Вий сценарий: Сценарий спектакля по мотивам повести Н. В. Гоголя «Вий»

Сценарий «Вий» – читать онлайн

Дочь: Короче, бабка моя дуркует по старости…  

Коля: В смысле?  

Дочь: Ну маразм там или альцгеймер я в этих старческих болячках не секу. Короче, химией старушка на старости лет увлеклась…  

Коля: Х-химией?! А-а… причём тут мы?!  

Дочь: Не перебивай, чёрт! Я, в этой научной мутате, не разбираюсь.  

Коля: Да мы тоже!  

Дочь: Пасть завалил! Я и говорю, что из всей этой химии я только частушку знаю: «Химия, химия вся… ну эта самая, синяя»  

Короче, не по этому я делу, я гуманитарий больше. Короче, я не знаю, чего там бабка опять нахимичила на своей делянке, но вчера ей так не хило прилетело за её опыты…  

Коля: (в сторону) А ну постой, бабка, химия, прилетело… (к дочери) А позвольте узнать имя отчество… старушки?  

Дочь: Ядвига Люцеферовна…  

Гаврюшка: Упс… простите мой английский…  

Дочь: Собственно и поделом старой, рано или поздно это всё равно бы случилось, но уж больно бабка осерчала, решила наказать обидчика. ..  

Коля: А позвольте узнать… известно кто… обидчик?  

Дочь: Студент какой-то, не помню имени, хомячье у него имя… Так вот и церква… Значит так, черти. Вы временно переходите под моё непосредственное командование.  

Коля: А делать то чего?!  

Дочь: Мои приказы выполнять быстро, и желательно молча! А чего, кстати, вы заговорили? Батя говорил, что вы немые.  

Коля: Отпустило… с испугу…  

Дочь: (усмехаясь) Это батя может! Он же бывший сотник, как рявкнет… аж хуйфея с кустов падает! Что уж говорить про людей.  

* * *  

Коля: Это что, гроб?! Мы так не договаривались! Не полезу я в гроб! Скажи, Сусанин!  

Гаврюшка: А чё сразу, Сусанин!  

Дочь: Дебилы! Это не для вас, а для меня гроб! Ну-ка подсобите…  

Коля: Ты что нибудь понял?  

Гаврюшка: Барин, я и в ваших причудах-то до сих пор не разобрался, а уж что чужие господа в следующую минуту учудят, мне и подавно неведомо!  

Коля: Хорошо ты устроился, погляжу. ..  

Дочь: (из гроба) Я говорю хорош трепаться, черти! Значит, сейчас залезли под гроб, там специальная выемка шторкой прикрыта и сидите тихо-тихо, пока знак не подам…  

Коля: На черта?  

Дочь: Мне, что, батю позвать?  

Коля+ Гаврюшка: Не надо!  

Коля: Что ваще тут происходит, Гаврюшка?  

Гаврюшка: Забейте, барин. Думайте лучше о ста целковых.  

Дочь: Черти, я не шучу! Рога поотшибаю! О, кажись идут! Тихо всем!  

* * *  

Некто: Это что, гроб?! Вы сдурели?! Не полезу я в него! Милиция!  

Некто-2: Да это не для тебя, дебил!  

Некто: Эй, да там какая-та тётка лежит! Дяденька, я покойников шибко боюсь!  

Некто-2: Какой я тебя дядя, щенок!  

Некто: Дяденька, серьезно, отпустите сироту казанскую!  

Поп: Ты на жалость не дави! Отец еёйный тебя из семинарии казанской приволок, не для того чтобы ты взад пятки!  

Некто: Но я же на философском учусь! Как же там, бытиё определяет сознание. ..  

Поп: Мне твои мудреные словечки до одного места! Пан сотник ясно сказал, пока отходную три ночи над телом евойной дочери не отчитаешь, никто тебя не отпустит!  

Некто: Да почему я?! Я в богословии ни в зуб ногой! Я вообще в бога не верую! Атеист я!  

Поп: Ты опять за старое! Тебе сотник сто целковых пообещал! И аванс выдал! Что ж ты тогда не вопил!  

Некто: Так меня пьяного с вечеринки студенческой за шкирку и сюда! Я вообще ничего не понял, пока гроб с тёткой-то не увидал!  

Поп: Какая она тебе тётка?! Панночка это! Короче, надоел ты мне, вот тебе книга, работай. На ночь тебя запрут в церкви, чтобы не сбёг. Утром выпустят.  

Некто: С покойником?! На всю ночь?! Да я сдохну от страха!  

Поп: Терпи, Хома! Бог терпел и тебе велел! (уходит)  

Коля: Хома?!  

Хома: (подпрыгнув) Кто тут?! Уф, показалось…  

* * *  

Коля: (шепотом) Гаврюшка, да это же Куравлёв! Это мы что по ходу в фильм «Вий» угодили?! Не было печали! Так получается та бабка настоящая ведьма. .. только по фильму-то Хома и должен был её товой…  

Гаврюшка: Чего «товой»? А-а, понял…  

Коля: А ты её веником…  

Дочь: (сквозь зубы) Черти, завалили хайло! Пасть порву!  

Хома: Кто тут?! А, собственно, чего я испугался? Ну, не вылезет же она из гроба? Просто… странно, почему именно я это должен делать. Что хоть за книжку мне дали? (листает) Блажении непорочные… блажении испытающие… (захлопывает книгу) Херота какая-та на старославянском. И что мне эту муть три ночи читать?! Ха, нашли дурачка! Где-то тут у меня было… (ищет по карманам) Не зря я у той бабуськи цельную баклажку упёр! (к гробу) Ваше здоровье! (пьет, кашляет) Ключница водку делала… Уф, ну вот сразу полегчало. Глянуть чоли на эту тётку, вдруг знакомая, ну не укусит же она меня, в самом деле! (ржёт)  

Дочь: (сквозь зубы) Вот сучёныш…  

Хома: Хм, в первый раз вижу… (орёт ей в ухо) Ваше здоровьеце! (пьёт и поёт)  

На речке, на речке на том бережочке,  

Мыла Марусенька белые ножки. ..  

Дочь: Так, пора с этой самодеятельностью заканчивать, черти приготовились! Эй, вы там уснули чоль?  

Коля: С вами уснёшь… Чё делать-то…  

Дочь: Если коротко, мизансцена следующая, я пучу глаза и летаю на гробу…  

Коля: А-а… нахрена?  

Дочь: Тебе, что, батя не рассказал этого?  

Коля: Да он там какую-то хрень нёс про тёщу… Я и не вслушивался особо…  

Дочь: Для особо тупых повторяю. Бабка хочет проучить этого студента, напугать до усрачки, вот и выбрала такой оригинальный способ.  

Гаврюшка: Пока получается, мне уже страшно…  

Коля: Хрен с ней бабкой, нам-то что делать?  

Дочь: Ты дебил?! Гроб, что, сам летать будет?! Вы его потащите!  

Коля: Э, мадам, а ничего что вы хоть и похожи на Варлей, но толще её втрое! Да мы тупо не упрём вас! Да ещё и с гробом!  

Дочь: А ты не охренел, чертило, я, между прочим, на диете! Короче, пока он там квасит в одно горло, взяли брёвнышко и весело понесли!  

Коля: Вот насчёт «весело» не обещаю. .. Сусанин прекращай дрожать! Хватай гроб сзади… Чёрт, да она точно тонну весит…  

* * *  

Дочь: Ай, вы там аккуратнее на поворотах. Хома! Хомааа, ты там уснул чоль?! Я что зря эту пантомиму разучивала, невидимую стену пытаясь нащупать.  

Хома: Ик… А вечер перестаёт быть томным…  

Дочь: Ну, наконец-то, заметил! Так, черти, давай пару кружков вокруг него! Аллюром!  

Коля: Пару?!  

Дочь: Пять! Хомааа, щас я тебя настигну вот тогда мы и похохочем!  

Хома: (задумчиво встряхивая флягу) Это ж на чём бабуся эту бормотуху настаивает?!  

Коля: (пыхтит) Сусанин, ты хоть в ногу со мной старайся бежать!  

Гаврюшка: Как это?!  

Коля: Раз-два, раз-два (грохот) Эй, чё там упало?  

Дочь: (запыхавшись) Стойте, дебилы, у гроба дно отвалилась, мы щас втроём, как придурки, по кругу бегаем!  

Коля: Сусанин ты что нибудь слышал?  

Гаврюшка: Неа, барин!  

Коля: Продолжаем забег! Раз-два, раз-два. ..  

Дочь: Стойте, твари! Тпру! Вы охренели, черти?! Уф, ладно с полётами во сне и наяву завязываем… нахер такие пробежки, да и студента вроде пронять уже должно…  

Коля: Что-то он не выглядит испуганным…  

Дочь: Да вижу… Короче, я заколебалась, середину книги мы пропускаем и сразу переходим к финалу… (откашливаясь) Приведите Вия! Э, я к кому обращаюсь?  

Коля: Не знаю, нас тут трое, вообще-то…  

Дочь: Дебил, Вия тащи!  

Коля: Да где я его возьму?!  

Дочь: Он вон там, в кандейке прячется…  

Коля: А что такое «кандейка»?  

Дочь: Я тебе пальцем тычу, дебил!  

Коля: Всё-всё, увидел! И я не дебил! (стучит) Ну, это, выходите что ли, товарищ! (оттуда слышится грохот и сдавленный мат)  

Дочь: Он же там не видит ни хрена, ты, что, Вия не читал, деревня?!  

Коля: (буркнув) Можно подумать вы читали?!  

Дочь: Да нахера это мне! Мне бабка в двух словах пересказала! Её же идея была! Мне только сто целковых было обещана за весь этот маскарад с гробом, откуда я знала, что это такой геморрой! Давай, тащи сюда бровястого!  

Коля: Это, товарищ, вас там зовут. .. Ого, а ведь действительно похож, как в кино, скажи, Гаврюшка.  

Гаврюшка: (заикаясь) Аггга…  

Вий: Поднимите мне…  

Дочь: (шепчет) Веки!  

Вий: Греки?  

Дочь: Турки, блин! Веки!!  

Вий: Брюки?  

Дочь: Да веки, идиот!!! Понаберут по объявлению! А вы чего смотрите?  

Коля: А чё?  

Дочь: Веки ему поднимайте! Да не глаза на жопу натягивайте, а веки подымайте! Да что за дебилов батя нанял!  

Хома: Мужики, щас я вам помогу, что вы тут одни корячитесь!  

Коля: Спасибо, товарищ!  

Хома: Свои люди, сочтёмся!  

Дочь: Да вы охренели все что ли?! А ты чего молчишь?  

Вий: А чё!  

Дочь: Ты увидел его!  

Вий: Кого «его»?!  

Дочь: Вот этого придурка!  

Вий: Какого именно из трёх?  

Дочь: Так, всё, мне эта херня надоела, короче там дальше по сценарию должна нечесть из всех щелей полезть, вороны с котами и карликами и прочая живность, но, имеем, то что имеем. .. бюджет не резиновый. Короче, я из молодой и привлекательной девушки в самом расцвете сил, превращаюсь в старуху. Бабуль, твой выход! Всё, дальше сами! И снимите с меня уже этот гроб!  

Ядвига: Ну вы, блин, даёте…  

* * *  

Хома: Бабуся?! Ты?!  

Ядвига: Вижу, узнал, шельмец!  

Хома: Я же извинился!  

Ядвига: Ты зачем мне многомесячный опыт запорол, стервец?!  

Хома: Откуда я знал что это опыт, гляжу, баклажка с самогоном не прибрана…  

Ядвига: Самогон?! Ты хоть знаешь, сколько мне потребовалось дней чтобы вывести идеальную формулу водки! А я её даже не продегустировала!  

Хома: Бабусь, между нами, чёто вы там перехимичили чутка, меня всю ночь так блевать и кидат! Только когда эти двое вприпрыжку с гробом стали бегать вокруг меня, отпустило.  

Ядвига: Да что бы ты понимал, студент! А вы чего оба два уши греете?  

Коля: Да мы собственно узнать хотели насчёт инструкции…  

Ядвига: Ах инструкции. .. Вот я зятьку нажалуюсь, что вы такой сценарий мне загубили, он вам таких инструкций выпишет, на всю оставшуюся жизнь запомните!  

Гаврюшка: Барин, кажись нам здесь не рады…  

* * *  

«Вий»: обзор грядущего ремейка

 

Написанная Николаем Васильевичем Гоголем повесть «Вий», рассказывающая историю злоключений Хомы Брута, является фактически классикой нашего хоррора, причем хоррора самобытного, основанного на славянской мифологии. Вот как писал сам Николай Васильевич: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание». Несомненно, такой сюжет просто не мог оставить равнодушным кинематограф. Известно о наличии сразу четырех уже выпущенных отечественных экранизаций, две из которых, еще дореволюционные, являлись представителями немого кино и до наших дней не сохранились. Третья, на данный момент самая известная и удачная, это датированная 1967 годом картина Георгия Кропачева и Константина Ершова «Вий», где главные роли блистательно исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей. Став первым «советским фильмом ужасов», она по-настоящему пугала и завораживала тогдашнего зрителя и для своего времени была сделана по высшему разряду. В 2006 году на экраны страны вышел новый вариант известного сюжета – фильм «Ведьма» режиссера Олега Фесенко. Будучи снятой лишь «по мотивам», причем весьма далеким от оригинала, а также не предложив ничего зрелищного и запоминающегося, эта работа прошла довольно буднично и снискала немало врагов, утверждавших, что не стоит издеваться над классиком и путать его бессмертное имя с этой невнятной поделкой. И вот наконец, в год 200-летия со дня рождения великого русского писателя, должна выйти в свет новая, пятая по счету экранизация, которая будучи проектом амбициозным, почти сразу приковала к себе пристальное внимание всех тех, кому небезынтересен наш кинематограф.

Первые серьезные упоминания о новом «Вие» появились в 2005 году, когда в кинотеатрах довольно неожиданно был презентован тизер фильма. На самом деле полноценная работа над картиной началась лишь годом позже, тогда же Алексей Петрухин и Олег Степченко лишь сваяли за восемнадцать часов тот самый тизер, после чего, закончив, члены творческой группы собрались за одним столом и задумались: «Тизер сняли, пора бы и сценарий написать!». Вот так, вполне по-русски, создатели будущей картины впервые заявили о готовящемся проекте, привлекая тем самым внимание общественности и потенциальных спонсоров, а также включаясь в борьбу со снимавшейся в это же время «Ведьмой». Изначально картину готовились выпустить в 2007 году, но в итоге она выйдет лишь осенью нынешнего 2009 (по другим сведениям – аж в феврале следующего, 2010-го).

В основу сценария лег не канонический, а первый, доредакционный вариант повести «Вий», которую Виссарион Белинский назвал самой слабой в сборнике «Миргород» и раскритиковал за обилие мистики, по причине чего Гоголь и изменил первоначальную версию. Но помимо незначительных различий с известным всем сюжетом, есть в картине и куда как более весомое ноу-хау  – новый герой по имени Джонатан Грин. Это английский путешественник и ученый-материалист, который совершает странствие из Европы на Восток. Проследовав через Трансильванию и преодолев Карпатские горы, он попадает на хутор, где жила панночка и без вести пропал Хома. Жители хутора рассказывают чужестранцу обо всех подробностях загадочных событий, не забывая упомянуть про чертей, вурдалаков и, конечно же, самого Вия. Джонатан Грин не склонен верить на слово и пытается, опираясь исключительно на факты, воссоздать подлинную картину произошедшего. Вместе с Грином зрители как бы вновь инсценируют повесть Гоголя, но при этом авторы картины намеренно акцентируют их внимание на подробностях, которые могли быть пропущены во время чтения.

В фильме задействован звездный актерский состав: Алексей Чадов, Нина Русланова, Лев Дуров, Олег Тактаров, Валерий Золотухин, Андрей Смоляков и другие. На роль Джонатана Грина был приглашен британский актер Джейсон Флеминг (наиболее известный российскому зрителю как Том из фильма «Карты, деньги и два ствола»). По словам создателей «Вия», Флеминг был далеко не первым актером, которого рассматривали на эту роль. Были еще Пирс Броснан, Шон Бин, Тим Рот, Венсан Кассель и даже сверхзвездный Киану Ривз. Мечтать, как известно, не вредно, но возвратившись на грешную землю, пришлось сопоставить запросы и возможности и выбрать актера далеко не самого известного и популярного. Хотя это ни в коей мере не говорит о его профессиональных возможностях, которые, по утверждению съемочной группы фильма, оказались более чем высоки. Также в картине будет задействован Кристофер Ллойд (незабвенный Док из трилогии «Назад в будущее»), который сыграет эпизодическую роль, связующую Джонатана Грина с его английским прошлым. На это место изначально рассматривалась кандидатура Денниса Хоппера, но его график не совпал с производством нашего ужастика.

Режиссером «Вия» стал Олег Степченко. Единственной заметной его работой является отечественный боевик «Мужской сезон: Бархатная революция», ставший зрелищем крайне сумбурным, скроенным кое-как и если хоть как-то смотрибельным, то лишь за счет непрерывного экшена. Справится ли режиссер с таким вызовом, как новый «Вий», мы сможем увидеть уже в недалеком будущем.

Бюджет картины составил 21 миллион долларов, что дает надежду на достаточно приличный визуальный ряд, благо фильм ожидается вполне зрелищный, а изрядную долю его хронометража составят спецэффекты. Во многом потому, что картинка «Вия» просто обязана радовать глаз и передавать соответствующую атмосферу, создатели фильма отправились снимать его в Чехию. Именно там удалось найти необходимую – по видению режиссера – природную натуру. Кроме того, были привлечены к работе квалифицированные местные специалисты – например, студия «Gatteo», которая делала декорации для таких проектов, как «Ван Хельсинг», «Жанна Д’Арк», «Парфюмер», «Хеллбой» и «Блейд», или оператор-постановщик Владимир Смутны, обладатель премии Оскар, со своей командой. Именно наличием богатого опыта, профессионализмом и искренним «болением» за свою работу, продюсер фильма Алексей Петрухин и объясняет выбор в пользу Чехии: «Очень обидно, что у нас в России нет возможности снимать так, как нам это необходимо. Кажется, что в нашей стране стремятся не столько работать в кино, сколько «освоить бюджет» фильма. На Западе все по-другому, люди болеют за свою работу. Да, они требуют сверхурочных; да, они дорого стоят… Но без их энтузиазма и профессионализма наш «Вий» был бы совсем другим. Поэтому мы очень рады, что такие специалисты согласились на работу с нами, болеют за картину и видят ее перспективность». Несомненно, такое внимание к деталям подкупает. Похоже, у нас есть реальная перспектива увидеть наконец по-настоящему профессионально сделанную отечественную картину.

Также стоит отметить, что новый «Вий» не ограничится лишь одним фильмом, сделанным в виде ремейка. В планах создателей вторая и даже третья части, которые должны стать эдакими вольными продолжениями повести Гоголя.

А вот любителей пощекотать нервы спешим разочаровать, ибо картина будет скорее в жанре приключений и мистики, нежели ужасов. По заверениям создателей «Вия», всему виной боссы международных киностудий, проявившие было на начальных этапах интерес к мировому прокату картины, но позже заявившие, что в ближайшие годы ужасы не будут популярны, поэтому удел картины – исключительно локальная аудитория. И вот, дабы угодить сильным мира сего, наши продюсеры сделали крен на приключения и несколько расширили сюжетную линию, добавив ко всему прочему некоторых персонажей, на первом этапе не запланированных вовсе.

Итог: очень достойный для нашего кино бюджет, серьезный подход, хорошие актеры, сюжет от классика и бесконечная вера нашего человека в наше же кино – все это делает грядущую премьеру одной из самых ожидаемых и интригующих в отечественном кинематографе.

«”Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий”». Видимо, даже начальник гномов не прочь оценить новинку; попробуем же и мы.

Три ночи смерти: Народный ужас в фильме «Вий» на Мосфильме

Передовица

13 января 2021 | By Conor Small

Популярность фильмов The Babadook , The VVitch и Midsommar за последние пять лет говорит нам о том, что народные фильмы ужасов по-прежнему интересуют как создателей, так и потребителей. Я говорю по-прежнему , потому что этот поджанр ужасов восходит к заре индустрии с The Phantom Carriage и Носферату . С тех пор он появлялся каждое десятилетие, и любители ужасов признают предыдущие примеры — Плетеный человек , Проект ведьмы из Блэр и многие другие — классикой. Они выходят за рамки своей эпохи и влияют на современных режиссеров, таких как Роберт Эггерс и Ари Астер.

Тем не менее, другие представители этого поджанра остаются в тени: Константин Ершов и Георгий Кропачев х Вий (1967). Также известный как Дух Зла , фильм изображает огромный, абсурдный и часто трагический мир в духе традиционного «сказочного» повествования. Тем не менее, Вий также может похвастаться винтажными спецэффектами и острой критикой патриархального нарратива своего общества.

История «Вия»

Действие фильма, основанного на одноименном рассказе русского писателя Николая Гоголя, происходит в Киеве XIX века. Уволенный на летние каникулы развратный, но веселый семинарист Хома ( Леонид Куравлёв ) едет с двумя друзьями в деревню. Когда наступает ночь, они получают приют от старой крестьянки. После этого она набрасывается на Хому и очаровывает его, «оседлав» его, когда он летит по ночному небу.

Хома молится о защите, и двое приземляются в поле, после чего он смертельно избивает старуху. Она превращается в прекрасную девушку ( Наталья Варлей ), а Хома убегает. Вернувшись в Киев, он узнает, что дочь богатого помещика загадала ему предсмертное желание, чтобы он произнес ее последние молитвы. Хома едет в помещичью деревню и обнаруживает, что умершая девица — его «крестьянская» ведьма. И чтобы сдержать последнюю волю дочери, помещик заставляет Хому молиться над ее трупом следующие три ночи — в одиночестве, в деревенской часовне.

Хотя номер Вий и не является мейнстримом, он имеет статус культового. Rotten Tomatoes , IMDB и Letterboxd пользователи болтают об этом; даже соучредитель Certified Forgotten Мэтью Монагл дал ему восторженный отзыв в Brooklyn Magazine . Indiewire назвал его 89-м номером в своем обратном отсчете «Величайшие фильмы ужасов всех времен». Он также имеет завидное происхождение и звание пэра. Не только первый фильм ужасов, снятый в СССР, но и снятый на киностудии «Мосфильм», такой же за многочисленными Андрей Тарковский фильмов а также Элем Климов Иди и смотри .

Наконец, Вий происходит из той же гоголевской повести, которая легла в основу эпохального романа Марио Бавы Черное воскресенье (1960). Тем не менее, фильм Бавы больше похож на британский хоррор и Дракулу Hammer Studios, чем на историю Гоголя, и его главные герои придерживаются патриархальных условностей социальной иерархии и гендерных ролей. Вий ближе к гоголевскому тексту и демонстрирует, что люди никогда не контролировали эти вещи.

Русский фольклор в кино

Вий фокусируется на персонажах рабочего класса, поэтому его фольклор исходит из уст казачьих лакеев, бедняков и крестьян. Это соответствует историческим тенденциям: литературоведы говорят нам, что сказки зародились у «простых» людей, а не у высшего общества. Неграмотные рабочие имели ограниченное знание своего мира, поэтому их рассказы выполняли объяснительную функцию. Поскольку жестокость и трагедия нависли над их жизнями, они населили и легенды, и ужасы рабочих.

Гоголь назвал свою сказку «образцом такого фольклора» в ее эпиграфе, который фильм перефразировал закадровым голосом. «Вий — колоссальное творение воображения простого народа», — делится голос. «Сама сказка — чисто народная легенда. И я рассказываю ее без изменений, во всей ее простоте, точно так, как я слышал, как она рассказывала мне».

Несмотря на это утверждение, современная наука указывает, что Гоголь сфабриковал многие фольклорные элементы своей сказки. Тем не менее его повесть и фильм 9От 0008 до изображена доминирующая фигура в культурах всего мира: ведьма. Она является тревожным символом для любого общества, в котором доминирует патриархальный правящий нарратив, поскольку она может существовать в нем, не подчиняясь его правилам. Ведьма Вия таким образом ужасает и очаровывает рабочих. Лакеи-казаки не только подозревают дочь помещика, но и сплетничают о ней вне пределов слышимости барина.

Хоме рассказывают, как она околдовала местного охотника, «человека с золотым сердцем». По словам мужчин, после того, как он «безнадежно влюбился» в нее, она забралась ему на спину и увезла его прочь. Так что даже лучшие из этих тружеников капитулируют перед демонической «другой» — одна их патриархальная мораль не может противостоять ей.

Образ девушки, «ездящей верхом» на рабочем, может пугать , а забавлять – он призрачный и бессмысленный для нашей рациональной логики. Но страхи не рациональны. В темноте не существует внутренней опасности, но она пугает многих людей из-за того, что она может содержать. И эта двусмысленность олицетворяет народный ужас. Она заставляет простолюдинов жить в нищете и невежестве. Хотя администраторы их общества — такие как ректор семинарии и богатый помещик в Вий — копят добро, они также предлагают защиту.

Эти обстоятельства также делают Хому ироничным административным агентом: ему не хватает их моральных знаний и порядочности. Например, когда лакей спрашивает, чему учат семинаристов, Хома уклоняется от его вопроса. После того, как помещик предлагает вести жизнь святого, Хома возражает: «Вы не можете знать, что говорите. . . . Я проскользнул к жене мясника прямо посреди Великого поста!»

Зрелище нежити

В то время как Вий критикует социальную конформность, он проявляет большую озабоченность в нарративах, допускающих такое согласие. Это пристальное внимание усиливается во время трех ночей Хомы в часовне, когда он зависит от патриархальных благословений для защиты от ведьмы. Эти кошмарные последовательности выделяются как Вий самый лучший и странный. На первый план выходит знание режиссером Кропачевым художественного оформления: заляпанная и затянутая паутиной церковь, пронизанная изображениями хмурого божества, заключает в себе действие.

Вместо дома света и поклонения он выглядит как гробница с угольно-черным гробом в центре. После того, как казачьи лакеи запирают его в первую ночь, Хома говорит трупу: «У меня есть молитвы, чтобы защитить меня. . . . ни один демон не сможет причинить мне вред. Он зажигает свечи в часовне, читает несколько молитв и нюхает табак. Затем ведьма поднимается.

Зрелище жуткое: красивая девушка – бледная от смерти, в венке из цветов и в белой сорочке – медленно садится, раскинув руки. Она снимает саван, выходит из гроба и падает на пол. Затем, ища Хому, она ходит вслепую через церковь, а он рисует мелом «священный круг» и возглашает молитвы, возводя прозрачную и непроницаемую преграду.

Несмотря на визуальную нелепость, эта сверхъестественная эгида укладывается в логику фильма — вера в авторитет сохраняет Хому. Ведьма не может разрушить это благословение (в одиночку). Затем пропел петух, и она — с жуткой, трясущейся яростью — снова ложится в гроб. Хотя «ночь» длится не более пяти минут, смещение времени умещается в Сказочная логика Вия . После этого ошеломленный семинарист подавляет свой страх и скрывает полученную им потустороннюю защиту.

Не то чтобы семинарист почувствовал возрождение веры. Напротив, весь следующий день Хома балуется водкой и начинает свою вторую ночь измученным и испуганным. После того, как он спотыкается во вступительной молитве, гроб ведьмы поднимается и летит с его обитателем по комнате. Этот эпизод доводит фильм до абсурда, хотя слышать, как ведьма кричит: «Хома!», нервирует.

В истерике он вызывает защиту священного круга, которую не может пробить гроб ведьмы. Вскоре прокукарекает петух, но ведьма проклинает Хому, когда она ложится, затуманивая его зрение и делая его волосы белыми. Таким образом, его задача лишает его юности и невинности, и его сдержанность дает трещину. На следующий день он пытается бежать и умоляет помещика освободить его, говоря, что его дочь была заколдована сатаной. Конечно же, Хому отправляют на последнюю ночь.

Эта сцена состоит из Разорительный финал Вия : кошмар патриархата оживает ужасающей жизнью. Сначала Хома рисует свой священный круг и в пьяном виде молится: «Да не поддамся я искушениям лукавого». Затем возникает ведьма и призывает исчадий: из стен тянутся бестелесные руки, в тенях болтают скелеты, из-за угла выглядывают твари, а в часовню прокрадываются демонические гуманоиды. Вопит демонический ветер; по комнате порхают летучие мыши; ведьма смеется и приказывает своим демонам идти вперед.

Наконец она кричит: «Приведите великого бога Вия! Я призываю Вия!» и оттуда топает огромный, похожий на камень демон. Хома говорит себе не смотреть твари в глаза или лучше потеряться, но тут петух прокукарекает, а семинарист улыбается и оборачивается. «Я вижу его!» — заявляет Вий, натравливая демонов на Хому. Прежде чем снова пропоет петух, наш герой лежит мертвым на полу.

Заключение

Это мрачный конец фильма с огромным количеством абсурдной комедии — смеси, которая также характерна для повествования сказок. Финал предполагает, что, независимо от того, живет ли человек как часть или против него, этот патриархальный нарратив не дает большого утешения. Но, как и в других великих народных фильмах ужасов, Вий показывает, как рассказывание историй помогает людям ориентироваться в своем мире.

В 19 веке в России жизнь большинства людей была короткой, жестокой и лишенной событий. Устраивали бессмысленные трагедии: отцы хоронили дочерей, добрые люди проходили без причины, крестьян загоняли в лачуги, а администраторы жили во дворцах. Сюрреалистичные, абсурдные истории позволяют им предположить, почему. Народный хоррор и по сей день позволяет нам создать смысл для страдания — что, пожалуй, является первым шагом к его преодолению.

Посетите нашу  страницу редакционных статей  , чтобы увидеть больше подобных статей.

Готовы поддержать более оригинальную критику ужасов? Присоединяйтесь к сообществу Certified Forgotten Patreon уже сегодня.

Готовы поддержать более оригинальную критику ужасов?


Присоединяйтесь к сертифицированному сообществу Forgotten Patreon сегодня.

Конор Смолл

Вий — IMDb

Вий

Blu-Ray

Severin Films

1967/ 1:37:1 / 78 мин.

В ролях Леонид Куравлев, Наталья Варлей

Режиссеры Константин Ершов, Георгий Кропачев

В фильме ужасов может случиться всякое, и это было одной из причин, по которой деспоты от Сталина до Хрущева запретили этот жанр у себя на родине на большую часть времени. век. Просвещение и пропаганда, а не дерзкие нападки на статус-кво, были главными ориентирами советского кинематографа — и все же один так называемый фильм ужасов сумел проскользнуть через «железный занавес» в 1919 году.

67 – Вий, реж. Константин Ершов, Георгий Кропачев. Основанный на жуткой басне Николая Гоголя о настойчивой ведьме и ее незадачливой добыче, государство, возможно, пропустило этот конкретный триллер, потому что художник по спецэффектам Александр Птушко использует отчетливо игривый подход к истории, превращая ее кошмарный сценарий в причудливую сказку у костра. Действие

«Вий» происходит в Украине, а Леонид Куравлев играет Хому, наивного семинариста,

См. Полную статью в трейлерах из ада. »
  • Северин Фильмы

    • Фильм Питера Гринуэя «Drowning by Numbers» выходит в формате 4K Ultra HD

      • 23 февраля 2023 г.
      • Collider.com
    • 8 новых фильмов ужасов, вышедших на этой неделе, включая «Бескрайний бассейн»!

      • 24 января 2023 года
      • Кровавый-Отвратительный. com
    • Морские орлы атакуют в этом истерическом клипе «Birdemic 3»! [Эксклюзив]

      • 23 января 2023
      • Кровавый-Отвратительный.com
  • Вий (1967)

    • «Джахан Чаар Яар, благонамеренный сестринский броманс» — обзор Субхаша К. Джа

      • 17 сентября 2022 г.
      • Боллиспайс
    • 10 декабря Релизы Blu-ray и DVD включают вторую главу, The Fly Collection, Freaks, Viy

      • 09 декабря 2019 г.
      • DailyDead
    • Арнольд Шварценеггер поделился фотографией со съемочной площадки «Вий-2» вместе с Джеки Чаном

      • 13 ноября 2016
      • Мерцающий миф
  • Александр Птушко

    • Сампо

      • 02 августа 2022
      • Трейлеры из ада
    • Deaf Crocodile выпустит 4K-реставрацию потрясающего финско-советского фантастического эпоса «Сампо» Александра Птушко (1959) на Blu-ray впервые в США

      • 24 июня 2022 года
      • Новости ужасов
    • Илья Муромец

      • 21 мая 2022
      • Трейлеры из ада

IMDb.