Мастер класс на экологическую тему – — . , — .

Содержание

Мастер-класс по изготовлению эко-игрушки в детском саду

Изготовление экологической игрушки для детей подготовительной группы «Травянчик»
(для детей старшего дошкольного возраста)

Описание материала: мастер-класс по созданию экологической игрушки. Данный материал будет полезен для воспитателей, учителей, родителей и их детей.

Цель: познакомить со способами изготовления эко-игрушки.

Задачи:

обогащать знания о живой и неживой природе;

формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

развивать творческое воображение, мышление;

развивать мелкую моторику пальцев;

воспитывать любовь к природе.

Введение.

Все мы знаем, как актуальна экологическая тема в настоящее время, когда многое зависит от деятельности человека, которая всё больше приводит к гибели окружающей среды.

Что же мы, взрослые, можем сделать для её сохранения? В первую очередь, научить детей уже с раннего возраста понимать значимость природы, научить любить, беречь её и, конечно же, направлять все действия только на сохранение и возрождение всего живого.

С чего же всё начинается? С наблюдения на прогулках, с проведения исследовательской деятельности, разного вида игр, со знакомства с произведениями о природе, изодеятельности и ещё очень-очень многого. Главное, только заинтересовать ребёнка и тогда он сам захочет узнать ещё больше, потому что дети очень любознательны.

Поэтому этот мастер-класс по созданию экологической игрушки «Травянчик», я хочу предложить, как один из методов знакомства детей с живой природой. В народе она названа ещё многими именами: эколюдик, живчик, экочеловечек. Многие думают, что её изготовление очень сложно, поэтому покупают в магазинах, но после сегодняшнего урока вы увидите, что эту игрушку сможет сделать не только взрослый, но и ребёнок. А совместное творчество оставит незабываемые впечатления и эмоции.

Что же в ней уникального? А уникальность состоит в том, что это игрушка — живая. Ведь у неё растут «волосы» — травка, которую в последствии вы сможете поливать, стричь, делать различные причёски. Ребёнок сможет наблюдать рост растения с маленького зернышка до уже крепкого, созревшего ростка.

Ход работы:

Что же нам понадобится для создания игрушки? Итак: капроновые чулки или носки, ножницы, клей (лучше «момент») или клеевой пистолет, опилки, семена (ячмень, рожь, пшеница, газонная трава), мелкие детали для украшения (глазки, пуговички, бусинки, цветочки…), маленькие резиночки (по желанию).

Шаг 1. Теперь приступим к работе. Для начала нужно отрезать от чулка несколько тонких полосочек: это будут верёвочки, с помощью которых мы будем связывать основные детали. И отрезать кусок капронового чулка (размер определите сами: в зависимости от размера игрушки), вывернуть его наизнанку, завязать один конец верёвочкой и вывернуть обратно, чтобы верёвка осталась внутри.

Шаг 2. Необходимо насыпать семена: 2-3 ложки. Распределить их, сверху добавить опилки, хорошо утрамбовать и сформировать тугой шар или овал.

Шаг 3. Затем двумя руками пережать игрушку и в том же месте перевязать верёвочкой. Там, где семена, будет шляпка гриба, а нижняя часть — ножка. Сформировать шляпу путем сплющивания. Хочу заметить, что работа с опилками (в особенности, если они мелкие) напоминает работу с пластилином, поэтому с этой задачей вы сможете легко справиться.

Шаг 4. Но это ещё не всё. Для того, чтобы наш грибок был интереснее и сказочнее, сделаем ему ручки и ножки. Для этого из нижней части (ножки гриба) «вытянем» по бокам ручки и ножки, перевяжем их верёвочками или резиночками. Опять же, хочу отметить, что с резиночками легче работать, но не рекомендую перевязывать ими основные части, так как могут порваться.

Шаг 5. А теперь приступим к украшению грибка. Вначале, конечно же, стоит приклеить или нарисовать маркером глазки, ротик, носик. Затем всё зависит от вашей фантазии: можно приклеить цветочек, ленточку, пуговички и т.д. Но не стоит сильно украшать места, где находятся семена, ведь там будут расти «волосы».

Еще один совет. Если захотите сделать игрушку горизонтальную (бегемот, черепаха…), тогда сначала вы должны насыпать в чулок опилки, утрамбовать, а затем, отодвинув ложкой вбок опилки, добавить семена.

Вот такие замечательные Травянчики получились у нас с детьми. Для эксперимента мы использовали разные семена: рожь, овёс, ячмень, газонную траву.

А когда появились первые ростки, эмоции просто переполняли детей. Тогда они с двойным вниманием стали наблюдать за ростом травки. Вот наши первые ростки:

Через неделю весь уголок зазеленел.

И как же не сыграть с детьми в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская», где они смогли проявить всю свою фантазию.

Я надеюсь, что этот мастер-класс окажется вам полезен, ведь в такой интересной и занимательной форме знакомства с экологией, дети смогут и наблюдать, и анализировать, и делать выводы.

Скачать Мастер-класс по изготовлению эко-игрушки в детском саду «Травянчик»

Номинация: Изготовление экологической игрушки для детей подготовительной группы.
Автор: Какулия Оксана Ивановна
Должность: воспитатель-методист
Место работы: ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ладушки»
Месторасположение: город Ровеньки

portal2010.com

Мастер класс по экологии

Основная общеобразовательная школа с.Старошахово-филиал МОБУ СОШ с.Усман-Ташлы муниципального района Ермекеевский район РБ

Лаборатория «Экологическое образование — путь в будущее всего мира»

Мастер- класс «Создание мини-проекта «Это наша с тобою земля»»

Подготовила Ямалетдинова Рамиля Гимазетдиновна.

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Актуальность темы определяется:

  1. Необходимостью внедрения современных технологий.

  2. Приоритетностью вопросов экологического образования, как типа мыслительной деятельности учителей, учащихся и родителей.

  3. Эффективностью обучения, при котором ученик является активным субъектом образовательного процесса.

Основное противоречие: Необходимость формирования личности, обладающей гармоничным сочетанием интеллектуальных и нравственных качеств, имеющей высокую экологическую культуру, и недостаточной разработанностью данной проблемы.

Гипотеза: Процесс формирования экологического образования будет успешным при условии:

  1. Построения образовательного процесса на основе идеи культурологического подхода.

  2. Реализации исследовательского подхода в образовательном процессе.

  3. Организации творческого взаимодействия учитель-ученик- родитель.

 

Цель мастер- класса:

  1. Содействовать формированию экологической культуры учащихся через овладение навыками и умениями исследовательской работы.

  2. Представить наиболее результативные элементы организации групповой работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Задачи:

  1. Изучение состояния проблемы экологического образования в современных условиях.

  2. Формирование гражданской позиции по отношению к своей Родине, через социологический опрос, историческую справку, использование фотоматериалов.

  3. Развитие творческих способностей учащихся.

  4. Выполнение мини-проекта «Эта наша с тобою земля »

Ведущая идея мастер-класса: идея сотрудничества: признание за учеником его самоценности, индивидуальности; опора на его знания и субъективный опыт; выполнение исследовательских заданий по интересам, что способствует целостному развитию личности и готовности к дальнейшему её развитию.

Теоретическая основа:

1. Нормативно-правовая

  • Закон РФ «Об охране окружающей среды (2002)

  • Закон РФ «Об образовании»

  • «Национальная стратегия экологического образования РФ» (2002)

2. Современные разработки педагогов и психологов по теории и методике формирования экологической культуры личности.

Авторский взгляд на проблему:

Уроки доброты по отношению к природе воспитываются с детства и имеют огромное значение для воспитания гармонически развитой личности. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней и был её потенциальным защитником.

Духовные потребности человека тесно связаны с осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы, вырабатывается чувство ответственности за окружающий мир, привлекают внимание общества к проблемам окружающей среды.

Научно-исследовательская деятельность в области экологического образования позволяет обучающимся осознано и самостоятельно воспринимать знания, активизирует их познавательную деятельность, повышает заинтересованность школьников в самостоятельном познании экологической культуры. 

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, фото и аудио материалы, карточки для учащихся.

Аудитория: учителя начальных классов, родители, учащиеся 3-4 классов.

Медиапродукт выполнен в программе Power Point и состоит из 8 слайдов.

 

Ход мастер- класса:

«Создание мини-проекта «Это наша с тобою земля »

  1. Оргмомент. (1 мин)

— Добрый день, мои друзья, коллеги и уважаемые родители!

— Я очень хочу, чтобы сегодня наш мастер класс мы начали с хорошим настроением. И для начала я покажу вам одно не очень сложное магическое упражнение. Будьте внимательны, сосредоточьтесь, постарайтесь не отвлекаться.

— Сделайте глубокий вздох, задержите дыхание выдохните, а теперь просто улыбнитесь.

— Подарите, друг другу улыбки, ведь очень важно, чтобы утро начиналось с положительных эмоций.

— Друзья мои ! Ответьте пожалуйста на вопрос: любите ли вы свою Родину? (Да)

— Почему-то я была уверена, вы ответите, да!

— А с чего начинается Родина?

— Конечно же, с любви к отчему дому, к улице, селу в котором вы живёте, а может она начинается с любви к лесу, реке, роднику…

2. Основная часть (8 мин)

— И неслучайно тема нашего мастер- класса «Это наша с тобою земля »

— А эпиграфом нашей совместной работы я думаю, станут слова А. Д. Сахарова «Окружающий нас мир – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы смогли сберечь»

— И сегодня на уроке даже если будут трудности — верьте, что вместе мы с ними справимся.

2.1. Знакомство с результатами социологического опроса жителей села Старошахово. (1 мин)

В ходе работы над проблемой формирования экологической грамотности, экологической эрудиции, экологической образованности учащихся меня и моих учеников заинтересовал вопрос: а что знают наши жители о своём родном селе . Мы решили провести социологический опрос. Нами было предложено 3 вопроса:

(Знаю- 15%, не знаю- 60%, затрудняюсь ответить-25% опрошенных респондентов)

(Знаю- 35%, не знаю- 30%, затрудняюсь ответить-35% опрошенных респондентов. Основной экологической проблемой называли повышенную автомобильную загазованность)

(

Знаю- 65%, не знаю- 10%, затрудняюсь ответить-25% опрошенных респондентов. В основном все называли только реку Кама.)

2.2.Историческая справка (1мин)

— Но обратите внимание на экран . На окраине села есть

небольшой овраг.

По обе стороны которого жители села оставляют

кучи мусора. Но когда-то здесь протекала небольшая речка.

— Кто из вас знает о ней?

— Да, по этому оврагу когда-то протекала небольшая речка . Далее в народе и по сей день, жители села стали называть её» Баткак».

Главным образом от этой кучи мусора и распространялся по селу неприятный запах.
Дело в том, что в этот овраг сваливают весь мусор . Кроме того, в этот же овраг сваливалось сельчанами немало навоза. И вот поэтому-то от оврага и распространялось зловоние, особенно по ближним улицам. Когда – то, на этом месте располагалось 5 родников, в настоящее время нет ни одного.

2.3. Работа в группах (3 мин)

-Но, друзья мои, как исправить данную ситуацию? Как мы жители своего села можем избавиться от этих запахов и этого загрязнённого места в селе?

-Я предлагаю вам поработать в группах над созданием нашего мини-проекта , который поможет в решении этой проблемы.

(Раздать инструктивные карточки)

1. Лесники (учащиеся 3-4 классов)

1. Разработайте правила пребывания на территории речки

Кидаш.

2. Придумаете и изобразите запрещающие знаки, регламентирующие поведение туристов.

2. Ботаники и зоологи (присутствующие)

  1. Исследуйте разнообразие растений, населяющих территорию речки Кидаш.

  2. Подберите виды птиц, которые помогут ожить оврагу.

3. Пресс-центр (Учителя начальных классов)

Собирает полученную информацию, готовит письмо — обращение на экологический форум Гринпис, рассказывая в нём об экологии родного края?

— Помните время ограничено. На всё отводится 3 минуты.

2.4. Работа с залом. (3 мин – время работы групп)

Я очень люблю путешествовать, наблюдать, фотографировать окружающий нас мир. Надо сказать, что лучше нашего края нет! (Показ фотографий с.Старошахово)

— Но вся эта красота меркнет при виде оставленного случайно мусора, дымящих труб автомобилей и т.д.,

— С этим надо что-то делать! Конечно, мы не можем оставаться безучастными к экологическим проблемам своей малой родины.

— Мы все прекрасно понимаем, что состояние окружающей среды сильно влияет, прежде всего, на наше здоровье, но почему же тогда, мы загрязняем воздух, воду, почву.

— Пожалуйста, скажите, а какие бы вы предложили мероприятия по благоустройству нашего села?

— В каких экологических мероприятиях вы участвовали?

— Как вы думаете, каковы причины возникновения экологических проблем в селе?

(предполагаемый ответ)

1. Технология производства не отвечает современным требованием экологической безопасности.

2. Нерациональное добыча, транспортировка и использование природных ресурсов, полезных ископаемых.

3. Низкий уровень экологической грамотности населения.

— Сегодня готовясь к встрече с вами я принесла вам глоток воды(в стаканчиках). Попробуйте!

-Какие ощущения вы испытали? (Вкусная, холодная)

Мэхэббэт чишмэсе -много было исцелений водой этого источника.Все верят в чудотворную силу этого ручейка».

А вода из нашего известного вам родника Любви (Мэхэббэт чишмэсе)

.

— Ради этого вкуса, наверное, стоит очищать малые речки и родники.

2.5. Выступление групп. (2мин)

— Давайте посмотрим, как лично можно участвовать в решении местных экологических проблем.

1.Слово предоставляем лесникам. (1 мин.) (учащиеся начальных классов)

Правила пребывания на территории реки Кидаш.

  •   Не ломать ветки, не рубить деревья.

  • Не разводить костры на берегу речки Кидаш.

  •    Не разорять птичьи гнёзда, не вынимать яйца и птенцов из гнезда.

  •   Не убивать ящериц, лягушек.

  •    Не оставлять мусор.

2. Слово предоставляем ботаникам и зоологам (родители) (1 мин)

На территории речки Кидаш произрастают

  1. Ковыль Залесского

  2. Ковыль Красивейший

  3. Лилия кудреватая

  4. Рябчик русский

  5. Венерин башмачок

Птицы, которые помогут ожить оврагу:

    1. Синица

    2. Скворец

    3. Соловей

    4. Европейский средний дятел

Что же наш пресс-центр?

Какое же вы подготовили обращение к людям? (1 мин)

3. Подведение итогов Мастер класса (1 мин)

Хорошо, давайте подведём итог.

Я начну, а вы продолжайте.

Дружно хором отвечайте

Согласитесь со мной, друзья, что природу губить нельзя

Её нужно всем миром спасать

От мусора леса наши очищать,

Полевые цветы запрещаем рвать,

Птичьи гнёзда нельзя разорять,

Природу надо просто любить

И для потомков её сохранить!

4. Рефлексия (1 мин)

И в завершении нашей с вами встречи, я хотела бы вам рассказать одну восточную притчу, которая заставляет задуматься. В ней рассказывается о том, как европейцы приехали в одну из стран Востока для изучения языка, культуры, природы. Когда пришла пора возвращаться домой, их одарили подарками и с почестями проводили на корабль, но прежде попросили остановиться и счистить с подошв землю.

— Зачем?- растерялись европейцы.

— Эта земля дорога нам, -ответили им. Тропинки на этой земле протоптаны нашими предками и нашими детьми. Наша земля- самое драгоценное, что у нас есть. Это- золотая земля! Потому-то мы не можем никому отдать ни единой песчинки.

Спасибо за внимание!

Список литературы

  1. В.И. Абрамов, Л.И. Абрамова, А.И. Демидов, В.Я. Иванов, С.С.Фассахов, Д.Н. Хафизова,Ф.Ш. Хузин,Н.П. Чурин «Алексеевский район: история и современность.-1-ое изд-ие.-Казань: А47 изд-во «Матбугат йорты», 200-280с.

  2. Большая энциклопедия начальной школы. – СПб,: Нева; М.:  ОЛМА–ПРЕСС, 2002. –416 с.

  3.  Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической  культуры младших школьников/ Галина Владимировна Буковская. — М.: ВЛАДОС, 2002.- 192 с.

  4. Летопись Воскресенской церкви с. Алексеевского Лаишевского уезда составленная благочинным Алексеевского благоподчинения Лаишевского уезда протоиреем Василием Нечаевым в 1891г. Республика Татарстан.

Приложение

Медиапродукт выполнен в программе Power Point

состоит из 8 слайдов.

infourok.ru

Мастер-Класс, посвящённый году экологии

Конспект  Мастер-класс  «Путешествие  в  экологию» (2017-2018уч.г)

Учитель: Мингалева Т.Н.

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

Задачи приоритетной ОО:  

Обучающие:

  • Уточнить знания  о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

  • Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.

  • Расширить знания детей о животных, птицах и растениях занесенных в Красную книгу Челябинской области.

  • Развивать продуктивную деятельность .

  • Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.

  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам.

  • Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

 Материалы и оборудование: ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски, картинки  живой  и  неживой  природы, фонограммы  к  песням.

Подготовка к Мастер-классу:

1.Подобрать высказывания и афоризмы  о природе.

2. Подготовить презентацию опыта.

4. Записать фонограммы песен  о  природе.

5 Подготовить  конверты с заданиями.

6.Картинки живой и неживой природы.

7. Игра:  Ромашка. 

2

Ход  мастер-класса:

Вступительное слово: 

Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие  в Экологию»

Наша встреча позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысит её, установить более тесный контакт между педагогами нашего коллектива. Я поделюсь опытом   работы  по  экологическому воспитанию  детей.

«Экология – это наука об отношениях растительных и животных  организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

1. Презентация педагогического опыта.

Предлагаю  вашему  вниманию презентацию, которую выполнила ученица 9 класса Теплова Ульяна.(10-12 слайдов на тему экологии нашего села)

   2.Для того, чтобы было удобно нам  сегодня общаться  вы разделились  на   три команды. Цветные листочки будут  означать название вашей  команды.   

Разминка — Блиц-вопросы. Отвечаем быстро.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (лось).

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Какое животное называют “кораблём пустыни”

3

3. « Выполни правильно» 

А)Словно крыша над землею, Голубые небеса

 А под крышей голубою – И поляны, и цветы, И, конечно, я и ты!

— Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: (мир живой природы и мир неживой природы). На досках картинки  живой и  неживой  природы  перепутаны,  вы должны их  разделить .

 Для этого задания  я  приглашаю  команду» Экологический патруль».

Б)А  пока  команда работает  мы с вами вспомним правила в природе.

2. Д/и: «Назови  правила нахождения в лесу ».задание для команды « Голубые небеса»

 

В) Следующее  задание  для  команды –« Чистый воздух»

Решение педагогических ситуаций. ( конверт  с  заданием  у  вас  на  столе)

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

 Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как  вы  поступите  в  данной  ситуации?

 А  мы  пока  поиграем.

4. Шуточная игра «Концовки обманки». 

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

4

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Пожалуйста  читайте  ситуацию  и  объясняйте.  А  сейчас  для  всех.

5.Музыкальная   пауза.

Предлагаю послушать  фрагменты  из песен о природе  и  назвать  песню.( «Урожайная»,  «Если  добрый  ты»,  «В  траве  сидел  кузнечик», «Улыбка», «Вместе  весело  шагать»,  «Падают,  падают  листья»

6. Творческое задание. 

учитель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое  для желающих.  В конверте  у  вас  написаны  пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Готовь сани летом, а телегу зимой.

7.Конкурс «Волшебный сундучок» – что находится в сундучке  отгадайте?

 Я и туча, и туман, И ручей, и океан,

И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода).

В сундучке  то , без чего не сможем жить. Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня.(Воздух) 

Ароматические  мешочки  «Определи  по  запаху» (ромашка, мята) они  позволяют коллегам  определить  запахи  лекарственных  растений (ароматераппия)

8.Я предлагаю вам волшебный цветок  Ромашку с интересными  фактами по  очереди, отрываем лепесток и зачитываем, начиная со  слов  А  знаете ли вы?

Ромашка  :  «А  знаете ли вы?»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие  мыши приносят большую пользу, уничтожая   вредных  насекомых,  за  час она ловит 160-170 комаров.

3)Муравьи питаются  насекомыми, уничтожая их  до 100  в день.

4)  Мухи  глухие, у них вообще нет слуха.

5)Акула  всегда  голодна, поэтому глотает  всё что  попало(  консервные банки,  шляпы, кастрюли)

6)Куры,  индейки  и  другие  птицы глотают мелкие  камешки,  они  заменяют   им зубы,  помогают  переваривать  пищу.

7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем  весит  сама.

8)Почему утки и гуси выходят  из воды сухими? У  них вырабатывается жирная смазка.  Птицы достают её клювом и  смазывают перья. И  вода к  ним    не  пристаёт.

Вот  какую  интересную  и  полезную  информацию  вы получили.

9.  А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать

экологический кроссворд «Лекарственные растения»

 1.Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист, А ее зеленый лист  Нам идет на чай.
Что за травка отгадай-  чабрец

2. Сидит на палочке  В красной рубашке, 
Брюшко сыто,  Камешками набито.  — шиповник

3.В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка?- рябина

4.Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?   Подорожник

5.Горькая травка, К животу поправка,
И сама душиста, И метёт чисто.  – полынь.

6. Он «любит — не любит» ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем- ромашка

7.Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик, Вспомню желтый… (Одуванчик)

6

8.Весной растет, Летом цветет,
Осенью осыпается, Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок, Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.- липа 

9. Возле дома куст растёт,

Белым цветом он цветёт –

Будут ягоды на нём,

Осенью их соберём.

Хоть на вкус и не малина,

А полезная … (калина)

Ключевое  слово- Сердечное средство-боярышник

А  сейчас мы пройдёмся

10.По страницам Красной  книги Челябинской области

Я  считаю,  что ученые не  зря решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай,

человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Давайте вспомним какие  животные птицы и растения,    занесены  в красную книгу  нашей области

(Если ответы будут слабые, попросить ответить на вопрос Антонову С.А (учителя биологии).            

Задание № 4 «Простые истины»

Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.

1. Педагогическая ситуация

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки учителя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2.Педагогическая ситуация

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Следующее задание-исправление ошибок.

Дети, например, с удовольствием слушают сказки и ищут неточности.

Задание участникам мастер-класса

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно

выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под

нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа», — сказал

Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», — возразила Маша.

Зима в лесу — любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят

в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится

равномерный стук — это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На

ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца

зимой? «Это сойка — сказал Петя, -Давайте ее поймаем. »

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Конкурс “Живая буква“  Команда за одну минуту должна вспомнить название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя.


Цветок

Дерево

Насекомое

Рыба

Птица

Зверь

Бархатцы

Береза

Бабочка

Белуга

Беркут

Белка

Одуванчик

Ольха

Овод

Окунь

Орел

Олень

Мак

Магнолия

Муха

Мурена

Малиновка

Мул

Рефлексия “Укрась полянку цветами”

Представьте себе,что мой кабинет-это прекрасная поляна. Но на ней не хватает цветов. Давайте украсим полянку красивыми цветами.

Перед вами находятся: бумага, фломастеры, карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, цветочки.

А в ваших цветочках напишите свои мысли о сегодняшнем мастер-классе, пожелания, отзывы. Что вам понравилось, а что не понравилось, о чем вы хотели бы еще узнать на следующих занятиях.

Заключение:

На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Я буду рада, если Вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у Вас появилась желание ещё больше узнать о природе. Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии.

Резерв

А теперь я предлагаю вам посмотреть экологическую сказку «Ежик и заяц».

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был

очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить

утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему

навстречу бежит заяц.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

Заяц:«Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри ,какая погода,

все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя,

а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага ,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья,

трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: « И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от

меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: « Зайчик и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем

каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты

зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий:Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В

этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.

Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик :Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился,

солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил,

засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что

находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все

живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на

землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться

всему и дождику и солнышку и всей природе ,что нас окружает».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и

радоваться всему вокруг»!

Конкурс “Живая буква“  Команда за одну минуту должна вспомнить название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя.


Цветок

Дерево

Насекомое

Рыба

Птица

Зверь

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно

выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под

нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа», — сказал

Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», — возразила Маша.

Зима в лесу — любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят

в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится

равномерный стук — это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На

ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца

зимой? «Это сойка — сказал Петя, -Давайте ее поймаем. »

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки

Задание № 4 «Простые истины»

Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.

1. Педагогическая ситуация

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки учителя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2.Педагогическая ситуация

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

8.Я предлагаю вам волшебный цветок  Ромашку с интересными  фактами по  очереди, отрываем лепесток и зачитываем, начиная со  слов  А  знаете ли вы?

Ромашка  :  «А  знаете ли вы?»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие  мыши приносят большую пользу, уничтожая   вредных  насекомых,  за  час она ловит 160-170 комаров.

3)Муравьи питаются  насекомыми, уничтожая их  до 100  в день.

4)  Мухи  глухие, у них вообще нет слуха.

5)Акула  всегда  голодна, поэтому глотает  всё что  попало(  консервные банки,  шляпы, кастрюли)

6)Куры,  индейки  и  другие  птицы глотают мелкие  камешки,  они  заменяют   им зубы,  помогают  переваривать  пищу.

7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем  весит  сама.

8)Почему утки и гуси выходят  из воды сухими? У  них вырабатывается жирная смазка.  Птицы достают её клювом и  смазывают перья. И  вода к  ним    не  пристаёт.

Вот  какую  интересную  и  полезную  информацию  вы получили.

infourok.ru

Мастер-класс «Судьба природы – наша судьба»

Мастер-класс на экологическую тему по технологиям проблемного и интерактивного обучения.

Мастер-класс

Судьба природы – наша судьба

Дьячкова Наталья Анатольевна,

учитель биологии и изо

МБОУ Верхнесоленовская СОШ

 

Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни.

Норберт Винер

     Ни для кого не секрет, что наш мир уже долгое время стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но, тем не менее, даже этот факт не останавливает человечество от варварского вторжения в природу, антропогенного загрязнения окружающей среды.

    Все вы, наверное, знаете, что 2017 год, объявлен в России Годом экологии. Но совсем недавно  у нас уже был Год экологии… кто помнит, в каком году? Правильно, в 2013.

Почему  же мы так часто слышим слово «экология»?

А как вы понимаете слово «экология»?

Прием «Ассоциативный куст».

Составление  ассоциативного куста к слову «экология».

    Экология — наука, раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы.

— Правильно ли мы говорим, когда звучит такое выражение «Плохая экология?» Нет, неправильно, экология – это наука и плохой или хорошей она быть не может.

— А что чаще всего мы подразумеваем, когда произносим это слово?

Ответы: Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы), уничтожение пахотных земель, вырубка лесов, истребление растений, животных и других живых организмов, грубое вмешательство человека в природу ( и т.д.

    Поразительные достижения нашего века, по справедливости считающе­гося веком научно — технической ре­волюции, привели нас к «роковой иллюзии, что с помощью наших ма­шин мы, наконец, избавились от дав­ления природных условий». Эта мысль принадлежит Барри Коммонеру, видному американскому био­логу, который в 70-х годах прошлого века сформулировал 4 закона экологии:

Почему же мы не используем эти законы, в которых так четко прописано, как мы должны вести себя в природе?!

  1. Все связано со всем.
    В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.
  2. Все должно куда-то деваться.
    Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.
  3. Природа знает лучше.
    Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по-возможности адаптироваться к ней.

4.Ничего не дается даром или за все надо платить.
Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам (на восстановление природных ресурсов, очистку океана и т.п.)

Сейчас я приглашаю к работе фокус-группу.

Работа 1-й фокус – группы: вам даны проблемные ситуации воздействия человека на природу. Попробуйте распределить эти ситуации,  согласно экологических  законов, по которым живет природа.

2-я фокус — группа: Вам нужно на основе стихотворения составить все возможные пищевые цепочки.

Задание на составление пищевой цепочки.

Свирепый волк с кормящею волчат волчицею —
Гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице – сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Проверьте себя: у вас должно получится три цепи питания. Повторяющиеся слова брать один раз!)

— А сейчас я обращусь к залу.

Уважаемые коллеги, сейчас я хочу обратиться к вам и провести такой мини-опросик:

  • Поднимите правую руку, кто себя считает культурным человеком.
  • Поднимите левую руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.
  • Поднимите правую руку, кто сейчас помогает птицам (я имею в виду не своим курочкам). Что вы для этого делаете? Молодцы!
  • А кто из вас всегда убирает за собой в природе после пикника? (Давайте поаплодируем себе)
  • А кто из вас никогда не бросил фантик на землю? Молодцы!
  • А кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)

— О какой культуре мы сейчас говорили? Конечно, об экологической культуре.

Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я? Одна из 6 млрд. людей. Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.

    Мы выйдем из экологического кризиса только тогда, когда перестанем оглядываться на других и оглянемся вокруг.  Когда задумаемся, а бросить ли нам бумажку? (Сминаю бумагу и бросаю её на пол).

Ответы 2-й фокус-группы:

Вопросы по заданию (стих)

— К какому экологическому закону можно отнести  это стихотворение? (Ответ: Закон «Всё связано со всем»)

— Что может произойти, если исчезнет хоть одно звено пищевой цепи? (Ответ: нарушится экологическое равновесие в природе).

Ответы 1-й фокус-группы:

Проблемные ситуации воздействия человека на природу распределились таким образом:

  1. Экологический закон «Все со всем взаимосвязано»
  • Осушили болото, чтобы построить жилой дом – обмелела река.
  • Распахали степь – исчезли дрофы, многие грызуны, хищные птицы
  • В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
  1. Экологический закон «Все должно куда-то деваться».
  • Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Листья сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни у людей.  Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город для компостирования.
  • Водоемы загрязняются пестицидами и минеральными удобрениями, которые попадают с полей вместе со струями дождевой воды. Попадая в водоемы, пестициды накапливаются в планктоне (разнородные, в основном мелкие организмы), рыбе, а по цепочке питания попадают в организм человека, действуя отрицательно как на отдельные органы, так и на организм в целом.
  1. Экологический закон «Природа знает лучше нас»
  • Завоз в Австралию в 1859 г. 24 кроликов, которые через десятки лет дали многомиллионное потомство, привел к национальному бедствию. Размножившиеся кролики стали конкурировать за пищу с многими животными. Поселяясь на пастбищах и уничтожая растительность, они принесли огромный ущерб овцеводству. Борьба с кроликами потребовала огромных усилий и длительного времени.
  • В 1928 году в нашу страну была завезена из Северной Америки ондатра. Она быстро размножилась, вытеснила русскую выхухоль, потому что у нее в наших условиях не было естественных врагов.
  1. Экологический закон «За все надо платить»
  • В нашей стране для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники, заказники, животных расселяют в районы их былого распространения, подкармливают, создают укрытия и искусственные гнездовья, охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности животных разводят в неволе (питомниках и зоопарках), а затем выпускают в подходящие для них условия.

    Сегодня мы говорили о законах экологии. Но самое страшное, что за несоблюдение этих законов придётся платить  и будущим поколениям. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Прием «Продолжи предложение»

Мы часто можем услышать от окружающих, что один в поле не воин, то есть, решить один не может ничего. Есть мнение, на что способен такой человек — просто покричать в пустоту и это будет равносильно стрельбе из пушки по воробьям. Я предлагаю вам подумать и закончить предложения, которые нам помогут  по-другому взглянуть  на некоторые экологические проблемы.

«И один в поле воин»…

  • пишите на обеих сторонах бумаги, используйте больше материал, который…
  • старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…
  • не покупайте больше, чем можете…
  • одежду, которую ты не носишь, можно…
  • старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически…  
  • почини и исправь вещь вместо того, чтобы…
  • узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…
  •  не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…

Обобщение мастер-класса (работают фокус-группы)

  1. Я предлагаю вам взять маленький листок бумаги (Берут подготовленные и заранее разложенные листы бумаги. Желательно разрезать уже использованные листы, это экологичнее. Размер 10 на 10 см).
  2. По команде все «ученики» закрывают глаза. Важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя, только выполнять команды.
  3. Согните два раза ваш листок. А теперь поочередно у вашего листка отрывайте  уголки.
  4. Достаточно, спасибо. А теперь откройте глаза, поднимите свои листочки. Посмотрите, они у всех получились разные!

 Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать.

Необходимо вырабатывать общие правила. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она — одна!

pedsovet.org

Создание поделок из ненужных вещей, которые валяются дома Все мастер-классы Выездные мастер-классы для любых мероприятий

Каждый сознательный человек рано или поздно задумывается о проблемах экологии, существующих на нашей планете. Наша Земля у нас одна, и нам на ней ещё жить. Поэтому стоит постараться внести свой маленький вклад в борьбу за сохранение окружающей среды.  

    

Что мы будем делать:

Создавать поделки из мусора, чтобы не загрязнять окружающую среду.

Из чего мы будем это делать:

— бутылки и банки из пластика и стекла;
— клей;
— краски и маркеры.

Как мы будем это делать:

Пустых пластиковые бутылки, банки из картона – очень практичные предметы быта. А если их ещё и превратитьв  произведение искусства, то они станоятся не только полезными, но и эстетичными.

Сколько времени мы потратим:

Можно преобразить вещь за 10 минут, а можно уделить простой бутылке час.

Что мы получим в итоге:

После мастер-класса объемы мусора, который вы выбрасываете, существенным образом сократится – вы больше не захотите выбрасывать такие ценные сокровища, из которых можно сделать столько полезных вещей. А среди своих друзей и знакомых вы прослывете редкостным умельцем.

Для какого возраста подходит:

Мастер-класс будет интересен для всех возрастов.

Видео с канала

jazhda.ru

Методическая разработка на тему: Эко-бумажная фантазия.Экологический мастер-класс по работе с бросовым материалом.

Открытый конкурс педагогического мастерства

« Мой мастер-класс»

в рамках всероссийской конференции

«Познавательное развитие младших школьников»

Тема: «Эко-бумажная фантазия»

Направление: краткосрочный  экологический проект

Мастер-класс для детей 8-10 лет

Автор лаборатории:

Вереина Анна Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ лицея №9

г. Волгоград

Тема: «Эко-бумажная фантазия»

Цели:

— привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды;

— овладение умениями преобразовывать и создавать новые вещи из бросового материала.

Задачи:

— способствовать воспитанию экологической культуры как основы взаимоотношений человека и природы;

-развивать творческие способности при работе с бросовым материалом.

Оборудование и оснащение:

-компьютер, мультимедийный проектор, экран;

-4 заготовки-дерева, клей-карандаш 4шт, фломастеры для 4 групп, магниты для школьной доски;

-листы прямоугольной формы из подарочных пакетов или бумажных обоев 12см*25см на каждого ученика, клей карандаш.

Ход мастер-класса

1.Вступительная часть.

-Здравствуйте, ребята!

— Посмотрите вокруг. Какой у вас красивый и уютный кабинет. А из чего сделано большинство предметов в кабинете? (Из дерева.Это- шкаф, парты, стулья, стенды, рамки…)

— Вы, конечно, знаете, что для изготовления этих предметов необходим лес. А какую еще пользу человек получает от леса? (ответы детей)

— В самом деле, лес — это легкие планеты, источник пищи и чистой воды, это аптека и защитник, красота и место отдыха. Лес — дает нам бумагу.

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

— Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.                 Н.Некрасов

— О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)

— Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора,  которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются пустыри. Людям казалось, что лесов там много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

-Давайте подумаем, как можно уменьшить вырубку лесов. Какие бы советы вы дали людям, чтобы сохранить лес. (ответы детей)

2. Работа в группах. Создание экологических знаков-указателей «Сохраним лес!»

-Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

— Я предлагаю вам разделиться на четыре группы и создать знаки-указатели  правил сохранения лесных массивов. У вас на столах лежат указатели в форме зеленых деревьев с кругами в центре. На этих кругах нарисуйте фломастерами знак-правило на тему «Сохраним лес».

Задание группам:

1. Не жечь костры в лесу.

2. Сажать деревья лично.

3. Использовать бумагу из травянистого сырья (соломы, риса, хлопка или водорослей).

4. Собирать макулатуру.

Подводится итог. Работы вывешиваются на доску.

 

— Молодцы! Посмотрите, что у нас получилось. У нас тоже вырос  лес.

-Человек должен помнить, лес — это наше богатство. А потому бережно относиться как к деревьям, так и ко всему, что получаем из древесины.

3. Творческая мастерская.  

Каждый день человек выбрасывает в большом количестве упаковки от продуктов, всевозможные коробки, газеты, часто не задумываясь, что многое из этого  мусора может получить новое применение.

— На праздники появилась традиция дарить подарки в красивых бумажных пакетах. Они непрочны. Не подходят для похода в магазин. А  после ремонта комнаты всегда остаются кусочки обоев.  Так что ж, выбросить? Попробуем пофантазировать с этим  материалом.

-Предлагаю сегодня сделать закладку для книги.

Рассматривание образца.

4.Выполнение работы.

См. Презентация (изображение этапов работы).

5. Подведение итога.

— Посмотрите, какие прекрасные закладки у вас получились. Проявляйте фантазию, и каждый бумажный кусочек превратится в полезную вещь. Не торопитесь, что-то выбросить, задумайтесь, как дать «вторую жизнь» упаковкам, особенно бумажным. Возможно, так мы сделаем планету чище, а наши леса останутся гуще.

nsportal.ru

идеи для занятий с детьми

Приветствую всех, кто читает меня! Поговорим сегодня о том, как смастерить поделки на тему экология.

2017 год объявлен Годом экологии в России. Многие узнают об этом от детей: в детских садах и школах проходят конкурсы рисунков и выставки поделок на экологическую тему.

По-моему, удачная идея, можно убить сразу двух зайцев: развить у ребенка творческие способности и дать ему первоначальные представления о необходимости беречь природу.

Предвижу ваше возмущение: недавно пластилинового ежика едва осилили, всей семьей вечером лепили, а тут еще экология! Вся фантазия на том еже закончилась.

Спокойствие! На самом деле, поделки на экологическую тему – весьма увлекательное, простое и не затратное дело. Я сейчас это докажу.

Поделки из бросового материала на тему экология

Внимание всем, мужественно пережившим эпопею с изготовлением пластилинового ежика. Поделки на экологическую тему, которые я предложу сегодня, не потребуют покупки расходных материалов. Все, что нужно, наверняка имеется дома и воспринимается как ненужный хлам, который был бы выброшен при первой возможности:

  • картонные упаковки и коробки;
  • пластиковая одноразовая посуда;
  • остатки тканевых лоскутков;
  • пластиковые бутылки из-под напитков;
  • старые компакт-диски;
  • крышечки разных форм и размеров.

Предлагаю научиться превращать ненужный хлам в произведения искусства.

Подготовка материала.

Перед началом работы исходные материалы следует подготовить.

  1. Пластиковые бутылки тщательно промойте, полностью очистив от содержимого. Это требование актуально и для одноразовой посуды.
  2. Картонные упаковочные пакеты должны быть чистыми и просушенными. Особенно это касается коробок из-под молочных продуктов. Если следы продукта останутся, у поделки со временем появится неприятный запах.
  3. Яичные лотки следует обработать спиртовым раствором, распыляя его пульверизатором. После просушивания упаковка будет готова к использованию.

Детские поделки из одноразовой посуды

После недавней вечеринки остались пластиковые и бумажные тарелки? За рекордно короткое время из них можно соорудить своими руками оригинальные поделки для детского сада.

Рыбное царство

Понадобятся только ножницы, клей и краски. С помощью этих приспособлений обычные одноразовые тарелки превратятся в красивых рыбок. Из одной тарелки вырезаются плавники и хвост (форма и размер на ваш вкус), прикрепляются к другой тарелке, которая послужит телом рыбы. На месте рта можно сделать треугольный надрез. Тело рыбки украсьте по желанию, нарисуйте рот и глаза.

Панно «Птичье гнездышко»

За основу будущего панно возьмите одноразовую бумажную тарелку большого диаметра. Фигурку птички можно вырезать из остатков фетра. В качестве наполнения гнезда используйте природный материал: тоненькие веточки, кусочки древесной коры. Яйцами послужат ватные диски. Все компоненты гнезда закрепите в нижней части тарелки с помощью клея. Верх раскрасьте голубым цветом, имитируя небо.

Такое панно под силу будет выполнить ученику 1 класса. Оно прекрасно подойдет для школьной выставки экологических поделок.

Новая жизнь яичной упаковки: мир насекомых

Картонная упаковка, оставшаяся от яиц – благодатный поделочный материал. Она легко подвергается разным манипуляциям: разрезанию, окраске, проделыванию отверстий.

Из этого непримечательного бросового материала легко изготовить своими руками для детского сада разнообразных гусениц и паучков.

  • Нужно вырезать из целой упаковки нужное количество сегментов и раскрасить их.
  • Когда заготовки просохнут, приклейте глазки, изготовленные из цветной бумаги или подручного материала.
  • Лапки насекомых сделайте из проволоки (лучше, если она будет цветной). Вставьте проволоку в соответствующие места: картонная заготовка легко протыкается.
Цыплячья компания

Для изготовления веселой птичьей компании потребуется упаковка от яиц и подручный материал, имеющийся в доме: кусочки фетра или другой ткани, кусочки веревки, старые шнурки, перышки, бусинки, пуговицы, цветная бумага.

Разрежьте упаковку на отдельные сегменты, покрасьте в разные цвета, просушите. Декорируйте каждую заготовку, используя подручный материал и клей. Лапками послужат кусочки веревки, шнурка. Клюв и крылья вырежьте из остатков ткани, цветной бумаги. На голову приклейте перышки или подручный материал, имитирующий оперение. Роль глазок выполнят бусинки, пуговицы, кусочки цветной бумаги.

Упаковка может быть не только картонной, но и пластиковой.

Уютные домики

В каждом доме наверняка имеется сок, молоко или кефир в тетрапаках — картонных пакетах. Они сделаны из нескольких слоев бумаги и полиэтилена, обладают прочностью, легко поддаются склейке, обрезке, окраске. Воспользуемся этими прекрасными свойствами и соорудим симпатичные картонные домики.

Потребуются пустые пакеты, ножницы, цветная бумага, краски и клей.

  • Тетрапаки подготовьте упомянутым выше способом.
  • Со всех сторон оклейте их цветной либо белой бумагой.
  • Дальнейшие манипуляции зависят от вашей фантазии. Нарисуйте (наклейте, вырезав предварительно из кусочков цветной бумаги) окна и двери, при желании эти проемы можно вырезать.

В вашем распоряжении имеется несколько пакетов? Можно создать целый миниатюрный городок. Идея для школьников: используя коробки разных размеров и подручный материал (веточки, листья, кусочки древесной коры, каштаны), можно создать композицию на тему «Чистый город» для школьной выставки поделок.

Не только для детей

В наши дни изготовлением поделок из бросового материала заняты не только дети и педагоги. Сформировано целое направление в искусстве, именуемое «Трэш – арт». Профессиональные скульпторы и художники, работающие в этом направлении, продают свои работы за немалые деньги, а иногда за миллионы долларов.

Мастера изготавливают арт-объекты из отходов и мусора, найденных на свалках. Таким способом они стремятся привлечь внимание к проблемам экологии окружающей среды.

Любите собираться семьями, устраивать пикники и вечеринки? Объявите экологический конкурс! Попробуйте себя в «мусорном искусстве» — как знать, возможно, вы откроете для себя новое хобби. Пусть каждый участник изготовит конкурсный экспонат из бросового материала, придумает оригинальное название поделки.

Многоликая пластиковая бутылка

Были времена, когда на пластик возлагались большие надежды из-за его долговечности. Сегодня это качество обернулось другой стороной.
Использованная пластиковая бутылка — огромная экологическая проблема для окружающей среды. Время ее распада составляет от 500 до 1000 лет!

Предлагаю внести свой небольшой вклад в решение проблемы. Вместо того, чтобы выбрасывать такие бутылки, найдем им творческое применение.

Корабль юному романтику

Многие мальчишки мечтают о кругосветных морских путешествиях на кораблях. Смастерите вместе с юным мечтателем замечательный парусник, взяв за основу обычную пластиковую бутылку.

Как это сделать? Расскажу поэтапно. Такая работа по силам мальчику начиная с 3 класса (разумеется, с вашей помощью).

  • Вначале продумаем образ корабля, можно для наглядности найти фото реального парусника.
  • Возьмем пластиковую бутылку, проделаем отверстия в местах расположения мачт.
  • В получившиеся дырочки вставим бамбуковые палочки, заранее подрезанные до желаемой длины.
  • Вырежем паруса из кусочков пластика от другой бутылки или бумаги, часть из них закрепим на шпажках (зависит от выбранного образа будущего корабля).
  • Натянем нитки-растяжки, крепим на них с помощью клея ПВА остальные паруса.
  • Вырежем флажки (подойдет цветная бумага, пластик), закрепим на мачте.
  • Чтобы корабль устойчиво держался на воде, понадобится балласт – песок либо мелкие камешки. Насыпьте его во внутрь кораблика.

Пора отправляться в плавание!

Находка для интерьера: ваза для мелочей из бутылок

А это уже настоящее произведение искусства: красивая ваза, напоминающая античную. Установленная на видном месте, она не только украсит интерьер, но и послужит для хранения разнообразных мелочей.

Представляю мастер-класс по изготовлению вазы в античном стиле.
Понадобятся горловины двух пластиковых емкостей из-под воды: 19-литровой и 5 – литровой.

  1. Отрезаем часть каждой емкости немного ниже места расширения. Большая деталь станет чашей, нижняя – ножкой.
  2. Украшаем детали. Приклеиваем к поверхности заготовок с помощью клея ПВА в несколько слоев туалетную бумагу (это напоминает технику папье-маше). Детали должны хорошо просохнуть.
  3. Из туалетной бумаги создаем подобие лепнины: слегка смачивая руки, формируем шарики или жгуты. Приклеиваем их на поверхность заготовок, создавая рельефные узоры. Снова просушиваем детали.
  4. Высохшие заготовки покрываем черной краской, даем просохнуть, затем распыляем сверху золотистую краску. Чтобы прокрасить пропущенные участки, используем кисточку.
  5. Соединяем две заготовки клеем для пластика. Место стыка маскируем шпагатом (предварительно смачиваем его клеем ПВА).

Ваза готова!

Осенние поделки на тему «Экология»

Осень щедра на разнообразный поделочный материал: листья, шишки, каштаны, овощи, желуди… Всего не перечислить.

Приглашаю на прогулку: подышим свежим воздухом, полюбуемся красками уходящей осени, а заодно соберем природный материал для поделок на экологическую тему.

Ежик из шишек

В качестве основы возьмем пластиковую бутылку, предпочтительно невысокую и широкую. Горлышко с пробкой станет мордочкой, широкая часть емкости — туловищем.

  1. Чтобы ежик походил на живого зверька, место предполагаемой мордочки можно залепить пластилином светло-коричневого или бежевого цвета.
  2. Роль иголок выполнят сосновые шишки. С помощью пластилина прикрепим их по всему туловищу – сверху и по бокам.
  3. Оформим мордочку: глазки сделаем из пробок от пластиковых бутылок. Прикрепим их пластилином.
  4. Чтобы композиция выглядела завершенной, можно закрепить на спине ежа веточки рябины, пластилиновые грибы.

Я неспроста предложила смастерить ежа в качестве поделки на экологическую тему. Дело в том, что в Год экологии в России во многих городах проходят акции по правильной утилизации использованных батареек. Символ мероприятий – еж, да и названия соответствующие: «Ежики должны жить», «Сдай батарейку – спаси ежа». Поэтому такая поделка будет уместной на любой экологической выставке.

Дерево в банке «Берегите лес!»

Я не могла не предложить изготовить эту поделку: она как нельзя лучше передает экологическую тему и символизирует проблему охраны лесов.

  • Приготовьте стеклянную банку с завинчивающейся крышкой и небольшую веточку подходящей формы.
  • Понадобятся разноцветные листочки: лучше, если они будут искусственными. При использовании натурального материала заранее замочите листья в глицерине и дайте им просохнуть.
  • Приклейте ветку к крышке, воспользовавшись клеевым пистолетом. На ветке прикрепите клеем несколько листиков.
  • В банку поместите глицерин и разбавьте его водой.
  • Аккуратно погрузите дерево в банку с раствором, засыпьте оставшиеся листья (они будут красиво плавать в банке). Закрутите крышку как можно крепче. Для подстраховки ее можно предварительно промазать клеем.

Согласитесь, очень символичная поделка на экологическую тему!

Поделки с использованием соленого теста

Мы уже рассмотрели варианты поделок из бросового и природного материала, пластилина, подручных средств. Почему бы не попробовать что-то новое? К примеру, соленое тесто. Оно безопасно в использовании, экологически чистое, работать с ним просто.

Как приготовить тесто?

Понадобятся 3 ингредиента: мука (стакан), вода (100-150 мл) и соль типа «Экстра» (стакан).

  • Соль нужно смешать с мукой либо растворить в воде.
  • Воду вливаем в муку небольшими порциями, месим тесто руками. Должна получится однородная консистенция.
  • Готовое тесто переложите в полиэтиленовый пакет и отправьте в холодильник на несколько часов.

Для улучшения пластичности в тесто для лепки можно добавить немного растительного масла, крема для рук, вазелина.

Художественная лепка

Лепку начнем с раскатывания теста толщиной примерно до полсантиметра. Можно пользоваться разнообразными формочками, детскими печатями. формочкой вырезают различные фигурки. Деревянной палочкой наносим рельефный узор.

Готовые фигурки нужно просушить в духовке или на батарее, после чего заготовки раскрашивают и покрывают лаком.

Получившиеся объемные детали можно сочетать с разнообразным подручным материалом, получая оригинальные поделки. К примеру, вариант на фото: панно, в качестве основы которого использован старый CD-диск.

Экология глазами детей: детские тематические рисунки

Есть такой способ защиты природы: с кисточкой и красками в руках. Именно поэтому в школах и детских садах часто проводятся конкурсы рисунков по теме экология.

Не знаете, как помочь ребенку нарисовать рисунок на тему «Берегите природу»? Предлагаю для образца несколько вариантов рисунков, основная идея которых – необходимость бережного отношения к природе.

Часто встречаются рисунки на экологическую тему, основанные на контрасте, противопоставлении.

Пусть изготовление поделок и рисунков на экологическую тему станет для вас не досадной обузой, а приятным творческим процессом! Надеюсь, мои советы помогут поспособствуют этому. Пользуйтесь ими сами и делитесь с друзьями в социальных сетях.

С уважением, Наталья Краснова.

sovet-podarok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *