Консультация для родителей «Игры родителей с детьми 5-7 лет» Старший воспитатель: Яковенко Н.П.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка
принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В.А Сухомлинский
подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Замечательно, если вы играете со своим ребёнком, ещё лучше, если вы умеете играть с ним (не учите его, а «заражаете» творчеством, желанием решать всевозможные задачи и даже придумывать новые). Но чтобы «заразить» ребёнка, надо прежде «заболеть» самому, увлечься играми. Общие правила игр 1. Игра должна приносить радость ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша это обоюдное достижение – и ваше и его. Радуйтесь этому. Радость окрыляет малыша на будущие успехи. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, когда им удаётся доставить удовольствие или рассмешить. 2. Заинтересовывайте ребёнка, но не заставляете его играть. Игра должна продолжаться до тех пор, пока она всем приятна. Удерживайтесь от обидных замечаний «Ах ты глупый!» и т. п. Не получается – переключите его внимание на другое дело. 3. Если в семье не один ребёнок, есть младшие дети, то оживите игру увлекательной сказкой или рассказом, игрушками, переодеванием и т. д. Придумывайте! Фантазируйте! 4. Чем больше у малыша развито какое – то качество – тем сильнее оно жаждет проявления. Сильному ребёнку больше хочется побегать, побороться, поиграть в подвижные игры, слабый малыш этого не любит. 5. Больше хвалите за успехи! 6. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, создавайте в игре непринуждённую обстановку, чтобы можно было, и попрыгать от восторга, и сделать на «радостях» кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках. 7. Умейте в играх честно признавать своё поражение. Трудно придумать большую награду ребёнку. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает. 1. Воспитывать в детях желание участвовать в игре 2. Развивать способности; создавать образ при помощи мимики, жестов и т.д.; импровизировать. 3. Побуждать к сотрудничеству. 4. Учится общаться с партнёром по игре. 5. Расширять навыки, знания, умения. 6. Обогащать кругозор. 7. Прививать дружелюбие, гуманность, активность. 1. Игра « Холодно – горячо; Право – лево». К спинке стула привязывают две ленточки. Одну оттягивают влево, другую вправо. Взрослый и ребёнок по сигналу начинают закручивать ленты, стараясь это сделать быстрее и сесть на стул. Побеждает тот, кто быстрее закрутит ленточку и сядет на стул. 5. Игра «Буратино». Как известно у Буратино был длинный нос, который ему очень мешал. Проводя эту игру, каждый может попробовать себя в этой роли. Для этого нужна коробка из – под спичек, которую все играющие передают, надевая на нос друг другу без помощи рук. В эту весёлую игру с удовольствием поиграют и взрослые, и дети. 6. Игра «Назови имя». Нужно назвать по просьбе взрослого женские и мужские имена. Имена не должны повторяться; тот, кто повторил, выходит из игры. Побеждает в этой игре тот, кто больше назовёт имён. 7. Игра « Пожалуйста». Задание: подними правую руку вверх, пожалуйста, левую тоже подними и присядь, пожалуйста. Похлопай в ладоши, пожалуйста, и т. д. 8. Игра « Какого цвета не стало?». Перед ребёнком разложены цветные карандаши, его просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребёнок закрывает глаза, взрослый, убрав один из предметов, просит ребёнка открыть глаза и сказать; карандаша какого цвета не стало. 9. «Алёнушка и Иванушка». Играющие образуют круг, взявшись за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, им завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать, он может звать её: «Алёнушка». Алёнушка обязательно должна откликаться: « я здесь Иванушка». Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие и игра начинается сначала. 10. «Черепахи». Участники игры соревнуются кто быстрее – до флажка «бег на четвереньках головой назад». 11. «Перенеси раненого». В полусогнутом положении на спине переносится мягкая игрушка (руки на поясе) добежать до «больницы». 12. Игра «Зеркало». Взрослый, стоя перед ребёнком, показывает различные упражнения. Ребёнок должен повторить верно (т.е. взрослый поднимает правую руку, ребёнок левую, т.к. изображение зеркальное). 13. Игра «Крокодил». Взрослый «крокодил» – вытягивает вперёд руки одна над другой, изображая зубастую пасть, ребёнок (с др. членами семьи) просовывают руки в «пасть». Крокодил с невозмутимым видом отвлекает играющих, поёт песни, притоптывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится крокодилом. На пояс взрослого и ребёнка завязывают шарфик, образуя «сумку» кенгуру. В неё сажают детёныша – любимую мягкую игрушку. Произносят слова: «1, 2, 3 скачи». «Кенгуру» начинают прыгать к условному месту, стараясь при этом не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру. 15. Детско-родительская игра «Мир наоборот». Прыг-скок Ой, смотрите, кто живёт В мире всё наоборот? Дети стали управлять, Мам капризных утешать. Если надоест нам чудо, Скажем вместе: «Прыг отсюда»! Услышав заклинание «Прыг-скок», дети начинают ухаживать за родителями, командовать, воспитывать, наказывать. А родители слушаются или капризничают… После заклинания «Прыг отсюда» мир вновь становится прежним, реальным, привычным. Принципы, на которых основан наш подбор игр, позволяют создать множество других подобных игр. Мы думаем, что, познакомившись с предлагаемыми нами играми и попробовать играть в них со своими малышами, сами мамы папы придумывают новые варианты игр, способствующие развитию других сторон, других способностей. |
vur-dspassk.ucoz.ru
Тренинг для детей и родителей «Игра – не просто развлечение»
(В рамках родительского собрания «Игрушки и игры старших дошкольников»)
Цель: привлечь внимание к значимости детской игры, её роль в жизни ребёнка, в укреплении взаимопонимания и сотрудничества.
Задачи:
- повышать педагогическую культуру родителей;
- способствовать созданию положительных эмоций детей и родителей во взаимодействии друг с другом;
- воспитывать у детей чувство любви, доверия, уважения к родителям, сверстникам.
Оборудование: аудиозаписи песни группы «Непоседы» «Добро пожаловать в детство» (минус) песни E. Обуховой «Рай семьи», скакалки, рулон обоев, кубики, краски, кисти, бумага, карточки с изображением животных.
Ход тренинга
Звучит минусовка песни «Добро пожаловать в детство», дети и родители проходят в зал, садятся по кругу.
Воспитатель:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Дорогие ребята, дорогие и родители! Рада видеть вас всех вместе. Сегодня у нас, с одной стороны, необычное мероприятие, а с другой стороны, очень простое. Мы будем играть. Да-да, будем просто играть. Надеюсь, вы будете активны, будете поддерживать друг друга. Вам нравится мое предложение? (Дети и родители отвечают.)
Игра №1 «Ласковое слово». Эта игра хорошо знакома детям, но вспомним ее еще раз. Сначала мама или папа ласково называет своего ребенка, а потом ребенок родителей. Например, мама (папа) называет своего ребенка: Сашенька, Сашуля, Санечка, солнышко, котенок и т.д., потом Саша своих родителей (папу или маму, кто присутствует): папочка, папулечка, мамуся, любимая, любимый, самый сильный, самый добрый, защитник и т.д.
(Играют.)
Игра №2 «Вежливые слова»
А эта игра- соревнование между семьями. Каждая семья называет вежливое слово.
Цель: вспомнить как можно больше вежливых слов. Побеждает та семья, которая назовет последнее вежливое слово.
(Играют.)
Игра №3. «По мостику»
Вот мы стоим перед большой рекой. Обозначим ее берега скакалками. Как мы ее назовем? (Выбирают название.)
Дети помогут мне построить мост. (Дети строят: из обоев выкладывают мост, кубиками обозначают бордюры )
А теперь на каждую семью необычное задание. Надо изобразить животное, переводящее своего детеныша через мост. Я вам раздам карточки с изображениями этих животных: слон, медведица, обезьяна, кошка, собака, кенгуру и так далее. Кто лучше изобразит, не уронит своего детеныша, тот и победит…
(Играют.)
Все так хорошо поработали, перевели своих детей без потерь. Победили все! Молодцы!
Игра №4. «Кляксография»
А сейчас посмотрим, как мы умеем рисовать и рассказывать.
Проходите все за столы. Вы видите, краски, кисти, бумагу.
Играем парно: родитель и ребенок.
На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.
(Рисуют.)
А теперь, дети, расскажите, что вы нарисовали.
(Дети рассказывают, родители дополняют.)
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше занятие.
Понравилось оно вам? Как у вас настроение? Что вы поняли на этом занятии? Что почувствовали? Чему научились (Ответы родителей и детей.)
Спасибо всем вам. Я тоже много нового узнала о вас. Какие вы все дружные, веселые, находчивые. Мы с вами поиграли, отдохнули в конце рабочего дня.
На прощание послушаем песню Елены Обуховой «Рай семьи».
До свидания!
Список литературы:
- Евдокимова Е.С., Дозокина Н.В. «Детский сад и семья: методика работы с родителями». М. «Мозаика – Синтез». 2007 г.
- Свирская Л. «Работа с семьёй: необязательные инструкции». Методическое пособие для работников ДОУ. М. «Линка – Пресс», 2007 г.
- Записи группы «Непоседы» http://x-minus.org/artist/непоседы
- Картотека игр на сплочение детского коллектива http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/kartoteka-igr-na-splochenie-detskogo-kollektiva.html
- Сайт для детей и родителей «Чудесенка» http://chudesenka.ru/load/2257-ray-semi.html
dohcolonoc.ru
Игры для детей и родителей – Ребенок в детском саду
Автор — Скотников Олег Александрович, воспитатель МАДОУ детский сад «Страна чудес», структурное подразделение детский сад №37 «Лесная сказка».
В статье описаны такие авторские игры для детей и родителей, как «Возвращение Колобка», «Машинист экспресса», «Настольный керлинг», «Билигольф» и другие.
Игра «Возвращение Колобка»
Для этой игры понадобится лист ватмана размером 50х50 см, два героя на магните (или герой с домиком), карта и холодильник.
На листе ватмана маркером необходимо нарисовать таблицу (сетку) из квадратиков 8х8. Линии сетки – это дорожки или тропинки, по которым и будет передвигаться наш герой. Лист ватмана при помощи магнитов крепится на холодильник.
Ещё один атрибут игры – это карта с нарисованным маршрутом, то есть та же самая сетка только в уменьшенном виде. Размер клетки 1х1 см. На карте «жирной» линией необходимо нарисовать маршрут от любого угла до конечного пункта. Одна клетка – это один шаг героя.
В игру играют вдвоем. Один человек диктует маршрут передвижения (например: 3 шага влево, 2 шага верх и так далее), а другой по его указаниям передвигает главного героя. Если оба участника правильно выполнят свои задачи, то колобок обязательно вернётся домой. Необходимо чтобы ребёнок побывал в разных ролях. Игру можно усложнить или упростить замысловатостью маршрута и его длиной.
Игра «Машинист экспресса»
Это лучшая игра для развития внимания, пространственных представлений и памяти ребёнка.
Ребёнок, представляя себя машинистом поезда, должен научиться мысленно передвигаться по карте, расположенной слева. Диспетчер (взрослый) говорит, от кого поедет поезд, и даёт команды, например: вверх, вправо, вниз, влево, влево… стоп. Ребёнок, мысленно передвигаясь по карте (каждый раз делая один ход), в конце пути должен сказать, у кого остановился поезд.
Перед тем как играть определите уровень своего ребёнка, то есть максимальное количество ходов, которое он может выполнить без ошибок. Затем постепенно количество ходов можно увеличивать. Очень полезно проводить ту же самую игру с закрытыми глазами, когда ребёнок сначала запоминает расположение отправной точки, затем закрывает глаза и с закрытыми глазами выполняет все команды диспетчера.
Авторская игра «Настольный керлинг»
Кто из нас в детстве после игры в шашки не увлекался игрой, которую в простонародии называли «В Чапая»! Щелкая по своей шашке, необходимо было выбить с игрового поля шашку противника. Многие взрослые считали и считают эту игру бессмысленной. А развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста? В эту игру я ввёл некоторые элементы игры керлинг, и она стала ещё увлекательней и азартней. В такие игры для детей и родителей можно играть как вдвоём, так и группой (желательно не более 10 человек).
Цель игры: развитие мелкой моторики, координации и точности движений.
Оборудование:
- Гладкая доска (100х30 см): с одной стороны нарисована линия, с другой — три круга (маленький, средний и большой с соответствующими числами). Для этой игры может подойти любая ненужная полка из шкафа.
- Набор шашек (желательно деревянных).
1 вариант игры – индивидуальный.
У каждого игрока одна шашка. Все играющие по очереди ставят свою шашку на линию доски и щёлкают по ней так, чтобы она попала в круг. Большой круг – 1 балл, средний – 2 балла, маленький – 3 балла. Каждый игрок суммирует свои очки и в конце игры (через 5-10 минут) определяется победитель.
2 вариант игры – групповой или вдвоем.
Все играющие делятся на две команды и берут шашки одинакового цвета (черные или белые). В очередь необходимо встать через противника. Шашка, которая после щелчка осталась на поле, не трогается. В этом случае игрок берёт дополнительную шашку из набора. В конце игры (через 5-10 минут) идет подсчет баллов на игровом поле. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.
Поиграв в эту игру, дети сами начинают определять стратегию игры – выбивать с игрового поля шашку противника или попадать в свою, приближая её к центру кругов.
P.S. Игра стала настолько популярной, что в нашем детском саду мы устраиваем целые чемпионаты.
Авторская игра «Бильгольф»
Эту игру я назвал так, потому что в ней есть элементы игры бильярда и гольфа. В эту игру играют двое.
Цель игры: развитие мелкой моторики, координации движений
Оборудование:
- Гладкий круглый стол с лункой в центре. По краю круга нарисована линия.
- Набор шашек (10 – белых, 10 – черных, и 20 – красных (или любого другого цвета)).
Игроки по очереди ставят шашку своего цвета на линию и щелкают по ней так, чтобы она провалилась в лунку. После того как шашки закончились, наступает второй этап игры. Игроки берут по 10 красных шашек для сталкивания оставшихся своих шашек в лунку или выбивания шашек противника с игрового поля.
Выигрывает тот, у кого больше шашек упадет в лунку.
Эти удивительные крестики-нолики
«Крестики-нолики» (во всех разновидностях) – великая игра, потому что она развивает внимание и умение размышлять. Эта игра хороша как развивающая именно в этом возрасте. Поэтому научите ребёнка играть в неё и играйте с ним как можно чаще. Правила игры для детей и родителей обычных «Крестиков-ноликов» вам известны, поэтому предлагаю ещё несколько разновидностей этой игры.
Крестики-нолики с «довеском».
Ребёнок, научившись хорошо играть в классическую игру, может научиться приводить игру хотя бы к «ничьей». Этот вариант игры продлит очарование старинной игры. Правила игры те же. Меняется только игровое поле.
Го-моку.
Старинная японская игра, представляющая собой не что иное, как хорошо знакомые «Крестики-нолики» на клетчатой бумаге. Поле для игры можно увеличивать постепенно, начиная с 9х9 до 19х19. Побеждает тот, кому удалось поставить пять крестиков (или, соответственно, 5 ноликов) в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.
Считается, что у первого игрока есть выигрышная стратегия, поэтому пусть ваш ребёнок ходит первым.
«Треугольная ловушка».
Развивает внимание и математические способности.
Для игры необходима заготовка на листе бумаги, нарисованная простым карандашом и два фломастера или карандаша разного цвета.
Играют двое.
Каждый из участников по очереди обводит своим фломастером (цветным карандашом) одну короткую линию, стараясь сделать треугольник своего цвета. Победителем считается тот, кто первым вычертит треугольник своего цвета.
Во втором варианте игры необходимо соединять соседние точки.
Игра «Да-нет»
Данная игра строится на логическом приёме исключения. Один человек загадывает одну из фигур, а другой с помощью всего трёх вопросов должен её отгадать. Отвечать на вопросы можно лишь двумя словами :«да» или «нет».
Например, вы загадали большой красный круг. Если ребёнок, хочет узнать какого цвета загаданная фигура, он должен задать вопрос: «Эта фигура синяя (или красная)?»
Вы отвечаете: «Нет» или «Да». Ребёнок мысленно должен отбросить ненужные фигуры. Далее, таким же образом, он может узнать какой формы эта фигура, задавая вопрос: «Она круглая?».
Третий, последний вопрос будет уже про размер. Последовательность вопросов может быть и другая, но не забывайте, что вопросов может быть всего три. Алгоритм угадывания фигуры может задать взрослый.
deti-club.ru
Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»
(В рамках недели психологии)
Цель: оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений по средствам игры.
Задачи:
- способствовать созданию положительных эмоций детей и родителей во взаимодействии друг с другом;
- воспитывать у детей чувство доверия, уверенности в себе;
- улучшить взаимодействие родителей и детей.
Оборудование: аудиозаписи с веселыми детскими песнями, мяч, повязка на глаза, свеча, спички, стулья по количеству участников, ящик (коробка), смайлики по количеству участников.
Ход тренинга
Под веселую музыку участники тренинга проходят в зал и рассаживаются на заранее приготовленные стулья, расставленные по кругу.
Психолог: «Здравствуйте родители! Здравствуйте ребятки! Мы рады вас приветствовать на нашем игровом тренинге.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность — это игровая деятельность. Дети любят играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и родители, то игра становится не просто игрой, а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение.
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов. Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения, которое без спорно понадобится с поступлением в школу, а значит и тренировать его нужно уже сейчас».
- «Ласковое имя». Сначала психолог, начиная с себя, называет свое полное имя, а затем свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Далее по кругу все выполняют это упражнение пока очередь снова не дойдет до психолога.
- «Обнимашки». Психолог: «Часто ли вы обнимаете своих детей, просто так, без всякой на то причины? А как вы думаете, существует ли необходимое количество объятий для поддержания хорошего самочувствия?
Известный американский семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия каждому необходимы, просто для выживания, а для хорошего самочувствия не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».
Родителям и детям предлагается обнять друг друга на столько крепко, на сколько это возможно.
- Игра «Угадай ребенка». Психолог: «Насколько хорошо вы знаете своих детей? Сейчас мы это поверим».
Родителям по очереди завязывают глаза, дети сидят на стульчиках. Каждый родитель должен на ощупь найти своего ребенка.
- Игра «Рассказ про маму». Ребятам предлагается по очереди рассказать о своих родителях, с которыми они пришли.
- Игра «Хвост дракона» или «Золотые ворота». На усмотрение психолога.
- Упражнение «Любимое поведение». Родителям предлагается вспомнить и сказать, что они любят в поведении своих детей.
- Танец разминка для всех (танец маленьких утят). Звучит песня «танец маленьких утят». Все участники тренинга вместе с психологом исполняют всем знакомый танец.
- Упражнение «+ качества». Родителям предлагается вспомнить и назвать 3 положительных качества своего ребенка.
- Упражнение «Свеча». По кругу передается зажжённая свеча, у кого в руках оказалась свечка, должен пожелать на завтрашний день, что-то хорошее группе.
Психолог: «Дорогие родители! Танцуйте, пойте, играйте вместе с своими детьми. Хороший ребенок – счастливый ребенок. Счастливый ребенок-счастливые и здоровые родители».
Рефлексия. Предлагается родителям и детям оценить полезность, значимость, нужность тренинга, положив в коробочку смайлики разных цветов.
dohcolonoc.ru