Сценарий экологическая акция: Сценарий экологической акции «Стоп»

Сценарий образовательной деятельности в средней группе ДОУ. Экологическая тропа

Сценарий образовательной деятельности в средней группе ДОУ.

Блок программы: Природа Барабинска.

Тема:«Экологическая тропа»

Интеграция видов деятельности: познавательная-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цель: путешествие по территории детского сада. Наблюдение за живой и неживой природой участка. Экологическая акция.

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы,

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес к миру природы, прививать чувство ответственности за ее сохранность,

Развивать познавательные процессы (память, мышление, восприятие).

Воспитательные задачи:

Воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

Планируемый результат: умение детей слушать, умение оценивать свои действия, умение работать в коллективе, получать необходимые знания.

Оборудование, материалы:

Демонстрационные: План-маршрут экологической тропы, конверты с заданиями, картинки наблюдаемых объектов, мольберт с картиной дерева.

Раздаточные: листики деревьев из цветной бумаги, эмблемы юного эколога

Этапы образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Вводная часть

Организационный момент

Проблемная ситуация

 Бабушка-Барабушка: Здравствуйте ребята! Я, Бабушка-Барабушка. Мне очень хочется пригласить вас в путешествие по нашей экологической тропе на территории детского сада, а вы сегодня будете юными экологами. А кто такие экологи?

Бабушка-Барабушка: Правильно, это люди, которые заботятся о природе, очень любят и соблюдают правила поведения в природе.

— Как вы думаете, что такое экологическая тропа?

Бабушка-Барабушка: Экологическая тропа- этоспециальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. 

-Для вас я приготовила несколько заданий, которые спрятала в конверты. Вы готовы искать их?

Бабушка-Барабушка: -Ребята, найдем на карте то место, где мы сейчас находимся и разберёмся, куда нам нужно идти, чтобы найти первый конверт с заданием

Ответы детей

-на ней растут деревья и цветы.

Дети рассматривают карту и отправляются в путешествие по экологической тропе

2

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации. Актуальность знаний или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности.

Открытие детьми новых знаний, способа самостоятельного применения новых знаний.

Бабушка-Барабушка -Какой первый объект на карте экологической тропы? Хотите узнать об этом растении подробней?

Бабушка-Барабушка -Правильно, это кустарники. А кто из вас ребята знает, как они называются?

Спирея- представляет собой кустарник высотой от 15 см до 2,5 м, в зависимости от вида и сорта культуры. Корневая система растения образована из многочисленных, сходных по размеру, корней. Подземные корни расположены неглубоко. Ветви прямые, распростёртые, стелются по земле или поднимаются. Формы листьев разные: продолговатые с заострённой верхушкой и основанием, длинные, узкие, круглые, с вырезами или без них.Растения – ценные источники лекарственного сырья. Части этой культуры содержат аскорбиновую кислоту, пигменты, растительные полифенолы, дубильные вещества. Спиреи укрепляют почву. (Приложение)

-А чем отличаются кустарники от деревьев?Почему вы так думаете?

Бабушка-Барабушка: Итак, мы с вами отправляемся искать первый конверт с заданием.

Бабушка-Барабушкаберет конверт и читает задание:

Задание: Расскажите, что вы знаете о цветах.

Бабушка-Барабушка -Дети, что растёт на нашей клумбе?

-Какие условия необходимы, для роста и развития?

-Как необходимо ухаживать за цветами?

— Ребята, скажите, чего нельзя делать с цветами?

А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Цветы».

Наши чудные цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит лепестки колышет,

Наши чудные цветы закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают.

Бабушка-Барабушка: -Молодцы ребята, выполнили первое задание.

Итак, отправляемся в путь, ищем второй конверт.

Бабушка-Барабушкачитает задание

Задание:Необходимо отгадать загадку.

Ее всегда в лесу найдешь.  

Пойдем гулять и встретим.  

Стоит колючая, как еж, 

Зимою в платье летнем.

Бабушка-Барабушка-Правильно ребята, это ель.

-Скажите, а это дерево хвойное или лиственное?

— А чем отличается хвойное дерево от лиственного?

-Расскажите, что вы знаете про ель и какого цвета ее иголки.

Бабушка-Барабушка— Голубая ель – красивое и благородное вечнозеленое хвойное дерево.Ель колючая, так называемая голубая (Picea pungens) – исключительно красивое дерево с конической кроной и голубым или серебристым окрасом игл. Для выращивания этих деревьев на участке потребуется солнечное место. Голубая ель растет гораздо медленнее обыкновенной нижние ветки. Оно растет как в естественных, так и в домашних условиях. Композиции из карликовых голубых елей пользуются популярностью среди ландшафтных дизайнеров, а большие деревья нередко украшают общественные парки и скверы. (Приложение)

Бабушка-Барабушка -Мы справились с заданием, продолжаем наше путешествие.

Бабушка-Барабушка — Мы пришли к можжевельнику. Давайте рассмотрим ствол, ветки этого кустарника.

-Что вы знаете о нем? 

Можжевельник —это хвойное вечнозеленое растение. Благодаря разнообразию расцветок и форм, красоте и оригинальному внешнему виду он часто становится декоративным украшением клумб, парков, дачных и приусадебных участков. Действительно, видов этого растения выведено столько, что возможно подобрать растение на любой вкус. Особое место среди них занимает группа низкорослых можжевельников.Кустарник очень эффективно очищает воздух вокруг себя, выделяет особые вещества – фитонциды, которые способны убить микробы в окружающем пространстве.

Аромат этого растения помогает снять напряжение, повышает настроение, укрепляет иммунитет, борется с простудами.

Воспитатель: А вот и конверт с заданием.

Задание:Ребята, что нужно для нормального роста растений?

-Молодцы, справились с заданием, отправляемся дальше. Мы пришли с вами на «Аллею выпускников». Посмотрите, что на ней растет, какие деревья?  Вам уже удалось отыскать конверт с заданием? Давайте узнаем, что же там!

Задание:Необходимо сыграть в игру «Да/Нет». Будьте внимательны

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Бабушка-Барабушка:-Молодцы! Вы снова справились со сложным заданием. Продолжаем наше путешествие. Итак мы попали с вами в огород. Какие овощи растут на огороде? Как нужно сажать овощи и ухаживать за ними? А что еще необходимо для успешного роста растений? А что можно приготовить из овощей?

-А вот и конверт с заданием:

Задание:Как вы думаете полезны ли овощи Почему?

-А сейчас отдохнем.

Физ. минутка

Огуречик, огуречик, (ручки в стороны)

Ну совсем как человечек, (ножки в стороны выполняют качание с ноги на ногу)

Он на грядочке растет (присели на корточки)

Выше к солнышку ползет (медленно поднимаются вверх)

Вот и бабочки слетелись (бег на месте, взмахи руками)

На огурчики уселись. (приседание)

Приползла к ним гусеничка, (показывают гусеницу)

Это бабочкам сестричка. (показывают бабочек)

По огурчикам ползет (показывают гусеницу)

И сестриц своих зовет (движения руками)

Бабушка-Барабушка:Отправляемся дальше по маршруту. Мы пришли с вами к цветочной клумбе. Эти цветы называются «Бадан». Бадан – многолетнее травянистое растение, произрастающее в диком виде в Центральной и Восточной Азии. Он относится к одноименному роду, который, в свою очередь, принадлежит семейству Камнеломковые. Свое латинское наименование bergenia (бергения) бадан получил в честь Карла Августа фон Бергена, немецкого ботаника и доктора медицины, жившего в XVIII веке

Задание:Какую пользу приносят в природе цветы?

(Ответы детей)

Дети рассматривают кустарник

Дети отвечают

Дети находят конверт с заданием на клумбе с цветами).

Ответы детей.

Нельзя топтать цветы, рвать с корнем, ломать

Выполняют движения за воспитателем

Продолжают путешествие, сверяясь с картой.

Дети подходят к голубой еле и находят конверт.

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

Дети рассматривают дерево

Продолжают путешествие, сверяясь с картой.

Дети находят конверт).

Ответы детей

нужны свет, тепло, вода.

Ель, сосна

Воспитатель зачитывает стихотворение. Дети отвечают да/нет).

Сверяются с картой

Огурцы, помидоры, перец, картофель

свет, вода.

(салат, суп, соленья)

В каждом из них много витаминов, необходимых для здоровья.

Выполняют движения по тексту

Сверяются с картой

Пчёлы собираютнектар, люди любуются цветками.

3

Заключительная часть

Итоги образовательной деятельности

Бабушка-БарабушкаВам понравилось наше экологическое путешествие? Что понравилось, что было интересно? Чему научились сегодня? Что нового узнали? 

Ответы детей

4

Рефлексия

Бабушка-Барабушка- Давайте вспомним правила поведения в природе, возьмём по листочку и будем прикреплять вокруг дерева и называть правило. Дети прикрепляют листочки к дереву.

Детям раздают эмблемы юного эколога

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/419241-scenarij-obrazovatelnoj-dejatelnosti-v-sredne

Сценарий для летнего лагеря. День экологии.

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.

Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе великие люди: «Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, не только источник сырья. Леса – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают пол-новодность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский).

«Пусто никогда не бывает в лесу, если кажется пусто – сам виноват» (М.М. Пришвин).

Задачи:

Воспитание гражданской позиции, бережного отношения ко всему живому на земле.

Привитие потребности к воссозданию мира растительности.

3.      Пополнение копилки на экологическую тему.

Подготовку к этому дню лучше начать с первых дней лагерной

смены.

В план подготовки можно включить:

– экскурсии;

– ботанические и другие викторины;

– конкурсы стихотворений, песен, пословиц, поговорок о лесе, природе;

– выставки полевых и других цветов;

– конкурс лесных поделок «Лесная быль» или «Природа и фантазия»;

– выставку рисунков на экологическую тему;

– конкурс плакатов о природе «Зеленый патруль»;

– изучение лекарственных трав;

– экологическую акцию «Чистота спасет мир»;

– игру-путешествие по станциям.

Экологический  калейдоскоп (Игра- путешествие)

На линейке детям вручается маршрутный лист с обозначением этапов. На каждом этапе ребят ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Этапы расположены на территории всего лагеря. Весь маршрут детям неизвестен.

На каждом этапе они узнают, что их ждет впереди. Этапы могут проводить разные сказочные герои. За выполнение задания на каждом этапе отряд получает баллы. После прохождения этапов все собираются в актовом зале для подведения итогов и проходит церемония вручения призов.

Образец маршрутного листа

№ п/п

1

2

3

4 5 6

7 8

9 10

11 Станции Место расположения Ведущий станции Баллы

 «Творческая»  Организатор

 «Природные барометры»  Ромашка

 «Бабушка-загадушка»  Бабушка-веселушка

 «Лесная аптека»  Айболит

 «В гостях у Лесовичка»  Лесовичок

 «Пословица недаром молвится»  Чебурашка и крокодил Гена

 «Где чей дом?»  Водяной

 «Чуткий нос»  Буратино и Маль-вина

 «Игровая»  Леший и Баба- яга

 «Лесная карусель» (конкурс рисунков на асфальте)  Карандаш

 «Правила поведения на природе»  Белочка

I.      «Творческая»

Проводится на месте старта игры- путешествия. Отряды заранее готовят названия отрядов, девизы, песни, связанные с экологической темой.

По сигналу педагога- организатора сдают рапорта.

II.     «Природные барометры»

Викторина о народных приметах

1.      Перед вами муравейник, а муравьев не видно. К чему бы это?

а)      к жаркой погоде;

б)      к дождю;

в)      к похолоданию.

2.      Комары летают над водой роем (столбом). К чему бы это?

а)      к хорошей солнечной погоде;

б)      к дождю;

в)      к похолоданию.

3.      С запада движутся тонкие перистые облака, какую ждать

погоду?

а)      ясную, солнечную;

б)      пасмурную;

в)      ветреную.

4.      Солнышко садится в тучку. Какую ждать погоду?

а)      ясную, солнечную;

б)      дождливую;

в)      ветреную.

5.      Какую следует ожидать погоду, если вечером и ночью был

туман?

а)      хорошую;

б)      ненастную;

в)      ветер.

III. «Бабушка- загадушка»

Загадки про природу

Он совсем неслышно На прогулку вышел. Мокрым, мягким клювом Постучал по крышам. Полосатым следом Прочертил окошко. А, пройдя, остался У меня в ладошках. (Дождик.)

Между гор, средь быстрых речек,

Ветерок пасет овечек.

Дунет он – летят овечки

Воду пить от речки к речке.

Пьют без удержу, пока

Не нальются их бока! (Облака.)

Кто входит в окно

И не ломает его? (Солнечный луч.)

Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь.)

Разноцветные ворота На лугу построил кто- то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три – Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга.)

Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой. Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой. (Ветер.)

Как по небу, с севера,

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый снег да перышки. (Снежная туча.)

Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все… (солнце).

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (Небо.)

Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. (Луна, месяц.)

Он черной тучей был сначала, Он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (Снег.)

IV. «Лесная аптека»

Ребятам предлагаются картинки, на которых изображены лекарственные растения. Нужно вспомнить название растения и его целебные свойства:

ландыш – болезни сердца;

чистотел – заболевания кожи;

крапива – радикулит; сок останавливает кровотечения;

подорожник – лечит раны, нарывы, язвы;

цветы липы – простуда;

одуванчик – заболевания желудка;

валериана – бессонница;

василек – воспаление слизистой оболочки глаз;

редька – сок от кашля; малина – простуда; шиповник – укрепляет сердце; земляника – корень улучшает зрение; тысячелистник – останавливает кровотечение; мох сфагнум – заменяет вату.

V. «В гостях у Лесовичка»

О каких растениях идет речь в стихотворениях? Как белые звезды, Средь розовой кашки Цветут Всем знакомые с детства… (ромашки).

Я звонкий и лиловый, Расту в тени лесной, И в просеке сосновой Киваю головой. (Колокольчик.)

Я – капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

И имя дала мне

Родная землица. (Земляника.)

Тот, кто в поле бывал, Несомненно, замечал: Вьется розовый цветок. Как же назван он?.. (Вьюнок.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож. (Василек.)

В колыбельке подвесной

Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастет –

На зубок он попадет

Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдет его быстрей

Посреди листвы, ветвей? (Лесной орех.)

Наряд ее легок, чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

А сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней. (Береза.)

Стоит дерево кудряво,

А когти – волчьи. (Боярышник.)

Белые, душистые в лесу растут, Весной рано цветут. (Ландыш.)

Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье белом. (Елка.)

Я черная, красная, белая,

Я всем хороша, когда спелая,

И листьев узоров нарядным

Равняюсь с листом виноградным. (Смородина.)

Урюк ты съел и курагу – Теперь вопрос задать могу: Какой же плод, друг дорогой, Урюком стал и курагой? (Абрикос.)

Долгоножка хвалится:

– Я ли не красавица! –

А всего-то тросточка

Да красненькая косточка. (Вишня.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек. (Одуванчик.)

VI. «Пословица недаром молвится»

Детям дается начало пословицы, они должны продолжить ее.

Вспомнить и назвать как можно больше пословиц, связанных с природой.

Народные пословицы о лесе

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Дубовую рощу ветер свалит.

Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет! Лес и вода – брат и сестра.

Деревья скоро сажают, да не скоро с них плоды едят. Гриб ищут – по лесу рыщут. И зимой будет ягода, если заготовить загодя. На лес не поднимай руку, он будет служить и сыну, и внуку. Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

VII.    «Где чей дом?»

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.

Ответственный за этот этап называет животных и растения. Например: воробей, кувшинка, цапля, медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей – небо, цапля – болото и т. д.).

VIII.   «Чуткий нос»

Душистые растения (полынь, ягоды малины, земляника, грибы, веточка сосны, ландыш, шиповник и т. д.) раскладываются на столе. Нужно с закрытыми глазами определить по запаху, что это за растение.

IX.     «Игровая»

Перед игрой ведущий этой станции предупреждает: «Я буду называть в игре только птиц, и если вы услышите, что появились не птицы, а что- то другое, дайте мне знать. Можно топать и хлопать».

В е д у щ и й.    Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… Дети топают. Что неправильно?

Д е т и. Мухи!

В е д у щ и й. А мухи – это кто?

Д е т и. Насекомые!

В е д у щ и й.    Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… Дети хлопают.

В е д у щ и й.    Прилетели птицы:

Голуби, куницы… (Продолжает.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки… Дети топают.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!

Оценивается активность и внимательность.

X.      «Лесная карусель»

Конкурс рисунков на асфальте.

XI.     «Правила поведения на природе»

Название говорит само за себя: ребята должны рассказать об основных правилах поведения в природе.

– Как оформить место привала во время похода? – Как оформить костровище, чтобы не повредить дерн? – Как обезопасить себя от солнечного удара, от укуса змеи? – По каким народным явлениям можно определить, где север, где юг и т. д.?

Учебник по климатическим сценариям

Мы не можем предсказать будущее, но сценарии позволяют нам исследовать возможные варианты будущего, предположения, от которых они зависят, и варианты действий, которые могут их вызвать.

    Краткое содержание главы

  • Сценарии изменения климата являются мощным инструментом для понимания изменения климата, разработки стратегий реагирования и поддержки разработки климатической политики.
  • Сценарии изменения климата предназначены не для предсказания будущего, а в форме прогнозов того, что может произойти, или путей достижения определенных целей.
  • Сценарии изменения климата обычно используются парами или большими наборами, которые определяют их контекст и значение.

Хотя мы знаем, что глобальное потепление происходит сегодня и уже оказывает влияние на природу и человеческое общество, его самые масштабные последствия лежат в будущем. Антропогенное изменение климата обусловлено множеством социальных факторов на протяжении десятилетий и столетий. Будущее развитие большинства из этих факторов глубоко неопределенно и будет определяться нашими действиями. Таким образом, бесполезно спрашивать: «Что произойдет?» и попытаться предсказать будущее изменение климата. Но будущее, хотя оно и неопределенно по своей сути, не является полностью непознаваемым. Сценарии можно использовать для изучения вопроса «Что может произойти?» и даже «Что должно произойти?» учитывая тот факт, что мы можем формировать наше будущее.

Сценарии изменения климата не являются исключением. Это не предсказания будущего, а скорее прогнозы того, что может произойти, путем создания правдоподобных, последовательных и внутренне непротиворечивых описаний возможного будущего изменения климата. Они также могут представлять собой правдоподобные, последовательные и внутренне непротиворечивые описания путей достижения определенных целей. Таким образом, сценарии изменения климата могут иметь две разные формы: прогнозы «Что может произойти?» и целенаправленные пути «Что должно произойти?», в зависимости от типа вопроса, на который они стремятся ответить.

Поскольку сценарии не предназначены для предсказания будущего, отдельный сценарий практически не имеет смысла. Сценарии скорее используются в парах или в больших наборах, чтобы противопоставить различные варианты будущего и варианты выбора. Например, основанный на сценариях анализ климатической политики опирается на при сравнении прогноза без политического вмешательства (обычно называемого базовым сценарием) с путем достижения желаемой цели (например, цели 2 °C). Таким образом, сценарии принципиально зависят от контекста. Понимание отдельного сценария требует понимания набора сценариев, в которые он встроен.

Ввиду характера изменения климата сценарный анализ является распространенным инструментом в исследованиях изменения климата и его различных областях. Вообще говоря, можно выделить семь различных типов сценариев:

Прогнозы Пути Оба

  • Социально-экономические сценарии которые описывают развитие социальных факторов вмешательства человека в климатическую систему.
  • Сценарии выбросов, концентрации и воздействия на климат которые вытекают из этих событий.
  • Сценарии изменения климата которые являются результатом воздействия человека на климат.
  • Сценарии воздействия на климат в результате этих климатических изменений.
  • Сценарии смягчения последствий которые ограничивают антропогенное изменение климата.
  • Сценарии адаптации которые ограничивают воздействие изменения климата на общество.
  • Интегрированные сценарии которые охватывают несколько из вышеперечисленных компонентов будущего изменения климата.

На следующих страницах мы представим эти типы сценариев изменения климата более подробно и объясним их взаимосвязь.

Изменение климата происходит не изолированно, а в сочетании с другими процессами экологических, социальных, технических, экономических и культурных изменений. Появились типы сценариев, которые включают изменение климата в этот более широкий контекст изменений. Климатически устойчивый пути развития обобщают концепцию путей адаптации и фокусируются на моделях будущего развития, которые делают общества более устойчивыми к изменению климата. Пути устойчивого развития – это целенаправленные пути к достижению широкий набор целей устойчивого развития, таких как 17 целей, установленных Повесткой дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года.

следующая глава →

Как связаны социально-экономическое развитие и изменение климата?

    Дополнительная литература

  • Раунсевелл, доктор медицины, и Мецгер, М.Дж. (2010). Разработка качественных сценариев для оценки изменений окружающей среды. Междисциплинарные обзоры Wiley: Изменение климата, 1(4), 606-619.
  • Ван Ноттен, П.В., Ротманс, Дж., Ван Ассельт, М.Б., и Ротман, Д.С. (2003). Обновленная типология сценариев. Фьючерсы, 35(5), 423-443.
  • Бёрьесон, Л., Хойер, М., Дреборг, К.Х., Эквалл, Т., и Финнведен, Г. (2006). Типы и приемы сценариев: к руководству пользователя. Фьючерсы, 38(7), 723-739.
  • Карлсен, Х., Кляйн, Р. Дж., и Викман-Сван, П. (2017). Прозрачная разработка сценария. Изменение климата в природе, 7(9), 613.

Три сценария будущего изменения климата

События следующих нескольких тысячелетий зависят от действий, которые будут предприняты к тому времени, когда сегодняшние малыши станут взрослыми. Фотография Рафаэля Нила / Agence VU / Redux

Как и миллионы других американцев , я впервые узнал об изменении климата летом 1988 года. Для того времени это был жаркий жар: Йеллоустонский национальный парк вспыхнул пламенем; река Миссисипи текла так низко, что почти четыре тысячи барж застряли в Мемфисе; и впервые в своей истории Гарвардский университет закрылся из-за жары. Это было днем, когда ртутный столбик в Вашингтоне, округ Колумбия, достиг отметки 98 градусов, и Джеймс Хансен, в то время глава Институт космических исследований Годдарда НАСА сообщил комитету Сената, что «парниковый эффект был обнаружен и сейчас меняет наш климат». Выступая перед журналистами после слушаний, Хансен пошел еще дальше: «Пришло время перестать так много болтать и сказать, что есть достаточно веские доказательства того, что парниковый эффект существует».

Предупреждение Хансена было далеко не первым. В докладе президенту Линдону Джонсону в 1965 году отмечалось, что эффект от сжигания ископаемого топлива, вероятно, будет «вредным с точки зрения человека». Другой отчет, подготовленный для Министерства энергетики в 1979 предсказал, что даже относительно небольшое повышение температуры может привести к окончательному «распаду» западно-антарктического ледяного щита, процессу, который поднимет глобальный уровень моря на шестнадцать футов. В третьем отчете, также датированном 1979 годом, было обнаружено, что по мере накопления углерода в атмосфере нет никаких сомнений в том, что климат изменится, и «нет оснований полагать», что это изменение «будет незначительным». Но по какой-то причине, когда Хансен заговорил в тот душный июньский день, история изменения климата изменилась. Times поместила свою статью вверху первой страницы под заголовком в три колонки: « ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ НАЧАЛОСЬ, ЭКСПЕРТ СООБЩАЕТ СЕНАТУ ». В следующем году Билл Маккиббен опубликовал «Конец природы» сначала в виде статьи журнала New Yorker под рубрикой «Размышления», а затем, в более развернутом виде, в виде книги.

Если бы за прошедшие три десятилетия к словам любого из этих людей прислушались, мир сегодня был бы совсем другим — неизмеримо лучше во многих отношениях. Вместо этого за этот период в атмосферу было выброшено около двухсот миллиардов метрических тонн углерода. (Это примерно столько же CO 2 , как было выпущено с начала промышленной революции до этого момента.) Между тем, триллионы долларов были вложены в угольные электростанции, нефтепроводы, газопроводы, экспортные терминалы сжиженного природного газа и множество других проектов на ископаемом топливе, которые в более разумном мире никогда бы не были реализованы. А глобальные температуры, как все уже могут засвидетельствовать — хотя некоторые до сих пор отказываются это признать, — продолжали повышаться до такой степени, что знойное лето 1988 больше не выделяется как особо горячий. Девяностые годы были в среднем теплее восьмидесятых, нулевые жарче девяностых, а предыдущее десятилетие еще жарче. Каждый из последних пяти лет считается одним из самых теплых за всю историю наблюдений.

The New Yorker опубликовал десятки статей об изменении климата. Все это можно описать как «размышления» об этом фундаментальном разрыве. Несмотря на то, что последствия — повышение уровня моря, более сильные засухи, более длительные сезоны лесных пожаров, более разрушительные штормы — стали ежедневными новостями, глобальные выбросы углерода продолжают расти. В 2019 году, они достигли нового рекорда в десять миллиардов метрических тонн. Выбросы в Индии выросли почти на два процента, а в Китае — более чем на два процента. В Соединенных Штатах они действительно снизились примерно на 1,5%. 4 ноября 2019 года администрация Трампа официально уведомила Организацию Объединенных Наций о том, что планирует выйти из Парижского соглашения по климату, заключенного администрацией Обамы еще в 2015 году. Уже на следующий день группа под названием «Альянс ученых мира» опубликовала заявление. , подписанный одиннадцатью тысячами исследователей, предупреждающий, что «климатический кризис наступил и ускоряется быстрее, чем ожидало большинство ученых».

«Особую тревогу, — говорится в заявлении, — это «необратимые климатические переломные моменты», пересечение которых «может привести к катастрофической «тепличной Земле», полностью неподконтрольной людям».

Как будет выглядеть Земля через тридцать лет? Как ни прискорбно, будущее уже предопределено. Климатическая система очень инерционна; в результате мы еще не ощутили полного воздействия CO 2 , который был выброшен на сегодняшний день. Независимо от того, что произойдет в течение следующих нескольких десятилетий, почти гарантировано, что ледники и ледовые щиты будут продолжать таять, поскольку температура и уровень моря продолжают расти.

Но в той степени, которая, в зависимости от вашей точки зрения, обнадеживает или ужасает, будущее — и не только следующие несколько десятилетий, но и следующие несколько тысячелетий — зависит от действий, которые будут предприняты к тому времени, когда сегодняшние малыши достигнут совершеннолетие. То, что технически называется «опасным антропогенным вмешательством в климатическую систему» ​​и в просторечии известно как «катастрофа», потепление настолько резкое, что способно стереть с лица земли целые народы (например, Маршалловы острова и Мальдивы) и разрушить целые экосистемы (например, коралловые рифы). Множество научных исследований показывают, что повышение температуры на два градуса по Цельсию (3,6 градуса по Фаренгейту) или более соответствует требованиям. Многие исследования показывают, что потепления на 1,5 градуса по Цельсию (2,7 градуса по Фаренгейту) было бы достаточно, чтобы добиться цели. При нынешних объемах выбросов порог в 1,5 градуса будет превышен примерно через десять лет. Как сказал Дрю Шинделл, специалист по атмосфере из Университета Дьюка, Наука , «Мы больше не можем говорить, что окно для действий скоро закроется — мы здесь и сейчас».

Итак, насколько жарко — то есть насколько плохо — все станет? Одна из трудностей таких прогнозов заключается в том, что существует очень много форм неопределенности, от геополитических до геофизических. (Например, никто точно не знает, где лежат различные «переломные точки климата».) При этом я предложу три сценария.

В одном сценарии — назовем это «голубым небом» — мир, наконец, решит «перестать болтать» и начнет более или менее немедленно снижать выбросы. В США сторонники «Зеленого нового курса» предложили «десятилетнюю национальную мобилизацию», чтобы удовлетворить стопроцентный спрос страны на электроэнергию «за счет чистых, возобновляемых источников энергии с нулевым уровнем выбросов». Такой график, очевидно, фантастически амбициозен, но не по этой причине неосуществим. Согласно отчету Международного энергетического агентства, используя доступные сейчас технологии, оффшорные ветряные турбины могли бы обеспечить страну вдвое большим количеством электроэнергии, чем она использует в настоящее время, и, по некоторым оценкам, отказ США от ископаемого топлива создаст десятки миллионов долларов. рабочих мест.

Изменить кривую выбросов в глобальном масштабе — еще более сложная задача. Лидеры многих развивающихся стран указывают на несправедливость просьб своих стран отказаться от углеродного топлива только потому, что более богатые страны уже исчерпали мировой углеродный бюджет. Индия, которая скоро обгонит Китай в качестве самой густонаселенной страны мира, получает три четверти своей электроэнергии из угля, и эта доля, по крайней мере до недавнего времени, росла. Тем не менее, можно представить, что глобальные выбросы могут достичь пика в следующем десятилетии или около того. (В прошлом месяце в ООН президент Китая Си Цзиньпин пообещал, что к 2030 году выбросы в его стране достигнут пика.) Ожидается, что из-за пандемии выбросы во всем мире сократятся примерно на пять процентов в этом году по сравнению с 2019 годом.. Это будет самое большое годовое падение со времен Второй мировой войны, и оно может обозначить переломный момент. Если бы это было устойчивым, повышение глобальной температуры можно было бы удержать на уровне менее двух градусов по Цельсию. Мир в 2050 году будет по-прежнему более жарким, чем сейчас, но он также будет менее загрязненным, менее сконцентрированным на огромных нефтяных богатствах и, по всей вероятности, более справедливым. Как выразился Нарасимха Рао, профессор Йельской школы лесного хозяйства и экологических исследований,0089 Times, Трудно представить, как серьезное глобальное сокращение выбросов может произойти без «повышенного внимания к справедливости».

В качестве альтернативы глобальные выбросы могут продолжать расти до середины века, а вместе с ними и глобальное неравенство. В этом сценарии к 2050 году повышение температуры на два градуса по Цельсию, по сути, будет заблокировано. Развитые страны построили барьеры от штормовых нагонов, чтобы не допустить проникновения моря, и возвели пограничные стены, чтобы не допустить проникновения беженцев. Они также начали бы кондиционировать воздух снаружи. Тем временем развивающиеся страны были бы предоставлены сами себе. В какой-то степени все это уже происходит. Исследование, опубликованное в 2019 годуНой Диффенбо и Маршалл Бёрк из Стэнфордского университета обнаружили, что за последние пятьдесят лет потепление замедлило экономический рост в тех частях мира, которые выделяют меньше всего углерода, возможно, на целых двадцать пять процентов. «Бедные страны не только не получили всех преимуществ от потребления энергии, но и многие из них уже стали беднее (в относительном выражении) из-за потребления энергии в богатых странах», — написали они. Катар, одна из самых жарких стран мира, а также одна из самых богатых, уже охлаждает свои футбольные стадионы и открытые торговые центры.

В третьем сценарии глобальное потепление может к 2050 году привести к глобальному конфликту, в который будут вовлечены как бедные, так и богатые страны. Это тоже, по-видимому, уже в какой-то степени происходит. Значительный объем исследований предполагает, что гражданская война в Сирии была вызвана, по крайней мере частично, засухой, из-за которой более миллиона человек были вынуждены покинуть свои деревни.