Юбилей паза – Музей Павловского автобусного завода

Музей Павловского автобусного завода

Решил продолжить тему заводских музеев, тем более, удалось посетить хранилище истории одного из старейших автомобильных предприятий — Павловского автобусного завода. Размеры его невелики, так что особых откровений, заставляющих застыть в изумлении, я не ждал. Но, и пройти мимо мысли не возникло — музей же!

Грядет 85-летний юбилей ПАЗа и на заводе полным ходом идет подготовка к этой знаменательной дате. Не минула данная «операция» и музей — вот-вот он будет приведен в идеальный вид. Так что на фото вы видите практически завершенный образ, и можете смело принять решение — ехать в Павлово прямо сейчас или подождать подходящей оказии…

Залы и стенды

Музей расположен на втором этаже отдельно стоящего здания рядом с центральной проходной завода. Никаких пропусков не требуется и пристальных досмотров не предвидится. Правда, есть одно «но…»- музей не работает в свободном доступе, только в рабочие дни. Так что для его посещения вам придется предварительно созвониться либо с хранительницей музея Низовой Людмилой Никандровной, либо с пресс-секретарем завода Маленкиной Любовью Васильевной и согласовать с ними время посещения. На всякий случай, рабочий телефон: (83171) 2-86-94. Обе они безмерно преданы своему делу, так что проблем возникнуть не должно.

Скажете: «Негусто»? Возможно. Но, в этих четырех залах есть все, чтобы понять, где родился, как развивался и чем сейчас живет завод.

Фотоподборка на стендах очень хороша. Интересное для себя смогут найти как интересующиеся ПАЗом в целом, так и любители «ПАЗиков» в частности. Чтобы не быть голословным, я переснял основные стенды для лучшего понимания, о чем же я пытаюсь сказать.

Зал первый
Зал второй
Зал четвертый

Как видите, фотографий действительно много и основной модельный ряд они отображают весьма неплохо. Радует и то, что не забыты некоторые опытные модели о которых знают далеко не все (разумеется, речь не идет о фанатах).

«Модельки»…

Фотографии — это безусловно хорошо, но музеи, все-таки, ассоциируются не только с ними, но и с натурными экспонатами, или, на худой конец, хотя бы с масштабными копиями продукции предприятия. С последним на ПАЗе не все так плохо.

Все модели укрыты колпаками из прозрачного пластика, что не мешает из восприятию. Более того, экспонаты стоят достаточно свободно, так что ничего не мешает рассмотреть их практически со всех сторон. Единственное — они не привинчены к подставкам и свободно катаются внутри «упаковок», так что трогать руками их настоятельно не рекомендую.

Кстати, есть в музее и несколько копий «чужих».

А вот с натурными экспонатами у ПАЗа беда. Единственный образец, который можно увидеть — это автобус на постаменте перед центральной проходной. Позиционируется он как «»Первый автобус ПАЗ», но, увы, таковым не является. Довольно грубая копия смахивает, конечно на ПАЗ-651, однако на самом деле к легендарной машине отношения не имеет…

Чтобы подытожить, скажу так: «Будете в Павлово, посетите заводской музей — он того стоит!»

www.gruzovikpress.ru

Павловскому автобусному заводу — 80! — журнал За рулем

Каждый четвертый автобус на дорогах России — автобус марки ПАЗ.

PAZ_1_no_copyright

В августе 1952-го из ворот «Завода автоинструмента» (ЗАТИ), праздновавшего в тот год 20-летие, вышли первые пять автобусов ПАЗ-651. Машина дала новое имя предприятию: ПАЗ — Павловский автобусный завод. За свою историю завод (принадлежит «Группе ГАЗ») выпустил более 650 тысяч автобусов. Входит в  десятку основных мировых производителей. Ежегодно предприятие выпускает более 9 тыс. автобусов малого класса  — почти 80% годового объема производства таких автобусов в России.

Решение о создании в городе Павлово завода для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ).

ПАЗ

В 60-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия — удовлетворение самых широких слоев потребителей путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Завод начинает участвовать в международных выставках. В декабре 1989 года стартовал серийный выпуск базовой модели завода — автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса — разнообразного назначения и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях, из них серийно выпускается около десяти.

С 2000 года завод выпускает на новых мощностях городские и междугородные автобусы большого и среднего класса ПАЗ-5272 и ПАЗ-4230 «Аврора» и одновременно начинает производить автобусы малого класса городского и пригородного назначения длиной 7–8 метров. В 2002–2009 годах появились опытные образцы автобуса ПАЗ-4234, ПАЗ-3237, ПАЗ-3204, ПАЗ-320412, затем ставшие серийными.

ПАЗ

В 2011 году модельный ряд ПАЗ был адаптирован к двигателям стандарта Евро-4, включая двигатели Cummins и ЯМЗ-534. Конструкторы ПАЗа работают над созданием машин на  альтернативных видах топлива.

Автобусы ПАЗа неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» (приз профессионалов) и «Лучший автобус малого класса» (приз жюри конкурса), «Комтранс».

Управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ» Андрей Васильев: «Важным условием успеха марки ПАЗ на автобусном рынке является оптимальное ценовое предложение с учетом всех потребительских требований по уровню безопасности, надежности, экологических стандартов и стоимости владения пассажирским транспортным средством. Именно сочетание этих факторов и делает автобус ПАЗ лидером продаж в своем сегменте».

Публикации о прошлом и настоящем ПАЗа можно прочесть в архиве журнала «За рулем».

www.zr.ru

ПАЗ отметил 85-летие

Павловский автобусный завод (ПАЗ) «Группы ГАЗ» отметил 85-летие со дня основания. За свою историю завод, лидер российского автобусного рынка, выпустил 750 тысяч единиц техники – это рекордный показатель по производству автобусов в стране, каждый четвертый автобус на дорогах России – марки ПАЗ.

Сегодня ПАЗ – это лидер российского рынка, доля предприятия в сегменте автобусов малого и среднего класса составляет 80%. Завод выпускает свыше 100 модификаций автобусов малого и среднего классов различного назначения: для городских и пригородных перевозок, для образовательных и социальных учреждений и др. В модельный ряд ПАЗа входят флагманский автобус «Вектор NEXT», базовые модели ПАЗ-32053 и ПАЗ-4234, автобус малого класса ПАЗ-3237, автобус ПАЗ-3206 с колесной формулой 4×4, грузопассажирский ПАЗ-32053-20.

Решение о создании в городе Павлово производства, на котором впоследствии был организован выпуск автобусов ПАЗ, было принято в 1930 году. Изначально предприятие было создано для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой. В 1932 году было завершено строительство Завода автотранспортного инструмента и начался выпуск продукции. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переориентирован на выпуск автобусов и переименован в Павловский автобусный завод: в августе 1952 года из заводских ворот вышли первые пять автобусов производственной модели ПАЗ-651, собранных на шасси ГАЗ. В 2000 году ПАЗ вошел в промышленную группу «Базовый Элемент». За эти годы создано свыше 100 новых модификаций автобусов. Автобусы ПАЗ неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших отраслевых конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» и «Лучший автобус малого класса».  В 2009 году ПАЗ начал серийное производство нового семейства ПАЗ-3204. В 2011 году модельный ряд ПАЗ был адаптирован под экологический стандарт «Евро-4». В 2013 году были изготовлены автобусы с двигателем на компримированном природном газе. В рамках проекта дивизиона «Автобусы» по созданию модельного ряда на основе модульной конструкции в 2011 году начато новое производство автобусов «Вектор». Серия автобусов объединяет в себе машины разной длины, классов и назначений. Модификации автобусов «Вектор» позволяют обеспечить оптимальное решение для пассажиропотоков различной интенсивности.  В 2016 году выпущена новая модель «Вектор NEXT», вошедшая во флагманскую линейку «Группы ГАЗ», а в 2017 году вышли новые модификации этой модели: полунизкопольная версия «Доступная среда» и междугородная комплектация. Машина отличается современным дизайном экстерьера и интерьера, соответствующим передовым тенденциям мирового автомобилестроения. В новой модели применяются современные отечественные материалы и комплектующие. Разработка выполнена на основе модульной конструкции, что позволяет в дальнейшем производить на ее базе автобусы разной размерности, сокращая время и ресурсы на создание и организацию производства всего модельного ряда.  Предприятие является активным участником федеральных программ обновления парков пассажирского транспорта, в том числе в рамках ключевых национальных проектов. Сегодня автобусы нового семейства «Вектор NEXT» участвуют в обновлении парков городов, в которых будет проходить Чемпионат мира по футболу 2018 года.  Андрей Васильев, управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ», прокомментировал: «ПАЗ – это символ отечественных автобусов в стране. 85-летняя история ПАЗа – это подтверждение его жизнеспособности и востребованности продукции, популярность которой, прежде всего, обусловлена нашим стремлением двигаться вперед в своем развитии и совершенствоваться по всем направлениям. Коллектив завода – это коллектив единомышленников, нацеленных на результат и способных преодолевать любые преграды на пути к поставленной цели. На ближайшую перспективу в наших планах – не только расширение модельного ряда новых автобусов для российского рынка, но и активное освоение экспортных рынков».

13.11.2017

reis.zr.ru

ПАЗ отмечает 80-летний юбилей

Павловский автобусный завод отмечает 80-летие предприятия. За свою историю завод выпустил более 650 тысяч автобусов, каждый четвертый автобус на дорогах России – автобус марки ПАЗ.

Об этом сообщает пресс-служба «Группы ГАЗ».

Решение о создании в городе Павлово завода для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1932 году строительство Завода автотранспортного инструмента было завершено, и начался выпуск продукции. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ): в августе 1952 года первые пять автобусов первой производственной модели ПАЗ-651 вышли из заводских ворот.

В 60-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия – удовлетворение самых широких слоев потребителей путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Именно в эти годы завод впервые участвует в международных выставках. В декабре 1989 года начат серийный выпуск базовой модели завода – автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса разнообразного назначения и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях, из них серийно выпускается около десяти.

Управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ» Андрей Васильев: «Павловский автобусный завод непрерывно совершенствует свой продукт. Основой непрерывного улучшения качества выпускаемой техники являются преобразования на заводе в области организации производства. Важным условием успеха марки ПАЗ на автобусном рынке является оптимальное ценовое предложение с учетом всех потребительских требований по уровню безопасности, надежности, экологических стандартов и стоимости владения пассажирским транспортным средством. Именно сочетание этих факторов и делает автобус ПАЗ лидером продаж в своем сегменте».

Сегодня модельный ряд предприятия включает автобусы малого и среднего класса городского и пригородного назначения, автобусы специального назначения, в т.ч. и для перевозки детей. Ежегодно завод выпускает более 9 тыс. автобусов малого класса – почти 80% годового объема производства таких автобусов в России.

www.drivenn.ru

Павловский юбилей | 5koleso.ru

В России вряд ли есть человек, который не знал бы о продукции Павловского автобусного завода, или, проще говоря, об автобусах, которые в народе называют «пазиками»


© Сергей Моиссев

В России вряд ли есть человек, который не знал бы о продукции Павловского автобусного завода, или, проще говоря, об автобусах, которые в народе называют «пазиками». В конце августа это предприятие отпраздновало свое 75-летие.

Павловский автобусный завод начал свою историю в 1932 году как спутник горьковского автогиганта и выпускал автотракторный инструмент. Эта продукция оставалась основной производственной номенклатурой предприятия до 1952 года, когда постановлением правительства СССР от 24 апреля Завод автотракторного инструмента (ЗАТИ) был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ). После реконструкции он начал выпускать пассажирский транспорт малой размерности. Первой моделью, вышедшей из стен завода, стал автобус, спроектированный на ГАЗе. Автобус на шасси грузовика, выпускавшийся в малых количествах, впоследствии получил название ПАЗ-651.


© Сергей Моиссев

Однако для пассажирских перевозок потребовались более вместительные и комфортабельные автобусы. В ответ на эти запросы в конструкторско-экспериментальном отделе был разработан ПАЗ-652 вагонной компоновки. В 1958 г. завод полностью переходит на производство этой модели автобуса и ее модификаций — санитарный автомобиль, автолавка и др. А производство капотника ПАЗ-651 было передано на вновь построенный завод в Кургане, на Южном Урале. В 1968 г. с конвейера завода сходит уже знакомый всем нам ПАЗ-672.

1 декабря 1989 без остановки главного конвейера начат серийный выпуск новой базовой модели завода, которая выпускается по сей день, — ПАЗ-3205. В 2000 году «ПАЗ» вошел в состав дивизиона «Автобусы» крупнейшего автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто» (ныне — «Группа ГАЗ»).


© Сергей Моиссев

Во время празднования юбилея были представлены как выпускаемые, так и перспективные модели завода. Из выпускаемых были показаны модификации автобуса ПАЗ-3205 — удлиненная ПАЗ-4234, полноприводная ПАЗ-3206, а также модель для перевозки школьников ПАЗ-32053-70. В 2006 году в рамках национального проекта «Образование» 664 автобуса ПАЗ-32053‑70 было поставлено в разные регионы РФ. Семиметровый ПАЗ был и остается основной производственной моделью завода.

Также на заводе начата мелкосерийная сборка автобуса нового поколения ПАЗ-3237‑01. ПАЗ-3237 — это первый отечественный малый низкопольный автобус категории М3, класса 1, пассажиро­вместимостью 55 человек. Автобус имеет небольшие размеры (7,75×2,5×2,85 м) и отличную маневренность, что актуально в плотном городском потоке. Удобной посадке/высадке пассажиров способствуют полностью пневматическая подвеска, которая уменьшает дорожный просвет в момент посадки, и большие дверные проемы. Экономичный экологически чистый двигатель, отвечающий современным нормам токсичности Euro 3, и дисковые тормоза на всех колесах делают автобус конкурентоспособным в условиях крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Сейчас завод проводит сборку 80 новых автобусов для поставки в Москву. Как уверяют на заводе, конвейер готов к большим объемам производства — все будет зависеть от спроса на новый автобус.


© Сергей Моиссев

Из перспективных была представлена модель ПАЗ-3204 — малый городской автобус для коммерческих перевозок 2‑дверной модификации, обеспечивающей удобство и скорость посадки/высадки пассажиров в условиях интенсивного городского движения. На ПАЗ-3204 устанавливают двигатель Cummins, соответствующий нормам Euro 3, и КП фирмы ZF. В автобусе установлено 18 кресел, а его полная вместимость — 52 пассажира.


© Сергей Моиссев

ПАЗ-3204 отличают экологичность и экономичность пассажирских перевозок в условиях города и на пригородных маршрутах. Эта модель призвана заменить нынешнюю базовую 3205, выпускающуюся более 17 лет. Был представлен и ПАЗ-City, дебютировавший в 2005 году на 9‑й Международной автомобильной выставке в Москве и признанный тогда лучшим городским и лучшим малым автобусом выставки. ПАЗ-City — малый городской переднеприводной низкопольный автобус на 25 мест (из них 13 сидячих) на шасси Volkswagen T5 Transporter Fahrgestell 7JL113, доработанном специалистами ПАЗа. Автобус полностью соответствует стандартам Euro 3. Низкий уровень пола позволяет без затруднений садиться в автобус пенсионерам и людям с ограниченными возможностями: здесь имеется специальная аппарель для въезда/съезда инвалидной коляски.


© Сергей Моиссев

Во время экскурсии по заводу был представлен новый окрасочный комплекс фирмы «Азейнман» на 15 тысяч кузовов в год, позволивший, в совокупности с применяемыми современными материалами, увеличить ресурс кузова павловских автобусов, что всегда было актуально в России. Ныне ПАЗ — наиболее динамично развивающееся предприятие российского автобусостроения, входящее в десятку крупнейших автобусостроительных заводов мира. Главной задачей завода является уход от производства монопродукта. Заводчане рассчитывают выиграть тендер на поставку автобусов для Сочи — будущей столицы Зимних Олимпийских игр, повторив тем самым успех завода в поставке автобусов для Олимпиады-80. В перспективе также открытие сборочного производства во Вьетнаме и увеличение экспорта продукции. Сейчас основной конвейер поставляет на экспорт около 30% общего объема производства (примерно 3500 машин). Особо привлекательны для завода рынки Индии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.


© Сергей Моиссев

В 2006 году с конвейера завода сошли 14 217 автобусов ПАЗ. В юбилейном 2007‑м планируется произвести 14 500 автобусов в широкой гамме модификаций. В день юбилея с конвейера сошел 600-тысячный автобус марки ПАЗ. Им стал всем известный «пазик» модели 3205.

5koleso.ru

Павловский автобусный завод отмечает 80-летие — Павловский автобусный завод — ПАЗ — 80 лет

Павловский автобусный завод (ПАЗ) «Группы ГАЗ» – лидер российского автобусного рынка – отмечает 80-летие со дня основания. За свою историю завод выпустил более 650 тысяч автобусов, каждый четвертый автобус на дорогах России – автобус марки ПАЗ.

Павловский автобусный завод – одно из немногих предприятий отрасли, которое практически полностью использует свои проектные мощности и по объему производства входит в десятку основных мировых производителей. Ежегодно завод выпускает более 9 тыс. автобусов малого класса – почти 80% годового объема производства таких автобусов в России.

Решение о создании в городе Павлово завода для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1932 году строительство Завода автотранспортного инструмента было завершено и начался выпуск продукции. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переименован в Павловский автобусный завод (ПАЗ): в августе 1952 года первые пять автобусов первой производственной модели ПАЗ-651 вышли из заводских ворот.

В 60-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия – удовлетворение самых широких слоев потребителей путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Именно в эти годы завод впервые участвует в международных выставках. В декабре 1989 года начат серийный выпуск базовой модели завода – автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса разнообразного назначения и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях, из них серийно выпускается около десяти.

В 2000 году в эксплуатацию введены новые мощности для производства городских и междугородных автобусов большого и среднего класса ПАЗ-5272 и ПАЗ-4230 «Аврора». В том же году Павловский автобусный завод переориентирован на производство автобусов малого класса городского и пригородного назначения длиной 7-8 метров. В 2002-2009 годах появились опытные образцы автобуса ПАЗ-4234, ПАЗ-3237, ПАЗ-3204, ПАЗ-320412, затем ставшие серийными моделями Павловского автобусного завода.

Сегодня автобус ПАЗ – самый массовый российский автобус. Ежедневно автобусы данной марки перевозят более 50 миллионов пассажиров по всей территории РФ и стран СНГ. Модельный ряд включает автобусы малого и среднего класса городского и пригородного назначения, автобусы специального назначения, в т.ч. и для перевозки детей. Семиметровый автобус ПАЗ-3205 является основной производственной моделью завода. В 2009 году ПАЗ запустил в серийное производство семейство ПАЗ-3204. Доля автобусов семейства ПАЗ-3204 в производственном плане завода составляет 30%. В 2011 году модельный ряд ПАЗ был адаптирован к двигателям стандарта «Евро-4», включая двигатели Cummins и ЯМЗ-534. Конструкторы ПАЗа работают над созданием машин на альтернативных видах топлива. Модернизация базовой модели и расширение модельного ряда ведутся в соответствии с требованиями времени и предпочтениями потребителей.

Автобусы ПАЗа
неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» (приз профессионалов) и «Лучший автобус малого класса» (приз жюри конкурса), «Комтранс». Сегодня приоритетами завода остаются дальнейшее развитие модельного ряда и его обновление, совершенствование корпоративного управления, реструктуризация производственных площадей.

Управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ» Андрей Васильев: «Павловский автобусный завод непрерывно совершенствует свой продукт. Основой непрерывного улучшения качества выпускаемой техники являются преобразования на заводе в области организации производства. Важным условием успеха марки ПАЗ на автобусном рынке является оптимальное ценовое предложение с учетом всех потребительских требований по уровню безопасности, надежности, экологических стандартов и стоимости владения пассажирским транспортным средством. Именно сочетание этих факторов и делает автобус ПАЗ лидером продаж в своем сегменте».

Справка
За шесть месяцев 2012 года завод реализовал 4815 единиц техники, что на 8,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Основным контрактом года стал контракт на поставку 500 автобусов среднего класса ПАЗ-320412 транспортной компании Санкт-Петербурга, кроме того автобусы ПАЗ поставлялись во все регионы РФ и страны СНГ. ПАЗ активно участвует в программе обновления школьных автобусов. Так, в 2011 году было поставлено 2954 школьных автобуса в 80 субъектов РФ. В этом году работа была продолжена. За шесть месяцев текущего года реализовано 1128 автобусов.


www.gazgroup.ru 24 авг 2012 20:53 | автор: newsrelay | просмотров: 3120 |

www.stroyteh.ru

ПАЗ-3205

Впро­чем, так было не все­гда. 25 лет назад никто и не пред­по­ла­гал, что только-только встав­шему на кон­вейер ПАЗ-3205 уго­то­вана не только яркая жизнь, но и воз­мож­ность пе­ре­бить ре­корд дол­го­ле­тия сво­его пред­ше­ствен­ника – ПАЗ-672, про­дер­жав­ше­гося на кон­вейере 20 лет. Ско­рее, на­обо­рот, ввиду тех слож­но­стей, ко­то­рые ав­то­бус пре­одо­лел при своём рож­де­нии, само су­ще­ство­ва­ние мо­дели было под боль­шим во­про­сом…

Вне­пла­но­вый «пазик»

Не по­ве­рите, но ПАЗ-3205 не яв­лялся след­ствием за­пла­ни­ро­ван­ного об­нов­ле­ния мо­дель­ного ряда. На­обо­рот, он был ито­гом от­каза от про­из­вод­ства новой мо­дели – ПАЗ-3203.

С 1972 по 1977 год за­вод­чане со­з­дали целое се­мейство ав­то­бу­сов (3 го­род­ских ПАЗ-3203, при­го­род­ный ПАЗ-32031, ту­рист­ский ПАЗ-32033 и вез­де­ход ПАЗ-3204), призван­ных сме­нить на кон­вейере «ста­ричка» ПАЗ-672М. Увы, гран­ди­оз­ным пла­нам не суж­дено было осу­ще­ствиться. За­ло­жен­ные в кон­струк­цию пер­спек­тив­ные ре­ше­ния: тор­моз­ная си­стема с ме­ха­низ­мами от ГАЗ-53–11, зад­няя рес­сор­ная под­веска с кор­рек­ти­ру­ю­щими пру­жи­нами, 5,5-лит­ро­вый дви­га­тель ЗМЗ-3203, а так же 5-сту­пен­ча­тая КП, кар­дан­ная пе­ре­дача и ГУР от ЗИЛ-130, по­ка­зали ши­роту вз­гля­дов кон­струк­то­ров ПАЗа, и… не­спо­соб­ность смеж­ни­ков вы­пол­нить их за­явку. Пе­чаль­ный итог – се­мейство «3203» умерло не ро­див­шись…

Есте­ственно, с таким по­ло­же­нием дел завод сми­риться не мог, и как аль­тер­на­тив­ное пред­ло­же­ние воз­никла идея скре­стить новый кузов со ста­рым шасси, есте­ственно, про­ведя над по­след­ним все воз­мож­ные до­ра­ботки. Так, в ап­реле 1978 года впер­вые за­го­во­рили о се­мействе «3205». Пер­вый опыт­ный об­ра­зец ПАЗ-3205 был со­бран летом 1979 года. Не­смотря на зна­чи­тель­ный про­цент уни­фи­ка­ции и внеш­нюю схо­жесть с ав­то­бу­сами серии «3203», «3205» от­ли­чался пла­ни­ров­кой са­лона и имел целый ряд кон­струк­тив­ных от­ли­чий по ку­зову. Одной из зна­чи­мых осо­бен­но­стей ПАЗ-3205 стала ори­ги­наль­ная пнев­мо­гид­рав­ли­че­ская тор­моз­ная си­стема, поз­во­лив­шая ис­ко­ре­нить одну из глав­ных бед ПАЗ-672 – не­до­ста­точ­ную эф­фек­тив­ность ра­бо­чих тор­мо­зов с гид­ро­ва­ку­ум­ным при­во­дом. Из­ме­нился и ру­ле­вой ме­ха­низм – при­ме­не­ние типа винт – ша­ри­ко­вая гайка с встро­ен­ным гид­ро­у­си­ли­те­лем (от МАЗ-5336) поз­во­лило на 60 % со­кра­тить число гиб­ких шлан­гов, по­вы­сив на­дёж­ность ра­боты узла. Не оста­лась без вни­ма­ния и под­веска: суже­ние рес­сор­ной колеи поз­во­лило умень­шить ра­диус раз­во­рота, а уд­линён­ные пе­ред­ние рес­соры сов­местно с уста­нов­кой кор­рек­ти­ру­ю­щих пру­жин в зад­ней под­веске уве­ли­чили плав­ность хода.

А дальше пошло раз­ви­тие се­мейства. В те­че­ние года уви­дели свет опыт­ные об­разцы ПАЗ-3205 вто­рой серии – два ав­то­буса в ба­зо­вом ис­пол­не­нии и го­род­ская мо­ди­фи­ка­ция ПАЗ-32051 с двумя ав­то­ма­ти­че­скими слу­жеб­ными дверьми. В 1981 году были по­стро­ены ещё два об­разца ПАЗ-3205 для про­ве­де­ния меж­дуве­дом­ствен­ных ис­пыта­ний, ко­то­рые успешно за­вер­ши­лись в 1982 году с ре­ко­мен­да­цией о по­ста­новке «на поток». В те­че­ние 1983 года по до­ра­бо­тан­ной тех­ни­че­ской до­ку­мен­та­ции в экс­пе­ри­мен­таль­ном цехе со­брали пять пред­се­рий­ных об­раз­цов ПАЗ-3205, а в 1984-м «3205» впер­вые по­яви­лись в го­до­вом от­чёте за­вода как то­вар­ная про­дук­ция: в но­ябре – де­кабре пять ав­то­бу­сов было из­го­тов­лено на участке малых серий.

Впро­чем, на про­тя­же­ние ещё пяти лет ПАЗ-3205, со­би­ра­е­мый «вруч­ную», был всего лишь «по­пут­ной» про­дук­цией к ПАЗ-672М. И только 28 ян­варя 1989 года про­цесс «же­нитьбы» ку­зова и шасси «3205» со­сто­ялся на глав­ном кон­вейере, а не в цехе малых серий. А пол­но­цен­ную «кон­вейер­ную» жизнь ПАЗ-3205 начал с 1 де­кабря 1989 года.

К этому вре­мени на за­воде были раз­ра­бо­таны и во­пло­щены в ме­талле уже 10 раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций, и «3205» стал пол­но­цен­ным се­мейством. Пер­вой из них стала го­род­ская вер­сия ПАЗ-32051 с двумя ав­то­ма­ти­че­скими дверьми, в 1982 году по­явился «пол­но­при­вод­ник» ПАЗ-3206, за­кон­чив­ший ис­пыта­ния к де­кабрю 1986 года, но… то­вар­ные ма­шины уви­дели свет лишь в 1994 году.

В 1984 году по за­казу ЦК КПСС один из по­стро­ен­ных об­раз­цов ПАЗ-3205 под­вергся пе­ре­обо­ру­до­ва­нию в экс­пе­ри­мен­таль­ном цехе в ав­то­бус ту­рист­ского типа с крес­лами с вы­со­кой спин­кой, улуч­шен­ной от­дел­кой са­лона, сте­рео­фо­ни­че­ской ра­дио­ап­па­ра­ту­рой и изо­ли­ро­ван­ным ба­гаж­ни­ком. После одоб­ре­ния опыт­ного об­разца пред­ста­ви­те­лями ЦК пар­тии 10 таких ав­то­бу­сов было со­брано в 1985 году для об­слу­жи­ва­ния де­ле­га­тов XXVII съезда КПСС.

В 1985 году на за­воде под­го­то­вили тех­ни­че­ские про­екты на се­вер­ную и южную мо­ди­фи­ка­ции – ПАЗ-320501 и ПАЗ-320509 со­о­т­вет­ственно, во­пло­щён­ные «в ме­талле» в 1986 году.

Тогда же под ка­по­том было ре­шено про­пи­сать и ди­зель­ные дви­га­тели – оте­че­ствен­ный ГАЗ-542 и япон­ский Hino W04CT. Пер­вые ди­зель­ные «па­зики» вышли на ис­пыта­ния в 1987 году, но из-за слож­но­стей ком­по­новки «га­зов­ский» мотор сошёл с ди­стан­ции прак­ти­че­ски сразу, а до­ро­гу­щий япон­ский ди­зель ста­вили лишь под заказ с на­чала 90-х, и его вы­пуск не пе­ре­шаг­нул рубеж не­скольких де­сят­ков.

В 1987 году были под­го­тов­лены тех­ни­че­ское за­да­ние и тех­ни­че­ская до­ку­мен­та­ция на ав­то­бус ПАЗ-3205-10 с про­па­но­вым га­зо­бал­лон­ным обо­ру­до­ва­нием, опыт­ные об­разцы ко­то­рого были по­стро­ены в 1987 (1 шт.), 1988 (2 шт.) и 1989 (1 шт.) годах. До­во­доч­ные ра­боты по этим ма­ши­нам про­во­ди­лись сов­местно с кон­струк­то­рами за­во­дов ПАЗ, ГАЗ и ЗМЗ.

Вы­пуск ав­то­бу­сов серии «ПАЗ-3205» за 1989–2000 гг.
Год198919901991199219931994199519961997199819992000
ПАЗ-32053078004968010 34211 0709073780072358679850074958060
Вы­пуск ав­то­бу­сов серии «ПАЗ-3205» за 2001–2013 гг.
Год2001200220032004200520062007200820092010201120122013
ПАЗ-320510 12610 13110 24910 52011 54611 68011 72811 66157336380672670896151
ПАЗ-42347091232179221112534186911041382182317221282

Далё­кая пер­спек­тива?

А потом у ПАЗ-3205 на­ча­лась обыч­ная жизнь се­рий­ной ма­шины. Те­ку­щие до­ра­ботки, по­яв­ле­ние новых мо­ди­фи­ка­ций, внед­ре­ние новых аг­ре­га­тов и адап­та­ция к уже­сто­ча­ю­щимся тре­бо­ва­ниям сер­ти­фи­ка­ции. В этой ру­тине ярким пят­ном стало по­яв­ле­ние в 2003 году уд­линён­ной мо­ди­фи­ка­ции ПАЗ-4234 для ра­боты на го­род­ских и при­го­род­ных маршру­тах.

Что ж, в на­сто­я­щее время се­мейство «3205» не только не со­би­ра­ется «на покой», но и при­рас­тает но­выми ком­плек­та­ци­ями. В мо­тор­ном от­секе осва­и­ва­ются новые дви­га­тели, ме­ня­ется внеш­ность, по­яв­ля­ются уни­каль­ные вер­сии, пред­на­зна­чен­ные под кон­крет­ных за­каз­чи­ков за ру­бе­жом. Взять хотя бы шасси ПАЗ-3205–040, ко­то­рые ста­бильно по­став­ляют на Кубу с 2012 года. Ку­бинцы уста­нав­ли­вают на них ки­тайские мо­торы, ку­зова соб­ствен­ного из­го­тов­ле­ния и по­лу­чают ав­то­бусы с соб­ствен­ным име­нем «Диана».

Впро­чем, к чему слова, если можно вз­г­ля­нуть на сухие цифры ста­ти­стики вы­пу­щен­ных ав­то­бу­сов. Ло­гично, что вы­пуск мо­дели, от­ме­тив­шей 25-лет­ний юби­лей, сни­жа­ется, усту­пая место более со­вре­мен­ному се­мейству «Век­тор». Но ска­зать, что про­из­вод­ство ПАЗ-3205 сво­ра­чи­ва­ется, по­жа­луй, не риск­нет самый за­кон­чен­ный пес­си­мист…

Байки для VIP

За 25 лет су­ще­ство­ва­ния на кон­вейере се­мейство «3205» об­рело не­мало ин­те­рес­ных мо­ди­фи­ка­ций и ис­пол­не­ний. Этот пе­ре­чень вклю­чает де­сятки ав­то­бу­сов, и если рас­ска­зы­вать о каж­дом из них, то можно по­свя­тить целый жур­нал. Мы же со­брали наи­бо­лее яркие эк­зем­пляры се­мейства, под­чёр­ки­ва­ю­щие, что в Пав­лово не си­дели сложа руки, ку­па­ясь в лучах славы, а ста­ра­лись идти в ногу со вре­ме­нем, от­сле­жи­вая и тен­ден­ции моды, и за­просы рынка, вы­да­вая мо­дели, в ко­то­рых ПАЗ-3205 было порой не узнать…

www.gruzovikpress.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *