Оркестр шумовой детский – . , — .

Содержание

Как организовать детский шумовой оркестр: инструменты и идеи

Лично я включаю шумовой оркестр в программу любого детского праздника, так как забава проходит всегда ярко, громко и эмоционально. Иногда можно исполнить и 3 произведения, ведь всегда хочется поменяться инструментами.

У любого ведущего детских праздников в сундучке (кстати, вот все мои идеи для сундучка аниматора) обязательно должен быть звеняще-гремящий набор, который выручит даже в том случае, если разница в возрасте детей, присутствующих на празднике, составляет 10 лет :-).

Я условно поделила все инструменты на «платные» и «бесплатные». Сейчас перечислю все идеи, в самом конце подберу и музыкальные фрагменты, под которые приятно шуметь и греметь.

Детский оркестр «Я его слепила из того что было»

Начнем с бесплатных инструментов.

  • Шуршащие пакеты. Иногда пакеты изготавливают из такого материала, который просто сводит с ума при каждом движении и сгибе (если у кого-то в классе или автобусе такой есть, все соседи обращают внимание). Вот такой нам и нужен! Можно просто комкать в такт, уже весело.
  • Крышки от кастрюль. Ну, тут все очевидно: берем за ручки, разводим руки и… Громко получается. Только лучше использовать не эмалированную посуду, так как она быстро теряет вид, да и кусочки отлетевшей эмали могут навредить ребенку.
  • Картонные стаканчики и трубочки для коктейля. В большой стакан (400-500 мл) наливаем немного воды, вставляем трубочку. Ребенку нужно просто булькать, пуская струю воздуха в трубочку.
  • Стиральная доска. Честно говоря, не представляю, где ее можно взять современному человеку, но у аниматоров со стажем она, как правило, есть :-). Резкие движения вверх-вниз обеспечат незабываемое звучание детскому шумовому оркестру.
  • Алюминиевая банка от напитков и монетки. Банку лучше взять с безалкогольным прошлым, как вы понимаете. Бросаем туда горстку монет, трясем в руке под музыку, придерживая банку отверстием вверх.
  • Большая ложка и маленькая кастрюлька или металлический ковшик. Музыкант берет ложку за самый кончик ручки и раскачивает ее внутри кастрюльки так, чтобы получался звук колокола.
  • Надутый шарик и булавочка. Это инструмент для самых отважных. Лопнуть нужно в самый, по мнению исполнителя этой партии, кульминационный момент, когда резкий хлопок будет украшением музыкального произведения.

*

Детский шумовой «профессиональный» оркестр

Инструменты можно купить очень красивые. Особенно это актуально для детского сада и лагеря. Да и любому организатору детских праздников такой набор не помешает.

Все это можно купить в «Озоне» (переход по картинке).  

 

Купить можно здесь.

 

Музыка для детского оркестра

Я больше всего люблю «Марш Радецкого» (Штраус отец). Дело в том, что хлопать в ладоши под это произведение позволено даже на больших приемах и венском балу. Почему бы детям не погреметь и не пошуршать под великую музыку. Еще мне нравится, что там четко слышны динамические оттенки, резкие переходы от форте к пиано. Здорово! Посмотрите, кстати, насколько артистичен дирижер, можно подражать :-).

Что еще? Отлично звучит любая полька — хоть народная финская, хоть классическая Рахманинова.
Песни из мультиков тоже подходят, но, на мой взгляд, оркестр должен звучать солидно, пусть даже шуточный, детский и шумовой.

Просьба к действующим аниматорам! Пожалуйста, дополните идеями мою статью в комментариях! Пусть всем детям страны будет весело!

snova-prazdnik.ru

Детский шумовой оркестр — PDF

1. Оркестр (старший возраст)

1. Оркестр (старший возраст) Дети стоят с музыкальными инструментами в 4х шеренгах по 6 чел. Кастаньеты Треугольники Бубны Молоточки Ложки Румбы Металлофон Ксилофон Вступление: Вперед идут дети первой

Подробнее

Консультация для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 33 «Мечта» городского округа Тольятти МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСТВА. «Музыкальные инструменты: создаём и играем»

Подробнее

МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ.

МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ. Дорогие мамы и папы! Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдѐт верный друг, который сделает вашу жизнь и жизнь вашего ребѐнка яркой и интересной. Интересуйтесь, чем

Подробнее

Игра с колокольчиком

Консультация для родителей «Игры с музыкальными инструментами» Предлагаем вашему вниманию игры для детей 2-3 лет с использованием детских музыкальных инструментов. Яркие звучащие игрушки и инструменты

Подробнее

Музыкальное развитие детей от 3 до 7 лет

Музыкальное развитие детей от 3 до 7 лет Возможности детей к концу 3-его года жизни Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий низкий). Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные

Подробнее

Площадь музыкального зала — 98 кв.м.

Список оборудования музыкального зала Музыкальный зал разделен на несколько зон: рабочая, активная, спокойная, которые оснащены следующим музыкальным оборудованием и пособиями: — Мультимедийный проектор,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Исполнительство на детских музыкальных инструментах важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Исполнительство на детских музыкальных инструментах важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими

Подробнее

Тема: «Поиграй со мной, мама»

Информация для родителей Папка — передвижка. Тема: «Поиграй со мной, мама» МАДОУ «Детский сад 3«Дюймовочка» г. Зарайск, Московской области музыкальный руководитель Комарова Елена Алексеевна Апрель 2016

Подробнее

Площадь музыкального зала — 98 кв. м.

Список оборудования музыкального зала Музыкальный зал разделен на несколько зон: рабочая, активная, спокойная, которые оснащены следующим музыкальным оборудованием и пособиями: — Мультимедийный проектор,

Подробнее

«Оснащение музыкального уголка в группе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Оснащение музыкального уголка в группе» Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать

Подробнее

АФРИКАНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

АФРИКАНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ { Ударные инструменты Барабаны Атабак Атабак большой деревянный барабан с мембраной из натуральной кожи. С помощью системы металлических колец и канатов, атабак оплетается

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени Н. Г. Рубинштейна» УТВЕРЖДАЮ директор «ДШИ им. Н.Г.Рубинштейна»

Подробнее

г. Советский, 2015г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малышок» г.советский» ПРОГРАММА Факультатива «Весёлый балаганчик» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей старшего

Подробнее

Программа кружка «До-ми-соль-ка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красногорский детский сад «Сказка» Утверждаю заведующий МДОУ Красногорский детский сад «Сказка» Г.В.Бибикина Принята на педагогическом совете МДОУ Красногорский

Подробнее

Пояснительная записка.

1 Пояснительная записка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное

Подробнее

ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЗВУК? Цель: Ход занятия

Окулова Ирина Анатольевна ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и ограниченными

Подробнее

Консультация для родителей и педагогов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 211, «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Подробнее

Музыка в развитии ребенка 2-3 лет.

Музыка в развитии ребенка 2-3 лет. Психическое развитие ребенка второго-третьего года жизни происходит в тесном, непосредственном общении с взрослыми. Одним из средств, создающих эмоциональную основу для

Подробнее

ПАСПОРТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 54 «Звездочка» Адрес: 456789, Челябинская область, город Озерск, Дзержинского, 57 А телефон: (35-30) 7-84-30,

Подробнее

docplayer.ru

Методическая разработка по музыке на тему: Детский шумовой оркестр

ГБДОУ детский сад №99 Калининского района Санкт-Петербурга

Опыт работы музыкального руководителя

Тема: «Детский шумовой оркестр как средство развития

музыкально – ритмического слуха детей дошкольного возраста»

ПЛАН

  1. Музыкально – ритмическое чувство.
  2. Детским музыкальные  инструменты — самоделки.
  3. Перечень игр по возрастам.
  1. Музыкально – ритмическое чувство.

Вашему вниманию предлагается доклад  на тему: «Детский шумовой оркестр как средство развития музыкально — ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Ядром музыкальности являются три основные способности, выделенные крупнейшим отечественным исследователем музыкальных способностей Б.М.Тепловым. Они   необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности:

  1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
  2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
  3. Музыкально — ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Чувство ритма имеет моторную и эмоциональную природу, поэтому развитие способности — чувства ритма, предполагает использование музыкальных игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Создавая комплекс игр, я придерживалась того, что для ребёнка необходимо попробовать себя в роли слушателя, исполнителя и автора. Поэтому в разработанных приёмах для более эффективного подхода к решению поставленных нами задач затронуты все возможные виды музыкальной деятельности детей на занятиях.

Слово и движение – вот те источники, из которых родилась музыка.         Главный принцип  работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям.

Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух – это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства могут изучаться как в речи, так и в музыке, а в речевых упражнениях они доступны детям уже в младшем возрасте.

Речевое упражнение – это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей.

  1. Детским музыкальные  инструменты — самоделки.

Самые оригинальные инструменты  можно изготовить с помощью родителей и детей. Ими станут шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов.

ШУМЕЛКИ

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

ЗВЕНЕЛКИ

Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья».
Первый способ изготовления ожерелья. В металлических пробках из-под пива надо проделать дырочки, через дырочки пропустить леску. Такое ожерелье прекрасно звенит. Второй способ Для изготовления ожерелья берутся различные металлические трубочки. Подвешенные на леске или проволоке, они тоже прекрасно звенят. Третий способ На леску нанизывают скорлупки грецких орехов или фисташек. Они скорее гремят, чем звенят.

СВИСТЕЛКИ

Чтобы получился свист, надо во что-то дуть. Для этого берутся хорошо промытые стеклянные пузырьки из-под лекарств или чистые стеклянные пробирки. Годятся даже трубочки от пипеток.
Чтобы у свистелок была разная высота звука, они заполняются водой. Опытным путем можно выстроить настоящий звукоряд.
Способны звучать и пластмассовые бутылочки из под кока-колы или минералки, заполненные на какую-то часть водой.

СТУЧАЛКИ

Самый простой ударный инструмент получается из двух палочек, которыми надо ударять друг о друга. Можно в комплект к ним добавить деревянный брусочек, по которому наносятся удары.
А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, это уже прообраз ксилофона. На палочку можно нанизать скорлупки грецкого ореха так, чтобы они свободно двигались. Встряхивая палочку, получаем звук наподобие того, который получается, если потрясти бухгалтерские счеты. Последние, кстати, тоже являются прекрасным музыкальным инструментом.

ШУРШАЛКИ

В отличие от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук. А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.

ЩИПАЛКИ

Готовой щипалкой является яйцерезка, которая звучит очень симпатично — похоже на мышиный писк. Можно сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту леску и надо щипать. (Лук, кстати, был первым струнным инструментом в истории человечества.) На лук можно натянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз настоящей арфы.
На плотные цилиндрические коробочки из-под лимонных долек или из-под чипсов натяните тонкую (аптекарскую) резинку. Резиночка, натянутая над пустым пространством коробочки, должна быть хордой верхней окружности. Если резиночек две или три, на таких первобытных гусельках уже можно играть простейшие песенки. Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над пустым спичечным коробком. Важно помнить, что резинка должна быть натянута упруго, не провисать. Поэтому, возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три раза.

  1. Игры  для детей младшей группы.

Игра «Имена». 

Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней.

Ход игры: Все дети одновременно  называют свои имена и прохлопывают каждый слог.  

По аналогии можно проговаривать и фрукты, овощи и т.д., что помогает детям освоить классификацию.

Игра «Музыкальные инструменты».

Цель: развивать у детей  воображение, ритмический слух.

Ход игры: Фонемы, дополненные движением, или «пластическим жестом»   перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты:

Барабан – бум-бум – удары по коленкам.

Тарелочки – тири-тири- скользящие хлопки «тарелки».

Ксилофон (глиссандо) – трик-трак – горизонтальное ритмичное движение руки вправо-влево — и т.д.

Это помогает привлечь внимание детей и сделать задание ещё интереснее. С помощью фонем и пластического жеста  с детьми  можно делать  целые композиции, озвучивание таким образом целых сказок.

“Зайцы»

Цель: Различать характер музыки и выполнять соответствующие ей движения.

Задача: Различать ритм колыбельной и танцевальной музыки. Самостоятельно выкладывать картинки в соответствии с музыкой и выполнять движения.

Игровой материал: Планшет с изображением леса или полянки. В центре сделан прорез или карман, в который могут вставляться картинки «Зайцы спят» или «Зайцы танцуют».

Ход игры: Педагог предлагает детям погулять на полянке: «Здесь живут зайчики, а что они делают вы узнаете, когда послушаете музыку». Звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребёнок определяет какая музыка звучит и вставляет на планшет соответствующую картинку. Ребёнок может изобразить это в своих движениях.

Игра «Озвучь потешку»

Цель: умение фиксировать ритм слов, затем небольших фраз, стишков.

Ход игры: Ребёнку предлагается прослушать потешку и выбрав музыкальный инструмент из шумовой группы исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.

        Когда потешка озвучена всеми детьми, её могут озвучить несколько детей одновременно, играя на разных инструментах. Каждый из детей может придумать свой ритмический  вариант потешки.

Гоп, гоп, гули, гоп,

Сели Машеньке на лоб.

Крылышками хлоп, хлоп,

Маша ножкой топ, топ!

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!

Тики, таки, тики, таки,

Ходят в нашей речке раки.

Игры  для детей средней группы.

Все игры  младшего возраста +

Игра «То-пы-то-пы»

Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней;

Ход игры: Наложение нескольких простых ритмов друг на друга. Детей делим на подгруппы. Каждая из подгрупп  произносят свой текст.

1 группа: С ба-ра-ба-ном хо-дит ё-жик, бум- бум- бум…

2 группа: То-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы.

Игра «Серый зайчик барабанит».

Цель: чётко воспроизвести метрический пульс шагами и на инструментах и звучащими жестами.

Ход игры:

Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд

Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нит це-лых три ча- са под-ряд.

При воспроизведении метрического пульса шагами первоначально идёт ходьба на месте, а затем с движением по залу. Далее детям предлагается разделиться на 2 группы: одна исполняет метрическую пульсацию шагами, другая воспроизводит её на музыкальных  инструментах. Это уже сопровождение к движению.

Игра «Имена». 

Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней.

Ход игры: Все дети одновременно  называют свои имена и прохлопывают каждый слог.  

По аналогии можно проговаривать и фрукты, овощи и т.д., что помогает детям освоить классификацию.

Игра  «Ритмическое эхо».

Основана  на звучащих жестах и ритмослогах.

Цель: умение  выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция  детского внимания.

Ход игры:  Первоначально дети воспроизводят за педагогом короткие ритмические рисунки в медленном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения), затем задания постепенно усложняются от занятия к занятию, добавляются музыкальные инструменты. У каждого ребёнка свой инструмент,  которым он воспроизводит ритмические рисунки, заданные педагогом.

Аналогичная игра «Телеграмма».        

Звучащие жесты.  (II этап)

ХЛ     оооооооооооооооо

Щ       о     о      о       о

ЩЛ    о  о  о  о  о  о   о  о

ПРТ   оо    оо    оо      оо

Хлопки          хл

Щлепки         щл

Щелчки         Щ.

Притопы        прт

Игра «Озвучь потешку»

“Зайцы»

Игры  для детей старшей группы.

Все игры  младшего, среднего  возраста +

“Игра с инструментами».

Цель: Развивать ритмический слух и внимание.

Задача: Соблюдать чёткий ритм, темп.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках  у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т.е. должен быть контраст в звучании. Выбирается один ребёнок, который начинает  игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем  ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т.д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.

Игра «Улица».

Цель:   Восприятие  и  воспроизведение  музыкального  ритма  в   соответствии   с музыкальным отрывком пьесы, используя музыкальные инструменты из шумовой группы.

Задача:   1.Самостоятельно   воспроизвести  характер каждой части музыкального произведения, используя музыкальные инструменты   с  наименьшего   числа попыток.

2. Самостоятельно выбрать инструменты для озвучивания  каждой музыкальной части произведения в соответствии с ритмом.

Ход игры:  

1 этап — говорю с детьми, как ходит старенькая бабушка, как бегают маленькие детки, как едут машины. При этом прошу детей выполнить хлопки в ладоши или по коленям в ритме  соответствующем  каждому  персонажу.

2 этап — прослушивание музыкального произведения и определение, какая из частей подходит к каждому из персонажей. Дети определяют не сразу, поэтому проигрываю каждую из частей отдельно и определяем. Затем выполняем ритмичные хлопки для каждой части.

3 этап — выполнение движений ( медленный шаг, поскоки, движение топающим шагом) в соответствии с музыкой каждой части.

4 этап — дети подбирают  музыкальный инструмент из  шумовой группы для каждого из персонажа и озвучивают музыкальные отрывки.

Игра «Слова — модели»

Цель: Освоение  ритмических блоков в речи.

Ход игры: Подобрать  «слова-модели», которые соответствуют тому или иному ритму.

Ход игры: На столе разложены карточки с изображением животных, овощей, фруктов и т.д.   и карточки с ритмическим рисунком данных предметов. (см. приложение)

                зай-чик бе-лоч-ка кот бе-ге-мот ко-ло-коль-чик

        Ребёнку показывают карточку с изображением овоща или фрукта. Он подбирает карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову.

Слова-модели удобно классифицировать по темам: «Животные», «Птицы», «Зима», «Лето», «Овощи», «Фрукты».

Игра «Шаг и бег».

Цель: Освоение и воспроизведение чередования ритма «шага» и «бега» в хлопках, на музыкальных инструментах, в движении. 

Ход игры: Детям предлагаются стишки. Каждый ребёнок должен прохлопать римический рисунок стишка, затем  воспроизвести на музыкальном инструменте из шумовой группы, а затем показать ритм  стишка в движении.

Шаг, шаг, шаг, шаг, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли.

Шла ли-си-ца по-тро-пин-ке, по тро-пин-ке

и не-сла о-на кор-зин-ку, да, кор-зин-ку.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ — топ, топ. Топ — топ, топ.  —  «Шаг»

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ — топ — топ — топ — топ. Топ — топ — топ — топ — топ.   —  «Бег».

Игра «Озвучь потешку»

Игры  для детей подготовительной  группы.

Все игры  младшего, среднего, старшего  возраста +

Игра «Карусель».

Цель: усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере  графического изображения ритмических блоков.

Ход игры: Дети сидят в кругу за столом, на котором  выставляется игрушечная карусель с  картинками   ритмослогами и с изображением инструмента, на котором нужно проиграть ритмослоги. Определяется первый участник игры. Ведущий  раскручивает  карусель. После остановки карусели смотрим какая карточка оказалась напротив первого участника. Этот ребёнок  берёт инструмент, который указан в карточке и выполняет задание. Далее задание выполняет следующий участник.

 “Графические партитуры».

Цель: Развивать ритмический слух, внимание.

Задачи: Самостоятельно исполнить партию любого инструмента.

Ход игры: Педагог проигрывает партию  всех  инструмента. Ребёнок слушает. Выбирает инструмент и исполняет партию выбранного инструмента

nsportal.ru

Статья: Шумовой оркестр в детском саду.

Шумовой оркестр в детском саду.

Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребенку незатейливый инструмент.

Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:

— быть легкой для детей и педагогов;

— быть интересной для них;

— быть систематической;

— быть групповой формой обучения.

Учение для дошкольника должно быть не только легким и приятным время- провождением, но и интересным.

Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж). У шумового оркестра в детском садуесть свои особые задачи:

-активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре.

-воспитание интереса и любви к музицированию.

-практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.

-создание предпосылок для развития творческого мышления.

-знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Шумовые инструменты используются в детском саду для развития основ интонационного слуха и образно — ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Позже дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т. п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.

Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придает уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть легкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур: Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как звучит настоящий оркестр.

Маленькие дети обладают богатейшим воображением и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре. Малыши представляют, что все, что звучит, они сами сыграли! Взрослый может быть реальным дирижером и руководить детьми во время исполнения. И это все можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструменты, сделанные своими руками.

Таким образом, можно украсить любое событие в группе: день рождения ребенка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограмма очень способствует организации игры в оркестре. Музыка – искусство временное, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструментами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкспериментировать какие звуки можно еще извлечь из инструмента, оказавшегося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палочкой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т. п.

Исследовательская деятельность – необходимый этап в познании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разными наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а четвертое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издает яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секрету, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т. п. Вот вам и обогащение словаря.

Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрического пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипулировать ими в воздухе малышам еще сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик: Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей развитию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение. А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит: Дзинь- бум, дзинь –бум, Бубен нам устроил шум Постучим. пошумим И все снова побежим. Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные удары и звон-тремоло.

Еще одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чем я играю». На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, указывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инструменты называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (пример – тамбурин с колокольчиками).

Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра. Мы запоминаем их название, слушаем звук и видим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфонического оркестра.

Народные духовые инструменты: Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка, гармошка (кнопочно-духовой)

Струнные: Шарманка (щипковый) Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра.

Ударные: деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колокольчики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполнителями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики (коробочки из-под творога и йогуртов с крышечкой или натянутой сверху пленкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Веселые барабаны» Весело играем мы все в барабаны, Весело играем мы все в барабан! Ля-ля-ля… Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлепать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с ударами в инструмент. Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постукивания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумываются подговорки типа: Молоточек, тук-тук-тук, Молоточек, ты мой друг, Молоточек, тук-тук-тук, Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики) Дили-дили-дили-дон. Бом — бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе) Слышат все наш звон!

В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем прием игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот прием выполняется без инструмента — хлопок в ладоши и «фонарики». В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до — си и треугольник, чередуясь между собой.

В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую. Даем детям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечками и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как струна. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая выходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музыкальный инструмент. Резинкой можно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, заправленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробочку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фонограмму.

Игра «Музыкальное приветствие». Дети держа в руках «кальмарчики», двигаются врассыпную легким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнеру, щелкают резинкой и говорят «Привет!». В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков». Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своем инструменте, затем со сменой музыки, кладут его на пол и переходят по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нем. Взрослый может исполнять роль дирижера.

nsportal.ru

Статья по музыке (старшая группа) по теме: «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

                                                   

     « Шумовой оркестр  как средство развития                      

       музыкальных способностей  детей старшего    

                         дошкольного возраста»

                                                     

                                                                          Выполнила

     Власова Любовь Вениаминовна

                                                                                   музыкальный руководитель,

                                                                                               ГБОУ ООШ № 21

                                                                              с/п « Детский сад « Гвоздичка»

г.о.Новокуйбышевск

Введение

Федеральный государственный Стандарт дошкольного образования

направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание

высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина России,

способного к творческой инновационной деятельности.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно ,ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Актуальность

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа , его богатейшего культурного наследия  , в частности , народной инструментальной музыки , является в настоящее время особенно актуальной .

В последнее время сложилась такая ситуация  , что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения.

Ребёнок начинает принимать за музыку произведения  новомодных , но не долговечных на сцене исполнителей , чьё « искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями , банальными , избитыми ритмами . Ребёнка уже в раннем детстве программируют  на одностороннее , упрощённое стандартизированное миросозерцание , легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность  и может тормозить развитие музыкальных способностей у детей. Эти ситуации можно избежать  ,если  первоначальное  музыкальное воспитание детей будет осуществляться с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на детских шумовых музыкальных инструментах.

О  роли  детских  музыкальных  инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось  в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой  Т. Э. и  др. Одной  из  интересных  форм  творческой  работы  с  инструментами  стала система детского музыкального воспитания  Карла Орфа, которая  нашла  своё применение  в  музыкальной  педагогической  работе  с дошкольниками  Т.Э.Тютюнниковой.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда ( наряду с движениями , речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной , яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества , эмоционально – эстетическое удовлетворение , развивает мелодический , ритмический и тембровый слух , музыкальную память , познавательную , волевую сферы ребёнка.

Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций , который  расширяет его жизненный опыт , стимулирует к активной деятельности.

Проблемы

  • Использование игры  на  детских  элементарных  музыкальных  инструментах плодотворно  влияет  на  музыкальное  развитие  детей  дошкольного  возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается  трудной  задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских  музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной  готовности педагогов к работе в данной области;
  • Несоответствие материально – технической базы с теми требованиями, которые предъявляются руководителю оркестра .  

Планируемые результаты

  • Формирование уважительного отношения  к национальной культуре;
  • Активизация познавательной деятельности детей;
  • Развитие творческих способностей;
  • Повышение исполнительского уровня игры на музыкальных инструментах.

 Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.

Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. В своей работе на музыкальных занятиях я использую игру на  музыкальных  шумовых инструментах, на которых с удовольствием играют дети.

Цель:

  • Развитие у детей дошкольного возраста воображения , фантазии , коммуникативных навыков , природных способностей , метроритмического чувства , мелкой моторики рук  , формирование элементарных навыков подыгрывания  на ударно – шумовых музыкальных инструментах.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие

Задачи:

  • Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов , овладение приёмами игры на них.
  • Формирование представлений о  выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.
  • Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной  деятельности.

Занятия в шумовом оркестре рассчитаны на один год обучения для детей 6- 7 лет и проводятся один раз в неделю со всеми детьми   подготовительной  группы.

Преимущества игры на детских музыкальных инструментах:

способствует   становлению и развитию таких волевых качеств , как выдержка , настойчивость , целеустремлённость , усидчивость , развивается память и умение сконцентрировать внимание. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Игра на шумовых музыкальных инструментах развивает фантазию, творческие способности , музыкальный

вкус, учит понимать и любить музыку.

 Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир  музыкальных звуков.   У детей улучшается качество пения , музыкально – ритмических движений , дети чётче воспроизводят ритм. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. В процессе игры на детских музыкальных инструментах формируется личность будущего музыканта и слушателя.  

В работе с детским шумовым оркестром используются следующие

 формы  музыкальных занятий :

  • индивидуальная ( на начальном этапе обучения игры на музыкальном

           инструменте

  • групповая ( при игре на однородных инструментах)
  • коллективная ( при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)

Коллективная форма – самая сложная ,  но она даёт положительные результаты, если звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Методы обучения детей на шумовых инструментах:

  • словесный ( рассказ  , объяснение)
  • наглядный ( показ приёмов игры педагогом или ребёнком)
  • стимулирующий ( выступление перед детьми или взрослыми)
  • практический ( повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных  инструментах)

Принципы работы с шумовым оркестром.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них    
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения  

 Обучение игре на детских шумовых инструментах.

 Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений  , доступных для восприятия детей , обучение пению , движениям в играх и плясках , но и обучение игре на детских шумовых инструментах. Почему же в музыкальной деятельности музыкальный руководитель уделяет большое внимание игре на шумовых инструментах?

Да потому что это:

  • расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников
  • способствует развитию музыкальной памяти  , внимания
  • помогает преодолению излишней застенчивости , скованности
  • расширяет воспитание ребёнка

   В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:

             — наличие воли

             — эмоциональности

             — сосредоточенности

             — развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

 Обучаясь игре на детских шумовых инструментах, ребёнок открывает для себя  мир звуков , у них улучшается качество пения ( они чище интонируют), качество музыкально – ритмических движений ( дети чётче воспроизводят ритм ) .

Многим игра на шумовых  инструментах помогает передавать свои чувства ,

 внутренний мир , обогащает музыкальные впечатления. Именно поэтому итогом обучения игре на шумовых инструментах является создание детского оркестра  в детском саду. Руководствуясь примерной основной программой  дошкольного  образования « От рождения до школы» , начиная со  второй младшей группы ,  следует несколько минут уделять знакомству детей с шумовыми инструментами ,  обучению игре на них , развитию музыкально – сенсорных способностей. Таким  видом музыкальной деятельности должны заниматься не от случая к случаю, а системно.

 Как известно, в дошкольных учреждениях используются следующие виды

  оркестров:

  • шумовые ( сюда входят и ударные инструменты )

 

В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить к музицированию  всех без исключения детей , подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах и ксилофонах , ложках , различного рода трещётках , маракасах. При этом нужно соблюдать требования  , предъявляемые к инструментам.

   Они должны:  

  • чисто звучать
  • иметь определённый тембр
  • быть доступными детям по своему размеру и весу
  • достаточно прочными  

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с шумовыми музыкальными инструментами . Если самые младшие пользуются в основном музыкальными игрушками , то дошкольники знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навык игры на них ( колокольчики , барабан  , погремушки , металлофон).

Дети , играя на инструментах , удовлетворяют свои индивидуальные  запросы ,интересы  , и привыкают действовать в коллективе согласованно. Чтобы организовать оркестр и уметь слаженно играть в нём , необходимо сначала научиться играть на музыкальных инструментах. В настоящее время существует два типа инструментов:

  • народные
  • инструменты симфонического оркестра ,  возникшие на основе народных

В обоих случаях есть несколько групп:

  • ударные
  • струнные

Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них

проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек , использование

музыкально – дидактических игр. В каждой группе должна быть создана

предметно – развивающая среда, в которой находятся различные шумовые музыкальные инструменты , соответствующие возрасту детей. Систематическое применение в музыкальной деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к ним ,расширяет их музыкальные впечатления , способствует творческой активности.

Чтобы ребёнок сосредоточился  именно на одном инструменте, знакомство

ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно

рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним , извлечению соответствующего звука , а также познакомиться с тембром звука , который

характерен данному инструменту.

Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов

должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений ( или из отрывков )  классиков, современных композиторов и народной музыки  самых разнообразных по тематике и жанрам.

 Репертуар можно условно разделить :

  • на маленькие пьески  для первоначальных упражнений
  • попевки, песенки для индивидуальной работы
  • пьесы для коллективного исполнения.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания  различных инструментов  , совершенствуются в выразительности

исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы музыкального руководителя о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки. При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп :

  • Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента  к детским песенкам
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему
  • Звуковая иллюстрация стихов
  • Сказки –шумелки.

Вывод

Таким образом, занятия в оркестре  дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того , насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане . Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой .Детям очень нравится исполнять те же самые произведения , которые они слушают  на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления перед  другими

детьми детского сада, перед  родителями на праздниках и развлечениях ,

на  открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения . У детей появляется

ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность , сосредоточенность . Оркестр объединяет детей  , воспитывает волю .

Только развивая эмоции, интересы ,  вкусы ребёнка можно приобщить его

к музыкальной культуре , заложить его основы.

Литература

Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” — Минск, 1991г.

Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” — Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” — Москва, Просвещение, 1990г.

Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” — “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.

Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” — Москва, 2000г.

Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” — Москва, АСТ, 2000г.

Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” — “Музыкальная палитра” №6, 2006г.

 

 

nsportal.ru

Консультация по музыке на тему: Шумовой Оркестр

Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребѐнку незатейливый инструмент. Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие вос- питатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском са- ду вообще и в группе в частности. Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям: — быть лѐгкой для детей и педагогов -Быть интересной для них -Быть систематической -быть групповой формой обучения Учение для дошкольника должно быть не только лѐгким и приятным время- провождением, но и интересным. Если просто дать в руки ребѐнка какой-нибудь инструмент, его заинтересо- ванности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т.д. Если интерес будет отсут- ствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребѐнка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж). У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи: -активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре. -Воспитание интереса и любви к музицированию. -Практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми поня- тиями музыкальной грамоты. -Создание предпосылок для развития творческого мышления. -Знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования. Шумовые инструменты используются в детском саду для развития ос- нов интонационного слуха и образно- ассоциативного мышления. С их по- мощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Поз- же дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звѐзд, пе- сенка светлячка и т.п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально. Все партии вна- чале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придаѐт уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть лѐгкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все пар- тии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено фор- мирование и развитие метроритмического чувства во всѐм его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов ( хлопки, шлепки, щелчки), различные виды тактирования, подчѐркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур: Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная воз- можность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как зву- чит настоящий оркестр. Маленькие дети обладают богатейшим воображени- ем и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре. Малыши представляют, что всѐ, что зву- чит, они сами сыграли! Взрослый может быть реальным дирижѐром и руко- водить детьми во время исполнения. И это всѐ можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструмен- ты, сделанные своими руками. Таким образом, можно украсить любое собы- тие в группе: день рождения ребѐнка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограм- ма очень способствует организации игры в оркестре. Музыка – искусство временнОе, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструмен- тами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкс- периментировать какие звуки можно ещѐ извлечь из инструмента, оказавше- гося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палоч- кой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т.п. Исследовательская деятельность – необходимый этап в по- знании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разны- ми наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а чет- вѐртое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издаѐт яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секре- ту, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т.п. Вот вам и обогаще- ние словаря. Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрическо- го пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипу- лировать ими в воздухе малышам ещѐ сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик: Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей разви- тию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зре- ние. А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит: Дзинь- бум, дзинь –бум, Бубен нам устроил шум Постучим. пошумим И все снова побежим. Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные удары и звон-тремоло. Ещѐ одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чѐм я играю». На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, ука- зывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инст- рументы- называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (при- мер – тамбурин с колокольчиками). Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей синструментами симфонического оркестра. Мы запоминаем их название, слушаем звук и ви- дим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфоническо- го оркестра. Народные духовые инструменты: Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка, гармошка (кнопочно-духовой) Струнные: Шарманка (щипковый) Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра. Ударные: деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колоколь- чики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполни- телями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики. (коробочки из-под творога и йогуртов с крышеч- кой или натянутой сверху плѐнкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Весѐлые барабаны» Весело играем мы все в барабаны, Весело играем мы все в барабан! Ля-ля-ля… Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлѐпать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с уда- рами в инструмент. Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постуки- вания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумыва- ются подговорки типа: Молоточек, тук-тук-тук, Молоточек, ты мой друг, Молоточек, тук-тук-тук, Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики) Дили-дили-дили-дон. Бом- бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе) Слышат все наш звон! В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем приѐм игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот приѐм выполняется без инструмента — хлопок в ладоши и «фо- нарики». В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до- си и треугольник, чередуясь между собой. В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую. Даѐм де- тям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечка- ми и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как стру- на. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая вы- ходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музы- кальный инструмент. Резинкой можно громко щѐлкать, оттягивая еѐ сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, за- правленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробоч- ку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фо- нограмму. Игра «Музыкальное приветствие». Дети держа в руках «кальмарчики», дви- гаются врассыпную лѐгким бегом, а на акцентированные концы фраз повер- нувшись к произвольному партнѐру, щѐлкают резинкой и говорят «Привет!». В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков». Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инст- рументы и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своѐм инструмен- те, затем со сменой музыки, кладут его на пол и переходят по кругу к дру- гому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нѐм. Взрослый может исполнять роль дирижѐра. Таким образом, осваиваются разные приѐмы игры на разных инструментах

nsportal.ru

Консультация на тему: ШУМОВОЙ ОРКЕСТР ДОМА

Не секрет, что во многих семьях родители совсем не уделяют внимание, музыкальному развитию детей, считая, что это необязательно. Гораздо важнее, по их мнению, научить ребенка читать, считать, писать. «Если не заложить  с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалиться на кусочки от сильного ветра и землетрясения», -считают педагоги. Время упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих-, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

Очень благотворно занятия музыкой влияют на физическое развитие ребенка. Ведь без приобщения к этой области искусства невозможно полноценное становление личности ребенка. А самое главное – отсутствие какой –либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит,  задачей родителей является устранение нежелаемого тормоза.

Тесная работа родителей и детей, не только дома, но главное  в жизни детского сада обеспечит целостность педагогического процесса. А это — участие в праздниках, развлечениях, в музыкальных занятиях, музыкальных гостиных, музыкальных конкурсах и т.д. Всё это –вселяет   уверенность родителей в детей, которая способствует хорошему выступлению на праздниках.

Для достижения цели  важно  использовать  различные формы:

Консультации

Игротека

Консультации -эта форма  общения музыкального руководителя с родителями является довольно эффективной. Они проводятся индивидуально по вопросам музыкального воспитания детей.  Например, когда родители испытывают затруднения в том, как организовать музыкальное воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено. Какие формы музыкального преподавания важны для развития малыша. А так же информация  вывешивается в музыкальном уголке.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР  ДОМА

Игра в оркестре развивает у детей  не только музыкальный слух, но и воспитывает дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость, волю, художественный вкус, т. е. все те качества, которые так необходимы будущему ученику. Работа с детьми показала, что обучаться игре на инструментах могут все ребята без исключения. Для этого не требуется особых способностей, каких-то определенных музыкальных данных. Развитие музыкальных способностей зависит не только от психолого-педагогических условий, но и, конечно, от музыкальной предметно-развивающей среды. Основные знания и умения ребенок получает на занятиях, которые затем закрепляет в самостоятельной деятельности с родителями дома. Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов,  купленых и самодельных музыкальных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий.

Некоторые инструменты можно сделать самим. Инструменты должны быть аккуратными, красиво оформленные.

Ее можно сделать из киндер –сюрприза,  бутылочки от шампуня или любой коробочки, наполнив ее крупой, камешками, бусинками.

Его можно сделать из пустых майонезных банок или коробок из-под китайской лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведерко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

1.В дне одноразового пластмассового стаканчика нужно проделать два отверстия, через которые протягиваются ниточки с нанизанными на них металлическими крышечками, костями от счетов или пуговицами. Концы нитки закрепляются, снаружи стаканчика к ним прицепляется любое кольцо, для того чтобы было удобнее держать инструмент в руках. 2. На нитки нанизываются пуговицы или бусинки, затем концы ниток закрепляются вверху под крышкой маленькой бутылочки из-под минеральной воды.

Можно использовать пяльца, напротив друг друга протягивают проволоку с нанизанными на них железными крышками и закрепляют их изолентой, или цветными шерстяными нитками.  

В пластиковой бутылочке протыкается сквозное отверстие, в которое вставляется деревянная палочка, и насыпается любая крупа.

На резинку надеваются металлические крышечки, пуговицы, затем  резинка завязывается на ручку от детского ведёрка или на  ветку от дерева.

На толстую резинку любой длины нанизывают пивные крышки с отверстиями посередине. Резинку закрепляют с двух сторон, с одной стороны делают петельку для того, чтобы было удобно держать инструмент в руке. На рубеле играют металлической или деревянной палочкой, быстро проводя по всей длине резинки.

 

Взять две железные крышки приклеить к картонке, картон сложить пополам.

.

 Делают из кокоса, коробочки, баночки или пластмассового яйца от «киндер-сюрприза», наполнив их любой крупой, камешками или бусинками.

Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.

Игра-это та форма общения, которая объединяет взрослых и детей в едином действии. Дети очень любят играть с родителями, но очень часто маленьким детям не хватает живого общения с родителями. Магнитофон и телевизор стали занимать ласковый и родной родительский голос. Недостаток общения негативно сказывается на ещё эмоционально не окрепшем детском организме. Выход очевиден – играйте вместе с детьми и для детей. Пение, через игру укрепит здоровье, улучшит настроение, поможет установить эмоциональный контакт между родителями и ребёнком.

Многие не знают,  как заинтересовать своего ребёнка ведь развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов, для этого Вам предлагается специальная подборка игр.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *