Классные часы на тему экологии — Классные часы
Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды
Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.
Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.
Цели и задачи экологического классного часа
Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.
Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.
Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.
Связанные даты
Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).
Средства наглядного представления материала
В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.
Фильмы для классного часа по экологии
- «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
- «Энергия воды и ветра»;
- «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
- «Под куполом»;
- «Текстильные города в тени загрязнения»
- и др.
В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.
Оформление школьного кабинета
Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.
Интересные задания по теме
Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.
Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.
№ урока | Содержание темы, раздела | Кол- во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование | ||
Ауд. | Внеауд. | По плану | По факту | ||||
Раздел 1.Выясняем, что такое экология — 2 ч | |||||||
Организм и окружающая среда | 1 | Познакомиться с понятием экология, с мерами по охране природы Изучить цели и задачи курса | Мультимедийная презентация | ||||
Экология-наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей. | 1 | Изучить экологические связи между живыми существами и окружающей средой | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 2. Изучаем способы охраны природы — 4 ч | |||||||
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. | 1 | Продолжить знакомитьсяс мерами по охране природы , обеспечить формирование простейших умений: посадить дерево, сделать кормушку и др. | Мультимедийная презентация | ||||
Памятники природы. | 1 | Познакомиться с памятниками природы | Мультимедийная презентация | ||||
Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных | 1 | Познакомиться с понятиями «ботанический сад», «зоопарк» | Мультимедийная презентация | ||||
Питомники редких видов. | 1 | Изучить питомников редких видов | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 3.Выясняем роль неживой природы в жизни человека– 5 часов | |||||||
Солнце как источник тепла и света. Теплолюбивые и холодостойкие растения. | 1 | Уточнить и расширить знания о неживой природе, | Мультимедийная презентация | ||||
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом | 1 | Познакомиться с вращением Земли вокруг своей оси. Расширить знания о движении солнца над горизонтом | Мультимедийная презентация, плакат «Вращение Земли вокруг своей оси» | ||||
Воздух и жизнь | 1 | Исследовать взаимодействия воздуха и жизни | Мультимедийная презентация | ||||
Роль ветра в жизнирастений и животных | 1 | Изучить роль ветра в жизни растений и животных | Мультимедийная презентация | ||||
Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые | 1 | Мультимедийная презентация | |||||
Раздел 4.Изучаем экологические связи в живой природе– 4 часа | |||||||
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса | 1 | Познакомить с экологическими связями в природе, вовлечь учащихся в экологическую работу по охране природы. | Мультимедийная презентация | ||||
Понятие « прямые связи», « косвенные связи». | 1 | Раскрыть понятия «прямые связи», «косвенные связи» | Мультимедийная презентация | ||||
Сеть питания, или пищевая сеть .Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. | 1 | Познакомиться с сетью питания, экологической пирамидой. | Мультимедийная презентация | ||||
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организма с окружающей их средой | 1 | Изучить защитные приспособления у растений и животных | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 5. Загадки круговорота воды в природе – 4 часа | |||||||
Загадки о состоянии воды. | 1 | Формировать представления о трёх состояниях воды. | Мультимедийная презентация | ||||
Наблюдение в природе за водой. | 1 | Наблюдать изменения воды в природе | Мультимедийная презентация | ||||
Природа дождевого облака. | 1 | Исследовать природу дождевого облака | Мультимедийная презентация | ||||
Природа снежного облака. | 1 | Исследовать природу снежного облака | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 6.Знакомимся с охраняемыми растениями и животными– 5 часов | |||||||
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинки, купальница, ландыш, колокольчик и др. | 1 | Систематизировать и расширить знания об основных группах растений и животных. | Мультимедийная презентация, наглядный материал | ||||
Лекарственные растения нашего края: валериана, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, их важнейшие свойства , правила сбора. | 1 | Изучить лекарственные растения края | Мультимедийная презентация, наглядный материал | ||||
Охрана лекарственных растений Краснодарского края. | 1 | Познакомиться с охранными действиями лекарственных растений | Мультимедийная презентация | ||||
Охраняемые животные: жук-красотел, орёл-беркут и др. Особенности их внешнего вида, причины сокращения численности данных животных и меры их охраны. | 1 | Познакомиться с растениями и животными охраняемыми законом. | Мультимедийная презентация | ||||
Путешествие в ботанический сад г. Краснодара. | 1 | Исследовать ботанический сад | видиофильм | ||||
Раздел 7. Загадки растений – 3 часа | |||||||
Родина комнатных растений. | 1 | Исследовать жизнь комнатных растений | Мультимедийная презентация | ||||
Многообразие цветковых растений. | 1 | Познакомиться с многообразием цветковых растений | Мультимедийная презентация | ||||
Образование плода. Многообразие плодов. | 1 | Познакомиться с многообразием цветковых растений | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 8. Планета насекомых – 4 часа | |||||||
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. | 1 | Исследовать жизнь насекомых | Мультимедийная презентация | ||||
Жуки. Дровосек – титан- самый крупный жук. | 1 | Изучить многообразие насекомых | Мультимедийная презентация | ||||
Бабочки. Совка – агриппа-самая крупная бабочка . | 1 | Изучить многообразие насекомых | Мультимедийная презентация | ||||
Охрана насекомых. | 1 | Составить правила охраны насекомых. | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 9. Выясним связь между состоянием природы и здоровьем человека – 2 часа | |||||||
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.(на кожу, органы дыхания, пищеварения) | 1 | Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по её охране , по её экономичному использованию. | Мультимедийная презентация | ||||
Пути попадания вредных веществ в организм человека( с воздухом, водой, пищей) Меры направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье ( очистка воды питьевым фильтром, использование овощей и фруктов ,выращенных без применения опасных веществ и тд. органы дыхания, пищеварения). | 1 | Изучить пути попадания вредных веществ в организм человека | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 10. Заключение – 1 час | |||||||
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. | 1 | Обсудить результаты работы. | Мультимедийная презентация |
nsportal.ru
определение, классификация, выбор темы и презентации
В настоящее время слово «экология» звучит достаточно часто. Эта важная и сложная наука привлекает к себе не только именитых ученых, но и начинающих исследователей. Для того чтобы сделать хороший проект на тему «Экология окружающей среды», ребенок должен овладеть навыками исследовательской работы.
Актуальность исследований
После введения образовательных стандартов второго поколения в детские сады и школы обязательным элементом каждой учебной программы стало участие детей в проектной и исследовательской работе. Вовлечение подрастающего поколения в подобную деятельность способствует формированию активной гражданской позиции. Проект по обществознанию на тему «Экология моего города» может стать началом большой творческой работы, направленной на улучшение качества жизни в своем родном городе.
Как определиться с темой
Самым сложным этапом для детей является выбор материала для проведения собственных опытов и экспериментов.
Именно поэтому темы исследовательских проектов по экологии часто предлагает педагог-наставник. Так как данная наука связывает сразу несколько областей, в рассматриваемых детьми работах используются знания по математике, физике, экономике, химии, биологии, обществознанию.
Элементы работы
Любой проект на тему «Проблемы экологии моего города» предполагает постановку цели, задач исследования, гипотезы, выбор методики. Для того чтобы оценить новизну создаваемого материала, выдвигается гипотеза (предположение) работы.
К примеру, проект на тему «Экология и экономика» предполагает подбор эффективных средств улучшения экологической ситуации. Сложно представить себе качественный материал по этой проблеме без математических расчетов, поэтому данная тема подходит для старшеклассников.
Проект на тему «Экология города» доступен ученикам начальной школы. Его можно оформить в виде красивой презентации, используя для этого ИКТ.
Темы проектов по экологии, выбираемые школьниками, должны быть интересными самим исследователям. В противном случае трудно будет вести речь о результативном и качественном эксперименте.
Примеры
Рассмотрим темы проектов по экологии, которые могут использовать в своих научных изысканиях современные школьники:
- «Человек и окружающая среда».
- «Воздействие углекислого газа на здоровье человека».
- «Эффективное средство для профилактики простудных заболеваний».
- «Сколько денег теряет государство из-за плохой экологии».
- «Негативное воздействие громкой музыки на психику подростков».
Темы проектов по экологии могут быть и другими, выше приведен лишь небольшой их перечень. Прежде чем приступать к собственному эксперименту, молодой ученый вместе со своим наставником формулирует задачи и продумывает план работы.
В зависимости от темы проекта по экологии, подбирается определенная методика проведения экспериментов и опытов. Помимо проведения самой работы, важно уделить внимание оформлению ее результатов.
Некоторые темы проектов по экологии предполагают создание документальных роликов, компьютерных презентаций, поэтому от автора потребуется владение современным цифровым оборудованием.
Здоровье человека
Интересный проект на тему «Экология и человек» можно сделать на основе анонимного социологического опроса. К примеру, если воспользоваться несложной методикой, можно определить уровень гигиены полости рта у школьников. Предлагаем проект на тему «Экология и человек», выполнить который может старшеклассник.
«Зубы очень важны для нормальной жизни и деятельности человека. С их помощью происходит механическая обработка пищи. Это дает человеку возможность использовать разные по плотности продукты питания. Если в желудок будет поступать пища, которая не прошла нормальное измельчение, это приведет к серьезным болезням желудочно-кишечного тракта.
Человечество научилось беречь свое физическое здоровье, оставаться дееспособным до глубокой старости. Благодаря ведению здорового образа жизни, хорошему развитию медицины, люди стали намного более выносливыми и активными.
Естественным фактором, который позволяет противостоять кариесу зубов, является эмаль. Природа позаботилась о том, чтобы защитить человека от разных «агрессоров» и обеспечить устойчивость тканей зуба к негативному действию химических соединений органического и неорганического происхождения. Но хорошо ли мы заботимся о своих «белоснежных бриллиантах»?»
Цель и задачи работы
Цель заключается в оценке качества чистки зубов у школьников разного возраста.
Задачи:
- проанализировать методику определения индекса гигиены;
- рассмотреть основные функции разных зубных паст;
- определить индекс гигиены у школьников различного возраста;
- провести анализ полученных результатов;
- сделать выводы по итогам исследования, дать некоторые рекомендации
Гипотеза эксперимента: индекс гигиены определяется возрастом школьников.
Теоретическая часть
Индивидуальный проект на тему «Экология и человек» характеризует особенности зубной эмали. Она является твердой минеральной субстанцией, в которой допускаются незначительные органические соединения. У зубной эмали высокая механическая прочность. Этот материал отличается стойкостью к воздействию органических кислот. Низкая растворимость поясняет незначительный уровень обменных взаимодействий. Такие свойства дают эмали возможность выдерживать существенные температурные скачки. Обменные процессы в эмали объясняются химическими и физическими законами.
В кристаллах зубной эмали есть специальная органическая сеть, цементирующая их. Благодаря такому особенному строению межкристаллического вещества, особенностям самого кристалла, в эмали активно протекают осмотические и диффузионные процессы.
Примерно один процент ее состава — это вода. Она вместе с минеральными и органическими веществами формирует лимфу. При ее систематической циркуляции обеспечивается проницаемость эмали, появляется возможность попадания внутрь органических и минеральных солей.
Факторы риска
С возрастом наблюдается снижение обменных процессов и проницаемости зубной эмали. Именно поэтому существенно возрастает риск появления кариеса. Твердая пища и тщательное пережевывание укрепляют эмаль, повышают ее прочность и кислотоустойчивость.
Для того чтобы не допустить серьезных неприятностей, важно укреплять зубную эмаль, повышать ее стойкость. Среди эффективных мер профилактики, которые позволяют решать эту проблему, отметим употребление витаминного комплекса, использование солей кальция. К примеру, употребление карбоната и гидрокарбоната кальция способствует образованию защитной оболочки.
Также в качестве профилактических средств применяют вещества, в составе которых есть фтор, иные микроэлементы.
Фтор с зубной эмалью образует прочное соединение, что существенно снижает ее растворимость, придает ей прочность по отношению к углеводам, разнообразным бактериям. Безусловно, прежде чем приступать к профилактике, необходимо получить консультацию у врача-стоматолога.
Зубные пасты гигиеничны, не стирают твердых тканей зубов, не инфицируются при хранении. Пасты хорошо очищают зубы. Они удаляют зубной налет, препятствуют образованию зубного камня.
Полезные советы
Правильный уход за своими зубами, который дополняется полезным, рациональным питанием, здоровым образом жизни, обязательно принесет положительные результаты. Такое поведение — прекрасный вариант профилактики кариеса. Отметим, что в настоящее время в мире существенно возросло производство зубных порошков и паст.
Основными стоматологическими заболеваниями все же являются кариес зубов и заболевания пародонта. Под словом «кариес» следует понимать существенное размягчение и нарушение твердости зубной ткани, появление полости.
В качестве основных причин появления кариеса специалисты отмечают разрушение слоя эмали под воздействием агрессивным веществ.
Развитие данного заболевания зубов является результатом сразу нескольких факторов: действия микроорганизмов, нарушения питания, неустойчивости зубной эмали. Микроорганизмы, которые скапливаются на поверхности, в процессе гидролиза углеводов образуют кислоту, разрушающую зубы.
Профилактика
Программа предотвращения кариеса предполагает определенные действия:
- ограничение употребления сахара, особенно в периоды между основными приемам пищи;
- качественный уход за полостью рта, благодаря которому своевременно удаляется зубной налет;
- дополнительное обогащение организма препаратами фтора при недостаточном его содержании в питьевой воде и продуктах питания.
Зубная эмаль является совокупностью соединений неорганического состава. С химической точки зрения ее можно рассмотреть как представителя группы апатитов. Среди ста различных природных соединений апатита к зубной эмали более близок фторапатит. Именно поэтому так важно, чтобы организм не испытывал недостатка фтора.
Фторапатит формируется в эмали зубов только тогда, когда препараты фтора в оптимальном количестве поступают в организм. Это и гарантирует устойчивость зубов к появлению кариеса. Первым признаком болезни считается возникновение меловидного белого или желтого пятна на поверхности здорового зуба. Оно появляется в результате постепенного растворения зубной эмали. На этой стадии кариозного процесса болевые ощущения полностью отсутствуют или выражены незначительно: может проявляться небольшая чувствительность к сладкому, кислому или температурным раздражителям (холодному или горячему).
Чувствительность столь незначительна, что, как правило, на нее не обращают внимания. Правильная гигиена полости рта является неотъемлемой частью комплекса всех профилактических мероприятий, направленных на обеспечение снижения заболеваний зубов и пародонта.
Особенности средств
В настоящее время производители предлагают целый спектр разнообразных зубных паст. Основными их компонентами являются абразивные (очищающие), гелеобразующие, а также образующие пену вещества, которые существенно улучшают ее вкусовые качества. Абразивные вещества позволяют полировать и очищать зубы от налета.
Лабораторными исследованиями было установлено, что абразивные вещества вступают в химическое взаимодействие с неорганическими веществами эмали зуба. Именно поэтому, помимо мела, вводят в зубные пасты дигидрат дикальцийфосфата, оксид алюминия.
Часто производители стараются использовать сразу несколько компонентов, что существенно повышает качество готового продукта.
У любого абразивного соединения есть некая степень твердости, а также определенные химические свойства. Именно от них напрямую зависит механическая прочность, а также стойкость к химическим компонентам производимого готового продукта.
В зубных пастах часто применяют пенообразующие вещества. К примеру, это могут быть поверхностно-активные соединения. Аналогично другим химическим компонентам они способны негативно воздействовать на слизистую оболочку ротовой полости. Используемые соединения не должны воздействовать на вкусовые параметры пасты, ее внешний вид, механические характеристики.
Выводы
После проведения эксперимента были сделаны следующие выводы:
- Плохой индекс гигиены говорит о том, что дети недостаточно ухаживают за своими зубами.
- Гипотеза, поставленная в начале работы, не подтвердилась. В ходе эксперимента удалось выяснить, что прямой зависимости между гигиеной полости рта и возрастом нет.
- Также на качество очистки зубов может влиять незнание школьников о правильных методах чистки зубов.
Рекомендации
Для того чтобы избежать неприятностей с зубами, предлагаем:
- проводить специальные беседы для учащихся о том, как важно ухаживать за своими зубами, как это делать правильно;
- для ухода за полостью рта необходимо использовать те зубные пасты, которые посоветует стоматолог, исходя из индивидуальных особенностей пациента, а не рекламируемые средства.
Представленный выше материал можно использовать как проект по биологии на тему «Экология и человек» при выполнении практического задания олимпиады.
fb.ru
Единый урок экологии
Данный урок можно использовать в период проведения месячника экологических знаний. Урок составлен с учетом психофизиологических особенностей и подходит как для учащихся начальной школы, так и для обучающихся коррекционных школ VIII вида.
Тема: Что такое экология?
Цели: сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, учить основам экологической грамотности,
обучать правильному поведению в природе,
выявлять случаи негативного отношения человека к природе,
расширять знания учащихся об экологических проблемах,
развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.
I. Организационный момент
Положительная мотивация (голоса птиц, аудио)
II. Основной этап1. Сообщение темы и целей урока Слайд 1-2
Человечество знает достаточно много о планетах солнечной системы: о холодном Марсе, о мёртвой Луне, о кипящей Венере. И только наша планета-Земля является исключительной прекрасной среди планет Солнечной системы.
(Учитель демонстрирует фотоиллюстрации красивых уголков природы, которые заранее были расположены на доске)
Но последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. И сегодня на уроке мы с вами выясним, какая наука занимается охраной природы, выясним, как человек должен вести себя в природе и, как помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.
Тема сегодняшнего урока «Что такое экология?»
2. Беседа с учащимися
— Кто из вас знаком с этим словом?
— Как вы думаете, что оно обозначает?
Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Экология — сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии. Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.
Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю СДАЙД 3 строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS. Слайд 4
— Кто знает, что означают эти три буквы?
4. Формирование сведений об экологической катастрофе
( Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро — вывод)
1) Загрязнение природы отходами Слайд 5
Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.
2) Загрязнение воды Слайд 6-7-8
Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.
3) Пожары Слайд 9
Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.
4) Вырубка лесов Слайд 10
Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.
5) Высыхание водоёмов Слайд 11
Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.
6) Истребление цветов Слайд 12
Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.
7) Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газами
Слайд 13-14
На сегодняшний день чистый воздух — это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.
Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.
Вывод: Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле. Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих. СЛАЙД 15
5. Просмотр фильма об экологии
6. Работа в группах
На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы вам, будущим хозяевам Земли.
IV Обобщающий этап Слайд 16-17-18-19-20
1. Составление таблицы СЛАЙД 21
Положительное влияние человека
1. Сажать деревья
2. Строить очистительные сооружения
3. Разводить вымирающих животных
4. Придумывать упаковочные материалы
из не вредных веществ
5. Убирать мусор в лесу
V Итоговый этап. Слайд 22
Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Изучив сегодняшний материал, я думаю, что вы задумаетесь о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатство Земли.
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять
Она, как мы, такая же живая!
Рефлексия. Викторина «Знатоки природы»
Викторина по экологии «Знатоки природы»
Цель: Систематизировать знания детей о природе.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.
2. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.
4. Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Ход викторины
Учитель: Готовы мы сегодня поиграть?
Готовы вместе о природе рассуждать?
Ответы детей.
Учитель: Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.
1. Кого называют царем зверей? (лев)
2. Лошадь в тельняшке? (зебра)
3. Кто является санитаром леса? (дятел)
4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)
5. Самое упрямое животное. (осёл)
6. У какого животного самая длинная шея (жираф)
Учитель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.
1. Конкурс «Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это … звери.
Берёза, сосна, дуб, липа – это … деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это … птицы.
Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это … .ягода.
Опята, маслята, рыжики, грузди – это … грибы.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это … цветы.
2. Конкурс «Загадаю-отгадайте»
1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)
2. Какие грибы растут на пнях? (опята)
3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)
4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)
5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
6. Какое дерево называют «русской красавицей? » (берёза)
7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)
8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)
3. Конкурс «Отгадай загадки».
а) Зимой спит – летом ульи ворошит. (медведь)
б) Кто на себе свой дом носит? (улитка)
в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ёж)
г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу. (белка)
д) Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык! (заяц)
е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный? (волк)
4. Конкурс «Угадайте по описанию».
“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».
Подсказка: Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину. Ответ: медведь.
5. Узнай время года по стихотворению.
а) Завтра утром в лес пойдём.
И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)
б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)
в) И светла, и широка наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)
г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)
6. Игра «Собери Цветок»
Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье:
Любите родную природу – озёра, леса и поля.
Это наша с вами родная земля!
infourok.ru
Материал (1,2,3,4 класс) по теме: Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников
Программа
«Экологическое образование и воспитание младших школьников»
Пояснительная записка
Программа имеет своей целью экологическое воспитание и образование младших школьников, при этом охватывает все аспекты взаимодействия их с окружающим миром: учение, общение со сверстниками и взрослыми, внеклассные мероприятия и занятия, взаимосвязь с живой и неживой природой, жизнь детей вне школы.
Изучение данного курса важно по двум причинам:
— необходимостью рассматривать экологическое воспитание и образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего обучения;
— актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
При прохождении данной программы можно решить несколько задач:
— убедить учащихся на многочисленных примерах из жизни в том, что природа является основой жизни общества каждого человека в отдельности, что всё необходимое люди берут у природы;
— развить и углубить мотивы охраны природы: экономические, эстетические, познавательные, гуманистические и санитарно — гигиенические:
— выработать потребность в природоохранительной деятельности;
— заложить основы экологической культуры;
— воспитать нравственные качества: доброту, заботу, отзывчивость, ответственность, любовь к родному краю, готовность действовать в защиту окружающей среды.
«Красная нить» данной программы, всех её разделов заключается в том, что дети уже сейчас должны готовиться к взрослой существующем обществе и стремиться уравнять имеющийся баланс между людьми и природой, т.к. равновесие нарушено и не в пользу природы.
Экологическое воспитание учащиеся должны получать непрерывно, но не назойливо. Этот процесс охватывает все стороны школьной и внешкольной жизни детей.
«Экология в культуре народов Алтая» подразумевает знакомство детей с животным и растительным миром в народно-прикладном искусстве, например, алтайском орнаменте, которым украшают одежду, головные уборы, обувь; русском орнаменте, который можно обнаружить в вышивках, ковроткачестве, предметах домашнего обихода.
На уроках музыки дети разучивают песни о природе, поют частушки. На уроках литературного чтения легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы позволяют расширить знания учащихся о том, как люди используют природу, кА они берегут и охраняют её.
Важным этапом в формировании экологической культуры являются уроки русского языка, математики, изобразительного искусства. Технологии. Написание диктантов, сочинений, изложений, составление рассказов и сказок на экологические темы позволяет «убить двух зайцев»: развивает речь учащихся и обогащает словарный запас, прививает навыки общения с природой и охраны её. Решение задач на экологические темы на уроках математики заставляет задуматься о том, как человек губит природу и что он делает полезного, делают для себя соответствующие выводы.
Для закрепления теоретических знаний разработан «Экологический практикум», где учащиеся убеждаются в том, что, не подозревая, они могут наносить вред природе, а, зная об этом, не допускать его и снизить отрицательное воздействие на среду обитания.
Важную роль в экологическом воспитании играют внеклассные мероприятия. Экскурсии
1
в живую природу не идут в сравнение с беседами. Здесь дети могут лично общаться с растениями, животными, слушать пение птиц, видеть работу дружных муравьёв, игру рыб, почувствовать сердцем природу. Утренники и праздники всегда оставляют долгую память, т.к. дети к ним готовятся, делают костюмы, учат стихи, разыгрывают инсценировки.
Программа разработана для проведения:
— факультативных занятий по экологии;
— внеклассных мероприятий,
— внеклассных занятий, осуществления межпредметных связей;
— изучения культурного наследия народов России и Горного Алтая.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы (1-4 классы).
Содержание программы
Раздел 1.
Экология в культуре народов Алтая. Растительный мир Горного Алтая в народных орнаментах русских и алтайцев. Изображение животного мира республики Алтай в национальных узорах и вышивках. Экология в музыкальных произведениях. Легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о природе Алтая. Чтение и обсуждение книг о природе писателей и поэтов Алтая.
Раздел 2.
Экология на уроках русского языка, математики, технологии, изобразительного искусства, чтения. Диктанты, сочинения, списывание, творческие диктанты, изложения, составление рассказов и сказок на экологические темы, о красоте природы нашего края.
Задачи экологического содержания на уроках математики. Кодированные примеры и задания о природе. Составление задач на экологическую тему.
Изготовление игрушек из бросового материала. Сбор природного материала и использование его на уроках технологии. Выставки поделок.
Изображение красоты родного края на рисунках. Беседы по картинам художников – пейзажистов. Дидактические и ролевые игры на уроках литературного чтения. Драматизация произведений о природе.
Раздел 3.
Экологический практикум
Проведение практических занятий по темам: «Вода», «Воздух», «Пища», «Энергия», «Мусор», «Почва», «Живые существа рядом с нами», «Семья», «Охрана природы – не выходя из дома». Выпуск бюллетеней по данным темам. Проекты по данным темам. Решение экологических проблем: почему пересыхают водоёмы, куда исчезает рыба, почему стало меньше животных и т.д.
Раздел 4.
Экология на внеклассных мероприятиях. Проведение экскурсий в природу. Экологическая тропа (очное и заочное путешествие). Чтение и обсуждение экологических сказок – загадок. Этические беседы. Викторины. Разучивание национальных игр с образами. Забота о птицах (сбор корма, изготовление кормушек). Уход за комнатными растениями.
Раздел 5.
Экология и родное село.
Рейды по селу: «Чистота у моего дома», «Свалки – в указанном месте». Озеленение приусадебного участка совместно с родителями. Помощь пенсионерам в уборке территории.
2
Раздел 6.
Факультатив «Основы экологических знаний»
Программа курса рассчитана на 34 часа в каждом из начальных классов (1-4кл.). Целью курса является начальное экологическое образование учащихся и применение знаний на практике.
Программа состоит из двух частей6 теоретической и практической. Практическая часть расширяется за счёт летних каникул, когда с детьми занимаются родители, приводя в порядок приусадебный участок.
Программа теоретических знаний включает в себя 4 раздела:
- «Природа в творчестве писателей, поэтов, художников».
При изучении этого раздела учащиеся знакомятся с книгами о природе различных писателей, с картинами художников, с энциклопедиями, расширяют свои знания о многообразии животного и растительного мира, получают первоначальные понятия о том, как взаимосвязаны флора и фауна и человек друг с другом.
- «Беседы о природе»
При изучении второго раздела ученики получают теоретические знания о правилах поведения в природе; почему нужно беречь и охранять природные богатства; что дети сами могут сделать для охраны природы там, где они живут; получат представление о заповедниках и «Красной книге». Как ухаживать за посаженным деревом. Наши братья меньшие. Люблю берёзу русскую. Путешествие плодов и семян. Чем богат наш край. Первоцветы. По заповедникам России. Школьникам об охране недр. Закон об охране природы в России.
- «Игры, утренник, праздники, викторины»
Этот раздел состоит из игр, утренников, праздников, викторин. Чтобы ранее изученные темы хорошо усвоились, их нужно закреплять, повторять, но уже в игровой форме, привлекая к участию не только детей своего класса, но и других учеников начальной школы.
4.«Творчество детей»
Раздел 4 позволяет развивать творчество детей, учит фантазировать. Проводятся конкурсы поделок из природного и бросового материала. Выпуск газет. Устные журналы. Составление кроссвордов о природе. Разработка плакатов и листовок в защиту природы. Конкурсы рисунков о природе.
Практические и домашние задания.
Учат применять полученные знания на практике, учат наблюдать, бережно относиться к природе, использовать её дары. Учат сохранять чистоту, чтобы уменьшить количество бросового материала и образованию свалок у дома и вокруг села. Сбор корма для птиц. Участие в посадках деревьев. Работа на пришкольном участке. Посадка комнатных растений и уход за ними.
Тематическое планирование материала
1 класс
№ | Изучаемый материал | часы |
1 | Осенняя экскурсия в природу. | 2 |
2 | Природа в загадках. | 5 |
3 | Сбор корма для птиц. | 2 |
4 | Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом» | 1 |
5 | Изготовление кормушек для птиц. | 2 |
6 | Чтение книг о птицах. | 2 |
7 | Чтение книг о деревьях. | 2 |
8 | Беседа «Братья наши меньшие – кошки и собаки» | 1 |
9 | Игра «Угадай собаку» | 1 |
10 | Зимняя экскурсия в лес. | 1 |
11 | Беседа «Лес –наше богатство» | 1 |
12 | Птицы нашего края. | 1 |
13 | Праздник весны. | 2 |
14 | «Мои друзья –насекомые» — викторина | 2 |
15 | Утренник «По грибы, по ягоды» | 2 |
16 | Беседа «Какой бывает дождик» | 1 |
17 | Народные приметы | 1 |
18 | Беседа «Люблю берёзу русскую» | 1 |
19 | Утренник «Люби и знай свой край» | 2 |
20 |
2 класс
№ | Изучаемый материал | часы |
1 | Правила поведения в природе | 1 |
2 | Осенняя экскурсия в природу | 2 |
3 | Беседа «Вода – это жизнь» | 1 |
4 | Посадка деревьев и кустарников | 2 |
5 | Беседа «Путешествие плодов и семян» | 1 |
6 | Сбор плодов и семян для птиц | 2 |
7 | Изготовление кормушек для птиц | 2 |
8 | Чтение книг о природе | 5 |
9 | Зимняя экскурсия в лес | 2 |
10 | Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах» | 1 |
11 | Утренник «Зимушка – зима» | 2 |
12 | Игры — упражнения | 1 |
13 | Игры — загадки | 1 |
14 | Игры — соревнования | 1 |
15 | Викторина «Аптека под ногами» | 1 |
16 | Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах) | 1 |
17 | Экскурсия «первые приметы весны» | 2 |
18 | Комнатные растения в классе и дома | 1 |
19 | Работа на пришкольном участке (посадка гороха и бобов) | 2 |
20 | Беседа «Нужен ли дождевой червь» | 1 |
21 | Игра «Сказочные цветы» | 1 |
22 | Итоговое занятие «Как я берегу родную природу» | 1 |
3 класс
№ | Изучаемый материал | часы |
1 | Сбор природного материала на экскурсии в осень | 2 |
2 | Конкурс поделок из природного материала | 2 |
3 | Природа в стихах | 1 |
4 | Природа в загадках (явления природы) | 1 |
5 | Чтение книг о природе | 2 |
6 | Посадка растений | 2 |
7 | Беседа «Чем богат наш край» | 1 |
4 | ||
8 | Изготовление и развешивание кормушек | 2 |
9 | Викторина «Растения нашего края» | 1 |
10 | Конкурс рисунков «Сказки новогоднего леса» | 2 |
11 | «Красная книга» – сигнал опасности | 1 |
12 | Игра «Путешествие в зимний лес» | 2 |
13 | Полезные ископаемые нашего края | 1 |
14 | «Красная книга Алтая» | 1 |
15 | Весенняя экскурсия в лес. | 2 |
16 | Заповедники и заказники | 1 |
17 | Утренник «Встреча птиц» | 2 |
18 | Чтение книг о природе | 4 |
19 | Итоговое занятие «Времена года» | 2 |
4 класс
№ | Изучаемый материал | часы |
1 | Экскурсия в природу «Природные ориентиры» | 2 |
2 | Посадка растений | 2 |
3 | Беседа «Чему верить, что проверить?» | 1 |
4 | Выпуск газеты «Экология родного края» | 4 |
5 | Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др. | 4 |
6 | Беседа «По заповедникам России» | 1 |
7 | Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 2 |
8 | Школьникам об охране недр | 1 |
9 | Задачи по экологии | 4 |
10 | Кроссворды о природе | 2 |
11 | Разработка плакатов об охране природы | 2 |
12 | Знакомство с «Законом об охране природы» | 1 |
13 | Знакомство с картинами художников — пейзажистов | 4 |
14 | Утренник «Учусь любить природу» | 1 |
Использованная литература
- В.А.Ананьев «Преподавание основ охраны природы в начальной школе», Томск, 2000г.
- В.Д.Бондаренко «Культура общения с природой», Москва, 2000г.
- В.Горащенко «Методика преподавания природоведения»
- И.Д.Зверев «С любовью к природе» 2003г.
- Журналы «Начальная школа» 2000г.-2010г.
5
nsportal.ru
Лучшие проекты конкурса «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» | Экспертная колонка
Гёте-Институт в Москве уже третий год подряд объявляет конкурс «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!», в котором могут принять участие школьники 7-11 классов и их учителя немецкого языка и учителя-предметники (биологии, географии, химии, физики и экологии).
Конкурс призван привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды, с которыми они ежедневно сталкиваются в своем городе или поселке. Школьники исследуют экологическую ситуацию в своем городе (поселке), на своей улице, в своей школе, например: качество воды и воздуха, состояние почвы, потребление энергии, растительный и животный мир, отходы, здоровье/питание. Исходя из результатов исследования, школьники предлагают конкретные идеи и проводят акции, направленные на улучшение экологической ситуации и привлечение к ней внимания широкой общественности.
Проекты, которые выбрало жюри по итогам конкурса 2015 г.:
Проект: О пластиковых бутылках и туалетной бумаге: экомероприятия в Гёте-гимназии №23 Бишкека (Бишкек, Кыргызстан)
Активное дорожное движение в непосредственной близости от школы ведет к повышенному уровню загрязнения вредными веществами, которые в одинаковой степени опасны для людей и растений.
Содержание проекта: чтобы оценить влияние транспорта на окржающую среду, мы взяли пробы воздуха на содержание частичек пыли, а также пробы земли рядом со школой. Мы зафиксировали существенное загрязнение воздуха на близлежащих улицах, а пробы земли имели очень низкие показатели PH. Чтобы улучшить экологическую ситуацию и помочь природе, мы посадили новые растения на школьном дворе, а также связались с перерабатывающим предприятием. Кроме того, мы запустили в нашей школе раздельный сбор мусора и постарались привлечь внимание общественности к нашим экологическим акциям.
Гёте-гимназия №23
Проектная команда: Диана Игольникова, Ильяра Изупжанова, Анастасия Сухорукова, Чинара Бапышова (учитель немецкого языка), Светлана Паремская (учитель химии).
Проект: Чистая и зеленая окружающая среда (Чамбарак, Армения)
Недостаток экологического сознания привел к тому, что школьная территория выглядела заброшенной.
Содержание проекта: В рамках проекта мы расчистили школьный двор, очистили реку от старых автопокрышек и разбили фруктовый сад. Вместе с другими школьниками, учителями, родителями и жителями поселка мы обработали почву школьного двора и посадили в общей сложности 27 фруктовых деревьев. Дополнительно мы внесли наш вклад и украсили школу.
Чамбаракская старшая школа
Команда проекта: Карен Арамян, Роза Арамян, Смбат Габриелян, Алина Самсонян (учитель немецкого языка), Хакоб Тизян (учитель географии)
Проект: фаст-фуд = почти еда? (Гаврилов-Ям, Россия)
Фаст-фуд все чаще становится одной из главных пищевых привычек людей, при этом совершенно не учитываются последствия для здоровья.
Содержание проекта: В рамках проекта мы занимались исследованием последствий нездорового питания, провели опрос в нашей школе о привычках питания и организовали просветительскую работу, рассказывая о здоровых продуктах. Кроме того, мы подготовили интерактивные занятия для школьников, написали статью для региональной газеты и сняли разнообразные просветительские видеоролики о здоровом питании.
Школа №1
Команда проекта: Полина Мачина, Дарья Замарёнкова, Надежда Чаркова, Ирина Сорокина (учитель немецкого языка), Евгения Мелькова (учитель биологии)
На фото школьница проводит эксперименты с едой типа Фаст-Фуд
Проект: Автомобили и почва на обочине: растения в опасности (Гродно, Беларусь)
Растущее количество автомобилей увеличивает и без того критические содержание вредных веществ и способствует загрязнению окружающей среды.
Содержание проекта: На основе различных проб почвы мы проанализировали результаты интенсивности трафика для окружающей среды. При этом мы сделали фитотест и сравнили между собой проростки семян белой горчицы. Чтобы оказать позитивное влияние на окружающую среду, мы провели экоакции в школе, рассказали о проблеме прохожим, а также посадили кустарники и деревья в своих дворах.
Средняя школа №28
Команда проекта: Аляксей Карпейчук, Илона Минко, Алена Тцяляк, Тацьяна Смолка (учитель немецкого языка), Алена Костсикава (учитель биологии)
На фото: школьники изучают состояние растений на придорожной территории.
Проект: Действительно ли Магнитогорск чистый и зеленый? (Магнитогорск, Россия)
Бытовые и промышленные отходы и массивное загрязнение воздуха представляют угрозу для окружающей среды.
Содержание проекта: Загрязнение окружающей среды – это очень многогранная тема, поэтому мы проанализировали две актуальнейшие проблемы – отсутствие раздельного сбора мусора и загрязнение воздуха промышленностью, Благодаря посещению предприятий по утилизации отходов мы смогли убедиться в большом потенциале переработки мусора. Проведя эксперименты, мы установили вред для экологии от сжигания мусора. Также в рамках проекта мы провели большую акцию по раздельному сбору мусора, а также акцию по сбору старых вещей, и высадили ели на школьном дворе.
Общеобразовательная школа №6
Команда проекта: Василина Варюха, Дмитрий Бабушкин, Регина Галимова, Светлана Шамшурина (учитель немецкого), Татьяна Емец (учитель биологии)
Проект: Предотвращение процесса опустынивания, реконструкция деградирующих ландшафтов и создание «зелёного оазиса» на нашей школьной территории (Шашубай, Казахстан)
Неблагоприятные климатические и экологические условия Северо-Балхашского региона приводят к эрозии почвы и образованию пустыни.
Содержание проекта: Мы занимались изучением влияния сурового климата на растительный мир нашего региона и искали пути предотвращения процесса опустынивания. Вместе со школой и всем поселком мы провели проектные занятия и беседы, чтобы донести до всех жителей важность проблемы. В сотрудничестве с различными спонсорами, жителями села и многочисленными представителями местных органов власти мы разработали большой проект по благоустройству «Зелёный оазис» и успешно совместно его реализовали. Нами посажено 550 саженцев устойчивых к местному климату деревьев.
Комплекс школа-детский сад
Команда проекта: Кристина Дылгина, Валерия Бурдман, Яна Дылгина, Даметкен Тасбулатова (учитель немецкого языка), Юлия Когай (учитель экологии)
На фото школьники изучают состав почвы с пришкольной территории.
Проект: Так начинается Куршская коса (Зеленоградск/Калининградская область, Россия)
Жителям города не хватает понимания исключительной ценности природного заповедника «Куршская коса», поэтому необходимая ему защита отсутствует; а загрязнение природной территории угрожает вымиранием многих видов.
Содержание проекта: В первую очередь мы занимались изучением экологической значимости влажной среды обитания растений и животных на территории «Куршской косы». А также определяли возможности возникновения угрозы для данного природного заповедника от расположенного рядом быстро развивающегося города Зеленоградска. Мы исходили из того, что все жители готовы защищать окружающую среду, но им не хватает информации о важности и уникальности природоохранной территории. Поэтому мы разработали тематическую природную тропу, а материалы о наших планах и результатах были опубликованы в местных газетах. Мы считаем, что экологическая тропа может без вмешательства в природу познакомить местных жителей с уникальной природной территорией.
Прогимназия «Вектор»
Команда проекта: Влада Карелина, Дарья Межуй, Назар Лукашев, Валерия Валль (учитель немецкого языка), Максим Напреенко (учитель биологии)
Проект: Вода и синтетические чистящие средства (Челябинск, Россия)
Вода подвергается значительной угрозе из-за содержащихся в синтетических чистящих средствах химикалий.
Содержание проекта: Сначала мы провели опрос среди школьников и узнали, какими чистящими средствами они чаще всего пользуются. Затем на основании частотности их использования распределили все чистящие средства по категориям. С помощью двух различных экспериментов мы установили, насколько вредны для окружающей среды синтетические чистящие средства и натуральное мыло — и рассказали об этом в школьной газете. Кроме того, мы занимались производством натурального мыла и открыли для себя экологически чистую альтернативу привычным химическим чистящим средствам. В будущем мы хотим проводить мастер-классы по этой теме, а также информировать школьников о вреде синтетических чистящих средств с помощью плакатов.
Гимназия №96
Команда проекта: Ирина Жукова, Марина Белозерова, Анастасия Дрон, Ольга Банникова (учитель немецкого языка), Екатерина Горват (учитель химии)
Проект: Эко-чистящие средства (Тула, Россия)
Химические вещества, содержащиеся в чистящих и моющих средствах, попадают в сточные воды, не могут быть полностью отфильтрованы и представляют риск для нашего здоровья.
Содержание проекта: Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, в нашем проекте мы рассматриваем альтернативные привычным чистящие и моющие средства для дома. После того как мы проанализировали вещества, входящие в состав чистящих средств, и пришли к выводу об их опасности для окружающей среды, мы сконцентрировались на производстве безвредного для экологии энзима, который может заменить традиционные чистящие средства. После получения положительных результатов использования эко-чистящих средств мы рассказали об этой идее.
Лицей №2
Команда проекта: Егор Турков, Дарья Ануфриева, Арина Лифанова, Светлана Лифанова (учитель немецкого языка), Марина Старина (учитель химии)
Проект: Новая жизнь водного источника (Зугдиди, Грузия)
Село Ахалсопели страдает от недостатка воды, так как вода из единственного источника постоянно исчезает.
Содержание проекта: Мы поставили себе задачу остановить массовое исчезновение родниковой воды в нашем селе, а также провести акцию в поддержку повторного запуска единственного бассейна под открытым небом. Благодаря экономному обращению с водой открытый бассейн мог бы наполняться родниковой водой. Поэтому для начала мы очистили сам источник и территорию вокруг него, установили защитное сооружение из бамбука, а затем провели просветительскую работу с населением поселка.
Общеобразовательная школа Ахалсопели
Команда: Мариам Джоджуа, Тамта Джоджуа, Мариам Шерозия, Кобалия Тцитцино (учитель немецкого языка), Китиа Кетеван (учитель экологии)
Проект: Когда деревья были зелёными… (Москва, Россия)
Растущее число парковочных мест угрожает тем немногим деревьям, которые еще украшают город.
Содержание проекта: Цель нашего проекта заключалась в установлении причинной связи между возникновением новых парковочных мест и вымиранием деревьев. Мы провели междисциплинарное исследование: не только взяли пробы почвы и собрали информацию о деревьях, но и узнали о правилах обращения с растениями при проведении дорожных работ. Была выявлена следующая проблема: в городе отсутствует необходимая оросительная система. Мы разработали многочисленные рекомендации, а также рассказали о нашем проекте в школе и в интернете.
Школа №1179
Команда проекта: Алина Аносова, Алина Погосян, Даниил Сидоров, Анна Цуканова (учитель немецкого языка), Наталья Кисляк (учитель биологии)
На фото школьники исследуют с помощью микроскопа состояние листьев.
Проект: Последствия кормления птиц в воде. Исследовательская работа школьников на реке Мироша (Псков, Россия)
Загрязнение окружающей среды и массовое кормление птиц угрожают качеству воды и многообразию животного мира реки Мироша.
Содержание проекта: Проект нашей инициативной группы посвящен исследованию влияния кормления птиц в водоемах на экологию. Заинтересовавшись нашей локальной экосистемой, мы смогли установить связь между кормлением птиц и ухудшающимся качеством воды. Чтобы привлечь внимание жителей Пскова к последствиям их действий, мы установили в парке информационный щит «Кормить птиц запрещено» и рассказали об этом в интернете.
Школа №11
Команда проекта: Ольга Степанова, Сергей Соловьев, Елизавета Терентьева, Юлия Михайлова (учитель немецкого языка), Анастасия Фролова (учитель географии)
Проект: Начни экономить энергию сам! (Ровно, Украина)
Растущая по всему миру потребность в энергии вызывает целый ряд экологических проблем – увеличение выброса вредных веществ и загрязнение окружающей среды.
Содержание проекта: Хотя мы осознаем, что не сможем внедрить экологичные технологии обработки энергоресурсов по всему миру, мы всё же решили проявить инициативу ответственного энергопотребления в нашем городе. Для этого мы разработали подробные информационные брошюры об экономии электроэнергии, провели в нашей школе просветительские уроки и конкурс рисунков на соответствующую тему. Кроме того, мы подготовили рекомендации по экономии электроэнергии и опробовали их на практике.
Лицей №12
Команда проекта: Анастасия Ваврык, Оксана Мельничук, Олександра Труш, Ольга Мороз (учитель немецкого языка), Людмила Бондарук (учитель физики)
Проект: Определение концентрации углекислого газа в помещениях гимназии с помощью самодельного газоанализатора (Санкт-Петербург, Россия)
Повышенное содержание углекислого газа в закрытом помещении – серьезный фактор, вызывающий головные боли, чувство усталости и сердечно-сосудистые заболевания, а также оказывающий негативное влияние на другие показатели здоровья.
Содержание проекта: Так как нам известны последствия повышенного содержания углекислого газа, в рамках нашего проекта мы измерили концентрацию диоксида углерода в помещениях нашей школы и сравнили их с нормальными показателями. Мы самостоятельно разработали конструкцию газоанализатора и узнали о методике химических измерений. К счастью, все показатели выбросов диоксида углерода находятся в норме, однако мы все равно рекомендуем постоянно проветривать помещения.
Гимназия №116 Приморского района
Команда проекта: Роман Губенко, Алина Иванова, Михаил Мезенцев, Татьяна Хорунжая (учитель немецкого языка), Татьяна Пузикова (учитель химии)
Проект: Экологическая лаборатория. По лесозащитным тропам Мордовии. (Саранск, Россия)
Вырубка деревьев, загрязнение окружающей среды и другие проблемы, вызванные деятельностью человека, угрожают лесам Мордовии.
Содержание проекта: Поскольку приблизительно третья часть Республики Мордовии покрыта лесами, эти дары природы недостаточно ценятся многими местными жителями. Чтобы привлечь внимание школьников и жителей Саранска к красоте лесов, мы подготовили интерактивную экологическую лабораторию, развесили плакаты, провели акцию по сбору мусора и разработали экологическую тропу.
Гимназия №20
Команда проекта: Мария Долгаева, Александр Паткин, Анастасия Шибаева, Татьяна Шарашкина (учитель немецкого языка), Юлия Варданян (учитель географии)
Источник — http://www.goethe.de/moskau
ecamir.ru
№ урока | Содержание темы, раздела | Кол- во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование | ||
Ауд. | Внеауд. | По плану | По факту | ||||
Раздел 1.Выясняем, что такое экология – 2часа | |||||||
Организм и окружающая среда. | Определить связь между организмом и окружающей средой Изучить цели и задачи курса | Мультимедийная презентация | |||||
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. | Изучить экологические связи между живыми существами и окружающей средой | Мультимедийная презентация. Игра «Третий лишний» | |||||
Раздел 2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения — 3 часа | |||||||
Экскурсия по школьному двору по распознаванию растений. | 1 | Продолжить знакомитьсяс мерами по охране природы , обеспечить формирование простейших умений: посадить дерево, сделать кормушку и др. | Листы А4, цветные карандаши | ||||
Комнатные растения – наш домашний кислород. | 1 | Изучить полезные комнатные растения | Мультимедийная презентация | ||||
Виртуальная экскурсия «Растения и животные Краснодарского края». | 1 | Познакомиться с растениями и животными Краснодарского края | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 3.Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение – 1 час | |||||||
Причины сокращения численности растений , необходимые меры для их охраны. | 1 | Расширить знания о мерах охраны растений | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 4.Изучаем способы охраны природы – 2 часа | |||||||
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. | 1 | Продолжить знакомиться с мерами по охране природы. | Мультимедийная презентация, плакат «Заповедники. Заказники» | ||||
Питомники редких видов. Мысленное путешествие по Государственному Биосферному заповеднику Краснодарского края. | 1 | Познакомиться с редкими видами Биосферного заповедника Краснодарского края | Мультимедийная презентация | ||||
Раздел 5.Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 3 часа | |||||||
Солнце как источник тепла и света | 1 | Формировать представления о солнце как о источнике тепла и света | Мультимедийная презентация | ||||
Воздух и жизнь | Исследовать взаимодействия воздуха и жазни | Игра «Паутина жизни» | |||||
Роль ветра в жизни растений и животных. | Изучить роль ветра в жизни растений и животных | Мультимедийная презентация | |||||
Раздел 6. Открываем жизнь в почве – 1 час | |||||||
Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты. | Познакомиться с разнообразием обитателей почв. | Мультимедийная презентация, плакат «Обитатели почвы» | |||||
Раздел 7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы – 4 часа | |||||||
Многообразие растений нашего края | Изучить разнообразие растений нашего края | Видеофильм «Растения края» | |||||
Многообразие животных нашего края. | Изучить разнообразие животных нашего края | Видеофильм «Животные края» | |||||
Грибы Краснодарского края. | Познакомиться с грибами Краснодарского края | Плакат «Грибы Краснодарского края», мультимедийная презентация | |||||
Растения и животные Усть-Лабинского района. | Расширить знания о растениях и животных Усть-Лабинского района. | Мультимедийная презентация | |||||
Раздел 8. Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа | |||||||
Экологические связи в живой природе на примере елового леса. | Познакомиться с экологическими связями в природе. | Листы А4, цветные карандаши, школьный двор. | |||||
Понятие « прямые и косвенные связи». | Раскрыть понятия «прямые связи», «косвенные связи» | Мультимедийная презентация | |||||
Сеть питания, или пищевая сеть. | Познакомиться с сетью питания | Мультимедийная презентация | |||||
Защитные приспособления у растений и животных. | Изучить защитные приспособления у растений и животных. | Видеофильм «Защитные приспособления растений и животных» | |||||
Раздел 9. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными – 5 часов | |||||||
Охраняемые растения края, | Систематизировать и расширить знания об основных группах растений. | Мультимедийная презентация | |||||
Лекарственные растения края | Изучить лекарственные растения края | Мультимедийная презентация | |||||
Охраняемые животные края. | Познакомиться с охранными действиями животных края | Мультимедийная презентация | |||||
Памятники природы | Познакомиться с памятниками природы | Мультимедийная презентация, плакат «Памятники природы» | |||||
Кавказский биосферный заповедник. | Исследовать Кавказский биосферный заповедник | Видеофильм | |||||
Раздел 10. Мастерим домики для птиц – 1 час | |||||||
Практическая работа по изготовлению искусственных знегдовий для птиц. | Уметь изготовлять искусственные гнездования для птиц | видеофрагмент | |||||
Раздел 11. Учимся передавать свои знания другим ребятам — 3 часа | |||||||
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе. | Систематизировать правила поведения в природе | Листы А4, цветные карандаши, ватманы | |||||
Изготовление экологических памяток для младших школьников. | |||||||
Составление экологических кроссвордов и ребусов. | |||||||
Раздел 12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека – 2 часа | |||||||
Воздух-это жизнь! | Исследовать связь между состоянием природы и здоровьем человека | Игра «Вороны-Совы» | |||||
Воздух и вода. | Мультимедийная презентация | ||||||
Раздел. 13 Обсуждаем примеры экологических катастроф – 2 час | |||||||
Загрязнение природы. | Расширить знания о экологических катастрофах | Видеофильм | |||||
Акция «Спасём планету!» | Листы А4, цветные карандаши | ||||||
Раздел 14. Подводим итоги работы за год – 1 час | |||||||
Обобщение основных теоретических знаний. | Обсудить результаты работы | Мультимедийная презентация |
nsportal.ru