Подвижные и развивающие игры в лесу — Летний лагерь
Несколько игр, подходящих для лесных условий. Эти игры могут включаться в большие сюжетные состязания в качестве испытаний или единоборства «героев» приключений.
«Наблюдатели».
Во время похода, прогулки, экскурсии делают короткий привал в таком месте, откуда в одну сторону открывается широкая перспектива и видны разнообразные местные предметы (столбы, дома, группы деревьев и кустов, скалы и т.п.). В течение минуты нужно внимательно рассмотреть ландшафт, стараясь запомнить все детали, а потом повернуться к нему спиной. В прежнем положении остается только ведущий, который задает вопросы играющим и фиксирует правильные ответы. Эта игра будет кстати на затяжных подъемах — «тягунах» и позволит скрасить нудное и изнуряющее восхождение.
«Цветок и листок».
Детям раздается по листку цветущих растений и через определенное время (5 или 10 минут) нужно отыскать цветок. Игра, конечно, не для склонов, а скорее для больших полян или опушек. В лесу можно раздать всем одинаковые листья какого-нибудь редкого для этих мест дерева и дать задание найти его. На первый взгляд, это занятие для «маменькиных сынков», листочки-цветочки кому-то могут показаться неподходящим делом для настоящих боевых парней. Но между, тем в армейском обучении ряда восточных стран (Турции, Японии, Китая) знание целебных, питательных или, наоборот, вредных свойств растений считается не менее важным, чем каратэ или у-шу и т.п., ведь от этого зависит выживание во многих экстремальных ситуациях. И такие ситуации возможны не только на войне, но и в результате стихийных бедствий, аварий, да и в обычном походе знание растений не помешает.
«Тяни-толкай».
Противники садятся друг против друга на землю и оба берутся за крепкую палку. Один упирается в ступни другого. По сигналу каждый начинает тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто принуждает противника хоть немного приподняться от земли. Более забавный вариант этого единоборства – баварская борьба на коленках. Ею положено заниматься в знаменитых шортах из оленьей кожи. Соперники укладываются на травке валетом, захватывают друг друга коленом под колено (можно бороться на левых и на правых ногах), а затем тянут в свою сторону. Задача оторвать шорты соперника от земли. Можно для разнообразия проводить такой реслинг и упираясь ступнями – обеими или поочередно только правыми и только левыми.
«Чижик»
Нередко в фильмах соперники выясняют отношения не только на поле боя, но и в спортивных состязаниях. Так что в любую военизированную игру можно вставлять спортивные игры, а также кегли, городки, гольф и т.п. Для леса очень естественным и органичным будет отвести какое-то время старинной русской игре — «чижику». Для «Чижика» нужна большая и пригодная для перебежек поляна в безлюдном месте. Играют от двух до четырех участников (для нынешних семей это в самый раз). «Чижик» — маленькая круглая палочка из сухого дерева твердых пород, заостренная с обеих сторон. Длина ее 9-10 сантиметров, толщина 2-2,5 сантиметра. Необходима также лапта для отбивания «чижика», она может быть плоской (из дощечки) или круглой (из крепкой ветки), длиной 75-80 сантиметров. Играют метальщик и водящий, остальные в запасе. На земле очерчивается круг поперечником один шаг, в двух-трех шагах проводят линию кона. Водящий становится за коном, где захочет, а метальщик возле круга. Примерно в центре он кладет на землю «чижик», повернув его в сторону кона заостренным концом, по которому затем слегка ударяют лаптой. Когда «чижик» подскочит, метальщик отбивает его на лету возможно дальше от линии кона. С того места, где «чижик» ляжет на землю, водящий бросает его с таким расчетом, чтобы он упал в круг и остался там. В это время метальщик, стоя между кругом и коном, может отбить лаптой «чижик» раньше, чем он коснется земли. Если «чижик», брошенный водящим, ляжет на землю вне круга, то метальщик снова, став возле»чижика», подбрасывает и выбивает его за кон. Водящий и метальщик меняются в следующих случаях:
- после удара «чижик» не вылетит из круга или ляжет между кругом и коном;
- водящий поймает «чижик» на лету;
- «чижик», брошенный водящим, ляжет в кругу;
- метальщик промахнется три раза подряд, ударяя по «чижику» для того, чтобы поднять его с земли.
Запасной игрок вступает в игру при смене метальщика, становясь на место водящего, затем следующий запасной и т.д.
«Вокруг лагеря»
Прежде чем приступить к соревнованиям, намечают маршрут по всему периметру лагеря. Затем в 6 точках устанавливают пункты с заданиями.
Задача играющих – как можно быстрее прийти к финишу, преодолев препятствия во всех шести пунктах. У каждого пункта стоит судья, отмечающий выполнение заданий. Стартуют команды по 5 человек через каждые 5 минут. Команда, показавшая лучшее время, побеждает.
Надо выполнить следующие задания:
- 1. Подбросить волейбольный мяч в воздух до 30 раз, не давая ему упасть на землю. Если мяч упадет, счет ведется сначала.
- 2. Перебраться по канату, натянутому на высоте 1 м 20 см.
- 3. Закинуть волейбольный мяч в кольцо на высоту 2 м 30 см (бросают все по очереди; забросив в кольцо 10 мячей, команда может двигаться дальше).
- 4. Взять из ящика шишки и, стоя в 3 м от поставленных чурок, поскорее сбить их (после этого шишки положить в ящик, иначе судья не подпишет путевки).
- 5. Поочередно пустить по 3 стрелы, стараясь поразить горизонтальную мишень диаметром 2 м (нарисованную на земле) с расстояния 10 м. От каждой команды в круг должны попасть 10 стрел.
- 6. Перепрыгнуть по 10 кирпичам с одного на другой, ни разу не ступив на землю (при ошибке прыгать сначала).
«Встречная разведка»
Посередине лесистого участка для игры (около 2 кв. км), ограниченного ориентирами, отмечается поперечная граница (тропинка, проселочная дорога). Играющие образуют две команды. Каждый игрок должен иметь отличительную нарукавную повязку цвета своей команды с выдергивающейся тесемочкой или ленточкой. Кроме того, у каждой команды имеются по 30 запасных тесемочек и по 20 флажков (цвета нарукавных повязок) с нумерацией от 1 до 20.
На обеих сторонах участка на расстоянии 200 м от границы отмечаются по два круга диаметром 20 м, в которые поодаль один от другого ставятся по 10 флажков команды, играющей на данной стороне. Обе команды для охраны своих флажков выставляют на каждый круг по два «сторожа». У одного из них, назначенного старшим, есть запасные тесемочки. Остальные игроки отправляются за флажками другой команды, стараясь перенести больше флажков на свою сторону. Игра проводится в течение 60–80 минут. Она начинается и заканчивается по условному сигналу (горном, свистком).
Правила
- 1. Игрока, перешедшего через границу, может задержать любой из игроков другой команды.
- 2. Игрок считается задержанным, если его коснется рукой любой игрок другой команды.
- 3. Задержанный игрок обязан остановиться, передать ленточку с нарукавной повязки задержавшему его игроку и в его сопровождении до границы перейти обратно на свою сторону.
- 4. Игрок, задержанный с флажком, передает задержавшему его игроку флажок и ленточку с нарукавной повязки. Отобранный флажок ставится на прежнее место, в круг.
- 5. В круг, где стоят флажки, может входить только старший сторож, который должен задерживать игроков другой команды как вне, так и внутри круга, касаясь их рукой.
- 6. Каждый игрок, прошедший на чужую территорию, за один раз может взять только один флажок (обычно флажки с меньшими номерами расставляются на более доступных местах обоих кругов, а с большими номерами – ближе к центру).
- 7. Похищенные флажки и отобранные тесемочки игроки сдают своему старшему сторожу.
- 8. Игрок, вернувшийся на свою сторону без тесемочки, получает у своего старшего сторожа новую, после чего снова идет добывать флажки.
Флажки и ленточки, доставленные старшему сторожу, оцениваются очками следующим образом: за каждый флажок с тем или иным номером засчитывается соответствующее количество очков (за флажок № 3 – 3 очка и т.д.), за каждую снятую ленточку – 5 очков. По окончании игры подсчитывается общее число очков (за флажки и за ленточки), полученных каждой командой, и объявляется результат. Старший сторож каждой команды может вести учет игроков, принесших флажки. Лучшим игроком считается тот, кто, не потеряв ни одной тесемочки, доставил больше флажков.
«Не дать водящим встретиться»
Игра проводится в лесу на участке около 1 кв. км. Выделяются двое водящих. Каждый из них получает по зеленой и желтой нарукавной повязке. Затем водящие отправляются на исходные пункты, находящиеся около противоположных сторон участка. Спустя 15 минут в игру вступают остальные игроки.
Их задача – обнаружить и задержать водящих, не дав им сблизиться. Водящий считается задержанным, если кто-нибудь из преследователей коснется его рукой. Задержанный водящий, следуя за задержавшими его игроками, является к судье (где находится судья, известно всем). Задача водящих – встретиться на одном из установленных (известных только им) мест и обменяться повязками так, чтобы у каждого было по две повязки одного цвета.
Если по истечении установленного времени, например, через 30–40 минут после начала поисков, игроки сумеют задержать и привести к судье хотя бы одного водящего, то выигрывают преследователи. Если же водящие до окончания времени, положенного на игру, обменяются повязками и подойдут вдвоем к судье, то они считаются победителями (после обмена повязками водящих задерживать нельзя).
Игра может окончиться вничью, если за установленное время к судье не явятся ни игроки с задержанными водящими, ни водящие, обменявшиеся повязками. О конце игры судья возвещает свистком. Заходить за установленные границы участка во время игры никому не разрешается.
summercamp.ru
«Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.
Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.
Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия:
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
«Птицы, рыбы, звери»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Угадай, что в руке»
Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Игровые действия:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
«Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.
Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).
Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Игровые действия:
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.
«Растения леса, сада, огорода»
Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.
Игровые действия: аналогично игры «Я знаю …»
«Сад — огород»
Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Развивать у детей память, внимание.
Игровые действия:
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
— Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
«Что это такое?»
Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.
Рассказывать признаки предметов.
Игровые действия:
Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.
«Замысловатые вопросы»
Цель: Развивать сообразительность и находчивость.
Игровые действия:
Воспитатель читает загадку-задачку:
Росли четыре берёзы.
На каждой берёзе –
По четыре больших ветки,
На каждой большой ветке –
По четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке –
По четыре яблока.
Сколько всего яблок?
«Летает, плавает, бегает»
Цель: Изображать способ передвижения объекта.
Игровые действия:
Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
«Перелёт птиц»
Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.
Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».
Игровые действия:
На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.
«Похожи — не похожи»
Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,
Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Игровые действия:
В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.
Варианты могут быть разные:
1 вариант: Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».
На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» — яблоко, второе «окно» — круг, третье «окно» — мяч.
2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» — выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».
«Кто где живёт?»
Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.
Игровые действия:
У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).
«Времена года»
Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Игровые действия:
Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.
Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.
«Вопрос – ответ»
Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.
Проявлять находчивость, сообразительность.
Игровые действия:
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают
Вопросы:
1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).
3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).
4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).
5. От чего гусь плавает? (от берега).
6. Чем до неба докинешь? (взглядом).
7. По чему собака бегает? (по земле).
8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
«Цветы» (подвижная игра)
Цель: Называть и различать цветы.
Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.
Игровые действия:
Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.
Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.
По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.
Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.
Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
«Головоломки»
Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.
Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.
Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.
Игровые действия:
Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:
1. На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?
2. Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?
3. На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).
4. В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?
5. На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?
«Узнай по объявлениям»
Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)
Развивать логическое мышление.
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4. Помогу всем, у кого сломался будильник?
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один — медлительность.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!
«Где что зреет?»
Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.
Игровые действия:
На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Почтальон принёс письмо»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровые действия:
Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.
«Птичка»
Цель: Различать деревья по листьям.
Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.
Игровые действия:
Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.
Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.
«Снежный ком»
Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».
Развивать внимание и наблюдательность.
Игровые действия:
Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.
Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок — повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.
«Кого чем угостим?»
Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.
Игровые действия:
Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица — сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия:
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
«Кто за кем?»
Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.
Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
«Каждому своё место»
Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.
Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.
Игровые действия:
Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.
Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.
«Сокол и лиса» (подвижная игра)
Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.
Умение быстро действовать по сигналу ведущего.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.
Вспомнить повадки лисы.
Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.
Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.
Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.
«Что будет, если …?»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.
Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Игровые действия:
Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
Литература
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.
dohcolonoc.ru
Игры на природе для детей — как создать праздник на улице
Дети собираются на полянке, где их приветствует ведущий. Он сообщает о цели похода и предлагает пройти через Тропу Испытаний, чтобы окунуться в мир природы. По дороге ребят встречают лесные духи, которые знакомят с природными законами. После испытаний проводятся игры и конкурсы, устраивается пикник.
Цель: формирование у детей экологического мышления, развитие сплоченности и коллективизма.
Оформление: Вдоль лесной тропы, по которой будут двигаться участники, на ветки деревьев подвязывают разноцветные ленты, чтобы ребята не сбились с пути. На второй станции к веткам деревьев прикрепляют карточки с изображением мусора. Для последней станции лучше выбрать место, где можно увидеть муравейник, разнообразных насекомых.
Необходимые атрибуты:
- Клубок ниток;
- Шляпа с карточками, на которых написаны названия животных;
- 4 ведра с надписями «Бумага», «Металл», «Пищевые отходы» и «Стекло»;
- Карточки с изображениями различных предметов, относящихся к одному из четырех видов мусора;
- Значки «Защитник природы» по количеству участников.
Роли:
- Ведущий
- Леший
- Эльф
- Флора
- Фауна
- Природа
Ход мероприятия
Ведущий собирает детей на лесной полянке.
Ведущий: Ребята, сегодня мы будем изучать тайны лесного царства. Чтобы полностью окунуться в мир природы, давайте сделаем глубокий вдох, выдох. Чувствуете свежесть воздуха? Он придает бодрость и внутреннюю силу. Эти качества помогут вам пройти по Тропе Испытаний и добраться до самой Матушки Природы. Готовы?
Уличные зимние игры, актуальные для любого возраста
Дети: Да!
Ведущий: Тогда вперед! Обратите внимание, что на некоторых деревьях есть красные ленточки – они будут указывать вам путь. Прежде, чем отправиться, давайте запасемся знаниями, как правильно себя вести в лесу. Что вы знаете об этом?
Дети: Ходить нужно тихо, стараясь не пугать животных, и по тропинке, чтобы не топтать лесную траву. Нельзя рвать растения, разорять птичьи гнезда, мусорить, кричать.
Ведущий: Молодцы! Все-то вы знаете, все-то вы помните. Вижу, что хорошо подготовились. Но вдруг вы заблудитесь? Что тогда будете делать?
Дети: Кричать «Ау!», ждать помощи.
Ведущий: Но не всегда это работает, ведь остальные могли уйти настолько далеко, что просто не услышат ваши крики о помощи. Поэтому, чтобы не потеряться, мы должны держаться друг друга. А чтобы это было несложно, предлагаю перевязаться одной ниткой.
Ведущий передает клубок ниток участникам похода. Те обматывают себя вокруг талии ниткой, разматывая постепенно клубок, и передают его дальше. Последний участник также обматывает себя нитью, клубок убирает в карман, чтобы не потерялся. На каждой станции клубок то сматывается, освобождая участников, то разматывается, объединяя их.
Ведущий: Теперь я уверен, что никто не заплутает! Сейчас вы едины – значит, непобедимы! Желаю вам удачи! До скорых встреч на финише!
Дети отправляются в путь по тропе друг за другом. Доходят до первой станции «Лесные звуки». Их встречает Леший. Дети освобождаются от связывающей нити, встают полукругом вокруг него.
Леший: Всем здравствуйте. Ваша первая остановка – «Лесные звуки». Ребята, вспомните всё, что вы слышали, когда шли ко мне.
Ребята перечисляют.
Леший: Сейчас проверим, все ли звуки вы смогли различить. Закройте глаза и прислушайтесь.
Дети выполняют задание.
Леший: Теперь скажите, чьи звуки вы смогли различить?
Дети: Звуки деревьев (шум листвы), травы, птиц, насекомых.
Леший: Молодцы, так много услышали. Скажите, все эти звуки вы назвали мне первый раз?
Дети: Нет!
Леший: Для того чтобы услышать природу, нужно быть очень внимательным. Как говорится, «держать ушки на макушке». Проверим, хорошо ли у вас развита внимательность.
Леший проводит игру «Лесной хор». Выбирается один водящий, он поворачивается к ребятам спиной. Участники вытягивают из шляпы карточку с названием животного, чей голос они должны подать. По знаку Лешего ребята одновременно произносят «свои» звуки (волк воет, воробей чирикает и так далее) под мотив любой известной песни, например, «В траве сидел кузнечик…». Задача водящего – отгадать, какие звери и птицы «присутствуют» в хоре.
Лесовик: Молодцы, ребята! Многих зверей и птиц знаете, многих можете распознать по голосу. Но запомните, что никто не сможет «услышать» природу, пока этого не захочет. Окружающий мир часто подает нам какие-либо знаки, но многие их просто не замечают. Мы отдалились от природного мира, а ведь люди должны жить в согласии с природой, чтобы выжить. Именно поэтому умение «слышать» природу просто необходимо каждому. Вам пора двигаться дальше. Прощайте!
Дети вновь обвязываются нитью, затем продолжают движение. Доходят до станции «Природные краски». Здесь их встречает Эльф.
Эльф: Здравствуйте, ребята! Сегодня такой чудесный день: солнышко решило порадовать нас своими яркими желтыми лучами, деревья и трава – зеленью. Весь лес Матушка Природа раскрасила, ничего не забыла. Скажите, какие цвета вы видели в этом лесу?
Дети перечисляют.
Эльф:
У Природы много цветов, каждый из них она использует с определенной целью:
- Желтое солнышко согревает душу, поднимает настроение;
- Зеленый олицетворяет собой жизнь: каждая веточка, каждая травинка свидетельствует о наличии жизни вокруг;
- Осенью, когда все деревья готовятся ко сну, Природа решила порадовать нас яркими красками, чтобы мы не грустили;
- В зимнее время яркий белоснежный ковер устилает темную землю, поднимая настроение, а красивые снежинки зовут на прогулку;
- Даже весной, когда снег начинает таять, обнажая черную землю, Природа решила разукрасить небо в ярко-голубой цвет, чтобы хоть как-то разбавить темные оттенки.
Эльф: Посмотрите вокруг – разве это не чудесно? Как можно губить такую красоту? Но некоторые люди не думают об этом, они после похода оставляют отходы прямо на том месте, где находились. Разве так можно поступать?
Дети: Нет!
Эльф: Как нужно правильно вести себя в такой ситуации?
Дети рассказывают.
Эльф: Вижу, что знаете. Давайте очистим лес от мусора!
Проводит игру «Собери мусор». Все участники делятся на 4 команды, каждой из которых вручается ведро. На ветках деревьев привязаны карточки с изображением предметов – «мусор». Задача команд – собрать «свой» мусор как можно быстрее. При этом важно не ошибиться и не захватить «чужую» карточку.
Эльф: Молодцы, быстро справились с заданием. Теперь лес чистый, приятно на него посмотреть. Кроме этого, он теперь безопасен для его обитателей: они не поранятся о стекла или консервные банки, не отравятся ядовитыми отходами. Чтобы такого не было, нужно следить за своими действиями и не допускать нарушения правил поведения в лесу. Настала пора прощания. Обещайте, что будете соблюдать все правила поведения в лесу!
Дети обещают, идут дальше по тропинке до следующей станции – «Живая природа», где их встречают Флора и Фауна – духи растений и животных.
Флора: Добрый день, ребята!
Фауна: Здравствуйте! Я – Фауна, дух животного мира, а это моя сестра Флора – дух растительности.
Флора: Мы отвечаем за нормальное существование всех живых организмов в этом лесу.
Фауна: Вы нас, ребята, порой огорчаете: бывает, что бегаете по лесу, кричите, пугаете птиц и зверей. А может, в это время птичка на гнезде сидит? Бросит она своих еще не вылупившихся птенчиков, и улетит. Уйдут животные из того места, где им нормально жить не дают. Погибнет лесная экосистема!
Флора: Или цветы рвете, ветки у деревьев обламываете. Думаете, им не больно? Им очень больно, они кричат, да вы их не слышите – на очень высокой частоте издают звуки, которые практически невозможно услышать человеку. Они ведь тоже живые!
Фауна: Ко всему живому нужно относиться с уважением. Каждый имеет на это право.
Флора: Ребята, может ли человек жить без растений и животных? Почему?
Дети отвечают.
Фауна: Но почему-то некоторые об этом забывают. Нужно заботиться о детях природы, сотрудничать с ними, а не уничтожать. Ведь все мы живем на одной планете, и друг без друга просто не выживем.
Флора: Вернее, люди не смогут жить без окружающей живой природы. Она-то без них справится!
Фауна: Давайте не будем забывать об этом. Договорились?
Флора: Вот и хорошо. Чтобы заботиться о растениях и животных, нужно стремиться узнавать их. Сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете некоторые растения и животных.
Флора и Фауна проводят игру «Узнай по описанию». Духи по очереди читают описание растения или животного, а дети их отгадывают.
Фауна: Молодцы, ребята. Вы многое знаете из мира природы.
Флора: Но не останавливайтесь на этом. Узнавайте больше, и тогда сможете раскрыть множество природных тайн.
Фауна: Желаем вам удачи на этом нелегком пути. До свидания!
Дети отправляются дальше. Доходят до последней станции – «Мой дом». Здесь встречает ребят сама Природа.
Природа: Ребята, наконец-то вы пришли! Я уж беспокоиться начала, что вы назад повернули, не захотели идти вперед. Расскажите, кого встретили на своем пути, о чем узнали?
Дети рассказывают.
Природа: Молодцы, многое запомнили. Ребята, вы знаете, что лес – это дом для многих организмов? Давайте посмотрим, кто живет в этом огромном доме.
Природа проводит экскурсию по лесу, спрашивает, а затем рассказывает о его обитателях, показывает их «домики»: муравейники, улей, норки и так далее.
Природа: Вот и закончилась наша экскурсия. Но я рассказала вам лишь самую малую часть о жизни лесных жителей. Если вам будет интересно, посмотрите литературу по этой теме, расскажите о том, что узнали, друзьям и знакомым. Помните, что человек без природы жить не сможет. Поэтому он должен любыми усилиями сохранить то, что имеет. Не ссорьтесь с природой – и она отплатит вам добром. Отправляйтесь дальше по тропинке. До свидания!
Дети идут по тропинке и выходят на полянку, где их ждет ведущий.
Ведущий: И снова здравствуйте. Ребята, понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия в мир природы? Что особенного вы запомнили? Как нужно себя вести в лесу? Почему?
Дети отвечают на вопросы ведущего.
Ведущий: Сегодня вы узнали много о мире природы. Думаю, вы не только запомнили все, что видели и слышали, но и намотали на ус. Так как вы смогли пройти все испытания, можете считать себя победителями. А победителям положен знак отличия.
Ведущий вручает ребятам значки «Защитник природы».
Ведущий: Вижу, устали вы немного. Предлагаю отдохнуть.
Дети устраивают пикник. Ведущий проводит игры и конкурсы на природе. После пикника не забывают убрать за собой.
Ведущий: Природа заботится о каждом своем подопечном независимо от его размера и возможностей. Всем живым существам она дала особенность, позволяющую выжить в этом суровом мире: зайцы могут менять цвет шубки, чтобы иметь возможность скрыться от хищников, ежи – сворачиваться в колючий клубок с той же целью, хищники – острый нюх, чтобы найти добычу. Физически слабому человеку она дала развитый мозг, чтобы он мог придумать план спасения. Да, человек придумал, как выжить в этом мире, даже больше – он начал уничтожать неподвластную ему природу. Если он не остановится, то погибнут не только растения и животные, но и сам человек! Поэтому давайте будем беречь то, что у нас есть. Станем частью природы, а не ее врагом. Надеюсь, наш день сегодня не прошел даром, и каждый что-то взял для себя. Не будем прощаться, скажем просто «До свидания»!
Ведущий уходит, дети отправляются домой.
Игры и конкурсы на природе
1. «Найди цвет»
Ведущий называет любой цвет, участники находят его в окружающих предметах или одежде, подходят и дотрагиваются до них. Например, зеленый – нужно дотронуться до любого предмета зеленого цвета (трава, шарфик).
2. «Природные формы»
Нужно определить форму предмета. Например, дерево – можно увидеть овал, треугольник (крона), цилиндр (ствол).
3. «Узнай цветок»
Каждый желающий получает листок и ручку. Его задача – пройти по полянке и за определенное время найти как можно больше растений, названия которых записать на листке. По истечении времени звенит колокольчик, дети собираются в условленном месте и называют все растения, которые нашли. Победителем объявляется тот, у кого список больше.
Скачать сценарий игры
Экологический поход с детьми в лес
Загрузка…Поделиться в соцсети!
www.13idei.ru
Подвижные игры с детьми на природе
Знакомство с лесом
В этой игре лучше, чтоб участников было не более 6. Нужно выбрать ведущего. Все остальные участники выстраиваются в цепочку и кладут руки на плечи впередистоящего. Им завязывают глаза. Ведущий становится первым. Он ведет детей по лесу, обращая внимание ребят на окружающие звуки, запахи, шорохи, перемены местности. Игроки должны как можно точнее запомнить местность посредством осязания, обоняния и слуха. После «путешествия» их просят нарисовать местность, по которой они путешествовали. Важно, чтобы никто не отвлекал играющих. Путь лучше всего прокладывать по богатой переменами местности с интересными пунктами: переменами солнечного света, подъемами и понижениями местности, возможно с пересечением небольшого ручейка и т.д.
Звуки леса
Играют все желающие. Участники игры садятся, закрывают глаза и в течение 3 – 5 минут слушают все лесные звуки и шорохи вокруг себя. Потом обсуждают, что они слышали. Можно попросить их нарисовать тех, кому эти звуки принадлежат.
Точка зрения
Играют все желающие. Каждый участник игры выбирает себе часть полянки. Он маркирует его каким-нибудь природным материалом, например веткой. После этого он получает лупу, с помощью которой он, ползая по траве, наблюдает травы, жуков, пауков, росинки и многое другое. Так дети могут исследовать мир с точки зрения гусеницы или муравья. Это достаточно интересно для детей дошкольного возраста. В конце игры просят детей нарисовать, что же они исследовали. Дополнительно можно подробнее рассказать ребятам об этих растениях и насекомых.
Оживление
Участвуют все желающие. Участники игры делятся на две группы. До начала игры каждая группа ограничивает с помощью веток или веревки небольшой участок. Дети мастерят фантастических животных из природных материалов и расставляют их на своем участке так, чтобы они сливались с окружающей средой. Во время игры ребята ищут этих зверей на участках друг друга, потом дают им имена и придумывают, как они живут, таким образом их «оживляя».
Радуга
Играют все желающие. Каждый игрок получает по листу белой бумаги или картона и отправляется в лес собирать предметы самых разных цветов. Через некоторое время ребята собираются снова вместе, чтобы обсудить свои находки, поделиться впечатлениями. У кого вышла самая яркая радуга, тот и победил.
Найди свое
Играют два человека. Повяжите на глаза ребенка повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву в зоне видимости с места где вы находитесь. Вести ребенка к дереву можно любыми путями, чтобы запутать игрока. Помогите «слепому» игроку исследовать дерево. Спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?». Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.
Найди пару
Играют все желающие. Детям раздается по листку цветущих растений и через определенное время (5 или 10 минут) нужно отыскать цветок. В лесу можно раздать всем одинаковые листья какого-нибудь редкого для этих мест дерева и дать задание найти его. Естественно, кто первый – тот и победитель.
ПредыдущаяДети на дачеКомандные конкурсы для детей
СледующаяДети на дачеИгры с детьми на природе
babushkinadacha.ru