Экологическое просвещение
Главная / Коллегам / Методическая копилка / Списки литературы / Экологическое просвещение
Список сценариев к Году охраны окружающей среды
1. Агапова И.А. Сердце природы. Экологическая сказка / И. А. Агапова // Читаем, учимся, играем. – 2003. — 10. – С.45-50.
2. Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя: экологическая игра / Г. В. Бакулина // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 11. – С.88-92.
3. Барабанова, Г. В. Страницы родной природы: сценарий дня экологии с элементами викторины для уч-ся 5-8-х кл. / Г. В. Барабанова // Читаем, учимся, играем. – 2009. — № 11. – С. 68-71.
4. Бородина С.В. Заходи в зеленый дом: Экологический вечер по произведениям писателя – натуралиста Н.И. Сладкова для учащихся 5–7 классов / С.В. Бударина // Читаем, учимся, играем. — 2006. — №11. — С.81–84.
5. Борсук, А. И. Заповеди природы: мероприятие по географии и биологии, направленное на воспитание бережного отношения к природным ресурсам, для уч-ся 5-7-х кл.
6. Бударина В.А. «Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда…»: конкурсная программа для учащихся 5–8 классов /В.А. Бударина // Читаем, учимся, играем. — 2006. — №1. — С.94–101.
7. Бударина В.А. «Жить согласно с природой…»: экологическая викторина / В.А. Бударина // Читаем, учимся, играем. — 2006. -№11. — С.76–80.
8. Буканова М.С. Живая планета: сценарий экологического турнира, посвященного проблемам охраны окружающей среды / М. С. Буканова // Читаем, учимся, играем. — 2004. — № 8. – С. 37-41
9. Вираховская, Т. Экологический ринг / Т. Вираховская // Читаем, учимся, играем. – 2007. — № 6. – С. 82-83.
10. Власова Н.А. Нептун в гостях у детей: праздник / Н. А. Власова // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 12. – С. 90-91.
11. Горохова. М. Мой любимый экоград: эколого-краеведческая игра / М. Горохова // Библиополе. – 2004. — № 5. – С. 62-65.
12. Гришина В.П. Отвечает команда знатоков…: экологический брейн–ринг для учащихся 11 классов / В. П. Гришина // Читаем, учимся, играем. — 2006. — №8. — С.101–105.
13. Гуринова, М. М. Я иду по лесу: конкурсно-игровая программа, посвященная животному и растительному миру для уч-ся 7-9-х кл. / М. М. Гуринова // Читаем, учимся, играем. – 2007. — № 10. – С. 95-105.
14. Джакашева Г.Б. Там, где лотос цветет: Материалы экологической викторины: [5 июня – Международный день окружающей среды] /Г.Б. Джакашева // Читаем, учимся, играем.-2006. — №4. — С. 90–92.
15. Евдокимова, И. А. В пучине волн: экологический урок для уч-ся 7-8-х кл. / И. А. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. – 2009. — № 6. – С. 97-104.
Евдокимова, И. А. Подружись с природой: познавательная игра, посвященная экологии для уч-ся 6-7-х кл. / И. А. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. – 2007. — № 11. – С. 88-91.
16. Елисеева, Т. Ключ к загадкам природы: литературно-познавательная игра / Т. Едисеева // Читаем, учимся, играем. – 2006. — № 6. – С. 66-70.
17. Заводюк, С. П. Осенние грезы: литературно-музыкальная композиция / С. П. Заводюк, И. В. Лукьянченко // Читаем, учимся, играем. – 2004. — № 6. С. 99-106.
18. Каркачева Н. А. Там на неведомых дорожках : экологический праздник / Н. А. Каракчева // Читаем, учимся, играем. — 2010. — № 7. — С. 95–98 : ил.
19. Кизерова, Н. А. Сохраним природу: викторина к уроку биологии на экологическую тему для уч-ся 5-6-х кл. / Н. А. Кизерова // Читаем, учимся, играем. – 2010. — № 9. – С. 47-51.
20. Климова, Г. Н. Любителям природы: развивающие экологические уроки для уч-ся 1-4-х кл. / Г. Н. Климова // Игровая библиотека. – 2012. — № 7. – С. 4-19.
21. Клемина Л. М. Чернобыль – наша боль: сценарий к 25-й годовщине со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС для 5-11 классов / Л. М. Клемина // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 1. – С. 105-108.
22. Кожевникова Д.А. Под зеленым парусом в будущее: Экологический праздник / Д.А. Кожевникова // Читаем, учимся, играем. — 2006. — №6. — С.89–92.
23. Кудашова. Т. В. Вода воде рознь: классный час, рассказывающий о пользе воды и правильном ее употреблении / Т. В. Кудашова // Читаем, учимся, играем. – 2009. — № 8. – С. 108-111.
24. Лекомцев Д. Г. Земля – наш общий дом : викторина к уроку географии или классному часу на тему экологии / Д. Г. Лекомцев// Читаем, учимся, играем. — 2010. — № 1. — С. 108–112 : ил.
25. Литаврин С.И. Путешествие капельки: эколого–биологическое мероприятие для учащихся 5–9 классов / С.И. Литаврин // Читаем, учимся, играем. — 2006. — №4. — С.93–98; № 5. – С. 66-71.
26. Мальгинова С.В. Дом, где мы живем: методические материалы к неделе молодежной книги по экологии для учащихся 9-11-х классов / С. В. Мальгинова // Читаем, учимся, играем. – 2005. — № 4. – С. 84-93.
27. Материалы о природе и экологии // Читаем, учимся, играем. – 2005. — № 5. – С. 89-105.
28. Материалы по экологическому просвещению: вечер посвященный цветам; экологический праздник // Читаем, учимся, играем. – 2008. — № 4. – С. 95-102.
29. Материалы по экологическому просвещению: КВН, познавательная игра // Читаем, учимся, играем. – 2008. — № 3. – С. 91-98.
30. Материалы по экологическому просвещению // Читаем, учимся, играем. – 2005. — № 8. – С. 102-112.
31. Материалы по экологическому просвещению // Читаем, учимся, играем. – 2005. — № 7. – С. 95-102.
32. Материалы по экологическому просвещению // Читаем, учимся, играем. – 2005. — № 4. – С. 84-98.
33. Некрасов И.Б. Урок в осеннем лесу: познавательная экскурсия (Экология) // Читаем, учимся, играем. – 2002. — № 2. – С. 66-71.
34. Некрасов И.Б. Ура, мы на природе!: метод. разработка. Урок – поход. «Счастливый случай». Развивающая игра / И. Б. Некрасов // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 8. – С. 86-98.
35. Невзорова, Е. П. Лес чудес: познавательное путешествие / Н. Р. Милохина, Е. П. Невзорова // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 3. – С. 86-87.
36. Парамонова. В. Источник радости вседневной: сценарий литературно-экологического праздника для 7-9-х кл. / В. Парамонова // библиотека. – 2008. — № 7. – С. 81-84.
37. Парамонова, В. Н. Кладовые природы: сценарий мероприятия по экологии для уч-ся 3-6-х кл. / В. Н. Парамонова // Читаем, учимся, играем. – 2008. — № 12. – С. 91-95.
38. Плис С.П. По примеру маленького принца приведем планету в порядок: устный экологический журнал для учащихся 5–6 классов /С.П. Плис // Читаем, учимся, играем. -2006. — №9. — С. 108–110.
39. Просекова О. А. Жалобная книга природы: материал для урока // Читаем, учимся, играем. – 2004. — № 3. – С. 93-99.
40. Просекова, О. А. Краски природы: уроки-путешествия юных натуралистов и следопытов / О. А. Просекова // Читаем, учимся, играем. – 2006. — № 12. – С. 77-80.
41. Просекова, О. А. Чудесный мир – природа: викторина с комментариями / О. А. Просекова // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 7. – С. 79-82.
42. Прохорова, С. Ю. Такие разные животные: цикл занятий: программированные задания, как интересная форма экологического образования, для уч-ся 1-4-х кл. / С. Ю. Прохорова, Э. А. Бесшапкина / / Игровая библиотека. – 2012. — № 2. – С. 34-40.
43. Родачина, О. В. «Отговорила роща золотая…»: конкурсно – игровая программа, посвященная осени / О. В. Родачина // Читаем, учимся, играем. — 2007. — № 6. – С. 82-83.
44. Рулло Г.К. Осенние пейзажи: музыкально–литературный вечер для среднего школьного возраста / Г.К. Рулло // Читаем, учимся, играем.-2006.-№7.- С.99–102.
45. Рязанцева Л.М. Разноликая природа: конкурсно — игровой калейдоскоп для подростков и юношества / Л. М. Рязанцева // Читаем, учимся, играем. – 2002. — № 1. – С.81-86.
46. Салыкина И.Э. Знатоки природы: экологический турнир / И. Э. Салыкина // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 11. – С. 93-95.
47. Семененко, Н. В. Вальс листопада: вечер отдыха / Н. В. Семененко // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 10. – С. 10-13.
48. Смелова, В. Г. Капля тайны в чаше яда: развлекательно-познавательный сценарий об уникальных способах исцеления / В. Г. Смелова // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 7. – С. 83-88.
49. Смелова В.Г. Экология и мифы… коралловые рифы: развлекательно-познавательный сценарий / В. Г. Смелова // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 10. – С. 57-67.
50. Солнышко любимое наше!: сценарий праздника // Читаем, учимся, играем. – 2001. — № 8. – С. 22-32.
51. Стрельцова, Е. Н. Природы храм: интеллектуальное состязание среди уч-ся 6-8-х кл. / Е. Н. Стрельцова // Читаем, учимся, играем. – 2005. — № 5. – С. 100-105.
52. Тамилина, В. Волшебная красота заката / В. Тамилина // Библиополе. – 2007. — № 4. – С. 67-71.
53. Трубаева Т.В. Загадочная стихия: Праздник для учащихся 7 классов [22 марта – Всемирный день водных ресурсов] / Т.В. Трубаева // Читаем, учимся, играем. — 2007. -№1. — С. 96–98.
54. Хлупилина, Л. А. Речки, реки и моря на Земле живут не зря!: театрализованная викторина о воде / Л. А. Хлупилина // Читаем, учимся. Играем. – 2002. – № 1. – С. 72-74.
55. Хохлова, Е. Копилка вопросов: материалы для подготовки интеллектуальных конкурсов по биологии / Е.
Хохлова // Читаем, учимся, играем. – 2005. — № 11. – С. 62-66.56. Худякова, Н. К. Чистый родник в твоем доме: экологический вечер для уч-ся 5-8-х кл. / Н. К. Худякова // Читаем, учимся, играем. – 2008. — № 12. – С. 96-98.
57. Шеина, Л. А. В царстве флоры и фауны: познавательная игра / Л. А. Шеина // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 11. – С. 96-99.
58. Шеина, Л. А. Осенних красок хороводы: литературный праздник / Л. А. Шеина // Читаем, учимся. Играем. – 2003. — № 8. – С. 99-103.
59. Эколог – профессия будущего: материалы для беседы // Читаем, учимся, играем. – 2003. — № 8. – С. 77-78.
60. Экологические игры, конкурсы, викторины, праздники // Читаем, учимся, играем. – 1999. — № 5.
Составитель В. Ахметзанова, методист ЦГБ
Экологическое воспитание
В новом тысячелетии возросло внимание общества к гуманитарным проблемам, к заботам о сохранении и развитии духовно-нравственных традиций отечественной культуры, в том числе к формированию экологической культуры детей, и экологическое сознание становится основой мировоззрения человека в ХХI веке.
Задача экологического просвещения — превратить человека из «непослушного дитяти Природы» в созидающую силу биосферы.
Приоритетное направление в работе детской библиотеки №1 — экологическое краеведение.
Деловым партнером библиотеки является учителя начальных классов гимназии №17.
Экология — это не академическая наука, это занятие для немногих заинтересованных. Это сумма знаний о нашем общем доме, необходимых каждому, руководство на каждый день, способ выживания. Можно прожить без многих достижений научно-технического прогресса. Без природы, без чистого воздуха, неотправленной воды и пищи прожить нельзя. Сохранить же планету пригодной для жизни людей удастся только в том случае, если каждый из живущих на ней поймет простую истину: «Отношение к природе не измеряется сразу глобальными масштабами — к лесу, воде, земле. В этом отношении всегда присутствует промежуточная ступень — мое отношение к одному-единственному дереву, к литру чистой воды, к горстке плодородной земли: Охраняя что-то одно, мы способствуем сохранению природы в целом». Давно уже не секрет, что многие экологические проблемы являются следствием невежества, еще сохранившейся в сознании уверенности, что человек — хозяин природы.
Основные задачи программы:
Формировать у учащихся младших классов чувство эмоциональной близости с природой.
Закладывать основы взаимоотношений с окружающей средой.
Прививать учащимся навыки экономного, бережного использования природных ресурсов, формировать неравнодушие за судьбу общего дома — планеты Земля.
Отработать механизм взаимодействия между библиотекой и учебным заведением с целью систематического экологического образования и просвещения населения.
Социальная значимость программы:
С помощью просвещения и образования человек учится воспринимать себя как частицу природы, в нем воспитывается осознание главной роли людей в спасении окружающей среды от загрязнения, дабы предотвратить экологическую катастрофу. Именно так, на наш взгляд, зарождается активная гражданская позиция.
Знакомя учеников с экологическими проблемами, говоря о красоте и богатстве природы, библиотекари почти всегда используют произведения художественной литературы и искусства, воздействующие на чувства человека, воспитывающие его душу. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», — говорил Лис из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.
Большое подспорье в этом важном деле - наглядные формы, рекламирующие имеющуюся в фондах литературу по экологии. Оригинально, ярко оформленная выставка, тематический уголок сразу же привлекают внимание читателей. Например, зайдя в читальный зал детской библиотеки №1, ребенок видит красочную книжно-иллюстрированную выставку «Божественен, природа, твой язык». В зале абонемента висит карта мира, на которой изображены мордашки животных, населяющих ту или иную часть света. Другая выставка — «Книги о живой природе»- состоит из двух частей: композиции из природного материала, и книг Бианки, Акимушкина, Мамина-Сибиряка: Продолжает тематику выставка — диалог «Земли моей лицо живое»; затронутые темы ясны из названий разделов: «Страницы Красной книги листая, ты много полезного, друг мой, узнаешь», «Природа сердится» (Можно ли спрятаться от природы под кроватью). «Это в наших силах землю уберечь». Выставка «Мои друзья» оформлена в виде собачьей будки, на крыше которой помещены книги о домашних животных, а вокруг — сделанные детскими руками фигурки собачек и кошечек.
Описание методологии программы:
Всем известно изречение: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
К этому можно добавить, что полюбить природу невозможно, не полюбив родной край. Такое «экологическое краеведение» предлагает наша библиотека для читателей. Со школьниками младшего и среднего возраста широко используются игровые формы. Они ненавязчиво, без назидания несут в себе познавательные и воспитательные моменты. «Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей» — книжная выставка-совет; «Травкина премудрость» - экологический урок-беседа; «Давайте сохраним ромашку на лугу» -игра; «Мы лесные, степные, болотные — ваших сказок герои-животные» - брейн-ринг; «У всякой пташки свои замашки» — час загадок; «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней» — викторина по произведениям писателей-натуралистов. Таков перечень массовых мероприятий, предлагаемых библиотекой.
Совместно с учителем начальных классов школы №17 Рязанцевой О.Н. сотрудники библиотеки разработали программу «Книгу природы пишем сами», цель которой — сформировать у учащихся навыки экологической культуры, руководствуясь идеей о целостности окружающего мира.
Программа ознакомления с окружающим миром в первом классе построена по принципу «разбудить удивление«. Ольга Николаевна выводит малышей на школьный двор, в парк и учит их видеть, слышать, ощущать, запоминать, на что похожи облака в небе, какие листья и кора у деревьев, как поют птицы, почему дует ветер, греет солнце: В течении года малыши приходят в библиотеку, где участвуют в различных играх по экологии, проводимых главным библиотекарем Красновой Е.П.
Во втором-третьем классах помимо игр программа по экологии уже включает специальные лекции, подготовленные Еленой Петровной. В работе используется материал по краеведческой литературе, народный календарь. На экологическом уроке » Наш край на карте» ребята четвертого класса зачитывают свои рефераты, и конечно, оценки только отличные.
Для учителей, ведущих курс «Экология» в школах города, в библиотеке проводятся консультации, беседы, информационные обзоры; знакомим их с методическими разработками, предоставляем подсобный материал. Незаменимым является энциклопедическое пособие «Экология Подмосковья» (Издательство «Современные тетради»).
Главная идея всех инициатив, которые выдвигают библиотекари детской библиотеки в помощь досугу, заключается в том, чтобы любой конкурс, развлекательная программа, утренник были напрямую связаны с книгой, «понуждали» читателей обратиться к печатному слову. Так, например, книжная выставка любимых сказок маленьких читателей, это ещё и разговор о цвета.
Мир цветов таинственен и чудесен, и потому с древнейших времен у разных народов существовали праздники в честь цветов, в древней Греции устраивали праздники в честь гиацинтов и азалий, в Англии — в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции — в честь розы и фиалки, в Голландии — в честь тюльпанов. Праздник роз в Болгарии отмечается и в наши дни.
Недаром великий сказочник Х.К. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». На страницах его сказок — розы, фиалки, тюльпаны, кувшинки, лилии.
А есть ли цветы в произведениях других писателей? Да, конечно, есть. Вспомним их и поговорим о них у нашей книжной выставки.
Список сказок, представленных на книжной выставке:
С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.
Х.К. Андерсен. Дикие лебеди; Дюймовочка; Свинопас; Снежная королева; Соловей; Ромашка; Цветы маленькой Иды и др. сказки.
П.П. Бажов. Каменный цветок.
Волшебный цветок: сказки народов РСФСР.
В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
Братья Гримм. Беляночка и Розочка.
Б.В. Заходер. Отшельник и роза.
В.П. Катаев. Цветик-семицветик.
Я. Лари. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев
Виды работы с книжной выставкой:
«Что говорят цветы?» Беседы о творчестве писателей, чьи произведения представлены на выставке.
«Ромашка». Игра-викторина.
(Вот эта ромашка — не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нем прочитаешь задание.
А ну-ка проверь свои знания!)
Книжная выставка «Наши пернатые друзья»; (конкретно для учеников из гимназии №17)
- выставка сочинений «Каждой пичужке — наша кормушка»;
- выставка рефератов «Как мы помогаем птицам»;
- выставка работ, подготовленных для конкурса на лучший птичий домик.
«Музыка цветов». Прослушивание музыкальных произведений и беседа о них.
Конкурс «Загадки о цветах» (Приложение 1)
Конкурс «Аптека под ногами» (Приложение 2)
Конкурс «Хоровод лепестков» (Приложение 3)
Традиционно в апреле месяце в детской библиотеке проводится праздник птиц.
Сценарий ПРАЗДНИКА ПТИЦ (Приложение 4)
Экологический урок-беседа в дни школьных каникул:
Библиотекарь: Дорогие ребята!
Наступили долгожданные каникулы: Наконец-то можно гулять весь день и ни о чём не думать. Можно гонять в футбол, есть мороженное, выезжать за город, ходить в гости — в общем, жить в своё удовольствие.
А помните ли вы главные правила умных отдыхающих? Съели килограмм конфет — фантики кладем в карман, а не кидаем на тротуар, или, дожевав пятое мороженное, липкими пальцами держим из последних сил липкую обертку и — бегом к урне, а не выбрасываем в клумбу.
А в лесу? Вы полните, как ведут себя в лесу порядочные люди, которые уважают себя и других? Банки, склянки, бумажки, жестянки, газетки, пакеты и прочий мусор собираем в один большой рюкзак и несём из леса в город до ближайшего контейнера!
А зачем все это делать?. .. (ответы детей)
Конечно! Просто для того, чтобы вокруг было чисто, тогда станет веселее жить, мы будем меньше болеть, в городах, в парках, лесах воцарятся тишина и красота.
Взрослые уже давно борются за наше с вами будущее: создают национальные природные парки, заказники, заповедники. И об этих удивительных уголках нетронутой и не разрушенной человеческой деятельностью природы вы сегодня узнаете.
(Библиотекарь ведет рассказ о заповеднике «Лосиный остров». Беседа может сопровождаться демонстрацией фильма об этом заповеднике)
Библиотекарь: Покидая гостеприимный заповедник, давайте вспомним главные правила путешественников-отличников.
ВИКТОРИНА
«ПУТЕШЕСТВЕННИК — ОТЛИЧНИК»
В лес с собой надо брать
— компас;
— глобус.
Костер надо разводить:
— на поляне;
— под деревом
Ветки для костра надо:
— ломать с живых деревьев;
— подбирать с земли
Прежде чем уйти, костер надо:
— залить водой;
— засыпать торфом.
Мусор надо:
— взять с собой;
— оставить в лесу.
Что не разлагается в почве:
— полиэтилен;
— бумага;
— угли.
Грибы надо есть:
— жареными;
— сырыми.
Увидев ёжика, надо:
— взять его домой;
— пройти мимо.
В лесу надо:
— слушать громкую музыку;
— вести себя тихо и сдержанно.
Библиотекарь: Красота земли — богатство, не сразу в полной мере оцененное человечеством. Теперь мы уже понимаем, что люди теряют, когда грубо вмешиваются в жизнь природы. С каждым годом нам дороже становятся тишина лесов, простор степей, величие гор. Красоту первозданного мира не передашь ни словами, ни красками, её можно ощутить только прикосновением: А сколько больших и малых тайн дарит нам природа-выдумщица! Открытие нового и прекрасного - увлекательнейшее занятие.
Хочется, чтобы и в вашу жизнь вошли симпатичные животные, птицы и растения, о которых мы вам рассказываем. Со всеми своими странностями и загадками — пусть они не оставят вас равнодушными, пусть не будут вам безразличны! Даже если вас не увлекут их тайны — вы познакомитесь с этими существами и не захотите оставить их в беде! На кого же им надеяться, как не на своих знакомых?
«СПАСИ ДЕРЕВО!»
Трудно поверить, что белый глянцевый лист бумаги для тетрадей и книг сделали из ели, осины или березы. Спиливают для этого тысячи деревьев и по рекам или по железной дороге доставляют на бумажную фабрику. Там машины снимают с бревен кору, разрезают на чурбачки и размалывают в мелкие щепки. Щепки по долгу варятся в огромных котлах, к ним добавляют нужные вещества, жидкость становится белой, и тогда уже она попадает в бумагоделательную машину. Есть бесконечный и широкий, плотный и сухой лист бумаги. Выбегает он из машины быстрее самого скорого поезда.
Все это узнали гимназисты на тематических занятиях в школе, посещая городскую детскую библиотеку №1, а также мытищинский музей экологии. Руководит музеем председатель Правления районной общественной организации «ЭкоГлас» Балясова Галина Григорьевна. Благодаря такому сотрудничеству возникла идея акции «Спаси дерево!». Для этого ребята собрали свои использованные тетради, сотрудники детской библиотеки №1 собрали списанные книги и сдали макулатуру. На вырученные деньги Балясова Г.Г. приобрела прекрасное растение — два клена, которые срослись корнями. В этом ребята увидели символ: дружба гимназии, музея, городской библиотеки №1. Деревья сажали второклассники, пятиклассники, учителя, сотрудники библиотеки.
(Фотографии)
Ожидаемый эффект или результат внедрения программы:
Без лишней скромности можно сказать, что социальные партнеры (Библиотека, школа) создали целостную и оригинальную программу развития экологической культуры. Подвести ребят к осознанию себя частицей Земли, к размышлению над экологическими проблемами, пробудить в них неравнодушное отношение к каждой бабочке и стрекозе, к каждому зверю и птице, а в конечном итоге — самому человеку — цель этих мероприятий.
У поэта Л. Мартынова есть замечательные стихи:
: И твердит природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось
На бессмысленные части.
В нашей власти — формирование экологической культуры юных читателей. Если каждый ребенок осознает, что будущее планеты зависит от него лично, на земле никогда не исчезнут животные, растения и чистый воздух.
Думается, именно таким, живым, увлекательным, нешаблонным и постоянным, должно быть экологическое просвещение, столь необходимое сейчас, когда человечество слишком далеко зашло в своем стремлении к «природопользованию».
Используемая литература:
- Турчина Г. П. Окно в мир. Экологический атлас.- М, Лазурь, 1995. — 55с: ил.
- Смит Дж.Л.Б. Старина Четвероног. Пер. с англ. — М, Гос. Изд-во географ. литер., 1962. — (Рассказы о природе).
- Заповедными тропами / Отв. Ред. А.Г. Банников. - М.: Мысль, 1976. — 351с.: ил. и карт. — (Рассказы о природе).
- Поход в лес: викторина// Свирель. — №6. — С.26-27.
Занятие позиции в отношении деятельности человека в тропических лесах Амазонки
1. Активизировать предварительные знания учащихся о положительных и отрицательных последствиях строительства.
Активизировать предварительные знания учащихся о воздействии человека на окружающую среду. Предложите учащимся подумать о различных строительных проектах, таких как здания, мосты и автомагистрали. Если возможно, выявите местные примеры, чтобы проиллюстрировать тот факт, что строительство также происходит на местном уровне, а не только в отдаленных странах. Предложите учащимся обсудить, почему эти строительные проекты важны для местных сообществ и людей, которые там живут. Спросить: Зачем нам больше мостов? Другое здание? Широкие магистрали? Каковы преимущества внесения этих изменений? Затем предложите учащимся подумать о влиянии этих проектов на окружающую среду. Спросите: На какие другие живые существа часто влияют решения о строительстве мостов, дорог или зданий? Как они затронуты? Предложите учащимся обсудить как положительные, так и отрицательные последствия строительства.
2. Исследуйте географию и дикую природу бассейна Амазонки.
После обсуждения предложите учащимся подумать о потенциальных последствиях строительных проектов в районах мира, не затронутых человеческим развитием. Сообщите учащимся, что они будут использовать MapMaker Interactive для изучения географии и дикой природы бассейна Амазонки. Познакомьте учащихся с MapMaker Interactive, описав его как интерактивный картографический инструмент географических информационных систем (ГИС). Объясните учащимся, что MapMaker Interactive предоставляет базовые карты и слои карт, а также инструменты, помогающие им просматривать и настраивать карты для изучения интересующих их вопросов.
Раздайте каждому учащемуся рабочий лист «Изучение тропических лесов Амазонки». Предложите учащимся самостоятельно или вместе с партнерами проработать Часть 1. Общая информация о бассейне Амазонки во время ознакомления с интерактивным интерфейсом MapMaker.
3. Познакомьте учащихся с тремя потенциальными строительными проектами в бассейне Амазонки.
Перегруппируйте и организуйте обсуждение всем классом вопроса 4 в рабочем листе: Что вы заметили в земном покрове в районе реки Амазонки? Попросите учащихся поделиться своими наблюдениями и предположениями о том, почему, по их мнению, это выглядит именно так. Затем представьте фотографии трех разных сценариев: плотины Белу-Монте, дороги Пукальпа-Крузейро-ду-Сул и шахты S11D. Объясните, что эти три проекта будут проходить через районы тропических лесов Амазонки. Объясните учащимся, что они проведут исследование по различным сценариям и напишут заявление о том, следует ли реализовывать каждый из этих проектов. Прежде чем студенты начнут свое исследование, попросите их предсказать, какие последствия, как хорошие, так и плохие, они ожидают от этих сценариев.
4. Расширьте понимание учащимися сценариев с помощью MapMaker Interactive и онлайн-исследований.
Разделите учащихся на небольшие группы. Раздайте раздаточный материал Строить или не строить? Три сценария строительства в бассейне Амазонки каждому учащемуся. Пусть каждая группа прочитает назначенный им сценарий, уделив особое внимание последствиям строительства. Проверьте понимание, задав группам следующие вопросы: Кому поможет этот проект? Как это поможет им? Кому навредит этот проект? Каким образом этот проект повлияет на экосистему Амазонки? Объясните, что каждая группа исследует преимущества и недостатки назначенного им сценария. Попросите учащихся заполнить Часть 2. Исследование сценариев на рабочем листе с использованием геотуров по трем строительным проектам в Amazon в MapMaker Interactive. Для более глубокого исследования попросите учащихся использовать веб-сайты, представленные в каждом из маркеров в «Трех строительных проектах на Амазонке». Попросите учащихся заполнить рабочий лист Часть 3. Подготовка к представлению результатов по мере проведения исследования, готовясь поделиться своими выводами с классом.
5. Пусть каждая группа представит классу свои выводы.
Пусть каждая группа по очереди представит результаты своего исследования классу. Попросите студентов поработать самостоятельно, чтобы сделать заметки о преимуществах и недостатках каждого проекта, когда присутствуют другие группы. Затем обсудите полученные результаты всем классом. Спросите: Для тех из вас, у кого был такой же сценарий, , вы нашли похожие вещи? Были ли общие или разные заинтересованные стороны в проектах? Были ли рассмотрены как преимущества, так и недостатки каждого проекта? Как будут решаться проблемы заинтересованных сторон? Могут ли быть предприняты другие действия для минимизации воздействия на окружающую среду на окружающую среду? Какие еще исследования следует провести, прежде чем будет принято окончательное решение?
6. Разработайте заявление с изложением позиции за или против строительства в бассейне Амазонки.
Раздайте Рубрику заявления с изложением позиции и просмотрите ее со студентами. Используйте раздаточный материал «Образец заявления о позиции» о скейтбордах на тротуарах в качестве примера, чтобы проиллюстрировать компоненты заявления о позиции и то, как оно будет оцениваться на основе критерия. Раздайте рабочий лист «Написание заявления о позиции в отношении строительства в бассейне Амазонки». Предложите учащимся самостоятельно составить заявление с изложением позиции за или против одного из строительных проектов в бассейне Амазонки. Попросите учащихся вернуться к заметкам, которые они делали во время презентаций, и к информации, собранной в их рабочих листах, чтобы составить заявление о своей позиции.
Альтернативное оценивание
Оцените итоговые утверждения учащихся, используя предоставленную рубрику. Эта рубрика включает оценочные критерии позиции и подтверждающие аргументы.
Расширение обучения
- Создайте веб-сайт закрытого класса или доску обсуждений, чтобы учащиеся могли обмениваться вопросами, идеями или опасениями в ходе своего исследования.
- Создайте соответствующие хэштеги в Твиттере (например, #BeloMonte, #S11D, #PucRoad) для различных сценариев и предложите учащимся публиковать в Твиттере интересные факты, вопросы или опасения, с которыми они столкнутся в ходе исследования. Посоветуйте учащимся не включать в свои твиты какую-либо идентифицирующую информацию.
- Проведите дебаты, в ходе которых учащиеся могут аргументировать разные позиции.
- Рассмотрите возможность сделать IBAMA, Бразильский институт окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов, аудиторией для заявлений о позиции, чтобы сделать задание более достоверным. IBAMA — бразильское агентство по охране окружающей среды, которое должно выдавать экологические лицензии на проекты развития в стране. Заявления о позиции могут стать рекомендациями относительно того, следует ли IBAMA выдавать лицензии каждому из строительных проектов.
Предметы и дисциплины
- Биология
- География
- География человека
Цели обучения
Учащиеся будут:
- изучать географию бассейна Амазонки с помощью интерактивной карты
- используют средства массовой информации и текст для выявления доказательств, подтверждающих их позицию в отношении строительства или отказа от строительства дороги, плотины или шахты в тропических лесах Амазонки
- составить заявление о том, стоит ли строить дорогу, плотину или шахту в тропических лесах Амазонки, которое включает их позицию по этому вопросу и подтверждающие аргументы, включающие достоверные, поддающиеся исследованию факты
- определить различные экономические, культурные и экологические факторы, которые могут повлиять на их положение
Подход к обучению
- Обучение для использования
Методы обучения
- Совместное обучение
- Открытие обучения
- Обсуждения
- Чтение
- Письмо
Сводка навыков
Это задание нацелено на следующие навыки:
- Результаты студентов 21 века
- Информационные, медиа и технологические навыки
- Информационная грамотность
- Медиаграмотности
- Обучение и инновационные навыки
- Общение и сотрудничество
- Критическое мышление и решение проблем
- Информационные, медиа и технологические навыки
- Темы 21 века
- Экологическая грамотность
- Навыки критического мышления
- Анализ
- Понимание
- Географические навыки
- Получение географической информации
- Анализ географической информации
- Научная и инженерная практика
- Анализ и интерпретация данных
- Задавать вопросы (для науки) и формулировать проблемы (для техники)
- Участие в споре с доказательствами
- Получение, оценка и передача информации
Связь с национальными стандартами, принципами и практикой
Основные принципы и основные концепции энергетической грамотности
- Основная концепция 5. 6: Энергетические решения зависят от факторов окружающей среды.
- Фундаментальная концепция 7.3: Качество окружающей среды зависит от выбора энергии.
Стандарты IRA/NCTE по английскому языку
- Стандарт 7: Учащиеся проводят исследования по проблемам и интересам, генерируя идеи и вопросы, а также ставя проблемы. Они собирают, оценивают и синтезируют данные из различных источников (например, печатных и непечатных текстов, артефактов, людей), чтобы сообщать о своих открытиях способами, которые соответствуют их целям и аудитории.
Национальные географические стандарты
- Стандарт 1: Как использовать карты и другие географические представления, геопространственные технологии и пространственное мышление для понимания и передачи информации
- Стандарт 14: Как действия человека изменяют физическую среду
Общие базовые государственные стандарты английского языка, искусства и грамотности
- CCSS. ELA-LITERACY.SL.6.2: Интерпретируйте информацию, представленную в различных средствах массовой информации и форматах (например, визуально, количественно или устно), и объясните, какой вклад она вносит в изучаемую тему, текст или проблему.
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Понимание и сотрудничество, SL.7.3
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Понимание и сотрудничество, SL.8.3
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Понимание и сотрудничество, SL.6.3
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Презентация знаний и идей, SL. 6.4
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Понимание и сотрудничество, SL.8.2
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Презентация знаний и идей, SL.8.4
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Презентация знаний и идей, SL.7.4
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Понимание и сотрудничество, SL.7.1
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Понимание и сотрудничество, SL. 7.2
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Понимание и сотрудничество, SL.6.1
- Стандарты разговорной речи и аудирования 6-12: Понимание и сотрудничество, SL.8.1.
- Стандарты письма 6-12: Типы текста и назначение, W.7.2
- Стандарты письма 6-12: Типы текста и назначение, W.8.2
- Стандарты письма 6-12: Типы текста и назначение, W.6.1
Стандарты ISTE для студентов (Стандарты ISTE*S)
- Стандарт 4: Критическое мышление, решение проблем и принятие решений
Научные стандарты следующего поколения
- MS-ESS3: Земля и деятельность человека: Применение научных принципов для разработки метода мониторинга и сведения к минимуму воздействия человека на окружающую среду
Что вам понадобится
Материалы, которые вы предоставите
- Чистый лист бумаги
- Карандаши
Требуемая технология
- Доступ в Интернет: Требуется
- Техническая установка: 1 компьютер на небольшую группу, программное обеспечение для презентаций
Физическое пространство
- Класс
- Компьютерная лаборатория
- Медиацентр/Библиотека
Группировка
- Гетерогенная группировка
- Инструкция для большой группы
Прочие примечания
Для этого занятия предлагается три 50-минутных урока: День 1 — учащиеся работают с Частью 1 раздаточного материала, знакомясь с MapMaker Interactive и бассейном Амазонки; День 2 — учащиеся проводят исследования по назначенному им сценарию с помощью MapMaker Interactive и онлайн-ресурсов; День 3 — учащиеся представляют результаты своих исследований и формулируют свои индивидуальные заявления о позиции.
Справочная информация
Амазонка — крупнейший тропический лес в мире. Он имеет глобальное значение из-за своего биоразнообразия, а также из-за своей роли в изменении климата. В тропических лесах можно найти растения и животных, которые помогли добиться успехов в медицине. А обилие больших крон деревьев помогает тропическому лесу действовать как поглотитель углерода, позволяя ему удалять углекислый газ из атмосферы. Было подсчитано, что из-за быстрого обезлесения за последние 50 лет исчезло 20% тропических лесов Амазонки, что уже привело к пагубным последствиям для биоразнообразия и усилению изменения климата. В период с 2005 по 2010 год Бразилия прилагала усилия для защиты тропических лесов и содействия устойчивому развитию. За это время выбросы парниковых газов в Бразилии уменьшились на 39%, быстрее, чем в любой другой стране. В последнее время эта тенденция изменилась по мере того, как вырубка лесов увеличивается из-за незаконных рубок, разведения скота, строительства плотин и шахт, а также неясности в отношении того, кто имеет право на землю.
В тропических лесах Амазонки обитает множество видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, в том числе такие приматы, как паукообразная обезьяна и красноручая обезьяна-ревун. Когда удаляются большие деревья, навес, который давал убежище, пищу или гнезда для некоторых из этих видов, исчезает, что приводит к перемещению и возможной фрагментации некоторых популяций. Изменения, внесенные в экосистему, влияют на всю жизнь, которая там обитает, но для исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения популяций эти изменения могут поставить под угрозу их выживание.
Общины коренных народов разбросаны по тропическим лесам Амазонки. Эти популяции имеют давние отношения с тропическим лесом, что позволяет им охотиться, ловить рыбу и выращивать урожай для пропитания. Территории коренных народов сокращаются, поскольку лесорубы, торговцы наркотиками, нефтяные компании и шахтеры вторгаются на их земли. В результате эти сообщества отступили глубже в джунгли, где они предпочитают жить в изоляции, чтобы сохранить свои культурные традиции и духовную связь с тропическим лесом. Некоторыми коренными народами, имеющими отношение к этой деятельности, являются ашенинка на границе Перу и Бразилии для сценария дороги Пукальпа-Крузейру-ду-Сул и юруна, которые будут затронуты плотиной Белу-Монте.
Предыдущие знания
- некоторые знания о сложности экосистемы Амазонки, включая биоразнообразие флоры и фауны
- знакомство с MapMaker Interactive
Рекомендованные предыдущие мероприятия
- Защита биоразнообразия в тропических лесах Амазонки
Словарь
биоразнообразие
Существительное
все различные виды живых организмов в данной области.
климат
Существительное
все погодные условия в данном месте за определенный период времени.
обезлесение
Существительное
уничтожение или уничтожение лесов и их подлеска.
экосистема
Существительное
сообщество и взаимодействие живых и неживых существ на территории.
местный
Прилагательное
характеристика определенного места.
лесозаготовки
Существительное
отрасль, занимающаяся вырубкой деревьев и транспортировкой древесины на лесопилки.
добыча полезных ископаемых
Существительное
процесс добычи руды из земли.
тропический лес
Существительное
Район с высокими, преимущественно вечнозелеными деревьями и большим количеством осадков.
Карты
- Амазонка в бою
Артикул
- Южная Америка: физическая география
Веб-сайты
- The New York Times: На фоне стремительного развития Бразилии рабочие сопротивляются
- BBC News: возобновятся работы на плотине Белу-Монте в Бразилии
- The Guardian: Белу-Монте, Бразилия: племена, живущие в тени мегадамбы
- Институт Worldwatch: защитники природы борются с предлагаемой дорогой Амазонки
- National Geographic Education: Интерактивный MapMaker
- The Washington Post: Еще один огромный и открытый железный рудник вырыт в бразильских тропических лесах
- ICAA — Инициатива по сохранению Андской Амазонки и Всемирный фонд дикой природы: коридор сохранения Пурус-Ману
Наконечники и модификации
НаконечникРассмотрите возможность разработки графического органайзера, который поможет учащимся организовывать онлайн-исследования.
МодификацияПопросите читателей, испытывающих затруднения, комментировать прочитанное, обводя новые слова и подчеркивая важные фразы или предложения. Они также могут работать в паре с более уверенными читателями, чтобы помочь обработать текст.
МодификацияГруппируйте трудящихся или сопротивляющихся читателей с продвинутыми учащимися, которые быстро выполняют задания.
МодификацияСгруппируйте студентов, которые менее комфортно разбираются в технологиях, с технически подкованными студентами.
НаконечникОдин и тот же сценарий может быть у нескольких групп. Попросите группы с одним и тем же сценарием выступать одну за другой, а затем попросите их сравнить свои выводы.
НаконечникИсследуйте строительный проект в вашем районе, чтобы помочь учащимся найти связь со строительными вопросами на местном уровне.
НаконечникСценарии включают термины, которые могут быть новыми или менее знакомыми учащимся. Проверьте понимание после того, как учащиеся прочитают назначенные им сценарии. Обратитесь к списку словарного запаса и соответствующим энциклопедическим статьям, чтобы расширить базовые знания учащихся.
НаконечникДля этого занятия предлагается три 50-минутных урока следующим образом: День 1 — представление проекта и побуждение учащихся к исследованию с помощью MapMaker Interactive; День 2 — учащиеся завершают онлайн-исследование, обсуждают и формулируют свои аргументы; День 3 — учащиеся представляют свои аргументы и завершают проект.
МодификацияЧтобы обеспечить участие всех в групповой работе, назначьте или разрешите учащимся выбирать роли в соответствии с их сильными сторонами (например, записывающий, ведущий, докладчик, водитель компьютера).
Модуль — Экология — Фотонное образование
Перейти к содержимому Модуль – Экологияkrzysztof2023-02-09T12:58:32+01:00Раскрась будущее в зеленый цвет
Воспитание правильного поведения у будущих поколений, несомненно, является одной из самых важных задач. Воспитание уважительного отношения к окружающей среде должно быть в списке дел каждого учителя. С помощью комплекта «Экология» учащиеся изучают ключевые концепции переработки и открывают для себя множество природных явлений вокруг себя в ходе практических занятий. В результате дети развивают понимание воздействия человека на окружающую среду и узнают, как они могут сделать мир лучше.
Как выглядит обычный урок?
Сценарии уроков основаны на стандартной школьной программе. Наш учебный комплект идеально подходит для использования в школах, библиотеках, молодежных центрах и детских садах. Ключевая цель здесь – выработать у детей отношение к окружающей среде и объяснить принципы устойчивого развития. Эти практические занятия развивают у детей экологическое сознание и чувствительность. Продвигайте и поощряйте позитивное поведение — простые вещи, которые они могут делать для защиты окружающей среды.
Некоторые из затрагиваемых тем: раздельный сбор мусора, энергосбережение, экологически чистый транспорт, зеленые города и переработка отходов.
Один урок длится 45 минут.
Пример задания:
Переработка отходовУчитель делит учащихся на две группы и дает каждой группе по пять пустых упаковок и набор канцелярских принадлежностей. Задача состоит в том, чтобы сделать мусорные баки из материалов, которые принесли дети. Важно использовать местную цветовую маркировку для конкретных мусорных баков. Пока дети строят свои корзины, учитель распределяет переработанную бумагу, стекло и пластик и выбирает подходящий интерфейс приложения для занятия. Младшие дети используют простой интерфейс джойстика, а дети старшего возраста используют расширенные интерфейсы программирования.
После того, как мусорные баки будут готовы, дети по очереди вытягивают из пакета какой-либо цвет и программируют робота, чтобы он подъехал к перерабатываемому материалу, связанному с этим цветом. Затем они собирают его и помещают в соответствующий мусорный бак. Упражнение продолжается до тех пор, пока все материалы на полу не будут помещены в соответствующие корзины.
Пример задания:
Рисование листьевУчитель делит детей на группы и дает каждой группе атлас деревьев. Задача состоит в том, чтобы найти в своих атласах деревья, перечисленные на классной доске. Каждый получает распечатанный лист для заполнения — он рисует контуры листьев для каждого дерева на основе иллюстраций в атласе. Затем учитель использует Photon Robot для рисования этих листьев, запуская готовую программу и позволяя роботу нарисовать несколько листьев автоматически. Дети должны найти и назвать их все.
Формируйте будущие поколения, воспитывая уважение к окружающей среде.
Экологическая осведомленность
Упражнения из этого комплекта объясняют, как эффективно и ответственно заботиться об окружающей среде.
Передовой опыт
Задания с набором показывают учащимся, что простые повседневные действия могут оказать огромное положительное влияние на окружающую среду.
Применение теории на практике
Студенты применяют полученные знания в повседневной жизни, наблюдая, как они влияют на нашу планету.
Умение выражать собственное мнение
Большинство занятий начинается с открытой дискуссии. Таким образом, студенты учатся выражать свое мнение.
- Фотонный робот – версия Edu (2 шт.)
- Photon Magic Dongle (2 шт.)
- Фотонный коврик для сухого стирания
- 10 планов уроков
- Держатель маркера
- Салфетка для коврика
- 32 рабочих листа
- 3 листа для вырезания персонажей
- 19 Неодимовые магниты
- 3 маркера
- Кости и игровые фишки (1 комплект)
- Бумажные купюры (1 набор)
- Набор карточек (1 комплект)
Экономьте время на подготовке к уроку!
С этим комплектом вы получите готовые сценарии уроков (10 шт.), которые можно легко адаптировать к основному учебному плану и сэкономить время при подготовке к уроку.
Этот набор поможет вам познакомить вас с такими темами, как сортировка и переработка материалов, энергосбережение, экологичный транспорт, экологически чистые города, переработка и многое другое.
> Попробуйте пример сценария урока!
Photon EDU – наше специальное приложение
В комплект входит специальное приложение Photon EDU, облегчающее работу учителей. Он позволяет учителям и детям управлять роботом и имеет несколько интерфейсов, адаптированных к возрасту и навыкам учеников.
Основные возможности приложения Photon EDU:
• Доступ к готовым программам, которые учителя могут адаптировать к потребностям группы за несколько простых шагов; например, робот может разделить учеников на группы или указать участника для вашего следующего упражнения.
• Несколько программных интерфейсов позволяют работать со старшими и младшими дошкольниками. Вы также можете адаптировать уровень сложности каждого упражнения к способностям детей.
• Два типа учетных записей – Преподаватель и Студент. Ваша учетная запись дает вам доступ ко всем функциям приложения, а упрощенная учетная запись Студента позволяет контролировать действия робота.