Сценарий игровой программы для детей по экологии – Сценарий игровой программы «Экологический калейдоскоп». Цель: воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому. Материалы и оборудование

Сценарий конкурсно-игровой программы по экологии «Наш дом

Сценарий конкурсно-игровой программы по экологии

«Наш дом — природа»

Ведущий: Здравствуйте, ребята! В последнее время очень часто мы слышим, как люди вокруг нас обсуждают проблемы охраны природы, частью которой являемся и мы с вами.

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Сегодня мы с вами будем говорить об ЭКОЛОГИИ. А кто знает, что это за наука? «Ойкос» по — гречески значит «дом», «логос» — «ученье, наука». Экология — это наука о нашем общем доме. А что является нашим домом? Правильно – ПРИРОДА.

  В гости к живой природе мы отправимся  сегодня с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой — это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии — одной из самых важных наук XXI века.

        Кто же будет принимать участие в нашей конкурсно-игровой программе? Давайте с вами познакомимся (команды представляются и называют свой девиз). Уважаемые участники, сегодня вам предстоит участвовать в разных конкурсах — шутливых и  серьезных, ну а проводить их для вас будут ребята из трудового отряда «БРИЗ» ЦВР «Планета взросления».

По маршрутному листу вам необходимо пройти 5 станций. На станции «Лесная викторина» вас будет встречать Цветочек. Эстафету «Муравьиные бега» с вами проведет Мышь. На станции «Лесная карусель» вас встретит Лиса. «Знатоки песен о природе» — так называется станция, на которой вас будет ждать Попугай. А Собака вас встретит на станции «Если в лесу беда». Наши персонажи будут не только стоять на станции, но еще будут оценивать то, как вы справитесь с заданием. Пока наши сказочные герои занимают свои места, капитанов команд мы просим подойти и получить маршрутные листы, в которых указана очередность прохождения станций. После прохождения маршрута команды возвращаются на экодром.

Станция 1. «Лесная викторина»

Задание: выбрать правильный ответ

Какое животное в сказках превращается в царевну?

А. Лягушка.

Б. Корова.

В. Лиса.

Какая птица кричит громче всех?

А. Курица.

Б. Ворон.

В. Павлин.

О каком животном написана повесть «Муму»?

А. Муха.

Б. Корова.

В. Собака.

Сколько ног у паука?

А. 4.

Б. 6.

В. 8.

Какой породы был пес Артемон?

А. Лайка.

Б. Пудель.

В. Такса.

О каком животном говорят «быстроногий»?

А. Кролик.

Б. Олень.

В. Верблюд.

Зачем змее язык?

А. Дразниться.

Б. Чувствовать запах.

В. Жалить.

У кого уши на ногах?

А. Кузнечик.

Б. Лягушка.

В. Рыба.

Какая рыба самая большая?

А. Синий кит.

Б. Рыба-меч.

В. Китовая акула.

Где содержат змей?

А. Аквариум.

Б. Террариум.

В. Ванна.

В какой стране корова – священное животное?

А. Индия.

Б. Россия.

В. Франция.

Кто из этих животных не живет в тайге?

А. Волк.

Б. Жираф.

В. Лиса.

Какие из этих птиц занесены в Красную книгу?

А. Утка-мандаринка

Б. Сокол.

В. Воробей.

Какие из перечисленных растений являются лекарственными?

А. Крапива.

Б. Колокольчик.

В. Синий василек.

Кого называют королем грызунов?

А. Суслик.

Б. Бобр.

В. Хомяк.

Кого называют глазастым охотником?

А. Варан.

Б. Стрекоза.

В. Лягушка.

Какого жука называют опасным преступником?

А. Майский жук.

Б. Колорадский жук.

В. Жук-олень.)

Какие из перечисленных змей ядовитые?

А. Гадюка.

Б. Уж.

В. Кобра.

Какое из этих животных живет в пустыне?

А. Верблюд.

Б. Тигр.

В. Волк.

Назовите перелетных птиц.

А. Кукушка.

Б. Ласточка.

В. Стриж.

Станция 2. «Муравьиные бега» — эстафета

Ребята моя станция называется «Муравьиные бега». Кто такие муравьи? Что вы о них знаете?

Рабочие муравьи несут сухие веточки, стебельки, часто размеры добычи гораздо превышают размеры самих животных. Движение муравьёв идёт в определённом порядке, прямо как на улице большого города. Муравьиная тропа обязательно приведёт к муравейнику, высота которого нередко достигает метра.

В муравейнике живет множество муравьев. Для питания им необходимо в день до 10 тысяч, в основном вредных для человека, насекомых. Они очень полезны.

Жилище муравьев представляет собой сложное многоэтажное сооружение из различных ходов и камер, где размещаются яйца, личинки и куколки муравьев и живут взрослые особи, они исполняют различные обязанности: рабочие, солдаты, няньки и т.д.

Путешествуя по муравьиным тропам в поисках добычи, муравьи уходят далеко от муравейника, но находят обратно дорогу, не сбиваясь с пути, в чем им помогает запах оставленных следов.

Сейчас, ребята, мы предлагаем вам почувствовать себя муравьями. Давайте устроим муравьиные бега.

1. Эстафета для капитанов команд. “Найди дорогу к дому в темном лесу” Капитанам завязывают глаза, они должны преодолеть расстояние, осложненное фишками, на голос команд.

2. Эстафета “Строительство муравейника”. Командам предлагается построить из кубиков “муравейник”, причем каждый из игроков укладывает по одному предмету, стараясь, чтоб “муравейник” не развалился.

3. Эстафета “Передача груза”. Конкурс на правильность и быстроту действий. Передать мяч над головой и между коленями.

Станция 3. «Лесная карусель» — конкурс «Нарисуй животного»

Команда совещается и выбирает то животное, которое будет рисовать. Далее каждый участник команды, рисует какую-либо деталь животного.

Станция 4. «Знатоки песен о природе»

Ребята, вы, наверно знаете много песен о природе? Давайте мы с вами сыграем и споём. Вы должны вспомнить какую-либо песню о природе, а затем спеть ее и подыграть себе на музыкальных инструментах.

Станция 5. «Если в лесу беда» — необходимо рассмотреть ситуацию и дать ответ:

Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?

— Если деревья к весне не распустятся?

— Если осенью листья не опадут?

Если засохнут все лесные ручьи?

Если в лесу не будет насекомых?

— Если летом всё время будут идти дожди?

— Если в лесу не будет лесника?

Если в лесу не будет ягод и грибов?

— Если зимой не будет снега?

Нужно собрать из букв как можно больше названий животных (буквы можно использовать в слове только один раз)

И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А

(енот, волк, лиса, крот, вол, кот, рысь, лев и т.д.)

По мере прохождения станций команды собираются на «Экодроме». Пока жюри подводит итоги и подписывает грамоты ведущий проводит с командами игру.

Игра с командами «Прилетели птицы»

Ведущий называет птиц, и если ошибается, болельщики должны хлопать в ладоши:

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

  • Прилетели птицы: голуби, куницы…

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

(Жюри объявляет итоги игры, вручает грамоты победителям.)

Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады и пели птицы! Берегите природу!

infourok.ru

Сценарий конкурсной программы по экологии «Будь природе другом» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Сценарий конкурсной программы по экологии «Будь природе другом»

Сценарий конкурсной программы по экологии

«Будь природе другом»

для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Педагог-психолог Семенцова Ольга Евгеньевна.

Цель: Воспитание доброго, милосердного, ответственного отношения к

природе, формирование у детей убеждения, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Задачи:

— продолжать учить детей различать и называть представителей животного и растительного мира; закрепить знания об особенностях жизни обитателей леса в разное время года;

— развивать устную связную речь, произвольное внимание, восприятие, сообразительность, логическое мышление, тренировать в построении полного аргументированного ответа;

— развивать представления о неразрывной связи человека с природой; воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за свои поступки.

Ожидаемый результат:

— имеют элементарные представления о неразрывной связи человека с природой;

— проявляют интерес к жизни животных и растений;

— умеют анализировать предложенные ситуации.

Материалы: карточки с изображением животных, птиц, картинки с изображением водоема с рыбами, конверты с заданиями и подсказками, черный ящик, экологические знаки.

Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов по теме, систематические наблюдения на прогулках, экскурсиях, рассматривание картин, иллюстраций, дидактические игры и др.

Ход:

Зрители и жюри рассаживаются в зрительном зале. Звучит спокойная музыка, слышен щебет птиц, журчание ручейка.

Ведущий:

Все любят лес в любое время года,

Все слышат речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же ее всегда беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

От них светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прекрасный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Ведущий: — Ребята, сегодня мы собрались, чтобы совершить увлекательное путешествие в лес, встретиться с его обитателями, поговорить о цветах и травах, птицах и насекомых! Проще сказать — о природе, а помогут нам в этом команды участницы конкурса «Будь природе другом»!

Звучит торжественная музыка. Входят команды – участницы, встают друг напротив друга.

Команда «Знайки»:

Мы – ребята – дошколята,

Очень умные ребята!

Не боимся мы играть,

Мы готовы побеждать.

Все нас «Знайками» зовут.

— Где вы, «Знайки»?

— Все мы тут!

Ваш девиз:

Девиз: — Взялся изучать природу не пищи, легкой жизни не ищи!

Команда «Понимайки»:

Мы без дела не скучали,

Мы природу изучали.

Книги мы листали дружно

И узнали все, что нужно!

«Понимайки» нас зовут.

— Все ль на месте?

— Да, мы тут!

Ваш девиз?

Девиз: — Чтоб деревья, зверей, рыб уметь различать, надо твердо на пять про природу все знать!

Ведущий:

— Если любите природу,

Если знаете о ней,

Вы идите в путь смелей!

Команды занимают свои места, ведущий представляет жюри конкурса.

Ведущий: — Я вижу, все готовы! И у меня вопрос к болельщикам. Ребята, скажите, пожалуйста, каких животных можно встретить в лесу? (дети перечисляют). Итак, первый тур «Звери».

I тур: «Звери»

Дидактическая игра «Сложи картинку».

Командам нужно сложить из частей картинку с изображением лесных животных (белка, заяц) и рассказать об особенностях их жизни в разное время года. (Дети выполняют задание, оценивается содержание и полнота ответа)

Ведущий: — Молодцы, ребята, справились с заданием! А мы продолжаем.

— У леса музыка своя,

Ее послушайте, друзья!

Вот белка скачет вверх и вниз,

Вот птичьи трели раздались! (Звучат звуки природы, пение птиц) Второй тур «Птицы».

II тур: «Птицы»

Участникам предлагают отгадать загадки, не произнося вслух отгадку. Нужно найти картинку – отгадку с изображением нужной птицы и показать ее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием:

1. Слепа бывает, а ночью прозревает. (Сова.)

2. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

3. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

4. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь, и зовется птица (грач).

5. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет в воду наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля.)

6. Пусть я птичка-невеличка, у меня друзья привычка:

Как начнутся холода – из леса прямо к вам, сюда. (Синица.)

7. Красногрудый, черноклювый, любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь.)

Ведущий: — Вы замечательно справились с этим заданием! А интересно, отгадаете ли вы вот эти загадки?

III тур: Игра «Веселая пантомима»

Болельщикам выдаются карточки с изображением животных, которых нужно показать жестами, движениями и мимикой, команды должны отгадать кто это. (Медведь, ворона, лиса, цапля, заяц, белка и т. д.) Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.

Ведущий: — Вижу, и это задание вам по плечу! Тогда пришло время отправиться на рыбалку.

IV тур: «Рыбы»

Командам предлагают картинку с изображением водоема с рыбами и конверт с заданием. В каждом конверте есть подсказка, однако, если команда решает ей воспользоваться в случае затруднения, она теряет один балл.

I команда.

У этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты – видимо хищница принимает их за рыбку с яркой чешуей. Что это за рыба?

Подсказка: «Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щелкает зубами (щука)».

II команда.

Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России. У нее нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. У этой рыбы даже есть усы.

Подсказка: «Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался (сом)»

Ведущий: — Вы отличные рыбаки! А у нас следующий тур!

V тур: «Насекомые»

Игра «Угадай, кто я?»

– Внимание: черный ящик, ваша задача отгадать, какое насекомое в нем спряталось. Для этого вы будете задавать мне вопросы по очереди, на которые я буду отвечать только «да» или «нет». Побеждает команда, первой угадавшая это насекомое.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Ведущий: — Лес – это не только животные, насекомые, птицы, это еще и много разных растений!

VI тур: «Растения»

1. Из какого дерева делают спички? (Осина.)

2. Какое дерево покрыто корой белого цвета? (Береза.)

3. Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник.)

4. Из какого дерева делают лыжи? (Из березы.)

5. Какое растение получило название благодаря листьям? (Мать-и-мачеха)

6. Какие растения помогают при болезнях?

7. Сколько раз может цвести одуванчик?

8. Все ли растения цветут?

9. Каких растений надо опасться?

10. От какого дерева летит пух?

11. Назови деревья, на которых растут шишки?

12. Какие деревья весной плачут?

13. Какие ягоды растут гроздьями?

14. Какие бывают грибы?

Ведущий: — Молодцы, ребята! А у меня снова вопросы к болельщикам:

— Что такое «Красная книга»?

— Что вы знаете о красной книге?

Ведущий: — Эта книга с каждым годом становится все толще. Многих животных и растений, занесенных в нее, увидеть можно только на картинке. Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

VII тур: «Охрана природы»

Командам нужно объяснить, что означают экологические знаки, или самим придумать предупреждающие и запрещающие знаки (задание на выбор ведущего).

-Давайте подумаем, почему наша планета становится серой, грязной?

-много мусора — это приводит к появлению крыс и мышей, которые переносят болезни;

-строится большое количество заводов и фабрик, которые выбрасывают в воздух вредные вещества, дым, гарь;

-вырубаются леса, которые дают нам воздух, от этого человек начинает задыхаться;

-загрязняются водоёмы, что приводит к гибели рыб.:

Подумаем, как можно помочь?

ставить нужно фильтры на заводские трубы.

В моря, океаны и водоемы не выбрасывать мусор, чтобы не загрязнять водоёмы.

А, что же можно ещё придумать? Может мусор можно как-то использовать? (дети высказывают свои предположения. Например, использовать в изготовлении платьев и костюмов).

Далее под музыку идёт представление моделей в костюмах из бросового материала.

Ведущий: — Человек многое может, ведь он является частью природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить, поэтому всегда нужно помнить:

— В лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.

— Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.

— Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело:

Берегите Землю! Берегите,

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Ведущий: — Я думаю, настала пора подвести итоги.

Жюри подводит итоги, награждает победителей.

Команды – участницы благодарят друг друга за игру, делают круг почета.

infourok.ru

Сценарий игровой программы по экологическому воспитанию «Следопыты»

Игровая программа «Следопыты» (экологическое воспитание)

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы собрались здесь с вами, чтобы поговорить, узнать что – то новое о природе, об окружающем нас мире. Кто знает, как называется наша планета? (Земля) Есть одна планета –сад В этом космосе холодном Только здесь леса шумят Птиц скликая перелетных Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно Береги свою планету Ведь другой на свете нету. А как, ребята, мы с вами можем беречь свою планету? (ответы детей) А чтобы это сделать нужно много знать. Вот мы сегодня и проверим , что вы знаете о природе и посоревнуемся, кто знает больше. Итак, команды к соревнованиям готовы?

1 конкурс: Команды должны представить себя: а) название команды б) приветствие или девиз в) эмблема

2 конкурс: Капитанов а) нарисовать любое животное б) придумать о нем загадку В то время пока капитаны выполняют задание…

3 конкурс: Загадки о временах года – Когда это бывает? 1. Дел у меня немало – я белым одеялом Всю землю укрываю, в лед реки одеваю Белю поля, дома, Зовут меня …. (зима)

2. Я раскрываю почки в зеленые листочки Деревья одеваю, посевы поливаю Движения полна Зовут меня … (весна)

3.Я соткано из зноя, несу тепло с собою Я реки согреваю, купайтесь, приглашаю И любите за это вы все меня… Я ..(лето)

4.Несу я урожаи, поля вновь засеваю Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю Но не касаюсь елочек и сосен Кто я …(осень)

А теперь я вас проверю и игру для вас затею. Я задам сейчас вопросы, отвечать на них непросто.

  1. Какое время года наступит после зимы?

  2. Какое время года наступит после весны?

  3. В какое время года начинаются занятия в школе?

  4. Что бывает раньше весна или зима?

  5. Почему ветки деревьев и кустов зимой ломаются?

  6. Для чего нужно окучивать деревья и кусты снегом?

  7. Почему в мороз снег хрустит под ногами?

  8. Почему так говорят: « Больше снега. больше хлеба»?

  9. Когда ночь длиннее дня?

  10. Лети молчит, лежит молчит, Когда умрет, тогда заревет.(снег)

  11. Сильнее солнца, слабее ветра, Ног нет, а идет, Глаз нет, а плачет. (туча)

4. Подведение конкурса капитанов

ФИЗМИНУТКА « Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес(ходьба по комнате) Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками) Справа березка в шубке стоит (отводят руку в правую сторону и смотрят) Слева елка на нас глядит ((отводят руку в левую сторону и смотрят) Снежинки в небе кружатся, на землю красиво ложатся (движение «фонарики», кружась присаживаются) Вот и зайка прискакал, от лисы он убежал (прыгают) Серый волк рыщет, он себе добычу ищет (руки в стороны, наклоны в стороны) Все мы спрячемся сейчас ( приседают, прячутся) Не найдет никак он нас. Лишь медведь в берлоге спит ( имитир. сон) Так всю зиму и проспит. Пролетают снегири (имитир.полет птиц) Как красивы они. В лесу красота и покой ( разводят руки в стороны) А нам пора уже домой(садятся на места)

( Раздается стук в дверь) (Входит старичок Лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте ,дети, меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу.

Лес не только для нашей забавы Он богатство нашей земли. Все деревья в нем, ягоды, травы Нам на пользу ,друзья, взращены. Куст берегите ,ребята, Где росток ты увидишь простой Может вырасти дуб в три обхвата, Березняк иль малинник густой. А уж сколько орехов и ягод Так пожалуй считать — не сочтешь. Сердцу любо, коль знаешь, что за год В сосняке разрослась молодежь.

А сколько ,ребята, в лесу зверей и птиц? А вы знаете, кто живет в лесу? Вот я сейчас и проверю. Я загадаю вам загадки. А вы отгадайте их.

1.Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал А проснувшись, стал реветь. Этот зверь…лесной ( медведь)

2. Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. Пышный хвост ее краса. А зовут ее …(лиса)

3.Сердитый недотрога живет в глуши лесной Иголок очень много, А нитки ни одной. (еж)

4. Быстрый маленький зверек По деревьям скок поскок. (белка)

5.Зимой на ветках яблоки, скорей их собери И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …(снегири)

6. А еще есть зверь лесной, он ,ребята, очень злой, Вы с ним даже не встречались, вы б его испугались. Угадайте, кто это….(волк)

Ведущий: Старичок Лесовичок,а ты хочешь поиграть с ребятами в игру « Здравствуй, дедушка!»

Дети: Здравствуй, дедушка!

Дед: Здравствуйте, дети! Где вы были, что делали?

Дети: Где мы были. Мы не скажем, а что делали покажем. (дети изображают действия, связанные с тем, как они берегут природу. Дед отгадывает)

Лесовичок: Дети, сейчас сядьте все тихо и послушайте. Я пришел к вам сегодня не один, со мной лесные звери. Давайте послушаем, что они вам расскажут, как живут они в лесу зимой.

Кукольный театр. (лесные звери –куклы рассказывают о том, как они зимуют)

Белка.

Я- белка – веселый зверек, по деревьям скок да скок. Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь. Меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять. Всю осень дупло утепляла, пуха, соломы туда натаскала. К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи, чтоб зимой не голодать, где еду в мороз достать. Трудно белке зимовать ,когда долгая зима, когда снежная она. Когда сильные морозы, к людям я тогда спешу, помощи у них прошу.

Еж.

Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую листву. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас. Трудился не ленился! Меня вот разбудили и к вам пригласили. Чтоб о себе все рассказал, сюда медведя я позвал. Но он в берлоге крепко спит и его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем одна работа ,крепко спать и весны ждать.

Заяц.

Я заяц расскажу, как живется мне в лесу. К зиме ,ребята, побелел, шубку новую надел. Под кусточком прилягу, сяду под сосной. Не увидит ,не узнает зверь меня лесной. Я хотя и не трус, но всего боюсь. Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. И питаюсь я корой и ягодой замерзшей.Что под снегом заяц найдет, то ему в прок пойдет. Вы же зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте. Да еды приберегите ,не пугайте, не гоните.

Лиса:

Я зимы не боюсь , в шубу теплую ряжусь. Хвост красивый какой, он мне нравится самой. Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать ,но мне его не догнать. Об этом ,наверное ,мало кто знает, что и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем..

Волк:

Волк зимой очень злой, в одиночку не ходит, волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям. Лучше им не попадаться ,надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой. Еды не хватает и он голодает.

Вед: А мы сейчас вас угостим звери и птицы, а заодно проверим ,знают ли дети ,кто чем питается. Итак: внимание, внимание начинается соревнование.

Игра « Чудесный мешочек»

Кто из команды правильно назовет то ,что достанет из мешочка и угостит того зверя, кто этим питается, то прибавит своей команде еще одно очко.

Лесовичок и звери прощаются с детьми.

Ну, что же дети, спасибо вам за ваши ответы. Я вижу вы много знаете о лесных обитателях. Растите добрыми, заботливыми. Не обижайте животных. Берегите деревья и растения, ухаживайте за ними. Ж дем вас в гости в наш лес. Берегите его. Не сорите. не ломайте деревья. не рвите без надобности цветы. Будьте вежливыми гостями у добрых хозяев. (уходит)

Вед: Наш конкурс продолжается. Последнее соревнование: Чья команда скажет больше пословиц, загадок или расскажет стихотворение о природе, приметы .За каждый правильны ответ- очко команде

Подведение итогов, награждение команд.

infourok.ru

Конкурсно — игровая программа «Экологическое ассорти»

ТМК ОУ «Караульская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Мероприятие разработано учителями: Беляцкой Т.М., Бугрим Л.В.

Экологическое ассорти для учащихся 1 класса.

Цели мероприятия:

1.Формировать первоначальные представления об экологии и роли в жизни людей.

2.Познакомить с профессией – эколог.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

1.Картинки: лошадь, овца, черепаха, дельфин, лев, тигр, кошка, дельфин, кенгуру, слон, лев, белый медведь, песец, лиса, кабан, рысь, медведь, заяц, жираф, крокодил, дерево, лес, белка, гриб, ёж, малина, земляника, лиса.

2. Муляжи овощей: чеснок, баклажан, помидор, морковь, свёкла, огурцы, репка, тыква, картофель, лук

3. На листочках — камешках написаны слова, которые связаны с водой. ( берега, болото, вода, град, дождь, лёд, море, река, роса, ручей)..

4.Слайдовая презентация «Про воздух и воду»

5. Презентация «Диалоги о птицах»

6. Изображения птиц: глухарь, соловей, дятел, сова, сорока, скворец, воробей, кукушка.

7. Аудиозаписи голосов леса, пения птиц.

Ход мероприятия:

Любите родную природу

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились.

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она!

Кто из вас ребята слышал слово «Экология»? Как вы думаете, что это такое? Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Учёные, которые занимаются экологией, называются экологи. Они защищают природу, оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт в природе от исчезновения.. Учёные экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, земле и воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам, зверям. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш общий дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». По инициативе экологов люди стали отмечать праздники, связанные с природой.

14 марта Международный день рек.

22 марта Всемирный день водных ресурсов

1 апреля Международный день птиц

22 апреля – Международный день Матери – Земли.

И сегодня мы перелистаем книгу природы, будем говорить о воде, земле, лесе и его обитателях.

1.День воды, рек

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …(воды)

Но доске на камешках написаны слова, которые связаны с водой. ( берега, болото, вода, град, дождь, лёд, море, река, роса, ручей)..

Детям предлагаются загадки.

1)Два братца в воду глядятся,

Век не сойдутся? (Берега)

2)Все обходят это место.

Здесь земля как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи

Нет опоры для ноги. (Болото)

3)Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

4)На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град)

5)Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (Дождь)

6)Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

7)Шириною – широко,

Глубиною – глубоко,

День и ночь о берег бьётся,

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона. (Море)

8)Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Река)

9)Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

10)Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой? (Ручей)

2.День Земли.

Что растёт на огороде? (игра)

Что в огороде растёт называй. Да и нет отвечай?

-Растёт капуста в огороде?

-Да!

Краснеет помидор всегда?

-Да!

А лук на грядке зеленеет?

-Да!

-Картошка в огороде зреет?

-Да!

-И на траве, как на подушке, растёт зелёная лягушка?

-Нет!

-Есть в огороде перец сладкий?

-Да!

-И кабачок растёт на грядке?

-Да!

-Морковка выстроилась в ряд?

-Да!

-Растёт на грядках шоколад?

-Нет!

-Растут укроп, фасоль, горох?

-Да!

-Растёт большой и злой бульдог?

-Нет!

Разберёмся мы, ребятки,

Все ли овощи растут на грядке?

На тарелке лежат муляжи разных овощей: чеснок, баклажан, помидор, морковь, свёкла, огурцы, репка, тыква, картофель, лук. Ученик, который отвечает — должен показать отгадку. Участники реагируют: если правильно – то хлопают, неправильно – молчат, и тогда выходит другой участник, выбирает и показывает свою отгадку,

1)У меня есть перья,

Но не птица и не зверь я. (Лук)

2)Жёлтая курица в огороде дуется (Репка)

3)В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

4)Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

5)Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь)

6)Летом в огороде

Свежие зеленые,

А зимою в бочке

Хрустящие, соленые.

Отгадайте, молодцы, наш имя … (Огурцы)

3.День леса

В лесу

Хорошо в лесу зелёном!

Травы стелются ковром,

А резные листья клёнов

Укрывают нас шатром.

Огонёчки земляники

Загораются в траве

Золотою рябью блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танец пчёл.

Татьяна Шорыгина.

На доску прикреплены следующие картинки: лошадь, овца, черепаха, дельфин, лев, тигр, кошка, дельфин, кенгуру, слон, лев, белый медведь, песец, лиса, кабан, рысь, медведь, заяц, жираф, крокодил, дерево, лес, белка, гриб, ёж, малина, земляника, лиса.

А ну-ка, дружок, посмотри поскорей

На всех нарисованных птиц и зверей.

На каждой картинке отыщется тот

Кто в этих местах никогда не живёт.

Участники мероприятия должны увидеть и убрать картинки, изображающие животных, которые в лесу не живут. Игра проводится по цепочке. За правильный выбор – жетон.

На доске остаются картинки – отгадки к загадкам.

1)Стоят в лесу сестрички:

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

2)Кто на ветке шишки грыз

И бросал скорлупки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

3)Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

4)Стоит разодето

В платье из монеток.

Песни распевает,

Тенью укрывает.

Но застонет,

Коль кора

Подставит бок

Для топора. (дерево)

5)У неё одежки колки –

Всё иголки, да иголки.

Звери шутят: «Дядя ёж

На неё слегка похож» (Ель)

6)Обитатель леса шустрый

Оборвал листок капустный.

У него дрожат реснички:

«Нет ли где-нибудь лисички?» (Заяц)

7)Не ворона, не синица, —

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка)

8)Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю – хворостинкой. (Лес)

9)Сама рыжеватая,

Мордочка плутоватая.

Ей не надо пирожка,

Ей бы скушать петушка. (Лиса)

10)Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

11)Стоит Аленка в красной рубашонке

Кто не пройдет

Всяк поклон отдает (Земляника)

12)Под ёлками под колками

Лежит мешок с иголками (Ёж)

13)Бусы красные висят

И с кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Муравьиное

Дина Бурачевская

Я хожу осторожно,

Страх в душе затая

Ведь нечаянно можно

Раздавить муравья?

Мы для них великаны,

Разрушители гнёзд,

Ходим в разные страны

И летаем до звёзд..

Муравьиные точки

Ручейками журчат,

Сыновья их и дочки,

И десяток внучат.

Им травинки – деревья,

Им ромашки – дубы,

Муравейник – деревня,

Мхи — густые сады.

Люди тоже как точки,

Если с неба смотреть.

И холмы, словно кочки,

И река, будто плеть..

Я хожу осторожно,

Робко так семеня,

Ведь нечаянно можно

Наступить на меня..

4.День птиц

Среди травы

Густой и влажной

Дом поднялся многоэтажный.

Тут есть балконы и беседки,

Столовые на каждой ветке

И спальни посреди сучков,

Но нет замков

И нет крючков.

Открытый солнцу и ветрам,

Дом ждёт гостей

Из дальних стран,

А вот и первые жильцы:

Сороки, иволги, скворцы…

Сможете ли вы узнать птиц — лесных обитателей и отгадать загадки?

На доске картинки с изображениями птиц.

1)Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

2)Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Летит спать в дупло. (Сова)

3) Каждый вечер спать ложусь,

В комнате один я не боюсь.

Засыпаю сладко я,

Под пенье птицы — … (Соловья)

4) Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

5) Непоседа пёстрая,

птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

самая болтливая.

Верещунья белобока,

а зовут её … (сорока)

6) Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (снегири)

7)Он прилетает каждый год

Туда где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет (скворец)

Закончи стихи:

Подойдём скорей к опушке

Прокукует нам..(кукушка)

Композитор и творец,

Громче всех поёт…(скворец)

Эй, дружок, а ну, постойка!

Видишь, кто там? Это (сойка)

Днём и ночью на закате

Дробь выстукивает (дятел)

Засвистел, топорща хвост,

На рябине певчий..(дрозд)

Кажется леса запели-

….(соловей) выводит трели..

Ночью, слышима едва,

Рыщет, словно тень..(сова)

…(голубь) сизый , где гулял?

На бульваре хлеб клевал.

Но проворный..(воробей)

Корм крадёт у ..(голубей)

(ласточка) быстрей лети,

Чтобы (коршун) не схватил.

Отчего же говорится,

Будто (курица) не птица?

Неказиста? Не беда!

Эта птица хоть куда!

Птицы разные бывают.

Обо всех не рассказать.

Кто-то к югу улетает

В тёплых странах зимовать,

Обязательно вернутся

Вновь домой они весной.

Песни звонкие польются

Над цветущею землёй.

А другие в перелёты

И не думают пускаться.

Не желают на день даже

С Родиною расставаться!

Просмотр презентации «Диалоги о птицах»

Игра на внимание.

Дети должны подать сигнал, если среди перечисляемых птиц появится кто-то другой или что-то другое.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

А теперь сели на страже важные вороны. (Сигнал «кар!»)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Ласточки, стрижи,

Галки, макароны,

Аисты, вороны…

А теперь уселись на ветках филины (Сигнал «Ух!»)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы,

Аисты, вороны….

Потом вызвались охранять лес веселые воробушки. (Сигнал «чик-чирик»)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки…

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц,

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы.

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты и я?

С. Крупина.

Было бы чудесно, если бы все люди на планете берегли природу.

infourok.ru

Сценарий экологической конкурсно-игровой программы «Загадки Донской природы»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко г. Сальска

СЦЕНАРИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНКУРСНО — ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«ЗАГАДКИ ДОНСКОЙ ПРИРОДЫ»

Подготовил: Артюшина Наталья

Николаевна, методист МБУ ДО

ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска

2015 г.

2

Возраст: 13 — 16 лет.

Участники: обучающиеся детских объединений туристско-краеведческого структурного подразделения МБУ ДО ДПШ.

Форма проведения: игра – путешествие по станциям.

ЦЕЛЬ – пропаганда экологических знаний; воспитание экологической культуры.

Задачи:

1. Получение новых и систематизация имеющихся знаний и представлений обучающихся о флоре и фауне родного края. 2. Повышение готовности обучающихся к участию в экологически ориентированной деятельности. 3. Развивать понимание необходимости охранять природу, гуманно относиться к живому, рационально использовать природные богатства. 4. Развивать логическое мышление, память, внимание в дидактических играх и заданиях. 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе выполнения совместных заданий.

Условия проведения: По сигналу организатора дети переходят на другую станцию, где их ждут разнообразные игровые познавательные задания, ситуации, загадки, новая интересная информация.

ХОД

Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», просмотр слайдового клипа

Ведущий: — Это наша родная природа!

Звучит колокольный набат, на экране демонстрируются слайды экологических катастроф и в контраст к ним – красивые пейзажи нетронутой девственной природы Донского края.

Затем раздаются сигналы SOS!

Ведущий: -SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей, но все чаще мы слышим от Природы: SOS ! SOS!

Земля: (голос за кулисами): — Остановитесь, люди! Одумайтесь!…

3

Не оголяй меня и не превращайте в пустыню… Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! В беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в

силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек. ( текст сопровождается слайдами «экологических катастроф») Но у вас всегда есть право выбора. Вы еще можете спасти меня.

Ведущий: Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн и взрывов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек.

Пора бы человечеству понять, Богатства у Природы собирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же — живая!

Демонстрация слайдов «Экологический десант, «Донская природа» ( красота лесостепи)

Мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке. Сегодня мы с вами будем говорить о донской природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.

Экологические даты: С 1973 г. по инициативе Генеральной ассамблеи ООН 5 июня отмечается как Всемирный день окружающей среды.
Российский профессиональный День эколога, установленный президентским указом в 2007 г., логично вписался в этот праздник. В общественном сознании сегодня экология больше воспринимается не как биологическая наука, а как комплекс вопросов, связанных прежде всего с охраной и улучшением среды, в которой мы живем. И когда мы говорим, что «плохая экология влияет на наше здоровье», то имеем в виду не науку, а условия, в которых мы существуем, особенно в городах, те самые условия, которые меняются из-за деятельности человека на Земле.

Поскольку меняются они не в лучшую сторону, то в последние десятилетия и экологии как науке, и экологии – как охране условий жизни на планете – уделяется мировым сообществом все больше внимания. Потому что каждому из нас крайне важно, что же мы оставим на нашей планете своим потомкам, ближним и дальним.
Самый важный документ не только эколога, но и любого гражданина страны –
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». Закон был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

4

2013 год был объявлен годом защиты окружающей среды. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Любой из нас может сказать, что охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц… Однако стоит задуматься, в какой экологии мы будем жить в ближайшие 10-20 лет? Что мы хотим видеть из окна собственного дома, проснувшись утром?

        — В гости к живой природе мы отправимся  с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой нашей Ростовской области и в частности, Сальского района — это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии.

         Сегодня каждой команде предстоит участвовать в разных конкурсах — шутливых и  серьезных, и я  желаю вам удачи.

Вручение маршрутных листов.

Представление ведущих игровых станций:

1._______________________________( станция № 1 «Народные приметы»)

2._______________________________( станция № 2 «Все о насекомых»)

3. _______________________________ ( станция № 3 «Спаси себя сам»)

4._______________________________( станция № 4 «Звонкоголосая семерка»)

5. ________________________________( станция № 5 «Голубое чудо края»)

6.________________________________ ( станция № 6 «Звериная тропа»)

Команды переходят с одной станции на другую, услышав музыкальный сигнал.

СТАНЦИЯ № 1. «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»

ТЕСТ «ОДИН ИЗ ТРЕХ»

5

Условие проведения: — Ребята, вам предлагается прослушать и оценить правильность народных примет. Дается три варианта ответов: 1, 2, 3 ( три карточки). Слушайте внимательно и выбирайте правильный ответ:

1. Воробьи веселы, подвижны, драчливы – к хорошей погоде ( ДА, нет, да пусть веселятся, они же птицы)

  1. Туман утром стелется к воде – будет пасмурная погода ( да, НЕТ – солнечная; это просто испарение)

  2. Июль косит и жнет, долго спать не дает. ( ДА; нет; да спи, сколько хочешь)

  3. Зеленоватая окраска луны – признак наступления сильной засухи. ( Нет, ДА, Это на луне трава проросла)

  4. Вечером сильно стрекочут кузнечики – к плохой погоде. ( Да; НЕТ, к хорошей; у них просто спевка)

  5. В августе до обеда – лето, после обеда – осень. ( ДА, нет, Времена года не встречаются, у каждого своя пора)

  6. Лебедь выводит птенцов в дождь, это правда? ( ДА, нет, Это не зависит от погоды.)

  7. Поздней осенью появились комары. Наверное ожидается холодная зима? ( Да, НЕТ- мягкая, У природы нет плохой погоды)

  8. Муравьи прекращают движение около муравейника к тихой погоде? ( Да, НЕТ – к ненастью, У них «тихий час»)

  9. Ласточки летают над землей низко к дождливой погоде? ( ДА, Нет – к солнечной, Просто внизу корма больше.)

Дополнительное общение: — А какие приметы знаете вы, ребята? О чем они нам говорят? ( ответы команд)

Оценка: за каждый правильный ответ дается один бал.

СТАНЦИЯ № 2. «ВСЕ О НАСЕКОМЫХ»

Кроссворд «ЖУЖЖАЩЕЕ ЛЕТО»

Ведущий: — Ребята, как вы думаете, каких животных на нашей планете в сотни тысяч раз больше, чем всех представителей фауны вместе взятых? ( ответы) Конечно, насекомых. Их миллиарды и особенно ощутимо это в летний сезон. Но в природе нет ничего лишнего, в экосистеме все взаимосвязано и полезно влияет друг на друга. А насколько вы хорошо знаете насекомых Сальских степей, мы проверим, когда вы разгадаете этот кроссворд. Внимание! Все ответы даются в именительном падеже. ( кроссворды прилагаются) По горизонтали:

  1. О ком загадка «На цветок пахучий сел цветок летучий»? ( БАБОЧКА)

6

  1. Сколько черных горошин на крыльях божьей коровки? ( СЕМЬ, жук семиточечник)

  2. Маленький жучок, дающий свет в темноте. ( СВЕТЛЯЧОК)

  3. О ком загадка «Искусный ткач и в охоте ловкач»?( ПАУК)

  4. Домики пчел. (СОТЫ)

  5. О ком загадка «Летит – пищит, сядет – молчит»? ( КОМАР)

  6. Жучок в ярком «мундире». ( КЛОП СОЛДАТИК)

По вертикали:

1 . Что лепят жуки скарабеи? ( ШАРИКИ) 2. Живой «вертолетик». ( СТРЕКОЗА) 3. Он как ловкий конькобежец скользит по глади воды. ( ПАУК ВОДОМЕРКА) Кого «доят» муравьи? ( ТЛЯ) 5. Насекомое – силач, поднимает в 10 раз больше своего веса. ( МУРАВЕЙ) 6. Среда обитания личинки стрекозы? ( ВОДА) 7. Ленивая пчела мужского рода. ( ТРУТЕНЬ)

Оценка: за каждый правильный ответ дается один бал.

СТАНЦИЯ № 3 «СПАСИ СЕБЯ САМ»

Тема «ПРИРОДНАЯ АПТЕКА ЛЕСОСТЕПИ »

СИТУАЦИЯ: — Вы с друзьями отправились в поход ( на прогулку за город, на дачу др.) и друг, выясняется, что появились захворавшие. У кого-то заболело горло, у кого-то голова и т.д. ( команды по очереди берут на листочке «условную болезнь» , обсуждают и дают ответ) Вспомним, что произрастает в лесу ( степи), какие целебные травы. ( на столе лежат карточки- подсказки с изображением трав)

Условие игры: называется выбранная «болезнь», обучающиеся должны назвать лекарственное растение, которое бы помогло «больному», выбрав его из предложенных карточек и коротко рассказать в каком виде это растение используется ( в группе можно выбрать «условного доктора», он одевает при ответе мед. колпак. В этом случае отвечает он) Например:

  • У Светы заболело горло — полоскание горла. ( настой ромашки)

  • У Коли пропал аппетит ( настой одуванчика)

  • Миша сидел близко к костру и обжег немного руку ( накладывается марлевая салфетка, смоченная настоем шалфея)

  • У Вити заболел зуб ( полоскание настоем шалфея)

7

  • Ира натерла ногу (к ране прикладывается промытый лист подорожника)

  • Люда сильно кашляет ( отвар мать-и-мачехи или чабреца)

  • Люба расстроилась, потеряла ключ от дома ( напоить настоем валерианового корня)

  • Саша отравился грибами ( отвар коры дуба)

Оценка: за каждый правильный ответ команда получает от 1 до 3-х баллов. Назвать растение — дается 1 балл; найти его на карточке и показать + 1 балл; рассказать, как растение применяется + 1 балл = 3 балла

СТАНЦИЯ № 4. «ЗВОНКОГОЛОСАЯ ПЯТЕРКА»

Игровое тестовое задание «КАЖДОЙ ПТИЦЕ СВОЕ МЕСТО»

( на знание орнитофауны Ростовской области: степей, лугов и пастбищ, лесов, водоемов степей)

Ведущий: — Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать юными орнитологами Задание: Определить стрелочкой экосистему птиц, проживающих в Ростовской области. Каждая команда получает тестовый лист с названием птиц и экосистем. За 5 мин. Необходимо распределить всех предложенных птиц по экосистемам ( по 5 птиц).

Оценка: количество баллов равно количеству правильно распределенных птиц ( максимум – 28 баллов)

1. ОРНИТОФАУНА СТЕПЕЙ: 2. ОРНИТОФАУНА ЛУГОВ И ПАСТБИЩ:

  • Дрофы ( дудак и красотка) — Трясогузка желтая и белая

  • Степной орел — Полевой воробей

  • ПерепелТравник

  • Жаворонок — Фазан

3. ОРНИТОФАУНА РЕЧНЫХ ДОЛИН 4. ОРНИТОФАУНА ЛЕСОВ И ОЗЕР:

  • Нырок красноголовый иволга обыкновенная

  • Кряквадятел

  • Чайка серебристая дрозд певчий

  • Цапля сераясоловей

  • Лебедь-шипунконек лесной

СТАНЦИЯ № 5: «ГОЛУБОЕ ЧУДО КРАЯ».

Ведущий: «Вода – это жизнь!» Жизнь, подаренная природой всему живому на земле. И даже самая маленькая капля воды является несравненно большим даром, нежели все умы человечества вместе взятые, ведь именно

8

нам людям в XXI веке приходится все чаще задумываться над тем, что в ближайшем столетии нам придется пить и есть, потому, как мы всецело зависим от природы, от ее щедрости и терпения. А они, как известно, не безграничны.

А) Вот вам легкая шарада: К ноте «Н» прибавить надо. Нота больше не поет, А рекой она течет ( ДО + Н + Дон) За правильный ответ – 1 балл

В) Викторина: «ПОХОДНЫЕ СОВЕТЫ»

1) — Как узнать: чистая ли вода в этом водоеме, можно ли ее употреблять для приготовления пищи? ( если водится рак, значит вода сильно не загрязнена) Если команда отвечает самостоятельно – 2 балла Вопрос-подсказка: Какой водный обитатель должен населять водоем? Правильный ответ – 1 балл

2) — Кто-то из участников похода обнаружил заброшенный, заваленный лесным мусором родник. Как оказать «скорую» помощь роднику? Как его возродить? ( очистить от мусора, раскопать и обложить камнями края, чтобы не обсыпались)Полный ответ – 2 балла, не полный – 1 балл.

3) — Как можно очистить грязную воду из реки, чтобы приготовить ужин для туристов? ( пропустить ее через фильтр, сделанный из ваты, золы, бинтов или носовых платков и хорошо прокипятить) Полный ответ – 2 балла, не полный – 1 балл.

4)- Как приготовить в походе рыбу? ( запечь на вертеле; запечь в глине; сварить уху др. способы) За каждый предложенный способ команда получает 1 балл

Б) Практическое задание: РАБОТА с КАРТОЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Найти на карте:

  1. Реку, которая дважды пересекает Ростовскую область.

  2. Всем известны строки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: У лукоморья – дуб зеленый. Златая цепь на дубе том… — А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»?

  3. Самая длинная река Ростовской области? (Дон)

  4. Три реки, на которых стоит г. Белая Калитва?

  5. Крупный правый приток реки Дон?

  6. Водохранилище на востоке Ростовской области?

9

СТАНЦИЯ № 6. «ЗВЕРИНАЯ ТРОПА»

Дидактическая игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Ведущий: — Я приглашаю вас на звериную тропу, которую протоптали животные, проживающие на территории Ростовской области. Правила игры не сложные — исключите из тройки животных одно лишнее, не проживающее на территории Ростовской области постоянно или которое является одомашненным видом (в игре используется слайдовая презентация). Тройки животных: еж – сурок – медведь; верблюд – аист – лиса; кабан – заяц-русак – рысь; ( изредка заходит из лесной зоны, но постоянно не проживает) волк – ящерица (прыткая) – колонок; пума – дикий мустанг – прудовик; гадюка – енот – осел; полевка – дикий (камышовый) кот – благородный олень; ( 1 случай проживания не является показателем к постоянному заселению) сокол – игуана – белка; лягушка – сова – тюлень; нутрия – глухарь – бобер.

Оценка: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Принимается только один ответ.

Внеконкурсное задание: Тема «ДОМАШНИЕ ЛЮБИМЦЫ»

I. «СОБАКИ»

1. Какому знаменитому норвежскому исследователю в начале XX века собаки помогли достигнуть Южного полюса? ( Руалю Амундсену) 2. Собаки какой породы помогают спасателям вытаскивать из воды тонущих людей? (ньюфаундленд) 3.Ученые считают, что собака произошла именно от этого животного. ( от волка) 4. Представители этой породы охотничьих собак при обнаружении дичи застывают в стойке, приподняв лапу (сеттер)

II. «КОШКИ»

  1. Назовите имя знаменитого руководителя Театра кошек, который подметил, что очарование кошек заключается « в гордой независимости и скрытой, но преданной любви» ( Юрий Куклачев)

10

  1. Какая особенность внешности была у статуи богини кошек Баст ( Баста), которой поклонялись древние египтяне? ( у богини кошек была кошачья голова)

  2. Назовите имя известнейшего кардинала Франции XYII века, который имел несколько десятков кошек. ( Арман Решилье)

  3. Как вы думаете, для чего человек заводит в доме кошку? ( ловить мышей, любит животных, эстетическое наслаждение, кошка – доктор лечит от разных болезней)

Команды собираются в зале. Ведущий проводит короткую беседу по содержанию игры ( не формальное общение)

Жюри подводит итоги конкурсов, называет общий счет. Награждение команд.

         Ведущий: — Мы заканчиваем нашу встречу на экодроме. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой,  и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз,   ни экологических катастроф.  

infourok.ru

«Сценарий конкурсно-игровой программы по экологии «Наш дом — природа»


Сценарий конкурсно-игровой программы по экологии
«Наш дом — природа»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! В последнее время очень часто мы слышим, как люди вокруг нас обсуждают проблемы охраны природы, частью которой являемся и мы с вами.
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Сегодня мы с вами будем говорить об ЭКОЛОГИИ. А кто знает, что это за наука? «Ойкос» по — гречески значит «дом», «логос» — «ученье, наука». Экология — это наука о нашем общем доме. А что является нашим домом? Правильно – ПРИРОДА.
  В гости к живой природе мы отправимся  сегодня с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой — это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии — одной из самых важных наук XXI века.
        Кто же будет принимать участие в нашей конкурсно-игровой программе? Давайте с вами познакомимся (команды представляются и называют свой девиз). Уважаемые участники, сегодня вам предстоит участвовать в разных конкурсах — шутливых и  серьезных, ну а проводить их для вас будут ребята из трудового отряда «БРИЗ» ЦВР «Планета взросления».
По маршрутному листу вам необходимо пройти 5 станций. На станции «Лесная викторина» вас будет встречать Цветочек. Эстафету «Муравьиные бега» с вами проведет Мышь. На станции «Лесная карусель» вас встретит Лиса. «Знатоки песен о природе» — так называется станция, на которой вас будет ждать Попугай. А Собака вас встретит на станции «Если в лесу беда». Наши персонажи будут не только стоять на станции, но еще будут оценивать то, как вы справитесь с заданием. Пока наши сказочные герои занимают свои места, капитанов команд мы просим подойти и получить маршрутные листы, в которых указана очередность прохождения станций. После прохождения маршрута команды возвращаются на экодром.
Станция 1. «Лесная викторина»
Задание: выбрать правильный ответ
Какое животное в сказках превращается в царевну?
А. Лягушка.
Б. Корова.
В. Лиса.
Какая птица кричит громче всех?
А. Курица.
Б. Ворон.
В. Павлин.
О каком животном написана повесть «Муму»?
А. Муха.
Б. Корова.
В. Собака.
Сколько ног у паука?
А. 4.
Б. 6.
В. 8.
Какой породы был пес Артемон?
А. Лайка.
Б. Пудель.
В. Такса.
О каком животном говорят «быстроногий»?
А. Кролик.
Б. Олень.
В. Верблюд.
Зачем змее язык?
А. Дразниться.
Б. Чувствовать запах.
В. Жалить.
У кого уши на ногах?
А. Кузнечик.
Б. Лягушка.
В. Рыба.
Какая рыба самая большая?
А. Синий кит.
Б. Рыба-меч.
В. Китовая акула.
Где содержат змей?
А. Аквариум.
Б. Террариум.
В. Ванна.
В какой стране корова – священное животное?
А. Индия.
Б. Россия.
В. Франция.
Кто из этих животных не живет в тайге?
А. Волк.
Б. Жираф.
В. Лиса.
Какие из этих птиц занесены в Красную книгу?
А. Утка-мандаринка
Б. Сокол.
В. Воробей.
Какие из перечисленных растений являются лекарственными?
А. Крапива.
Б. Колокольчик.
В. Синий василек.
Кого называют королем грызунов?
А. Суслик.
Б. Бобр.
В. Хомяк.
Кого называют глазастым охотником?
А. Варан.
Б. Стрекоза.
В. Лягушка.
Какого жука называют опасным преступником?
А. Майский жук.
Б. Колорадский жук.
В. Жук-олень.)
Какие из перечисленных змей ядовитые?
А. Гадюка.
Б. Уж.
В. Кобра.

Какое из этих животных живет в пустыне?

schoolfiles.net

Сценарий игровой программы «Знатоки природы».

Игровая программа «Знатоки природы»

(театральные игры – экспромты, подвижные, ролевые, музыкальные, развивающие игры)

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит звонкий праздник,

И главный гость на нём – ИГРА !

Игра наш друг – большой и умный,

Не даст скучать и унывать:

Затеет спор весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

И пусть мальчишки и девчонки –

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко – звонко:

«Добро пожаловать, ИГРА !»

Ведущий:

Дорогие ребята и взрослые ! Мы сегодня проводим игровую программу «Знатоки природы». Пусть игра подарит всем радость, удовольствие, смех, новые знания, подружит ещё больше.

В нашей игре принимают участие три команды (по 8 человек), болельщики.

Давайте же знакомиться !

Как будут называться наши команды ? Узнайте название команды, вычеркнув указанные буквы:

(ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ)

(ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ)

Игра с залом «Знакомство»

Тани, Саши – руки вверх подняли,

Насти, Оли, Димы – завизжали,

Никиты, Любы – в ладоши похлопали,

Ну, а Серёжи, Риты, Вики – ногами потопали,

Игори, Юли, Алёши – засвистели,

А Наташи все присели,

Кати, Даши – дружно мяукнули,

А Иваны – немного похрюкали,

Кристины – заахали,

Миши – запрыгали,

Стасики – захныкали,

Про кого я не сказала

И сегодня промолчала,

Как единая семья

Давайте крикнем дружно: «Я!»

Вот мы и познакомились !

Игра 2. «В путь!»

Приглашаем все команды построиться цепочками (члены команды кладут друг другу руки на плечи, образуя цепочку).

Играет музыка, команда движется по залу. Ведущий говорит: «ЯМА !» (надо дружно сделать прыжок), «ВЕТКА !» (надо пригнуться), «КОМАРЫ !» (надо одной рукой отгонять их).

Побеждает та команда, которая не расцепилась во время движения.

Игра 3. «Дружная семейка»

  • Надо отобрать а) овощи б) фрукты в) грибы

  • Построиться в порядке убывания (по размеру овощей, фруктов, грибов)

Игра с залом «Великие ботаники»

Хлопнуть по коленям, если это дерево:

Яблоня, груша, ель, рябина,

Смородина, облепиха, сирень, малина,

Вишня, черешня, лимон, апельсин,

Липа, клён, баобаб, мандарин,

Ясень, каштан, слива, осина,

Дуб, крыжовник, сосна, рябина.

Игра 4. «Фразеологический зверинец»

Добавьте недостающее слово – название животного.

Голоден как ______(волк) хитёр как _____(лиса) здоров как _______ (бык)

Труслив как ______(заяц) колючий как ____(ёж) изворотливый как __(змея)

Болтлив как _____(сорока) нем как ____(рыба) драчливый как ___(петух)

Упрям как _______(осёл) смелый как ___(лев) быстрый как ____(лань)

Скользкий как ____(уж) тяжелый как ___(слон) косолапый как __(медведь)

Игра с залом «Птицы»

Хлопните в ладоши, если услышите название птицы:

Прилетели птицы: Соколы, стрижи.

Голуби, синицы, Снегири, кукушки,

Мухи и стрижи, Чайки и ватрушки.

Лисы, вороны, Лебеди и совы,

Галки, макароны. Дятлы и коровы.

Воробьи и чайки, Прилетели под конец

Грачи и балалайки. Утка, щука и скворец !

Чибисы, моржи,

Игра 5. «Шутки природы»

  • Узнайте из кого/чего состоит фантастическое животное/растение (дан рис.)

  • Склейте своё фантастическое животное (в конверте рис. животных, ножницы, клей), назовите его, расскажите о нём.

Игра с залом «Кто/что это ?»

Скажи, приветствуя рассвет, Верблюд способен – дай ответ —

Поёт ли сом усатый ? (Нет) Идти три без пищи ? (Да)

А, рассекая гладь пруда Бегут по рельсам поезда,

Умеют гуси плавать ? (Да) Они имеют ноги ? (Нет)

А если солнцем снег согрет, Растёт ли в море лебеда

Он станет льдом холодным ? (Нет) Ну, что на это скажешь ? (Нет)

А крокодил собрать букет А верно то, что с детских лет

Из белых лилий может ? (Нет) К нам сны во сне приходят ? (Да)

Неужто пятятся всегда, В конце спросить пришла пора,

Передвигаясь, раки ? (Да) Тебе понравилась игра ? (Да)

Игра 6. «Пантомима»

Изобразить

  • Муху

  • Слона

  • Крокодила

Игра 7. «Художники»

По одному человеку от команды дорисовывают полукруги до представителя живого (дано 9 полукругов на листе).

Музыкальная игра с залом

Под музыку зал повторяет движения за ведущим.

Игра 8. «Озвучка текста»

Команды получают тексты, которые надо прочитать, «услышать» звуки и озвучить текст.

Ночь. В деревне идёт дождь. Завывает ветер. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ закудахтали куры в курятнике. Скрипнула дверь. Послышался кашель и звук шагов.

Доктор Айболит сидит в комнате и напевает. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почёсывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Вот прихромал больной зайка. Он плачет от боли, льёт слёзы.

Айболит вылечил зайку. Зайка весело смеётся и поёт.

За кулисами цирка слышатся бурные аплодисменты, лай цирковых собак, ржание лошадей. Грозно рычат тигры. Вот прошёл на арену слон. Он громко трубит. Зрители с восторгом встречают его.

Игра 9. «Театральная игра – экспромт»

Ведущий раздаёт всем играющим ребятам листочки, где указана роль в спектакле. Например, дуб, бабочка, принц …

Получив роль, игрок должен для себя решить, как точнее, выразительнее, лучше изобразить кого-либо.

Ведущий медленно читает текст, ребята разыгрывают спектакль:

Акт 1

На поляне рос дуб. Под ним росли цветочки. Вокруг летали бабочки. Две свинки тёрли спинки о дуб.

Акт 2

Принц сел на своего коня и скачет на поляну , где растёт могучий дуб, под стоят цветочки, вокруг летают бабочки и две свинки трут спинки о дуб.

Акт 3

На коня садится принцесса и скачет на поляну, где растёт могучий дуб, под ним цветут цветочки, вокруг летают бабочки, а две свинки трут спинки о дуб, где на коне гордо сидит принц.

Акт 4

Принц слезает со своего коня. Подходит к принцессе, берёт её за руку и приглашает на танец. А на поляне всё также растёт могучий дуб, под ним цветут цветочки, летают красивые бабочки, две свинки трут спинки о дуб, резво бегают кони.

Игра 10. «Зооэстафета»

  • «Пингвины» (мяч зажат между ног, скачут, огибая кегли)

  • «Верблюд» (туловище согнуть вперёд, на спину кладут два мешошка с песком, надо пробежать между кеглей, не уронив мешочков)

  • «Змейка» (команда становится друг за другом, руки на плечи. Надо пробежать всю дистанцию, не расцепившись и не уронив кеглю)

Подведение итогов игровой программы

Вот и кончилась игра,

Вам домой спешить пора.

Но вы дома не скучайте,

Праздник наш весёлый вспоминайте !

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *