Мастер-класс на тему:«Творческая деятельность как одно из условий формирования экологической культуры младших школьников»
-Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление я хочу начать с высказывания Антуана де Сент — Экзюпери: «Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы жители одного корабля»
-Как вы думаете, о каком корабле идёт речь?
ВИДЕОролик
-Человечество сможет спасти окружающую среду, если каждый человек осознает свою ответственность за судьбу нашего общего дома – Земля.
-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь? (ответы)
-Тема моего мастер-класса «Творческая деятельность как одно из условий формирования экологической культуры младших школьников»
Работа с залом. При ответе на вопрос коллеги получают карточку в виде цветка со словами (слова разделены на слоги, из них нужно собрать предложение)
— А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы:
1. Третья планета от Солнца – это … (ЗЕМЛЯ)
2. Объект изучения науки естествознание. ( ПРИРОДА)
3. Единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоём), в котором живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии. (ЭКОСИСТЕМА)
4.Наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным, животным миром и окружающей средой, влияние деятельности человека на окружающий мир и живую природу. (ЭКОЛОГИЯ)
5. Полное и необратимое нарушение равновесия в природе. (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА)
6.Какие растения Ростовской области занесены в Красную книгу? (ПЕРЕЧИСЛЯЮТ)
На сцену поднимаются коллеги с карточками.
— Из полученных карточек соберите предложение. (ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ) Предложение не видят сидящие в зале.
АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
-В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”( появляется предложение на магнитной доске )
-Кого мы можем назвать мудрецом?(Предположительный ответ – настоящего учителя). -Почему? (Слушаем ответы и обобщаем) -Кто, если не учитель, будет заниматься формированием экологического сознания и поведения детей? В руках учителя заложить изначально основы того, что человек — это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли.
Коллеги остаются на сцене.
-Разделитесь на три группы. Первая группа будет называться «Строители», вторая – «Экологи», третья – «Пресс-центр». Главное правило – работать вместе.
-Для групп, сидящих на сцене я даю задание создать проект ГОРОДА БУДУЩЕГО по инструкции.
(На ватмане группы создают коллаж города из подготовленного материала: дома, растения, насекомые, заводы, фабрики, очистительные фильтры, облака, направление ветра. Город будущего должен быть защищён от газов и т.д. при помощи фильтров) Группа «Пресс-центр» готовит информацию или статью на экологический форум об экологии ГОРОДА БУДУЩЕГО.
Работа с залом (5 мин – время работы групп)
-Мы воспитываем у детей понимание того, что планета у нас хрупкая, что её надо беречь и охранять. Пока наши группы создают город будущего, мы продолжим.
— Я очень люблю путешествовать, наблюдать, фотографировать окружающий нас мир. Надо сказать, что лучше нашей Ростовской области нет! Как прекрасна цветущая степь весной, как неповторимы цветущие поля летом, насколько уникальны реки нашей области…
— Но вся эта красота меркнет при виде растущих гор мусора, дымящих летних пожаров, узнаёте своё отношение к природе? Жители городов, легко ли вам дышится?
— С этим надо что-то делать. Конечно, мы не можем оставаться безучастными к экологическим проблемам своей малой родины.
— Мы все прекрасно понимаем, что состояние окружающей среды сильно влияет, прежде всего, на наше здоровье, но почему же тогда, мы загрязняем воздух, воду, почву?
1. Какие глобальные экологические проблемы Ростовской области вы знаете ?
2. Как вы думаете, каковы причины возникновения экологических проблем?
(предполагаемый ответ)
· Технология производства не отвечает современным требованием экологической безопасности.
· Нерациональное добыча, транспортировка и использование природных ресурсов, полезных ископаемых.
· Низкий уровень экологической грамотности населения.
3. Какие охраняемые территории Ростовской области вы знаете ?
· озеро Маныч-Гудило;
· Весёловское водохранилище;
· Мартыновский природный заповедник;
· Дендрологический парк в Волгодонске;
4. В каких экологических мероприятиях вы участвовали ?
5. –Мы воспитываем у детей понимание того, что планета у нас хрупкая, что её надо беречь и охранять.
— Теперь давайте все вместе составим призыв. Я буду говорить строки, а вы будете дополнять ключевые слова (говорим все вместе).
Согласитесь со мной, друзья, что природу губить нельзя
Её нужно всем миром спасать
От мусора леса наши очищать,
Полевые цветы запрещаем рвать,
Птичьи гнёзда нельзя разорять,
Природу надо просто любить
И для потомков её сохранить!
-Таким образом мы выстроили девиз мастер-класса
-Но люди не могут жить без городов, заводов и фабрик, но все нужно делать так, чтобы природа при этом не пострадала. Давайте посмотрим, какой город будущего построили наши коллеги.
Группы демонстрируют коллаж. Лист разделён рекой пополам. «Экологи» строили левую часть города — где поместили заводы и фабрики. Всё защищено очистительными фильтрами, в реку не попадают сточные воды. «Строители» работали в правой части ватмана, где поместили жилой комплекс, деревья, цветы, насекомых и т. д. Группа «Пресс-центр» должна составить рассказ об этом городе и прорекламировать его.
— Спасибо. Вы можете занять свои места в зале.
-Чтобы сохранить нашу планету для будущего поколения, нужно воспитывать экологическое сознание. Осознанное отношение к природе начинается с малого. Если ребёнок научится не ломать ветки, не топтать траву, то став взрослым, он сможет хотя бы задуматься о том, сколько вреда приносит его деятельность окружающему миру. А тот, кто умеет думать, никогда не уничтожит мир, в котором живут его дети.
Я хочу закончить мастер-класс словами китайской мудрости:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
-Человечество сможет спасти окружающую среду, если каждый человек осознает свою ответственность за судьбу нашего общего дома – Земля.
-Уважаемые коллеги, всё в наших руках, воспитывайте достойное поколение!
-Так как 2013 год объявлен в России «Годом охраны окружающей среды» я хочу подарить вам на память эмблему.
-Человечество сможет спасти окружающую среду, если каждый человек осознает свою ответственность за судьбу нашего общего дома – Земля.
-Уважаемые коллеги, всё в наших руках, воспитывайте достойное поколение!
-Так как 2013 год объявлен в России «Годом охраны окружающей среды» я хочу подарить вам на память эмблему.
infourok.ru
Мастер класс по экологии
Мастер-класс
«Инструментарий оценивания универсальных учебных действий во внеурочной деятельности начального общего образования»
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного практического взаимодействия по освоению эффективных приемов работы по оцениванию УУД во внеурочной деятельности.
Иванищева Галина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ Лицей №1 МО «город Бугуруслан»
Добрый день, уважаемые коллеги!
В начале нашего семинара вам напомнили, что в новых стандартах одно из ведущих мест занимает оценка результатов образования. Именно оценка результатов образования позволит сделать вывод об эффективности деятельности образовательных систем по внедрению ФГОС.
Итак, инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.
Во внеурочной деятельности, как и в урочной, мы проводим ряд диагностик с целью выявления и прослеживания планируемых и полученных результатов. Для достоверности итоговых оценок необходимо фиксировать текущие результаты, получаемые на каждом конкретном занятии внеурочной деятельности.
Для более успешной работы по оцениванию УУД учащихся можно использовать такие педагогические приёмы, как
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по оцениванию личностных и метапредметных результатов на фрагменте одного занятия внеурочной деятельности.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и умений учащихся.
– Для успешной работы на сегодняшнем занятии нам нужно разделиться на группы. На стенах в классе вы видите различные изображения: животные, растения, объекты неживой природы. Выберите то, которое вам больше всего понравится. На обратной стороне будет стоять номер группы, в которой вы будете работать.
– Тема наша непроста, глубока и широка, таинственна, шумна и многолика, но так близка для каждого живущего на свете. Чтобы понять, о чём пойдёт речь на занятии, соберите слово: д р п а р и о (работа в группах).
Ассоциации.
– Запишите слово «природа» на листах бумаги.
– Какие ассоциации у вас возникли? Составьте кластер.
– Озвучьте свои записи. (Вывешивают свои «листы» на доску)
Мозговой штурм
– Послушайте стихотворение А. Смирнова:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Ведь он дороже всех святынь.
(А. Смирнов).
– О чём это стихотворение? (О природе)
– С чем поэт сравнивает природу? (С храмом, светом)
– Посмотрите на экран. (Фрагмент видео о красоте природы)
(Звучит спокойная музыка)
– Какие чувства у вас возникали во время просмотра видео?
( Музыку сменяет звук сирены)
– Ребята, а что это за звуки? О чём они предупреждают?
– Внимание на экран. (Фрагмент видео «Природа в опасности»)
– Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)
– По чьей вине страдает природа?
– Кто может спасти её?
Глаза земли. Душа земли… Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у нее есть. Эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали со своей маленькой и хрупкой землей люди! Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой. Долго терпела земля. Она вздыхала и стонала, люди не слышали ее стонов. И вот земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами.
– Как мы, ученики 3 «А» класса, можем сберечь наш земной природный дом?
– Предлагаю вам создать свой проект, посвящённый охране природы.
– Прежде чем приступите к выполнению творческого задания, предлагаю сыграть в игру «Удивляй себя и друзей». Цель этой игры состоит не только в том, чтобы развлечься, но и сплатиться в группе.
(Инсценирование по стихотворению, тексты стихотворений расположены на карточках, дети самостоятельно выбирают стихотворение).
Уговор
Еж забрался в дом из леса!
Утром мы его нашли —
Он сидел в углу за печкой
И чихал в густой пыли.
Подошли мы — он свернулся.
Ишь как иглами оброс.
Через пять минут очнулся,
Лапки высунул и нос.
Почему ты к нам забрался, —
Мы не спросим, ты пойми:
Со своими ли подрался,
Захотел ли жить с людьми…
Поживи… У нас неплохо.
Только раньше уговор:
Будешь ты Чертополохом
Называться с этих пор!
Ты не должен драться с кошкой
И влезать к нам на кровать,
Потому что ты колючий,
Можешь кожу ободрать…
За день будешь получать ты
По три блюдца молока,
А по праздникам — ватрушку
И четыре червяка.
Днем играть ты должен с нами,
По ночам — ловить мышей,
Заболеешь — скажем маме, —
Смажем йодом до ушей.
Вот и все. Теперь подумай.
Целый день ведь впереди…
Если хочешь — оставайся,
А не хочешь — уходи!
Саша Чёрный
Два жука
Жили-были два жука
Два жука.
Жизнь была у них легка:
Пляшут, взявшись за бока,
Полевого трепака,
Дразнят ос и паука.
Ничегошеньки не боятся,
Всё жужжат и веселятся —
Два жука.
Два жука весёлых,
В зелёных камзолах,
В красивых сапожках,
На тоненьких ножках.
М.Л. Моравская
Суслик
Пред рассветом, очень рано,
вышел суслик на поляну.
Встал на холмике крутом
серым тоненьким столбом,
и стоял он долго там,
лапки вытянув по швам.
Думал: скоро ли рассвет,
будет дождик или нет?
На рассвете с кузовками
вышел Васька за грибами.
Видит, столбичек стоит,
очень маленький на вид.
Васька думает: «Постой,
захвачу его с собой,
пригодится, может быть…
Можно чушку смастерить…»
Суслик Ваську увидал —
вздрогнул, пискнул и пропал.
Моравская
Барсук
Под берёзкой, на горе,
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глу
бо
ка-
Пре
глу
бо
ка.
Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкает ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами…
Скрипнет ветка или сук —
Приоткроет глаз барсук,
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:
Ведь нора у барсука
Глу-
Бо-
Ка…
Т.Белозёров
Познакомились
Три задиры муравья
повстречали воробья.
-Чьи вы, чьи вы, муравьи?
— Мы ничьи, ничьи, ничьи!
-Вы куда, куда, куда?
-Мы туда, туда, туда!
-Вы зачем, зачем, зачем?
— Мы затем, затем, затем!
Мы за тем, за тем кустом
Познакомились с котом!
— Он какой, какой, какой?
— Он такой, такой, такой:
В полосатой шубке,
Остренькие зубки
И на каждой лапке
Когти цап-царапки!
-Я давно уже знаком
С каждым этим коготком!
Полечу, покуда цел!
Фр-р-р!- и пулей улетел.
Ю.Чёрных
– Теперь приступаем к работе.
– У каждой группы будет своя тема мини — проекта. Давайте вспомним правила работы в группе (вспоминают правила).
Работа над проектом
– Получите задание для проекта. Время для работы – 15 минут. Затем презентация вашей работы.
1 группа
«Правила поведения в лесу»
1. Прочитайте рассказ:
Воскресенье в лесу.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Наталья Ивановна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон.
Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно.
Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Максим решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек проползла змея. «Это гадюка!» — закричала Маша и ударила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж». «Все равно — гадина!» — ответил Петя. С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
2. Найдите ошибки, которые совершили дети в лесу, изобразите правила при помощи знаков.
3. Распределите обязанности. Оформите.
4. Подготовьте рассказ – защиту о том, как проходила работа и что в результате получилось. Используйте фразы: наша цель была…мы считаем, что…
2 группа
«Лесная поляна»
1. На вашем столе лежит рисунок. Ваша задача на этом рисунке отыскать все ошибки, которые указывают на нанесенный ущерб природе.
2. Сформулируйте на основе данного рисунка правила поведения в лесу.
3. Распределите обязанности. Оформите на основе своих правил памятку для одноклассников.
4. Подготовьте рассказ – защиту о том, как проходила работа и что в результате получилось. Используйте фразы: наша цель была…мы считаем, что…
Защита проектов.
– Вы можете задать интересующие вас вопросы друг другу.
– Какие трудности вы испытали при выполнении этого задания? Что бы изменили в самой инструкции к заданию? Насколько комфортно было работать в составе вашей группы, который вы сами определили?
– Давайте подведём итог нашей творческой работы.
– Что в наших силах сделать для окружающего мира, природы?
Давайте будем беречь всё это, жить, не обижая друг друга, не обижая братьев наших меньших и помнить, что проблемы Земли – наши проблемы.
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И Природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим.
4. Контроль и самоконтроль
– Заполните Листы самооценки. Кто хочет прокомментировать свои оценки?
– Что, на ваш взгляд, получилось лучше? Хуже?
Итог занятия. Рефлексия.
infourok.ru
Мастер-класс на тему «Игры, опыты, эксперименты как средство формирования экологической культуры младших школьников»
Мастер-класс «Игры, опыты, эксперименты, как средство развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста»
Подготовили: Савченко Ольга Валериевна, учитель начальных классов МБОУ Голицынская СОШ № 1
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитии познавательной активности младших школьников с помощью игр, опытов, объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Продемонстрировать использование игры в экспериментальной деятельности детей.
Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делится приобретенным опытом с другими людьми.
Представить участникам мастер–класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми 1-2-х классов.
Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития экологической культуры младших школьников.
Практическая значимость: данный мастер – класс будет интересен педагогам, которые используют в своей работе методы экспериментирования и поисковой деятельности. Мастер – класс позволит показать, что опыты и эксперименты – это не только образовательный процесс, но и интересное увлекательное занятие.
Тематический план
Технологическая карта мастер — класса
1.Представление.-Добрый день, коллеги, мы, учителя начальных классов МБОУ Голицынская СОШ № 1, приветствуем Вас и готовы поделиться своим опытом работы по теме «Игры, опыты, эксперименты, как средство развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста». Цель мастер — класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитии познавательной активности младших школьников с помощью игр, опытов, экспериментов с объектами и явлениями окружающей действительности.
В ходе работы нами будут решены задачи , которые вы видите на слайде
2.Сообщение о плане работы мастер — класса
Работу мастер – класса мы построили по данному плану.
Знакомятся с выступающими и планом работы
2
Теоретическая основа
Целью экологического образования младших школьников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство- это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Известно, что знакомство с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит :«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, но они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
А, именно детское экспериментирование, которое претендует на роль ведущей деятельности в младшем школьном возрасте. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в этом возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.
Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических.
Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.
Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью младших школьников, представляется возможным использовать ее в качестве практической формы размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. Используя многие источники информации , можно распределить игры на группы: игры, возникающие по инициативе самих детей, игры, возникающие по инициативе взрослого, традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса.
Важную роль играют сенсорные игры, которые помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы.
Расширяя игровую деятельность, усложняя ее, мы вводим опытно-экспериментальную деятельность. На этом этапе очень важно познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Конечно, поисково-экспериментальная деятельность требует определенной подготовки, поэтому итоговое занятие мы проводим 1-2 раза в триместр. Сегодня мы предлагаем Вам виды заданий , которые можно использовать как на уроке, так и на внеурочной деятельности.
3
Практическая деятельность
Игра-«Мы- путешественники»
—Коллеги, предлагаем Вам на время стать детьми. Мы отправляемся в путешествие. Перед вами карта местности, по которой будем работать. Но на ней нет объектов живой природы. Предлагаем определить их, используя 1 кл. –загадки, 2 кл.-описание объекта.(Приложение 1)
-Не все объекты природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. А какие приборы нам могли бы помочь?
-Но у нас с собой нет этих приборов! Зато у нас есть банка, пищевая пленка от маминых бутербродов и вода. ( показ опыта за отдельным столом)
-Очень бережно и аккуратно помещаем насекомое в банку, накрываем пленкой и слегка надавливаем на пленку , чтобы образовалась небольшая емкость.
-Теперь на банку наденем резинку, а в углубление нальем воды.
-Сначала посмотрите сбоку на насекомое , а теперь сверху сквозь воду.
-Что вы заметили? Почему это произошло? Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
— Это растение становится редким и занесено в Красную книгу, поэтому чтобы не срывать цветы, у нас есть бумажные кувшинки. Они нам помогут провести 2 эксперимент. Каждой группе даются кувшинки и простые карандаши.
-Закрутите лепестки к центру, при помощи карандаша. А теперь опустите кувшинки на воду ( в тазики с водой) Наблюдайте, что происходит с цветами? Вывод: бумага намокает, становится тяжелее, лепестки раскрываются. ( дополнительный опыт Плавающее яйцо- 2 класс)
-А теперь прислушайтесь…(на слайде включить сову).
Крик СОВЫ Как вы думаете кто может так кричать?
Обратите внимание, какой тревожный крик. И вот почему. Знакомство со сказкой «Старик и Сова»( 1 кл.- читает учитель, 2 кл.- самостоятельно)
Раздаются листы А3 с отметками для объектов природы.
Найдите на карте объекты природы , о которых говорится в сказке , расположите на отметках.
Используя маркеры , соедините стрелками те объекты, которые связаны друг с другом. Обратите внимание , что у нас каждый объект, как звено в большой цепи. Найдите, где в цепи произошел разрыв, и это привело к нарушению экологического равновесия. (Какое звено исчезло?) К чему это привело?
Кто стал причиной этой беды?
Коснулась ли эта беда самого человека?
Давайте вместе выработаем правила поведения человека в природе. 1 кл- работа по картинкам, 2 кл собирают ромашку, выбирая полезные советы.
Солнышко, играя
В капельках дождя,
Радугой сверкает.
В небо уходя,
Связывает вместе
Речки берега
Мостик поднебесный –
Радуга-дуга!
( солнце вывесить картинку, радугу собираем из полосок разных цветов)
Получаем ЭКОЛОГИ….
-Чего не хватает?
-Закончите строчку этим словом:
Если лес сберегу – Я
И цветок не сорву – Я
И птенца не спугну –Я
Будет вечно живою Земля!
(Вывесить девочку и мальчика)
Вывод: Ребенок только тогда сможет беречь и сохранять природные богатства, когда сам изучит природные объекты.
Восстановление карты
Ответы.
Выполняют опыт, делают вывод.
Ответы
Ромашку поместить на доску
— Я
4
Рефлексия
— Уважаемые коллеги! Просим Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер- класса.
Заполняют анкету.
Материально техническое обеспечение:
Оборудование: карта местности, картинки объектов природы, банки, емкости, пищевая пленка, стаканы, соль, вода, маркеры, скотч, клей, ножницы, воздушные шарики, спички.
Набор насекомых.
Набор «Ромашка», «Правила поведения в природе».
Компьютер, проектор, презентация.
Картотека игр и экспериментов.
Используемая литература:
Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию младших школьников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.
Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 7-10 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 7-10 лет :На экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.
.Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.
Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».
Источник: http://zagadki.info/zag/mysh.html
Источник: http://zagadki.info/zag/sova.html
Источник: http://zagadki.info/detyam/babochka.html
Source: http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/632-detyam-zagadki-o-rasteniyakh-kuvshinka.html
Source: http://ljubimyj-detskij.ru/stikhi/7-detyam-stikhi-pro-yavleniya-prirody-raduga.html
Приложение
1 класс | 2 класс |
Так лениво и жужжит — Бархатист, крылат, пузат И костюмчик полосат? (Шмель)
(Бабочка)
В траве на лугах Живут музыканты На длинных ногах. (Кузнечики)
Смотрит на них зачарованный лес, Ветер тихонько над ними кружит, Смотрит на синие звезды во ржи. (Васильки)
Серединка как желток Лепестки- белее- нет Соберу я их в букет (Ромашка)
(Сова)
(Мышь)
С жёлтой седцевинкой На воде растёт, цветёт Белая (Кувшинка).
Поел бы с радостью я кашки. Цветов едва коснулся ветер. И шмель тот час заметил … (Клевер) |
Синим, пресиним всё стало вокруг, На лугу расцвели, у синей реки, Как синие небо, цветки – васильки.
|
infourok.ru
Мастер-класс » В мире экологии». Экологическая игра
Экологическая игра «Загадки природы и её тайны» ,посвященная Международному дню Земли
(отмечается 22 апреля)
Цели и задачи:
—открыть учащимся удивительно богатый и загадочный мир природы;
—закрепить и углубить знания в области географии, биологии, экологии, окружающему миру;
—готовить учащихся к участию в природоохранных мероприятиях и акциях.
-побуждать детей к изучению дополнительной литературы, прививать забытую традицию любовь к книге, расширению своего кругозора, к высотам экологической сознательности.
Мотивационно- целевой блок
В современном мире от того, насколько человечество разумно решит глобальную проблему сохранения планеты Земля, зависит будущее людей, живущих на ней: «Все мы — пассажиры одного корабля по имени Земля» (А. Экзюпери) Актуальность цитаты?
Мы затронули главную проблему планетарного характера. В чём её сущность и острота?
(краткий ответ: «Космос- глобальная среда, в которой только на одной маленькой планете есть уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь!….)
Форма проведения: час общения
Оформление:
Написать на А4 название мероприятия 22 апреля- Международный день Земли, глобус- модель Земного шара, выставка книг для учащихся в области экологии и мира природы, плакаты и рисунки по теме «Мир природы и её тайны» ;компьютер; проектор.
План мероприятия:
пительное слово.
Мотивационно- цВстуелевой блок (примерная мотивация учащихся).
Информационный блок
Главная проблема планетарного характера.
Историческая справка о праздновании дня Земли. Блок обсуждения и диалога.
Знакомство с литературными источниками.
Игровой блок
Конкурсы: кроссворд «Планета Земля», «Растения», «Животные», «География», «Экологическая задача».
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия)
Ход мероприятия:
I.Вступительное слово
Ведущий: «Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем малоизвестный, но очень важный праздник –Международный день Земли.
Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция стартовала в 1970 году в США, а с 1972 года по инициативе сенатора Г. Нельсона она стала официальным праздником. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.
Мотивационно- целевой блок (ответы учащихся).
Каждый год этот праздник отмечают по-разному. Например, несколько лет назад в этот день было предложено отменить все поездки на автомобилях и передвигаться исключительно пешком на велосипедах, то есть экологически чистыми способами. К сожалению, пока не все прислушиваются к этим советам, потому, как многие считаю, что один автомобиль не нанесёт большого вреда окружающей среде, а миллионы…
Давайте взглянем на Землю издалека, она покажется нам очень маленькой. Так говорят и космонавты 2Земля маленькая!» Полёты показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем- нашей планетой, её восхитительной красотой, на которой есть, возможно, уникальное для всей Вселенной чудо – под названием ЖИЗНЬ .
Чтец (выходит с макетом глобуса):
Смотрю на глобус- шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».
Чтец:
В тревоге рощи и леса, роса в травах, как слеза
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
Чтец:
Грустит глубокая река, свои теряя берега
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
Чтец:
Останови олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги».
Чтец:
Смотрю на глобус- шар земной,
Такой прекрасный и родной
И шепчут губы:
«Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу…»
Ведущий: Одним из основных законов природы является равновесие. Люди, не зная жизни природы, не должны поправлять её по своему разумению.
Вот приведу пример, как элементарная экологическая неграмотность человека приводит к печальным результатам: Например уничтожить всех жизненных зверей в районе, где паслись олени. И оленей стало больше, потом их стаю очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди исчезли бы совсем.
А вот другой пример:
Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. А всему виной были опять- такие люди, которые до этого истребили их.
Лисы разрушали гнёзда ос, находящихся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что это привело к экологическому не равновесию.
За миллионы лет, в течении которых развивалась жизнь на Земле, все виды растений, животных, микроорганизмов удивительно приспособились друг к другу да так, что без преувеличение можно сказать : каждый живёт за счёт или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений.
Если исчезнут два, три вида животных или растений- невозможно предсказать, какие за этими последуют нарушения.
То могущество человека, которым он обладает, может оказаться для нею же роковым.
Беднеют земные недра, истощаются почвы, загрязняется вода…
А вы будете предпочитать жаркое из опоссума, отбивные из кенгуру или котлеты из крокодила? А ведь уже такие блюда готовят пока что в Австралийских ресторанах.
Демонстрация видеоролика.
Учёные уже смоделировали виды растений и животных, которые бы выжили в результате загрязнения и разрушение среды.
Из растений выжил бы чертополох и всеми нам известный одуванчик;
из животных – это была бы крыса;
из птиц- ворона, а из насекомых- таракан.
Да, страшно подумать, как беден и однообразен будет окружающий человека мир, если такое произойдёт!
К сожалению, человек способен истощить, затоптать, превратить в пустыню всё, что его поит, кормит и радует. Не нужно забывать, что основа основ- наши знания. Знания о природе, о Земле.
(Выступление библиотекаря, знакомство с литературой).
Ведущий: Итак, предлагаю разгадать кроссворд, вспомнив природные явления:
Кроссворд «Планета Земля»
1.
П
2.
Л
3.
А
4.
Н
5.
Е
6.Т
7.
А
8.
З
9.
Е
10.
М
11.
Л
12.
Я
Ведущий загадывает загадки:
Целый день играют в прятки с ветром рыжие заплатки. (Листопад)
Раскалённая стела
Дуб свалила у села. (Молния)
Над лисами, над рекой
Семицветный мост другой
Если б мог я встать на мост-
Я б достал до звёзд. (Радуга)
4 Хлещет, хлещет по кустам
Бьёт без промаху
Всю малину из хлестал,
Всю черёмуху
Ну, зачем так сильно лить
Набок яблоню клонить? (Ливень)
5 Мышка юркая одна
Пробиралась ночью в норку
Вдруг, увидев в небе корку
Громка пискнула она
Кто-то в небо уволок
Сыра вкусного кусок! (Месяц)
6 Подходила, грохотала
Стрелы на поле метала
Нам казалось- шла с бедой?
Оказалось шла с водой
Подошла да пролилась-
Вдоволь пашня напилась. (Туча)
7 На дворе переполох
С неба сыплется горох
Съела шесть горошин Нина
У неё теперь ангина. (Град)
8 Лишь солнце погасло
И стало темно,
Как по небу кто-то
Рассыпал зерно.
Какое?
Не знаю…
Одно лишь добавлю,
Что было блестящим
И ярким оно. (Звёзды)
9 Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват
А порой такой красивый,
Кружевной и синий-синий (Небо).
10 Кто-то ночью утащил лес,
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.(Туман).
11 Всем оно нам нравится
Без него мы плачемся
А едва появится-
Взгляд отводит, прячется:
Уж очень оно яркое
И жаркое- прежаркое (Солнце).
12 Упала лента алая
В луга, за край села
Весь день её искала я,
Да так и не нашла
Но лишь вокруг
Сгустилась тьма,
Как лента вдруг нашлась сама( Заря).
Ведущий: Молодцы! Вы прекрасно разбираетесь в явлениях природы. Продолжаем дальше проверять ваши знания:
Каждое растение имеет свой неповторимый аромат. Известно, что запахи влияют на наше здоровье, настроение, отношение к людям.
Надо успокоится- понюхайте ромашку или герань, повысилось давление- ваниль, мелисса, валериана будут способствовать его понижению. А вот ароматы жасмина, розы и гвоздики возбуждают клетки головного мозга мощнее, чем чашка крепкого кофе, а ученики лучше справляются с текстами на внимания. Эти же запахи помогают и тем, кто работает на компьютере.
А какое обоняние у вас? Давайте проверим!
Игрокам завязывают глаза и предлагают понюхать : укроп, сосна, герань, мелисса… ( игроки отгадывают по запаху растения).
Ведущий: Более 400 удивительных растений издавна служат людям барометрами. Наблюдая за ними, можно надёжно предсказать наступление ненастной погоды.
Презентация: Растения-барометры( кала, канна, клён, мокрица, акация, гречиха, жимолость, горчица белая).
Ведущий: Указывать на ненастную погоду могут и комнатные растения, такие как бальзамин или монстера. Её называют «плаксой» — перед дождём на её листьях появляются капли. Как только влажность воздуха повышается (это перед) дождём, монстера начинает плакать. Такой же способностью обладает каллы и канны. Ухудшение погоды предсказывает клён. За 3-4 дня до ненастья у основания черешка его листьев появляются капли жидкости. А вот другой способ узнать, будет ли в ближайшее время дождь или солнце. Если цветки мокрицы ( звездчатка средняя) не раскроются до 9 часов утра, то днём непременно испортится погода.
Другой индикатор погоды- запах. Если растения, которые в сухую погоду почти не пахнут, но перед дождём начинают выделять много эфирных масс и нектара. Это акация, гречиха, жимолость, горчица белая. Ведущий: Итак, на Земле произрастают десятки тысяч вида растений. Но у людей особое отношения к цветам. Мы так сроднились с цветами, что порой не задумываемся, какие они удивительные. И как бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов. Наверное, без них человек не смог бы так глубоко чувствовать, радоваться, любить. Мир цветов удивителен. У каждого цветка свой характер, своё назначения, своя тайна, своя красота.
Далее конкурс на знание цветов:
Какие цветы, по мнению Наташи Королёвой, являются вестниками разлуки?
(Жёлтые тюльпаны- вестники разлуки…)
Как назывался напиток древнегреческих богов, даривший ни вечную молодость?
(Нектар)
Как называется искусство составление букетов из живых или сушеных растений зародившихся в Японии?
( Икебана)
Презентация «Мир цветов прекрасен. (Показ красот различных цветов)»
Ведущий: Мы убедились, что мир цветов прекрасен! Пусть эти чудесные творения природы всегда украшают вашу жизнь!
Итак, продолжаем дальше проверять ваши знания…
Конкурс географии( ведущий задаёт вопросы)
Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин?
(Нет. Белый медведь живёт на Северном полюсе, а пингвин- на Южном).
Самая плодотворная почва?
(Чернозём).
Эта климатическая зона напоминает огромный пляж?
(Пустыня).
Назовите город и реку, которые имеют одно и то же название.
(Москва; Орёл).
Назовите географические объекты, названные в честь знаменитых путешественников?
(Магелланов пролив, город Хабаровск, остров Тасмания, море Лаптевых, хребет Черского…)
В полярных районах нашей планеты можно наблюдать это необыкновенно красивое явление природы?
(Северное сияние)
Какая река умеет летать?
(река Ворона, река Сорока).
Какой город ползает?
(город Уж).
Назовите самый маленький и холодный океан?
(Северо-Ледовитый).
Какой полуостров жалуется на свою маленькую величину?
(Ямал).
Это единственный континент в мире, на котором совершенно нет растительности!
(Антарктида).
Родина футбола и баскетбола?
(Англия).
Самая длинная река в мире?
(Нил).
Очень интересные названия дают люди рекам, городам и озёрам. Часто эти названия связаны с именами людей. Назовите человеческие имена на карте.
(горы Анна, Лида; реки; Лена, Яна; город Владимир; озеро Виктория).
Умницы! Оказывается, так много знаете о нашей планете. Действительно, она огромна и безумно красива.
Нет такого уголка на Земле, который не вызывал бы у нас восхищения!
Презентация «Красоты Земли!»
Ведущий: Вы, наверное, немного под устали
Предлагаю поиграть в шуточную игру:
Затеем- ка игру!-
Промолвил…. (кенгуру)
Быстрей сходитесь в круг
Пробормотал …(индюк)
Нам вовсе не надо игр!
За всех ответил … (тигр)
Да и какой в них толк!
Добавил серый (волк)
Уж лучше я уйду,-
Воскликнул … (какаду)
А я уж поскакал!-
Протявкал трус… (шакал)
Жаль, поиграть нам не пришлось,-
Вдруг промыгал печально …(лось)
Конкурс «Экологическая задачка»
Компания « Лукоморье» получила заказ на посадку лесополос. По мнению компании, для выполнения заказа достаточно посадить только деревья, т.к. они защищают почву от эрозии. Однако заказчик настаивает и на посадке кустарников. Сотрудники компании полагают, что посадка кустарников нецелесообразна, так как потребует дополнительных финансовых затрат, притом что кустарники не играют решающей роли в предотвращении эрозии. Дирекция с просьбой дать заключение о целесообразности посадки в лесополосах не только деревьев, но и кустарников.
Экспертное заключение:
Кустарники защищают деревья в первые годы жизни от ветров, заморозков, снегопадов. В зарослях кустарников поселяются птицы, которые регулируют численность насекомых, питающихся листвой и корой деревьев. Заросли кустарников создают благоприятные условия для роста лесных видов трав ( затенение, влажность), способствуют увеличению видового разнообразия на участках, занятых лесополосами. В результате формируется сообщество, устойчивость которого значительно выше, чем у системы, состоящей преимущественно из деревьев.
VI. Вывод: Посадка кустарников при создании лесополос оправдана и необходима как с экологической, так и с экономической точки зрения.
Ах, ах, оставим эту тему
Сказал капризно страус … (эму)
Сыграем в следующий раз,-
Всех успокоил … (дикобраз)
Нет, ты меня теперь не трожь,-
И я колюч! Профыркал.. (ёж)
Итак, вы отлично справились и с этим заданием. Вы сегодня потрудились на славу! Показали свои знания и узнали много нового и интересного. Остаётся пожелать Вам, чтобы вы берегли природу и помнили, что всё зависит только от вас, в том числе и будущее нашей Земли.
Ведущий: За генеральную уборку пора приняться на Земле!
Что в говорильне нашей толку?
Природа плачет о себе!
Сумеют выжить только крысы, чертополох и таракан
Ворона будет даже лысой
Приятно ль жить с такими нам?
Эколог- друг, защитник жизни,-
Всё человечество любя,
Не дай пропасть родной Отчизне
Мы будем слушаться тебя!
— Слово ведущего специалиста в области экологии Уджуху Байзету Совдиновичу. (Специалист хвалит учащихся за проявленные знания в ходе мероприятия и делает следующий вывод: Сложность вопросов об охране природы заключается в том, что она формируется на базе многих наук: биологии, геологии, географии, экологии, медицинских, педагогических, философических, экономических, технических и т.д.
Поэтому нужно постоянно пополнять свой кругозор, повышать экологическую сознательность, экологическую грамотность, экологическую культуру).
Подведение итогов (рефлексия).
Ведущий: Заинтересовало ли вас наше мероприятие? Изменилось ли ваше отношение к проблемам, которые интересуют всё человечество, требуют своего незамедлительного решения. Какие вы предложите варианты? О чём нужно задуматься?
Список использованной литературы.
М.Т. Карпенко Сборник загадок М.: Просвещение, 1988.
И.А. Мазнин 500 загадок для детей. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Большая энциклопедия природы. Т 1,2,3. М.: ООО «Мир книги», 2002.
Минскин Е.Н. От игры к заниям. М.: Просвещение, 1987.
Интернет- сайты: Необходимая музыка http://www. Mids.ru.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины.- Л.: Детская литература 1983 г.
infourok.ru
класс : «Экологическое воспитание младших школьников методом создания учебных проектов»
Доклад подготовила Пиксина Светлана Сергеевна
«Экологическое воспитание младших школьников методом создания учебных проектов»
Тема эта очень актуальна. Сегодня самарский регион входит в десятку экологически загрязнённых регионов России.
Всероссийский опрос 2005 г. показал, что более половины россияне выразили желания участвовать в работе экологических организаций. Причина в том, что экологическое образование носит прикладной, т.е. дополнительный характер. Отсюда и отсутствие экологического образования и воспитания.
Пятый год учителя нашей школы работают по этой теме.
Цель: формирование экологического сознания учащихся начальных классов.
Задачи:
— определить составляющие компоненты экологического сознания;
— обозначить направления, через которые решается проблема;
— найти ключ, который поможет успеху в работе;
— создать условия, способствующие наилучшей реализации наших планов.
Решая первую задачу, мы определили составляющие компоненты экологического сознания.
Экологическое сознание
Система Экологическое Культура Культура экологическ. мышление чувств поведения
знаний
Экологические знания учащиеся получают через различные формы деятельности и вне его. Постепенно формируется экологическое мышление. Это ведёт, в свою очередь, к включению эмоциональной сферы учащихся: умение видеть и замечать красоту, любить и ценить всё, что их окружает в природе. И как результат формируется экологическая культура. Учащиеся не только узнают, что нужно беречь природу, по и пытаются ей помочь. Ключ, который помог открыть души учащихся и сделать нашу работу успешной,- интерес, поэтому при планировании работы мы стараемся использовать различные формы работы: праздники, встречи, конкурсы, викторины, экологические недели, проектно исследовательские и творческие работы. Конечно, привлекли специалиста музыки, работника библиотеки и родителей.
Определили направления работы:
— уроки и факультативы;
— внеклассная деятельность;
— работа с родителями;
— методическая деятельность.
Используя разные формы урока, методы и приёмы, даём основу знаний по экологии. Любовь к природе и бережное отношение к ней закладываются с раннего детства , начиная с любви к своему дому, к Родине. Посещая факультативы, учащиеся получают разносторонние знания и уже к 5 классу достаточно много знают о своём городе, об истории развития родного края. На викторинах и конкурсах учащиеся показывают свои знания.
Основное поле деятельности открывается во внеклассной работе. Здесь идёт развитие и культуры чувств, и культуры поведения как составляющих экологического сознания. В школе стало традицией проводить экологические акции («Берегите птиц», «Каждой пичужке своя избушка», «Сиреневая аллея», «Чистая вода»), праздники («Эти забавные животные», «Мир птиц», «Встречай с любовью стаи птичьи», «Наши пернатые друзья»), экологические встречи («Животные Красной книги», «Берегите первоцветы» и др.), конкурсы и работы по краеведению. В сё это проходит в рамках экологических недель, Кроме этого, учащиеся выпускают листовки, газеты, пишут стихи, сказки и рассказы по экологии. Оформили сборник творческих работ младших школьников.
Ещё одно направление нашей деятельности проектно -исследовательская. Работа это довольно сложная, продолжительная по времени, технически не простая, но интересная. Выпускники начальных классов выполнили работы «Влияние солнечного света на рост и развитие растений», «Социально-экологический проект пришкольного участка», «Влияние экологического состояния города на здоровье детей», «Мой ласковый и нежный зверь».
В этой работе, конечно, сложно обойтись без родителей, поэтому мы планируем работу с ними, Они наши помощники и зрители и часто участники.
Работа по экологическому образованию учащихся была и остаётся актуальной. Любовь ко всему живому, забота о нашем общем доме- составляющая нравственности человека.
infourok.ru
класс «Экология для младших школьников»
Мастер – класс
«Экология для младших школьников»
Экология – наука об окружающей среде
и происходящих в ней процессах.
Цели:
формировать у детей бережное отношение к природе;
воспитывать нравственную культуру;
обогащать представление о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу;
формировать опыт разумного и гуманного поведения в природе;
формировать новые знания об оказании помощи природе.
Задачи:
углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;
привитие первоначальных эколого-туристических навыков и умений: поведенческих, познавательных, преобразовательных;
привитие навыков исследовательской работы;
развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе эколого-туристической деятельности;
формирование (воспитание) чувства бережного отношения к природе родного края.
Мастер — класс
Ведущий.
Мы все живем в уютном мире: дом, семья, школа, клуб, хобби… Но когда мы выходи из зоны комфорта, мы ужасаемся происходящим в мире переменам.
Разминка.
Я называю вам объекты природы, а вы мне экологические проблемы, связанные с этим объектом.
ВОЗДУХ
ВОДА
ПОЧВА
ЛЕС
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
ЧЕЛОВЕК
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
Об экологических проблемах сейчас пойдет речь.
Пермский край
Пермский край явился объединением в 2005 году Пермской области и Коми – Пермяцкого автономного округа.
Административный центр – город Пермь.
Площадь — более 160 тыс. кв. км
Население – 2636200 человек.
Федеральный округ : Приволжский, код региона 59.
Граничит с Кировской и Свердловский областями, Республикой Коми, Удмуртией, Башкирией.
Загрязнение воздуха.
Пермь занимает 1 место в крае по выбросу загрязняющих веществ в атмосферу (около 500 тыс. тонн загрязняющих веществ почти 400 наименований от 11 тыс. источников)
По районам города атмосфера загрязняется неравномерно: наибольшая часть в
Индустриальном районе – 52 %
Дзержинский район – 5 %
Орджоникидзевский район – 19 %
Свердловский район – 10 %
Кировский район – 9 %
Мотовилихинский район – 4 %
Ленинский район – 1 %
Кроме выбросов предприятий, атмосфера города интенсивно загрязняется выбросами автотранспорта.
Загрязнение воды.
Пермский край называют водным краем не случайно. Водный фонд края:
Более 29 тыс. рек (общая длина более 90 тыс. км)
Около 800 озёр (общая площадь более 120 кв.км)
Почти 1000 болот (площадь 25 тыс. кв. км)
2 небольших многолетних снежника (в Тулымском кряже)
Пещерный лёд (более 10 карстовых пещерах)
3 водохранилища (Камское, Воткинское, Широковское – более 3 тыс. кв. км)
2 древних межбассейновых канала (Северо – Екатерининский, Прокоп)
www.prodlenka.org
Мастер-класс по экологии «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»
Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников
Мастер-класс
Емельянова О.И.
3
Мастер-класс
«Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»
Вос-ль МБДОУ № 4: Емельянова О.И.
Пояснительная записка:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Все дети очень любят сказки они занимают детей, увлекают в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчего воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки. Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. В основном я использую народные, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. В сказках люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность к природе. Например, землю называют ласково Матерью – кормилицей. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Они уже способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. В своей работе по экологическому
4
образованию детей я использую метод придумывания сказок самими детьми. Ведь, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой
Цель: Передача способов работы по данной теме.
Задачи мастер-класса:
Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов:
а) вариативное моделирование образовательной деятельности с учётом комплексно-тематического принципа;
б) демонстрация своей компетентности по вопросам экологии и культуры общения посредством рефлексии – теле игры «Прямой эфир».
Друзья, давайте улыбнёмся!
В мир детства с вами окунёмся.
И здесь январским теплым днём
Свой опыт повышать начнём.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы экологической культуры личности, что является частью культуры. Гуманное, познавательное, эстетическое отношение к природе тесным образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний. Современное экологическое образование формируется на основе традиционных подходов, базирующихся на тесном контакте детей с природой, наблюдений,
5
экскурсий; на основе народных традиций – фольклора, народных примет, игр, сказок.
Назовите ваши любимые сказки? А за что дети любят сказки? Вот поэтому в своей работе по экологическому воспитанию детей я использую сказки, учу сочинять их, придумывать к ним окончания и этот метод использую как начальный этап.
Все вы ознакомились с содержанием экологической сказки о мальчике Пете и Волшебной Рыбке.
Сейчас я постараюсь показать вам, как при помощи этой сказки доступным образом можно дать детям представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса:
Ход:
Рассказывание сказки.
Придумывание конца сказки.
Обсуждение текста по вопросам.
Рисование на листах бумаги, разделённых пополам.
Вывод: Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно всё делать так, чтобы природа не пострадала.
Игра – рефлексия «Если бы я был Волшебной Рыбкой». (Прослушивание записи детских рассуждений)
Рефлексия показала, что совокупность образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность» способствовала социальной успешности детей на занятии.
«Сказка ложь, да в ней намёк!
6
Добрым молодцам урок!»
Эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает! Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», какие понятия мы можем дать детям? Правильно, овощная культура. Чтобы репка выросла, нужна почва, вода, семя, тепло и свет, а ещё? Да, уход за репкой.
Рассказывая сказку «Заюшкина избушка» знакомим детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
А какие понятия даём, читая сказку «Двенадцать месяцев»? В природе всё взаимосвязано, за зимой приходит весна и т.д.
А сейчас давайте попробуем построить модель интегрированного экологического занятия, используя любую сказку, например, программную средней группы «У солнышка в гостях». Один воспитатель из группы озвучивает цель и задачи (даётся 5 минут)
Давайте поиграем в игру «Прямой эфир».
Представьте, что вас пригласили для участия в передаче «Окно в мир природы»
Уважаемые коллеги! Давайте попробуем дать телезрителям рекомендации, тёплые приветствия, которые будут способствовать эффективному развитию экологических представлений:
1-я подгруппа адресует своё выступление родителям;
2-я подгруппа – педагогам;
3-я подгруппа – детям.
7
Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько. Время в эфире 1-2 мин. Не забывайте о роли сказки в экологическом воспитании.
После окончания игры Мастер обращается к аудитории:
Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки. Мы благодарим Вас за участие. А теперь на счёт три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу:
«Всем-всем-всем, до свидания!»
8
Список используемой литературы
— С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой». Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» — М.: «Просвещение», 1973 г.-272 с.
— Л.А. Каменева, Л.М. Маневцова «Мир природы и ребенок». Методика экологического воспитания дошкольников.- СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998г.-319 с.
— Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». Лекции для абитуриентов. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г.-72с.
— О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика – Синтез, 2008 г.-104 с.
Приложение 1
«Сказка о мальчике Пете и Волшебной Рыбке»
В одной деревне жил мальчик Петя со своими родителями. Жили они около леса, слушали пение птиц, шелест листьев на деревьях. И был у них огромный сад. А в саду росли плодовые деревья: груши, яблони, сливы. Каждый год Петя собирал с них большой урожай. Воду пили из чистого родника, который находился неподалеку. Разводили пчел, пчелы им давали много меда, а ещё у них было большое хозяйство: коза, коровы, куры. Корова давала много молока. А за лесом протекала широкая река. Вода в реке была такая прозрачная, что если наклонится, то можно было увидеть, как плавают рыбы.
И вот однажды пошел Петя на рыбалку. Взял он удочку, приманку для рыбы и отправился на речку. Идет он лесом, а в лесу воздух свежий, чистый. Пахнет лесными травами, луговыми цветами, шелестят листочки на деревьях, птицы поют, заливаются.
Пришел Петя на речку, выбрал место поудобнее и «закинул» удочку в воду. Вдруг поплавок задергался, и Петя потянул удочку на себя. Каково же было его удивление, когда на крючке он увидел рыбку удивительной красоты, вся блестит, переливается, но ещё больше он удивился, когда рыбка заговорила. Рыбка просила отпустить и пообещала выполнять любые его желания. Подумал Петя и говорит: «Надоело мне в старом доме жить, на родник с ведром ходить, корову доить. Сделай так, чтобы у меня был большой современный дом со всеми удобствами». Вернулся Петя домой, а вместо его старого дома стоял красивый двухэтажный дом. И хозяйства не стало – ни коровы, ни кур. Как хорошо подумал Петя – корова не мычит, петух не будит по утрам. Через некоторое время Петя подумал: «А попрошу – ка я у Рыбки машину, что бы ездить на рыбалку. А машину буду ставить в гараж, который будит стоять вместо нашего сада. Надоело мне каждый год урожай собирать». Сказано – сделано.
Через некоторое время попросил Петя у рыбки конфетную фабрику. На месте, где стоял красивый лес, появилась огромная фабрика, труб – видимо, невидимо. Одни клубы дыма в воздух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум, грохот. «Ничего, — думает Петя, — привыкну, главное – конфет вдоволь наемся».
Заснул он в тот день счастливым, и приснился ему странный сом. Будто стало все вокруг по – старому. Лес шумит, птицы поют, ходит Петя по
Продолжение приложения 1
своему саду, наливные яблочки срывает с дерева, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.
Проснулся Петя утром, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Петя, побежал к крану водички попить. Глядь, вода то из крана грязная бежит. Вспомнил Петя о роднике своем с чистой водой, побежал он к роднику. Бежит, через горы фантиков от конфет перебирается. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, с неприятным запахом. Огляделся вокруг – дым, смрад, грохот. От деревьев одни пеньки остались.
Вспомнил Петя свой сон. «Что же я наделал? – подумал Петя – Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что-то. Кинулся Петя – а это и впрямь Рыбка…
Задание детям: придумать конец сказки.
1-ый вариант. Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Петя, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни мне только мой зеленый лес, мой любимый сад с наливными яблочками и чистый родник».
— «Нет, Петя, ничего у меня больше не получится: от грязи пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь».
Сел Петя на берегу, голову руками обхватил и задумался.
2-ой вариант. Взмолился Петя: «Не нужно мне ничего, только верни мне мой зеленый лес, мой любимый сад с наливными яблочками и чистый родник, больше ни о чем просить не буду». Спросила его тогда Рыбка: «А понял ли ты Петя ошибку свою? Прежде чем сделать себе хорошо, подумай о природе, которая тебя окружает» Ответил Петя: «Как глуп я был, теперь мое отношение к природе будет уважительным и бережным».
Обсуждение текста сказки
1.Как изменилась природа, после того как Волшебная Рыбка начала исполнять желания Пети.
2.Почему Петя так себя вел?
3.Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой сад и лес?
Окончание приложения 1
4.Что в сказке волшебного, а что бывает и в нашей жизни?
5.Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить фабрики и заводы?
6.А как бы вы поступили на месте Пети?
Вывод:
Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.
Приложение 2
Продолжение приложения 2
Окончание приложения 2
infourok.ru