Сценарий внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста (1-4 классы) «Берегите землю, берегите!»
Внеклассное мероприятие по экологии в начальной школе к Международному дню леса
Сценарий внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста (1-4 классы) «Берегите землю, берегите!»
Автор: Рыжкова Любовь Владимировна Место работы: МКОУ Никольская СОШ Межевского муниципального района Костромской области село Никола Описание: Данное мероприятие проводится в рамках Международного дня леса- 21 марта с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы) в рамках большой систематической воспитательной работы с классом по экологическому воспитанию, направленному на формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание экологической культуры, создание ярких эмоциональных представлений о своем крае, бережного и уважительного отношения ко всему живому, привитие чувства сострадания, милосердия к животным, растениям, птицам, развитие внимательности и наблюдательности, умение видеть необычное в привычном, расширению кругозора детей об окружающем мире.
Ход мероприятия
I. Приветствие участников и гостей программы
Учитель: — Придумано кем-то и просто, и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» «Здравствуйте!», — скажем солнцу и птицам, «Здравствуйте!», — милым улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером! — Здравствуйте, девочки! — Здравствуйте, мальчики! — Здравствуйте, взрослые! — Здравствуйте, здравствуйте, все! — Здравствуй, солнце, и небо, и птицы, — Здравствуй лес, и цветы, и трава — Здравствуй, день, что сегодня родился Мы приветствуем песней тебя!
II. Основная часть.
(На фоне медленной музыки и слайдов презентации с изображением живописных уголков родного края «Берегите Землю, берегите!»)
2. Помните! Не оставляй на месте бивака мусор, его надо сжечь, консервные закопать после пережигания. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет. Для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.
3. Помните! Пришел в лес, будь в нем хозяином и защитником. Не руби живые деревья, не включай громко музыку.
4. Помните! Для разведения костров пользуйся сухостоем и валежником. Не разжигай костер вблизи деревьев, не оставляй его без присмотра. Погасив за собой костер, заложи кострище дерном.
5. Помните! Не используй нижних ветвей хвойных деревьев для подстилки. Не врубай топор в дерево, храни его в чехле или клади на хворост.
6. Помните! Соблюдать правила поведения в лесу: не кричать, не разорять птичьих гнёзд, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков и червячков.
Учитель: Лесные жители наши помощники, береги их. «Птицам – небо, зверю – леса, луга, горы, рыбе- вода, а человеку – Родина. Так давайте сохраним травы зелеными, а зверей живыми». Ученик: Взгляни на глобус-шар земной Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Группа детей исполняют песню на мотив «Солнечный круг»: 1. Солнечный круг, небо вокруг Это рисунок мальчишки, Нарисовал он на листке И подписал в уголке: Припев: Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я. Пусть всегда будут реки, Пусть всегда будет рыба, Пусть всегда будет море, А в пустыне верблюд. Пусть всегда будут рощи, Пусть всегда будут птицы, Пусть в тайге будут звери, А у дома – цветы. Пусть всегда будут люди, Пусть всегда будут дети, Пусть всегда в чистом небе Будет солнце светить!
III. Заключительная часть
(на фоне презентации «Как прекрасен этот мир») Учитель: Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям! Старичок — Лесовичок: Давайте будем беречь планету, Во всей Вселенной похожей нету. Хозяйка леса: Во всей Вселенной совсем одна. Что будет делать без нас она? Учитель: на этом праздник «Берегите, Землю, берегите» закончен. Благодарим всех за внимание, понимание и активное участие. Большое спасибо нашим лесным гостям. Хозяйка леса: Грустно, ребята, расставаться. Скоро лето, все придёте ко мне в гости. Я и мои лесные жители с радостью будем ждать встречи с вами. А чтобы вы обо мне помнили я хочу всем вам подарить лесные подарки. Трудно вас мне удивить, Ладно, дети, так и быть, Рада орехами лесными Вас сегодня угостить! Подходите. Не стесняйтесь, Угощайтесь, угощайтесь! (корзина с орехами, угощает всех присутствующих) 3. Список литературы. Книга «Экологическое воспитание в начальной школе» автор-составитель Н.В. Лободина издательство «Учитель», книга Н. Сладкова «Медовый дождь»
Сценарий мероприятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Природа – наш общий дом» | Дошкольное образование
Сценарий мероприятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Природа – наш общий дом»
Автор: Кораблева Марина Сергеевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №59»
Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец
Автор: Расторгуева Лариса Владимировна
Организация: МБДОУ «Детский сад №59»
Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец
Цель: закрепление знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о простейших связях между объектами природы ближайшего окружения.
- Расширять знания об обитателях родного края.
- Закреплять правила поведения на природе.
- Способствовать осознанию того, что природа нуждается в защите.
Развивающие:
- Развивать связную речь, умение анализировать вопросы и задания, умение быстро и правильно отвечать на вопросы.
- Развивать логическое мышление, внимание.
- Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, умение договариваться во время игр и оказывать друг другу помощь.
- Развивать артистичность.
- Создать хорошее настроение и позитивный настрой в течение всего мероприятия.
Воспитательные:
- Воспитывать чуткость, отзывчивость и сопереживания к окружающей нас природе.
- Воспитывать познавательный интерес, эстетический вкус.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о природе.
- Проведение конкурса рисунков и плакатов «Природа – наш дом».
- Рассматривание иллюстраций и фотографий о природных явлениях и объектах живой и неживой природы
- Заучивание стихов и пословиц о природе.
Действующие лица:
- Ведущие — воспитатели
- Девочка Женя с волшебным цветком «Цветиком — Семицветиком»
- Капелька
- Муравей
- Земля
- Дети подготовительной группы
Зал украшен: имитация цветущего города, цветочные декорации, на главной стене расположен экран для показа слайдов детям.
Оборудование и атрибуты для мероприятия: цветик — семицветик с заданиями на каждом лепестке, коробки для сортировки мусора с условными знаками, палочки, веточки для строительства муравейника, CD-диски с музыкой о природе, шаблоны для рисования знаков правил поведения в природе, цветные карандаши , мелки, фломастеры.
Ход мероприятия:
Звучит музыка «Мы дети солнца» Ю. Энтин, Е. Крылатов
Дети и ведущие входят в зал и встают в полукруг
Ведущая 1:
Планета такая в космосе одна,
Красивая и очень голубая,
Зовут её просто — Земля,
И не просто планета,
Она ведь живая!
Ведущая 2:
Земля — одна такая во Вселенной,
И мы сберечь её должны,
Её природу: воздух, небо,
Земли чудесные дары!
Ведущая 1: ребята, вам понравилось стихотворение? О чём в нём говорится? (ответы детей).
Ведущая 2: доброта и красота живет в каждом из нас, а так же в природе. В природе очень много необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои тайны. Сегодня мы вместе попробуем разгадать некоторые из них. А поможет нам в этом «Цветик-Семицветик» (под музыку песни «Волшебный цветок» Ю. Чичков, М. Пляцковский, появляется девочка Женя с Цветиком-Семицветиком)
Женя: Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам не одна, а с волшебным цветком. Все вы знаете, что «Цветик-Семицветик» — это волшебный цветок и растет он в цветочном городе. В этом городе живут жители, вот они и помогут нам узнать все тайны и секреты природы. Хотите вместе со мной отправиться в цветочный город? (ответы детей)
Ведущая 1: Как же нам попасть в цветочный город? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный (ответы детей)
Женя: предлагаю вам отгадать загадку, на чем же мы с вами отправимся в этот город.
Это, что ещё за диво,
В воздухе парит корзина,
А над ней цветастый шарик,
В небо он несет, стараясь!
(воздушный шар) – показ слайда
Женя: правильно! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре
«Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.
(все встают в маленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет цветущий город нас, надо нам туда попасть
(шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, и тайны природы разгадать хотим
(кружимся на месте, и садимся на корточки)
Ведущий 2: Ну, вот и прилетели мы с вами в цветущий город!
Женя: ребята, чтобы раскрыть все тайны природы вам нужно выполнить семь заданий. Задания находятся на лепестках волшебного цветка.
Дети отрывают первый лепесток и выполняют задание (нужно очистить воздух от загрязнения) Д/и «Исправь ситуацию» — показ слайдов
Ведущий 1: задает вопросы:
- Ребята, а чем мы с вами дышим? (ответы детей)
- А какой бывает воздух? (ответы детей)
- А всегда ли воздух бывает чистым (ответы детей)
- Где можно встретить грязный воздух? (ответы детей)
- Можем ли мы дышать грязным воздухом? (ответы детей)
- Что мешает воздуху быть чистым? (ответы детей)
- Сможет ли человек прожить без машин, заводов и фабрик? (ответы детей)
- Что нужно сделать для того, чтобы природа не страдала? (ответы детей)
- А где можно встретить чистый воздух? (ответы детей)
Женя: правильно, ребята. Вы разгадали первую тайну природы. Для того, чтобы природа не страдала воздух должен быть всегда чистым. И в лесу, и на море, и в горах и в городах.
Для того чтобы разгадать вторую тайну природы отрывайте второй лепесток от волшебного цветка. На нем нарисована Капелька. (Появляется герой — Капелька под музыку песни «Солнечная капель» С. Соснин, И. Вахрушева).
Капелька: здравствуйте, ребята. Я принесла с собой сказку о реке. О ее трудной жизни и судьбе. Давайте внимательно вместе послушаем сказку.
Жила – была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких с белоствольных берез. И вода в этом ручье была чистая, прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку такую же чистую. И обитали в ней все речные жители. Жили они дружно и весело! Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке и попросили остаться в городе. Река согласилась. И заковали ее в каменные берега. По ней стали ходить пароходы, на берегу реки построили заводы, из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины, засорять мусором берега и бросать этот мусор в реку.
Шли годы.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной вода в ней. Стали ее жители – растения и животные задыхаться от грязной атмосферы в реке. Река заболела! И решила река уйти от людей в другие края.
Женя: А сейчас реке и ее жителям очень плохо. И они в беде! Они просят вас помочь им. И как можно поскорей!
Ведущий 1: Ребята, а как вы думаете, кто же виновен, что река оказалась в беде? Кто ее так сильно обидел? (ответы детей)
Ведущий 2: Правильно, ребята! Вы правы! Человек должен бережно относиться к природе, нельзя бросать мусор, выливать в воду загрязненные и химические вещества. Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь и спасти ее обитателей? (ответы детей)
Капелька: верно, нужно очистить воду от загрязнений. Вот вы и разгадали вторую тайну природы. Чтобы вода в водоемах была чистая и прозрачная люди не должны загрязнять ее. Ведь вода нужна всем людям, животным, птицам — без воды нет жизни на земле!
Женя: молодцы, ребята! Вы отлично справились со вторым заданием. Чтобы разгадать третью тайну природы, вам нужно оторвать третий лепесток от волшебного цветка. На лепестке написан лозунг «Не бросайте, люди, мусор!»
Женя: ребята, жители цветущего города просят вас помочь собрать и рассортировать в городе весь мусор. Предлагаем вам всем вместе сыграть в игру «Сортируем мусор вместе». Детям предлагается разделиться на две команды.
В зале стоят коробки с условными знаками. Задача команд рассортировать мусор. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно рассортировала мусор. Ведущий раздает каждой команде карточки с рисунками разных видов мусора. Команды поочередно кидают карточки в нужную коробку. Подводится итог игры.
Женя: Ребята, какие вы молодцы! И с этим заданием вы так же хорошо справились. Сегодня вы научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатства!
Посмотрите, какой красивый наш город, когда в нем нет мусора и кругом чистота.
Вот мы и разгадали с вами третью тайну природы «Не бросайте, люди, мусор!» Двигаемся дальше, отрывайте четвертый лепесток на цветке. Давайте посмотрим, что же на нем изображено (ответы детей). Правильно, на лепестке изображен муравей. Почему вы так считаете? Докажите, объясните нам, пожалуйста, что на картинке именно муравей, именно, то, что муравей является насекомым? По каким признакам вы догадались? (ответы детей)
Ведущий 1: правильно, ребята, у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 3 пары лапок, у некоторых крылья. И у нас на картинке у муравья 6 лап, три части тела: голова, грудь, брюшко (показ слайда)
Появление героя — Муравья под музыку песни «Не обижайте муравья» Г. Гладков
Муравей: здравствуйте, ребята! Сегодня я пришел к вам в гости, для того, чтобы помочь разгадать тайны природы.
Задает вопросы детям:
- Ребята, а где живут муравьи? (ответы детей)
- Кто видел их дом – муравейник? (ответы детей)
Муравей: ребята, муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Дом муравьёв расположен над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй. Это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Затем ведущий показывает муравейник, частично разрушенный (показ слайда)
Женя: а вот и дом муравья – муравейник, только его кто – то сломал.
Капелька: кто же это сделал? (Ответы детей)
Ведущий 2: ребята, давайте, скорее, построим новый домик для муравья и его друзей. (Дети находят в зале разбросанные палочки, веточки и строят домик)
Муравей: ребята, как вы хорошо постарались, построили новый дом для меня и моих друзей. Спасибо вам за помощь! Муравьишки – дружный народ, друг другу тоже помогают. Ребята, а какую пользу приносят муравьи в природе, вы знаете? (ответы детей)
Муравей: муравьи приносят огромную пользу лесу — уничтожают вредных и губительных для растений насекомых. Вот мы и разгадали четвертую тайну леса «Муравьи — это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять»
Муравей: запомните, ребята, мы муравьи – санитары леса!
Женя: ребята, продолжаем дальше. Для того, чтобы разгадать следующую тайну природы, отрывайте пятый лепесток от волшебного цветка. На лепестке загадка:
В небе чистом от дождя.
Светит яркая дуга.
Улыбается всегда Семицветику…, что?
(ответы детей)
Женя: правильно, ребята, это радуга!
Ведущий показывает слайд с изображением радуги и задает вопросы:
- Назовите все цвета радуги (ответы)
- Знаете ли вы, отчего в небе бывает радуга? (ответы детей)
- В какое время года мы чаще всего ее видим? (ответы детей)
- При какой погоде? (ответы детей)
- А кто видел радугу? (ответы детей)
- Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? (ответы детей)
Женя: Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый «знает свое место». Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге:
Каждый Охотник
Желает Знать,
Где Сидит Фазан
(первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Женя: вот мы с вами и разгадали пятую тайну природы «Радуга – одно из красивейших явлений природы» Человек с давних времен считал, что радуга – это небесный мост, что это дорога между небом и землёй. На самом же деле, радуга – это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.
Ведущий 1: Ребята, какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. Теперь мы можем оторвать следующий лепесток. Давайте посмотрим, что на нем изображено (изображена планета Земля) – показ слайда.
Появляется герой – Земля под музыку песни «Земля — наш общий дом» В. Добрынин
Планета — Земля: здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам сыграть с мной в игру «Среда обитания». Я буду вам называть среду обитания, а вы мне должны называть животное, которое в ней обитает:
- «воздух — ласточка»
- «земля — носорог»
- «вода — морж» и т.д.
Женя: вы отлично справились с этим заданием. И теперь мы точно знаем шестую тайну, что сохранить животных и растения можно только сохранив саму среду обитания, т. е. те условия, в которых живут организмы.
Женя: Двигаемся дальше, Вы разгадали почти все тайны природы. На волшебном цветке остался один лепесток и последняя не разгаданная тайна. Сейчас мы с вами посмотрим, какое задание нас ждет. На лепестке изображена книга «Правила поведения в природе»
Ведущий 2: ребята, что бы узнать последнюю тайну, вам нужно вспомнить какие правила поведения в природе вы знаете. Давайте вспомним как нужно вести себя в лесу (ответы детей)
Правильно, ребята, в нашей книге написано: (показ слайдов)
- Не разоряйте птичьи гнезда!
- Не разоряйте муравейники!
- Не забирайте из леса животных!
- Не обижайте лесных насекомых!
- Не рвите полевые цветы!
- Не шумите в лесу!
- Не разжигайте костёр в лесу!
- Не оставляйте мусор в лесу!
- Не вырезайте надписи на деревьях!
- Не пинайте грибы!
- Не вырывайте растения с корнем!
Планета — Земля: дети, какие вы все молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе. Вот вы и разгадали последнюю тайну природы «В природе все ценно: от маленького жучка до солнца». И сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и нарисовать на шаблонах значки, обозначающие правила поведения в природе. (Дети рисуют)
Ведущий 1: молодцы, отлично получилось. Теперь мы надеемся, что вы не забудете эти правила.
Все герои (Женя, Муравей, Капелька, Планета – Земля, ведущие и дети) танцуют танец под музыку «Земля — наш общий дом» В. Добрынин
До новых встреч!
Список использованной литературы:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
- Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы — это так интересно! — Москва: Линка-Пресс, 2004.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008.
- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. — Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Приложения:
- file0.docx.. 39,3 КБ
Экологический баланс | WWF
Экология — это наука об изучении экосистем. Экологический баланс определяется различными онлайн-словарями как «состояние динамического равновесия в сообществе организмов, при котором генетическое, видовое и экосистемное разнообразие остаются относительно стабильными, подвергаясь постепенным изменениям в результате естественной сукцессии». и «Стабильный баланс численности каждого вида в экосистеме».Наиболее важным моментом является сохранение природного баланса в экосистеме. Этот баланс может быть нарушен из-за интродукции новых видов, внезапной гибели некоторых видов, стихийных бедствий или антропогенных причин. В этой полевой поездке мы изучим, как человеческое население и развитие влияют на экологический баланс.
Найдите время, чтобы изучить этот сайт как ворота в мир экологии. Там есть интересные статьи и факты. Есть такие функции, как хронология окружающей среды, которая показывает, как на протяжении истории возникали разные опасения по поводу окружающей среды.
Воздействие войны на окружающую среду — интересная статья о том, как подготовка к войне и военные действия приводят к экологическим потерям.
Ковровые бомбардировки густых зеленых лесов во время войны во Вьетнаме привели к утрате мест обитания многих видов. Особенности населения и окружающей среды показывают, как население увеличилось с индустриальной эпохи и как это повлияет на окружающую среду. Есть дополнительные ресурсы для старших классов.
Во имя развития мы удаляем деревья и растительность, меняем способы использования земли и продолжаем расширять мощеные площади. Все это влияет не только на экологию почв, но и на водный баланс. Рост урбанизации также требует большего количества воды, чтобы прокормить население и промышленность города, часто требуется бурение все более и более глубоких колодцев или перемещение воды из еще более отдаленных мест.
Увеличение площади дорожного покрытия не только уменьшает количество водяного пара, испаряемого растительностью, но также способствует загрязнению грунтовых вод, если соль, используемая для таяния дорожного льда, попадает в естественную дренажную систему.
Посетите этот сайт, чтобы подробно изучить воду как ценный ресурс и то, как развитие человека влияет на воду и ее экосистему. Он посвящен Дню воды.
Чтобы понять, как человеческое население и растущая активность в области развития влияют на экосистему, есть живые примеры по всему миру. Армения является одним из таких примеров того, что происходит с экосистемой из-за роста населения и деятельности по развитию. За последние 1000 лет антропогенное воздействие на землю увеличилось, в основном за счет вырубки лесов и увеличения использования пастбищ.
Такие проблемы обострились в последние годы в связи с беспрецедентным ростом населения и урбанизацией с 1920 года, что привело к усилению воздействия человека не только на отдельные виды, но и на целые экосистемы. Прочтите статью на этом сайте, и вы осознанно осознаете, что неконтролируемое промышленное развитие и урбанизация могут сделать с вашим регионом.
Быстрый темп разработки привел ко многим нежелательным результатам. Экзотические виды уничтожаются быстрее, чем мы их обнаруживаем, и наши научные исследования нарушают древние экосистемы. Узнайте удивительные факты о воздействии человека на океаны, токсины и многое другое, изучая этот сайт для экологического образования в Интернете.
Он предназначен в первую очередь для детей, но его статьи и статьи подойдут для любого класса. Также есть полезные советы о том, что вы можете сделать, чтобы помочь защитить окружающую среду, и идеи о том, как вы можете создать экологический клуб в вашем районе. Посетите ресурсы, указанные на страницах «Экология» и «Большие ссылки», чтобы узнать больше об этой науке.
Экосистема
Экосистема — это географическая область, где растения, животные и другие организмы, а также погода и ландшафт работают вместе, чтобы сформировать пузырь жизни. Экосистемы содержат биотические или живые части, а также абиотические факторы или неживые части. К биотическим факторам относятся растения, животные и другие организмы. К абиотическим факторам относятся камни, температура и влажность.
Каждый фактор экосистемы прямо или косвенно зависит от всех остальных факторов. Например, изменение температуры экосистемы часто влияет на то, какие растения там будут расти. Животные, которые зависят от растений в качестве пищи и крова, должны будут адаптироваться к изменениям, перейти в другую экосистему или погибнуть.
Экосистемы могут быть очень большими или очень маленькими. Приливные бассейны, пруды, оставленные океаном после отлива, представляют собой полноценные крошечные экосистемы. Приливные бассейны содержат морские водоросли, своего рода водоросли, которые используют фотосинтез для создания пищи. Травоядные, такие как морские ушки, едят морские водоросли. Хищники, такие как морские звезды, поедают других животных в приливном бассейне, таких как моллюски или мидии. Приливные бассейны зависят от изменения уровня воды в океане. Некоторые организмы, такие как морские водоросли, процветают в водной среде, когда есть прилив и бассейн полон. Другие организмы, такие как крабы-отшельники, не могут жить под водой и зависят от мелких водоемов, оставленных отливами. Таким образом, биотические части экосистемы зависят от абиотических факторов.
Вся поверхность Земли представляет собой ряд взаимосвязанных экосистем. Экосистемы часто связаны в более крупный биом. Биомы — это большие участки земли, моря или атмосферы. Например, леса, пруды, рифы и тундра — это все типы биомов. Они организованы очень широко, в зависимости от типов растений и животных, которые в них живут. В каждом лесу, в каждом пруду, на каждом рифе или в каждой части тундры вы найдете множество различных экосистем.
Например, биом пустыни Сахара включает большое разнообразие экосистем. Засушливый климат и жаркая погода характеризуют биом. В Сахаре есть оазисные экосистемы с финиковыми пальмами, пресной водой и животными, такими как крокодилы. В Сахаре также есть экосистемы дюн, а изменение ландшафта определяется ветром. Организмы в этих экосистемах, такие как змеи или скорпионы, должны быть в состоянии выживать в песчаных дюнах в течение длительных периодов времени. Сахара включает в себя даже морскую среду, где Атлантический океан создает прохладные туманы на северо-западном побережье Африки. В этой экосистеме Сахары обитают кустарники и животные, питающиеся небольшими деревьями, например козы.
Даже похожие по звучанию биомы могут иметь совершенно разные экосистемы. Например, биом пустыни Сахара сильно отличается от биома пустыни Гоби в Монголии и Китае. Гоби — холодная пустыня с частыми снегопадами и морозами. В отличие от Сахары, в Гоби есть экосистемы, основанные не на песке, а на километрах голой скалы. Некоторые травы способны расти в холодном и сухом климате. В результате в этих экосистемах Гоби есть пасущиеся животные, такие как газели и даже тахи, исчезающий вид дикой лошади.
Даже экосистемы холодных пустынь Гоби отличаются от экосистем замерзающих пустынь Антарктиды. Толстый ледяной щит Антарктиды покрывает континент, почти полностью состоящий из сухих голых скал. В этой пустынной экосистеме растет всего несколько мхов, поддерживающих только несколько птиц, таких как поморники.
Угрозы экосистемам
На протяжении тысячелетий люди взаимодействовали с экосистемами. Многие культуры развивались вокруг близлежащих экосистем. Например, многие индейские племена Великих равнин Северной Америки разработали сложный образ жизни, основанный на местных растениях и животных равнинных экосистем. Бизон, крупное пастбищное животное, обитающее на Великих равнинах, стал самым важным биотическим фактором во многих культурах равнинных индейцев, таких как лакота или кайова. Бизона иногда ошибочно называют буйволом. Эти племена использовали шкуры буйвола для жилья и одежды, мясо буйвола для еды и рога буйвола для инструментов. Высокотравные прерии Великих равнин поддерживали стада бизонов, за которыми племена следовали в течение всего года.
Однако по мере роста населения люди вытеснили многие экосистемы. Высокотравные прерии Великих равнин, например, стали сельскохозяйственными угодьями. По мере того, как экосистема сокращалась, меньше бизонов могло выжить. Сегодня несколько стад выживают в охраняемых экосистемах, таких как Йеллоустонский национальный парк.
В экосистемах тропических лесов, окружающих реку Амазонку в Южной Америке, наблюдается аналогичная ситуация. Тропический лес Амазонки включает в себя сотни экосистем, включая навесы, подлески и лесные подстилки. Эти экосистемы поддерживают обширные пищевые сети.
Навесы — это экосистемы в верхней части тропического леса, где в поисках солнечного света растут высокие тонкие деревья, такие как инжир. Экосистемы навеса также включают другие растения, называемые эпифитами, которые растут прямо на ветвях. Экосистемы нижнего яруса существуют под пологом. Они темнее и влажнее, чем навесы. Животные, такие как обезьяны, живут в экосистемах подлеска, поедая плоды с деревьев, а также более мелких животных, таких как жуки. Экосистемы лесной подстилки поддерживают большое разнообразие цветов, которыми питаются насекомые, такие как бабочки. Бабочки, в свою очередь, служат пищей для животных, таких как пауки, в лесных экосистемах.
Деятельность человека угрожает всем экосистемам тропических лесов Амазонки. Тысячи акров земли расчищены под сельскохозяйственные угодья, жилье и промышленность. Страны тропических лесов Амазонки, такие как Бразилия, Венесуэла и Эквадор, слаборазвиты. Вырубка деревьев, чтобы освободить место для таких культур, как соя и кукуруза, приносит пользу многим бедным фермерам. Эти ресурсы дают им надежный источник дохода и еды. Дети могут иметь возможность посещать школу, а семьи могут позволить себе более качественное медицинское обслуживание.
Однако разрушение экосистем тропических лесов имеет свою цену. Многие современные лекарства были разработаны из тропических лесных растений. Кураре, мышечный релаксант, и хинин, используемый для лечения малярии, — это лишь два из этих лекарств. Многие ученые опасаются, что разрушение экосистемы тропических лесов может помешать разработке новых лекарств.
Экосистемы тропических лесов также плохо подходят для сельскохозяйственных угодий. В отличие от богатых почв Великих равнин, где люди разрушили экосистему высокотравных прерий, почва тропических лесов Амазонки тонкая и содержит мало питательных веществ. Урожай может вырасти всего за несколько сезонов, прежде чем все питательные вещества будут поглощены. Фермер или агробизнес должен перейти к следующему участку земли, оставив позади пустую экосистему.
Восстанавливающиеся экосистемы
Однако экосистемы могут восстановиться после разрушения. Хрупкие экосистемы коралловых рифов в южной части Тихого океана находятся под угрозой из-за повышения температуры океана и снижения солености. Кораллы обесцвечиваются или теряют свою яркую окраску в слишком теплой воде. Они умирают в недостаточно соленой воде. Без рифовой структуры экосистема разрушается. Такие организмы, как водоросли, растения, такие как водоросли, и животные, такие как рыбы, змеи и креветки, исчезают.
Большинство экосистем коралловых рифов оправятся от разрушения. По мере того как температура океана понижается и в нем остается больше соли, ярко окрашенные кораллы возвращаются. Медленно они строят рифы. Также возвращаются водоросли, растения и животные.
Отдельные люди, культуры и правительства работают над сохранением важных для них экосистем. Например, правительство Эквадора признает права на экосистемы в конституции страны. Так называемые права природы говорят Природа или Пачамама [Земля], где жизнь воспроизводится и существует, имеет право на существование, сохранение, поддержание и регенерацию своих жизненных циклов, структуры, функций и своих процессов в эволюции. Каждый человек, народ, сообщество или национальность смогут требовать признания прав на природу перед государственными органами. Эквадор является домом не только для экосистем тропических лесов, но и для речных экосистем и замечательных экосистем Галапагосских островов.