Сценарии для детей по экологии игровые программы – Сценарий игровой программы «Экологический калейдоскоп». Цель: воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому. Материалы и оборудование

Сценарий экологической театрализованной программы для детей «Однажды на поляночке».

Сценарий

экологической театрализованной программы для детей

«Однажды на поляночке».

Звучат позывные, появляется Сказочница.

Сказочница: Глаза земли. Душа земли…

Да, земля живая. У нее есть душа и эта душа болит. И глаза у

земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали

люди с маленькой и хрупкой землей. Ее взрывали и бомбили, ее

посыпали ядами, рубили леса, защищавшие ее от зноя, осушали

озера, поившие ее влагой.

И вдруг случилась страшная беда:

Не слышно песен соловья,

Плесканья рыб в серебряной реке,

Шептанья трав в ночной тишине.

И вот природа – мать вскричала:

«Спасите, люди, чтоб я стала

Могучей и живой душой!

Терпеть я больше не могу,

Ведь я погибну, пропаду,

А вслед за мной и все на свете…

Спасите, люди, ведь земли вы – дети!»

На сцену выходит Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Я сторож здесь в моем лесу

Я по нем всегда хожу,

И порядок навожу.

Очень много мне работы,

Постоянные заботы

Лес в порядке содержать,

И деревья в нем сажать.

Кикимора: Ты скажи, Лесовичок,

Что ж ты лес не уберег?

Что случилось, что опять

Надо мусор убирать?

Лесочвичок: Я один не успеваю,

Много мусора сметаю,

Вы, ребята, помогите,

В лесу мусор уберите.

Проводится игра «Навести порядок».

Лесовичок: Молодцы, спасибо за помощь.

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Слушайте умело,

Отвечайте смело.

Лесовичок загадывает загадки о природе.

Появляется Бельчонок.

Бельчонок: Вчера на старый сук я влез,

И хвост мой от него облез.

А в чем здесь дело не пойму,

Быть может, скоро я умру?

Кикимора: Ну что ж, Бельчонок, ты не бойся,

И о хвосте не беспокойся.

На сук попала яд – трава

Ее везде сейчас немало.

Помажь ты мазью, все пройдет,

И хвост твой быстро заживет.

Бельчонок: Спасибо за совет, друзья,

Но жить так больше нам нельзя.

Мы любим розовый закат

И спелых ягод аромат,

Но все кругом ужасно грязно,

Капусту есть теперь опасно

Была отравлена она,

У нас зайчиха умерла.

Спасите, дети, что осталось,

Чтобы природа улыбалась,

Чтоб вышло солнышко опять

Лучами яркими ласкать.

Появляется Лягушка.

Лягушка: Ква, ква, ква у нас беда

В пруду грязная вода

Мазут вылили туда.

У всех лягушек болят животы.

Болячки на коже от этой воды.

Что делать нам, ка дальше жить,

Ведь эту воду нельзя даже пить.

А в пруд ходят дети купаться,

Пора и за их жизнь опасаться!

Кикимора: У меня, Лягушка, воды чистой кружка,

Пей ее не бойся, о животе не беспокойся.

Лягушка: Ква, ква, ква,ква

Спасибо вам, мои друзья,

Я будто сразу ожила.

Нам лягушкам, как и людям без воды

И ни туды, и ни сюды.

Лесовичок: А сейчас скажите мне, ребята,

Чем наша земля богата?

Правильно.

Травами, кореньями,

Красивыми деревьями.

И мы будем с вами играть,

Чудо – дерево лесное украшать.

Проводит игру «Чудо – дерево».

Лесовичок: Ну что ж, друзья, пора мне в путь

Еще много зверей моей помощи ждут.

А вы, ребята, в лесу, саду и огороде

Будьте всегда отзывчивы к природе.

Ее берегите, не обижайте,

Помогайте животным, сады сажайте.

И вот, наверное, тогда

Расцветет наша Земля навсегда!

Звучит песня «Как прекрасен этот мир».

infourok.ru

Классный час по экологии (5 класс) по теме: Конкурсно-игровая программа «В лесном царстве»

Станция  первая «Угадай дерево».

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Следить за правильностью ответов будет наше уважаемое жюри (представляем членов жюри).

Загадки для 1 команды

1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза.)

2. Прямо в небо рвутся ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)

3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь.)

4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива.)

5. Дерево чудесное,
Листья интересные –
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки. (Каштан.)

Загадки для 2 команды

1. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа.)

2. Не береза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

3. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

4. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь.)

5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен.)

Станция вторая «В мире животных и растений».                                    Предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

  1. Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)
  2. Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
  3. Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)
  4. Кто из обитателей леса любит полакомиться семенами шишек? (Медведь, белка, дятел, клест.)
  5. Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)
  6. Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка.)
  7. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна.) Почему?
  8. Какие блюда можно приготовить из лесных груш и яблок? (Варенье, компот, сок, повидло.)

Станция третья «Прочти пословицу»

У вас на столах лежат карточки №1. Буквы соединены между собой по горизонтали (слева направо и справа налево) и по вертикали (сверху — вниз и снизу-вверх). Прочтите пословицу.

С

Р

Е

И

Н

Т

И

Т

Р

Е

В

М

У

С

Т

Е

У

Д

О

Ь

Т

А

Ь

Л

Б

Ь


Т

,

Р


О

И

Т

П

Я

В

Ы

С

Т

Ответ. Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.

Станция четвертая «Народные приметы».

Расшифруйте значение пословиц.

  1. Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
  2. Не сей пшеницы прежде дубового листа.
  3. Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
  4. Зацвела рябина – жди тепло.
  5. Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима морозная.

Станция пятая «Угадай дерево»

участники команд дают описание дерева указывая на его особенности, а другая команда должна угадать о каком растении идет речь. Например: она бывает плакучая (ива).

Станция шестая «Сделай сам»

Из имеющихся у вас на столах принадлежностей (ножницы, цветная бумага, клей) изготовьте модель деревца.

Станция седьмая «Правила поведения в лесу»

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?

Примерные ответы учащихся.

  1. Не разводи костров в сухую погоду.
  2. Не руби в лесу деревьев.
  3. Не разоряй муравейники.
  4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
  5. Не бери в лесу животных.
  6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
  7. Не рви лесные и полевые цветы.
  8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
  9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

Станция восьмая «Дерево».

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?


Ответ. Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

Ведущий: а сейчас члены жюри огласят результаты нашей игры.

nsportal.ru

Методическая разработка (1 класс) по теме: Игровая программа «Экология. Охрана природы»

Игровая программа «Экология. Охрана природы»

Цели мероприятия:

  • Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом.
  • Познакомить детей с наукой экологией, с новыми экологическими понятиями, знаниями.
  • Развивать интерес к проблемам экологии.
  • Вовлекать детей  в природоохранную деятельность.
  • Пробуждать у учащихся активность, отзывчивость на бедственное состояние природы

Оборудование:  маски животных,  проектор, компьютер, презентация, фонограмма.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.          (1 слайд)

Учитель: Я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.

  1. Сообщение целей и задач мероприятия:

Учитель:

Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.

Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

  1. Вступительное слово.     (2 слайд) 

1 ученик:         Берегите эти земли, эти воды,

                        Даже малую былиночку любя.

                        Берегите всех зверей внутри природы,

                        Убивайте лишь зверей внутри себя.

  1. Подготовка детей к восприятию материала.    

                                       

2 ученик:                                  Вспучился асфальт

                                                  И раскрошился.

                                                  И, как ветви,

                                                  Трещины пошли.

                                                  Сквозь проломы

                                                  Тоненький,

                                                  Как шильце,

                                                  Выткнулся листок

                                                  Из – под земли…

 3 ученик:                                Люди!

                                                 Пусть башмак ваш

                                                 Не коснется

                                                 Этого листка –

                                                 Ведь знаем мы:

                                                 Кто с таким трудом

                                                 Пробился к солнцу

                                                 Тот достоин солнца,

                                                 А не тьмы…

Учитель:

Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

4.Знакомство с новым понятием.                           (3 слайд)

Улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология.

(Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.)

Экология:   Вы обо мне?

                   А вот  и я!

                   Здравствуйте, мои друзья.

                   Я – Экология.

Учитель: Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению много человек сделал промахов, ошибок.

Большой проблемой оказался экологический кризис. Ведь человек беспечно относится к природе и к тому, что она дает, сам при этом, являясь частью природы. Природа дает для жизни все, нужно лишь научиться, правильно всем пользоваться.

Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки.  Как можно использовать эти предметы повторно?   (Снимают с Экологии накидку).

  1.  Эмоциональный настрой  перед встречей с объектом  познания.

Экология:

— Спасибо, ребята. Пойдемте со мной!      (5 слайд)

Экология:

Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

(5 слайд)

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! (6  слайд)

Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! (7  слайд)

Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи!(8 слайд)

Экология:

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.

Учитель: (9 слайд)

Примерно250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

(10 слайд)

Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям, а ближе к концу века в ход пошли пулемёты. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

(11 слайд)

Сходная участь постигла бескрылую гагарку (чистика), «пингвина северного полушария» — безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.

 Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

4 ученик:

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

5 ученик:

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

5.Конкурсы.

Учитель:

-А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в  лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. Разделимся на 3 команды. (Ученики выбирают капитанов и придумывают название команд)

Учитель:

  1. Знаешь ли вы деревья, которые растут в лесах, животных? (Команды  за 1 минуту должны угадать названия деревьев)
  2. Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет животного, другой – растения и так кто больше назовет.

Учитель:Спасибо, ребята, вы замечательно справились с заданиями!

Вы слышите, сороки галдят? Посмотрим.

  1. Инсценировка и анализ сказки .

Сценка «Сегодняшний лес»

 Действующие лица: городская сорока

                                лесная сорока

                                медведь

                                заяц

                                лиса

Две девочки – сороки сидят на ветке (стульях).

Лесная сорока:

 — Откуда ты, подружка, прилетела?

Городская сорока:

-Из города.

Лесная сорока:

-Да тебя и не узнать. Ты, что, как заяц, к лету готовишься: белый сарафан на черный поменяла?

Городская сорока:

-А у нас в городе все такие. Летаем через завод, а там такие выбросы! Вот и закоптились. Не то что ты в лесу. У вас здесь экология……

Лесная сорока:

-Эх, подружка, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут.

(Вбегают заяц, лиса и медведь.)

Городская сорока:

— Косолапый, куда бежите? Что случилось?

Медведь:

На дальнее озеро, пить очень хочется.

Городская сорока:

-Звери, да рядом же речка! Зачем бежать?

Медведь:

— Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую – то желтую вонючую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то чтобы испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали.

Заяц:

— Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?

Лиса:

-А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала.

(Показывает забинтованную лапу.)

Лесная сорока:

-И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?

Городская сорока:

-Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду. 

Заяц:

-Эх, тишины хочется. Смех, шум, авто – надоело! Может уйти куда?

Медведь:

— А я вчера сплю под кустом, а мимо человек на железке с дымом промчался, а на голове горшок. Я так испугался, вускочил,  побежал, да в яму свалился.

Лиса:

-Мне страшно, побежали отсюда! Может где-нибудь есть уголок чистоты и покоя?

                                 (Звери убегают.)

Учитель:

-Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.

Учитель: Ребята, мы сейчас попробуем отгадать  отходы, которыми человек захламляет Землю.

Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. Задача команд: постараться понять, что имели в виду дети.

Детские высказывания.

Навоз

1.     Его производит обыкновенная корова.

2.     При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

3.     Его необходимо компостировать.

       Пластмасса

1.     У меня очень много игрушек сделано из нее.

2.     Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3.     Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.     Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

Бумага 

1.     Ее изобрели китайцы.

2.     У нас ее получают из дерева.

3.     Она легко горит.

4.     Из нее получается очень много мусора.

5.     На ней обычно рисуют и пишут.

Стекло 

1.     Его делают из песка

2.     Чаще всего оно прозрачное.

3.     Когда падает, оно разбивается.

4.     Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

Газовые отходы 

1.     Этого почти не видно.

2.     От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

3.     Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

4.     В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

Машинное масло 

1.     Это легче воды.

2.     Это может плавать в воде и не тонет.

3.     В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.     Это мешает дышать рыбам.

5.     Это надо удалять с поверхности воды.

Молодцы, вы замечательно справились с заданием, но чтобы сохранить природу нужно знать правила поведения в ней!

Ребята, давайте попробуем отгадать о каких правилах нам раскажут ребята.                            (Дети читают стихи.)

(12 слайд)

1 ученик:

  1. Не разоряйте птичьего гнезда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

(13 слайд)

2 ученик:

  1. Не вырезайте надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

8 ученик:

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

(14 слайд)

3 ученик:

  1. Не разжигайте костер в лесу без взрослых

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

10 ученик:

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться _

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костер разжигать не годится!

(15 слайд)

4 ученик:

  1. Не бейте стекло в лесу

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

12 ученик:

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

  (16 слайд)

  5 ученик:

  1. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой

Учитель:

Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.  Не засоряйте природу и она вам ответит урожаем грибов, ягод, чистым воздухом и просто красотой.

  1. Конкурсы.

Ну а теперь, я снова обращаюсь к командам и предлагаю вам посоревноваться, проверить свои знания, смекалку, воображение.

3.Прочитай названия животных из представленных букв.

(17 слайд)-  (банка-кабан, багаж-жаба )

(18 слайд)-  ( коса-оса, кино-кони)

4.Четвертый  «лишний»                                                   

(19 слайд)- первая команда

    ( ландыш, ромашка, гриб, подснежник)

 ( 20 слайд)- вторая команда

   (лиса, филин, кабан, лось)

(21 слайд) (грибы съедобные и мухомор))

9. Блиц – турнир.                                                     (22-23 слайд)

А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц.

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червяков,

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощенье наше ей снится.

Прилетает к нам часто… (синица).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней… Кто же это? (Соловей)

Выпал снег, но эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым… (снегирем).

Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает… (ворона).

Подведение итогов.

11.Заключительная часть. (слайд 24)

Учитель:

Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

— Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

12. Рефлексия.

Учитель:

  • Ребята, какие ощущения вы испытывали во время нашего мероприятия?
  • Чем для вас будет полезен наш новый материал?
  • Что больше всего вам запомнилось?

Список используемой литературы:

  1. Бурдина С.В. «Береги живое». Игровой дидактический материал-Киров: Весна, 2004.
  2. Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Грехова Л.И. «В союзе с природой». Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.
  4. Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение». Конспекты для открытых уроков и занимательные задания – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.

nsportal.ru

Сценарий интеллектуально-творческий игры по теме экологии

Интеллектуально-творческая игра

«Кто, если не мы?»

Педагог организатор МКОУДОД «Центр детского творчества «Ровесник» Клокова Ирина Петровна, г. Кондрово Калужская область

Цели :

Формирование отношения детей к своему здоровью как к неоспоримой ценности человека .

Формирование у детей патриотической и гражданской позиции.

Задачи программы:

  • формировать понятие о важности заботы о среде обитания и недопустимости её загрязнения;

  • формировать понятие: здоровье Человека и здоровье Природы

взаимосвязаны;

  • развивать познавательный интерес учащегося при подготовке к мероприятию через работу с дополнительным миатериалом;

  • раскрывать творческий потенциал ребенка;

  • учить использовать речь, как выразительное средство при создании образа;

  • формировать потребность нравственного образа жизни.

Оборудование:

Необходимый материал:

  • бумага

  • фломастеры

  • скрепки

  • скотч

  • авторучки

В сценарии использован авторский материал:

  • стихи и текст песни

  • текст участников агитбригады

  • текст ведущего

Возрастная категория — для старших классов

Рекомендации: Мероприятие предполагает предварительную подготовку агитбригады, что делает его более интересным для восприятия и работы над конкурсными заданиями.

1-я часть основана на местном материале. При использовании этой программы каждый может использовать свой местный материал.

В игровой программе принимают участие 2 команды по 8 — 10 человек (больше или меньше — по желанию и возможностям), участники агитбригады, ведущий.

Подробное описание мероприятия:

В зал, перед участниками игры выходят участники агитбригады. Одежда — спортивная, за плечом рюкзак. На экране — слайд-презентация своего города и района, слайды Национального парка «Угра». На мелодию «Песня старого извозчика» участники агитбригады поют:

Только встанет над страною солнце красное,

Просыпаются деревья и цветы.

И такое настроение прекрасное

Подарили всем с утра и я, и ты.

Дождик смоет пыль и радуется улица

Только дождик нипочём для нас с тобой.

Отраженьем в лужах радуга любуется

Удивляя нас своею красотой

С рюкзаком и песнею

Вновь шагаем вместе мы

За Природу воевать (мы точно знаем)

Что хотим — то сбудется,

Всё у нас получится

Всюду будет благодать!

Фонограмма микшируется, участники перестраиваются, по очереди читают текст.

-Здравствуйте все, кто участвует сегодня в нашей программе!

-Здравствуй, наш любимый город!

-С добрым сердцем!…

-Открытой душой!…

-Уважая и любя — мы приветствуем тебя!

-А кто такие мы?

-Объясняем популярно!

-У нас доброе сердце!

-Широ-о-о-кая открытая душа!

-Добродушная

-(и заметьте, красивая)

улыбка!

-Мы всегда и всюду вместе —

Все: Центр творчества «Ровесник»!

-Мы живём в Кондрово, что недалеко от национального парка «Угра».

-Кондрово — город небольшой…

Но зато у нас посередине города течёт красавица река — Шаня.

-Представляешь — лето. жара… Видишь — река! Разделся, искупался, оделся — идёшь дальше. Красота!

-Да, налево посмотришь — река, направо — лес…

-И в том лесу есть своя экологическая тропа.

-Огорожен муравейник? Это наша работа!

-Очищена поляна от мусора, где отдыхали горе-туристы? Это наша работа!

— Очищен родник? Журчит чистая вода? Это тоже наша работа!

(звучит фонограмма песни » Прости, Земля», участники поют)

Прости, Земля, за то, что мир жесток,

Прости, Земля, прости за всё, за всё!

Прости, Земля, ведь мы ещё растём,

Поверь, Земля, тебя спасём!

(На фоне куплета идёт демонстрация слайдов загрязнённых природных мест, задымлённых участков и т.д.). И на последних строках куплета появляется слайд, как будто другого мира — чистого и красивого. Одна из участниц агитбригады выходит вперёд и рассказывает:

А я знаю, я верю, что когда-нибудь это безумие закончится… Если мы будем все вместе охранять то, что зовётся Природой. Не сломай веточку, когда проходишь по лесу… Не сорви цветок, он же завянет… Не наруши лесную тишину — там же свои жители, лесные… И они тоже хотят жить… Понимаете — это здорово, это очень здорово — жить! Видеть красивую радугу и слушать, как квакают лягушки на болоте. Дышать чистым воздухом, встречать рассвет, здороваться с каждой травинкой и напиться чистой родниковой воды… А самое главное, приятно осознавать то, что в этом есть и моя маленькая заслуга..

— И моя…

-И моя…

(все, показывая на участников) — и твоя…

-И это действительно, здорово!

Участники агитбригады уходят, появляется ведущий.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня большая конкурсная программа. Ну, а какая тема — вы наверное уже почти догадались. Почему почти — да потому, что тема широкая — Беречь своё здоровье, охранять природу, заботиться об экологии своей малой Родины, своего Отечества, всей Земли. Задания будут самые разнообразные, и даже небольшие проекты, которые вы должны будете представить и защитить.

Итак, у нас 2 команды. У каждой команды должно быть своё название. В первом задании вам раздадут конкурсные листы, где вы и напишите своё название.

А оценивать выполнение заданий будет наше компетентное жюри.

Представляются члены жюри.

Викторина

Ассистенты раздают командам конкурсные листы с вопросами викторины. Оценивается полный ответ. На выполнение задания даётся — 7 минут.

  1. Природный заповедник Калужской области, учрежденный Постановлением Правительства РФ в 1997 году.

  2. С какой целью был организован национальный парк «Угра»?

  3. Какие администрации входят в состав парка?

  4. Каким является национальный парк «Угра» по своему содержанию ?

  5. Какие и сколько основных участков входят в состав парка?

  6. Какие изолированные памятники природы входят в состав парка?

  7. В каком месте Национального парка «Угра»проходит фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние»?

  8. Полотняный Завод — уникальный усадебно-фабричный архитектурный комплекс, возникший в XVIII столетии. Какие здесь сохранились две усадьбы?

  9. Под чьим предводительством в начале XVII века ополчение у села Товарково наголову разбило польско-литовских захватчиков?

Ассистенты забирают конкурсные листочки у команд, передают в жюри.

Ведущий. Итак, первое задание выполнено, переходим ко второму. А называется задание — «Спасти Планету».Все вы прекрасно знаете, какое губительное действие оказывает на нашу Планету загрязнение земли, атмосферы, воды, лесов. Выбрасываем мусор, остатки пищи, целлофановые пакеты, сжигаем вредные отходы — ото всего этого страдает экология. Каждой команде предлагается нарисовать плакат по теме, придумать слоган и представить. Оценивается оригинальность, глубина раскрытия темы, оригинальный слоган.

Ассистенты раздают участникам листы ватмана, карандаши, фломастеры. Участники выполняют задание. На задание отводится 5 минут.

Пока дети готовят конкурс «Спасти Планету, выходят участники агитбригады, читают по очереди:

Мне очень жалко, что леса

Уж не такие, как когда-то.

И реже птичьи голоса…

Теперь мы чувствуем утрату.

Мне жаль, что рубят лес и жгут,

И исчезают ели, сосны.

И у природы всё берут, берут…

А что же мы оставим после?

Прости, Земля, деревья и трава,

За грубое, жестокое вторженье.

Наверное, нельзя найти слова,

Чтоб у Природы вымолить прощенье…

Демонтрируются слайды природы. Одновременно участники агитбригады читают стихи

Чтоб Земля дышала

И жила вовек –

Береги ты Землю,

Думай, Человек!

И Земля отплатит

Вам сполна добром.

И подарит радугу

В небе голубом.

И хрусталь дождинок,

Ручеёк живой.

Всех Земля напоит

Ключевой водой!

Ясный, чистый воздух,

Сладкую росу.

Птиц и насекомых,

Волка и лису.

И ромашек – поле,

И луга в траве.

Солнца – на полнеба,

В ясной синеве.

Лесу, ветру, речке

Снова улыбнусь.

Это – моя Родина.

Это – моя Русь.

Представители от каждой команды показывают плакат, зачитывают слоган и объясняют нарисованное. Члены жюри озвучивают итоги 1 конкурса.

Звучит фонограмма весёлой песни . На «полянке» в лесу собирается группа ребят и девчонок (участники агитбригады). Кто-то играет на гитаре, поют песни. Инсценируют развязное поведение в лесу. Для костра ломают ветки, «курят», «пьют пиво», громко смеются, кричат. Музыка резко обрывается, вперёд выходит участник , читает стихотворение, во время чтения которого к нему присоединяются Девочка-Здоровье и Девочка-Болезнь. Далее стихотворение читается по ролям.

Я красив, умён – как надо!

Я не знаю докторов…

Ну, а вдруг чихну внезапно –

Мне желают «Будь здоров!»

Мне всегда смешно при этом-

Я и так здоров, как бык.

…Затянулся сигаретой,

Кайф словил. Я так привык.

А со спортом я не знался.

Только вот однажды вдруг

Кто-то робко постучался —

То зашла Болезнь-недуг.

И подкравшись к изголовью

Вдруг заводит разговор.

И слегка обняв, Здоровье

Говорит ему в упор:

Я пока что намекнула,

Знать дала, что я – не сон.

-Что, Здоровье? Пошатнулось?

-Нет, Болезнь! Пошла-ка вон!

-Что невежлива, подруга?

Да ты хоть из кожи лезь

Только ты сейчас – прислуга,

У тебя ж Хозяин есть.

Посмотри, на что похожим

Ты становишься при нём.

Как шагреневая кожа

Меньше, хуже с каждым днём.

Я пока стучусь в окошко.

А назавтра – мне поверь,

Сделать это мне несложно —

Я ногой открою дверь.

На тебя ему, Здоровье

Наплевать — опять запой,

Дым столбом. Ну, что же – скоро

Я приду к нему с косой.

У Здоровья сердце сжалось-

Всё потеряно давно.

И к Хозяину прижавшись

Горько плакало оно…

…Не пойму никак спросонья,

Это сон или всерьёз?

По лицу провёл ладонью –

Щёки мокрые от слёз.

Затрясло меня от страха!

А Здоровье: «Друг, держись!

Сделай выбор –« Жизнь иль Плаха?»

…Я, конечно, выбрал Жизнь.

Участники агитбригады уходят.

Ведущий. Я думаю, все догадались, что речь теперь пойдёт о здоровье. О том, что Здоровье — это большая ценность Человека, подаренного ему природой. И, чтобы не растратить его попусту, нужно беречь здоровье, а для этого в первую очередь нужно хотеть быть здоровым. Итак мы подошли к следующему заданию «Правила Здоровья». Каждая команда должна разработать правила жизни человека для того, чтобы не растрачивать, а укреплять своё здоровье. На выполнение задания даётся 7 минут.

Выполняется конкурс «Правила Здоровья»

Звучит фонограмма песни В.Высоцкого «Утренняя гимнастика». Участники агитбригады исполняют спортивный танец.

Жюри объявляет итоги конкурса плакатов «Спасти Планету»

Ассистенты забирают листы с выполненными заданиями конкурса «Правила Здоровья» и относят в жюри.

Вновь появляются участники агитбригады. Читают по очереди.

Мы всегда принимаем участие в Акции «Сделаем город чище»!

-Город с каждым годом краше, в том заслуга есть и наша!

-Чтоб в городе всё чистотою светилось,

Чтоб всё это было нам в радость —

— Для этого много людей потрудилось,

— Хоть много проблем и осталось.

— Стоят дома, в них можно жить,

В них можно и учиться, и трудиться.

— Но не построены пока, все те места, где детвора

Так любит отдыхать и веселиться!

— Когда-нибудь пробьёт наш час,

и скажем мы тогда для вас

Все: Мы золотые руки-мастера!

— Друзья, засучим рукава, нужны дела, а не слова

— Нам город Счастья выстроить пора!

— Построим в этом городе чудес,

— Где будут жить животные и птицы!

— Здесь будет лесопарк…

— А может парколес…

— Нет, лучше лесопаркосад,

— Чтоб жить и веселиться!

— Построим Дворец с установкой для льда,

Чтоб все, кто захочет вместились сюда!

— На месте, где был репей
Построим большой бассейн!

— Ну вот, город счастья готов наконец,

— Есть парк и театр, есть и детский Дворец,

— Бассейн и кино, и повсюду цветы,

— Мы построили всё же наш город мечты!

— Город счастья и радости, и красоты!

— Город свежего воздуха и чистоты!

Участники агитбригады уходят.

Ведущий. Ну вот мы и подошли к заключительному конкурсу «Город Счастья». Вы видите прикреплённые к доске два листа, для каждой команды. Ваша задача — создать проект города счастья, в котором бы вы хотели жить. Конечно, этот город должен быть экологически чистым, и должно быть всё для жизнедеятельности человека. Выполняют задание по 4 человека от каждой команды.

На выполнение задания — 10 минут. В это время остальные члены команды должны вспомнить какую-либо песню о природе, подготовить её.

Перед тем, как участники будут представлять конкурс «Город Счастья», жюри оглашает итоги конкурса «Правила Здоровья»

Ведущий. А теперь посмотрим , какие проекты Города Счастья подготовили нам команды. Итак, слушаем и смотрим.

Представление участниками проектов «Город Счастья»

Заключительные песни команд. В это время жюри подводит окончательные итоги.

Ведущий. А сейчас — слово жюри.

Жюри объявляют итоги. Награждение команд.

Источники:

Приложения

Ответы на викторину

  1. Это природный заповедник называется Национальный парк «Угра»

  2. Сохранить уникальные природные комплексы, объекты исторического значения — с этой целью был создан Национальный парк «Угра»

  3. В состав парка входят шесть административных районов Калужской области: Износковский, Юхновский, Дзержинский, Бабынинский, Перемышльский, Козельский.

4. Национальный парк «Угра» является историко-природным по своему

содержанию.

5. Три основных участка, объединяющие территорию Национального парка

«Угра» — Угорский, Жиздринский, Воротынский.

6. Чёртово городище в Козельском районе, Морозовское болото в

Износковском районе, озеро Тишь в Перемышльском районе входят в

состав парка как изолированные природные памятники.

7. Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» проходит в деревне

Никола-Ленивец

8. Сохранилисчь две усадьбы — Гончаровых и Щепочкиных.

9. Под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *