Сценарий музыкальный квест: Сценарий музыкальной квест-игры для подготовительной группы «Путешествие в музыкальный город»

Сценарий музыкальной квест-игры для подготовительной группы «Путешествие в музыкальный город»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» г.Пласт

 

 

 

Музыкальный квест для детей подготовительного возраста

«Путешествие в музыкальный город»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Музыкальный руководитель

Саламатина Д.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пласт, 2019

Цель: 

Ознакомить детей с новым видом музыкальной деятельности: «Музыкальный квест». Развивать творческие и музыкальные способности детей, средствами всех видов музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.

Задачи:

— Развивать: динамический слух, ладовое чувство, чувство ритма, закреплять вокально-певческие навыки по средствам инновационных технологий;

— Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, фантазии, импровизации;

— Побуждать к проявлению инициативы, воспитывать умение самостоятельно принимать решения, ставить перед собой цели, добиваться результата, учиться активно высказывать свое мнение.

— Способствовать здоровьесбережению детей с помощью артикуляционной гимнастики, физминуток, умеренной двигательной активности;

     -Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость,  вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми, направить сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков;

     — Создать праздничное настроение у детей.

Участники: Музыкальный руководитель, дети  и воспитатель подготовительной группы.

Оборудование для занятия: Проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, светящийся шар, флеш-носители, музыкальные инструменты, макет дерева.

Методическое обеспечение:

Интерактивная игра, с использованием ИКТ «Музыкальная викторина».

Запись видео — ролика «Обращением Злой Колдуньи к детям».

Предметно – развивающая среда:  Сюрпризные моменты: «Музыкальное дерево», «Музыкальная шкатулка». Детский микрофон, набор ударных и шумовых музыкальных инструментов для игры в оркестре. Столики; корзинка и конфеты «Чупа-Чупсы», оформленные в виде ноток. Декорации Музыкального Города, Музыкальный Паровозик, карта Музыкального города; костюмы для Доброй Волшебницы Гармонии и Злой Колдуньи.

Предварительная работа: Разучивание песенок и распевок ; слушание классической музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»; беседы с детьми о музыке, композиторах, видах оркестров и музыкальных инструментах; разучивание знакомых мелодий для игры в оркестре.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1.Звучит Марш

Музыкальный зал красочно оформлен: на центральной стене расположены изображения цветных нот, скрипичного ключа и музыкальных инструментов. Под веселый марш, дети с воспитателем  входят в зал, проходят по кругу и встают полукругом у центральной стены.

Звучит волшебная музыка

2.«Танец Феи Драже» П. И. Чайковского

 из балета «Щелкунчик», в зал входит Музыкальный руководитель (одетая в красивое платье и корону, украшенную нотками, в руках у нее ударный музыкальный инструмент-треугольник). Гостья исполняет музыку на инструменте и танцует.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои дорогие юные и взрослые любители музыки, я очень рада видеть вас у себя в гостях. Меня зовут Гармония — я добрая Музыкальная Волшебница. Скажите, а вы знаете, кто написал музыку для моего танца?

Ответы детей:  «Композитор Петр Ильич Чайковский».

Гармония: Правильно, это музыка Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик», мне очень приятно, что вы вспомнили об этом, мы еще не раз услышим произведения этого композитора. Сегодня, раз вы пришли ко мне в гости, давайте будем петь, танцевать и веселиться.Согласны?  Тогда давайте для начала поприветствуем друг друга!

3.Коммуникативный танец «Зашагали ножки»

Гармония: Замечательно, вот, сколько друзей вокруг нас! Я принесла вам волшебную шкатулку с сюрпризом! А что в ней, вы узнаете, если мою загадку отгадаете!

АВТОРСКАЯ ЗАГАДКА: На них музыку играют, песни, танцы исполняют, дарят творчества моменты – музыкальные….

Дети угадывают : «Это музыкальные инструменты!»

Гармония: Ребята, пришла пора открыть нашу волшебную шкатулку

4.Волшебная музыка

(Гармония под волшебную музыку открывает шкатулку, в ней светится разноцветный шар, создавая атмосферу чуда. Гармония, обнаружив, что внутри нет музыкальных инструментов, изображает удивление): «Ничего не понимаю, я сама сегодня утром складывала инструменты в Музыкальную шкатулку, чтобы мы с вами поиграли в оркестре, а теперь от них остались только картинки (показывает) и какая-то незнакомая карта. Куда же все исчезло? Что могло произойти, как вы думаете, ребята?»

Ответы детей:  «Наверное, их кто-то забрал и спрятал от нас».

За кулисами раздается

5.Смех Злой Колдуньи

 

Гармония: (растерянно оглядывается по сторонам и спрашивает): Кто вы? Чей это голос, покажитесь нам, пожалуйста!

6.Звучит зловещая музыка

Гармония: Слышите, ребята? Расскажите мне, какая музыка звучит?

Ответы детей: Эта музыка быстрая, громкая, а еще она страшная».  «Похоже, что к нам сейчас придет кто-то очень злой».

На экране проектора включается

видео – ролик «Обращение Злой Колдуньи к детям»:

(В своем обращении Колдунья признается, что забрала у детей музыкальные инструменты, спрятала их в Музыкальном Городе и оставляет им карту города для поисков, говорит, что начало пути они найдут там, где расположен скрипичный ключ).

Гармония : (взволнованно) Ребята, что же нам делать? Мне очень необходима ваша помощь! Предлагаю срочно созвать наш «Музыкальный детский совет»

7. Игра — тренинг «Музыкальный детский совет»

 (Дети встают в круг, звучит подвижная музыка, по кругу передается микрофон, когда музыка останавливается, тот, у кого в руках оказался микрофон, выходит в круг и высказывает свое мнение, по поводу решения возникшей проблемы).

Ответы детей:  «Нужно поймать Колдунью и забрать у нее все!».

 «Я предлагаю спеть колыбельную, усыпить Колдунью, а потом все забрать у нее инструменты».

 «А я думаю, что нужно поехать к Колдунье в Музыкальный город и поговорить с ней».

Гармония: Спасибо, ребята, все ваши советы правильные. А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!

Артикуляционное упражнение  «Спрячь конфету»

Раз – я вижу конфету, за правой щекой.     Дети прячут язык за правую щёку

Два – я вижу конфету за левой щекой.      Дети прячут язык за левую щёку

Три – не вижу конфеты я никакой!           Дети открывают широко

Мы конфеткой угостились,   Дети облизываются

И в волшебников превратились.

Гармония: Ребята,  ясно одно: нужно срочно спасать наши инструменты. Ребята, давайте откроем карту Злой Колдуньи (рассматривает ее вместе с детьми). Откуда нужно начинать наш путь?? Правильно, начало пути обозначает скрипичный ключ!!Давайте быстрее отправимся в Музыкальный город, но путь туда не близкий и добраться можно только на Музыкальном паровозике! Давайте вместе выберем Машиниста (дети сами выбирают одного ребенка и одевают ему фуражку машиниста).

Гармония: Остальные ребята — пассажиры, занимайте места в вагончиках! Итак, наш Музыкальный паровозик отправляется в далекое путешествие!

8. Звучит фонограмма песни «Паровоз Букашка1»

в кабину садится и рулит Машинист, а за ним на стульях-вагончиках «едут» дети, выполняя образные движения «поезд». Когда звучит сигнал :

9. «Стоп! Остановка «Размышлялкино»

 все дети «выходят» из «вагонов».

(Тем временем занавес открывается, появляются красочные декорации Музыкального города).

Гармония: Внимание, вот мы и добрались до Музыкального города! (осматриваются вокруг). Как здесь празднично и красиво! В этом необычном городе, много интересного. Но нам нужно торопиться!

Гармония: Вот первое задание: нам нужно пройти в Музыкальный кинотеатр и ответить на вопросы викторины.

(Дети самостоятельно определяют маршрут, указанный на карте и двигаются в нужном направлении к указателю «Музыкальный кинотеатр»)

 

Проводится интерактивная музыкальная игра-презентация

«Четвертый лишний»

 Гармония: Молодцы, ребята, вы замечательно знаете музыкальные инструменты и их классификацию, вам понравилась эта интересная игра? (ответы детей). Тогда предлагаю продолжить нашу экскурсию по Музыкальному городу.

10. Паровоз Букашка2

Выбирается новый Машинист, все садятся в «Паровоз», звучит музыка,

11. объявляется остановка «Танцевальная»

Гармония: А вот и наше второе задание: Может справитесь вы сразу!? Станцуйте танец по показу!!!

Видеоролик «Танец по показу»

(на экране появляется видео, где другие дети танцуют танец,

ребята должны повторить)

Гармония: Чудесно, ребята, вы справились и с этим непростым заданием, что ж, отправляемся дальше!

(Выбирается новый Машинист, дети снова рассаживаются в «Паровозе». Под музыку все выполняют образные движения.

12. Паровоз Букашка 3

13. Объявляется остановка: «Сказочная».

На этой остановке  нас ждет следующее задание. Здесь нам нужно рассказать сказку всем вокруг. Но рассказывать ее нужно необычно, весело и всем вместе. Ребята, ну как же так? Разве такое возможно? Всем вместе рассказать сказку. А какие сказки вы знаете? Вот ее и попробуем рассказать.

14. Ритмодекламация «Федорино горе»

 (Пока дети рассказывают сказку, воспитатель  выносит в центр зала «Музыкальное волшебное дерево». На его ветках заранее развешены ударные музыкальные инструменты

 

Гармония (обращает внимание детей на появившееся дерево): Смотрите, вот это волшебство, пока мы рассказывали сказку — произошло настоящее чудо, на Музыкальном дереве выросли наши  инструменты? Вы когда-нибудь видели такое?

Ответы детей: Нет, мы раньше никогда такого не видели.

Гармония: А кто это там прячется за деревом, ребятки? Смотрите! Так это же та самая колдунья!

Колдунья:  «Мои дорогие деточки, я следила за вами через волшебный экран, какие же вы молодцы, все мои задания выполнили, не растерялись, какие вы умные и талантливые! Даже я, Злая Колдунья, подобрела и развеселилась, так и быть, возвращаю вам ваши ударные инструменты! Вот, расколдовала я ваши музыкальные инструменты!

Гармония:  Ребята, произошло чудо, мы превратили Злую Колдунью в добрую и, наконец, спасли наши любимые музыкальные инструменты! Колдунья, спасибо тебе, что расколдовала наши инструменты, а ты не хотела бы с нами в оркестре сыграть, в знак примирения???

Колдунья: Конечно! Если возьмете меня! С веточки скорей снимайте, дерево не поломайте, поиграйте для друзей вы в оркестре веселей».

(Дети с удовольствием разбирают музыкальные инструменты и располагаются для игры в оркестре).

15. Битва дирижеров(Моцарт)

Посадить детей на стульчики.

Гармония: Какие вы все молодцы! Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в Музыкальный город. Спасибо всем, кто проявил свои музыкальные таланты и способности. Сегодня мы были как одна большая и дружная команда.

Вот только дерево наше стало совсем пустое и голое. А давайте украсим его нотками настроения.(красные – всё было отлично, зеленый- можно и лучше, ну а черные – совсем не понравилось.)

16. Релаксация — авторская игра

«Украсим музыкальное дерево цветными нотками»

 (Под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», дети и гости выбирают нотку своего цвета, в соответствии с настроением. А затем развешивают на ветках Музыкального волшебного дерева).

Гармония: Верно, ребята, ведь красивая музыка способна творить чудеса и добро. Всего вам самого наилучшего!

Сценарий квест игры «В поисках пропавших инструментов»

МКДОУ «Детский сад №5»

 г.Пласт,Челябинская область.

 

 

 

Конспект занятия

для детей средней группы.


Квест-игра

«В поисках пропавших инструментов».

 

 

 

 

Выполнила музыкальный руководитель
МКДОУ  «Детский сад №5» г.Пласт.
Некрасова Людмила Николаевна.

 

ЦЕЛЬ: Создать условия, способствующие развитию личностных и музыкальных компетенций посредством современной игровой технологии квеста.

 

ЗАДАЧИ:

Образовательные

1.     Актуализировать полученные раннее знания, учить самостоятельно выполнять задания.

2.     Закреплять навыки вокального исполнения, игры на музыкальных инструментах.

3.     Познакомить воспитанников с танцевальным понятием Вальс, и познакомить со Скрипичным Ключом.

4.     Учить кружится в парах под музыку Вальса.

Развивающие:

1.     Способствовать развитию творческих способностей детей: музыкально-ритмическому , тембровому слуху;

2.     Развивать мышление, память, воображения при помощи наглядного моделирования;

Воспитательные:

1.     Формировать интерес и любовь к музыке, обогащать музыкальные впечатления, культуру слушания.

2.     Воспитывать в детях чувство эмпатии, сопричастности к происходящему, доброжелательность, вежливость

 

МЕТОДЫ: игровой, словесный, наглядный, проблемно — поисковый

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 20 минут.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

·         количество – 10 — 12 человек;

·         возраст – 3-4;

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: квест-игра. За каждое задание дети получают волшебные нотки.

 

Необходимое оборудование.: фортепиано, музыкальный центр, презентация, нотки, крылья бабочек, фланелеграф (или магнитная доска), музыка, сундук, музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, ложки, трещетки, бубенцы, треугольник), воздушные шарики, письмо, сказочная карта.

 

 

Ход занятия:

 

(Дети под музыку входят в зал с воспитателем встают в круг, музыкальный руководитель здоровается с детьми).

 

М. Р: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в музыкальном зале. Скажите, ребята, что значит слово «здравствуйте»(Дети отвечают). Правильно, значит, мы желаем здоровья! Так давайте же поздороваемся все вместе.

 «УТРОМ РАНО»

для детей 3-5 лет

Утром рано мы проснулись 

потягиваются

Солнышко! Солнышко!

фонарики вверху

Выпиваю чаю я, 

одна ладошка — блюдце, другая — чашка, подносим ко рту, как — будто пьём

До донышка, донышка.  

стучим кулачком по ладошке

Ем на завтрак бутерброд,

кладём одну ладошку на другую

С маслицем, с маслицем. 

гладим одну ладошку другой

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

Здравствуйте! — Здравствуйте!

дети кланяются друг другу

«ВСЕМ ПРИВЕТ!» 

для детей 3-5 лет

Дети стоят в кругу. После исполнения попевки педагог показывает на ребёнка, а ребёнок пропевает своё имя.

Всем привет, всем привет!  

хлопки у одного уха, у другого,

Собирайтесь вместе!

шлепки по груди,

Всем привет, всем привет!

хлопки у одного уха, у другого,

Это я! Песенка моя!

притопы

 «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

 для детей 3-5 лет

Чтобы вежливым быть, нужно «Здравствуй» говорить.

И услышишь в ответ: «Привет, привет!» 

Здравствуйте, ладошки

хлоп, хлоп, хлоп

Здравствуйте, сапожки:

топ, топ, топ.

Здравствуйте, лягушки:

ква, ква, ква.

Здравствуйте, кукушки:

ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Здравствуй, тонкий каблучок:

цок, цок, цок.

И малышка светлячок:

с-с-с-с-с-с

Здравствуй, поросёнок:

хрю-хрю-хрю.

И маленький телёнок:

му – му — му.

Здравствуй, шустрый ветерок,

Звонкий детский голосок:

ля-ля-ля

Здравствуй, сонная ворона:

кар-кар-кар.

Поезд длинный у перрона:

ту-ту-ту

Здравствуй, бурная река:

(двигать быстро язычком)

В синем небе облака

(глиссандо на звук «а»)

Добрый день, ручным часам:

тик-так, тик-так, тик-так

Громким детским голосам:

У-Р-А!

Игра «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены. )

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»: руки поднимают вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева».)

Здравствуй, утро! (Жест вправо.)

Здравствуй, день! (Жест влево.)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны!

 

М. Р: Посмотрите, к нам спешит наш знакомый дирижер, он очень взволнован.

Дети, подскажите, кто такой дирижер? Чем он управляет?

Дирижер.:

 «Здравствуйте, мои друзья! Я хотел подарить вам красивую танцевальную музыку, но Злая Колдунья налетела,  закружила и все музыкальные инструменты  расшвыряла по всему свету и  в нашем волшебном королевстве перестала звучать музыка. Чтобы развеять чары злой Колдуньи, нужно найти инструменты и выполнить много заданий, одному мне не справиться. Я слышал, что вы очень умные и сообразительные дети, у вас все получится.  В путешествии вашей помощницей станет Сказочная Карта, которая появится по волшебному слову, а путь покажет Скрипичный ключ! Желаю вам доброго пути!»

 

М. Р.: Ребята, отправимся в путешествие в музыкальную страну? Поможем Дирижеру найти его инструменты и чтобы вновь зазвучала музыка и мы с вами смогли услышать танцевальную музыку?(Ответы)

 

М. Р.: Тогда отправляемся в путешествие. Вперед, навстречу приключениям!

 

М р:А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!

 

Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»

 

Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку

Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку

Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко

Конфеткой угостились, Дети облизываются

И в волшебников превратились.

 

М р:Ребята, что нужно сделать, чтобы волшебная карта появилась? (Дети отвечают) 
Повторяйте за мной: «Сказочная карта, покажись, сказочная карта появись!»

 

(Дети повторяют, звучит музыка, на экране появляется карта, влетает один шарик с картой»)

 

М. Р. (Рассматривает карту с детьми). Какая интересная Карта! Откуда мы начнем наше путешествие(Дети отвечают, что начало обозначено скрипичным ключом).

 

М. Р: На ней наши волшебные острова Музыкальной страны. Вот наш первый остров, посмотрите что там изображено? (ответы)

— Правильно, там музыкальные инструменты, Остров так и называется «Музыкальные инструменты» (слайд)

Идём друг за другом, не отстаём.

 

(музыка, круг по залу).

 

М. Р. Так, мы с вами оказались на острове музыкальных инструментов.
Посмотрите, как их много, как думаете ,где будем искать первое задание? (ответы)

М. Р.: На этом острове живут музыкальные инструменты. Но тут еще есть и сундучок, но он закрыт. На этом острове случилась неразбериха, Злая колдунья перепутала все инструменты, и теперь они не помнят, как они называются. Нам надо помочь вспомнить их названия. Может сундучок и откроется.

М. Р: Ой, ребята, здесь загадки про музыкальные инструменты. Давайте угадаем.

1.     (Музыкальный руководитель загадывает, дети отгадывают и показывают музыкальные инструменты)

 

М. Р: Молодцы, все инструменты отгадали, давайте посмотрим, откроется наш сундучок? Нет, не открывается. Может мы еще загадку не отгадали?

 

М Р: Перед вами ряд музыкальных инструментов (на доске)-гитара, балалайка, скрипка, арфа, пианино. Может Какой инструмент лишний? (ответы детей) Почему? (струны)

М. Р.: Молодцы, ребята. — Сундучок опять не открывается…

Давайте ещё посмотрим, все ли мы задания выполнили на Острове музыкальных инструментов?

М. Р. Что можно еще делать с нашими музыкальными инструментами?

Ребята, мы забыли с вами поиграть на инструментах. Берите ложки, бубны и колокольчики. поиграем игру, «настоящий дирижер»

 

«Настоящий дирижер»

 

Задачи: моделировать профессиональную деятельность дирижера.
Ход игры: Выбирается «дирижер». Остальные дети распределяются на 3-4 подгруппы, размещаясь соответственно группам инструментов. Звучит музыка (по выбору музыкального руководителя). Дирижер руководит своим оркестром – дирижирует, показывает, какой группе инструментов играть, когда играть всем вместе, когда — выбранным солистам.

 

М.Р. Молодцы, здорово играли, может теперь наш сундучок откроется,

 

(сундучок открывается, в нем нотка)

М. Р: Ура, ребята, со всеми заданиями на этом острове мы справились, здесь теперь полный порядок, а мы отправляемся дальше. (музыка)
А Какой наш следующий остров? – «Домисолька», там где живут нотки.

М. Р: Вот мы с вами очутились на острове, который называется «Домисолька». (слайд)

На этом острове живут нотки песенки.

М.Р: Ребята, посмотрите, где спрятано задание?
Д: В нотке. (Находят).
М. Р.Читает. «Дорогие друзья, помогите ноткам вернуться в свой домик, на свои места. Ребята, а как называется домик, где живут ноты? (Ответы).
А сколько всего ноток в музыке? А как они называются? Давайте нотки назовем и поместим их в свой домик. (На доске нотный стан, дети ищут нотки по залу, крепят нотки на линеечки , на одной нотке еще одна нотка).
М. Р: Ребята, а если нотки сложить вместе, что получается? (Ответы детей: песенка). Вы любите петь песенки? (Ответы детей).
А мы с вами знаем песенки?Давайте с вами пойдем на стульчики и споем песенку, какую мы сейчас с вами учим песенку?

Песня «Весна -красна» Муз. и слова В.Гомоновой.

М. Р: Ну что, ребята. И на этом острове порядок, со всеми заданиями справились. Пора отправляться дальше. 

Какой наш следующий остров? «Танцевальный»

Скорее отправляемся.

 

М. Р:Смотрите, ребята внимательно на карту, где находится задание?, (у бабочек)

М.Р.читает: «На нашем острове, вот беда, бабочки танцевать разучились навсегда. Помогите нам, друзья.»

М. Р: 1 задание. Ребята, нужно внимательно послушать музыкальное произведение

(ответить навопросы: какое по характеру, по темпу, что можно делать , познакомиться с новым понятием Вальс.)

 

Дети слушают вальс И. Штрауса

 

М. Р: Как вы думаете, это Марш? Удобно под эту музыку маршировать? (ответы детей) А что удобно делать под эту музыку? – (танцевать)

Какая музыка по характеру? (легкая, воздушная, …)

М.Р. Молодцы, ребята оденем бабочек на ручки и попробуем под музыку Вальса покружится, потанцевать.

«Танец рук» (Игровая ритмика)

 

Ребята, мы отыскали последнюю нотку… Вот их три нотки, 1,2,3, — это музыка Вальса, легкая, кружащаяся.

(Танец)

Дирижер: «Вы такие умные, дружные, весёлые, со всеми заданиями справились. Злые чары Колдуньи рассеялись, и в нашем Королевстве вновь стала звучать музыка. Спасибо вам.»

 

М. Р: Ну что, ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, помогли  дирижеру. Вот теперь можно возвращаться домой.

Давайте встаём друг за другом и отправляемся в наш любимый детский сад. (Музыка)

Рефлексия-2 мин

Дети (поют): До свидания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В поисках четверти тона

Грег Оукс любит удивляться звукам. В старших классах он однажды послушал, как американский композитор Эрик Мандат играет на кларнете с расширенной техникой на национальной конференции. Когда Мандат убрал мундштук инструмента, он издал навязчиво красивые ноты, напоминающие сякухати, традиционную японскую флейту.

«Это просто взорвало мне мозг, — вспоминал Оукс. «Услышав его музыку, я решил, что мне так нравятся такие звуки. Я люблю красоту инструмента, но мне нравилось возбуждение от чего-то необычного и отличного от того, что я уже слышал».

Оукс — всемирно признанный кларнетист, профессор музыки Университета штата Айова и научный сотрудник факультета инструментальной и клавишной музыки Джина Бэкона Луи в Колледже свободных искусств и наук штата Айова. Теперь давняя страсть Оукса к редкому звучанию вдохновляет кларнетистов и композиторов на инновационные возможности — благодаря изобретению расширенного четвертьтонового кларнета.

Когда «что, если» стало «почему бы и нет»

Четвертные тона, те ноты, которые находятся между полутонами на фортепиано, не являются чем-то новым для кларнета. Но эти микротоны могут быть особенно сложными, а иногда и совершенно невозможными для игры на обычном кларнете.

«Если вы вокалист, тромбонист или струнник, вы можете ставить эти ноты где угодно, — сказал Оукс. «Кларнет из-за того, как он устроен, есть определенные ноты, с которыми вы не можете этого сделать».

Создавая четвертьтоновый расширенный кларнет, Грег Оукс изобретает новые возможности для кларнета.

(Элисон О’Хара/Университет штата Айова)

«Мне нравится красота инструмента, но мне нравится возбуждение от чего-то необычного и отличного от того, что я уже слышал».

Тем не менее, композиторы творчески расширяют возможности кларнета. Несколько лет назад хороший друг Оукса Кен Уэно, известный композитор и профессор Калифорнийского университета в Беркли, написал для Оукса «Rapt Afterness» — пьесу для ансамбля кларнета и духовых инструментов с четвертьтонами, бросающую вызов традиционным нормам.

«Кен хотел поместить несколько нот в нижнюю часть инструмента, которые просто невозможно было сыграть», — вспоминал Оукс. «Я сказал: «Это действительно круто, но я не могу играть эти ноты». А он сказал: «Да, но разве это не было бы круто?»

Было бы круто, подумал Оукс. Воодушевленный идеей невозможных звуков, он решил попробовать создать инструмент, который композиторы уже хотели, но которого еще не существовало, — кларнет с удлинением на четверть тона.

Создание кларнета в Копенгагене

Для разработки и производства этого нового инструмента Оукс обратился в Lohff & Pfeiffer, небольшую мастерскую в Копенгагене, Дания, которая специализируется на настройке инструментов для лучших музыкантов мира.

Опытный мастер Вольфганг Лофф помог Оуксу продумать детали дизайна и логистику добавления дополнительных нот к кларнету. Оукс также хотел убедиться, что добавление новых четвертных тонов не помешает воспроизведению существующих нот на кларнете.

Датская мастерская Lohff & Pfeiffer совместно с Оуксом изготовила четвертьтоновый расширенный кларнет.

(Прислано фото)

«Для меня это топливо всего этого проекта. Мне нравится идея звуков, которых раньше не существовало».

Оукс заранее отправил свой кларнет в Lohff, а затем весной 2019 года вылетел в Копенгаген, чтобы лично внести последние штрихи. Получившийся четвертьтоновый расширенный кларнет имеет пять дополнительных тоновых отверстий в верхнем суставе, дополнительные клавиши и тоновые отверстия в нижнем суставе и дополнительные сенсорные элементы.

Затем, в январе и феврале 2020 года, всего за несколько недель до того, как Всемирная организация здравоохранения объявила глобальную пандемию, Оукс, к счастью, успел съездить в Копенгаген, Нидерланды и Нью-Йорк, чтобы забрать готовый инструмент и встретиться с композиторами по поводу заказа новых произведений. .

«Я обращаюсь к людям типа: «У меня это уже пару недель, но давайте посмотрим, что мы можем с этим сделать», — сказал он, смеясь. «Никто из них этого не видел. Он единственный!»

Разум новичка

Поскольку он представил композиторам расширенный четвертьтоновый кларнет, Оуксу также нужно было научиться играть на нем. Когда в прошлом он играл четверти тона, это часто были вариации композиции. По его словам, большинство композиторов не писали музыку для кларнета на истинном 24-нотном языке.

«Когда я начал играть музыку Кена Уэно, я понял, что его язык на самом деле состоит из 24 отдельных нот, а не из 12, — сказал Оукс. «Когда я начал играть, я сразу понял, что моя обычная техника не работает».

Итак, после 40 лет игры на кларнете Оукс снова стал новичком. Он писал новые упражнения, изобретал узоры и комбинации пальцев, которые никогда раньше не использовал, и посвящал свое время самому основному фундаменту музыки: практике.

Чтобы играть на новом четвертьтоновом расширенном кларнете, Грег Оукс вернулся к основам и создал для себя новые приемы.

(Элисон О’Хара/Университет штата Айова)

«Мне нравится идея ума новичка, — сказал Оукс. «Это что-то из буддизма, которое я принимаю. Когда мы попадаем в ловушку экспертного ума, который говорит: «Я знаю это», у нас нет места для роста. С мышлением новичка у вас всегда есть такая возможность: «Я могу узнать что-то новое». Мне нравится, что ученик может задать мне вопрос, а я могу сказать: «Подождите секунду, я никогда не думал об этом. Позвольте мне попробовать это».

Исследуя новый инструмент, Оукс также обнаружил, что он обладает новой мультифоникой, эфемерными нотами, которые возникают, когда одновременно слышно более одного звука.

«Некоторые из этих звуков я нахожу очень-очень красивыми», — сказал он. «Для меня это топливо всего этого проекта. Мне нравится идея звуков, которых раньше не существовало».

Безграничное вдохновение

Кларнет, изобретенный в конце 17 века немецким мастером инструментов Иоганном Кристофом Деннером, был еще относительно новым, когда Моцарт начал сочинять для него пьесы, отметил Оукс. По мере того как композиторы продолжали писать для него, инструмент и его возможности постепенно развивались.

Имея в наличии четыре из восьми заказанных инструментов, Оукс теперь может приступить к изучению возможностей четвертьтонового расширенного кларнета.

«Именно новые пьесы учат меня тому, что может инструмент», — сказал Оукс. «Потому что я не говорю композиторам, чего я от них хочу. Я говорю: «Вот что можно. Раньше были ограничения. Что вы сможете создать, если мы уберем эти ограничения?» Мне всегда было любопытно узнать, что композиторы нашли бы интересным и вдохновляющим, если бы у них не было этих ограничений».

Грег Оукс, профессор музыки Университета штата Айова.

(Элисон О’Хара/Университет штата Айова)

Произведения, которые он получил на сегодняшний день, невероятно разнообразны. Некоторые используют четверть тона для создания определенных звуковых миров в нескольких выбранных местах, в то время как другие вообще невозможно играть без нового инструмента. Что касается «Rapt Afterness» Уэно, Оукс, наконец, может сыграть ее так, как представлял себе Уэно.

«Когда я сочиняю для Грега, я могу по-настоящему, свободно представить то, что хочу услышать, и он находит способ сделать это», — сказал Уэно, чья музыка стремится выйти за рамки нормативных способов оркестровки. «Когда я писал «Rapt Afterness», моя интуиция подсказывала мне, что я хочу услышать четверть тона в нижнем диапазоне кларнета. В то время как другие кларнетисты могли бы упрекнуть меня за то, что я не писал «идиоматически», Грег изобрел новый инструмент, чтобы облегчить эти звуки! Грег вселяет в меня полную творческую свободу».

Уэно надеется, что эта инновационная музыка поможет зрителям задуматься о том, что еще может быть возможно в их сообществах или во всем мире.

«Если мы по-своему можем изменить то, какие ноты возможны на инструменте, то есть то, что возможно для композиции, то мы можем работать вместе, чтобы повлиять и на другие, положительные изменения», — добавил Уэно.

Волнение продолжается

Оукс представил новый кларнет в живом исполнении в августе прошлого года. Он сыграл афрофутуристический «Light-Dots on a Deep Space-Image for Quarter Tone Clarinet», написанный Джесси Кокс, на New Music Gathering в Сент-Поле, штат Миннесота.

«Музыка — это всегда создание чего-то значимого для нас, и поиск новых способов сделать это дает нам больше возможностей».

Будущие выступления включают октябрьский концерт в Амстердаме, где он будет играть на единственном в мире микротональном органе в Фонде Гюйгенса-Фоккера, и конференцию Международной ассоциации кларнета этим летом в Рино, штат Невада, где кларнетисты и композиторы со всего мира услышат и увидеть инструмент в первый раз. Оукс ожидает, что после конференции будет изрядное количество шоу и рассказов, причем больше всего будут заинтригованы композиторы.

Этой осенью Грег Оукс будет играть на четвертьтоновом расширенном кларнете с единственным в мире микротональным органом.

(Элисон О/Хара/Университет штата Айова)

«Кларнетисты такие: «О, это круто», но у них нет пьес для игры, верно?» — сказал Оукс. «Это не служит конкретной потребности, которая существует. Он служит будущей потребности, которая не проявилась, потому что композиторы не могли писать для инструмента, которого не существует».

Теперь, когда он существует, Oakes продолжит радоваться музыкальным открытиям и инновациям.

«Музыка — это всегда создание чего-то значимого для нас, и поиск новых способов сделать это дает нам больше возможностей», — сказал он. «Это то, что заставляет меня волноваться, делая то, что я делаю».

Jonny Quest: Season 1, Episode 11 script

[музыкальная тема]

свист

треск

[выстрелы]

[музыка продолжается]

свист

удар

стрела

[свист]

свист

глухой удар

свист

лай

[музыка продолжается]

[драматическая музыка]

Чего требует ваша страна?

Простой мир, Константин.

— Чего хотят все народы. — Мир?

Вы хотите сожрать мою страну. Ты и все тебе подобные.

Константин, вряд ли я так думаю..

[стонет]

[ревет]

Нет, пожалуйста.

[рев]

Нет!

‘Нет, нет!’

Стоп!

Константин, ты стал…

Ха!

Нет, не снова.

Когда это прекратится?

[болтовня обезьян]

Хватит! Время менять цели.

— Муг, алтарь. — Немедленно, Развратник.

‘Я должен похвалить вас, Раджив, за эффективность’

‘ваших телепатических способностей.’

— Муг. — ‘Готовый.’

Пришло время воплотить в жизнь самые смелые

мечты другого посла. Итак, Муг.

[смеется]

[свист]

(Джонни) Вся Индия

такая красивая, Хаджи?

Конечно. Ну, я так думаю.

Индия очень большая.

Когда мы познакомим

с этим твоим замечательным другом, Хаджи?

Ха-ха. Да, я не думаю, что когда-либо встречал настоящую мистику.

Раджив был важен для Хаджи, Раса

в некотором смысле даже важнее отца.

Да, как только между мастером мистики 9 установится связь0003

и его ученик, это длится всю жизнь.

— Не могу дождаться встречи с ним. — Посмотрим, мальчики.

Наша первая обязанность — мирная конференция.

‘Все стало настолько плохо, что послы’

не разговаривают друг с другом.

К счастью, они оба мои друзья.

И они попросили меня помочь.

[драматическая музыка]

[крики]

(Джонни) ‘Хаджи! Хаджи!’

— А? — Что случилось?

Я-я не знаю.

Я просто надеюсь, что это больше не повторится.

[восточная музыка]

(Джонни) Вау! Какое место!

Да, сады большого зала

известны во всем мире.

(мужчина №1) «Бентон, сюда».

— Что за… — Быстрее.

— Борис, в чем дело? — Монстры.

Константин посылает монстров преследовать меня во сне.

Похоже на то, что случилось со мной. Только хуже.

Есть.

И вот.

Борис, посмотри на меня. Мы можем помочь тебе.

[Борис кричит]

— Что он увидел? — Я не знаю.

Но я не хочу этого видеть. Ну давай же!

Прочь с дороги! Бежать за свою жизнь!

Ах, в этой стране много людей.

Поторопитесь, мальчики.

[невнятная болтовня]

Надеюсь, я ни на кого не наступлю.

Посол Борис, стоп.

[визг шин]

авария

Гонка, что случилось?

Га. Почему бы тебе не спросить его?

Поехали. Я ненавижу задерживать трафик.

Хорошо.

Хаджи, ты когда-нибудь видел..

‘Хаджи!’

(Раджив) Хаджи, Хаджи, подойди..

Хаджи, что это? Что ты видел?

Я-я-я не уверен.

Какой-то храм и еще голос Раджива.

— Что он сказал? — Приходить.

Кто-то не хочет, чтобы эта мирная конференция увенчалась успехом.

Хаджи лучше немедленно добраться до Раджива.

Гонка, возьми с собой Hardrock.

Я должен остаться. Я нужен на конференции.

Удачи, доктор.

Нам понадобится вся удача, которую мы сможем получить.

[жужжит]

Муг, выключи усилитель дельта-волн

, чтобы я мог поговорить с нашим почетным гостем.

клик

Было бы намного проще

если бы ты не сражался с моей машиной, Раджив.

Почему бы вам не помочь нам добровольно.

Это может сделать ваши последние несколько часов на Земле намного приятнее.

Нет.

Как ты можешь быть таким миролюбивым, отвратительный маленький человек?

‘О, улыбайтесь, сколько хотите.’

Скоро мирная конференция завершится.

‘И вы помогли его разрушить’

вольно или невольно.

Тогда ты мне больше не нужен

и твои телепатические способности.

Муг, полная мощь!

Я бы не хотел, чтобы мирные переговоры стали слишком мирными.

Вот оно, Раса. На пляже.

Хорошо, поехали.

[корова мычит]

Бентон, если мы потерпим неудачу, немедленно начнется бой.

Ложись, Борис. Никто не сможет добраться до вас, пока я здесь.

Думаю, ты прав.

И помните, если я вам понадоблюсь

, я буду прямо здесь, на балконе, читать.

Вот и мы.

Я думал, что все мистики живут в горах.

Я не совсем уверен, что должен.

Ого!

всплеск

(Джонни) «Какое жуткое место».

Не похоже, что мистика открыта для бизнеса.

[всхлипывает]

[хнычет]

стук

[хнычет]

Бандит, что такое, мальчик?

[лай]

Вау! Посмотри на это!

Похоже, Раджив неплохо себя чувствует.

[задыхается] Рубин поведет нас.

— Откуда ты знаешь? — Я не уверен, Джонни.

Просто так.

Мне этого достаточно. Пойдем.

[щебетание птиц]

Еще один монстр.

Я избавлюсь от него.

Я перешагну через край.

Монстры.

Уничтожить их.

Борис, стой! Это снова галлюцинации.

Борис, ты не понимаешь, что делаешь.

[стоны] Где я?

— В твоей комнате, Борис. — О, нет! Бентон, я мог бы…

Сейчас мы не можем об этом беспокоиться. Пришло время для конференции.

[крики птиц]

врум

[музыка вверх]

Куда теперь, Хаджи?

Прямо.

(Гонка) Ух. Нам придется идти пешком.

[ревет]

Что это было?

Я полагаю, что это был Panthera tigris

более известный как бенгальский тигр. .

— Тигр! — Тяжелый рок!

[рев]

[крики птиц]

А?

[напевает]

— Тигр ушел? — Хорошая работа, Хаджи.

— Да, большое спасибо. — Это какой-то рубин.

Поехали.

[драматическая музыка]

Я очень надеюсь, что Руби знает, куда идет.

(Джонни) «Это зашло так далеко».

[хныканье]

Вот.

Как мы это переживем?

Позвольте мне.

авария

(Джонни) ‘Хард-рок?’

Сюда, господа.

[визг обезьян]

Храм в моих видениях. Это оно.

(Джонни) Какое жуткое место.

Осторожно, мальчики. Кто-то хотел, чтобы мы пришли сюда.

У меня такое чувство, что мы вот-вот встретимся с ними.

[переключение]

До свидания.

[смеется]

[интенсивная музыка]

Муг, подожди!

Злоумышленники. Забудь старика.

[стоны]

И приготовьтесь встретить наших новых гостей.

(Джонни) Эти парни уродливы.

О, они не так уж и плохи.

(Хаджи) ‘Их тысяч

лет, Джонни.

[рычит]

[визг]

стук

[хнычет]

Хорошо, Хаджи, где мы начнем искать твоего приятеля?

(Раджив) «Здесь, мистер Бэннон».

Раджив! Но ты заставил меня почувствовать, что ты в большой опасности.

О, я.

Как и все вы.

[грохочет]

Что происходит?

— Ого! — О, нет!

[лает]

Какой-то путь.

Предлагаю поискать путь вниз.

Мальчики не могут быть далеко.

Правильно.

[драматическая музыка]

Должен быть путь вниз.

Э-э!

Кто или что ты?

[смеется] Хотите знать.

Не думаю, что я тебе нравлюсь.

Чувство взаимно.

Ой-ой.

[стоны]

Гонка! Думаю, мы…

Боюсь, ваш друг вас не слышит.

Верните мне мальчиков!

[смеется] Здесь я отдаю приказы.

Пора тебе учиться.

[гудки]

Ого!

О, нет!

[грохочет]

[интенсивная музыка]

— Выхода нет. — Должен быть.

[Рейс стонет]

Раса, ты в порядке? Раса?

— Вот он. — Он жив?

(Хаджи) «Думаю, да».

— Лжец! — Вор!

— Предатель! — Монстр!

Борис! Константин!

Господа, прекратите это!

Слишком многое поставлено на карту.

Я думаю, Гонка приходит в себя.

[Рейс стоны]

Это была неплохая поездка.

[смеется] Добро пожаловать на нашу маленькую вечеринку

, мистер Бэннон.

‘Ты и наш загадочный друг были последней надеждой’

той жалкой мирной конференции.

Теперь два соседа моей страны

вернутся к войне и уничтожат друг друга

и мои люди будут там собирать осколки.

[смеется]

[драматическая музыка]

А теперь пришло время познакомиться с хозяевами.

[интенсивная музыка]

[хрюканье]

Гонка, держись.

[смеется] До свидания, мистер Бэннон.

[Муг смеется]

[ворчит]

Джонни, что мы будем делать?

[ворчит]

(Джонни) ‘Гонка!’

[оба кряхтят]

Гонка. Нет!

(Раджив) Рубин. Рубин.

У меня есть.

[напевает]

— Давай, Хаджи. — Прямо за тобой, Джонни.

— Остановите их! — Что за задержка, ребята?

‘Привет.’

авария

— Мы идем, Гонка. — О-о!

Утка!

Хорошая работа, мальчики.

Да, но что нам теперь делать?

(Хаджи) «Эти штуки возвращаются».

Выход должен быть. Разделить.

[веселая музыка]

Смотри, бандит, лестница.

[лает]

Гони, Хаджи, я нашел!

[задыхается]

бац

Уже в пути.

Спешите, я увидел свет наверху!

[лает]

(Джонни) «Ещё немного».

[лает]

Что такое, Джонни?

Смотри, свет. Он движется.

[смеется] Уезжать так рано?

Назад, мальчики. Быстрый.

(Хаджи) «Угу».

Что теперь?

Да, да, да. Что теперь?

[смеется]

[стучит]

[грохочет]

бац

А-а-а!

— А теперь познакомьтесь с моими хозяевами. — Что это было?

bam

Я пропустил вечеринку?

Похоже, я как раз вовремя.

[кричит]

стук

Что еще я могу сделать?

Да, вы можете что-то сделать с тройняшками Боббси

, поднимающимися по лестнице.

С удовольствием. Вскочить.

Ого!

Очень умно, но недостаточно умно.

нажмите

[жужжание]

тум-тум-тум

Что это?

(Раса) Должно быть, это мать.

Давай быстро найдем выход отсюда.

[оба кряхтят]

Господа!

— Преступник! — Подонок!

Животное!

[рев]

О, нет. Загнанный в угол!

[удары]

[интенсивная музыка]

swoosh swoosh

bash bash bash

(Гонка) ‘О. Эти ребята должны играть за Доджерс.

О, нет. Что мы будем делать?

Успокойся, Хаджи.

И, возможно, вместе мы найдем ответ.

Хорошо.

Я сделаю все возможное.

[напевает]

Эти ребята быстро учатся.

— Поехали. — Вау!

[лай]

[хныканье]

[напевание]

[интенсивная музыка]

[хныканье]

[жужжание]

[Хаджи напевает]

Фу!

тум-тум-тум-тум

[напевает]

[хрюкает]

Что?

Константин?

Борис, что ты.. Э-э.. П-п-мы делаем?

[вздыхает] Хорошо.

Теперь, когда ты перестал драться, я ухожу.

[жужжит]

Муг, забери меня отсюда. Усилитель перегружается.

— Вы двое в порядке? — Да, Раса.

Пошли отсюда. Это взорвется.

[грохочет]

Давай!

[грохочет]

kaboom

Ты со своим рубином можешь проделывать

довольно причудливые трюки, Раджив.

Я ничего не делал. И это?

[смеется] Красное стекло.

[разбивается]

У рубина не было силы.

Хаджи нашел ответы.

— Хаджи? — Мне?

Да, я просто помог его успокоить.

Нет предела тому, что может сделать хороший ученик

, если он просто успокоится и позволит своему духу работать.