Смешные вопросы по истории – Сторінку не знайдено

Содержание

Интересные вопросы и ответы по истории России (для исторических викторин)

 

 

 1. При Петре I в Санкт-Петербурге был построен завод по производству «зелья». Улица, на которой он стоял, сейчас называется Большая Зеленина. Заводы, подобные этому, назывались мельницами. Датский посол Юль по поводу русского зелья отмечал: «Вряд ли найдешь в Европе государство, где бы его изготавливали в таком количестве и где бы по качеству и силе это могло бы сравниться со здешним.» Смертность на этих заводах была выше, чем на других. Что производили на этих заводах? 

Ответ: Порох.

 

2. На этой пышной свадьбе можно было увидеть сразу трех русских царей. Жених уже царствовал, а вот двум свидетелям жениха царствование только предстояло, причем одному через 18 лет, а другому через 26 лет. Назовите всех троих царей.

Ответ: Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский.

 

3. По одной из версий, русское название этого народа произошло от того, что для его представителей были характерны жесткие волосы светло-желтого цвета. Назовите этот народ.

Ответ: Половцы.

 

4. В России нижние полицейские чины делились на три группы по масштабу их деятельности. Первые две группы были городовые и околоточные, которых отменили после февраля 1917 г. А каким был третий, самый младший полицейский чин?

Ответ: Дворники.

 

5. Американцы называют русских, как правило, Иванами. Мы называем немцев Фрицами и Гансами, французы называют их Михелями. А как древние славяне называли варягов, которые не понимали ни слова по-русски?

Ответ: Олухи (от Олафы).

 

6. 27 января 1944 года во время спектакля в Большом театре действие вдруг внезапно прервалось, опустился занавес, зажегся в зале свет, а на авансцену вышел директор театра. После реакции в зале на его сообщение возможность продолжить спектакль появилась только через полчаса. О чем сообщил директор театра?

Ответ: О снятии блокады Ленинграда.

 

7. I, I, II, I, VI, I, III, II, I, I, I, II, III… (римские цифры) Закончите последовательность.

Ответ: II (Николай II — цифры составляют последовательность номеров российских императоров).

 

8. «Повесть временных лет» сохранила легенду об основании города перевозчиком через реку. Ответьте хотя бы на один из следующих вопросов: что это за река, как звали перевозчика или о каком городе ид?т речь.

Ответ: Днепр, Кий, Киев.

 

9. Самый первый документ о В.И. Ленине (Ульянове) был подписан священником Василием Умовым и дьяконом Вл. Знаменским. О чем этот документ?

Ответ: О его рождении.

 

10. Всем известно выражение «тютелька в тютельку», то есть очень и очень точно. А что же такое «тютелька»?

Ответ: Древнерусская мера веса драгоценных камней. 

 

 

 

 

nsportal.ru

Перечень вопросов с ответами по истории России

Раздел I. История Руси — России(IХ—ХVII века)

Тема 1. Древняя Русь (IХ — ХIII века)

1) На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

2) Кем было создано Древнерусское государство?

Древнерусское государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

3) Какой город стал столицей Древнерусского государства?

В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.

Олег-первый князь киевский из рода Рюрика.

4) Когда Русь приняла христианство?

В 988–89 Владимир I Святославович ввёл христианство как государственную религию.

Фрагмент репродукции картины В.Г.Перова «Крещение Руси»

5) При каком князе произошло крещение Руси?

При Владимире I Святославовиче, известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, в истории церкви — Владимир Креститель.

6) Что является религиозным символом христианства?

Христианским символом является крест.

7) Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Десятинная церковь, трёхглавый Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученика Георгия, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Десятинная церковь

Софийский собор

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

8) От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

В XIII веке Русь впала в зависимость от золотой орды.

9) Кем был Александр Невский?

Александр Невский — князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец, защитник святой Русской Православный Церкви и земли. Возглавлял новгородское войско в битве со шведами на реке Неве в 1240 и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями в 1242 году. Святой благоверный князь, не проигравший ни одной битвы.

Памятник-часовня у храма Александра Невского в с. Усть-Ижоре (фрагмент).


Тема 2. Московское государство (ХIV — ХVII вв.)

1) Когда произошла Куликовская битва?

Куликовская битва была 8 сентября 1380 года.


2) Кто победил в Куликовской битве?

В Куликовской битве победила Русь под предводительством Дмитрия Донского.

3) Какой город стал центром объединения русских земель?

Центром объединения русских земель стала — Москва.

4) Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

Середина XV века начало объединения русских земель вокруг Москвы.

5) В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

В 1480 году.

6) Какое имя в истории получил царь Иван IV?

Иван Грозный.

В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.

7) Покоритель Сибири?

Ермак Т. — «Родом неизвестный, душой знаменитый».

8) Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

Андрей Рублёв.

Андрей Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Андрей Рублёв, «Троица».

9) Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

Московский Кремль.

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова

10) В каком веке в России был период Смуты?

Рубеж XVI-XVII веков.

11) Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

Москва была освобождена в октябре 1612 года.

12) Какая династия начала править в России с 1613 года?

Династия Романовых.

Раздел II. Российская империя (ХVIII—начало ХХ веков)

Тема 3. Россия в ХVIII веке

1) Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

Пётр I

Посмертный романтизированный портрет Петра I.
Художник Поль Деларош (1838).

2) Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

Санкт-Петербург.

3) В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?

В Москве.

4) Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

Ломоносов Михаил Васильевич.

5) Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

8 апреля 1783 года Екатериной II был подписан манифест о «Присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

Екатерина II Алексеевна — Императрица и Самодержица Всероссийская. Вела политику просвещённого абсолютизма.

6) Кем был А.В. Суворов?

Александр Васильевич Суворов — великий русский полководец, военный теоретик, стратег, национальный герой России.

7) Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?

Медный всадник памятник Петру I .

8) В каком городе находится самый крупный музей России — Эрмитаж?

Санкт-Петербург.


Тема 4. Россия в ХIХ веке

1) Когда была Отечественная война?

Отечественная война была в 1812 году.

2) Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

Бородинское сражение.

3) Кто победил в Отечественной войне?

Россия победила. Армия Наполеона была почти полностью уничтожена.

4) Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов — русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова

5) Кто такие декабристы?

Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 года восстание против самодержавия и крепостничества.

6) Когда в России отменили крепостное право?

Отмена крепостного права произошла в 1861 году.

7) При каком российском императоре отменили крепостное право?

При Александре II.

Александр II Николаевич — Император Всероссийский. Проводил широкомасштабные реформы. Отменил крепостное право (манифест от 19 февраля 1861года). При нём одержана победа в Русско-турецкой войне (1877–1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной организацией «Народная воля».

8) Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

В 1880 году.

9) Кем был А.С. Пушкин?

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, историк.

10) Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

Дмитрий Иванович Менделеев- русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.

11) Кем был Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой — граф, великий русский писатель, мыслитель, известен на весь мир, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Участник обороны Севастополя.

12) Кем был П.И. Чайковский?

Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

13) Кем был Ф.М. Достоевский?

Фёдор Михайлович Достоевский — великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.


Тема 5. Российская империя в начале ХХ века

1) Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (преобладает православие), а также ислам и буддизм.

2) Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

Большую часть населения составляют православные.

3) Когда произошла Первая российская революция?

В 1905 году.

4) Что было главным результатом Первой российской революции?

Сложились новые государственные органы — начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9–10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

5) Кто был лидером партии большевиков?

Владимир Ильич Ленин — российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

6) Когда была Первая мировая война?

Первая мировая война была 28 июля 1914 года.

7) Кем был А.П. Чехов?

Антон Павлович Чехов — известный русский писатель, драматург, классик мировой литературы.

8) Как звали русского ученого- изобретателя радио?

Александр Степанович Попов.

9) Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?

Большой театр.


Раздел III. История СССР

Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

1) Какая революция произошла в России в 1917 году?

Великая октябрьская социалистическая революция.

2) Как звали последнего российского императора?

Николай II — Император Всероссийский, полковник. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и Февральскую революцию 1917 года; войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован (вместе с женой и детьми) Русской православной церковью.

3) Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

Партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

4) Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

5) При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа — от церкви?

При Владимире Ильиче Ленине.

6) Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

Индустриализация.

7) Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

Коллективизация.

8) Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

Ликвидация безграмотности.

Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 годы)

1) Когда была Великая Отечественная война?

С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

2) Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

Союзниками СССР были США, Великобритания, Монгольская Народная Республика, Тувинская Народная Республика (страны антигитлеровской коалиции).

3) Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

Сталинградская битва.

4) Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

Георгий Константинович Жуков — четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.

Константин Константинович Рокоссовский — советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.

5) Кто победил в Великой Отечественной войне?

СССР.

6) В каком городе советские солдаты М. Егоров и М. Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

В Берлине, Германия.

7) Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

27 миллионов человек.

8) Какой праздник отмечают в России 9 мая?

День Победы.

Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 — 1991 годы)

1) В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

19 февраля 1954 года по инициативе Н.С. Хрущева.

2) Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

Королев Сергей Павлович — советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

3) Как звали первого в мире космонавта?

Гагарин Юрий Алексеевич — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.

4) В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

12 апреля 1961 года.

5) Как зовут первую в мире женщину-космонавта ?

Валентина Владимировна Терешкова — советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор (1995). Кандидат технических наук, профессор. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.

6) Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

Олимпиада.

7) Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

Перестройка.

8) Кто был президентом СССР?

Горбачёв Михаил Сергеевич — советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых — Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

9) Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

15 республик.

10) Когда произошел распад СССР?

Распад СССР произошел 26 декабря 1991 года.

11) Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

СНГ (Содружество Независимых Государств).

12) Кем был А.И. Солженицын?

Солженицын Александр Исаевич — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


Раздел IV. Современная Россия

Тема 9. Реформы в Российской Федерации в 1991-1999 годах.

1) Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?

12 июня 1990 года.

2) Кто был первым президентом России?

Ельцин Борис Николаевич.

3) Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?

Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

4) Когда была принята Конституция РФ?

12 декабря 1993 года.

5) Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?

Многонациональной.

6) Какой язык является государственным языком в России?

Русский язык.

7) Какой город является столицей России?

Москва.

8) Как называется главная площадь столицы России?

Красная площадь.


Тема 10. Россия в ХХI веке

1) В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?

В.В. Путин — со 2 мая 2000 по 7 мая 2008,
7 мая 2012 по настоящее время;

Д.А. Медведев — с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.

2) Кто в настоящее время является президентом России?

В.В. Путин.

3) Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

Крым.

4) Кто является Главой Русской Православной Церкви?

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).

5) Как называется одна из главных организаций мусульман России?

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).

6) В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

Сочи, Россия.

Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)

1) Когда в России отмечают Новый год?

С 31 декабря на 1 января.

2) Какой праздник отмечают в России 7 января?

Рождество Христово.

3) Какой праздник отмечают в России 23 февраля?

День защитника Отечества.

4) Какой праздник отмечают в России 8 марта?

Международный женский день.

5) Какой праздник отмечают в России 12 июня?

День России.

6) Какой праздник отмечают в России 4 ноября?

День народного единства.

7) Какой праздник отмечается в России 12 декабря?

День Конституции РФ.

centrevraz.ru

ЕГЭ по истории. Смешные выдержки.

Выдержки из ЕГЭ по истории разных лет

ЕГЭ по истории богато на разнообразные шедевры школьной мысли.

  • Екатерина II — безнравственная женщина, которой управляли фавориты.
  • После Великой отечественной войны в советской структуре управленческой власти стало формироваться самодержавие.
  • Первый секретарь ЦК КПСС — Н.С.ХрЮщев.
  • В 18 в. Петр I впервые ввел елки.
  • Ленин был до того красноречивым человеком, что за ним всегда шел народ.
  • Народу надоела монархия, и большевики ей воспользовались, запудрив людям мозги и развязав революцию. Народ пошел за большевиками, а когда заметили, что натворили, было уже поздно.
  • Лозунг Хрущева: «Каждому по трактору»
  • О Куликовской битве: советский народ сумел сразиться с противником — монголо-татарами
  • Хулиганы были всегда. Хулиганами можно назвать даже племена вандалов и варваров, которые сожгли Рим…
  • Западники считали Россию дурой и идиоткой.
  • Крестьяне переселялись в город потому, что оттуда людей отправляли в Гулаг, то есть постоянно освобождались рабочие места, даже хорошо оплачиваемые.
  • Крестьяне ленились работать в колхозах. На заводах их можно было заставить хоть что-то делать.
  • Колхозницы бежали в город, поскольку там было больше здоровых мужчин.
  • Хрущев подавил восстание рабов в Новочеркасске.
  • В 1990-е началась политика денежного террора.
  • При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало.
  • Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин.
  • Крестьянам тоже хотелось взбунтоваться против Николая I, но декабристы не взяли их на Сенатскую площадь. После этого крестьяне возненавидели всех.
  • Московский университет это единственное место при Николае I, где можно было нести, что угодно, не опасаясь, что тебе закуют рот кандалами.
  • Когда общественная жизнь подавляется, есть только два утешения – водка или философия Гегеля.
  • Народ прозвал Витте графом Полусахалинским за то, что тот не стал брать от японцев взятки на вторую половину Сахалина.
  • Я думаю, что если бы Елизавета Петровна поменьше слушала бы своих мужиков, она стала бы такой же великой, как Екатерина II.
  • Несмотря на свою ответственность в делах государства, Елизавета вела праздный образ жизни, из-за чего и умерла.
  • Османская империя в те времена находилась в стороне от наркотрафика.

Ила даже так:

И помните, чтобы после ЕГЭ по истории не оказаться в рубрике «смешное в ЕГЭ» на сайте РЦОИ, нужно учиться, учиться и еще раз учиться!

 

onege.ru

Викторина по теме «История России»

  • Вы выбрали тематическую викторину «История России».

5 10 20 50 100 200 400 800 1500 3000 5000 10000

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, подробно опишите проблему: ошибка, опечатка, неправильный ответ, плохой (неинтересный, слишком сложный) вопрос и т.п. Желательно (но не обязательно) указать ссылку, подтверждающую обнаруженную Вами ошибку — это ускорит разбор жалобы. Спасибо!

Какой институт располагался до революции в здании Смольного?

pandarina.com

Викторина по Истории России

1.Назовите основателя династии русских князей. (Рюрик)

2.Как называлась религия древних славян? (Язычество)

3.

Назовите дату и событие.

Киев замер, в одночасье вымер,

Злые взгляды древних стариков:

В это утро светлый князь Владимир

Сокрушал языческих богов

Ответ: 988 г. – крещение Руси.

4.При каком князе было положено начало русского письменного законодательства? (При Ярославе Мудром)

5.Когда и при каком царе в России оформилось крепостное право? (В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче)

6.Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?

Ответ: Своему большому «семейному гнезду» – он имел 12 детей.

7.Имя князя с прозвищем, в переводе означающим «денежный мешок». (Иван Калита.)

8.Всемирно известный музей в Санкт- Петербурге. (Эрмитаж)

9.Какому князю мы обязаны обликом современного Кремля? Ответ: Ивану III.

10.Главное сражение Отечественной войны 1812г., воспетое М.Ю. Лермонтовым.

(Бородино.)

11.В 1547 г. русским царём стал Иван IV Грозный. А какая у него была фамилия?
Ответ: Фамилии на Руси стали даваться знатным людям лишь с XVI-XVII вв., а остальным – с XVIII в. Поэтому у царя в то время не могло быть фамилии.

12.Полуостров, проданный Россией Америке. (Аляска)

13.Первый музей в России. (Кунсткамера.)

14.

О каком городе идет речь?

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон,

И вдаль глядел… И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ответ: (Петербург).

15.Во времена правления Ивана Грозного московскую церковь некоторое время возглавлял митрополит Филипп. Он неоднократно пытался воспротивиться действиям царя и опричников, часто писал царю с просьбами остановиться. Бумаги те царь уничтожал не читая, а вот как он их, по свидетельству историков называл?

Ответ: Филькина грамота.

16. Кого называют «Отцом истории»? (Геродот)

17.Ханская грамота, дающая право на княжение. (Ярлык)

18.О каком Российском правителе идет речь?

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Ответ:(Петр Великий, годы правления 1682-1725)

Славься, народу давший свободу,

Доля народа, счастье его –

Свет и свобода! Прежде всего.

Ответ: (Александр II, годы жизни 1818-1881)

19. Столица древнерусского государства, «мать городов русских». (Киев)

20. Какое знаменитое восстание произошло в годы правления Екатерины II? (восстание под предводительством Емельяна Пугачева)

21. Назовите дату начала Великой Отечественной войны.(1941)

22. Муза, покровительница истории (Клио)

23. Кем был основан город Москва? (Юрий Долгорукий)

24. Определите слово: Киевский, Московский, Владимирский, удельный, великий, светлейший …(Князь)

25. Кого Екатерина II назвала «Бунтовщиком хуже Пугачёва»? (писателя А.Н. Радищева, после прочтения книги «Путешествие из Петербурга в Москву»)

infourok.ru

Занимательные факты по истории на тему: Исторические анекдоты с вопросами на уроки истории

   Анекдот 1. 

На Ялтинской конференции утром:

Черчилль: — Мне приснилось, что я стал властелином всей планеты. 
Рузвельт: — А мне приснилось, что я стал властелином всей Вселенной! 
А Сталин в ответ: — А мне приснилось, что я никого на эти посты не утверждал.

          Вопросы к анекдоту:

  1. Когда состоялась Ялтинская конференция?
  2. Какие вопросы на ней решались?
  3. О чем свидетельствуют реплики Рузвельта и Черчилля?
  4. Соответствует ли ответ Сталина в анекдоте историческим реалиям?

          Анекдот 2.

Осенью 1935 года, возвращаясь из Гагры, Сталин заехал в Тбилиси и встретился с матерью. Она спросила:

 – Я слышала, ты большой начальник в Москве. Кто же ты теперь?

 – Секретарь Центрального Комитета ВКП (б).

 – А что это значит?

 – Помните, мама, нашего царя?

 – Конечно.

 – Ну, так вот я теперь вроде него.

          Вопросы к анекдоту:

  1. В каком году Сталин стал секретарем Центрального Комитета ВКП(б)?
  2. Насколько сильна была власть Сталина в СССР?

Анекдот 3.

Сталин проезжал по Москве мимо церкви Спаса-на-Бору, шедевра XV века. Рядом с церковью лежали дрова.

 – Убрать! – буркнул Сталин.

 Переспрашивать, что именно убрать, никто не посмел, поэтому дрова вывезли, а церковь снесли.

          Вопросы к анекдоту:

  1. Как относились к Сталину политические деятели и обычные граждане?
  2. Какое отношение было у Сталина к религии? Как это отражено в анекдоте?

Информационные материалы для оценки Хрущева:

   

          Анекдот 4.

Предосторожность.

Перед докладом о культе личности Хрущев бегал в Мавзолей пощупать пульс у Сталина.

          Вопросы к анекдоту:

  1. В каком году Хрущев зачитал доклад о культе личности? В чем была суть доклада?
  2. Какие чувства испытывал Хрущев к личности Сталина? Как это отражено в карикатуре?

          Анекдот 5.

Ключевые слова.

 Хрущев любил букву «к», и она сопровождала его в течение всего «славного десятилетия»: культ личности, кукуруза, коммунизм, Китай, Карибский кризис, кузькина мать.

          Вопрос к анекдоту:

Поясните, каким образом связаны с Хрущевым следующие слова: культ личности, кукуруза, коммунизм, Китай, Карибский кризис, кузькина мать?

          Анекдот 6.

– Как живете, товарищи колхозники? – шутит Хрущев.

– Хорошо! – шутят в ответ колхозники.

          Вопросы к анекдоту:

  1. Каково было положение колхозников на самом деле?
  2. Какая политика проводилась в отношении колхозов  в сер.1950 — нач.1960-х гг?

 

          Анекдот  7.

Ленин из воров делал коммунистов, а Брежнев из коммунистов – воров.

          Вопросы к анекдоту:

  1. Объясните фразу: «Брежнев из коммунистов делал воров».
  2. Какая политика Брежнева послужила основанием для возникновения этой фразы?

          Анекдот  8.

– Почему в Москве произошло землетрясение?

– Брежнев уронил свой мундир с орденами.

          Вопросы к анекдоту:

  1. В связи с какими историческими фактами возник данный анекдот?
  2. Перечислите несколько наград, которые имел Брежнев.

          Анекдот  9.

– Можно ли завернуть паровоз в газету?

– Можно, если в ней напечатана речь Брежнева.

 

Вопрос к анекдоту:

 

Какая особенность официальных речей Брежнева отражена в анекдоте?

Анекдоты о Петре I и его времени.

  1. «Пётр I, заседая однажды в Сенате и выслушав множество дел о недавно учинённых кражах и мздоимстве, распалился гневом и велел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно будет купить веревку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону. «Пиши, что я тебе приказал», — повторил царь. Тогда Ягужинский сказал Петру: «Всемилостивый государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой». Царь, погружённый в свои мысли, рассмеялся и замолчал».

Вопросы:

  1. Назовите одну из главных бед российского общества, которая была и во время Петра I и сейчас остается актуальной?
  2. Можно было открыто говорить об этом?
  3.  «Шведы одержали победу под Нарвой. Русские потеряли множество пушек».

Вопрос:

  1. Что хотел показать русский народ этими яркими, острыми строчками?
  2. « Петр I часто обедал в доме у своего повара Фильтена с кем-либо из приближенных и всегда платил за обед червонец, приглашая тем самым и своих спутников сделать то же самое. И все они, подражая царю, платили за обед по одному червонцу каждый. У Фильтена была большая семья, а он был честен и очень вкусно готовил, и потому Петр, таким образом, просто- напросто помогал ему жить в достатке».

Вопрос:

  1. Какие нравственные качества личности Петра I вы увидели в этой примечательной истории?

3.«Турецкий султан хвастал перед Петром I, что у его бойцов несметная сила. И достал султан из кармана шаровар пригоршню мака. «Попробуй-ка, сосчитай, сколько у меня войска». Петр пошарил у себя в пустом кармане, достает одно-единственное зёрнышко перца, да и говорит: «Моё войско не велико, а попробуй, раскуси-ка, так узнаешь, каково против мака твоего».

Вопрос:

  1. Какая историческая правда очень тонко показана в этом анекдоте? (Сила не в численности, а в вооружении).

Анекдоты о Николае I.

  1. «Иван Андреевич Крылов по приказу императора Николая I был принят в Публичную библиотеку на должность библиотекаря. Там же, в здании Императорской Публичной библиотеки находилась и квартира, в которой Крылов жил. Рядом с библиотекой стоял один из дворцов – Аничков, в котором часто бывал Николай. Однажды император и библиотекарь встретились на Невском, и Николай радушно произнес: «А, Иван Андреевич! Каково поживаешь? Давненько не виделись мы с тобой». «Давненько, ваше величество, а ведь, кажись, соседи».

Вопрос:

  1. Что подметил И.А. Крылов очень тонко в характере, интеллекте, интересах Николая I?
  1. «Граф Павел Дмитриевич Киселёв (1788-1872), которого Николай I называл «начальником штаба по крестьянской части», в 1837 году был назначен главой Министерства государственных имуществ и провёл реформу управления государственными крестьянами. Когда подходила к концу война против горцев Кавказа, которыми руководил Шамиль, несколько наиболее непокорных аулов всё ещё упорно сопротивлялись русским войскам. «Кого же послать на Кавказ, чтобы разорить эти аулы?» — спросил однажды НиколайI членов Государственного совета. «Конечно, Павла Дмитриевича», — посоветовал А.С.Меншиков, — «он миллионы государственных крестьян разорил, чего стоит ему разорить несколько аулов».

Вопросы:

  1. Был ли решён крестьянский вопрос?
  2. Как современники относились к главе Министерства государственных имуществ Киселёву?
  1. «Николай I очень восхищался известным иллюзионистом и фокусником Боско. «Да что там Боско!» — сказал как-то царю Меншиков, — «У вас, ваше величество, есть свой фокусник, отечественный, получше заморского». «Кто ж таков?» — спросил царь. «Да министр финансов Канкрин. Он берёт в одну руку серебро, в другую – золото, дунет в одну руку – выходят бумажные ассигнации, дунет в другую – бумажные облигации».

Вопрос:

  1. О чём идёт речь?

История русского инета :

1003 год. Администратор: Азм езьм провайдер всея Руси! Братья и сестры, понеслася!

11 век. Всем прюветы. Ыскренне ваши. Кирилл и Мефодий. Есть клевые шрифты с ижицей.

13 век. Реклама на сайте: «Приглашаем на экскурсии по Золотому кольцу России». Тевтонские рыцари: Отличная экскурсия. Отличные озера. Спасибо, Александр Невский. От лица всех рыцарей, Карл и Йохан — те, которые ехали в обозе с пенопластом.

14 век. Сервер обрушен татаро-монгольскими хакерами. Надолго.

15 век. Иван Грозный убивает файл со своим сыном. Подробности на Репин точка ру.

16 век. Реклама на сайте: «Экскурсии по золотому кольцу России». Поляки: Отличная экскурсия. Отличные болота. Поели мухоморов. Кшиштоф женился на царевне лягушке. Ищите нас через Яндекс.

1765. Екатерина Вторая: Продаю садовый участок в Северной Америке. 25 миллионов соток. Рядом лес, золото, грибы, 2 океана.

1770 год. Князь Потемкин — Таврический: Откровенные фотки Екатерины Второй. Жми сюда!

1812 год. Реклама на сайте: «Экскурсии по золотому кольцу России». Наполеон: Отличная экскурсия. Отличная погода. Классно позажигали в Москве. Спасибо, что проводили до дома.

1825 год. Чат «Декабристы.ру» переехал на иркутский сервер. Смотри ссылку.

1838 год. Декабристы: Мы вернулись. Всем чмоки! Привезли классные фотки с каторги.

1875 год. Попов: Только что изобрел радио. Поймал Европу плюс.

1890 год. Менделеев: Только что изобрел водку. Пойду посплю.

1917 год. Солдаты и матросы! Собираемся возле зимнего кататься на воротах!

1918 год. Ленин: Народ, где тут сайт с КИПЯТКОМ ? Каплан — Ленину: Лечу картавость испугом.

1924 год. Нас покидает Вован…

1941 год. Реклама на сайте. «Приглашаем на экскурсию по золотому кольцу России».

1942 год. Гитлер: Застрял на 9-ом уровне. Кто-то вообще проходил дальше? Сталин

— Гитлеру: Дурень! Читай гостевую книгу с начала.

1945 год. Гитлер: Прочитал гостевую книгу сначала. Отличная экскурсия. Отличные люди. Спасибо, что проводили до дома. Куплю цианистый калий. Надо.

1960 год. Хрущёв: Покажу Кузькину мать. Жми ботинком сюда.

1985 год. Горбачёв: Приняли сухой закон.

1986 год. Приняли! Я сказал!

1987 год. Меня кто-нибудь уважает, вообще?

1998 год. Березовский: Знаю, как скачать клёвые бабки на «Центробанк точка ру». 2003 год, июнь. Валерий Газзаев: Присылайте голы для нашей сборной. Вот в эти ворота.

2003 год, июль. Абрамович — Березовскому: ЕДУ В Лондон за покупками. Подбери 11 спортивных парней таскать сумки. Королева Англии — Березовскому: Однако!

2003 год, август. Чубайс. Залез на сайт американских электростанций. Всё просто. Хочешь приколоться, жми сюда.

2003, сентябрь. Путин для Джорджа Буша: «Приглашаю на экскурсию по золотому кольцу России».

nsportal.ru

Викторина-игра «Занимательная история» — Конкурс молодых историков «Наследие предков

Ковешникова Е.В.

В последние десятилетия в отечественной культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «интеллектуальной игры». Этот вид игр ставит под сомнение утверждение, что игра – это непродуктивный вид деятельности. Конечно, никакого практического значения такая игра, казалось бы, тоже не имеет, и все-таки познавательный эффект интеллектуальных игр не стоит сбрасывать со счетов. Вспомните сколько интересных и полезных знаний многие почерпнули из программ «Что? Где? Когда?», «Брейн — ринг», «Колесо истории».

В этой работе речь пойдет об игре, которая проводится уже не один год и которая, как мы надеемся, станет традиционной. Эта интеллектуальная игра для студентов исторического факультета. Мы назвали ее «Занимательная история».

Зачем мы проводим эту игру? Прежде всего для того, чтобы дать еще одну возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение. Причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, «дней науки» «Занимательная история» позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание, зрелище, праздник. Именно поэтому в этой игре с удовольствием принимают участие студенты не только исторического, но и других факультетов.

Кроме того, знания, приобретенные в ходе игры, будущие историки, педагоги смогут применять на своих уроках, делая их более интересными, а подаваемую информацию яркой и запоминающейся. В преподавательской деятельности можно использовать и саму форму проведения учебно-познавательного мероприятия – викторину, поскольку она выгодно отличается от сухого изложения фактов и стандартной проверки знаний.

Викторина проводится ежегодно в рамках «Недели науки». Подготовка игры занимает примерно год. За это время подбираются интересные вопросы по мировой истории. Их соотносят по эпохам, выбирается ведущая линия игры. Так формируется сценарий. Затем участники действия распределяют между собой роли, шьют соответствующие костюмы, находят реквизит. Все это необходимо, так как в ходе игры организаторы пытаются «обыграть» каждый вопрос. Несмотря на то, что мы не имеем широких постановочных, драматических, визуальных возможностей, которые есть, например, на телевидении, получается весьма увлекательное шоу, благодаря театрализации действия, использованию географических карт, проекционных изображений, портретов выдающихся исторических деятелей.

К организации игры подтолкнуло шоу, шедшее несколько лет назад по одному из центральных каналов телевидения. Многие помнят телепередачу «Колесо истории», которая впечатляла зрителей замечательными драматическими постановками, колоритными постановками, колоритными актерами и блистательным ведущим – Л.А. Якубовичем. Но, к сожалению, основные участники программы, а это были известные и популярные люди: звезды шоу-бизнеса, известные актеры и др., не блистали на экране своими познаниями в области истории. В нашем случае мы обладаем историческими знаниями, но, конечно, не имеем тех постановочных, драматических, визуальных возможностей, которые есть на телевидении. И тем не менее в ходе проведения игры мы пытаемся «обыграть» каждый вопрос сценическим действием, предметно, визуально. Как это получается? Об этом судить участникам, зрителям, гостям, судьям.

Отличительной особенностью «Занимательной истории» является форма проведения мероприятия – викторина. В игре принимают участие команды из 5 – 6 человек, выступающие от своего курса исторического факультета. Приглашаются команды и с других факультетов. Участникам задаются вопросы, и дается время на обсуждение ответов. Важно, что вопросы в викторине задаются не на знание дат и конкретных исторических фактов, а на логическое мышление. Вопросы подбираются таким образом, чтобы участники могли догадаться о неизвестном им факте.

Готовые ответы зачастую невозможно найти в исторических справочниках, что заставляет проявлять эрудицию и смекалку. При составлении сценария вопросы подбираются в основном 3 способами:

1) поиск проблемных задач в методической литературе;

2) использование интересных исторических фактов;

3) использование исторических и литературных анекдотов.

Просматривается от 100 до 200 вопросов и выбирается около 30, наиболее интересных и потенциально зрелищных.

Жюри оценивает ответы команд, иногда нестандартно аргументируя свое решение. Так в этом году 1 балл был присужден команде, давшей неверный по существу ответ. Комментарии были такими: «За чувство юмора историка».

В определенный момент команды задают свои 2 – 3 вопроса, причем оцениваются и ответы, и качество самих вопросов.

Идея игры родилась на занятиях по истории Нового времени, в ходе проведения которых время от времени возникают интересные увлекательные вопросы. Например: «Легендарный английский мореплаватель Френсис Дрейк при встрече с королевой Викторией поднял руку и прикрыл ею глаза. После объяснения смысла этого жеста корсаром королева даровала ему дворянский титул. Как Дрейк объяснил свой жест? Что он означает сейчас в Англии?» (Сейчас этот жест – отдание воинской чести у военных, а ответил пират следующее: «Красота королевы и ее великолепие ослепили меня»).

Таких примеров в отечественной и зарубежной истории очень много. Это и определяет тематическое разнообразие викторины. Уже прошедшие игры были посвящены Руси XVI – XVII веков, Древнему Востоку, реформам Петра Великого, истории пиратства и религий.

Неизменные ведущие – Архивариус и Клио – в конце игры награждают победителей, лучших игроков, а так же самых активных зрителей.

Далее будет представлен один из сценариев игры «Занимательная история».

Примерный сценарий игры

«Занимательная история – IV»

Ведущие: Клио, Архивариус.

Архивариус:

В этот день и в этот час

Проведем игру для вас.

Клио:

Мы, Архивариус и Клио,

Вас в мир истории зовем,

По древним странам и эпохам

Мы вас сегодня проведем.

Архивариус:

Мы с Вами вспомним Древний Рим

И в Средние века заглянем,

О войнах здесь поговорим,

И все сюжеты обыграем!

Представление жюри.

Представление команд.

1) Танцуют две пары:

Первая – под песню «Валенки»

Вторая – под песню «Сапожки русские!»

Клио: Уважаемые участники! Скажите: Что общего между современными валенками и сапогами на Руси в XVII столетии?

Ответ:

Клио: Сапоги кроили и шили на одну ногу, и только в носке они приобретали форму правой и левой ноги. Именно так до сих пор разнашивают валенки.

2) Звучит музыка из оперы «Садко».

Клио: Перед нами тверской купец Афанасий Никитин.

Выступает Афанасий Никитин:«Написал я грешное свое хождение за три моря… Покажите на карте путь тверского купца. По каким морям и как нужно проплыть современному мореплавателю, чтобы повторить мой маршрут?»

Ответ:

Архивариус: Чтобы повторить маршрут Афанасия Никитина, современный путешественник должен проплыть по Каспийскому морю, Индийскому океану и Черному морю.

3) Клио: В допетровской России орденов не было, но людей награждали. Наградите кого-нибудь из членов жюри или ведущего одной из высших наград того времени. Объясните: почему так?

Ответ: Архивариус называет одного из членов жюри по имени-отчеству и поясняет: Чтобы наградить человека, необходимо было просто назвать его по имени-отчеству.

4) Клио: Из Руси перенесемся на время на Британские острова. В старину на Британских островах, прежде чем выпить крепкий напиток, в него окунали поджаренный на огне ломтик хлеба, чтобы придать напитку хлебный аромат. Впоследствии эта традиция забылась, но возникла другая. Какая? Как это выглядит сейчас?

Ответ:

Архивариус: Так возникла традиция произносить тосты. Архивариус произносит здравницу: «За здоровье уважаемого жюри!». Тост это и есть поджаренный ломтик хлеба.

5) Архивариус: Примерно в это же время в XVI в. на обеденном столе появился такой прибор как вилка. Как вы думаете, какое следование моде в XVI в. послужило причиной активного распространения вилки?

Ответ:

Клио: (на экране, с помощью проектора, демонстрируется иллюстрация). Гофрированные воротники и манжеты стали, наконец, такими большими, что положить в рот рукой еду оказалось невозможно. Пришлось «удлинить» руку при помощи вилки. (Показывается большая вилка).

6) Клио: Бывали иноземцы и на Руси. Скажите, жителей каких стран в старину называли немцами?

Ответ:

Клио: Немцами, то есть немыми, не умеющими говорить по-русски, называли в старину на Руси всех иноземцев. Были немцы, англичане, немцы франкские и т.д. И только позже слово «немец» закрепилось за жителями Германии.

7) Клио: Достопочтимые бояре! Извольте откушать с нашего стола ухи грибной, мясной, куриной!

Архивариус:Есть ли здесь ошибка, или все сказано верно?

Ответ:

Архивариус: С древнейших времен вплоть до XVIII в. ухой на Руси назывался всякий суп, поэтому все сказанное верно.

8) Клио: Ели на Руси уху грибную, мясную, рыбную, а во что одевались? В XIV – XVI вв. его носили мужчины. Начиная с XVII в. его стали носить женщины. Названий у него было много: шорник, кумашник, клиник, наколоточник, шубка и др. О чем идет речь?

Ответ:

Звучит русская народная музыка, выходит девушка в сарафане.

Клио: Речь идет о русском сарафане.

9) Выносят больного под музыку.

Архивариус: Кто это? Что они делают?

Клио: Это древние ассирийцы. Они выносят заболевшего человека на площадь и там оставляют.

Архивариус: Вместо того чтобы обратиться к врачам?

Клио: Да! Вместо того, чтобы обратиться к врачам. Причем пройти мимо больного, не подойдя к нему, никому не разрешалось. Чем, как вы думаете, объясняется такой странный обычай?

Ответ:

Клио: Каждый проходящий по площади должен был подойти к больному, поинтересоваться его болезнью и дать совет, как от нее избавиться.

10) Люди в масках ходят вокруг человека, который уже недвижим.

Архивариус: А кто эти люди?

Клио: Это похоронный обряд древних римлян. По описанию древнегреческого историка Птолемея, в похоронных обрядах римлян во II в. до н.э. фигурировали родственники покойного в масках.

Архивариус:Какую функцию в обряде выполняли эти люди?

Ответ:

Клио: Эти люди разыгрывали действо принятия умершего в потусторонний мир. (Сначала ходит вокруг него, потом берут под руки и уводят)

(Приложение 1)

11) Девушка выносит поднос, на котором кувшин и что-то, имитирующее аметист: стекло фиолетово-розоватого цвета.

Клио:По какой причине древние греки рядом с кувшином вина клали кристалл аметиста?

Ответ:

Архивариус: Разбавляя вино до цвета кристалла аметиста греки предупреждали пьянство, так как таким вином невозможно напиться допьяна.

Девушка разбавляет темную жидкость до розовой.

12) Выходят афинянин и афинянка.

Клио: В комедии греческого драматурга Аристофана, написанной более двух тысяч лет назад, есть эпизод, в котором афинянка говорит своему мужу:

«Когда отмеришь десять шагов, умасти себя благовониями и приходи ужинать»

Архивариус:Что должен был таким образом отмерить афинянин?

Ответ:

Считает шаги, сбивается, при ответе достает будильник, смотрит на него, потом достает perfume и уходит.

Клио: Афинянин должен был таким образом отмерить время.

13) Та же афинянка показывает руки в перстнях.

Клио: А зачем столько украшений?

Архивариус: Вопрос здесь в другом: с каким мифологическим сюжетом связана традиция ношения перстней на пальцах?

Ответ: (на экране, с помощью проектора, демонстрируется иллюстрация «Прометей, прикованный к скале»).

Архивариус: Согласно древнему мифу, Прометей, давший людям огонь, был прикован к горе, причем кольца цепи держали каждый палец его руки. Когда Геракл освобождал Прометея, тот, будучи очень сильным, поспешил скорее освободиться. Он вырвал цепь, но одно кольцо с камнем, частью скалы, осталось на безымянном пальце его левой руки. С тех пор люди, почитая Прометея, стали носить кольца с камнями – перстни.

(Вновь показываются руки.)

14) Клио: В первый день каждого месяца в Древнем Риме полагалось платить проценты по долгам. Долги эти записывались в специальные долговые книжки. Как эти книжки назывались?

Ответ:

Произносится ответ и показывается календарь – толстый численник.

Клио: Первый день месяца у древних римлян назывался календой, а долговые книжки – календарем.

Чешет голову, листает календарь.

15) Выходит юноша – триумфатор в римских доспехах, с красным лицом и венком на голове.

Архивариус:Для чего лицо триумфатора в Древнем Риме было выкрашено в ярко-красный цвет?

Ответ:

Архивариус: Как говорили древние, чтобы не было видно краски радости на лице от оказываемых ему почестей.

(Приложение 2)

16) Молодой человек пытается позаимствовать у триумфатора оружие. Наконец тот снимает доспехи и отдает оружие, снимает венок.

Клио: Хитон – один из видов одежды в Древней Греции. Почему молодой афинянин не мог появиться в общественном месте в хитоне?

Ответ:

Архивариус: Хитон – это нижняя одежда, и расхаживать в ней можно было, пожалуй, только дома, но никак не в общественных местах.

Услышав ответ, юноша стыдливо убегает.

17) Процессия греков, двигаясь по кругу, опускают черепки в сосуд.

Клио:Что делают эти люди? И как называется эта процедура?

Ответ:

Архивариус: Эти люди участники народного собрания в Афинах, определяют голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. На остраконе (глиняном черепке) каждый участник собрания писал имя того, кто, по его мнению, был опасен. А сама процедура получила название остракизма. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.

18) Клио: Греки и римляне как европейцы пытались проникнуть на восток. В свою очередь народы Востока двигались на Запад. Значительно преуспели в этом монголо-татарские завоеватели.

Уважаемые игроки! Назовите и покажите, какие современные страны входили (целиком или частично) в империю Чингисидов в XIII веке?

Ответ:

Архивариус: В империю Чингисидов входили: Монголия, Китай, Россия, Корея, Бирма, Вьетнам, Иран, Афганистан, Ирак, Турция, Венгрия, Болгария.

Изображение карты и империи.

19) Клио:А до каких морей доходили монгольские войска в XIII в.? Покажите на карте.

Ответ:

Клио: Монголы побывали на берегах Желтого, Южно-Китайского, Каспийского, Черного и Адриатического морей.

20) Прежде чем предоставить командам возможность задать свои вопросы, которые, как и ответы, оцениваются судьями, им раздаются амулеты.

Архивариус: Как известно, амулеты приносят удачу, а в старину на них писалось слово, имевшее чудодейственную силу, магический смысл. Сейчас оно утратило эти свойства и стало полной бессмыслицей. Назовите это слово.

Ответ:

Показывается изображение, на котором написано слово – Абракадабра.

Задаются вопросы команд. Вопросы и ответы оцениваются жюри.

21) Звучит музыка, появляются пираты. (Приложение 3)

Клио: Что это?

Архивариус: Похоже, в мир истории врываются пираты.

Пираты: Что касается нас и мира истории, то мы к нему давно и полноправно принадлежим. Я (делает шаг вперед) например, известный английский пират Френсис Дрейк.

Вводят королеву: В таком случае, я королева Англии Елизавета I Тюдор.

Дрейк: Ах, Ваше Величество! (Закрывает глаза рукой)

Архивариус: Стоп! Мистер Дрейк, Вы несомненно принадлежите к истории и Ваш жест в некотором смысле исторический. После объяснения этого жеста корсаром королева даровала ему дворянский титул.

Дрейк: Благодарит.

Архивариус:Как Дрейк объяснил свой жест? Что он означает сейчас в Англии?

Ответ:

Клио: Сейчас этот жест – отдание воинской чести у военных, а ответил пират следующее:

Дрейк: (указывая на королеву) «Красота королевы и ее великолепие ослепили меня!»

Проекция портретов Дрейка и Елизаветы.

22) Клио: Правительство Елизаветы снисходительно относилось к действиям пиратов, выгодным для государства.

Архивариус:Какое кругосветное путешествие, второе после Магеллана, совершил Френсис Дрейк. Покажите по карте путь удачливого авантюриста.

Ответ:

Дрейк подходит к карте и показывает (в руках подзорная труба).

Клио: Стремясь проникнуть в испанские колонии на тихоокеанском побережье Нового света, легендарный английский мореплаватель Френсис Дрейк в 1576 г., пройдя через Магелланов пролив, ограбил поселения испанцев в Чили и Перу, пересек Тихий океан и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулся в Англию, совершив, таким образом, второе после Магеллана кругосветное путешествие. Сама королева приветствовала его, осыпав милостями.

23) Пираты начинают хвастаться, чья серьга больше.

Королева: Красавцы! Какие украшения! Какие серьги!

Пират1: Моя больше – я богаче!

Пират 2: Нет моя!

Архивариус: В Европе XVI — XVII вв. золотые серьги в левом ухе носили моряки (голландские, английские, скандинавские), причем из сугубо практических соображений. Для чего?

Ответ:

Клио: Эти серьги были их «гробовыми», то есть если моряк или корсар погибал на чужбине или проигрывался в карты, то вырученных денег от продажи серьги хватало на уплату долга или на похороны.

24) Королева: Господа пираты! Готовы ли Вы послужить своей королеве и наказать за ее оскорбление?

Пираты: Готовы! Ваше Величество!

Королева: Русский царь Иван IV (Грозный) прислал мне послание, в котором обвинил мое королевство в том, что оно только стремиться к увеличению своих доходов. Царь с гневом пишет: «мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня и сама владеешь…Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков. А ты прибываешь в своем девическом чину, как есть пошная девица».

Архивариус:В чем состоит смысл оскорбления, которое написал Иван Грозный королеве Англии?

Ответ:

Архивариус: Слово «пошный» в то время означало «обыкновенный». Назвать королеву Англии обычной девицей было бесспорным оскорблением. Кроме того, Иван Грозный выступал в послании резким противником той роли буржуазии в политике страны, которую она начала играть в период развития капиталистических отношений.

25) Пираты: Мы готовы драться! Мы готовы отстоять вашу честь! Ваше Величество! «Один за всех, и все за одного!»

Архивариус: Господа пираты! Не надо передергивать! Не надо искажать факты и присваивать себе «чужие» девизы.

Клио: Уважаемые участники! Вы тоже наверняка полагаете, что этот девиз трех мушкетеров у А.Дюма. А между тем славные воины французского короля всего лишь повторили этот девиз. Чей он? Кто его произнес первым?

Ответ:

Под музыку появляются монахи и произносят: «Один за всех, и все за одного!» Это наш девиз.

Архивариус: Пираты и мушкетеры только повторили девиз католической церкви. Христианская община сразу утратила бы ту силу, которая прекрасно выражена этим девизом.

26) Монахи садятся за стол и играют в кости. Проигравшему бьют в лоб. Архивариус подходит и забирает у них кости. Затем монахи начинают играть в карты и проигравшему бьют картами по носу. Клио подходит и забирает у них карты и кладет на стол грамоту. (Приложение 4)

Архивариус: В средние века римский папа специальным эдиктом запретил монахам-доминиканцам играть в азартные игры. Каким образом им удалось обойти папский запрет?

Ответ:

Монахи достают костяшки домино. Один из них ударяет по столу и кричит: «Рыба!»

Клио: Монахи-доминиканцы изобрели новую игру – домино!

Монахи уходят.

27) Изображение Московского Кремля и церквей. Звучит колокольный звон. Изображение или моста перед воротами башни, или просто Спасской башни. Появляются священник и купец.

Клио: Москва XVII века.

Архивариус: Из Фроловских (Спасских) ворот Кремля шел фроловский мост, в народе называвшейся «Поповским». Возле него располагалась своеобразная биржа безработных священников. Ранним утром здесь выстраивались «попы без мест», на которых был большой спрос в Москве ввиду множества дворовых церквей. Сюда бояре и богатые торговые люди, имевшие домовые церкви, приходили нанимать попов служить обедню и энергично торговались:

Наниматель: За сколько отслужишь?

Поп: За две полушки!

Наниматель: Ну, это дорого…, не по-христиански…, не по-божески….

Поп достает калач, подносит его ко рту и говорит нанимателю: «Сейчас закушу!»

Наниматель: Согласен, согласен…

Клио:Почему под таким давлением, под давлением пшеничного калача, нанимающий спешил согласиться?

Ответ:

Архивариус: Нанимающий спешил согласиться, так как священник лишался права совершить обедню, если он что-то поест.

28) Выносятся два подноса накрытые покрывалом. Открывается первый, на нем: картофель (3 шт.), виноград (гроздь), оливки (консервированные). Поднос проносится вдоль команд и зрителей.

Архивариус: Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах Южной Европы – олива. (Приложение 5)

Клио:А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях?

Ответ:

Открывается второй поднос с разными яблоками. Показывается каждое.

Клио: Яблоко с древа познания (показывает)

Яблоко раздора (показывает)

Яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения (показывает).

29) Архивариус: Александр Николаевич Радищев, путешествуя из Петербурга в Москву оставил такую запись, давая портрет купеческой жене: «Прасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Брови в нитку, чернее сажи. Зубы как…»

С чем сравнивает автор зубы молодой купчихи?

Ответ:

Клио: «Зубы как уголь», — пишет Радищев. Купчихи красили зубы в черный цвет, и в купеческом мире в эпоху Радищева это считалось идеалом красоты.

Появляется купчиха с черными зубами.

30) Выходит дед Щукарь с толстым «Толковым словарем» под мышкой.

Архивариус: А это, видно, дед Щукарь к нам пожаловал.

Щукарь: Познать мудрость человеческую можно читая словари. «…Ну, многие слова я и без всяких прояснений понимаю. К примеру, что означает «монополия»? Ясное дело, кабак. «Адаптер» — означает: пустяковый человек, вообще сволочь, и больше ничего. «Акварель» — это хорошая девка, так я соображаю, а «бордюр» — вовсе даже наоборот, это не что иное, как гулящая баба, «антресоли» крутить – это и есть самая твоя любовь…»

Клио:Какое слово дед Щукарь пояснил все-таки правильно?

Ответ:

Архивариус: Недалек от истины дед Щукарь в объяснении слова «монополия». Так в России еще в начале XX века действительно называли винные лавки, кабаки в память о винной монополии, возникшей еще в XVII в. (Приложение 6)

31) Архивариус: Подошла к концу наша игра. Прежде чем приступить к подведению итогов и награждению победителей, разберемся с наградами.

Клио: В наши дни лауреатов всевозможных конкурсов и фестивалей награждают, как правило, дипломами, призами и денежными премиями. А чем их, по вашему мнению, было бы правильнее награждать?

Ответ:

Приносится венок.

Архивариус: Лауреатов следовало бы награждать лавровыми венками, так как само слово «лауреат» означает «увенчанный лаврами».

Клио: А сейчас слово предоставляется уважаемому жюри!

Подводятся итоги.

В заключении хотелось бы отметить ценность игры – викторины. Ведь это активная форма познавательной деятельности, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой «оживают» и «действуют» люди — участники исторической драмы. Главная цель викторины — это создание игрового состояния — специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности, а так же вполне доступно донести до всех участников, зрителей, гостей историческое знание.

Игра заставляет нас перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет нас «прыгнуть выше себя». Через понимание мыслей, чувств и поступков «своих» героев участники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого из участников — игроков личностно значимыми, эмоционально окрашенными.

Наш молодой исторический факультет пока что не может с полной уверенностью претендовать на солидный академизм, но эта игра – наше небольшое «ноу – хау», которое позволяет нам развиваться и обогащаться традициями.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Литература

  1. История и культура: Сборник научных и методических статей по гуманитарным дисциплинам. – Орехово-Зуево, 2007.
  2. Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль. 1997.
  3. Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX / Вступ. ст. Е.Курганова; Сост. и примеч. Е.Курганова и Н.Охотина. – М., 1990.
  4. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России: Практ. Пособие для учителей. – М., 2001.
  5. Трембольский Я.Л., Чеканов И.В. Ваше слово, эрудиты! – М., 1990.
  6. Улыбки на лекциях по истории / Сост., комментарии, научн. и лит. Обработка Н.А.Троицкого. – М.,2006.
  7. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

ist-konkurs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *