Как правильно оформить сценарий
Как только кино перешло от простого запечатления происходящего на плёнку к рассказу историй, которые когда-либо случались наяву и в воображении автора, появилась необходимость в упорядочивании того, что хотел сказать режиссёр. Делалось это для того, чтобы не запутаться в истории и донести до публики то, что задумывалось.
Именно таким образом возникла необходимость в сценариях. Понятное дело, что до этого существовало огромное количество произведений, которые были уже записаны и, фактически, готовы к экранизации, но что же делать с идеями у автора в голове? Вряд ли при этом изложении режиссёр сможет запомнить все детали и донести их до всей съёмочной группы…
Итак, киноделы пришли к тому, чтобы записывать свои идеи на бумагу. Так родилась классическая (позже её стали называть “русская” из-за приверженности советских киношников этой манере записи) запись сценария.
Ничем особенным, что выделяло бы её на фоне обычных повестей и романов, она собой не представляла. Возможно, немного меньше метафоричности и размышлений, а больше конкретики и действия, но в целом сценарий, написанный согласно классической записи, спокойно можно было отнести к литературным произведениям. Кстати, именно так многие авторы и делали – в литературе появился даже отдельный раздел произведений готовых для экранизации (ярким представителем данного жанра можно считать Александра Довженко, чья проза во многом была отнесена к жанру киносценариев).
Надо признать, что русскую запись легко и интересно читать и, возможно, она доносит гораздо больше “характера”, нежели современная. Да и особых правил написания она не подразумевает. Однако, при выделении основного сюжета и фабулы, вся образность сего произведения все равно исчезнет – как известно, в сценариях не работают аллегории и другие литературные приёмы (они полезны разве что режиссёру, чтобы уловить общий настрой персонажа или же выделить атмосферу происходящего).
Тогда-то американцы и пришли к выводу, что форму записи сценариев необходимо упростить и немного поменять – чем легче написано, тем понятнее его можно перенести на экран. От них и пошла “американка” – или американская запись сценариев.
“Американка” по манере написания очень схожа с пьесой. Выделяются разного вида ремарки и диалоги, которые, по сути, и несут на себе всю повествовательную функцию.
Однако, если у пьесы более “мягкие” правила в написании, то международный стандарт написания сценариев признан во многих странах (конечно, он не догма, но продюсеры все же предпочитают читать сценарии, что написаны именно этой формой, так что, для увеличения шансов на прочтение сценария и того, что ваш сценарий дойдёт до “финиша”, этих правил стоит придерживаться).
Таким нехитрым образом мы подобрались к главной теме нашего с вами консилиума – правила записи сценария на американский манер.
Правил достаточно много и все они иногда путаются в голове, поэтому мы пойдём с вам по порядку.
Итак, начнём.
1. Весь сценарий пишется шрифтом Courier New размером 12. Почему именно им? Все потому, что именно с этим шрифтом (если, конечно, вы все напишете более или менее вменяемо) каждая страница будет соответствовать 1 минуте экранного времени (в классической форме написания используется несколько иная формула – каждую страницу можно умножать на 2,5). Также, этот шрифт максимально похож на тот, что в свое время был присущ печатным машинкам… Дань истории и моде, если пожелаете. Также стоит отметить, что в сценариях никогда не используются выделение жирностью или подчёркивание текста (печатная машинка же этого не могла делать🙂)
2. Весь текст выравнивается по левой стороне (кроме диалогов и титульной страницы).
3. Поля страницы также подгоняются под формат печатной машинки:
Верхнее -2,5 см; Нижнее – 1,25 см; Левое – 3,75 см; Правое – 2,5 см.
4. У каждого сценария должна быть титульная страница. На ней мы пишем название сценария, автора и контактные данные (одного автора, если в соавторстве – всех, если есть сценарный агент, то и его данные).
5. С чего же начать сценарий…. Американка предполагает вот что:
ИНТ./ЕКСТ./НАТ. – определяем место; КОМНАТА – локация, УТРО – время действия.
Далее описываем сцену и, возможно, сразу же знакомим с персонажами. Имена персонажей выделяем ЗАГЛАВНЫМИ буквами (это наше первое знакомство с ними – далее в ремарках можно спокойно использовать обычные буквы).
Восемь мужчин, одетых в ЧЁРНЫЕ КОСТЮМЫ, сидят за столом в кафе. Это МР. БЕЛЫЙ, МР. РОЗОВЫЙ, МР. СИНИЙ, МР. БЛОНДИН, МР. ОРАНЖЕВЫЙ, МР. КОРИЧНЕВЫЙ, ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ ЭДДИ КЭБОТ и большой босс, ДЖО КЭБОТ. Большинство уже закончили есть и теперь наслаждаются кофе и разговорами. Джо смотрит поверх маленькой записной книжки. Мр. Розовый рассказывает длинную историю о Мадонне.
Как мы помним, все действия описываем в реальном времени (ходит, сидит, видит, стреляет…). Это, кстати, ещё одно отличие от классической формы написания (там все идёт в повествовательной форме и часто описывается в прошлом времени).
Бывший красноармеец Федор Сухов двигался по пустыне походным шагом, оставляя за собой лунки следов, которые горячий ветерок старался побыстрее засыпать песком.
Тёмные пятна пота на выгоревшей гимнастёрке с белым как иней налётом соли говорили о том, что Сухов не первый день идёт по песчаным барханам, тянущимся от горизонта до горизонта, словно волны застывшего моря.
Абзацы обычно должны занимать не больше 5-6 строк и показывать одно точное действие без “новеллистических” изысков.
6. Далее возможен переход в другую локацию или время (опять же указываем все заглавными буквами как название сцены).
И, предположим, здесь и начинаются диалоги главных героев. И тут начинается самое интересное.
Имя персонажа всегда пишется перед самим диалогом, всегда заглавными буквами. Оно не должно меняться на протяжении всей истории.
*Совет: называйте своих персонажей как можно более разными именами, чтобы потом было легко идентифицировать персонажа в диалогах.
Далее аккурат под именем пишутся сами реплики. Диалоги (монологи) не отцентрированы, как может показаться на первый взгляд – расстояние от края до имени персонажа, например, многие специалисты просят делать – 6,75 см. Также, есть расхождения в самой записи – англичане, американцы и другие забугорные друзья диалоги пишут колонками, однако, встречаются случаи, когда весь текст пишется “сплошняком”.
КАМЕРА даёт панораму пустого склада. Затем открывается дверь, и Мр. Белый втаскивает окровавленное тело Мр. Оранжевого.
Мр. Оранжевый продолжает кричать из-за пулевого ранения.
Мр. Белый кладёт его на пол.
МР. БЕЛЫЙ
Просто держись друг. Держись и жди, пока Джо приедет сюда, а это может произойти в любой момент, он поможет тебе. Мы просто будем сидеть здесь и ждать Джо. Кого мы будем ждать?
МР. ОРАНЖЕВЫЙ
Джо.
МР. БЕЛЫЙ
Можешь поставить свой зад на то, что так оно и будет.
Мр. Белый встаёт и начинает расхаживать по складу.
Если необходимо перенести диалог на другую страницу то:
- Переносим только после окончания предложения; Также добавляем ремарка (ДАЛЕЕ).
- На следующей странице дублируем имя персонажа для того, чтобы читающий не запутался и ремарку (ПРОД.)
- Если персонаж говорит “где-то там” – указываем в скобочках ВПЗ – вне поля зрения.
- Если в диалоге необходима пауза – так и указываем посреди текста (пауза).
МР. РОЗОВЫЙ
А ты ещё сомневаешься? Я не думаю, что это подстава. Я уверен в этом. Я говорю серьёзно, откуда по-твоему взялись все эти полицейские. Одна минута – их там нет, другая – они уже там. Я не слышал сирен. Включилась сигнализация, хорошо. Хорошо, но всё равно ещё четыре минуты до приезда полиции. Даже если рядом оказалась патрульная машина, ещё четыре минуты до приезда подкрепления. А тут через минуту семнадцать легавых, увешанных оружием. Они знали, что мы делаем, и они были там. Помнишь вторую волну, тех которые приехали на патрульных машинах, так вот это были те самые, которые ответили на вызов, но те другие скоты уже были там, они ждали нас.
(пауза)
Ты сам не думал об этом?
Также стоит отметить, что после диалога всегда ставится двойной интервал.
7. Если в сцене необходимо показать телефонный разговор, то можно исполнить её несколькими вариантами – первый последовательно записать сначала одни реплики, а после отдельной сценой другую часть разговора (если персонаж на “другой части” появляется в кадре), если персонаж является просто “голосом в трубке”, что можно использовать ремарку ЗК (за кадром). А можно при помощи обозначения “МОНТАЖ с” переноситься то в одно место, то в другое.
8. Львиную долю характера истории представляют собой ремарки (что делает персонаж во время диалога) и расширения (эмоции), что пишутся под именем персонажа в диалогах – именно здесь можно добавить, с какой интонацией говорит персонаж, его настроение или что он делает во время разговора.
*Совет: если ваш герой иностранец и говорит на другом языке – не пишите его реплики на том самом языке – читающий хочет понимать, что говорит персонаж. Используйте ремарку, например – (говорит на английском) и продолжайте писать текст на русском. Если же очень необходимо все-таки писать на языке оригинала – укажите вначале, что диалог на иностранном языке и что сцену будут сопровождать субтитры.
9. Если вы используете Флешбеки и Флешфорварды – указывайте, где он начинается и где заканчивается (обычно это отдельные сцены, что “врезаются” в повествование).
10. Нумерация страниц обычно делается в правом верхнем углу (левый верхний угол чаще всего используется для скрепления – логично🙂).
11. Есть также обозначение ЗТМ (затемнение)- в него можно уходить и из него выходить. Их также можно спокойно использовать, однако, перебарщивать не стоит – во время обучения режиссёрскому мастерству учителя, обычно, преподносят ЗТМ как монтаж для “чайников” – самый простой способ для перехода между сценами.
Если же вы боитесь, что не сможете правильно отредактировать свой сценарий (или же просто ленитесь это делать) – существуют доступные и понятные специальные программы, которые все сделают за вас. Среди них: Celtx, Fade in, Sophocles, Final draft, Countour 1.0, Gramatica Pro и т.д.
Что же, напоследок стоит сказать, что правила варьируются – некоторые студии добавляют свои, некоторые продюсеры вообще меняют правила игры, но быть в курсе общих канонов никогда не помешает.
Надеюсь, статья кому-нибудь будет полезной и поможет в его начинаниях.
Приятной писанины.
Читайте также:
Написание сценария: 6 кругов ада
20 полезных лекций для режиссеров и сценаристов
Экранизировать или не экранизировать? Вот в чем вопрос
say-hi.me
Как написать сценарий. Часть 1: разработка истории | Проза жизни
Автор — Александр Астремский
Многие сценаристы тратят недели и месяцы работы впустую, не имея ясного представления о том, с чего НАЧИНАЕТСЯ работа над любым сценарием. В таком случае их долгое колдовство над клавиатурой обычно заканчивается грустной мыслью, что «это не история, а полная ерунда».
Вот наиболее распространённые проблемы, которые могут возникнуть у вас, если вы не владеете технологией создания сценария:
1. Вы имеете хорошую идею, но никак не можете разработать на её основе интересную историю.
2. Вы устраиваете многочасовой «мозговой штурм», но дело всё равно не движется с места.
3. Приступаете к написанию сценария, но понимаете, что вам не хватает «системы».
4. Полсценария уже написано, потрачены недели работы, и вдруг вы осознаёте, что «можно было сделать гораздо лучше» и «опять придётся всё переписывать!».
Если вам знакомы такие проблемы, то эта статья для вас. Она о том, какую подготовку необходимо провести, включая разработку истории и написание поэпизодного плана, чтобы потом вы могли написать сценарий быстро и при этом на 100% остались довольны созданным продуктом.
Конечно, кто-то может сказать: «Да что там подготавливать, что там разрабатывать. Просто берёшь и пишешь». Но это так же глупо, как строить дом без архитектурного проекта. Будет затрачено много времени и денег, а в результате вход в подвал будет через чердак.
В то же время, если перед строительством дома сделать максимум предварительной работы (подробный проект, закупка стройматериалов и др.), то девятиэтажный дом вырастет «как на дрожжах» за короткий срок.
Именно такой подход необходимо использовать в работе сценариста: сначала подготовка и планирование — и только потом написание сценария.
Технология подготовки и планирования сценария состоит из двух основных этапов:
1. Разработка ИСТОРИИ. На этом этапе создаётся сама история: главные события, персонажи и конфликты.
2. Написание ПОЭПИЗОДНОГО ПЛАНА (или «поэпизодника»). На этом этапе тщательно прорабатываются все ключевые детали и сюжетные ходы.
В этой статье речь пойдёт о первом этапе, то есть о разработке истории.
Конечно же, в первую очередь Вам нужно:
a) Точно определиться, о чём Вы будете писать;
b) Записать вашу сценарную идею в нескольких предложениях.
Например, у вас давно крутится в голове мысль — написать сценарий фантастического триллера «Мир насекомых». Ну что ж, опишите эту идею. Это может быть так же просто, как записать: «Мир будущего. Животные на планете вымирают. Развлекательная корпорация придумывает новый вид развлечений под названием „Мир насекомых“. Описание развлечения: а.) в огромном, заброшенном парке водится бесчисленное множество насекомых; б.) участников развлечения уменьшают до размеров мизинца, дают микрооружие и отпускают в приключение, в котором насекомые по размеру являются для них такими, как тигры или даже динозавры для обычного человека; в.) суть развлечения заключается в охоте на „гигантских“ насекомых. Главный герой, по профессии биолог, отправляется в уменьшенном виде в парк с насекомыми, но не на охоту, а для биологических исследований. Неожиданно у него ломается датчик, и сотрудники корпорации теряют его из вида. Выживет ли он в одиночку в смертельно опасном окружении?».
Когда вы это сделали, можно переходить к следующему шагу, выполнение которого может занять у вас много часов, но если вы всё сделаете правильно, то ваша история потенциально будет глубокой и интересной. Этот шаг называется «Исследование темы». Здесь имеется в виду «тема», как общее содержание чего-либо.
Например, исходя из обозначенной выше идеи о выживании в мире насекомых, основное, что нам нужно исследовать — это насекомые, развлекательные шоу, выживание в трудных условиях (например, в джунглях) и тому подобное. Исследуйте выбранную тему вдоль и поперёк — читайте книги, штудируйте справочники, бороздите просторы интернета, смотрите фильмы, собирайте фотографии и видеосюжеты, но соберите максимум нужной вам информации. Важно: на этом шаге записывайте ВСЕ идеи, которые приходят вам в голову. Бывает такое, что та мысль, которую вы записали «на всякий случай», в дальнейшем приводит вас к гениальному сюжетному повороту. Итак, изучайте выбранную тему, записывайте и сохраняйте всё, что вам хоть как-то может пригодиться в последующей работе.
Этот шаг можно считать завершённым тогда, когда у вас появляется полная уверенность, что вы сориентировались в выбранной теме и твёрдо знаете, из какого «материала» вы будете создавать своё произведение.
И только теперь, тщательно выполнив предыдущие действия, мы подходим к самому интересному — РАЗРАБОТКЕ ИСТОРИИ.
Сначала хочу подчеркнуть три важных данных, которые необходимо знать и использовать при работе над любой историей:
1. Нулевым шагом перед разработкой истории идёт определение того, что вы хотите сказать зрителю своим сценарием, что вы хотите донести до него. В нашей истории с «миром насекомых» могло бы содержаться такое послание: «Никогда не отчаивайся, даже если ситуация кажется совсем безвыходной».
2. Следующее, решите какой эффект на зрителя вы хотите произвести. Например: насмешить до слёз, поднять настроение, вдохновить, поразить масштабами происходящих на экране событий и т. д.
3. В процессе написания истории необходимо записывать всё, что приходит вам в голову (следуя шагам описанным ниже). Не пренебрегайте идеями, так как лучше потом 50% написанного материала вырезать, чем жалеть, что «зря я ту идею не записал, сейчас бы пригодилась».
И теперь я представляю вашему вниманию всю технологию разработки истории по шагам. После каждого шага я буду приводить пример его выполнения на основе идеи «Мир насекомых».
СХЕМА СОЗДАНИЯ ИСТОРИИ:
ШАГ 1. Опишите в нескольких предложениях ЦЕНТРАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, в которую попал герой и из которой ему нужно выбраться победителем. Центральная ситуация — это то, вокруг чего строится вся история.
ПРИМЕР: Главный герой, по профессии учёный-биолог, и его помощница отправляются проводить опасное биологическое исследование в «Мир насекомых» с целью получить необходимый материал для своих опытов. Неожиданно они обнаруживают, что потеряли связь с реальным миром и руководством развлекательной корпорации — их датчики и рации не работают. Теперь им нужно выбраться из сложившейся ситуации живыми и невредимыми.
ШАГ 2. Создайте ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Основное, что вы должны знать на данном этапе работы — персонаж строится на его целях и намерениях. Можно много говорить о его характере и увлечениях, но сейчас главное — над достижением какой цели он будет работать в вашей истории.
ПРИМЕР: Назовём главного героя — Стив. Его основная цель в сложившейся ситуации — остаться живым и выбраться со своей помощницей из «Мира насекомых».
ШАГ 3. Затем опишите уровень его «пробивной силы» или, другими словами, сколько энергии и настойчивости он готов вложить в противостояние противникам и обстоятельствам.
ПРИМЕР: Стив готов на всё ради спасения — то есть «победить или умереть в атаке».
ШАГ 4. Обязательно отметьте его знания, навыки и умения (всё, что относится к его способности решать проблемы).
ПРИМЕР: Так как Стив биолог, он обладает глубокими познаниями о насекомых, их повадках, а также об их сильных и слабых сторонах. Он очень умен и способен быстро анализировать ситуации.
ШАГ 5. Придумайте инструменты для героя, которые помогут ему в достижении целей (это может быть как прибор, приспособление, оборудование, так и просто какая-либо ярко выраженная способность).
ПРИМЕР: Отправляясь на исследования, Стив захватил с собой подробный справочник о насекомых. Также руководством развлекательной корпорации ему и его помощнице было выдано оружие для охоты на насекомых и противоядие для излечения возможных заражений (через укусы).
ШАГ 6. Далее, в процессе разработки истории придумайте «душевную рану» для главного героя. Его внутренний конфликт, по поводу чего он переживает и что не даёт ему жить спокойно. Это сделает персонаж живым, глубоким и понятным для зрителя, иначе он останется «сырым» и поверхностным. Кстати, если вы хотите убедиться, как такой ход углубляет сценарий, можете взять своего героя (если у вас есть сценарий в разработке) и придумать ему душевную рану (если у него ещё такой нет). Вы будете удивлены, как ваш герой на глазах станет «трёхмерным».
ПРИМЕР: У Стива есть подозрения, что у его жены есть любовник, и он пытается сбежать от этой жестокой реальности, решив проводить опасное исследование в мире насекомых.
ШАГ 7. Наделите героя недостатком. Это что-то такое, что может сорвать весь план главного героя, что-то, что поставит под угрозу его победу.
ПРИМЕР: Стив очень любит насекомых и обнаруживает, что даже при самообороне ему трудно их убивать.
ШАГ 8. Теперь создайте основного АНТИГЕРОЯ, то есть того человека (существо), который будет противостоять главному герою. Создавайте его так же, как описано в шаге два.
ПРИМЕР: Антигероем является парень по имени — Майкл. Он оказывается любовником жены Стива, и, к несчастью, одним из владельцев развлекательной корпорации «Мир насекомых». Его цель — любыми способами в тайне от своей любовницы (т.е. жены Стива) уничтожить Стива, он же и подстраивает внезапное отключение датчиков и раций.
ШАГ 9. Наделите антигероя силой. Он должен казаться непобедимым, быть непредсказуемым, хитрым и способным.
ПРИМЕР: Так как Майкл стоит в управлении корпорацией, под его началом находятся все ключевые люди, влияющие на «Мир насекомых», в который попали Стив и его помощница. Майкл знает все нюансы этого мира и может оказывать прямое влияние на происходящие там события.
ШАГ 10. Опишите, почему антигерой оказывает сопротивление главному герою. На этом шаге должен ярко проявиться основной КОНФЛИКТ сценария. Это основное трение, которое будет постоянно нарастать, и в конце фильма вспыхнет ярким всепожирающим огнём, поставив под вопрос жизнь и будущее главного героя.
ПРИМЕР: Жена Стива (назовём её Мэри) забеременела от Майкла, в то время как её муж Стив не способен иметь детей. Мэри скрывает свою беременность и отношения на стороне от мужа, но любовник Майкл уже знает о будущем ребёнке и очень хочет его рождения. Также он хочет жениться на Мэри. Для этого он делает всё, чтоб Стив якобы случайно «исчез».
ШАГ 11. Опишите все варианты проблем, препятствий и трудностей, которые мог бы создать антигерой для главного героя.
ПРИМЕР: Майкл может специально натравливать на Стива опасных насекомых и создавать для него природные катаклизмы. Также он направляет поисковую группу, которая разыскивает Стива, по ложному пути. Поисковая группа — это специально обученные люди также в уменьшенном виде. Из-за влияния Майкла на главу поисковой группы, эти люди каждый раз как бы «случайно» обходят Стива и его помощницу стороной.
ШАГ 12. Разработайте остальных персонажей, как описано в шаге два. Все они делятся на друзей и врагов главного героя. Каждый должен будет как-то повлиять на развитие сюжета. По определению — друзья помогают в достижении целей, а враги мешают.
ПРИМЕР: Жена Стива, она же любовница Майкла — Мэри. Её цель, после исчезновения Стива, найти его и признаться в своей нечестности, после чего она сможет с чистой совестью выйти замуж за Майкла.
Помощница Стива — назовём её Джулия. Она влюблена в Стива, но давно скрывает это, т.к. не в её принципах разбивать семью. Во время их нахождения в «Мире насекомых», она узнаёт от Стива, каково настоящее положение дел в его семье, и что, кроме этого, он подозревает, что у его жены есть любовник. Джулия решает для себя, что она обязана сделать счастливым Стива. Теперь её цель — не только спастись из мира насекомых, но и выйти за Стива замуж.
ШАГ 13. КАЖДАЯ ИСТОРИЯ ИМЕЕТ ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ: начало, середину и конец. После того, как вы выполнили все предыдущие шаги, вы можете обрисовать каждую из этих трёх частей сценария хотя бы в нескольких предложениях. На данном шаге особенно важно точно решить, каким будет конец. Точное знание конца истории — это один из секретов эффективной проработки ВСЕЙ истории.
ПРИМЕР:
Начало: Посредственная семейная жизнь Стива и Мэри не предвещает никаких улучшений. Стив замкнут в себе, и работает над своим новым исследованием. Мэри уже давно не интересуется Стивом и её раздражает его работа. На стороне у неё развивается бурный роман с Майклом. Он очень богат и даёт Мэри, как ей кажется, всё, что нужно женщине для счастья. Стив подозревает о связях жены на стороне и, пытаясь спрятаться от мыслей об этом, отправляется проводить биологические исследования в «Мир насекомых». Он берёт с собой Джулию.
Середина: У Стива и Джулии перестают работать датчики и рации. Начинают происходить непредвиденные и опасные события. Они никак не могут связаться с руководством корпорации. Мэри начинает беспокоиться об исчезновении Стива, просит Майкла, чтобы он лично занялся его поисками. Мэри знает, что она беременна от Майкла и принимает решение — развестись с мужем и выйти замуж за Майкла. Но хочет сделать это только после того, как найдёт мужа и попросит у него прощения. В это время Стив и Джулия воюют с опасными насекомыми. После долгих поисков Стива и Джулии поисковой группой, Мэри решает лично отправиться на поиски Стива в «Мир насекомых». Но Майкл не отпускает её и идёт вместе с ней. Перед тем, как сделать это, он даёт своим помощникам распоряжение следующего содержания: «От Стива, и его подружки должны остаться только кости к тому времени, когда мы с Мэри до них доберёмся». Майкл и Мэри отправляются на поиски, а Стива и Джулию одолевают опасности на каждом шагу.
Конец: Переживая и задавая вопросы Майклу об исчезновении Стива, Мэри начинает узнавать своего любовника с другой стороны. В «Мире насекомых» он начинает проявлять себя как жестокий человек, он раздражён по поводу вопросов Мэри, периодически призывает её бросить поиски Стива. Она же впадает в депрессию, начинает сомневаться в своём выборе, понимая истинную ценность супружеских отношений и то, что её нынешний муж и есть тот человек, который ей нужен. В это же время Стив и Джулия, на фоне войны с насекомыми, сближаются и понимают, что они идеально подходят друг другу. В конце концов, Майкл и Мэри находят их. Майкл лично вступает в борьбу со Стивом, пытаясь убить его. Мери понимает, почему у Стива и Джулии перестали работать датчики. Кроме этого, на всех героев нападают специально натравленные насекомые, которые были выпущены Майклом для убийства главного героя. Джулию ранит смертельное насекомое, и она начинает умирать, т.к. всё противоядие уже было использовано ранее. Неожиданно Майкла съедает насекомое во время разборок со Стивом. Мэри также попадает в лапы насекомого и понимает, что живёт последние секунды. Видя, как Стив разрывается между ней и умирающей Джулией, она бросает ему вакцину и просит прощения. Её съедает насекомое. Стив спасает Джулию, вкалывая ей противоядие.
ШАГ 14. На шаге № 11 мы рассмотрели основной конфликт истории, теперь придумайте несколько второстепенных конфликтов.
ПРИМЕР: В начале сценария Стив и Мэри конфликтуют по поводу их отношений. В конце сценария, Мэри уже конфликтует с Майклом. Стив и Джулия в постоянном противостоянии насекомым. Также можно показать конфликты внутри поисковой группы, когда её глава (по указанию Майкла) умышленно обходит стороной цель, а другие члены группы подозревают, что тут что-то нечисто.
ШАГ 15. Изобретите несколько способов — как сделать так, чтобы зритель почувствовал неприязнь к антигерою. Как он должен себя вести, что должен делать для этого?
ПРИМЕР: Майкл скрывает от Мэри то, что случилось на самом деле со Стивом. Он подкупает главу поисковой группы. Наносит вред Стиву и Джулии, устраивая на месте их нахождения природные катаклизмы.
ШАГ 16. Опишите, как вы в конце сценария накажите антигероя. Это должно быть такое наказание, чтобы при его осуществлении зритель ликовал. Причём он будет ликовать тем больше, чем успешнее вы сможете выполнить предыдущий шаг (вызвать неприязнь).
ПРИМЕР: Майкла неожиданно для всех съест насекомое, похожее на чудовище.
ШАГ 17. Опишите — как и чем вы наградите главного героя в конце фильма. Что он получит в результате своей победы?
ПРИМЕР: Получит превосходную заботливую жену. Найдёт материал для исследований, который искал всю жизнь, и тем самым воплотит свою давнюю мечту.
ШАГ 18. Определите, что случится с героем, если он не достигнет цели. Это та угроза, которая должна нависать над героем на протяжении всего сценария, с каждой страницей становясь всё реальней и опасней.
ПРИМЕР: Насекомые, натравленные Майклом, всё ближе и ближе подбираются к Стиву и Джулии. Противоядие заканчивается, и шансы погибнуть возрастают с каждой секундой. Кроме того, с другой стороны героев настигает глава поисковой группы, подкупленный Стивом, который лично собирается уничтожить главного героя и его помощницу.
ШАГ 19. Опишите, каким будет изменение героя. Нельзя сказать, что это необходимый шаг для разработки каждой истории, но такая вещь как «изменение героя» — это один из секретов того, как вызвать у зрителя МОЩНУЮ ЭМОЦИЮ и оставить неизгладимое впечатление от просмотра фильма. Для понимания этого шага вспомните или посмотрите фильмы: «Человек за бортом», «Красотка», «Матрица», «Особо опасен» или шедевр сценарного мастерства «Отпуск по обмену», в котором потрясающе показано изменение сразу нескольких героев.
ПРИМЕР: Изменение Мэри — из капризной, эгоистичной женщины, она превращается в человека, который спасает жизнь тому, кто этого действительно заслужил. Даже ценой своей жизни.
Изменение Стива — он начинает смотреть трудностям в глаза, и понимает, что теперь всё зависит только от него. Он перестаёт плыть по течению и старается установить контроль над ситуацией, в которую он попал. Он проявляет всё своё мужество и мужскую силу.
ШАГ 20. Создайте вторую линию. Вторая линия — это еще одна (второстепенная) сюжетная линия с участием героя или антигероя. Это один из способов придать дополнительную глубину вашей истории.
ПРИМЕР: Вторая линия — Стив и Джулия завязывают отношения. Он узнаёт, что настоящая суть отношений мужчины и женщины заключается в постоянной взаимопомощи и искренней поддержке друг друга в трудную минуту.
ШАГ 21. Определить, у кого или чего главный герой может чему-то научиться. То есть должен быть какой-то человек, который будет способствовать тому, что наш герой начнёт становиться способнее, и всё лучше и лучше будет преодолевать возникающие на его пути препятствия.
ПРИМЕР: Джулия будет оказывать огромную поддержку Стиву, будет вдохновлять его и открывать для него новые истины.
ШАГ 22. Определить — какой образ жизни главный герой покидает, и в какой вступает (из старой тихой жизни в новое захватывающее приключение). Обычно «старая жизнь» показывается в начале фильма.
ПРИМЕР: Из тихого кабинета — в реальную опасную жизнь.
ШАГ 23. Создайте загадочную и захватывающую ЛЕГЕНДУ (другими словами — предысторию). Это какой-то миф, это «что-то», что произошло гораздо раньше происходящих в настоящий момент событий, но… то, без чего события, описываемые в сценарии, не были бы настолько интересными и завораживающим. Грамотно проработанная ЛЕГЕНДА — один из главных секретов «полного погружения зрителя в фильм». Чтобы понять, о чём я говорю, проанализируёте на наличие «легенды» такие фильмы, как: «Гарри Поттер», «Звёздные войны», «Трансформеры», «Особо опасен», «Матрица» и «Дозоры». Все эти фильмы содержат ярко выраженную легенду.
ПРИМЕР: В начале истории, перед тем, как Стив попадает в мир насекомых, Джулия рассказывает ему, что из засекреченных источников слышала, будто по статистике в «Мире насекомых» без вести пропадает около пятнадцати человек в год. Но эта информация мало кому известна и не выносится на обсуждение и расследование. Куда исчезают эти люди? Может их съедают насекомые, а корпорации не выгодно это афишировать? Или это не простая случайность?
Тайну данной легенды я раскрою уже в следующей статье под названием «КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ. Часть 2: ПОЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН».
Также в следующей статье:
а.) технология проработки ключевых деталей сценария;
б.) технология проработки главных и второстепенных сюжетных ходов;
в.) принципы создания эпизодов и основы конструирования цельного сценария.
Кстати, история о приключениях Стива была разработана за пару дней во время написания этой статьи для того, чтобы предоставить вам понятные примеры.
Так что данная технология работает. Убедитесь в этом сами, выполняя вышеописанные шаги в том порядке, в котором они здесь изложены. Последовательно записывая все мысли и идеи на бумагу, буквально через пару часов вы увидите, как история, которая могла бы взращиваться месяцами, как «по волшебству» оживёт у Вас прямо на глазах.
Итак, ПРИМЕНЯЙТЕ ТЕХНОЛОГИЮ и до скорой встречи на страницах следующей статьи!
Автор статьи — Александр Астремский, киносценарист, руководитель Сценарной студии «ASTORIES» (при участии Наталии Астремской).
© 2009 Александр Астремский. Все права защищены.
shkolazhizni.ru
Как написать сценарий?
Один из самых популярных поисковых запросов от учителей, на чьи плечи возложена необходимость организовывать драмкружок или школьные выступления — «скачать сценарий для праздника». Это мало чем отличается от того, что делают школьники, бездумно списывая из ГДЗ, а ведь мы их за это осуждаем. Куда более продуктивный подход — разобраться, из каких кирпичиков состоят истории, которые встречаются в книгах, фильмах и спектаклях, и впоследствии воспроизводить эти схемы, наполняя их новым актуальным содержанием.
Умение придумывать истории и интересно их рассказывать пойдёт на пользу не только педагогическим работникам, но и всем, кому важно привлечь и заинтересовать людей. Согласитесь, очень многие специальности держатся именно на этом. Так что мы расскажем о том, какие неустаревающие принципы помогают создавать сценарии и сюжеты.
Интерпретация против Ctrl+C
Хорхе Луис Борхес выделил всего четыре «вечных сюжета», которые обозначают интерес людей к одним и тем же непреходящим проблемам и тропам: оборона города, поиск, долгое возвращение из путешествия и самоубийство божества. Ранее француз Жорж Польти оказался немного щедрее, написав работу «Тридцать шесть драматических ситуаций». Устойчивые сюжетные мотивы переходят из одной культуры в другую, и задача всякого, кто решил создать «что-то своё» — грамотно ими пользоваться.
Таким образом, готовый сюжет можно адаптировать согласно нуждам, почерпнув из него самое важное для ваших целей, а остальное оставив за скобками. Плагиат плох, когда за ним не стоит ничего, кроме простого «копипаста». Однако не стоит забывать, что искусство по сути своей миметично, то есть, подражательно. Главное, что отличает оригинальную работу — интересная интерпретация.
Например, Гай Ричи недавно снял фильм о короле Артуре — с динамичным действием, быстрой сменой планов и запоминающимися диалогами. Вряд ли эта версия в полной мере соответствует духу британского эпоса, однако там есть и история короля Артура, и характерная манера режиссёра. Стоит ли говорить, что само по себе ожидание героя-спасителя с волшебным мечом — одна из самых древних эпических тем. Её вариацией является, в частности, одна из центральных линий «Игры престолов», и то, что сюжету уже сотни лет, не умаляет интереса зрителей.
Кадр из фильма «Меч короля Артура».(источник: kinopoisk.ru)Из чего складывается история?
Об этом теоретики размышляли ещё до начала нашей эры. Важнейший для европейской культуры трактат написал Аристотель: в «Поэтике» он рассказывает о принципах, по которым должна строиться драма.
Вот некоторые классические советы о том, что должно быть в драматическом произведении. Сегодня не все эти пункты строго обязательны (тем более, вряд ли вы собираетесь написать античную трагедию), однако они могут стать отправной точкой для самых разных творческих работ.
- Процессуальное действие. Согласно Аристотелю, главное в драме — изображаемое действие. С этим поспорить трудно: речь в сценарии должна идти о чём-то, и именно это содержание должно отображаться через реплики и действия героев.
- Контрдействие или противодействие. Конфликт — это еще одна важная составляющая любой истории. Он совершенно не обязан сводиться к ссоре условных Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Речь может идти о противодействии идей в сознании главного героя. Впрочем, чтобы ясно выразить эти идеи, обычно всё равно вводят персонажей, которые транслируют полярные принципы, а в задачу протагониста входит выбор или синтез.
- Фабула — это события, обстоятельства и действия, которые образуют фактологию произведения. Иногда они выстраиваются хронологически («Сперва Петя съел незрелых фруктов, а потом у него разболелся живот»), иногда — так, чтобы требовалось расследование («Отчего у Пети болит живот? Час назад он наелся незрелых фруктов!»), либо по каким-то другим принципам, важным для автора. Главное, чтобы за оформлением сюжета стояла определённая идея.
- Тема — это общее направление, в рамках которого происходят события (любовь, война, наука), а сюжет — конкретное развитие событий в рамках темы (Ромео и Джульетта любят друг друга, Наполеон воюет с Россией, Фауст заключает сделку с Мефистофелем ради познания).
- Интрига — ситуация, при которой один герой стремится реализовать свои цели в ущерб целям других. Скажем, политическая интрига состоит в том, что группа вельмож собирается, чтобы устроить дворцовый переворот, а интрига любовная — в том, что персонаж хочет разлучить пару, чтобы добиться внимания какой-то из сторон.
- Перипетия — в первичном значении смена милости богов на гнев, когда дела героя становятся плохи. Сейчас этим словом обозначают неожиданную перемену ситуации на противоположную.
- По Аристотелю, нужную напряжённость в трагедию привносят чередование «счастья» и «несчастья», а также сцены узнавания (например, когда царь Эдип узнаёт тайну своего происхождения). Это справедливо и для обучающих видео или школьных постановок — информация запомнится зрителям лучше, если сперва они увидят негативные последствия неверного решения (например, взрыв в лаборатории), а потом разберутся, почему так вышло (результатом станет знание, какие вещества смешивать ни в коем случае не следует).
- Катарсис — мощное эмоциональное переживание, полученное от произведения искусства, оказывающего на человека сильное воздействие. Греки полагали, что катарсическое переживание имеет очищающую и воспитательную силу.
От классики к современности
Повествование и его теорию изучает отдельная дисциплина, нарратология. Эта дисциплина становится ценным источником сведений о мышлении — об особенностях восприятия в разных культурах и о когнитивных процессах как таковых.
Вот нарратологические понятия, которые вам наверняка встречались и могут пригодиться при написании своего сценария.
Чеховское ружьё
Знаменитый драматургический принцип, который гласит, что всякий обозначенный в повествовании элемент обязательно должен сработать по ходу действия. Современное искусство склонно нарушать это правило, иногда намеренно развешивая «чеховские ружья» по стенам — для жизнеподобия или иронии.
Приостановка неверия
Все мы в определённой степени прощаем любимым авторам художественные допущения. Не говоря уже о театральном искусстве, которое особенно легко «разоблачить»: смотрите, у актёра на костюме молнии, чего во времена действия пьесы быть не могло, да и приме вовсе не шестнадцать, как её героине! Однако нас останавливает намеренная вера в предлагаемую ситуацию, позволяющая наслаждаться постановкой.
Флешбэк
Аналог ретроспективы в литературном творчестве, ситуация в фильмах и видеоиграх, при которой зритель наблюдает события прошлого. Если в эпоху классицизма считалось, что постановке требуется «единство времени, места и действия», то сегодняшнее искусство располагает к экспериментам. Флешфорвард — приём, посредством которого зрителю дают возможность заглянуть в будущее.
Клиффхэнгер
Иногда повествование обрывается в самый ответственный момент. Например, когда герой готов увидеть последствия своих поступков, либо когда решается его судьба или открываются некие новые обстоятельства, требующие действий. Жестоко по отношению к зрителям и читателям? Возможно, однако этот приём отлично работает на удержание внимания, когда планируется продолжение.
Приквел, сиквел и спин-офф
Не просто слова из лексикона фаната сериалов. Эти приёмы помогут наладить отношения между несколькими ветками повествования, разнесёнными во времени.
(источник: cinemotionlab.com)(Увеличить изображение)
От Аристотеля до Годзиллы
Рассмотрим такой кейс: нужно придумать сценарий образовательного спектакля или квеста, учитывая классические приёмы и актуальную повестку.
1. Для начала нужно определиться с темой. Пусть это будет экология, по случаю года экологии в России.
2. В рамках темы определяем сюжет. В середине прошлого века поп-культура породила целую плеяду кинематографических монстров, которые отражали обеспокоенность состоянием планеты, причём их популярность не утихает до сих пор. Допустим, наш сюжет таков: в местном водоёме пробудилось доисторическое чудовище, которое теперь атакует город. Впишите это событие в местные реалии, интерпретируя историю на свой лад.
3. Протагонистам потребуется достойная цель. Что может быть лучше победы над драконом и защиты родного города?
Кстати, это один из четырёх «главных сюжетов» Борхеса — о штурме и обороне крепости. Начать лучше с мирной сцены, которая резко прерывается появлением чудовища. Это и есть рекомендованные античными классиками перипетии и чередование «хороших» и «плохих» эпизодов.
4. Поскольку мы помним об экологии и стремимся решать проблемы с помощью интеллекта, методом будет не убийство монстра, за которым могут прийти другие, а грамотная оборона, а также научное расследование, задействующее эрудицию и интеллект. Нужно понять, как именно был нарушен хрупкий экологический баланс края, и что требуется сделать, чтобы все виды могли существовать в мире.
5. Конфликтом в истории станет противостояние между живой природой и цивилизацией, продукты жизнедеятельности которой привели к появлению монстра. Понимание ответственности и вины человечества может стать катарсическим переживанием — например, если окажется, что чудовище, которое изначально казалось воплощением агрессии, всего лишь страдает от боли или пытается защитить детёнышей.
Годзилла из классической японской серии фильмов.(источник: Pinterest)6. В центре любой истории — интересные герои. Придумайте, какие личные мотивы заставляют их справляться с ситуацией именно такими методами. Противопоставьте им антагонистов, требующих ковровых бомбардировок. Впрочем, если ваша история — интерактивный квест, лучше всего, если игроки будут сами разрабатывать своих персонажей, додумывая их характеры и биографию, поэтому рамки не следует делать слишком узкими.
Фантазировать таким образом можно сколько угодно. Чтобы сделать историю обучающей, добавьте задачи из разных областей наук, необходимые для разрешения ситуации. Это может быть работа сейсмографом, проведение опытов, которые позволят судить о том, какие химикаты привели к пробуждению монстра, составление описания вымышленного биологического вида… Словом, всё зависит только от целей и фантазии.
Советы от современников
И напоследок — несколько полезных ссылок, которые могут помочь всякому пишущему человеку, в чьи задачи входит придумывание историй.
- В книге «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» Блейк Снайдер рассказывает, какие основные сюжетные пункты должны быть в сценарии, как организовать работу с помощью пробковой доски и многом другом. Спасение котика с дерева — ситуация, которую может описать автор, чтобы вызвать у зрителя симпатию к своему герою.
- Ресурс Creativescreenwriting, созданный британскими сценаристами, публикует материалы на английском языке, посвящённые теории и практике киноискусства. Критики разбирают кинократины с точки зрения построения сюжета, а известные сценаристы дают советы начинающим и делятся профессиональными секретами.
- Бесплатные библиотеки со сценариями известных фильмов: IMSDB — Internet Movie Screenplay Database, Screenplays For You, The Daily Script, The Weekly Script.
- Любите приклеивать стикеры на стол? Бесплатная программа ultra outliner создана для тех, кто хочет написать сценарий с помощью карточек.
- А в этой коллекции мы собрали статьи, которые помогают писать правильнее и понятнее.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
Как написать сценарий | правила написания сценария
За месяц проката фильм «Мстители: Война бесконечности» собрал 2 миллиарда долларов и стал четвертым по мировому уровню кассовых сборов, обогнав даже Гарри Поттера. В чем секрет успеха франшизы Marvel? Узнаваемые герои, спецэффекты и, конечно, сценарий. В этой статье мы расскажем, как написать сценарий так, чтобы фильм хотелось посмотреть еще много раз.
Как писать сценарий к фильму: основные правила и структура
Главный секрет хорошего сценария – зрителю каждую секунду должно быть интересно, что происходит на экране. Большой бюджет и звездный актерский состав не спасают скучный фильм. Покажите зрителю историю, которую он запомнит и к которой захочет вернуться.
Подготовка к написанию сценария
У вас есть отличная идея фильма, но как превратить ее в сценарий? Советуем начать с «мозгового штурма». Запишите все идеи, которые придут вам в голову, какими бы глупыми они не казались. Отфильтруйте слабые и оставьте сильные. Выберите ту, которая кажется наиболее успешной. С ней можно продолжать работать. Попробуйте развить эту идею, сделайте из нее «сценарную историю». Примерно опишите основные события, персонажей, место действия и конфликт.
Чтобы превратить историю в полноценный сценарий, изучите его тему. Хотите снять документальный фильм о каких-либо событиях? Найдите архивные материалы и людей, которые владеют информацией. Мечтаете снять космические приключения? Узнайте как можно больше о космосе. Для сбора информации подойдут любые источники: от интернета до архивных файлов и интервью со специалистами.
Структура
Большинство фильмов, которые мы знаем и любим, сняты по трехактной структуре. Проще говоря, сценарий можно разбить на три акта или части:
- Экспозиция
- Кульминация
- Развязка
Стандартная длина сценария фильма от 90 до 120 страниц – по минуте экранного времени на каждую страницу. Экспозиция занимает примерно 30 страниц, кульминация – около 60, развязка – 30.
Рассмотрим, как пишется сценарий, на примере каждого акта.
Акт первый. Экспозиция
В первом акте зритель знакомится с экспозицией – протагонистами и антагонистами фильма, их целями, мотивацией и поведением. Важно помнить, что каждый поступок героя должен быть чем-то мотивирован. Объясните, что движет антагонистом и почему его нужно остановить. Это поможет избежать непонимания и сюжетных дыр. В конце акта происходит завязка – ключевое событие, которое побуждает героев к действию.
Разберемся на примере Мстителей.
Железный человек с командой, Стражи Галактики и жители Ваканды уже не первый раз появляются на экране, поэтому сценаристам легко ввести зрителей в курс дела. Да, заново описывать всех героев не пришлось, но зрителю, который не смотрел предыдущие фильмы франшизы, будет тяжело ориентироваться в происходящем. Действие происходит в нескольких локациях, каждая из которых показана в первые 15 минут. Мы видим, что события будут происходить не только на Земле, но и в космическом пространстве и в других измерениях. Завязкой становится момент, когда Черный Орден прилетает на Землю за камнем Времени, а Стражи Галактики обнаруживают в открытом космосе Тора, находящегося без сознания.
Задача сценариста в первом акте – познакомить зрителя с героями, их историями, характером и мотивацией.
Акт второй. Кульминация
В втором акте герои сталкиваются с трудностями, которые им необходимо преодолеть. Это самая долгая часть фильма, которая занимает около половины экранного времени и в которой происходят основные действия. При этом, по мере развития сюжета, препятствия становятся тяжелее.
Во время второго акта происходит переоценка ценностей героев, их мотивации и поведения. В конце второго акта происходит кульминационный момент.
В «Войне Бесконечности» герои по отдельности стараются спасти мир от угрозы исчезновения половины населения. Тор в поисках нового оружия возрождает погасшую звезду на Нидавеллире, Стражи ищут Камень Реальности, Тони Старк с Человеком-Пауком и Доктором Стренджем летят на Титан встречать Таноса.
Во втором акте описываются основные события. Герой начинает действовать, развиваться и менять свое поведение. Конец акта – кульминационная точка сценария.
Акт третий. Развязка
Третий акт – завершающая часть фильма. Все сюжетные линии подходят к своей логической развязке. В этой части сценария герой решает проблему и проходит все испытания. Концовка сценария должна быть логичной, поддающейся правилам того, что было описано ранее. Напишите такой финал, который вызовет у зрителя эмоции.
В «Мстителях» развязка начинается в тот момент, когда все герои собираются в Ваканде на битву с Таносом. Ключевой момент – щелчок пальцами. Это логическое завершение всего фильма, результаты которого мы наблюдаем на экране в последние минуты: половина персонажей (и всей планеты) исчезает, оставшаяся половина пребывает в шоке от случившегося, а Танос, выполнивший свое предназначение, наблюдает закат на неизвестной планете.
Необычным для жанра комиксов является то, что в конце фильма побеждают не протагонисты, а антагонист. Сценаристы намеренно оставили финал открытым. Весь следующий год фанаты будут предлагать свои версии случившегося, строить теории, ждать сиквел и заранее бронировать билеты в кино. Однако, для трехактной структуры такой финал не является редкостью.
Третий акт – самая динамичная и эмоционально-напряженная часть сценария. Действие приближается к развязке, а события происходят в ускоренном темпе.
Как писать сценарий к видео для YouTube: заинтересуйте зрителя за минуту
Чтобы ролик не потерялся среди других на YouTube (или других видеохостингах), он должен выделяться и быть запоминающимся. Прежде всего, определитесь с идеей. О чем будет ролик? Кто главный персонаж? Что будет происходить? Для кого вы снимаете? «Ютуб-аудитория» достаточно придирчива, поэтому не стоит пренебрегать сценарием для видео.
Начните со вступления. Поприветствуйте зрителя и представьте тему вашего видео. Главная задача вступления – заинтересовать аудиторию и заставить досмотреть ролик до конца.
Основная часть зависит от формата ролика. Нарисуйте примерную раскадровку вашего видео. Раскадровка – серия иллюстраций ключевых сцен видео, которая еще на этапе планирования позволяет убрать лишнее.
Нарисуйте временную шкалу – сделайте список из основных событий в хронологическом порядке. Продумайте ключевые моменты, которые хотите прорисовать в раскадровке и решите, насколько она будет подробной. Найдите готовый шаблон или нарисуйте на бумаге последовательность прямоугольных кадров и заполните их эскизами будущих сцен. Возле каждого прямоугольника (кадра) оставьте немного места для комментариев.
В заключительной части подведите краткий итог, опишите пользу от вашего видео. Задайте зрителю вопрос, чтобы получить обратную связь.
Как писать сценарий к рекламному ролику: представьте всем свой продукт
Герой рекламы – олицетворение целевой аудитории. Постарайтесь описать проблему, с которой он сталкивается и способы ее решения.
В первой части представьте зрителю героя и его проблему. Задача – как можно точнее передать положительные эмоции от приобретения товара или услуги. Например, в новогодней рекламе iPhone X и AirPods, Apple показывают, как важно делиться радостью с другими и как их техника в этом помогает.
В основной части покажите, как герой старается решить проблему. Представьте свой продукт и его преимущества. Объясните, почему нужно купить именно ваш продукт, а не аналогичный у другого производителя или продавца.
В завершающей части покажите эмоции героя от решения его проблемы.
Делимся советами, которые облегчат написание синопсиса проморолика:
- Перед тем, как писать сценарий, изучите рынок. Так вы точно будете знать, что интересно потенциальному покупателю.
- Используйте элемент сравнения. Зритель хочет видеть преимущества того, на что он может потратить деньги.
- Удивляйте. Покажите, насколько изменится жизнь человека, который получил ваш товар. Яркий пример – знакомая всем реклама «Сникерс» с фразой: «Ты – не ты, когда голоден».
Сценарий – первый этап работы над видео. Определитесь, в каком жанре вы хотите снимать и проведите «мозговой штурм». Если вы хотите написать сценарий к фильму – разберитесь в трехактной структуре и соберите достаточное количество информации. Для съемки рекламного ролика или Youtube-видео изучите целевую аудиторию – это поможет привлечь как можно больше зрителей. Запомните: чем ответственнее вы подойдете к написанию сценария, тем легче будут последующие съемки.
movavi.io
Как написать сценарий: Главная тайна кино
В последние годы мне несколько раз приходилось быть на встречах, семинарах, лекциях мэтров российского и мирового кино, сценаристов и режиссеров. У каждого непременно спрашивают — в чем ваша тайна? Что нужно сделать, чтобы добиться успеха в кино? Почти все мэтры отвечают одинаково – никакой тайны нет, главное – это талант и трудолюбие.
Так вот: это неправда.
Мэтры лукавят, чтобы не выдавать неофитам главную тайну кино.
Ни талант, ни трудолюбие к успеху в кино никакого отношения не имеют. Тысячи талантливых и трудолюбивых людей, трудясь в поте лица, добились весьма скромных результатов.
Раз уж мы говорим о сценарной работе, за примерами далеко ходить не будем. Борис Акунин, автор романов, от которых трудно оторваться, написал не очень удачный сценарий фильма «Азазель». Популярнейший детективщик Эдуард Тополь добился исключительного права контроля за съемками своего фильма «На краю стою», уволил трех режиссеров – и получилось в итоге… скажем так, не самое лучшее произведение киноискусства. Почему так? А потому, что и Акунин и Тополь не знают главную тайну кино. Либо знают, но считают, что главная вовсе не она, а — талант и трудолюбие.
Только не подумайте, что я против таланта и трудолюбия! Они в нашем деле, как минимум, не помешают. Но их все-таки недостаточно. Как вы думаете, почему братья Стругацкие написали сценарий только к одному выдающемуся фильму? Все очень просто – режиссер и соавтор сценария Сталкера знал главную тайну кино, а они – нет. Поэтому Тарковский и не стал с ними писать сценарий «Жертвоприношения», хотя такие планы были. Хотя, конечно, Стругацкие и талантливые и трудолюбивые писатели, никто с этим не спорит.
Главную тайну кино раскрыл мне несколько лет назад один пожилой и очень мудрый кинематографист. Сначала я не придал этой информации особого значения. У меня ушел целый год на то, чтобы осознать, что эта тайна – действительно главная. И еще год на то, чтобы научиться ее использовать.
Готовы? Жмите читать дальше — тайна спрятана там.
Итак, главная тайна кино – каждую секунду зрителю должно быть интересно, что будет дальше.
Вы только что нажали кнопочку, чтобы узнать, что спрятано под катом. Потому что вам было интересно. Так и зритель должен каждую секунду предпринимать усилие, чтобы оставаться в зрительном зале или перед телевизором. Что-то должно его удерживать на месте, заставить забыть о поп-корне, мировом кризисе, школе, институте, работе – обо всем на свете, кроме одного – того, что сейчас произойдет на экране.
Вот этому мы и постараемся научиться.
Мой друг, писатель и критик Дмитрий Бавильский любит повторять, что занимательность — вежливость писателя. Для сценариста занимательность – это не просто вежливость, это вопрос выживания. Умеете писать интересно – у вас есть работа, не умеете – сидите дома и пишете для души киноповести.
Конечно, вы тут же скажете – нет, главное в кино не это! Главное – мысль, картинка, кастинг (спецэффекты, декорации или все это вместе взятое)! Так вот, в истории мирового кино было множество фильмов, в которых были мудрые мысли, красивая картинка, играли суперзвезды, были впечатляющие декорации. Но их было неинтересно смотреть. И они забыты. А снятые за три копейки (точнее, лиры) «Похитители велосипедов или Рим – открытый город» и сейчас смотрят. Потому что в каждую секунду этих фильмов интересно, что будет дальше. Даже если видите эти фильмы во второй, третий, пятый раз – вы снова и снова переживаете за безработного, который пытается найти украденный велосипед и за священника, который прячет оружие, чтобы спасти людей от фашистов.
Во ВГИКе я спорил до хрипоты с однокурсниками, которые пытались мне доказать, что интересно может быть только в низких жанрах, а мы должны делать высокохудожественное, высокодуховное кино безо всякого заигрывания со зрителями.
Да не вопрос. Давайте делать высокодуховное кино. Но на практике это всегда оборачивается тем, что получается кино скучное. «Нетерпимость Гриффита» – высокодуховное кино? Да. Скучное? Нет. Гриффит не считал для себя зазорным делать интересное кино. Потому что он уважал своего зрителя и тот платил ему взаимностью (хотя фильм все равно оказался финансовой катастрофой, но по другим причинам).
Давайте не будем заигрывать со зрителем. Давайте его оскорбим, напугаем, вызовем у него отвращение, заставим скучать. Захочет ли он с нами общаться после этого? Вряд ли.
Для того, чтобы кино было интересным, детективная интрига вовсе не обязательна. Вим Вендерс и Джим Джармуш легко обходились без нее. Успех кино от жанра зависит не так сильно, как может показаться на первый взгляд. Это может быть боевик, арт-хаус, мелодрама, комедия, фантастика — все, что угодно. Если это кино смотреть интересно – его будет интересно смотреть и через сто лет. Если нет – хоть сто Оскаров ему дайте, его забудут через год.
Помните, как гремела «Горбатая гора»? Артхаусное высокодуховное кино. И кто сейчас ее помнит? Вы часто ее пересматриваете? Есть здесь кто-нибудь, кто посмотрел этот фильм семь раз? Поднимите руку. Неужели никто? То-то же.
Итак, повторяю, главная тайна кино: каждую секунду зрителю должно быть интересно, что будет дальше.
И это главное, что я хотел рассказать на первом занятии нашего мастер-класса.
На следующем занятии я расскажу вам, что самое главное в интересном кино и чем оно отличается от неинтересного.
Дело в том, что есть один важный элемент, без которого интересное кино никогда не получится. И наоборот, если этот элемент в кино есть, иногда его самого по себе бывает достаточно, чтобы сделать кино интересным.
У меня к вам есть просьба. Для того, чтобы сделать наш разговор более предметным, пересмотрите, пожалуйста, фильм «Чапаев». Тот самый, 1934 года, братьев Васильевых. Конечно, вы все его видели и не раз, но все-таки, пересмотрите еще раз и подумайте – почему прошло уже 74 года, а фильм до сих пор интересно смотреть?
Я тоже с удовольствием его к четвергу пересмотрю. Вы знаете, что Сталин смотрел Чапаева 38 раз? В четверг я вам объясню, почему он это делал.
www.avtoram.com
Мощный Сценарий для Ютуба: как написать лучший текст
Все успешные блогеры пишут сценарии для своих видео на Ютубе. Как и в любой сфере деятельности, в написании сценариев тоже есть свои правила:
- Например, рекламные ролики обычно короткие и лаконичные.
- Их сюжет должен быть интересным и динамичным. Для них не подойдет скучный затянутый сценарий.
- В тексте должны присутствовать убедительные посылы, которые побудят зрителей совершить целевое действие — заказать товар на сайте или купить его в магазине.
- Так, важно, чтобы в ролике в среднем звучало 2 слова в секунду, присутствовала динамика и призыв к действию. Подобных тонкостей множество.
Общие правила :
Давайте выясним, как написать интересный сценарий видео для Ютуба….
Гуру твердят о том, что первые 10 секунд ролика решают, заинтересует он зрителя, или нет.
Значит, у вас как сценариста есть ровно 10 секунд для того, чтобы привлечь и удержать внимание аудитории.
Для роликов любого формата нужно прописать: ↓↓↓
- хронометраж (длительность)
- озвучивание — фоновая музыка, эффекты
- персонажей — вид, количество и исполнение (цветное/черно-белое, статичное/анимированное и т.д.)
- стиль текста
Несколько советов по созданию
- Будьте верны своему стилю
- Уделяйте внимание языку и словам — наблюдайте за тем, как выражают себя разные люди. Это научит добиваться максимальной естественности сценария (данный метод называется “инвестировать в личности”)
- Продумайте локации — посетив места для съемок, вы сможете найти вдохновение и представить, как они должны выглядеть в кадре
- Рассказывайте истории. По данным Ютуба, зрители предпочитают смотреть ролики с историями. Они готовы потратить на них не только 30 секунд, но и несколько минут, если видео того стоит. Поэтому думайте, как режиссер. Пусть ваши ролики будут эмоциональными. Рассказывайте аудитории захватывающие истории
Очень Очень советую -смешно ↓
Как работают профессионалы
При написании сценариев для сложных видеороликов полезно применять некоторые стандарты отрасли: ↓↓↓
- одна страница сценария соответствует минуте видео
- разделение между собой ситуаций и диалогов
- определение локации и времени
Также, возможно, вам стоит использовать специальное ПО для создания сценариев, например, программу Celtx.
Как правило, сценарии (в особенности театральные) имеют структуру из сцен и актов: ↓↓↓
- акт состоит из нескольких сцен
- сценарий состоит из трех актов
Каждый акт рассказывает свою часть истории.
Например:
- Акт 1: Вступление — зрителей знакомят с героями и целью истории, вводят в курс событий.
- Акт 2: Основная часть. Здесь герои сталкиваются с трудностями и конфликтами, а сценарий нагнетается.
- Акт 3: Окончание (развязка). Конфликты разрешаются и восстанавливается порядок.
Такой сценарий вполне применим для видеоролика любого типа на Ютубе. Помните при этом, что его структура должна соответствовать стоящим перед вами задачам.
Что поможет облегчить работу?
Чтобы написать сценарий для вашего первого видео на Ютубе, примените две тактики:
- Найдите шаблоны сценариев и адаптируйте их под ваши нужды
- Покажите ваши сценарии друзьям или близким и попросите дать комментарии. Можно использовать для этого облачное ПО для совместной удаленной работы, к примеру, Google Документы.
Правила лучшей схемы для рекламы In-Stream
Вот практически готовый сценарий для рекламного видео на Ютубе:
- Правило 5 секунд — первые 5 секунд видео должны зацепить зрителя. Используйте цепляющие фразы, волнующие вопросы, актуальные для целевой аудитории
- Во вторых 5 секундах делается вступление и показывается графический бампер ролика, ваше название и слоган
- Следующие 15 секунд — краткий рассказ о том, как вы предлагаете решить проблему зрителя, и причины для того, чтобы обратиться именно к вам
- Призыв к действию — нажмите кнопку, перейдите по ссылке, купите, закажите и т.д.
- Заключительные 5 секунд отводятся на демонстрацию кнопки, ссылки, чтобы зритель успел подумать и кликнуть по ней
В результате у вас получится рекламное видео продолжительностью до 35 секунд.
Почему именно такой хронометраж?
Просто если зритель нажмет на ссылку или кнопку в течение 29 секунд, вы получите неоплачиваемый просмотр рекламы.
Как писать разнотипные ролики
Давайте разберемся, как написать сценарий для разных типов роликов на Ютуб. Вот самые распространенные типы видеоклипов: ↓↓↓
- How to make
Видеоролики о том, как сделать что-либо: создать сайт, построить дом, приготовить блюдо и т.д.
2. Поздравительные
Создание сценария для подобных видео полезно начать с продумывания эффектов, чтобы поздравление получилось красивым. Иногда его лучше снять в стихах. Порядок кадров, переходы между ними и титры составляют основу сценария.
3. Информационные
Это видео, которые рассказывают о чем-либо: путешествиях, опыте покупки товаров, различных фактах или о природе. Также корпоративные каналы снимают информационные видео, чтобы привлечь клиентов.
Сценарии для таких роликов можно писать по шаблону обзора либо тест-драйва. Также всегда интересен объективный взгляд, описывающие плюсы и минусы продукта, туристического маршрута, местности и т.д.
4. Продающие видео
Пожалуй, это один из наиболее востребованных типов роликов на Youtube. Подобные ролики на сайтах стали нормой.
Как писать сценарий к продающим видео на Ютубе?
Вот основные подходы: ↓↓↓
- демонстрация сильных сторон товара с точки зрения выгоды для клиента. Такой подход стандартен для продающих текстов и вполне сгодится для видео
- показ товара как средства для решения конкретной проблемы клиента. Данный прием называют “идти от боли”
- рассказ истории, в которой герой преодолевает какую-либо трудность благодаря вовремя подвергнувшемуся под руку рекламируемому товару
- конкурс способов решения проблемы клиента с показом различных вариантов и подведением к выводу, что использовать ваш товар — самый оптимальный вариант
План проработки сцен
Когда вам ясна задача видеоролика, вы написали сценарий, можно начинать работу над сценами.
Для этого можно использовать следующий план:
- Описание сцены: указание персонажей и предметов, которые должны быть в кадре. Визуализация должна иллюстрировать рекламируемый товар. Образы не должны быть тривиальными или, наоборот, слишком сложными для восприятия. Главное, чтобы их понимала целевая аудитория
- Планы: выделяют детальный, крупный, средний, общий, передний и второй планы. Это описание того, что и где должно располагаться в кадре
- Эффекты: переходы, спецэффекты и анимация в кадре
- Текст: не забудьте указать паузы в тексте в случае необходимости
- Пояснения по озвучиванию: каким должен быть голос диктора — его тембр, высота, интонация, должен это быть мужской или женский голос
- Дополнительные звуки: фон, шорохи, скрипы, собачий лай и т.п.
- Саундтрек: стиль музыки, рекомендации к выбору мелодии, громкость фоновой музыки, моменты затухания и нарастания
- Хронометраж: продолжительность каждой сцены в секундах
Резюме
Подытожим все сказанное: ↓
- У каждого ролика есть определенная задача
- Сценарист должен решить ее, ориентируясь на целевую аудиторию
- Завязка видео должна создавать интригу
- Основная часть последовательно подводит к кульминации и главному выводу
- Развязка — хэппи энд истории
- Весь ролик должен создавать у зрителя хорошее настроение. Позитивные эмоции усилят эффект рекламы и улучшат восприятие информации
Написать качественный сценарий видео для Ютуба непросто. Однако с достаточным количеством практики у вас все получится!
7youtube.ru
Как написать киносценарий? | Обучение
Так сложилось, что буквально на днях мне предложили написать сценарий кинофильма (точнее его подвида — телефильма). Собственно, сначала я предложил идею для сценария (причем без всякой меркантильной выгоды, просто от души), а будущий продюсер фильма сказал: «Раз все это у тебя в голове сидит, так и расписывай по сценам!»
Опыт написания у меня на тот момент был нулевой (да и сейчас не сильно ушел вперед).
От сценариста, тем более начинающего, требуется обычно два документа: сценарий литературный и синопсис. Есть еще сценарий режиссерский с раскадровкой и хронометражем, но это уже не наша забота. Пусть Михалков с Бондарчуком мучаются!
Сценарий литературный
Это, скажем так, самый настоящий и полновесный сценарий. Его задача — в художественной форме пересказать фабулу будущего фильма. Пишется он так же, как пишется любое литературное произведение. Вот почему так легко выпустить книгу по фильму. Она ведь практически готова!
Иногда упоминают об отличии в диалогах: сценарные реплики обязаны быть живыми, в отличие от правильных литературных диалогов в художественной литературе. Но в последнее время писатели всех мастей тоже вовсю используют разговорный стиль, посему данное замечание уже, на мой взгляд, не актуально.
Пример литературного сценария:
Летнее утро. По улице спешат по своим делам люди. Из подъезда дома № 7 выходит Антон и вяло двигается к автобусной остановке на той стороне улицы. У светофора он задерживается, дожидаясь зеленого света, а затем, вместе с десятком других прохожих, спешит перейти дорогу. По обе стороны «зебры» урчат моторами автомобили. Светофор пиканьем отмеряет секунды, отведенные на переход улицы.
Или вот так:
Летнее утро. На улице светло. Общий план: жилой дом, около него проезжая часть, светофор. Из подъезда выходит Антон. Он ждет, когда загорится зеленый свет, и переходит улицу, двигаясь в сторону камеры. Следующий план. Забор, за ним находится парк. Антон идет вдоль забора, камера следует за ним.
И так далее по каждой сцене: кто, что, куда и зачем. То есть литературный сценарий — это подробное описание того, что будет происходить в каждой сцене фильма.
При желании и наличии времени можете сделать даже полноценное описание места действия и поведения героев. Сценарная форма упрощается исключительно из-за временных рамок, ведь все же это не конечный продукт, а лишь часть долгого съемочного процесса.
Как видите, изложение литературного сценария достаточно вольное и не требует знания каких-то особых правил. Однако это допустимо в случае, если вы знаете того, для кого пишете, а они знают вас.
Но что, если вы хотите написать сценарий и лишь потом попытаться его «пристроить»? Вот тут знание формы будет необходимо. Говорят, что в Голливуде есть требование: листы сценария должны быть прошиты тремя скрепками. Иначе сценарий даже не прочтут!
Возьмем другой пример (кинофильм «Умница Уилл Хантинг», перевод kinotime.ru).
ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ:
ЭКСТ. ЮЖНЫЙ БОСТОН. ПАРАД В ДЕНЬ СВЯТОГО ПАТРИКА — ДЕНЬ
ПЕРЕХОД:
ИНТ. БАР ЭЛЬ СТРИТ, ЮЖНЫЙ БОСТОН — ВЕЧЕР
Бар грязный, более чем просто не убран. Даже если здесь работает повар, его сейчас нет на месте. По мере того, как камера панорамирует поперек нескольких пустых столиков, мы почти слышим запах вчерашнего пива и рассыпанной закуски на полу.
ЧАКИ:
— О, Боже, у меня для вас, ребята, просто самая офигенная история.
По мере того как камера поднимается, мы находим ЧЕТЫРЕХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, сидящих вокруг стола прямо позади барной стойки.
ВСЕ (хором):
— О нет. Опять начинается.
Это тоже литературный сценарий, но оформлен он уже строго по правилам. Такое необходимо, если вы предлагаете сценарий киностудии, отправляете его на конкурс, ну или учитесь на факультете сценаристов.
Первое, что надо выучить для написания профессионального сценария, это выучить блочную структуру:
1. Время и место действия.
2. Описание действия.
3. Имя героя.
4. Реплика героя.
5. Ремарка.
6. Титр.
Блоки отличаются разметкой, полями и форматированием. Готовы окунуться в киношную бюрократию? Тогда рекомендую для изучения пособие Ольги Смирновой, которое вы найдёте на сайтах соответствующей тематики.
Синопсис
Времени мало, сроки поджимают, и 80 страниц сценария (примерно столько нужно для полнометражного фильма) писать достаточно долго. А заказчику, продюсеру, режиссеру уже хочется иметь представление о фильме. Тогда вы быстренько набрасываете краткое изложение (собственно, синопсис и переводится как конспект):
Эпизод 1
Главный герой идет по многолюдной улице и заходит в кафе.
Эпизод 2
Садится за столик и достает мобильный телефон. Герой явно чем-то встревожен.
Эпизод 3
К столику подходит официантка. Герой заказывает кофе и смотрит в окно на улицу.
Поскольку мы только пробуем свои силы, то этого на первое время достаточно. Главное, чтобы потенциальный заказчик увидел интересную идею (оригинальный сюжет, просто много смешных шуток в случае комедии).
Вот и все про синопсис. Кратенько, правда?
Маленькие хитрости
Подчиняясь законам драматургии, сценарий должен обладать трехактной структурой. Экранное время разбивается на три акта: завязка, кульминация, развязка. Это даже на уроках литературы в школе проходят (в мое время, по крайней мере, проходили). А дальше мы повторяем этот процесс еще раз: завязку делим на три части, кульминацию и развязку снова делим на три части. Количество этих актов зависит как от хронометража, так и от внутреннего чутья (опыта, мастерства, таланта) сценариста и режиссера.
У меня чутье отсутствовало. Поэтому я просто сделал так: 90 минут поделил на 3 и получил три получасовых эпизода, а те, в свою очередь, поделил на 3 десятиминутные истории, объединенные общими героями и сюжетной линией.
И напоследок — совет. Обязательно посмотрите какой-нибудь любимый фильм, но уже с точки зрения сценариста. Отметьте чередование сцен и попробуйте их описать.
shkolazhizni.ru