Организация и проведение мастер классов – Методическая разработка на тему: Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов»

Содержание

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом

 

Обучать — значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

 

Придя в русский язык, слово «мастер-класс» получило самое широкое значение. Так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний. В последние годы широко стали проводить мастер-классы и в системе образования.

Преподавателю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей педагогической деятельности. Фактор «взаимо» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного эффекта. Оптимальной формой профессионального обучения на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях упор делается на определение М. М. Поташника, который обозначил ключевые свойства мастер-класса как формы профессионального обучения педагогов. По его мнению, мастер-класс (форма ученичества) — активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. [2, с. 78]

То есть мастер-класс в образовании — форма повышения профессионального мастерства педагогов, цель которой является знакомство с авторскими наработками, освоение и отработка практических навыков по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются Мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»).

Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации. Для педагогов это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. «Зрители» становятся экспертами, учатся анализировать и сопоставляют свои возможности. Одновременно учиться и «Педагог — мастер». При подготовке и проведении мастер-класса «Педагог-мастер» приобретает различные навыки работы с аудиторией, учится рефлексировать свои действия и многое другое. Для всех участников мастер-класса это означает шаг вперед в своем деле. Толково организованный мастер-класс становится генератором идей для всех участников.

Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения:

  1. Форма передачи практического опыта (практикоориентированность).
  2. Форма интерактивного взаимодействия педагогов.
  3. Форма организации активной самостоятельной работы всех участников. [4, с. 76]

Таким образом, мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения:

          как педагога, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства: активный педагог будет рефлексировать собственный педагогический подход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический стиль;

          так и для педагога, который пассивно относится к своему профессиональному развитию: пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, поневоле будет включен в активную познавательную деятельность.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». То есть основными задачами мастер-класса являются: обобщение опыта педагога по определенной проблеме, передача этого опыта, совместная отработка методических приемов, оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

При планировании работы формулируется тема мастер-класса. В названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов. Она должна звучать понятно и просто. Например: «Учимся понимать текст». Далее определяются основополагающие цели, достижению которых подчинено все заседание.

Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

Первая — это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности.

Вторая часть мастер-класса отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. На данном этапе важно осознание каждым педагогом эффективности изучаемой педагогической технологии.

На третьем этапе — рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие, план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение. Очень важен тот факт, что каждый участник мастер-класса получает конкретные рекомендации для практической деятельности.

На основе этой структуры методистами были разработаны различные технологии пошаговой организации мастер-классов. Г. А. Русских разделил мастер-класс на пять этапов: презентация педагогического опыта учителем-мастером, представление системы учебных занятий, проведение имитационной игры, моделирование и рефлексия. [3, с. 38–40]

Программа проведения мастер-класса по технологии А. В. Машукова делится на следующие составляющие: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлексия. [1, с. 3]

Учитель-мастер может выбрать различные формы проведения мастер-классов. Выбор формы определяется наработанным стилем профессиональной деятельности.

Мастер-класс может проводиться в следующих формах:

1)        в форме занятия со студентами — когда в структуре мастер-класса показывается фрагмент непосредственного занятия с обучающимися с использованием выбранной технологии или методики. Продолжительность проведения занятия определяется индивидуально, как правило, меньше чем занятие или урок. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы предполагаемый метод четко прослеживаться. Во время занятия педагог — мастер не обращает внимания на слушателей мастер-класса. После проведения занятия следует краткое пояснение сути метода, его обсуждение и озвучивание конечных результатов.

2)        в форме занятия с аудиторией — имитационный, когда в качестве обучаемых выступают слушатели мастер-класса. Вступительная часть при этом остается традиционной, а основная часть представляет собой имитацию занятия. Требования к основной части:

          не обращайтесь со взрослыми как с детьми;

          сложность предлагаемого материала должна соответствовать опыту слушателей;

          соблюдайте «игру» (имитацию) на протяжении всего времени и не поясняйте, что вы делаете и зачем;

          четко дайте понять о завершении данного этапа;

          перед тем как давать свои пояснения, обратитесь к участникам, что они увидели, поняли, почувствовали;

          отметьте, что вы хотели продемонстрировать, и явно ли это можно было проследить в данном фрагменте;

В заключительной части происходит обсуждение предлагаемой технологии и рефлексия.

3)        с демонстрацией видеофрагментов уроков и внеклассных мероприятий, когда в качестве примера используется видеофрагмент занятия. До демонстрации учитель — мастер рассказывает участникам, на что следует обратить внимание. Видеофрагменты должны ярко демонстрировать то, о чем говориться и быть хорошего качества.

Заключение как логическое завершение должно быть всегда. Оно может включать в себя собственное отношение к делу, благодарность слушателям, раздачу приготовленных памяток и др. Результатом «мастер-класса» является модель, которую разработал «педагог-Ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

После проведения мастер-класса «педагог-мастер» должен адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Оценка эффективности подготовки и проведения мастер-класса осуществляется по следующим критериям:

  1. Четко поставленная проблема.
  2. Соответствие темы содержанию.
  3. Мотивированность.
  4. Инновационность.
  5. Раскрытие сути метода, приема, либо его особенностей.
  6. Грамотная речь.
  7. Последовательность изложения.
  8. Взаимодействие с аудиторией.
  9. Умение импровизировать.
  10. Творчество.
  11. Выполнение поставленных задач.
  12. Рефлексивная деятельность.
  13. Практическая значимость.

Таким образом, мастер-класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость.

 

Литература:

 

  1. Машуков А. В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. — Челябинск, 2007. — 13 с.
  2. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2010. — 448 с.
  3. Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. — 2002. — № 1 — С. 38–40.
  4. Хуртова Т. В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы. — Волгоград: Учитель, 2008.– 76 с.
  5. Латыпова Е.А. Мастер класс – современная форма повышения профессионального мастерства педагогов. /Е.А. Латыпова метод. Рекомедации, — Нефтекамск, 2012 – 19с.

Основные термины (генерируются автоматически): участник мастер-класса, профессиональное обучение, проведение мастер-класса, структура мастер-класса, слушатель мастер-класса, мастер, педагогический опыт, педагог, основная часть, форма занятия.

moluch.ru

Проведение мастер классов: главные аспекты организации

Если вы занимаетесь проведением мастер-классов делового характера для бизнес-структур, то знаете не понаслышке, насколько важно все тщательно спланировать и продумать, чтобы не упустить ни одной важной детали. От грамотной организации мастер-класса во многом будет зависеть результат мероприятия.

Готовиться к его проведению необходимо задолго до предполагаемой даты. В зависимости от его масштаба, срок на подготовку может быть до 1-2 месяцев. Чем выше уровень значимости и охват предстоящего мастер-класса, тем больше времени нужно уделить на его организацию. Заранее планировать последовательность действий для мероприятия необходимо даже опытным бизнес-тренерам, не говоря уже о начинающих организаторах.

Известно несколько форматов проведения мастер-класса. Наиболее популярными являются лекции, а также практические и интегрированные занятия. Участники приходят на мастер-класс, чтобы получить ценные знания в неформальной обстановке для лучшего понимания нужного им материала. Зачастую мастер-класс представляет собой практическое занятие, в котором опытный тренер объясняет и показывает, как использовать теорию на практике.


Знания, приобретенные во время проводимого мероприятия, должны помочь слушателям в дальнейшей их самореализации, повысив профессиональную компетентность слушателя. Организация и проведение мастер-класса состоит из нескольких этапов. Остановимся на каждом из них более подробно.

Составление плана проведения мастер-класса

Стандартный мастер-класс проходит по следующему плану: презентационная часть, демонстрационная часть, обмен мнениями и ответы на вопросы слушателей.

Сначала обычно введение в тему мастер-класса, инструктаж, организационные вопросы. На втором этапе спикер раскрывает тему, передает свои знания участникам и делится опытом. В завершении происходит активное общение между участниками и тренером, где каждый может задать вопрос, поделиться своим мнением с другими участниками. На каждый этап должно отводиться определенное время. На решение организационных вопросов предусмотрите 30 минут времени, здесь также понадобиться время на настройку технического оборудования. По окончании мероприятия следует уделить 15-20 минут на вопросы каждого участника индивидуально. Если продолжительность мастер-класса более трех часов, то желательно включить в план перерыв на 30 минут, а если мастер-класс длится весь день с утра до вечера, то понадобится два или три перерыва на отдых. Во время отдыха рекомендуется организовать питание для участников: кофе-брейк, обед, ужин.

Аренда помещения для проведения мастер-класса

Чтобы подобрать наиболее подходящее помещение, необходимо исходить из количества участников, удобства его расположения в городе и технические возможности обеспечения. Если мастер-класс рассчитан на узкий круг людей, то вполне подойдет обычный офис с минимальным техническим оснащением: столы, стулья, компьютерная техника, проектор.

Для мероприятий с количеством слушателей от 15 до 50 человек стоит рассматривать современный конференц-зал на базе ресторана, гостиницы или бизнес-центра. Если запланировано более 50 участников, то лучше выбрать просторный конгресс-холл. При выборе места проведения обратите внимание на такие детали, как удаленность от метро или остановки общественного транспорта, возможность подъезда на собственном автомобиле, наличие бесплатной парковки. После выбора помещения следует подобрать удобную дату и время проведения мастер-класса, чтобы обсудить условия аренды помещения с арендодателем.

Оформление зала и техническое оснащение мероприятия

В зависимости от особенностей планируемого мастер-класса вам может понадобиться оформление помещения для создания определенной атмосферы, которая поможет настроиться слушателям на активную работу или наоборот расслабиться – тут зависит от темы мастер-класса. При организации и проведении мастер-класса главную роль играет оснащение — световое и звуковое оборудование, проекторы, светодиодный экран, которое сделает мероприятие более насыщенным, живым и интересным.

Не забудьте про расходные материалы, которыми нужно будет обеспечить каждого слушателя. Сюда входят: ручка, бумага, блокнот. Если есть возможность, то позаботьтесь о небольших подарках для слушателей, которые они получат в завершении мастер-класса.

Фото — и видеосъемка в организации мастер-класса

Чтобы событие не прошло бесследно, подумайте о фото — и видеосъемке. Пригласите фотографа и видеооператора, который сможет вам в этом помочь, согласуйте все детали сотрудничества. Возможно, участники мастер-класса пожелают в дальнейшем получить фотографии и видеоматериал на память о событии. Фото и видео смогут стать наглядной иллюстрацией прошедшего мероприятия и послужат анонсом для ваших последующих мастер-классов подобного характера.

Заключительные моменты

После того, как уже составлен подробный план проведения мастер-класса, можно заниматься продвижением мероприятия. Анонсировать мероприятие лучше за 1-1,5 месяца. А накануне самого мастер-класса еще раз напомнить приглашенным, например, с помощью email-рассылки, о предстоящем событии.

Чтобы оценить результат работы и узнать мнение участников, можно организовать опрос участников. По окончании участники могут выразить свои впечатления об организации мастер-класса в письменном виде или в онлайн-анкетах, например, через google-формы. Чтобы объективно оценить проделанную работу, подождите несколько дней, чтобы ваши эмоции остыли, и можно было спокойно оценить событие.

Полезное сотрудничество по организации мастер-класса

Справиться с проведением мастер классов только лишь своими силами невозможно. Делегируйте часть работы, связанной с проведением мастер-классов в Москве другим специалистам. Для аренды помещения сотрудничайте с ресторанами, гостиницами, бизнес-центрами, компаниями, предоставляющими в аренду офисы.

Если вы планируете в рамках мастер-класса обеденный перерыв или кофе-брейк, договоритесь с ближайшим заведением общественного питания, сотрудники которого сами все организуют и вовремя подадут.

Для изготовления анкет, сувенирной, рекламной продукции, наглядного материала обратитесь в типографию.

Проведение мастер-классов, как правило, не обходится без технического оснащения: светового и звукового оборудования. Для этого совсем не обязательно включать в свой бюджет их приобретение. Вполне можно воспользоваться арендой оборудования для мероприятия по доступной стоимости. Каждым направлением организации должен заниматься отдельный специалист, только так можно обеспечить высокий уровень и достойное качество мастер-класса. Системный подход к проведению мастер-классов в Москве значительно облегчит вам организационный процесс.

Аренда звукового и светового оборудования в Москве

Наша компания предоставляет в аренду необходимое оборудование для мастер-классов. Вся техника находится в рабочем состоянии, что гарантирует бесперебойность ее работы. Вы можете быть уверены, что взятое у нас оборудование в аренду не преподнесет вам неожиданных неприятных «сюрпризов» и не выйдет из строя в самый неподходящий момент – такого не произойдет!

Мы поможем подобрать для вас наиболее оптимальный вариант конкретно для вашего мероприятия, отвечающий вашим требованиям и пожеланиям. Арендовать звуковое и световое оборудование в нашей компании можно на выгодных условиях. За доступную цену вы получите полное техническое оснащение вашего мероприятия. Наши специалисты помогут в настройке и проконсультируют по вопросам эксплуатации оборудования.

Rentforall — Ваш надежный помощник в подготовке к мероприятию!

rent4all.ru

Организация и проведение мастер-классов

Организация и проведение творческих мастер-классов

Компания Море Радости уже 4 года занимается организацией выездных творческих мастер классов на различных мероприятиях в Москве. За это долгое время мы наработали большую базу знаний, идей и креативных фишек. Мы провели более 350 мероприятий, где максимальное количество участников доходило до 4000 человек, а количество параллельных мастер-классов равнялось 25.

Основной нашей миссией мы видим популяризацию творчества в разнообразных направлениях среди детей и взрослых в России. Мы знаем, что для любого человека доставляет большую радость процесс создания нового и прекрасного. Мы уверенны в том, что в каждом человеке скрыты таланты, которые наша команда помогаем раскрывать в мастер классах.

Преимущества нашей работы:

— Лучшие мастера Москвы

— Закупка материала по оптовым ценам

— Работа только с сертифицированными продуктами

— Разработка новых и креативных мастер-классов

— Оригинальные трафареты, методы декора и росписи

— Применение современных технологий

— Уникальная теоретическая часть, где рассказываются интересные факты

— Применения всех гигиенических правил (скатерти, перчатки, фартуки, влажные салфетки итд).

— Фотоотчет в подарок (для массовых мероприятий)

Для каких мероприятий можно пригласить?

— день рождения, детский праздник, корпоратив, тимбилдинг, свадьба, юбилей, открытие торговых центров, городские гуляния, новогодние праздники

Какие особенности проведения для детей?

— нужно часто чередовать виды деятельности (познавательную и активную)

— предоставлять больше вариантов трафаретов и образцов для подражания

— принимать активную помощь в работе каждого ребенка

— лучше отказаться от действий, где используется горячие и острые предметы.

— расчет количества: на 10 детей/1 мастер

— нужно обязательно организовать тщательную очистку рук у детей

— рассадка за столами должна быть удобна каждому ребенку

— при выборе нужно учитывать возраст детей и их первоначальные способности

Какие особенности проведения для взрослых?

— При выборе нужно учитывать тематику праздника

— Можно использовать видео ролики во время объяснения

— Можно использовать сложные техники декора и росписи

— Расчет количества мастеров: 10/20 человек на одного мастера

— Можно приглашать творческие тимбилдинги для объединения коллектива

— Возможно использование сложного оборудования

— Нужно организовать достаточную зону для размещения всех участников.

Какие особенности при работе на улице?

— нужно организовать грамотный поток участников и распределение по зонам

— необходимо запастись материалом на 20% больше, чем заявлено официально

— обязательно организовать аптечку или небольшой медицинский пункт

— При необходимости организовать микрофон для мастеров

— Необходимо учесть метеорологические особенности

— Лучше исключить массовую работу в создании кулинарных изделий

— Заранее подготовить подключение всех приборов на площадке

— Уделить особое внимание гигиене всех участников

Заказать и организовать

Вы можете по телефону 8 (495) 765-17-97 или оставив заявку на сайте.

Мы проводим творческие мастер-классы в любой точке мира и любом городе России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, а также Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж и др.

Любое творчество состоит из 90% труда и только 10% таланта, поэтому для большинства детей и взрослых нужен первый пример того, как создать что-то красивое самостоятельно. Необходимо снять страх творческого фиаско. Когда участники под руководством мастера за несколько часов создают свои маленькие шедевры, они начинают верить в свои силы, благодаря пробам на разных выездных мастер классах люди познают свои возможности и предпочтения в творчестве! А дальше, вдохновившись первыми результатами, каждый выбирает свое направления для приобретения профессионализма и мастерства, и находит учителя, с кем занимается по 1-2 раза в неделю. Мы так же помогаем в поиске частных репетиторов, но все же основной деятельностью у нас является организация и проведение частных, массовых и городских творческих мастер-классов.

more-radosti.ru

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия «Школы совершенствования профессионального мастерства»

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
  • Профессиональные способности;
  • Педагогическую технику;
  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • Мастерство убеждения;
  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  • Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;
  • Организация учебной деятельности учащегося;
  • Владение содержанием и дидактической организацией образования;
  • Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
  •   Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического опыта  является  «Мастер-класс».

«Мастер-класс» – то разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
  • оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат –  умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  • 1) Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива и т.п.
  • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • 3) Показ отдельных методов работы
  • 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Презентация «Технология проведения «Мастер-класса» (Приложение 1).

Литература:

  1. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
  2. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
  3. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности /Г.А.Русских  //Методист.– 2002. –  № 1. С. 38–40.
  4. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
  5. Творческая школа «Мастер-класс»/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
  6. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.
  7. Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.

25.03.2008

urok.1sept.ru

Презентация «Организация и проведение мастер-классов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Организация и проведение мастер-классов Быкова И. П., преподаватель филиала ГАПОУ АО «АМК» в г. Северодвинске

2 слайд Описание слайда:

Что такое мастер-класс? Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

3 слайд Описание слайда:

Особенности мастер-класса: новый подход к обучению; метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; создание условий для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

4 слайд Описание слайда:

Особенности мастер-класса: формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; представление возможности каждому участнику работать с предлагаемым методическому материалу; процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

5 слайд Описание слайда:

Требования к организации и проведению мастер-класса должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.

6 слайд Описание слайда:

Требования к организации и проведению мастер-класса должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

7 слайд Описание слайда:

Позиция Мастера Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

8 слайд Описание слайда:

Позиция Мастера Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

9 слайд Описание слайда:

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Презентативность. Выраженность инновационной идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность. Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, соответствующих тенденциям современного образования, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

10 слайд Описание слайда:

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

11 слайд Описание слайда:

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

12 слайд Описание слайда:

Оформление название мастер-класса дата и место проведения характеристика аудитории цель проведения план проведения обеспечение результативность Литература 1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. — № 2. 2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с. 3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с. 4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.  

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-400656

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Консультация на тему: Консультация для педагогов: «Требования к организации и проведению мастер-класса»

Консультация для педагогов:

«Требования к организации и проведению мастер-класса»

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель — объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим  высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия  какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» — создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.

Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами.

Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв,  творческое конструирование знания рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.

Проблемная ситуация характеризует определённое психическое — вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной  потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса — групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания  каждого педагога.

Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия
слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.

Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

nsportal.ru

Организация и проведение мастер-классов по рисованию

 


Экспресс-рисование – новое веяние в творчестве, которое на опыте доказывает – рисовать может каждый! Такой метод позволяет снять барьеры и ограничения, поверить в свои творческие способности, убрать страх перед чистым листом и даже повысить уверенность в себе!

Наша художественная студия «Найди себя» занимается организацией и проведением мастер-классов по рисованию. Все хлопоты заказчика мы готовы взять на себя. 
Порадуйте своих родных, близких, друзей, коллег или сотрудников участием в необычных мастер-классах по рисованию.

Впечатления от мастер-класса

Какие мастер-классы мы организуем?

  • Мастер-классы для детей

Дети всегда тянутся к творчеству. Поэтому наша студия готова предложить организацию и проведение таких творческих мероприятий, как мастер-класс в начальных классах, мастер-классы на детские праздники и дни рождения, творческие мастерские для детей. Подходят мастер-классы для девочек и мальчиков, рекомендуемый возраст от 7 лет.

  • Мастер-классы для взрослых

Хотите необычно встретить день рождение, отметить праздник, порадовать своих гостей креативным мероприятием? Тогда мастер-класс по рисованию станет отличным выбором. Уровень художественной подготовки значения не имеет, такие занятия подходят людям всех возрастов и профессий. Одинаково будет интересно как женщинам, так и мужчинам. А красивые картины станут замечательным поводом для радости и гордости.

  • Мастер-классы на ярмарках и выставках

Среди любителей различных творческих выставок, к примеру — ярмарка мастеров, мастер-класс по рисованию пользуется особенным спросом, собирает множество желающих порисовать и поучаствовать. Если вы являетесь организатором подобных творческих действ, то наша студия с удовольствием вступит в такое полезное сотрудничество. В качестве подобных мероприятий предлагаем мастер-классы по правополушарному рисованию, карандашный рисунок, мастер-класс по рисованию маслом.

  • Мастер-классы для компаний / корпоративы по рисованию

Экспресс рисование – новый мастер-класс, разработанный специально для корпоративных заказчиков. Наши мероприятия помогают сплотить рабочий коллектив, помочь руководству компаний выявить творческий потенциал каждого сотрудника, направить креативные способности на решение бизнес-задач, лучше мотивировать персонал и многое другое. 
Специальное предложение для корпоративных заказчиков: бесплатные мастер-классы для HR-менеджеров компаний. Чтобы заказчики могли заранее оценить эффективность творческих мастер-классов в решении задач корпоративной культуры.

Организационная информация

Все необходимые материалы закупаем и подбираем самостоятельно: кисти, холсты, краски, мастер-класс полностью организуем «под ключ».

Стоимость проведения выездных мастер-классов по рисованию рассчитывается индивидуально, так как зависит от многих факторов: количество участников, место проведения, выбранный мастер-класс, пожелания заказчиков, используемые материалы и др. 


Творческая группа «Найди себя» выезжает по Москве и ближайшему Подмосковью, также в качестве площадки для проведения мастер-классов по рисованию предлагаем нашу студию, вместимостью 30 человек. (На площадке заказчика группа при необходимости может включать до 100 человек)

По всем интересующим вопросам звоните по тел:

+7 (495) 162-24-15

training.naydisebya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *