Мастер класс для детей начальных классов – — . , — .

Методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Мастер-класс «Активные методы обучения в начальной школе»

         

Активные методы обучения

(сборник)

 

Цель  данного пособия – показать логику и смысл использования АМО на уроках или во внеклассных мероприятиях. Данный материал показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.

АМ начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами»,  «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Метод «Поздоровайся локтями» 
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность —  весь класс.
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
     Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Метод «Здороваемся глазами»

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
— Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча — глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Метод «Фруктовый сад»
Цель – учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
    Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение: 
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
   Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
    Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
   Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

 — Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Упражнение «Лицензия на приобретение знаний»

Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они  хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

— Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему — нет. А теперь составьте себе «Лицензию на приобретение знаний».

Вопросы для анализа:

— Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

— Соответствует ли оно моим жизненным целям?

— Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?

Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.

   И в заключение определите и отметьте, какая «инстанция» выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?

АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
  Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
Метод «Инфо-угадайка» 
Цели : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
   Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.
     В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
   Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют — многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

   «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

    Первый этап — создание банка идей, возможных решений проблемы.

    Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

    Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

   Третий этап — выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Метод  «Составление кластера»

    Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления — для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

 Метод  «Пометки на полях» или «Инсерт».

     Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Данный прием требует от ученика  не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по

этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция.

 Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»

    Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

Знаю

Узнал

Хочу узнать

   В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

    Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

 Метод  «Написание синквейна»

     В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

    Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по — возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

 Метод «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

   Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

 Тема «Местоимение».

  1. Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной. 
  2. В предложении  местоимения бывают только подлежащим.
  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

 Метод «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Метод «Лекция со стопами»

    Лекция — хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод . Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После

каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Метод  «Ковёр идей». «Ковёр идей один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». 

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

АМ организации самостоятельной работы над темой

Для представления материала самостоятельной

работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
  Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

АМ  презентации результатов практической работы

Метод «На линии огня»

    Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

АМ подведение итогов занятия.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Метод «Ромашка».

     Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
— Я съел бы еще этого…
— Больше всего мне понравилось…
— Я почти переварил…
— Я переел…
— Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Упражнение «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.

Упражнение «Письмо самому себе»

Упражнение проводится в завершающей части урока или внеклассного занятия и позволяет каждому ученику задуматься над тем, как он собирается применить полученные знания в своей жизни.
Материалы: Листы бумаги формата А4.
Описание:
Учитель  даёт следующие задание: «Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на тренинге, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями,  которые он мог встретить на своем пути и т.д.»
Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел…»,  Я думаю, что у тебя получилось…», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.

   После того как письма написаны, они запечатываются в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес.

Учитель  собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их адресатам.

    Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

АМ релаксации

   Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия — 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Пантомима» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Упражнение «Четыре стихии».

— «Четыре стихии»- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» — вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» — вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» — вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу «огонь» — вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

Упражнение «Постройся по росту».                                               Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются, и проверяется результат.

Упражнение «Пантомима»

— Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо  действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать   только   мимикой, жестами или действиями.

nsportal.ru

Мастер класс для учащихся начальной школы «Рука любви»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 28

Муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Мастер класс

на тему: «Рука любви»

учителя начальных классов

Рогова Алексея Юрьевича

Люберцы, 2018

Конспект мастер класса «Рука любви»

Этапы МК

Деятельность студента

Деятельность абитуриентов

Вводная беседа

Прежде чем приступить нам с вами к работе, как вы считаете – кто такой учитель?? Что делает учитель?? Какие функции учителя?

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли— известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии и основ бытия. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.

Амонашвили, однажды, сказал такое выражение: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.» (Ш. Амонашвили)

Как вы понимаете его выражение?

Верно. Хорошие учителя создают хороших учеников. Выбирая специальность «Педагог – Учитель», то нужно чётко осознавать этот выбор, так как учитель – это призвание, он не может плохо научить …. Если он плохо научит, то у человека будут проблемы идти понакатонной — у него не будет желания учиться и он не приуспеет в жизни, так как учитель должен зажечь в глазах ребенка маленькую искорку огня на какую то деятельность ребенка…

Вот моё любимое высказывание Владимира Даля «Учитель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».

Учитель – это человек, который учит детей; наставляет детей в каких то ситуациях; это человек, который воспитывает детей…

В этом выражении Шалва Александрович Амонашвили обращается к людям связанных с педагогической профессией, как бы призывая их, что учитель должен жить в школе и отдаваться детям.

Нацеливание на работу

И так, сегодня я предлагаю вам сделать дерево взаимной любви между учителем и его учеником.

Обратите внимание, основа дерева – ствол, это человеческая рука !!!!

Как вы считаете, а почему основа рука ??

Основа рука, потому что именно учитель берет за руки своих маленьких учеников на линейке первого сентября в первом классе, не отпуская ведет их до 9-ого и 11-ого класса и отпускает во взрослую жизнь тяжело отрывая руку от души и сердца!

Перед началом работы, я вас попрошу вспомнить о всех своих учителях – в школе, в кружках, секция, студиях…. А после написать на каждом сердце им искренние пожелания!

Высказываются.

Изготовление продукта

  1. Положите лист вертикально не цветной стороной, так как у меня. Внизу листа отмечаем по бокам с помощью линейки 5.5 сантиметров.

  2. Теперь нам нужно определить середину листа, с помощью линейки отметьте 10.5 сантиметров точкой.

  3. На следующем этапе положите левую руку на лист бумаги ориентируясь на центральную точку Обведите вашу руку карандашом.

  4. Теперь соедините точки по бокам так, чтобы черта не заходила на руку.

  5. После аккуратно начинаем вырезать по намеченной линии.

  6. Вырезали! Кладем перед собой заготовку не цветной стороной, снизу с левого края отмечаем 2,5 точкой и от этой точки отмечаем вверх 4,5 см, сверху с правого края отмечаем 2,5 см точкой и от этой точки отмеряем 4,5 см.

  7. По намеченным линиям делаем надрез.

  8. Сделали. Теперь открываем клей. Вставляем друг в друга коны и выравниваем на одинаковый уровень. Под концами намазываем клеем очень-очень хорошо не жалея его, так как картон плохо приклеивается…

  9. Вот вы приклеили, только обратите внимания, что бы коники немножко оттопыривались, так ка руке нужна опор.

  10. Откладываем руку. И берем половинку листа А4 цветной бумаги. Кладем перед собой горизонтально цветной стороной так как у меня. Нижние углы мы ведем к верхним углам и проглаживаем линию сгиба. Опять нижни углы ведем к верхним углам и проглаживаем линию сгиба.

  11. Кладем полоску так, что бы она у нас открывалась в правую сторону и приблизительно отгибаем от себя 6 см, дальше поворачиваем на себя, а потом опять от себя. Оставшуюся часть просто отрезаем.

  12. Проверяем , что у бывшей полоски так же открывались стороны книжечкой и намечаем с левой стороны половинку сердца, после чего аккуратно вырезаем его. Таким образом у нас получилось много-много сердечек.

  13. Теперь берем второй лист для наших сердец и делаем по такой же аналогии.

  14. Теперь делаем зелёные листья!!! Берем лист, кладем его горизонтально цветной стороной, нижние углы ведем к верхним углам и проглаживаем линию сгиба , после опять ведем нижние углы и ведем к верхним углам и проглаживаем линию сгиба.

  15. Кладем получившуюся полоску вертикально, чтобы она открывалась в правую сторону книжечкой.

  16. На глаз смотрим 6 см, и отгибаем их от себя потом к себе и оставшуюся часть отрезаем.

  17. Проверяем, что бы бывшая полоска так же открывалась в право книжечкой.

  18. Отмечаем карандашом половину листа. И отрезаем.

  19. Как все элементы готовы, наклеиваем их на руку и не забываем про желания!!

  20. Теперь намазываем клеем края руки, а после наклеиваем гофрированную бумагу зигзагом (накладываю друг на друга).

Подведение итогов

Выставка работ.

infourok.ru

Креативно-интеллектуальный тренинг для детей младшего школьного возраста «Учись мыслить» (мастер-класс)

Разделы: Начальная школа


Форма – мастер-класс

Время – 30 минут

Участники: 10-15 человек

Цель: познакомить коллег с упражнениями креативно-интеллектуального тренинга для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1. Мотивация к деятельности

— Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы прекрасно знаем, что младшие школьники очень любят играть. Именно игра позволяет им легко и быстро усвоить не только учебный материал, но и научиться быть внимательными, логично думать рассуждать, доказывать, изобретать, фантазировать и запоминать. Главное чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка. Особенно азартно игры проходят, когда у ребёнка есть возможность посоревноваться, если не с другими детьми, то хотя бы с самим собой. Существует огромное количество интеллектуальных и творческих игр. Все они представляют собой элементы единой системы тренировки интеллектуальных и творческих способностей детей, которая сокращённо называется “КИТ” (креативно-интеллектуальный тренинг). В основе КИТа для детей 7 – 10 лет лежат современные психологические и педагогические исследования многих учёных. Способствуя развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, КИТ помогает решить и другую задачу – сформировать у младших школьников потребность в умственной работе, в интеллектуальной и творческой активности. Сегодня мы поговорим о тренировке умственных способностей детей, вернее – интеллекта.

(Слайд 1)

“Интеллект – по определению английского писателя Дугласа Адамса – это способность смотреть на вещи с разных точек зрения и при этом окончательно не потерять связи с реальностью”.

— А какое определение интеллекта дали бы вы? Что такое интеллект?

(ответы педагогов)

— Может ли человек развивать свой интеллект? Что для этого необходимо? (ответы педагогов) (Слайд 2)

Действительно интеллект нуждается в постоянной тренировке. И сделать это можно в виде игр и творческих заданий. Готовы ли вы заняться тренировкой своего интеллекта?

В ходе нашей тренировки вам необходимо заполнить лист самооценки. (Приложение 1)

— Рассмотрите его, всё ли вам понятно?

2. Разминка (7-10 мин.)

Одной из составляющих интеллекта вы назвали память и внимание. Есть замечательное упражнение, которое направлено на тренировку памяти, внимания и совместную работу полушарий головного мозга. Это упражнение называется “Юлий Цезарь”.

Упражнение 1 “Юлий Цезарь” (Слайд 3)

(Работа в командах)

Участники делятся на две команды и после команды “начали”, поочередно выполняют одно действие двигательное (Например – приседание или прыжки на одной ноге) и одно – умственное (Например – счет до 50, обратный счет, таблица умножения и т.д.). Действия выполняются одновременно. Команды соревнуются: кто быстрее закончит упражнение, возможны подсказки своему игроку членами команды.

Вариант:

  • 1 участник команды: приседания и таблица умножения на 2
  • 2 участник команды: приседания и таблица умножения на 3
  • 3 участник команды: приседания и таблица умножения на 4
  • 4 участник команды: приседания и таблица умножения на 5
  • 5 участник команды: приседания и таблица умножения на 6

Для того чтобы развить логическое мышление и способности действовать в уме очень полезно решать головоломки, отгадывать ребусы.

Упражнение 2 “Ребусы” (Слайд 4)

(Индивидуальная работа)

(Рисунок 1, при необходимости, ознакомить с правилами)

Рисунок 1

Проверьте и оцените выполнение этого упражнения.

3. Основная часть

Упражнение 3 “Головоломки со спичками” (Слайд 6)

(Работа в парах)

(ограничить по времени, не более 5 мин.)

Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, способности перегруппировать элементы объекта, умению планировать свои действия в уме, а также сообразительности. Для работы нам потребуются спички, но помните, что спички – это не игрушка.

Задания могут быть разные: сложить из определенного количества спичек заданную фигуру — слово или цифру; преобразовать исходную фигуру в одну или несколько заданных и др. По правилам игры перекладывать спички можно только для демонстрации уже найденного решения. По ходу решения этого делать нельзя. Поиск решения надо осуществлять в уме.

  1. Как из двух спичек получить десять, не ломая их.
  2. Нельзя ли из трех спичек сделать шесть, не ломая их.
  3. К разложенным на столе четырем спичкам прибавьте еще пять спичек так, чтобы получилось сто.
  4. Три спички вертикально расположены на столе. Как удалить среднюю спичку из середины, не трогая ее.
  5. Переложите две спички так, чтобы листочки, находящиеся около ручки совочка, оказались внутри него.
  6. Из двух квадратов сделайте три треугольника.

(Задание с исходным расположением спичек прилагается).

Оцените выполнение данного задания.

Упражнение 4 “Логические задачи” (Слайд 13)

(Индивидуальная работа) (2-3 мин.)

Упражнение на умение рассуждать, умение отвлекаться от второстепенных условий задачи и сосредоточиться на главном. Способствует развитию логического мышления и сообразительности.

  1. Три девочки – Таня, Ира, Оля пошли в магазин. По дороге они нашли 5 копеек. Сколько бы денег нашла Таня, если бы она одна пошла в магазин?
    (Ответ – 5 копеек)
  2. Папа купил 4 шара красного и жёлтого цвета. Красных шаров было больше, чем жёлтых. Сколько шаров каждого цвета купил папа?
    (Ответ – 3 красных и 1 жёлтый)
  3. Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварятся 2 кг мяса?
    (Ответ – 1 час)
  4. Шла баба в Киев и повстречала 3-х мужиков. Каждый из них нес по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Киев?
    (Ответ – одна баба)
  5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
    (Ответ – 50 пальцев)
  6. Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма гвоздей?
    (Ответ – килограмм ваты)
  7. Вы заходите в темную комнату. В ней есть свеча и керосиновая лампа. Что Вы зажжете в первую очередь?
    (Ответ – спичку)
  8. У меня три сына, и у каждого из них есть сестра. Сколько у меня детей?
    (Ответ – четверо детей)
  9. Сколько концов у 3-х палок? А у пяти? А у пяти с половиной?
    (Ответ – 6 концов; 10 концов; 12 концов – у пяти с половиной)
  10. Что становится легче, когда увеличивается в размерах?
    (Ответ – воздушный шарик)
  11. Чем больше берут, тем больше становится. Что это?
    (Ответ – это яма)

Не забудьте заполнить лист самооценки.

Упражнение 5 “Похожие домики” (Слайд 24)

(Работа в группах)

(Ограничить до — 5 мин)

Упражнение направлено на тренировку внимания, памяти, логического мышления. Способствует тренировке приема “сравнение”, нахождению закономерностей.

Даны шесть задач с изображением различных вариантов домиков. Все задачи разделены на три группы. Для каждой группы свое задание:

  • Для задач А и Б: найти два домика, чем-то похожих друг на друга.
  • Для задач В и Г: найти домик, чем-то похожий на два других домика.
  • Для задач Д и Е: найти домик, чем-то похожий на три других домика.

Необходимо указать не только номера домиков, но и указать, по каким признакам домики похожи.

(Задачи и ответы к ним прилагаются Приложение 2)

Все ли задачи были одинаковы по сложности? Достаточно для тренировки интеллекта решать только простые несложные задачи?

Отметьте в листе самооценки, на сколько правильно, вы выполнили это задание.

Упражнение 6 (Слайд 28)

(Работа в парах)

На основе теста американского психолога Пола Торренса предлагаю выполнить вам упражнение на развитие творческого мышления и фантазии, умение создавать новые идеи.

Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок. Качество рисунков не столь важно, важны — идеи.

(Бланк теста прилагается Рисунок 2)

Рисунок 2

— Кто хочет рассказать, какие идеи вас посетили? (Ответы педагогов)

— Оцените свою работу.

4. Рефлексия (3–5 мин.)

— Давайте подведём итог нашей тренировке. В листе самооценки подсчитайте количество правильно выполненных заданий. Если вы набрали от 5 до 6 баллов – вы здорово потренировались, если ваш результат от 3 до 4 баллов ваша работа заслуживает оценки хорошо, если у вас менее 3-х баллов, не расстраивайтесь, вы всё равно МОЛОДЕЦ, т.к. для любой тренировки необходима сила воли, желание, а оно у вас сегодня было.

(Вручаются наклейки)

  • Сегодня на занятии я узнал…..
  • У меня хорошо получилось….
  • Мне ещё необходимо…..

Мастер-класс сопровождается презентацией (Приложение 3)

Список литературы.

1. Барташников, А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить / А. А. Барташников, И. А. Барташникова. – Харьков: Фолио, 1998.

2. Барташников А.А., Барташникова И.А., Учись играя/ А.А. Барташников, И.А. Барташникова. . – Харьков: Фолио, Серия: Для пап и мам

3. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

4. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997

21.05.2017

urok.1sept.ru

Мастер-класс «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе»

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
  • Дать представление о классификации рефлексии;
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
М.П.: Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым,

 

нужным,

 

а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

В нашей школе решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.

Уважаемые коллеги, в моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. В ваших конвертах они лежат. Просьба: доставать и выкладывать их по мере появления на экране. Спасибо!

В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел)

сенсорную (комфортно – дискомфортно)

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

— духовную (стал лучше – хуже)

Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаю “поиграть в пазлы”,

 

из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово:

 Р Е Ф Л Е К С И Я

Продолжение статьи

5.04.2010

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Урок технологии во 2-3 классах. Мастер-класс для учащихся начальной школы (пошаговая инструкция) «Говорящая лягушка»

Для того, чтобы выполнить « говорящую лягушку» нам понадобятся:

  • 1 лист белой бумаги А4, зелёной бумаги;
  • для украшения набор цветной бумаги, карандашный клей, ножницы.

Мастер-класс «Говорящая лягушка»

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Берём лист бумаги.

Складываем его, согнув лист по диагонали.

Отрезаем оставшуюся часть листа ,но не выбрасываем.

Разворачиваем получившийся треугольник , у нас квадрат!

Теперь складываем другие противоположные углы.

Получился квадрат. Поочерёдно складываем все 4 угла к середине. Получается опять квадрат, из четырёх треугольников

Вершину верхнего треугольника мы прикладываем к середине верхней стороны квадрата ,

а вершину нижнего треугольника складываем также ,только внутрь. Остаются свободными боковые треугольники. Теперь слегка придерживая, переворачиваем на другую сторону.

А сейчас положите перед собой квадрат, так, чтобы А треугольник был сверху, но отвёрнут от вас к столу. Загибаем одну половину квадрата боковой стороной прижав к центральной линии, освобождая боковой треугольник .Также поступить с другой стороной, получается многоугольник.

Получаился многоугольник. Переворачиваем его на обратную сторону.

Теперь сгибаем верхнюю часть похожую на прямоугольник назад к центру , а уголки соединяем одной стороной.

Перед вами лягушка ,но чтобы она управлялась, мы сделаем рычаг.

Возьмите оставшуюся часть листа.

Согните её вдоль пополам,

затем ещё раз ,получилась плоская палочка.

Теперь делаем надрез в нижней части лягушки, равный ширине палочки,

и вставляем в надрез палочку, ведя её по центру до упора во внутренней части головы лягушки. Держа лягушку за бок, потяните слегка за палочку: она закроет рот, вернув в прежнее положение палочку: откроет.

Теперь давайте украсим её.

Сделаем: глаза, язык, всё что хотите.( галстук, бантик, юбку, телефон, даже волосы….можете разукрасить красками, или сделать из двухсторонней цветной бумаги.

Автор: Сарваева Гульчачак Фанависовна
Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
Месторасположение: город Октябрьский Республика Башкортостан

portal2011.com

Мастер-класс для начальных классов «Развитие поэтического творчества младших школьников»

Мастер- класс по теме:
« Развитие поэтического творчества младших школьников»

Цель мастер-класса:
представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
1.Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
2.Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование: компьютерная презентация

1. А
ктуальность темы:

«…Слово – самый тонкий и самый острый
инструмент, которым мы, учителя,
должны умело прикасаться
к сердцам наших питомцев».
В.А.Сухомлинский

В концепции развития универсальных учебных действий для начального образования Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения одним из главенствующих факторов является “возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, умение слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему…”

Именно поэтому в современном обществе, на мой взгляд, так важна проблема эффективной речи, правильного и убедительного слова. Речь является показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта.
По мнению психологов ¼ первоклассников имеют речевые проблемы.
Уважаемые коллеги ,как вы считаете, в чем причина неразвитой речи учащихся?
(СЛАЙД 2)
Социальные причины
1. Воспитание и условия жизни
2. Дефицит языкового общения (много времени проводят перед телевизором, компьютером)
3. Конфликтная обстановка в семье
4.Чрезмерная опекаемость
5. Ослабленная нервная система

Работая по системе развивающего обучения Л.В.Занкова убедилась, что идёт постоянное развитие речи детей. Ученики гораздо лучше читают, часто обращаются к дополнительной литературе, пытаются самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы. Речь детей становится богаче, логичнее, убедительнее. Значительно увеличивается словарный запас, решается и проблема с пониманием содержания текстов. Дети способны дать характеристику героям произведений, ответить на проблемные вопросы по прочитанному..
На своем мастер-классе я хотела бы поделиться опытом работы по развитию речи, используя приемы поэтического творчества.

Я считаю, что они нужны, чтобы пробудить и взрастить в ребёнке чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять. Эти уроки учат слышать музыку стиха, видеть отличия между обычной разговорной и поэтической речью.
СЛАЙД 3
Основные приёмы, используемые на уроках: творческие пятиминутки, игры, частично-поисковые задания, чтение скороговорок, загадок, стихов.
Работу начинать нужно уже в 1 классе на уроках обучения грамоте.

Основная задача на этом этапе — формировать у учащихся представление о стихотворной речи. Чтобы сочинять стихи, нужно уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова, и главное, надо уметь рифмовать.

2. Практическая работа.
Методы и приемы развития поэтического творчества
.

Элементы работы над рифмой ввожу уже на первых уроках, когда дети выделяют гласные и согласные звуки. Особое внимание при этом уделяю правильному и четкому произнесению согласных звуков. Читая слоги-слияния, дети дополняют их до полного смысла слова или, наоборот, подбирают к слогу слово, оканчивающееся на него.

СЛАЙД 4
Например, игра «Слоговой аукцион»
Цель: Развитие чувства рифмы.

ма — яма, рама, дама,
ба – барабан, банан, баня, бабушка
са – оса, небеса, чудеса, голоса
ок – пушок, снежок, кружок, сачок
Выигрывает тот, кто называет слово последним.

СЛАЙД 5

Игра «Доскажи словечко»
Цель: Учить детей самостоятельно со­ставлять рифмующиеся строчки.

Всё бело, бело, бело
Много снега…..( намело)

Выясняем с детьми, что такое рифма, пользуясь толковым словарем.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Рифмовать – значит подбирать слова для получения рифмы.
Знакомство с рифмой можно провести на примере отрывка повести Н. Носова о Незнайке «Как Незнайка сочинял стихи».

СЛАЙД 6
Игра «Помоги Незнайке сочинить стихи».
Цель: Учить детей различать звуковую и смысловую стороны речи.

Учитель: Ребята, вы узнали эту книгу? Сегодня я вам расска­жу, как Незнайка сочинял стихи.
.После того как из Незнайки не по­лучилось художника, он решил сделать­ся поэтом и сочинять стихи… Незнайка пришел к поэту Цветику и сказал:

— Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть по­этом.

  • А ты знаешь, что такое рифма?

  • Рифма? Нет, не знаю.

  • Рифма — это когда два слова оканчиваются одинаково, — объяснил Цветик. — Например: утка — шутка, коржик — моржик. Понял?

  • Понял.

  • Ну, скажи рифму на слово «пал­ка».

  • Селедка, — ответил Незнайка…
    Уважаемые коллеги, ответьте:
    -Чему прежде всего учил Цветик Незнайку?(рифмовать слова)
    Наблюдаем за рифмой и содержанием забавных стихов Незнайки:

    Заяц шел гулять на речку
    Перепрыгнул через овечку.

    Торопыжка был голодный,
    Проглотил утюг холодный.

    У Авоськи под подушкой
    Лежит сладкая ватрушка.
    Но достаточно ли только рифмы, чтобы получилось стихотворение? (смысл)

Выясняем, почему стихи Незнайки нельзя назвать настоящими, разбираем все ошибки этого «поэта».
Затем детям предлагаю самостоятельно подобрать рифму к заданному слову.
Поэт – тот, кому есть что сказать людям , у него есть наблюдения, впечатления, переживания, которые интересны другим.
Поэт – это тот, кто заставляет увидеть окружающий мир по-новому., по-другому, увидеть то, что не замечал, мимо чего пробегал. Он открывает людям тайну.

Игра с мячом
Цель: Учить детей отвечать словом, созвучным с названным.
Игра «Цепная рифма».
Бросаю детям мяч и называю слово. Задача детей – поймать мяч и придумать слово, рифмующееся с моим. В процессе такой игры ребята придумали следующие рифмы:

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Давайте попробуем поиграть с вами
Майка – лайка, чайка, гайка;
Ночка – почка, кочка, дочка …
Насколько было сложно? (подобрать слово, созвучное с названным)
Данное упражнение можно выполнять в виде игры, когда дети встают в круг и, называя рифмующееся слово, бросают мяч любому участнику игры, а тот, в свою очередь следующему игроку. Исчерпав запас таких слов, игроки выбирают новое слово, и игра продолжается. Учитель в это время может стоять в стороне и наблюдать за игроками. В дальнейшем учащиеся смогут играть самостоятельно.

СЛАЙД 7
Игра «Четвёртый лишний».
Цель: Учить выделять цепочку рифмующихся слов.

— ребёнок, сынок, утёнок, волчонок;
— мимоза, берёза, коза, заноза.
— кошка, окошко, собачка, серёжка;
Какое слово «лишнее»? Почему?

СЛАЙД 8
Игра « Найди пару»
Цели: Учить детей сопоставлять сло­ва, сходные и различные по звукоритмической структуре, развивать зрительную память.
Соедините слова двух столбиков так, чтобы полу­чилась рифма.

Опушка трава
Дрова гребешок
Ёлочка избушка
Петушок иголочка

Можно предложить слова-кар­тинки. Дети находят картинку, сходную по звукоритмической структуре. (Азбука Нечаевой)

Игра с картинками.
Цель: Учить детей подбирать рифму к слову — названию картинки.
После того как дети научились работать с рифмами в изолированных словах, начинаю работу по осмыслению рифмующего текста.

СЛАЙД 9

Игра « Верни слово» (такими упражнениями богат русский язык Нечаевой)
Цель: Учить детей восстанавливать поэтические строчки, сохраняя их смысл и ритмическую структуру.

Исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.
… выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони,
…вянут на газоне.
А мартышка не страдает,
…уплетает.

Как вы думаете, что развивают такие упражнения?

(Учат детей восстанавливать поэтические строчки, сохраняя их смысл и ритмическую структуру)

Все эти игры провожу на уроке во время « творческой пятиминутки». Здесь же провожу и работу над ритмом – второй особенностью стихотворной речи.

СЛАЙД 10
Знакомлю детей с двумя способами фиксации ритмического рисунка:
схематическое изображение (Х- ударный слог, х- безударный слог).

Например: Наша Таня Х х Х х
Громко плачет Х х Х х

Дети приходят к выводу: размеренность, ритмичность стиха создаётся определённым повторением ударных и безударных слогов в строке.
СЛАЙД 11(упр.41)

Далее выделяем группу повторяющихся слогов, составляем стихотворный ритмический рисунок: чередование в определённом порядке ударных и безударных слогов. Затем находим рифмующиеся слова и создаём ритмически организованную строку. Таким образом, ведём работу над ритмом и рифмой одновременно.

СЛАЙД 12
В конце второго класса ввожу игру «Буриме», где ведётся комплексная работа над осмыслением текста, рифмой и ритмом.

Работу ведём в классе, коллективно сочиняя одно стихотворение. Игра «Буриме (от франц. bout – конец, rime — рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы.

Выбирать рифмы для начала следует попроще: мышка -книжка –крышка –шишка или
зайка — стайка – шкатулка -булка. Вот что может получиться:

На столе лежала книжка,
Пробежала мимо мышка.
На неё упала крышка,
Вмиг на лбу у мышки – шишка.

А теперь вы попробуйте сочинить буриме со словами:
зайка — стайка – шкатулка -булка
.
А вот что получилось у нас:
На полянку вышел зайка
Видит – там синичек стайка
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.

СЛАЙД 13

Что можете сказать? Насколько сложно было?
И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор

В 3-4 классах на уроках литературного чтения происходит знакомство с парной, перекрестной, охватной рифмой. Дети учатся сами сочинять стихи, соблюдая правила рифмования слов, учатся составлять синквейн .
СЛАЙД 14
Напоминаю, что синквейном называется нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк («синквейн» от фр. «пять»). Эта стихотворная форма возникла в 20 веке США под влиянием японской поэзии (хокку и танка), а позднее стала популярной и в России.
Рассмотрим правила составления синквейна и я предлагаю вам составить синквейн с понятием « поэзия». Это задание творческое, в то же время позволяет обобщить полученные знания.
3. Рефлексия

Я тоже попробовала составить свой синквейн, пожалуйста, познакомьтесь.

СЛАЙД 15
Поэзия
лиричная мелодичная
сочиняют создают удивляют
особый способ организации речи
творчество

Как вы считаете, насколько полезно выполнение таких упражнений по развитию речи?
Поэтическое творчество – первые шаги к осмыслению того, что ты делаешь, упражнения для развития продуктивного чтения, на которое обращается большое внимание в стандартах второго поколения.

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
СЛАЙД 16
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению русского языка.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах

СИНКВЕЙН – (от фр. cinquains, англ. cinquain) — стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы, можно использовать и деепричастия). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Возможны некоторые отступления от этой схемы, если, например, какое-то понятие существует в форме словосочетания (Новый Год, день рождения и т.д.)

Напоминаем, что синквейном называется нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк («синквейн» от фр. «пять»). Эта стихотворная форма возникла в 20 веке США под влиянием японской поэзии (хокку и танка), а позднее стала популярной и в России.

Рассмотрим правила составления синквейна и попробуем составить синквейн с понятием «стресс». Это задание творческое, в то же время позволяет обобщить полученные знания.

Пример синквейна (Слайд 22)

Попробуйте сами составить синквейн с понятием «стресс»

Я тоже попробовала составить свой синквейн, пожалуйста, познакомьтесь

 

Синквейн пишется по определенным правилам:

 

1.     На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

2.     На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

3.     Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4.     На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

5.      Пятая строка включает слова-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

. С этим понятием мы знакомимся в 4 классе и учимся составлять не только на уроках литературного чтения, но и других уроках

Рассмотрим правила составления синквейна и попробуем составить синквейн с понятием «стресс». Это задание творческое, в то же время позволяет обобщить полученные знания.

Пример синквейна (Слайд 22)

Попробуйте сами составить синквейн с понятием «стресс»

Я тоже попробовала составить свой синквейн, пожалуйста, познакомьтесь

Детям нужно усвоить много орфографических правил, буквосочетаний, словарных слов, поэтому на уроках обучения грамоте и письма использую специальные дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки. Чувство ритма прекрасно объединяет класс в коллективном труде. Самые смелые дети имеют возможность проявить инициативу в чтении, а слабые и робкие постепенно включаются в работу, дети не отвлекаются, им интересно и они быстро запоминают правила, или рифмовки — запоминалки.
*Жи-ши с буквой и пиши!
* безударный хитрый гласный слышим мы его неясно, чтоб проверить все сомненья гласный ставь под ударенье!
* ко 2 же спряженью отнесем мы без сомненья

Наиболее эффективным видом деятельности в данном случае является создание чистоговорок. Многие дети слышат это слово впервые, пытаются объяснить его смысл. Оказалось, что оно непростое, в нем спрятались два слова: чисто и говори. В нашей чистоговорке будут повторяться слова, в которых есть звук [р], трудный для произнесения.

Дети тренируются в правильном произношении звука, в том числе в сочетании с другими звуками в словах и предложениях. Даю задание сочинить «чистоговорку». При этом подбирается такой материал, который, помимо выработки хорошей дикции, обеспечивает усвоение норм литературного произношения и ударения.

ра-ра-ра – вот высокая гора;

ра-ра-ра – в ней глубокая нора;

ре-ре-ре – кто живет в норе;

ру-ру-ру – посмотрю в нору.

Потом детям предлагается самостоятельно сочинить чистоговорку дома. Вот некоторые варианты:

Ву-ву-ву — я увидела сову.

Ва-ва-ва — у нас в саду растёт трава.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ша-ша-ша — как погода хороша.

Арь-арь-арь — на столбе горит фонарь…

В процессе сочинения чистоговорок дети сделали важное открытие: каждую строчку можно прохлопать, слова заменить хлопками. Так ученики самостоятельно выводят закон стихотворной речи – наличие ритма и рифмы одновременно.

В конце первого класса ввожу игру «Буриме», где ведётся комплексная работа над осмыслением текста, рифмой и ритмом.

Работу ведём в классе, коллективно сочиняя одно стихотворение. Игра «Буриме (от франц. bout – конец, rime — рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Выбирать рифмы для начала следует попроще: мышка -книжка –крышка –шишка или зайка — стайка – шкатулка -булка. Вот что может получиться:

На столе лежала книжка, На полянку вышел зайка.

Пробежала мимо мышка. Видит – там синичек стайка.

На неё упала крышка, Он открыл свою шкатулку,

Вмиг на лбу у мышки – шишка. Дал синицам с маком булку.

Детям нужно усвоить много орфографических правил, буквосочетаний, словарных слов, поэтому на уроках обучения грамоте и письма использую специальные дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки. Чувство ритма прекрасно объединяет класс в коллективном труде. Самые смелые дети имеют возможность проявить инициативу в чтении, а слабые и робкие постепенно включаются в работу, дети не отвлекаются, им интересно и они быстро запоминают правила, или рифмовки — запоминалки.
*Жи-ши с буквой и пиши!
* безударный хитрый гласный слышим мы его неясно, чтоб проверить все сомненья гласный ставь под ударенье!
* ко 2 же спряженью отнесем мы без сомненья…

1.Загадки в играх и развлечениях

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

Ещё одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст.

Работа на уроке проводится в несколько этапов:

Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:

а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,

б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.

Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

Вот что получилось у детей:

“Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке” (Колокольчик).

“В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).

“Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).

“Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят” (Снежинка).

Широко в своей работе использую загадки на всех уроках: трудового обучения, русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир. В моём классе дети любят рисовать загадки, придумывают свои загадки. Это ли не творчество?

Работая в школе уже много лет, убеждена, что развитие речи является основным этапом становления младших школьников. Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

2. Возрастает интерес к изучению русского языка.

3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.

Творчество — это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества — не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести » таинственному цветку поэзии ( Л. Н. Толстой ) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.

videouroki.net

Методическая разработка по теме: мастер класс

Мастер класс учителя начальных классов Гуляевой Натальи Павловны

Уважаемые коллеги,  предлагаю вашему вниманию мастер- класс на тему: «Учим себя самостоятельно».

(Слайд 1)

Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой встаёт задача формирования у младших школьников умения учить себя самостоятельно.

Важное место в формировании  умения учиться занимают  регулятивные универсальные учебные действия. Умение учиться формируется в учебной деятельности.

Учебно-методический комплект  «Начальная школа 21 века» обладает уникальными возможностями, которые позволяют обеспечить организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

(Слайд 2)

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса:  познакомить  с элементами, методами и приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий.

 

Начать урок можно с  формирования положительной учебной мотивации.

Ты на обложку посмотри,

Найди на ней друзей,

Всё, что знакомо, назови,

И в путь пойдём скорей!

В учебнике введена внешняя интрига, герои которой Маша и Миша Ивановы сопровождают школьника на протяжении четырёх лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне решают те же задачи, но и вступают с ними содержательный диалог.

Для вступления в диалог использую следующий метод:«Знаю, умею, хочу».

(Слайд 3)

Уважаемые коллеги, давайте мы, тоже начнём мастер-класс с этого метода.

Предлагаю записать в таблицу, что вы уже знаете о регулятивных учебных действиях, что умеете и чему хотели бы научиться.

Данный метод позволит вспомнить, полученные ранее знания, учебные умения и позволит более четко определиться со своими образовательными целями.

— Готовы наши участники. Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

 

— Итак, определимся с понятием « регулятивные действия».

— Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка»

У вас на столах лежат рабочие листы,  на которых перечислены универсальные учебные действия. Вам необходимо выбрать из них только регулятивные учебные действия и структурировать их.

Поиск информации

2.Планирование

1.Целеполагание (принятие и сохранение цели)

Моделирование

4.Самооценка (рефлексия)

Анализ, синтез, сравнение

3.Самоконтроль

Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания. Он применяется при работе в парах, группах.

-И так, определимся с понятием, что такое «регулятивные учебные действия»

(Слайд 4)

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных учебных действий.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования.

Цель урока связана с его темой, поэтому на уроках литературного чтения в первом классе важно ввести понятие темы урока, дав доступное для этого возраста определение:

« У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чем мы будем говорить сегодня  на уроке».

— Уважаемые коллеги, откройте учебник по обучению грамоте на странице 92 и сформулируйте тему урока. О чём сегодня пойдёт разговор на уроке?

Тема учебного занятия: «Звуки Х, Х*. Буква Х, х».

( мы поговорим о новых звуках и новой букве)

 

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности

(Слайд 5)

Попробуем практически воплотить приём организации  целеполагания, а точнее постановки цели  данного урока на примере игры «Угадай букву?»

— Уважаемые коллеги, вспомним звуки и буквы, с которыми мы уже знакомы. (Не забывайте , что  звуки Х, Х* и букву Ха  мы ещё не знаем!!!)

а)красным карандашом обведите гласные- показатели мягкости предшествующего согласного;

б)простым карандашом буквы, которые не обозначают никакого звука;

в)синим карандашом буквы, которыми обозначены звонкие согласные;

г)зелёным карандашом буквы, которыми обозначены глухие согласные;

 

Выявление места и причины затруднения

— Где вы перестали действовать и начали думать?

-Появилась новая буква.

— Каких знаний не хватает?

— Не знаем какие звуки ею обозначены;

— Не знаем звонкие звуки или глухие;

— Какова цель нашего урока?

-Узнать новый звук и  новую букву.

(составление плана, пункт 1 и 2)

 

Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие.

Чтобы цель урока стала значимой для каждого  конкретного ученика важно ответить на вопросы:

«Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»

(Слайд6)

-Зачем нужно знакомиться с новыми звуками и буквой?

— научимся читать.

— Что сначала научимся читать?

— слоги

— Где и для чего пригодится умение читать слоги?

-Научимся читать слова с новой буквой.

(составление плана, пункты3 и 4)

-Уважаемые коллеги, определите, какой из приёмов организации принятии цели был использован на этапе целеполагания?

(Слайд7)

(высказывания участников мастер-класса)

 

Таким образом, мы плавно от этапа целеполагания перешли к планированию.

(Слайд 8)

План графический. УМК «Начальная школа 21 века» предоставляет возможность его быстро составить.

Для  формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

(Слайд 9)

-Уважаемые коллеги, определите, какой из приёмов планирования собственной учебной деятельности был использован на данном этапе?

(составление своего плана решения учебной задачи)

Выступления участников мастер-класса.

План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

 

Не менее важные компоненты учебной деятельности – самоконтроль и самооценка.

(Слайд 10)

— И так, определимся с понятием « самоконтроль».

— Для этого применим метод «Конструктор»

Цель метода: контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Он применяется при работе в парах.

Ха- весёлая подружка,

Озорная хохотушка.

(Слайд 11)

 

Сконструируйте букву из  её элементов. Договоритесь в паре, кто будет конструировать большую букву, а кто – малую.

— Какие элементы понадобились для большой буквы Х (3-4),  а какие для малой х (7-8)?

Проверьте правильность выполнения по ключу конструирования печатных букв.

— Какие элементы остались невостребованными(19-20, 16-17)?

— Где они нам понадобятся?

(на уроке письма)

Что касается действия самооценки, то она на прямую связана с действием самоконтроля.

(Слайд 12)

Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Особое внимание уделяю прогностической оценке.

Для этого использую следующие критерии:

«+» — знаю;

«-» — не знаю;

«?» — сомневаюсь;

(Слайд13)

 

Уважаемые коллеги, на примере игры «Угадай звук» проведём практикум по формированию прогностической самооценки.

Познакомьтесь с заданием, в котором нужно провести работу по дифференциации звуков х-х* по признаку твёрдости- мягкости  (ненужное зачеркнуть). Оцените свои возможности в её выполнении: поставьте на полях знаки

«+» — знаю; «-» — не знаю; «?» — сомневаюсь,  которые отражают прогностическую оценку ваших знаний. Начните выполнение работы.

Цель прогностической оценки: самостоятельное установление качества своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

 

— Назовите слова, в которых вы услышали согласный, глухой, твёрдый звук х.

— Назовите слова, в которых вы услышали согласный, глухой, мягкий звук х*.

 

—  Если вы оценили себя знаком «+», и действительно не допустили ошибок, обведите его кружком, у вас оценка адекватная, вы  правильно оценили свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

 

К концу первого года обучения большая часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает и оценкой учителя.

Вывод:

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Вернусь к задачам мастер-класса.  Смогла ли я помочь вам в организации деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий?

Для установления обратной связи применим метод «Синквейн».

(Слайд 14)

— Что формировали?

— Назовите существительное?

— действие

— Опишите:  какое оно?

— регулятивное, новое, важное, нужное

— Какую функцию оно выполняет?

— организует, планирует, контролирует, оценивает

— Что формирует у младших школьников?

— Составьте фразу из четырёх слов.

— Формирует умение учиться самостоятельно.

— Замените существительное «действие» синонимом из одного слова.

— Способ.

 

Спасибо за внимание и сотрудничество!!!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *