Мероприятия экологической направленности в школе – 5 — 11

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание.

Материал подготовлен воспитателем начальных классов ГБОУ «Школа-интернат №2 VII вида” г. Твери Чистяковой Л.А.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Перечень базовых национальных ценностей, приведенных в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным.

Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности.

Любовь к природе заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьника. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, охранять окружающую среду.

Одно из основных условий успешного решения вопросов охраны окружающей среды – высокая экологическая культура населения. Процесс формирования экологического мировоззрения затрагивает разные уровни и сферы развития личности, является обязательным этапом становления ее социальной сущности. В этой связи, проблема создания целостной, эффективной системы экологического воспитания – важнейшая социальная проблема государственного значения.
Решение ее во многом связано с совершенствованием форм и методов школьного экологического образования.

Почему это так необходимо? Что послужило тому причиной?

К числу актуальных, острых относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Загрязняется воздух, вода, почва. В результате – истощаются почвы, от загрязнения мест обитания, разрушения, влияния со стороны человека – исчезли, или на грани исчезновения, многие виды растений и животных.

Спасти окружающую среду от уничтожения человечество сможет только при условии осознания своей собственной позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Экологическое воспитание формирует ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых норм природопользования, пропаганду идей, активную деятельность по изучению и охране природы своей страны.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния окружающей среды своей местности и ее улучшению, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Наша школа находится в непосредственной близости к природе – Бобачевской роще, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Она расположена в Московском р-не г. Твери. Площадь – 20,5 га. Является памятником природы с 1982 г.

Во все времена года (практически ежедневно) мы посещаем Бобачевскую рощу. Наблюдаем за природными изменениями, играем в познавательные игры: «Найди дерево по его приметам» и т.п. Во время экскурсий, прогулок собираем осенние листья, сосновые и еловые шишки, интересные по форме сучки и т.д. В свободное от самоподготовки время готовим поделки из осенних листьев.

Мероприятия экологической направленности в начальной школе.

1. Проводим недели экологии в рамках предметных декад.

В течение предметной недели была организована выставка поделок обучающихся, прошли открытые уроки, внеклассные мероприятия. Проявился интерес родителей к проведению предметной недели – помогали детям готовить поделки, присутствовали на внеклассных мероприятиях. Проводились конкурсы плаката и рисунков на тему экологии. Умение видеть красоту окружающего мира – основа истинной любви к природе, бережного отношения к ней. Были проведены классные часы.

На заключительной линейке по декаде экологии подведены итоги в конкурсах – плаката, рисунка, поделки, состоялось театрализованное представление «Кто спасет зеленый лес»; игры и конкурсы на экологические темы.

Экологические экскурсии: «По экологической тропе».

Конкурсы:

  • эстафета «Экологическая тропа»
  • конкурс плакатов «Сохраним планету Земля»
  • конкурс газет
  • конкурс «Знатоки природы»

Экологические акции:

  • «Спасем первый подснежник – не рвите мать-и-мачеху!»
  • «Покорми птиц зимой» (3,4 кл.)
  • «Птичий патруль» (1,2 кл.)
  • «Сделай чистым Дом, в котором ты живешь» (сезонные акции по уборке территории школы и прилегающих к ней территорий)
  • «Витамины на подоконнике» (выращивание овощей и зелени на подоконнике)

Экологические праздники: февраль – масленица; март – День птиц.

Выставки:

  • поделки из природного материала «Здравствуй, осень золотая!»
  • оформление научно-познавательных стендов «Сохраним планету Земля»

Классные часы – проводились по планам классных руководителей, учитывая план воспитательной работы школы и экологический календарь.

Экологические проекты:

  • «Мы как часть природы»
  • «Лес (парк) как природный комплекс»
  • «Мир насекомых нашей местности»
  • «Особо охраняемые территории (заповедники)» и др.

В процессе экологической работы используется ИКТ:

  • просмотр художественных и научно-популярных фильмов о мире природы и его обитателях
  • просмотр телепередач о природе «Диалоги о животных», «Мир дикой природы», «Неизвестная планета», «Тайны дикой природы»

Совместная трудовая деятельность.

Выращивание растений и уход за ними на разных фазах их развития:

  • проращивание семян растений (гороха, бобов и др.)
  • посев семян растений для выращивания рассады
  • высадка рассады в грунт (анютины глазки, настурция, примула и др.)
  • уход за комнатными растениями, клумбами (полив, рыхление, прополка)
  • уход за деревьями и кустарниками на участке школы (осенняя уборка листьев и веток, сгребание снега к корням растений)
  • уход за домашними животными

Имея опыт работы учителя, проводя внеклассные мероприятия, я пришла к выводу о необходимости формирования экологических знаний у младших школьников на уроках, но с обязательным продолжением во внеклассной работе.

Важным аспектом экологического воспитания я считаю и просвещение родителей учеников. Это знание ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребенка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относиться.

Провожу родительские собрания на экологические темы. Я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания (валеологией). Нарушение по отношению к еде, проявляющееся в переедании и последующем ожирении, впоследствии приводит к различным болезням. Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний. Целью моих бесед стало ознакомление школьников и их родителей: с требованиями гигиены питания; со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников, со значением полезных продуктов; с пользой теплой и жидкой пищи; разъяснение вреда чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями.

Систематически провожу с детьми уроки здоровья. Особое внимание уделяю соблюдению детьми режима дня в различное время года, стараюсь на практических примерах убедить детей осознанно следить за своим здоровьем. «Что ты должен и чего не должен делать, чтобы быть здоровым?» Дети стараются ответить на этот вопрос. «Грязь и неряшливость в одежде – пренебрежение к своему здоровью».

Интересные беседы провожу по экономному, бережному расходованию воды в хозяйстве. С помощью экскурсий на притоки р. Волга (Тьмака и Лазурь) показываю, что забота о воде необходима.

После каждой экскурсии задаю вопросы:

  • Что дало вам общение с природой?
  • Стал ли ты добрее, богаче душой?
  • Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природы и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Любовь к природе – великое чувство.

Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. М.М. Пришвин писал: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Планируемые результаты экологического воспитания:

  • ценностное отношение к природе
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционального, нравственного отношения к природе
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

www.uchportal.ru

Воспитательное мероприятие экологической направленности

Сценарий

«Экологическая мода – 2014»

(Звучат фанфары. Выходят ведущие)

Ведущий1: Здравствуйте, дамы и господа!

Ведущий2: Здравствуйте, леди и джентльмены!

.

Ведущий1: Что может быть прекрасней молодежной моды?!

Ну разве что хорошая погода?

В восторге мы от солнечной погоды,

В восторге мы от молодежной моды!

Ведущий2: Мода, стиль и красота!

Вас приветствует всегда!

Опрятной и чистой должна быть одежда,

Это не знает только невежда.

Зимой или летом,

Красив будь всегда,

Ведь правит миром КРАСОТА!

Ведущий1: Красота и мода идут рядом. Сегодня мы предлагаем вам

Последний писк моды,

Костюмы для любой погоды.

Такое не видели до сих пор

Карден и Юдашкин, Шанель и Диор.

Ведущий2: Особенности нашей эксклюзивной коллекции «Утиль-мода-2014 » – в её простоте. Модели делаются просто, быстро и легко. Не требуется особых затрат, так как в ход идут подручные и подножные материалы. В этом сезоне в моде всевозможные и невозможные аксессуары.

(Звучит «грозная», тревожная музыка)

Ведущий1: Подумай, человек, как убиваешь ты себя

В безумной гонке за комфортом.

Как разрушаешь всё и вся ты на своём пути…

Ведущий2: Богатства недр ты истощил, леса зелёные срубил,

И атмосферу засорил… Подумай, человек!

Ведущий1: Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Ведущий2: Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Ведущий1: Давайте представим себе, что сегодня не 2014 год, а 2999 год. На Земле произошли те самые глобальные изменения, которых боялись уже в XX веке.

Ведущий2: Иссякли природные ресурсы, лик Земли представляет собой — огромные задымленные и окруженные горами мусора мегаполисы. Но человек существо мобильное и решил использовать вторичные отходы для изготовления одежды. Итак, перед вами эксклюзивный показ моды!

Ведущий1: А так как мода предполагает всегда конкурс, нам необходимо жюри, которое мы вам и представим:_________________________________________________________

Ведущий2: Итак, начинаем наш показ. Первыми на подиум приглашаются представители Дома Моды —— класса!

(творческие коллективы классов представляют свои модели)

Ведущий1: Каждая мода имеет своё время, которому она соответствует. Некоторые искусствоведы считают, что модная одежда:

безнравственна — за 10 лет до своего времени;

Ведущий2: вызывающая — за 2 года до своего времени;

Ведущий1: смела — за 1 год до своего времени;

Ведущий2: красива — когда она в моде;

Ведущий1: безвкусна — через год после своего времени;

Ведущий2: уродлива — через 10 лет после своего времени;

Ведущий1: смешна — через 20 лет;

Ведущий2: забавна — через 30 лет;

Ведущий1: своеобразна — через 50 лет;

Ведущий2: приятна — через 70 лет;

Ведущий1: романтична — через 100 лет;

Ведущий2: прекрасна — через 150 лет после своего времени.

Ведущий1: Итак, наш показ закончен, настало время жюри. Слово предоставляется председателю жюри

(Жюри оглашает результат и награждает победителей)

Жюри вручает сертификаты за участие в конкурсе:

1. Сертификат за самые практичные модели;

2. Сертификат за самые элегантные модели;

3. Сертификат зрительских симпатий;

4. Сертификат за самые фантастические модели

infourok.ru

Внеклассное мероприятие экологической направленности «Сбережем природу вместе»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»

Ближе всего к Богу в этом мире находится природа.

Сохранить ее – обязанность человечества.

Цели:

активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы

Задачи:

— привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды,

— воспитывать бережное отношение к природе,

-формировать умение работать в команде.

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки, плакаты

Ход мероприятия

На экране в фоне идет показ видео о природе

Ученик

О красоте Земли поёт душа.

О том, как мир огромен и прекрасен.

Мы разные, Земля у нас одна!

Перенесла она невзгоды и несчастья

Вреда ей человек принёс сполна

Давайте сохраним планету счастья.

Ученик

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить.

Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!

Ученик

— Сегодня наша встреча посвящена природе и экологии. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.

Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее и сберечь.

Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

Ученик

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Христианство учит, что цель жизни не состоит в максимальном потреблении. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Не собирай себе сокровищ на земле.

Святой апостол Павел говорил Всякое творение Божие хорошо, и природу следует уважать и беречь, так как она — творение бога. Природа — творение божие, а, значит, имеет божественную ценность.

А ко всему, что принадлежит богу, христианство учит относиться с глубокой осторожностью и любовью. Христианин должен питать те же чувства к природе, которые были во Христе.

Ученик

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Блаженны также те, кто любит животных. Люби животных, растения, и ты полюбишь в них Тайну Божию. В Нагорной Проповеди Христос говорит о том, что у Ббю…дщоооооооога не забыта ни одна из малых птиц, ни одна полевая лилия. Любовь к природе и забота о ней — это естественная часть деятельной любви ко Христу. Не случайно во время празднования Пятидесятницы происходит благословение и освящение природы.

Ученик

— Иногда слышишь: человек — царь природы.

Но кто поставил человека над природой? Сам человек? Все, окружающее нас, создал Бог, и природу и человека. А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Жизнь без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит людям природа, а взамен просит бережного, доброго отношения.

Мы должны любить природу, мы должны видеть, чувствовать в ней творца. Библия призывает поклоняться творцу, беречь его творения. Только один человек создан по образу бога. Это может быть воспринято как придающее человеку уникальную ответственность за все живое на земле.

Ученик

Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

Ученик

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как — мы, такая же — живая!

Один из влиятельных отцов латинского христианства святой Фома Аквинский считал, что даже самое незначительное творение существует как благородное и значительное. Он писал каждое творение существует для собственного блага и совершенствования Вся Вселенная со всеми ее частями является священной по отношению к Богу.

Песня в исполнении учащихся на песню Антонова «Не рвите цветы».

Слайд 1. — Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (Ответы детей.)

— Да, улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука– экология. Ее название образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом, и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме, имя которому — планета Земля.

(Входит Земля в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.)

Земля

— Вы обо мне?

А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья.

Я – Земля!

Ученик

Слайд 2. — Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению, много человек сделал промахов, ошибок.

Ученик

— По радио, телевидению можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.

Ученик

Слайд 3. — Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но неправильное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.

Ученик

Слайд 4. — Ребята, вам нравится, как выглядит Земля? (Нет!) Давайте, исправим ошибки. (Снимают с Земли накидку).

— Как можно использовать эти предметы повторно?

Ученик

Знаете ли вы?

Слайд 5.

  1. Что в Тихом океане есть целый «континент» из пластиковых отходов, известный как Большое тихоокеанское мусорное пятно. По некоторым оценкам, размеры этого пластикового «мусорного континента» могут быть в два раза больше США. (изображение на экране)

Слайд 6.

  1. Всемирно известная компания «Adidas» презентовала кроссовки, которые полностью сделаны из пластиковых отходов, найденных в океане. Таким образом, спортивный бренд продолжает удивлять своих поклонников стильными и необычными новинками, а также борется за чистоту окружающей среды. 

Слайд 7.

  1. Единственным относительно чистым местом на Земле является Антарктида. Данный континент находится под защитой «Договора об Антарктиде», который запрещает военную деятельность, добычу полезных ископаемых, ядерные взрывы и утилизацию ядерных отходов.

Слайд 8.

  1. Озеро Карачай — свалка радиоактивных отходов бывшего Советского Союза, которое находится в Челябинской области, является самым загрязненным местом на Земле. Если человек проведет всего час в этом озере, он гарантированно умрет.

Земля

— Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете. Видео-лес

— Спасибо, ребята. Пойдемте со мной! 

— Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

— Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! 

— Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! 

— Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи! 

Ученик

Как прекрасна наша земля, леса, луга, моря и реки.

Экологическая викторина

На этой огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 800 видов растений и проживают множество птиц и животных. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?
Ответ: Антарктида

Чичиков ходил во фраке цвета этого растения. Чай из ЕЕ листьев полезен при гастритах. Лечебный настой из ее плодов пьют при различных заболеваниях. Напиток из ее сока с сахаром и медом помогает при простуде. Настоем из листьев полощут рот. Как видите, от нее одна только польза! Назовите это растение, которое можно собрать в наших лесах. 
Ответ: Брусника


6. Какое «начало всех начал, плодовитости и жизненных сил» мы часто употребляем в пищу?
Ответ: Яйцо


9. «Я — растение, которое стали использовать в Китае много столетий назад, бываю черным, зелёным, желтым, красным. Сегодня же без меня не обходится ни один современный человек». О чем идет речь?
Ответ: Чай 

На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Что является самым важным веществом на Земле?
Ответ: Вода

Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях — высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь.
Ответ: Нефть


15. В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР — в 1978г. году. Её цель — выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты.
Как называется эта книга?
Ответ: Красная книга

Ученик

Слайд 15.

Земля величайшее чудо, она у нас одна. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

Ученик

— Дорогие ребята, будем беречь нашу землю и вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе, всегда был порядок. Больших проблем нам пока не решить, но кое – что мы можем сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда природа-матушка отблагодарит нас своей щедростью.

Некоторые экотеологи полагают, что Иисус, призывая любить ближнего как самого себя, подразумевал под ближним не только другого человека, но и природу. Природа и человек являются равноправными членами Божьего царства. Фраза о том, что Христос умер в не меньшей мере за леса и животных, чем за людей, не звучит сейчас удивительно. Творец всех существ является также и спасителем всех существ.

Нельзя не согласиться также и с таким мнением поскольку Бог создал природу так же, как и человека, то она тоже заслуживает уважения как создание Бога. Отсюда следует, что охрана природы является делом божеским, сама дикая природа — божественна, человек не имеет права производить в ней изменения, меняя божественный порядок, что является грехом.

Ученик (на фоне звучик музыка)

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь —

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут –

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету!

Танец цветов. Учащиеся 9 класса

Список используемой литературы:

Цифровые образовательные ресурсы:

http://festival.1september

http://kladraz.ru/metodika/vneklasnye-meroprijatija-po-yekologi-v-shkole.html

infourok.ru

Сценарий мероприятия экологического направления

Сценарий

«Нам этот мир завещано беречь»

Цели и задачи:

  • расширить знания детей о природе;

  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

  • воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;

  • развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление

Оборудование: компьютер

Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»

Все:

Весь мир у нас в руках, им управляют люди.

Узнать хотим сейчас, что завтра с миром будет.

Мы к вам приехали сейчас. Привет, бонжур, хэллоу.

Всё, что расскажем вам сейчас, Волнует нас давно.

Ну-ка, все вместе, уши развесьте.

Нужно обязательно слушать нас внимательно.

Ученик. Когда – то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Звучит песня «ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ» Музыка : В.Добрынина

Мир не прост

совсем не прост

Нельзя в нём скрыться

от бурь и от гроз

Нельзя в нём скрыться

от зимних вьюг

И от разлук

от горьких разлук

Но кроме бед

непрошеных бед

Есть в мире звёзды

и солнечный свет

Есть шум листвы

и тепло огня

есть у людей

планета Земля.

Шум прибоя,

Запах цветов,

Пенье птиц,

Дыханье лугов,

Солнца луч,

Сиянье зари

Это всё

это всё ты

ты сохрани.

На Земле, на Земле ты сохрани.

Ученик Что случилось? Что забылось? Что сломалось? Все яснее понимаю: быть беде! На земле уже природы не осталось, И живем мы в окружающей среде.

Ученик. Все сильнее ощущаю боль утраты, Худо с флорою и с фауной разлад.

1ученик А в салатах, говорят, одни нитраты, И нитриты в каждой рыбине сидят.

Ученик. Все тревожней на планете год от году! И понятно даже-даже комару: Или будем мы беречь свою природу, Или вылетим в озонную дыру!

Ученик. Люди, люди, что ж вы сделали с планетой? Сами бросились с нахоженных путей. Ведь другой такой нигде на свете нет,

Да и нет у природы запчастей!

Ученик. Я не хочу такого мира.

Где все так серо, все уныло…

Ученик. Опомнись, вздрогни человек:
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?

Припев песни: Сохрани Земля

Сохрани, Земля, сон своих детей,

Прорасти зерном, черный дым развей,

Сохрани, Земля, колыбель любви

Сквозь туман веков в новый день зари.

Ученик. Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую.
Нас много, а она одна.

1-й турист:

Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!

2-й турист:

Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он все вместит!
Лес ведь он — ничей!

Хором: Ничей!

3-й турист:

Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!

4-й турист:

Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!

1-й турист:

Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!

2-й турист:

Мы цари! Молчи, Природа!
Все здесь наше – лес и воды!

Ученик. Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнувшие смертью небеса.

Ученик. Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком
Где сточная канава океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет, не аисту, ни льву,
Где стонут травы: “Больше не могу”.

Экологический отряд нашей школы обращается ко всем, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто хочет чтобы она была чистой и зеленой.

Заявляем наше «нет!» любым битвам с природой, всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.

Мы заявляем «да!» миру и спокойствию, любви и уважению к природе, осторожности и мудрости, экологической культуре.

Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы.

Ученик. Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

“Ты береги нас, береги!”

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

“Ты береги нас, береги!”

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

“ Ты береги нас, береги!”

Остановил олень свой бег:

“Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!”

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: “Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!”

Припев песни Родная Земля

Pодная, pодная, pодная земля,

Холмы и pавнины, леса и поля.

Ты добpой судьбою на счастье дана,

Одна ты на свете и в сеpдце одна.

Pодная, pодная, pодная земля,

Холмы и pавнины, леса и поля.

Ты добpой судьбою на счастье дана,

Одна ты на свете и в сеpдце одна.

infourok.ru

Экологическое направление

25 февраля 2019 года для обучающихся 5-х классов проведена следующая игра из серии мероприятий для реализации функции экологического воспитания. Это занятие  имело название «Вода России», цель которого – сформировать у школьников ответственное отношение  к водным ресурсам России и научить их беречь воду в повседневной жизни.

Задачи Всероссийского экоурока «Вода России»:

• донести до учащихся значимость водных ресурсов для экономики, социума и экосистемы нашей планеты;

• доступно, на наглядных примерах показать актуальные проблемы использования водных ресурсов; • прояснить роль государства в защите водных ресурсов России;

• обучить простым действиям и шагам по сбережению воды изо дня в день, дома, в школе и на природе;

• мотивировать школьников делиться полученными знаниями и участвовать в водоохранных мероприятиях.

            Ребята с интересом обсуждали материалы презентации. В ходе игры постарались максимально точно использовать полученные знания и применять свой опыт для ответов на вопросы и выполнения творческих заданий. Первый этап закончился победой, с небольшим отрывом, команды 5В класса. Окончательные итоги будут подведены через неделю, после сдачи плаката на тему защиты и охраны водных ресурсов.


 Для реализации функции экологического воспитания в школе проводятся различные мероприятия. 28.01.2019 прошла игра «Как жить экологично в мегаполисе» среди обучающихся 7-х классов. К участию приглашались команды обучающихся.

            Целью данного мероприятия являлось повышение экологической грамотности, воспитание бережного, разумного отношения к окружающей среде. Задачи: создание положительной мотивации  для выработки экопривычек, понимание необходимости изменения собственного поведения в отношении окружающей среды, привлечение обучающихся школы к участию в мероприятиях экологической направленности.

            В результате игры обучающимися были предложены способы решения экологических проблем мегаполиса (наличие мусорных свалок, загрязнение воды, воздуха) за счет экопривычек, оценка собственных возможностей, личного вклада в это дело.

Ранее, подобное мероприятие было проведено для обучающихся 5-х классов.

В течение третей и четвертой четвертей планируется проведение серии мероприятий данного направления.

school52.edu.yar.ru

Программа «Воспитание экологической культуры школьников»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Стадницкая основная общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области

Подготовила:

Рогозина Анжелика Викторовна-

учитель математики

2014г

Оглавление работы:

1.Актуальность экологического воспитания учащихся в современном обществе. (с.2)

2. Цели и задачи и принципы экологического воспитания учащихся Садницкой школы. (с.2-3)

3.Содержание, формы и методы экологического образования учащихся: (с.3-7)

а) Проекты: «Овраги и балки», «Комнатные растения — наши друзья»,

«Зимующие птицы нашего села».

б) Экологическая неделя.

в) Экологические мероприятия.

4. Выводы по экологической работе. (с.8)

5. Перспективный план экологической работы в Стадницкой школе на 2014-2019 гг. (с.8)

6. Используемая литература. (с.8)

7. Приложение. (с.9-13)

Актуальность экологического воспитания учащихся в современном обществе.

К числу новых явлений духовной жизни нашего общества относится усиленное внимание к формированию экологической культуры, экологического образования населения на всех его возрастных уровнях и, особенно в период обучения в школе.

Природные зоны нашего края все больше и больше подвергаются катастрофическому воздействию человека:

  • происходит уничтожение лесной и луговой растительности в результате чрезмерных рекреационных нагрузок;

  • рекреационное воздействие на растения и среду их обитания заключается в постоянном вытаптывании, уничтожении растений, загрязнении почвы, где они произрастают;

  • все большую опасность приобретает неправильный, а главное, неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений;

  • повсеместно загрязняются водоемы края, мелеют реки и озера, исчезает по берегам зеленый щит;

  • уменьшается количество рыбы в водоемах из-за неправильного вылова, браконьерства и других причин;

  • приходят в экологический упадок красивые места ближайшего природного окружения городов и поселков, где концентрируется массовый отдых жителей, и проходят туристические тропы.

Цели и задачи экологического воспитания учащихся Садницкой школы.

Цели;

  • формировать у детей бережное отношение к природе;

  • воспитывать нравственную культуру;

  • обогащать представление о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу;

  • формировать опыт разумного и гуманного поведения в природе;

  • формировать новые знания об оказании помощи природе.

Задачи:

  • углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

  • привитие первоначальных эколого-туристических навыков и умений: поведенческих, познавательных, преобразовательных;

  • привитие навыков исследовательской работы;

  • развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе эколого-туристической деятельности;

  • формирование (воспитание) чувства бережного отношения к природе родного края.

Принципы экологического воспитания учащихся:

  • сознательность;

  • одобрение и поддержка;

  • научность;

  • активность;

  • систематичность;

  • доступность;

  • межпредметная связь;

  • учет возрастных особенностей;

  • самоконтроль.

Содержание, формы и методы экологического образования учащихся прошлых лет.

Наша школа уже более 15 лет работает по экологическому направлению. Чтобы эта работа была последовательной и систематичной, мы составили свою экологическую программу «Природе нужна помощь». В настоящее время в нашей местности процветает экологическая безответственность, безразличное отношение к «завтрашнему дню». Загрязняется всё: воздух, вода, почва. Главные отравители атмосферы нашего села – это выхлопные газы автомобилей, которых в селе очень много, почти в каждом доме автомобиль. Дым от весенних костров заволакивает всё наше селение. На общешкольном родительском собрании группа экологов выступила с докладом «Человек и бытовой мусор». (Приложение 1.5.) Школьники рассказали о том, куда можно закапывать для перегнивания, что прошлогоднюю траву и листья можно закапывать для перегнивания, о том, что бытовому мусору можно дать вторую жизнь; из пластмассовых бутылок сделать сувениры, стаканы под рассаду, а из фантиков можно делать гирлянды, красивые аппликации, а из чайных коробок сувенирные домики.

Водоемы нашего села мелеют на глазах. Если десять лет назад ширина реки Серебрянка в некоторых местах достигала 12 м, то сейчас ширина ее 5-6 м, а глубина достигала 2 м, то теперь ее глубина меньше 1 м. в прошлом году нашими школьниками разработана экологическая программа «Водоемы». Изготовлены таблички о запрете выброса мусора в водоем, о запрете, мойки машин вблизи водоема, о запрете вылова рыбы сетями. Для младших школьников старшеклассники организовали кружок «Эколоша». Все мысли и чувства о природе они вкладывают в свои поделки. Водоему нужно чистая вода. Итак, мы решили охранять все, что находится вокруг нас. Этой весной в нашем селе пройдет акция «Чистый лес», в ней будут принимать участие не только школьники, но и все общественные организации села.

Внедряя экологическую программу в жизнь школы и села, у нас появилась возможность создания проекта «Как мы овраги превращаем в балки». (Приложение 2.2.) Наш проект основан на исследовательской, творческой общественной деятельности, направленной на решение экологических проблем в условиях нашего населенного пункта. Он включает комплекс мероприятий, затрагивающих проблемы охраны окружающей среды – превращение оврагов в балки. Большое внимание уделяется взаимодействию учащихся с местными органами власти, связь с общественностью и средствами массовой информации.

В нашей школе много цветов. Цветы на стенах, шкафах, подставках. Некоторые из них дети принесли из дома, другие комнатные растения подарили местные жители, а третьи – школьники вырастили сами. Ребята учатся ухаживать за ними: правильно поливать, рыхлить землю, удобрять, опрыскивать, стирать пыль с листьев, удалять сухие стебли и правильно пересаживать растения. Летом, во время цветения, проводим «Праздник цветов», на котором дети рассказывают о своем любимом цветке, сочиняют сказки, истории, поют песни, слушают музыку, декламируют стихи, проводится конкурс рисунков (в пришкольном лагере).

Систематическая забота о цветах способна доставлять детям немало по-настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни и радость своей сопричастности к ее существованию.

Все это явилось стартом для создания проекта «Комнатные растения – наши друзья».

И работа закипела! Учащиеся младших классов провели классный час «Очень занимательно о комнатных цветах», они подготовили загадки, стихи, рисунки, играли в игру «Поле чудес». Юнкоры нашей школы предложили провести фотоконкурс на лучший комнатный цветок. А в начале декабря организовали фотоконкурс на лучшую композицию из комнатных цветов. Ребята выявили среди жителей села цветоводов-любителей, которые имеют 50-60 плошек с комнатными цветами. Группа «Роспись» создала эскизы для оформления плошек, подставок, разделочных досок, карандашниц и сувениров из тестопластики. Инициативная группа «Росток» изучила способы размножения комнатных растений. Оказывается, комнатные цветы размножаются и отростками, и отводками, и луковицами, и черенками.

Заключили договор с частным предпринимательским магазином села Стадница. Получили разрешение на реализацию предметов комнатного цветоводства. Пустили в продажу первые ростки комнатных цветов, сувениры из тестопластики, разделочные доски.

Третья группа, «Почвоведы», занималась изучением состава почвы, которая необходима для нормального роста и развития растения. (Приложение 2.1)Выявили, как правильно подобрать цветочный горшок, что требуется для пересадки растения, зачем нужен поддонник.

Наши цветы прекрасны, ведь они цветут круглый год. Учащиеся глубоко убеждены в том, что горшочек с комнатным растением их самый близкий «зеленый друг».

Проект: «Зимующие птицы нашего села».

Актуальность темы очевидна: в холодную зимнюю пору от голода и холода погибают птицы — наши друзья, поэтому помочь им – наша обязанность.

Проектная деятельность осуществлялась в инициативных группах:

Учащиеся этой группы занимались сбором информации о зимующих птицах нашего села. Они составили памятку «Что мы должны знать о зимующих птицах» и организовали игру «По словесному портрету, угадай, кто это?». Школьники написали диктанты, сочинения и изложения на данную тему. На классных часах шефы провели игры «Подскажи словечко» и «Поле чудес».

Ребятами была изучена кормовая база зимующих птиц. Они выяснили, что синички любят семена подсолнечника и несоленое сало; голуби – крошки хлеба и булок; воробьи клюют овес, просо и семена сорняков. Еще ребята заметили, что очень удобно устраивать кормушки на старых трухлявых пнях. Провели конкурс на изготовление самой диковинной кормушки. Все кормушки были сделаны по заранее подготовленным эскизам. (Прил.1.11)

Главной целью деятельности учащихся этой группы – провести фотосъемки и нарисовать по наблюдениям рисунки о птицах. Какое эстетическое наслаждение получаешь, когда любуешься этими рисунками и фотографиями «Воробьиная семья», «Это наш любимый корм», «Следы разных птиц», «Самая красивая птица по оперению».

Итак, в проектную деятельность были вовлечены учащиеся, их родители, педагогический состав школы, жители села Стадница.

В процессе наблюдений пришли к выводу:

  1. В селе можно встретить воробьев разных видов.

  2. Вороны ведут неколлективный образ жизни.

  3. В еде птицы предпочитают разный корм, кому какой нравится.

  4. Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы.

Учащиеся прочитали познавательный материал о птицах нашей местности, узнали много нового и поучительного.

В результате деятельности ребята нашей школы придумали интересные конструкции кормушек из пластиковых бутылок и молочных коробок.

Выдержка из сочинения Новотоцких Елены: «Узнав много нового о птицах, мы стали по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробышка или голубя, ни за что не пройдем мимо. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить»

Одна из жительниц нашего села (Болгова Раиса Романовна) рассказала историю, которая с ней произошла.

«Несколько лет назад зима была очень холодной – птицы на лету падали в снег. Подобрала я птичку и принесла домой, поместила в картонную коробку. Это была горлинка. Отогревшись, она попыталась выбраться из коробки, и я ее выпустила. Птаха рвалась на улицу, на была еще очень слаба. Постепенно птичка освоилась. Она безбоязненно разгуливала по столу, по полу, спала на горе подушек, потом облюбовала люстру. Ела и пила вместе со мной. Мы с ней так подружились, что она не отходила от меня, садилась на голову, плечи, руки. Нежная дружба согревала мне сердце, скрашивала одиночество.

Когда на улице потеплело, решила расстаться с горлинкой. Посадила ее на открытую форточку. Подумав минуту-другую, она вернулась в комнату. На второй день я повторила процедуру. На этотраз моя подружка, недолго думая, улетела. Поначалу я даже загоревала: неужели больше никогда ее не увижу? Нет, вернулась. И не одна. Вместе с ней на подоконник прилетели кормиться и другие горлинки. Значит, доверяют.

Моя голубка клевала корм в моем присутствии, но в руки не давалась. Да этого и не требовалось. Такое общение с голубями меня радовало, придавало мне сил и бодрости»

Ежегодно весной в нашей школе проводится экологическая неделя.

Каждый год рассматриваем новые актуальные проблемы.

Экологическая неделя (апрель).

1 день 1) Конференция «Экологическое состояние Воронежской области, Семилукского района, села Стадница».

  1. Экологические вести:

а) сообщение о муравьях;

б) аптека в лесу;

в) наш огород.

3) Экологическая анкета

а) о бытовом мусоре;

б) о равновесии в природе.

2 — 3 день Работа экологических секций:

а) экологические плакаты;

б) экологические задачи;

в) в гостях у экологической сказки.

4 – 5 день Конкурс экологических сочинений.

Конкурс экологических изложений.

Конкурс экологических диктантов.

Загадки экологического содержания.

6 день Экологический концерт:

а) экологический спектакль;

б) экологические стихи и песни;

в) экологические юморески.

КОНФЕРЕНЦИЯ

«Экологическое состояние Воронежской области,Семилукского района, села Стадница».

На краеведческой конференции обсуждались экологические проблемы Воронежской области ,Семилукского района и нашего села Стадница. Много было сказано о загрязнении почвы, потому что пестицидами поражена одна четвертая их часть.

Загрязнение почв происходит прежде всего из-за массового применения в сельском хозяйстве ядохимикатов (пестицидов).

Но, если бы только пестициды загрязняли почву! Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю-кормилицу свинца, ртути, меди, марганца и других веществ. При анализе почвы обнаруживается содержание в ней свинца в 10 раз, ртути в 100 раз, меди в 400 раз больше допустимой нормы. Какие овощи и фрукты вырастают на такой землице, нетрудно себе представить.

Также обсуждались проблемы загрязнения водоемов, внеплановой вырубки лесов, неэкономного использования полезных ископаемых, вымирания разных видов растений и животных.

Конечно, можно верить, а можно и не верить в спасательный свет экологического образования. Но действовать необходимо в любом случае. Надежда, как говорится, умирает последней. Но действовать необходимо в любом случае. Жители нашего села с нами заодно!

(Приложение 1.6.)

Экологические мероприятия в Стадницкой школе

  • Классные часы: «О братьях наших меньших», «Познай свой край», «Народные приметы».

  • Викторины: «Кто лучше знает природу», «Лесная аптека».

  • Тематические походы: «А природа горько плачет», «Береза-символ Родины моей».

  • КВН-ы.

  • Устные журналы: «Бытовые отходы», «Во саду ли в огороде», «Экология и медицина», «Проказы зимушки-зимы».

  • Кружки: «В гостях у экологической сказки», «Эколошка», «Юный друг природы»

  • Конкурсы поделок и рисунков: «Времена года», «Шишки, желуди, орехи».

  • Выпуски листовок и газет: «Эти удивительные растения», «Так жить нельзя!» (Приложение 1.2.; 1.5.)

  • Акции «Чистое село», «Чистый лес», «Чистый водоем». (Приложение 1.9, 1.10)

  • Месячники «Цвети земля».

  • Проекты на актуальную тему. (Приложение 1.4.)

  • Озеленение родного села. (Приложение 1.3, 1.13)

  • Беседы с жителями села.

  • Выставки книг и фотографий. (Приложение 1.7, 1.8)

  • Экологические дни (день воды, день земли, день птиц).

  • Встречи с людьми разных сельских профессий.

  • Экологические утренники и уроки: «В гостях у осени», «Ёлочка».

  • Путешествие по экологической карте села Стадница. (Приложение 1.1.)

  • Сбор лекарственных трав для фито-чая.

  • Анализ экологических ситуаций.

  • Летний экологический лагерь «Родничок».

Выводы по экологической работе:

Педагоги нашей школы обогащают учащихся знаниями об экологической целостности природы, о взаимоотношениях природы и человека.

Велика роль наблюдений, специально организованных экскурсий, общение подрастающего поколения с лесниками, охотниками, старожилами, людьми, чьи профессии связаны с экологией.

Учащиеся самостоятельно разрабатывают экологические тропы: благоустраивают родник, очищаем лес от сушняка, озеленяем свое село.

Элементы экологического воспитания можно видеть практически на любом уроке, будь-то русский язык или чтение, математика или изобразительное искусство. Наши ученики – неоднократные призеры кустовых, районных и областных природоохранных конкурсов. Очевидно, что наши дети учатся любить и беречь природу.

Перспективный план экологической работы в Стадницкой школе на 2014-2019 гг.

  1. Ежегодно проводить экологические акции.

  2. Посадить 100 видов различных деревьев и кустарников.

  3. Обнаружить новые гнездовья птиц и обозначить их на экологической карте.

  4. Провести экскурсии по заказникам нашего района.

  5. Оформить Красную книгу нашей местности.

Литература:

  1. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?/Пер. К.Мишиной, А.Зыковой.-М.: Эксмо, 20-3. -512с.

  2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 1998-256с.

  3. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов /В.Н. Куров.-Ярославль: «Академия развития», 1998-224с.

  4. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1998.

  5. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В.Иваницкий.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-397с.

  6. [Электронный ресурс]//Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005.

1.1 Приложение 1. 1.2

1.3 1.4

1.5 1.6

1.7 1.8

1.9 1.10

1.11 1.12

Приложение 2. (совместные сочинения детей и учителей)

1. В нашей местности, не скрою, есть богатые места.

Каждый житель там порою набирает для себя:

Мел, песок и даже глину. Природа дарит от души!

Только ты не будь жестоким — бери немного, не спеши.

Оставь дары эти другому, пусть рад он будет, как и ты.

Храни природные ландшафты, пусть не убудет красоты!

2. Есть у нас мечта такая, вам проект предложим мы:

Дружно балки заровняем, их бульдозером сравняем …и посадим там сады.

Не дадим расти оврагам, к ним проявим интерес.

Их деревьями обсадим, куст и дерево посадим … и увидим дивный лес.

Пусть в лесу растет малина, ежевика и грибы,

Звери разные гуляют, птицы песни распевают, … их не будем трогать мы.

Там, где бьет родник тихонько, завтра будет водопад.

И прекрасною водою, чистой ключевой водою … всех напоим мы подряд!

Экологические задачи

для начальных классов.

  1. Цветы мака закрываются в 3 ч дня, а шиповника на 4 ч позже. В какое время закрываются цветы шиповника?

  2. Семена тыквы не теряют всхожести 6 лет, а овса на 4 года дольше. Сколько лет не теряют всхожести семена овса?

  3. Личинка жука-плавунца за сутки съела 10 мальков, причем утром она съела 7 мальков, а остальных – вечером. Сколько мальков съела личинка вечером?

  4. Гектар леса выделяет в год 10 т кислорода. В начале года лес выделил 6 т кислорода. Сколько тонн кислорода выделил гектар леса в конце года?

  5. В России 10 видов лилий, а багульника 4. На сколько видов лилий больше, чем видов багульника?

  6. Зебра живет 28 лет, а гиена 25. На сколько лет меньше живет гиена, чем зебра?

  7. Вишня зацвела 17 мая, а яблоня на 3 дня позже. Какого числа зацвела яблоня?

  8. Ласточки прилетели 9 мая, а стрижи на 5 дней позже. Какого числа прилетели стрижи?

  9. В начале лета бурундук собрал 6 кг запасов на зиму, а в конце лета 4 кг. За зиму бурундук съел 8 кг. Сколько килограммов он оставил на раннюю весну?

  10. Корни кактуса могут проникнуть в землю на глубину 6 м, а пальмы на 3 м глубже. На какую глубину могут проникнуть корни пальмы?

Экологические задачи

для средних классов.

  1. Птенцы во время своего роста очень прожорливы. Стриж ловит мелких насекомых на лету и кормит своих птенцов сравнительно с другими птицами редко, всего 20 раз в день, но зато приносит сразу в среднем 370 мелких насекомых. Сколько насекомых наловит пара стрижей за 32 дня?

  2. Одна сова уничтожает за лето до 1000 полевых мышей-вредителей полей, а одна полевая мышь уничтожает 1 кг зерна. Определить, сколько зерна за лето сохранят 2 совы; 20 сов.

  3. Школьники сажали деревья на улицах города. На одной улице нужно было вырыть 20 одинаковых ям для деревьев, на другой 15 и на третьей 35. За сколько часов были вырыты все ямы, если на первой улице школьники работали на 1 час 30 мин. Меньше, чем на третьей?

  4. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в городе после установки очистительных сооружений снизились с 8 мил. тонн до 6,4 мил. тонн. На сколько процентов понизились выбросы в атмосферу?

  5. Муравьиная царица может жить 21 год, рабочий муравей 6 лет. Какое количество вредных насекомых и остатков животных за свою жизнь поедает семья черных муравьев, мы узнаем, решив задачу: восстановите число 434286*, которое делится на 45 без остатка.

(А рыжие муравьи поедают в 2 раза больше).

  1. На 1 га леса должно быть от 2 до 5 муравейников. Достаточно ли 27 муравейников на 5 га леса?

  2. Известно, что в 1998 г в одном из районов области от пожаров погибло 30 га леса. Это составило 10% от всей площади леса, погибшего в 1999г. Какая площадь леса погибла в 1999 г?

п/п

Название

Количество

1

Расстояние от Стадницы до Кондрашовки (между остановками)

2км.200м.

2

Количество тополей (между остановками)

3100 шт.

3

Количество книг в библиотеке

7200

4

Количество читателей:

школьников

граждан

352 чел.

34

318

5

Количество жителей по микрорайону

727 чел.

6

Количество пенсионеров

221 чел.

7

Количество домов

302

8

Количество домов с газом

222

9

Количество домов без газа

80

10

Количество газет, которые выписывает население

70 экз.

11

Количество журналов, которые выписывает население

15 экз.

12

Длина реки Серебрянка

18 км.

13

Площадь прудов

40 кв.м.

14

Глубина прудов

3м.

Проект (исследовательская работа)

«Моё село в цифрах и задачах»

Выполнили ученики 4 класса

infourok.ru

Внеклассное мероприятия «Экология и человек»

Школа: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Алкинская основная общеобразовательная школа»

Учитель: Чернуха Елена Григорьевна

Класс: 8-9

Тема внеклассного мероприятия: «Экология и человек»

Тема внеклассного мероприятия

«Экология и человек»

Цель:

Рассмотреть влияние человека на окружающую среду

Задачи:

Образовательные: формировать представления о последствиях человеческой деятельности, её влияния на окружающую среду.

Способствовать развитию экологического мышления, эколого- биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при групповой работе.

Формировать УУД:

Личностные УУД

  1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2. Способность адекватно и бережно относиться к окружающей среде.

  1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  2. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

  3. Умение оформлять и выражать свои мысли в устной форме.

  4. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и эколого — биологических терминов.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в тексте и работать с ним, находить и использовать нужную информацию.

  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений .

  3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана).

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать влияние и последствия деятельности человека на окружающую среду.

Уметь правильно формулировать определения понятий. Уметь составлять схему к теоретическому материалу.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

География, экология, химия, биология, математика и т.д.

Формы работы

Групповая

Оформление

На доске записано отрывок из стихотворения «Природа и человек» (Приложение 1), в классе оформлена выставка рисунков обучающихся на экологические темы, на доске вывешен протокол (Приложение 2) в который будут выставляться баллы за конкурсы.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (5мин)

Цели:

-актуализировать требования к ученикам со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в мероприятие;

Слушают стихотворение – «Природа и человек».

Высказывают свои мнения, о чем пойдет речь и как влияет человек на природу.

Обучающиеся делятся на команды и придумывают название.

Организует актуализацию, создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко

— Задает вопрос: «О чем данное стихотворение? Как человек влияет на окружающую среду?»

Выслушивает мнение учащихся и предлагает разделиться на 2 команды для конкретного исследования деятельности человека на окружающую природу, и придумать название своей команде.

За каждое правильно выполненное задание 5 баллов, если ответы команд не точные то баллы снижаются. Побеждает команда набравшая большее количество баллов.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Основная часть (35мин)

Цель: развитие экологического мышления, эколого- биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления через выполнение экологических заданий, задач, ребусов.

Учащиеся делятся на команды, придумывают название и получают задание для конкурса «Возможные решения»

— Слушают указание по выполнению задания «Возможные решения» и приступают к выполнению.

Список проблем:

1.Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха.

2.Загрязнение воды стоками от животноводческих ферм.

3.Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий.

4.Загрязнение воды сточными водами промышленных предприятий.

5.Замусоривание дворов и улиц.

6.Шумовое загрязнение от самолетов.

Список решений:

1.Принятие соответствующего закона.

2.Введение местного налога.

3.Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.

4.Строительство очистительных сооружений.

5.Ужесточение существующих законов.

6.Экологическое образование и воспитание.

7.Нет проблемы, нечего обсуждать.

Отвечают на вопросы учителя.

— Сегодня мы с Вами проведен мероприятие «Экология и человек», для этого вы разделились на 2 команды и придумали название.

— В добрый путь, желаю всем Вам победы. И мы начинаем первый конкурс «Возможные решения» (Приложение 3). Задание: выбрать наиболее приемлемый, с вашей точки зрения, вариант решения каждой проблемы, а затем обсудите свой выбор в группе и прийти к общему решению. — — Обсудите результаты.

— Могут ли разные проблемы иметь одинаковые решения?

— Может ли одно проблема иметь несколько решений?

— Почему?

1.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

2.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. (Личностные УУД)

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

3.умение оформлять и выражать свои мысли в устной форме.(Коммуникативные)

1.Формирование умения ориентироваться в тексте и работать с ним, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

3. Формирование умения ориентироваться в тексте и работать с ним, находить и использовать нужную информацию.(Познавательные УУД)

1.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (Регулятивные)

Каждая группа получает задание к конкурсу «Установи связь» и выполняют его.

— Слушают речь учителя и указание к выполнению задания.

-В водоемы спускают воду — Увеличивается количество

с промышленных предприятий растений и воздух становится

чище.

— Сажают деревья. – В природе исчезают многие

— Разводят в лесу костры. Растения.

— Собирают букеты цветущих — Загрязняются водоемы, погибают

растений. Растения и животные.

— В лесу возникают пожары и

выгорают леса.

— Отвечают на возможные вопросы учителя.

— Молодцы! Вот мы с Вами и выяснили какие можно принять решения при различных экологических проблемах (выставление баллов).

Ну а сейчас приступаем к следующему конкурсу «Установи связь» (Приложение 4)

Задание: Установи связь между деятельностью людей в природе и ее возможными результатами (проведи все возможные стрелки).

— Анализ выполненного задания.

Выполняют Задание «Подсчет ученых»

— Слушают речь учителя и указание к выполнению задания.

  • Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько кислорода, столько кислорода, сколько человеку необходимо на год.

Земли 2/3 кислорода, который необходим для дыхания. Нефть, попадая в воду морей и океанов, покрывает воду пленкой и нарушает процесс поступления кислорода в атмосферу.

— Отвечают на вопросы учителя, которые прозвучали в задании.

Молодцы! И с этим заданием справились (выставление баллов)

Приступаем к следующему «Подсчет ученых» (Приложение 5) по одной задаче каждой команде.

Задание: О чем говорят подсчеты ученых? Какие следует сделать выводы?

— Обсуждение ответов на предложенные задачи (выставление баллов).

— Слушают речь учителя и указание к выполнению задания.

— Отвечают на вопросы учителя.

-«Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».

Молодцы! С этим заданием справились и приступаем к следующему заданию, головоломке «Найди ключ» (Приложение 6)

— Учащиеся команд получают задание.

Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв по порядку сложилось высказывание В.Гете об охране природы.

-Ребята, какое высказывание у Вас получилось?

— Как вы понимаете это высказывание?

1.Способность адекватно и бережно относиться к окружающей среде.(Личностные УУД)

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

3.Умение оформлять и выражать свои мысли в устной форме.

4.Владение монологической и диалогической формами речи. (Коммуникативные УУД)

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

2. Формирование умения ориентироваться в тексте и работать с ним, находить и использовать нужную информацию.

(Познавательные УУД).

1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (Регулятивные УУД).

— Слушают речь учителя и указание к выполнению задания.

Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии».

Молодцы! (выставление баллов)

Переходим к следующему заданию «Экологические ребусы» (Приложение 7)

— Ребята Вам необходимо разгадать ребусы и прочитать высказывание.

— Какое высказывание получилось?

Обсуждение ответов (выставление баллов).

— Ребята слушают задание и преступают к его выполнению.

— Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Ответ: Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через 2 слога.)

Молодцы! И с этим заданием вы справились. Переходим к последнему заданию – головоломки «Экологическое дерево» (Приложение8)

Задание: На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру.

— Расшифруйте ее.

— Как вы понимаете эту пословицу?

1.Умение слушать и понимать речь других

2.Умение оформлять и выражать свои мысли в устной форме.

3.Владение монологической и диалогической формами речи.

(Коммуникативные УУД).

1.Способность адекватно и бережно относиться к окружающей среде.

2. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.(Личностные УУД)

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений Формирование умения ориентироваться в тексте и работать с ним, находить и использовать нужную информацию.

(Познавательные УУД).

III.Заключительный этап. (5 мин.)

Цель: обобщение и систематизация знаний полученных на данном мероприятии и имеющихся у обучающихся.

Примерные ответы детей:

— Я ещё недостаточно культурный

— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым и.т.д.

Подведение итогов игры (побеждает команды набравшая наибольшее количество баллов.)

Рефлексия.

-Что вам запомнилось из сегодняшнего мероприятия?

-Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

— Какие «правила экологии» необходимо соблюдать?

Награждение

1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (Регулятивные УУД).

2. Формировать умения анализировать

(Познавательные УУД).

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Умение оформлять и выражать свои мысли в устной форме.

3.Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и эколого — биологических терминов.(Коммуникативные УУД)

1.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2.Способность адекватно и бережно относиться к окружающей среде.

3.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.(Личностные УУД)

Приложение 1.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко

Приложение 2.

Протокол фиксирования результатов мероприятия «Природа и человек»

Название конкурса

1 команда

2 команда

«Возможные решения»

«Установи связь»

«Подсчет ученых»

«Найди ключ»

«Экологические ребусы»

«Экологическое дерево»

Общее кол-во баллов:

Приложение 3.

«Возможные решения»

Список проблем:

1.Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха.

2.Загрязнение воды стоками от животноводческих ферм.

3.Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий.

4.Загрязнение воды сточными водами промышленных предприятий.

5.Замусоривание дворов и улиц.

6.Шумовое загрязнение от самолетов.

Список решений:

1.Принятие соответствующего закона.

2.Введение местного налога.

3.Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.

4.Строительство очистительных сооружений.

5.Ужесточение существующих законов.

6.Экологическое образование и воспитание.

7.Нет проблемы, нечего обсуждать.

Задание: выбрать наиболее приемлемый, с вашей точки зрения, вариант решения каждой проблемы, а затем обсудите свой выбор в команде и прийти к общему решению.

Приложение 4.

«Установите связь»

.

-В водоемы спускают воду с промышленных предприятий

— В природе исчезают многие растения.

— Загрязняются водоемы, погибают растения и животные.

— В лесу возникают пожары и выгорают леса.

— Увеличивается количество растений и воздух становится чище

— Сажают деревья.

— Разводят в лесу костры

— Собирают букеты цветущих

цветов.

Приложение 5.

  • Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько кислорода, столько кислорода, сколько человеку необходимо на год.

Земли 2/3 кислорода, который необходим для дыхания. Нефть, попадая в воду морей и океанов, покрывает воду пленкой и нарушает процесс поступления кислорода в атмосферу.

Приложение 6.

«Найди ключ»

Приложение7.

«Экологические ребусы»

Приложение 8.

«Экологическое дерево»

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *