Конкурс на экологическую тему для детей – Экологические игры — Летний лагерь

Сценарий экологического мероприятия «Весёлые игры на серьёзные темы»

Карпенко Алена Александровна-

методист по работе с детьми

МБУК «Централизованная библиотечная система г. Черемхово»

Центральная детская библиотека

город Черемхово, Иркутская область

Методическая разработка мероприятия по экологии

«Веселые игры на серьезные темы»

«Веселые игры на серьезные темы»


Вступление:

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм – 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)

«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором живем. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

1. «Экомячик»: передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик, 
Долго-долго по рукам, 
У кого остался мячик, 
Тот сейчас расскажет нам…»

Тот, у кого остался мячик, отвечает на загадки.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти.

Ответ (Радуга)

 

В синем небе,

Как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека

Как зовут их? …

Ответ (Облака)

 

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает – иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой …

Ответ (Тучи)

 

На улице рубашка,

В избе рукава.

Ответ (Солнечный луч)

 

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …

Ответ (Солнце)

  

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня …

Ответ (Луной)

 

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

Ответ (Ветер)

 

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это — …

Ответ (Дождь)

 

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

Ответ (Снег)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ (Дерево)

 

Благоухает и манит,

Цветами нежными дарит,

Протянешь руку за плетень –

И в ней окажется …

Ответ (Сирень)

 

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Ответ (Черемуха)

 

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это –

Мы от этого чихаем.

Ответ (Тополь)

 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. Ответ (Дуб)

2. Игра с мячом «Я знаю…» Дети становятся в круг. Ведущий в центре с мячом. Ведущий бросает мяч игроку и называет категорию объекта природы, например, деревья. Ребенок перечисляет 3-5 названий деревьев. Следующий игрок называет предметы из другой категории. Такая же игра может быть более конкретизирована. О растениях, называть растения сада, огорода, леса. Или о животных.

3. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин

4. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Поездка в лес

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

5. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

Ребята наблюдают за муравьями. (син.)

Дети оставили костёр в лесу. (черн.)

Ребята огородили муравейник. (син.)

Мальчики взяли в лес весной собаку. (черн)

Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (син.)

Ребята срезают грибы ножиком. (красн.)

Ученики очищают парк от мусора. (син.)

Ребята увидели гнездо в траве. (красн.)

Ребята бросают мусор на дорогу. (черн.)

Дети сильно шумят в лесу. (черн.)

Мальчик гуляет с собакой по газонам. (черн.)

Девочка рвёт цветы на клумбе. (черн.)

Ребята ходят в парке только по тропинкам. (син.)

Мальчик полез в кусты за мячом. (красн.)

Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (черн.)

Дети вешают кормушку. (син.)

Дети ловят в пруду головастиков. (черн.)

Мальчики рассматривают жука. (красн.)

Дети развешивают скворечники в парке. (син.)

Подростки моют мотоцикл в реке. (черн.)

Ученики высаживают возле школы деревья. (син.)

Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (черн.)

Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (черн.)

Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (черн.)

Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (черн.)

Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (син.)

Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (черн.)

Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (син.)

Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (черн.)

Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (красн.)

Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (черн.)

Девочка полощет бельё в реке. (черн.)

Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (черн.)

Дети вылечили найденную в лесу птицу. (син.)

Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (син.)

В походе ребята разорили птичье гнездо. (черн.)

На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (красн.)

Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (красн.)

Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (красн.)

Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (красн., черн.)

  1. Что сначала, что потом (наоборот)

Вата — хлопок

Хлеб – пшеница ( рожь, зерно)

Цыпленок — яйцо

Лягушка — икра, головастика

Рыба – икра, мальки

Стол — дерево

Масло — подсолнух, семечки, оливки

Кувшин — глина

Цветок – семена

Книга — дерево

Бабочка — гусеница

Шерстяная кофта — овца, коза.

  1. «Птичье царство»

Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

Ребята, а вы каких птиц знаете? (ответы детей)

Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуйте угадать о каких птицах идет речь:

Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы (Дятел).

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ….(Совы)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…..(Снегири)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два огромные крыла

У хозяина……. (Орла)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

В лужах — отраженье тучи,

Дни по-прежнему теплы.

На репейнике колючем

Ищут семечки……(Щеглы)

  1. «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

  1. «Звериное царство»

Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё — отгадайте:

Куцехвостик, длинноушка,                              На спине его иголки,          

На пеньке ты как игрушка.                              Удивительно как колки,

Лапки ты свои поджал…                                  Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц)                              Потому что это…(ёж)

Я хозяин леса строгий,                              Стройный, быстрый, рога ветвисты

Спать люблю зимой в берлоге.                 Пасётся весь день, кто это?…..(олень)

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.                           Юркий, маленький зверёк,

Страшно я могу реветь,                                  По деревьям прыг да скок. (белка)

Кто же я, скажи?…..(медведь)

                                                                      Разбойник он серый, нет ему веры.

                                                                 Всё клыками щёлк, кто же это?….(волк)

У кого из всех зверей                                              

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

В чём заключается работа лесника? (ответы детей)

Лес — родной дом для многих животных, птиц, насекомых. Без зверя, без птицы и лес не лес. Он дает им и кров, и пищу. В глухих уголках леса устраивают берлоги медведи. В дуплах деревьев находят пристанище белки. Под пнями роют норы бурундуки. В кронах деревьев и зарослях кустарников строят гнезда многие лесные птицы… Жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью и даже зимой… Но особенно красив лес в мае и… в сентябре. В мае — все зеленеет и сверкает в лучах солнца. Кукушки уже вовсю кукуют, бабочки кружатся, жуки жужжат, жаворонки заливаются, соловьи, дрозды… Муравьи снуют, торопятся… А уж воздух, какой в лесу — не надышишься! Человек весной тоже стремится в лес. Природой полюбоваться и воздухом надышаться. Но есть и такие…., а впрочем посмотрите сами. (просмотр мультфильма Сибирячок и зайчиковая береза)

Заключение

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был, расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

Вот и закончилась наша история. Помните ребята.

Лес богатство и краса!

Береги свои леса.

Много леса — не губи,

Мало леса — береги,

Нету леса — посади.

Наш призыв для всей планеты:

«Берегите Землю эту!».

Мы кричим всему народу:

«Надо всем беречь природу».

Коль беречь ее не будем

Сами мы себя погубим.

Методист по работе с детьми А. А. Карпенко

infourok.ru

Сценарий экологической викторины «Экологическое ассорти»


Сегдня мы проведем викторину «Экологическое ассорти». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».

У нас четыре команды (представляет команды) и жюри:

Наталья Анатольевна – заместитель директора прогимназии.

Юлия Михайловна – дизайнер, оформитель.

И ТАК НАЧИНАЕМ!!!


Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Приветствие команд

 1 конкурс «Экопроблемы»

Выдаются конверты. Дети составляют из фраз текст экологической проблемы.

1. Катастрофически сокращаются леса во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 1/3 территории.

2. Каждый год во в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

3. Озеро Байкал, которое содержит треть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться.

4. За последние 60 лет на планете исчезли множество видов животных, сотни видов растений, птиц.

 

2 конкурс

Составить из букв название науки, которая изучает нарушение взаимосвязей в природе (Кубики с буквами)

Экология

 Ведущая:Чтобы не разрушались связи в природе нужно беречь и сохранять животных, и растения, и реки, и озера, и моря. Все, что создала природа, нуждается в нашей с вами защите.

 3 конкурс « Заморочки»

«Заморочки»- деревянные бочонки с числами от 1 до 16. Каждой команде предназначено по четыре вопроса. Достают «заморочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды отвечает на вопрос, затем первый игрок другой команды и т.д. если 1 из игроков достаёт бочонок с надписью «счастливый случай», то получает 2 балла.

1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный).

2. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза).

3. Состояние реки, когда вода заливает большие территории.

(Половодье).

4. Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые. (Крапива).

5. На стволе берёзы появился кольцом ряд отверстий. Чья работа?  (Дятел пил берёзовый сок).

6. Кустарник с розовыми цветами от сорока болезней. (Шиповник).

7. Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу).

8. Дерево – символ нашей Родины. (Берёза).

9. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

10. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)

12. Как погасить костёр в лесу? (Залить его водой или засыпать землёй.)

13. Кто о себе так говорит?

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

14. Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Подорожника.)

15. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

16. «Счастливый случай»

«Надо всем беречь природу»

Коль беречь ее не будем –

Сами мы себя погубим.

4 -й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).

Миутка отдыха «Травы, кустарники, деревья»

(Травы – топают. Кустарники – хлопают. Деревья — машут руками над головой).

Тополь, черёмуха, клевер, осина, шиповник, кедр, крапива. Боярышник, камыш, берёза, малина, сосна, смородина, чеснок.


5-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
2 команда

1. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
2. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
3 команда
1. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
2. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
4 команда

1. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
2. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

6-й конкурс. Капитанов.
7 -й конкурс. «Экологические пословицы».
Кто больше назовет та команда и выиграла


8-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.

А пока команды готовятся, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся.

Поиграем «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Награждение

Завершающие слова

1. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!

3. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

4.

infourok.ru

Классный час на тему: Экологическая игра-викторина

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). 
  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый. 
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар…
    Кто-то дерево узнал? (Липа).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина). 

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание».

(Автор, 2 паучка, медведь, ёж, белка, 2 цапли, муравьи, речка). 

Автор:

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь: Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Автор:

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Автор:

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Автор: Слышится из трубки.

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Автор:

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи:

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка: Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Автор: И речка отвечает.

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши). 
  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
  11. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры).
  12. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка).
  13. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза).
  14. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха).
  15. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея).
  16. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки». 

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя. 

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут… (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас… (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый). 

3-й конкурс. «Собери пословицу». 

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

  1. Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.
  2. Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.
  3. Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир
  4. Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.
  5. Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.
  6. А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.
  7. Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.
  8. Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).

nsportal.ru

Материал по теме: Экологическая игра

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА

«Мы живем на планете – Земля»

Добрый вечер, уважаемые гости. Мы приветствуем вас  на экологической игре «Мы живем на планете Земля». Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном процессе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвящаем нашу игру. Главными действующими лицами будут команды:__________________________________________________________

Оценивать работу команд сегодня будет жюри в составе, которого работают:


Методист ЦДТ – Загребельная О.Б., педагог д/о – Сундукова Л.В.


Итак, мы начинаем игру.

1 КОНКУРС – «ВОПРОС  — ОТВЕТ»

1.Трава от 99 болезней? (Зверобой)

2.На следу, каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси)

3.Кто может пить ногой? (Лягушка)

4.Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

5.Пингвин – это птица или животное? (Птица)

6.Какая ягода бывает красной, черной, белой? (Смородина)

7.У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца)

8.У какого дерева ствол белый? (У березы)

9.Какая птица выше всех летает? (Орел)

10.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

11. Какой снег тает  быстрее – чистый или грязный? (Грязный)

12.Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)

13.Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

14.Какое дерево весной дятла поит? (Береза)

15.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

16.Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)

17.Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)

18.Кравожадный хищник наших лесов? (Волк)

19.Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)

20.Какая птица в мире самая большая? (Страус)

21.Когда еж не колется? (Когда только родился)

22.Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)

23.Дерево – символ нашей Родины? (Береза)

24. Сколько крыльев у жука? (Четыре)

25.Где у кузнечика ухо? (На ноге)

26.Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

27.Сколько ног у паука? (Восемь)

28.Какую птицу наших лесов называют лесным доктором? (Дятла)

29.Кто из животных бегает быстрее всех. (Гепард, более 100 км в час)

30.У кого глаза  на рогах, а дом на спине? (У улитки)

31.Какая рыба носит имя человека? (Карп)

32.Кто это – Алиса и Базилио? (Лиса и кот)

33.Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)

34.Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит)

35.Кто тяжелее – самая большая акула или слон? (Акула)

36.Что делает зимой еж? (Спит)

37.Весной или летом цветет сирень? (Весной)

38.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

39. Растет ли дерево зимой? (Нет)

40.Умеют ли тигры плавать? (Да)

41. Какую траву любят кошки? (Валериану)

42.Лысеющий на ветру цветок? (Одуванчик)

43.Название, какого растения связывают со звоном? (Колокольчик)

44.Лошадь в тельняшке. (Зебра)

45.У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)

Какую ягоду называют «родной сестрой малины»? (Ежевику)

У кого самый чуткий нос? (У бабочки)

Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Прилет, каких птиц означает начало весны? (Грачи)

Какая птица умело подражает голосам птиц? (Скворец)

Часть водной оболочки земли? (Море)

Сильная буря на море? (Шторм)

Группа островов (Архипелаг)

Крупный населенный пункт. (Город)

Дорога через горный хребет (Перевал)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ №

Слово жюри за 1 конкурс

2 КОНКУРС – «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»  — назвать 5 съедобных грибов, ядовитых растений, хищных птиц, полевых цветов, певчих птиц, деревьев растущих на территории России.

3 КОНКУРС – «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОНВЕРТЫ»  (конверты с вопросами)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ №

Слово жюри – за 2 конкурс и общий итог за первые 2 конкурса

Вопросы команде 1.

Почему у журавля один птенец?

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого. И самое страшное здесь то, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством.)

Почему волка называют санитаром леса?

(Поедает первым делом больных и ослабленных животных)

Вопросы команде 2.

Когда раки линяют?

(Линяют раки, когда панцирь становится тесен. Это происходит где-то в конце осени. А тесен он им по простой причине – растут раки.)

Почему ласточки перед дождем летают низко?

(Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле)

Вопросы команде 3.

Зачем змеи язык показывают.

(Не подумайте, что это они вас дразнят. Это они воздух «ощупывают», добычу ищут. А что,  вынюхивают, «несут» на языке в рот.)

Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее?

(Облака для земли все равно, что одеяло, они не дают остыть земле)

4  КОНКУРС «САМЫЙ – САМЫЙ»

1.Самое высокое дерево.

Акация

ЭВКАЛИПТ

 дуб

2.Самая многоводная река земного шара?

АМАЗОНКА

 Волга

 Миссисипи.

3.Самый длинный день в году.

 15 июня

21 ИЮНЯ

22 июля

4.Самая большая пустыня

Ливийская

 Калахари

САХАРА (Находится в Африке)

5.Самое соленое море

МЕРТВОЕ

Красное

Черное

6.Самый короткий день в году

14 января

22 ДЕКАБРЯ

 15 декабря

7.Самое громкоголосое животное.

КРОКОДИЛ

 слон

медведь

8.Самое сладкое дерево наших лесов

осина

 ясень

ЛИПА

9.Самая большая планета

Марс

ЮПИТЕР

 Земля

10.Самое быстрое морское животное

ДЕЛЬФИН

 кит

морской котик

11.Самая высокая трава

Крапива

БАМБУК

розмарин

12. Самое глубокое озеро в России и в мире.

БАЙКАЛ (Глубина 1620 м, длина 636 км, наибольшая ширина 81 км)

Гурон

Мичиган

13.Самое мелководное море на Земле

Охотское

 Баренцево

АЗОВСКОЕ

5 КОНКУРС  – «СЛОВЕСНЫЙ ЛАБИРИНТ» (названия рек)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Слово жюри – за 3, 4 конкурсы и общий итог предыдущих 4х конкурсов

ПРЕНД   (Днепр)

МУРА     (Амур)

ГОЛАВ   (Волга)

НАЕЛ      (Лена)

ЗАТЕМ    (Темза)

ЛАУР       (Урал)

НАДУЙ    (Дунай)

ВЕНА       (Нева)

РЕТЕК      (Терек)

МАКА       (Кама)

ШТЫРИ    (Иртыш)

ЛАВИС      (Висла)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Оценки за 5 конкурс, подведение итогов экологической игры.

Природа – наше богатство, и не случайно писатель Михаил Пришвин сказал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода; птице – воздух; зверю – лес, степи, горы.  А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

                                                           ПОЛОЖЕНИЕ

О проведение экологической игры для старшеклассников

«Мы живем на планете Земля»

Цель: расширение и углубление знаний о живой природе, развитие познавательного интереса учащихся, их творческих способностей.

Дата и место проведения: 18 марта 2011г. Актовый зал ЦДТ ст. Ладожской.

1 КОНКУРС – «ВОПРОС  — ОТВЕТ»

Каждая команда отвечает на 15 вопросов – за каждый правильный ответ команде присуждается один балл. Максимальная оценка за конкурс 15 баллов.

2 КОНКУРС – «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»  — назвать 5 съедобных грибов, ядовитых растений, хищных птиц, полевых цветов, певчих птиц, деревьев растущих на территории России. Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов (5+5).

3 КОНКУРС – «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»  

Каждая команда получает конверт, содержащий по два вопроса. За каждый правильный ответ  — 1 балл. Максимальная оценка за конкурс 2 балла.

4  КОНКУРС «САМЫЙ – САМЫЙ»

Командам предлагаются вопросы и варианты ответов – задача выбрать правильный ответ, за который присуждается 1 балл. Максимальная оценка -13 баллов.

5 КОНКУРС  – «СЛОВЕСНЫЙ ЛАБИРИНТ»

Расшифровать названия рек. За каждое расшифрованное название присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов — 12 баллов.

ПРЕНД —

ПРЕНД —

МУРА —

МУРА —

ГОЛАВ —

ГОЛАВ —

НАЕЛ  —

НАЕЛ —

ЗАТЕМ —

ЗАТЕМ —

ЛАУР —

ЛАУР —

НАДУЙ —

НАДУЙ —

ВЕНА   —  

ВЕНА —  

РЕТЕК —

РЕТЕК —

МАКА  —

МАКА  —

ШТЫРИ —  

ШТЫРИ —  

ЛАВИС —

ЛАВИС —

Назвать 5 съедобных грибов

____________________________________

Назвать 5 ядовитых растений

____________________________________

Назвать 5 хищных птиц

____________________________________

Назвать 5 полевых цветов

____________________________________

Назвать 5 певчих птиц

____________________________________

Назвать 5 деревьев растущих на территории России.

___________________________________

1 КОНКУРС – «ВОПРОС  — ОТВЕТ»

1.Трава от 99 болезней? (Зверобой)

2.На следу, каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси)

3.Кто может пить ногой? (Лягушка)

4.Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

5.Пингвин – это птица или животное? (Птица)

6.Какая ягода бывает красной, черной, белой? (Смородина)

7.У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца)

8.У какого дерева ствол белый? (У березы)

9.Какая птица выше всех летает? (Орел)

10.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

11. Какой снег тает  быстрее – чистый или грязный? (Грязный)

12.Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)

13.Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

14.Какое дерево весной дятла поит? (Береза)

15.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

16.Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)

17.Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)

18.Кравожадный хищник наших лесов? (Волк)

19.Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)

20.какая птица в мире самая большая? (Страус)

21.Когда еж не колется? (Когда только родился)

22.Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)

23.Дерево – символ нашей Родины? (Береза)

24. Сколько крыльев у жука? (Четыре)

25.Где у кузнечика ухо? (На ноге)

26.Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

27.Сколько ног у паука? (Восемь)

28.Какую птицу наших лесов называют лесным доктором? (Дятла)

29.Кто из животных бегает быстрее всех. (Гепард, более 100 км в час)

30.У кого глаза  на рогах, а дом на спине? (У улитки)

31.Какая рыба носит имя человека? (Карп)

32.Кто это – Алиса и Базилио? (Лиса и кот)

33.Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)

34.Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит)

35.Кто тяжелее – самая большая акула или слон? (Акула)

36.Что делает зимой еж? (Спит)

37.Весной или летом цветет сирень? (Весной)

38.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

39. Растет ли дерево зимой? (Нет)

40.Умеют ли тигры плавать? (Да)

41. Какую траву любят кошки? (Валериану)

42.Лысеющий на ветру цветок? (Одуванчик)

43.Название, какого растения связывают со звоном? (Колокольчик)

44.Лошадь в тельняшке. (Зебра)

45.У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)

Какую ягоду называют «родной сестрой малины»? (Ежевику)

У кого самый чуткий нос? (У бабочки)

Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Прилет, каких птиц означает начало весны? (Грачи)

Какая птица умело подражает голосам птиц? (Скворец)

Часть водной оболочки земли? (Море)

Сильная буря на море? (Шторм)

Группа островов (Архипелаг)

Крупный населенный пункт. (Город)

Дорога через горный хребет (Перевал)

nsportal.ru

Методическая разработка по экологии (6 класс) на тему: Сценарий экологического конкурса «Причуды природы»

Экологический конкурс  «Причуды природы»

 (сценарий)

         В игре принимают участие школьники VI-VII  классов. Ребята заранее выбирают капитанов команд, которые получают задания и организуют их выполнение. Необходимо выполнить следующие задания:

  1. Выбрать название команды, эмблему, подготовить приветствие;
  2. Подготовить творческую работу на экологическую тему (проект, кроссворд, головоломку, биологический лабиринт и т.д.)

       В качестве ведущего обычно выступает ученик X или XI классов, но им может быть и учитель биологии.

    Ведущий : 

      Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика. И сегодня мы посвящаем наш конкурс чудесам природы, которые отражаются в  различных связях организмов между собой и окружающей средой.

      На сцену приглашаются команды 6-х (7-х) классов. Они сегодня покажут свои знания, смекалку и изобретательность в следующих конкурсах:

  1. Приветствие
  2. «Эрудит»
  3. «Немое кино»
  4. Экологический кроссворд
  5. Конкурс капитанов
  6. «Сами с усами» представление творческих работ (домашнее задание)

Оценивать знания участников экологического конкурса будет компетентное жюри (представление жюри).

      Итак, мы начинаем !  И первый конкурс ПРИВЕТСТВИЕ. Максимальная оценка – 3 балла.

    На сцену приглашается команда «Симбионты»       

Гриб:   «Мы гифы гриба»

Водоросль: «А мы зеленые водоросли. Гриб дает нам воду и минеральные вещества, защищает от страшного внешнего мира»

Гриб: «А водоросли дают нам готовые органические вещества, ведь мы гетеротрофы и не можем создавать их сами».  

(Хором) Друг без друга мы жить не можем.   (Угадайте кто я?)  

Девиз  «Мы изучили тему сообща, и отвечать здесь будем не ропща»

     На сцену приглашается команда «Хищники»   

Волк: «Сейчас я тебя догоню и съем, должен же я что-то есть?!»

Заяц: «Обидно быть жертвой, но обычно он отлавливает самых слабых и больных, тех которые и без него скоро погибли бы».        

Девиз    «Всех порвем и покусаем, поражений мы не знаем»    

Объявление итогов конкурса.   

Ведущий : 

      Итак, команды представлены, и мы переходим ко второму конкурсу «ЭРУДИТ», который посвящен решению познавательных задач. Командам зачитываются задания, та команда, которая быстрее найдет ответ, поднимает руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.  

      Задание №1.

Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?

      Задание № 2

Английский ученый  Джозеф Пристли (1733-1804) посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. Этот опыт был поставлен в1771.  Так его описывал автор: «Через восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на три дюйма…»   Дайте объяснение этому факту.

       Задание № 3

Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

       Задание № 4

Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?

      Задание № 5

В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Объясните данный факт.

 

Объявление итогов конкурса.

   

 Ведущий : 

   А теперь мы переходим к конкурсу «НЕМОЕ КИНО».   Командам демонстрируется видеофрагмент о питании растений (документальный сериал  «Невидимая жизнь растений» ч.1, фильм 1; производство Великобритания, ВВС). Задача участников составить к нему текст. При оценивании текста учитывается грамотность и логичность изложения, применение и владение терминологией.

      А пока участники думают, болельщики могут помочь своим командам и принести дополнительный балл, участвуя в экологическом конкурсе «Взойди на вершину пирамиды».   На доске прикреплен лист ватмана, на котором разграничены фото пяти трофических уровней (звеньев пищевой цепи).

           КОНСУМЕНТЫ

                           

                          сова                                                                      куница

           

                      уж                              большая                                              еж

                                                           синица                                  

лягушка         паук                жужелица                прыткая            лягушка         жужелица

                   крестовик                                            ящерица

бабочка                          дождевой                                  мокрица                  слизень                           гусеница

голубянка                          червь                                                                            

                     майский                         усач большой                   переливница                     клоп  

                        жук                                 дубовый                           тополевая                      лесной

ПРОДУ-ЦЕНТЫ

зеленые    плоды       цветковые       кора         разлагающаяся       зеленые       опавшая     плоды      цветки

листья     и семена     растения      деревьев       древесина              листья          листва     и семена   растений

В игре участвуют 2 человека.

    Правила:

  1. Задача – как можно быстрее подняться с первого трофического уровня на последний, побывав при этом на каждом трофическом уровне.
  2. Двигаться можно по полю во всех направлениях, но лишь от вида, который является пищей, к тому виду, который эту пищу поедает.
  3. Ходы делаются по очереди, за один ход – один «скачок».
  4. Та команда, которая сделала неверный ход, возвращается на исходную позицию и пропускает ход.
  5. Время на обдумывание хода 5 секунд.
  6. Побеждает та команда, которая первой поднимется на самый верхний трофический уровень.

За победу в этом конкурсе болельщик приносит команде 1 балл.

      Через 5-7 минут представители команд зачитывают комментарий к видеофрагменту. Высший балл за конкурс – 5.

   

Ведущий : 

      Ну что ж, а теперь настало время проверить, как участники команд знают экологическую терминологию. И вам, ребята, предлагается решить кроссворд. (Командам выдаются одинаковые кроссворды). Ваша задача за 10 минут разгадать и найти в кроссворде 10 экологических понятий. Максимальная оценка – 5 баллов.

Вопросы:

  1. Взаимовыгодное сожительство организмов (7 букв).     Симбиоз.
  2. Наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и окружающей средой (8 букв).     Экология.
  3. Организм, часто являющийся первым звеном в цепи питания (8 букв).   Растение.
  4. Особь (живое существо) обладающее свойствами – питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость (8 букв).     Организм.
  5. Воздушная оболочка Земли (9 букв).      Атмосфера.
  6. Группа особей одного вида, длительно обитающая на определенной территории, относительно обособленно от представителей  этого же вида (9 букв).      Популяция. 
  7. Сообщество живых организмов (8 букв).     Биоценоз.
  8. Организм, нападающий, убивающий и поедающий свою жертву (6 букв).    Хищник.
  9. Процесс биосинтеза органических веществ на свету в листьях растений (10 букв).   Фотосинтез.
  10. Организм, живущий за счет питательных веществ хозяина (7 букв).     Паразит.

а

д

л

о

г

и

я

к

р

п

э

к

о

в

о

ъ

з

м

а

ж

п

о

п

у

р

ч

и

з

с

е

с

и

ф

л

г

а

н

о

т

и

х

м

х

я

б

и

о

н

е

н

и

б

и

ц

а

т

ц

е

ь

ы

щ

п

о

и

з

м

о

с

ф

е

н

ю

з

я

ф

о

т

о

с

р

и

п

а

р

а

й

з

е

и

а

к

к

р

т

з

и

т

т

н

ц

      А чтобы болельщики не скучали, объявляется конкурс – назвать (по очереди) как можно больше организмов, обитающих в почве (воде, воздухе). Дополнительный балл принесет своей команде болельщик, который последним даст ответ.

Объявление итогов конкурса.

 Ведущий : 

      А теперь пришло время КОНКУРСА  КАПИТАНОВ.  Капитанам демонстрируется видеофрагмент, в котором комментатор делает ошибку (документальный сериал ВВС «Великие события природы», фильм «Большая охота», фрагмент о комарах). Задача – обнаружить эту ошибку, дать пояснение. (2 балла)

      Дополнительный балл – Привести примеры временных паразитов подобных комарам.

Объявление итогов конкурса.

   

Ведущий : 

       И заключительный конкурс «САМИ С УСАМИ». Ребята подготовили творческие работы по теме «Экологические факторы» и теперь представят их. Максимальный балл – 5.

     Для болельщиков фотоконкурс – по фотографии определить тип питания организма, свой ответ обосновать (Дополнительный балл).

Объявление итогов конкурса, подведение итогов игры.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

  1. «1000 чудес природы». Перевод с английского. Русское издание подготовлено Издательским домом Ридерз Дайджест. – Испания, 2002.
  1. Акимушкин И.И. «Причуды природы» (кн. 1) – М.: Юный натуралист, 1992.
  1. Акимушкин И.И. «Причуды природы» (кн. 2) – М.: Юный натуралист, 1992.
  1. Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997.
  1. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
  1. Секреты природы. Перевод с английского. Copyright © 1999 ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест»
  1. Экологические игры в школьном курсе «Биология». Методические рекомендации для учителей-биологов – Самара: СИПКРО, 1993.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *