниже, я расскажу вам, как скачать сценарий игры и дам некоторые советы, которые существенно помогут организатору сделать «Яхту» интереснее и лучше.
Итак, если вы планируете, стать участвовать в этой ролевой игре в качестве игрока, то читать сценарий игры я вам категорически не советую. Весь сценарий должен знать только мастер. Советы же написанные ниже читать можно, так как они носят общий характер и не раскрывают сути легенды персонажей.
Скачать сценарий сюжетно-ролевой игры Яхта можно в конце поста, а теперь приступим к советам:
Содержание статьи
Для организации сюжетно-ролевой игры Яхта вам потребуется 15 игроков.
В сети существует версия сценария, в который добавлено еще два игрока, но это на самый крайний случай. Две эти роли вписаны в игру без изменения ролей других игроков, и по сути, никому не нужны. Советую заранее встретиться со всеми игроками, дать им их роли (хотя бы за пару дней, так как в роль нужно вчитаться и в идеале сделать костюм). Кроме того, взносы за игру (на расходные материалы и пр.) рекомендую брать заранее. Это дисциплинирует игроков. Если все-таки кто-то из игроков в последний момент отказался – срочно ищите замену, либо, что уж поделать, нужно начинать без какого-то игрока. (главное, чтобы капитан был J ). Если у отсутствующего игрока должен был быть важный реквизит – инсценируем с помощью любой игрушки внезапно погибшего персонажа и, кто уж успеет его обшарить, тот и молодец. В крайнем случае, даже без двух игроков игра может пройти на ура.
По сценарию сюжетно ролевой игры Яхта вам потребуется различный реквизит.
В правилах он подробно описан, тем не менее, скажу следующее:
- 1. Карту можно распечатать, а можно красиво нарисовать на ватмане, если есть время и руки.
- Печать капитана, можно купить в киоске Роспечати (там продаются печатки со смешариками).
- Если в качестве печати просто налепить кусок пластилина, то он легко отклеится от дверного косяка и без следа вскрытия приклеится обратно. Чтобы избежать этой досадной возможности взлома, можно сделать настоящие печати: берем крышку из под газировки, промазываем пластилином и намертво приматываем скотчем в дверному косяку. К двери, столь же крепко приматываем скотчем тонкую веревочку. Заводим в крышку веревочку, до небольшого натяжения и накладываем сверху кусок пластилина, старатель вдавливая в крышку. Сверху, на пластилин (желательно светлых тонов) штампуем печатку. Таким образом, вскрыть помещение не повредив печать, станет невозможно. Процедуру опечатывания должен проводить капитан в присутствии владельца груза, ну а приклеивать скотчем реквизит необходимо заранее.
По сценарию, почти любой, сюжетно-ролевой игры для подростков или взрослых вам потребуется оружие.
Пистолеты можно использовать из детской пневматики двух типов: с пластмассовыми шариками и с резиновыми пульками. Разница состоит в следующем:
С пластмассовыми шариками пистолет легче перезаряжать, и есть настоящая обойма, которую можно вынуть. Однако, пульки маленькие, и не всегда удасется заметить, попали вы в противника, или нет.
С резиновыми пульками пистолет придется перезаряжать, подобно мушкету, загоняя пульки в ствол после каждого выстрела. Эту пульку гораздо легче найти на полу, подобрать и использовать второй раз.
Какой вариант предпочтительнее – решайте сами, главное помните, что все оружие нужно предварительно испытать на себе, на силу выстрела с близкого расстояния. Стрельбу в упор (действительно в упор) рекомендую моделировать так: стрелок наставляет в корпус противника пистолет и говорит «пиф-паф», после этого он незамедлительно опускает ствол вниз и стреляет в пол. Если пулька вылетела, и выстрел удался — значит, противник погиб. Если окажется, что перед «пиф-паф» стрелок забыл взвести пистолет — значит, выстрела не было.
Антураж сюжетно ролевой игры «Яхта» можно обеспечить следующими элементами.
Помимо общего оформления помещения, на торрентах можно скачать музыку 30-х, 40-х годов для кают-кампании и звуки моря для остальных помещений.
В качестве радиостанции можно использовать не печатную машинку, а приклеенный/привязанный к столу капитана сотовый телефон (соответственно использование рации – отправка нужного смс или звонок на нужный номер). При этом не забудьте номер записать в данном телефоне как «радиостанция».
Так же, если у вас есть портативные радиостанции, то можно организовать громкую связь из рубки капитана на всю яхту (а так же через них – делать мастерские объявления).
Во время организации сюжетно ролевой игры Яхта, нужно учесть одну недоработку в сценарии.
Точнее фразу в задачах одного из игроков. Ему необходимо «приобрести документ, подтверждающий на право владения…». Документ этот выдать никто не может. Из-за этого игровая задача становится невыполнимой. Решение следующее: 1. Убрать данную фразу из задачи. 2. Наделить капитана полномочиями нотариуса (подтверждение сделок, совершение свадеб, выдача справок о смерти и т.д.). Другими словами, любой документ скрепленный печатью(подпись не важна) становится законным. Ну, кроме паспортов, конечно. Второй вариант усложняет задачу первому персонажу и вносит немного разнообразия и подработок в жизнь капитана.
Почти в любой сюжетно-ролевой игре есть жесткие роли «плохих парней».
В противном случае, роль плохого парня исполнял бы мастер. Учитывая, что игра носит псевдо-исторический характер, важно особо внимательно отнестись к выдаче таких ролей, особенно, если игра проводится для подростков. После игры всегда необходимо дать возможность выговориться каждому игроку, Для тех мастеров, кого брутальность ряда ролей будет особо напрягать — рекомендую поискать версию Яхты про карибский кризис. По сути это так же яхта, только ремейк с другими именами и странами. Но ремейк, по атмосфере, хуже оригинала, поэтому — берите его только в самом крайнем случае.
Финал сюжетно-ролевой игры «Яхта» можно красиво обыграть.
Сделать это можно с помощью убитых игроков. За 5 минут до финала в одном из помещений (желательно не игровом) их всех одеваем в камуфляж (да и мастер тоже одевается), одеваем бронежилеты (черные пакеты с дырками для рук и головы) наклеиваем нужные шевроны с помощью скотча, раздаем запасные пистолеты (чем больше оружия – тем лучше). В две минуты объясняем кто они. И в момент, когда время игры истекает- врываемся на игровую территорию а дальше, в зависимости от того, какие на вас шевроны – так и поступайте. Но вообще, процессом победы должны рулить победившие игроки, а не спецназ в камуфляже (он только следит, чтобы никто чужой не доставал пистолеты и не пытался сбежать, ну, еще и контролирует поведение победителей, проверяет паспорта если нужно).
Скачать сюжетно-ролевую игру «Яхта».
Если Вы решите просвети для своих друзей игру по сценарию яхты — потом обязательно напишите, как прошло. Так же, если возникнут вопросы при подготовке к игре — смело задавайте в комментариях. Помогу, чем смогу. А в случае, если в вашей картотеке сюжетно-ролевых игр есть другие мощные сценарии — буду рад, если поделитесь ссылкой.
А теперь вы можете перейти на Главнуюили посмотреть другие интересные записи из рубрики Полезные мелочи, Рекомендую всем, Ролевые игры.
smartnotes.ru
Ролевые игры — Детская психология — LiveJournal
Подскажите, пожалуйста, сценарии ролевых игр «про взаимоотношения» — вот прямо для тупых: такой-то и такой-то персонаж идут туда-то и делают то-то. А то мама с папой в этом деле в самом деле вообще тупые, а психолог велела играть с ребёнком (4 года) в ролевые игры, потому что он в них играть не умеет, да и вообще у него социальные навыки, как мне кажется, слегка перекошены, поскольку с ровесниками ребёнок общается только в садике и на тренировке, и они ему вообще малоинтересны.Я сама никогда не играла в такие игры, кроме весьма конкретных, вроде магазина, доктора или парикмахера, но в них роли предельно понятны: что сколько стоит, постригите меня так-то, спасибо-пожалуйста и т.п. Муж — тоже не помнит, чтобы он в такое играл, к тому же, он рос со старшим братом, и там сразу казаки-разбойники были, поэтому папа уверен, что если они с сыном фехтуют на мечах или прикидываются «энгри бёрдз» и свинками-захватчиками и бросаются друг в друга подушками, то это ролевая игра, хотя это в чистом виде подвижные/спортивные.
Психолог сказала, что дала мальчику игрушечных зверюшек, сказала играть, а он не знал, что с ними делать. Я тоже не знаю, что с ними делать, кроме того, что слон и зебра щиплют травку, а лев за кустиками подкрадывается к зебре, чтобы её сожрать, на задушевные диалоги между ними меня фантазия точно не выводит. А нам велено отрабатывать человеческие взаимоотношения типа «я с тобой дружу, а с тобой не дружу, а вот за это я на тебя обиделся и т.п.» Инсценировки сказок — это не совсем то, надо «отрабатывать» спонтанные реакции на те или иные поступки, действия.
И да, попутный вопрос — что называется, офтоп: меня заинтересовала фраза психолога о том, чтобы подсказывать ребёнку, что вот, с мальчиками надо общаться так, а с девочками этак, что подучить девочке, с которой он в садике нормально играет, подарить цветочек или сделать комплимент и т.д… Это действительно необходимо? Мне казалось, что в садике все «товарищи», и мы учили просто нормальному общению и поведению в коллективе. Мне казалось, примером взаимоотношений между мужчиной и женщиной должна быть семья, где друг другом дорожат, где и цветы, и комплименты, и всё такое. Или я сильно заблуждаюсь, и надо срочно взяться за изучение «Домостроя» и пособий по пикапу?
det-psy.livejournal.com
Ролевые игры для малышей: просто и полезно
Такие игры дают возможность с раннего возраста лучше познать мир, понять взаимоотношения между окружающими людьми и сформировать свою модель поведения.
Они развивают мышление, воображение, внимание, память. Проигрывая знакомые ему моменты, взятые из жизни, малыш учится принимать решения, самостоятельно действовать и преодолевать возникающие по ходу трудности.
«Магазин»
Предложите ребёнку побыть в роли продавца продуктового магазина. Пусть он сам придумает, какие продукты будет продавать и что из подручных предметов может быть выложено на «прилавки» в качестве хлеба, картошки, моркови, колбасы, конфет и т.д. Подобные действия со стороны ребёнка будут способствовать развитию мышления, памяти, воображения. Если малыш предложит что-то самостоятельно, например, использовать коробочку вместо кассы, или порвать на кусочки бумагу, которая сойдёт за деньги, то не забывайте хвалить его за проявленную инициативу. Будьте вежливым «покупателем», ребёнку и так не просто ориентироваться в незнакомой теме. В сложные моменты ненавязчиво подсказывайте как лучше поступить.
«Айболит»
Многие малыши любят играть в «Айболита» или «Больницу». Они с удовольствием «лечат» кукол или кого-то из членов семьи, ставя им градусник, прослушивая дыхание, назначая лечение.
Предложите своему сыну или дочери поиграть в «Айболита». Настроиться на эту тему поможет чтение одноименной сказки К. Чуковского. Готовясь к «приёму» маленький врач должен подумать, что ему для этого пригодится: градусник, фонендоскоп, шприц, всевозможные таблетки и витамины (их роль сыграют конфетки), листы для выписки рецептов. Ребёнок еще больше войдет в роль, если для него найдется белый халат. Пусть с важным видом поинтересуется: «Что у вас болит?» и примется за осмотр. Эта ролевая игра не только развивает мышление и воображение, но и помогает ребенку начать знакомство с профессией врача, пусть даже примитивно, на уровне детского восприятия. Кроме того, она поможет победить страх перед врачами. Во время игры постарайтесь немного рассказать о каких-то нюансах работы медика, чтобы малыш вынес из игрового занятия еще и что-то новое для себя.
«Кафе»
Дети с удовольствием посещают с родителями кафе, игра на эту тематику доставит им массу радостных эмоций. Вы можете «сыграть» посетителя, а ваш малыш – официанта. Затем поменяться ролями. При «посещении кафе» закажите несколько понятных ребенку блюд и что-то незнакомое. Предоставьте ему возможность, будучи официантом, придумать, как выполнить ваш заказ. Можете предложить придумать названия блюд или «угостить» вас чем-то на свое усмотрение.
«Автобус»
Для этой игры вам вместе с ребенком нужно сконструировать что-то наподобие автобуса с сиденьями, это могут быть поставленные в ряд стулья. Ребёнок выступает в роли водителя, а вы – пассажира, ожидающего автобус на остановке. В какой-то момент водитель должен объявить: «Остановка!» Вы покупаете билет, назвав свой пункт назначения, и размещаетесь на одном из сидений. Водитель может по пути останавливаться и забирать других пассажиров, в качестве которых выступают куклы и другие игрушки. Поездка может сопровождаться веселыми песнями, например, «Песенкой друзей».
Игра может быть еще и полезной для запоминания ваших частых маршрутов. Малыш повторяет названия начальных и конечных остановок, начинает лучше ориентироваться в том отрезке пути, который вы проделываете, отправляясь в детский сад, в гости к бабушке и т.д.
«Парикмахерская»
Любимая игра для девочек, но в нее с удовольствием играют и мальчики. Ребенок выступает в качестве мастера, а в роли клиентов – вы и куклы. Вместе с малышом вы можете придумывать варианты причесок, затем с помощью различных заколок и бантов делать их куклам. Когда дойдет очередь до вас, подбадривайте юного парикмахера, хвалите за проделанную работу. Во время игры можете вместе отработать какой-либо элемент прически, например – плетение косички.
Моделью для ролевой игры может стать любая интересная малышу ситуация – полёт на самолёте, подготовка к школе, визит к стоматологу, приезд родственников. Вы сможете отработать нужные навыки поведения и разобрать ситуации, вызывающие у крохи сложности.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru