Мероприятия в школе экологической направленности – 5 — 11

Экологическое направление в системе воспитания школы

Экологическое направление в системе воспитания школы

«Экология-это мы.

Зaботясь о чистоте

окружающей среды,

мы заботимся

о здоровье человека,

всего живого на планете…»

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе является экологическое воспитание. Социaльно-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, необходимо вносить изменения в воспитательный процесс. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

· к природе (экология природы),

· к себе как состaвной части природы (экология здоровья),

· к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В начальной школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, но вместе с тем есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему в среднем звене. Для этого необходимо усовершенствовать условия для формирования экологической культуры, а именно организовать:

исследовательскую, проектную деятельность по изучению природы городa , округа, страны в рамках НОУ;

практическую деятельность по охране природы; созданием фото коллажей по темам: «Экология округа», «Экология города»…;

организации выставок и все различных акции;

изучить историю и культуру города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского автономного округа в рaмках курса «Экологический бумеранг».

В школе реализуется программа «Экологический бумеранг ХМАО-Югры», для учащихся 6 классов. Глaвная цель, которого: сформировать позитивный, привлекательный, географический образ родного края, воспитать современного югорчанина — человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры. Данный курс содействует достижению главной цели: помочь ученику самореализоваться.

Учащиеся школы принимают участие в школьных природоохранных акциях «Праздник птиц», «День рождения Земли», «Посади дерево», «акции зеленый субботник», «Защитим природу», «очистим Землю от мусорa». Кроме этого в школе проводятся классные часы по формированию экологической культуры. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в мероприятиях «спасти и сохранить». В этом учебном году продолжается работа по благоустройству школьной территории. Так как школа наш общий дом, поэтому большую чaсть своего времени мы проводим здесь, а объединив усилия учителей, учащихся, родителей происходит облагораживание школьной территории.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Кaпустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе. На вопрос что изучает “экология”? – затруднились ответить 65 % интервьюируемых; (среди 5-6 классов)

являюсь ли я экологически культурным человеком? – отрицательный ответ дали 73%;

хотел бы я активно участвовать в экологических мероприятиях? – положительный ответ дали 74%.

Мониторинг показывает средний уровень сформированности экологической культуры учащихся. Таким образом, необходимо продолжить работу по разработке системы мероприятий с педагогами и учениками по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;

увеличению мероприятий по формированию экологической культуры школьников, через формирование системы научных знаний о природе и отношений к ней мы создадим модель выпускника, обладающего экологической культурой. Ведь экологическая культура-часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.

Тaким образом, систематическая работа по экологическому образованию и воспитанию школьников, позволила школе стaть опорной по экологическому образованию.

infourok.ru

Экологическое воспитание школьников — Экологическое воспитание — Преподавание — Образование, воспитание и обучение


Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:

  1. расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
  2. углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной  и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания». Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

Формы и методы экологического воспитания.


1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.

 

«Ток-шоу» и «экологические спектакли» —  эти две формы в широком плане  – ролевые игры. Однако, первый вариант – «ток-шоу» несколько сложнее для детей, чем «экологические спектакли».

«Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты – это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу. В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник.

Важную роль в организации ток-шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить по несколько вопросов из зала каждому эксперту.

В дальнейшем, когда дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно быть готовым и к тому, что на какой-то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен придти ведущий.

Ток-шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на телевидении. Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами.

Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.

Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными.

2. Экологическая тропа – форма экологического воспитания.
Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и  воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний  и умений школьников.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация  экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.

Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.

Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Исследовательская деятельность обучающихся.


Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
 
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка – привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.

Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.

В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа – выполнение исследовательских проектов.

Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.

Заключение.


В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

 Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

pedsovet.su

Программа экологического образования (Внеклассная работа)

Программа экологического воспитания «Зелёный дом»

Сергиенко О. М.,

учитель географии и биологии,

МКОУ Жилинская средняя общеобразовательная школа,

Россошанский район,

Воронежская область

Пояснительная записка

Программа экологического воспитания направлена на перестройку всего уклада человеческой жизни, переориентацию ценностей природы, изменение социальной и экономической политики. Она опирается на основные принципы экологического образования:

  1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.

  2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.

  3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

  4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.

  5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение этой программы осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.

Существуют три основных типа внеклассных занятий: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением учащихся к чтению и реферированию научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов.

Групповая и массовая внеклассная работа успешно протекает в детском объединении, успех которой зависит от сочетания деятельности учащихся в стенах школы с изучением природной среды населённого пункта и его окрестностей.

В экологическом образовании школьников велика роль массовых мероприятий: конференций, праздников, ролевых игр. Они готовят к реальным экологическим ситуациям, учат понимать отношение людей к природе, учат общению.

Программа разработана для детей разных возрастных групп: с 1 по 11 классы. Самое активное участие в реализации этой программы принимают учащиеся посещающие детское объединение «Росинка». Это дети 5-9 классов. Общее количество часов-34 (1 час в неделю).

Виды внеклассной работы по экологии в школе

Возрастные группы

Индивидуальная работа

Групповая работа

Массовая работа

1-4 классы

Наблюдения в природе

Посещение музеев и выставок

Экологические праздники, конкурсы, линейки

5-7 классы

Наблюдение. Проведение простейших экспериментов

Экологический мониторинг. Кружковая работа. Экскурсии.

Защита проектов. Праздники, выставки, конкурсы, викторины, линейки.

8-11 классы

Творческие работы. Эксперименты. Рефераты.

Факультативные курсы. Конкурсы плакатов и листовок.

Экологические КВНы. Конференции, диспуты. Ролевые игры.

Цели:

экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.

Задачи:

  • Реализация познавательных и других интересов и потребностей ребёнка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;

  • Организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;

  • Формирование нравственной экологической позиции личности;

  • Включение детей и подростков в экологические организации, экологически ориентированную деятельность;

  • Улучшение экологического состояния окружающей среды.

Содержание программы

В программе участвует экологическое детское объединение «Росинка», а также классы и индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.

Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушения экологического равновесия.

В практической части программы дети знакомятся с теми видами человеческой деятельности, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, походы.

Направления работы:

  1. Познавательное.

  2. Природоохранное.

  3. Здоровьесберегающее.

Познавательная часть программы (формы работы):

  1. Конкурсы экологических плакатов и рисунков «Мир заповедной природы».

  2. Посещение заказника «Липовый» и «Кругленькое», Воронежского Государственного Биосферного заповедника и зоосада, памятников природы «Дивногорье» и «Еленовка».

  3. Видеолекторий с использованием фильмов о заповедниках, экологических проблемах, о жестоком отношении ко всему живому и т. п.

  4. Участие в районных, городских и областных конференциях.

  5. Организация школьных экологических праздников.

  6. Работа с научной и научно-популярной литературой.

  7. Фотовыставки.

  8. Классные часы, беседы, викторины.

  9. Познавательные экологические игры.

Природоохранная часть программы (формы работы):

  1. Цветоводство. Конечно, начать надо с разведения цветов на территории школы и в классных комнатах. Дети должны видеть и привыкать к красоте вокруг себя. Саженцы цветов можно выращивать самим.

  2. Родники. Всем приятно пить воду из чистого родника, в котором нет мусора, который удобен для пользования. Учащиеся следят за состоянием родника.

  3. Мусор. После человека остаётся огромное количество мусора. Ребятам приходится часто убирать мусор.

  4. Подрост. Озеленение также надо начинать со школьного двора. Саженцы можно выкопать, проредив лесную полосу, или обратится за помощью к местной администрации.

  5. День Земли. Этот день проводится ежегодно 22 апреля во всём мире. Все дела направлены на благоустройство нашей планеты: озеленение, уборка мусора и т. д. Особое внимание в этот день отводится охраняемым природным объектам- заповедникам, природным паркам, памятникам природы. Классные часы посвящаются этим заповедным местам. Через газеты и с помощью листовок ребята призывают заботиться о природе.

  6. Первоцветы. Каждую весну мы печатаем листовки под названием «Внимание, первоцветы!». Эти листовки ребята раздают прохожим и развешивают по селу.

  7. Марш Парков. Эта акция проходит под девизом «Чисто двор!». В уборке школьной территории принимают участие учащиеся всей школы.

  8. Кормушки и скворечники. Ребята каждый год мастерят кормушки и скворечники, а потом их развешивают по территории школы и в ближайшей роще. Этим они спасают птиц от голода зимой и привлекают птиц весной в рощи и сады.

  9. Экологические игры. Через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения.

  10. Палаточный экологический лагерь. Этот лагерь с нетерпением ждут все наши ребята, потому что это ещё и отдых на природе целую неделю. Лагерь- это огромные возможности в изучении природы и природоохранной деятельности.

Формирование здорового образа жизни (формы работы):

  1. Эколого-познавательные туристические походы.

  2. Экологические игры на местности.

  3. Палаточный лагерь.

Ожидаемые результаты

  1. Пополнение знаний об окружающей среде (деловые игры, уроки-сказки, конференции, семинары, доклады, рефераты учащихся, викторины, КВН, праздники).

  2. Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа).

  3. Развитие исследовательских навыков, умение принять экологически целесообразное решение (проблемный подход).

  4. Вовлечение учащихся в практическую деятельность (организация экологической тропы, профильный экологический лагерь, экскурсии, походы).

  5. Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в походах и экскурсиях.

  6. Формирование ценностного отношения к своей малой Родине

  7. Воспитание экологической культуры.

Сроки реализации программы: сентябрь – июнь 2012-2014 гг.

Сентябрь – принятие в юннаты, озеленение школьных кабинетов и территории школы, субботники по сбору мусора, экскурсии в заказник «Липовый», классные часы.

Октябрь – экскурсия к памятнику природы «Дивногорье», конкурс рисунков «Мир заповедной природы», видеолекторий, забота о комнатных растениях.

Ноябрь – изготовление кормушек, экскурсия в живой уголок юных натуралистов г. Россошь, экологические игры, конференция по борьбе с курением.

Декабрь – изготовление листовок «Внимание, ель!», конкурс плакатов по борьбе со СПИДом, экскурсии в зимний лес.

Январь – сбор корма для птиц, видеолекторий, участие в конференциях районного и областного масштаба, экологические игры.

Февраль – День кита, беседы о морских животных, подкармлевание птиц, экологические викторины.

Март – подготовка ко Дню птиц, изготовление скворечников, мероприятия по охране водных ресурсов, изготовление листовок «Внимание, первоцвет!».

Апрель – проведение Дня птиц и Дня здоровья, линейка ко Дню Земли, Марш Парков, озеленение, субботники, фотовыставки, классные часы, игры на местности.

Май – экскурсии в Воронежский заповедник и заказник «Кругленькое», озеленение школьной территории, очистка родника, рейд по уборке мусора.

Июнь – август – праздник, посвящённый Дню окружающей среды, экскурсия к памятнику природы «Еленовка», туристические походы, палаточный лагерь, уборка мусора, экологические игры.

Экологическое объединение «Росинка»

Цели и задачи:

  • Формировать научные взгляды на природные процессы и явления;

  • Воспитывать чуткое, бережное отношение учащихся к природе, умение видеть и любить окружающий мир;

  • Укреплять патриотические чувства, воспитывать любовь к природе своего родного края.

История образования и развития экологического объединения «Росинка».

Экологическое объединение «Росинка» существует с 2001 года. Первыми участниками были ученики 5-го класса, во главе с их классным руководителем и руководителем кружка «Росинка» — Сергиенко Ольгой Михайловной.

В 2002 году был намечен план создания экологической тропы и создана экологическая карта территории села Жилино. В 2004 году ребята стали разрабатывать проект «Сохраним родные чернозёмы». Работа над ним длилась целых два года. Учащиеся много потрудились над сбором материала и изучением территории. Реализован проект был в 2007 году. Со своими проектами ребята выступали на районных экологических конференциях, занимая призовые места.

Изучением экологических наук занимаются и учащиеся 9-11 классов, посещая факультативы и также оказывая большую помощь в реализации экологических проектов. В 2007 году ученица 11 класса Давиденко Виктория выступила со своим проектом на конференции «От любви к природе – к культуре природопользования» в ВГПУ, заняв 2 место.

Ребята, начиная с 5 класса, занимаются научно-исследовательской деятельностью по изучению природы родного края. Эти исследования оформляются в виде научных работ и презентаций. Две работы в 2008 году были отмечены призовыми вторыми местами на районной конференции. Это исследовательская работа «Воспитание и обучение охотничьей собаки», которую выполнил ученик 6 класса Сергиенко Юрий и исследовательская работа «Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края», которую выполнила ученица 6 класса Шейкина Анна. Сергиенко Юрий свою работу представлял на конференции, посвящённой Дню науки в МОУ Александровская СОШ и на конференции «Юные исследователи природы – родному краю» в Воронежском государственном аграрном университете им. К.Д. Глинки. В 2009 году были проведены исследования реки Овчинная под общим девизом «От истока до устья», и со своими исследованиями ребята выступили в социальном проекте «Мостик», а также приняли участие в районном конкурсе исследовательских работ «От природы к природолюбию», в котором Сергиенко Юрий, со своей работой «Бобры окрестности села Жилино», занял второе место. В 2010 году ребята изучали своих домашних питомцев и Пидпузько Катя, написав исследовательскую работу «Кролики это не только ценный мех» победила в конкурсе исследовательских работ «От природы к природолюбию» в ВГПУ.

В 2008 году экологический кружок был преобразован в экологическое объединение «Росинка», программа работы которого представлена выше. Каждый год объединение пополняется учащимися 5-х классов. Постоянный состав составляет 15 человек.

При школе уже пятое лето организуется профильный экологический лагерь по изучению природы своей местности. На весенних каникулах ребята посещаю конференции, семинары, проходят практикумы на базе районных и областных станций юных натуралистов.

Паспорт детского экологического объединения «Росинка».

  1. Название: экологическое объединение «Росинка»

  2. Количество членов: — 15 человек

  3. Система приёма: личное желание, испытательный срок, посвящение

  4. Направления работы:

  • Заседания кружка

  • Исследовательская работа

  • Участие в школьных, районных и областных мероприятиях

  • Профильный экологический лагерь

Формы и методы работы:

  • Выезды и исследовательская работа;

  • Экскурсии;

  • Экологические праздники;

  • Сюжетно-ролевые игры;

  • Экологические акции;

  • Работа школьного экологического лагеря.

Традиции и ритуалы:

  • Линейки, посвящённые началу и окончанию экологического месячника;

  • Экологические праздники «День Земли» «День здоровья», «День птиц».

  • Природоохранные акции «Первоцвет», «Чистодвор», «Подрост» и другое.

Устав экологического объединения «Росинка»

  1. Юным экологом может быть любой учащийся средней и старшей школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

  2. Юные экологи обязаны:

  • Принимать участие в охране окружающей природной среды;

  • Соблюдать требования природоохранного законодательства;

  • Знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;

  • Изучать и приумножать природные богатства родного края;

  • Постоянно повышать уровень своих знаний.

    1. Юный эколог всегда должен помнить:

  • Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;

  • От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Девиз

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Песня

Земля не спит.

  1. Я речь свою веду о том,

Что вся Земля, наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том веду я речь-

Что этот дом хотят поджечь,

Хотят, чтоб к нам пришла беда

И жизнь исчезла навсегда.

Припев:

Земля не спит

И каждый день

Глядит в глаза

Своих детей

Тебе и мне

Глядит в глаза

И нам с тобой

Молчать нельзя.

  1. Я речь свою веду о том,

Что вся Земля, наш общий дом.

Что всем нам дорог этот дом

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том веду я речь-

Что мы должны наш дом сберечь,

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Тематическое планирование экологического объединения «Росинка»

Содержание занятий

Кол-во часов

Дата

2012-2013 учебный год.

1-2 четверти

1.

Введение. Экология как наука.

1

2.

Принятие в юннаты.

2

3.

Экскурсия «Значение природы в жизни человека».

2

4.

Экскурсия «Эколого-эстетические особенности осеннего леса».

2

5.

Сбор осенних ягод, цветов, грибов.

3

6.

Викторина «Юный эколог».

2

7.

Экскурсия «Зимующие птицы нашей полосы».

2

8.

П.р. «Изготовление кормушек».

2

9.

Поход в библиотеку для знакомства с литературой по родному краю.

2

3-4 четверти

10.

П.р. «Изготовление поделок из пластиковой посуды».

2

11.

Изготовление поделок из природного материала.

2

12.

Выставка «Подарки леса».

2

13.

Викторина «Наши пернатые друзья».

2

14.

Подготовка экологических мероприятий.

3

15.

День Земли.

2

16.

Экскурсия «Первоцвет».

2

16.

День охраны окружающей среды.

1

2013-2014 учебный год

1-2 четверти

17.

Санитарная уборка территории школы.

2

18.

Принятие в юннаты.

2

19.

Конкурс рисунков о природе.

2

20.

Экскурсия в террариум.

2

21.

Беседа «Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколад».

1

22.

Знакомство с комнатными растениями.

2

23.

Викторина «Комнатные растения».

2

24.

Знакомство с Красной книгой.

2

3-4 четверти

25.

Экскурсия «Зимние изменения в природе».

2

26.

Конкурс рисунков «Мир заповедной природы».

2

Викторина «Морская пучина», посвящённая Дню Кита.

2

27.

П.р. «Изготовление скворечников».

2

28.

Подготовка экологических мероприятий.

4

29.

День Земли.

2

Акция «Марш парков».

2

30.

Экологическая тропа «Биогеоценоз».

2

31.

День охраны окружающей среды.

1

infourok.ru

Экологическое воспитание. ГУО «Средняя школа №1 г. Осиповичи им. Б. М. Дмитриева»

по экологическому воспитанию на 2018/2019 учебный год

Тема: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры личности учащихся

Цель:

  • повышение методической компетенции участников педагогического процесса по вопросам экологического воспитания, энерго- и ресурсосбережения, воспитание экологической грамотности обучающихся через совершенствование учебной и внеурочной деятельности с привлечением семьи и общественности.

  • активизировать деятельность, направленную на формирование экологического мировоззрения и экологической культуры личности учащихся, мотивации к сохранению окружающей среды, развитию ответственного отношения к окружающей среде и результатам своей деятельности.

  • формирование ценностного отношения к обществу и природе, развитие активной жизненной позиции в бережном отношении к природе, экологических убеждений и ответственности; влияние экологических факторов на здоровье человека; экологическая безопасность.

Задачи:

— обеспечить системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для совершенствования работы в области экологического образования и воспитания;

— создать методическую базу материалов по экологическому образованию;

 — разрабатывать и реализовывать проекты экологической направленности.

— экологически грамотно использовать природу как средство развития учащихся; формировать умения прогнозировать последствия своих действий в окружающей природной среде.

                                       Заседание 1 ( август)

Тема: Воспитание  экологической грамотности школьников .

Цель: определить значение экологического воспитания, составить план работы методического объединения  и общешкольный план по экологическому воспитанию школьников на 2018/2019 учебный год.

Задачи:

  • заслушать и обсудить план общешкольных мероприятий экологической направленности в каждом звене средней школы.

  • утвердить план месячника  по экологическому воспитанию школьников.

Форма проведения: семинар – практикум.

Вопросы для обсуждения:

  1. Изучение литературы по методике проведения внеклассных и общешкольных мероприятий

  2.  Разработка общешкольных мероприятий на экологическую тематику.

                                 Заседание 2 (октябрь)

Тема: Использование игровых форм в экологическом образовании.

Цель: определить формы и методы экологического образования в средней школе.

Задачи: 

  • определить способы формирования экологических умений и навыков;

  • дать характеристику современным подходам к содержанию экологического образования и выделить приоритетные направления

  • использовать в педагогическом процессе природу как универсальное средство развития учащихся;

  •  создавать условия для индивидуального восприятия учащимися природы;

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

  1. Возрастание познавательного интереса учащихся к окружаемому миру

  2. Приоритетные направления в экологическом образовании, ориентированные на практику  

  3. Использование игровых форм в экологическом образовании

                             Заседание 3 (январь)

Тема :  Развитие способностей  и мыслительной деятельности в процессе экологического воспитания школьника.

Цель:

  • Определить объем знаний по экологическому воспитанию на каждой ступени обучения школьников.

  • Дать характеристику психологическим возрастным особенностям учащихся.

  • Определить ключевую роль учителя в процессе экологического воспитания школьников.

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1.Значение совместной деятельности учителя и ученика в процессе экологического воспитания

2. Элементы экологического воспитания на уроках химии  и биологии

                                       Заседание 4 (апрель)

Тема: проектная и исследовательская деятельность учащихся

Цель:

  • Дать характеристику формам и методам организации воспитательного процесса.

  •  Определить группу методов, которые являются наиболее эффективными на каждом этапе воспитательного процесса.

  • Определить направления исследовательской деятельности в каждом звене средней школы.

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1. Научно – исследовательская работа,  как показатель результативности образовательного процесса

2. Исследования как необходимый элемент в экологическом образовании

3. Энергоэффективность в интересах устойчивого развития,  экология города и ее влияние на здоровье жителей»

                    Литература:

1. Маркова В.В., Шинкарева Л.В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. — № 11. – 2006. С. 37.

2 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2005. С. 164.

3 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2005. С. 165.

4 Маркова В.В., Шинкарева Л.В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. — № 11. – 2006. – С. 37.

5 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2005. С. 167.

План мероприятий по экологическому воспитанию школьников 

на 2018/2019 учебный год

Название мероприятий Сроки Кто задействован Ответственный

Организация работы, составление плана на год

сентябрь

5-11

Ленюски И.М.

члены творческой группы

Подведение итогов конкурса по озеленению пришкольного участка

сентябрь

Фотоконкурс « Птицы, звери родного края»

Сентябрь-октябрь

1-11классы

Классные руководители

Конкурс – выставка

«Упрыгожым Беларусь кветками»

сентябрь

Ленюски И..М.

Зыль В,В.

Экскурсия «осенний лес» ,повторение правил безопасности «Правила поведения на  природе»

Октябрь 

6-8 классы

Учителя биологии

Гостиная

«Родник здоровья» по графику

В течение года 

5-6 классы

Классные руководители

Красная книга района, области – оформление информационного стенда

ноябрь

10-11 класс

Классные руководители

Акция

«10 000 добрых дел в один день»

декабрь

1-4 классы

Классные руководители

Подготовка к предметным олимпиадам по биологии, химии, географии

В течение года

7-11 классы

Учителя биологии, химии, географии

Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта

В течение года

Учителя, 1-11 кл.

При поддержке

Ленюски И.М.

Захаровой Т.П.

Конкурс кормушек

«Каждой пичужке по кормушке» (изготовление кормушек, кормление и наблюдение за птицами)

Ноябрь — январь

1-5 классы

Классные руководители

Оформление дидактического материала по теме о птицах, животных, растениях  РБ

В течение года

1-11 классы

Ленюски И.М.

Зыль В.В.

Подготовка к проектированию по озеленению школьного участка, посев семян, уход за рассадой

Февраль-май

1-10 классы

Учителя биологии

Яблонская Е,М.

Неделя леса

апрель

11 классы

Классные руководители

Конкурс – выставка «Чудеса своими руками» поделки с использованием отходного материала

Март-апрель

1 — 4 классы

Классные руководители

Классные часы, уроки с экологическим содержанием,

экоминутки

В течение года

1-11

Классные руководители

Акция «Зеленый уголок» по озеленению классных аудиторий

В течение года

1-11

Классные руководители

Акция: «Край родной»

В течение года

5-11

 Классные руководители

Классные часы

Март

21 – международный день Земли

22- международный день воды

5-11

 Классные руководители

Акция «Чистый двор» — благоустройство закрепленной территории

Апрель-май

1-11

 Классные руководители

«Экоколобок» -викторина

Апрель- май

4 класс

 Классные руководители

Ленюски И.М.

Благоустройство закрепленной территории

В течение года

1-11

Классные руководители

Планирование работы на пришкольном участке летом

май

5-6-7-8 классы

Яблонская Е.М.

Подведение итогов работы за год, планы на следующий год

май

учителя

Члены творческой группы

Озеленение и уход за растениями на пришкольном участке

Июнь-август

Учащиеся 5-8 классы

Учителя биологии

Творческие разработки.

os1.schools.by

Статья по экологии на тему: Экологическое воспитание в школе

Экологическое воспитание в школе

Автор — Новичкова А.А.

учитель биологии и экологии МБОУ СШ №6 г.о.г. Выксы Нижегородской области.

Тел. 8317738964, 89103987582, [email protected]

Сейчас, когда так остро стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей.

 Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Причем, социальные факторы в настоящее время, становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей.   Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию.

Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой.  Человек познает мир на протяжении всей жизни и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки.  Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация  «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся  в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки  в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет. Ведущей деятельностью этого возрастного периода является общение, которое очень важно направить в позитивное русло с помощью поставленных задач.

Цель:  Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребёнка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.

Задачи:

  1. Сформировать экологическую культуру: усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  2. Воспитать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  3. Вовлечь детей в участие в практических природоохранных мероприятиях, в интересную, познавательную и результативную исследовательскую работу;
  4. Привить школьникам навыки исследовательской и проектной деятельности;
  5. Организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах  проектов и исследовательских работ;
  6. Сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, развитие способностей к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  7. Сформировать у подростков социально-экологические компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе.

Основные направления реализации программы

Направления и мероприятия

1. Эколого-просветительская деятельность

1.1

Туристические маршруты, экскурсии

1.2

Распространение опыта и знаний

1.3

Участие и организация научно-практических конференций

1.4

Сотрудничество с лесным хозяйством города

1.5

Пришкольный лагерь (отряд экологической направленности)

2. Организация исследовательской деятельности

2.1

Экологическая тропа “Красная книга Нижегородской области”

2.2

Работа в питомнике Выксунского лесхоза

2.3

Экологический мониторинг “Здоровье моей школы”

2.4

Здоровьесберегающая роль комнатных растений

2.4

Проектная работа  по декоративному оформлению пришкольного участка

3. Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность

3.1

Дизайн цветочных клумб школьного двора

3.2

Конкурсы, выставки, благотворительные мероприятия по теме “Экология”

3.3

Экологический театр

4. Природоохранная деятельность

4.1

Экологические акции

4.2

Марш Парков

4.3

Изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц

4.4

Формирование лесного массива

Ожидаемый результат

Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к  природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях,  воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу Родины.

Процесс работы школьной экологической организации строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию  гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, входящие в экологическую организацию, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу.        

  1. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005.
  2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: ЦГЛ. 2003.
  3. Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959.
  4. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1.  Ленинград. 1925.

nsportal.ru

Природоохранная работа в школе. — биология, мероприятия

   Экологическое благополучие нашего города — наше благополучие, потому что деятельность человеческого организма находится в тесном взаимодействии с окружающей средой. И поэтому одной из главных задач школы является воспитание человека, осознающего своё место и место всего человечества в окружающем мире. Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия.

Много лет МБОУ СОШ № 17 занимается природоохранной работой. Целью нашей работы является вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению природы своего края через природоохранную деятельность, формирование потребности в защите родной природы.

Задачи:

• установление гармоничных отношений ребёнка с природой;

• повышение коммуникативности обучающихся;

• обеспечение усвоения обучающимися важнейших трудовых навыков;

• формирование экологической культуры;

• формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды;

• формирование приёмов, умений и навыков в организации самостоятельной познавательной  деятельности;

• формирование потребности в здоровом образе жизни.

Одним из условий реализации природоохранной деятельности является единство классной и внеурочной работы по изучению проблем окружающей среды. Только регулярная (ежедневная) природоохранная деятельность каждого жителя поселения способна исправить то положение, в котором мы оказались. Наша работа в этом направлении носит интегрированный характер. Она объединяет географию, биологию, краеведение, историю, предусматривает практико — ориентированную и аналитическую деятельность учащихся. Всё это формирует у них бережное и уважительное отношение к природе. В рамках природоохранной деятельности в школе реализуется программа «Мой город — моя судьба». Главной целью которой является формирование потребности в спасении родной природы.

В течение 2012-2013 учебного года в школе проводилась природоохранная, социально-значимая деятельность. В сентябре — октябре и апреле проводились различные экскурсии.Во время экскурсий учащиеся собирали природный материал, проводили наблюдения, вырабатывали рекомендации по улучшению состояния окружающей среды.В течение всего года учащиеся начальных классов ходили на экскурсии в парки, питомник и т. д. Велась практическая деятельность школьников «Знать — значит уметь, а уметь — значит делать»: работа на пришкольном участке, изготовление скворечников и кормушек, уход за комнатными растениями, озеленение школьного двора. Осенью, весной и летом учащиеся работали на закреплённых участках школьного двора, ухаживали за цветниками. Осенью проводили акцию по сбору семян для озеленения цветников. Самое активное участие в ней приняли учащиеся 6 и 8 классов. Проводились субботники по благоустройству школьной территории. На протяжении нескольких лет в школе работает экологический кружок «Живая планета». Участники кружка проводят исследования, составляют кроссворды, работают над экологическими проектами, изучают особенности флоры и фауны Камышина. Исследовательская работа проводится на уроках окружающего мира, биологии, природоведения.На пришкольном участке школьники проводят опыты, работают над индивидуальными проектами. В этом году учащиеся школы работали над проектами: « Птицы Приэльтонья» и «Берегите птиц». Руководит проектами учитель биологии Баламирзоева Мадина Надировна.

В осуществлении природоохранной деятельности коллектив школы тесно сотрудничает с разными организациями города: ДЮЦ, ДДТ, ДЭБС и городским питомником. В течение года проводились лекции и семинары по природоохранной тематике. Лекторская группа, состоящая из старшеклассников, провела несколько внеклассных мероприятий в начальных классах.

Проведены конкурсы и мероприятия:

• фотографий «Салют весне!»;

• рисунков «Окно в природу», «Охрана природы»;

• презентаций «Лесные пожары и борьба с ними», «Красная книга Волгоградской области»,

• «Глобальные проблемы человечества» и т. д.

• сочинений «С любовью к природе;

• «Самый зелёный уголок школы»;

• «Неделя экологических знаний»;

• рейд на лучшую заботу о своём участке;

• акции «Родной Камышинке — чистый берег», «Птичий домик», «Кормушка»;

• беседа для всех классов «Каждой птице — наша забота».

К Международному Дню Земли в школе прошёл конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия», внеклассное мероприятие «Экологический бумеранг», экологический десант «Земля — наш общий дом». Большое внимание уделялось просветительской работе и пропаганде экологических знаний, а также изучению природы и заповедных мест Камышина. Участники экологического кружка выпускали «Экологический вестник», были напечатаны листовки в защиту леса, водоёмов. Мероприятия, проводимые со школьниками, привлекают молодое поколение к различным формам природоохранной деятельности, помогают стать им социально активными гражданами, приобрести навыки решения экологических проблем, самим заниматься просветительской работой.

Просмотр содержимого документа
«Природоохранная работа в школе. »

Комитет по образованию Администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 городского округа – город Камышин Волгоградской области Отчет о природоохранной деятельности школьного экологического объединения за 2012-2013 учебный год Директор: Каркошкина Татьяна Николаевна Адрес: 403874, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Текстильная, д.2, тел.: 9-40-84

Экологическое благополучие нашего города — наше благополучие, потому что деятельность человеческого организма находится в тесном взаимодействии с окружающей средой. И поэтому одной из главных задач школы является воспитание человека, осознающего своё место и место всего человечества в окружающем мире. Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия.

Много лет МБОУ СОШ № 17 занимается природоохранной работой.

Целью нашей работы является вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению природы своего края через природоохранную деятельность, формирование потребности в защите родной природы. Задачи:

  • установление гармоничных отношений ребёнка с природой;
  • повышение коммуникативности обучающихся;
  • обеспечение усвоения обучающимися важнейших трудовых навыков;
  • формирование экологической культуры;
  • формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды;
  • формирование приёмов, умений и навыков в организации самостоятельной познавательной
  • деятельности;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

Одним из условий реализации природоохранной деятельности является единство классной и внеурочной работы по изучению проблем окружающей среды. Только регулярная (ежедневная) природоохранная деятельность каждого жителя поселения способна исправить то положение, в котором мы оказались. Наша работа в этом направлении носит интегрированный характер. Она объединяет географию, биологию, краеведение, историю, предусматривает практико — ориентированную и аналитическую деятельность учащихся. Всё это формирует у них бережное и уважительное отношение к природе. В рамках природоохранной деятельности в школе реализуется программа «Мой город — моя судьба». Главной целью которой является формирование потребности в спасении родной природы. В течение 2012-2013 учебного года в школе проводилась природоохранная, социально-значимая деятельность. В сентябре — октябре и апреле проводились различные экскурсии.Во время экскурсий учащиеся собирали природный материал, проводили наблюдения, вырабатывали рекомендации по улучшению состояния окружающей среды.В течение всего года учащиеся начальных классов ходили на экскурсии в парки, питомник и т. д. Велась практическая деятельность школьников «Знать — значит уметь, а уметь — значит делать»: работа на пришкольном участке, изготовление скворечников и кормушек, уход за комнатными растениями, озеленение школьного двора. Осенью, весной и летом учащиеся работали на закреплённых участках школьного двора, ухаживали за цветниками. Осенью проводили акцию по сбору семян для озеленения цветников. Самое активное участие в ней приняли учащиеся 6 и 8 классов. Проводились субботники по благоустройству школьной территории. На протяжении нескольких лет в школе работает экологический кружок «Живая планета». Участники кружка проводят исследования, составляют кроссворды, работают над экологическими проектами, изучают особенности флоры и фауны Камышина. Исследовательская работа проводится на уроках окружающего мира, биологии, природоведения.

На пришкольном участке школьники проводят опыты, работают над индивидуальными проектами. В этом году учащиеся школы работали над проектами: « Птицы Приэльтонья» и «Берегите птиц». Руководит проектами учитель биологии Баламирзоева Мадина Надировна. В осуществлении природоохранной деятельности коллектив школы тесно сотрудничает с разными организациями города: ДЮЦ, ДДТ, ДЭБС и городским питомником. В течение года проводились лекции и семинары по природоохранной тематике. Лекторская группа, состоящая из старшеклассников, провела несколько внеклассных мероприятий в начальных классах.

Проведены конкурсы и мероприятия:

  • фотографий «Салют весне!»;
  • рисунков «Окно в природу», «Охрана природы»;
  • презентаций «Лесные пожары и борьба с ними», «Красная книга Волгоградской области»,
  • «Глобальные проблемы человечества» и т. д.
  • сочинений «С любовью к природе;
  • «Самый зелёный уголок школы»;
  • «Неделя экологических знаний»;
  • рейд на лучшую заботу о своём участке;
  • акции «Родной Камышинке — чистый берег», «Птичий домик», «Кормушка»;
  • беседа для всех классов «Каждой птице — наша забота».

К Международному Дню Земли в школе прошёл конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия», внеклассное мероприятие «Экологический бумеранг», экологический десант «Земля — наш общий дом».

Большое внимание уделялось просветительской работе и пропаганде экологических знаний, а также изучению природы и заповедных мест Камышина. Участники экологического кружка выпускали «Экологический вестник», были напечатаны листовки в защиту леса, водоёмов. Мероприятия, проводимые со школьниками, привлекают молодое поколение к различным формам природоохранной деятельности, помогают стать им социально активными гражданами, приобрести навыки решения экологических проблем, самим заниматься просветительской работой.

План мероприятий рамках Недели биологии и экологии (с 1 по 6 апреля) и Дня птиц (1 апреля)

Мероприятие

1. Общешкольная линейка: открытие недели биологии и экологии, праздника птиц (1апреля).

Класс

Число

1 — 11

2.Выставка экологических рисунков и плакатов на тему: «Охрана природы». Биологическая викторина.

3. Путешествие по страницам Красной книги Волгоградской области.

Время

место

1.04.13г.

5 — 11

4. Праздничное мероприятие для учащихся 1 класса « 1 апреля- День птиц».

5, 6, 7

1.04.

11.15

2 этаж

8.30. — 14.00.

2 этаж

1.04.

1, 8

5. Внеклассное мероприятие «Праздник птиц» для учащихся 2 класса.

9.00-11.00

к. 2-08

1.04.

2, 5, 8

11.35

1 этаж

1.04.

10.30

1 этаж

6. КВН для 5 — 6 классов « Весенний калейдоскоп».

5, 6, 11

7. Конкурс рисунков на тему: « Окно в природу».

2.04.

8. Внеклассное занятие по окружающему миру в 4 классе, приуроченное к празднику птиц «Птицы — наши друзья».

5 — 11

13.25

актовый зал

4, 6, 9

9. Игровая программа для учащихся 3-х классов « Наши пернатые друзья».

2.04.

каб.

2-01

3.04.

3, 5, 7

10. Просмотр презентации к проекту « Птицы Приэльтонья», занявшего 3 место в городском фестивале проектов по биологии и экологии.

10.30

1 этаж

4.04.

9, 11

11. «Вредным привычкам — нет!» просмотр и обсуждение видеофильма.

12.Просмотр презентации « Первоцветы» в 6 классе.

10.30

1 этаж

4.04.

5,6,7,8,9

13. Просмотр презентации «Глобальные проблемы человечества».

6

12.30- 13.15

к.2-08

5.04.

13.25

к.2-08

2.04.

5-11

14.Общешкольная линейка: закрытие Недели. Подведение итогов конкурсов.

Награждение победителей и активных участников.

9.25

к.2-08

6.04.

1 -11

13.20-14.00

к.2-08

6.04.

2 этаж

11.15

Общешкольная линейка:

открытие недели биологии и экологии, праздника птиц (1апреля).

Выставка экологических рисунков и плакатов на тему:

«Охрана природы». Биологическая викторина.

Внеклассное мероприятие

«Праздник птиц» для учащихся 2 класса

КВН для 5 — 6 классов « Весенний калейдоскоп».

Внеклассное занятие по окружающему миру в 4 классе,

приуроченное к празднику птиц «Птицы — наши друзья».

Игровая программа для учащихся 3-х классов « Наши пернатые друзья».

Внеклассное занятие для 5 класса «Берегите птиц»

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *