Советская тематика – Сценарий вечеринки в стиле «назад в СССР», организация, конкурсы, фото

Советские плакаты. Часть 1: Общество и политика

Наглядная визуальная агитация была неотъемлемой частью жизни каждого советского гражданина. Он встречался с ней на улице, на работе, посещая места отдыха и магазины. Советские плакаты, без сомнения, можно выделить в отдельное направление в рамках соцреализма, их рисовали профессиональные художники (а иногда мировые знаменитости), а слоганы для них, зачастую, писали выдающиеся писатели и поэты. Рассматривая плакаты разных годов можно смело судить о внутренней и внешней политике СССР, и даже о некоторых мировых событиях.

Но, так как плакаты предназначались только для внутреннего потребления, почти всё, что создавалось советскими плакатистами остается неизвестным мировой публике, хотя многие работы вполне себе представляют художественную ценность. Мы постарались отобрать самые, на наш взгляд, интересные и показательные из них, и сделали подборку для наших читателей.

Плакаты 20-30-х годов

Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.

Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.

«Клином красным бей белых» — призыв бороться с белым движением. Плакат был нарисован художником Лазарем Лисицким – одним из основателей супрематизма.

Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей

Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.

Советская власть стремилась уровнять в правах всех своих граждан. Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство» и осваивать новые профессии.

До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.

В начале 20-го века Партия еще вынашивала планы мировой революции, и готовила к ней свой народ. Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!

Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.

Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.

Один из первых плакатов с изображением лично Сталина. Его называют «капитаном, который ведет страну от одной победы к другой»

Сталинская эпоха

Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.

«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»

Сталина называют символом «дружбы народов» — одного из главных идеологических принципов Советского союза, согласно которому должен быть сформирован единый «советский народ», пренебрегая национальной и религиозной идентичностью.

«Любимый Сталин – счастье народа»

В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.

«Строительство социализма»

Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием

Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.

С началом правления Сталина страна развивается «Пятилетками». Принимается план развития страны на этот срок, после его завершения принимался следующий план и так далее. Такая практика просуществовала вплоть до 1991 года.

Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.

Кстати, подобные слоганы были заимствованы Джорджем Оруэллом для его романа-антиутопии «1984». С помощью формулы 2+2=5 он наглядно демонстрировал политику «двоемыслия», которая господствовала в тоталитарном обществе.

Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.

А тут речь идет уже об уборке урожая.

В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.

Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат

«Свет в окне – помощь врагу»! Во время войны действовали правила светомаскировки, по ночам во всех домах и на транспорте отключали свет, чтобы противнику было сложнее определять цели для бомбардировок.

Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.

«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет». На заднем плане изображен Александр Невский – русский князь и полководец, во время сражения с немецкими рыцарями.

Хоть плакат и приписывает это выражение полководцу, на самом деле оно было придумано для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятого в 1938 году.

На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.

Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.

Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.

«Так будет с фашистским зверем»

«С Новым годом, ребята!»

Холодная война

Как известно, после войны отношения между СССР и странами запада сильно похолодели. Советская пропаганда не могла на это не отреагировать, появляются антиамериканские и антинатовские плакаты.

«Люди, будьте бдительны»

«НАТО»

«За Европу без ядерного оружия!»

Надпись гласит, что в США исчезает демократия, и создается полицейский режим.

Времена Брежнева

Брежневские времена в русской историографии принято называть «застоем». После шока Карибского кризиса стороны поняли всю опасность возможной войны, и милитаристская риторика поутихла. Подскочили цены на нефть, которую СССР успешно продавал. Приток денег в страну позволили обменять материальные блага на лояльность народа, за инакомыслие наказывали только тех, кто целенаправленно выступал против советского строя. Как следствие, с плакатов пропадает пропаганда коммунизма, и почти всё внимание уделяется социальным проблемам, повышению качества труда и энтузиазма рабочих.

«Как работал, так и заработал»

«Качество – залог прогресса!», «Повышай личную ответсвенность!»

«Не лги никогда»

«Один ребенок – хорошо, два – лучше!»

«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре»

В Советском союзе проживало много т.н. «малых народов». Эти люди не хотели покидать места проживания своих предков, и вели традиционный для их культуры образ жизни. Власти всячески призывали их вливаться в советское общество, используя, в том числе, и плакаты.

Во времена Брежнева довольно популярной становится тема Космоса. К тому же, на этот период выпадает и знаменитая программа «Союз — Аполлон», в ходе которой произошла первая стыковка советского и американского кораблей на орбите земли.

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» – Юрий Гагарин.

“Orbiting Earth in the spaceship, I saw how beautiful our planet is. People, let us preserve and increase this beauty, not destroy it!” — Yuri Gagarin.

На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.

Плакат посвящённый полёту Союз – Аполлон, который также известен, как «рукопожатие в космосе».

Перестройка

Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.

Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!

www.learnrussianineu.com

Советская мотивация (40 плакатов)

Советская мотивация — это советские мотивирующие плакаты. В СССР подобные плакаты можно было встретить везде: на работе, в подъезде, на информационном стенде, транспортной остановке и во всех общественных местах. А ещё такие плакаты печатали в книгах, газетах и журналах. Социологи того времени считали, что это наилучший способ донести полезную (правильную) информацию до населения. У нас уже выходили советские плакаты, если вас заинтересовала данная тематика, то похожие картинки вы найдете в конце подборке в похожих новостях.









































kaifolog.ru

Набор креативных агитплакатов на советскую тематику

Плакаты советского периода сейчас знакомы только людям старшего поколения, прошедшим суровую школу жизни советского периода. И сейчас, взглянув на эти оригинальные плакаты, многие дизайнеры-художники создают их современные аналоги, которые более интересны, веселы и понятны современному поколению.

Креатив в «советской обертке»

Креативный подход на тему работы

Например, плакаты художника Сергея Барыкина показывают советский период жизни в новом ключе, в котором есть место сексуальности и провокационности. Немного новой эклектики, капелька эротики и появился новый плакат на советскую тему. И далее можно сравнить современный взгляд на советскую жизнь с оригинальными плакатами периода советской эпохи.

Советские агитплакаты в красивой упаковке

Советы с самого начала своего правления очень пристальное внимание уделяли наглядной агитации. В то время – не было телевидения, радио еще не получило свою власть над массами людей, а на кино не у всех людей были деньги. Поэтому и стали появляться на улицах городов агитационные плакаты, направленные на борьбу с врагом. И если во время революции основной упор делался на внешнего врага и борьбу с кулаками:

то уже в мирное время лозунгом стал – труд:

Итак,  далее покажем немного плакатов в стиле ретро с их «родственниками» советского периода.

Переделанные агитплакаты СССР

 

Культурный отдых на агитплакатах

 

 

Обслуживание в СССР глазами современников

и в глазах предков

Советское обслуживание на плакатах пост-СССР

и в СССР

Такого секса в СССР точно не было

Чай по-советски

и Советский чай на плакатах

Труд уборщиц сейчас

и в СССР

Заработал и отдай жене на плакате сейчас

allpozitive.ru

Советские плакаты на пионерскую тематику. СССР. История пропаганды

 

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина была создана 19 мая 1922 года и просуществовала до распада СССР в 1991 году. Целью организации было воспитание советских детей в духе «коммунистической идейности и преданности Советской Родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, освоению духовной культуры, непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни».

Юные ленинцы — дети Ильича (1924 год)

Буду твердо стоять за дело рабочего класса

Мы юные ленинцы (1925 год)

СССР — наша Родина: Молодые большевичата к борьбе за дело Ленина всегда готовы

Военный уголок в пионеротряде и школе: В ногу с Красной Армией (1930 год)

Военный уголок в пионеротряде и школе: Крепим крылья Советов (1930 год)

Военный уголок в пионеротряде и школе: С компасом и планшетом (1930 год)

Дети Октября, будьте готовы продолжить и завершить великое дело Ленина, дело мирового коммунизма! (1933 год)

Ленинскому комсомолу достойную смену (1933 год)

Пионеры, крепите оборону страны Советов! Больше кружков юных друзей ОСОАВИАХИМа! (1934 год)

Юные пионеры и школьники! Растите грамотными и энергичными строителями социализма (1935 год)

Пионер, зорко охраняй социалистическую собственность от пожара! (1941 год)

О том, как пионер Сеня диверсанта провел к нефтебазе (1941 год)

Ребята защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым! (1941 год)

Пионеры и школьники! Сдавайте нормы на значок БГСО (1947 год)

Ребята! Ваша шалость с огнём приводит к пожару (1949 год)

Всегда, во всем будем ленинцами (1951 год)

К борьбе за дело Ленина-Сталина будь готов! (1951 год)

Пионер! Будь готов к труду и защите Родины! (1952 год)

Будь чист, опрятен, пионер, показывай во всем пример! (1953 год)

Учиться на отлично наша обязанность перед Отчизной! (1953 год)

Зачем портишь? (1954 год)

Он — юный пионер! (1956 год)

Учись стрелять метко (1958 год)

Пионер любит трудиться и бережет народное добро (1959 год)

Торжественное обещание юного пионера Советского Союза (1959 год)

Пионер дружит с детьми из всех стран мира (1960 год)

Галстук пионерский пламенно горит … (1961 год)

Мы, пионеры Советской страны, славным традициям будем верны! (1961 год)

С пионерским звонким маршем мы идем на помощь старшим! (1962 год)

Сигнал (1964 год)

Пионер растет смелым и не боится трудностей

Соберем металлолом! (1966 год)

Будь зорок и ярок пионерский фонарик! (1968 год)

Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда (1969 год)

Пионер, тебя зовет «Зарница» — игра дружных, сильных и смелых! (1969 год)

По-ленински жить, коммунистом расти, чтоб новую славу стране принести!

Девиз пионера, девиз следопыта — никто не забыт и ничто не забыто! (1979 год)

Будьте гражданами с детства! Вам Советская страна даст со временем в наследство все, что сделала она (1982 год)

Мы будем Отчизне достойной сменой, счастливые дети советской страны! (1988 год)

Источник: http://tipolog.livejournal.com/47433.html

www.propagandahistory.ru

2.Особенности отечественной журналистики в период становления советского режима (1921-1927 гг.). Формирование системы сми. Тематика.

  1. Изменения в системе отечественной журналистики после февральской буржуазной революции. Первый закон о печати.Утверждение однопартийной советской журналистики в годы гражданской войны. Система советской печати, ведущие издания.

Революционные события, происходившие в последние дни февраля 1917 г., заметно отразились на рынке столичной прессы. С 25 февраля по 5 марта в Петрограде ни одна газета, кроме «Русского инвалида», не увидела света. Да и опубликованные здесь материалы не давали представления о том, что реально происходит в городе. Сложная ситуация с выпуском газет сложилась в эти дни и в Москве. Из-за того что издатели не захотели поместить сообщения о беспорядках в столице и деятельности сформированного в Петрограде Совета рабочих депутатов, а затем Временного комитета Государственной думы, типографские рабочие отказались печатать их газеты. Исключение составило «Русское слово», возобновившее свой выход 2 марта. Остальные московские газеты появились лишь на следующий день и лишь после того, как их издатели выполнили требования печатников. 2 марта было сформировано Временное правительство. Рупором проводимой им политики стал его официальный орган «Вестник Временного правительства», который стал продолжением «Правительственного вестника» и сохранил его дореволюционную нумерацию. Содержание «Вестника Временного правительства» в марте 1917 г. не позволяет судить о каких-либо кардинальных переменах во внутренней и внешней политике страны. Пришедшее к власти мирным путем Временное правительство продолжало прежний курс царизма. Эта политика не устраняла существовавших в обществе противоречий. Февральскую буржуазно-демократическую революцию «Русское слово» не могло оставить вне внимания. Одна из старейших буржуазных газет страны, она не была изданием, далеким от политики. За годы своей деятельности газета не раз меняла политическое направление, но при этом делала это так умело, что в сознании читателей оставалась приятным собеседником, поэтому тираж ее к началу 1917 г. достигал 600–800 тыс. экз., а порой и миллиона экземпляров. Всегда осторожная, чутко улавливающая складывавшуюся политическую ситуацию, газета в самом начале марта 1917 г. достаточно определенно выразила свою позицию: поддержка думскому правительству. Ситуацией, сложившейся после победы Февральской буржуазно-демократической революции, воспользовались все социалистические партии, и в первую очередь большевики, также получившие возможность легально работать. 5 марта возобновилось издание «Правды», закрытой царским правительством в июле 1914 г.* перед самым началом первой мировой войны. Газета фактически стала центральным органом большевистской партии. Одновременно в Москве увидел свет орган МК большевиков «Социал-демократ». Он был наиболее влиятельной после «Правды» большевистской газетой, имевшей широкую читательскую аудиторию в центральных районах страны. В структуре большевистской журналистики заметное место заняла крестьянская печать, главной целью которой было привлечение на сторону большевиков многомиллионной массы крестьян. Для них выпускались газеты «Деревенская беднота», «Деревенская правда», «Крестьянская газета» и др. Наиболее ярыми противниками большевиков внутри рабочего движения являлись меньшевики, которые также в начале марта 1917 г. развернули активную издательскую деятельность. В Февральскую буржуазно-демократическую революцию меньшевики вступили заметно разобщенными. «Рабочая газета» отражала взгляды лишь одной их партийной группы. На правом фланге меньшевизма стояла небольшая группа меньшевиков-оборонцев во главе с Г. Плехановым. Эта группа получила название «Единство» и издавала газету под таким же названием. В редакцию входили известные меньшевистские деятели: Г. Плеханов, Г. В результате Февральской буржуазно-демократической революции легализовала свою деятельность и партия эсеров. В марте 1917 г. ее ЦК приступил к выпуску в Петрограде своего органа «Дело народа». Это была ежедневная политическая и литературная газета, на страницах которой активно выступали А. Керенский, В. Чернов и другие лидеры эсеровского движения. «Дело народа», выражая официальную эсеровскую идеологию, поддерживало Временное правительство, не исключало возможности содружества с ним, стояло на позициях оборончества.Активную издательскую деятельность вели и другие социалистические партии: трудовики, народно-социалистическая партия (энэсы), максималисты, анархисты.Буржуазные издания, встав на сторону Временного правительства, весьма настороженно относились к Советам рабочих депутатов. Редактор «Русского слова» В. Дорошевич потребовал от сотрудников газеты не сбиваться влево, ни по тону, ни по содержанию публикаций не становиться на сторону Советов. В конце марта в редакции «Русского слова» для руководства газетой создается Особый комитет, деятельность которого регламентировалась программой, уставом, инструкцией. Комитет, на который возлагалось общее руководство газетой, объявлял «Русское слово» беспартийным изданием, разрешавшим себе поддерживать отношения со всеми социалистическими партиями. Но при этом газета должна была стоять на защите частной собственности, а во Временном правительстве – видеть единственную законную власть. Особый комитет стал коллегиальным органом редакции. Он обсуждал на своих заседаниях материалы сотрудников редакции, предназначенные для публикации в других изданиях, если эти выступления противоречили позиции «Русского слова».

Первый закон о печати

В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной — отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако судебные преследования печати не получили распространения: административные меры были удобнее для правительства. Тем не менее, реформа способствовала дальнейшему росту печати, особенно либерально-буржуазного толка.

Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным институтом ее стала советская журналистика, унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. В 20-е гг. отечественная пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-организационной схеме. Выполняя идеологический и социальный заказ РКП(б), она принимала деятельное участие в строительстве Советского государства, в утверждении авторитарных принципов руководства, настойчиво боролась за осуществление решений партии.В первое десятилетие своей деятельности журналистика Советской страны прошла несколько отличающихся друг от друга этапов, изменивших ее характер и приведших к органическому вхождению в административно-командную систему.

На первый план в деятельности советской журналистики 1921 г. выдвигались вопросы организации пропаганды новой экономической политики среди широких масс рабочих и крестьян.

Активные действия печати сдерживались рядом причин, возникших в предшествовавшие годы. Стремительный количественный рост советской прессы в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции породил и серьезные недостатки, особенно на местах, которые привели к заметным упущениям в работе прессы. Они выражались в крайне низком уровне изданий, объяснимых в военное время, но неприемлемом в мирное. Это снижало интерес к советской журналистике, роняло ее авторитет в читательской среде, сдерживало влияние на массы. На состоянии печати пагубно сказывалась разруха, охватившая страну. Материальные трудности не позволяли заняться подготовкой журналистских кадров, улучшением технической базы газетно-журнального производства. Как экстренная мера по укреплению деятельности советской прессы в октябре 1921 г. в Москве открывается Государственный институт журналистики. Задача его – обеспечить периодические издания профессионально подготовленными кадрами. Однако осуществить намеченное в полной мере не удалось. Во второй половине 1922 г. печать оказалась в состоянии кризиса. Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы, ее полиграфическую и техническую оснащенность. Кроме того, сказались как недостаток журналистских кадров, так и плохая профессиональная их подготовленность. Количество газет стало катастрофически сокращаться. Советская печать, оказалась в состоянии кризиса. На ухудшении состояния советской печати сказалось и некоторое оживление частного предпринимательства, приведшего к возникновению значительного количества издательских объединений. Они наводнили книжный рынок продукцией, рассчитанной на нэпманов, деловых людей, рядового обывателя. Для преодоления кризиса печати, имевшего многообразные формы проявления, требовались комплексные меры. Среди них главное место заняла материальная помощь прессе. С 1923 г. финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного, губернского бюджетов. Центральная печать финансировалась из государственного бюджета. 22 января 1924 г. страну облетела весть о кончине В.И. Ленина. В тот же день вышли «Экстренные выпуски» газет «Правда» и «Известия». Через несколько дней в «Правде» постоянным становится отдел «Без Ленина – по ленинскому пути». Печать развернула широкую политическую кампанию за приток в партию новых сил, представленных главным образом рабочими. Проблемы внутрипартийных противоречий и обостряющейся борьбы за власть составляли лишь часть многообразной тематики советской прессы восстановительного периода. Советская журналистика сыграла заметную роль в воспитании кадров руководителей возрождающейся промышленности. Печать рассказывала и о том новом, что входит в жизнь народов советских республик. Определенное отражение получила и тема образования Союза ССР.

studfiles.net

Советские плакаты. Тридцатые годы. Часть V. СССР. История пропаганды

Продолжим знакомство с советскими плакатами тридцатых годов. Эти плакаты отображают жизнь советских людей той эпохи — коллективизация, индустриализация, великие стройки — вот основная тематика. И, одновременно, были и голод начала тридцатых, и перегибы во время коллективизации, и репрессии — обоснованные и ничем не обоснованные.
Но на плакатах отображается, разумеется, только светлая, парадная сторона той эпохи. Давайте и мы вспомним именно свершения, а не разного рода «перегибы», увы, неизбежные при строительстве нового государства.


Строительство социализма


Москва -столица СССР


Во что бы то ни стало — ликвидируем прорыв


Приобретайте билеты 13 лотереи ОСАВАИХИМа


Пейте советское шампанское — лучшее виноградное вино!


Сольем ударные отряды в сквозные ударные бригады!


Братья, лучше честная смерть, чем позорная жизнь (во второй половине тридцатых годов такие личности, как князь Дмитрий Донской уже перестали быть «представителями эксплуататорских классов», а снова стали национальными героями)


Просто пионерка


Просто пропаганда здорового образа жизни


Красная армия — верный страж страны советов


Дадим пролетарской столице лучшее в мире метро


Уничтожить кулака как класс


Ставка интервентов бита!


Капитан Страны Советов ведет нас от победы к победе!


Поезд идет от станции социализм до станции коммунизм. Испытанный машинист локомотива революции т. Сталин


На штурм четвертого последнего года пятилетки


Да здравствует союз рабочих и крестьян — основа советской власти!


Днепрострой построен!


Каждый колхозник, каждая бригада, каждая МТС должны знать план большевистского сева!


Кто славен в стране социализма


Зорко охраняй социалистический урожай


Батраки и комсомольцы, на трактор! В ударные колонны весеннего сева!


Колхозники и единоличники! Сдадим хлеб государству по обязательству полностью и в срок!

www.propagandahistory.ru

Романтический реализм. Тематика советской живописи (II)

Первая часть.
ВВЫСЬ

Этот светлый, романтичный раздел выставки «Романтический реализм» посвящён чуду воздухоплавания. Точнее – чуду жизни вообще. Картины Лабаса – бесконечное любование свежестью юного умытого мира и невесомыми, ещё безгрешными, не до конца оформившимися новыми людьми, счастливыми от того, что они легко преодолели земное притяжение. Здесь всё точно с иголочки, только что вылупившееся, наивное и трогательное в своей чистоте.

А.Лабас “Первый советкий дирижабль”, 1933, ГТГА.Лабас “В полёте”, 1935, ГТГ

Торжество безоблачной реальности – сегодня и всегда – ещё яснее чувствуется в работе ученика Филонова, живописца Купцова, чей дирижабль парит среди аэропланов, демонстрируя эстетическую ценность машин.

В.Купцов. “Дирижабль” 1933, Центральный музей Вооружённых Сил РФ

Кадром кинохроники выглядит преображённые новой цивилизацией просторы у Цветкова. И хотя под его картиной – самой поздней в этом разделе выставки – стоит зловещая дата 1937, все в ней дышит неподдельной верой в чудо, ощущением причастности к прогрессу и искренним энтузиазмом в представлении лучшего, что происходит со страной.

Б.Цветков. “Доставка плотов”, 1937 г. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, НОВОЕ ТЕЛО

Спорт, физкультура – явления в конце XIX – начале XX века модные, но не массовые – Советскую власть интересовали серьёзно. В 1918 году руководство физической подготовкой трудящихся официально поручено ведомству культуры. Молодой стране нужны сильные, выносливые, физически крепкие граждане: «Рабы, разгибайте спины и колени! Армия пролетариев, встань стройна!» Возникают культ здоровья, культ тела, развитию которых способствуют появление выходных дней и отпусков. Кроме того, в первые послереволюционные годы в России уживаются одновременно чрезвычайная сексуальная раскрепощённость и пуританизм. Представленные в этом разделе «Романтического реализма» произведения относятся к 30-м годам, когда уже победили идеи социалистической аскезы и деэротизации общества. Поэтому, здесь человек – почти бесплотная сущность. Особенно хорошо это видно на полотнах Дейнеки «Утренняя гимнастика» и «Эстафета», где изображены не вполне люди, скорее – отрывающиеся от земли формулы людей.

А.Дейнека “Утренняя зарядка”, 1932 г, ГТГА.Дейнека “Эстафета”, 1947, ГТГ

Или чистые эмоции – как на полотне «Киров принимает парад физкультурников».

А.Самохвалов “С.М.Киров принимает парад физкультурников”, 1935, ГТГ

Даже реалистичная упитанная «Спортсменка с цветами» Самохвалова словно бы парит в воздухе.

А.Самохвалов “Физкультурница с букетом”, 1935, ГТГ

На картине «В Севастополе» написанной, когда со всех прочих аспектов советского мифа уже сдёрнута романтическая дымка, а эротические аллюзии находятся под запретом, люди будущего – дети, твёрдо стоят на земле и держатся за парапет, в то время как соблазнительная фигура взрослой женщины зависла между настоящим и прошлым.

А.Дейнека “В Севастополе”, ГТГ

ПРАЗДНИКИ, ВСТРЕЧИ

Время трудовых побед и настоящего энтузиазма породило не только новую страну и новых героев, но и новые праздники, новые способы времяпрепровождения. Внутрисемейная или внутрицеховая камерность уступила место массовости, уединение – единству. За всё берутся, как в общине – миром. Миром чествуют героев, торжествуют, подписываются на заём, решают, кто здесь свой – словом, общественный интерес выше личного.
Эстетика массового триумфа становится, в основном, имперсональной – в «Демонстрации» Бродского лиц не разобрать (всего четырьмя годами раньше он тщательно выписывал массовку на «Празднике Конституции»), в эскизе мозаики Дейнеки лица неважны. Народ превращается в «трудовую массу».

А.Дейнека “Стахановцы. Эскиз мозаики”, 1938, Государственный центральный музей современной истории РоссииИ.Бродский “Демонстрация на Проспекте 25 декабря”, 1934, ГТГ

Другое дело – «Встреча артистов театра им. К.С.Станиславского с летчиками» Ефанова.

В.Ефанов “Встреча артистов театра имени К.С.Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского, 1938, Государственный Русский музей

Жанровые полотна претендуют на точность репрезентации, а поэтому вызывают дополнительное доверие зрителя, главный запрос которого по отношению к искусству – правдивость.

НА ВОСТОК

Мечты о сказочном Востоке – относительно недавно присоединенным к империи Закавказью и Туркестану, – взлелеянные романтиками Золотого века литературы, героями Кавказский войн, Туркестанских походов и Тянь-Шанских экспедиций, поддержали современников Серебряного века и натолкнули на спасительные открытия. Исполненный витиеватых аллюзий язык народов, населяющих юго-восточные окраины России, оказался единственной для многих литераторов, прижатых Советской властью к ногтю, возможностью самовыражаться. От догм соцреализма Пастернак, Ахматова, Тарковский, Заболоцкий и другие, лишенные права печататься поэты, укрылись в переводах персидских, узбекских, туркменских, азербайджанских и прочих, прежде неведомых европейцам, опусов, художники тоже нашли на Востоке надежное убежище задолго до того, как эшелоны с эвакуированными во время Великой Отечественной войны превратили на несколько военных лет хлебный Ташкент в культурную столицу СССР. Советская идеология довлела и там, за Кавказским хребтом и в песках Средней Азии, но, прикрываясь самобытностью, экзотикой и национальным темпераментом, живописцы могли удариться в фовизм, скрестить виденных в юности Матисса и Сезанна с закавказской реальностью или переместить сюжеты средневековых европейских миниатюр на Туркестанскую почву. Экспрессионистские хлопковые мадонны Волкова,

А.Волков “Сбор хлопка”, 1931 г, ГТГ

постимпрессионистские пейзажи и натюрморты Сарьяна

М.Сарьян “Плоды и овощи”, 1942 г, Государственный музей искусств народов Востока

неподготовленному зрителю слали горячий братский привет и поддержку из (будто бы) сытых и вечно солнечных краёв – то есть честно выполняли госзаказ. А просвещенные зрители видели в кавказских и среднеазиатских художниках героев эстетического сопротивления, нонконформистов, променявших удобства столичной жизни на свободу слова и дела.

ТЕРРИТОРИЯ СЧАСТЬЯ

“Насаждение идеи единого всеобщего счастья – важная пропагандистская задача. В какие бы обстоятельства не помещали своих героев литераторы и кинематографисты, призванные транслировать образ рая, схема развития событиях и характеров одна: преодоление трудностей, короткая передышка и взгляд в будущее, полное сбывшихся надежд. Связь с действительностью очень условна, происходящее здесь и сейчас – неважно. Голод и лишения значения не имеют, потому что “через четыре года здесь будет город-сад”. Реальные люди живут, будто начерно, во имя великой идеи рая для всех потом, в будущем. Но предчувствие этого будущего уже здесь. “Как хорошо жить в Советском Союзе!” И рай на самом деле уже есть, это не библейский Эдем, а залитый солнцем косогор, по которому бегут полные сил купальщицы Дейнеки.

А.Дейнека “Раздолье”, 1944 г, Государственный Русский музей

Это холм и зелёно-голубые просторы, где мечтают влюблённые Петрова-Водкина.

К.Петров-Водкин “Весна”, 1935 г, Государственный Русский музей

Это пионерлагерь, где радуются лету крепкие подростки Кончаловского.

П.Кончаловский “Утро испанских пионеров в летнем лагере”, 1939 г, Государственный Русский музей

Наличие коллектива – жизнь “перед лицом своих товарищей”- важная составляющая коммунального быта и счастья. В одиночестве простой советский человек может чувствовать себя полноценным, пожалуй, только во сне. Где сон – там мир.

А.Дейнека “Спящий ребёнок с васильками”, 1932, ГТГ

В пережившей столько потрясений за три десятилетия стране отсутствие войны – показатель счастья. А территория счастья – повсюду, где есть солнце, простор, тишина. И недремлющее око справедливой власти, охраняющей покой своих сограждан, подобно фигурке красноармейца за плечом кормящей матери Редько.

К.Редько “Материнство”, 1937 г, Государственный Русский музей

АРХИТЕКТУРНАЯ УТОПИЯ

Полностью отказавшиеся от частного – собственности, пространства – прекрасные, мускулистые люди, которым посчастливилось жить при Коммунизме, будут нуждаться в огромных дворцах с библиотеками, залами для собраний и торжественных встреч, обсерваториями, бассейнами, стадионами, аэродромами. Основная идея триумфальной эстетики первых станций московского метро – та же. Подземные чертоги как доказательство того, что всё лучшее и технически совершенное в стране принадлежит сразу всем и никому в отдельности.

И.Фомин, Л.Поляков “Станция метро “Площадь Свердлова” (“Театральная”). Москва. Перонный зал. Перспектива”, 1936-1938 гг. Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Тщательно проработанные эскизы, предназначенные исключительно членам худсовета, выполнены так, будто в любой момент их может затребовать Верховный Зодчий. Который, кстати, действительно иногда вникал в архитектурные работы. Что, наряду с существованием подробных планов зданий будущего, бесспорно доказывало, что советская мечта сбудется совсем скоро.

Б.Иофан, В.Щуко, В.Гельфрейх. “Дворец Советов. Москва. Конкурс. Перспектива”, 1933 г, Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

ГЕРОИ

Расцвет портретного жанра в СССР пришёлся на середину 1930-х годов. К тому времени соцреализм почти вытеснил со сцены все прочие художественные методы – стремительно приобщающийся к культуре новый человек нуждался в буквальном воспроизведении действительности, без затей и лишних аллюзий.
Главной темой в искусстве становится преображение страны, героем – человек из народа, основной интонацией – настойчивый оптимизм. Появляются портреты – картины: бежит по лесу на лыжах и в будённовке не чуждый человеческих радостей маршал Ворошилов,

И.Бродский. “К.Е.Ворошилов на лыжной прогулке, 1937 г. Центральный музей Вооружённых сил РФ

поднимает рюмку за щедро накрытым столом бонвиван «красный граф» Толстой.

П.Кончаловский “А.Н.Толстой у меня в гостях”, 1940-1941 гг, Государственный Русский музей

И портреты-типы: красноармейцы, спортсмены, делегаты, колхозники, метростроевцы, рабфаковцы, значкисты ГТО – лучшие люди Родины.

Наивному, ждущему встречи с прекрасным зрителю помимо лиц передовиков из соседней бригады, нужны герои для любования, вроде ангелоподобной арфистки Дуловой.

И.Грабарь. “Портрет В.Дуловой”, 1935 г, ГТГ

И для подражания – не небожители, но улучшенные «мы»: мудрый «буревестник революции» Горький,

И.Бродский “Портрет А.М.Горького”Ю 1936 г, ГТГ

всезнающий нарком тяжёлой промышленности Орджоникидзе или застёгнутый на все пуговицы проницательный художник Грабарь.

И.Грабарь. Автопортрет с палитрой, 1934 г, ГТГ

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА

“Скорбь, ужас, благодарность, гордость, невыносимость утрат и другие очень личные переживания связаны у каждого советского человека с Великой Отечественной войной. Из частных воспоминаний живых людей советская идеология лепила образ “народа-победителя” и “народа-страстотерпца”, гордящегося не столько отвоеванным миром, сколько стигматами и размахом пережитых лишений.
В противовес этой линии, военный раздел выставки “Романтический реализм” – интимное, скрытое от суеты пространство, своего рода алтарь, где крупномасштабные полотна обращены не к “широким массам”, но к каждому зрителю лично. Военная тема представлена пятью библейскими сюжетами: небесный заступник, Давид и Голиаф, невинная жертва, святое воинство и Благая весть. Это, несовместимое с официальным советским богоборчеством заимствование не случайно. С началом войны прекратились массовые гонения на церковь. Приходы жертвовали серьёзные средства в Фонд обороны – на деньги православных удалось снарядить танковую колонну и эскадрилью.

Социалистический реализм взял в оборот библейские сюжеты и иконографию, и стена между духовным искусством и советским в какой-то момент стала совершенно прозрачной.

Поэтому не удивительно, что к 700-летию битвы на Чудском озере Корин пишет не портрет Александра Невского, но икону. В образе благоверного князя с лицом актера Черкасова из фильма Эйзенштейна, потомственный иконописец Корин соединяет канонические изображения Дмитрия Солунского и заступников Русской земли Бориса и Глеба.

П.Корин “Александр Невский”, 1942 г, ГТГ

“Мать партизана” Герасимова – блаженная, безоружная баба на пути армии Голиафов.

С.Герасимов “Мать партизана”, 1943 г, ГТГ

Невинно убиенный пастушок Пластова – недосмотренный Отцом Исаак, смерть которого требует отмщения.

А.Пластов “Фашист пролетел, 1947. Повторение авторской картины 1942 г., Государственный Русский музей

По легенде, Сталин будто бы привёз картину Пластова в Тегеран, и потрясённые Рузвельт и Черчилль стали сговорчивее в вопросе открытия второго фронта. Грандиозная “Оборона Севастополя” Дейнеки – попирающее смерть необоримое Воинство Света.

А.Дейнека “Оборона Севастополя”, 1942, Государственный русский музей”

И, наконец, совершенно реалистичное, казалось бы, “Письмо с фронта” Лактионова (всю жизнь дружившего с иконописцами) Благой вестью осеняет лица своих читателей: курится папиросный фимиам, светятся нимбы детей, светится само письмо, преображается жизнь.

А.Лактионов “Письмо с фронта”, 1947 г., ГТГ

Первая часть.
О судьбе некоторых картин рассказано на сайте “Эхо Москвы”

Материал для статьи взят из брошюры “Выставка Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945”

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Экскурсия в Новодевичий монастырь

kraeved1147.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *