Музей Павловского автобусного завода


Решил продолжить тему заводских музеев, тем более, удалось посетить хранилище истории одного из старейших автомобильных предприятий — Павловского автобусного завода. Размеры его невелики, так что особых откровений, заставляющих застыть в изумлении, я не ждал. Но, и пройти мимо мысли не возникло — музей же!
Грядет 85-летний юбилей ПАЗа и на заводе полным ходом идет подготовка к этой знаменательной дате. Не минула данная «операция» и музей — вот-вот он будет приведен в идеальный вид. Так что на фото вы видите практически завершенный образ, и можете смело принять решение — ехать в Павлово прямо сейчас или подождать подходящей оказии…
Залы и стенды
Музей расположен на втором этаже отдельно стоящего здания рядом с центральной проходной завода. Никаких пропусков не требуется и пристальных досмотров не предвидится. Правда, есть одно «но…»- музей не работает в свободном доступе, только в рабочие дни. Так что для его посещения вам придется предварительно созвониться либо с хранительницей музея Низовой Людмилой Никандровной, либо с пресс-секретарем завода Маленкиной Любовью Васильевной и согласовать с ними время посещения. На всякий случай, рабочий телефон: (83171) 2-86-94. Обе они безмерно преданы своему делу, так что проблем возникнуть не должно.
Скажете: «Негусто»? Возможно. Но, в этих четырех залах есть все, чтобы понять, где родился, как развивался и чем сейчас живет завод.
Фотоподборка на стендах очень хороша. Интересное для себя смогут найти как интересующиеся ПАЗом в целом, так и любители «ПАЗиков» в частности. Чтобы не быть голословным, я переснял основные стенды для лучшего понимания, о чем же я пытаюсь сказать.
Зал первый


Зал второй
Зал четвертый
Как видите, фотографий действительно много и основной модельный ряд они отображают весьма неплохо. Радует и то, что не забыты некоторые опытные модели о которых знают далеко не все (разумеется, речь не идет о фанатах).
«Модельки»…
Фотографии — это безусловно хорошо, но музеи, все-таки, ассоциируются не только с ними, но и с натурными экспонатами, или, на худой конец, хотя бы с масштабными копиями продукции предприятия. С последним на ПАЗе не все так плохо.
Все модели укрыты колпаками из прозрачного пластика, что не мешает из восприятию. Более того, экспонаты стоят достаточно свободно, так что ничего не мешает рассмотреть их практически со всех сторон. Единственное — они не привинчены к подставкам и свободно катаются внутри «упаковок», так что трогать руками их настоятельно не рекомендую.
Кстати, есть в музее и несколько копий «чужих».
А вот с натурными экспонатами у ПАЗа беда. Единственный образец, который можно увидеть — это автобус на постаменте перед центральной проходной. Позиционируется он как «»Первый автобус ПАЗ», но, увы, таковым не является. Довольно грубая копия смахивает, конечно на ПАЗ-651, однако на самом деле к легендарной машине отношения не имеет…

Чтобы подытожить, скажу так: «Будете в Павлово, посетите заводской музей — он того стоит!»

www.gruzovikpress.ru
Павловскому автобусному заводу — 80! — журнал За рулем
Каждый четвертый автобус на дорогах России — автобус марки ПАЗ.
PAZ_1_no_copyright

В августе 1952-го из ворот «Завода автоинструмента» (ЗАТИ), праздновавшего в тот год 20-летие, вышли первые пять автобусов ПАЗ-651. Машина дала новое имя предприятию: ПАЗ — Павловский автобусный завод. За свою историю завод (принадлежит «Группе ГАЗ») выпустил более 650 тысяч автобусов. Входит в десятку основных мировых производителей. Ежегодно предприятие выпускает более 9 тыс. автобусов малого класса — почти 80% годового объема производства таких автобусов в России.
Решение о создании в городе Павлово завода для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ).
ПАЗ

В 60-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия — удовлетворение самых широких слоев потребителей путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Завод начинает участвовать в международных выставках. В декабре 1989 года стартовал серийный выпуск базовой модели завода — автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса — разнообразного назначения и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях, из них серийно выпускается около десяти.
С 2000 года завод выпускает на новых мощностях городские и междугородные автобусы большого и среднего класса ПАЗ-5272 и ПАЗ-4230 «Аврора» и одновременно начинает производить автобусы малого класса городского и пригородного назначения длиной 7–8 метров. В 2002–2009 годах появились опытные образцы автобуса ПАЗ-4234, ПАЗ-3237, ПАЗ-3204, ПАЗ-320412, затем ставшие серийными.
ПАЗ

В 2011 году модельный ряд ПАЗ был адаптирован к двигателям стандарта Евро-4, включая двигатели Cummins и ЯМЗ-534. Конструкторы ПАЗа работают над созданием машин на альтернативных видах топлива.
Автобусы ПАЗа неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» (приз профессионалов) и «Лучший автобус малого класса» (приз жюри конкурса), «Комтранс».
Управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ» Андрей Васильев: «Важным условием успеха марки ПАЗ на автобусном рынке является оптимальное ценовое предложение с учетом всех потребительских требований по уровню безопасности, надежности, экологических стандартов и стоимости владения пассажирским транспортным средством. Именно сочетание этих факторов и делает автобус ПАЗ лидером продаж в своем сегменте».
Публикации о прошлом и настоящем ПАЗа можно прочесть в архиве журнала «За рулем».
www.zr.ru
ПАЗ отметил 85-летие
Павловский автобусный завод (ПАЗ) «Группы ГАЗ» отметил 85-летие со дня основания. За свою историю завод, лидер российского автобусного рынка, выпустил 750 тысяч единиц техники – это рекордный показатель по производству автобусов в стране, каждый четвертый автобус на дорогах России – марки ПАЗ.

Сегодня ПАЗ – это лидер российского рынка, доля предприятия в сегменте автобусов малого и среднего класса составляет 80%. Завод выпускает свыше 100 модификаций автобусов малого и среднего классов различного назначения: для городских и пригородных перевозок, для образовательных и социальных учреждений и др. В модельный ряд ПАЗа входят флагманский автобус «Вектор NEXT», базовые модели ПАЗ-32053 и ПАЗ-4234, автобус малого класса ПАЗ-3237, автобус ПАЗ-3206 с колесной формулой 4×4, грузопассажирский ПАЗ-32053-20.
Решение о создании в городе Павлово производства, на котором впоследствии был организован выпуск автобусов ПАЗ, было принято в 1930 году. Изначально предприятие было создано для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой. В 1932 году было завершено строительство Завода автотранспортного инструмента и начался выпуск продукции. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переориентирован на выпуск автобусов и переименован в Павловский автобусный завод: в августе 1952 года из заводских ворот вышли первые пять автобусов производственной модели ПАЗ-651, собранных на шасси ГАЗ. В 2000 году ПАЗ вошел в промышленную группу «Базовый Элемент». За эти годы создано свыше 100 новых модификаций автобусов. Автобусы ПАЗ неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших отраслевых конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» и «Лучший автобус малого класса». В 2009 году ПАЗ начал серийное производство нового семейства ПАЗ-3204. В 2011 году модельный ряд ПАЗ был адаптирован под экологический стандарт «Евро-4». В 2013 году были изготовлены автобусы с двигателем на компримированном природном газе. В рамках проекта дивизиона «Автобусы» по созданию модельного ряда на основе модульной конструкции в 2011 году начато новое производство автобусов «Вектор». Серия автобусов объединяет в себе машины разной длины, классов и назначений. Модификации автобусов «Вектор» позволяют обеспечить оптимальное решение для пассажиропотоков различной интенсивности. В 2016 году выпущена новая модель «Вектор NEXT», вошедшая во флагманскую линейку «Группы ГАЗ», а в 2017 году вышли новые модификации этой модели: полунизкопольная версия «Доступная среда» и междугородная комплектация. Машина отличается современным дизайном экстерьера и интерьера, соответствующим передовым тенденциям мирового автомобилестроения. В новой модели применяются современные отечественные материалы и комплектующие. Разработка выполнена на основе модульной конструкции, что позволяет в дальнейшем производить на ее базе автобусы разной размерности, сокращая время и ресурсы на создание и организацию производства всего модельного ряда. Предприятие является активным участником федеральных программ обновления парков пассажирского транспорта, в том числе в рамках ключевых национальных проектов. Сегодня автобусы нового семейства «Вектор NEXT» участвуют в обновлении парков городов, в которых будет проходить Чемпионат мира по футболу 2018 года. Андрей Васильев, управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ», прокомментировал: «ПАЗ – это символ отечественных автобусов в стране. 85-летняя история ПАЗа – это подтверждение его жизнеспособности и востребованности продукции, популярность которой, прежде всего, обусловлена нашим стремлением двигаться вперед в своем развитии и совершенствоваться по всем направлениям. Коллектив завода – это коллектив единомышленников, нацеленных на результат и способных преодолевать любые преграды на пути к поставленной цели. На ближайшую перспективу в наших планах – не только расширение модельного ряда новых автобусов для российского рынка, но и активное освоение экспортных рынков».
13.11.2017
reis.zr.ru
ПАЗ отмечает 80-летний юбилей
Павловский автобусный завод отмечает 80-летие предприятия. За свою историю завод выпустил более 650 тысяч автобусов, каждый четвертый автобус на дорогах России – автобус марки ПАЗ.
Об этом сообщает пресс-служба «Группы ГАЗ».
Решение о создании в городе Павлово завода для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1932 году строительство Завода автотранспортного инструмента было завершено, и начался выпуск продукции. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ): в августе 1952 года первые пять автобусов первой производственной модели ПАЗ-651 вышли из заводских ворот.
В 60-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия – удовлетворение самых широких слоев потребителей путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Именно в эти годы завод впервые участвует в международных выставках. В декабре 1989 года начат серийный выпуск базовой модели завода – автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса разнообразного назначения и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях, из них серийно выпускается около десяти.
Управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ» Андрей Васильев: «Павловский автобусный завод непрерывно совершенствует свой продукт. Основой непрерывного улучшения качества выпускаемой техники являются преобразования на заводе в области организации производства. Важным условием успеха марки ПАЗ на автобусном рынке является оптимальное ценовое предложение с учетом всех потребительских требований по уровню безопасности, надежности, экологических стандартов и стоимости владения пассажирским транспортным средством. Именно сочетание этих факторов и делает автобус ПАЗ лидером продаж в своем сегменте».
Сегодня модельный ряд предприятия включает автобусы малого и среднего класса городского и пригородного назначения, автобусы специального назначения, в т.ч. и для перевозки детей. Ежегодно завод выпускает более 9 тыс. автобусов малого класса – почти 80% годового объема производства таких автобусов в России.
www.drivenn.ru
Павловский юбилей | 5koleso.ru
В России вряд ли есть человек, который не знал бы о продукции Павловского автобусного завода, или, проще говоря, об автобусах, которые в народе называют «пазиками»
© Сергей Моиссев
В России вряд ли есть человек, который не знал бы о продукции Павловского автобусного завода, или, проще говоря, об автобусах, которые в народе называют «пазиками». В конце августа это предприятие отпраздновало свое 75-летие.
Павловский автобусный завод начал свою историю в 1932 году как спутник горьковского автогиганта и выпускал автотракторный инструмент. Эта продукция оставалась основной производственной номенклатурой предприятия до 1952 года, когда постановлением правительства СССР от 24 апреля Завод автотракторного инструмента (ЗАТИ) был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ). После реконструкции он начал выпускать пассажирский транспорт малой размерности. Первой моделью, вышедшей из стен завода, стал автобус, спроектированный на ГАЗе. Автобус на шасси грузовика, выпускавшийся в малых количествах, впоследствии получил название ПАЗ-651.
© Сергей Моиссев
Однако для пассажирских перевозок потребовались более вместительные и комфортабельные автобусы. В ответ на эти запросы в конструкторско-экспериментальном отделе был разработан ПАЗ-652 вагонной компоновки. В 1958 г. завод полностью переходит на производство этой модели автобуса и ее модификаций — санитарный автомобиль, автолавка и др. А производство капотника ПАЗ-651 было передано на вновь построенный завод в Кургане, на Южном Урале. В 1968 г. с конвейера завода сходит уже знакомый всем нам ПАЗ-672.
1 декабря 1989 без остановки главного конвейера начат серийный выпуск новой базовой модели завода, которая выпускается по сей день, — ПАЗ-3205. В 2000 году «ПАЗ» вошел в состав дивизиона «Автобусы» крупнейшего автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто» (ныне — «Группа ГАЗ»).
© Сергей Моиссев
Во время празднования юбилея были представлены как выпускаемые, так и перспективные модели завода. Из выпускаемых были показаны модификации автобуса ПАЗ-3205 — удлиненная ПАЗ-4234, полноприводная ПАЗ-3206, а также модель для перевозки школьников ПАЗ-32053-70. В 2006 году в рамках национального проекта «Образование» 664 автобуса ПАЗ-32053‑70 было поставлено в разные регионы РФ. Семиметровый ПАЗ был и остается основной производственной моделью завода.
Также на заводе начата мелкосерийная сборка автобуса нового поколения ПАЗ-3237‑01. ПАЗ-3237 — это первый отечественный малый низкопольный автобус категории М3, класса 1, пассажировместимостью 55 человек. Автобус имеет небольшие размеры (7,75×2,5×2,85 м) и отличную маневренность, что актуально в плотном городском потоке. Удобной посадке/высадке пассажиров способствуют полностью пневматическая подвеска, которая уменьшает дорожный просвет в момент посадки, и большие дверные проемы. Экономичный экологически чистый двигатель, отвечающий современным нормам токсичности Euro 3, и дисковые тормоза на всех колесах делают автобус конкурентоспособным в условиях крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Сейчас завод проводит сборку 80 новых автобусов для поставки в Москву. Как уверяют на заводе, конвейер готов к большим объемам производства — все будет зависеть от спроса на новый автобус.
© Сергей Моиссев
Из перспективных была представлена модель ПАЗ-3204 — малый городской автобус для коммерческих перевозок 2‑дверной модификации, обеспечивающей удобство и скорость посадки/высадки пассажиров в условиях интенсивного городского движения. На ПАЗ-3204 устанавливают двигатель Cummins, соответствующий нормам Euro 3, и КП фирмы ZF. В автобусе установлено 18 кресел, а его полная вместимость — 52 пассажира.
© Сергей Моиссев
ПАЗ-3204 отличают экологичность и экономичность пассажирских перевозок в условиях города и на пригородных маршрутах. Эта модель призвана заменить нынешнюю базовую 3205, выпускающуюся более 17 лет. Был представлен и ПАЗ-City, дебютировавший в 2005 году на 9‑й Международной автомобильной выставке в Москве и признанный тогда лучшим городским и лучшим малым автобусом выставки. ПАЗ-City — малый городской переднеприводной низкопольный автобус на 25 мест (из них 13 сидячих) на шасси Volkswagen T5 Transporter Fahrgestell 7JL113, доработанном специалистами ПАЗа. Автобус полностью соответствует стандартам Euro 3. Низкий уровень пола позволяет без затруднений садиться в автобус пенсионерам и людям с ограниченными возможностями: здесь имеется специальная аппарель для въезда/съезда инвалидной коляски.
© Сергей Моиссев
Во время экскурсии по заводу был представлен новый окрасочный комплекс фирмы «Азейнман» на 15 тысяч кузовов в год, позволивший, в совокупности с применяемыми современными материалами, увеличить ресурс кузова павловских автобусов, что всегда было актуально в России. Ныне ПАЗ — наиболее динамично развивающееся предприятие российского автобусостроения, входящее в десятку крупнейших автобусостроительных заводов мира. Главной задачей завода является уход от производства монопродукта. Заводчане рассчитывают выиграть тендер на поставку автобусов для Сочи — будущей столицы Зимних Олимпийских игр, повторив тем самым успех завода в поставке автобусов для Олимпиады-80. В перспективе также открытие сборочного производства во Вьетнаме и увеличение экспорта продукции. Сейчас основной конвейер поставляет на экспорт около 30% общего объема производства (примерно 3500 машин). Особо привлекательны для завода рынки Индии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.
© Сергей Моиссев
В 2006 году с конвейера завода сошли 14 217 автобусов ПАЗ. В юбилейном 2007‑м планируется произвести 14 500 автобусов в широкой гамме модификаций. В день юбилея с конвейера сошел 600-тысячный автобус марки ПАЗ. Им стал всем известный «пазик» модели 3205.
5koleso.ru
Павловский автобусный завод отмечает 80-летие — Павловский автобусный завод — ПАЗ — 80 лет
Павловский автобусный завод (ПАЗ) «Группы ГАЗ» – лидер российского автобусного рынка – отмечает 80-летие со дня основания. За свою историю завод выпустил более 650 тысяч автобусов, каждый четвертый автобус на дорогах России – автобус марки ПАЗ.Павловский автобусный завод – одно из немногих предприятий отрасли, которое практически полностью использует свои проектные мощности и по объему производства входит в десятку основных мировых производителей. Ежегодно завод выпускает более 9 тыс. автобусов малого класса – почти 80% годового объема производства таких автобусов в России.
В 60-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия – удовлетворение самых широких слоев потребителей путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Именно в эти годы завод впервые участвует в международных выставках. В декабре 1989 года начат серийный выпуск базовой модели завода – автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса разнообразного назначения и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях, из них серийно выпускается около десяти.
В 2000 году в эксплуатацию введены новые мощности для производства городских и междугородных автобусов большого и среднего класса ПАЗ-5272 и ПАЗ-4230 «Аврора». В том же году Павловский автобусный завод переориентирован на производство автобусов малого класса городского и пригородного назначения длиной 7-8 метров. В 2002-2009 годах появились опытные образцы автобуса ПАЗ-4234, ПАЗ-3237, ПАЗ-3204, ПАЗ-320412, затем ставшие серийными моделями Павловского автобусного завода.
Сегодня автобус ПАЗ – самый массовый российский автобус. Ежедневно автобусы данной марки перевозят более 50 миллионов пассажиров по всей территории РФ и стран СНГ. Модельный ряд включает автобусы малого и среднего класса городского и пригородного назначения, автобусы специального назначения, в т.ч. и для перевозки детей. Семиметровый автобус ПАЗ-3205 является основной производственной моделью завода. В 2009 году ПАЗ запустил в серийное производство семейство ПАЗ-3204. Доля автобусов семейства ПАЗ-3204 в производственном плане завода составляет 30%. В 2011 году модельный ряд ПАЗ был адаптирован к двигателям стандарта «Евро-4», включая двигатели Cummins и ЯМЗ-534. Конструкторы ПАЗа работают над созданием машин на альтернативных видах топлива. Модернизация базовой модели и расширение модельного ряда ведутся в соответствии с требованиями времени и предпочтениями потребителей.
Автобусы ПАЗа неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» (приз профессионалов) и «Лучший автобус малого класса» (приз жюри конкурса), «Комтранс». Сегодня приоритетами завода остаются дальнейшее развитие модельного ряда и его обновление, совершенствование корпоративного управления, реструктуризация производственных площадей.
Управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ» Андрей Васильев: «Павловский автобусный завод непрерывно совершенствует свой продукт. Основой непрерывного улучшения качества выпускаемой техники являются преобразования на заводе в области организации производства. Важным условием успеха марки ПАЗ на автобусном рынке является оптимальное ценовое предложение с учетом всех потребительских требований по уровню безопасности, надежности, экологических стандартов и стоимости владения пассажирским транспортным средством. Именно сочетание этих факторов и делает автобус ПАЗ лидером продаж в своем сегменте».
Справка
За шесть месяцев 2012 года завод реализовал 4815 единиц техники, что на 8,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Основным контрактом года стал контракт на поставку 500 автобусов среднего класса ПАЗ-320412 транспортной компании Санкт-Петербурга, кроме того автобусы ПАЗ поставлялись во все регионы РФ и страны СНГ. ПАЗ активно участвует в программе обновления школьных автобусов. Так, в 2011 году было поставлено 2954 школьных автобуса в 80 субъектов РФ. В этом году работа была продолжена. За шесть месяцев текущего года реализовано 1128 автобусов.
www.gazgroup.ru 24 авг 2012 20:53 | автор: newsrelay | просмотров: 3120 |
www.stroyteh.ru
ПАЗ-3205
Впрочем, так было не всегда. 25 лет назад никто и не предполагал, что только-только вставшему на конвейер ПАЗ-3205 уготована не только яркая жизнь, но и возможность перебить рекорд долголетия своего предшественника – ПАЗ-672, продержавшегося на конвейере 20 лет. Скорее, наоборот, ввиду тех сложностей, которые автобус преодолел при своём рождении, само существование модели было под большим вопросом…
Внеплановый «пазик»
Не поверите, но ПАЗ-3205 не являлся следствием запланированного обновления модельного ряда. Наоборот, он был итогом отказа от производства новой модели – ПАЗ-3203.
С 1972 по 1977 год заводчане создали целое семейство автобусов (3 городских ПАЗ-3203, пригородный ПАЗ-32031, туристский ПАЗ-32033 и вездеход ПАЗ-3204), призванных сменить на конвейере «старичка» ПАЗ-672М. Увы, грандиозным планам не суждено было осуществиться. Заложенные в конструкцию перспективные решения: тормозная система с механизмами от ГАЗ-53–11, задняя рессорная подвеска с корректирующими пружинами, 5,5-литровый двигатель ЗМЗ-3203, а так же 5-ступенчатая КП, карданная передача и ГУР от ЗИЛ-130, показали широту взглядов конструкторов ПАЗа, и… неспособность смежников выполнить их заявку. Печальный итог – семейство «3203» умерло не родившись…
Естественно, с таким положением дел завод смириться не мог, и как альтернативное предложение возникла идея скрестить новый кузов со старым шасси, естественно, проведя над последним все возможные доработки. Так, в апреле 1978 года впервые заговорили о семействе «3205». Первый опытный образец ПАЗ-3205 был собран летом 1979 года. Несмотря на значительный процент унификации и внешнюю схожесть с автобусами серии «3203», «3205» отличался планировкой салона и имел целый ряд конструктивных отличий по кузову. Одной из значимых особенностей ПАЗ-3205 стала оригинальная пневмогидравлическая тормозная система, позволившая искоренить одну из главных бед ПАЗ-672 – недостаточную эффективность рабочих тормозов с гидровакуумным приводом. Изменился и рулевой механизм – применение типа винт – шариковая гайка с встроенным гидроусилителем (от МАЗ-5336) позволило на 60 % сократить число гибких шлангов, повысив надёжность работы узла. Не осталась без внимания и подвеска: сужение рессорной колеи позволило уменьшить радиус разворота, а удлинённые передние рессоры совместно с установкой корректирующих пружин в задней подвеске увеличили плавность хода.
А дальше пошло развитие семейства. В течение года увидели свет опытные образцы ПАЗ-3205 второй серии – два автобуса в базовом исполнении и городская модификация ПАЗ-32051 с двумя автоматическими служебными дверьми. В 1981 году были построены ещё два образца ПАЗ-3205 для проведения междуведомственных испытаний, которые успешно завершились в 1982 году с рекомендацией о постановке «на поток». В течение 1983 года по доработанной технической документации в экспериментальном цехе собрали пять предсерийных образцов ПАЗ-3205, а в 1984-м «3205» впервые появились в годовом отчёте завода как товарная продукция: в ноябре – декабре пять автобусов было изготовлено на участке малых серий.

Впрочем, на протяжение ещё пяти лет ПАЗ-3205, собираемый «вручную», был всего лишь «попутной» продукцией к ПАЗ-672М. И только 28 января 1989 года процесс «женитьбы» кузова и шасси «3205» состоялся на главном конвейере, а не в цехе малых серий. А полноценную «конвейерную» жизнь ПАЗ-3205 начал с 1 декабря 1989 года.
К этому времени на заводе были разработаны и воплощены в металле уже 10 различных модификаций, и «3205» стал полноценным семейством. Первой из них стала городская версия ПАЗ-32051 с двумя автоматическими дверьми, в 1982 году появился «полноприводник» ПАЗ-3206, закончивший испытания к декабрю 1986 года, но… товарные машины увидели свет лишь в 1994 году.
В 1984 году по заказу ЦК КПСС один из построенных образцов ПАЗ-3205 подвергся переоборудованию в экспериментальном цехе в автобус туристского типа с креслами с высокой спинкой, улучшенной отделкой салона, стереофонической радиоаппаратурой и изолированным багажником. После одобрения опытного образца представителями ЦК партии 10 таких автобусов было собрано в 1985 году для обслуживания делегатов XXVII съезда КПСС.
В 1985 году на заводе подготовили технические проекты на северную и южную модификации – ПАЗ-320501 и ПАЗ-320509 соответственно, воплощённые «в металле» в 1986 году.

Тогда же под капотом было решено прописать и дизельные двигатели – отечественный ГАЗ-542 и японский Hino W04CT. Первые дизельные «пазики» вышли на испытания в 1987 году, но из-за сложностей компоновки «газовский» мотор сошёл с дистанции практически сразу, а дорогущий японский дизель ставили лишь под заказ с начала 90-х, и его выпуск не перешагнул рубеж нескольких десятков.
В 1987 году были подготовлены техническое задание и техническая документация на автобус ПАЗ-3205-10 с пропановым газобаллонным оборудованием, опытные образцы которого были построены в 1987 (1 шт.), 1988 (2 шт.) и 1989 (1 шт.) годах. Доводочные работы по этим машинам проводились совместно с конструкторами заводов ПАЗ, ГАЗ и ЗМЗ.
Год | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ПАЗ-3205 | 307 | 8004 | 9680 | 10 342 | 11 070 | 9073 | 7800 | 7235 | 8679 | 8500 | 7495 | 8060 |
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ПАЗ-3205 | 10 126 | 10 131 | 10 249 | 10 520 | 11 546 | 11 680 | 11 728 | 11 661 | 5733 | 6380 | 6726 | 7089 | 6151 |
ПАЗ-4234 | – | – | 709 | 1232 | 1792 | 2111 | 2534 | 1869 | 1104 | 1382 | 1823 | 1722 | 1282 |
Далёкая перспектива?
А потом у ПАЗ-3205 началась обычная жизнь серийной машины. Текущие доработки, появление новых модификаций, внедрение новых агрегатов и адаптация к ужесточающимся требованиям сертификации. В этой рутине ярким пятном стало появление в 2003 году удлинённой модификации ПАЗ-4234 для работы на городских и пригородных маршрутах.
Что ж, в настоящее время семейство «3205» не только не собирается «на покой», но и прирастает новыми комплектациями. В моторном отсеке осваиваются новые двигатели, меняется внешность, появляются уникальные версии, предназначенные под конкретных заказчиков за рубежом. Взять хотя бы шасси ПАЗ-3205–040, которые стабильно поставляют на Кубу с 2012 года. Кубинцы устанавливают на них китайские моторы, кузова собственного изготовления и получают автобусы с собственным именем «Диана».
Впрочем, к чему слова, если можно взглянуть на сухие цифры статистики выпущенных автобусов. Логично, что выпуск модели, отметившей 25-летний юбилей, снижается, уступая место более современному семейству «Вектор». Но сказать, что производство ПАЗ-3205 сворачивается, пожалуй, не рискнет самый законченный пессимист…


Байки для VIP
За 25 лет существования на конвейере семейство «3205» обрело немало интересных модификаций и исполнений. Этот перечень включает десятки автобусов, и если рассказывать о каждом из них, то можно посвятить целый журнал. Мы же собрали наиболее яркие экземпляры семейства, подчёркивающие, что в Павлово не сидели сложа руки, купаясь в лучах славы, а старались идти в ногу со временем, отслеживая и тенденции моды, и запросы рынка, выдавая модели, в которых ПАЗ-3205 было порой не узнать…
www.gruzovikpress.ru