Профориентационная работа и работа с молодыми специалистами
СИСТЕМА РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
«Хотя мир в целом продвигается вперед,
молодежи приходится всякий раз начинать начала».
Гёте
Большинство органов исполнительной государственной власти области в настоящее время сталкиваются с проблемой «старения» квалифицированных кадров, молодые люди после окончания учебных заведений не редко не желают начинать и продолжать свою трудовую деятельность в непривлекательных, с их точки зрения, сферах профессиональной деятельности. Но даже если поступают на государственную гражданскую службу, руководители кадровых служб указывают на высокий процент дальнейшей «текучести» этой категории персонала.
Другая проблема, с которой сталкиваются органы исполнительной государственной власти области при омоложении собственных кадров - это их недостаточная квалификация. Молодые специалисты, пришедшие на государственную гражданскую службу, зачастую в принципе не понимают что такое «профессиональная деятельность на государственной гражданской службе» как таковая. Адаптационный процесс занимает много времени.
В настоящее время в органах исполнительной государственной власти области насчитывается лишь около 26 % молодых людей, а в органах местного самоуправления – порядка 19%.
По сравнению с 2008 годом возросла доля специалистов, стаж работы, которых до 1 года (с 7% до 9%).
Для сравнения: показатель среднего возраста в органах исполнительной государственной власти области - 39 лет.
5. Сдерживающие факторы, в связи с которыми молодежь сама не хочет идти работать на государственную службу. Это, прежде всего
5.1 низкий уровень зарплат порядка 10 тысяч рублей (ведущий специалист) и негативное общественное мнение по поводу деятельности чиновников. Но в то же время есть и другая сторона: те, кто готов работать в госструктурах, не всегда могут туда устроиться: сложность в получении информации о вакансиях, закрытость самих структур, скептическое отношение к квалификации молодых людей.
5.2 Отсутствие примеров для подражания. Сегодня доля молодых людей среди руководителей (высшая, главная группы должностей) в возрасте до 35 лет составляет 2%. В бизнесе людей с успешной карьерой в таком возрасте значительно больше. Отсутствие ясной перспективы продвижения и соответственно перспективы материального роста.
5.3 Несвоевременное мотивирование студентов на работу в органах исполнительной государственной власти области. Три года с момента поступления до первой практики очень важны, а работа со студентами в это время практически не ведется. На третьем курсе часто уже поздно – большинство активных ребят уже работают.
6. Внесенными изменениями в законодательство разрешено брать на государственную службу молодежь без опыта работы. Но ответ на вопрос, удастся ли удержать молодежь, остается открытым. Профильные Вузы за последние годы выдали немало дипломов по специальности «Государственное и муниципальное управление», однако не удалось выработать стимулы, позволяющие не только привлекать молодежь на государственную службу, но и удерживать ее там. И сегодня действует типичная стратегия для молодых: 2-4 года государственной службы, нужные связи, а потом уход в собственный бизнес. Освободившееся место занимает очередной молодой человек с нулевым опытом.
7. Проблемы трудоустройства молодежи. Ряд учебных заведений, практикуют тесное сотрудничество с органами исполнительной государственной власти области, где в рамках договоров, студенты проходят практику, получают доплату к стипендии, и куда по окончании учебы приходят на работу.
Психологические и профессиональные проблемы адаптации:
-
проблема завышенных ожиданий, как со стороны выпускника, так и со стороны работодателя,
-
отсутствие навыков работе в коллективе и отсутствие навыков подчинения,
-
недостаточность практической подготовки выпускников. Выпускники ВУЗов часто не удовлетворяют требованиям работодателей. Проблема: соответствие требований государственных образовательных стандартов требованиям, к профессиональным знаниям, умениям и навыкам на государственной гражданской службе.
Одним из наиболее эффективных инструментов, направленных на решение данной ситуации, является построение системы работы с молодыми специалистами.
Основные целевые направления системы работы со студентами и молодыми специалистами.
-
Привлечение студентов и молодых специалистов на государственную гражданскую службу;
-
Адаптация молодых специалистов к работе в системе государственной гражданской службы;
-
Обучение и развитие молодых специалистов.
Задачи системы работы со студентами и молодыми специалистами.
-
Выявление талантливой молодежи среди студентов и молодых специалистов, ее развития и закрепления на государственной гражданской службе области;
-
Создание новых условий и механизмов для устойчивого и эффективного развития молодых специалистов;
-
Обучение навыкам и технологиям современного менеджмента с акцентом на инновации и лидерство потенциально способных и молодых специалистов;
-
Вовлечение и молодых специалистов в проектную деятельность;
Основные инструменты работы со студентами высших учебных заведений:
-
презентационно-информационные мероприятия, в целевых учебных заведениях;
-
стажировки, экскурсии,
-
проектная работа;
-
деловые игры;
-
оценочные мероприятия;
-
система грантов, стипендии;
-
интерактивные учебники, целевые курсы.
Основные инструменты работы с молодыми специалистами:
-
адаптационный курс для молодых специалистов;
-
программа развития молодых специалистов, индивидуальные планы развития и планирование карьеры;
-
оценочные мероприятия;
-
выявление молодых специалистов с высоким потенциалом, выделение в отдельные группы: лидерские, научно-технические и т.п.;
-
клуб «Молодой чиновник»;
-
научно-практические конференции;
-
мероприятия по командообразованию и повышению стрессоустойчивости;
-
наставничество;
-
элементы материальной и моральной мотивации.
Примерный перечень нормативных правовых документов, регламентирующих работу со студентами и молодыми специалистами в органе исполнительной государственной власти области.
-
положение об организации и проведении практики студентов;
-
договора с высшими учебными заведениями об организации и прохождении практики;
-
общие положения о работе со студентами и молодыми специалистами;
-
положение о работе со студентами и молодыми специалистами;
-
план работы со студентами и молодыми специалистами на год;
-
положение о наставничестве;
-
Положение о порядке заключения договоров на обучение в целях профессиональной подготовки кадров для государственной гражданской службы области (в соответствии с постановлением Губернатора области от 04.10.2010 года № 494 «О порядке заключения договоров на обучение в целях профессиональной подготовки кадров для государственной гражданской службы»).
Положение о наставничестве