Внеклассное мероприятие «Экологическая культура»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2», г. Сосенский
Козельского района Калужской области
Классный час
«Экологическая
культура»
Учитель Хромова О.М.
2013 г
Цель: формирование экологической культуры учащихся.
Задачи
Образовательные:
— закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;
— знакомство с понятием «экология»;
— углубление теоретических знаний в области экологии;
Развивающие:
— формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
— развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
— воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
— привлечение внимания к экологическим проблемам;
— воспитание экологической ответственности;
— воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.
Оборудование: презентация, сигнальные кружочки, конверты со словами, иллюстрации.
I. Оргмомент.
II. Вступительная беседа (введение в тему).
Этот год в нашей стране объявлен Годом культуры.
Культура бывает разная: нравственная, эстетическая, физическая, православная, экологическая и т. д.
Каждый день мы сталкиваемся с нравственной культурой, когда общаемся друг с другом. На уроках физ-ры мы встречаемся с физической культурой, мы узнаём, как человеку лучше сохранить и укрепить своё здоровье. На занятиях по православной культуре дети знакомятся культурой и традициями православного народа, учатся верить в бога и жить по законам божьим.
Ребята, а что вы понимаете под эстетической культурой, и на каких уроках вы о ней говорите?
Наше занятие я хочу начать с демонстрации нескольких кадров.
Слайды 1 -4
Посмотрите их и поделитесь своими впечатлениями.
А что скажете по этим кадрам?
Слайд 5
Сегодня наш природный дом, наша планета оказалась в большой опасности. Слайд 6
Она обращается к нам за помощью и кричит «Помогите!»
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям, то есть вам, вашим детям, вашим внукам и т. д.
Что же такого плохого делает человек природе? На этот вопрос мы получим ответ, послушав стихотворение.
МОНТАЖ.
– Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
не страдали так никогда.
– И воздух стал грязен и лес оскудел,
и океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает
и живность в лесу от того погибает.
– Сегодня задача у мира одна,
она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.
– Не надо зверье убивать понапрасну,
пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!
Сама ведь природа не может спастись,
так нужно чтоб люди за это взялись!
-Природу беречь – это дело святое.
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
А если как прежде природе вредить,
то кто же тогда на Земле будет жить?!
-Исчезнут растенья, грибы и бактерии,
животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!
Все ли люди на нашей планете так поступают по отношению к природе?
В чём причина такого плохого поведения? ( Люди бывают добрые и злые, некоторые мало что знают о природе, о взаимосвязи всего живого и неживого, поэтому ведут себя неправильно).
Таких людей можно назвать некультурные и непросто некультурные, а экологически некультурные.
Чтобы вы посоветовали этим людям, чтобы исправиться, измениться и стать культурными в этом отношении?
Единственное спасение природы в том, чтобы каждый человек услышал голос природы, подчинился её законам, отказался от потребительского отношения к Земле и её богатствам.
Сегодня каждый человек, и взрослый, и маленький, должен стать немного экологом. Поэтому и мы на сегодняшнем занятии будем говорить об экологии, об охране нашего общего дома, об охране природы, об экологической культуре. Ведь природу нельзя оставлять в беде, её надо спасти!
Тема нашего занятия «Экологическая культура». Слайд 7
Я предлагаю отправиться в путешествие и проверить ваши познания в области природы и экологии. А заодно мы выясним, можно ли вас назвать экологически культурными людьми.
Поспешим на первую станцию «Экологическую».
III Станция «Экологическая». Слайд 8
1.Беседа о значении слова экология.
По радио, телевидению, со страниц газет можно «многократно» слышать слово «экология».
Что же такое экология? Слайд 9
С греческого «экос» — это «дом», а «логос» наука.
Если их сложить, то получается «наука о доме».
А что мы можем назвать нашим общим домом?
Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планета Земля. Слайд 10
Какие два закона экологии мы уже знаем?
Приведите пример. (Солнце, растения, животные, человек. Вода, почва, все живые существа).
2.Сказка.
Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:
— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.
Свежий Воздух возразил:
— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Ребята, а вы как думаете, кто из них прав?
Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)
Долго они спорили, никак не могли определиться кто прав. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и вода, и воздух, так как всё взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
А теперь нам пора отправляться на следующую станцию.
IV.Станция «Природная». Слайд 11
Вот мы прибыли на станцию «Природная».
А кто мне скажет, что такое природа?
Я предлагаю поиграть в игру и поучиться отличать предметы природы от предметов не природы.
1. Игра «Природа – не природа».
Детям даются конвертики со словами (колокольчик, книга, олень, малина, небо, дом, поезд, океан, берёза, камень, пальто, телефон, воздух, кит, лестница, художник).
Распределите эти слова на две группа, работая в парах.
А теперь проверьте, глядя на экран. Слайд 12
У кого есть ошибки?
Скажите, а природа бывает какая?
Чем отличается живая природа от неживой?
2. Игра «Живая и неживая природа».
Учитель показывает иллюстрации, а учащиеся с помощью сигнальных кружков зелёного и красного цвета определяют.
Молодцы, хорошо справились с заданием. Вас уже нельзя назвать экологически без культурными.
Вы, наверное, устали?
Давайте отдохнём.
V. Физминутка.
Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята встают, если нет — не встают.
— Посадка деревьев.
— Вырубка лесов.
— Охота на редких животных.
— Строительство очистных сооружений на заводах.
— Разведение костров в лесу.
— Уборка территории.
— Выброс дыма заводами.
— Сбор первоцветов.
— Создание заповедников.
— Выброс газов автомобилями.
— Сбор макулатуры.
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
Поспешим на следующую станцию.
VI.Станция «Родниковая». Слайд 13
Вот мы уже оказались на новой станции.
Отгадайте загадку.
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю, я бегу,
И стеклянной быть могу.
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая? (Вода)
Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях.
Кто может назвать три состояния воды?
( Твердое, жидкое, газообразное).
Как по другому можно назвать твёрдое ( газообразное0 состояние воды?
— При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)
— При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)
— При какой температуре лед начинает таять? (При плюс одном градусе.)
Вода, водица, водяной, водоём.
Как можно назвать эти слова?
Какие водоёмы есть на нашей планете?
Каким цветом на карте изображается вода? Слайд 14
Много ли у нас воды? (Много.)
Раз воды много, значит можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
Почему?
— Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал (20 % мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов). Поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет. Будем беречь воду!
— Как человек губит воду?
Необходимый источник жизни — воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей.
Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (Не бросать мусор, экономно расходовать).
Что в наших силах?
VII. Станция «Воздушная». Слайд 17
Вас опять ожидает загадка.
Без рук, без ног по полю рыщет
Поет да свищет, деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер.)
Что такое ветер?
Из чего состоит воздух? (Воздух состоит из смеси газов.)
Какой из этих газов необходим для дыхания всем живым существам?
Отчего происходит загрязнение воздуха?
Что необходимо делать для защиты воздуха от загрязнения?
Что из вышеперечисленного способен сделать каждый человек ( и взрослый, и ребёнок) для того, чтобы воздух был чище?
VIII. Станция «Бережливая». Слайд 18
Наше путешествие подходит к концу.
Мы прибыли на заключительную станцию.
О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)
Как называется наша планета, на которой мы живём?
Кто является её хозяином?
Экологи придумали прекрасный праздник — День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»
Давайте и мы об этом подумаем и расскажем друг другу.
В заключении нашего занятия я хотела бы прочитать вам такие строчки.
Наша планета Земля Слайд 19
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы.
Помните!
Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Слайд 20
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Конечно, у вас пока ещё небольшой запас знаний о природе, об экологии. Но если каждый человек будет стремиться, их станет гораздо больше и тогда можно сказать, что наша природа в хороших, надёжных руках.
Спасибо всем вам за участие в беседе, а гостям спасибо за внимание!
infourok.ru
Внеклассное мероприятие по экологии «Экологическая мельница»
Внеклассное мероприятие, посвященное недели экологии
«Экологическая мельница»
Цель: формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе.
Задачи:
Способствовать расширению экологического кругозора;
Содействовать развитию творческого потенциала учащихся;
Способствовать формированию чувства осознания необходимости бережного отношения к природе.
Оборудование: столы и стулья для команд, фломастеры и бумага, заранее приготовленные макеты для строительства дома и экологическая валюта, экран, проектор, ноутбук и презентация «Экологическая мельница».
Зал украшен листовками «Береги природу», которые рисовали учащиеся начальной школы, а также знаками экологической тропы. На экране горит слайд с названием мероприятия. В игре принимают участие 2 команды 10х классов. Команды занимают места за столами.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Вполне возможно, что за последние дни с лица Земли исчезло еще одно животное, еще одно растение. Все мы обязаны своей жизнью нашей прекрасной планете под названием Земля, которая взывает сегодня о помощи и, увы, остается по –детски беззащитной перед нами.
Замечательный(слайд 2) французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля» и пересесть из него просто некуда.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку добрее, справедливее, ответственнее и великодушнее. По настоящему любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным. И сегодняшнее наше мероприятие призвано научить вас быть таковыми.
Все мы часто слышим слово «экология», давайте еще раз вспомним что оно означает(слайд 3).
Впервые это слово (слайд 4) употребил Эрнест Геккель в 1866 году в своем труде «Общая морфология организмов» .
Участвуя в конкурсах, не забывайте об этом.
По итогам каждого конкурса вы будете получать (слайд 5) специальную экологическую валюту – ЭКО. В конце мероприятия вы, согласно прайсу, обменяете свои ЭКО на стройматериалы и построите свой дом. У кого дом получится лучше тот и выиграл! Удачи!
«Разминка»(слайд 6)
На слайде зашифрован ребус на экологическую тему. Всего 5 ребусов. Ваша задача как можно скорее отгадать правильное название. Кто первый отгадывает – поднимает руку, за каждый отгаданный ребус получаете 1 эко.
(на этом слайде делается щелчок мышью и появляется ребус, еще щелчок отгадка. И так 5 ребусов (слайды 7-11)
«Музыкальная пауза»(слайд 12)
А сейчас учащиеся 5 класса под аккомпанемент баяна пропоют частушки на экологическую тему.
Пропоем мы вам частушки, В озере купались гуси
Как на Алтае мы живем, Нашей тетушки Маруси
Экологию мы любим И теперь у всех гусей
И природу бережем! Десять лап и шесть ушей
Есть у нас большая речка, У охотника забота —
Дети там купаются, Подстрелить решил енота.
Только в ней плохие тети Вот бы все наоборот:
С порошком стираются! Чтоб в нег стрелял енот.
Старожилы говорили, Эх, топну ногой!
Будто здесь олени жили. Да притопну другой!
В лес искать мы их пошли, Ведь на всех одна планета
Только свалки там нашли! Больше нету ни одной!
Как-то раз полез наш Петька В лес зайдешь, а там – прохлада.
За кувшинкой в озеро. Вот ручей бежит все вдаль…
Стал он черным, будто редька, Ничего вовек не надо,
Мыть пришлось до осени. Лишь бы цвел родной Алтай!
«Найди ошибки» (слайд13)
Перед вами сочинение ученика, который недавно ходил в поход вместе с классом. Вы должны прочитать его и выявить все нарушения. За каждое найденное нарушение 1 эко. (Учащимся раздаются заранее распечатанные сочинения без ответов. В течении 10 минут они находят ошибки, затем обмениваются и проверяют с ведущим вместе (слайд 13-17)
«Физкультминутка» (слайд 18)
А теперь давайте подвигаемся. Я буду произносить высказывания, а вы в ответ на них совершаете определенные физические действия:
Если вы согласны, что необходимо экономить воду, хлопните в ладоши!
Если вы закрываете водопроводный кран, пока чистите зубы, подпрыгните несколько раз!
Если вы уверены, что курение вредно для здоровья, топните ногой!
Если вам не нравится запах выхлопных газов, помашите рукой перед лицом!
Если вы не мусорите на улице ,встаньте!
Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, закройте глаза руками!
Если вы или члены вашей семьи вытираете пыль с электролампочек – улыбнитесь (пыль задерживает 36 процентов света, поэтому их нужно протирать!)
Если вы аккуратно обращаетесь с бумагой, а не тратите ее попусту. Возьмитесь за ухо!
Если вы думаете, что охрана природы приносит пользу, скажите «ДА!»
Если вы, видя насекомое в своей комнате, выпускаете его на волю вместо того, чтобы убить, коснитесь кончика носа.
«Устами младенца» (слайд 19)
А теперь давайте сыграем в игру «Устами младенца» Вам будут предложены видеоролики,в которых зашифрованы слово. Вам необходимо по объяснению отгадать слово и поднять руку. За каждый правильный ответ – 1 эко.
«Мусор»(слайд 20)
Что делать с мусором – «вечная проблема». В настоящее время на одного жителя (щелчок мыши) приходится 1 тонна мусора(щелчок мыши) в год. Если весь (щелчок мыши) накопленный мусор за год не уничтожать, а ссыпать в кучу, то образовалась бы гора, высотой с Эльбрус(щелчок мыши). Все ходят(слайд 21) в лес и видят там следы отдыха. (щелчок мыши) Это и бумага и пластиковые бутылки. И металлически банки и разбитые стеклянные бутылки. А знаете ли вы, сколько понадобится времени природе, чтобы переработать этот хлам?
«Рука помощи» (слайд 22)
А теперь последний конкурс «Рука помощи» Обведите свою руку на листе бумаги и впишите в нее свои предложения по охране природы. Максимальное количество эко – 5.
«Закупка стройматериалов и строительство домов» (слайд 23)
А теперь подсчитайте свои эко и обменяйте их на строй материалы, согласно прайсу. Из купленных стройматериалов постройте дом.
Конкурс домов и награждение.
Литература
Недели экологии: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера. – 96 с
Экопаутина/ под ред Бондаревской С., Репетуновой Е., Щигревой С. Барнаул,2006, 90 с
infourok.ru
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии. Интеллектуальная игра «Экологическая безопасность»
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Интеллектуальная игра «Экологическая безопасность»
Разработала:
Н.В. Иванова
Череповец
2017 г.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов. Интеллектуальная игра «Экологическая безопасность»
Цель: сформировать представления об основных проблемах третьего тысячелетия; способствовать формированию экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить, систематизировать знания учащихся по экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы их предупреждения и ликвидации.
Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
Развивающие:
Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.
Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
Прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать уверенность в своих силах.
Способствовать развитию у ребят ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой.
Оборудование: флажки разного цвета для участвующих команд, карточки — кроссворд, секундомер, мультимедийный проектор с презентацией.
Методические рекомендации: Мероприятие проводится для студентов 1 курса. Число участников – 3 команды по 5 человек, которые располагаются за столами. Каждая команда должна иметь название, капитана, который руководит командой и свой обозначающий флажок (синий, зелёный, белый). Перед игрой проводиться жеребьёвка команд. Интеллектуальная игра включает в себя 4 тура: 1 тур «Разминка; 2 тур «Своя игра», 3 тур «Битва капитанов», 4 тур «Финал. Калейдоскоп». Судейская команда состоит из 2–3 человек, в зависимости от количества играющих команд.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
Наша планета Земля – маленькая крошка в Солнечной системе и песчинка в Мировом космическом пространстве. Но она уникальна в своей звездной системе, уникальна и неповторима своим живым миром – миром бактерий, вирусов, грибов, растений и животных. Этот живой мир развивался миллионы лет и создал сложнейший, единственный в своем роде, сознательный организм человека. Это значит нас. А если мы живые, то обязаны знать, как мы взаимно связаны с окружающей нас природой, какие законы существуют в живом мире, почему нельзя их нарушать, какие глобальные проблемы стоят в настоящее время перед человечеством. Сегодня вам предстоит ответить на некоторые вопросы, которые позволят вам более серьёзно отнестись к проблемам безопасности и экологии.
Пожелаем удачи нашим командам!
I ТУР. РазминкаКаждой команде предлагается карточка — кроссворд из 10 слов. На отгадывание дается 2 минуты. За каждое угаданное слово команда получает 1 балл. Всего 10 баллов.
Огородное растение.(Сельдерей)
Капуста.(Кольраби)
Ива, растущая по сырым местам. (Цельная)
Съедобный морской моллюск. (Кальмар)
Место содержания животных.(Вольер)
Верхняя часть пестика. (Рыльце)
Цветок.(Мальва)
Дерево.(Ильм)
Рыба.(Гольян)
Кристалл белого цвета. (Соль)
На слайде презентации представлено 6 разделов: атмосфера, гидросфера, литосфера, химическая безопасность, безопасность пищи, жилище человека.
Каждый раздел содержит по 4 вопроса разного уровня сложности, оцененного в баллах (1,2,3,4). Каждой команде в этом туре на обсуждение отводится 10-15 секунд.
Команды по очереди выбирают вопрос в порядке жеребьевки. За правильный ответ команда получает баллы, равные стоимости вопроса. За неправильный ответ баллы вычитаются.
При неправильном ответе команды даётся возможность ответа другой команде. Если команда отвечает правильно, ей добавляются баллы, если неправильно – вычитаются.
Атмосфера
Поступление каких веществ опасно для озонового слоя, и что произойдёт, если озоновый слой исчезнет?
(Хлорсодержащих веществ: хлорфторуглероды – фреоны – наиболее опасны; Погибнет всё живое под воздействием у/ф лучей) (1 балл)Назовите болезни, вызываемые загрязнением воздуха.
(Бронхиты, трахеиты, рак лёгких, конъюнктивиты) (2 балла)Назовите основные источники загрязнения воздуха.
(Промышленные предприятия, выхлопные газы машин, извержения вулканов; ТЭС) (3 балла)Какие меры вы предлагаете для уменьшения «парникового эффекта»?
(Повышать эффективность использования горючего, разрабатывать и внедрять солнечные и другие бестопливные источники энергии. Прекращение сведения лесов, организовывать посадки леса) (4 балла).
Гидросфера
Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?
(Нефть) (1 балл).Назовите главных потребителей пресной воды.
(Население, промышленность, сельское хозяйство) (2 балла).Чем опасны для водных обитателей синтетические моющие средства?
(Стиральный порошок, шампунь, сода изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). (3 балла).К чему приводят кислотные дожди?
(Увеличивают кислотность почв, вредно влияют на состояние озёр, рек, служат причиной гибели лесов, разрушают плодородный слой земли. Подкисление океанических мелководий ведёт к невозможности размножения морских беспозвоночных животных, что может привести к разрыву пищевых цепей и нарушению экологического равновесия в Мировом океане) (4 баллов)
Литосфера
Сколько лет требуется для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр?
(Примерно 100 лет) (1 балл)Какие функции выполняет почва?
(Производит органическое вещество, в том числе и с/х продукцию и минерализует отмершие органические остатки) (2 балла)Назовите основные причины сокращения с/х угодий.
(Зарастание лесом и кустарником удалённых участков, развитие эрозионных процессов, подтопление и заболачивание земель) (3 балла).Что способствует деградации почвы?
(Нерациональное использование земельных ресурсов: строительство на плодородных почвах индустриальных объектов; перегрузка почв удобрениями пестицидами; эрозия; чрезмерное развитие пастбищного животноводства)
(4 балла)
Химическая безопасность
Известно, кислород абсолютно необходим для жизни, а ли он может быть ядовитым?
(При высоких концентрациях вызывает тяжёлое отравление) (1 балл)Каким образом свинец может проникнуть в наш организм?
(Автомобильные выхлопы, выбросы производства, с продуктами питания) (2 балла)Каким путём химические вещества могут проникнуть в организм?
(Через органы дыхания, с водой, пищей, через кожу) (3 балла)Назовите правила безопасного использования химических веществ.
(Держать их в плотной упаковке, в недосягаемом от детей месте, при использовании защищать руки перчатками, органы дыхания – респираторами;) (4 балла)
Безопасность пищи
Какой способ является самым простым для обеззараживания воды?
(Кипячение) (1 балл)Почему люди приобретают собственную систему очистки воды?
(Вода из-под крана содержит много загрязнений, в том числе свинец. Для очистки используется хлор, который опасен для здоровья человека) (2 балла)Перечислите, в каких случаях необходимо мыть руки?
(После общения с домашними животными, после посещения туалета, после разделки мяса, птицы, рыбы)(3 балла)Что нужно срезать у картофеля, капусты и моркови, чтобы в организм не попали нитраты?
(У моркови – сердцевину, у капусты – кочерыжку, у картофеля толстым слоем срезать кожуру) (4 балла)
Жилище человека
- К чему может привести использование самодельных электрических приборов?
(Возгорание, пожар) (1 балл) - Что нужно делать, чтобы избежать поражения током?
(Не ставить стаканы с водой на электроприборы; следить за состоянием выключателей, розеток; если прибор дымится, немедленно выключить его из сети) (2 балла) - Вспомните книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера», и скажите, по какому эпизоду можно судить, что лекарства в доме у тёти Полли хранились в доступных для детей местах?
(Том напоил кота болеутолителем) (3 балла) - Какие домашние растения могут стать причиной отравления?
(Азалия, гортензия, декоративный паслён, олеандр, молочайные) (4 баллов)
Подумайте и предложите варианты «чистых» источников энергии, не загрязняющих биосферу (1 минута).
Составьте максимальное количество экологических слов, используя буквы одного слова «природопользование» за 3 минуты.
За каждый правильный ответ команде начисляется по 1 баллу.
IV ТУР. “Экологический калейдоскоп”Состоит из решения 16 ситуационных задач. За каждую, правильно решённую, задачу команда получает 3 балла. На обсуждение дается 1 минута. Отвечает та команда, которая первая поднимает флажок.
№ | Вопросы | Ответы |
1. | Нередко в заповедниках практикуют следующее: при возрастании численности зайцев, их частично отлавливают и переселяют в другие заповедники. Почему это необходимо? | Таким образом учёные заповедника пытаются сохранить равновесие между приростом растительности и количеством зайцев.. |
2. | Всем известен декоративный кустарник, который неправильно называют багульником. Кто назовет его имя и перечислит виды его распространения на Дальнем Востоке? | Рододендрон даурский, сихотеалиньский, Родовского, камчатский, Шлиппенбаха. |
3. | В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? | В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы — дуплогнёздники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья. |
4. | Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам принести из зимнего сада в её спальню, которая плохо проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему? | Фотосинтез, в процессе которого, растения выделяют кислород и, очищают воздух, идет только на свету. Ночью в спальне света не было. |
5. | Один фермер скосил траву до цветения, другой — после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ? | Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ. |
6. | На месте вырубленных еловых лесов чаще всего появляется сначала береза или осина. Почему? | Береза и осина обильно плодоносят ежегодно, а ель – раз в пять – семь лет. Легкие плоды березы и осины разносятся ветром на большие расстояния. Кроме того, на вырубке может появиться подрост осины за счет корневых отпрысков, а береза может дать поросль от пня. |
7. | После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? | Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется. |
8. | Летучие рыбы (название говорит само за себя) развивают на поверхности воды, перед тем как взлететь, скорость 65 км/час. Находятся в воздухе в состоянии полета секунд 10, пролетая несколько десятков метров. Какое значение имеет способность рыб к полетам над водой? | “Полеты” рыб — способ спасения о врагов. |
9. | Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда вставляют в них стебли тростника. С какой целью это делается? | Вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб. |
10. | Специалистам известно, что маакия амурская и леспедеца двуцветная повышают плодородие почвы. Поясните. | Маакия амурская – единственное дерево Хабаровского края из семейств Мотыльковые, леспедеца – кустарник. Растения находятся в симбиозе с клубеньковыми бактериями, благодаря чему обогащают почву соединениями азота. |
11. | На тополях, березах, вязах и других деревьях можно видеть (особенно хорошо после опадания листвы) зеленые кусты с красными плодами. Что за растения и почему они встречаются не на почве, а только на деревьях? | Омела крашенная – вечнозеленый паразит. Её листья имеют хлорофилл и могут осуществлять фотосинтез, образуя небольшое количество органических веществ. Основную же часть необходимых ей органических веществ и все минеральные вещества омела забирает у растения – хозяина. |
12. | Построили на реке плотину, а для рыбы сделали свободный канал – рыбопроход. Однако рыба, идя на нерест, по рыбопроходу не пошла. Почему? | Идя на нерест по руслу реки, рыбы подчиняются инстинкту, а рыбопроход природой не запрограммирован. |
13. | В наших дальневосточных лесах живёт великое множество самых разнообразных птиц: дятлы, рябчики, глухари, тетерева, ястребы, синицы, горихвостки, совы, сычи, и даже утки – крохаль, мандаринка. Чем можно объяснить такое множество птиц? | Каждая птица в лесу занимает свою экологическую нишу, где находят пищу, место для гнезда и спасение от врагов. |
14. | Народности Дальнего Востока очень почитают птицу клеста, называя его “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить? | В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность. |
15. | Лесники, ведущие наблюдения за жизнью лесных обитателей, отмечают, что численность растительноядных животных постоянно колеблется. Это относится и к белкам, и к зайцам- белякам, и к птицам: клестам, кедровкам. В чём причина этих явлений? | Это напрямую связано с наличием в тот или иной год с урожайностью деревьев, плодами которых питаются эти животные. В неурожайные годы снижается плодовитость животных, наблюдается их миграция. |
16. | Наши северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки? | Олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус. |
За правильный ответ на заданный вопрос 2 балла присуждается той команде, за которую болели болельщики.
1. По ценным качествам этого дерева определите название.
“Красивая древесина дерева, из которой делают фанеру. Дубильные вещества помогают делать красители темно – коричневого цвета. В народной медицине древесина применяется как вяжущее вещество. Листья употребляются для предохранения вещей от моли и отпугивания блох. Медонос. Очень ценные и питательные плоды. Масло имеет не только пищевое значение, но и используется для технических целей. Корм для лесных зверей. (Орех маньчжурский)
2. По ценным качествам этого дерева определите название.
“Стройное дерево до 20 метров высотой. Ствол закутан серой и морщинистой корой упругой на ощупь, которая надежно защищает дерево зимой от мороза, а летом от жары. Китайцы называют его “деревом черного жемчуга”, т.к. черные его плоды напоминают связки жемчуга. Древесина используется для изготовления мебели, лыж, фанеры, деревянных частей самолетов. Из луба получают красивую желтую краску. Хороший медонос. Используют в лекарственных целях (лечит печень, желудок, заживляет раны). (Бархат амурский)
Подведение итогов.
Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды и награждает команду — победительницу дипломом и призами.
Ведущий: Французский исследователь Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природа устрашала человека, о теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестать устрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле – будь то человек или микроорганизм – совершенствовать наш общий дом – биосферу. Спасибо всем за игру!
Литература
Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экология: Информационно-развивающие дидактические задания.- Спб.: СМИО Пресс, 1999.
Биология в вопросах и ответах — Москва, 1993.
Голубева Е.А. Занимательное естествознание, Тригон Санк-Петербург, 1998.
Кузовникова Т. А. Экология: Юнита 1.- М.: СГУ, 1999.
Оценочный лист
Команды | 1 ТУР «Разминка» | 2 ТУР «Своя игра» | 3 ТУР «Битва капитанов» | 4 ТУР «Экологический калейдоскоп» | Итого |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
kopilkaurokov.ru
Экологическое мероприятие
Очистим планету от мусора
( экологическое мероприятие для детей 4-6 классов)
Цель:
Углубление экологических знаний учащихся;
воспитывать бережное и гуманное отношение к земле;
учить детей правилам поведения на природе;
передача культурных традиций;
познакомить детей со сложной проблемой загрязнения планеты;
воспитывать чувство ответственности за все живое на Земле;
развитие интереса к изучению экологии.
Задачи: — познакомится с классификацией отходов и способами избавления от них -сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении -научиться работать в группе
Оборудование:
Проектор, ПК, на стенах листовки с лозунгами, сочинённые учащимися.
Выставка книг по экологии и охране природы .
«Музей очумелых ручек» ( поделки выполненные учащимися из бытового мусора )
Подготовительная работа :
Создание рабочей группы по подготовке к мероприятию.
Создание команд из учащихся ( две команды по 4-5 человек),распределение домашних заданий.
Приглашение гостей.
Оформление актового зала.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Красота Земли. Наша планета – самая красивая в солнечной системе. Из космоса –она- голубая. Большую часть планеты занимает вода- это моря, океаны, озера, реки. Остальная часть – суша – различные материки. И везде на планете существует жизнь!
Земля образовалась очень давно, и с тех пор на ней произошло очень много изменений. Время в которое мы живем, особенное. Никогда люди не были такими могущественными, как сейчас.
Наша встреча необычная, т.к. она посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.
Подсчитано: на каждого жителя нашей планеты приходится около 1 тонны мусора в год.
Если весь мусор накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать , а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
Причины появления мусора различны, но главным его источником является деятельность человека. Возникло даже новое научное направление – гарбология , т.е. «мусороведение».
Слайд 2
Планета существует около 4600000000 лет. Число с таким количеством нулей невозможно представить. Искусственно его уменьшили, зачеркнув нули, для понимания. Теперь мы можем сказать, что земля существует 46 лет. Мы совсем ничего не знаем о первых семи годах ее существования. Из среднего отрезка ее жизни нам известно лишь некоторые фрагменты. В возрасте 42 лет Земля начала расцветать. Динозавры появились год назад (45 лет), и приблизительно 8 месяцев назад млекопитающие. В середине последней недели возникли первые человекообразные обезьяны, а в ее конце на Земле наступил ледниковый период. Современный человек появился всего лишь 4 часа назад. В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а одну минуту назад начала работать первая фабрика.
Слайд3
За эти последние 60 секунд человеку удалось превратить землю в настоящую мусорную свалку.
Слайд 4
Возникает вопрос «Куда деть мусор?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
Слайд 5
Учащийся 1.Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
— Рост производства товаров массового потребления одноразового использования
— Увеличение количества упаковки
— Повышение уровня жизни , позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Слайд6
Во всех странах состав твердых бытовых отходов ( ТБО) довольно близкий, его главные составляющие — бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы ,старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др. В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело.
Слайд 7
Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин — специальную крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики. Тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.
Слайд 8
Учащийся 2. Захоронение.
Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то воды окружающую среду не загрязняют — их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу все-таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый.
Учащийся 3
2. Сжигание.
При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их обьем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 кВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
Учащийся 4
3.Сортировка и переработка.
Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их обьем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, так как на вторичное сырье — бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. — всегда есть спрос. Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2 %, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. К сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут «ожерелья» несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Страдает атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа ), загрязняются почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов, растворителей) . Почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок.
Специально оборудованные свалки — не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».
Слайд 9-12
Игра
Учитель Мусор — то, что стало нам ненужным. Но всегда ли так?
А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре « Очумелые ручки».
Капитаны команд получают материал и задача команды за определенное время предложить как можно больше идей вторичного использования бытового мусора вашей коробки.
«Устами младенца»
Каждой команде поочередно предлагается определить, о чем идет речь.
Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
Его необходимо компостировать.
В небольших количествах он очень полезен для сельского хозяйства.
Его производит обыкновенная корова.(Навоз)
Ее нельзя выбрасывать, т.к. в природе она сама не разлагается.
Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
Предметы изготовленные из нее мало весят.
Она бывает разноцветной и е очень трудно сломать.
У меня очень много игрушек сделано из нее(Пластмасса)
Из нее получается очень много мусора
Она легко горит.
Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
На ней обычно рисуют или пишут.(Бумага)
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
Если его нагреть, оно становится тягучим как тесто.
Его делают из песка.
Когда падает, оно разбивается.
Чаще всего оно прозрачное.(Стекло)
Этого почти не видно
Это могут собрать на свои листья зеленые растения
В городе, где этого очень много, не растут лишайники
От этого у людей может быть астма, рак или бронхит
Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
(Газовые отходы)
Это можно сдать и получить деньги
Из этого можно сделать что-то новое
Это бывает цветным, и за него можно получить деньги
Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог
Это получается, когда становится старым или ломается (металлолом)
Это очень вредно
Всегда черного цвета
Этого много при горении
Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики
У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной(Сажа)
Это то, без чего уже не можем прожить
Этим мы пользуемся каждый день
Это убивает рыбу в воде и растения на земле
С помощью этого все становится чище
Когда это попадает в воду, то образуется много пены(СМС)
Это легче воды
Это может плавать на воде и не тонет
Это мешает дышать рыбам
Это надо удалять с поверхности воды
В речке этого много, когда в ней моют машину (Машинное масло)
( подведение итогов)
Слайд 13
«Аварийная ситуация»
Командам предлагаются ситуации , необходимо дать объяснение.
Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас сомнение. Как обезопасить себя с помощью простых и надежных средств?
Современные хозяйки обязательно на кухне имеют вытяжку или воздухоочиститель. Что предпочтительней с экологической точки зрения?
Можно ли заворачивать бутерброд в бумагу с цветным рисунком?
Как поступить с использованной батарейкой?
Но проблема в реальной жизни не решена «Куда деть мусор?»
Этот вопрос волнует очень многих. Учащиеся нашей школы наводят порядок на школьной территории, территории садика, улицах посёлка.
Ребята подумайте и скажите, какой вклад каждый из нас может внести в решение этой проблемы
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же — живая!
В заключении я хотела бы поблагодарить всех учащихся принявших участие в подготовке и проведении нашего мероприятия.
compedu.ru
Материал по экологии (9 класс) по теме: Экологическое мероприятие
БОЙ КОРОЛЮ МУСОРА И ПРИНЦЕССЕ ЗАМАРАШКЕ
(экологическая акция-митинг)
Цель: убедить учащихся в необходимости бережного отно шения к окружающей среде и природе в целом.
Программа акции.
В рамках экологической акции проводятся беседы об истории появления мусора, конкурс поделок из использованных предметов и вещей, проведение исследовательских работ, анкетирование, из готовление плакатов, лозунгов, экологический десант на территории школь ного двора. Завершается акция митингом.
Оборудование: рисунок «Мусорная фантазия» для оформления сцены, надписи к конкурсам, плакаты и лозунги, выста вочные шкафы для поделок. Костюмы Короля Мусора, Принцессы Замарашки, уборщицы, дворника.
Подготовительный этап: За две недели до акции на совете школьников принимается и вывешивается программа ее проведения, готовится сценарий ак ции, распределяются роли. В классах проводят тематические мини-исследования: «Что люди выбрасывают?», «Какой мусор и где мы оставляем?», «Компост своими руками», «Как сделать бумагу?», анкетирование на тему: «Чистый город».
Организуется экологический десант «Очистим планету от му сора», проходит конкурс поделок «Отходы — в доходы!» и конкурс
плакатов «Приведи в порядок свою планету!». Готовятся выступ ления для митинга.
Действующие лица:
Первый спикер
Второй спикер.
Первый лозунгмен.
Второй лозунгмен.
Король Мусора.
Принцесса Замарашка
Уборщица
Дворник
Библиотекарь
Ход мероприятия
Первый спикер. Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей пла нете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас. Митинг, посвященный борьбе с мусором, прошу счи тать открытым.
Второй спикер. Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником яв ляется деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бы товой. Промышленный — обязан своим появлением деятельности за водов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называются бытовыми, или коммунальными.
Первый спикер. Знаете ли вы, что весь мусор вывозится за черту города на городскую свалку? В том случае, если его сжигают, образуются токсичные газы. Жители надеются, что когда-нибудь в городе появится мусороперерабатывающий завод.
Первый лозунгмен. Воздух города станет чище после откры тия мусороперерабатывающего завода! Долой свалки и помойки!
Второй спикер. Мусор загрязняет окружающую среду, ухуд шает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вы возом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка.
Второй лозунгмен. Металлолом — на переплавку! Макулату ру — на картон! Пищевые отходы — на удобрения! Стеклянные со суды — на повторное использование! Пластиковые бутылки не про изводить!
(С мешком в руках появляется Принцесса Замарашка и обра щается ко всем присутствующим.)
Принцесса Замарашка: Митинг они тут устроили! Мусор им не нужен! Да мусор украшает нашу планету! Показывает, что здесь живут люди, а не животные. Прилетишь на другую планету где людей нет, сразу заметно, что чего-то не хватает — пнуть нече го. Некрасиво! Где приятно отдохнуть, так это у мусорных баков. А вы, ребята, руки не мойте, деревья ломайте, мусор в окна выбрасы вайте! Ведь чистота — это наш враг! Да у вас здесь непорядок…
Ну, ничего, я сейчас наведу порядочек.
(Достает из мешка мусор и начинает повсюду его разбрасы вать. В это время появляется Король Мусора.)
Король Мусора. Молодец, Замарашка! Правильные речи гово ришь. А вы угадали, кто я? Я — Король Мусора! Смотрите, какой я красивый!
(Показывает бороду, в которой запутались консервные банки, пачки от сигарет, фантики.)
Спасибо ребятам — тем, кто деревья ломает, мусор оставляет мне на украшение. Всем, кто помогает мне, медали нужно вручать. Пойдем, Замарашка поищем претендентов на наград!
Уборщица: Ой, сколько мусора! Нужно срочно убрать! Как это вы, ребята, до такого дожили?! Не надо мусорить! Вы меня слыши те? Мусорить не надо! Чистота на нашей планете зависит от чисто ты каждого уголка, то есть от каждого из вас. Помните, друзья, как говорил Маленький Принц: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету! А еще, чаще играйте в мою любимую игру «Мусоробол». Кидайте мусор в мои удобные урны!
(Проводит игру «Мусоробол», Из зала приглашаются два уча стника, которые за 1 минуту должны разбросанный мусор забро сить в стоящие на определенном расстоянии урны (ведра). Побе ждает тот, кто сделает больше точных бросков.)
Второй лозунгмен. Играйте в Мусоробол! Кидайте мусор в урны! Уборщица. Ну а теперь давайте поиграем в другую игру. Она называется «Мусорить и подметать!».
Уборщица. Вы меня не подвели. Я думаю, что теперь вы уже не будете, где попало бросать мусор. А Замарашек гоните!
Дворник. Короля Мусора и Принцессу Замарашку я замету волшебной метлой в урну,
(Под музыку начинает символически заметать Короля Мусора и Принцессу Замарашку в урну)
Ребята, отдыхая а лесу, не забывайте, что вы находитесь в гос тях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги — 2 года, консервной банки — не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь!
Первый спикер: Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету, надо искать пути вто ричного применения использованных предметов и вещей. Не быва ет ненужных вещей, а бывает мало фантазии!
Первый лозунгмен. Отходы — в доходы!
Второй спикер. Повторное использование и переработка от служивших вещей и материалов может вестись в масштабах стра ны, города и в каждой квартире. В первом случае нужны специаль ные заводы, станки, оборудование и капиталовложения. А во втором — только желание и выдумка людей. Наши школьники приняли участие в конкурсе «Отходы — в доходы!»; (Демонстрируются лучшие работы.)
Первый спикер. «Очистим планету от мусора» — всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех уголках нашей планеты.
Второй спикер. Слово предоставляется библиотекарю.
Библиотекарь. Дорогие ребята! Я к вам пришла с книгами и предлагаю после митинга обратить на них внимание. В них вы найдете много интересных сведений.
В рамках акции в нашей библиотеке был проведен опрос чита телей. Судя по их ответам, только некоторые ребята иногда позво ляют себе разбрасывать мусор. Они считают, что привыкнуть ос тавлять мусор в установленном месте будет очень трудно. Но ведь это возможно! Как вы знаете, проблема мусора — одна из глобаль ных проблем всего человечества. Возникло даже новое научное направление — гарбология, т. е. мусороведение. Так что мусор — это дело нешуточное. И как знать, может быть через несколько лет присутствующие здесь ребята станут учеными — гарбологами, которые помогут городу, освободится от мусорных оков. А пока что от вас требуется? Быть грамотными, привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором. И, конечно же, помогать своим родителям «одолеть» правила обращения с мусором. Вся надежда на вас!
Первый лозунгмен. Изучайте гарбологию!
Второй спикер: Никогда не забывайте, Природа – это наш дом, а в доме должно быть чисто!
Монтаж стихов, посвященный экологическим проблемам нашей планеты стихотворение В. Глебова:
И только ахает природа…
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
— Зачем всё это, Человек?!
Иду таёжною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берёз осыпалась листва,
На травах – чёрные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь смачно:
— А что? Кислотные дожди…
…Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогуляться возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескались тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Её созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Всё может быть, всё может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем всё час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя поить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
— Да сын ли ты мне, Человек?
В. Глебов
nsportal.ru
Внеклассное экологическое мероприятие на тему
Экологическое мероприятие по теме «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес». 2 класс
Кулигина Лариса Болеславовна – учитель МБОУ «СОШ № 22» г.Абакана
Цели: формировать представление о лесе, как о едином экологическом сообществе. Рассмотреть основные экологические правила поведения человека в природе.
Задачи:
образовательные: формирование экологической компетентности у обучающихся.
развивающие: формирование экологической культуры, умения анализировать, систематизировать знания, развитие монологической и диалогической речи.
воспитательные: формирование представления о значении леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями и стихами, картины природы, звуки леса.
Ход мероприятия.
Организационный момент. Вступительная часть.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес) (Слайд 1)
1.Беседа о лесе
Учитель: О чем эта загадка? ( О лесе)
-Почему говорится о зеленом доме? В какое время года лес таким бывает? (Летом)
-А каким этот дом может быть еще? (Зимой – белым, осенью – разноцветным, весной – прозрачным)
-А когда же лес самый красивый? (В каждом времени года своя красота)
Докажите свое мнение. (Слайд 2-6)
2.Подбор и чтение стихов о лесе.
Учитель: У вас на желтых карточках(№1) стихи о лесе, выберите и прочитайте те стих, которые помогут вам доказать ваше мнение о красоте леса в разное время года. ( Дети подбирают и выразительно читают стихи о лесе).
Рисование леса. (Слайд 7)
Учитель: Мы уже достаточно много сказали красивых слов о лесе, почитали стихи, а теперь попробуем представить свой самый красивый лес и попробуем его нарисовать.
(Дети рисуют лес и выставляют рисунки на выставку)
Учитель: Как вы думаете, получилось ли у вас нарисовать настоящий лес? (Дети высказывают свое мнение)
Физминутка (Слайд 8)
Работа по книге Ю. Дмитриева.
Учитель: Я хочу прочитать вам сказку из книги выдающегося писателя-натуралиста Юрия Дмитриева об одном художнике, который, как и мы, решил нарисовать лес и считал, что это очень просто. (Текст сказки — приложение № 1)
( По мере чтения на доску выставляется схема леса и Слайд 9)
Учитель: Что бы вы еще добавили к нашей схеме? (Почву)
Почему? (Там живут мусорщики, без которых невозможно существование сообщества)
Так что же такое настоящий лес? (Дети: лес – это не только деревья, но и кустарники, кустарнички, травы, цветы, насекомые, птицы, животные и, конечно, грибы, червячки и бактерии).
Учитель: И существуют они все вместе потому, что в чем-то уступают друг другу, в чем-то помогают друг другу и всем хорошо. То есть они существуют в сообществе, можно сказать, что у них дружная семья, в которой все помогают друг другу, но и не могут друг без друга существовать.
Значение леса для человека.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Учитель: Все обитатели леса очень нужны друг другу, для чего нужен лес человеку? Почему человеку нужно дружить с лесом? (Ответы детей).
Давайте обобщим значение леса для человека. Возьмите зеленые карточки(№2) подберите верные высказывания о значении леса для человека и прикрепите на доску.
Учитель: Из всего перечисленного мы можем сделать вывод, что лес играет важнейшую
роль в жизни человека. Даже более того, человек просто не может прожить без леса.
Экологические проблемы леса. (Слайд 10)
Учитель: Ребята, как вы думаете, насколько долго может существовать такая дружная семья, как лес? (Бесконечно).
А может ли что-то или кто-то помешать нашей дружной семье? (Человек).
Как человек может помешать лесу? ( Ответы и предположения детей).
Можем ли мы с вами помочь лесу? ( Соблюдать правила поведения в лесу).
Давайте попробуем сформулировать правила поведения человека в лесу, в этом вам помогут красные карточки(№3).( Дети изучают предоставленный материал, выбирают и по очереди вывешивают правила поведения человека в лесу на доску).
Итог мероприятия.
Учитель: Ребята, соблюдая эти несложные правила, мы сохраним наш общий дом с резной крышей – лес. А чтобы их лучше запомнить, повторим их в стихах. (Вывешиваются карточки с правилами)
1 ученик:
Чтобы быть Земле полезным,
Надо знать Устав железно:
Вовремя туши костер,
Ведь огонь как лис хитер.
2 ученик:
С корнем куст не выдирай,
Мусор сразу убирай,
Муравейники не трогай,
А иди своей дорогой.
3 ученик
Гнезда птиц не разоряй,
Водоем не засоряй.
4 ученик
Много трав еще целебных,
Для здоровья нам полезных.
Лес – ведь наше достоянье,
И зверушек состоянье!
5 ученик
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
6 ученик
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природой.
Давайте же всегда её беречь!
Рефлексия. (Слайд 11)
Учитель: Вот и завершилось наше необыкновенное путешествие в самый обыкновенный лес. Если вам понравилось наше мероприятие, давайте поможем расцвести дереву в нашем необыкновенном лесу:
Листик зеленый – мероприятие понравилось, я был активным участником.
Листик желтый — мероприятие понравилось, но я бы мог быть более активным
.Листик красный–что-то в мероприятии мне было не понятным, я в нем почти не принимал участие.
(Дети прикрепляют на дерево свои листочки)
infourok.ru