Мастер класс для детей с родителями – — . , — .

Мастер-класс для родителей в детском саду.

Мастер – класс для родителей на день открытых дверей

Воспитатель: Бессолицына Наталья Сергеевна

МБДОУ «Детский сад № 29»

Пермский край,г.Александровск рп.Яйва

 
«Проведение опытов с детьми в домашних условиях».

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)

Цель: Познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях. 

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Обоснование проблемы.

В период раннего детства у ребёнка появляются элементы практического экспериментирования, развивается ориентировочно — исследовательская деятельность. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Восприятие мира ребёнком на третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствие манипулируют различными предметами. Если ребёнка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес, испытывает чувство страха, при ознакомлении с новым предметом.

Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребёнка к миру природы, который открывает большие возможности для познавательной деятельности.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

Ход мастер-класса

Воспитатель: Начать хотела бы я с небольшого опроса:

Что для вас хорошее настроение? Одним словом, продолжите предложение:

• «Хорошее настроение – это…» (Улыбки, смех, радость).

• Если настроение – это цвет, то какой это цвет. А плохое?

• Если это прикосновение? (Приятное, нежное, мягкое).

Упражнение «Комплименты»
Родители встают в круг. Педагог, отдавая мяч одному из родителей, говорит ему комплимент. Родитель говорит: «Спасибо» и передает мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит: «Спасибо» и передает его следующему.

Воспитатель: Я, думаю, что у всех у нас замечательное настроение, и мы с удовольствием будем экспериментировать! (Воспитатель предлагает родителям присесть).

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме —  сказки.

И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес».

Воспитатель: Жила была принцесса Эвелина. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды, гуляя по парку своего дворца, Эвелина услышала разговор птиц о том, что они   видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дворца, ведь она ещё никогда нигде не была. И Эвелина отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшую полянку, на ней росли необычные цветы. Они все завяли. Эвелина не знала, что с ними сделать. Давайте ей поможем: (опустим цветы в воду. В таз с водой.)

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.

Воспитатель: Потом она пошла дальше. Дошла до пруда и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. (Давайте ребята посмотрим что это за рыбки).

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Воспитатель: Но тут подул ветер, растрепал Эвелине волосы и у неё выпала из волос заколочка в воду. (Как ей достать заколочку из воды?)

Опыт №3 «Не замочив рук»

Для этого нам понадобиться магнит.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
-Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
— Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
— Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

Воспитатель: Эвелина отправилась дальше гулять. По пути ей пели птички песенки, ей было весело и радостно гулять. Эвелина вышла на красивую полянку там стоял небольшой домик. В этом домике жила её тётушка. Тётушка ей пожаловалась, что уронила яйцо в ведро с водой. Давайте поможем достать яйцо, но есть одно условие руками в воду лезть нельзя. (Как мы это сделаем? Нужна соль)

Опыт №4.Подводная лодка из яйца

  Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

     А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Воспитатель: Эвелине так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И она решила ещё раз куда-нибудь сходить, но только в следующий раз.

Обсуждение экспериментов с родителями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.  Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, родители, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.

Спасибо вам большое. До новых встреч.

infourok.ru

Мастер – класс для родителей «Проведение опытов с детьми в домашних условиях»

Мастер – класс для родителей 
«Проведение опытов с детьми в домашних условиях»

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)

Цель: мотивировать родителей на организацию детского экспериментирования в домашних условиях.

Методические рекомендации: чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку. 

Ход мастер-класса

Воспитатель: Начать хотела бы я с небольшого опроса:

Что для вас хорошее настроение? Одним словом, продолжите предложение:

• «Хорошее настроение – это…» (Улыбки, смех, радость).

• Если настроение – это цвет, то какой это цвет. А плохое?

• Если это прикосновение? (Приятное, нежное, мягкое).

Упражнение «Комплименты»
Родители встают в круг. Педагог, отдавая мяч одному из родителей, говорит ему комплимент. Родитель говорит: «Спасибо» и передает мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит: «Спасибо» и передает его следующему.

Воспитатель: Я, думаю, что у всех у нас замечательное настроение, и мы с удовольствием будем экспериментировать! (Воспитатель предлагает родителям присесть).

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме —  сказки.

И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие колобка». 

 Воспитатель: Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Выйдя за ворота, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Колобок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1 «Цветы лотоса»

Необходимое оборудование:

Ход эксперимента: Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.

Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи   и пошел дождь.  Колобок увидел, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 2 «Разбегающиеся зубочистки»

Необходимое оборудование:

  • миска с водой;

  • 8 деревянных зубочисток;

  • пипетка;

  • кусок сахара-рафинада;

  • жидкость для мытья посуды.

Ход эксперимента: Расположите зубочистки лучами в миске с водой. В центр миски аккуратно опустите кусочек сахара, — зубочистки начнут собираться к центру. Уберите сахар чайной ложкой и накапайте пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, — зубочистки «разбегутся»!

Вывод: Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Воспитатель: Колобок от дождя спрятался под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Колобок увидел радугу. 

Опыт № 3 «Хроматография»

Необходимое оборудование:

Ход эксперимента:

Из одноразовых кухонных полотенец нарежьте полоски бумаги. Можно заменить на бумажные салфетки или даже туалетную бумагу (белую мягкую). На каждую полоску в нижней части нанесите свой цвет. Полоски должны располагаться над водой так, чтобы их нижние кончики только-только коснулись воды. Суть — вода поднимаясь вверх «тащит» за собой краску. Но разные «краски» поднимаются с разной скоростью. Поэтому краски, состоящие из нескольких цветов, разделятся на свои составляющие по высоте. Сначала попробуйте нарисовать полоски ручками, но ничего хорошего из этого не выйдет. А вот фломастеры дадут неплохой результат.

Колобку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов, которым мы должны ответить…

Обсуждение экспериментов с родителями.

Заключение

Таким образом, экспериментирование — это наряду с игрой — ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования — вести детей вперёд ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится самостоятельно определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы, что важно в современном образовании на любой его ступени, начиная с дошкольного.

Спасибо за внимание! Удачи Вам в вопросах образования своих детей!

infourok.ru

Методическая разработка по теме: Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»

  1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь.
  1. Помоги ему стать не тобой, а собой. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя?  Он даст жизнь другому,  другой третьему, и это — необратимый закон благодарности.
  1. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  1. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5.Не унижай!

6.Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь.

8. Помни, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.

Рисование в раннем возрасте

                       

   Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна… Главное для него — процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому.

Особенности «рисования» детей до 1 года.

   Чем раньше мы дадим малышу краски, тем лучше! Некоторые ученые и педагоги даже, не шутя, предлагают начинать с 6-8 месяцев жизни. Дают младенцу поролоновую губку или мягкую тряпочку. А когда он схватит и немного «поиграет» сам, берут ручку малыша в свою, окунают губку в краску и вместе «рисуют» — шлепают на листе бумаги или старых обоях. Через какое-то время малыш проделывает все это и сам, причем с огромным удовольствием.

Особенности рисования детей 1-2 лет.

   В этом возрасте малыши еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с кисточкой или карандашом. В процессе действий на листе случайно возникают линии, штрихи, точки. Постепенно изображения меняются: от штрихов ребенок переходит к неотрывным круговым движениям (на листе появляются спирали, круги разных форм и размеров), стремится заполнить весь лист. Первые каракули имеют зигзагообразный характер.  

   С полутора лет палитру художественных инструментов и красок можно расширить. Покажите ребенку, что цветные следы на бумаге оставляют и ватная палочка  (которой только что почистили ушки), и тупой конец карандаша, пушистая кисточка и даже пальчик. Стоит лишь окунуть их в краску и потом постукать или пошлепать по бумаге. Но не торопитесь с новшествами. Пусть малыш как следует освоится с одним способом (это может занять неделю или даже пару месяцев). Постепенно показывайте и новые способы изображения — вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Получившиеся рисунки ребенок пытается ассоциировать по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки назвать изображение. Поэтому обязательно обыгрывайте и наполняйте смыслом все, что появляется на листе: солнышко светит, тучка приплыла — все небо закрыла, дождик кап-кап — лужа, травка-муравка, дорожки бегут и по ним ножки бегут — топ-топ-топ… Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности.

Особенности рисования детей 2-3 лет.

   Для малышей этого возраста контур в раскраске не играет роли ограничителя, как для более старших детей. Они узнают образ, радуются и начинают рисовать скорее на основе картинки, чем в ее пределах. Проявляется это очень индивидуально. Одни дети рисуют крупными цветовыми пятнами как живописцы, другие «идут» по контуру как графики, третьи ставят маленькие пятнышки, полоски или мазки. Рисование в книжках-раскрасках яркими гуашевыми красками необыкновенно увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контура, свободно выходят за него (травка возле цыпленка, море под корабликом). Создают свой сюжет, начинают играть (двигают картинку по столу, будто паровозик бежит или жучок ползет) и звукоподражанием передают урчание, гудение, шипение… Конечно, поначалу малышам это надо показать («Цыпленок пошел гулять, давай нарисуем травку и цветочки. Покорми цыпленка — нарисуй зернышки или червячка»). Если же их не остановить вовремя («Молодец — красивый кораблик получился, давай его покажем бабушке») или не переключить на другой рисунок («Ой, ой, вот цыпленок плачет, он замерз, давай ему поможем — нарисуем желтое платьице-пушок»), дети закроют цветовыми пятнами весь лист, так что невозможно будет разглядеть начальный рисунок. Для всех малышей даже в черно-белых контурных изображениях очень значимо лицо — глаза, улыбка. Эти детали они выделяют в первую очередь и часто оставляют не раскрашенным овал, как лицо человека (воздушный змей, улитка, рыбка).   В этом возрасте уже отчетливо проявляются половые интересы и предпочтения. Так, мальчики сразу же выбирают кораблик или паровозик. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения очень нравится солнышко. Мамы рисуют его детям бесконечно, а дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми, розовыми цветами и дорисовывают лучики.

Особенности рисования детей 3-4 лет.

   В 3-4 года дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения. И поэтому принимаются не свободно рисовать, как малыши 2-3 лет, а именно раскрашивать, действуя в пределах заданного контура, стараясь повторить все его изгибы. Если в 2-3 года дети раскрашивают образы чаще всего цветовыми пятнами или отдельными мазками, оставляя много белых пятен и не обращая на это никакого внимания, то после 3 лет они уже постепенно переходят на линейное пластичное раскрашивание. И при этом стараются закрыть цветом все «прозрачное» пространство. Многих из них беспокоят белые просветы, они вновь и вновь возвращаются к ним с кисточкой — подправляют, дорисовывают. Иногда стремятся обвести и контурные линии. Они видят образ во всех его особенностях и стараются их передать. Для них очень значимы детали. При этом глаза и лицо продолжают играть роль главного эмоционального стимула к рисованию. Кроме того, малыши любовно прорисовывают чешую рыбки, кисточки на ушках белочки, лапки утенка, клювики. Главное же достоинство такой деятельности в том, что дети имеют возможность совершенствовать технику рисования красками и получают при этом эффектный, радующий результат. Помощь взрослого состоит в том, чтобы предоставить детям не только свободу действий, но также выбор цветов и кисточек разных размеров. Еще нужно по мере необходимости показывать детям новые технические способы. При умелой и деликатной помощи взрослого дети могут не только разные детали раскрашивать разными цветами, но стараются какой-то фрагмент или даже весь фон решить в многоцветной гамме. И все же самое важное состоит в том, чтобы не ограничивать детей рамками заданного образа: предлагать придумать дополнение, продолжение («с кем встретился, куда пошел…»). И почаще давать чистую бумагу для самостоятельного творчества.

Как рисуют дети.

   Первая ступень доизобразительной стадии начинается на втором году жизни ребенка и характеризуется следующим интеллектуальным открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы. Начинаются первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности, которые очень нравятся малышу, что связано с получением удовольствия от самого процесса движения. Ребенок может отвернуться в сторону и при этом с радостью продолжать свое занятие.

   Чтобы не испортить впечатления от этих первых опытов, юного художника нельзя ругать за испачканные полы, обои, столы, скатерти, а предусмотрительно закупить несколько рулонов белых обоев и расстилать на полу, разбросав по ним мелки, краски, карандаши, пастель, сангину и все, что может пригодиться малышу. Есть дети, которым уже в год нравится мольберт, но не как навязанное родителями место для рисования, а как предмет интерьера, на котором родители, специально не обращая на это внимания ребенка, сами любят порисовать.

   Очень часто природная потребность ребенка к совершению предрисовальных движений затухает из-за требований соблюдения порядка, который невозможен в мастерской настоящего художника.

   Вторая ступень доизобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период. На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями «каракулей», в то время как для ребенка установление зрительно-двигательных координаций — это большое достижение и его энтузиазм возрастает в несколько раз.

   На этой ступени так же, как и на предыдущей, от родителей требуются только понимание и терпение, а также поставка оборудования для изобразительной деятельности: чем младше ребенок, тем более качественными материалами необходимо его обеспечить.

   Важно также помнить, что любые нелестные замечания о результатах деятельности малыша могут вызвать задержку развития способности к рисованию.

   На третьей ступени доизобразительной стадии, на которую ребенок переходит на третьем году жизни, он совершает следующее интеллектуальное открытие — оказывается, что у листа бумаги, на котором он «малюет», есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги. Если ребенок через год после установления зрительно-моторных координаций продолжает игнорировать границы листа, стоит проконсультироваться с психологом.

   В детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои «каляки-маляки». Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет: «папа едет на машине», «мама и Саша идут в магазин», «Юля катается на велосипеде». Стадия интерпретации наступает к двум с половиной-трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать психическое развитие ребенка и формирование его представления о своем месте в окружающем мире. Взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель, способный подыграть ему на листе бумаги. Однако большинство детей этого возраста болезненно относятся к вторжению взрослого в созданный ими мир, поэтому родителям лучше просто спрашивать кто есть кто и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит.

   Следует также отметить, что, хотя большинство детей любят контактировать со взрослым при рисовании, существует особая категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой сосредоточенной работе ребенка над созданием собственного мира тоже мешать не стоит, однако у таких детей речь, как правило, развивается позже, часто они левши, но именно из этой категории детей получаются талантливые художники.

   Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годами характеризуется появлением сначала «примитивных» людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.

  К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии: ребенок делает важное мировоззренческое открытие — окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли — черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними — линия неба.

   На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: «Зима наступила». Или изобразить синий овал — «озеро», а потом закрасить его черной краской: «Высохло». Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел — пририсовываются зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам — выше всех членов семьи. Эта ступень продолжается до пяти-шести лет, и дети редко прибегают к помощи взрослых. Но если ребенок просит показать ему, как изобразить бегущую лошадь или прыгающего человека, важно не утратить его доверия к вам, показывая именно то, о чем он просит. Художественные шедевры родителей не вдохновляют, а унижают ребенка, только приступающего к освоению изобразительного языка.

   К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире, однако давление взрослых и на этой ступени изобразительной стадии недопустимо. Дети, родители которых терпеливо и с пониманием относились к их созидательной работе на листе бумаге, начинают обращаться за помощью к взрослым сами. В этом возрасте уже можно отдавать ребенка в изостудию или приглашать домой педагога-художника. Однако, если развитие детского рисунка задерживалось или переживало возникновение психологических барьеров, отдавать ребенка в изостудию лучше не раньше одиннадцати-двенадцати лет.

  Дорогие мамы и папы! Систематическое и целенаправленное руководство детской изобразительной деятельностью, так же как и ограничение потребности ребенка в рисовании, лишает маленького исследователя собственных открытий в окружающем мире, дезориентирует его и мешает пройти все необходимые стадии развития способности к рисованию, последовательное преодоление которых в условиях свободы и отсутствия давления и есть путь к истинному творчеству.

Как научить ребенка правильно держать карандаш.

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.  
 Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец — с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. 

Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».
Немного тренировки, и малыш сам будет следить за своими пальчиками. 
Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш. Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно. 
Если не получилось с первого раза — немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что карандаш снова в кулаке — остановите рисование и переложите его правильно. После десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает правильно держать карандаш. 

  Занятия, способствующие развитию захвата щепотью: 
1. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость. 
2. Можно играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами. 

  Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши , фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. 
  Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три — не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками — щепоточкой. 
  Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно!). 
  Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш . 
  Если опять начнет держать в кулачке, вернитесь назад — только мелки. И порисуйте ими еще пару недель.
 Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки. 

                                                 Упражнения на расслабление.


 Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда их сначала просят сильно сжать карандаш пальчиками и долго подержать их в этом состоянии. А затем предлагают разжать (расслабить) пальцы и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении. 

Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании. 
Он должен знать правила: 
• сидеть прямо; 
• придерживать бумагу рукой, свободной от рисования; 
• локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть. 

 Ну и конечно, развиваем мелкую моторику (шнуровки, перекладывание мелких предметов, наклейки и аппликации), пальчиковая гимнастика, рисование (пальчиками, мелками, палочками на песке и т.д.) 
  Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь. Нужны лишь время и практика.

Как дети воспринимают живопись.

Раннее эмоциональное переживание, связанное с восприятием искусства, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. 
  С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. 
  Сюжетные картины притягивают увлекательным содержанием, бытовой жанр своей тематикой. При этом мальчики проявляют интерес к спортивной , героической тематике, девочки к миру животных и явлений природы.
  Что примечательно: натюрморт и пейзажная живопись вызывает интерес изображением предметов, явлений природы, колоритом. 
  Если рассматривать два художественных произведения на одну и ту же тему, предпочтение отдаётся картине яркой. 
  В натюрмортах больше привлекают те произведения, которые со своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Это и понятно, красочность, декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания. В картине бытового жанра — реалистичность, пейзажа — декоративные возможности цвета. 
  Пейзажная живопись близка благодаря наблюдениям в природе, оказывает эмоциональное эстетическое воздействие, что проявляется в образных характеристиках, удивительных метафорах, сравнениях «Осенние листья на земле как осенний ковёр». 
  Восприятие жанровой картины развивается постепенно — от неосознанного, расчленённого понимания к адекватному, мотивированному логическими связями с средствами художественной выразительности. 
  Восприятию картин должны предшествовать наблюдения в природе. Окружающая действительность поможет понять неповторимую красоту, созданную художником, откроет колористические возможности. 
  И тогда, работая над рисунком, ребёнок сможет найти золотистую гамму, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно-голубые, светло-зелёные оттенки весны. 
  Повторные наблюдения, художественное слово, музыка будут не только накапливать впечатления, но и воспитывать культуру образного видения, способность формированию художественного образа в рисунках.

nsportal.ru

Методическая разработка по теме: Методическая разработка мастер -класса с родителями «Во что играть с ребенком дома»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 комбинированного вида Колпинского района

Санкт-Петербурга

 Методическая разработка мастер-класса для родителей средней группы.

                   «Во что играть с ребёнком дома».

                                        Выполнила: Ененкова О.В.


                                                            Санкт-Петербург

 2016 г.

Цель: Развивать у родителей интерес к совместным играм и

занятиям с ребенком дома.

Задачи:

Осуществить консультативную поддержку родителей в

организации совместной игры дома с ребёнком;

Познакомить родителей с практическими способами создания

игровой ситуации в домашних условиях;

Способствовать желанию родителей играть с ребёнком дома.

Ход проведения:

Воспитатель: «Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы будем играть! Мы, взрослые считаем, что детская игра самая непринуждённая, самая простая, само собой появляющаяся ниоткуда. И, мы, не считаем серьёзным делом, играть в игры со своими детьми. Я помогу вам, разобраться, как и во что можно играть с детьми дома.

Предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, как сказано, то выбирайте и наклеивайте звёздочку зеленого цвета; не всегда — жёлтого; никогда -красного.

1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

2. Рассказываю ребенку о своих играх из детства.

3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.

4. Купив ребенку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

5. Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.

6. Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.

7. Часто дарю (покупаю) ребенку игру, игрушку.

8. Пытаюсь загладить чувство вины перед ребенком покупкой игрушки.

9. Покупаю любую игрушку, не задумываясь о ее пользе, с мыслью «что-нибудь, чем ничего».

10. Если ребенок сказал, что хочу эту игрушку, я обязательно куплю ему именно ту, которую он сказал, цена не имеет значения.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Если у вас большинство зеленых звёздочек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Печально обстоит дело, если у вас больше синих звёздочек.

Теперь давайте разберем некоторые мнения родителей (взяты из опыта)

«Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их с места на место… Разве это помогает ее развитию?»

«На игры уходит много денег и времени. Игрушки постоянно разбросаны, никакого порядка из-за них нет. Стоят дорого, а ломаются в два счета. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, планшета или в телефоне, слушает сказки в аудиозаписи. А знания он и так получит в детском саду».

(происходит обсуждение данных мнений с родителями. Воспитатель подводит родителей к выводу, что игра является необходимым средством для полноценного развития детей).

Воспитатель: А что развивает игра? Об этом мы узнаем с помощью «Волшебного мешочка». Каждый из родителей по очереди вытягивает из мешочка свернутый «трубочкой» листок бумаги и зачитывает то, что на нем написано. 

Итак:

— в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

— развивает речь ребенка;

— развивает любознательность;

— развивает нравственные качества: волю, умение уступать;

— осваивает опыт человеческой деятельности;

— развивает творчество и фантазию;

— развивает память;

— развивает внимание;

— развивает мыслительную деятельность;

— способствует развитию навыков общения у детей;

— способствует эмоциональному развитию;

— способ снятия эмоционального напряжения.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, во что же предпочитают играть ваши дети (демонстрируется видеоролик из жизни детей в группе).

Воспитатель: Родители, вы очень хорошо знаете своего ребёнка? Давайте проверим. Вам нужно будет выполнить задание «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок?». (Родители пишут, на листке бумаги, название той игрушки, с которой, по их мнению, стал бы играть их ребенок)

Воспитатель: предлагает посмотреть видеоответ каждого ребёнка.

После данного упражнения воспитатель убеждает родителей, что к выбору игрушек для своих детей, нужно подходить осознанно и внимательно.

Предлагаю вниманию родителей игры, в которые можно играть дома.

«Игры со словами и буквами»

Если ребенок знаком с буквами, напишите на бумаге буквы, из которых состоит его имя или какое-то слово. Затем разрежьте бумагу на разные кусочки, чтобы на каждом была одна буква. Пусть ребенок соберет слово. Возможно, ему потребуется ваша помощь.

«Угадай сказку»

Когда надо спокойно посидеть, займите ребенка сказкой. Но необычной .Расскажите хорошо знакомую сказку, не используя имен собственных и заменив старые понятия на похожие современные: бал – на дискотеку, карету – на автомобиль, принцессу – на супермодель .Интересно, когда ребенок поймет, какую сказку вы ему рассказываете. Но когда сказка будет угадана продолжите свой увлекательный римэйк.

Можно также попросить найти 10 предметов, начинающихся с определенной буквы, или в которых есть две гласные «Е» и «О» (зерно, метро, корень, колено и т.д.).

В можно составить список из разных предметов и попросить ребенка найти все эти вещи.

«Наша посуда»

Мама спрашивает у ребенка, хочет ли он посмотреть, какая на кухне есть посуда. Затем ведет его на кухню, сажает за стол, выкладывает перед ним тарелку, чашку, кастрюлю, ложку и т. д. и спрашивает:

— Что это?

Ребенок отвечает:

— Тарелка.

— А какая эта тарелка: большая (глубокая) или маленькая? Для чего нужна эта тарелка?

После каждого ответа ребенка мама задает следующие вопросы, например: «Что едят из этой большой тарелки, а что — из маленькой?»

После того как ребенок назовет всю показанную посуду, можно давать ему разные поручения, вроде «Принеси мне большую красную кружку»; « У меня в руках одна вилка , а много?…..(вилок)» ;«Поставь рядом две тарелки, положи ложку в тарелку» или «Покажи, чем наливают суп» и т. д.

Затем уберите всю посуду в шкаф и попросите, чтобы ребенок назвал предметы по памяти, задавая соответствующие вопросы: «Из чего ты кушаешь кашу?», «В чем я ее варю?», «Чем ты кушаешь суп?», «Из чего ты пьешь сок?» и т. д.

«Угадай предмет»

Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку.

После того, как предмет будет отгадан, играющие меняются ролями.

Для того чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете.

Игра направлена на развитие способности к анализу и синтезу, развитию речи.

«Ласковый мелок»

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине». И мягким прикосновением пальцев изображает контур какого-либо предмета (как вариант, буквы, цифры, геометрические фигуры).

После того как ребенок отгадает что нарисовал взрослый, изображение нежными движениями руки «стирается».

Далее меняемся ролями: рисует ребенок, отгадывает взрослый.

(игра способствует снятию эмоционального напряжения, развитию тактильных ощущений).

Уважаемые родители, надеюсь наш мастер- класс вам  понравился .Спасибо огромное ,до новых встреч.

nsportal.ru

Мастер- класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами»

 

 

Мастер-класс для родителей

 «Необычными вещами рисовать умеем сами»

(С использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме)

 

Цель:

  • Дать родителям представление о видах нетрадиционного рисования.

  • Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

  • Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию

  • Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.

 

Вступительное слово

Вы не задумывались, почему все дети любят рисовать? Как правило, они начинают это делать раньше, чем говорить. Причем для них важен сам процесс; рука движется, оставляет след, остановился, ничего не происходит. Все, что попадает в руки ребенка, подвергается всестороннему испытанию. О чем это говорит? О том, что дети-исследователи, мыслители и открыватели. 

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Давайте поможем им делать новые открытия. Кто знает, может быть, мы откроем что-нибудь новое и для себя?

 

Это правда! Ну чего же тут скрывать.

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене,

И в трамвае на окне.

Э.Успенский.

 

Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На мой взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования можно незаметно для ребенка развивать его воображение и творческие способности. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи.

 Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

 Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Оригинальное рисование раскрывает креативные  возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

А  сколько  дома  ненужных  вещей —  щетка  зубная, огарок свечи, тушь, моток  ниток, пенопласт, монетки, и  все это может нам  пригодиться  для  работы.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе…. На листочке дерева, на газете…. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект. А вообще рисовать можно везде и чем угодно.

Уважаемые родители, какие способы нетрадиционного рисования вы знаете? Назовите.

 Это …

А еще? Их очень много, около 200 способов.

В своей работе использую следующие нетрадиционные техники: рисование пальчиками рук, рисование ладошкой с последующим дорисовыванием, рисование жесткой кистью, цветными восковыми мелками, рисование свечей и затушевывание акварельными красками, монотипия с дорисовыванием, набрызг по трафарету, кляксография с трубочкой, с ниточкой, черно – белый граттаж, цветной граттаж и многие другие.

(Показ презентации «Нетрадиционные способы и приемы рисования».)

Слайд. Монотипия.

МОНОТИПИЯ, вид графики; в монотипии краски от руки наносятся на гладкую поверхность печатной формы; полученный оттиск всегда бывает единственным.

1 способ.

На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

2 способ

Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

Слайд. Рисунки в технике монотипия.

Слайд. Кляксография.

Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.

Отличная тренировка воображения. На ее примере так же можно наглядно и весело объяснить ребенку понятие симметрии.

Итак, берем плотный лист бумаги. Делаем на нем кляксу. Мы для этого использовали цветную тушь и гуашь. Потом складываем лист пополам. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Слайд. Рисунки в технике – кляксография.

Слайд. Граттаж.

Граттаж (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Другое название техники — техника царапания. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок.

Слайд. Рисунки в технике граттаж.

Слайд. Рисование пластилином. Пластилинография

Это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Слайд. Рисунки в технике пластилинография.

Слайд. Печатание.(листьями, штампами из разных материалов)

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток.

Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки.

Слайд. Рисунки в технике печатание.

Слайд. Рисование воском и акварелью.

Способ рисования – нарисовать свечой задуманное изображение на листе бумаге, нанести сверху акварель, в один или несколько цветов. Линии нарисованные свечой останутся белыми.

Слайд. Рисунки, сделанные свечой и акварелью.

Слайд. Рисование цветным песком, цветной солью.

Способ рисования- на картон нужного цвета, простым карандашом наносится необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазываем клеем и посыпаем аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпаем на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка.

Практическая часть.

(Дать родителям возможность самим попробовать порисовать нетрадиционными способами.)

— Сегодня я хочу дать вам возможность нарисовать цветы разными нетрадиционными способами.

Посмотрите, у нас на столах лежит много разного материала.

Первый стол- техника «граттаж»

(приготовлены: образец, шаблоны цветов, заготовки для процарапывания, острые палочки, влажные салфетки)

Второй стол- «пластилинография»

(приготовлены: образец, пластилин, стеки, диски, влажные салфетки)

Третий стол- «Пуантилизм»

(приготовлены: образец, шаблоны цветов, гуашь, ватные палочки, альбомные листы, салфетки)

«Монотипия»

(приготовлены: образец, шаблоны цветов, гуашь, кисти, круг из четверти альбомного листа, салфетки)

Четвертый стол — «рисование цветной солью»

(приготовлены: образец, шаблоны цветов, цветной песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки)

Уважаемые родители прошу вас выбрать в какой технике вы хотели бы поработать.

(практическая работа родителей)

Рефлексия.
(Дискуссия по результатам совместной деятельности).

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Уважаемые родители, мне было бы очень интересно услышать ваше мнение о проведении мастер-класса.

Итог мастер-класса.

          Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим родным, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность! А сейчас предлагаю всем вместе сфотографироваться на память о сегодняшней встрече.

                                                           Спасибо всем за внимание!

pystolova-152kar.educhel.ru

Мастер класс для родителей

Конспект

Мастер класса для родителей

«Цветные ладошки»

по теме «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической культуры родителей, познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования и их влияние на развитие ребенка.

Задачи:

1. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования (рисование жесткой полусухой кистью, пальчиком, рисование ладошкой, рисование ватной палочкой, оттиск пробкой, мятой бумагой)

2. Вызвать интерес у родителей к применению с детьми нетрадиционных форм рисования в домашних условиях.

3. Обогатить знания родителей о ценности нетрадиционного рисования.

4. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с детьми дома.

Форма работы: мастер класс

Участники: родители, дети.

Оборудование: материалы для рисования (бумага, кисточки, гуашь, салфетки), анкеты для родителей, работы детей, мультимедиа, выставка детских работ.

Предварительная работа:

  • Провести анкетирование родителей, обработать анкеты.

  • Организовать выставку детских работ.

  • Изучить научно-методическую литературу по теме.

  • Консультации, рекомендации, советы для родителей

План:

1. Результаты анкетирования (слайд)

2.Сообщение «Вместо кисти – ладошка». Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

3. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей.

4. Творческая минутка.

5. Выставка рисунков детей и родителей. Обмен мнениями.

6. Рефлексия. Оценка родителями эффективности собрания.

Ход.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас, на нашем мастер классе! Прежде чем начать давайте поиграем.

1.Игра с родителями  «Что за чудо — чудеса»

 На фоне музыки педагог читает стихи:

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

(Пожмите друг другу руки.)

Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.

Собрание мне хотелось бы начать со слов известного ученого ( На экране обозначена цитата)

В.А. Сухомлинский:

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питает источник творческой мысли.

Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

2. Результаты анкетирования. (Воспитатель обращает внимание родителей на диаграмму )

В группе проходило анкетирование по теме Тема: изобразительное искусство

По результатам анкетирования, стало известно, что:

  • условия для творческого развития детей дома имеют_100% семей;

  • стимулируют творческую активность детей 79%родителей;

  • активное участие в творчестве детей принимают 65% родителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вы достаточно уделяете времени рисованию, вы поощряете творчество своих детей. Но многие родители чаще дают детям для рисования карандаши и фломастеры, чем гуашь и краски. Это связано с тем, что после рисования красками дети оставляют запачканными столы и одежду. Но детям в этом возрасте необходимо рисовать красками! И сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования с детьми.

2. Сообщение «Вместо кисти – ладошка». (На экране определение нетрадиционное рисование. )

Значение рисования для всестороннего развития.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Дети в неполной мере могут выразить свои эмоции, и чувства в рисунке. (Это видно в ходе наблюдений, бесед с детьми). Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу художественное развитие, я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.

Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Итак, обучение дошкольников рисованию нетрадиционными способами в настоящее время имеет важно значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.

3. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста. ( На экране виды рисования для детей младшей группы )

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, ватными палочками, мятой бумагой, крупами и др.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них.

1. Печать от руки

Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью и пальцами (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. (Таким способом, например можно нарисовать Цветы, деревья, ёжика, гусеницу, павлина др.)

2. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.(Таким способом, например можно нарисовать листики на деревьях, цветы, снег, дождь, и др.)

3. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, картофель, морковь. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Рисование картофелем и ватными палочками привлекает детей своей необычностью. 

Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. (Таким способом можно нарисовать ягоды, снег, листочки, шерсть у животных и др.)

4. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.(Аквариум, одуванчики цветы, воздушные шарики, космос и др.)

5. Рисование мятой бумагой
Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев, траву, небо, снег.

6.Рисование крупами.

Рисовать можно на любой крупе, можно рисовать на подносе, либо промазать контур рисунка клеем ПВА и насыпать крупу , при этом чем крупнее её зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.  Игры с крупами и рисование на крупе — это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев.

Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Звучит песня « Вместе весело шагать по просторам» .

Сейчас мне бы хотелось пригласить наших деток и поиграть с ними.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

(дети и родители берутся за руки,

становятся в круг,

поворачиваются друг к другу, улыбаются)

4. Творческая минутка. Предлагаем Вам присесть за столы и немного пофантазировать.

Перед вами разные наборы для творчества, пофантазируйте вместе с ребёнком. (Рисование нетрадиционными способами).

Родители и дети высказываются о своем рисунке.

Такая деятельность с детьми сохраняет психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

Вывод:

6. Рефлексия. Оценка родителями эффективности собрания.

Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое. Задать свои вопросы и выразить свое мнение вы можете с помощью смайликов.

infourok.ru

Мастер-класс с родителями «Воспитание ребёнка должно быть незаметным»

МБДОУ «Буровичок», №7, г. Сургут, ХМАО-Югра

 

Цель:

— выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.

— помочь родителям проанализировать свое родительское поведение,   заострить  внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления   любви к нему
  Задачи:  

— довести до сознания родителей необходимость проявления своей  безусловной родительской любви

—  расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.
 

Уважаемые  родители.

Я рада  всех вас видеть сегодня здесь.

 Мне очень хочется подарить вам свою улыбку. А сейчас и вы подарите друг другу  улыбки. Сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребятам  необходим родительский пример.

Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.  Мы  убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции. 

Практикум.

Сейчас я вам предлагаю проиллюстрировать   часто встречающуюся модель отношений взрослых и детей. Двое  родителей изображают  родителя и ребёнка. Первый, чтобы показать, что он любящий и понимающий родитель, должен подняться на стул и протянуть руку ребенку. Второй,  стоящий  внизу должен ответить на этот жест. «Ребёнок» застывает, подняв лицо и вытянув руки вверх.

Удобно ли вам? Удобно ли ребёнку?

Исправьте ситуацию, чтобы было удобно и родителю и «ребёнку».

Вывод: Первая причина, которая мешает нам общаться с детьми,  — это разные позиции, когда глаз не видно, и слов не слышно, и душевное тепло исчезает.

Практическое задание родителям «Загибаем лист»:

Вспомните , когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно?  Возьмите лист бумаги и при каждом сгибе листка вспоминайте негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Давайте попробуем поставить себя на место ребенка, который очень часто  страдает  от  нашего неосознания  его как личности.

Упражнение «Ребенок статуя».

Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.

Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

  1. Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
  2. Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются руки)
  3. Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), что мы говорим: «Не бегай!» (у добровольца связываются ноги)
  4. Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)
  5. Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у добровольца завязывают рот)

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.

Представьте, что все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.

Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).

Мы обратились к ошибкам  семейного воспитания,  а теперь давайте рассмотрим  наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше.

Возьмите на столе   листы  бумаги  с нарисованными на них солнышками.
В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).

Заключение.

Уважаемые родители, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.

А сегодня вечером найдите время тихо, мирно поговорить с ребенком, приласкать его, спокойно отправить спать своих детей, а утром ваша улыбка, ласковый голос разбудит их и с хорошим настроением встретьте наступивший день. Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить, в постоянной мечте о тепле родительского дома.

 

kssovushka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *