Вопросы на день учителя ученикам – —

Содержание

6 вопросов, на которые должен ответить каждый, кто хочет учить детей

От 40 до 50% молодых учителей уходят из профессии в течение пяти лет после начала карьеры — такие данные представила американская некоммерческая организация New Teacher Center. Причины этого могут быть разными, но довольно часто люди просто не до конца понимают, какая работа их ждёт. Один из авторов образовательного блога First Year Teaching Джастин Сеймур собрал для The Huffington Post шесть ключевых вопросов, на которые должен ответить каждый потенциальный учитель, прежде чем выбрать эту профессию.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Действительно ли вам нравится находиться рядом с детьми весь день, и если да, то почему? Есть ли у вас предпочтения по работе с определёнными возрастными группами?

Это определяющий вопрос. Потому что если вы не можете ответить на него на 100% утвердительно, а также внятно объяснить, почему вам нравится работать с детьми, то профессия учителя, скорее всего, не для вас. Также обязательно вспомните, приходилось ли вам до этого хоть раз работать с детьми, помогать им в трудных ситуациях, и если да, то какие эмоции у вас это вызвало?

Некоторые подростки хотят стать учителями только потому, что им самим нравилась школа. Но есть одна проблема — большинство из них учились в классах для отличников или по программам повышенной трудности. Они редко были свидетелями сложностей при организации учебного процесса, потому что дети вокруг них стремились к знаниям. И когда они попадают в самый обычный класс уже в качестве учителя, они просто не знают, с чего начать. У них нет опыта работы с разными учениками и понимания того, как решать вопросы поведения и дисциплины. Это своего рода культурный шок, который заставляет вчерашних студентов пожалеть о выборе профессии. Если у вас нет опыта общения с детьми, но все же вы очень хотите стать учителем, попробуйте поработать волонтёром или репетитором и прислушайтесь к своим ощущениям. Возможно, уже на этой стадии вы поймёте, что преподавание — не для вас.

Кадр из сериала «Учителя», 2013 год

2. Насколько вы ответственный и надёжный человек на самом деле? Всегда ли вы доводите начатое до конца?

Все мы любим считать, что на нас можно положиться и что мы всегда доводим дела до логического завершения. Но так ли это на самом деле? Даже если вы максимально честны сами с собой, поинтересуйтесь мнением близких людей. Попросите их ответить предельно откровенно — являетесь ли вы для них тем, на кого они всегда могут положиться? Вспомните, когда в последний раз вы не доводили дело до конца, и как часто это происходило в вашей жизни. Учитель должен быть тем человеком, который держит данные обещания и на которого дети всегда могут рассчитывать. Без этих качеств никто не будет воспринимать вас всерьёз. Вам не удастся заслужить уважение учеников, и, скорее всего, вы возненавидите свою работу.

Кадр из сериала «Учителя», 2013 год

3. Есть ли у вас искренняя любовь к предмету, который вы хотите преподавать? Чему именно вы хотите учить детей и почему это так важно для вас?

Допустим, вы действительно любите детей и готовы посвятить всю свою жизнь их обучению. Только этого недостаточно. Вы должны понять, какой предмет вы хотите преподавать. Дело даже не в том, что ошибка в выборе специализации приведёт к тому, что вы уже через несколько лет начнёте проклинать свою профессию. Куда большая проблема заключается в том, что без искренней любви к предмету вы не сможете объяснить его важность своим ученикам, привлечь их внимание, объяснить, почему эта наука так важна и как эти знания пригодятся им в дальнейшей жизни.

4. Готовы ли вы ради всего вышеперечисленного потратить несколько лет на обучение в университете, часами заниматься утомительной работой, получать не самую высокую зарплату и не рассчитывать ни на какое признание?

Учителю, в отличие от представителей многих других профессий, требуется гораздо больше самоотверженности и, если угодно, самопожертвования. Преподавание в большей степени стиль жизни, чем просто работа. И в этой жизни зачастую не всегда находится место чему-то личному. Если вы считаете, что трудиться нужно исключительно в рабочее время, то подумайте о какой-нибудь другой профессии. Даже во время летних каникул вам вряд ли удастся полноценно отдохнуть — помимо подготовки к следующему учебному году многие учителя занимаются побочной деятельностью, а также тратят своё время на дополнительное обучение и повышение квалификации.

5. Насколько вы организованный человек? Готовы ли вы подчинить всю свою жизнь строгому расписанию и жить по нему как в течение рабочего дня, так и после его окончания?

Организованность является одним из ключевых навыков для учителя. Вы готовитесь к занятиям, проводите уроки, проверяете работы учеников и выставляете оценки. И это лишь малая часть дел, которые вписаны в строгий график хорошего учителя. Люди, склонные к прокрастинации, не смогут выдержать ни такого объёма, ни темпа. Это не офисная работа, где вы можете взять час на обед или позволить себе отвлечься, если что-то не получается. Чтобы перекусить, у вас в лучшем случае есть большая перемена. Это если вы не решите потратить её на то, чтобы успеть сделать чуть больше запланированного. Или просто помочь кому-то из учеников. Ведь преподаватель должен думать не только об оценках своих подопечных, но и о том, что вообще происходит в их жизни и что их беспокоит.

Кадр из сериала «Учителя», 2013 год

6. Сможете ли вы постоянно находиться рядом с детьми из неблагополучных семей, у которых есть ментальные, эмоциональные или социально-экономические проблемы? И при этом понимать, что вы практически ничем не можете им помочь?

Довольно большой процент учеников страдает от различного рода трудностей, влияющих на их успеваемость. Насилие в семье, бедность, болезни, эмоциональная нестабильность, нарушение обучаемости — это далеко не полный список проблем, с которыми учителю в том или ином виде придётся столкнуться. Эти дети не будут соответствовать вашим ожиданиям из-за своей сложной жизненной ситуации. И вы практически никак не можете повлиять на неё. Из-за этого учитель сам переживает тяжелейший эмоциональный стресс, каждый день в течение нескольких лет встречаясь с этими детьми. Готовы ли вы к такой психологической нагрузке?

Перевод Макса Мишина


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

12 признаков хорошего учителя

Как проходит день в американской школе

6 признаков того, что вы нашли своё призвание

mel.fm

Вопросы, которые стоит задать ученикам на первой неделе обучения / Newtonew: новости сетевого образования

Вопросы, которые сформулировал Терри Хик, в прошлом учитель английского языка, ныне – руководитель образовательного портала [email protected], охватывают широкий спектр тем и помогают ученикам лучше понять себя и свои отношения с обучением.

«Эти вопросы больше об учениках, чем о вас, вашей аудитории, или образовании в целом, - обращается мистер Хик к учителям. – Ваша задача как педагога привести учеников к пониманию каких-то вещей, но самосознание и самопознание ученика должно предшествовать вашей совместной работе. Предлагаемые вопросы касаются множества тем, но все они вращаются вокруг идеи идентичности обучаемого».

По мнению Терри Хика, для детей, которые ещё не пришли к осознанию своей идентичности, первый день в школе – хорошее время для того, чтобы обсудить сформулированные вопросы с учениками. Такой подход может задать тон работы в классе, где самоанализ, осмысление и размышления могут стать обязательными элементами, а самопознание – конечной целью всего процесса обучения.

Вот эти вопросы:

Источник: [email protected]

Важность включения таких вопросов зависит от нескольких вещей. Во-первых, работа с подобными вопросами развивает у детей способность к рефлексии (самоанализу) и метапознание, от которых напрямую зависит формирование когнитивных умений. Во-вторых, это даёт ученикам возможность озвучивать своё мнение, активно участвовать в формулировании конкретных задач обучения и формировать собственные мотивы. Ведь, согласитесь, далеко не все дети готовы изучать русский язык только потому, что это наше родное наречие (а именно такой мотивацией чаще всего учителя и ограничиваются), – для учеников это слишком абстрактные цели, которые сложно применить к себе и увидеть в них смысл. Но поговорить с учениками о том, как грамотность может пригодиться им в жизни, какое значение имеет знание норм русского языка для профессий, о которых они, возможно, мечтают, - это уже совсем другое дело.

Что же касается учителя, для него работа в классе с такими вопросами и анализ ответов на них – это «золотая жила» обратной связи от учеников, которая необходима любому преподавателю для понимания детских потребностей, ожиданий и, самое главное, их внутреннего мира. Информация, полученная таким образом, может быть использована при разработке учебных материалов, которые бы не просто соответствовали абстрактным педагогическим целям, но и отвечали насущным потребностям конкретных учеников.

Конечно, список нельзя считать истиной в последней инстанции – ведь в каждом классе особенные ученики и своя собственная ситуация. Этот список без потерь можно урезать, дополнять, видоизменять и т.д. Но сама идея обсудить с учениками вопросы обучения и воспитания, услышать их мнение и помочь осознать какие-то вещи, безусловно, хороша.

Возможно, вас также заинтересуют статьи 4 урока, о которых не расскажут в педагогическом колледже; Как школы справляются с перфекционизмом учеников.

По материалам: Educational Technology and Mobile Learning, [email protected]

Скопировать ссылку

Внештатный автор

Елена Тулина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

12 вопросов учителю | Журнал Домашний очаг

«ДО» обратился к опытным педагогам за советом: как помочь ребенку справиться с негативными эмоциями в начале учебного года?

Начальная школа ПЕРВЫЕ НЕУДАЧИ

Ребенку трудно научиться красиво писать и быстро читать. Страх перед критикой вызывает нежелание садиться за парту. • Что делать? «Желательно за несколько недель до 1 сентября начать готовиться к школе, — советует Лариса Михаленко, учитель начальных классов высшей категории АГОУ ЦО Царицыно № 548. — Некрасивый почерк легко исправляется. Если у ребенка проблемы с дикцией, например, не выговаривает какие-то буквы, глотает окончания, он и писать и читать будет неправильно до тех пор, пока эта проблема не будет разрешена. В этом случае стоит обратиться к логопеду. Если ребенок не справляется с учебой, попросите учителя пока не вызывать его к доске, пусть отвечает с места. При чтении вслух спрашивать только первый абзац, который ребенок гарантировано выучил дома. Когда ребенок втянется в учебу, необходимость в таких просьбах отпадет».

ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ

Он строгий и требовательный, в отличие от ласковой воспитательницы детсада, у которой с ребенком был отличный контакт. Ребенку трудно привыкнуть к новому человеку. • Что делать? «Попробуйте найти первого учителя, с которым вашему ребенку будет психологически комфортно, — говорит Лариса Михаленко. — Подключите родительскую интуицию. Когда вы выбираете школу и класс, следует обратить внимание на педагогов. Например, если ребенок очень активный, а учитель медлительный, говорит с расстановкой, тягучим голосом, наверняка они станут друг друга раздражать. Но бывает, что родители довольны педагогом, а школьник на него жалуется. Тогда есть смысл обратиться к психологу. Часто родители обвиняют ребенка, считая его капризным, или педагога, думая, что он не профессионален. И не видят всю картину целиком. У меня был случай, когда девочка, приходя из школы, постоянно жаловалась родителям на меня. Как объяснил психолог, она таким образом манипулировала мамой. По совету специалиста я начала каждый вечер звонить ее маме и рассказывать, как мы общались днем. А на следующее утро мы втроем вместе с девочкой разбирали конфликты. Между нами сложились хорошие отношения».

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК

Он не может высидеть урок. Вертится как юла. Ему скучно, хочется поиграть и пошалить… • Что делать? «Высидеть 40 минут способен каждый ребенок. В младших классах каждые 20 минут дети меняют род деятельности, это позволяет концентрировать их внимание. Иногда непоседливость зависит от того, что родители приводят ребенка в школу за минуту до начала занятий. Естественно, первый урок, а то и весь день у малыша будет смазан. Он будет нервничать из-за ощущения цейтнота. Это скажется на его усидчивости. Желательно приводить ребенка в школу за 15 минут до первого урока, чтобы он мог подготовиться к занятиям, пообщаться с одноклассниками», — рекомендует учитель.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

После летних каникул ребенку сложно привыкнуть к тому, что нужно не только сидеть за партой, но и выполнять домашнюю работу. • Что делать? «Родителям стоит определить, какой график и алгоритм выполнения домашнего задания удобен их ребенку. Кому-то нравится начинать с простого задания. Другим — покорпеть над трудным уравнением, а потом решать легкие задачи. Для третьих отличный стимул — спортивная секция вечером. В этом случае можно договориться с юным спортсменом, что уроки выполняются строго до тренировки. Многие дети лучше воспринимают информацию на слух. Иногда взрослые не хотят читать ребенку главы из учебника. Напрасно! Если ребенку так удобнее, вреда не будет. Ведь можно читать абзацы по очереди. Ни в коем случае нельзя при ребенке осуждать учительницу, мол, как много та задала. Если у вас есть претензии по этому поводу, их лучше обсудить с педагогом лично», — напоминает Лариса Михаленко.

Средние классы ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Отныне все по‑другому: новая обстановка, новое расписание и предметы. А главное, разные педагоги. • Что делать? «У многих детей, переходящих в пятый класс, снижается успеваемость. Ребенок не может привыкнуть к разным педагогам. Не стесняйтесь обратиться к психологу — его помощь будет неоценима. Дети в начале пятого класса очень устают от непривычных нагрузок, поэтому после школы дайте ребенку час на отдых. Делать уроки на первых порах вместе», — советует Лана Прини, педагог с 26-летним стажем, преподаватель английского языка.

БЕЛАЯ ВОРОНА

Ребенок быстро вырос и сейчас выше всех в классе. Чувствует себя белой вороной. • Что делать? «Физически все дети развиваются по‑разному, и иногда те, кто опережает или, наоборот, не догоняет других, чувствуют себя изгоями. Одни девочки уже пользуются косметикой и обсуждают свидания, другим это пока не интересно. И первые начинают подтрунивать над вторыми, — говорит Светлана Смирнова, преподаватель русского языка и литературы. — В этом случае обсудите эту проблему с классным руководителем. Педагоги пользуются авторитетом. Школьники к ним прислушаются. Можно подключить школьного психолога. Но не заставляйте ребенка меняться и почаще говорите с ним о том, что одинаковых людей не бывает».

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ

У моего ребенка сложности в общении с одноклассниками. • Что делать? «Родители могут помочь ребенку решить подобные проблемы, — продолжает Светлана Смирнова. — Научить его находить компромиссы и договариваться. Для школьников большое значение имеет внеклассное общение. Во время совместных поездок и других внеклассных мероприятий дети находят новые темы для обсуждения, общие интересы». Многие дети лучше воспринимают информацию на слух. Читайте им!

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Ребенок обожает кружки и секции. А вот в школу идет неохотно. • Что делать? «Не нужно запрещать ему заниматься музыкой, спортом или в театральной мастерской. Поддерживайте все его начинания. Но при этом напоминайте, что без аттестата с хорошими оценками в вуз не поступить», — считает Лана Прини. «Любого школьника, заявляющего: «Не хочу учиться!» — нужно правильно мотивировать, — добавляет психолог Алена Липатова. — Хвалите его за хорошие отметки, не забывайте напоминать о его успехах в прошлом. Если он огорчен своими неудачами, поддержите его».

КОНФЛИКТЫ

Сын не хочет идти в школу из-за конфликта с одноклассниками и учителем. Оказалось, что те ребята, с которыми он повздорил, придумали ему издевательские клички. • Что делать? «Если у школьника ранее были конфликты с одноклассниками, очевидно, что он боится повторения ссоры. Родителям придется вместе с ребенком найти верное решение этой проблемы. Хорошо, если мальчик сам найдет способ выйти из положения, — советует психолог Алена Липатова. — Предложите ему вместе разобраться в случившемся и выработать линию поведения. Если проблема в конфликте с педагогом, ситуация сложнее. В этом случае родителям необходимо выслушать другую сторону — поговорить с учителем — и сделать свои выводы».

Старшеклассники ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ

Сын-подросток твердит о том, что ему надоело учиться. Хочет скорее стать взрослым и начать работать. Хотя бы дворником. • Что делать? «Обычно у детей появляется желание идти в дворники, если родители постоянно напоминают о том, что надо хорошо сдать ЕГЭ, — говорит Лана Прини. — На него давят и учителя. В результате подросток с ужасом понимает — на все, что ему надо осилить, не хватит ни времени, ни сил. Отсюда и протест. Как следует себя вести родителям? После 9-го класса поговорите с ним серьезно о его планах на будущее. Он должен сам решить, какую профессию получит. Желательно вместе сходить в учебное заведение, которое он выберет. И почаще говорить: «У тебя все получится!» В этом возрасте поддержка крайне важна». «Не нужно требовать от него высшего бала по литературе, если он обожает математику. Лучше сконцентрироваться на его любимом предмете и почаще рассказывать, сколько нового и интересного он может узнать, если продолжит обучение, — добавляет психолог. — В подростковом возрасте дети настроены на социальное общение. Это тоже хорошая мотивация: «Не хочешь в школу? А как же друзья, интересные разговоры?»

СТРАХ ПЕРЕД ЕГЭ

Моя дочь — отличница, тем не менее она очень боится ЕГЭ, который ей предстоит сдавать в этом году. • Что делать? «Как правило, больше всего ЕГЭ боятся две категории школьников — отличники и слабые ученики. Первым страшно получить не самую высокую оценку. Как же так, они же так стараются? Вторым страшно, что они провалятся. И в том, и другом случае учащимся необходим репетитор. Школьные учителя сегодня, загруженные многочисленными отчетами и прочим, физически не в состоянии как следует подготовить каждого старшеклассника. Иногда что-то упускается из виду. И дополнительная помощь в этот момент — гарантия всеобщего спокойствия, — советует Светлана Смирнова. — Другой вариант — можно предложить учителю проводить дополнительные задания по принципу: сильные помогают слабым. Когда отличники объясняют отстающим. Польза и тем, и другим: одни повторяют, другие усваивают, а педагог лишь контролирует процесс. Отдельно скажу, насколько важно самим родителям сохранять спокойствие. Не раз слышала, что мамы и папы пытаются решить задачи ЕГЭ в Интернете и, когда им это не удается, паникуют: «Раз я не решил, как этот экзамен сдаст мой ребенок?» Свои переживания взрослым лучше обсуждать с коллегами или друзьями за закрытыми дверьми, но не со своим ребенком, который в этом случае точно заразится вашими волнениями и страхами. Вообще, не стоит обсуждать дома школьные проблемы в негативном ключе. Это вряд ли поможет ребенку».

ШКОЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ

Мой сын переживает, что после летних каникул школьная любовь пересела за другую парту. Он боится, что потеряет ее привязанность. • Что делать? «Что бы ни говорил ребенок о том, что, раз любовь не сложилась, в школу он больше не пойдет, на самом деле он хочет идти, чтобы все-таки привлечь к себе внимание объекта своей симпатии, — полагает Светлана Смирнова. — Вместе займитесь сменой имиджа, придумайте новую прическу, скорректируйте его гардероб. В старших классах подобные действия родителей важны и нужны. Не давайте ему замыкаться в себе, концентрироваться на своих страданиях. Пусть обязательно ходит в театры, посещает тематические фестивали, побольше общается с другими сверстниками».

КАК РАЗВИТЬ У РЕБЕНКА ТЯГУ К УЧЕБЕ?

Советует Наталья ВИШНЯ, семейный психолог, педагог, автор семинаров «Кто такие успешные дети», «Стратегии подростков», «Как воспитать талантливого ребенка» и др. 1. При подготовке к школе важнее учитывать не интеллектуальный уровень, а психологическую и физиологическую зрелость. 2. Успехи ребенка должны вызывать радость родителей. Вера в его успех, доверие и одобрение — основа детской состоятельности и активности в школе. Родительские страхи и тотальный контроль делают ребенка неуверенным в своих силах. 3. Нет смысла отдавать малыша в школу раньше 6,5 лет. Даже если ребенок отлично читает и с легкостью решает задачи, будучи психологически незрелым, он будет скучать за партой. 4. Успеваемость в школе — не самый основной показатель успешности ребенка. Поддерживайте его интересы и хобби. Тогда к окончанию школы ваш ребенок будет гармонично развитой личностью. 5. Выбирая школу, отдайте предпочтение тому учебному заведению, в котором к родителям относятся как к союзникам. 6. Но не стремитесь развивать в ребенке все и сразу. Необходимо четко определить его самую яркую способность и на первом этапе делать ставку на нее. 7. Не перегружайте малыша дополнительными занятиями в студиях, секциях и кружках. К середине года у всех первоклашек накапливается психологическая усталость. 8. Приучать ребенка делать домашние задания нужно с первого класса. Задача родителей и педагогов — не заставлять учиться, а вдохновлять на новые знания и навыки. Новые стандарты

Минобразования утвердило новый стандарт для старшеклассников. В нем прописано, как и что должны изучать в 10-м и 11-м классах.

Так, школьники в обязательном порядке будут изучать: физкультуру, ОБЖ, русский язык и литературу, математику, историю (ее можно заменить на новый предмет «Россия в мире»). Другие дисциплины относятся к числу выборных и распределятся на 6 обязательных предметных областей: «Филология», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физкультура и ОБЖ». Ученик должен будет выбрать по одному курсу из каждой. И несколько дополнительных предметов, например: «Дизайн», «Психология», «Астрономия» или «Искусство». Важная особенность нового стандарта — введение профильного обучения. Переходя в старшую школу, ученик выбирает, в каком направлении он хочет специализироваться дальше. Новый стандарт для старшеклассников вводится в сентябре 2013 года.

www.goodhouse.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о