Сюжеты детективных историй – 7 сюжетов детектива — Литературная мастерская

Содержание

7 сюжетов детектива — Литературная мастерская

Давненько мы не ныряли в беспросветные пучины жанровой литературы, не упивались серым однообразием, а тут как раз появился замечательный повод – на этой неделе я наткнулся в сети на любопытную классификацию детективных сюжетов, с которой и спешу вас сегодня познакомить. И хоть детектив относится к числу моих самых нелюбимых жанров, но приведенная ниже классификация настолько элегантна и лаконична, что прямо просится на бумагу. А уж начинающим знать ее будет тем более полезно.

Напомню лишний раз, что речь пойдет о классическом детективе, фабула которого выстроена вокруг загадочного убийства, а главным двигателем сюжета выступает поиск и вычисление преступника. Итак…

Классификация детективных сюжетов.

1. Каминный детектив.

Это самый что ни на есть традиционный тип детективной истории, в котором произошло убийство и имеется узкий круг подозреваемых. Доподлинно известно, что один из подозреваемых и есть убийца. Сыщик должен вычислить преступника.

Примеры: многочисленные рассказы Гофмана и Э.А. По.

2. Усложненный каминный детектив.

Вариация предыдущей схемы, где так же имеет место загадочное убийство, очерчивается ограниченный круг подозреваемых, но убийцей оказывается кто-то сторонний и обычно совсем незаметный (садовник, слуга или дворецкий). Словом, второстепенный персонаж, на которого мы и не могли подумать.

3. Самоубийство.

Вводные те же. На протяжении всего повествования сыщик, подозревая всех и вся, безрезультатно ищет убийцу, а в финале неожиданно выясняется, что жертва просто свела счеты с жизнью, убила сама себя.

Пример: Агата Кристи «Десять негритят».

4. Групповое убийство.

Сыщик, как и всегда, наметил круг подозреваемых и пытается вычислить преступника. Но в числе подозреваемых нет одного убийцы, потому что жертву убили все, совместными усилиями.

Пример: Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе».

5. Живой труп.

Произошло убийство. Все ищут преступника, но оказывается, что убийство так и не состоялось, а жертва жива.

Пример: Набоков «Подлинная жизнь Себастьяна Найта».

6. Убил сыщик.

Преступление совершает сам следователь или детектив. Возможно, по соображениям справедливости, а может быть, потому что он – маньяк. Между прочим, нарушает заповедь №7 из знаменитых 10 детективных заповедей Рональда Нокса.

Примеры: Агата Кристи «Мышеловка», «Занавес».

7. Убил автор.

Вводные практически ничем не отличаются от вышеназванных вариаций, однако схема подразумевает, чтобы главный герой был самим автором повествования. А в финале неожиданно выяснится, что он-то и убил несчастную жертву. Эта схема, примененная Агатой Кристи в «Убийстве Роджера Экройда», поначалу вызвала настоящий гнев критиков, т.к. нарушала первую и главную из 10 детективных заповедей Рональда Нокса: «Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом мыслей которого читателю было позволено следить». Однако впоследствии прием был назван новаторским, а роман признан настоящим шедевром жанра.

Примеры: А.П. Чехов «На охоте», Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда».

Дополнение.

В качестве бонуса приведу еще три дополнительные оригинальные схемы, употреблявшиеся считанное число раз, но наглядно расширяющие приведенную классификацию:

8. Мистический дух.

Введение в повествование некой иррациональной мистической силы (мстительного духа), которая, вселяясь в персонажей, совершает убийства их руками. В моем понимании, такое нововведение уводит историю в смежную область фантастического (или мистического) детектива.

Пример: А. Синявский «Любимов».

9. Убил читатель.

Пожалуй, самая сложная и каверзная из возможных схем, в которой писатель стремится выстроить повествование так, чтобы в финале читатель с удивлением обнаружил, что именно он совершил загадочное преступление.

Примеры: Дж. Пристли «Инспектор Гули», Кобо Абэ «Призраки среди нас».

10. Детектив Достоевского.

Феномен романа Достоевского «

Преступление и наказание», который, несомненно, имеет детективную основу, заключается в разрушении традиционной схемы детектива. Мы уже заранее знаем ответы на все вопросы: кого убили, как и когда, имя убийцы и даже его мотивы. А вот дальше автор ведет нас темными, нехожеными лабиринтами осознания и осмысления последствий содеянного. И это то, к чему мы не привыкли совершенно: простейшая детективная история эволюционирует в сложную философско-психологическую драму. В общем, это замечательная иллюстрация старого высказывания: «там, где посредственность заканчивает, гений только начинает».

На этом все на сегодня. Как всегда, с нетерпением жду ваших отзывов в комментариях. До скорой встречи!

litmasters.ru

Как написать детектив с захватывающим сюжетом. Как написать детективный рассказ, роман, комикс

Как самостоятельный жанр литературы детектив насчитывает более чем полуторавековую историю, и все эти полтора века он был весьма популярен. Его главный секрет в том, что читатель не просто следит за приключениями главного героя, а разгадывает преступление наравне с сыщиком – строит догадки, выделяет подозреваемых, продумывает мотивы. Важнейшая черта любого детектива – игра между читателем и автором, поэтому, если вы не знаете, как написать детектив и построить интересную игру со своей аудиторией, то эта статья поможет вам во всем разобраться.

Продумайте преступление

Преступление – это с чего стоит начать писать детектив,  его основа, поэтому преступление необходимо проработать как можно тщательнее. В большинстве произведений речь идет об убийстве, но не всегда – историю можно построить на покушении на убийство, на угрозах, получаемых жертвой, на ограблении, совершенных при странных обстоятельствах, или на других неординарных событиях. На самом деле случай, который ляжет в основу вашего рассказа или комикса, вовсе не обязательно должен нарушать уголовный кодекс – он просто должен представлять собой некую тайну, к разгадке которой герои и читатели придут в конце. Однако для простоты мы будем называть такую тайну преступлением, соответственно, ее «виновника» – преступником, а того, кто пытается найти отгадку, – следователем или сыщиком.

Если вы хотите написать детективный рассказ высокого уровня, то желательно, чтобы преступление было интригующим, впрочем, даже «простое» убийство в темном переулке может стань началом отличной детективной истории. Уже на этом этапе важно не только придумать некое загадочное событие, но и сразу обозначить себе отгадку и хотя бы пунктирно наметить то, как будут развиваться события.

Ответьте на вопросы, которые помогут вам придумать сюжет для детектива: какие улики и зацепки получит следователь, какие теории выстроит, как будет продвигаться расследование? Есть ли свидетели? Кто будет первым подозреваемым, кто вторым и т.д.? Что будет делать преступник, совершит ли другие преступления и по каким причинам (заметает следы или добивается какой-то цели)?

Подайте преступление красиво

«Ввод» преступления – одна из важнейших сцен детектива: это начало вашей игры с читателем, и необходимо, чтобы эта игра его затянула. Вы можете показать непосредственно совершение преступления (убийство на званом ужине), привести рассказ о нем (клиентка пришла к частному сыщику за консультацией) или, например, дать место происшествия. Важно, чтобы у читателя, как и у следователя, после «ввода» появились некие зацепки – отправные точки, на основе которых он будет строить свои догадки. Приведите достаточное количество деталей, введите нескольких свидетелей и/или подозреваемых.

Иллюстрация из «Blacksad»

Сделайте сюжет увлекательным, но не нарочитым

Тем, кто решил написать детективный роман, важно нащупать достаточно тонкую грань, разделяющую захватывающий сюжет от сюжета неправдоподобного. События, улики и разгадка не должны быть натянутыми и надуманными, а читатель не должен становиться в позу Станиславского и повторять про себя «Не верю». Конечно, не стоит делать преступление слишком простым, как и использовать шаблоны или большое количество деталей, позаимствованных из других детективов – это делает историю предсказуемой.


Если говорить о детективных комиксах, то в свое время с ними боролись не хуже, чем с настоящей преступностью. Содержание таких книг строго контролировалось, например, злодеи всегда должны были быть задержаны до совершения преступления, а их ремесло ни в коем случае не должно было показываться, как нечто привлекательное. Таким образом, детективные комиксы получались скучными и безжизненными. К счастью, сейчас ситуация изменилась, и вы можете дать волю своей фантазии.

Чтобы избежать очевидности смените в ходе расследования главного подозреваемого, введите переворачивающие дело улики, дайте неожиданную информацию о героях – о жертве, ее близких (если это значимо для расследования), подозреваемых и пр. Главное – избегайте нарочитости, а также не запутывайте сюжет так, чтобы вам самим впоследствии было слишком трудно выпутаться. Действия всех персонажей должны быть логичными (или по крайней мере – правдоподобными), все выводы, улики и зацепки должны быть получены сыщиком в ходе логического анализа, слежки, допросов и пр., а не в результате подбрасывания монетки или как подарок небес в прямом смысле этого слова. Подробнее читайте в статье «Составляющие хорошего детектива».

Завершите свою историю

Какой бы ни была ваша тайна, в конце обязательно надо привести отгадку, объяснить мотивы преступника и ответить на все вопросы, накопившиеся у героев (то есть у читателя) по ходу действа. Обратное позволительно только Дэвиду Финчеру в фильме «Зодиак» (в том числе потому, что в данном случае преступник не был найден). В принципе детектив не тот жанр, где приветствуется открытый финал

и тайне можно остаться не раскрытой. Подумайте сами: ваша игра с читателем должна завершиться, а если вы не дадите ответы, ваш «оппонент» не будет знать, правильны ли его догадки, соответственно от игры у него останется чувство неудовлетворения, что вам совершенно ни к чему.

Иллюстрация из «Сорвиголовы»

Также читателя не стоит оставлять разочарованным, а потому никогда не объясняйте все стечением обстоятельств или роковой случайностью. Если в основе истории лежит самоубийство, оно должно быть вынужденным – и в конце выяснится, кто и почему заставил несчастную жертву прыгнуть с крыши. Не списывайте преступление на действие высших/потусторонних сил, если ранее произведение не предполагало ничего мистического. Читатель разгадывает загадку, отталкиваясь от тех данных, что вы ему дали. Откуда же ему было знать, что в вашей вселенной демоны похищают людей среди бела дня?

В любом случае лучше пусть концовка будет слегка предсказуемой, чем вызовет искреннее недоумение и разочарование. Заранее сложно сказать, кто из читателей сходу отгадает вашу загадку, а кто до конца останется заинтригован. Впрочем, еще почти сто лет назад было определено, что цель настоящего детектива – бросить аудитории вызов, но при этом позволить отгадать ребус немного раньше сыщика. Считается, что к моменту открытия карт у читателя должна быть вся информация, чтобы самому вычислить, кто преступник.

Выберите правильного преступника

Как мы уже говорили, знать, кто именно совершил преступление, вы должны еще в начале работы над детективом. Кого же лучше выбрать? Как правило, мистером или миссис Х становится кто-либо из или наиболее заметных героев, или, напротив, менее заметных. Первый вариант предпочтительнее, так как бросает читателю больший вызов – вы как бы показываете, что вот он, преступник, все время был на виду. Ваш злоумышленник в любом случае не должен остаться в тексте незамеченным – дайте читателю шанс зацепиться за него.

Ход, при котором во всех отношениях положительный герой оказывается главным злодеем, используется довольно часто, поэтому мы бы не советовали прибегать к нему, особенно несколько раз.

Как минимум в четырех книгах Дэна Брауна убийцей оказывался самый положительный персонаж, что, конечно, уже со второй историей воспринимается неоднозначно.

С другой стороны, установление личности преступника – широкое пространство для игры с читателем: как автор вы можете по ходу сюжета несколько раз намекнуть на одну личность, главным подозреваемым у следователя сделать другую, а фактическим убийцей – третью. Главное, чтобы все это логично легло в текст.

Иллюстрация из «Полиции Готэма»

Создайте интересного сыщика

Кем бы ни был ваш детектив – профессиональным следователем со стажем или новичком, частным сыщиком – весельчаком или жертвой, подозреваемой в преступлении, – произведение гораздо сильнее впечатлит читателя, если создать живую личность, за которой любопытно наблюдать. Поэтому, помимо преступления, продумайте и образ того, кто будет его разгадывать. Если ваша история подразумевает противостояние детектива и преступника, так же внимательно отнеситесь и к образу антагониста. При этом считается, что детектив – не тот жанр, где надо тщательно, в деталях продумывать характеры в духе Толстого и прописывать душевные терзания, как это делал Достоевский.

Один из несложных приемов, как сделать характер заметным, – придать герою какую-нибудь интересную особенность, выделить несколько черт и упирать на них. Не обязательно создавать столь же эксцентричных персонажей, как Шерлок Холмс или Ниро Вульф, который никогда не выходит из дома и 4 часа в день посвящает исключительно орхидеям. Сделайте героя вечно ерничающим весельчаком или, напротив, мрачным меланхоликом; ценителем прекрасных вин и прекрасного пола или классической музыки и литературы; человеком с IQ 180 или того, кто представляет каждое преступление как шахматную партию и проигрывает дома различные комбинации.

Проверяйте детали

Всегда тщательно проверяйте упоминаемые факты, в том числе соответствие калибров и моделей оружия (а также размеров – спрятать в карман джинсов АК-47 очень тяжело), действие выбранных ядов (одни вещества перестают быть ядовитыми, будучи смешанными с той или иной пищей, а других надо употребить слишком много, чтобы действительно отравиться).

Если вы пишите о конкретном временном периоде, например, о двадцатых годах США с их чикагскими гангстерами, то постарайтесь изучить максимум информации о том времени.

Очень аккуратным стоит быть с «наукоемкими» уликами, например, с тем, как действительно выглядит тормозной путь от шин на асфальте; чем отличается след от веревки на шее у повесившегося и задушенного человека; как действует на труп трехдневное пребывание в воде и пр. Без таких тонкостей не обойтись, если вы хотите написать по-настоящему хороший детектив. Помните: детектив – это соревнование умов, а читатель, почувствовавший подвох, не захочет соревноваться с вами в сообразительности и, возможно, потеряет к истории всякий интерес.

disima.ru

Запертая комната — Формы детективных сюжетов

Формы детективных сюжетов

Детектив как явление многолик и разнообразен. К этому жанру можно отнести всякую историю, герои которой стремятся раскрыть обстоятельства некоего происшествия, случившегося в прошлом. (Согласно строгому определению, даже наличие преступления не является определяющим фактором). Поэтому детективу найдётся место практически в любом сеттинге: от вестерна до космооперы.

За долгую историю жанра сформировалось несколько узнаваемых форм детективных историй. Каждая форма — это набор договорённостей о том, кем является жертва и подозреваемые, кто и какими методами ведёт расследование и что стоит на кону. Выбор формата определяет ожидания участников от игры и набор допущений, которые они готовы принять на веру. Кроме того, он помогает ведущему определиться с источниками вдохновения для будущих приключений.

Существует огромное количество классификаций, которые делят детектив на поджанры. Я воспользуюсь той, что приведена в дополнении GURPS Mysteries. Есть исследования более детальные и обстоятельные, зато это лучше всего применимо к ролевым играм. При написании этой статьи я опирался именно на материалы этой книги. Она выделяет четыре основных формы детективного сюжета: «уютный», «круто сваренный», процедурная драма и триллер.

«Уютный» детектив

Он же «кресельный» (armchair) или классический английский детектив. Этот поджанр исторически сформировался первым и обрёл узнаваемый облик благодаря книгам Агаты Кристи, Гилберта Честертона и Ричарда Нокса.

Отличительная черта таких сюжетов — «закрытость». Жертва, преступник и весь состав подозреваемых относятся к одной группе людей, которые хорошо знают друг друга. Суть расследования сводится к раскрытию скрытых связей и отношений между ними. Долги, тайные союзы, шантаж, подлог, хищения или борьба за наследство — вот обычные мотивы, стоящие за действиями героев.

«Закрытость» уютных детективов часто подчёркивается ещё и тем, что действие истории разворачивается в замкнутом пространстве: фамильный замок, одинокий остров, тихоокеанский лайнер или поезд дальнего следования. Это исключает возможность того, что преступник — незнакомец, оказавшийся здесь по воле случая.

В уютных детективах сыщиками редко становятся профессиональные полицейские. Чаще всего это талантливые любители, эксцентричные гении или просто те, кто лично связан с жертвой и жаждет справедливости. Как правило, у них нет специальных полномочий и ресурсов, помогающих им в расследовании, однако именно к ним люди обращаются за помощью.

Из всех форм детективных сюжетов уютный меньше всего располагает к экшену. В большинстве произведений этого жанра вообще нет места дракам, погоням или перестрелкам. Всё действие сводится к поиску улик и — в первую очередь — к опросу свидетелей и подозреваемых.

Всё это делает классический английский детектив весьма непростым жанром для ролевых игр. Ведущий должен детально продумать каждого из персонажей, с которыми столкнутся сыщики: его мотивы, цели и, конечно, тайны, которые он не захочет открывать. Но главное — необходимо сделать каждого персонажа фактурным и узнаваемым, иначе в долгой череде допросов игроки быстро начнут путать одного подозреваемого с другим.

Ещё одна трудность — это поддержание темпа повествования. Если на кону в расследовании стоит абстрактная справедливость, жизням героев ничего не угрожает, а львиная доля расследования — это неторопливые беседы с персонажами ведущего, то игроки могут заскучать. Если ваша группа предпочитает более динамичный стиль, отступите от канонов жанра и добавьте в сюжет больше конфликта.

Уютный детектив вряд ли подойдёт для длинных игровых кампаний. Тем не менее, он станет отличным выбором для приключения, цель которого — детально изучить некую организацию или группу персонажей ведущего: гильдию, корпорацию или клуб.

«Круто сваренный» детектив

К середине 20-х годов XX века детектив стал едва ли не самым массовым жанром в развлекательной литературе. Однако многих читателей не устраивала монотонность и оторванность от жизни рассказов того времени. Где это видано, чтобы все проблемы решались только болтовней и размышлениями? За справедливость нужно сражаться — причём в самом прямом смысле. Очевидный спрос на такие истории породил жанр круто сваренного детектива (hard-boiled), который обрёл популярность благодаря романам Рэймонда Чендлера, Роберта Паркера и Сэмюэла Хэммета.

Сюжеты круто сваренных детективов часто строятся вокруг острых социальных проблем. Жертва преступления оказывается втянута в дела организованной преступности, коррупцию или наркоторговлю. Мир таких детективов в целом куда масштабнее, сложнее и злее, чем тот, что мы видим в классических английских романах.

Узнаваемый образ круто-сваренного детектива — это частный сыщик в длинном плаще и шляпе-федоре. Обычно это бывший полицейский, который ушёл в отставку или пострадал от коррумпированных властей. У него проблемы с алкоголем и деньгами, но под показным цинизмом и равнодушием скрывается благородное сердце.

Расследование в этом жанре — весьма непростая задача для сыщика. Свидетели не доверяют ему, подозреваемые — боятся, а настоящие преступники стремятся вывести его из игры, причём самыми грубыми методами. Всё это делает круто сваренный детектив чрезвычайно удобным жанром для ролевых игр. В нём найдётся место и для кропотливой сыскной работы, и для нескольких хороших погонь и перестрелок. Да, здесь всё ещё много болтовни, но даже сцены социального взаимодействия более напряжённые и конфликтные.

Круто сваренный детектив отлично впишется в игру, если вы хотите, чтобы персонажи столкнулись с острыми социальными проблемами, дали отпор несправедливости и, возможно, одержали маленькую победу в борьбе с бездушной и коррумпированной системой.

А что насчёт нуара?

Нуар — это особый поджанр круто сваренного детектива. Его ключевая особенность — это не какой-то особый формат расследования, а скорее образ мира, в котором происходит действие истории. Это холодное и мрачное место, безжалостное к своим обитателям. Честность и благородство здесь почитаются за слабость, а справедливость давно превратилась в сказку вроде Санта Клауса или Пасхального кролика.

В нуарных историях нет простых и ясных решений, нет деления на хороших и плохих парней. У каждого хватает мрачных тайн в прошлом. Порой главные герои таких сюжетов ничуть не лучше мерзавцев, с которыми они борются. Строго говоря, поэтому многие истории в жанре нуар куда ближе к криминальному роману, чем к детективу. Расследование в них становится лишь поводом перетряхнуть старые чуланы и достать на свет несколько скелетов с проломленными черепами.

Полицейская процедурная драма

Она же — процессуальная драма или полицейский процедурал. Это самый молодой поджанр детективных историй, который сформировался в 50-х годах XX века, а настоящую популярность обрёл ближе к нашему времени. В литературе его достойным представителем является цикл детективных романов «87-й полицейский участок» Эда Макбейна, а на телеэкране — сериалы вроде «CSI: место преступления» и «Мыслить как преступник».

Характерная черта полицейской процедурной драмы в том, что она стремится показать, как работают настоящие детективы. В центре внимания часто оказываются реальные техники криминалистики, допроса или поведенческого анализа. Кроме того, героями таких историй зачастую являются профессионалы, которые ведут расследование по долгу службы. Они редко работают в одиночку и вынуждены считаться со всеми ограничениями, которые накладывают на них закон и служебные инструкции.

Герои процедурных детективов более человечны, чем их коллеги из других жанров. Им часто приходится выбирать между работой и личной жизнью или между карьерой и справедливостью. Этот выбор часто становится темой сюжета второго плана.

Преступления в этом жанре менее театральны, чем в уютных или круто сваренных детективах, и гораздо больше напоминают преступления реальные. Сложность в том, что сыщикам порой приходится вести несколько дел одновременно, при этом соблюдая все тонкости полицейских процедур. Мало распутать дело, его ещё нужно суметь довести до суда, и это непросто сделать, если сыщики действовали небрежно.

Как правило, социальному взаимодействию всё ещё отводится ключевая роль, но и работа с вещественными доказательствами в этом жанре раскрывается в полной мере. Что касается экшена, то его здесь больше, чем в уютном детективе, но меньше, чем в круто сваренном. Пара сцен погонь и преследований будут смотреться уместно, но вряд ли кто-то попытается целенаправленно устранить детективов. Нападение на офицеров полиции или специальных агентов — рискованная затея даже для отчаянных рецидивистов.

Формат процедурной драмы вполне естественно ложится на ролевые игры. Жанр предполагает, что герои работают вместе и ведущему не придётся ломать голову над тем, как объединить их в группу или как объяснить их мотивацию. Кроме того, большая часть расследований раскрывается в сериальном формате «загадка недели», который также удобно использовать для игры. Вместе с тем, этот жанр таит в себе и угрозу: в стремлении сделать действие максимально реалистичным ведущий может слишком увлечься инструкциями, формами и прочей «бумажной работой». Если вы играете не с потомственными бюрократами в третьем поколении, вряд ли игрокам это понравится.

Триллер

У этого жанра нет чётких границ, и по тематике произведений триллер можно разделить ещё на десяток категорий: мистический, психологический, шпионский, полицейский, политический и т.д. Всех их объединяет одно качество — интенсивность порождаемых эмоций. Вся суть триллера в том, чтобы пощекотать нервы зрителю, читателю или игроку. Достойными (но совершенно разными) представителями жанра можно считать романы Яна Флеминга и фильмы Альфреда Хичкока и Дэвида Финчера.

В этом списке триллер оказался по той причине, что зачастую этот жанр использует те же тропы и художественные приёмы, что и процедурные и круто-сваренные детективы. В каком-то смысле, триллер — это детектив, вывернутый во времени. Если обычное расследование ведёт героев к некоему событию в прошлом, то в триллере оно раскрывает детали того, что произойдёт в будущем, приближая героев к развязке. Как и в обычных детективах, отправной точкой сюжета становится преступление или другое шокирующее происшествие, однако в триллере оно служит лишь прелюдией к чему-то большему. Задача героев состоит в том, чтобы разобраться в происходящем и успеть предотвратить катастрофу.

Сюжеты преступлений в триллерах обычно запутанные, а порой даже переусложнённые. Типичные элементы — неожиданное предательство союзников, двойные (а то и тройные) агенты и игра в кошки-мышки с главными героями. Ставки в этой игре весьма высоки. На кону никогда не стоит одна лишь абстрактная справедливость или правосудие. Если герои не вмешаются вовремя, случится нечто ужасное и непоправимое: убийца настигнет очередную жертву, враг получит список двойных агентов, сработает Машина Судного дня и т.д. Даже если масштабы действия сравнительно невелики, ставкой в расследовании становится что-то очень важное для героев: жизнь собственная или жизнь кого-то из их близких.

Роль персонажей игроков целиком определяется тематикой триллера. В шпионском триллере герои — шпионы экстра-класса, в полицейском — детективы отдела убийств или федеральные агенты, в психологическом — вообще кто угодно. Суть в том, что они — единственные, кто видит связь между на первый взгляд разрозненными преступлениями, и только они понимают, что все эти случаи — часть большого и зловещего плана. Порой сам факт того, что они отказываются бросить расследование, ставит их жизни и карьеру под угрозу.

Триллер станет отличным выбором, если вы хотите пощекотать игрокам нервы, устроив динамичное приключение с погонями, взрывами и перестрелками. Это главное достоинство триллеров перед другими жанрами — действию в нём отводится ничуть не меньше внимания, чем следственной работе. Это позволяет не сильно беспокоиться о темпе игры и помогает создать по-настоящему напряжённый финал истории. Однако будьте осторожны, черпая вдохновение в остросюжетных голливудских триллерах. В них хватает впечатляющего экшена, однако он далеко не всегда оправдан. Режиссёру удаётся это скрывать за счёт постановки сцен и высокого темпа повествования, однако у вас такой возможности не будет.


Помните, что выбор формата служит для того, чтобы помочь вам сориентироваться в том, что является уместным в выбранном поджанре. Он не должен сковывать вас по рукам и ногам. Если вы считаете, что уютную тишину викторианской гостинной неплохо бы разбавить звуками пальбы — действуйте.

    lockedroom.ru

    Как написать детектив с захватывающим сюжетом?

    Несмотря на свою относительную молодость как самостоятельного литературного направления, сегодня детектив является одним из самых популярных жанров. Секрет такого успеха прост – тайна увлекает. Читатель не пассивно следит за происходящим, а принимает в нем активное участие. Предугадывает события и строит свои версии. Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), автор знаменитой серии романов о сыщике Эрасте Фандорине, в своем интервью однажды рассказал, как написать детектив. По мнению писателя, основным фактором для создания захватывающего сюжета является игра с читателем, которую нужно наполнить неожиданными ходами и ловушками.

    Вдохновиться примером

    Многие авторы популярных детективов не скрывают факт, что получили вдохновение, читая произведения выдающихся мастеров этого жанра. Например, американская писательница Элизабет Джордж всегда восхищалась творчеством Агаты Кристи. Не устоял перед шарадами великого автора детективной прозы и Борис Акунин. Писатель вообще признался в том, что обожает детективы в английском стиле и часто использует характерные для них приемы в своих произведениях. О том, какой вклад в детективный жанр внес Артур Конан Дойл со свои знаменитым персонажем, вероятно, не стоит много говорить. Поскольку создать героя, подобного Шерлоку Холмсу, – мечта любого писателя.

    Стать преступником

    Чтобы написать настоящий детектив, необходимо придумать преступление, поскольку тайна, связанная с ним, всегда стоит в основе сюжета. А значит, автору придется примерять на себя роль злоумышленника. Для начала стоит определиться, каким будет характер этого преступления. Большинство известных детективных историй построены на расследовании убийств, краж, ограблений, похищений и шантажа. Однако также есть множество примеров, когда автор увлекает читателя невинным происшествием, которое ведет к разгадке большой тайны.

    Повернуть время вспять

    После выбора преступления автору предстоит тщательно его продумать, поскольку настоящий детектив таит все детали, которые и приведут к развязке. Мастера жанра советуют воспользоваться приемом обратного хода времени. Для начала следует решить, кто совершил преступление, как он это сделал и почему. Затем нужно представить, каким образом злоумышленник попытается скрыть содеянное. Не стоит забывать о соучастниках, оставленных уликах и свидетелях. Эти зацепки выстраивают захватывающий сюжет, который дает читателю возможность вести собственное расследование. Например, известная британская писательница Пи Ди Джеймс говорит, что прежде чем приступить к созданию захватывающей истории, она всегда придумывает разгадку тайны. Поэтому, когда ее спрашивают о том, как написать хороший детектив, она отвечает, что надо мыслить, как преступник. Роман не должен быть похожим на скучный допрос. Интрига и напряжение – вот, что важно.

    Построение сюжета

    Детективный жанр, как любое другое литературное направление, имеет свои поджанры. Поэтому отвечая на вопрос о том, как написать детектив, профессионалы советуют для начала определиться с выбором способа построения сюжетной линии.

    • Классический детективный сюжет подается в линейной форме. Читатель ведет расследование совершенного преступления вместе с главным героем. Использует он при этом ключи к загадкам, оставленные автором.
    • В перевернутой детективной истории читатель в самом начале становится свидетелем преступления. А весь последующий сюжет крутится вокруг процесса и способов расследования.
    • Часто писатели детективов используют комбинированную сюжетную линию. Когда читателю на одно и то же преступление предлагают посмотреть с разных сторон. Такой подход основан на эффекте неожиданности. Ведь сложившаяся и стройная версия ломается в один момент.

    Заинтересовать читателя

    Ввести читателя в курс дела и заинтриговать, представив преступление, – один из основных этапов создания детектива. Не имеет значения, каким образом станут известны факты. Читатель может сам быть свидетелем преступления, узнать о нем из рассказа персонажа или очутиться на месте его совершения. Главное, чтобы появились зацепки и версии для расследования. Описание должно иметь достаточное количество правдоподобных деталей – это один из факторов, которые следует учитывать, разбираясь в вопросе о том, как написать детектив.

    Держать интригу

    Следующей немаловажной задачей начинающего автора будет удержать интерес читателя. История не должна быть слишком простой, когда уже вначале становится понятно, что всех убил «аквалангист». Надуманный сюжет также быстро надоест и разочарует, поскольку сказка и детектив – разные жанры. Но даже если предполагается создать лихо закрученный сюжет, следует припрятать некоторые ключи к разгадкам в ворохе маловажных, на первый взгляд, деталей. Это один из приемов классического английского детектива. Ярким подтверждением вышесказанного может послужить высказывание популярного американского писателя Микки Спиллейна. На вопрос о том, как написать книгу (детектив), он ответил: «Никто не станет читать загадочную историю, чтобы добраться до середины. Все намерены дочитать ее до конца. Если она окажется разочарованием, вы потеряете читателя. Первая страница продает эту книгу, а последняя — все, которые будут написаны в будущем».

    Ловушки

    Поскольку работа детектива опирается на разум и дедукцию, сюжет будет более захватывающим и правдоподобным, если информация, представленная в нем, заставит читателя приходить к неверным выводам. Даже лучшие сыщики могут заблуждаться и следовать за ложной линией рассуждений. Таким приемом часто пользуются авторы, создающие детективы про серийных убийц. Это позволяет запутать читателя и создать интригующий виток событий. Когда уже все вроде бы ясно и нечего бояться, именно в такой момент главный герой становится наиболее уязвимым перед надвигающейся чередой опасностей. Неожиданный поворот всегда делает историю более интересной.

    Мотивация

    Герои детективов должны иметь интересные мотивы. Совет писателя Курта Воннегута о том, что в хорошей истории каждый персонаж должен чего-то хотеть, относится к детективному жанру более, чем к другим. Поскольку последующие действия героя напрямую зависят от мотивации. А значит, влияют на сюжетную линию. Необходимо проследить, а затем прописать все причины и следствия, чтобы крепко держать читателя в созданной ситуации. Чем больше персонажей со своими скрытыми интересами, тем запутаннее, а, следовательно, увлекательнее получается история. Детективы про шпионов в большинстве своем изобилуют подобными героями. Наглядным примером может послужить детективный триллер «Миссия невыполнима» по сценарию Дэвида Кеппа и Стивена Заилляна.

    Создать личность преступника

    Поскольку о том, кто, как и почему совершил преступление, автор знает с самого начала, дело остается за малым – решить, будет ли этот персонаж одним из главных.

    Если пользоваться распространенным приемом, когда злоумышленник постоянно находится в поле зрения читателя, то необходимо детально проработать его личность и внешность. Как правило, такого героя автор делает весьма симпатичным, чтобы вызвать доверие у читателя и отвести подозрения. А в итоге — ошарашить неожиданной развязкой. Ярким и наглядным примером является персонаж Виталий Егорович Кречетов из детективного сериала «Ликвидация».

    В случае, когда принято решение сделать преступника наименее заметным персонажем, в большей степени понадобится детальная прорисовка личных мотивов, чем внешности, для того чтобы вывести его в итоге на главную сцену. Именно таких персонажей создают авторы, пишущие детективы про серийных убийц. Пример – шериф из детективного сериала «Менталист».

    Создать личность героя, расследующего преступление

    Персонаж, противостоящий злу, может быть кем угодно. И совершенно необязательно профессиональным следователем или частным сыщиком. Внимательная старушка мисс Марпл у Агаты Кристи и профессор Ленгдон у Дэна Брауна не менее качественно справляются со своими обязанностями. Основная задача ведущего персонажа заключается в том, чтобы заинтересовать читателя и вызвать у него эмпатию. Следовательно, его личность должна быть живой. А также авторы детективного жанра дают совет по поводу описания внешности и поведения главного героя. Неординарным поможет его сделать какая-нибудь особенность, вроде седых висков и заикания Фандорина. Но профессионалы предостерегают начинающих авторов от чрезмерной увлеченности в описании внутреннего мира главного героя, а также от создания слишком красивой внешности с образными сравнениями, поскольку такие приемы более характерны для любовных романов.

    Навыки сыщика

    Возможно, богатая фантазия, природное чутье и логика помогут начинающему автору в создании интересного детективного сюжета, а также увлекут читателя составлением общей картины дела из маленьких кусочков предложенной информации. Однако история должна быть правдоподобной. Поэтому корифеи жанра, объясняя, как написать детектив, делают акцент на изучении тонкостей работы профессиональных сыщиков. Ведь далеко не у всех есть навыки криминальных следователей. А значит, для достоверности сюжета необходимо вникнуть в особенности профессии.

    Одни пользуются консультациями специалистов. Другие проводят долгие часы и дни, разбирая материалы старых судебных дел. Причем чтобы создать качественный детектив, потребуются не только знания криминалистов. Будет необходимо хотя бы общее представление о психологии поведения преступников. А для авторов, решивших закрутить сюжет вокруг убийства, понадобятся также знания в области судебной антропологии. Не стоит также забывать о деталях, характерных для времени и места действия, поскольку они потребуют дополнительных знаний. Если по сюжету расследование преступления происходит в XIX веке, окружающая обстановка, исторические события, технологии и поведение персонажей должны ему соответствовать. В разы задача усложняется, когда сыщик по совместительству является профессионалом в какой-то другой области. Например, странный математик, психолог или биолог. Соответственно, автору придется поднатореть и в науках, которые делают его персонаж особенным.

    Завершение

    Важнейшей задачей автора является также создание интересного и логичного финала. Поскольку каким бы закрученным ни получился сюжет, все представленные в нем загадки должны быть разгаданы. Все накопившиеся по ходу действия вопросы должны получить ответы. Причем путем детально прописанных выводов, которые будут понятны читателю, поскольку недосказанность в детективном жанре не приветствуется. Раздумья и построение различных вариантов завершения истории характерно для романов с философской составляющей. А детективный жанр является коммерческим. К тому же читателю будет очень интересно узнать, в чем он был прав и где ошибался.

    Обращают профессионалы внимание на опасность, кроющуюся в смешивании жанров. Работая в подобном стиле, очень важно помнить, что если история имеет детективное начало, ее завершение должно быть написано в том же жанре. Нельзя оставлять читателя разочарованным, объясняя преступление мистическими силами или несчастным случаем. Даже если первые имеют место, в романе их присутствие должно вписываться в сюжет и ход расследования. А сам по себе несчастный случай не является предметом детективного сюжета. Поэтому если он произошел, кто-то к этому причастен. Одним словом, детектив может иметь неожиданный конец, но не может вызывать недоумение и разочарование. Лучше, если завершение будет рассчитано на дедуктивные способности читателя, и он разгадает загадку немного раньше главного героя.

    fb.ru

    Как самому написать детектив. Формула детективного рассказа

    Детективы являются, пожалуй, самыми популярными книгами художественной литературы. Они следуют законам жанра, что значит, что все истории действуют по одному и тому же принципу. Например, в них всегда присутствует преступление и кто-то, кто его раскрывает. Существует определенная формула детективных сюжетов. И если ты знаешь ее, ты можешь следовать ей каждый раз, когда захочешь написать детективный рассказ (Агата Кристи смогла!). Прочитай пару детективов, и ты увидишь, что в каждый из них включены описанные ниже элементы. И тогда ты сможешь написать свой собственный детектив!

    Как написать детектив самостоятельно?

    1. Преступление

    Происходит преступление (чаще всего убийство). Оно было совершено злодеем, которого пока не обнаружили.

    Артур Бинкс, миллионер, был убит инкрустированным ножом во время празднования своего шестидесятилетия. Он был обнаружен мертвым, в одиночестве, в библиотеке. Вечеринка проходила в его летнем доме, и среди гостей были его две дочери, Лили и Нина, его молодая жена Хелен (мачеха девочек), его партнер по гольфу Пьер Х и жена Пьера, Роберта Х.

    1. Детектив

    Детектив приезжает, чтобы раскрыть преступление. Детектив может быть мужчиной или женщиной, он может быть юристом, или полицейским, или крутым частным детективом, или любителем с проницательным умом (например, любопытная пожилая дама).

    Хелен Бинкс наняла частного детектива, Майкла Борлотти. Борлотти весьма сообразителен, и имеет привычку подбрасывать монетку. Он не вписывается в общество этих богатеньких и не боится задавать неприятные вопросы – он здесь для того, чтобы выполнять свою работу.

    1. Расследование

    Детектив проводит расследование, распутывая и интерпретируя клубок улик. Детектив должен быть умным и сообразительным и уметь расшифровывать улики с помощью веских оснований, а иногда с помощью интуиции.

    Борлотти начинает обнаруживать улики – оказывается, Бинкса недолюбливали. Даже его партнер по гольфу Пьер говорит о нем как о «скользком типе». Все считают, что Хелен вышла за него из-за денег. Лили и Нина ненавидят мачеху и обвиняют ее в смерти отца. Но Барлотти интересует загадочная Роберта, сдержанная и привлекательная жена Пьера Х, друга Бинкса.

    1. Место действия

    В детективных романах большое значение имеет место действия, и оно всегда описывается в деталях. Часто мы представляем себе темный дождливый город, полный теней и преступлений. Иногда мы находимся в огромных старинных особняках, где за закрытыми дверями происходит преступление.

    У Бинкса старинный красивейший особняк, но он таит множество секретов. Сад кажется особенно устрашающим – заросший, дикий и неестественно тихий. Бонни, любимая кошка Артура Бинкса, прячется в темных углах, зловеще мяукая и шипя.

    1. Подозрение

    В детективах всегда присутствует чувство опасности, и у читателей, без сомнений, возникают подозрения, когда они следуют за проводящим расследование детективом. Детектив внимательно изучает таинственные места, где могли бы притаиться вооруженные преступники. В течение всего рассказа детектив собирает улики в таких местах, куда остальные даже не догадались заглянуть. Детектив может обнаружить какой-нибудь неуместный предмет, который в будущем окажется неоценимой помощью.

    Похоже, Борлотти не продвигается в своем расследовании. Все улики, которые он до сих пор находил, оказались погоней за несуществующими тенями. Кажется, все в доме подозревают Хелен Бинкс, которая день ото дня становится все мрачнее. Что-то заставляет Борлотти выйти в сад. Он понимает, что кто-то прячется в тени. И, когда мы уже думаем, что его песенка спета, из кустов выскакивает кошка Бонни и как дикая убегает. Болотти пристально смотрит туда, откуда выпрыгнула кошка, и находит ключ к тайне.

    1. Развязка

    Детективный рассказ заканчивается, как только детектив собрал достаточно улик, поговорил с достаточным числом людей и смог правильно истолковать улики. Часто, в то время как детектив раскрывает тайну убийства, подозреваемых собирают всех вместе, преступник выдает себя и сдается в руки правосудия.


    Борлотти собирает всех подозреваемых на месте преступления, в библиотеке. Он медленно раскрывает улики. Он показывает предмет, найденный в саду, – это гребень с головы Роберты Х! Мы узнаем, что Роберта убила Бинкса, потому что он ее шантажировал, угрожая раскрыть ее шпионское прошлое. К всеобщему изумлению, Роберта не выдерживает и признает свою вину, и ее арестовывает местная полиция.

    Интересно почитать:

    Как научится подкалывать друзей. Учимся играть в покер. Как можно научиться играть на губной гармошке самостоятельно. Учимся гадать по ладони, хиромантия для детей. Как составить свою первую интернет страницу.  Выращиваем кристаллы в домашних условиях.

    partnerkis.ru

    Генератор детективных сюжетов из «A Dirty World» — Аус Хестов

    На тему значимости нарратива в видео-играх сломано немало копий. О том, как рассказывать и придумывать интересные игроку истории, написано много статей. Но есть отрасль, которая давно и прочно занимается этим вопросом. Отрасль, в которой narrative обязательно emergent. Отрасль, к моему удивлению, незнакомая многим гейм-дизайнерам. Я говорю о настольных ролевых играх.  Конкретно в этом посте я хочу познакомить вас с генератором сюжетов из «A Dirty World» от Greg Stolze. 


    Захватывающая детективная завязка, хитроумно спрятанные улики и  ошеломительные повороты сюжета часто бывают плодом собственной фантазии ведущего. Это здорово, так и должно быть. Однако иногда ведущему нужно (или хочется) немного сторонней помощи. В этом тоже нет ничего плохого. В качестве такой помощи мы предлагаем следующий случайный генератор завязок.

    Работает это так. Сделайте бросок 11d10 (или меньше, если хотите что-то менее сложное). Найдите все наборы и отметьте кубики, на которых выпали уникальные значения. Наборы указывают на основные криминальные или юридические составляющие проблемы – то, из-за чего в сюжет оказывается втянут частный детектив, адвокат, полицейский или случайный свидетель. Отдельные кубики означают всевозможные подробности,  осложнения и откровения.

    Одним броском ведущий создаёт целый набор элементов, но он пока похож на спутанный моток шерсти. События ещё нужно разобрать, истолковать и упорядочить, чтобы связать из них тёплый свитер предательства, алчности и страха.

    Если у вас выпал широкий набор, не обращайте внимания на предшествующие элементы последовательности: скажем, набор 4×2 (шантаж) не означает, что результаты 3×2 и 2×2 (выслеживание и приставания) тоже должны сыграть свою роль. Разумеется, они могут, если вам так захочется, но это совершенно необязательно. (Очевидным исключением является результат 5×5 в графе «Развод»).

    Можно рассматривать ширину набора как приблизительное указание на серьёзность проблемы. Но события в таблице не просто становятся всё серьёзнее с ростом ширины.  Каждый кубик, попавший в набор, – это кубик, который не добавляет каких-либо случайных усложнений, так что уделите время и энергию, которые вы потратили бы на эти самые усложения, центральному конфликту.

    Так же не стесняйтесь сразу выставлять несколько кубиков на тот результат, который хотите получить, а потом из броска оставшихся черпать вдохновение для добавления подробностей. Если вы заранее знаете, что хотите увидеть в игре расчленёнку в духе Чёрного Георгина, просто выставите пять кубиков на 10 и бросьте остальные шесть. Они подскажут вам, какие ещё сюжетные клоуны бродят вокруг вашего нуарного цирка.

    Центральные конфликты

    x1 КРАЖА

    2×1 Мелкая, незначительная кража;

    3×1 Предмет, очень дорогой чьему-то сердцу;

    4×1 Тщательно спланированное похищение чего-то очень ценного;

    5×1 Ограбление банка.

    x2 ПРЕСЛЕДОВАНИЕ

    2×2 Навязчивое ухаживание, тот вид поведения, который кажется забавным в романтической комедии, но выглядит несколько пугающим в прочих обстоятельствах;

    3×2 Выслеживание. Сталкинг, анонимное преследование и подглядывание;

    4×2 Шантаж;

    5×2 Изощрённые (и искренние) угрозы убийством. Возможно, с подбрасыванием реквизита.

    x3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

    2×3 Мелкий вандализм;

    3×3 Уничтожение чего-то ценного;

    4×3 Масштабная порча, уродование или загрязнение чего-нибудь вроде яхты, дома или участка земли. Или, если хотите, бунт;

    5×3 Множественные поджоги.

    x4 ХАЛАТНОСТЬ

    2×4 Кто-то по неосторожности обрёк себя на унижение или потерю репутации;

    3×4 Халатность привела к не слишком серьёзным, но широко заметным последствиям: неопасной болезни, неприятному запаху из канализации, поломке машин, и т.п.. Никакого риска для жизни;

    4×4 Непоправимый ущерб, тяжёлая травма;

    5×4 Кто-то погиб из-за чужой ошибки и безответственности;

    x5 РАЗВОД

    2×5 Неопределённость с разделом имущества;

    3×5 Вопросы опекунства и родительских прав;

    4×5 Одна из сторон (или обе) предъявляет серьёзные обвинения: пьянство, домашнее насилие и т. п.;

    5×5 Под угрозой богатство, слава; а также все прочие результаты x5.

    x6 ДЕЛОВЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ

    2×6 Обвинения в подделке документов;

    3×6 Подозрительное завещание;

    4×6 Расплыватая формулировка в важном документе;

    5×6  Международная сделка на много миллионов долларов висит на волоске.

    x7 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ

    2×7 Полицейский произвол;

    3×7 «Откаты»;

    4×7 Взятки;

    5×7 Обвинение в коррупционном назначении.

    x8 МОШЕННИЧЕСТВО

    2×8 Мелкое жульничество – разовый обман, призванный заставить жертву расстаться с тем, что сейчас при ней;

    3×8 Самозванство;

    4×8 Присвоение имущества;

    5×8 Длительная, спланированная афёра, призванная обчистить до нитки несколько человек.

    x9 НАПАДЕНИЕ

    2×9 Кто-то ввязался в драку;

    3×9 Нападение с оружием – кто-то выхватил пистолет или нож;

    4×9 Нападение с целью убийства – раздался выстрел или было нанесено серьёзное ранение;

    5×9 Нанесение увечий.

    x10 УБИЙСТВО

    2×10 Непредумышленное убийство;

    3×10 Убийство в состоянии аффекта;

    4×10 Хладнокровное, подготовленное убийство;

    5×10 Извращённые, маниакальные действия. Не просто убийство, но также расчленение, надругательство над трупом, каннибализм, некрофилия и тому подобное.

    Подробности и осложнения

    1 Свидетельства превышения полномочий, например со стороны полицейского, работника морга или лесничего;

    2 Попытка «подставить» кого-то или сфабриковать улики;

    3 Сумасшествие;

    4 Пагубное пристрастие;

    5 Ключевой свидетель, не желающий разговаривать;

    6 Изобличительные (на первый взгляд) вещественные доказательства;

    7 Необыкновенно юный, наивный или неопытный подозреваемый;

    8 Страстное и убедительное свидетельство в суде;

    9 Супружеская измена;

    10 Каким-либо образом затронута личная тайна персонажа игрока.

    Например

    Дело юного клептомана

    У меня выпало 1,1,2,3,4,5,7,2×8,9,10. Значит, в качестве преступлений будут фигурировать мелкая кража и мелкое жульничество. Любой уважающий себя  герой нуара выпустит облако табачного дыма, презрительно фыркнет и забудет об этом, верно? Что ж, всегда есть кстати подвернувшийся джокер в виде 10-ки. Ничто так не распаляет интерес, как угроза твоему личному секрету. Но давайте сначала посмотрим на длинный ряд побочных элементов.

    3 и 7 дают нам наивного, возможно сумасшедшего подозреваемого. Давайте понимать «сумасшествие» широко, включая в него умственную отсталость. (В эпоху нуара, по-видимому, все так и делали). Итак, у нас есть малолетний клептоман, не способный осознавать свои поступки. Почему он до сих пор не в приюте или не за решёткой? Пусть у него будут богатые родители. Достаточно богатые, например, чтобы нанять частного сыщика.

    5 и 9, не желающий разговаривать свидетель и супружеская неверность? Что ж, изменники склонны избегать публичности. Значит, единственный свидетель, способный оправдать ребёнка – чья-то любовница. Любовница жертвы ограбления? О, да!

    2 и 4, подделка улик и пагубное пристрастие, очень хорошо сочетаются с выпавшими 2×8. Зависимость ведь легко толкает к обману и отчаянию. О’кей. У меня всё сложилось.

    Бен Стикс работает на богатую семью Диаманте – может быть, он повар, секретарь, гувернёр, дворецкий… подойдёт любая должность, при которой он должен будет присутствовать в доме почти каждый день. Недавно он проигрался на скачках (4) и ему срочно нужны деньги. Но он не готов ограбить семейство Диаманте… по крайней мере, пока Иэн рядом.

    Иэн Диаманте – семейное разочарование (7). По уровню умственного развития он примерно соответствует пятилетнему ребёнку, причём не слишком сообразительному. Он любит всё блестящее (3) и совсем не понимает абстракций типа «права собственности» или «личное пространство». Ему уже случалось раньше забредать в соседские дома и разживаться там едой, кусочками фольги, детскими игрушками и прочим в том же роде (2×1). Некоторые соседи готовы это терпеть (он и вправду очень милый парень), некоторые предоставляют разбираться с этим слугам, но бывает и так, примерно раз в год, что Диаманте приходится приносить извинения, давая потерпевшим возможность великодушно простить их отпрыска. Делу помогает то, что извинения обычно приносятся наличными.

    Бен наблюдал, выжидая новой «оплошности» Иэна, и когда такая случилась в доме Клейтонов, пробрался туда по горячим следам и украл некоторые ценные бумаги. Не будучи дураком, он спрятал одну из них в комнате Иэна, чтобы подставить мальчика (2, 2×8). В бочке мёда оказалась лишь одна ложка дёгтя: покидая дом через чёрный ход, Бен попался на глаза кому-то, ктов это время тоже покидал дом через чёрный ход. Эннабель Мёрфи –  сторонний проект мистера Клейтона (9), и она хорошо понимает, что оказаться в поле зрения миссис Клейтон не сулит ей ничего хорошего (5). Смогут ли персонажи игроков восстановить доброе имя Иэна и разоблачить коварный план Бена?

    Дело атеиста Грейса

    Выбросив 1,2,3,3,4,5,6,8,10,10,10 я получаю мелкий вандализм и убийство! Вот это сочетание! Если бы вы убили человека, стали бы вы задерживаться, чтобы что-нибудь рядом разукрасить? Или же, будучи замечены за битьём стёкол, решились ли бы вы убрать свидетеля? Гм.

    И снова, похоже, главную подсказку дают побочные элементы. Результат 6, неоспоримые на первый взгляд улики, отлично сочетается с 2 (сфабрикованные свидетельства), и оба неплохо ложаться на 1 (превышение полномочий). Значит, тут не просто подделка улик, тут подделка улик в соответствии с высочайшими профессиональными стандартами. 4, 5 и 8 дают нам пристрастие, несговорчивого свидетеля и весомые показания. Может быть, это показания этого самого свидетеля? Или же дело в том, что только несговорчивый свидетель мог бы опровергнуть весомые показания?

    Давайте соберём это безумие вместе.

    Мейнард Грейс – воинствующий коммунист-безбожник, который то и дело встаёт посреди главной площади и начинает кричать о том, что собор дескать был построен на поте и крови обманутого пролетариата. Некоторым полицейским (которые, так уж случилось, католики) такое поведение совсем не нравится, и периодически они арестовывают крикуна, не слишком с ним церемонясь. Вскоре после того, как Мейнард получил предупреждение, кто-то посреди ночи разбил камнями несколько витражных окон собора  (2×3). Набожные полицейские были уверены в том, что это дело рук Мейнарда, но не могли ничего доказать. Тогда они решили, что в наилучших интересах общества будет подставить его (2), обвинив в хранении героина (4). Они схватили Грейса, утвеждая, что тот был замечен в проулке за монастырём, где вёл себя подозрительно, подкинули ему в карманы немного мексиканского порошка и препроводили за решётку (6).

    Однако вот в чём штука: пока они были заняты тем, что защищали общественность от Мейнарда Грейса, кто-то изнасиловал и задушил монахиню (3×10), причём неясно в какой последовательности. Возможно, одновременно, коронер не уверен. И каким путём это чудовище могло скрыться с места преступления? Только через проулок, в котором четверо полицейских в это же время якобы вязали Мейнарда.

    Как вы догадываетесь, церковные служки со значками угодили в сложное положение. Они могут либо держаться за свою историю и тем самым дать настоящему убийце выйти сухим из воды, либо признаться в преступном сговоре с целью оговорить невинного человека (1).

    Свидетель, который мог бы изобличить или оправдать (8) Грейса, – 70-летняя монахиня, которая дала обет молчания (5), ещё в юности, когда приняла постриг. Она утверждает, что ничего не помнит о той ночи, совсем ничего, и кстати, мы уже упоминали, что здоровье у неё не ахти?

    Чтобы избежать электрического стула, атеисту Грейсу понадобится чудо. Или, по крайней мере, друг. Всё, что у него есть, это персонажи игроков.

    Дело Страшного Суда

    Если в предыдущих двух примерах фигурировало много побочных элементов, то на этот раз у нас набор на наборе. При результатах броска 1,2,3,3,4,4,5,6,6,10,10 мы снова имеем дело с мелким вандализмом (2×3), также выпали крушение репутации из-за халатности (2×4), обвинения в подделке документов (2×6) и непредумышленное убийство (2×10). Осложнения? Снова превышение официальных полномочий (1) и сумасшествие (2), ну и на несговорчивого свидителя (5) всегда можно положиться.

    Начнём с безумия и мелкого вандализма, они неплохо смотрятся вместе. Знакомьтесь: Джон Маркхэм, религиозный фанатик, со всеми положенными атрибутами: остекленевшие глаза, длинная борода, ужасный запах и неистребимая страсть  малевать слова «БЛИЗОК СУД БОЖИЙ» на любой доступной поверхности. Это бездомный, слегка не в своём уме и пугающей наружности, но добывать откуда-то краску у него получается хорошо.

    У безумного Джона Маркхэма есть несколько друзей. Елена Шишковски заметила, как он добр к птицам и бродячим собакам, и подкармливает его так же, как он подкармливает их. Уличный проповедник по имени Джоржан Уоттс пытается вытащить Маркхэма с городского «дна», но дело это небыстрое. Ещё несколько бродяг приглядывают за ним – как будто для них он талисман, приносящий удачу, или что-то вроде питомца.

    За тридевять земель от этих грязных улиц живут два чистеньких бюрократа, обходительный Майлз Доув и вспыльчивый Шелби Кроу. Они никогда не любили друг друга, что подтвердит вам любой в городском земельном департаменте. Об их мелких интригах друг против друга рассказывают легенды, но когда один из них изменил зонирование холма, разрешив на нём промышленное строительство, без надлежащих геологических изысканий… похоже на мелочь, незначительный просчёт, кто бы обратил внимание? Вот только рабочие, рывшие котлован, подкопали обрыв под историческим кладбищем. В результате строительную площадку не просто накрыл катастрофический оползень – верхом на оползне ещё и приехало несколько весьма уважаемых покойников.

    Доув винил во всём Кроу. Кроу винил Доува. Документы указывали на последнего, вполне недвусмысленно, и он был с позором уволен. Однако Доув всегда настаивал на том, что документы были подделаны, так что когда Кроу обнаружили мёртвым, он оказался главным подозреваемым.

    Кто на самом деле убил Кроу? Безумный Джон Маркхэм, но он был спровоцирован. Кроу застал Маркхэма, когда тот расписывал здание, у которого ещё даже не достроили четвёртую стену. Кроу начал кричать. Когда Маркхэм не обратил никакого внимания, Кроу швырнул ему в спину увесистый обломок бетона. Маркхэм ответил в том же духе, Кроу набросился на него, и тот побежал вглубь стройплощадки. Демонстрируя тот же недостаток сообразительности, который привёл к оползню (да, на самом деле это была его вина), Кроу загнал Маркхэма в угол возле бульдозеров, однако тут же подскользнулся в грязи и упал. Маркхэм же воспользовался преимуществом и вышиб Кроу мозги обломком трубы.

    Тем временем Елена, подруга Джона,  оказалась свидетелем того, как всё начиналось. Она видела надпись, перебранку и швыряние камнями, всё вплоть до погони. Тихонько спустившись, она смыла краску со стены, поскольку не хотела, чтобы Джон опять попал в какую-нибудь историю. Как она рассудила, этот злой человек (кто бы это ни был), должен рано или поздно устать гоняться за Джоном и отправиться восвояси. Ей не пришло в голову, что дело сможет зайти так далеко.

    У Доува нет алиби – он утверждает, что находился дома, один, менял в подвале протекавший клапан. Елена не хочет верить, что Джон мог убить того человека, к тому же она страшно боится того, что её ждёт, если вдруг выяснится, что она покрывала убийство. Если персонажи игроков не смогут докопаться до истины, Майлз Доув обречён.

     

     

    Перевод — Дмитрий Герасимов

    Become a Patron!

    Поделиться ссылкой:

    Понравилось это:

    Нравится Загрузка…

    aushestov.ru

    Типичные ошибки при написании детективов

    This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

    1) Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

    2) Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

    3) В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

    4) Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману – все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

    5) Преступник должен быть обнаружен дедуктивным методом – с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний путь, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает, что все это время разгадка лежала у него, автора, в кармане. Такой автор не лучше любителя примитивных розыгрышей.

    6) В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке, и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих рассуждений на основе анализа собранных улик, иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

    7) Без трупов в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

    8) Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание, и т.д., и т.п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира, он обречен на поражение ab initio.

    9) Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina. Мобилизовать для разгадки преступления умы троих, четверых или даже целого отряда сыщиков – значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

    10) Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более-менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

    11) Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его – значит, уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством – таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

    12) Сколько бы ни совершилось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

    13) В истинно детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного сообщества – это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

    14) Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в детективный роман нельзя вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет, на манер Жюля Верна, в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

    15) В любой момент разгадка должна быть очевидной – при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим подразумевается следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно, задолго до последней главы. Нечего и говорить, что читатель сообразительный частенько именно так и раскрывает ее.

    16) В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления и побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы. Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

    17) Вина за совершение преступления не должна взваливаться на преступника-профессионала. Преступления, совершаемые взломщиками или бандитами, расследуются управлением полиции, а не писателем-детективщиком и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление – это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

    18) Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку самоубийством или несчастным случаем. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения – значит, одурачить доверчивого и доброго читателя.

    19) Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра – например, романа шпионского или остросюжетного. Детективный же роман должен оставаться в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

    20) И, наконец, последний пункт: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним – значит, расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

    а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.

    б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить выдать себя.

    в) Подделка отпечатков пальцев.

    г) Мнимое алиби, обеспеченное при помощи манекена.

    д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.

    е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.

    ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.

    з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как туда вломились полицейские.

    и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.

    к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

    Источник: Форум сайта издательства «Эксмо»

     

    www.avtoram.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *