Вопрос для викторины лучший краевед – . , — .

Сценарий проведения викторины лучший краевед

Сценарий проведения
интеллектуальной игры — викторины
«Лучший краевед»
в старшей группе
МДОУ ЦРР – детский сад № 1

Образовательные задачи:
Закрепить знания о родном городе как частице нашей Родины;
Закрепить знания детей о памятниках архитектуры города Саратова;
Закрепить и обобщить знания детей о животном и растительном мире, в том числе птицах и речных обитателей Саратовской области.

Развивающие задачи:
Развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с родным краем;
Активизировать мышление, воображение память, быстроту реакции, любознательность, самостоятельность, умение работать в команде.

Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать любовь к малой родине;
Продолжать работу по формированию патриотических чувств в сотрудничестве «педагог — ребенок – родитель»;
Продолжать воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Предшествующая работа: экскурсии к памятникам архитектуры родного города, беседы о городе: об известных земляках, улицах, достопримечательностях, гербе города, его значении; пословицы и поговорки о родине: «Родина наша солнышка краше. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Всякому мила своя сторона. Своя земля и в горести мила. На чужой сторонушке рад родной воронушке. На чужой земле и весна не красна»; беседы о «Красной книге» Саратовской области, о животном и растительном мире; дидактические игры: лото «Животный мир», «Как зовут тебя деревце?»; разучивание песен: « Мой город — Саратов», «Моя Россия».

Оборудование:
Мультимедийный проектор (презентация к викторине), конверты с заданиями (картинки с изображениями животных, птиц, речных обитателей, деревьев и листьев), разрезные картинки с изображением достопримечательностей города Саратова.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников (команды).

Под звуки музыки дети входят в зал.
— Россия… как из песни слово, Березок юная листва,Кругом леса, поля и реки,Раздолье, русская душа.Люблю тебя, моя Россия!За ясный свет твоих очей!За ум, за подвиги святые.За голос звонкий, как ручей.Люблю, глубоко понимаюСтепей задумчивую грусть!Люблю все то, что называютОдним широким словом — Русь!

— Русь! Родина! Россия! Какие красивые, широкие и загадочные слова! Русь! Короткое, в один слог всего! — оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У слова «Русь» не одно значение, а много, и одно из них — Родина.- Дети, а что для вас значит слово Родина?1  реб. — Слышишь песенку ручья? Это Родина моя.2  реб. — Слышишь голос соловья? Это Родина моя.3  реб. — Садик, где твои друзья? Это Родина моя!4  реб. — Руки матери твоей, Шум ветвей и

educontest.net

Внеклассное мероприятие «Юный краевед» (викторина)

Прояева Ольга Александровна

учитель начальных классов МБОУ Школы №58

Внеклассное мероприятие для учащихся третьих классов

Викторина «Юный краевед»

Введение

Особую актуальность приобретает воспитание у детей чувства

патриотизма и любви к Родине средствами краеведения, содействующее

освоению нравственно-патриотических ценностей в различных видах

творческой, научной и исследовательской работы. Прежде всего, это:

формирование у подрастающего поколения общественно-значимых

патриотических ориентаций, сочетание личных и общественных интересов,

неприятие чуждых обществу процессов и явлений, нарушающих его

прогрессивные традиции и устои.

Изучение регионального компонента предусматривается в содержании

многих дисциплин. Однако из-за большого объема учебного материала не

всегда на занятиях можно использовать дополнительные сведения при

изучении тех или иных вопросов. Данная методическая разработка внеклассного мероприятия предлагает педагогическим работникам образовательного учреждения использовать во внеклассной работе с обучающимися такую форму, как викторина.

Данное мероприятие предполагает одновременно и получение обучающимися новой информации, и актуализацию уже имеющихся знаний.

Целью историко-патриотической викторины «Юный краевед» является знакомство с историей родного края, воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине, формирование всесторонне развитой личности.

Задачи

викторины:

 патриотическое, нравственное, гражданское воспитание обучающихся;

 предоставление возможности проявить себя в интеллектуальной,

поисково-исследовательской и творческой деятельности;

 активизация интереса к истории и культуре родного края, содействие

ознакомлению с историей Самары и области;

 расширение знаний о страницах прошлого и настоящего Самары и

области.

Викторина.

Викторина проводится между учащимися трёх классов в параллели. Выбираются 3 команды по 6 – 7 человек. Остальные учащиеся становятся зрителями- болельщиками. Жюри из детей, родителей и учителей.

Предлагаются вопросы командам. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Самая большая река, протекающая в нашей области — Волга.

1.Как в древности называли Волгу?

2.Как арабы называли Волгу?

3.Какова протяжённость реки Волга?

Зрителям: назовите реки, протекающие по территории нашей области.

1.В каком году крепость Самара переименована в город?

2.В каком году образована крепость Самара?

3.Кто был основателем крепости Самара?

Зрителям: Перечислите города Самарской области.

1.Чьё имя носил наш город с 1935года?

2.В каком году Куйбышеву было возвращено его историческое имя?

3.Почему крепость, а затем и город были названы Самарой?

1.Что изображено на гербе нашего города?

2.Самое старое село нашей области – Курумоч. Чем оно известно сейчас?

3.Какие 3 цвета присутствуют на Самарском знамени?

Зрителям: выберите изображение Самарского знамени.

1.Самое высокое место в нашей области?

2.Самый высокий памятник Самары?

3.Самый глубокий музей города?

Зрителям: какая сладкая продукция выпускается в нашем городе? Она известна не только в нашей стране, но и за рубежом. (Показывают рекламу шоколада «Россия — щедрая душа», подготовленную дома.)

1.Назовите фамилию человека, которому воздвигнут памятник на площади Революции? Кем он был?

2.Как называется главная площадь города, на которой проходят парады и митинги?

3.Какую форму имеет площадь Революции?

Зрителям: Рассмотрите репродукции с видами нашего города и определите, что за место изображено.

1.Чьё имя носит Самарский Драмматический театр?

2.В честь кого поставлен памятник перед Драмматическим театром?

3.Самый большой Самарский парк? Почему он так называется?

1.Как называется село в Красноармейском районе, где прошло детство Алексея Толстого?

2.Какой город в нашей области переехал на новое место?

3.Какой видный живописец жил и работал в Самарской области?

Зрителям:

Какие фабрики и заводы города знаете?

Покажите наш город на глобусе.

Назовите фамилии самарских писателей.

Составьте как можно больше слов из слова ГОРОД.

Слушаем стихи самарских писателей.

Подсчёт баллов (ведется во время игры с болельщиками), подведение итогов игры, награждение. Так же можно выбрать победителя среди болельщиков-зрителей.

Список литературы

Волжское раздолье [Текст]: сборник очерков. – Куйбышев: Книжное изд-во, 1978. – 168 с.: ил.

Ерофеев, В. В. Самарская губерния – край родной [Текст]. Т.2 / В. В. Ерофеев, Е. А. Чубачкин. – Самара: Книга, 2008. – 304 с.: ил. – ISBN 978-5-91568-013-4.

По самарским чудесам [Текст]: достопримечательности губернии / авт.: В. В. Ерофеев, Т. Я. Захарченко, М. Я. Невский [и др.]. – Самара: Самарский Дом печати, 2008. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-7350-0437-0.

Самарская область [Текст]: книга-альбом / под ред. Л. Плешанова. – Тольятти: НИКА, 2006. – 264 с.

Учайкина, И.Р.Люби и изучай свой край [Текст]: книга для учащихся начальных классов / И. Р. Учайкина. – Самара: Кредо, 1999. – 64 с.: ил. – ISBN 5-86611-014-8.

В. Семенов, Во имя жизни: Поэмы. – Самара: ООО «Офорт», 2005. – 238.: ил.

Р. Тимофеев, Мы Родины были достойны: Проза и поэзия / Сборник – Самара: Русское эхо, 2015, — 192с.

infourok.ru

Викторина «Вопросы деда Краеведа»

ВИКТОРИНА

.

Автор: Горяйнова Яна Олеговна,

учитель географии МБСКОУ СКОШ № 34,

г. Озерск, Челябинская область

  • В дымке синеватой
  • Горы да леса,
  • Что за край богатый
  • Просто чудеса!
  • Зелень изумрудная
  • Глубина озер,
  • А земля-то рудная,
  • А кругом простор.
  • Трав прибой пахучий
  • У подножья скал,
  • Ты такой могучий
  • Наш седой Урал.

Правила викторины

1. Выбери ячейку с номером и щёлкни по ней мышкой.

2. Прочитай вопрос.

3. Время на обдумывание – 5 секунд.

4. После звукового сигнала дай устный ответ.

5. Чтобы узнать правильный ответ, щёлкни мышкой по экрану.

6. Чтобы продолжить игру, щёлкни мышкой

по кнопке «Продолжить игру».

Начать игру

Выход

7

2

1

4

5

6

3

11

13

14

12

10

9

8

21

19

20

18

16

17

15

22

24

25

26

27

28

23

30

29

35

34

33

31

32

Правила игры

Выход

Малахит

Какой минерал Уральских гор называют в народе «Каменная зеленая красота»?

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС

1

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Подорожник

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

5

Какое растение очень распространено в Челябинской области, американские индейцы называют его «следом белого человека»?

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Тальк

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

9

Из какого минерала сложена гора Мягкая?

(гранит, известняк, мрамор, тальк, кварц)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Корунд

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

13

Какой из минералов по твердости соперничает с алмазом?

(корунд, топаз, рубин, аметист)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Крот

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

17

Самое прожорливое животное наших мест? (За сутки съедает пищи больше, чем весит сам)

(еж, тушканчик, бурундук, крот)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Береза

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

21

Самое распространенное в Челябинской области дерево?

(ольха, береза, сосна, ель, дуб)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Дуб

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

22

Самое редкое дерево в Челябинской области?

(ольха, береза, сосна, ель, дуб)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Одуванчик

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

25

Самое распространенное в Челябинской области растение?

(клевер, подорожник, одуванчик, пастушья сумка )

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Лось

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

30

Самый крупный зверь наших мест?

(Вес самца около 600 кг)

(лось, бурый медведь, олень, волк, косуля)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Каменное место

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

3

Что означает название озера Иртяш?

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Увильды

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

7

Название какого озера нашего края переводится с башкирского как «Голубая чаша»? (Тургояк; Чебаркуль; Увильды; Кисегач)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Тургояк

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

11

Какое озеро Челябинской области называют «озеро-родник, младший брат Байкала»?

(Увильды, Иртяш, Кисегач, Тургояк)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Еловое

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

19

Как называется одно из крупных озёр на территории Челябинской области? (Еловое; Сосновое; Кедровое; Кипарисовое)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Иртяш, Б. и М. Нанога, Кызылташ, Булдым

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

23

Сколько озер окружают наш город? Назовите их.

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Кислое

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

27

Какого озера нет в числе крупных озёр Челябинской области?

(Горькое, Солёное, Сладкое, Кислое)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Яик

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

31

Как называлась река Урал в древности?

(Танаис, Ра, Итиль, Яик)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Увильды

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

35

Какое озеро Челябинской области называют «голубая жемчужина Урала»?

(Увильды, Тургояк, Иртяш, Кисегач)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Восточно-Уральский заповедник

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

2

Какая из перечисленных особо охраняемых территорий области создана в части образования радиоактивного облака? (Ильменский заповедник, Восточно-Уральский заповедник, Аркаим, Троицкий ботанич. сад)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Южный Урал

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

6

Где расположена Челябинская область? а) Полярный Урал; б) Северный Урал; в) Средний Урал; г) Южный Урал

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Озеро

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

10

Что означает башкирское слово «куль» в названиях Челябинской области

(озеро, вода, гора, лес)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

В селе Париж Нагайбакского района

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

26

В каком Париже нет Эйфелевой башни?

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

оз. Силач

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

29

Какое озеро Челябинской области хвастается мускулами?

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Егоза

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

34

Какой горе не сидится?

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Коркино

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

4

В районе какого города Челябинской области самый глубокий в мире угольный разрез? (Коркино, Копейск, Бакал, Пласт)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Златоуст

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

8

На гербе какого города Челябинской области золотой крылатый конь?

( Касли, Златоуст, Верхний Уфалей, Верхнеуральск)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Касли

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

16

Какой из этих городов Южного Урала – город мастеров художественного чугунного литья? (Куса, Касли, Кыштым, Карабаш)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Челябинск

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

20

Какой город Южного Урала в годы Великой Отечественной войны называли Танкоградом? (Златоуст, Челябинск, Магнитогорск, Еманжелинск)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Карабаш

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

24

Какой их городов Южного Урала снискал не только трудовую славу, но и печальное имя «Черной точки планеты», признан зоной чрезвычайной экологической ситуации? (Чебаркуль, Миасс, Карабаш, Карталы)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Миасс

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

28

В каком городе Челябинской области находится Уральский автомобильный завод, выпускающий вездеходы «Урал»?

(Верхнеуральск, Южноуральск,

Миасс, Усть-Катав)

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Урал — Сибирь

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС

32

На какой границе находится город Челябинск? Азия – Европа Урал – Сибирь Россия – Казахстан Россия – Монголия

Правильный ответ

Правила игры

Продолжить игру

Как жаль! Как жаль!

12

Увы! Количество баллов

уменьшается на 2 балла!

ПЕРЕХОД ХОДА

Увы!!!

14

Переход хода

ПЕРЕХОД ХОДА

Ура!!! Ура!!! Ура!!!

15

Повезло!

Дополнительно 5 баллов!

ПЕРЕХОД ХОДА

Как жаль! Как жаль!

Увы!

Минус 5 баллов от

общего количества!

33

ПЕРЕХОД ХОДА

Используемые ресурсы :

1. Челябинская область. Краткий географический справочник /авт.-сост. М. С. Гитис, С. Г. Захаров, А. П. Моисеев; Русское географическое общество, Челябинское региональное отделение. – Челябинск : АБРИС, 2011. – 176 с. – (Познай свой край).

2.Топонимическое краеведение(лингвистическое). Челябинская область. /авт.-сост.А.П.Моисеев.-Изд.2-е., перераб. – Челябинск : АБРИС, 2013. – 160 с. – (Познай свой край).

multiurok.ru

Викторина по краеведению на тему: Самарский край (8-9 кл)

« Вспомним историю Самарского края»

Цель игры – проверить знания учащихся в области краеведения;

Количество участников: 4-5 команд по 5 – 7 человек;

  1. Конкурс, посвященный географии Самарской области. (Приложение 1.)

На заранее подготовленных плакатах, вывешиваются списки названий границ, городов и рек . Участникам игры предлагается выбрать из них те названия, которые не встречаются в Самарской области и записать их на специальные листы.

В итоге на листе должно оказаться 11 наименований.

Порядок оценивания ответов:

Если 11, то 5 балла

Если 9 – 10, то 4 балла

Если 7 – 8, то 3 балл.

Если 4 – 6, то 2 бала

Если 1 – 3, то 1 бал.

  1. Викторина «Знаешь ли ты, историю своего края?» (Приложение № 2)

Каждой команде раздается по пакету наглядных пособий: а) таблица, где с одной стороны расположены 13 разнообразных вопросов по истории края, а с другой оставлены пустые графы, куда нужно будет вписать правильные ответы; б) конверт, в котором находятся по три варианта ответов для каждого вопроса;

Участникам команд предлагается на время (5 минут) вписать в таблицу правильные ответы

Через 5 минут все таблицы собираются и жюри оценивает результаты викторины следующим образом:

Если 12-13,то 5 балла

Если 10-11, то 4 балла

Если 7 – 9, то 3 балл

Если 4 – 6, то 2 бала

Если 1 – 3, то 1 бал.

  1. Кроссворд, включающий вопросы об истории и современном развитии Самарской губернии. (Приложение № 3).

Каждой команде раздаются схема кроссворда и вопросы к нему. Участники команд должны заполнить весь кроссворд за определенное время — 3 минуты.

Жюри оценивает результаты аналогично первому конкурсу.

  1. Краеведческая викторина. (Приложение №4).

Эта викторина может быть предложена, как игра с болельщиками или как очередной конкурс для игроков команд.

Форма проведения викторины: ведущий зачитывает вопрос и одновременно поднимает плакат, где указаны 4 варианта ответа. Команда, которая первая даст правильный ответ получает 1 бал.

  1. Конкурс «Краеведы».

От каждой команды в конкурсе принимает участие по одному человеку. Участникам конкурса предлагается какое-либо слово по краеведению, которое является стержневым, например «Волга», «Самара»….Каждый участник конкурса должен дать какое-то сообщение, описывающее этот краеведческий объект. Игра проводится по кругу. Она продолжается до тех пор пока не закончатся все сообщения.

За каждое сообщение дается один бал.

Этот конкурс может быть проведен как конкурс капитанов.

  1. Конкурс «Животный мир Самарской Луки». (Приложение № 6)

В этом конкурсе могут участвовать все команды целиком или по несколько участников от каждой команды( 2 – 3 человека).

Перед началом игры вывешивается список с названиями животных. У ведущего находится информация, описывающая каждого из них или , содержащая вопрос о животном. Ведущий зачитывает одно описание и дает 30 секунд для обсуждения командам. Затем представитель от каждой команды дает свой ответ. После этого ведущий зачитывает правильный ответ. Та команда у которой совпал ответ получает один бал.

  1. Конкурс «Птицы Самарского края». (Приложение № 7)

Перед началом конкурса всем командам раздаются карточки с названием птиц. Затем ведущий зачитывает описание одной птицы и дает 1 минуту на обсуждение. После этого представители команд поднимают карточку с ответом. Ведущий объявляет правильный ответ. Кто дал верный ответ получает один бал.

Победитель всей игры определяется по наибольшему количеству набранных баллов в результате всех конкурсов.

Приложение № 1.

Список названий границ, городов и рек,

предлагаемый участникам конкурса, посвященного географии Самарской области

Границы:

Саратовская обл.

Татарстан

Волгоградская обл.

Оренбургская обл.

Ульяновская обл.

Пензенская обл.

Челябинская обл.

Города:

Самара

Жигулевск

Отрадный

Димитровград

Сызрань

Похвистнево

Пенза

Бузулук

Кинель

Урадьск

Инза

Реки:

Волга

Свияга

Сок

Кондурча

Большой Иргиз

Уса

Крымза

Ока

Безенчук

Сура

Чапаевка

Правильные ответы: границы – Волгоградская обл., Пензенская обл., Челябинская обл.; города – Димитровград, Пенза, Бузулук, Уральск, Инза; реки – Свияга, Ока, Сура.

Приложение № 2.

Викторина «Вспомним историю Самарского края»

Команда № «____»

1. Как называется сейчас площадь, где была построена крепость Самара?

2. По указу какого царя был утвержден герб г. Самары?

3. Какую геометрическую фигуру напоминает на карте наша область?

4. Сколько городов в нашей области?

5. В каком году город Самара был переименован в город Куйбышев?

6. Как называется село в Красноармейском районе, где прошло детство Алексея Толстого?

7. Сколько км. Река Волга протекает по территории Самарской области?

8. Какой город в нашей области переехал на новое место?

9. Чье имя носит Самарский краеведческий музей?

10. Какой видный живописец жил и работал в Самарской области?

11. Чье имя носит Жигулевский государственный заповедник?

12. Какое историческое значение имеет Овраг Подпольщиков?

13. Как называлась филармония до революции?

Кол-во баллов ______________

Варианты ответов для каждого вопроса:

  1. – Самарская

  • Хлебная +

  • Пл. Революции

  1. – Ивана Грозного

  • Екатерины II +

  • Николая I

  1. – Четырехугольник

  1. — 10 +

  1. — 1932

  1. — Михайлово

  • Дубровка

  • Павловка +

  1. — 425км

8. — Тольятти +

9. — Алабина П. В. +

  • В.И. Ленина

  • М Горького

10. – Репин +

— Суриков

  1. – акад. Тимирязев

  1. — Найдено поселение древнего человека +

  1. — Цирк «Олимп» +

Приложение № 3.

КРОССВОРД

«Знаешь ли ты свой край?»

По горизонтали:

1. Одно из распространенных в Самарском крае лиственных деревьев. 3. Первый воевода крепости Самара в 1586 1587 г.г. 5. Самарский купец и художник, владелец дачи со слонами. 7. Станция электрички на маршруте Самара -Жигулевское море, в районе которой неоднократно проводился Грушинский фестиваль. 9. Озеро в поселке Серноводск, из которого берут лечебную грязь для местного курорта.

По вертикали:

2. Известный самарский врач, организатор первого в Европе кумысолечебного заведения. 4. Очень «вкусная» река в Самарской области, левый приток Волги. 10. Легендарный атаман волжской области, руководитель крестьянского восстания 1669-1678 г.г. 8. Речной зверек отряды грызунов с ценным мехом. 6. Владелец Жигулевского пивоваренного завода до революции.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: По вертикали:

  1. Береза 2. Постников

  1. Засекин 4. Сок

5. Головкин 10. Разин

7. Мастрюково 8. Бобер

9. Серное 6. Вакано

4

6 8

7

10

2 3

1

9

5


Приложение № 4.

Вопросы краеведческой викторины.

  1. Известны ли Вам размеры Самарской области? Они составляют:

  • 34 тыс. км

  • 54 тыс. км +

  • 74 тыс. км

  • 94 тыс. км

  1. Какое время года у нас самое длинное?

  • зима +

  • весна

  • осень

  • лето

  1. Какая самая высокая точка нашего края?

— Гора Верблюд в Жигулях

  1. Какие почвы более всего распространены в нашей области?

  • подзолистые

  • песчаные

  • серые лесные

  • черноземы +

  1. Какую часть территории области занимают леса?

  • 3-4 %

  • 5-10 %

  • 10-15% +

  • 15-20%

  1. Какая река полностью начинается и кончается в пределах области?

  • Уса +

  • Черемшан

  • Кинель

  • Чапаевка

  1. Какое водное животное является индикатором чистоты воды в нашем крае?

  • рак речной +

  • рыба плотва

  • водяной уж

  1. Какой самый многоводный приток Волги в нашем крае?

  • Б. Иргиз

  • Сызранка

  • Сок

  • Самара +

Приложение № 6.

Описание животных для конкурса

«Животный мир Самарской Луки».

  1. Это животное появилось в Жигулях в 60-х годах нашего века. Численность его достигла максимума ( 50 голов) в 1975 г., но потом резко сократилась, в связи с возвращением волков на Самарскую Луку. Окраска этих животных летом желто-рыжая, зимой серо-бурая. Летом питается сочным разнотравьем, зимой тонкими ветвями, почками и сухими листьями. Кору деревьев не ест. (косуля)

  1. Это животное называют «инженером животного царства». Их жилища существуют по 30 и более лет, достигают высоты 2 метров, толщина стен до 1 метра. (бобер)

  1. Вид этого животного в заповеднике обычно держится на уровне 100-200 голов, но в отдельные годы при обильном урожае дубовых желудей и орехов лещины число этих зверьков быстро увеличивается и достигает тысячи и более голов.(белка)

  1. Эти животные были завезены в 1939 г. на территорию заповедника с Д. Востока. Они неплохо чувствовали себя в Жигулях, и к 1951 году общая численность их достигла 100 голов. Но этот зверь без помощи человека не может не может добыть себе достаточно кормов при большой высоте снежного покрова. И одной глубокоснежной зимы 1955/56 г.г. оказалось достаточной, чтобы популяция этого зверя на Самарской Луке была смертельно подорвана. (пятнистые олени)

  1. Этот вид впервые был отмечен на Самарской Луке в районе села Жигули в 1973 году. С 1975 года он ежегодно отмечался на территории заповедника, в настоящее время им освоена практически вся территория Самарской Луки. На большой клиновидно вытянутой голове расположены широкие длинные уши и маленькие глаза. Тело покрыто грубой упругой щетиной. (кабан)

  1. В заповеднике представлены также виды насекомоядных млекопитающих. Одни из них зимуют в штольнях, заброшенных после прекращения добычи известняка в Жигулях. Кто это?

  2. Это самый крупный обитатель Жигулей, их исконный житель. И хотя в отдельные периоды в прошлом на него велась в нашем крае беспощадная охота, все же этому виду повезло: его берегли в барских имениях, находится он под охраной закона и теперь. Эти животные держатся поодиночке или группами. Длина тела взрослых самцов достигает 3 м, а масса до 600 кг.(лось)

  3. Какое из животных, встречающихся в Жигулях, находится в спячке около 10 месяцев?(энцефалитный клещ).

Приложение № 7.

Описание птиц

для конкурса «Птицы Самарского края».

Перед Вами представлены птицы, обитающие на территории Самарской области:

  1. Эти околоводные птицы кормятся в воде или около нее и гнездятся недалеко от воды. Сдавленное с боков туловище облегчает передвижение в густых зарослях (цапля).

  1. Эти птицы, как правило, добывают животную пищу активной охотой, выступая таким образом в роли естественных регуляторов численности грызунов и других животных (ястреб).

  1. Эти птицы хорошо ходят и бегают по земле, разрывают верхний слой лесной подстилки сильными ногами (глухарь).

  1. Эту птицу называют степным великаном, летает она тяжело, зато быстро бегает (дрофа).

  1. Эти птицы образуют постоянные пары, специальных гнезд не строят, а занимают старые гнезда ворон, сорок, дневных хищников (филин).

  1. У этих птиц короткие ноги, три передних пальца соединены плавательной перепонкой. Они прекрасно плавают и ныряют. Самцы крупнее самок (лебедь).

  1. Какую из перечисленных птиц нашего края невозможно увидеть, но хорошо слышно (иволга).

infourok.ru

Викторина для родителей «Вопросы Деда-Краеведа»

Веденеева Вера Петровна, воспитатель МБДОУ № 77, города Миасс, Челябинской области.

Описание работы: Методическая разработка игры – викторины предназначена для родителей. Данный материал поможет им расширить свои знания о родном крае, своем городе.

Викторина для родителей «Вопросы Деда –  Краеведа».

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

Актуальность:

Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к своему краю, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

Но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

Задача родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, своему краю. А чтобы они смогли  правильно реализовать поставленные задачи, им самим нужно знать и любить свой край.

Цель: привлечь внимание родителей к истории своего края.
Задачи:
1. Познакомить с историей и современной жизнью, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.

2. Расширять представления о природе своего края, формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения.

3. Воспитание  любви к  малой родине.

Предварительная работа:

При проведении темы недели «Мой край» и реализации проекта «Мой город» родители помогали в пополнении развивающей среды группы.  Ими были собрана  информации о природных зонах нашего края – лес, река, горы,  накоплены  и оформлены  материалы  – стихи, загадки, сказки, легенды и сказания о городе и крае, создан и  оформлен альбом  «Миасская азбука».

Форма проведения: викторина проводится в виде соревнования между командами. За каждый правильный ответ присуждается по баллу. Баллы за ответы присуждает жюри. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает жетон. Победитель определяется по числу набранных жетонов.

В викторине  участвует  две команды  по 6 человек. Жюри – 3 человека.

Вопросы:

  1. Какая форма рельефа  – одна из самых распространенных в  нашем крае?  Подскажем, что она звучит в именах города и трех рабочих поселков. Назовите эти населенные пункты. (Горы. Города: Магнитогорск, Трехгорный. Поселки: Вишневогорск, Красногорский, Новогорный.)
  2. Какой бассейн  в области заполнен горючим? (Челябинский буроугольный бассейн. Он имеет протяженность 140 км., максимальная ширина 14 км. Самые мощные пласты (до 200 м) отрабатываются Коркинским угольным разрезом.)
  3. Спасение этого озера от гибели профессор Владимир Николаевич Сементовский видел в «заповедании его и широкой полосы по его берегам». Что это за озеро? Когда и в связи, с чем произнес эти слова видный российский географ? ( Это озеро Тургояк. Благодаря его исключительной чистоте, Тургояк включен  Международной лимнологической комиссией в список ценнейших водоемов мира. Еще в 1916 году уроженец поселка  Миасский завод научный сотрудник  Казанского университета Владимир Николаевич Сементовский в книге «Тургояк» писал: «Гибнет Тургояк, шаг за шагом, незаметно для вновь приезжающих и не знавших его раньше, но так ощутительно для тех, кто с детства посещал и бродил по его берегам. Гибнет Тургояк и одно спасение  –  «заповедание» его и широкой полосы по берегам ». Слова выдающегося ученого, одного из первых российских экологов актуальны и в наши дни.)
  4. Одно из озер в Израиле называют Мертвым морем. Есть ли «мертвые» озера в нашей области?   Назовите их. (По аналогии с Мертвым морем (исключительная концентрация соли) в нашем крае так  можно назвать водоемы с высокой минерализацией воды.  Эти озера, как правило, именуются горькими  солеными или сладкими.  Это озера с целебными  водой и грязями Горькие (Чесменский и Увельский районы), в группе  Хомутининских озер, Пахомово, Подборное, Горькое, Сладкое (Октябрьский район), Большой Шантропай (Еткульский район). Самыми солеными озерами можно считать Соленый Кулат, Лаврушино (Красноармейский район ), Таузаткуль (Увельский район).Есть в нашем крае и буквально мертвое озеро. Это известное хранилище радиоактивных отходов химкомбината «Маяк»  – озеро Карачай.)
  5. По одной из пещер нашего края, объявленной памятником природы, проходит речное русло. Назовите названия пещеры и реки. Кто из уральских горнозаводчиков поставил на берегах этой реки железоделательные заводы? (Эссюмская пещера и река Сим, на берегу которой заводчики братья Твердышевы и И. Мясников основали железоделательное производство   – в феврале 1763 года была задута домна Симского завода.)
  6. Назовите самый южный и самый восточный островные боры Челябинской области. (Каратубайский бор в Брединском районе. Васильевский  бор в Красноармейском районе).
  7. Среди почти ста лекарственных растений области это называют «медвежьей ягодой». Его листья собирают во время цветения, а ягоды, похожие на бруснику, употребляют в пищу. Назовите это растение. (Толокнянка обыкновенная.)
  8. Какое растение самое популярное в геральдике Челябинской области? (Колосья пшеницы на гербах Нагайбакского, Увельского и Чесменского районов.)
  9. Кто из русских ученых первым выдвинул идею охраны государством богатств Ильменских гор, с какой научной экспедицией это было связано?  (Владимир Иванович Вернадский, руководитель Радиевой экспедиции Академии наук.)
  10. Кто из советских ученых добился перевода в 1935 году Ильменского заповедника из минералогического в комплексный?  (Александр Евгеньевич Ферсман).
  11. Среди ботанических памятников природы:  лугов и рощ, боров, дубрав есть одна гора, которую огибает река Сим. Природа устроила на склонах горы настоящий ботанический сад –  более 400 видов растений. Что это за чудо гора и где она находится? (Липовая гора на окраине города Аша.)
  12. Оренбургский проект (1734  – 1743 годы) оставил в нашем крае 14 крепостей. Какие из них выросли в современные города? (Из 14 крепостей, основанных по Оренбургскому проекту в 1734 – 1743 гг., городами стали: Челябинск, Верхнеуральск, Троицк, Магнитогорск.)
  13. Участником этого сражения, переломившего ход Северной войны в пользу России и принесшего Петру I блестящую победу, был один из организаторов освоения и изучения Южного Урала. В середине  XIX века, в период заселения южных территорий области, в честь этого сражения и ее знаменитого участника были названы два  казачьих поселения. Ныне это поселок, ставший частью города  – районного центра, и село. Кто этот доблестный воин и умелый руководитель? Как называются ныне поселения? (Выдающийся государственный деятель, историк, географ, руководитель Оренбургской комиссии в 1737– 1739 годах, Василий Никитич Татищев был участником Полтавской битвы. Поселок Полтавский ныне входит в состав города Карталы, село Татищево в Карталинском районе.)
  14. Одно из самых выдающихся достижений технической мысли, признанных по завершении XIX века «чудесами света», было связано непосредственно с Челябинском. Что это за достижение и где в Челябинске установлена о нем памятная доска? (Одним  из технических  чудес света на рубеже XIX   и XX веков была названа  крупнейшая в мире железная дорога – Транссибирская магистраль, соединившая Челябинск и Владивосток.  Благодаря Транссибу Челябинск стал «воротами в Сибирь». 11 июля 2001 года, в дни празднования 100 – летия Транссиба, на здании Челябинского железнодорожного вокзала была установлена памятная доска со схемой Транссиба, дополненной участком Москва – Челябинск.)
  15. В послевоенные годы у города Челябинска появились тезки  – Челябинск  – 40 и Челябинск  – 70. Как называются ныне эти города и какие предприятия в них являются главными? (Челябинск  – 40 ныне стал Озерском. Главное предприятие города, строительство которого началось  осенью 1945 года, –  производственное объединение «Маяк», одно из ведущих предприятий атомной промышленности.   Челябинск  – 70 стал Снежинском. История города связана с созданием в 1955 году Научно – исследовательского института по разработке ядерных зарядов. Ныне это Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно – исследовательский институт технической физики.)
  16. Почему в сухопутном городе Миассе самая комфортабельная гостиница носит имя мифического царя морей  – «Нептуна»? (Морское название гостиницы объясняется тем, что в Миассе (поселок Машиностроителей) создавались баллистические ракеты для атомного подводного флота. Здесь действует Государственный ракетный центр им. В. П. Макеева).

      Итог: После подведения итогов и подсчета жетонов, определяется победитель. Игроки, победившей команды награждаются символом города, изготовленным детьми группы.

       

      Литература:

      1. Буторина Л. А. Занимательно об Ильменах.
      2. Кириллова И. А. Легенды Южного Урала.
      3. Корнилова Татьяна. Тургоячи.
      4. Кондратковская  Н. Г.  Сердце – озеро: сказы, легенды, поэмы, сказки, стихи.
      5. Краткий справочник Челябинской области.
      6. Моисеев А. П., Драгунов А.В. Краеведение. Познай свой край.
      7. Подкорытов Ю. Сказки из старинной шкатулки.
      8. Раннева Е.В Гости к дедушке Уралу. В каждом городе сказка живет.
      9. Терентьев М. М. Тургояк. Заповедные уголки Южноуралья.
      10. Усольцева В. С. Миасс в легендах и сказаниях.
      11. Энциклопедия для детей. Земля Уральская.

      www.teacherjournal.ru

      Сценарий проведения интеллектуальной игры викторины «Лучший краевед»


      Сценарий проведения

      интеллектуальной игры — викторины

      «Лучший краевед»

      в старшей группе

      МДОУ ЦРР – детский сад № 1

      Образовательные задачи:

      Закрепить знания о родном городе как частице нашей Родины;

      Закрепить знания детей о памятниках архитектуры города Саратова;

      Закрепить и обобщить знания детей о животном и растительном мире, в том числе птицах и речных обитателей Саратовской области.

      Развивающие задачи:

      Развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с родным краем;

      Активизировать мышление, воображение память, быстроту реакции, любознательность, самостоятельность, умение работать в команде.

      ^

      Продолжать воспитывать любовь к малой родине;

      Продолжать работу по формированию патриотических чувств в сотрудничестве «педагог — ребенок – родитель»;

      Продолжать воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

      ^ кскурсии к памятникам архитектуры родного города, беседы о городе: об известных земляках, улицах, достопримечательностях, гербе города, его значении; пословицы и поговорки о родине: «Родина наша солнышка краше. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Всякому мила своя сторона. Своя земля и в горести мила. На чужой сторонушке рад родной воронушке. На чужой земле и весна не красна»; беседы о «Красной книге» Саратовской области, о животном и растительном мире; дидактические игры: лото «Животный мир», «Как зовут тебя деревце?»; разучивание песен: « Мой город — Саратов», «Моя Россия».

      Оборудование:

      Мультимедийный проектор (презентация к викторине), конверты с заданиями (картинки с изображениями животных, птиц, речных обитателей, деревьев и листьев), разрезные картинки с изображением достопримечательностей города Саратова.

      Участники: дети старшей группы, родители воспитанников (команды).

      Под звуки музыки дети входят в зал.

      Россия… как из песни слово,
      Березок юная листва,
      Кругом леса, поля и реки,
      Раздолье, русская душа.
      Люблю тебя, моя Россия!
      За ясный свет твоих очей!
      За ум, за подвиги святые.
      За голос звонкий, как ручей.
      Люблю, глубоко понимаю
      Степей задумчивую грусть!
      Люблю все то, что называют
      Одним широким словом — Русь!

      Русь! Родина! Россия! Какие красивые, широкие и загадочные слова! Русь! Короткое, в один слог всего! — оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У слова «Русь» не одно значение, а много, и одно из них — Родина.
      — Дети, а что для вас значит слово Родина?
      реб. — Слышишь песенку ручья?
      Это Родина моя.
      реб. — Слышишь голос соловья?
      Это Родина моя.
      реб. — Садик, где твои друзья?
      Это Родина моя!
      реб. — Руки матери твоей,
      Шум ветвей и звон дождей,

      И в саду смородина — это тоже Родина.

      Большая Родина начинается с малой: с семьи, с города, где мы родились и живем. Обойди хоть сто дорог,

      Обогни планету,

      Невелик наш городок,

      А дороже нет!

      — Дорогие дети, родители, гости! Мы рады приветствовать вас в этом зале на викторине «Лучший краевед», посвященную нашей малой Родине — родному городу Саратову.

      (Слайд № 1)

      — Встречайте наших участников!

      Под музыку входят участники команд — дети и родители.

      — Итак, в нашей игре принимают участие семьи…

      Представление жюри.

      — А теперь мы определим, в какой последовательности команды будут отвечать на вопросы. Для этого вы по очереди будете вытягивать карточки с номером и в соответствии с ним занимать место за столом. Я прошу представителей команд (детей) подойти к столу и выбрать карточку с номером.

      Команды проходят за столы, на которых заранее стоят таблички с номером.

      — Итак, первый конкурс — «Блиц-Опрос».

      (Слайд № 2)

      — Каждой команде будет задано по три вопроса, на которые надо быстро и правильно отвечать. За каждый правильный ответ команды получат по одному очку. Если команда отвечает на вопрос не правильно, то команды — соперницы получают шанс заработать дополнительное очко.

      ^


      1. Какая гора дала название г. Саратову? (Сары Тау — желтая гора, ныне Соколовая)

      2. Какой фонтан в городе Саратове напоминает «Одуванчик»?

      (Фонтан у цирка братьев Никитиных)

      1. Перечислите музеи г. Саратова

      (Художественный им. Радищева, музей Боевой славы, Краеведческий музей, музей Гагарина, Этнографический музей)

      Вопросы 2 команде:

      1. Какая река протекает по территории Саратовской области? (Волга)


      1. Где в нашем городе находиться «Фонтан слёз»? ( В парке Победы на Соколовой горе)

      2. Назовите театры г. Саратова

      (Театр оперы и балета, ТЮЗ, Теремок, Театр драмы)

      Вопросы 3 команде:


      1. Какие 2 города соединяет мост через Волгу? (Саратов и Энгельс)

      2. На каком здании можно увидеть скульптуру из 5 собак? (Саратовская Государственная Консерватория им. Собинова)

      3. Перечислите парки г. Саратова (Липки, Городской им. Горького, Парк Победы, Детский парк)

      Вопросы 4 команде:

      1. Как называется любимое место отдыха саратовцев, где расположен памятник первому космонавту? (Набережная космонавтов)

      2. Назовите улицу, которая носит имя великого русского поэта написавшего «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»? (улица Пушкина)

      3. На пересечении каких улиц находится наш детский сад? (Горького и Советская)

      — Ну, что ж, первый конкурс нами пройдет удачно. Внимание, второй конкурс — «Знатоки Саратова».

      (Слайд № 3)

      — В этом конкурсе каждая команда должна отгадать, какой памятник архитектуры спрятан на экране. За правильный ответ команда получает по одному очку. Внимание на экран. Как вы думаете, фрагмент какой архитектурной достопримечательности Саратова спрятан?

      ^ (слайд № 4 -5 — фрагмент Консерватории)

      Задание 2 команде: (слайд № 6 — 7 — фрагмент Стелы)

      Задание 3 команде: (слайд № 7 — 8 — фрагмент памятника П.А. Столыпину)

      ^ : (слайд № 9 — 10- фрагмент театра Оперы и Балета)

      — Молодцы!

      — Каждая семья — это маленькое государство со своими законами,

      традициями, интересами. Наши команды — семьи заранее получили домашнее задание — нарисовать красочный плакат «Мой город будущего». Итак, следующий конкурс — «Домашнее задание».

      (Слайд № 11)

      Каждая команда представляет свой плакат.

      — А пока жюри совещается и подводит итоги трех конкурсов — музыкальная пауза.

      (Дети старшей группы, болельщики, исполняют песню «Мой город-Саратов»)

      А сейчас, уважаемое жюри, просим вас озвучить результаты по итогам трех конкурсов.

      (Жюри оглашает результаты)

      — Спасибо, уважаемое жюри!

      — Любите родную природу-

      Озёра, леса и поля.

      ^

      Навеки родная земля.

      На ней мы с тобою родились,

      Живём мы с тобою на ней.

      Так будем же, люди, все вместе

      Мы к ней относиться добрей.

      — Внимание, следующий конкурс — «Природа нашего края».

      (Слайд № 12)

      — В этом конкурсе задания разбиты по категориям: «Животный мир», «Флора», «Пернатые», «Подводный мир». Сейчас вы по очереди будете выбирать конверты, в которых находятся задания. Команда, которая первая справилась с задачей, получает два очка. Остальные команды, правильно выполнившие задание, получают по одному очку. Сейчас я прошу представителей команд (детей) подойти к столу и выбрать конверт с заданием.

      (Дети выбирают конверты с заданиями)

      «Животный мир» — игра «Пятый лишний». В конверте находятся изображения животных, обитающих на территории Саратовской области. Определите, какое из этих животных лишнее.

      «Флора» — в конверте находятся изображения деревьев, произрастающих в нашей области. К этим деревьям необходимо подобрать соответствующие плоды.

      «Пернатые» — в конверте находятся изображения птиц, обитающих на территории Саратовской области. Выберите изображение птицы, которая занесена в Красную книгу Саратовской области.

      «Речные животные» — из предложенных в конверте изображений представителей подводного мира нашей области, необходимо выбрать и назвать рыбу, которая изображена на гербе города Саратова.

      — Молодцы! И с этим заданием все справились!

      — Стоит наш город на реке, он не велик, не мал.
      Быть может, кто-то вдалеке о нем ни не слыхал.

      Быть может, лучше есть края и краше города,
      Но где б мы не были, друзья, он с нами навсегда
      Город родной, Саратов родной, Саратов над
      Волгой-рекой!

      — Сейчас семьям необходимо проявить быстроту и ловкость в выполнении следующего задания под названием «Визитная карточка города».

      (Слайд № 13)

      Каждая команда получит конверт с картинкой – пазлом, на которой изображена одна из достопримечательностей Саратова. Ваша задача на скорость собрать изображение и назвать эту достопримечательность. Команда, собравшая картинку первой и правильно назвавшая, получает 3 очка. Команда, собравшая картинку второй – получает 2 очка. 1 очко получают остальные команды. Я прошу представителей команд (детей) подойти к столу и выбрать конверт с заданием.

      Команды выполняют задание.

      — Молодцы! Пока жюри совещается и подводит итоги нашей викторины, предлагаю послушать песню в исполнении наших детей.

      (Дети, болельщики, исполняют песню « Моя Россия»).

      — Вы сегодня отвечали,

      Город славили родной.

      Он прекрасный, златоглавый,

      Хлебосольный и большой!

      Внимание — ответственный момент! Кто же стал победителем в нашей викторине «Лучший краевед»…Слово предоставляется члену жюри.

      Объявление результатов.

      — А теперь, самый приятный момент – награждение команд.

      Награждение команд грамотами (дипломами).

      — Поблагодарим наших участников — аплодисменты!

      — Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо команды! Спасибо гости! До новых встреч!

      Под музыку команды удаляются из зала.

      fs.nashaucheba.ru

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *