| ||||||||||||||||||||||
|
|
|
Пикассо 50 лет спустя: можно ли отделить искусство от художника?
- Дом
- Искусство и жизнь
- Культура
- Искусство
Тема для разговора
Предполагаемое женоненавистничество испанского художника бросает тень на выставки, приуроченные к полувековой годовщине его смерти Пионер изма Пабло Пикассо описывал женщин либо как «богинь, либо как тряпок».

Illustrated/Getty Images
Выставки в Европе и за ее пределами, посвященные 50-летию со дня смерти Пабло Пикассо, вызвали новые споры об отношении испанского художника к женщинам.
Всего на родине Пикассо и в других странах, от Франции, Германии и Монако до США, проходит более 40 выставок в рамках годовой программы мероприятий, посвященных пионеру кубизма, скончавшемуся 8 апреля. 1973 г., в возрасте 91 года.
Но на фоне растущего внимания к его отношению к женщинам, которых он называл либо «богинями, либо тряпками», женоненавистничество Пикассо теперь угрожает «подвергнуть опасности его наследие», — сказал искусствовед Аластер Смарт в The Independent.
«Какой уровень нечистоты мы не потерпим?»
Личная критика Пикассо подпитывается нелестными биографиями, опубликованными в последние десятилетия, на фоне растущей негативной реакции на токсичную мужественность.
В июне 2021 года профессор искусства устроил акцию протеста в барселонском музее Пикассо со студентками в футболках с надписью: «Пикассо, обидчик женщин».
Представляя программу юбилейных мероприятий, организованных Испанией и Францией, где Пикассо прожил много лет, министр культуры Франции Рима Абдул Малак признала, что вокруг художника и его отношений с женщинами было «много споров». «Чтобы привести молодое поколение к его искусству, мы должны дать им ключи к пониманию его работы [и] жизни», — сказал Малак.
Такие аргументы «предвосхищают любую критику, которая в эпоху после #MeToo программа 2023 года сводится к просто лести», — сказал Смарт в The Independent. Но реальность такова, что Пикассо был «серийным аферистом», садомазохистом, который был связан с 17-летней девушкой, когда ему было 45 лет, и который был жестоким и предположительно жестоким по отношению к женщинам — хотя «фактически задокументировано только психологическое насилие».
«Моральная чистота не является требованием для создания искусства, — добавил Смарт, — но какой уровень им чистоту разве мы не потерпим?»
Обвинения против Пикассо «слишком многочисленны, чтобы их перечислять по пунктам», — сказала писательница по искусству Флоренс Халлетт в The New European, но «художник придерживался ветхозаветного подхода к наложению на своих детей предполагаемых грехов своих жен и любовников». После того, как Франсуаза Жило, партнер Пикассо на протяжении десяти лет, опубликовала откровенные мемуары под названием « Жизнь с Пикассо » в 1964 году, он «запретил их детям, Клоду и Паломе, входить в свой дом, видя их после этого лишь изредка».
Внучка художника Марина Пикассо утверждала, что он «процветал за счет страданий тех, кто его любил».
«Ему нужна была кровь, чтобы подписать каждую из его картин: кровь моего отца, моего брата, моей матери, моей бабушки и моя», — написала она в своей книге 2001 года Пикассо : Мой дедушка.
«Слишком большой, чтобы потерпеть неудачу»
Наше общество имеет «давнюю традицию предоставления карт-бланш гениям-мужчинам», — сказал Халлетт в The New European, но «работы Пикассо, безусловно, уникальны тем, что им предоставлена моральная целостность, которая бросает вызов нашим знаниям». человека».
Тем не менее, эта работа, как сказал Смарт в The Independent, «всегда была неразрывно связана с историей его жизни».
Пикассо называл свои полотна «страницами моего дневника». По словам искусствоведа Роуз-Марии Гропп, одна из его самых известных картин иллюстрирует его презрение к женщинам.
«Просто немыслимо думать о такой катастрофической картине, как «Авиньонские девицы 1907 года» , без агрессии со стороны ее создателя», — Гропп, автор готовящейся к выходу книги Богини и половики: женщины и Пикассо , сообщено Deutsche Welle.
«То, что Пикассо был женоненавистником, на самом деле не вызывает сомнений», — сказал Себастьян Сми из Washington Post. Женоненавистничество — это «симптом узкого, расстроенного воображения», и хотя интеллект Пикассо был «огромным и разносторонним», писал Сми, «он сделал свое искусство более узким, менее интересным, превратив так много его в причудливо навязчивую идею». показатель бурлящей истерии его амбивалентного отношения к женщинам».
Тем не менее, некоторые критики утверждают, что Пикассо намеренно обращал внимание на более широкое отношение к женщинам.