Сценарий к – Сценарии праздников и юбилеев

Сценарий - это... Что такое Сценарий?

Сцена́рий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария (сценаристом).

Сценарист - это человек, который пишет сценарий к фильму. Иногда многие сценаристы заняты в написании одного и того же сценария, прежде чем режиссер выберет лучший. Необязательно автор книги пишет сценарий при ее экранизации. Эта работа обычно отдается сценаристу.

Понятие Сценарий, как литературное произведение, так же используется при проведении праздников и иных мероприятий.

Элементы сценария

Существует четыре главных элемента сценария:

Сценарий в кинематографе

Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии. Литературный сценарий может быть либо оригинальным, либо представлять собой экранизацию уже существующего литературного произведения. В настоящее время сценарии имеют самостоятельную ценность, публикуются в журналах, специальных сборниках, предназначенных для чтения. Но в первую очередь, создавая свое произведение, кинодраматург предполагает его воплощение на экране. Чтобы удержать внимание зрителя, в сценарии должны быть соблюдены некоторые общие правила, учитывающие зрительскую психологию.

Любой фильм, независимо от его жанра, можно условно разделить на части:

  • экспозицию, где зритель знакомится с главным героем или героями,
  • завязку — где герой или герои попадают в ту самую драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению.
  • усложнение, самая большая часть фильма, содержащая обязательную сцену,
  • перипетии — в состав которых может входить одно или несколько усложнений.
  • кульминацию,
  • развязка, за которой следует финал.

Виды сценария в кино:

  • Кино-сценарий
  • Режиссёрский сценарий
  • Экспликация (как снимать)
  • Режиссёрская экспликации.

Стандарты и условия

Восемьдесят страниц, написанных профессиональным сценаристом — это примерно 2600 метров пленки кинодействия, что, как правило, составляет односерийный фильм и может содержать от четырёх до пяти тысяч слов диалога. Сто двадцать страниц приблизительно составляют 4000 метров пленки (соответствует двухсерийному фильму).

Требования к сценариям имеют различия в зависимости от страны и киностудии, которая его принимает.

Над литературным сценарием работает кинодраматург, часто в этой работе участвуют продюсер и режиссер, которые нередко становятся его соавторами.

Чтобы литературный сценарий мог быть использован, его адаптируют к условиям кино, трансформируя в киносценарий, где описательная часть сокращается, четко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съемки, павильонных декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.

Выразительные средства

Повествуя свою историю режиссёр создает новую реальность, реальность фильма, в которой зритель должен не только увидеть, а почувствовать жизнь на экране, тогда эта жизнь убедит его в своей реальности. Для создания этой новой реальности используются различные выразительные средства, создаваемые ещё на уровне сценария.

Деталь как выразительное средство

Сюжет можно сравнить с мертвым деревом, имеющим ствол и основные ветви. Узнаваемость деталей (в широком смысле этого слова) служит тысячами мелких веточек с зелеными листочками, то есть дает дереву жизнь. Детали должны работать. Наличие в кадре большого количества инертных (то есть не работающих) деталей размывает внимание зрителя и в конечном итоге вызывает скуку. Четкую характеристику активной (то есть работающей) детали дал А. П. Чехов: «Если в первом акте на сцене висит ружье, в последнем оно должно выстрелить». Это конструктивная формула для активизации всех компонентов драмы, вовлеченных в сюжетное развитие общей идеи.

Существует пять основных аспектов детали:

  • Деталь, создающая перипетию, есть предмет, который находится в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом к действию (подвески королевы, платок Дездемоны).
  • Деталь — это предмет, который находится в активном взаимодействии с актёром, помогает ему выстраивать характер персонажа (тросточка Чарли Чаплина, монокль барона у Ж.Ренуара).
  • Деталь — это часть, по которой зритель может догадаться о том, что происходит в целом (песня корабельного врача, движение отсветов на лице «Парижанки», перстень шефа в «Бриллиантовой руке»).
  • Деталь-персонаж — предмет, который одушевляется, и на него переносятся человеческие функции (шинель Акакия Акакиевича, «Красный шар» А.Ла Мориса).
  • Деталь, создающая настроение (в «Амаркорде» Ф.Феллини — павлин, распушивший хвост в конце панорамы, показывающей заснеженную слякотную улицу).

Литература

  • Ю. А. Кравцов «Конспект по теории кино»
  • Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим»

Ссылки

dic.academic.ru

Сценарий к Дню работников культуры

Люди, работающие в культурной сфере исключительны тем, что обладают вдохновением, других людей вдохновляют на прекрасные поступки. Сценарий ко Дню работников культуры, поможет вам поздравить данную категорию людей интересными действами, праздник получится легким и притягательным

Сценарий к Дню работников культуры - начало

Пока участники и гости праздника  собираются,
в концертном зале звучат фонограммы песен – пожеланий.

Занавес закрыт. ?

Свет гаснет, зрители слышат, как кто – то проверяет микрофон.

Ведущая:
Раз, раз, раз. Кажется, микрофон ещё не включен. Ну почему у всех праздник, а я опять крайняя?

Ну, за что я люблю свою работу?

Ведь сама удивляюсь. Может за то, что каждый раз можно сыграть новую роль, а может потому, что мне всегда радостно видеть счастливые лица виновников любого праздника.

Ладно, хватит причитать!

Пора торжество по случаю Дня работника культуры начинать!

Свет появляется.Звучат  позывные. Занавес открывается

На сцене инструменты оркестра народных инструментов
 
Звучит инструментальная музыка, фонограма
Вед: Здравствуйте те, кто рад наступлению осени!

Вед: Здравствуйте те, кто молод душой!

Вед: Здравствуйте  неутомимые и не знающие покоя.

Вед: Здравствуйте те, кто предпочитает духовную пищу.

Вед: А что, и такое в наше время бывает?

Вед: На земле есть всего одна категория людей, которые предпочитают духовную пищу. И все эти люди так или иначе связаны с культурой и исскуством.

Вед: Да, кстати, все, сидящие в этом зале относятся именно к этой категории людей.

Вед: Все вы служите великому слову «культура».

Вед: Итак, здравствуйте служители муз, работники культуры.

Вед: Наконец наступил и на нашей улице праздник, который один раз в году мы можем устроить для себя!

Вед: Как известно, культура – это олицетворение красоты, изящества, грации.

Вед: После ежедневной круговерти, праздников для других, порой так хочется стать простым зрителем.

Вед: Тем более, что такая возможность выпадает лишь раз в году.

Вед: А потому, мы от всей души поздравляем Вас, с Вашим праздником

Вместе: С Днем работников культуры.

Вед: Желаем вам успехов в творчестве, выполнения задуманного.

Вед: Оптимизма, бодрости духа и веры!

Вед. 2 - Доброго дня и веселого праздника вам, дорогие коллеги!

1 Вед: Праздник – это всегда сказка!
Праздник – это всегда мечта!

2 Вед:
Праздник – это пора надежд!
Праздник – это пора новых удач!

1 Вед:
Событие у нас сегодня действительно очень важное.
Сегодня  у  нас с вами праздник!

2 Вед:  Но так странно устроена жизнь - что никто кроме нас самих не знает,      
как это сделать!

ВЕД: Да и этот  праздник, как и любой другой, должны устроить себе мы сами.

1 Ведущий: Так давайте устроим праздник! Праздник для себя!

2 Ведущий:

А что для этого надо, спросите Вы?
Ничего сложного! Для этого необходимы:

1 Ведущий: Желание праздника – 1 %

2 Ведущий: Приятные гости – 9%

1 Ведущий: Почетные гости – 13 %

2 Ведущий: Награды с классными конвертами   – 24 %

1 Ведущий: Приятные неожиданности  – 10 %

2 Ведущий: Спецэффекты, хороший звук – 4 %

1 Ведущий: Транспортные средства – 10 %

2 Ведущий  Ароматные запахи – 3%

1 Ведущий: Концертная  программа – 10 %

2 Ведущий: Праздничное угощение или Шампанское – 15 %

1 Ведущий: Финансовые  затраты  – 1 %

2 Ведущий: И как ни странно, у нас все 100 %  есть!!!

1 Ведущий: Поэтому, для того чтобы устроить праздник…  

ВМЕСТЕ: нам остается его просто начать!

На сцене народный оркестр народных инструментов без объявления.
1.Инструментальная мелодия

2.1 Солистр с оркестром

ВЕД: Вас приветствовал народный оркестр народных инструментов  Ивацевичского ГДК, художественный руководитель Сергей Басалай

ВЕД: Работа наша такова:
 Мы дарим людям настроение,
 Любой листок календаря
 Несет культуре вдохновение.

ВЕД: И в женский день, и в Новый год,
 И даже в День морского флота,
 Когда гуляет весь народ,
 У культработников — работа.

ВЕД: Отгул в культуре получить,
Поверьте нам, не очень просто.
Один мы праздник проведем —
Другой идет, повыше ростом.

ВЕД:И вновь впрягаемся в дела,
Рисуем, пляшем, веселимся.

И со слезами на глазах
Других развеселить стремимся.

ВЕД: Но вот настал и наш черед.
Мы здесь хозяева и гости!
И призываем весь народ:
Тоску, уныние отбросьте!

Приобрести полную версию сценария

Теги День работника культуры

tamadabook.ru

СЦЕНАРИЙ - это... Что такое СЦЕНАРИЙ?

  • СЦЕНАРИЙ — (ново лат.). Книга, содержащая в себе указания, когда выходить актерам на сцену. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЦЕНАРИЙ список лиц, участвующих в пьесе, с указаниями, когда они должны являться на… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Сценарий — (scenario) первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле. Понятием С. драматургия обязана Commedia dell′arte. Устанавливая основные сюжетные узлы комедии и указывая состав действующих масок и те темы, к рые… …   Литературная энциклопедия

  • Сценарий — Интернализированиое представление, или «история» о том, что обычно происходит в конкретной ситуации. Сценарий является разновидностью восстановленных воспомиианий, когда ребенок мысленно совмещает разные случаи с одинаковой последовательностью… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сценарий — изложение, прогноз, план, схема Словарь русских синонимов. сценарий сущ., кол во синонимов: 9 • изложение (41) • …   Словарь синонимов

  • СЦЕНАРИЙ — (от итал. scenario) 1) краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.2) Литературное произведение, предназначенное для… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СЦЕНАРИЙ — СЦЕНАРИЙ, сценария, муж. 1. Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену (театр.). 2. План драматического произведения, театральной пьесы (театр.). 3. Содержание кинофильма с подробным описанием действия и указаниями …   Толковый словарь Ушакова

  • Сценарий — (от итал. scenario) в политическом прогнозировании, система предположений о течении изучаемого политического процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза; используется также в истории, социологии, теории… …   Политология. Словарь.

  • СЦЕНАРИЙ — (scenario) Прогноз относительно функционирования экономики в будущем на основании определенных предположений. Например, предположений касающихся политики правительства в области налогов и государственных расходов для получения альтернативных… …   Экономический словарь

  • Сценарий — [scenario] (в прогнозировании) преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемого объекта при различных сочетаниях определенных (заранее выделенных) условий. Метод С. не предназначен для “предсказания” будущего, он… …   Экономико-математический словарь

  • сценарий — 3.14 сценарий: Последовательность, состоящая из опасной ситуации, причины и последствия. Источник: ГОСТ Р 53387 2009: Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • dic.academic.ru

    Как написать правильный сценарий к фильму?

    В XXI веке большая часть людей из цивилизованных стран смотрит фильмы или сериалы. Если вы находитесь на этом блоге, то скорее всего и вы тоже любите их смотреть. Многие из нас хоть раз задавались вопросом: «Всё здесь неправильно! Я бы сделал совсем иначе!», но зачастую этот возглас так и остается лишь словами.

    Но не хотите ли вы по-настоящему погрузиться с головой в удивительный мир захватывающих историй и удивительных персонажей?

    Еще в детстве я задался этим вопросом, и, в конце концов, оказался  на режиссерском отделении киношколы. Там я принялся упорно писать сценарии, набирать опыт, снимать короткометражные фильмы, постоянно развиваясь.

    На данный момент мой путь всё равно еще где-то в начале. В этой статье, я хотел бы поделиться тем опытом, который уже успел наработать за 6 лет и рассказать вам свои умозаключения и измышления по поводу сценарно-режиссерского ремесла. Возможно, даже отвечу на вопрос «Как правильно написать сценарий?». Хотя, пожалуй, звучит слишком самонадеянно. Цикл этих статей будет отнесен к рубрике «Снимаем фильм».

    В чем же состоит мое предложение? В том, что я приглашаю нас вместе взглянуть на этого дикого зверя под названием «сценарий». Ведь он такой большой и страшный. Как нам его приручить? И как в этой борьбе ненароком не уничтожить его живую суть? Вот предмет нашей беседы.

    С чего не надо начинать писать сценарий к фильму!

    Итак, в какой-то неожиданный момент вам в голову пришла гениальная мысль — хочу написать сценарий! Но с чего же начать? Нас поразило побуждение действовать, но что писать — мы понятия не имеем.

    Некоторые  кидаются читать публицистическую литературу, к примеру «Историю на миллион долларов» Роберта Макки или «Как хороший сценарий сделать великим» Линды Сегер.

    Я считаю, что на первом этапе — это пустая трата своего времени. Почему? Я сам читал эти книги перед поступлением в институт, и вообще прежде, чем написал самостоятельно хоть одну строчку сценарного текста. К чему это привело? Да ни к чему не привело.

    Вооруженный до зубов такими терминами как «макгаффин», «катализатор действия», «первое поворотное событие» и пр. ты садишься и... и почему-то всё равно не знаешь, что надо писать!

    А все потому, что не стоит забивать голову такими книгами, по крайней мере, пока вы не написали самостоятельно пару сценариев и не набьете шишек на своем опыте.  Хотя  «Историю на миллион долларов» всё равно стоит прочитать после своих творческих мучений.

    Но это будет потом. Когда-то, когда уже хотя бы парочка десятистраничных аккуратно отформатированных стопочек текста с названиями будут лежать завершенными.

    Что же может помочь написать сценарий к фильму на первых порах?

    Для начала нам нужно сделать изначальный рывок. Неужели нужно ждать вдохновения? Безусловно, без вдохновения работать очень трудно. В определенной степени это топливо сценариста. Но только я категорически против позиции, что его нужно ждать.

    Возможно вдохновение – это составляющая таланта? Можно и так сказать, но подобное определение было бы несколько высокомерным. Значит, талантливый может написать, а не талантливый не может.

    Научиться писать профессионально и качественно может каждый!

    Поверьте, каждый сможет написать крепко сделанное произведение. Это лишь вопрос упорной подготовки и практики.

    На первом курсе мне потребовалось написать 18 короткометражных сценариев, чтобы начать понимать что-то в сценарном мастерстве. Как минимум половина этих работ не выдерживает никакой критики, и иначе, как полная ерунда, я не могу их охарактеризовать. Но каждый из этих коротких метров продвигал меня на сантиметр вперед в понимании того, как следует конструировать кино.

    Но вернемся к вдохновению. Его необязательно ждать (хотя бывает, оно сваливается на нас, как кирпич на голову). Его можно у себя вызвать. С моей точки зрения, вдохновение — это вылезающее на поверхность наше подсознание.

    Ведь чтобы облечь вдохновение в конкретную форму, мы используем какие-то слова, описываем какие-то события, создаем каких-то персонажей. Всё это не может возникнуть из вакуума. Это не марсиане спускают нам информацию путем гамма-излучения. Это подсказывает наше подсознание, обращаясь к внутренней библиотеке воспоминаний, наблюдений, выводов и т. д.

    Откуда брать идеи для сценария к фильму?

    Основная задача начинающего сценариста — научиться работать с подсознанием. Как это сделать?

    Идя по улице — учитесь замечать любопытных персонажей вокруг, обрывки интересных диалогов, обращайте свое внимание на мелкие детали. Когда вы вспоминаете что-то из своей жизни — старайтесь ловить эмоцию и понять, почему именно она возникла при воспоминании.

    Когда вы смотрите фильм или читаете книгу, которые вам нравятся — нужно анализировать, по каким причинам оно вызывает удовольствие. То же самое с отрицательной реакцией.

    Например, вы смотрите «Терминатора», и понимаете, что картина вам нравится. Почему? Может быть, там увлекательный и динамичный сюжет? Может быть, там зашкаливающий уровень жестокости? Или вас интересует противостояние человека и машины?

    Все эти вопросы надо постоянно себе задавать. Это помогает в последствии лучше ориентироваться в собственных идеях, да и вообще может быть чуть ли не их источником.

    Немаловажно быть крайне внимательным к собственным эмоциям. Что бы вы хотели рассказать себе, другу, первому встречному, миру, наконец? Причем совсем необязательно искать какую-то великую идею об экзистенциальной сущности человека или что-нибудь в этом роде.

    Может, вы хотите рассказать что-то о взрослении, дружбе, насилии, сексе, о чем угодно — о чем-то, что кажется вам удивительным. Сильвестр Сталлоне, к примеру, живший чуть ли не на улице и в постоянной нужде взял и написал сценарий под названием «Рокки» — историю, в которой рассказан сюжет об обыкновенном боксере, свойском не очень умном парне, который мечтает о том, чтобы ему выпал шанс выбиться в люди. Тема шанса идет рефреном через все повествование. По сути Сталлоне написал о собственных чувствах, просто сделал героя боксером.

    И действительно, как правило, оказывается недостаточно просто зафиксировать свои переживания на бумаге.

    Я, как и многие мои коллеги, во время учебы сталкивался с проблемой — ты пишешь о том, о чем знаешь, а на выходе получается нечто невразумительное. Это связано с тем, что мы сделали всё слишком личным.

    Мы знаем столько всего об объекте рассказа, что упускаем важнейшие вещи, считая их очевидными — но для зрителя-то они совсем не очевидны. Поэтому, я полагаю, требуется искать художественное облачение наших мотивов и побуждений.

    Выбор направления при написании сценария

    В данном случае необходимо определиться с жанром. Если идея, которая меня охватила, агрессивна, жестока (а так зачастую бывает в моих сценариях), то явно не подойдет форма мелодрамы или комедии.

    Можно рассматривать жанры драмы, боевика, вестерна, триллера. Выбор очень велик. Тут большую роль, опять же, могут сыграть ваши любимые фильмы. Подробнее о жанрах и направлениях мы поговорим позже, в одной из последующих статей.

    Итак, предположим, вы сумели выудить из своего подсознания подходящую вам идею и, после пары дней/недель/месяцев размышлений пришли к выводу, какой должна быть форма подачи.

    Основные мероприятия по написанию сценария или синдром белого листа

    И вот оно – самое страшное! Белый лист бумаги перед собой!  Ужасный монстр, которому нет равных.

    В отличие от писателей, сценаристу не стоит просто пересиливать себя и начинать писать на этом белом листе. Вряд ли получится что-то путное. Потому как киносценарий гораздо более требователен к драматургии, к рассказу истории. Необходимо очень хорошо продумать свой сценарий.

    Как победить этот белый лист? Существует несколько способов. Самый эффективный, по крайней мере, для меня — разработка синопсиса (краткого пересказа сюжета).

    Мы можем активно обсуждать сюжет с друзьями, или крутить-вертеть его у себя в голове.

    Эффективно всегда задавать себе вопрос «А что, если...?». Всё это приводит к тому, что можно записать историю коротко, буквально на одну-две странички. И там будет нечто вроде «Это история о человеке, с которым произошло то-то и то-то, он встретил тех-то и тех-то, и в итоге произошло следующее». Но об этом более подробно в последующих статьях

    Если вам не подходит вариант с синопсисом — рисуйте схему на бумаге со стрелочками, кружочками и звездочками. Нет? Расклейте по стенке стикеры, поясняющие сюжет, героев, события и т. д. Всё это отличное оружие сценариста. Эти мероприятия должны существенно облегчить ваш труд при написании сценария.

    Рекомендации для написания хорошего сценария к фильму

    • Тренируйтесь вызывать вдохновение.
    • Избегайте пособий к сценарному мастерству. Не устраивайте себе кашу в голове!
    • Определитесь с формой и жанром направления
    • Не забывайте про разработку плана

    Более подробно об основах кинематографа мы поговорим в следующих статьях. Поэтому подписывайтесь на обновления блога.

    Появились  предложения о том, что бы вы хотели узнать или увидеть в этом цикле статей — пожалуйста, делитесь в комментариях. Есть идеи по сценариям или возможно у вас появились вопросы,  также оставляйте комментарии к статье. Либо воспользуйтесь формой обратной связи.

    Об авторе: Влад Дикарев

    Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

    craftkino.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о