Задания для викторины – Рубрики Викторины и загадки | Лучшие идеи для вечеринок и праздников

Викторина по русскому языку — Занимательные задания — Разработки для школы — Статьи


Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть
Как правило, школьники гораздо охотней приступают к выполнению занимательного задания, чем обыкновенного, ведь необычное всегда привлекательней. Викторины – это тоже из категории занимательного: приятно почувствовать себя знатоком, добиться успеха в честном соревновании.

Тридцать занимательных заданий для викторин по русскому языку взяты из моего опыта работы. Конечно, все задания с ответами.

 

Вопросы-шутки


1. В каком слове сорок гласных?

2. В каких словах по сто согласных?

3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?

5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?

7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?

8. В каком числительном содержится приказ?

9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?

10. В каком слове 100 отрицаний.

 

Вопросы посерьёзнее


11. Какова разница в значении между словами индус и индеец?

12. Каково происхождение слова столица?

13. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?

14. Каково происхождение слова мешок?

15. Слово среда имеет два значения: «день недели» и «то, что находится вокруг, окружение». В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?

16. Определите разряд прилагательного заячий.

17. Что такое звательный падеж?

18. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа — двое часов.

19. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное — спортивный термин?

20. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.

21. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.

22. Один ученик в сочинении написал: «Необозримы и необходимы просторы нашей страны». В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?

23. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». Ответ поясните.

24. Как образовались наречия сегодня и завтра?

25. Какова неопределёная форма глагола вылечу?

26. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?

27. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность

28. В каком существительном 7 букв о?

29. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а — мероприятие.

30. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.

 


 

Ответы


Вопросы-шутки

1. Сорока.

2. Стол, стон, стог, стоп.

3. Залп.

4. Станет.

5. Азбука.

6. Ка-мыш — мыш-ка (поменять местами слоги).

7. Он — но.

8. Три.

9. Нос.

10. Стонет.

Вопросы посерьёзнее

11. Индус — житель Индии; индеец — представитель коренного населения Америки.

12. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.

13. Приуменьшить — немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить — очень уменьшить (пре- = очень).

14. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.

15. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ду — поместить в щелочную среду́.

16. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост — (какой?) заячий тулуп.

17. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь — княже, отец — отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!

18. Два часа – время; двое часов – два предмета, прибора, измеряющих время.

19. Ничья.

20. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.

21. Сказать, поймать, взять.

22. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать «невозможно оглядеть и обойти», а получилось «необозримы и очень нужны».

23. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.

24. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.

25. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить.

26. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.

27. Бог, мягкий.

28. Обороноспособность.

29. Компания — кампания.

30. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.

Использованная литература

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.1. – М. : Гос. учебно-педагогич. изд-во, 1962.

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2. – М. : Просвещение, 1967.

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1982.

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.

5. Мекрежинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. – Киев : Радянська школа, 1968

6. Сидоров С.В. Организация недели словесности в школе: Методические рекомендации. – Курган : ИПКиПРО Курганской обл., 1997.

7. Трембовольский Я.Л., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты! – М.: Просвещение, 1990.


Робот обнаружил, что со статьёй «Викторина по русскому языку» тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В. Викторина по русскому языку [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/15-1-0-264 (дата обращения: 04.09.2019).

si-sv.com

Задания для викторины по русскому языку — Занимательные задания — Разработки для школы — Статьи


Робот подобрал для Вас материалы, похожие на этот. Посмотреть
Занимательные задания способны оживить любой урок, а в организации внеклассной работы по предмету без них и вовсе трудно обойтись. Викторины, конкурсы – это тоже из категории занимательного. И уж, конечно, участвовать в викторинах интересней, чем из урока в урок «грызть гранит науки», выполняя мудрёные требования «государственных образовательных стандартов»!
Итак, перейдём к самим заданиям.

Задания


1. В конце 1980-х гг., как известно, в нашей стране был период острого дефицита товаров, и часто, даже имея деньги, человек не мог купить то, что он хотел. В это время в одной местной газете появилась сатирическая статья, в которой рассказывалось о том, что в ювелирном магазине «Золото» вместо изделий из драгоценных металлов продаются яркие, блестящие пластиковые пакеты. Как вы думаете, какую пословицу взял автор для названия этой статьи?

2. Исправьте ошибки в предложениях (если есть). 1) В повести «Капитанской дочке» Пушкин рассказал о восстании под предводительством Пугачёва. 2) Мы поздравили учительницу с праздником Восьмым марта.

3. Чем отличаются (по смыслу и синтаксически) следующие два предложения: а) Не нужно золота ему и б) Не нужно золото ему?

4. Какие ещё варианты порядка слов возможны в предложении Было одиннадцать часов?

5. Объясните синтаксическое различие выделенных слов в следующих предложениях: а)

От бессонницы трудом лечатся (Пословица) б) В аптеке продаётся лекарство от бессонницы.

6. В предложениях Моя сестра работает и учится на зоотехника и Моя сестра работает и учится успешно не нужны запятые. Нужна ли интонационная пауза между выделенными словами? Почему?

7. В каких словосочетаниях выделенное слово нельзя заменить антонимом? Почему?
Короткое пальто, короткое замыкание, поднять тревогу, поднять занавес, принести пользу, принести стул.

8. Перечислите по порядку пять дней, не называя ни даты, ни дня недели.

9. Какие значения может иметь это предложение: Я встречаю его чаще вас?

10. Запишите буквами «2500-летие».

11. Как правильно сказать и написать: прошли тридцать две сутки или прошло тридцать два суток? А может, как-нибудь иначе?

12. Какое наречие пишется с двумя дефисами?

13. Какие слова употреблены не к месту в приведённых ниже предложениях из сочинений девятиклассников? Почему? Как надо было сказать? 1) Солдаты князя Игоря храбро сражались с половцами. 2) Лиза была домработницей Фамусова. 3) В повести Н.В. Гоголя «Шинель» изображается мелкий чиновник, который получал небольшую зарплату.

14. Объясните разницу в содержании и строении предложений: 1) Дома улицы залиты светом. 2) Дома, улицы залиты светом.

15. В качестве какой части речи употреблено слово один в предложении Один рыбак рассказал мне удивительную историю?

16. Где подлежащие в этих предложениях? Почему? 1) Стекло режет алмаз. 2) Кенгуру жуёт эвкалипт. 3) Мать любит дочь.

17. Какова синтаксическая роль выделенных слов в следующих предложениях? 1) Откровенно говоря, незнакомец рассказал нам далеко не всё. 2) Когда смотришь вниз, кажется, что самолёт скользит по снежной равнине.

18. Всегда ли вопросительные предложения требуют ответа?


Ответы


1. Не всё то золото, что блестит.

2. 1) В повести «Капитанская дочка» Пушкин рассказал о восстании под предводительством Пугачёва или В «Капитанской дочке» Пушкин рассказал о восстании под предводительством Пугачёва. 2) Мы поздравили учительницу с праздником Восьмое марта или Мы поздравили учительницу с Восьмым марта.

3. а) Не нужно золота ему — безличное; б) Не нужно золото ему — двусоставное.

4. Было часов одиннадцать (приблизительно). Часов было одиннадцать (штук).

5. а) (от чего?) от бессонницы трудом лечатся; б) В аптеке продаётся лекарство (какое?) от бессонницы.

6. Моя сестра работает | и учится на зоотехника (интонационная пауза нужна, потому что второстепенный член на зоотехника относится только к слову учится). Моя сестра работает и учится успешно (интонационная пауза не нужна, потому что слово успешно относится к обоим выделенным словам).

7. Выделенные слова нельзя заменить антонимами в словосочетаниях поднять тревогу, принести пользу, короткое замыкание, потому что это фразеологизмы — устойчивые сочетания слов — и при такой замене они превратятся в бессмыслицу (например, пользу нельзя унести).

8. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

9. 1) Я встречаю его чаще, чем вы. 2) Я встречаю его чаще, чем вас.

10. Двухтысячепятисотлетие.

11. Оба варианта неправильны. Можно сказать только прошло около (не более, не менее) тридцати двух суток или прошло тридцать два дня.

12. Точь-в-точь, крест-на-крест. (Варианты иноязычного происхождения типа тет-а-тет возможны как дополнительные.)

13. Слова солдаты, домработница, зарплата появились в русском языке позднее эпох, описываемых в литературных произведениях, о которых идёт речь («Слово о полку Игореве», «Горе от ума», «Шинель» соответственно). Правильней было бы написать воины, служанка, жалованье.

14. 1) Дома – это подлежащее, а улицы – определение. 2) Дома, улицы — это однородные подлежащие.

15. В качестве неопределённого местоимения (один = какой-то, некий).

16. 1) Алмаз — подлежащее, потому что алмаз может резать стекло, а стекло резать алмаз не может. 2) Кенгуру — подлежащее по аналогичной причине: не может же эвкалипт (растение!) есть кенгуру. 3) Мать — подлежащее, потому что это слово стоит на первом месте, и без интонационного выделения в предложении действует прямой порядок слов. (Последнее объяснение подходит и для двух первых предложений.)

17. 1) Откровенно говоря — вводные слова. 2) Кажется — главное предложение в сложноподчинённом.

18. Нет, если это риторические вопросы.

Использованная литература

1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1982

2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.

3. Мекрежинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. – Киев : Радянська школа, 1968

4. Сидоров С.В. Организация недели словесности в школе: Методические рекомендации. – Курган : ИПКиПРО Курганской обл., 1997.

5. Трембовольский Я.Л., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты! – М.: Просвещение, 1990.


Подсказка робота: со статьёй «Задания для викторины по русскому языку» тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В. Задания для викторины по русскому языку [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/15-1-0-266 (дата обращения: 04.09.2019).

si-sv.com

Викторины и другие задания с вопросами и ответами — Гости в доме

Викторины – популярное развлечение для праздников и удобный способ занять детей. Однако некоторым детям скучно или сложно отвечать на вопросы, да и интересные вопросы придумать непросто. Поэтому попробуйте подойти к этому интеллектуальному занятию по-новому, например, так:

  1. Викторина по принципу “верю – не верю”. Ведущий сообщает некоторые утверждения (“слоны умеют летать”, “зимой носят шапку”, “конфеты соленые”), а дети кричат: “правда!” или “неправда!”.
  2. Гонки за призом. Участники становятся на стартовую прямую. Ведущий задает вопросы. За каждый правильный ответ на вопрос участник делает шаг к столу с призами. Дошедший до стола участник может выбрать приз из тех, что там есть. Но нужно, чтобы все участники в итоге получили призы.
  3. На земле проведите черту или разложите веревочку. С одной стороны прикрепите листок с надписью “Да”, с другой – “Нет”. Ведущий задает вопросы, предполагающие положительные или отрицательные ответы, а дети прыгают на половину с нужным словом.
  4. У каждого ребенка есть комплект карточек (самый простой вариант – написать на карточках буквы, цифры(точки) или раскрасить их в разные цвета). Ведущий задает вопрос, дети поднимают подходящую карточку с ответом.
  5. На полу в ряд раскладываются 7-10 бумажных островов. Детям предлагается пройти по цепочке, при каждом переходе с острова на остров называя слова, удовлетворяющие заданному условию (“животные”, “слова на букву М”, “слова из четырех букв”, “что-то вкусное”).
  6. Дети отвечают на вопросы ведущего, но дополнительный интерес этому занятию придает то, что из первых букв всех ответов складывается какое-то слово (например, название места, где спрятаны призы).
  7. Ведущий читает вопрос и ответ к нему (еще лучше, если ведущих двое: один спрашивает, другой отвечает). Детям нужно лишь сказать, правильный ли это ответ. Например: “Какая самая большая рыба? Кит”.
  8. Ведущий называет незнакомое детям слово и читает три определения к нему (одно настоящее и два выдуманных). Задача детей отгадать, какое из определений верное. Игра для детей от 5-6 лет.
  9. Ведущий выносит ящик (мешок, коробку) с призом. Дети задают уточняющие вопросы о том, что лежит в ящике. Ведущий отвечает только “да” или “нет”. Кто угадает содержимое ящика – получает это содержимое в качестве приза. Желательно проводить игру несколько раз, пока все участники не получат приз (тот, кто получил приз, выбывает из розыгрыша).
  10. Ведущий задает вопросы, а дети вместо ответа бегут к предмету соответствующего цвета (формы, материала).  Например, ведущий говорит: “Если смешать красный и желтый цвета получится …” и дети должны найти предмет оранжевого цвета и коснуться его. Другой вопрос: “Из этого материала можно сделать лодку и она не утонет” предполагает разные ответы. Например, дети могут коснуться чего-то деревянного.
< Предыдущая   Следующая >

www.gostivdome.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *