Статья по теме: «Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»
«Детский мастер-класс
как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»
Лохова Н.И
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Новосёловский детский сад «Росинка» №24
«Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму»
(Конфуций)
С введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования в профессиональную лексику педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные практики», который и сегодня вызывает многочисленные вопросы, связанные с пониманием его сущности, специфики культурных практик ребенка – дошкольника.
Стандарт планирует новое отношение участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик. [3]
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. [4]
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в частности, «ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности». Мы искали практики, при реализации которых возможно получить такой образовательный результат, как проявление детской инициативы и самостоятельности. На фестивале дошкольного образования в г. Красноярске нас познакомили с такой практикой как «Детский мастер-класс». Эту практику мы апробировали в условиях нашего детского сада и сегодня хотим поделиться пока небольшим, но успешным опытом работы.
На наш взгляд это очень эффективная форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
Мы постоянно видим, что дети, независимо от возраста, научившись чему-то новому, делятся опытом со сверстниками. Мы решили это использовать в образовательной деятельности. Было определено, что ребенок, который проводит мастер-класс, является — Мастером, а дети которые принимают участие — Умельцами.
Организуем детский мастер-класс 1 раз в неделю. На утреннем сборе, исходя из образовательного заказа группы, дети определяют количество мастер — классов на день, но не более трех. Каждый мастер размещает свою работу на доске выбора, рядом со своим фото.
В течение дня воспитанники группы, в соответствии со своими интересами, размещают свои фотографии (условные обозначения, картинки) на доске выбора в кармашек мастер-класса, на который они хотят пойти. Дети проводят мастер-классы не только по изготовлению поделок, но и обучают Умельцев пальчиковой зарядке, стихам из серии «Расскажи стихи руками», инсценировке сказок с использованием настольного, кукольного театра.
Проведение Мастер — класса организуется во второй половине дня. Мастера работают одновременно каждый со своей группой Умельцев. Задействуется все пространство группы.
Хотим отметить, что практически каждый воспитанник группы, хотя бы один раз, выполнял роль Мастера.
После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.
Несколько раз проводили детские мастер — классы совместно с родителями. Они могут быть «привязаны» к теме недели, например, «Птицы». Ребята — мастера с родителями дома готовят мастер — класс по изготовлению птички в любой технике. Дети — Умельцы выбирают себе ту технику, которая им нравится. Во второй половине дня организуется детский мастер — класс, на который приглашаются и родители. В этом случае родители могут выступать в роли помощников своим детям, если у них появляются какие — либо затруднения. Если же Мастеру все удается, то родителям остается лишь гордиться своим ребенком. По завершению работы каждая группа Умельцев благодарит своего Мастера, Умельцы демонстрируют свои работы, присутствующие аплодируют, выражая свое отношение к успешному результату работы.
Данную технологию мы используем первый год. Работу осуществляем при тесном взаимодействии с родителями, так как только с помощью сотрудничества педагога, родителя и ребенка можно достичь максимального результата от всего процесса организации и проведения детского мастер – класса. В ходе подготовки и проведения мастер – класса мы создаем определенные условия, ситуации, когда дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. «Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений» (Н.Е. Веракса «Инициатива в ДОУ») [1]
Мы руководствуемся следующими правилами организации детского мастер-класса:
- Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.
- День и время мастер-класса обговариваются на групповом сборе.
- Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.
- Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.
- Педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого мастер-класса, чтобы всем было удобно.
- Оптимальное количество параллельных мастер-классов — три. В каждом из них должен принимать участие взрослый, в качестве партнёра по совместной деятельности.
Структурой детского мастер-класса является:
- Презентация темы мастер-класса
- Выбор детьми мастер-класса.
- Представление опыта Мастером
- Практическая часть
- Презентация продуктов деятельности
- Благодарность Мастеру
- Представление Умельцев
Совместно с детьми мы разработали правила для участвующих в мастер-классе:
— Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.
— Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.
— Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.
— Вопросы задаём вежливо.
— Не стесняемся задавать вопросы.
— Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.
— Благодарим Мастера за представленный опыт.
Ценностью детских мастер-классов является:
Для детей, дающих мастер-класс:
— Приобретение опыта публичных выступлений;
— Формирование коммуникативных навыков;
— Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
— Формирование ответственности;
— Развитие инициативности.
Для детей, участвующих в мастер-классе:
— Овладение новыми способами действий;
— Приобретение опыта коллективной деятельности;
— Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам.
— Развитие вопросительности;
— Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.
Ценностью детских мастер-классов:
Для педагога:
— способ поддержки детских инициатив;
— способ сплочения группы;
— возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
— возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
— возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
— возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него:
— увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
— способ участия в реализации образовательной программы.
В ходе реализации этой практики дети приобрели опыт публичных выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя успешными и значимыми; стали более ответственными; проявляли самостоятельность. Так же хочется отметить, что дети для проведения мастер-классов стали искать информацию в различных источниках: у родителей, из книг, Интернета.
Родители получили возможность выполнять совместные действия с детьми, увидели своего ребенка в новом свете, испытали гордость за него.
Так же считаем, это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой культурной практики как Детский мастер — класс в образовательной деятельности, так как она работает на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, «ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности».
Список литературы:
1. Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ — sdo-journal.ru› Номера журнала› Инициатива в ДОУ
2. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007.
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. — Режим доступа: legalacts.ru›
4. Статья «Организация культурных практик детей дошкольного возраста» урок.рф› Библиотека›…_detej_doshkolnogo_v…
nsportal.ru
Учебно-методическое пособие по теме: Мастер – классы для родителей и педагогов
Мастер – класс
для родителей
«Нетрадиционные пальчиковые игры»
Подготовила:
воспитатель Калинина И.А.
Цели:
— повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
— объяснить родителям необходимость выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук;
— дать рекомендации к проведению нетрадиционных пальчиковых игр;
— построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.
Оборудование: памятки с рекомендациями для родителей по развитию мелкой моторики рук, пуговицы, подносы и мешочки с сыпучими материалами (горох, бобы, гречка, манная крупа), бельевые прищепки и геометрические фигуры, пробки от бутылок, контейнеры с бусинами и макаронами, «Волшебные коробки» со спичками, шишки, грецкие орехи, массажные мячики.
Родители с детьми сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, «сухие бассейны»- емкости, разносы с сыпучими материалами и т.д.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть вас на мастер-классе. Сегодня мы поговорим о нетрадиционных пальчиковых играх.
Вначале я хочу, спросить, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики рук и ног, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Рекомендации к пальчиковым играм:
— чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;
— главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки, вначале можно выполнять движения каждой рукой отдельно, затем вместе;
— играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.;
— некоторые нетрадиционные пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.
Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.
Родители выполняют упражнения вместе с детьми.
Игры с пуговицами.
1.Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.
2.Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
3.Из пуговиц можно составлять буквы русского алфавита на занятиях по обучению грамоте.
Игры с сыпучими материалами.
1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
2.Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
3.Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
4.На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.).
5.В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.
6.В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив, ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.
Игры с пробками от бутылок.
1.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«По свежему снегу, мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине — можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с прищепками
1.Возьмем бельевую прищепку и проверим на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. Затем бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2.Представьте вместе с малышом, что прищепки — это маленькие рыбки, а квадратик, выполненный из картона — это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко, «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем и развивает его.
Игры с бусинами, макаронами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с палочками и спичками.
1.Предложите ребенку собрать палочки (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя мизинцами.
2.Построим «дом» из спичек, чем выше и ровнее «дом», тем лучше (взрослый показывает схему-образец).
Игры с шишками, игрецкими орехами и массажным мячиком.
1.Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.
2.Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию речи.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1.Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.
2.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
3.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
4.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.
5.Сайт http://www.maam.ru/detskijsad
nsportal.ru
Методическая разработка на тему: Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваемся в игре»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №328» городского округа Самара |
РОССИЯ, 443076, г. Самара, ул. Партизанская, 204
тел. 8(846)261-87-30
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Развиваемся в игре»
Подготовила и провела:
воспитатель
Абсалямова Алия Ахсановна
18.11.2015
1 часть. Вступительное слово ведущего:
Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также осуществлять подготовку детей к школе. Одним из непременных условий успешного обучения ребенка в школе является развитие произвольного внимания и произвольной памяти.
Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания и памяти в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. А это значит, что хорошо развитые память и внимание являются для детей «языком познания».
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания, а со стороны родителей и учителей бывает много жалоб и на плохую память ребенка, особенно в 1 классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день в школу и т.п. Поэтому степень готовности ребенка к обучению в школе существенно зависит от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в дошкольном учреждении в течение предыдущих лет, как происходило у него развитие познавательных процессов.
Исследования показывают, что развитие произвольного внимания и памяти у старших дошкольников, при грамотном управлении этими процессами, может происходить довольно интенсивно и давать положительные результаты даже в течение одного года обучения.
Внимание и память старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание или быстро запомнить то, что им неясно, непонятно, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Педагогам необходимо не только делать трудный и непонятный материал доступным и понятным, но и развивать у детей волевые усилия, а вместе с ними и произвольную память и внимание.
Вопрос к педагогам:
Какие же условия необходимы для поддержания у детей устойчивого произвольного внимания и развития произвольной памяти в разных видах деятельности?
Примерные выводы:
- Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
- Привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке – это создает определенную установку для развития внимания и памяти;
- Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;
- Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей;
- Тренировка произвольного внимания и памяти;
Ведущий:
Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания и памяти и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. Под влиянием игры внимание и память ребенка достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность успешного обучения в школе. Как писала в своей книге «Креативный ребенок» М. Монтессори: «Ребенок…посредством игр…приобретает способности и силы, которые требуются ему для формирования и развития».
2 часть. Игры с педагогами
Ведущий:
Сегодня мы рассмотрим и обыграем наиболее эффективные игры и игровые упражнения, которые, как показала практика, представляют наибольший интерес для детей, просты в изготовлении и применении. По ходу нашей работы вы можете предложить свои интересные игры или варианты представленных игр в нашей педагогической гостиной.
1. Игры – «Шифровки»
В этих играх применяется один из методов мнемотехники – метод «крокирования» (от франц. – чертеж, схема, набросок).
Этот метод помогает научить детей с помощью рисунков, схем, условных знаков и обозначений шифровать слова или «прочитывать» уже зашифрованные. Этот метод чаще используется в играх путешествиях, сюжетных играх, при обогащении словаря детей. Он помогает значительно повысить продуктивность запоминания.
Задание педагогам: «Придумаем кроки»
Педагоги заранее разделены на небольшие группы, каждая группа педагогов получает небольшой текст (2 – 4 предложения), который нужно «зашифровать» (т.е. нарисовать, условно обозначить) по своему усмотрению в течение 3 -5 минут. Затем педагоги поочередно «расшифровывают» получившиеся «кроки», отмечают наиболее удачные и четкие.
2. Игра «Кто быстрее соберет?»
Эта игра развивает у детей зрительно-моторную память.
Ведущий раскладывает на столе 5 разных предметов или игрушек. Одному из педагогов завязывают глаза, и он должен с максимальной быстротой собрать эти вещи в порядке, который указывает ведущий. Ведущий может поменять расположение предметов, и их по очереди должны собрать другие участники игры.
Тот, кто сделает это быстрее других, считается победителем. Время определяется по часам с секундной стрелкой.
3. Игра «Пуговицы»
Эта игра для развития объема памяти и внимания.
Описание: ведущий игры показывает карточки для игры и наборы пуговиц, внутри которых ни одна не повторяется. Для начальных игр достаточно игровых полей с 4 – 6 клетками. Затем количество клеток увеличивается на усмотрение педагога. Пуговицы кладутся на клетки поля, водящий располагает их по своему усмотрению, дает партнеру время – 20-30 сек., чтобы запомнить их расположение и накрывает поле листом чистой бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.
Если на первых этапах дети затрудняются в игре, следует научить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. Одновременно при этом надо закреплять умение ориентироваться на бумаге (вверху, внизу, столбец, ряд, влево, вправо и др.).
Задание педагогам: предлагается таблица с символами, расположение которых они должны воспроизвести по памяти на своих таблицах. Отмечаются педагоги, правильно и быстро справившиеся с заданием.
4. Игра «Кукловоды»
Ведущий предлагает одному педагогу выступить в роли «кукловода», а другому в роли «куклы». «Кукле» завязывают глаза и «кукловод» водит ее, держа за плечи по несложному маршруту в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад и т. д.Затем «кукле» развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца.
5. Игровое упражнение «Найди и зачеркни»
Это упражнение на развитие устойчивости внимания.
Играющим дается небольшой текст (можно газетный, журнальный и др.) и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). В этом упражнении можно фиксировать время выполнения и проводить его в соревновательной форме. Для тренировки распределения и переключения внимания можно изменить инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркните букву «а», а букву «б» подчеркните». Или так: «Зачеркните букву «а», если перед ней стоит буква «н» и т.п.
6. Игры с использованием художественных текстов по типу «Кто самый внимательный?»
Такие игры развивают произвольное внимание и его объем.
Ведущий предлагает педагогам послушать стихотворение и затем ответить на вопросы:
Куда делся Понедельник?
— Где бездельник Понедельник? —
Спрашивает Вторник
— Понедельник — не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
Ю. Мориц
Вопросы педагогам: Какой день недели является дворником? Для кого понедельник притащил ведро воды? Какой день недели кочегар? Что смастерил ему понедельник? Как в этом стихотворении называют пятницу? Кто с кем поехал на обед к воскресенью? В какой день недели был обед у воскресенья? Как вторник отзывается о понедельнике? Соответствует ли это действительности?
3 часть. Заключительное слово ведущего:
Как известно, мы, педагоги, тоже постоянно чему-то обучаемся, приобретаем новые знания и умения, и нам необходимы хорошая память и внимание, развитое мышление, которые также нуждаются в регулярной тренировке. Я предлагаю вам для тренировки экспресс-викторину «Круг или квадрат?». В каждом высказывании викторины прячется круг или квадрат. А может быть, то или другое. Что именно в каждом случае – вам и нужно определить.
- Самая знаменитая картина Казимира Малевича («Черный квадрат»)
- Форма публичного обсуждения («Круглый стол»)
- Роман А. Солженицына («В круге первом»)
- Способ посева ряда культур (Квадратно-гнездовой)
- Сторонники английского парламента в период Английской буржуазной революции («Круглоголовые»)
- Сбор казаков (Казачий круг)
Литература.
- Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу!, М., 1998
- Матюрин И., Чекаберия Е. Зрительная память. М., 1992
- Бодрова И. Технология развития памяти. М., 1999
- Ильина М. Готов ли ваш ребенок к школе? Минск, 1999
- Шмаков С. Ее величество – игра. М., 1992
nsportal.ru