Вопросы для дошкольников – 67 . , — .

Содержание

Вопросы для дошкольников — запись пользователя Черная пантера (id991793) в сообществе Дети от шести и старше в категории Детский сад. Готовимся к школе

Тесты и упражнения для будущего первоклассника


1. Мяч сделан из резины?
2. Мухомор можно есть?
3. Снег белого цвета?
4. Лиса рыжего цвета?
5. Ворона меньше воробья?
6. Лягушка кукарекает?
7. Голуби умеют плавать?
8. У часов одна стрелка?
9. Медведи бывают белыми?
10. У коровы две ноги?

 Я назову четыре слова, а ты назови два из них, которые звучат похоже.
Лук, медведь, трава, жук.
Ослик, санки, лейка, банки.
Мишка, рубашка, шишка, берёза.

 пары слов(например)

Осень – дождь
Ваза – цветы

Кукла – платье
Чашка – блюдце
Книга – страница
Вода – рыба
Машина – колесо
Дом – окно
Конура – собака
Часы – стрелки

Алёша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки. Что читал Миша?

Растут три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое?

Серёжа, Женя и Антон соревновались, кто быстрее бегает. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым, а кто – последним?

Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий? 

 Ответь на вопросы:

1. Какое животное больше – лошадь или собака?
2. Утром мы завтракаем, а в полдень …?

3. Днём светло, а ночью …?
4. Небо голубое, а трава …?
5. Черешня, слива, вишня – это …?
6. Почему, раньше чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
7. Что такое Москва, Калуга, Курск?
8. Чем отличается день от ночи?
9. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это …?
10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?

11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?
12. Чем похожи молоток и топор?
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
14. Чем различаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?

15. Футбол, теннис, плавание – это…?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Почему люди занимаются спортом?
19. Почему стыдно уклоняться от работы?
20. Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

 Предложите ребёнку найти лишнее слово.

1.Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2.Храбрый, злой, отважный, смелый.

3.Яблоко, слива, огурец, груша.

4.Молоко, творог, сметана, хлеб.

5.Час, минута, лето, секунда.

6.Ложка, тарелка, сумка, кастрюля.

7.Платье, шапка, рубашка, свитер.

8.Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

9.Берёза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, магнитофон, радио.

 Правильно подбери противоположные по смыслу слова.

Медленно – (быстро)

День – (ночь)

Горячий – (холодный)

Толстый – (тонкий)

Добрый – (злой)

 Ответь на вопросы.

Что бывает: кислым, быстрым, красным, мягким?

Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь?

Что делает: рыба, самолёт, лягушка, машина?

Объясни значение слов

на пример (стул – это мебель, сделан из дерева он нужен для того, чтобы на нём сидеть).
Тетрадь, самолёт, карандаш, стол,машина.

 Свойства предметов
Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?
Что бывает мягким, твёрдым, сыпучим, гладким, жидким, острым?

 

 

 

стихи для будущих первоклассников

www.babyblog.ru

Тесты на готовность ребенка к школе

Категория: Подготовка ребенка к школе

6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. Знать понятия «больше, меньше, поровну».

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения»

Картинки можно скачать и распечатать.

Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу — специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

7gy.ru

Викторина «Почемучкины вопросы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Викторина «Почемучкины вопросы» для детей старшего дошкольного возраста

Предварительная работа: выбираются команды, выбирается капитан команды, подготавливаются атрибуты к конкурсам.
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений;
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;

3. Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку;
4. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
5. Вызвать у детей чувство радости, удовольствия от игр развивающего характера;
6. Активизировать творческое воображение, фантазию, развивать логическое мышление.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье» «Социализация».

Ход мероприятия:
Ведущий:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем Викторину «Почемучкины вопросы». Наша Викторина – это не соперничество. Это – игра, повод, чтобы побыть вместе и интересно, с пользой провести время. Это праздник, праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности.

Вам предстоят интересные испытания. И я уверена, что вы пройдете их достойно, с радостью и улыбкой.

Ведущий:
День необычный у нас.
Я искренне рада приветствовать Вас
Для умной игры собралась детвора
Её начинать нам настала пора!

Начнём с разминки «Думай, голова»
1. Первый день недели? (Понедельник)
2. Курица в детстве? (Цыплёнок)
4. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
5. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весна)
6. Корова в детстве? (телёнок)
7. Сколько дней в неделе? (Семь)
8. Прибор для измерения времени? (Часы)
9. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
10. Какой день недели был вчера?
11. Как называется деревня дяди Фёдора и кота Матроскина? (Простоквашино)
12. Сколько сторон в треугольнике? (Три)
13. Где живёт белка? (В дупле)
14. Жаркое время года? (Лето)
15. Зимняя квартира медведя? (Берлога)
16. Домик для птиц, сделанный руками человека?

Ведущий: Молодцы! Немного потренировались, а теперь приступим к нашей викторине. Итак, начнем наш праздник с приветствия. Сегодня встречаются команда «Почемучки». Капитан команды Варя:
Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на «ты»
«Почему? » — вопрос любимый,
Помогает нам расти.

Ведущий: И команда «Любознайки». Капитан команды Таня:
Пускай пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать,
Быть любознайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!

Ведущий: Викторина состоит из нескольких заданий. За каждое задание вы будете получать балы. Один балл – это одна снежинка (показывает). И первый конкурс…

Конкурс 1 – «Четвертый лишний».
Ребята, перед вами 4 предмета, 3 предмета подходят друг другу по каким-то признакам, а 1 не подходит, он лишний. Вот этот предмет вам и нужно будет найти.
Слайд 1 – апельсин, банан, груша, огурец
Слайд 2 – самолет, корабль, вертолет, воздушный шар
Слайд 3 – корова, коза, медведь, свинья
Слайд 4 – кактус, еж, цветок, елка
Слайд 5 – шарф, сарафан, пальто, шапка
Слайд 6 – бабочка, вертолет, муравей, птица

Конкурс 2 — «Математики»
6 малышей медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится.
А скольким сон хороший снится? (пять)

В кружку сорвала Марина
10 ягодок малины,
1 дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (девять)

Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась —
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле? (семь)

Я нашла в дупле у белки
5 лесных орехов мелких
Вот еще один лежит
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка вот хозяйка!
Все орешки сосчитай-ка? (шесть)

В шкафу стояло восемь чашек.
Ещё одну поставил Саша.
Теперь уж, сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам? (девять)

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (шесть)
Конкурс 3 — «Скажи наоборот»
Ребята, я называю слово, а вы должен назвать слово наоборот. Например: я говорю слово «сильный» – тогда слово наоборот будет «слабый».
Веселый — грустный
Быстрый — медленный
Худой — толстый
Длинный — короткий
Острый — тупой
Умный — глупый
Тяжелый — легкий
Твердый — мягкий
Светлый — темный
Горячий — холодный
Широкий – узкий
Высокий – низкий

Конкурс 4 — Игра – «Живые числа»
Участвуют все члены команды. Игроки каждой команды получают цифры от 1 до 8.
Задание: под музыку (Песня сладкоежек) все игроки танцуют. Как только музыка остановилась, обе команды должны построиться в последовательности от 1 до 8. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и без ошибок.

Конкурс 5 – «Любимые сказки».
Сказки бывают авторские и народные.
Задание: ответить, как называется сказка, и кто её автор?

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
(«Колобок», народная сказка).

Крокодил, набравшись сил,
Солнце в небе проглотил?
(Корней Чуковский «Краденое солнце»)

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(«Гуси-лебеди» народная сказка)

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», народная сказка).

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.
(Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне
И за что, не знаю, повезло лентяю.
(«По щучьему веленью», народная сказка).

Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей.
(«Царевна-лягушка» народная сказка)

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку, знает девочку малышку.
(«Дюймовочка», Г.Х. Андерсен)

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(«Курочка Ряба» народная сказка)

Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросил.
Кого-то поймает и что-то попросит.
А жадность, ребята, к добру не ведёт.
И кончится дело всё тем же корытом.
Но только не новым, а старым разбитым.
(«Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин).

Конкурс 6 – «Будь внимательным!»
Ведущий: Ребята, перед вами перед вами фигуры разного размера, формы и цвета. Вам нужно соединить линиями фигуры одинаковой формы.

Конкурс 7 – конкурс капитанов «Прищепки»
Ведущий: Ребята, выходите на коврик. Я прошу капитанов отвернуться (в это время цепляет прищепки к участникам команд (всего 10 штук)). Капитаны, ваша задача найти прищепки, которые прикреплены к участникам вашей команды. Их 10 штук. Тот, кто найдет все прищепки быстрее, тот победит.

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Пора подвести итоги викторины и объявить победителя. Капитаны, несите ваши снежинки.
Объявляется результат.
Награждение.

Викторина

infourok.ru

Готовность к школе. Готовность ребенка к школе — диагностика, тесты на готовность к школе, вопросы для дошкольников

Подборка тестов-вопросов для дошкольников на проверку готовности к школе.

ОПРОСНИК

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

2. Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

3. Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4)

4. Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)

7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От -1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Оценивание уровня зрелости. Проверяем готовность к школе по опроснику Джеральдины Чейни.
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта
6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Интересное дошколятам

Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться
23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли малыш играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие
36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
37. Понимает ли он, что читают слева направо?
38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей
40. Может ли ребенок рифмовать слова?
41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Ещё тесты и вопросы:
Вопросы на собеседовании
Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?
Подготовка к школе. Занятия для дошкольников
Что должен знать и уметь ребенок в 6 – 7 лет

klub-drug.ru

Статья на тему: Как учить дошкольников задавать вопросы

Как учить дошкольника задавать вопросы

Второй возраст вопросов. Дошкольный период.

Вторым возрастом вопросов называют период жизни ребенка от 2,6 до 6-7 лет. К концу этого периода наблюдается «пик любознательности», наибольшая численность вопросов в речи детей, после чего отмечается спад.

В этом возрасте у детей на первый план выступают познавательные вопросы, направленные на получение информации о предметной и социальной действительности. Эти вопросы выходят за рамки ситуативной  обусловленности,    приобретают   творческий, часто неожиданный с точки зрения взрослого характер. Любознательность ребенка носит столь широкий характер, что взрослым становится все труднее и труднее отвечать на детские вопросы. Если для первого возраста вопросов были характерны вопросы о месте и названии,    то   для    второго – о причине и времени.

Каждому из нас хорошо знаком этот период детства, когда ребенок задает «сто тысяч почему». Но все ли вопросы «почему» следует рассматривать как вопросы, за которыми стоит интерес   к   причинному объяснению? По словам Ж. Пиаже, само обилие этих «почему?» должно нас навести на мысль, что они представляют собой вопросы для разных случаев, т. е. недифференцированные   вопросы, которые по своему смыслу могут иметь много различных оттенков.

Часть вопросов ребенка по-прежнему можно отнести, скорее, к аффективному любопытству, а не интеллектуальному. Такие вопросы свидетельствуют о разочаровании ребенка, вызванном отсутствием желаемого предмета или невозможностью осуществить желаемое событие («Почему нельзя?»).

Обращаясь к взрослому с вопросом, ребенок начинает ждать и настойчиво требовать ответа. Более того, он выражает свое несогласие, протестует, если предлагаемый ответ расходится с его собственным. Такие возражения ребенка взрослому являются первым признаком того, что ребенок начинает самостоятельно искать ответ на свой вопрос. Вопрос, обращенный к другому лицу, предназначенный в разговоре для другого, начинает обращаться и к самому себе. Так появляются первые ростки превращения вопроса ребенка из необходимого средства речевого общения, познания мира от окружающих взрослых в необходимое звено самостоятельного мышления. Эти ростки и проявляются и развиваются в общении ребенка со взрослым, ребенка с ребенком.

Примерно к трем годам жизни у ребенка складываются содержательные «субъект-субъектные» связи со сверстниками, значение которых затем все более возрастает. И хотя богатство отношений ребенка со сверстниками самым тесным образом зависит от развитости общения со взрослым, «субъект-субъектные» связи со сверстниками вносят свой, специфический вклад в развитие речевого мышления ребенка. Общаясь с детьми, ребенок часто «проигрывает», воспроизводит те диалоги со взрослыми, которые привели его к открытию каких-то новых явлений, способов действий или отношений. По-видимому, такие диалоги способствуют усвоению новых знаний, их глубокому пониманию, а также ведут к развитию умения объяснять и обосновывать свои решения.

В дошкольный период детства не только инициатива речевых диалогов прочно переходит к ребенку, но и появляется новая форма диалога, где и вопрос и ответ принадлежат ребенку, — внутренний диалог. Возникновение внутреннего диалога у ребенка самым тесным образом связано с его общением со взрослыми и сверстниками. Внешний диалог ребенка со взрослым часто превращается во внутренний. Функции таких диалогов — восполнить пробелы в знаниях, согласовать их, понять, преодолеть обнаруженные противоречия, поэтому они не просто связаны с мышлением, а входят в мыслительный процесс, образуют его речевую форму.

Важно отметить, что, несмотря на чрезвычайную любознательность дошкольников, на появление и развитие внутреннего диалога в этом возрасте, исследовательские возможности ребенка-дошкольника в форме вопросов еще довольно ограниченны. В свободной беседе со взрослым (во время игры, прогулки, конструирования) дошкольник может задавать ему огромное количество вопросов, а при необходимости исследовать какую-либо проблемную ситуацию ребенок испытывает ряд затруднений.

Мы разработали специальную игру, в которой дети с помощью вопросов исследовали содержание сюжетной картинки. На ней изображалось какое-то событие, неизвестное ребенку. Дети с удовольствием принимали игру, которую мы назвали «Вопрошайка», но справлялись с ней успешно далеко не все. Особенно затруднялись дети 5 лет. Часть из них (15—20%) не могли задать ни одного вопроса. Вместо того чтобы спрашивать, они описывали ситуацию. В других случаях дети затруднялись четко сформулировать свой вопрос («Почему нижнее окно закрыто, а одна крыша на нем, а внизу вторая?» и т. п.). Такие затруднения распространены среди детей 6—7 лет.

Исследовательская активность в форме вопросов у дошкольников в проблемной ситуации отличается односторонностью, неумением вычленить разные стороны исследуемого содержания. Это находит выражение в стереотипности детских вопросов. Так, например, начав спрашивать со слова «что», дети и далее задают вопросы в этой же форме. Исследования показывают, что ребенок склонен к стереотипному употреблению тех вопросов, которые наиболее распространены в детской речи, — «что?», «как?», «почему?». По-видимому, и в обилии детских «почему?» есть отголосок явления стереотипизации.

Умение ребенка поставить в проблемной ситуации вопрос, направленный на ее расчленение и исследование, является важнейшим показателем его исследовательских возможностей в целом. Наблюдения показывают, что дети с высоким уровнем развития исследовательской активности в форме вопросов способны активно изучать игрушки с «секретом», выделяя ключевые детали и, концентрируя на них исследовательские действия, в то время как дети с низким уровнем ее развития изучают игрушку хаотически, длительное время не выделяя ключевые детали.

Рассматривая исследовательские возможности в форме вопросов старших дошкольников и их «спонтанную» любознательность, мы сталкиваемся с расхождением двух линий в развитии вопросов у детей: 1) развитие вопросов как необходимого звена диалога между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком и 2) развитие вопросов как необходимого звена самостоятельного мышления. Если вопрос как звено диалога достигает высокого уровня развития у детей-дошкольников, то развитие вопроса как звена самостоятельного мышления, что    предполагает становление важнейших  функций  вопроса — исследования проблемной ситуации (исследовательской), а также организации собственного  процесса  мышления (регуляторной), находится еще на нижних этажах своего формирования. Конечно же эти линии развития вопросов ребенка можно выделить лишь условно, так как в действительности они связаны между собой и не формируются друг без друга.

Исследованию проблемной ситуации с помощью вопросов ребенок обучается в процессе общения со взрослым в ходе совместной деятельности. Вспомним, как уже в раннем детстве мать стремится получать от ребенка ответы на всё более широкий круг вопросов, вовлекающий систему объектов с их всевозможными признаками и систему функциональной организации объектов. «Не жалейте времени на разговор с ребенком!» — часто говорят психологи в беседах с родителями. И это действительно так, только не всякий разговор приносит пользу ребенку. Например, поспешность в ответах на вопросы ребенка может подавлять его собственную активность, способствовать развитию лености мысли. В связи с этим возникают вопросы: как мы можем развить исследовательскую активность ребенка? Надо ли учить ребенка задавать вопросы?

Ни высокая познавательная активность дошкольника, ни обилие вопросов в этом возрасте не позволяют считать эту сферу развития ребенка не нуждающейся в пристальном внимании и бережном отношении со стороны взрослых. Само обилие вопросов у дошкольников говорит о высокой сензитивности ребенка ко всякого рода влияниям, как положительным, так и отрицательным, поэтому очень важно поддерживать и развивать любознательность ребенка в этом возрасте.

Практикум для педагога

Хорошим средством поддержания и развития исследовательской активности дошкольника и младшего школьника может служить игра «Вопрошайка». В качестве материала к игре можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание — неизвестную для ребенка ситуацию,    событие. Примером таких картинок могут служить рисунки Н. Радлова  из книги «Рассказы в картинках».

             

Рис. 2. Рисунок «Волк и зайцы» к игре для развития исследовательской активности ребенка в форме вопросов

Предложите ребенку поиграть в игру, в которой ему показывают интересные картинки, а он может спрашивать взрослых обо всем, что непонятно, обо всем, что ему хочется узнать. Можно предлагать разные условия игры в зависимости от   обстоятельств. Например, можно условиться, что если взрослый сможет ответить на все вопросы ребенка, то ребенок проиграл, если нет — выиграл. Дети с   удовольствием принимают такое условие, а взрослый получает возможность значительно усилить желание ребенка самому ответить на «трудный» вопрос (ведь даже взрослый не может на него ответить!).

После того как ребенок спросил все, что мог, полезно попросить его составить небольшой рассказ по этой картинке и обратить внимание на то, на какие вопросы ребенок дал ответы в своем рассказе, а на какие — не дал. Те вопросы, которые остались нерешенными, постарайтесь адресовать ребенку, например: «Мне кажется, что волку кто-то подстроил ловушку. А как ты думаешь, почему волку прищемило хвост? Как это могло случиться?»

Обратите внимание на то, насколько разносторонне ребенок исследует ситуацию. Если ребенок задает однотипные вопросы, спросите его о чем-либо, используя вопросы других типов (что? когда? как связано? влияет ли? может быть, это…? и т. п.). Это поможет ему преодолеть склонность к стереотипизации, глубже исследовать ситуацию. Полезно также уточнить смысл нечетких вопросов, помочь ребенку точнее сформулировать вопрос, найти более адекватную форму его выражения.

Такие игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, с целым классом, используя для этого занятия по развитию речи. Немного фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять ребенка не только доставят ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень.

Интересный вариант обучения и стимулирования постановки вопросов у детей младшего школьного возраста разработан американскими психологами. Детям предлагают отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно использовать как 5-минутную разминку на любом уроке) предлагается по 2— 3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияния», «изменения» и т. п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? И т. п. Так можно освоить все многообразие вопросительных форм, каждая из которых позволяет открыть что-то новое.

nsportal.ru

Памятка для воспитателя «Учимся задавать вопросы»

Проект «Я – воспитатель»

Учимся задавать вопросы

(методическая памятка)

Любой исследователь должен уметь задавать вопросы.

Какими могут быть вопросы.

Их можно разделить на две большие группы.

1. Уточняющие, например «Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли…». Они могут быть простыми и сложными. Последние состоят из нескольких простых («будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравиться играть в них одному?»). простые вопросы можно поделить на условные («Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?») и безусловные («Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?»).

2. Восполняющие (неопределённые, непрямые). Они обычно включают слова «где, когда, кто, что, почему, какие» и др. Эти вопросы также могут быть простыми («Где можно построить нарисованный тобой дом?») и сложными («Кто, когда и где может построить этот дом?»).

В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать умение задавать вопросы.

Для этого используются разные упражнения.

  1. Например, известный американский психолог Э.П. Торранс показывал детям картинки с изображением людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто на них изображён, либо предположить, какие вопросы мог бы задать тот, кто изображён на рисунке.

  2. Другое задание – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» (Игрушечный автомобиль, кукла и т.п.)

  3. Ребёнку старшего дошкольного возраста предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл незнакомый человек. Какие три вопроса он задал бы тебе?». Дошкольники учатся задавать вопросы от имени другого.

  4. Умение задавать вопросы развивается и в задании «Найди загаданное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Возможен и более сложный вариант. Ребёнок загадывает слово. Сообщает всем только первый звук (букву), допустим «м». Кто-то задаёт вопрос, например6 «Это не животное?» или «Это не мебель?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение одно: нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание, например: «Это мост?».

Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребёнка? Какова иерархия уровней постановки вопросов?

Желательно, чтобы на первых этапах столкновения начинающего исследователя с проблемой ставились описательные вопросы: «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Они более связаны с настоящим и описывают ситуацию «Здесь и сейчас», что позволяет её осмыслить. Задавая такие вопросы, ребёнок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего.

И только после того как проблемная ситуация по возможности точно описана, мы можем подняться на следующий уровень – задавать каузальные вопросы (напомним: кауза в переводе с древнегреческого – причина) «Почему? Отчего?». Этот уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).

Последовательно проходя через эти два уровня, ребёнок учится наблюдать, описывать , устанавливать ассоциации, усваивать новые задания. Это создаёт базис для следующего уровня – субъективных вопросов: «Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую?». Как мы видим, на этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию проблемы, но и развивает мышление, содействует вовлечению в проблему.

Следующий виток спирали – воображаемый вопрос. Он обычно звучит так: «Что было бы, если? Что случилось бы, если?»

Оценочные вопросы следуют за воображаемыми «Что лучше? Что правильнее?». Только когда дети прошли все предыдущие уровни, должна последовать оценка. При этом важно понимать: если оценочные вопросы появятся раньше, мы будем существенно ограничены в развитии детского мышления.

Кажется, что оценочный уровень должен венчать иерархию, но решение одной задачи для творческого человека не окончание работы, а лишь начало новой. Мы должны готовить детей к тому. Что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому необходимо приучать их к дальнейшим вопросам: «Что ещё тебя может интересовать в этой проблеме? Что ты ещё можешь предложить или сделать?» Они пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка, заставляют проверить, как далеко простираются границы его креативности.

infourok.ru

Вопросы к блиц — опросу по познавательному развитию дошкольников

1. Дайте определение слову «познание».

2. Перечислите формы работы с детьми по познавательному развитию.

3. Назовите главную характерную особенность в познании детей старшего дошкольного возраста.

4. Перечислите 3 главных момента подготовки ребенка к школе.

5. Определите основные пути работы воспитателя по познавательной мотивации.

6. Перечислите познавательные аспекты на занятиях физической культурой.

 

Ответы к блиц-опросу по познавательному развитию дошкольников.

1. Дайте определение слову «познание».

(Познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/)

2. Перечислите формы работы с детьми по познавательному развитию.

(С детьми младшего дошкольного возраста: наблюдение, исследование, предметно-манипулятивная игра, встреча в природе, рассказы взрослых; со старшими детьми – беседы с педагогом, познавательные рассказы педагога, чтение познавательной литературы, разбор проблемных ситуаций и их решение, разгадывание загадок, просмотр телепередач познавательного характера, информационные занятия, познавательные практикумы- опыты, эксперименты, самостоятельная поисковая деятельность).

3. Назовите главную характерную особенность в познании детей старшего дошкольного возраста.

(Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания).

4. Перечислите 3 главных момента подготовки ребенка к школе.

(Общее всестороннее развитие, произвольность поведения, формирование познавательной мотивации).

5. Определите основные пути работы воспитателя по познавательной мотивации.

(Стимулирование познавательной активности – чтение познавательной литературы, игры по ознакомлению с окружающим миром, наблюдение в природе, экскурсии, целевые прогулки, развитие у детей любознательности- постановка вопросов, проблемных ситуаций, оценка).

6. Перечислите познавательные аспекты на занятиях физической культурой.

(Знакомство с движениями и их влияние на организм, знание того, где эти движения пригодятся в жизни, познание своего тела и его функций, правила ухода за своим телом, знакомство с техникой выживания в критических условиях).

dohcolonoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *