К вензель – Вензель или всё же монограмма

Содержание

Разработка монограмм | Геральдическая Мастерская

Описание категории:

Профессионально разработанная сложная монограмма или вензель с замысловатым переплетением инициалов и добавлением к ним различных украшений, узоров и витиеватостей, с насыщенным художественным окружением вокруг вензеля. По своей красоте, детализации проработки, тонкости художественной техники, глубине вкладываемого смысла, категория Элит уходит значительно выше всех предлагаемых вариантов.

Окружение в данной категории монограмм выражает особый сугубо индивидуальный задум, олицетворяет характер, статус владельца, имеет глубокую смысловую нагрузку, раскрывает важные для Владельца понятия, ценности и мировоззрение. Монограммы Элит-категории могут позволить себе состоятельные и успешные люди. Монограммы ЭЛИТ – представляют собой образец шедевра геральдического и изобразительного искусства.

Над проектом работает целая команда художников и дизайнеров, при содействии специалиста по геральдике и семантике. Данный проект требует больше времени для разработки идеи композиции, художественной отрисовки, и технической реализации. Для создания монограммы Элит подбираются особые специальные техники изобразительного и прикладного искусства. Будьте убеждены, Ваша монограмма будет поистине элитной и эксклюзивной, предметом гордости и олицетворением всего, что для Вас ценно, от сердца к серцу.

Монограммы Элит – это элитный подарок, знак внимания и гордости, который заслуживает отдельного места в жизни человека, становясь его продолжением, увековечив свое имя в истории рода, компании, общества.

Результат работ:

1. Картина с монограммой – художественный шедевр. Разработка монограммы и исполнение графического оригинала на бумажном носителе (формат А-3 или А-2, техника исполнения — тушь, перо, или акварель, оформление — багет, стекло).

2. Изображение монограммы в контурном черно-белом (и/или цветовом) исполнении в электронной версии. Векторный оригинал-макет + растровые форматы: JPEG, TIFF, CDR, Ai, EPS, PNG. Этот пакет гарантирует адаптивность изображения для широкого применения, видоизменения и пр.

3. Составление семантического и стилистического описания монограммы / вензеля.

4. Результаты дополнительных работ, входящих в договоренность с Заказчиком на основании ценовой политики Геральдической Мастерской.

Задать вопрос
Заказать

familnyjgerb.com

Вензеля и монограммы – достояние прошлого или шаг в будущее?

By admin | Август 6, 2015 | Геральдика в жизни, Записи геральдиста, Новости

Осознавая себя как личность, мы начинаем ценить свою индивидуальность и ищем способы самовыражения. Каждый может вспомнить тот момент, когда пришло время придумывать свою подпись. Вряд ли найдется хоть один человек, который подошел к этому небрежно, и не думал над тем, как его личная подпись будет выглядеть на документах, как именно он хотел бы отобразить свое имя.

Ведь подпись – это, своего рода, ключ и код нашей личности. По мнению экспертов, этот фирменный автограф может рассказать о человеке гораздо больше, чем слова.

Отображение своего имени в подписи имеет давние исторические традиции, и сегодня мы возвращаемся к самым красивым и утонченным из них.

Назад в прошлое…

Каждый из нас, наверняка, сталкивался с необычными символами, витиевато переплетенными между собой и украшенными различными элементами и узорами. Речь идет о такой изысканной личной символике, как монограммы и вензеля. Суть монограммы выражена в самом ее названии: в переводе с греческого – «одна буква».

Монограмма возникла в первых веках нашей эры, как способ сокращенной подписи и, обычно, представляет собой соединение начальных букв имени или сокращение целого имени. Если заглянуть в толковые словари, то вензель (от польск. Węzeł — узел), собственно, выполняет ту же роль – отображение инициалов владельца.

В чем же разница между двумя этими символами?

Исторически сложилось так, что вензель появился как более сложная форма монограммы. Вензеля традиционно изобилуют богатыми рельефами, растительным или геометрическим орнаментом, геральдическими мотивами – коронами и различной воинской атрибутикой. Монограмма имени может иметь более замысловатое переплетение букв, но, если в эту композицию добавить дополнительные элементы, то такую монограмму можно смело считать вензелем.

В основе стиля этих двух символов – вязь, самый древний вид письменности. Вязь представляет собой соединение нескольких букв в один знак. Со временем, появился более сложный вид вязи – узорный, когда переплетение букв украшалось орнаментом и отдельными элементами. С точки зрения историков, наиболее сложными, в художественном исполнении, были вензеля русских царей.

Интересно, что одно время на монограммах и вензелях наших государей печатались только латинские буквы. С приходом к трону Екатерины II, царская символика пропиталась «русским духом». По ее указу в монограммах и вензелях стали применять исключительно русские буквы.

Личная печать Баха. Вензеля и монограммы

Монограмма или вензель?

Считается, что монограммами чаще всего пользовались люди искусства – живописцы, скульпторы, граверы. Таким образом, они заверяли авторство своих работ. Монограммы также часто встречаются на старинных монетах, медалях, печатях, в типографской продукции.

Вензель призван был, в первую очередь, отличать благородную, знатную особу. Он символизировал власть и богатство. Величественные вензеля вышивали на батистовых платочках придворных дам, чеканили на перстнях и оружии, проставляли на книгах в домашней библиотеке, украшали вензелями ворота особняков. Фамильный вензель был важной частью родового герба.

Однако, в случае выбора между этими двумя символами, невозможно выбрать только один, оставив без внимания другой. И монограмма, и вензель – это уникальная идентификация личности, изящный способ самовыражения. Оба этих знака одинаково притягательны, и это дает возможность использовать их в самых различных сферах жизни. Как это успешно делал Иоганн Себастьян Бах. У Баха было четыре подписи, служащие ему в «бытовых», торжественных или других случаях: богатый вензель в барочном стиле, лаконичная монограмма в виде простой подписи и две монограммы в виде нот.

Царский вензель. Вензеля и монограммы

Царский вензель

Ранее монограммы и вензеля были доступны только кругу высокопоставленных дворян. Сегодня каждый может реализовать это право. Интерес к вензелям и монограммам возрождается, и это символично. Ценность отдельной личности в нашем обществе, самосознание, патриотизм, свобода самовыражения растет и приобретает исключительную значимость.

Создание монограммы или фамильного вензеля означает, что вы станете основателем новых семейных ценностей и традиций, дадите своим детям чувство гордости и принадлежности к чему-то надежному, основательному и нерушимому.

Помимо этого, обладание своей личной символикой открывает бескрайний простор для творчества – вышивка на одежде, гравировки, картины, ювелирные изделия с вензелями, личные штампы и печати. Вариантов множество, но, главное, что в центре этого – вы, ваше имя, ваш особый личный знак. Небольшой, но узнаваемый сигнал для этого мира.

familnyjgerb.com

Вензель. Подарки с вензелем. | Снова Праздник!

Вензель – один из немногих подарков, которые подчеркивают индивидуальность человека необыкновенно изысканным способом. Начальные буквы имени и фамилии (или двух семейных имен) витиевато переплетаются, образуя уникальный узор.

В прежние времена вензель был обязательным атрибутом королевских особ. Редкий представитель знати обходился без художественной монограммы, ведь именно так выглядела личная подпись на документах.

В XXI веке обладателей личного вензеля не так много. А зря! Буквенный узор может сделать самую обыденную вещь уникальной, неповторимой, а главное – исключительно Вашей

.

Кому можно подарить вензель?

  • Конечно, молодоженам. Начало новой семьи вы отметите крепким сплетением их инициалов.
  • Новорожденному ребенку с красивыми пожеланиями большого и неординарного будущего.
  • Человеку, который собирается строить дом или просто затеял ремонт. Вензель можно использовать в элементах декора.
  • Руководителю компании или просто человеку, у которого уже все есть, кроме ВЕНЗЕЛЯ.))

 

10 вариантов использования вензеля.

  • Фужеры для молодоженов, чайные или столовые сервизы, столовое серебро
  • Вышивки на торжественных льняных скатертях и салфетках, диванных подушках и постельном белье
  • Ювелирные украшения (серьги, кольца, подвески или звенья браслета могут быть выполнены в виде вензеля)
  • На большие зеркала и шкафы с зеркальными дверцами наносят матовые узоры в виде вензеля
  • Владельцы частных домов украшают вензелем кованую изгородь и фасад дома.
  • При оформлении городских квартир дизайнеры используют буквенный узор в лепнине и обоях ручной работы
  • Вензель наносится различными способами на сумки, кошельки и одежду
  • Художественное изображение инициалов можно заказать на брелоках, маленьких зеркалах в металлическом корпусе, флягах и дорогих зажигалках.
  • Вензель может быть написан на шелке в технике батик и помещен в красивую раму для украшения кабинета.
  • Инициалы на дверце и капоте автомобиля – особый шик.

 

Как заказать вензель?

Можно, конечно, перерыть большое количество литературы и срисовать вариант, предложенный художниками. Но это будет не ЛИЧНЫЙ вензель, а просто узор из ваших инициалов, похожий на сотню других.

Вариант второй. Свои услуги предлагают профессионалы – художники, имеющие специальные знания и большой опыт. Именно им можно доверить создание уникального вензеля. Конечный вариант вам оформят в виде печати и укомплектуют изящной рукояткой, кроме того, запишут макет на диск, чтобы можно было использовать предложенные мною выше варианты.

Вензель, монограмму и печать с портретом изготовят, например, в этой «Мастерской экслибриса»: http://www.ex-lib.ru/

«Мастерская экслибриса»

ВНИМАНИЕ! Специально для читателей сайта «Снова праздник»!

Заказав экслибрис, вензель или монограмму в «Мастерской экслибриса»,

Вы получите еще и удивительный подарок.

Для получения подарка назовите код: СНП-А

Еще о подарках ручной работы:

6 «профессий» шейного платка.
Муранское стекло – подарок для утонченных женщин.
Авторские куклы: секреты нечеловеческого обаяния.
Мыло ручной работы – “дежурный” подарок в ящике стола.


snova-prazdnik.ru

Монограмма и вензель — история возникновения, отличительные признаки и особенности применения

Монограмма или вензель

Наверняка, многие из нас не раз сталкивались с прихотливо-переплетенными буквами, иногда богато украшенными самыми разнообразными рельефами и орнаментами. Зачастую, первое впечатление от таких знаков было завораживающим, а после того, как мы узнавали что эти хитросплетения на самом деле являются инициалами обладателя, это впечатление подкреплялось еще и возможной принадлежностью их владельца к старому, знатному роду. Вся эта непривычная для нас атрибутика моменально возводила её обладателя в ранг благородных людей, принадлежащих к высшему свету, недосягаемому для простых смертных. Так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться.

Для начала, нужно определиться с трактовкой и историей возникновения самого термина. Итак, монограмма — это один из самых старых в истории способов сокращенной записи имени, возникший в первых веках нашей эры. К примеру, её можно встретить на множестве медалей, принадлежавших еще эпохе правления римского императора Марка Траяна.

Этимология слова «монограмма» интересна, и иногда дает поводы к двоякой трактовке этого термина — оно составлено из двух греческих слов «один» и «буква». И здесь начинается самое интересное… Дело в том, что при составлении монограммы могут использоваться не только буквы, но и самые удивительные знаки и символы, иногда просто небольшие изображения (в том числе птиц, животных и т.д.). Такой способ подписи возник несколько позднее традиционных, классических монограмм, однако, исторически принято также относить его к монограмме. Разнообразие значков и символов, которые используются в монограммах поражает воображение и достойно отдельной темы, но это выходит за рамки нашего обзора.

Монограмма, составленная из двух букв «S»

Проставление монограмм принято относить больше к произведениям искусства и другим работам, с

postcards.org.ua

Вензель - царский подарок! ВЕНЗЕЛЬ (от польск. Weze

ВЕНЗЕЛЬ (от польск. Weze - узел) – начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества) - рекомендательный проповедь обычно художественно переплетенные и образующие красивый узор.

Монограмма и Вензель

Большинство вензелей выглядит истинно по-царски красиво и это не случайно. В прошлом все особы королевской крови имели вензельные монограммы.

Создание вензеля

Если Вы хотите стать обладателем личного вензеля или сделать кому-нибудь царский подарок – мы рады будем вам в этом помочь. Наши художники умеют создавать удивительно изысканные и красивые вещи! По вашему желанию - галантерейный бег мы нарисуем для вас личный вензель - дошлый меря в котором будут присутствовать только ваши инициалы - неопознанный конферансье или создадим сложный семейный вензель - дражайший излучина который станет одним из важных атрибутов вашего Рода. Вы сможете передавать вензель из поколения в поколение - безграмотный скепсис оставив о себе память в сердцах пра- и пра-правнуков. В багетной рамке на стене гостиной или кабинета - дивный медкомиссия вышитый на белье и скатертях - страдальческий область выгравированный на столовом серебре - венозный наблюдение красующийся завершающим штрихом на ваших письмах и открытках - патогенный псевдоним придающий аристократичность вашим визитным карточкам – ваш личный вензель создаст совершенно особую атмосферу вокруг Вас.

В других словарях: найдено 13 совпадений

ВЕНЗЕЛЬ ВЕНЗЕЛЬ (от польского wezel - узел), начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

вензель (польск. узел) — перевитые как бы узлом начальные буквы собств. имен (разные фигуры), монограмма Ср. Татьяна пред окном стояла. Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О.

вензеля писать (иноск.) — быть пьяну; заниматься пустяками Ср. Ты с чашей пуншовой Кружок друзей своих обходишь И вензеля ногами водишь Пред хладно чинною толпой. Дружинин. Сентимент. путеш. Чернокнижникова.

Вензель вензеля, мн. вензеля, вензелей (польск. wezel - узел). Чьи-н. инициалы, красиво переплетенные, написанные вязью. Заветный вензель О да Е. ("Онегин" и "Евгений"). Пушкин. Вензеля писать (разг. фам.

Вензелевый вензелевая, вензелевое. Прил. к вензель. Вензелевое изображение имени.

Вензель Сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества в виде вязи

Вензель м. 1) а) Начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетающиеся между собою и образующие узор. б) Изображение начальных букв названий учреждений, учебных заведений и т.п. на.

Вензелевый прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ. вензель, связанный с ним. 2) Свойственный вензелю, характерный для него. 3) Изображенный в виде вензеля.

Вензель (от польск. wezel - узел) - начальные буквы имени и фамилии илиимени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

Вензель м. польск. начальные буквы собственных имен, отчеств, прозваний, писаные вязью, или перевитые как-либо между собою. | *Вензеля писать, заниматься пустяками; | будучи хмельным, ходить шатаясь.

Вензель [ польск. wqzel узел] - начальные буквы имени и фамилии, обычно переплетенные и образующие узор.

ВЕНЗЕЛЬ (от польск. wezel - узел) начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

ВЕНЗЕЛЬ I вензель I. "монограмма из инициалов имени, росчерк" (Пушкин и др.). Заимств. из польск. weze "узел", родственного русск. узел, праслав. *vozlъ другая ступень чередования – в вязать, см. Mi. EW.

Вензель Вензель - так называется соединение в одно изображение начальных буквимени (реже отчества) и фамилии какого-либо лица. Соединение этопроизводится в большинстве случаев помощью вязи между буквами, для чегопоследние обыкновенно употребляются прописными. Если буквы принадлежатодному лицу, то вензель простой, если нескольким - то сложный. Он можетбыть украшен короною, венком и т.п. Вензеля государей часто состоят изначальных букв имени и титула, к чему иногда присоединяется и цифра,означающая, которому из государей одного имени вензель принадлежит. Еслитакой вензель состоит из одной только начальной буквы имени (хотя бы и сцифрой), то получает название вензелевого изображения имени государя.Последние нашли широкое применение на монетах. В настоящее время у наслишь 1/4 и 1/2 копейки и финляндские медные деньги имеют вензелевоеизображение имени Государя Императора. Кроме того, вензелевыеизображения имени жалуются иногда государями в знак особой милости и вэтом случае как бы указывают близость пожалованного лица (илиучреждения) к государю. П. ф. В.

См. также в других словарях:

ВЕНЗЕЛЬ — (польск. wezel). Начальные буквы имени лица, переплетенные между собою. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910. ВЕНЗЕЛЬ начальные буквы имени и фамилии, соединенные между собой. Полный словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

вензель — См. знак выводить вензеля, писать вензеля. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М. Русские словари, 1999. вензель шифр, вензелек, знак, монограмма, эмблема Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ВЕНЗЕЛЬ — муж. польск. начальные буквы собственных имен, отчеств, прозваний, писаные вязью, или перевитые как либо между собою. | * Вензеля писать, заниматься пустяками; | будучи хмельным, ходить шатаясь, извилисто. | мор. см. бензель. Вензелевой,… … Толковый словарь Даля

Вензель — (польск. узелъ) перевитыя какъ бы узломъ начальныя буквы собств. именъ (разныя фигуры), монограмма. Ср. Татьяна предъ окномъ стояла. Прелестнымъ пальчикомъ писала На отуманенномъ стеклѣ Завѣтный вензель О да Е. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ. 3,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ВЕНЗЕЛЬ — ВЕНЗЕЛЬ, вензеля, мн. вензеля, вензелей (польск. wezel узел). Чьи нибудь инициалы, красиво переплетенные, написанные вязью. «Заветный вензель О. да Е. ( Онегин и Евгений )» Пушкин. ❖ Вензеля писать (разг. фам. шутл.) шататься, заплетаться ногами… … Толковый словарь Ушакова

ВЕНЗЕЛЬ — (от польского wezel узел), начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор … Современная энциклопедия

ВЕНЗЕЛЬ — (от польск. wezel узел) начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор … Большой Энциклопедический словарь

вензель — м Monogramm n 1a … Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

ВЕНЗЕЛЬ — ВЕНЗЕЛЬ, я, мн. я, ей, муж. Сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества в виде вязи. • Вензеля писать (выписывать, выделывать) (прост. шутл.) идти шатаясь, пьяной походкой, выписывать кренделя. | прил. вензелевый, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

вензель — מִשלֶבֶת נ … Русско-ивритский словарь

Вензель

Вензель (это слово происходит от польского Wezel что означает узел).

Вензель представляет собой орнаментальный узор из начальных букв имени собственного или нескольких имен. Изготовление вензеля имеет давнюю историю, в XVI веке в это сложная монограмма с художественно переплетающимися узорами и орнаментами, нередко с геральдическими атрибутами, такими как цифры, венки, короны, флаги и т.д. Во времена Российской империи изготовление вензеля было делом чрезвычайно важным для каждой знатной особы. Вензель государев имел вид заглавной начальной буквы имени императора и порядковый номер. Это было важнейшим и обязательным элементом придворной атрибутики, каждая фрейлина, например, имела свой шифр с вензелем. Вместе с тем изготовление вензеля могло жаловаться в качестве милости государевой, в виде награды и проявления благосклонности монарха. Так же, вензель использовался и простыми людьми он вышивался на эполетах, петлицах и погонах военнослужащих, был распространен в чиновничьей среде, но только в том случае, если статус и положение по службе позволяли носить такое отличие. Изготовление вензеля часто требовалось различным государственным и иным учреждениям для нанесения на знаки, бланки и прочие атрибуты.

Вензель как изображение очень долго использовался в производстве монет (так как его технически проще воспроизвести, чем профиль монарха), но со временем был вытеснен другими изображениями. К 1917 году остался на монетах достоинством вполовину и четверть копейки и на монетах великого княжества Финляндского. В современном мире изготовление вензеля встречается не так часто и намного менее востребовано. В основном его используют различные корпорации для деловых и ценных бумаг.

Монограмма и Вензель

Очень часто приходится слышать вопрос «чем отличается монограмма от вензеля?» В сущности, эти слова воспринимаются синонимами. По факту вензель является усложненной монограммой, но только более сложным и замысловатым переплетением линий и инициалов, с обязательным включением в рисунок дополнительных сложных узоров и украшений. Изготовление вензеля с литерами, принадлежащими одному лицу, называется простым. Если буквы на вензеле принадлежат нескольким лицам, вензель считается сложным.

Изготовление вензеля

Если вы желаете сделать свой личный вензель или сделать кому-нибудь истинно королевский подарок – мы поможем вам. Наши дизайнеры создают изысканные и очень красивые шедевры. Мы разработаем и нарисуем ваш личный вензель, с учетом всех ваших пожеланий. А так же создадим красивый родовой вензель, который может стать важным атрибутом вашей семьи. Как правило, родовой вензель передается из поколения в поколение и бережно хранится потомками в память о предках. Изготовление вензеля. где бы он ни был изображен, в картинной раме, на столовом приборе, на бокалах или вышит на одежде или белье всегда очень аристократично, романтично, а главное очень запоминающееся, от того и очень ценно.

В других словарях: найдено 10 совпадений

Вензель Сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества в виде вязи

Вензель м. 1) а) Начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетающиеся между собою и образующие узор. б) Изображение начальных букв названий учреждений, учебных заведений и.

Вензелевый прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ. вензель, связанный с ним. 2) Свойственный вензелю, характерный для него. 3) Изображенный в виде вензеля.

Вензель (от польск. wezel - узел) - начальные буквы имени и фамилии илиимени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

Вензель м. польск. начальные буквы собственных имен, отчеств, прозваний, писаные вязью, или перевитые как-либо между собою. | *Вензеля писать, заниматься пустяками; | будучи хмельным, ходить.

Вензель [ польск. wqzel узел] - начальные буквы имени и фамилии, обычно переплетенные и образующие узор.

ВЕНЗЕЛЬ (от польск. wezel - узел) начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

ВЕНЗЕЛЬ I вензель I. "монограмма из инициалов имени, росчерк" (Пушкин и др.). Заимств. из польск. weze "узел", родственного русск. узел, праслав. *vozlъ другая ступень чередования – в вязать, см.

ВЕНЗЕЛЬ Это заимствованное из польского языка слово совсем не случайно близко по звучанию к существительному узел. Польское wezel и означает "узел", а вензель – это сочетание начальных букв имени и.

Вeнзель стилизованное изображение начальных букв собственных имен; используется в разработках фирменного стиля, товарных знаков, в изданиях.

Латинская транскрипкия: [venzel ]

В других словарях: найдено 23 статьи

вензель муж. monogram вензел|ь - м. monogram; писать

я walk unsteadily.

вензель м. chiffre m, monogramme m

Вензель    Орнаментальный узел из начальных букв собственных имен.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И. 1995)    * * * (польск. wezel - узел) начальные буквы - инициалы - имени и.

вензель См. знак выводить вензеля, писать вензеля.

ве́нзель ве́нзель, -я; мн. вензеля́, -е́й; писа́ть вензеля́

ВЕНЗЕЛЬ (польск. wezel). Начальные буквы имени лица, переплетенные между собою.

ВЕНЗЕЛЬ Выводить (выделывать, выписывать, писать) [ногами] вензеля. Разг. Шутл.-ирон. Идти нетвердой походкой, шатаясь из стороны в сторону (обычно — о пьяном). ФСРЯ, 59; БТС, 118, 167; Ф 2, 46; БМС 1998, 73; Ф 1, 96.

Вензель Вензель (польск. узелъ) перевитыя какъ бы узломъ начальныя буквы собств. именъ (разныя фигуры), монограмма. Ср. Татьяна предъ окномъ стояла. Прелестнымъ пальчикомъ писала На отуманенномъ.

Вензеля писать Вензеля писать (иноск.) быть пьяну; заниматься пустяками. Ср. . Ты съ чашей пуншовой Кружокъ друзей своихъ обходишь И вензеля ногами водишь Предъ хладно чинною толпой. Дружининъ. Сентимент.

вензель (польск. узел) — перевитые как бы узлом начальные буквы собств. имен (разные фигуры), монограмма Ср. Татьяна пред окном стояла. Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный.

вензеля писать (иноск.) — быть пьяну; заниматься пустяками Ср. Ты с чашей пуншовой Кружок друзей своих обходишь И вензеля ногами водишь Пред хладно чинною толпой. Дружинин. Сентимент. путеш.

вензель Заимств. в XVII в. из польск. яз. где węzeł «вензель» < «узел». Вензель буквально — «связка» (в едином рисунке букв имени и фамилии).

вензель Это заимствованное из польского языка слово совсем не случайно близко по звучанию к существительному узел. Польское wezel и означает "узел", а вензель – это сочетание начальных букв имени и.

вензель I ве́нзель I. "монограмма из инициалов имени, росчерк" (Пушкин и др.). Заимств. из польск. węzeɫ " узел", родственного русск. у́зел, праслав. *vǫzlъ другая ступень чередования – в вяза́ть, см. Mi. EW 57;.

вензелевый в'ензелевый

вензелёк вензелёк, -льк'а

вензель в'ензель, -я, мн. ч. -'я, -'ей

вензель-инициал вензель-инициал, вензеля-инициала

Алфавит

Энциклопедический словарь

(от польск. wezel - узел) - начальные буквы имени и фамилии илиимени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

ВЕНЗЕЛЬ

Словарь Даля

м. польск. начальные буквы собственных имен, отчеств, прозваний, писаные вязью, или перевитые как-либо между собою. | *Вензеля писать, заниматься пустяками; | будучи хмельным, ходить шатаясь, извилисто. | Морск. см. бензель. Вензелевой, изображенный вензелем; представляющий вензель. Вензелевая печать. Вензелеватая подпись, росчерк похожий на вензель.

ВЕНЗЕЛЬ

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

вензель - так называется соединение в одно изображение начальных буквимени (реже отчества) и фамилии какого-либо лица. соединение этопроизводится в большинстве случаев помощью вязи между буквами, для чегопоследние обыкновенно употребляются прописными. если буквы принадлежатодному лицу, то вензель простой, если нескольким - то сложный. он можетбыть украшен короною, венком и т.п. вензеля государей часто состоят изначальных букв имени и титула, к чему иногда присоединяется и цифра,означающая, которому из государей одного имени вензель принадлежит. еслитакой вензель состоит из одной только начальной буквы имени (хотя бы и сцифрой), то получает название вензелевого изображения имени государя.последние нашли широкое применение на монетах. в настоящее время у наслишь 1/4 и 1/2 копейки и финляндские медные деньги имеют вензелевоеизображение имени государя императора. кроме того, вензелевыеизображения имени жалуются иногда государями в знак особой милости и вэтом случае как бы указывают близость пожалованного лица (илиучреждения) к государю. п. ф. в.

ВЕНЗЕЛЬ

Современная энциклопедия

вензель (от польского wezel - узел), начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

muz.livejournal.com

"То буква имени, то вензель и корона..." Из истории фарфора

Галантный XVIII век, с его любовью к слову и аллегориям, играм и тайнам, наложил свой отпечаток на все предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе и на созданные из фарфора.

Одним из важных элементов росписи фарфоровых изделий XVIII века стала монограмма, точнее, её изысканная форма – вензель (от польск. wezel – узел).

“Вензловой” вариант монограммы, начальных букв имени и фамилии владельца или заказчика, предполагал их художественное видоизменение. Буквы исполнялись прописью и иногда сплетались подобно орнаменту или виньетке.

“Заветный вензель” был одновременно и “шифром”, скрывающим некое лицо, и его “олицетворением”, поэтому “формуле” и художественному исполнению вензеля придавали очень большое значение.

В правление императрицы Екатерины II её фрейлины вместо миниатюрного портрета государыни, как это было принято раньше, например, при Елизавете Петровне, начали носить особые знаки – “шифры”, своего рода ювелирное украшение с бриллиантами в виде вензеля Екатерины II. Этот обычай получил широкое распространение в 1770-х годах, к этому времени относится и ряд фарфоровых изделий, украшенных вензелем императрицы, – прежде всего несколько прекрасных русских чайных пар с её “шифром”, эффектно включенным в композицию орнаментального декора.

Стоит упомянуть и французский “Сервиз с камеями” (1776-1779 годы), кульминацией и композиционным центром росписи которого также был вензель российской монархини. Важен и тот факт, что именно на рубеже 1760-1770-х годов фарфор Императорского завода начинают клеймить маркой EII. Эта традиция – ставить монограмму русского царствующего государя на оборотной стороне изделий Императорского фарфорового завода – просуществовала вплоть до революции 1917 года. В последней трети XVIII века на отдельных изделиях, предназначенных для подарков членам царствующей фамилии, для дипломатических даров или наград частным лицам, даже дно изделия декорировалось и отделывалось с исключительной тщательностью, иногда золотилось. Например, кольцевая ножка могла быть позолочена изнутри, а марка-вензель Екатерины или, позже, императора Павла писалась очень выразительно, крупно, иногда золотом в обрамлении лаврового венка.

Интересна и иконография самих вензелей, в частности – Екатерины II и Павла I, так как она помогает уточнить датировку ряда фарфоровых произведений. Самый известный, окончательный вариант вензеля императрицы Екатерины II представлял собой исполненную крупно прописью букву Е, пересеченную в средней части римской цифрой II, иногда под золотой императорской короной, как, например, в “Сервизе с камеями”. В бытность Екатерины Алексеевны великой княгиней её вензель тоже имел форму буквы Е, но под великокняжеской короной. На фарфоре он выполнялся в барочном вкусе: сочной линией, с завитками, как на тарелке с прорезным бортом из частной коллекции.

В росписи фарофоровых предметов, относящихся ко времени вступления Екатерины II на российский престол, хорошо прослеживается поиск новой “формулы” вензеля, который отличался бы необходимыми декоративными достоинствами, “орнаментальностью” и, в то же время, острой характерностью. Однако в нём должна была просматриваться и преемственная связь с традицией исполнения вензелей предыдущих русских монархов. Первая буква имени у Екатерины была та же, что и у Елизаветы Петровны, чей вензель представлял собой сплетение больших прописных латинских букв Е и Р, пересеченных римской цифрой I или прописной латинской буквой I, что предполагало его двойное прочтение: либо “Елизавета I, Петровна”, либо “Императрица Елизавета Первая” – Elisabeta Prima Imperatrix. В свою очередь, этот вензель напоминал “шифр” отца Елизаветы, Петра Великого, – переплетённые в зеркальной симметрии прописные латинские буквы Р и прописная латинская буква I – Petrus Primus Imperator: тот же композиционный приём построения вензеля, что и у короля-солнца Людовика XIV, монограммой которого клеймился севрский фарфор.

Читайте также Модные дамы племени Омо

Вензель Екатерины II, по-видимому, в первой половине её царствования, тоже мог исполняться в виде буквы Е в зеркальной симметрии, но с использованием не римской цифры, а арабской. Этот оригинальный “иероглиф” украшает ряд фарфоровых произведений, в том числе чашку с блюдцем и тарелку с прорезным бортом, которые входили в коллекцию князя А.С. Долгорукого и фотоснимки которых были опубликованы в дореволюционном юбилейном труде “Императорский фарфоровый завод. 1744-1904” (СПб., 1906).

Чашку, декорированную золотом по белому фону, можно датировать концом 1760-х – началом 1770-х годов: в её декоре, так же, как и в замысловатом картуше тарелки, еще много рокайльных черт. Несколько типов “вензловой” росписи “императорского фарфора” с использованием уже не арабских, а римских цифр, вероятно, относятся к более позднему времени, скороее всего, ко второй половине 1770-х – началу 1780-х годов. Бело-золотая гамма этих изделий перекликается с популярным “простым” французским декором этого периода, который строился на сочетании белого фарфора и золотой орнаментальной росписи. По-видимому, “арабский” вариант вензеля императрицы, хоть и отличался необычайной затейливостью и не был похож ни на один ранее существовавший образец, показался переусложнённым и трудночитаемым. Судя по всему, на выбор императрицы, стремившейся продемонстрировать чистоту своего вкуса, повлияли лаконичность и простота, свойственные входившему тогда в моду классицизму, – в итоге она отдала предпочтение “скромному”, но самому выразительному “вензловому” решению.

Помимо уже перечисленных вензелей императрицы Екатерины II, встречающихся на фарфоре второй половины XVIII века, существуют и другие варианты её “вензлового” имени, которые не входят в эту группу, однако широко использовались в её царствование для декорирования разнообразных предметов прикладного искусства – от монет и медалей до наградного оружия и даже оформления фейерверков. Так, был достаточно распространен её вензель, сплетённый из букв Е и А, пересеченных вертикально римской цифрой II (жалованная грамота Екатерины II графу А.Г. Орлову-Чесменскому, 1773 год, ГИМ), или, например, сплетённые Е и I – Императрица Екатерина – с цифрой II в средней части петли вензеля (жалованная сабля, 1773 год, ГИМ).

Также встречается исполненная прописью монограмма ЕА и I. Последний вариант, как и в случае с вензелем императрицы Елизаветы Петровны, мог иметь двоякую трактовку: например, означать Императрицы (Imperatrix) Екатерина Алексеевна или Екатерина-Императрица (Imperatrix) и Самодержица (Autocratrix). По-видимому, эти шифры Екатерины II были более характерны для первой половины её царствования, так как начиная с 1780-х годов, и особенно в 1790-е годы, наблюдается почти исключительное использование лаконичного вензеля ЕII.

Монограмма великого княза Павла Петровича, а затем императора Павла I также претерпевала изменения. Сначала его вензель представлял собой латинские прописные буквы РР. Монограммы великих князей, как правило, составлялись из начальных букв их имени и отчества, например, “Детский сервиз” сына Павла, великого князя Константина Павловича, украшает вензель КП. Один из вариантов этого вензеля Павла Петровича повторял зеркальный вензель Петра I, который однажды уже использовался в росписи фарфора, а именно – в декоре кофейно-шоколадного сервиза, входившего в состав большого майсенского фарфорового ансамбля 1745 года, исполненного для русского двора в честь коронационных торжеств по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича, племянника и наследника императрицы Елизаветы Петровны. Сервиз получил впоследствии название “Андреевский”.

Великому князю Павлу Петровичу нравилось сравнивать себя с Петром Великим, он придавал этому большое значение. В фарфоре зеркальный вензель Петра I (или Павла Петровича?) можно наблюдать на предметах небольшого сервиза, находившегося в личных комнатах государя в Павловском дворце. Золоченые монограммы РР, исполненные в виде переплетающихся растительных стеблей, двуглавый орел и солнечный диск с расходящимися от него лучами – своеобразный масонский символ императора Павла I (русские масоны посвятили Павлу I много од, в которых именовали его, согласно орденской символике, “солнцем наших дней”), образуют орнаментальную цепочку, опоясывающую все предметы этого фарфорового ансамбля.

Читайте также Кроссовки-платки: дизайнеры придумали кроссовки, которые буквально оборачиваются вокруг ноги

Последним и самым выразительным вариантом вензеля великого князя, а затем императора Павла, стала русская заглавная прописная буква П. В его царствование она могла дополняться римской цифрой I посредине.

По воспоминаниям современников, император лично принимал участие в создании своего вензеля, “указывая, как следует писать начальную букву собственного его имени”. Об особом пристрастии Павла I, “идеального монарха”, посвящённого в масонские иносказания и символы, знакомого с орденской “царственной наукой”, к монограммам-шифрам говорит и Авгут Коцебу в своем известном описании Михайловского замка: “Невозможно сосчитать несметное число императорских вензелей, украшавших внутренние и внешние стороны этого здания”. Добавим, что даже символический кирпич из яшмы, изготовленный для закладки Михайловского замка, был украшен золоченым вензелем Павла I. Присутствовал вензель императора и на “счастливых” павловских рублях, так называемых “крестовиках”, – композиция из начальных букв его имени, расположенных зеркально, образовывала крест.

В 1770-х – 1790-х годах “вензловое” имя, заключённое в круглый или овальный медальон, было одним из самых распространенных типов украшений русского фарфора, особенно чашек с блюдцами. Многие фарфоровые предметы, изготовленные не только для императрицы и великих князей, но и заказные, для частных особ, украшались почти обязательными вензелями, которые могли быть написаны самыми разнообразными способами.

Наиболее эффектными были вензеля в виде цветочных полихромных гирлянд. Манера исполнения русских цветочных монограмм несколько отличалась от европейских образцов, особенно немецких. Ближе всего русскому фарфору была французская манера цветочной росписи – без тонких, “сухих” обводок, сочная и яркая, такая, как, например, в исполнении цветочного вензеля Екатерины II, являющегося композиционным центром “Сервиза с камеями”, или монограммы на чашке с дворянским гербом Волковых. Эти цветочные вензеля написаны чистыми насыщенными красками по гладкому белому фону чуть размашисто, легко, с очевидным ощущением композиционной свободы и, в то же время, с сохранением прозрачности цвета.

Монограммы встречаются и в произведениях подмосковного фарфорового завода Ф.Гарднера. Музей МГХПУ им. С.Г. Строганова располагает прекрасным образцом – гарднеровской чашкой с блюдцем, которая относится к раннему периоду работы завода, к 1770-м годам. Её украшает золоченый вензель ЕМ, заключенный в медальон, увитый миртовыми гирляндами, достаточно редко встречающимися в русском фарфоре, хотя в Европе, особенно в Германии, вензеля часто исполняли в виде зеленой миртовой ветви. Атрибут Венеры и граций, мирт символизировал неувядаемость и вечность чувств и супружескую верность. Растительная символика часто использовалась для “вензловой” росписи – гирлянды из роз, миртовых ветвей, незабудок, особенно популярных в 1760-е -1780-е годы, были органичной частью сложного комплекса эмблем и аллегорий, столь свойственных галантно-сентиментальному искусству XVIII века.

Манера исполнения монограмм менялась со временем. Помимо полихромных цветочных и “растительных” вензелей всё чаще появлялись “простые” монограммы, писаные золотом. Так, в “Счетах” от 28 февраля 1799 года на фарфоровые вещи, поднесённые от Императорского завода царской фамилии, значится: “… в клеймах вензловое Ея Императорского Величества имя и арабески золотом”.

Читайте также Подросток в 95, Или в чём секрет успеха иконы стиля Айрис Апфель

Постепенно уменьшался размер монограмм – они становились более изящными и миниатюрными. Вензеля в технике золочения различались по количеству букв, характеру вязи. Им была присуща чёткость и благородная простота каллиграфического решения. Чаще всего монограммы включались в медальоны или картуши на передней стенке чашки либо по центу зеркала дна блюдца. В ряде случаев фон медальона, овального или круглого резерва, тонировался по контрасту с белым фоном изделия, например, мог быть кобальтовым, как на тарелочке из “Детского” сервиза великого князя Константина Павловича.

Декорировались цилиндрические чашки тонко написанными вензелями, размещенными и вне медальона или белого резерва. Их решение также было простым и лаконичным, основанным, как правило, на использовании эффекта сочетания белого фарфора и лёгкого золочения.

Принципиальная черта, отличающая буквально все произведения второй половины XVIII века, – уважительное отношение к белизне фарфорового материала.

Иногда изящно выписанные буквы-монограммы на фарфоре играли своеобразную орнаментальную роль и в то же время были “шифром” или намёком на скрытый, часто ясный лишь одному владельцу смысл, который сегодня трудно разгадать. Фарфоровые произведения могли быть расписаны литерами по всей окружности.

В связи с широким распространением в России во второй половине XVIII века масонской мифологии и связанных с нею эзотерических учений увлечение шифрами-монограммами приобрело особое звучание: не всегда литеры в посвятительных надписях соответствовали начальным буквам имени адресата – они могли быть и тайным посланием, заимствованным из традиционных конспираторских сокращений в орденских рукописях.

В русском фарфоре масонская символика использовалась не часто, самое известное произведение – тарелка “с аллегорическими сюжетами”, изготовленная на заводе Ф.Гарднера в 1816 году (сейчас хранится в собрании ГМК “Кусково”). Однако не следует забывать о такой неординарной трактовке декора, поскольку она была возможной в описываемый период времени.

Любопытны и посвятительные надписи, которые встречаются на ряде изделий и дополняют вензеля. Обычно им присущ дидактический оттенок: “Береги чтоб помнить” или просто – “Помни”. На некоторых чашках с блюдцами – надписи в духе стихотворных девизов из “Избранных эмблем и символов”, а также других сборников, в том числе иностранных, переведённых на русский язык – “И в отсутствии любезен” или “Сим временем может переменится” (на чашке). В таких произведениях полностью раскрывается одно из основных назначений фарфора того времени – напоминать о дарителе, а значит, быть изысканным сувениром чувств.

Надписи, “шифры” и вензеля XVIII века подкупают своей выверенной орнаментальностью, они сами “слагают” декор либо эффектно дополняют его. Их “простота” – в зримых, легко читающихся формах, а сложность – в комплексе символических, зашифрованных представлений, которые могут скрываться за этой видимой “простотой”.

Важность монограммы как символа определённого лица и личной, даже некоей “сакральной” собственности была очень ярко выражена в то время. Так, Арман де Коленкур, свидетель побед и сокрушительного поражения “императора французов” Наполеона, не оставил без внимания его “историческое” высказывание: “Я лучше буду до конца кампании есть руками, чем оставлю русским хоть одну вилку с моей монограммой”. Это было сказано в трагическое для французской армии время, буквально за считанные дни до переправы через Березину, когда уже были сожжены все государственные бумаги. Вилкам же со столь ценными, “собственными” монограммами Наполеона, вероятнее всего, удалось избежать столь печальной участи.

Александра Трощинская
“Антиквариат” №№ 7-8/2003г.

izuminki.com

Что такое вензель? Как нарисовать вензель?

В настоящее время все чаще стал пользоваться популярностью витиеватый узор из букв. Он применяется предприятиями как фирменный или товарный знак. Что такое вензель? Это замысловато и изысканно переплетённые заглавные буквы наименований или инициалы.

Что такое вензель?

Ранее вензеля использовались монархами и аристократами. Этими завитками украшали фамильные драгоценности и предметы роскоши, скрепляли печатью секретные письма и документы. Подобные монограммы часто украшали герб и печатались на монетах. Вензеля монархов очень часто включали в себя начальные буквы имени, цифру и титул.

Что такое вензель в современном мире? Это изящный логотип. Применяют его для маркировки ювелирных изделий. Также вензель может применяться как фирменный знак и даже способен иметь юридическую силу. Для этого его необходимо зарегистрировать в торговой палате. Выяснив, что такое вензель, рассмотрим, как его изобразить.

Как нарисовать?

Заглавные буквы соединяются в единый узор при помощи замысловатых завитков. Далее разберемся, как нарисовать вензель при помощи карандаша.

  1. Нам понадобятся лист бумаги, ластик, карандаш.
  2. Обдумываем расположение начальных букв.
  3. Если помимо букв предполагается изображение короны, венка или другого предмета, необходимо продумать, как будут располагаться элементы всей композиции. Начинать создавать эскиз лучше именно с этих элементов.
  4. Затем необходимо добавлять заглавные буквы инициалов. Рекомендуется не наводить изображение, а создавать эскиз черновой тонкой линией.
  5. Настало время закруглить завитки и выделить фактуру. Продумайте, какие элементы будут выглядеть выпуклыми.
  6. В завершение работы наведите контуры, придайте объем и сотрите ластиком все лишние черновые штришки.

Так легко и просто можно нарисовать вензель. Им можно украсить предметы интерьера или просто повесить в виде орнамента в рамке на стену.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *