Мастер классы по экологии – — . , — .

класс для воспитателей «Берегите природу»

Мастер – класс

для воспитателей

«Берегите природу»

МБДОУ «Тополек» г. Фокино

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

  3. Воспитывать любовь к природе.

Девиз:

«Все то, интересно, что неизвестно!»

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко

Природа – это самая лучшая из книг.

Написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать.

Н.Гарин-Михайловский.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.

В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.

Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.

В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь, земля, воздух).

(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на команды)

Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.

Первое задание каждой команде вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.

Задание № 1 «Законы природы»

Четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем».

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».

Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.

Задание № 2 «Экологическая разминка»

  1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

  2. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)

  3. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба — ночное)

  4. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)

  5. Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)

  6. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

  7. Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)

  8. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

  9. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)

  10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

  11. Какую траву любят кошки? (валериану)

  12. Самая высокая трава? (бамбук)

  13. Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)

  14. Какая птица не строит гнезда? (кукушка)

Задание № 3 Экологические задачи.

1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?

2. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.

3. Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники – зеленомошники с толстым бархатно- мягким ковром зеленых мхов. О таких лесах Н.А. Некрасов писал: «Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей”. Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические Особенности ели и мха.

4. Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: отворочен камень и там растет молодой кедр. Как он сюда мог попасть? Объясните.

Задание № 4 «Простые истины»

Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.

1. Педагогическая ситуация

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2.Педагогическая ситуация

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации

Задание № 5 «Методический турнир»

Сказка

«Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. (Вырезанные из цветной бумаги цветы, кувшинки, с длинными закрученными к центру при помощи карандаша лепестками, опустите на воду, налитую в емкость)

Опыт №1. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Так он стоял, любовался пока все лепестки не легли на воду.

Пройдя чуть дальше он увидел еще одно чудо.

Опыт № 2. Какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. В стакан со свежей газированной водой или лимонадом бросьте виноградинку. Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Им было так весело: они поднимались вверх на поверхность воды, а потом опускались вниз, вверх-вниз, вверх-вниз… Наблюдая за рыбками, утенок не мог оторвать глаз и готов был резвиться вместе с ними.

Опыт № 3. Но тут подул ветер, на небе появились тучи. Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. И вдруг пошел дождь. Утенок впервые видел огромные капли, падающие на землю. Кап-кап-кап – падали капли на воду. на лепестки кувшинок, на песок у берега. Кап-кап-кап — опускались первые капельки дождя утенку на клюв, на перышки, на хвостик.

Опыт № 4. Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы. Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом он увидел еще другие следы (а потом птицы, поросенка, человека). И чем дольше он шел, тем больше следов попадалось ему на глаза. Он был в недоумении, кто же это?

Опыт № 5. Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. Возьмите палочки с бабочками и поднесите их к цветам. К цветам подлетали маленькие яркие и разноцветные существа, это были бабочки. Они, то порхали над цветами, то приклеивались и замирали на лепестках (2-3 раза повторить).

Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов. Поможем утенку разобраться в них и найти ответы (обсуждение экспериментов с педагогами):

1. Почему же распускаются кувшинки?

На ваших глазах лепестки цветов распустились. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

2. Почему плавают рыбки?

Виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

3. Почему идет дождь?

Лед таял от теплого воздуха, в дырочки стекала талая вода, имитируя капли дождя.

4. Чьи следы остались на песке? Почему остались следы на песке?

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делается отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

6. Почему бабочки летят на цветы?

Бумажные цветы прикреплены к магнитной доске. На картинки бабочек приклеен с обратной стороны магнит. Бабочки магнитятся к цветам.

Задание № 6 «Загадки — иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания.

(Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)

Задание № 7 «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

— Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

— Ворона кричит зимой – к метели

— Лягушки квакают – к дождю

— Воробьи в пыли купаются – к дождю

— Около луны звезда народилась – к потеплению

— Собаки катаются – к пурге

Задание №8 Свой край люби и знай

Наша Брянская область –

Удивительный край.

Здесь грибов да черники

Поезда нагружай.

А озёр и озёрец,

А речушек и рек

Сосчитать не сумеет

Ни один человек!

Наша Брянская область –

Край легенд, красоты,

Мы хотим, чтоб в России

Стала первою ты!

Земля брянская с её чудными лугами и полями, леса и перелески с разнообразием зверей и птиц, реки и озёра, богатые рыбой, благодатный умеренный климат делают природу Брянщины неповторимой по красоте.

  1. Какая хвойная древесная порода самая распространенная в лесах Брянщины? (Сосна обыкновенная — самая распространенная хвойная древесная порода в лесах Брянской области)

  2. Как называется первоцвет Брянских дубрав, меняющий во время цветения окраску своих лепестков?

  3. Какое растение самое красивое на водоемах Брянщины?

  4. Как называется таежное растение Брянских лесов, кислое на вкус?

  5. Как называется редкое растение Брянщины, цветок которого напоминает туфельку?

  6. Как называется самое крупное копытное животное, обитающее на территории Брянщины?

  7. Как называется ценное пушное животное, грызун, отличный «гидротехник» Брянщины?

  8. Охраняемые территории Брянщины?

Задание № 9 “Черный ящик”

В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).

Заключение

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).

Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.

Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.

Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

Схема-оригами «Лебедь»

infourok.ru

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Мастер-класс по экологии

                     Мастер- класс по экологии для педагогов и родителей

«Дедушкин огород»

Воспитатель Киреева Наталья Станиславовна, ГБОУ СОШ им.Е.М.Зеленова, СП детский сад  «Журавленок».

Я хочу сегодня представить вам мастер — класс по ознакомлению детей младшего возраста, с основами экологии через театральную деятельность, а героев сказки дети делают сами.

Для проведения мастер-класса прошу выйти 5 человек.

Присаживайтесь за стол, для героев сказки у нас есть все необходимое.

Итак,  герои сказок:

-Морковка краса – длинная коса.

-Огурец-удалец.

-Синьор-помидор.

-Крошка-картошка.

-Лучок-старичок, которые буду сделаны прямо сейчас.

Такую форму работы мы выбрали, потому что считаем ее доступной и интересной для детей.

Ведь экологическое воспитание дошкольников становиться одним из приоритетных направлений.

Главная задача экологической работы педагогов — научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках детского сада зависит от того, насколько формы и средства, используемые педагогом, будут:

-интересны, понятны и  доступны  детям.

Форма  экологической сказки, как никакая другая ,близка и понятна малышам.

Новизна сюжета, персонажи,  сделанные непосредственно перед сказкой, интересны детям.

Сегодня, представляем  вам волшебную сказку.

                                        « Дедушкин огород»

Наступила весна.

-Посадил дед морковку, огурец, помидор, картошку и лук. И стал ждать…

Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.

— О- хо -хо-хо-хо, что же ничего не растет? И поливал — то я их, и рыхлил — то я их.

Ждал, ждал дед и уснул.

И сниться деду сон: что овощи уже выросли и завели спор.

«Кто полезней всех на свете?»

-Вышла морковка-краса длинная коса:

-Я красавица морковка, я прелестна и стройна очень ,очень всем нужна.

-Зря ты так разгорячилась, — говорит ей огурец, — может ты и пригодилась, но полезней я для всех, потому что сочен ,свеж.

В спор вмешалась картошка:

-Я картошка-крошка витаминов во мне совсем немножко, но таких, что не обойтись без них.

Тут Лучок-старичок,  услышав спор, с интересом их обошел, каждому поклон отвесил и спросил, кто из них чем полезен.

Первой вышла в круг морковка, поклонилась и сказала:

— Я полезна витамином роста, если будешь меня кушать,  вырастишь большим, послушным.

Вышел следом огурец-удалец.

— Много пользы во мне есть, витаминов прямо  не счесть.

Тут же, обращается картошка-крошка:

— Без меня не обойтись супчикам  полезным, вкусным.

Сняв шляпу,  Синьор-помидор рассказал, чем же полезен он:

— Я  красный помидор меня запомните друзья, вам для роста нужен я.

Всех, выслушав,  Лучок-старичок говорит:

— Я лук — здоровью верный друг.

Все полезны спору нет.

Тут и дед проснулся, оглянулся ,удивился дед:

— Что за чудо-огород? Здесь морковь и лук растут,

Помидор, картошка и немножко огурцы.

Зреют дружно — молодцы!

А чудо овощи в ответ:

« Мы растем здесь для ребят,

Деткам, овощи полезны

Быть здоровым каждый рад! »

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

nsportal.ru

Мастер класс «Экологические сказки»

  вс., 20.11.2016

Мастер класс «Экологические сказки»

                           Воспитатель

Сазонова Елена Петровна

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

 Задачи:

— совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

— способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно — эмоционального отношения к экологической сказке.   

Ход мастер класса:

 Как ведем с природой диалоги мы

 Знают даже муравьи вокруг.

 Знаем мы науку экологию.,

 Ведь она природе лучший друг.

      Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер класс «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»

      Главная задача экологического воспитания в детском саду — научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

        Игра с залом — на экране появляются картинки.

— что общего между этими картинками (экология)

— что общего между этими картинками (сказка)

— как можно объединить эти два слова (Экологическая сказка)

       А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что? Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво  воспитывает ребенка. И поэтому я попробовала  включить  экологические сказки. Учились сочинять экологические сказки, а также дополнять уже существующие. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

      Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. В основном я использовала  народные, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. В сказках люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность к природе. Например, как вы считаете можно ласково назвать землю?  (Матерью – кормилицей).

      Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Они уже способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. В своей работе по экологическому образованию детей я использую метод придумывания сказок самими детьми. Ведь, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.

      Уважаемые коллеги, такие экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если я хочу выяснить, как мои дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать? Если же мы изучаем жителей подводного мира, то сказка будет про рыбку или маленького головастика и т.д.

      Мы окружены природой: золотыми полями, цветущими лугами, дубравами, березовыми рощами. И как  же нам донести детям всю эту красоту и ответственность за сохранение этой красоты. Конечно, через сказку.

Хочется выделить этапы работы с экологической сказкой:

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 театрализация сказок.

4.Исправление ошибок в сказках.

         Игра в группах.

Предлагаю разделиться на две группы.

1 группа- вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая. затем вы нам ее прочитаете.

2 группа- вам необходимо уже существующую сказку обыграть ( Репка).  Но так чтобы сказка приобрела экологическую направленность

       Дополнить сказку «Зайчик и Медвежонок» 

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

         Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес.Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа», — сказал Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик»,- возразила Маша.

         Зима в лесу — любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук — это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? «Это сойка — сказал Петя, — Давайте ее поймаем.»

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

 «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Сказка «О Человеке и Золотой Рыбке»

       Жил на свете Человек. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом чистым дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

       Однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук.

Вытянул – и глазам своим  не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке.

— Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает – не почудилось ли?

— Да Рыбка я Золотая, — приятным голосом отвечает неизвестное создание, — сказки в детстве читал?

Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает.

— Между прочим, — говорит Золотая Рыбка, — я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

      Задумался человек: отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съешь ее – всю жизнь жалеть будешь.

— Ладно, — говорит, — отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением.

       Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

       Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда, меньше стало; зато столбы с проводами появились. В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался Человек. «Вот это жизнь!» — говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки машину можно попросить?»

Сказано – сделано. Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные – в места стоянки.

Доволен Человек – бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек вокруг поменьше стало.

— А вместо птичьих песен я у Рыбки магнитофон попрошу.

       Живет он так – горя не знает! На машине ездит, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде, хорошо, но хочется Человеку чего — нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит.

       Пошел Человек к Рыбке – хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышленное производство развернуть. Чтоб все как у людей было.

       Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает:

— Тебе какой завод — химический или металлургический?

— Да мне все равно, — Человек отвечает, — лишь бы прибыль побольше была.

— Будет тебе завод, — вильнула хвостом Рыбка. – Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.

        Не обратил внимания Человек на эти слова. А зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб видимо – невидимо. Одни – клубы дыма в воздух пускают, другие – потоки грязной воды льют в реку. Шум стоит, грохот.

— Ничего, — думает Человек, — главное — разбогатеть побыстрее.

        Заснул он в тот день счастливым человеком, и приснился ему страшный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

       Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг — дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить. Глядь – вода из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес.

      Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у нее неприятный.

— Как же так? – удивился Человек, — куда же водичка моя прозрачная пропала?

      Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон.

— Что же я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?

Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет.

Вдруг что-то блеснуло в воде…

Вывод: Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.

      Затем предлагаем участникам взять сделанную объемную Волшебную Рыбку и передать её по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Рыбку, говорит: «Если бы я был Волшебной Рыбкой, я бы попросил у людей…» (далее следует конкретное предложение участника).

         Чтобы воздух легкий был и свежий,

        Дым и гарь в него не допусти.

        Будь в лесу с любой травинкой нежен

        И других халатность не прости.

Скачать вложения:

zhuravushka-sad.ru

Мастер-класс «Экологическое образование – путь в будущее всего мира»

Разделы: Химия, Организация школьной библиотеки, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Экологическое образование заменило и вобрало в себя природоохранное образование. Однако, и это особое направление. Природоохранное образование формирует этические, гражданские и правовые представления. Человек должен знать основные законы, правила и не писаные нормы, которые в данном обществе и государстве регулируют его деятельность по отношению к живой природе и окружающей среде. Он обязан представлять меру ответственности за нарушения, знать механизмы, пресекающие опасную и преступную деятельность, не оставаться равнодушным к этой деятельности в силу гражданской позиции.

Хочу познакомить с опытом американских и российских учителей в области экологического образования и воспитания.

В США на экологии все буквально “помешаны”, и с малых лет американцы заботятся о своем здоровье и занимаются природоохранной деятельностью. Можно испытать культурный шок в хорошем смысле слова, от того как им удается экологическое образование и воспитание.

Приведу несколько ярких примеров из их жизни, увиденных своими глазами. Мы оказались в США по программе “Учителя – Учителям”, которая финансируется госдепартаментом США при поддержке Министерства образования РФ, как лучшие учителя математики, информатики, биологии, химии, географии, физики. В программе участвовало 10 учителей из Калуги, Курска, Воронежа, Пензы, Иваново. Программа месячного пребывания и обучения в университете штата Монтана не могла не оставить впечатлений и культурного шока.

Зоопарки и национальные парки строят свою работу с животными так, как если бы животные просто находились в своей обычной среде обитания. Нам не удалось, поэтому попасть в Йеллоустоунский национальный парк в октябре, т.к. он закрылся на зимний период. В это время у животных и природы “отдых” и никому ни туристу, ни президенту нельзя находиться на территории парка. Зато все зоопарки бесплатно можно посетить и причем животные там находятся за очень невысокими ограждениями, так, как будто мы просто зашли к ним в гости. Все организовано очень грамотно, согласно естественному месту обитания животных. Причем интересно наблюдать за тем, что дикие животные, случайно попадая в населенный пункт не чувствуют себя ущемленными. На некоторых дорогах даже обустроены специальные мосты для диких животных, чтобы им было удобно перейти через автомагистраль.

На улицах нет бродячих животных: кошек, собак и прочих. Все животные чипованные или находятся в специальных приютах.

Бросаются в глаза огромные бачки с мусором, но маркированные по каждый вид мусора, а если это помещение общественное или культурное, то вместо бачков можно увидеть вмонтированные в стену ящики так же маркированные под разный вид мусора. Чистота в помещениях и общественных туалетах. Для обработки антисептическим гелем рук, его не надо брать с собой и носить весь день, т.к. в любой аудитории или помещении столовой, туалете или кафе будут стоять бутылочки с гелем, которым можно воспользоваться бесплатно. Если нет геля, то есть жидкое мыло или влажные салфетки для любого пользователя, а в организациях оборудованы места, где можно еще и перепеленать ребенка или поменять памперсы, а если забыл как это делается, то на стене инструкция с фотографиями.

Ученики на уроках делают много разных исследований и проектов, в одной из школ мы наблюдали за выполнением проекта по эффективности асептического геля в борьбе с болезнями. Учащиеся разработали рекламу, потом выдавали гель всем желающим, отслеживали заболеваемость по школе. Делали выводы об эффективности.

В одном из проектов мы участвовали сами. Нам был представлен мастер-класс по исследованию чистоты воды в реках города Мизулы штат Монтана. Мастер-класс был организован как уроки в обычной школе, и мы учителя стали ненадолго учениками, выполняли все необходимые действия и работы в исследовании.

Студенты университетов постоянно организуют экологические акции и природоохранные мероприятия. Мы были свидетелями акции “Сколько мусора производит один студент”.

Студенческий городок на время превратился в поляну с огромной кучей мусора, который студенты принесли как образец количества мусора, производимого всего лишь одним студентом в год. Картина была ошеломляющая!!!

Спросите, зачем я все это описываю, думаю правильно то, что надо перенимать положительный опыт пусть даже из других стран и людей, и развивать в наших детях экологическое мышление, просвещая их с малых лет.

В своей работе найти такие примеры не составит труда у каждого учителя. А уж тем более родителя.

В нашем городе есть методическое объединение творческих учителей химии в составе: Борзовой О.А., Григорьевой Л.Л., Таракановой Н.А., Сидоркиной Т.А., под руководством Бирюлиной Е.В., которое занимается разработкой методических материалов к урокам химии 8-11класса. Нами разработаны презентации к каждому уроку химии в 10–11-х классах и одной из важных тем мы считаем, конечно же, экологическое образование. Мы посвятили итоговый урок по органической химии в 10-м классе “Охране окружающей среды”.

Уроки с ИКТ являются очень развивающими и личностноориентированными, так как использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
  2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.
  3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
  4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
  5. Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.
  6. Восстановление знаний, умений и навыков.
  7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений.

Урок № 34 из курса “Органическая химия”, 10-й класс (Габриелян, базовый уровень, 1 час в неделю).

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели для учащихся:

  • повысить уровень компетентности по основным вопросам охраны окружающей среды от химических загрязнений, повторить виды влияния химического производства, изучить некоторые способы предотвращения загрязнения,
  • продолжить развитие навыков работы в группе и в парах, навыков использования знаний иностранных языков на уроках химии, продолжить осваивать технологию ролевой игры,
  • воспитывать культуру речи и правил общения в ролевой игре, толерантное отношение к другому, экологическое мышление, способность прогнозировать результаты работы, создать ситуацию взаимного сотрудничества.

Цели учителя:

  • спланировать и провести урок в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся,
  • сформировать на основе природных фильтров информации учащихся мотивацию к повторению и обобщению материала,
  • вызвать мотивацию у учащихся к проявлению экологического мышления и положительным эмоциям на уроке,
  • используя ИКТ активизировать познавательную деятельность и расширить зону индивидуальной активности учащихся,
  • опираясь на закономерности формирования представлений, понятий – создание новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся,
  • обучение переносу ранее усвоенных знаний, умений и навыков из различных областей знания на новые условия работы,
  • руководить повышением уровня понимания и формированием умений рассуждать и умозаключать,
  • повысить уровень понимания учащихся от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному и проблемному и формирование умений рассуждать и умозаключать, а так же умений использовать знания иностранных языков для общения в ролевой игре,
  • использовать дифференцированный подход при организации ролевой игры на уроке,
  • создать условия для представления коллегам, разработанных творческой группой уроков с использованием ИКТ .

Ход урока и материалы используемые для обсуждения слайдов (презентация “Охрана”).

Учащиеся в конце урока по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал, услышал, увидел…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…
  16. урок с использованием презентаций мне…

Это урок не один, включающий в себя элементы экологического образования. Почти на каждом уроке, где есть возможность провести межпредметные связи химии, биологии, географии, физики и экологии учителя используют это и занимаются экологическим просвещением подрастающего поколения. Природный баланс весьма хрупок. Если серьезно не задуматься о своей деятельности, то эта самая деятельность непременно начнет душить само человечество. Это удушье уже началось в какой-то степени и если его не остановить, то оно моментально начнет развиваться с неимоверно быстрой скоростью. И закончить хочу словами Норберта Винера

“Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни”.

Экологическое образование – путь в будущее всего мира.

2.03.2011

urok.1sept.ru

«Охрана здоровья человека и проблемы окружающей среды»

Какие известные экологические организации Вы знаете?

Экологические организации мира

Гринпис (Greenpeace)

ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF)

Международный социально-экологический союз (МСоЭС)

Международная экологическая организация «Беллона»

Международная ассоциация «Зеленый крест»

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

Экологические организации России

Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

Центр экологической политики России (ЦЭПР)

Российское экологическое движение «Зеленые»

Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского

Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»

Российский Зеленый крест

Движение Дружин охраны природы (ДОП)

Цитаты и фразы великих про экологические ситуации.

«Бог прощает и люди прощают. Природа не прощает никогда»

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) – немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель

«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, общественный деятель.

«Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека в этом мире. Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за все человечество. Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию»

Антуан де Сент-Экзюпери – французский писатель, поэт.

«Дорога цивилизации вымощена консервными банками»

Альберто Моравиа

«Четвертая часть территории Америки покрыта лесами, а остальная часть — бутылками из-под пива»

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность»

Махатма Ганди

«Христос ходил по воде. Если загрязнение рек не прекратится, скоро ходить по воде сможет каждый»

«Чем больше дров, тем дальше лес»

Александр Жуков

«Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды»

Леонид Сухоруков

«Без бумажек, бутылок, жестянок Было б больше красивых полянок»

«Гераклит утверждал, что в одну реку нельзя вступить дважды. Современные экологи утверждают, что есть реки, в которые нельзя вступить и раза»

«Что мы Земле? Всего лишь био-мусор. Что нам Земля? Сплошной мемориал!»

В ходе всего нашего мероприятия мы будем обсуждать все что нас волнует в сфере экологии, ведь экология это неотъемлемая часть нашей жизни, это и есть – жизнь!

В проблемно-ситуационных заданиям, которые будут Вам предложены, рассмотрим и обсудим самые распространенные критичные экологические моменты и в конце мероприятия подведем итог.

Будет небольшой опросник – он поможет нам понять, нужно ли проводить такого рода мероприятия или нет.

videouroki.net

Сценарий мастер – класса для педагогов ДОУ «Формирование основ экологической культуры участников образовательного процесса через использование экобукваря «Разноцветное слово «Здравствуйте!»» ⋆ Планета Детства

Цель: распространение и передача педагогического опыта в процессе активного общения, обучение методике работы с экобукварем  «Разноцветное слово «Здравствуйте!»

Задачи:

  • познакомить педагогов с инновационными методами работы по формированию у воспитанников ответственного отношения к природе;
  • дать методические рекомендации педагогам и показать приемы работы с экобукварем «Разноцветное слово «Здравствуйте!»» для детей старшего дошкольного возраста.

Краткое описание мастер-класса: В ходе мастер-класса участникам будет продемонстрирован опыт использования практического пособия. Они получат возможность повысить уровень своей профессиональной компетентности по формированию основ экологической культуры дошкольников, практически освоить методы и приемы работы с экобукварем. Смогут познать себя, свое отношение к природе, поставить себя на место цветка, животного, птицы, дерева, ощутить их настроение, понять их состояние.

Необходимое оборудование и материалы для проведения мастер-класса: мультимедийный проектор, ноутбук, столы, стулья, ручки.

Ход мастер — класса

Слайд 1 — Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы приветствуем вас на мастер-классе тема которого «Формирование основ экологической культуры участников образовательного процесса через использование экобукваря «Разноцветное слово «Здравствуйте!»»

 Слайд 2  (Ведущий читает акростих «Здравствуй!»)

Здоровья Вам  – так понимаем это слово,

Должно быть всем оно знакомо!

Родных, друзей, учителей,

А так же всех знакомых

Встречаем этим словом,

Счастливым, нежным тоном.

Творим добро во благо,

Ведь миру это надо!

Улыбкой встретим мы рассвет

Й  добротой наполним свет!

Слайд 3 — Детский сад № 52 г. Рыбинска Ярославской области  представляет учебно — практическое пособие экобукварь «Разноцветное слово «Здравствуйте!».

Почему экобукварь?  Работая в рамках инновационной площадки  по формированию  экологической  культуры  участников  образовательного  процесса  появилась идея создания экобукваря.  Общеизвестно, что букварь — пособие для обучения грамоте.

Экобукварь  — это пособие через которое  дети постигают искусство общения с  себе подобными и  природой. Читая вместе со взрослым страницы экобукваря, выполняя его задания, дети учатся экологической грамоте.

Изучив методическую литературу и пособия  по экологическому образованию детей, мы убедились, что отсутствует  пособие, содержание которого способствует формированию умения ребёнка встать на позицию любого живого существа (цветка, птицы, зверя, насекомого, дерева, человека и всей планеты), позволяет ощутить их настроение и почувствовать их состояние.

Слайд 4 — Существующие  экобуквари адресованы учащимся средних и старших классов, и не могут быть применены в работе с детьми дошкольного возраста.

Наш экобукварь предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Является универсальным средством дополнения любой вариативной программы экологического образования.

Слайд 5 — Использование пособия способствует решению задач ФГОС во всех образовательных областях.

Слайд 6 — Экобукварь используется в работе с детьми в разных видах деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, проектной).

Слайд 7 — При коллективной и индивидуальной формах обучения с  детьми  старшего дошкольного возраста, в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности детей со взрослым.

Слайд 8 — Наряду с традиционными методами образования, мы используем инновационные методы, представленные учеными экопсихологии, активно развивающейся в последнее десятилетие.

Слайд 9 — Использование педагогом любого из представленных на слайде методов создает дополнительные возможности в образовательной работе, ориентированной на формирование ответственного отношения к природе.

Слайд 10 — Предлагаем пройти по страницам экобукваря, посмотреть на практике применение некоторых из этих методов. А вам на это время стать детьми.

Слайд 11 — Мы с вами на странице «Здравствуй, друг – Человек!». В очень далекие времена, когда жили пещерные люди, у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь …  Как вы думаете, что они чувствовали? (Ответы участников (им было плохо…, грустили… и т.д.)).

Слайд 12  — …И тот, кто был у них вместо врача, сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу … Ответьте, пожалуйста, чего не желали они друг другу (Здоровья). Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

Слайд 13 —  Открываем страницу «Здравствуй, планета Земля!». (На слайде, по щелчку, последовательно появляются картинка и вопросы к ней.)

— Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия:

— Пройду мимо.

— Понаблюдаю.

— Поглажу, покормлю птенцов. (Обсуждение педагогами)

— После похода остался мусор. Ваши действия:

— Закопать в яму.

— Унести домой и выкинуть в мусоропровод.

— Оставлю всё как есть, там и так много мусора. (Обсуждение педагогами)

-Решая предложенные в букваре ситуации, ребенок, осуществляя выбор, может усомниться в его правильности. И в процессе обсуждения открыть для себя истину.

Слайд 14  — Рассмотрим проблемные ситуации, но вопросы будут иными. (На слайде, по щелчку, последовательно появляются картинка и вопросы к ней.)

— Посмотрите на слайд. Дети пришли с воспитателем на поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. Цветы услышали разговор детей…

— Что подумали о детях цветы? (Ответы педагогов)

— Решая данные ситуации, мы доводим до сознания детей мысль о том, что цветы – это тоже живые существа, которым необходима наша любовь, тепло, защита. И тогда они будут нести нам радость.

Слайд 15 — Перейдем к следующей странице букваря. (На слайде, по щелчку, последовательно появляются картинка и вопросы к ней.) В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленького ёжика. Давай его возьмём к себе, чтобы он не заблудился” – сказал один мальчик.

— А Ёжик подумал про мальчика… Предположите, что подумал ежик? (Ответы педагогов)

— Данные вопросы стимулируют осознание воспитанником того, как его поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.

Слайд 16 — На страницах раздела «Здравствуйте, цветы!» предлагаем сравнить строение цветка и человека. Уважаемые коллеги, встаньте, пожалуйста. Сравним себя с прекрасным цветком и выполним упражнение «Цветок».

«Если бы я был цветком, мои ноги бы росли и росли в землю. – Наклониться, провести руками по ногам снизу вверх

Эти длинные ноги были бы так хороши. Они держали бы меня на месте, когда дует ветер. И искали бы мне воду, чтобы пить. Но самое лучшее — мне не нужны были бы ботинки,

потому что мои новые ноги назывались бы… корень. – Покачивание туловищем

Если бы я был цветком, мое туловище стало бы гибким и прочным, как стебель,  а руки превратились бы в листья, на верхушке стебля распустилось бы прекрасное соцветие, оно будет привлекать насекомых, кормить их нектаром. – Медленно поднять руки вверх, слегка развести их в стороны, продолжая покачиваться

А весь цветок будет радовать человека. Как это прекрасно – быть цветком!» – Медленно покружиться на месте.

— Можно занимать свои места и продолжать путешествие по экобукварю.

Слайд 17 – Откроем следующую страницу букваря. Как вы считаете, умеют ли цветы  думать? Посмотрите на слайд, схожи ли мысли этих цветов? Ответим на вопросы:

— О чем думает срезанный и поставленный в воду цветок?

— О чем думает сорванный человеком цветок?

— О чем думает цветок, растущий на поляне?

— Поиск ответов на данные вопросы способствует формированию чувства сопереживания личности состояния природного объекта, а также сочувствия ему.

Слайд 18 — Посетив страницу из раздела «Здравствуйте, Насекомые!» сравним человека и насекомого.

У человека органами обоняния является …? (нос), а у насекомого…? (усики)

У человека органами вкуса является …? (вкусовые рецепторы в ротовой полости), а у насекомого, например, кузнечика… (лапки)

Органы слуха у человека – это… ? (уши, расположенные на голове), а у насекомого –кузнечика …? (под коленками лапок)

Органы передвижения человека – это …? (ноги), а летающего насекомого — …? (Крылья и лапки)

Ведущий вызывает одного человека (либо нескольких, либо привлечь всех участников мастер-класса), предлагает согнуть назад ногу, держать ее двумя руками, прижимая крепко, не прыгая, попросить передвигаться в любых направлениях.

— Какие вы испытываете ощущения? (ответ участника)

— Проводя такие перевоплощения с детьми, подводим их к пониманию того, что насекомые, оставшись без одного крыла, оказываются еще в более затруднительном положении.

Слайд 19 —  Мы с вами на следующей странице букваря.

— Предлагаем вам продолжить следующие высказывания (ведущий управляет показом слайдов, картинки появляются по щелчку):

  • Каждый из нас нуждается в крепкой … семье (появление картинки на слайде)
  • Наши меньшие братья живут … семьей (поочередное появление картинки и слова «семья»  на слайде)
  • Каждая мама заботиться о … здоровье своего ребёнка (появление картинки «мама кормит ребенка», оберегает, защищает его (появление картинки «свинья кормит»)
  • В семье малыш чувствует себя защищённым…(появление слова «Зашита»)
  • Они заботятся  и о  внешнем виде своих ближних…  (появление двух картинок)
  • Детский сад и школа для нас как вторая большая семья… (появление картинки дети, воспитатели)
  • Есть ли детский сад у наших братьев меньших?… предполагаемые ответы участников мастер-класса. — У них тоже есть « детский сад»…(появление картинки пингвины)

— С помощью таких упражнений мы подводим детей к пониманию того, что мир человека и мир животных очень схожи. Давайте относиться к нашим братьям меньшим как к самому себе.

Слайд 20 — Через упражнения пособия  развивается речь дошкольника. Выполним упражнение «Назови семью».

В заданной на слайде последовательности (мама, папа, детеныш), с появлением картинок (по щелчку), участники их называют, в конце называют всю семья (например, волчья).

— Скажите, пожалуйста, на решение каких речевых задач направлено данное упражнение? (расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании, образование притяжательных прилагательных).

Слайд 21 — Часто качества человека сравнивают с качествами животных. Предлагаем выполним следующее упражнение экобукваря. Продолжите предложение… (на слайде, по щелчку, появляется выражение «хитер, как…», участники высказывают варианты, по щелчку появляется картинка-ответ, и так со всеми высказываниями «упрям как…», «голоден как», «преданный как…», «труслив как…», «силен как…»)

— Данное упражнение подводит к пониманию того, что человек и животное близки.

Слайд 22 — И мы, и животные испытывают чувства. Представьте себя на месте собаки, лежащей у пустой миски. Выскажите вслух ее мысли?

— Какие чувства они вызывают у человека? – варианты участников мастер-класса  (жалость желание приласкать, помочь, приютить)

— Данное упражнение способствует формированию чувства сопереживания, сострадания, желания помочь, защитить.

Слайд 23  — Один из разделов экобукваря посвящен птицам. Откроем одну из его страниц. Могут ли быть у людей сомнения в выборе корма для птиц? Что предложить синице, воробью? Какой корм запрещен, но люди об этом не знают? Какой корм подходит любой птице? (обсуждение и ответы участников).

— В экобукваре представлена научная информация, формирующая экологическую грамотность не только детей, но и взрослых.

Слайд 24 — Специально подобранный в пособии литературный материал  несет экологическую смысловую нагрузку не только природоведческой, но и социальной направленности. Позволяет наиболее полно сформировать субъектно-этический аспект отношений к природе.

Слайд 25 — Наряду с инновационными методами в экобукваре, в разделе «Здравствуй, друг – Человек!», представлены и традиционные приемы. К примеру,  прием драматизации. Представим себя на месте сказочных героев. Поздоровайтесь как… (участники через прием драматизации выполняют упражнение, представленное на слайде)

— Перевоплощаясь,  дети выбирают приемлемые и неприемлемые интонации приветствия.

— Вернемся к инновационным методам. Предлагаем вам, определить какой метод был использован в том или ином задании

Слайд 26 —  Назовите задание, соответствующие методу экологической ассоциации.

 (ответ – «Мы очень похожи»)

Слайд 27 —  Выберите из предложенных заданий подходящее к методу экологической идентификации.

(ответ – Сравнение человека и насекомого)

Слайд 28 —  Какое  задание подходит к методу экологической лабилизации?

(ответ – Проблемные ситуации)

Слайд 29 —  С помощью какого задания реализуется метод экологической эмпатии?

(ответ – «О чем они думают…»)

Слайд 30 —  Назовите задание, соответствующее методу экологическая рефлексия.

(ответ — Проблемные ситуации)

Слайд 31 —  Какое  задание подходит к методу художественной репрезентации природных объектов?  (ответ — экологические стихи)

Слайд 32 —  Сегодня мы представили вам  элементы методов и приемов работы с  нашим пособием.

 — Коллектив нашего детского сада небольшой. Доброе дело имеет начало. Девизом нашей работы стали слова Н.Рериха «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самых скромных доспехах”. Чем раньше мы пробудим в детях заботу об охране природы, тем успешней выполним величайшую задачу современности – оберегать жизнь Земли, умножать её богатства…

— Главный результат использования экобукваря – изменение позиции детей к субъектам окружающего мира, умение понять, ощутить их настроение.

— В завершении нашего мастер-класса мы используем метод интерпретации. И на языке жестов говорим вам – (показ ведущего – прикладывает последовательно ладонь правой руки ко лбу, рту, сердцу)

— Вы догадались, что мы хотели вам сказать? В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

Слайд 33 — Мы благодарим вас за работу, но не говорим до свидания, а произносим вновь слово здравствуйте – желаем вам здравствовать — здоровья вам!

Авторы:
Чернова Евгения Валентиновна, воспитатель;
Ворушилина Елена Анатольевна, воспитатель;
Вовк Елена Геннадьевна, воспитатель;
детский сад № 52, г. Рыбинск, Ярославская обл., Россия.

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Мастер-класс с педагогами «Путешествие в экологию»

Муниципальное дошкольное казенное

образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Кондинского района ХМАО-Югры

Мастер-класс с педагогами

«Путешествие в экологию»

подготовила

Доля Татьяна Ивановна

воспитатель

п. Мортка, 2017

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3. Воспитывать любовь к природе.

Звучит фонограмма П. И. Чайковского «Времена года».

Удивительный мир природы – он встречает человека морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться задуматься.

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанный мир, который называется природой.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зелёный луг,

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется ЗЕМЛЯ!

Все из вас любят и знают русскую народную сказку «Теремок», я предлагаю вам поиграть в нее, только герои будут немного другие. (предложить взять со стола картинки).

Представьте, что я Планета Земля и приглашаю к себе жить только того, кто приносит мне пользу. (дерево, волк, муравей, дятел, ручеек, человек)

Каждый педагог со своей картинкой подходит и стучится:

-Тук, тук, кто в теремочке живет?

— Я, Земля, а ты кто?

— Я, дерево, пусти меня к себе жить.

— Пущу, если скажешь, какую пользу ты мне приносишь.

За ваше доброе отношение к планете Земля вы получаете пазл, за каждое последующее успешно выполненное задание вы также будете награждены.

Я рада приветствовать вас в моем доме и предлагаю поиграть в игру, которая называется «Если вдруг».

Условия таковы: я буду давать начало ситуаций, а вы должны продолжить –

что же может случиться.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле – погибнут многие

насекомые, в том числе и пчелы – не станет меда, очень ценного продукта

для здоровья человека.

Продолжите теперь вы.

— Если будут продолжать загрязнять реки, озера…

— Если вырубят все леса на Земле…

— Если продолжат сбрасывать радиоактивные отходы в болото …

— Если все будут выбрасывать мусор на улицу…

— Если не закроют свалку завода МДФ…

— Если продолжат уничтожать редких животных…

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Вам надо схематично изобразить пословицу так, чтобы зрители смогли ее “прочитать”.

«Как аукнется, так и откликнется».

Какой вывод можно сделать? ( в природе все взаимосвязано)

Если мы нарушим одно – погибнет другое. Природа не зря бьет тревогу и

просит о разумном к ней обращении.

В природе существует три состояния воды — твердое, жидкое и газообразное. Изобразите их, а помогут вам в этом маленькие человечки.

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания, вам необходимо определить автора и название произведения. На экране картины: «Утро в сосновом лесу» И. Шишкин, «Золотая осень» И. Левитан, «Девятый вал» И. Айвазовский, «Грачи прилетели» А. Саврасов, И. Грабарь «Зимнее утро».

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).

Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди олицетворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет символом счастья. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!

Давайте посмотрим, что получится, если сложим пазлы вместе (собираем пазлы за столом, получается сердце). Раздается стук сердца — это не просто стук сердца, это зов нашей души, чтобы все мы на планете Земля жили в мире и согласии.

Список литературы

1. О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 496с.

2. Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. — 4-е изд. — М.: АРКТИ, 2015. — 80с.

Интернет ресурсы

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *