Квест экологический в доу – — . , — .

Экологический квест «Знатоки природы» — дошкольное образование, мероприятия

Муниципальное дошкольное учреждение – детский сад №44 «Колокольчик» г. Серпухов, Московская область

ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ

Экологический квест для детей старшей группы детского сада

Музыкальный руководитель

Ивлева Елена Евгеньевна

2017 г.

ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ

Экологический квест для детей старшей группы детского сада

Девиз Квеста:

«Дошколята России за сохранение природы!»

Цель: формирование экологической культуры, воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому.

Предварительная работа:

1. Знакомство с растениями региона

2. Рассматривание картинок

3. Просмотр слайдов

4.Чтение рассказов, легенд, пословиц

5. Заучивание стихов и песен

6. Отгадвание загадок

7. Экскурсии в парк

8. Лепка, рисование, аппликация, оригами растений.

Материалы:

ворона бибабо,

карта маршрута (приложение 2),

«Волшебный конверт»,

картинка с воронятами, разрезанная на пазлы (приложение 1),

магнитофон,

шапочки, аксессуары, костюмы животных, птиц, насекомых,

медали по «Защитники природы» числу детей (приложение 3).

Герои взрослые:

Лето (ведущая) _________________

Садовник _______________________

Пугало Огородное______________

Медведь_______________________

Лесовичок_____________________

Ход мероприятия:

Дети собираются на лужайке возле берёзы. Появляется взрослый ведущий в костюме Лета.

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Я – лето тёплое, солнечное, жаркое. Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом деле, вы должны помогать друг другу, не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.

1 ОСТАНОВКА «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

Из-за дерева вылетает Ворона (игрушка бибабо).

Ворона. Кража! Караул! Пропажа!

Прилетела я с базара

Воронят как не бывало

Как найти мое богатство?

Помоги, ребячье братство!

Ведущая. Ребята, у Вороны из гнезда таинственно пропали её птенцы. Надо помочь найти маленьких воронят. Ведь для любой мамы её дети – счастье.

ВЕДУЩАЯ ДАЁТ ДЕТЯМ КАРТУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КВЕСТА

С УКАЗАНИЕМ СТАНЦИЙ

Ведущая. Ребята, вам необходимо выполнить ряд заданий и достичь результата – найти воронят, то есть собрать все части пазла с их изображением! Первое задание: дружно сказать девиз. Наш девиз:

Дети. Береги свою планету – ведь другой на свете нету!

Ведущая. Молодцы, ребята! Вы выиграли 1 пазл.

Ведущая вручает детям «Волшебный конверт»,

в котором находится пазл с изображением воронят.

Смотрим по карте, где вторая остановка. Нам надо идти на цветочную поляну.

2 ОСТАНОВКА «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА»

Возле клумбы 4 группы участников квеста встречает Садовник.

Садовник.

Здравствуйте, дети! Ведущая. Уважаемый садовник, нам надо помочь Вороне найти маленьких воронят. Помогите нам, пожалуйста! Садовник. Непременно помогу. Но сначала у меня для вас игра. Я буду называть цветок, а вы мне его покажите на клумбе.

ИГРА «САДОВНИК»

Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели, кроме «…»

(называет любой цветок из присутсвующих на грядке).

Дети находят и показывают цветок, который назвал садовник. Игра продолжается, перечисляются все цветы на клумбе.

Садовник. Молодцы, ребята!

Наклонись над цветком любым: желтым, синим, голубым.

И шепни ему: «Ты живи». Не сорви его, не сорви!

Вы выиграли пазл. Ведущая. Спасибо, уважаемый садовник! Ребята, а мы смотрим по карте, где следующая остановка. Нам надо идти на «Наш весёлый огород». До свидания, Садовник!

3 ОСТАНОВКА «ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД»

Детей встречает Огородное Пугало

Пугало. Здравствуйте, дети!

Ведущая. Уважаемое Пугало, нам надо помочь Вороне найти маленьких воронят. Помогите нам, пожалуйста! Пугало. Непременно помогу. Но сначала проведу с вами игру.

ИГРА «УГАДАЙ НА ВКУС»

На тарелочке, накрытой салфеткой, кусочки овощей и фруктов со шпажками. Ведущая поочерёдно даёт попробовать всем детям с закрытыми глазами один кусочек чего-либо. Пугалоспрашивает детей, что они съели.

Пугало. Молодцы, ребята!

Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!

Вы выиграли пазл. Ведущая. Спасибо, уважаемое Пугало! Ребята, а мы смотрим по карте, где следующая остановка. Нам надо идти к старичку Лесовичку. До свидания, Пугало!

4 ОСТАНОВКА «В ГОСТЯХ У СТАРИЧКА ЛЕСОВИЧКА» Детей встречает старичок Лесовичок

Старичок Лесовичок. Здравствуйте, дети!

Ведущая. Уважаемый старичок Лесовичок, нам надо помочь Вороне найти маленьких воронят. Помогите нам, пожалуйста!

Старичок Лесовичок. Непременно помогу. Но сначала хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы.

ЗАГАДКИ ЛЕСОВИЧКА:

1. Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно, комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в ….. (ЛЕС)

2. У него иголочки, как в лесу на ёлочке.

Зверя лучше не тревожь, он колючий. Это ….

(ЁЖ)

3. Что за зверь такой лесной? В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка. Как зовут? (ЗАЙЧИШКА)

4.Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (БЕРЁЗА)

5. Вырос он в березняке, носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это … (ГРИБ)

Скажите, дети, а как именно надо беречь природу? (Ответы детей)

Лесовичок. Молодцы, ребята!

На земле мы живём с тобой. Нет прекрасней Земли родной.

Так давайте беречь и любить, Не губить её, не губить!

Вы выиграли пазл. Ведущая. Спасибо, уважаемый Лесовичок! Ребята, а нам надо идти дальше. По карте нас ждёт зоотеатр. До свидания, Лесовичок!

5 ОСТАНОВКА «ЗООТЕАТР»

Детей встречает Медведь

Медведь. Здравствуйте, дети!

Ведущая. Уважаемый Медведь, нам надо помочь Вороне найти маленьких воронят. Помогите нам, пожалуйста! Медведь. Непременно помогу. Но сначала хочу увидеть, как вы, дети, знаете повадки и поведение животных, птиц, насекомых. Предлагаю вам изобразить это.

Дети подбирают для себя шапочки, аксессуары, костюмы и поочерёдно

под музыку изображают животных, птиц, насекомых.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ «ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ»

Медведь. Молодцы, ребята!

Я издам такой указ, чтоб каждый день и каждый час

Люди всей большой Земли мать – природу берегли!

Пусть и взрослые, и дети правила запомнят эти.

Люди слушайте указ! Выполняйте сей же час!

Вы, ребята, выиграли пазл. Ведущая. Спасибо, уважаемый Медведь! Ребята, мы с вами собрали все пазлы и теперь идём к Вороне на Лесную поляну. До свидания, Медведь!

ОСТАНОВКА «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

Детей ждёт Ворона

Ворона. Кар-кар-кар! Я заждалась!

Волновалась, извелась!

Хочу увидеть воронят,

Накормить их и обнять!

Дети на столе составляют из 5 пазлов картину с изображением воронят. Ворона их благодарит. Ведущая отмечает заслуги команды и отдельных ребят. За успешное выполнение заданий все ребята награждаются памятными медалями «Защитники природы».

Ведущая. Пусть Земля, как сад весенний, расцветает с каждым днём!

Только, чур, не забывайте беречь её, наш общий дом!

Чтобы нам светлее стало, полюби природу ты,

Не ломай кусты, деревья, на лугах не рви цветы!

Будем вместе наслаждаться этой дивной красотой,

И прекрасными цветами расцветёт весь шар земной!

Приложение 1 (разрезная картинка-пазлы)

Приложение 2 (Карта квеста)

Приложение 3 (Медаль)

8

kopilkaurokov.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Квест — игра по экологии

Департамент образования города Москвы

Москва, Северо – Восточный административный округ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 2044

Дошкольное отделение № 3

Квест – игра по экологии

Воспитатель: Алымова Екатерина Александровна

Инструктор по ФИЗО: Пыркова Анастасия Евгеньевна

Москва 2017

Квест-игра по экологии.

Старшая группа                                                                                20.09.2017

Задачи:

  • создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели;
  • развивать познавательно-исследовательский интерес, чувство юмора, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

• способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности;

• создать условия для двигательной и творческой активности детей, для формирования таких качеств, как ловкость, быстрота, взаимовыручка

• продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

• воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

За каждое правильно выполненное задание получают листок с буквой. Сложить слово ПРИРОДА.

Ведущий: – Ребята! Когда я сегодня пришла на работу, почтальон принес конверт. Это письмо, и адресовано оно вам. Давайте я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я — Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для того, чтобы попасть в моё природное государство вы должны пройти испытания. Вы должны собрать волшебный цветок – Цветик – семицветик, на лепестках есть задания, которые придется исполнять вам. А собрать лепестки вам поможет карта, которая есть в конверте. Вы соберете все лепестки, выполните все задания, прочтете слово, и вас ожидает сюрприз».

Ведущий: – Ну как, ребята, не побоитесь? Ответы детей. Давайте посмотрим по карте, куда же нам направляться. Ага, все понятно. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и мы сразу окажемся в Природном государстве.

Встали. Приготовились…

В Королевство Природы попасть легко, не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг, теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок – и вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится, шумит – волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса, откройте поскорей глаза.

Ведущий: — Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее? Нет? А вот и первый лепесток — Красный лепесток. А для того, чтобы его получить, вы должны выполнить первое задание.

Задание «Переправа»

Оборудование: 6 модулей, 3 конуса.

Ход игры. Нужно перебраться в ельник, используя два модуля. Дети, не наступая на землю, только по модулям, поочередно переправляются в ельник.

Основной результат: дети чувствуют себя в коллективе, понимают, что их мнение играет важную роль. Совместная деятельность сближает.

Дети преодолевают препятствие и забирают лепесток (на обратной стороне буква П).

В ельнике детей встречает фигурка Лесовика.

Ведущий: – А кто это, ребята? Его называют – Лесовик, этот лес он сторожит, за порядком здесь следит. А что у него в руках? Листок с письмом.

«Вы и вправду любите лес? А ведь иногда сюда приходят плохие люди – устраивают здесь шум! Гам! Вы так себя не ведёте? Фея Природы просила меня передать вам Жёлтый лепесток, но только после того, как справитесь с заданием»

Ведущий: – Ребята, справимся с заданием?

«Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Воспитатель будет говорить вам свои действия, а вы отвечать, если она будет поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

  • Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
  • Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
  • Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
  • Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
  • Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
  • Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)
  • Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
  • Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Ведущий: Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток от Феи Природы (на обратной стороне буква Р).

Ведущий: Дети прощаемся с лесовиком и смотрим по карте, куда мы должны отправиться дальше.

Дети отправляются на огород, где находят Белый лепесток.

Игра «Рассортируй овощи, фрукты»

Делимся на 2 команды. Перед каждой командой лежит обруч, кругом разбросаны овощи, фрукты. Одна команда собирает внутрь обруча фрукты, другая овощи. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее соберет предметы.

Ведущий: — Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием. И вот вам очередной лепесток (с обратной стороны буква И).

Ведущий: Дети смотрим по карте, куда мы должны отправиться дальше (фитоклумба). Смотрите, дети нас ждет Фиолетовый лепесток с заданиями.

Нужно быстро ответить на вопросы.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось)

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)

Ведущий: Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием и забираете лепесток (с обратной стороны буква Р).

Ведущий: Дети смотрим по карте куда мы должны отправиться дальше (на спортивную площадку). Ребята, а вот и следующий Голубой лепесток.

Проводится игра «»Рассортируй мусор».

На поле разбрасывают много бумаги и пластиковых бутылок.

Одна команда собирает бумагу, другая бутылки.

По окончании игры дети забирают лепесток (с обратной стороны буква О)

Ведущий: Дети смотрим по карте, куда мы должны отправиться дальше.

Дети отправляются на детскую стоянку и находят Оранжевый лепесток.

Игра «Попади газетой в ведро»

Дети делятся на 2 команды. Команда встает напротив ведра. Берут по одному листу газеты, мнут его и выкидывают, попадая в ведро.

Ведущий: Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием. И вот вам очередной лепесток (с обратной стороны буква Д).

Ведущий: Смотрим по карте, куда мы должны отправиться дальше.

Дети отправляются на свою веранду. Подойдя к ней, дети находят Зелёный лепесток с заданием от Феи Природы.

Эстафета «Поймай бабочку»

Дети делятся на две команды. Над площадкой натянута веревка, на которой прицеплены бабочки. Участники по очереди добегают, делают только один прыжок и стараются достать бабочку. Возвращаются к команде, передают эстафету следующему. Выигрывает та команда, которая больше поймала бабочек.

Дети забирают лепесток (на обратной стороне буква А)

Ведущий: Ребята, а вы обратили внимание, что на обратной стороне лепестков, есть буквы. Давайте с вами выложим слово.

Дети выкладывают слово ПРИРОДА.

Ведущий: Какое получилось слово? Правильно. И мне хочется попросить вас беречь этот большой дом, заботиться о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее. И обещанный сюрприз от Феи Природы – сладкая и вкусная конфета.

Наше путешествие по Природному государству закончилось, обратно мы вернемся на поезде. Занимайте места и поехали домой!

nsportal.ru

Конспект Квест-игры по экологии «Путешествие в лес»

Конспект квест-игры по экологии «По лесным тропинкам»

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №335 Г.о. Самара

Курникова Ольга Юрьевна

Цель: Создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры.

Задачи:

1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразном значении леса в жизни человека, закрепить полученные знания об обитателях леса.

2. Развивать устойчивый интерес к природе родного края, внимание, логическое мышление, умение работать в группах.

3. Воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, компьютер

Подготовительная работа:

Дети заранее разучивают песню «Вместе весело шагать».
Ход занятия.

п/п

Слайд

1

В: Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по лесным тропинкам. Во время прогулки мы будем делать остановки, где вам предстоит выполнять различные задания, которые приготовил для вас Старичок-лесовичок. После каждого выполненного задания вы будете получать конверт, а что в нём, вы узнаете в конце игры. (Переход на следующий слайд по щелчку мыши)

2

В: Итак, в путь! Преодолеть все трудности, сделать дорогу весёлой и радостной нам поможет песня. (Дети исполняют песню «Вместе весело шагать» («Минусовка») заиграет по щелчку мыши на изображение нот, переход на следующий слайд по кнопке «далее»)

3

В: Вот мы и в лесу. Нас встречает Старичок-лесовичок. Какая красота! А какие песни! Давайте остановимся ненадолго и послушаем эти замечательные голоса. (Звуки леса)

4

В: Остановка первая. Задание от Старичка-лесовичка: отгадайте животных, которые обитают в лесу.(дети отгадывают загадку и на экране появляется изображение животного)

  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её …

Лиса

  1. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Ёж

  1. С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол.

И в дупло убежал.

Белка

  1. Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Волк

  1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Медведь

  1. Угадайте, что за шапка.

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу,

У кустов грызёт кору.

Заяц

Молодцы! Всё правильно отгадали. И вот вам первый конверт.

5

В: На этой полянке спрятались насекомые. Давайте узнаем, какие?

1. Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-

Сверху на серединку,

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

2. Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Бабочка

3. Домовитая хозяйка

Летает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

4. Красненькие крылышки,

черные горошки.

Кто это гуляет

по моей ладошке?

Божья коровка

5. На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(Муравей)

  1. Ползла букашка

По большой ромашке.

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети:

Кто расставил сети?

Паук

Умницы! Старичок-лесовичок передает вам еще один конверт за ваши правильные ответы.

6

В. А на этой полянке старичок-лесовичок приготовил для вас вкусные загадки. Угадайте, чем лес может нас угостить?

1. Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть- нет головы.

(Гриб)

2. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Ребятишки и медведи.

(Малина)

3. Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

(Земляника)

4. Вкус у ягоды хорош,

А сорви её поди-ка:

Куст в колючках, словно ёж-

Вот и назван….

(Ежевика)

Ой, какие сладкие отгадки. Все правильно- и вы получаете следующий конверт.

7

В: Мы добрались до следующей остановки. Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.

Кукушка

Дятел

Сова

Кукушка

Щегол

Сорока.

(Звучат голоса птиц. Затем по щелчку появляется птичка.)

Какие вы внимательные. Старичок-лесовичок очень рад и передает вам еще конверт.

8

Следующая остановка-красивая полянка! Угадайте, чем Старичок-лесовичок решил порадовать ваши глазки?

1. Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Сапрячу- ка в карманчик

Бывший …(Одуванчик)

2. В лесу кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

3. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль , что не душистый.

(Василек)

4. Я в траве густой расту,

Огоньком на ней цвету.

Семена коль соберут,

Пирожки вам испекут.

(Мак)

5. Синенький звонок висит,

Никогда не зазвенит.

(Колокольчик)

Конечно, это цветы. А за правильные ответы- еще один конверт.

9

Ой, ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязненно. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор. (дети собирают мусор с ковра, а на экране по щелчку мышки мусор исчезает)

А вот и старичек-лесовичок появился- он говорит вам «Спасибо!»

И за это вам конверт.

10

В: Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее. Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.

Правила поведения в лесу.

(Дети называют правила поведения в лесу, а на экране появляется соответствующая картинка.)

11

Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там такое. (Дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката) Ой, это пазлы какой-то картинки. Сложите все части правильно, и вы увидите, какое передал вам Старичок- лесовичок. (Дети собирают картинку )

Что же у вас получилось? А получился плакат- «Берегите лес»

(На экране появляется плакат «Берегите лес»)

Это старичек-лесовичек напоминает нам, что нужно беречь и охранять лес.

У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками!

infourok.ru

Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему: Экологическая квест игра для детей средней группы

Экологический квест для детей среднего дошкольного возраста «Проделки Бабы Яги».

Описание: развлечение предназначено для детей среднего дошкольного возраста, педагогов дошкольного и дополнительного образования, творческих родителей.
Назначение: Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг, учить правильно вести себя в природе- формирование первичных представлений о заботливом отношении к миру природы и окружающему миру в целом.
Цель: формирование осознанного и бережного отношения к живой и неживой природе.
Задачи:
— формировать у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
— развивать познавательный интерес к миру природы;
— воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; 
— развивать чувство эмпатии к объектам природы.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила вот такое письмо. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам мудрая сова. Я живу в лесу и узнала, что вы любите природу и много о ней знаете, и решила отправить вам посылку —  чемоданчик. Чемоданчик вам должны доставить во ______, ____ августа».

Ребята, как же нам с вами повезло, такое замечательное письмо получили, а еще и посылка ожидается. Будем ждать. Постойте, а какой сегодня день недели, а  число?

Дети отвечают.

 Воспитатель ____ августа! Посылка должна прийти сегодня. Но почтальон мне принес только письмо и больше ничего. Странно. Может он занес чемоданчик в группу, а мне забыл об этом сказать.

Воспитатель: Давайте посмотрим, нет ли где-нибудь чемоданчика? (Дети ищут, не находят).

Баба – Яга: А-ха-ха! Я – баба Яга, жительница леса и я заколдовала его. Пусть в лесу трава засохнет, цветы и деревья зачахнут. Птицы перестанут петь свои песни. А звери, лесные жители, впадут в спячку. А еще я обманула мудрую сову и спрятала ваш чемоданчик.

Воспитатель: Как же так? Ребята, мы можем такое допустить? Что же нам делать? (версии детей)

Баба Яга: Ну что ж, я согласна расколдовать лес и подсказать, где спрятан чемоданчик. Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. Если вы пройдете все эти испытания, то сможете спасти лесных обитателей и узнать, где спрятан чемоданчик.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы согласны выполнить задания Бабы Яги?

Баба Яга: тогда начнем! Сейчас мы поиграем в игру, а заодно и проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу?. Вы должны отвечать «да», если это хорошо или «нет», если это плохо.

Будьте внимательны:

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер и потом оставлю? (нет)

Очень сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

Очень сильно насорю, за собой все соберу (да)

Баба Яга:

Отгадайте животных, которые обитают в лесу:

1.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её …

Лиса

2.Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Ёж

3.С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол.

И в дупло убежал.

Белка

4.Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Волк

5.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Медведь

6.Угадайте, что за шапка.

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу,

У кустов грызёт кору.

Заяц

Молодцы ребята!

Проходят по участку и встречают поляну, по которой раскидан мусор.

Баба – Яга: Это кто у меня тут мусорит? Нужно ли убирать за собой мусор?

Воспитатель:  Да, ведь мусор – это не только мусор, но еще и большая опасность для зверей! Если какой-нибудь зверь нечаянно съест, например, кусочек полиэтиленового пакета, он может умереть… есть такой мусор, который не разлагается, не растворяется. Он может очень долго сохраняться в земле и от этого страдает окружающая природа. Это – пластиковые банки, пакеты, жестяные банки. Такой мусор нельзя оставлять в лесу! Показывают на примере бумажной салфетки, пакета и лейки опыт — что растворится в воде, а что нет.

Игра «Приберись на полянке»

Дети помогают собирать мусор девочки — «опасный», мальчики — бумажный.

Баба Яга: Двигаемся дальше! На этой полянке спрятались насекомые. Давайте узнаем, какие?

1.Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-

Сверху на серединку,

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

  1. Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Бабочка

  1. Домовитая хозяйка

Летает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

  1. Красненькие крылышки,

черные горошки.

Кто это гуляет

по моей ладошке?

Божья коровка

  1. На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(Муравей).

Баба Яга: Следующая остановка — красивая полянка! Угадайте, какие цветочки на ней растут.

1.Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Спрячу — ка в карманчик

Бывший …(Одуванчик)

  1. В лесу кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

3.Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

  1. Я в траве густой расту,

Огоньком на ней цвету.

Семена коль соберут,

Пирожки вам испекут.

(Мак)

  1. Синенький звонок висит,

Никогда не зазвенит.

(Колокольчик)

Баба Яга: А сейчас я с вами поиграю в игру «Спаси рыбок». Делимся на 2 команды. Каждый участник из команды должен перепрыгнуть на 2 ногах через кочки, вытащить любой мусор из «реки» (полотно голубого цвета, на котором лежат рыбки и мусор), положить его в пакет, вернуться обратно бегом.

Баба Яга: Ребята, вы такие молодцы, знаете животных, насекомых, много растений и цветов! А так же правильно назвали правила поведения в лесу! Поэтому я готова расколдовать лес и его жителей, а так же вернуть вам чемоданчик, который передала вам мудрая сова. Для этого все вместе повторим заклинание

Ветры буйные, свистите,

Чудо сделать помогите.

Хлопну раз, потом другой,

Поверну ещё метлой.

Топну раз, потом другой –

Сундучок, встань передо мной!

Баба Яга: что находится в сундучке, вы посмотрите в группе, а мне пора с вами прощаться! До свидания!

Воспитатель: Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее. Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.

nsportal.ru

Квест технологии в экологическом воспитании в ДОУ

Квест технологии в экологическом воспитании в ДОУ

Воспитатель: Третьякова Т.Ю. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 398 «Ласточка» комбинированного вида»

По новым стандартам ФГОС ДО организационные занятия по экологии уже не актуальны. Для воспитателей ДОУ важно не просто проводить занятия, а создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса (ФГОС ДО п.1. 4. 2.).

Скачать конспект

Анализ литературных источников показал, что в последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые, «квесты». Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные квест-занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Образовательный квест отлично решает поставленные нами задачи в экологическом воспитании детей в нашем доу:

  • расширить экологический кругозор дошкольников
  • расширить знания детей о родном крае: особенностях природы, растительном и животном мире, воспитание бережного отношения к природе родного края
  • привлечь родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников
  • повысить педагогическое мастерство воспитателей, создать атмосферу творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.

Что такое «квест»? Откуда он пришел к нам?

В переводе с английского «квест» — игра, поиск.

Прародителями квестов являются компьютерные игры, чтобы прийти к конечной цели игры главному герою необходимо было решать головоломки, логические задания, поиск артефактов. В 2007 году квесты стали «реальными». Первые «реальные» квесты проводились в Гонконге. В России первые квесты появились в 2013году.

Изюминкой такой игры состоит в том, что, выполнив одно задание, ты получаешь подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Наверное, поэтому сейчас квесты активно стали использоваться в образовании студентов, школьников и дошкольников.

Чем образовательный квест отличается от «реального» квеста?

Образовательный квест — это специально организованный вид деятельности (игра) по поиску информации, артефактов. Но во время этой игры решаются образовательные и воспитательные задачи.

В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Давайте рассмотрим структуру квеста:

  • Сюжет
  • Задания – этапы, задания, ролевые задания
  • Порядок выполнения
  • Конечная цель — оценка, приз

Но чем отличается квест от других видов деятельности, например, от игры-развлечения?

Представьте себе игру развлечение «Путешествие на ферму» где в игровой форме дети закрепляют названия животных, их голоса и особенности. И даже в гости к ним придет фермер, загадает им загадки и выполнит с ними физминутку. Здесь будут использованы различные виды деятельности. Осуществлена интеграция разных областей образования.

Но рассмотрим квест «Путешествие на ферму». Главное отличие — это постановка конкретной цели игры для детей – например, помочь фермеру собрать всех разбежавшихся животных.

Цель эта должна быть преподнесена детям в игровой интересной форме. Например, пришло письмо от фермера. И нужно не просто помочь собрать, а поухаживать за ними. Найти еду, которую ест конкретное животное, найти именно его дом (коровник, свинарник…). А потом еще получить результат от ухаживания (мясо, молоко, шерсть и т.д.). Это уже получается целая история, сюжет. И дети в реальности проживают эту историю. Каждый из них выполняет свою роль в этом приключении.

Цель квеста это мощнейшая мотивация детей на их деятельность- выполнение заданий, которые их ждут на пути конечной цели. А выполняя эти задания дети закрепляют материал или расширяют свои познания в экологии. В конкретном квесте дети закрепили названия всех особей одного вида животных, названия их жилища, чем их кормить, и какую пользу они приносят человеку. Кто знал, тот закрепил. А кто раньше не слушал и знал, захотели это узнать и узнали.

Получается главное отличие квестов это наличие в нем сюжета, конкретной цели, элементов ролевой игры, поиска.

Для того чтобы придумать сюжет квеста необходимо определиться с темой. А тема отталкивается от того, что необходимо обнаружить, исследовать, повторить или закрепить с детьми в области экологии. От сюда вытекают цели и задачи квеста.

Например, в младшей группе через квест «Путешествие в зимний лес» мы закрепили знания детей о животных леса и места их обитания. В средней группе через квест «В гостях у Волшебницы воды» экспериментальным путем исследовали свойства воды, определили ее значении в жизни человека и всего живого на Земле. При разработке квеста обязательно учитываем возраст детей, определяем, кто будет участвовать в квесте: это будут просто дети или дети с родителями. С родителями хорошо проводить квесты с более творческими заданиями, например, как сделать коллаж из собранных признаков лета, из подручного материала сделать скворечник или облагородить территорию детского сада.

Большое значение, на наш взгляд, имеет место проведение квеста. Именно оно позволяет создать атмосферу игры, развить любопытство детей, помогает детям вжиться в роль. Например, квест «Прогулка в зимний лес» мы проводили на улице, на территории детского сада. Игру начинали еще в помещении группы, детей мотивировали одеваться, чтобы пойти в зимний лес. Дети гуляли по дорожкам детского сада, как по лесным тропинкам, встречали животных леса.

В квесте «В гостях у Волшебницы воды» мы организовали путешествие детей по разным местам: в страну воды, в страну льда, в волшебную лабораторию. Все эти места разнесли по разным помещениям детского сада, чтобы это было все-таки именно путешествие.

В подготовительных группах можно задействовать все помещения детского сада и даже включать в помощь его сотрудников.

И еще одна составляющая игры — это порядок проведения квеста. Существует три формы проведения квестов: линейная, штурмовая, кольцевая.

В линейной форме- этапы выполнения заданий идут друг за другом. Данную форму мы применяли в квесте «Путешествие по зимнему лесу»: дети переходят от животного к животному, выполняя задания последовательно. Переходить к следующему этапу можно только выполнив задачу в данной точке.

В квесте «Путешествие на ферму» использовали штурмовую форму. Дети, получают задание собрать потерявшихся животных. Затем они разбегаются по импровизированному лугу и каждый индивидуально выполняет задания – найти животное, разместить его в нужный домик (коровник, свинарник), разложить нужный корм, отметить на картах-схемах ту пользу, которую приносит конкретное животное.

Кольцевую форму проведения демонстрирует квест «В гостях у Волшебницы воды». Квест начинается в помещении группы, переходя в музыкальный зал, спортивный и выполняя последовательно задания, на каждом этапе дети получают «капельки». Квест заканчивался опять в группе, где собранные капельки складываются в один общий сосуд и достигается поставленная цель игры.

С порядком проведения квеста (линейное или кольцевое) можно определиться, когда придумываются задания квеста. Задание для квестов это и есть та самая образовательная часть игры, в которую можно включать интеллектуальные и творческие задания, и превращать каждый квест в уникальный продукт. Задачи могут быть какие угодно: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий, создание экологического плаката, коллажа из осенних листьев, творческую деятельность, аквагрим, эксперименты и опыты, танцевальные и театральные постановки, фольклорные задания на знание народного календаря, и т.д. Самое главное, каждое задание — это ключик к следующему этапу. В этом тоже есть мотивация для их выполнения. Только выполнив задание правильно дети приблизятся на шаг к главной цели квеста. Количество и темы заданий зависят от возрастных особенностей детей.

В конце каждого квеста мы подводим итог игры, особое внимание уделяя тому, что нужно любить и беречь природу. А также вручаем детям призы за выполнение главной цели игры. Приз должен быть материальным и соответствовать тематике квеста и возрасту детей. Например, в квесте «Путешествие в зимний лес» за то, что дети помогли найти хозяина потерянного хвостика, лесовечок дарит им маленьких ежиков из сосновых шишек. А в квесте «В гостях у Волшебницы воды» вручает детям медали, как лучшим экспертам воды.

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

  • все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
  • задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
  • в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
  • задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; т.е. не так что тут мы отгадаем загадку, а тут вспомним поговорку. Все задачи должны соответствовать сюжету. Например, если дети уберут мусор из «водоема», то они смогут по реке доплыть до лаборатории где нужно отличить воду от другой жидкости, проведя опыты с водой. Или для того, чтобы знать куда идти дальше нужно собрать пазл, который покажет героя, к которому можно обратиться за помощью.
  • игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; будет замечательно если в квесте будут присутствовать костюмированные герои.

В квесте «Путешествие в зимний лес», который проводится на улице, в сугробе была выкопана берлога и положена игрушка медведя. Белка сидит в дупле на дереве. Заяц спит под кустом.

  • роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно. Чем младше дети, тем больше воспитатель помогает детям, направляет.
  • Квест не может быть изолированным, единичным мероприятием.

Это должна быть рационально организованная и распределенная в учебном году система.

  • Педагог поощряет и хвалит детей за качественную реализацию экологического квеста, а не за скорость и веселье.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить экологическое воспитание в детском саду, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Квест способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Авторская методическая разработка «Квест-технология в экологическом образовании детей дошкольного возраста»

Авторская методическая разработка

«Квест-технология в экологическом образовании детей дошкольного возраста»

Автор В.А. Черенкова

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»

Макаренко А. С.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. А любознательность  — это  естественное стремление ребёнка к приобретению  новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных,  нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Квест – это  приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника.  Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в  увлекательный мир приключений и разнообразных событий.   В ходе решения игровых поисковых задач, она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка, развитию  у него любознательности и познавательного интереса.

В ходе квест-технологии  реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

Образовательная —  вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;

Развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и  познавательной активности,  творческих способностей каждого ребенка;

Воспитательная – воспитание личной ответственности   за  выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо объединить усилия всех педагогов ДОУ   и разработать квест таким образом, чтобы по ходу следования  с детьми поработал каждый специалист (музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог, инструктор по физ. воспитанию).

Вся деятельность  должна осуществляться в соответствии со  следующими принципами:

доступность, т.е. задания должны быть приемлемо сложными для ребёнка;

 системность – все  задания логически связаны друг с другом;

эмоциональная окрашенность заданий;

разумность по времени, т.е. время на выполнение заданий рассчитывается таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;

наличие видимого  конечного результата  и  обратной связи (т.е.,  на каждом этапе следования,   дети должны получать часть пазла,)

наличие интеграции областей и всех  видов детской деятельности.

При подготовке и проведении квеста  учитываются три основных условия:

игры и задания  должны быть безопасными;

вопросы и задания должны соответствовать возрасту;

споры и конфликты должны решаться только мирным путем.

Предметно-развивающая среда —  «пусковой механизм» для познавательной мотивации и творческой активности ребенка. Поэтому, при формировании предметно-развивающей среды по  содержанию квеста учитывается, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать.  Для достижения поставленной цели — для  проведения всех квестов могут использоваться групповые помещения,  коридоры,  музыкальный и спортивный  залы, прогулочные площадки.

В ходе реализации квест-игры естественным образом осуществляется  интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.

Задания  могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Каждое задание —  ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации, на основе  имеющихся у детей, знаний,  и  умений —   не требующих специальной подготовки. 

Образовательный эффект квест-технологии

Как показали результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе  игры проявляется индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность.  Квест-технология – это  деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает или приобретает новый практический и социальный опыт.

Экологическая квест-игра

«Путешествие по страницам Красной Книги»

для детей старшего дошкольного возраста

Экологическая квест-игра «Путешествие по страницам Красной книги» является игрой, целью которой является закрепление знаний детей дошкольного возраста о Красной книге РФ, бережном отношения к живой природе.

В ходе игры дошкольники закрепляют и усваивают практическое значение Красной книги в спасении исчезающих и восстановлении редких видов. Многие задания способствуют возможности показать знания об охраняемых растений и животных.

Игра проводится между 6 командами по 7 станциям: Зеленая, Голубая (Водная), Заповедная, Голоса природы, Загадочная, SOS!, Мастерская Красной Книги. Игра рассчитана на детей от 5 до 7 лет, На станциях детям предлагаются задания: которые они должны выполнить. Предлагаемая игра можно проводить как в помещении, так и на природе.

Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. Данная игра способствует воспитанию экологической грамотности бережному отношению к природе. Проводится как в природе, так и в помещении. Оптимальное количество команд может соответствовать количеству станций. Для количества детей в команде нет ограничений, так как игра с одновременным участие всех. Имеется элемент соревнования. Игра проходит в свободном режиме, проходит весело и интересно, поощряется творчество и инициатива, самостоятельность.

Цель игры: закрепление знаний детей дошкольного возраста о Красной Книге РФ, воспитание бережного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи игры:

1. Развивать познавательные способности (внимание, память, мышление, формировать коммуникативные умения детей, умение быстро находить правильные ответы

2. Расширить и закреплять знания о Красной Книге, её практическом значении — спасение исчезающих и восстановление редких видов

3. Воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.

Предварительная работа

Знакомство с редкими животными и растениями Тамбовской области (птицы, животные, растения), разучивание стихов о природе, знакомство-беседа с Красной книгой, чтение произведений о животных, рассматривание страниц Красной книги, иллюстраций о природе.

Создание запрещающего знака (по аналогии со знаками дорожного движения) экологической направленности. Подготовка его защиты (в пределах 1,5 минут).

Знакомство с загадками, детскими песнями о зверях и птицах.

Подготовка раскрасок и материалов для проведения конкурсов, викторины.

Посещение библиотеки и знакомство с книгами о редких животных.

Родителям были даны домашние задания: изготовить запрещающие экологические знаки, карточки с загадками, разрезные картинки с изображением животных Красной Книги, раскраски с видами редких животных, для проведения для опыта: фильтры (салфетки, вата, ватные диски, бинт или марля), закрашенная, загрязненная землей вода, колбы, награды для победителей.

Сюжет игры заключается в путешествии по страницам Красной книги. Игра командная проходит по 7 станциям с маршрутным листом и одновременным участием всех играющих. Движение по станциям осуществляется по жребию по кругу от станции к станции.

1станция — Зеленая. Дети выполняют задание «Помоги сохранить животных!». Отвечая на вопросы экологической викторины, дети находят правильное решение проблемы.

2 станция — Голубая (Водная) Исследовательская деятельность.

Задание «Помоги очистить воду!» С помощью предложенных материалов (ватные диски, марля, салфетки) дети очищают воду от загрязнения и делают вывод о необходимости сохранения водных ресурсов.

3 станция – Заповедная. Задание «Рассмотрите фотографии животных и птиц, выберите те из них, которые занесены в Красную Книгу. Почему страницы Красной Книги разного цвета? Зачем нужны заповедники? Обоснование выбора.

4 станция — Пернатая, хвостатая. Задание «Прослушайте записи голосов птиц, обитающих в Тамбовской области. Назовите их.

Работа с карточкой. Подумайте, какому зверю принадлежит конкретный след. Назовите животное.

Музыкальная пауза

Послушайте мелодию и угадайте песню. «В траве сидел кузнечик», «Воробей», «Лесной олень» и другие. Изобразите движение главных героев песен.

5 станция – Загадочная. Конкурс капитанов команд – «Отгадай загадку».

6 станция — SOS! SOS! Задание «Для чего нужны запрещающие знаки?» Дети объясняют, что означает предложенный команде запрещающий экологический знак (1 минута).

7 станция — Мастерская Красной Книги. Задание «Создай свою страницу Красной Книги». Надо нарисовать или раскрасить животное или птицу Красной Книги Тамбовской области и объяснить свой выбор.

Маршрутный лист экологического квеста

Станция

Содержание конкурса-станции

(содержание задания в приложении)

Кол-во правильных ответов

Общее количество

баллов

1

Зеленая

«Помоги сохранить животных!»

Ответьте на вопросы экологической викторины и найдите правильное решение проблемы.

  

2

Голубая (Водная)

Помоги очистить воду!

Экспериментальная деятельность.

С помощью предложенных материалов (ватные диски, марля, салфетки) очистите воду от загрязнения.

  

3

Заповедная

Красная Книга

Рассмотрите фотографии животных и птиц, выберите те из них, которые занесены в Красную Книгу.Почему страницы Красной Книги разного цвета?Зачем нужны заповедники?

  

4

Голоса природы

Пернатая, хвостатая

Прослушайте записи голосов птиц, обитающих в Тамбовской области.Назовите их.Подумайте, какому зверю принадлежит конкретный след. Назовите животное.

Музыкальная пауза

Послушайте мелодию и угадайте песню «В траве сидел кузнечик», «Воробей», «Лесной олень» и другие.

  

5

Загадочная

Конкурс капитанов команд

Отгадай загадку.

  

6

SOS!

ISOS!

Для чего нужны запрещающие знаки?Что означает Ваш запрещающий экологический знак (1 минута) – по очереди каждая команда.

  

7

Мастерская Красной Книги

Создай свою страницу Красной Книги.

Нарисуйте, раскрасьте животное или птицу и расскажите о них.

  

1 правильный ответ = 1 балл

Завершение квеста-игры подведение итогов. Подсчет баллов. Определение победителей.

  


 


 

Приложение 1.

1.Опросный лист (для взрослых участников)

1.Статус участника акции ____________________________________

(ведущий, тьютор, организатор, член команды)

2.Название команды ____________________________________

3.Наиболее запомнившийся конкурс или вопрос

____________________________________

4.Почему именно он? ____________________________________

________________________________________________________________________

5. Ваши пожелания и предложения по модернизации марафона ______________

____________________________________

____________________________________

 

Приложение 2

Задания конкурсов (станций)

Первый конкурс «Помоги сохранить животных!»

Ответьте на вопросы экологической викторины и найдите правильное решение проблемы, за каждый правильный ответ команде присуждается один листочек (балл).

Бланк заданий познавательной викторины для дошкольников «Помоги сохранить животных!»

1.) Девочка сорвала много цветов в лесу и поставила их в вазу. Правильно ли она поступила по отношению к природе?

Да. Будет красиво

Нет. Растения не смогут дать семена

Затрудняюсь ответить

2.) Мальчик нашёл маленького ёжика в лесу и взял его домой. Хороший ли это поступок?

Да. Мальчик пожалел его, иначе ёжик пропадёт один в лесу

Нет. Нельзя забирать диких зверей и птиц

Затрудняюсь ответить

3.) Как можно помочь выжить птицам зимой?

сделать кормушку и периодически подсыпать корм;

взять себе домой, согреть и накормить;

затрудняюсь ответить.

4.) Где взять ёлку на новый год, чтобы не наносить вред природе?

Нарядить искусственную ёлку;

Срубить ёлку в лесу;

Затрудняюсь ответить.

5.) Как правильно изучить жизнь муравьев в лесу?

Расковырять муравейник палкой, чтобы посмотреть как он устроен;

Понаблюдать за насекомыми, не трогая их дом;

Затрудняюсь ответить.

6.) После отдыха на озере группа туристов оставила много мусора. В чем их ошибка?

Они поступили верно, оставив мусор. Зачем нести его с собой.

Нужно было сжечь этот мусор или забрать с собой, чтобы не засорять природу.

Затрудняюсь ответить.

7.) Что нужно делать, если ты найдешь в лесу гнездо с яйцами?

Отнести домой и приготовить из них яичницу;

Оставить на месте, чтобы из них вылупились птенцы;

Затрудняюсь ответить.

8.) Что НЕЛЬЗЯ делать в лесу?

Громко включать музыку;

Любоваться природой;

Затрудняюсь ответить.

Количество набранных баллов_______(1 верный ответ = 1 балл, всего 10 баллов)

Ответы:

1.) Нет. Растения не смогут дать семена

2.) Нет. Нельзя забирать диких зверей и птиц

3.) Сделать кормушку и периодически подсыпать корм;

4.) Нарядить искусственную ёлку;

5.) Понаблюдать за насекомыми, не трогая их дом;

6.) Нужно было сжечь этот мусор или забрать с собой, чтобы не засорять природу.

7.) Оставить на месте, чтобы из них вылупились птенцы;

8.) Громко включать музыку.

 Второй конкурс «Помоги очистить воду!»

Экспериментальная деятельность.  Ребятам предлагается набор разных предметов, из которых они должны выбрать все необходимое для очистки воды, кто первый справится с этой задачей и очистит воду — получает листочек (балл). 

Конкурс третий «Красная Книга»

Рассмотрите фотографии животных и птиц, выберите те из них, которые занесены в Красную Книгу.

Почему страницы Красной Книги разного цвета?

Зачем нужны заповедники?

Конкурс четвертый«Пернатые, хвостатые»

Прослушайте записи голосов птиц, обитающих в Тамбовской области. Назовите их.

Подумайте, какому зверю принадлежит конкретный след. Назовите животное (на экране).

Музыкальная пауза Задание «Угадай мелодию»

Конкурс капитанов команд.

Отгадай загадку.

Отгадайте загадки.

 В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Ответ: Вода

 Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Ответ: Ветер

Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мёд
И ягоду лесную. (медведь)

Когда он в клетке, то приятен, 
На шкуре много чёрных пятен. 
Он хищный зверь, хотя немножко, 
Как лев и тигр, похож на кошку.
Ответ (Леопард)

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?

На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (еж)

Конкурс шестой «Защита экологического знака»

Для чего нужны запрещающие знаки?

Что означает Ваш запрещающий экологический знак (1 минута) – по очереди каждая команда защищает свой знак.

Конкурс седьмой «Создай свою страницу Красной Книги»

Работа в мастерской Красной Книги. Нарисуйте, раскрасьте животное или птицу и расскажите о них.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Квест — игра «Юный эколог»

Квест — игра «Юный эколог»

  • Вулах Елена Николаевна старший воспитатель
  • Ароян Сюзанна Ваниковна воспитатель

МАДОУ ЦРР № 8 г. Курганинск, г. Курганинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитания подрастающего поколения. Экологическое воспитание дошкольников в последнее время стало наиболее актуальным, в связи с возросшим влиянием человека на мир природы. В детском саду важно все: оформить группы, прогулочные площадки, организовать уголок природы, проводить в системе работу по ознакомлению с окружающим миром.

 

Скачать конспект

Основная цель нашего детского сада – это воспитание социально активной, творческой личности, способной любить и беречь природу, бережно относиться к окружающему миру.

Мы стараемся строить образовательную деятельность таким образом, чтобы ответить на интересующие детей вопросы, приобщить детей к систематической творческой, мыслительной деятельности, а так же обеспечить усвоение ими необходимых знаний.

Одним из интересных направлений работы воспитателей стало проведение квест-игры. Здесь для детей открываются широкие возможности для мыслительной активности, экспериментирования, применения полученных знаний, творчества и умения строить свою деятельность в команде.

Цель: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей по экологии. Формировать целостное представление о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы.
  2. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
  3. Воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры.
  4. Воспитывать любовь к родной природе.

ПРОЛОГ: инструктаж

Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня присутствует на нашей квест – игре, которая называется «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»!

Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по территории детского сада. Все что вам нужно будет взять с собой – это хорошее настроение и удачу. Сегодня вы сможете показать и доказать, что вы самые настоящие защитники природы.

Чтобы достойно пройти все испытания, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю провести жеребьёвку. Каждый из вас возьмёт из этого сундучка эмблему. А потом быстро найдёт по такой же эмблеме своих единомышленников по команде.

Жеребьёвка: синие или зелёные эмблемы по числу детей в группе (команды: Синие и Зелёные).

Ведущая: Теперь, когда вы разделились на команды, вы узнаете, как будет проходить наш квест.

Обе команды начнут путь одновременно и выполнят одни и те же задания. Просто пойдут в разные стороны: Зелёные направо, Синие – налево (согласно расположению выходов из музыкального зала).

У каждой команды будет карта. Ориентируясь по ней, вы будете заходить в разные помещения детского сада и получать задания. Задание нужно выполнить по времени (песочные часы)! За правильное и быстрое выполнение будет даваться награда – один паззл. Из них вы потом составите экологический плакат.

Когда мы вновь соберемся в этом зале и соберем экологический плакат – мы сможем открыть волшебный сундук! Победители получат награду!

Вы готовы? Начинаем!

ХОД КВЕСТА:

Задание 1: «Краски природы» (в изостудии)

Ход задания: показ процесса смешивания красок и получения оранжевого, розового и фиолетового цветов.

Задание 2: «Чистая вода» (в подготовительной группе)

Проведение опыта по очистке воды: Каждый из детей выбирает фильтр (вата, бумажный фильтр, ватные диски, марля) и ставит его на пустую чистую ёмкость. Наливает загрязненную воду через фильтр. Наблюдает за результатом и делает логические выводы.

Задание 3: «Перелётные и зимующие птицы» (в логопедической группе)

Ход задания: показ карточек с изображением перелётных и зимующих птиц. Дети распознают птиц и озвучивают своё решение. В процессе показа акцент делается на зимующих птицах Краснодарского края (грач).

Задание 4: «Природные материалы: чудесный мешочек»

(в кабинете психологии)

Ход задания: каждый из детей по очереди определяет на ощупь материал предмета, находящегося в «чудесном мешочке».

Задание 5: «Животные Красной книги» (в кабинете старшего воспитателя)

Ход задания: классифицировать исчезающих и неисчезающих животных, используя фигурки животных, распределить их по разным контейнерам.

Задание 6: «Паутина» (в старшей группе)

Ход задания: пролезть через «паутину» (канаты в разном направлении), не задев колокольчик.

Задание 7: Опыт «Чем опасна нефть?» (в средней группе)

Проведение опыта: Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет), бросаем перо. Перо стало тяжелое, слиплись волоски. Что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью? — Они могут погибнуть (картинка), потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно, загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

Общий сбор. Акция «Собери мусор» (в музыкальном зале)

Ход задания: На полу разбросаны коробки из-под продуктов, пакеты, упаковки. Предложить детям рассказать, что произошло и что надо делать в таком случае. Подвести к пониманию глобальной проблемы утилизации ТБО.

ЭПИЛОГ КВЕСТА

Ведущая (рефлексия): Вы все прошли испытания. Все ли задания вы выполнили? Какие были трудности? Что запомнилось больше всего? Как вы понимаете: что же такое ЭКОЛОГИЯ?

Дети складывают из паззлов экологические плакаты.

Ведущая: Я готова внести сундук! (Открытие сундука с медалями: «Защитнику природы»).

Я сорвал цветок, а он завял.

Я поймал бабочку, а она умерла у меня на ладони.

И тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем!

Флэш-моб «Защитники природы».

Вручение медалей.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *